Обзор немецкого тяжелого танка Tiger II. Двигатель тигр 2


Tiger II: обзор, характеристики, сравнение параметров

Наиболее защищённый танк с самой мощной противотанковой пушкой, но с перегруженной моторно-трансмисcионной группой и ходовой частью, а также со слишком большой массой. При условии навязывания противнику огневого боя на большой дистанции преимущества «Тигра II» в вооружении и броневой защите были подавляющими. Однако из-за большой массы, низкой надёжности двигателя и трансмиссии, а также вследствие небольшого количества произведённых машин «Тигр II» не оказал серьёзного влияния на ход боевых действий.

Нация Германия Германия

Уровень Уровень VIII

Тип Тяжёлый танк Тяжёлый танк

Стоимость Кредиты 2 450 000 Опыт 78 000

worldoftanks.ru

Обзор немецкого тяжелого танка Tiger II

11 Февраль 2012, 16:46 admin 35 774

Тяжелый немецкий танк Tiger II (Королевский Тигр), один из самых «приятных» танков в игре World of Tanks. Для тех, кому нравится играть на тяжелых танках - это один из лучших вариантов.

 

Историческая справка по Tiger II.

Немного исторической информации, о нашем «персонаже». Tiger II, или Королевский Тигр (КТ), как его еще называли был одним из самых мощных танков времен Второй Мировой. Его начали выпускать весной 1944 года, а до конца войны было выпущено 489 единиц этой техники. Официальное название танка Panzerkampfwagen VI Ausf. B, а уже в армиях, воющих против Германии его называли Tiger II или Королевским Тигром (КТ).

Это была первая модель в истории танкостроения, которая разрабатывалась под пушку, как правило, пушка разрабатывается под танк, здесь же все было наоборот. Инженеры получили задание разработать машину, на которую можно было бы установить одну из самых мощных и удачных пушек того времени - 88-мм KwK 43 L/71, так как на имеющиеся в производстве танки, в силу размеров орудия, установить его было невозможным. Итак, главным достоинством танка была его пушка, которая позволяла ему уничтожать любую бронированную технику противника, а вот недостатком была большая масса и слабая мощность двигателя, что в итоге сказалось на низких ходовых качествах и общей надежности танка.

 

Технические характеристики танка Tiger II в игре.

Перейдем, непосредственно, к игровым характеристикам Тигра. Как по мне, КТ является одним из самых красивых танков в игре, как Е-75 и Е-50, которые появились позднее. Тигр II выглядит так, как и должен выглядеть танк, увидев такую машину, сразу начинаешь уважать танковые войска.

Когда мы играем на тяжелом танке, о скорости и маневренности говорить не приходится, а в случае с КТ и подавно, наша сила в толщине брони и уроне, который наносит мощная пушка. Так что помните, что пушка это наш главный козырь, она этого танка мощная и точная.

Давайте сравним характеристики танков, которые находятся в одном классе с Tiger II

Характеристика/Танк

Tiger II

ИС-3

T-32

AMX50 100

Lowe

КВ-5

Прочность

1600

1450

1400

1450

1650

1680

Масса (т)

71,32/72,97

48,68/50,56

54,51/54,83

49,1/50

92,55/99,85

100,18/105

Мощность двигателя (л.с.)

870

650

720

575

800

1200

Максимальная скорость (км/ч)

28

38

35

51

35

40

Скорость поворота (град/сек)

26

27

20

32

24

18

Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)

150/80/80

110/90/60

127/76/51

90/35/30

120/80/80

170/150/90

Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм)

185/80/80

150/90/80

114/76/76

90/30/30

120/80/80

180/150/140

Урон базовым снарядом

240-400

293-488

180-300

180-300

240-400

225-375

Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)

169-281

131-219

128-213

128-213

176-293

125-209

Скорострельность орудия (выстр/мин)

6

4,65

9,01

8

5,71

8

Скорость поворота башни (град/сек)

28

32

30

36

26

22

Обзор (м)

460

380

430

420

460

400

Дальность связи (м)

810

500

450

450

810

500

 

Как видим, даже если сравнивать с танками, которые можно получить только за «реальные» деньги, у нашего Тигра, один из лучших показателей по броне, весу и мощности пушки. У ИС-3 пушка мощнее, но у нас выше скорострельность и точность, а при боях на дальнем и среднем расстоянии точность играет большую роль. Пушка действительно очень точная, была возможность поездить на ИСе, это как небо и земля. Промазать на Tiger II очень тяжело.

