Немецкий танк Пантера II. Двигатель танк пантера


Пантера F и Пантера 2. Немного о вундерваффе. Часть 2: bobbie_hamilton

Поскольку ЖиЖа не позволяет публиковать такие большие фрагменты текста, приходится дробить их. В предыдущей части я опубликовал главу из книги Максима Коломийца "Тяжелый танк "Пантера": Самая полная энциклопедия", посвященную танку "Пантера II", а сейчас я поделюсь с вами главой о танке "Пантера F". Как и в предыдущей части, иллюстративный материал я частично собрал сам, а частично заимствовал из электронной версии книги, снабдив его своими подписями.

ТАНК «ПАНТЕРА» Ausf. F И ВОЗМОЖНЫЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ВАРИАНТЫ

Во многих публикациях проекты танков «Пантера II» и «Пантера» Ausf.F часто рассматривают как взаимосвязанные между собой и являющиеся продолжением друг друга. А между тем это две совершенно разные модификации машины, которые создавались как совершенно независимые проекты.

Как уже говорилось выше, с конца 1942 года «Пантера II» создавалась в качестве замены для «Пантеры» Ausf.D и сначала отличалась от последней только более мощным бронированием. Идея использовать в «Пантере II» те же моторно-трансмиссионные агрегаты, что и в «Королевском тигре», появилась позже.

А работы по новой модификации Ausf.F начались уже после прекращения проектирования «Пантеры II». Новая машина предполагалась для замены находящейся в серийном производстве модификации Ausf.G. При этом шасси оставалось практически без изменений, а вот башню предполагалось заменить другой и установить так называемую «Schmalturm» («шмальтурм», «узкая» башня).

Путаница с отождествлением и эволюцией проектов «Пантеры II» и Ausf.F в послевоенной истории получилась в результате неверного толкования одной фразы в одном оригинальном документе.

В отчёте, датированном 10 февраля 1943 года, говорилось, что опыт, полученный на Восточном фронте, показал недостаточное бронирование «Пантеры». Исходя из того, что эти танки не участвовали в боях до лета 1943 года, известный немецкий историк бронетанковой техники Вальтер Шпильбергер предположил, что дата в документе ошибочна, и речь идёт о 1944 годе. В результате он посчитал, что над проектом «Пантеры II» продолжались работы ещё и в начале 1945 года. А это привело к ошибочной гипотезе об объединении проекта установки 88-мм пушки KwK 43 L/71 в башне «шмальтурм» и шасси «Пантеры II». Разобравшись в этом деле, Шпильбергер исправил эти неправильные данные в своих более поздних работах, но ранее опубликованная информация уже пошла «гулять» по страницам различных изданий и в сети Интернет.

Проектирование «Пантеры» Ausf.F в первую очередь тесно связано с разработкой новой башни «шмальтурм». Попытки как-то изменить конструкцию башни «Пантеры» предпринимались уже в 1943 году — немецкие инженеры пытались сделать её передний броневой лист более узким для уменьшения вероятности попадания в него снарядов противника. Кроме того, планировалось увеличить толщину брони этого листа до 120 мм и изменить угол его установки таким образом, чтобы предотвратить рикошет бронебойных снарядов вниз, в крышу корпуса.

Первые эскизные проработки такой башни были представлены компанией Rheinmetall, датированные 1 марта 1944 года. Эта конструкция именовалась как «Turm — Panther (schmale Blende)» — «башня „Пантеры“ с узкой маской». В этом проекте учитывались новые требования к вооружению танка, выдвинутые управлением вооружений сухопутных войск. Так, на крыше башни предусматривался специальный броневой выступ для установки дальномера, а вместо телескопического на этом этапе рассматривалась возможность использования перископического прицела пушки. Толщина брони башни составляла: лобовой лист — 120 мм при наклоне 12 градусов, бортовые и кормовой — 60 мм при угле 25 градусов, крыша — 40 мм при наклоне 17 и 7 градусов. Большинство элементов внутреннего оборудования оставались как и на «Пантере» Ausf.G, вооружение — 75-мм пушка KwK 42 L/70 и пулемёт MG 34 — оставалось прежним.

Весной 1944 года дальнейшую разработку конструкции новой башни передали от компании Rheinmetall компании Daimler-Benz. Одновременно с этим отдел испытаний танкового вооружения (Wa.Prüf.6) выдал «Даймлеру» тактико-технические требования для проектирования «узкой» башни, основные из которых были следующими:

  • «Устранение возможности рикошетирования снарядов от маски пушки вниз, в крышу корпуса.
  • Увеличение броневой зашиты без соответствующего увеличения массы башни.
  • Уменьшение фронтальной обстреливаемой проекции без уменьшения внутреннего пространства башни, необходимого для обслуживания пушки.
  • Установка дальномера.
  • Замена спаренного пулемёта MG 34 на MG 42.
  • Уменьшение стоимости изготовления башни.
  • Установка необходимых приспособлений, позволявших при необходимости силами экипажа быстро переоборудовать танк либо в командирскую машину (BefehlsPanther), либо в машину с инфракрасными приборами, способную вести ночной бой».

Учтя эти технические требования, компания Daimler-Benz разработала свой проект «узкой» башни, конструкция которой (не считая стоимости вооружения и оптики), позволяла уменьшить затраты на её изготовление на 30–40 %. При этом, несмотря на значительное увеличение толщины бронирования, её расчётная масса (7,565 тонны) была даже чуть меньше, чем у серийной на танке Ausf.G (7,665 тонны). Удалось значительно уменьшить площадь, подверженную фронтальному обстрелу при сохранении внутреннего рабочего объёма. При этом диаметр погона в свету оставался таким же, как у серийных «пантер» — 1650 мм.

После разработки «узкой» башни, предназначенной для установки на шасси «Пантеры» Ausf.G, которое почти не подвергалось изменению, появилось новое обозначение танка — Ausf.F.

Первые экспериментальные образцы «узких» башен изготовили летом 1944 года, и в августе одну из них установили на шасси «Пантеры» Ausf.G.

Башня Smallturm во дворе фирмы Daimler-Benz

Башня Smallturm на шасси "Пантеры G". На третьем фото башня установлена на другом шасси - это хорошо заметно по нанесенному на корпус циммериту. Эти два танка с определенной натяжкой могут считаться прототипом "Пантеры F". Не исключено, что оба прототипа успели повоевать - весной 1945-го в Третьем Рейхе в бой шло все, что могло ездить и стрелять. Однако, достоверные данные об участии "Пантер F" в боевых действиях отсутствуют.

Новая башня имела значительно более узкий (по сравнению с серийной) лобовой бронелист башни (примерно 950 мм сверху и 1500 мм внизу), что позволило уменьшить площадь, подвергаемую обстрелу. За счёт уменьшения габаритов стало возможным увеличить толщину бронирования.

В Schmalturm устанавливалась модернизированная 75-мм пушка, KwK 44/1 L/71, разработанная чешской компанией Škodawerke. У нового орудия тормоз отката и накатник «переместились» под ствол (на KwK 42 они располагались справа и слева от ствола). Пушка получила новый тип маски, аналогичный маске «Королевского тигра», а также люльку изменённой конструкции. Воздушный компрессор для продувки канала ствола после выстрела заменили воздушным насосом, который в виде дополнительного цилиндра окружал накатник. Пушка KwK 44/1 не имела дульного тормоза, хотя на нескольких первых образцах этих орудий он присутствовал. В результате, усилие отдачи увеличилось с 12 до 18 тонн.

Поворот башни осуществлялся гидравлическим приводом, который, в свою очередь, приводился в действие от вала, идущего от двигателя к трансмиссии. Для точного наведения на цель и медленного поворота башни использовавшееся ранее на «пантерах» управление с помощью ног заменили на ручное. Максимальная скорость, с которой башня могла вращаться с помощью гидравлики, составляла 360 градусов за 30 секунд.

Существовал и дублирующий ручной поворотный механизм — один оборот маховика соответствовал повороту на 0,405 градуса. Таким образом, повернуть башню на 360 градусов можно было за 4 минуты. Если танк накренялся на один борт, заряжающий мог работать с дополнительным маховиком поворота и тем самым помогать наводчику поворачивать башню. В целом механизм поворота башни Schmalturm получился более дешёвым, имел меньшую массу и размер, чем использовавшийся на «пантерах» до этого. Это произошло главным образом за счёт отказа от двух дифференциалов и многодисковой предохранительной муфты, использованных в башнях предыдущих модификаций танка.

Также заменили механизм вертикального наведения, который стал более компактным и дешёвым. Он обеспечивал пушке подъём на 20 и снижение на 4 градуса.

Была модернизирована и командирская башенка — её сделали ниже и, соответственно, она представляла меньшую цель. Как и предыдущий, на Ausf.G, корпус башенки отливался, в нём имелось семь гнёзд для установки перископов. Внутри башенки монтировалось специальное кольцо, на котором можно было закрепить стереотрубу, турель зенитного пулемёта или инфракрасный прибор ночного видения. В нижней части башенки был предусмотрен азимутальный указатель.

