Трактор Т-54 – практически универсал родом из 70-х. Двигатель т 54


Т-54

Боевая масса – 36 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 100-мм пушка Д10Т1, два 7,62-мм пулемета, один 12,7-мм зенитный пулемёт. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 80 мм, башня – 200 мм.  Двигатель – В-54, 520 л. с. Скорость по шоссе – 50 км/ч. Запас хода – 350-440 км.

Если попросить специалиста назвать три лучших в мире танка, созданных в послевоенные годы, то среди них наверняка будет упомянут советский Т-54. Ведь в нем наиболее полно был осмыслен опыт применения бронетанковой техники во второй мировой войне. «Танк Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни и более мощным вооружением, чем у машин этого класса других государств,– отмечал, к примеру, западногерманский эксперт Ф. Зенгер-унд-Эттерлин. – Форма башни заслуживает самой положительной оценки!»

Усиление бронезащиты танков и самоходок вермахта в последний период второй мировой войны заставило советских конструкторов повышать огневую мощь боевых машин, в том числе наиболее массовых – средних танков. В 1944 году сотрудники конструкторского бюро Уральского танкового завода разработали самоходную артиллерийскую установку СУ-100 с дальнобойной 100-мм пушкой Д-10С, которая прекрасно зарекомендовала себя в боях. Было решено поместить Д-10С во вращающуюся башню танка, и в следующем году изготовили несколько Т-34-100.

Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров обеспечивала начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.

Но на испытаниях выявилось неприятное обстоятельство – трансмиссия машины оказалась слабой для такой артсистемы, экипаж не мог вести огонь на ходу. Однако опыт, накопленный в ходе создания усиленной тридцатьчетверки, помог при работе над модернизированным Т-44-100, а также новым танком.

После испытаний и неизбежных доводок его приняли на вооружение под обозначением «Т-54 образца 1946 года». Простой и технологичный корпус Т-54 в основном заимствовали у Т-44. Как и у того, на лобовом листе не было смотровой щели для механика-водителя, а вместо нее на крыше корпуса установили два призменных, перископических прибора наблюдения МК-1К. Лобовой лист, став монолитным, лучше переносил попадания снарядов. Более крупную башню улучшенной конфигурации, у которой толщина брони в лобовой части достигала 200 мм, также разместили в центре танка. Она несколько выходила за габариты корпуса, поэтому по бортам сделали местные утолщения. В цилиндрической маске установили пушку Д-10Т и спаренный с нею 7,62-мм пулемет СГ-43. Вертикальная наводка осуществлялась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная – электроприводом, управляемым командиром и наводчиком. Впервые на советском среднем танке установили на турели зенитный пулемет ДШК, который обслуживал заряжающий. Два курсовых пулемета СГ-43 разместили не в лобовом листе, а в бронированных коробах на гусеничных полках, оборудовав их дистанционным управлением.

Т-54 первых выпусков

 

Почти без изменений применили отработанную на Т-44 схему моторно-трансмиссионного отделения, но использовали дизель В-54 с увеличенным крутящим моментом и планетарные, двухступенчатые механизмы поворота– Напомним, что в танках с бортовыми фрикционами водители-механики при поворотах должны были неоднократно притормаживать гусеницу или пробуксовывать фрикцион, перегревая диски. А на Т-54, поставив рычаг в первое фиксированное положение, можно было разворачивать машину с постоянным радиусом около 9 м, во второе – тормозить гусеницу, а в промежуточное – плавно вести танк. Добавим, планетарный механизм позволял преодолевать без переключения передач внезапно появлявшиеся препятствия и участки тяжелого грунта– поставив рычаг в первое положение, механик-водитель увеличивал крутящий момент на ведущих колесах в 1,42 раза.

1 – пушка, 2 – маска пушки, 3 – прожектор аппаратуры ночного вождения, 4 – механизмы вертикальной наводки пушки, 5 – телескопический прицел, 6 – крупнокалиберный пулемет, 7 – прибор наблюдения, 8 – антенна, 9 – сиденье командира танка, 10 – люк командира танка, 11 – двигатель, 12 – планетарный механизм поворота, 13 – коробка передач, 14 – ведущее колесо, 15 – гусеничная цепь, 16 – опорные катки, 17 – направляющее колесо, 18 – приборы наблюдения механика-водителя, 19 – сиденье механика-водителя, 20 – рычаги управления, 21 – амбразура для пулемета.