 

Руководство по игре танком Tiger II.

Как я уже писал выше, главный козырь это точность и мощность пушки. Поэтому на КТ, можно стрелять с довольно безопасного расстояния. Только когда я дошел до этого танка, я почувствовал всю мощь тяжей, этот танк может доставить неприятности л

mirtankov.su

Tiger II | World of Tanks

В августе 1942 года, когда новейший на тот момент тяжёлый танк «Тигр» ещё только поступал в войска, немецкое командование уже выдало заявку на создание ещё более мощной и бронированной машины. Осенью того же года за создание нового танка взялись Эрвин Адерс из фирмы «Хеншель» и доктор Фердинанд Порше — тот самый, в честь которого получило своё имя легендарное немецкое самоходное орудие.

Каждый из конструкторов подошёл к решению задачи по-своему. Порше, например, мудрить не стал. Он взял проект своего танка VK 4501 (P), известного также как «Тигр» Порше, и произвёл над ним ряд манипуляций, которые больше были похожи на косметические улучшения, чем на серьёзную переработку. Проект VK 4502 (P) получил ту же самую электрическую трансмиссию, что и у предшественника, аналогичную силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л. с. каждый и такую же ходовую часть из шести спаренных опорных катков с независимой подвеской. Изменены были по большому счёту только корпус, получивший более рациональные углы наклона брони, и башня, которую всё равно надо было разрабатывать с нуля под мощную 88-мм пушку KwK 43. Порше предусмотрел два варианта компоновки танка — с передним и задним расположением башни.

Проект Эрвина Адерса больше соответствовал требованиям заказчика. В частности — максимальной унификации с разрабатываемым в это время танком «Пантера-II». В результате тяжёлый танк Адерса получил корпус, сохраняющий пропорции «Пантеры», но с более толстой бронёй. Лобовой лист толщиной 150 мм расположили под углом 50° к вертикали, бортовые 80-мм листы получили угол в 25°. Ходовая часть из 10 сдвоенных катков с амортизаторами была частично позаимствована у «Тигра», частично у «Пантеры». От последней танку Адерса также достались 700-сильный двигатель Maybach и система охлаждения из четырёх радиаторов, расположенных попарно слева и справа от мотора. Маску пушки и установку курсового пулемёта унифицировали с «Пантерой-II».

Доктор Порше, по всей видимости, считал, что проект у него в кармане, потому что заказал заводам Круппа в Эссене целых 50 башен для своего нового детища. Но когда дело дошло до конкурса, симпатии командования и лично фюрера оказались на стороне детища фирмы «Хеншель». Проект Порше был отклонён. Причины отказа — недоработки в ходовой части, низкая надёжность электрической трансмиссии, дороговизна и высокая потребность в дефицитных материалах, таких как медь.

Ирония судьбы: уже второй раз проект Фердинанда Порше отклоняли и второй раз его наработки использовались в чужом изделии, которому предстояло пойти в серию. Пятьдесят башен, которые были заказаны заводам Круппа, пригодились на первых пятидесяти серийных «Тиграх-II».

Производство «Тигра-II» началось в январе 1944 года. Несмотря на жёсткий дефицит ресурсов и быстро осложняющуюся обстановку, немецкое командование строило наполеоновские планы на выпуск этого танка. В среднем в месяц собирались выпускать 120 машин, а общее число должно было составить 1237 единиц. Английская авиация «подкорректировала» замыслы, вдребезги разбомбив город Кассель и военные заводы фирмы «Хеншель», в результате чего к маю 1944 года удалось построить только 20 танков.