Вместо пулемёта MG 34 теперь устанавливался MG 42 — это было связано с тем, что танковый вариант MG 34 к этому времени уже не производился. Для установки MG 42 пришлось разработать совершенно новый кронштейн, закреплённый на люльке пушки. Под ним располагались две сумки: одна для питания патронами, другая — для сбора стреляных гильз.

Первоначально планировалось устанавливать в «узкой» башне монокулярный шарнирный телескопический прицел TZF 13, разработанный компанией Leitz. Он имел переменное увеличение — х2,5 и х6. В первом случае поле зрения составляло 28, во втором — 12 градусов. Однако компания Leitz изготовила только два образца прицела TZF 13: один в октябре 1944-го, а другой — в январе 1945 года. Это было связано с тем, что осенью 1944 года было принято решение об установке в серийные башни «шмальтурм» перископического прицела SZF 1 со стабилизированным полем зрения. Головка перископа выступала из отверстия в крыше башни и защищалась специальным броневым колпаком. Компания Leitz должна была изготовить опытную серию из 10 прицелов SZF 1, но сумела собрать только 9 штук: пять в период с сентября по декабрь 1944-го, а четыре модернизированных — в январе и феврале 1945 года. В январе 1945 года был выдан заказ на первую серийную партию из 1000 SZF 1, но к их изготовлению так и не приступили.

По первоначальному проекту заряжающий «узкой» башни получил перископ, смонтированный в крыше. Однако уже в ходе серийного производства от него отказались, а отверстие, предназначенное для его установки, закрыли броневой заглушкой.

Как уже говорилось выше, в башне «шмальтурм» предусматривалась установка дальномера. Для этого выбрали образец с базой 1,32 м, увеличением х15 и полем зрения 4 градуса, спроектированный компанией Zeiss. Окончательная отработка образца планировалась на апрель, а начало массового производства — на июль 1945 года. Однако до конца войны компания Zeiss не смогла изготовить ни одного образца дальномера.

Ещё одним любопытным решением при изготовлении «узкой» башни являлось то, что крышка заднего эвакуационного люка изготавливалась из отходов, получаемых при вырезании отверстия для люка в заднем бронелисте. Эта мера позволяла в какой-то мере экономить броневой прокат.

Осенью 1944 года были утверждены изменения (помимо введения «узкой» башни), которые предполагалось внести в конструкцию «Пантеры» Ausf.F по сравнению с модификацией Ausf.G. Так, увеличивалась с 16 до 25 мм толщина крыши корпуса, вводились люки механика-водителя и радиста новой конструкции (при открывании крышка сначала слегка поднималась, а затем сдвигалась в сторону), модернизированный кронштейн перископа механика-водителя, а курсовой пулемёт MG 34 заменён на штурмовую винтовку StG 44 («Штурмгевер») в шаровой установке.

Из радиооборудования на «Пантере» Ausf.F предполагалось использование радиостанции Fu 5, смонтированной в корпусе. Но при необходимости в башне можно было легко установить дополнительные радиостанции, в результате чего обычный танк превращался в командирский. Для этого на всех танках предусматривалась установка двух дополнительных антенных вводов.

На серийных образцах «Пантеры» Ausf.F предусматривалось использование опорных катков с металлическим бандажом и внутренней амортизацией, которые разрабатывались ещё для «Пантеры II». 20 февраля 1945 года отдел испытания танкового вооружения сообщил, что установку таких катков предполагается начать в мае 1945 года, в том числе и на танки модификации Ausf.G.

Первоначальный график выпуска «Пантеры» Ausf.F (с «узкой» башней) рейхсминистерство вооружения утвердило 26 октября 1944 года. При этом планировалось подключение к изготовлению этих танков заводов ещё двух фирм. Согласно графику, первые серийные машины модификации Ausf.F должны были покинуть заводские цеха в марте 1945 года.

Наиболее реальный облик так и не появившейся на свет серийной "Пантеры F"

Однако уже 30 января 1945 года в программу выпуска внесли некоторые коррективы. Теперь компания Krupp-Gruson должна была сдать свои первые «пантеры» в июне, а компания Nibelungenwerke — в августе 1945 года. Одновременно с этим к июню 1945 года предусматривался полный переход на установку «узких» башен на всех выпускаемых «пантерах», в том числе и модификации Ausf.G.

Однако ни одной «Пантеры» Ausf.F на немецких предприятиях изготовить так и не удалось. В сентябре 1945 года на допросе американцами представителей компании MAN последние сообщили, что их фирма не собрала ни одной «Пантеры» Ausf.F.

Что касается Daimler-Benz, то она должна перейти на выпуск модификации Ausf.F начиная с 2229-го серийного танка. А на момент прекращения производства 24 апреля 1945 года компания изготовила 1929 машин (250 Ausf.D, 675 Ausf.А и 1004 Ausf.G) — примерно на 300 машин Ausf.G меньше, чем по намеченному плану. Таким образом, до выпуска «Пантеры» Ausf.F дело не дошло и здесь.

Но существовали и другие варианты дальнейшего развития данного типа танка. Правда, до реализации их в «металле» дело так и не дошло.

Ещё осенью 1944 года фирма Krupp предложила вариант установки 88-мм пушки KwK 43 L/71 (такой же, как на танке «Королевский тигр») в «узкой» башне, спроектированной для «Пантеры» Ausf.F. Чертёж такой установки, датированный 18 октября 1944 года, был представлен на рассмотрение в отдел испытания танкового вооружения. Присутствовавшие при этом представители компании Krupp пояснили, что основным принципом их проектирования являлась установка 88-мм орудия в «узкой» башне с минимальными переделками последней. 4 декабря 1944 года между фирмой и военными был заключён договор на детальное проектирование башни с таким вооружением для танка «Пантера» Ausf.F.

Одновременно с компанией Krupp договор на разработку «шмальтурма» с 88-мм орудием подписала и фирма Daimler-Benz. Имея определённый опыт по созданию «узких» башен, последняя представила свой проект раньше, чем Krupp.

На заседании «танковой комиссии», проходившем 23 января 1945 года, полковник Хольцхауэр (руководитель отдела испытания танкового вооружения) сообщил, что компания Daimler-Benz представила свой вариант башни, который имел увеличенный на 100 мм диаметр погона и изменённую форму кормового листа — он был установлен вертикально для увеличения внутреннего объёма. По расчётам, масса танка с таким вооружением (по сравнению с вариантом 75-мм пушки) возрастала примерно на тонну.

У конструкторов фирмы Krupp при проектировании возник ряд технических проблем, связанных с монтажом 88-мм артсистемы в «узкую» башню, в результате чего их проект был готов позже «даймлеровского». Так, в своём письме в отдел испытания танкового вооружения, направленном 12 февраля 1945 года, они сообщали, что 88-мм пушка KwK 43 может быть установлена в «шмальтурм» только при условии смещения цапф орудия на 350 мм вперёд. Учитывая тот факт, что размер башни под 88-мм пушку оставался таким же, как и для 75-мм орудия, инженеры компании Krupp просили военных уточнить несколько моментов, необходимых для продолжения работы.

Во-первых, было неясно, будет ли внутренний объём башни достаточным для работы заряжающего (габариты 88-мм выстрелов пушки KwK 43 были существенно больше 75-мм «пантеровских»). Для выяснения этого момента представители фирмы предлагали изготовить деревянную модель башни с 88-мм орудием и проверить всё на практике.

Во-вторых, инженеры компании Krupp не знали, устроит ли военных предложенная ими форма бронировки маски пушки.

В-третьих, расчёты показывали, что установка 88-мм орудия приведёт к смещению центра тяжести башни и увеличения её массы примерно на 900 кг. Для продолжения проектирования требовалось согласие заказчика (военных) на такие изменения.

20 февраля 1945 года «танковая комиссия» рассмотрела проекты «узкой» башни с 88-мм пушкой KwK 43, представленные компаниями Krupp и Daimler-Benz. Причём к этому времени последняя, помимо эскизных чертежей и расчётов, изготовила деревянный макет башни в натуральную величину.

В ходе обсуждения свои достоинства и недостатки выявились у каждого проекта. В результате представители отдела испытания танкового вооружения и управления вооружений сухопутных войск предложили компромиссный вариант. Проектирование самой башни поручили фирме Daimler-Benz — за основу брался предложенный ею вариант с уширенным погоном, но с наклонной задней стенкой, как в «узкой» башне с 75-мм орудием. На долю компании Krupp досталась доработка 88-мм орудия KwK 43 для монтажа в «даймлеровскую» башню, а также проектирование самой установки и бронировки маски пушки.

Несколько дней спустя, 27 февраля 1945 года, в отделе испытания танкового вооружения прошла встреча с представителями обеих фирм, посвящённая разработке «узкой» башни с 88-мм орудием для танка «Пантера» Ausf.F. В результате обсуждения были выработаны следующие требования:

— Угол возвышения орудия должен был составлять 15, а угол снижения — 8 градусов.