Хотя Т-54 был тяжелее предшественника, он отличался лучшими тяговыми и динамическими характеристиками, что удалось добиться после серьезной переделки ходовой части. Например, гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и развитыми грунтозацепами, опорные катки усилили. Для парирования угловых колебаний впервые в стране на первом и последнем узлах торсионной подвески поставили лопастные гидроамортизаторы. В таком виде машину выпускали до модернизации в 1949 году.

 

Статистика показала, что 45% попаданий в танки приходилось в башню, поэтому решили прежде всего улучшить форму последней. На первых Т-54 ее снимали с маской, теперь, приподняв башню сзади, выкатывали спаренную установку на корму. башня, имевшая приближенную к полусферической форму в лобовой части, обеспечивала не только снижение массы, но и лучшую защиту. Кроме этого, ширина орудийной амбразуры на ней была уменьшена с 1000 до 400 мм, что позволило поднять монолитность башни и как следствие, защищённость. Достигнуть этого удалось за счёт замены общей маски для орудийной установки отдельными узкими прорезями для ствола орудия, пулемёта и прицела.

Пулеметы на гусеничных полках убрали, а зенитный оборудовали улучшенной турелью. В силовой установке применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, а также форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку двигателя к запуску в холодную погоду. Позже подобными агрегатами оснащали все образцы бронетанковой техники. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление машины на грунт, а верхнюю лобовую деталь, чтобы разгрузить ходовую часть, сделали тоньше – 100 мм против 120. 

 

Т-54-3 образца 1951 года

В 1951 году, в разгар корейской войны, когда на вооружение армии США поступило тактическое ядерное оружие, в том числе и ядерные артиллерийские снаряды, Т-54 вновь модифицировали.

Эта модификация называлась Т-54-3.

Новая полусферическая башня без замана – обратного скоса стала прочнее и проще в производстве. На танке появился новый прицел и улучшенные уплотнения трущихся частей, подшипников и электроприборов, защищавшие их от пыли, а также детали, к которым крепили трал.

 

В том же 1951  году появился танк Т-54А. Танк Т-54А отличался от Т-54 установкой вместо Д-10С 100-мм нарезной пушки Д-10ТГ со стабилизатором СТП-1 «Горизонт» в вертикальной плоскости и эжектором на стволе пушки для удаления пороховых газов из канала ствола при выстреле и уменьшения загазованности боевого отделения. В конструкцию силовой установки, агрегатов трансмиссии и узлов ходовой части были внесены некоторые изменения, направленные на повышение надежности их работы, а также связанные с совершенствованием технологии изготовления. Основные боевые и технические характеристики сохранились на уровне характеристик танка Т-54. Теперь танкисты могли вести прицельный огонь и на ходу. В силовой установке установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы дизеля.

 

В 1952 году провели новую, теперь уже комплексную модернизацию машины, завершившуюся появлением Т-54Б, отличавшегося от предыдущих наличием «Циклона» – стабилизатора вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это значительно повысило точность огня из пушки, которая теперь называлась Д-10Т2С, на ходу. Места командира, наводчика и механика-водителя оборудовали инфракрасными приборами ночного видения и ночным прицелом, Кроме того, Т-54 последних серий оснащались комплектом для самостоятельного форсирования водных преград. Это были труба-воздухозаборник, крепившаяся на вентиляторе, клапан для выброса за борт отработавших газов, водоотливной насос, гирокомпас и комплект для уплотнения крыши моторно-трансмиссионного отделения, маски и погона башни и амбразур. Экипированный ими танк мог, что называется, вброд преодолевать реки глубиной до 5 м и шириной 700 м.

С 1954 года небольшой серией

общий тир/аж -  100 штук) производили командирский танк Т-54К, имевший в отличие от базового образца две радиостанции Р-113, зарядный агрегат, навигационное оборудование и другую аппаратуру, из-за размещения которой пришлось несколько уменьшить боекомплект.