Первый же боевой опыт показал, что танк надо дорабатывать. Башня Порше оказалась склонной к неприятным рикошетам от маски орудия в тонкую крышу корпуса, что грозило пробитием. Фирме «Крупп» пришлось разрабатывать новую башню, у которой лобовая броня была вертикальной, чтобы исключить возможность рикошета. Толщина лба башни была доведена до 180 мм. Сама башня была большего объёма, что позволило увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Помимо башни, был внесён ряд более мелких изменений. Улучшалась конструкции орудия, был установлен новый прицел и усилено бронирование моторного отсека. В ноябре 1944 года танки получили гусеницу новой конструкции. В марте 1945 года пошла в производство новая система продувки ствола орудия: она не требовала компрессора и осуществлялась воздухом из специального цилиндра, который нагнетался туда с применением энергии отката орудия.

Чем ближе был конец войны, тем сложнее становилось строить танки. И одновременно с усовершенствованиями конструкция боевых машин всё больше упрощалась. На машинах последних выпусков пренебрегали даже внутренней окраской: некогда было, танки были нужны на поле боя.

Танками «Тигр-II» вооружались тяжёлые танковые батальоны, где эта машина занимала места «Тигров» первой модели. Новых частей для оснащения этими танками не создавалось. Обычно перевооружение происходило так: батальоны отзывались с фронта, прибывали в учебный центр в Ордурфе или Падерборне, получали новую машину, проходили обучение — и шли обратно на фронт.

На Западном фронте «Королевскому тигру» с трудом могли противостоять только танки Sherman Firefly, Challenger, самоходки Archer, Achilles и появившаяся в сентябре 1944 года M36 Slugger, вооружённая 90-мм пушкой. Большие потери несли батальоны «Тигров-II» и от авиации союзников.

На Восточном фронте этот танк дебютировал 13 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме во время атаки на польский город Сташув. В ходе состоявшегося там боя «Королевские тигры» 503-го тяжёлого танкового батальона попали в засаду, устроенную 53-й танковой бригадой и приданными ей частями артиллерийского усиления. Результатом боя стали, по данным советских источников, 24 подбитых «Тигра-II», по данным немецких — 11. Ещё три танка были захвачены в совершенно исправном состоянии и доставлены в Кубинку на научно-исследовательский бронетанковый полигон.

Относительно боя под Сташувом ходит легенда, что, дескать, на одном из «Королевских тигров» погиб не то сам конструктор Фердинанд Порше, не то его сын. Особенно акцентируется внимание на том, что покойный так уверовал в неуязвимость своей машины, что решил лично поучаствовать в атаке. На самом деле Порше не был создателем танков, сражавшихся у Сташува. Даже башни на части из них были уже новой, хеншелевской, конструкции. Ну и если не полениться и уточнить даты смерти доктора Порше и его сына, то выяснится, что отец умер в 1951 году, а сын прожил до 1998-го.

Несмотря на то что боевые качества нового тяжёлого танка действительно были впечатляющими, а его орудие — одним из самых грозных, следует рассказать и о многочисленных недостатках машины. «Королевский тигр» отличался низкой надёжностью. Машины выходили из строя уже после очень непродолжительной эксплуатации. Из-за этого тяжёлые батальоны часто шли в бой далеко не в полном составе. Больным местом танка была ходовая часть: гусеницы часто заклинивало, всего за 300 часов эксплуатации изнашивались ведущие колёса. Бортовые передачи полностью разрушались всего за 250 часов эксплуатации. Перегруженный двигатель грелся, и установленное охлаждающее оборудование не справлялось. Наконец, танк весил так много, что его могли выдержать далеко не все мосты. Это сильно снижало возможности оперативного применения «Королевского тигра». К концу войны немцы не могли производить качественную броню, так что толстая «шкура» танка была в реальности не так устойчива к снарядам, как броня более ранних образцов. При попадании снаряда, даже в случае непробития, от внутренней части брони летели осколки, поражавшие экипаж и механизмы.

Таким образом, по общей сбалансированности характеристик «Тигр-II» уступал и своему предшественнику первой модели, и самоходной установке «Фердинанд». Теоретически в дуэли он мог победить любой тяжёлый танк антигитлеровской коалиции. В реальном бою ему такой возможности не давали. Советские войска вели против «Королевских тигров» маневренный бой, поражая противника в борта и корму. Союзники делали ставку на авиацию, нещадно бомбя позиции немецких танковых частей. Имеется свидетельство о применении 2100 самолётов для атаки позиции 503-го тяжёлого батальона.