— Предполагалось использовать в качестве вооружения уже хорошо освоенную в производстве 88-мм пушку KwK 43 L/71 от танка «Королевский тигр». При этом орудие подвергалось переделке — тормоз отката и накатник, в «базовом» варианте размещавшиеся сверху над стволом, теперь устанавливались снизу. Кроме того, пушка лишалась дульного тормоза, что потребовало усиления противооткатных устройств, а цапфы орудия переносились вперёд, как предлагали инженеры компании Krupp.

— В лобовом листе башни должны были быть только отверстия для установки орудия и пулемёта. Вместо телескопического предполагалось использование перископического прицела SZF 2 или SZF 3, при этом прицел должен был иметь стабилизированное поле зрения.

— Как и в варианте «узкой» башни для 75-мм орудия, для 88-мм пушки предусматривалась установка перископа. При этом предполагалось изучить возможность использования для этого уже имевшихся в производстве образцов с базой 1,32 или 1,65 см.

— Диаметр погона башни в свету предполагалось увеличить на 100 мм (до 1750 мм) для облегчения работы заряжающего и всего экипажа в целом.

— Боекомплект должен был составлять 56 унитарных выстрелов. Последние предполагалось размещать на вновь спроектированных для этого стеллажах внутри корпуса. Кроме того, несколько выстрелов должны были укладываться в башне.

— Общая конструкция башни должна была быть практически такой же, как и у «шмальтурм», спроектированной для 75-мм пушки. Командирская башенка также использовалась с данного проекта.

8 марта 1945 года представитель отдела испытания танкового вооружения управления вооружений сухопутных войск полковник Крон обратился к компании Krupp с просьбой предоставить к 12 марта окончательно разработанный проект бронировки маски пушки. 14 марта 1945 года перспективы проектирования «Пантеры» с 88-мм орудием и дальнейшие возможные варианты развития конструкции этого танка обсудили в присутствии генерала-инспектора танковых войск Г. Гудериана.

Представители фирм Daimler-Benz и Krupp сообщили о ходе работ по данной машине. Так, в части боекомплекта, удалось разместить в башне 15 выстрелов к пушке, и ещё 50–54 предполагалось расположить в корпусе танка. Таким образом, возимый боекомплект получался больше, чем по первоначальным требованиям. По заявлению инженеров обеих компаний, общая масса нового танка превышала таковую у «Пантеры» Ausf.F с 75-мм орудием всего на одну тонну.

Представители управления вооружений сухопутных войск заявили, что изготовление первого образца танка с 88-мм орудием в башне из неброневой стали планируется к началу июня 1945 года. В случае успешных испытаний машины предполагалось не только перейти на серийное изготовление этого варианта «Пантеры», но и в перспективе оснастить такой башней все танки данного типа. По мнению офицеров отдела испытания танкового вооружения, при необходимой помощи оборудованием, материалами и кадрами серийный выпуск «пантер» с «узкими» башнями и 88-мм пушками возможно было начать в четвёртом квартале 1945 года.

23 марта 1945 года рейхсминистр А. Шпеер передал генералу-инспектору танковых войск и представителям компаний Daimler-Benz и Krupp пожелание Гитлера о скорейшем изготовлении опытного образца «Пантеры» с 88-мм пушкой и показа опытного образца из обычной (не броневой) стали в середине апреля. Но, естественно, ни о каких опытных образцах не могло идти речи — Третий рейх доживал свои последние недели. Более того, до конца войны даже не была окончательна завершена отработка чертежей и расчёты «узкой» башни с 88-мм орудием. Допрошенные после войны союзниками инженеры компании Daimler-Benz подтвердили это, сообщив, что проект был далёк от завершения, а к изготовлению опытного образца из металла вовсе не приступали. Единственное, что имелось на заводе компании Daimler-Benz (помимо чертежей) — это деревянный макет башни, представленный на рассмотрение ещё в феврале 1945 года.

"Пантера F" с 88-мм пушкой по проекту фирмы Krupp

"Пантера F" с 88 мм пушкой по проекту фирмы Daimler-Benz. Гибрид этой башни с шасси "Пантеры II", дополненным деталями "Пантеры G", выдается производителями стендовых моделей и разработчиками компьютерных игр за "Пантеру II".

Помимо усиления вооружения путём установки 88-мм орудия, в 1945 году предполагалось оснастить «Пантеру» и новым двигателем Maybach HL 234. Последний проектировался на заводах одноимённой фирмы ещё с осени 1944 года, и, в отличие от устанавливавшегося на «пантерах» мотора Maybach HL 230, новая конструкция должна была иметь систему впрыска топлива непосредственно в цилиндры (сейчас это называется инжекторной системой подачи топлива). Работы по новому двигателю были начаты из-за ненадёжной работы карбюраторов, стоявших на Maybach HL 230 — несмотря на принимаемые меры, довести их до «ума» так и не удалось.

На заседании «танковой комиссии» 20 февраля 1945 года было утверждено и время введения в серию различных узлов и агрегатов для улучшения конструкции танка «Пантера»: прицел со стабилизированным полем зрения, установка дальномера в «узкой» башне и противоминный трал — апрель 1945 года, введение опорных катков со стальным бандажом и внутренней амортизацией — май 1945 года, новый двигатель Maybach HL 234 — август 1945 года.

Что касается двигателя, то ещё на заседании «танковой комиссии» 23 января 1945 года полковник Хольцхауэр сообщил, что, согласно последним докладам компании Maybach, испытания мотора HL 234 мощностью 900 л.с. показали, что он имеет практически такое же потребление топлива, как и вариант HL 230. Но, несмотря на введение улучшений в конструкцию цилиндров, коленвала и других деталей, новый двигатель ещё нуждается в доработке.

Башня "Пантеры F" на испытаниях в Бовингтоне, Англия. Интересно, что на фото хороши видны пятна камуфляжа.

Представитель фирмы-изготовителя доктор Хейдекампф заявил, что испытания Maybach HL 234 на стенде ещё не завершены, а к испытаниям двигателя в танке вообще не приступали. Тем не менее представители «танковой комиссии» практически единодушно выступили за немедленное включение Maybach HL 234 в программу производства моторов, учитывая его явные преимущества перед Maybach HL 230. Однако до конца войны не удалось даже закончить испытания нового двигателя.

В заключение необходимо сказать два слова об упоминавшемся выше проекте минного трала. Речь идёт о «бойковом» трале, в котором разминирование ведётся путём удара по земле цепями с грузиками, которые закреплены на вращающемся барабане. Барабан устанавливается на весу перед танком, при ударе грузика по мине происходит взрыв. Разработка такой конструкции велась с конца 1944 года.

По заявлению полковника Крона от 30 марта 1945 года, «последнее испытание, проведённое на полигоне в Куммерсдорфе 25 января, закончилось неудачей. В настоящее время улучшенная конструкция трала изготавливается фирмой Hegesse (шесть больших и шесть малых образцов)». Из-за недостатка рабочей силы и оборудования предполагалось начать испытания не ранее 1 мая 1945 года. Следует добавить, что большие тралы должны были использоваться на танках «Тигр» и «Пантера».

P.S.Как следует из приведенного текста, работы по "Пантере F" зашли довольно далеко. Вовсю шла подготовка серийного производства, и из имеющихся данных можно делать выводы об облике серийных машин. Тем не менее, поражает глубина погружения в альтернативную реальность высшего военного и промышленного руководства Третьего Рейха. Зимой 1945 года, когда было необходимо не творить новое оружие, а давать фронту как можно больше уже бывшей в производстве техники, фирмы MAN, Daimler-Benz и Krupp заняты не решением вопросов увеличения выпуска "Пантер", а разрешением проблемы, как бы воткнуть в новую версию этого танка 88-мм пушку, тратя на эту цель массу сил и средств. Мало того, отдел вооружений и "танковая комиссия" вместе с управлением генерал-инспектора танковых войск не просто не одергивают плавающих в мечтах конструкторов, но еще и стимулируют эти разработки своими ЦУ. Дальше - больше. По просторам Рейха вовсю бродят американские и советские танковые дивизии, корпуса и армии, а Гитлер отдает распоряжение провести испытания новой машины. В нацистской альтернативной реальности как будто нет никакой войны, а союзники демократических и коммунистических разновидностей не гуляют по Германии вдоль и поперек. Все эти люди скопом, от чертежников до самого фюрера, строят графики производства вундервафель на лето 1945 года, намечают на май испытания тех или иных узлов и вообще ведут себя так, как будто ничего не происходит. Что это, глупость или безумие?