 

Кроме того, двумя годами раньше создали ТО-54. У него вместо спаренного с пушкой пулемета стоял автоматический пороховой огнемет АТО-1, а в носовой части размещался бак, вмещавший 460 л огнесмеси. В связи с установкой огнеметного оборудования масса танка возросла до 36,45 т. Благодаря установке огнемёта в башню танка ТО-54, прицельное огнеметание могло вестись с использованием штатного прицела ТШ2-22, углы обстрела огнемётом были такие же как и для пушки. Максимальная дальность огнеметания составляла 200 м. Емкость огнеметного выстрела составляла 20-25 литров, а процесс огнеметания был полностью автоматизирован. Огнесмесь подавалась в АТО-1, и когда на его поршень давили пороховые газы, образовавшиеся после последовательного подрыва спецпатронов, он выбрасывал струю пламени на 200-метровую дистанцию.

Боекомплект танка состоял из 19 выстрелов к пушке, 1500 патронов к курсовому пулемету, 200 патронов к зенитному пулемету ДШКМ, 20 пороховых патронов к огнемету и 20 зажигательных патронов. Емкость бака для огнесмеси обеспечивала производство 20 огнеметных выстрелов. Автоматическая перезарядка позволяла танкистам в буквальном смысле слова вести огонь очередями по 15-20 выстрелов в минуту. Серийно танк изготовлялся в Харькове на Заводе № 75 с 1955 по 1959 год. Огнемёт АТО-1 изготавливался на заводах в Свердловске и Омске. Всего было изготовлено 110 огнемётных танков ТО-54.

С 1946 года Т-54 и его модификации по всем параметрам превосходили иностранные средние танки, а его орудие было самым мощным. Лишь спустя 12 лет англичане создали более мощную танковую пушку калибром 105 мм.

На базе Т-54 у нас выпускали самоходную артиллерийскую установку СУ-122, тягач БТС-2 и подъемный кран СПК-12Г.

Производившиеся массовой серией Т-54 поставлялись странам – членам Варшавского Договора и в некоторые государства Ближнего Востока, где, кстати, успешно прошли боевое крещение. А в КНР эта машина выпускалась под маркой Т-59.

www.anaga.ru

Гайд по советскому среднему танку 9 уровня в World of Tanks

Привет всем любителям World of Tanks, с вами aces.gg! Друзья, сейчас мы поговорим об одной из самых желанных машин, легендарном советском среднем танке девятого уровня, который, по мнению многих, считается имбой – перед вами Т-54 гайд.

С Т-54 можно открыть сразу 2 средних танка 10 уровня: Объект 140 и Т-62А.

ТТХ Т-54

Начнем с очевидного, ведь в нашем распоряжении стандартный по меркам СТ одноклассников запас прочности и весьма достойный базовый обзор в 390 метров, который без труда можно довести до максимальных значений.

Теперь рассмотрим Т-54 характеристики бронирования и вот тут нам уже есть чем гордиться. Дело в том, что этот агрегат обладает крепкой башней, которая имеет очень рикошетную форму и заняв правильную позицию, можно получить множество непробитий и рикошетов.

Корпус у нашего Т-54 World of Tanks помягче, но ВЛД также расположен под хорошим углом, что позволяет неплохо танковать в некоторых ситуациях. Что же касается НЛД, бортов и кормы, эти части «тела» лучше прятать. Хотя, под хорошим углом и бортом можно потанковать.

Касательно параметров подвижности – это наше очередное преимущество. Советский танк Т-54 WoT имеет хорошую максимальную скорость, которую он уверенно набирает и держит благодаря отличной удельной мощности двигателя, да и с маневренность у нас все в полном порядке.

Орудие

Если же рассматривать вопрос с вооружением, то тут все очень интересно. Дело в том, что у нас на выбор есть два орудия, обладающие очень похожими характеристиками. Но как видно со скриншотов, первое Т-54 орудие, которое вам в любом случае придется пройти, хотя и обладает более хорошим бронепробитием (совсем незначительно), оно проигрывает в точности и ДПМе.

Однако, чтобы наш агрегат раскрыл себя полностью, лучше вкачать вторую пушку. Ее главным недостатком, как вы уже догадались, является параметр бронепробития, так что для комфортной игры желательно возить на Т-54 WoT более 50% голдового боезапаса.

Говоря об огневой мощи, этот ствол имеет небольшой разовый урон, но благодаря хорошей скорострельности танк Т-54 World of Tanks способен выдавать около 2500 единиц урона в минуту без дополнительного оборудования и перков.