Подводя итоги, можно сказать, что «Тигр-II» был одним из сильнейших танков Второй мировой войны. Но небольшое количество выпущенных машин, множество недоработок в конструкции и умело организованное частями СССР и союзниками противостояние не позволили этому танку оказать сколь-нибудь существенное влияние на положение дел на фронтах.

В наши дни сохранились и находятся в музеях по меньшей мере девять экземпляров «Королевского тигра». В России можно воочию увидеть эту замечательную боевую машину, посетив танковый музей в Кубинке.

Обсудить материал можно здесь.

Рендеры данной машины в различных разрешениях можно скачать здесь.

worldoftanks.ru

Танк "Королевский тигр"

Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182) - Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B -Tiger II Konigstiger.

Танк "Королевский тигр" разработан в 1943 году фирмой "Порше" и с 1944 года начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков "Тигр". Так же, как и его предшественник, "Королевский тигр" был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200-мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт "Пантеры", конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Башня также напоминает по своей форме башню "Пантеры", но более вытянута в длину. В башне, кроме вооружения, располагались три члена экипажа и часть боекомплекта - 22 снаряда. Снаряды располагались в горизонтальном положении, что в сочетании с механизмом заряжения существенно повышало скорострельность пушки. Для снижения уровня загазованности башни были предусмотрены вентилятор и система продувки канала ствола после выстрела. Карбюраторный двигатель фирмы "Майбах" жидкостного охлаждения был установлен в задней части танка, а трансмиссия с ведущими колесами - в его передней части. Соединение ее с двигателем обеспечивалось карданной передачей. Ходовая часть имела катки большого диаметра, расположенные в шахматном порядке. По сравнению с танком Т-VI Н она удлинена на один опорный каток на борт. В связи с высоким весом подвижность танка оказалась даже ниже, чем у танка Т-VI Н.

Танк "Королевский тигр"

"Королевский тигр" имел направленность на истребление танков и бронетехники противника; это не позволяет соотносить его с советским танком прорыва ИС-2, ориентированным главным образом на преодоление укрепленных позиций и поддержку пехоты.

 История создания тяжелого танка "Королевский тигр"

"Королевский тигр" - последний немецкий тяжелый танк - называли гибридом между "Элефантом" и "Пантерой". От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй - форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений  вермахта и самого фюрера вооружить танк отработанной конструктивно, мощной-зенитной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное - толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.

В августе 1942 года было разработало техническое задание на тяжелый танк, который должен был в перспективе заменить танк "Тигр". На новой машине предполагалось использовать 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр, которая была сконструирована фирмой "Krupp" в 1941 году. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма "Henschel" и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.

VK 4502 (P1)

Проект Порше VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(P) - заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III - представлял собой несколько переработанный, применительно к новому техзаданию, танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей "Simmering-Graz-Pauker"  мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию.

Проект Порше VK 4502 (P1)

VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Другие варианты проекта, предложенные конструкторским бюро Porsche AG, предполагали использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизельмотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. При заднем размещении башни двигатель располагался в средней части корпуса, а отделение управления - впереди.

Проект Порше VK 4502 (P2)

Проект Порше VK 4502 (P2) с передним расположением башни

Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод "Friedrich Krupp AG" в Эссене успел изготовить 50 башен для танка конструкции Порше.

Компоновка танка

Компоновка танка VK 4502 (P2)

Что касается проекта, предложенного фирмой "Henschel", - VK 4503(H) - то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком "Пантера II", разработка которого также шла в тот период.

Tiger II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего оригинального: взамен "ящикообразного" корпуса старого "Тигра" в основу новой машины были положены формы и пропорции корпуса и башни "Пантеры". При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую - 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у "Тигра" и "Пантеры". В наследство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель Maybach HL230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По - "Пантеровски" в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра" заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с "Пантерой II".(так и не пошедшей в серию).