Как бы ни пыжылись фанаты Третьего Рейха, реальность показала, что никакого Panzerwaffe'46 не было и не могло быть чисто физически. Если бы нацистсикие инженеры и конструкторы спустились бы с небес на землю, они не наплодили бы такое количество совершенно не отвечавших запросам того времени прожектов. Сложно представить, что ГАБТУ РККА и ведущие танковые КБ зимой - летом 1942 года в условиях, сходных с осенью 1944 года для Третьего Рейха вместо обеспечения массового выпуска Т-34 и КВ занимались бы созданием супероружия, пускай даже на базе находящихся в серии машин. Да, увеличение производства советской бронетехники в это время далось путем ее упрощения до полного примитива, тотальным снижением качества до угрожающих показателей, но, так или иначе, поток советской брони в это время стал одним из факторов, позволивших предотвратить крах СССР. Немцы же делали все ровно наоборот. История не терпит сослагательного наклонения, но, на счастье наших дедов и прадедов, в одночасье немецкие инженеры, промышленники и военные разом лишились разума. Если бы они поступали прагматично, в соответствии с вызовами кризисного для Рейха 1944 года, неизвестно, сколько бы пришлось добивать нацистов и, не исключено, что Panzerwaffe'46 все же появилось бы на свет Божий, правда, без так любимых "немцефилами" Е-25, Пантер 2 и прочей бронефантастики. Оно было бы куда приземленнее, но от этого ни советским, ни американским, ни британским солдатам легче бы не было. И слава Богу, что затмение мозга в Третьем Рейхе случилось так вовремя - оно спасло несколько миллионов жизней от перемалывания жерновами мировой бойни.

bobbie-hamilton.livejournal.com

Немецкий танк Пантера II

Безусловно, почти все из вас знают о знаменитом немецком танке Пантера. Некоторые историки бронетанковой техники, считают его, даже лучшим таком Второй Мировой Войны. Но в Германии, разрабатывалось и следующее поколение этой машины - Пантера II, и даже Пантера III.  В конце 1942, немецкие конструкторы начали разработку более мощной версии танка Пантера под недавно разработанное шасси. В январе 1943 года, Адольф Гитлер согласился на дальнейшие работы по обновлению Пантеры с повышением броневой защиты, прежде всего для нужд Восточного фронта. Этот проект был назначен Panther (2) II и его разработка шла параллельно с разработкой Тигра II.

В феврале 1943 года, было принято решение о том, что Пантера II, по конструкции будут напоминать Тигр II и обе машины будут унифицированы, в таких элементах как: гусеницы, трансмиссия, подвеска и ходовая. Обе конструкции имеют общие компоненты необходимые что бы стандартизировать производство. Габаритные размеры Пантеры II были весьма сходны с размерами Panther Ausf G. Новая машина внешне была очень похожа на Panther Ausf G, но достаточно глубоко модернизированная, в таких компонентах , как приборы наблюдения и двигательная установка. Ее броневая защита была значительно увеличилось по сравнению с предыдущими Пантерами. Борта защищала 60 мм броня, толщиной лобовой брони возросла до 100 мм. Panther II проектировалась под последнюю 75 мм пушку KWK 42 l/100 или даже под 88 мм KWK 43 L/71 (без маски). Устанавливалось вооружение в недавно разработанную башню - Schmalturm (дизайн Rheinmetall в 1944 году и была изготовлена на Daimler -Benz). Schmalturm башня для Panzerkampfwagen V Panther Ausf F.

 

Panther II с башней Schmalturm выглядела несколько иначе чем Panther Ausf F. Броня башни значительно увеличилась по сравнению другими Panther. Лоб был 120-125-мм, маска пушки была 150мм, по бокам 60 мм и сзади броня была 30 мм толщиной. У башни Schmalturm имеются специальные кронштейны для инфракрасных устройств и телескопического дальномера. Все эти изменения увеличили вес Panther II до 47 тонн. Panther II должна была быть укомплектована новым двигателем Maybach HL234 с общей мощностью 900 л/с и 8-ступенчатой гидравлической трансмиссией. Считалось, что у Panther II будут расход топлива такой же как у Panther Ausf G. Неизвестно, какие ещё изменения могли быть приняты, если бы Panther II дошла до испытаний.

 

Panther II с башней от Panther Ausf G .

 

В марте 1943 года, было запланировано, что производство первой серии начнется в конце 1943 или начале 1944 года, и что к весне 1944 года, начнётся полномасштабное производство Panther II. 20 мая 1943 года, Rheinmetall предложил специальную ПВО-башню для Panther II, в которой были установлены четыре 20мм пушки MG151/20 но она так никогда и не достигла стадии прототипа.

 

Panther II, в танковом музее в Форт Нокс.

В начале 1944, MAN (Maschinenfabrik Аугсбург-Нюрнберг) получил разрешение на производство двух прототипов, но реально начал их производить только в начале 1945 года, и без новой башни Schmalturm. 4 мая 1944 года стало ясно, что немецкой промышленности не в состоянии начать производство Panther II и от этого проекта отказались в пользу дальнейшего развития Panther Ausf G / F. 3 июня 1944 года, всем компаниям, которые должны были производить Panther II, было приказано сосредоточиться на производстве обычных Panther. Разработка башни так и не была завершена, для испытаний, прототип Panther II был оснащен новой башней от Ausf G (построен в марте-апреле 1945 года), вооруженных 75 мм пушкой KWK 42 L/70 так же в ней был установлен прицел ночного видения и телескопических дальномер . Вполне возможно, что она была использована и в боевых действиях, но правда нет никаких записей об этом, хотя есть доказательства, что Пантера II с башней от Пантеры Ausf G была захвачена американцами. ТТХ:Вес: 47000 kg Экипаж: 5 человекДвигатель: Maybach HL 230 P 30 / 12-цилиндровый / 700 л.с.Скорость: по шоссе: 55km / ч по пересечённой местности: 30-40 км / ч Дальность хода: шоссе: 240km пересечённая местность: 146km Емкость топливных бвков: 700 литров Длина: 6.60 мШирина: 3.40 мВысота: 2.90 мВооружение: 88 мм пушка KWK 43 L/71 (1 x 7.92mm MG34 - корпус) (1 x 7.92mm MG34 - спаренный) Боеприпасы: для 88 мм пушки- 80 снарядовБроня: 16-150мм

Спасибо

feldgrau.info

Танк "Пантера" - Запуск двигателя

Танк "Пантера" - Запуск двигателя

T-V "Пантера"

Убедившись в том, что двигатель полностью заправлен и танк "Пантера" готов к движению, можно запустить двигатель. Двигатель запускается при помощи стартера - электрического или инерционного. Инерционным стартером пользуются обычно тогда, когда электрический почему-либо не работает или когда обстановка позволяет двум членам экипажа покинуть свои места в танке на время запуска.

Для запуска двигателя инерционным стартером необходимо:

  1. Открыть в кормовом листе танка броневую заслонку и в отверстие ввести рукоятку стартера. Два человека, вращая рукоятку, приводят в действие инерционный стартер.Инерционный стартер включать только в том случае, если его рукоятку возможно вращать со скоростью не менее 50-60 об/мин.Включается инерционный стартер при помощи тяги, которая выведена к отверстию для пусковой рукоятки инерционного стартера. Для включения стартера тягу необходимо потянуть на себя.
  2. Вставив в гнездо под кнопкой стартера ключ зажигания, повернуть его - в кнопке стартера загорится электролампа; это указывает на то, что зажигание включено.
  3. Открыть золотники пусковых секций карбюраторов (только при пуске), для чего потянуть на себя за кольцо трос, проходящий по дну танка под сиденьем механика-водителя. После этого, не нажимая на педаль акселератора, нажать на кнопку стартера или потянуть тягу при пользовании инерционным стартером.

Если двигатель не запустился, нужно через 5-10 секунд вновь нажать на кнопку. Кнопку держать нажатой не более 3-5 секунд. Если двигатель не работал длительное время, необходимо перед началом запуска его прокачать, пользуясь приводом для ручной подкачки, топливную систему и только после этого начинать запуск. Рычаги привода для ручной подкачки находятся непосредственно у топливных насосов. На некоторых танках вместо привода для ручной подкачки имеется электрический топливный насос, кнопка которого расположена на щитке приборов.

Танк T-V "Пантера"

< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru

night-panther » Танк Пантера – могильщик Третьего Рейха?

 

В различных книгах и телепередачах мне постоянно встречалась оценка Пантеры как одного из лучших танков Второй Мировой. А в передаче на канале «Нэшинел Джиографик» его вообще назвали абсолютно лучшим танком, танком, «опередившим своё время».

 Историческая справкаPanzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера» — немецкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941—1942 годах как основной танк Вермахта. По немецкой классификации, «Пантера» считалась средним танком. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года, фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской Дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались Вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй Мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались самоходно-артиллерийская установка (САУ) «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.

 Каково же было реальное значение для хода войны столь выдающейся машины? Почему же Германия, имея столь выдающийся танк, не разгромила наголову Советские бронетанковые силы?