С точностью дела обстоят не хуже. У нас небольшой разброс, который при правильной прокачке становится еще лучше, быстрое сведение и хорошая стабилизация, что позволяет стрелять в цель даже сходу.

Но есть еще один минус, Т-54 танк СССР имеет некомфортные углы вертикальной наводки, ствол опускается вниз всего на 5 градусов и с этим придется смириться.

Преимущества и недостатки

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что перед нами действительно очень сильный танк, наделенный большим количеством преимуществ, но как и вся техника в нашей игре, этот агрегат тоже не лишен слабых сторон и чтобы вам было проще сориентироваться, разберем их отдельно.Плюсы:• Серьезное бронирование, особенно башни;• Отличные показатели подвижности;• Достойный обзор;• Высокий урон в минуту;• Хорошие параметры точности, сведения и стабилизации.Минусы:• Слабое бронепробитие;• Некомфортные углы вертикальной наводки;• Небольшой разовый урон.

Оборудование для Т-54

Глядя на слабые стороны данного агрегата, нам ничего не остается, кроме как позаботиться о повышении его преимуществ и это замечательно. Таким образом, на Т-54 оборудование ставим следующее:1. – позволит сделать наш урон в минуту еще более серьезным.2. – значительно повысит точность орудия и позволит более результативно стрелять сходу.3. – улучшает характеристики экипажа на 5%, улучшая ДПМ, обзор, сведение и т.д.

Третьему варианту есть неплохая альтернатива – . Этот прибор отлично подходит для подвижных средних танков, особенно он актуален, если у вас еще не прокачан экипаж.

Обучение экипажа

Правильно подобрать умения для каждого члена экипажа очень важно, ведь на прокачку требуются большие затраты времени, да и получаемые бонусы сильно сказываются на вашем комфорте в бою. Ввиду этого, для наших четырех танкистов на Т-54 перки учатся в такой последовательности:• Командир – , , , .• Наводчик – , , , .• Механик-водитель – , , , .• Заряжающий (радист) – , , , .

Снаряжение для Т-54

Что же касается выбора расходников, в данном случае можно полностью придерживаться стандартов. Помня о голдозависимости этой машины, если вы хотите меньше уходить в минус, берите , , . Однако установив на Т-54 снаряжение в виде , , , вы не раз спасетесь от отправления в ангар или позволите себе затащить бой. Кстати, огнетушитель вполне можно заменить на , горим мы редко, а буст характеристик лишним не бывает.

Тактика игры на Т-54

Нет никаких сомнений, что в наших руках очень сильный и творческий танк, которому можно найти абсолютно разное применение на полях сражений и чаще всего, все будет зависеть от ситуации. Однако для результативной игры, вы должны учиться использовать все преимущества своей машины.

Таким образом, на Т-54 тактика ведения боя очень разнообразна, но благодаря высокому ДПМу, мы способны превосходно справляться с ролью поддержки. Прикрывая союзные тяжелые танки сзади, а то и самостоятельно танкуя урон, можно набивать тонны дамага и помогать продавливать направления.

Советский средний танк Т-54 WoT не хуже себя чувствует и со средними танками. При слаженной игре вы можете очень быстро прорвать фланг, отправляя врага за врагом в ангар, используя все тот же ДПМ и преимущество в бронировании.

Но помните, свой запас прочности всегда нужно беречь и чтобы у вас было больше шансов отражать атаки противника, бездумно переть вперед нельзя. Иногда на Т-54 World of Tanks лучше задержаться, занять выгодную позицию, где вражеской артиллерии будет сложнее до вас дотянуться, спрятать свой корпус и поиграть от башни.

По конец боя, когда на карте осталось мало противников, среди которых есть неповоротливая техника или сильно поврежденные танки, можно поиграть более расковано, используя преимущество в подвижности и динамике, крутить врага и отправлять его в ангар.

Другими словами, ситуаций может быть масса, от вас требуется следить за мини-картой, сильно не подставляться и стараться действовать по ситуации, использую максимум своих возможностей. А чтобы вам было легче сориентироваться, посмотрите средний танк Т-54 видео от нашего канала.

aces.gg

Трактор Т-54 (Болгар): технические характеристики, цена, отзывы

На конструктивной базе колесного трактора МТЗ-50 специалистами кишиневского машиностроительного завода в 1968 году был разработан гусеничный трактор Т-54. Новая машина, выполненная по стандартной для гусеничных машин схеме, изначально ориентирована на механизацию возделывания виноградных, технических овощных и злаковых культур.