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B

Tiger II с башней Порше

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(H). Игрушка понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же как в случае с танком "Тигр", поступило распоряжение использовать на танке фирмы "Henschel " уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы "Wegmann" поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийные машины.

Tiger II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182). позже замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название "Konigstiger"  - "Королевский тигр" - в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название "Королевский тигр" известно каждому, а "Тигр Б" или "Тигр II" в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.

Tiger II с серийной башней

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с серийной башней

Серийное производство "Королевского тигра" началось в январе 1944 года. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков "Тигр II" со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам "Henschel".

В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных "Королевских тигров". Своего максимума производство достигло в августе 1944 года, но и тогда не дотягивало до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью 1944-го. После того выпуск "Королевских тигров" сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы "Niebelungenwerke" в Сент-Валентине, но этого не произошло.

Другой немецкий автор - Фриц Хан приводит другое число танков, выпущенных в 1945 году - 112. Подобное разночтение не позволяет указать общее количество изготовленных "Королевских тигров". Число это колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.

Производство танков
  1943 1944 1945
январь - 3 40
февраль - 5 42
март - 6 18
апрель - 6 -
май - 15 -
июнь - 32 -
июль - 45 -
август - 84 -
сентябрь - 73 -
октябрь 1 26 -
ноябрь - 22 -
декабрь 2 60 -
Итого 3 377 100
Производство танков

Первые же бои с участием "Королевских тигров" выявили некоторые недостатки у первых 50 танков, на которых устанавливались башни конструкции Порше, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании их в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма "Krupp" разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Pz.Kpfw VI Ausf.B King-Tiger

Всего было выпущено 489 танков "Королевский тигр"

Помимо смены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на "Королевских тиграх" появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG-34 заменили на МG-42, а шаровую установку курсового пулемета - на установку пистолета-пулемета MP-40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовали даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
Тигр-II с башней Порше в Бовингтонском музее Тигр-II в Бовингтонском музее
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

Как и в случае с "Тигром" сборка "Королевских тигров" на фирме "Henschel" теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом. В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 - в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного "Королевского тигра" уходило 119 798 кг стали (для сравнения на одну "Пантеру" - 77 469 кг).

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
В Германии В Бельгии
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

В начале 1945 года 10 танков с башней "Henschel" были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu5 и Fu7 (вариант Sd.Kfz. 267) или Fu5 и Fu8 (вариант Sd.Kf/. 268). Переделкой занималась фирма "Wegmann".Первый командирский танк "Panzerbefehlswagen Tiger II" покинул заводской цех 3 февраля 1945 года.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
в Швейцарии в США
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

В конце 1944 года фирма "Krupp" приступила к проектированию танка "Тигр II", вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размешалась в стандартной "хеншелевской" башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован не был.

< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru

Танк "Королевский тигр" Германия характеристики

Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182) - Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B -Tiger II Konigstiger.

Танк "Королевский тигр" разработан в 1943 году фирмой "Порше" и с 1944 года начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков "Тигр". Так же, как и его предшественник, "Королевский тигр" был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200-мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт "Пантеры", конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Башня также напоминает по своей форме башню "Пантеры", но более вытянута в длину. В башне, кроме вооружения, располагались три члена экипажа и часть боекомплекта - 22 снаряда. Снаряды располагались в горизонтальном положении, что в сочетании с механизмом заряжения существенно повышало скорострельность пушки. Для снижения уровня загазованности башни были предусмотрены вентилятор и система продувки канала ствола после выстрела. Карбюраторный двигатель фирмы "Майбах" жидкостного охлаждения был установлен в задней части танка, а трансмиссия с ведущими колесами - в его передней части. Соединение ее с двигателем обеспечивалось карданной передачей. Ходовая часть имела катки большого диаметра, расположенные в шахматном порядке. По сравнению с танком Т-VI Н она удлинена на один опорный каток на борт. В связи с высоким весом подвижность танка оказалась даже ниже, чем у танка Т-VI Н.