Батальоны «Пантер» на Восточном фронте. Период с конца 1943 по 1945 год

«Пантеры», уцелевшие на Курской Дуге, собрали в составе 52-го танкового батальона, который 24 августа 1943 года переименовали в I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. 51-й батальон в начале августа получил новые 96 «Пантер» и остался в составе гренадерской дивизии «Grossdeutschland». К концу августа 52-й батальон безвозвратно потерял 36 «Пантер». По состоянию на 31 августа 1943 года в 52-м танковом батальоне было 15 боеспособных танков, ещё 45 машин находилось в ремонте. В конце августа 1943 года на фронт прибыл 1. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 2, входивший в состав танковой дивизии СС «Das Reich». Этот батальон насчитывал 71 «Пантеру». Три командирских танка находилось при штабе, а в каждой из четырех рот было по 17 машин: две в штабной секции и по пять в каждом взводе. 31 августа 1943 года в батальоне был 21 боеспособный танк, 40 машин нуждалось в ремонте, 10 было списано.Четвертым батальоном «Пантер», оказавшимся на Восточном фронте, был II. Abteilung/Panzer-Regiment 23. Батальон располагал 96 «Пантерами», из которых большинство составляли Ausf. D, но было и несколько Ausf. A. Пятой частью был I. Abteilung/Panzer-Regiment 2, оснащенный 71 «Пантерой», главным образом Ausf. А. Из рапорта 13-й танковой дивизии от 20 октября 1943 года:«Из-за угрожающей обстановки на фронте, батальон был брошен на передовую, едва успев выгрузиться. Батальон действовал по ротам. Из-за спешки наладить взаимодействие с гренадерами не удалось. Часто без надобности переходя в контратаки, танковые отделения поддерживали действия пехоты. Как выяснилось позднее, такое использование танков противоречило основным тактическим принципам, однако положение на фронте не оставляло выбора».Ниже приведены выдержки из рапортов командира I. Abteilung/Panzer-Regiment 2. гауптмана Боллерта, охватывающих период с 9 по 19 октября 1943 года:Тактическая подготовка

«Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода».Техническая подготовка в Германии

Во время нескольких недель подготовки механики-водители и техперсонал изучали не всегда то, что требуется на передовой. Некоторые из солдат занимались все время каким-либо одним заданием, например, меняли опорные катки. Таким образом, у многих не было целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда достигали отличных результатов за очень непродолжительное время. Возможность изучить матчасть есть на каждом заводе, собирающем танки.Механические проблемы

Уплотнитель головки цилиндров прогорел насквозь. Разрушен вал топливного насоса.Сорваны болты на большой шестерне бортовой передачи. Часто наблюдается выпадение заглушек, что приводит к вытеканию масла. Масло также часто вытекает через шов между кожухом бортовой передачи и бортом танка. Болты, которыми бортовые передачи крепятся к борту корпуса, часто ослабевают.Верхний подшипник вентилятора часто заедает. Смазка недостаточна, даже если уровень масла в норме. Повреждения вентилятора часто сопровождается повреждением привода вентилятора.Подшипники карданного вала выходят из строя. Привод гидравлического насоса изнашивается.Проблемы с вооружением: сцепление компрессора залипает, что мешает работе системы продувки ствола. Прицел TZF 12 выходит из строя в результате попаданий в маску пушки. Расход оптики для прицела очень высок.Совершенно необходимо оснастить танк курсовым пулеметом для борьбы с пехотой противника. Необходимость в курсовом пулемете ощущается особенно остро, когда спаренный пулемет замолкает.Лобовая броня PzKpfw V очень хороша. 76,2-мм бронебойные снаряды оставляют на ней вмятины не глубже 45 мм. «Пантеры» выходят из строя при прямом попадании 152-мм фугасных снарядов — снаряд проламывает броню. Почти все «Пантеры» получили лобовые попадания 76-мм снарядов, при этом боеспособность танков практически не страдала. В одном случае маску пушки пробил 45-мм снаряд, пушенный с дистанции 30 м. Экипаж не пострадал.Однако бортовая броня очень уязвима. Борт башни на одной из «Пантер» был пробит из противотанкового ружья. Борт другой «Пантеры» также был пробит мелкокалиберным снарядом. Все эти повреждения происходят во время боев на улицах или в лесу, где закрыть фланги не представляется возможным.Прямое попадание артиллерийского снаряда в нижнюю часть лобовой брони привело к тому, что лопнули сварные швы, а от бронеплиты откололся кусок несколько сантиметров длиной. Очевидно, шов был проварен не на всю глубину.Юбка показала себя достаточно хорошо. Крепления листов недостаточно надежны и очень неудобно расположены. Поскольку листы подвешены на расстоянии 8 см от борта танка, они легко отрываются ветвями деревьев и кустарников.

Новые опорные катки не вызывали нареканий. Почти все «Пантеры» теряли ход из-за разрывов фугасных снарядов. Один опорный каток пробит навылет, три повреждено. Раскололось несколько опорных катков. Хотя 45-мм и 76-мм снаряды пробивают траки, они не могут иммобилизовать танк. В любом случае «Пантера» может своим ходом покинуть поле боя. Во время продолжительных маршей на предельной скорости быстро изнашиваются резиновые бандажи на опорных катках.Пушка показала себя превосходно, отмечены только единичные незначительные проблемы. Лобовая броня КВ-1 уверенно пробивается с дистанции 600 м. СУ-152 пробивается с дистанции 800 м.

Новая командирская башенка имеет довольно удачную конструкцию. Диоптр, очень помогавший командиру танка в наведении пушки на цель, отсутствует. Три передние перископа следует сместить чуть ближе друг к другу. Поле зрения через перископы хорошее, но невозможно использовать бинокль. При попадании снарядов в башню оптика перископа часто выходит из строя и требует замены.Кроме того, перископы механика-водителя и стрелка-радиста следует лучше герметизировать. Во время дождя вода проникает внутрь и сильно затрудняет работу.

Буксиры Bergepanther отлично зарекомендовали себя. Одного Bergepanther достаточно для эвакуации одного танка в сухую погоду. По глубокой грязи даже двух буксиров недостаточно для эвакуации одной «Пантеры». К настоящему времени буксиры Bergepanther эвакуировали 20 «Пантер». В общей сложности поврежденные танки буксировали на расстояние 600 м. Bergepanther использовались только для того, чтобы отбуксировать подбитые танки с передовой в ближний тыл. Опыт батальона показывает, что необходимо иметь как минимум четыре буксира Bergepanther, хотя бы и за счет обычных 18-тонных буксиров. Оснащенность буксиров радиостанциями оказалась кстати. Во время боя командиры Bergepanther получали указания по радио.Чтобы буксировать одну «Пантеру» в сухую погоду требуется два тягача Zugkraftwagen 18t. Однако по глубокой грязи даже четыре 18-тонных тягача не могут сдвинуть танк.

16 октября батальон начал атаку силами 31 танка. Хотя пройденное расстояние было невелико, 12 «Пантер» вышло из строя из-за механических поломок. К 18 октября 1943 года батальон располагал 26 боеспособными «Пантерами». 39 танков нуждалось в ремонте и 6 машин пришлось списать. В период с 9 по 19 октября среднее количество боеспособных танков составляло 22 «Пантеры».Результаты: подбито 46 танков и 4 самоходных орудия. Уничтожено 28 противотанковых пушек, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых ружей. Наши безвозвратные потерн — 8 танков (6 подбито и сгорело во время боев, два разобрано на запчасти).»Из-за механической ненадежности «Пантер» и высокого уровня потерь 1 ноября 1943 года Гитлер решил отправить на Ленинградский фронт 60 танков без двигателей, которых следовало врыть в землю напротив Кронштадской бухты. С 5 по 25 ноября 1943 года 60 «Пантер» (полностью боеспособных) отправили в распоряжение командования Группы Армий «Север».30 ноября 1943 года командование L армейского корпуса сообщило, что 60 «Пантер» поступило в ведение 9-й и 10-й полевых дивизий люфтваффе. «Пантеры» были по три врыты вдоль линии обороны, имея перед собой простреливаемое пространство 1000-1500 м. Если по какой-то причине три танка окопать рядом не представлялось возможным, одиночную машину усиливали пехотой и противотанковой пушкой. 10 наиболее боеспособных машин оставили на ходу в качестве мобильного резерва.Из состава I. Abteilung/Panzer-Regiment 29 выделили 60 человек (20 командиров, 20 механиков-водителей, 15 наводчиков и 5 стрелков-радистов). 26 декабря III танковый корпус получил приказ собрать все сохранившие подвижность «Пантеры» в составе I. Abteilung/Panzer-Regiment 29. Окопанные «Пантеры» остались в ведении дивизий.В ноябре 1943 года два батальона «Пантер» прибыли на Восточный фронт. Это были Abteilung/Panzer-Regiment 1, насчитывавший 76 «Пантер» (в роте 17 танков), а также Ableilung/SS-Panzer-Regiment 1, полностью укомплектованный 96 «Пантерами». Оба батальона действовали в составе своих дивизий.В начале ноября 1 батальон 15-го танкового полка получил пополнение в виде 31 «Пантеры». В конце декабря 1943 года I батальон 1-го танкового полка получил 16 новых «Пантер». Не считая 60 «Пантер», отправленных на Ленинградский фронт, всего в 1943 году на Восточный фронт было отправлено 841 «Пантера». К 31 декабря 1943 года немцы располагали только 217 «Пантерами», из них лишь 80 сохранили боеспособность. 624 танка было списано (потери 74%).