Мощностные и другие эксплуатационные характеристики трактора не исключают его применения в широком спектре сельскохозяйственных работ. Этому способствует наличие бортовой гидравлики, возможность работы машины с лентами гусеничного хода разной ширины. Модификация базовой версии Болгар Т-54В получила достаточно комфортную кабину и силовой агрегат повышенной мощности марки Д-50.

Фото: гусеничный трактор Т-54В

О популярности трактора за рубежом свидетельствует начало производства этой машины на Карловском машиностроительном заводе в Болгарии. После удовлетворения внутреннего спроса, значительная часть новых узкоспециализированных машин стала поставляться в страны СЭВ.

Технические характеристики

В конструкцию трактора заложена возможность эксплуатации с разными видами навесного оборудования. При разработке кабины, навесной системы и ходовой части использованы оригинальные технические решения.

  • Стандартная модель 2-го тягового класса, рассчитана на обработку междурядий шириной от 1,5 метра.
  • Более поздние узкоспециализированные модификации Т-54В-С1 и Т-54В-С2 с шириной колеи 950 и 850 мм предназначены для обработки виноградников с междурядьями шириной 2 и 1,5 метра.
  • Конструкторы успешно справились с компоновкой основных узлов и агрегатов, поэтому машина с базой 1600 мм и весом более 3-х тонн получилась достаточно компактной, в пределах 3365 х1050 х2170 мм.
  • Благодаря наличию гусеничного хода, удельная нагрузка на грунт минимальная, на уровне 0,57 -0,60 кгс/кв. см.

Остов трактора двух лонжеронный, характерного для минских машин полурамного типа с поперечным силовым элементом.Помимо корпуса заднего моста, ходовой части и трансмиссии в конструкции использованы демпферные свойства поперечных торсионов.

МодельТ-54
ДвигательД-50
Мощность, л.с.50
Расход топлива, г/л.с час195
Объем топливного бака, л100
Габариты, мм3365 х1050 х2170

Силовой агрегат и трансмиссия

Гусеничный трактор Т-54 укомплектован отлично зарекомендовавшим себя на колесных машинах МТЗ-50 рядным дизельным двигателем Д-50 литровым объемом 4,75 и мощностью 50 л.с. Гибкие тяговые параметры силового агрегата с вихрекамерным образованием рабочей смеси обеспечиваются 12%-м запасом мощности крутящего момента.

Комплектация предусматривает возможность применения надежной и эффективной системы предпускового подогрева П16Е, гарантирующей беспроблемный запуск двигателя электростартером при низкой температуре воздуха.

При небольшом расходе дизельного топлива в пределах 195 г/л.с час, полутора- или двухсменная автономность работы тракторного агрегата обеспечивается 100-литровой емкостью бака.

  • Крутящий момент передается на многоступенчатую коробку передач. Восемь скоростей переднего хода позволяют водителю выбрать рабочий или транспортный режим в пределах от 1,2 до 16,3 км/ч. Для двух задних передач эти показатели составляют 2,16 — 3,75 км/ч.
  • Муфта сцепления однодисковая сухая, постоянно-замкнутого типа с механическим выключением.
  • Долговечность главной передачи повышена за счет применения конических спиральных шестерен.
  • Направление движения трактора производится рычажным управлением бортовыми фрикционами и включением ленточных тормозных механизмов.

Для полноценной активации навесного устройства трансмиссия оснащена двухрежимным валом отбора мощности. В конструкцию трактора также входит бортовая раздельно-агрегатная гидравлика с тремя цилиндрами и золотниковым распределителем, унифицированная прицепная скоба и механизм задней навески.

Кабина Т-54 одноместная, закрытая, вентилируемая с обогревом от радиатора двигателя. Характерная особенность этой конструкции — комфортное сидение водителя с регулируемой торсионной подвеской, круговой обзор, съемные окна и двери, наличие стеклоочистителя и зеркал заднего вида.