С 5 по 11 декабря 1943 года 76 «Пантер» доставили в I батальон 2-го танкового полка. Еще 94 «Пантер» прибыли в качестве пополнения в другие батальоны. Однако все эти танки впервые использовали в бою уже в январе 1944 года.5 марта 1944 года Гудериан сообщал:«Как показал опыт последних боев, «Пантеру», наконец, удалось довести до ума. В рапорте от 22 февраля 1944 года, поступившем из 1-го танкового полка, говорится: «В нынешнем варианте «Пантера» годна для фронтового применения. Она значительно превосходит Т-34. Почти все недостатки устранены. Танк имеет превосходное бронирование, вооружение, проходимость и скорость. В настоящее время средний пробег мотора находится в пределах 700-1000 км. Число поломок двигателя уменьшилось. Поломки бортовых передач больше не отмечаются. Рулевое управление и трансмиссия достаточно надежны».Однако этот рапорт из 1-го танкового полка оказался преждевременным. Действительно, «Пантера» хорошо себя чувствовала зимой на подмерзшем грунте, но уже в рапорте от 22 апреля 1944 года из I батальона 2-го танкового полка сообщается о многочисленных технических проблемах, вызванных весенним бездорожьем:В рапорте обобщен опыт, полученный в период между 5 марта и 15 апреля 1944 года.

Двигатель Maybach HL 230 Р30;В общем, новые двигатели гораздо надежнее предшественников. Иногда двигатель без ремонта проходит до 1700-1800 км, причем 3 «Пантеры», пройдя это расстояние, по-прежнему остаются на ходу. Но характер поломок не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников.Пожары двигателя

Количество пожаров в двигательном отделении заметно сократилось. Выявлены следующие причины пожаров:Утечки масла через клапаны из-за плохих уплотнителей. Капли масла падают на раскаленные выхлопные трубы и воспламеняются.В некоторых случаях отмечается переполнение карбюратора. Свечи заливаются бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и просачивается наружу через уплотнители, становясь причиной пожара.Трансмиссия

Срок службы трансмиссии также увеличился. В среднем, каждые 1500 км пробега выходит из строя 3-я передача, причем ремонту в полевых условиях поломка не поддается. Выход из строя 3-й передачи объясняется ее перегрузка при движении по грязи. Поскольку заменить трансмиссию иногда не удается, мы эксплуатировали три «Пантеры» с неисправной коробкой передач. Переключение со 2-й сразу на 4-ю передачу иногда вызывало поломку сцепления, но ремонтировать сцепление гораздо проще. Случается, что танки проходят без поломки сцепления по 1500-1800 км, причем 4 «Пантеры» уже перекрыли этот рекорд.

Быстрый износ рулевого управления также обусловлен постоянной ездой по бездорожью. Рулевое управление имеет достаточно сложную конструкцию, а квалификации механиков-водителей недостаточно для того, чтобы самостоятельно устранить возникающие неисправности. Поэтому танками управляют с помощью бортовых тормозов, что приводит к их быстрому износу и частому выходу из строя.Бортовые передачиОчень часто танки выходят из строя из-за поломок бортовых передач. Например 11 марта пришлось заменить бортовые передачи на 30 танках. Левая бортовая передача выходит из строя чаще, чем правая. Болты на большой шестерне бортовой передачи часто срываются. Особенно неблагоприятно влияет на бортовые передачи движение задним ходом по грязи.

Подвеска и гусеницыПосле 1500-1800 км пробега наблюдается сильный износ гусениц. Во многих случаях направляющие зубья отламываются или сгибаются. Четырежды гусеницы пришлось менять целиком, так как ни на одном траке не осталось направляющего зуба.Несмотря на то, что надежность танков заметно возросла, следует продолжать предпринимать попытки повысить надежность в еще большей степени. Для этого необходимо, чтобы «Пантеры» были приспособлены к следующим боевым ситуациям:Работа двигателя на предельных режимах при движении вверх по склону или по глубокой грязи.Рулежка при движении задним ходом (неизбежный маневр во время боя).Перегрузка сцепления.Снижение уровня поломок также объясняется возросшим опытом механиков-водителей и командиров танков. В 4-й роте 2-го танкового полка танк ефрейтора Габлевского (PzKpfw V. Fgst.Nr. 154338. Motor Nr.83220046) к настоящему времени прошел без ремонта 1878 км и по прежнему сохранил полную боеспособность. За все это время потребовалось поменять несколько опорных катков и гусеничных траков. Расход масла на танке составляет около 10 л. на 100 км. На «Пантере» до сих пор стоят двигатель и трансмиссия, смонтированные еще на заводе.»Для того, чтобы закрыть огромную брешь на Восточном фронте, сделанную Красной Армией в июле 1944 года, было спешно сформировано 14 танковых бригад. Лишь семь из них отправили на Восточный фронт. Остальные семь пришлось отправить на запад, поскольку в августе 1944 года союзники начали во Франции успешное наступление. В каждой бригаде с номером от 101 до 110. а также в Fuehrer — бригаде имелось по одному батальону «Пантер». Батальон состоял из штаба (3 «Пантеры») и трех рот, по 11 «Пантер» в каждом (2 при штабной секции и по 3 в трех взводах).С августа 1944 года бомбардировки союзников стали сказываться на производительности немецких танковых заводов. Производство «Пантер» падало, а потери на фронтах, напротив, росли. Пришлось пойти на сокращение танков в батальонах. Например, в I. Abteilung/Panzer-Regiment73160;10 имел три машины при штабе и 17 «Пантер» во 2-й и 4-й ротах.

В I батальоне танкового полка «Hermann Goering» было 4 «Пантеры» при штабе батальона и по 14 «Пантер» в каждой из четырех рот (две «Пантеры» в штабной секции и по четыре в трех взводах). По той же схеме организовывались 1 батальоны 6-го, 11-го, 24-го и 130-го танковых полков. В этих четырех батальонах все 60 «Пантер» были оснащены приборами ночного видения. Полевые испытания закончились неудачно. поэтому все приборы ночного видения демонтировали и отправили на склад еще до отправки частей на фронт.После провала наступления на Западном фронте, в феврале 1945 года 8 дивизий (1-я. 2-я, 9-я, 10-я и 12-я дивизия СС, а также 21-я дивизия, 25-я гренадерская дивизия и гренадерская дивизия «Fuehrer»), насчитывавшие в общей сумме 271 танк, были переброшены на восток.

12 февраля 1945 года генерал-инспектор танковых войск приказал 1-й роте 101-го танкового батальона танковой бригады «Fuehrer» начать войсковые испытания прибора ночного видения FG 1250. Десять «Пантер» роты были отправлены в Альтенграбов, для оснащения ноктовизорами. Кроме того, рота получила три SdKfz 251/20. оснащенных ИК-прожекторами BG 1251 (Uhu). 26 марта 1945 года майор Вёльварт и гауптман Ритц доложили о ходе первого ночного боя с использованием ИК-прицелов. Бой прошел успешно, приборы ночного видения оказались достаточно надежны. Получив обнадеживающие результаты, немецкое командование оснастило ИК-прицелами танки в следующих частях:I./PzRgt 6 (3. PzDiv) — 1 марта 10 штук;Ausbildungs-Lehrgang Fallingbostel — 16 марта 4 штуки;I./PzRgt 130 (25. PzGrDiv) — 23 марта 10 штук:I./PzRgt 29 (PzDiv Muenchenberg) — 5 апреля 10 штук;4. Kp/PzRgt 11-8 апреля 10 штук.За исключением четырех «Пантер», отправленных в Фаллингбостель, все машины, оснащенные FG 1250 (50 штук), участвовали в боях на Восточном фронте.

Наибольшее количество боеспособных «Пантер» было в распоряжении немецкого командования летом-осенью 1944 года. В это время пиковое число боеспособных танков достигло 522 штуки. В то же время Красная Армия располагала несколькими тысячами Т-34, КВ-1, ИС-2 и M4 Sherman. Несмотря на множество локальных успехов, «Пантеры» так и не смогли переломить ход войны.Ну и что же мы имеем в сухом остатке? Кроме боевых и технических характеристик у любой боевой машины есть ещё и другие характеристики. Такие как надёжность, ремонтопригодность, а самое главное — цена и вытекающая из неё возможность к массовому производству. Если оценивать голые цифры технических характеристик, то машина выглядит выдающейся, даже статистика боёв с нашими танками говорят в пользу «Пантеры». Но вышеперечисленные качества, которые зачастую уходят от внимания простых любителей военной истории, делают её просто аховой. И несмотря на своё техническое совершенство эта машина практически погубила Третий Рейх, оставив его фактически без танков. По этим качествам «Пантера» не опередила своё время, а, скорее, запоздала. Она должна была появиться в предвоенный период, и все её детские болезни должны были быть устранены ещё перед войной, а не в критический для Германии момент.                  Была ли альтернатива? Я её лично не вижу. Перед войной такая машина появиться не могла. Так как она стала результатом осмысления боёв против Т-34Что же нужно было делать Германии? Вероятно, правы те коллеги, которые писали, что единственным правильным действием было бы продолжение модернизации Т-IV. Машины достаточно устаревшей, которая по моему мнению, даже в большом количестве, вряд ли б изменила ход войны.