Преимущества и недостатки

По своей конструкции Т-54 относится к ассортименту узкопрофильной тракторной техники, предназначенной для выполнения специальных видов работ. Эксплуатационники дают высокую оценку:

  • надежной конструкции ходовой части с подрессоренной подвеской;
  • возможности установки стандартной или расширенной гусеничной ленты, не уплотняющей структуры грунта на посевных и посадочных площадях;
  • высокой унификации запасных частей двигателя и гидравлики с ремонтным ассортиментом минских машин.

В тоже время узкая виноградная специализация Т-54 ограничивает применение этой машины в сельскохозяйственных полевых работах.

Несмотря на предварительный прогрев, стартерный запуск двигателя при минусовых температурах создает немало проблем.С учетом нашего непростого климата оправдана замена штатного электростартера на карбюраторный пусковой двигатель ПД-10.

Владельцев этих тракторов существенно напрягает дефицит запасных частей для трансмиссии и ходовой части.

Видео: Болгар Т-54 в работе

Цена Т-54 нового и б/у

Все версии этого трактора давно сняты с производства, поэтому вероятность покупки новой машины практически нулевая. Если такой вариант представится, за Т-54 с заводской комплектацией запросят не менее 100-120 тысяч грн (4000 – 5000$).

Машину с умеренным пробегом можно купить за 3000-3200 у.е., но таких предложений с каждым годом становится все меньше. Отдавая предпочтение одной из модификаций, следует учитывать существенный дефицит запасных частей и комплектующих. Полное восстановление выработавшей полный ресурс машины в большинстве случаев потребует много времени и материальных средств.

Аналоги

Более совершенной модификацией базовой модели Т-54 являются идентичные по мощности и назначению тракторы Т-70, которые с небольшими доработками серийно производились до 2008 года. Индексы В и Х определяют спецификацию машины для работы на виноградных и хмелевых плантациях.

В эту категорию также входят тракторы ВТ-100ДС и ВТ-100ДП, но эти машины относятся к тяговой классификации 3 и 4 Н/м.

Отзывы владельцев

В свое время проходил летнюю практику на тракторе Т-54, который из-за узких гусениц в обиходе называли «стилягой». За отсутствием виноградников, вытаскивал на силосную яму грузовики с зеленой массой, обрабатывал плантации сахарной свеклы. Машина оставила приятные воспоминания. С запуском проблем не было, за целый месяц ни единой поломки. Если бы я был конструктором, обязательно сделал бы удобней кабину и увеличил бы общую площадь остекления.Андрей

Для гусеничного трактора, особенно весной и осенью работа в деревне всегда найдется, поэтому часть сбережений вложил в покупку подержанного Т-54. Спора нет, машина по замыслу и исполнению неплохая, но напрягает отсутствие запасных частей, выручают друзья и знакомые. Детали ходовой части, в том числе гусеничные траки восстанавливаю наплавлением и проточкой, самое необходимое приходится докупать. Впрочем, жаловаться грех, приработки с запасом хватает на горючку и на ремонт. Уверенно тянет трехкорпусный плуг с набором борон, пробовал транспортировать тяжелый прицеп с бетонными плитами, тоже никаких проблем. Колесники более универсальные, но и у гусеничных машин немало преимуществ.Сергей Васильевич

agromania.com.ua

Средний танк Т-54 - 1 Июля 2010

Средний танк Т-54

Средний танк Т-54 был создан на базе среднего танка Т-44 в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством А.А. Морозова в 1946 г. и в процессе разработки имел обозначение "Объект 137". В 1946 году был принят на вооружение Советской Армии. Серийное производство было организовано в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. В ходе производства проводилась модернизация танка без изменения его марки.

Танк разработан по классической схеме компоновки с традиционным размещением экипажа в башне: слева от пушки находились командир танка и наводчик, справа - заряжающий. Поперечное расположение двигателя в кормовой части корпуса позволило за счет сокращения длины моторно-трансмиссионного отделения увеличить размеры боевого отделения и впервые установить на среднем танке 100-мм пушку.В отличие от предшествующих танков при монтаже пушка заводилась дульным срезом вперед в амбразуру башни, наклоненной в сторону носовой части корпуса, поэтому амбразура имела небольшую ширину (400 мм). Это улучшало защищенность лобовой части башни, однако несколько усложняло замену пушки в войсковых условиях.Благодаря принятой схеме общей компоновки башню удалось сместить в сторону кормы танка и расположить на подбашенном листе корпуса люк механика-водителя. Это дало возможность значительно усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия люка в верхнем лобовом листе, толщина которого была увеличена до 120 мм при угле наклона 60 градусов. В то же время смещение люка механика-водителя влево от продольной оси корпуса потребовало от водителей определенных навыков вождения при преодолении ограниченных проходов.