 

 Первоисточник http://alternathistory.org.ua/

night-panther.com

Танк "Пантера" Ausf A | Pz.Kpfw V "Panter" Ausf A

Танк «Пантера» Ausf. A – Вторая серийная модификация танка.

Изменения  танка «Пантера» Ausf. А. относительно Ausf. D.

Визуальна идентификация танков "Пантера" как модификации Ausf.A возможна далеко не всегда. Например, бинокулярный пушечный прицел и характерной формы бронекрышка амбразуры пулемета, литая командирская башенка не является достаточным условием что бы определить машину как танк "Пантера" Ausf.A. Эти признаки иногда встречается и в модификациях Ausf.D. Единственно безошибочный способ определить модификацию танка это узнать его серийный номер.

Танк Пантера Ausf A раннего выпускаМодификация Ausf.A описывается как комбинация усовершенствованной башни с шасси танка модификации Ausf.D. Шасси танков «Пантера» Ausf. А оставались идентичными шасси танков «Пантера» Ausf. D. При изготовлении корпусов использовались те же самые чертежи - от 021 Gr 43801 до 021 Gr 43899. Курсовой пулемет монтировался в амбразуре лобового бронелиста корпуса.

Аналогично варианту Ausf. D, улучшения в устройство вносились по мере серийного выпуска танков модификации Ausf. А. «Пантеры» Ausf. А постройки августа - декабря 1943 г. сохранили бинокулярный прицел TZF-12, амбразуру пулемета бронелисте лба корпуса и пистолетные амбразуры в стенках башни. «Пантеры» Ausf. А с монокулярным прицелом TZF-12а и шаровой установкой курсового пулемета Kugelblende в бронелисте корпуса стали собирать в конце ноября или в начале декабря 1943 г. 

Внешняя форма башни и толщина башенной брони по существу не видоизменились сравнительно с башней танка «Пантера» Ausf. D. Однако, внутри практически каждый компонент башни танка «Пантера» Ausf. А был модернизирован по сравнению с башней танка «Пантера» Ausf. D. Альтернативы орудию 7.5 cm KwK 42 L/70 не имелось, орудия снабжались бинокулярными прицелами TFZ-12.Среди изменений, внедренных в конструкцию танка «Пантера» Ausf. А, встречались следующие: 

  • Командирская башенка из литого бронекорпуса с семью перископическими наблюдательными приборами, закрытыми бронеколпаками. Кольцо индикатора азимута, градуированное с 1 - 12 ч, которое вращается совместно с башней, но установлено внутри командирской башенки.
  • В крыше башни установлен перископ заряжающего.
  • Перехлест бронелистов лобовой части и бортов башни выполнен прямоугольным со сторонами пазов, параллельными основанию башни, вместо перехлеста типа «ласточкин хвост» на башне танка «Пантера» Ausf.D.
  • Геометрия литой лобовой части башни непосредственно за маской пушки изменена.
  • Установлен новый привод разворота башни с селективной скоростью разворота взамен односкоростного привода башни танка «Пантера» Ausf.D.
  • Установлен усовершенствованный экстрактор пороховых газов после выстрела.
  • Подшипники кольца башни танка «Пантера» Ausf.D. закрыты прокладкой, препятствующей попаданию в механизм влаги при форсировании вброд водных преград.
  • Левее наводчика установлен упрощенный индикатор азимута, градуированный с 1-12.  

Первой несколько танков «Пантера» Ausf.А в августе 1943 г. собрала фирма MNK, чуть позже, в сентябре, за ней последовали фирмы MAN Даймлер-Бенц и Демаг. В марте 1944 г. фирма MAH перешла на сборку танков «Пантера» Ausf. G, фирма Даймлер-Бенц - в мае 1944 г., фирма MNK - в июле 1944 г. Фирма Демаг приступила к выпуску тягачей «Бергпантера».

Чертеж изменений внесенных в танк "Пантера" Ausf A«Пантеры», собранные на разных заводах, имели определенные внешние отличительные признаки, несмотря на то, что собирали их по единым рабочим чертежам. Так, на фирме MAH циммерит наносили в полном соответствии с инструкцией - шпателям ровными квадратами. На Даймлер-Бенц и MNK циммерит наносили грубо, неравносторонними прямоугольниками. Изначально, на танках сборки MAN крепежи цилиндрических контейнеров располагались очень близко к торцам. На «Пантерах» сборки фирмы Демаг крепления для запасных траков приваривались непосредственно к бортам корпусов (как на Ausf.D), вместо использования болтовых соединений.

Доработки в процессе производства.

Новые факты, выявленными последними исследованиями по части внесения доработок в конструкторскую документацию танка «Пантера» Ausf. А приведены ниже: 

  • Некоторые танки «Пантера» Ausf. А были изготовлены с днищем корпуса толщиной 16 мм, а не толщиной в передней 30 мм, 16 мм в средней и кормовой. Днище корпуса выпускалось в трех вариантах: цельное, из двух и из трех бронелистов. Толщина днища корпуса в передней части в 30 мм установлена чертежом от 20 мая 1943 г., бронелисты такой толщины стали ставить на «Пантеры», собранные не ранее ноября 1943 г., хотя возможно, что некоторые «Пантеры» сборки сентября и октября 1943 г. также имели толщину днища корпуса в передней части 30 мм.
  • Центральный буксирный узел, разработанный для тягача «Бергпантера», крепился к кормовому бронелисту корпуса.
  • Изменения в компонентах ходовой части - более пяти типов балансиров опорных катков, три типа стопоров-ограничителей вертикального хода опорных катков, два типа бронеколпаков валов ведущих колес.
  • Два типа направляющих пластин для пальцев траков гусениц.
  • Бронеколпаки втулок ведущих колес, которые ассоциируются с ведущими колесами танка «Пантера» Ausf.D, устанавливали на ведущих колесах большинства танков «Пантера» Ausf. А.
  • После внедрения шаровой курсового пулемета, уцелевший перископ стрелка-радиста перенесли на 25 мм вправо.
  • Для увеличения дистанции между поверхностью брони и поверхностью циммерита без увеличения массы антимагнитного покрытия, циммеритное покрытие выполнялось рифленым. Циммерит на танках сборки фирм MAH, Даймлер-Бенц и МЫН имел очень грубую поверхность и нерегулярный рисунок.
  • Использовалось два способа соединения в перехлест клинообразных бортов корпуса и кормового бронелиста. При нормальном способе соединение выполнялось в стиле «ласточкин хвост», «оптимальный способ» предполагал соединение прямоугольниками - чертеж от 15 декабря 1942 г. Корпуса, соединенные методом Wahlweise Ausfuerung идентифицируются по буквам bwx в заводском номера, изготавливала фирма Рурсталь.
  • Согласно чертежу от 7 февраля 1943 г. использовалось два способа соединения в перехлест верхнего и нижнего лобовых бронелистов корпуса. При способе Wahlweise Ausfuerung в нижнем бронелисте делался паз глубиной от 60 до 80 мм.
  • Крыша корпуса выполнялась цельной или собиралась из трех бронелистов, во всех случаях толщина крыши составляла 16 мм.
  • Бронеколпачки вентиляционного отверстия в корпусе (под фиксатором ствола орудия) выпускались разного диаметра.
  • Дренаж и крышки других отверстий в днище корпуса менялись по ходу сборки танков «Пантера» Ausf.A
  • В люках водителя и стрелка появились вторые замки.
  • Для фиксации крышек цилиндрического контейнера использовалось два способа - пружины и защелки. Существовало несколько способов крепления контейнеров к корпусу. В ходе производства сверху контейнера, на его крепеж, стали наваривать стальные уголки, которые предохраняли контейнер от повреждений, наносимых ногами несознательных членов экипажей танков «Пантера».
  • Изменено место крепления заднего конвойного огня и электропроводки к нему. Огонь стал крепится полукруглым кронштейном к бронеколпаку левого выхлопного патрубка.
  • На нижней поверхности надгусеничной полки появились болты, предназначенные для крепления удерживающих стяжек при замене опорных катков.
  • После отказа от закаливания поверхности верхнего лобового бронелиста корпуса закаливание бортовых бронелистов корпуса продолжалось. Бортовые бронелисты корпуса перестали закаливать примерно в начале 1944 г. 

Эти и другие изменения внешнего облика почерпнуты из чертежей и фотографий. Ниже изменения приведены по категориям в хронологическом порядке, как они появлялись на сданных заказчику «Пантерах». В отдельных случаях между внесением изменений в конструкторскую документацию и появлением этих изменений на готовой продукции проходили месяцы. Также порой проходили месяцы от появления изменений на отдельно взятых танках до 100 % внедрения на все готовые изделия.