Первоначально полусферическая литая башня имела в нижней части по всему периметру "заман" (обратный скос), который представлял ослабленную зону броневой защиты и поэтому был устранен на последующих выпусках танков при модернизации. Повышение защищенности танка при заданном ограничении массы в 36 тонн было достигнуто, кроме того, плотной компоновкой агрегатов и систем.

Вооружение танка включало 100-мм нарезную пушку Д-10Т, спаренную с пулеметом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект пушки составлял 34 выстрела с осколочными и бронебойными снарядами. Бронебойный снаряд на дальности 2000 м пробивал вертикально расположенную броню толщиной 155 мм. Конструкция пушки оказалась настолько удачной, что без особых изменений она свыше 40 лет состояла на вооружении серийных модификаций танков Т-54 и Т-55.

Установленный в танке двигатель В-54 являлся дальнейшим развитием конструкции дизеля типа В-2. Запас хода танка составлял 330 км при возимом запасе топлива 730 л.Механическая трансмиссия на танках первых выпусков состояла из входного редуктора (гитары) с принудительной смазкой и стальным картером, многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными синхронизаторами, механизма поворота и простых однорядных бортовых редукторов. В качестве механизма поворота были применены двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивающие получение двух расчетных радиусов поворота, а также возможность кратковременного увеличения силы тяги при прямолинейном движении без переключения передач за счет одновременного перевода рычагов управления в первое положение.

Подвеска танка индивидуальная, торсионная с лопастными гидроамортизаторами на передних и задних узлах. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром, имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом и развитые грунтозацепы, первоначально была шириной 500 мм.В танке была применена углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования, а снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47. Танк разрабатывался без учета возможности движения под водой.

Модернизация Т-54

При модернизации на танк Т-54 были установлены новая башня, не имевшая обратных скосов по нижнему периметру, и один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Телескопический прицел наводчика ТШ-20 был заменен на прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением. Кроме того, с 1951 г. на танке были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм и изменена конструкция гитары. Для сохранения заданной предельной массы для среднего танка толщина верхнего лобового листа корпуса была уменьшена со 120 до 100 мм. Максимальная толщина лобовой части башни (200 мм) и бортовых листов корпуса (80 мм) остались неизменными.На базе танка Т-54 были созданы командирский танк Т-54К и огнеметный танк ТО-54. Командирский танк был разработан в 1954 г. и принят на вооружение в 1958 г. Он отличался от линейного танка наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата для питания потребителей при длительной работе на стоянке. Курсовой пулемет СГМТ был сохранен.

С использованием узлов и агрегатов танка Т-54 были разработаны и серийно производились самоходные установки СУ-122 и ЗСУ-57-2, мостоукладчик МТУ, бронетягач БТС-2 и самоходный кран СПК-12Г. Часть танков была приспособлена для навешивания минного каткового трала ПТ-54, танкового бульдозера БТУ, снегоочистителя СТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54.Танк Т-54 имел две модификации - Т-54А и Т-54Б. Экспорт танка Т-54 и его модификаций осуществлялся в 39 стран мира.

Средний танк Т-54А

Средний танк Т-54А был разработан в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством Л.Н. Карцева и принят на вооружение в 1955 г. Серийное производство осуществлялось с 1955 г. по 1957 г. в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске.

Впервые в советском танкостроении на серийном танке устанавливалась пушка Д-10ТГ со стабилизатором в вертикальной плоскости СТП-1 "Горизонт" и эжектором для продувки ствола от пороховых газов после выстрела. Эти технические решения послужили началом большой работы конструкторов в этой области и в конце первого послевоенного периода все танки, состоявшие на вооружении Советской Армии, имели двухплоскостной стабилизатор пушки для ведения прицельной стрельбы с ходу и эжектор для снижения загазованности боевого отделения.