  • Командирская башенка - начиная с 1 августа 1943 г. устанавливалось кольцо для зенитного пулемета на всех вновь построенных танках «Пантера».
  • Усиленные компоненты ходовой части - начиная с августа 1943 г. ставились усиленные опорные катки с 24 болтами, однако катки с 16 болтами монтировались на вновь построенных танках до марта 1944 г.
  • Корма корпуса - дождевое ограждение воздухозаборника на крышке моторного люка введены в августе 1943 г., 25 августа введено дождевое ограждение горловины топливного бака. К марту 1944 г. была отменена установка прокладки под бронеколпаком воздухозаборника на крышке люке двигателя.
  • Циммерит - наносить циммеритное антимагнитное покрытие начали в конце августа - начале сентября 1943 г. Циммерит наносился в промышленных условиях на все поверхности, до которых человек может дотянуться, стоя на земле.
  • Монокулярный орудийный прицел TFZ-12а - начиная с конца ноября - начала декабря 1943 г. вместо бинокулярного прицела TFZ-12 ставились монокулярные прицелы TFZ-12а. Танк «Пантера» №. 120506 сборки фирмы МАN был снабжен прицелом TFZ-12а с серийным номером 42003. Фирма Лейтц, единственный производитель орудийных прицелов, полностью перешла на выпуск монокулярных прицелов TFZ-12а в ноябре 1943 г. При установке монокулярных прицелов в маске из задела под бинокулярный прицел, одно отверстие (внешнее) заделывалось заглушкой. Широкий дождевой козырек над двумя отверстиями заменили полукруглым над одним.
  • Шаровая установка пулемета - начиная с ноября - декабря 1943 г. в лобовой части корпуса монтировалась шаровая установка курсового пулемета Kugelblende со сферическим бронеколпаком. В этот же- период был удален с крыши корпуса второй перископ стрелка-радиста. Перископ стал ненужным, так как стрелок-радист теперь вел обзор через оптический прицел КZF-2 пулемета.
  • Перехлест бронеплит крыши корпуса - согласно чертежам от 1 мая 1943 г. не предусматривалось соединение в перехлест крыши и ботов корпуса. По причине наличия задела бронелистов и готовых корпусов, первые «Пантеры» с соединениями бронелистов крыши и бортов корпуса встык были собраны где-то в декабре 1943 г., но даже позже некоторые производители продолжали поставку корпусов старого типа. Соединенные в перехлест корпуса встречались даже на самых поздних «Пантерах» Ausf. А.
  • Пистолетные амбразуры заменены гранатометом Nahverteidigugswaffe - пистолетные (пистолетно-пулеметные) амбразуры с заглушками (MP Stopfen) в бортах и в корме башни ликвидированы в декабре 1943 г. Они оказались лишними в виду установки в крыше башни оружия самообороны - гранатомета Nahverteidigugswaffe. Из-за дефицита, гранатометы монтировали на танки «Пантера» только марте 1944 г. На многих танках сборки февраля и марта 1944 г. отверстие под гранатомет в крыше башни закрывалось заглушкой на четырех болтах.
  • Устройство обогрева обитаемого отсека и обогрев двигателя - в холодную погоду использовался обогреватель обитаемого отсека, в отсек вентилятором нагнетался теплый воздух от левого радиатора двигателя. Специально для обогрева на радиаторе монтировался второй вентилятор, развернутый относительно штатного на 180 градусов, вентилятор нагнетал теплый воздух в специальный воздуховод, подведенный в боевое отделение.
  • Поток воздуха регулировался заслонкой. С установкой дополнительного вентилятора было изменено охлаждение выхлопной системы двигателя, так как теперь левый выхлопной патрубок должным образом не охлаждался. С января 1944 г. параллельно левому выхлопному патрубку ставились две дополнительных трубки, стабилизирующие поток охлаждающего выхлопной трубопровод воздуха. 

Модификация оборудования на корме корпуса - согласно чертежу фирмы MAN выполнено четыре доработки: 

  • Внешнее ограждение стартера установлено ниже бронеколпака правого выхлопного патрубка.
  • Отверстие в корме корпуса (закрытое бронекрышкой) для электропроводки конвойной фары устроено ниже бронеколпака левого выхлопного патрубка.
  • Взамен горизонтального крепления 15-тонного домкрата установлено вертикальное крепление 20-тонного домкрата.
  • Буксирный узел приварен к крышке люка доступа к двигателю.

Эти изменения постепенно внедрялись в с февраля 1944 г. и были полностью внедрены к середине апреля 1944 г. 

Боевое применение  танка «Пантера» Ausf. А.

Pz Kpfw V Panther Ausd aПервые несколько «Пантер» модификации Ausf. А пришли на Восточный фронт в штате 2-го бат. 23- ТП, а 1-й бат. 2-го ТП уже в основном был вооружен «Пантерами» Ausf. А. Батальон прибыл на фронт в октябре 1943 г. Его бросили в бой сходу, прямо с «железнодорожных колес». В рапорте от 20 октября 19843 г. отмечалось: Батальон действовал поротно. Из-за спешности не получилось организовать взаимодействие с панцергренадерами. Зачастую без необходимости контратакуя, отделения танков поддерживали пехоту. Хотя, такое применение танков противоречило основополагающим принципам тактики, ситуация на фронте не давала давала выбора.

Донесения командиров танковых подразделений в принципе повторяли таковые времен Курской битвы. Упоминалось неудовлетворительное знание экипажами материальной части, многочисленные проблемы танка «Пантера» по механической части, низкая тактическая подготовка.

Особо отмечалось плохое качество брони - один раз бортовую броню насквозь пробила пуля противотанкового ружья, другой - снаряд небольшого калибра. Из-за прямого попадания БС в стык верхнего и нижнего бронелиста корпуса лопнули сварные швы. Вновь подразделения «Пантер» преследовали поломки. Поломки «Пантер» обсуждались на самом высоком уровне. Гитлер 1 ноября 1943 г. даже дал указание отправить под Ленинград 60 «пантер» без двигателей и врыть танки в землю супротив Кронштадтских фортов.

tank pantera ausf aУказание Гитлера, в который раз немного подкорректировали: под Ленинград было отправлено 60 нормальных, самодвижущихся, «Пантер». Использовали эти танки в довольно продуктивно. Танки приданы двум авиаполевым дивизиям. Из «Пантер» сделали ДОТ, опорный пункт включал в себя по три врытых рядом танка. На ходу оставили всего десять «Пантер».

К концу декабря возобладал здравый смысл, сохранившие подвижность танки собрали в один батальон и передали в состав 29 ТП, утратившие навсегда подвижность танки остались в ведении штабов авиаполевых дивизий.

Дополнительно, в ноябре 1943 г. на Восток выдвинулись два батальона «Пантер»: 1-й бат. 1-го ТП (71 «Пантера) и 1-й бат. 1-го ТП СС (96 «Пантер»). К концу 1943 г. отправлен еще 1-й бат. 31-го ТП. На 31.12.42 г. в этом батальоне осталось всего девять боеспособных «Пантер», 34 машинам был необходим ремонт, 33 утрачено. В итоге в 1943 г. на Восточный фронт поступило 841 танков «Пантера» модификаций Ausf. D - Ausf. А. На 31 декабря в батальонах Восточного фронта числилось 217 «Пантер», 80 из них сохранили боеспособность, 624 танка (74 %) было безвозвратно потеряно.

Итог боевому применению на Русском фронте в 1943 г. подвел Гудериан в рапорте от 5 марта 1944 г. В нем отмечалось следующее:

  • Дефекты конструкции и технологии производства танка "Пантера" преодолены, машина годит для эксплуатации в условиях фронта. Танк "Пантера" значительно превосходит танк Т-34.
  • Скорость, маневренность, вооружение и бронирование превосходны.
  • Число механических поломок и ресурс двигателя удовлетворительны.
  • Поломок бортовых передач не наблюдается, трансмиссия и рулевое управление надежны.

Как показали дальнейшие события оценка оказалась излишне оптимистичной. Пришла весенняя распутица и сразу возросло количество поломок.

Производство танка "Пантера" Ausf. A 
Месяц "МАN" "Даймлер-Бенц" "МNН" "Демаг"
Август 1943 г. - - 3 0
Сентябрь 1943 г. 46 50 45 (8)
Октябрь 1943 г. 104 90 50 (13)
Ноябрь 1943 г. 76 71 75 (10)
Декабрь 1943 г. 114 82 60 (11)
Январь 1944 г. 105 90 75 (8)
Февраль 1944 г. 106 70 90 -
Март 1944 г. 94 85 90 -
Апрель 1944 г. - 105 100 -
Май 1944 г. - 32 111 -
Июнь 1944 г. - - 120 -
Июль 1944 г. - - 11 -
Итого 645 675 830 50
Всего всеми фирмами       2200

ww2tanki.ru