В силовой установке появился ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы двигателя.Для механика-водителя был введен инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, принятый на вооружение в 1951 г. В качестве средств связи использовались радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120.На базе Т-54А был создан командирский танк Т-54АК, который был принят на вооружение в 1958 г. Он состоял в серийном производстве и отличался от линейного танка установкой дополнительной радиостанции Р-112 у командира машины и зарядного агрегата в отделении управления. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена.

Средний танк Т-54Б

Средний танк Т-54Б был разработан в Нижнем Тагиле конструкторским бюро во главе с Л.Н. Карцевым. На вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 11.09.1956 г. Серийное производство было организовано с 1957 г. по 1959 г. в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске.

В качестве основного вооружения использовалась пушка Д-10Т2С со стабилизатором СТП-2 "Циклон" в двух плоскостях наведения. В боекомплект пушки, кроме осколочно-фугасных выстрелов, входили выстрелы с бронебойно-подкалиберными и бронебойно-кумулятивными снарядами.Были введены: инфракрасные ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11 и ночной прибор командира ТКН-1, вращающийся полик боевого отделения, улучшавший условия работы членов экипажа в башне, новая конструкция механизма поворота башни. Танк был оснащен инфракрасными прожекторами: Л-2, смонтированным на орудийной маске и ОУ-З на командирской башенке.

В топливную систему был добавлен третий наружный бак, всвязи с чем, запас возимого топлива возрос до 1212 л, а запас хода танка - до 430 км. На серийном отечественном танке впервые было установлено оборудование для подводного вождения (ОПВТ), позволявшее преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м. Ограничение времени движения под водой было вызвано опасностью перегрева двигателя, так как при установке ОПВТ герметизировалась крыша моторно-трансмиссионного отделения. Часть танков была приспособлена для работы с минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М.На базе Т-54Б был создан командирский танк Т-54БК, принятый на вооружение в 1958 г. Он отличался от линейного танка установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112, навигационного оборудования и зарядного агрегата АБ-1-П/30. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена.

Средний танк ОТ-54

Танк ОТ-54 создавался на базе Т-54 и Т-55 с установкой автоматических огнеметов АТО-54 и АТО-200 соответственно вместо спаренного пулемета в башне танка. Выброс огнеметной смеси осуществлялся порционно струйно, объём смеси в одном выстреле составлял 6-8 литров. Такая конструкция позволяла расширить огневые возможности, сохраняя все характеристики линейного танка по защите, подвижности и вооружению, не изменяя его внешний вид.Танки, оснащённые данными огнеметными системами, могли метать огнесмесь на дальность до 160 м со скорострельностью до 20 выстрелов в минуту.

Средний танк Т-54M

Средний танк Т-54М являлся модернизированным вариантом танка Т-54. Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 18.03.1977 г. и выпускался заводами капитального ремонта.Модернизированный танк отличался применением агрегатов, систем и приборов, разработанных для танка Т-55. К ним относились 100-мм нарезная пушка Д-10-Т2С с боекомплектом 43 выстрела, стабилизатор вооружения "Циклон"М, лазерный дальномер КДТ-1, прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания, ночные ИК-приборы командира и наводчика, два пулемета ПКТ с боекомплектом 3500 патронов и зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов.Кроме того, в танке устанавливался двигатель В-55 или В-55В мощностью 426 кВт (580 л.с.), а также системы ПАЗ, ППО и ТДА. Все танки были приспособлены для навешивания минного трала КМТ-4 или КМТ-6. Боевая масса модернизированной машины возросла до 36,5 т.На базе Т-54М выпускался командирский танк Т-54МК. Он отличался от базового установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112, зарядного агрегата и ТНА-4.

Вариант танка Т-54А, прошедший аналогичную модернизацию, назывался Т-54АМ.

Характеристики

Боевая масса, т36,4
Экипаж, чел.4
Размеры, мм
Длина с пушкой вперед9000
Длина корпуса6040
Ширина3270
Высота по крышу башни2400
Клиренс425
Пушка
Марка пушкиД-10ТГ
Калибр100
Боекомплект
Снарядов 100-мм34
Патронов 12.7-мм200
Патронов 7.62-мм3500
Двигатель
МаркаВ-54
ТипДизельный
Мощность двигателя, л. с.520
Максимальная скорость, км/ч50
Запас хода, км440
Препятствия
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0.8
Преодолеваемый ров, м2.7
Преодолеваемый брод, м1.4

3v-soft.clan.su