Танк "Королевский тигр"

"Королевский тигр" имел направленность на истребление танков и бронетехники противника; это не позволяет соотносить его с советским танком прорыва ИС-2, ориентированным главным образом на преодоление укрепленных позиций и поддержку пехоты.

 История создания тяжелого танка "Королевский тигр"

"Королевский тигр" - последний немецкий тяжелый танк - называли гибридом между "Элефантом" и "Пантерой". От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй - форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений  вермахта и самого фюрера вооружить танк отработанной конструктивно, мощной-зенитной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное - толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.

В августе 1942 года было разработало техническое задание на тяжелый танк, который должен был в перспективе заменить танк "Тигр". На новой машине предполагалось использовать 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр, которая была сконструирована фирмой "Krupp" в 1941 году. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма "Henschel" и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.

VK 4502 (P1)

Проект Порше VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(P) - заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III - представлял собой несколько переработанный, применительно к новому техзаданию, танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей "Simmering-Graz-Pauker"  мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию.

Проект Порше VK 4502 (P1)

VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Другие варианты проекта, предложенные конструкторским бюро Porsche AG, предполагали использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизельмотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. При заднем размещении башни двигатель располагался в средней части корпуса, а отделение управления - впереди.

Проект Порше VK 4502 (P2)

Проект Порше VK 4502 (P2) с передним расположением башни

Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод "Friedrich Krupp AG" в Эссене успел изготовить 50 башен для танка конструкции Порше.

Компоновка танка

Компоновка танка VK 4502 (P2)

Что касается проекта, предложенного фирмой "Henschel", - VK 4503(H) - то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком "Пантера II", разработка которого также шла в тот период.

Tiger II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего оригинального: взамен "ящикообразного" корпуса старого "Тигра" в основу новой машины были положены формы и пропорции корпуса и башни "Пантеры". При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую - 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у "Тигра" и "Пантеры". В наследство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель Maybach HL230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По - "Пантеровски" в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра" заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с "Пантерой II".(так и не пошедшей в серию).

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B

Tiger II с башней Порше

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(H). Игрушка понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же как в случае с танком "Тигр", поступило распоряжение использовать на танке фирмы "Henschel " уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы "Wegmann" поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийные машины.

Tiger II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182). позже замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название "Konigstiger"  - "Королевский тигр" - в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название "Королевский тигр" известно каждому, а "Тигр Б" или "Тигр II" в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.

Tiger II с серийной башней

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с серийной башней

Серийное производство "Королевского тигра" началось в январе 1944 года. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков "Тигр II" со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам "Henschel".

В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных "Королевских тигров". Своего максимума производство достигло в августе 1944 года, но и тогда не дотягивало до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью 1944-го. После того выпуск "Королевских тигров" сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы "Niebelungenwerke" в Сент-Валентине, но этого не произошло.

Другой немецкий автор - Фриц Хан приводит другое число танков, выпущенных в 1945 году - 112. Подобное разночтение не позволяет указать общее количество изготовленных "Королевских тигров". Число это колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.

Производство танков
  1943 1944 1945
январь - 3 40
февраль - 5 42
март - 6 18
апрель - 6 -
май - 15 -
июнь - 32 -
июль - 45 -
август - 84 -
сентябрь - 73 -
октябрь 1 26 -
ноябрь - 22 -
декабрь 2 60 -
Итого 3 377 100
Производство танков

Первые же бои с участием "Королевских тигров" выявили некоторые недостатки у первых 50 танков, на которых устанавливались башни конструкции Порше, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании их в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма "Krupp" разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Pz.Kpfw VI Ausf.B King-Tiger

Всего было выпущено 489 танков "Королевский тигр"

Помимо смены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на "Королевских тиграх" появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG-34 заменили на МG-42, а шаровую установку курсового пулемета - на установку пистолета-пулемета MP-40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовали даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
Тигр-II с башней Порше в Бовингтонском музее Тигр-II в Бовингтонском музее
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

Как и в случае с "Тигром" сборка "Королевских тигров" на фирме "Henschel" теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом. В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 - в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного "Королевского тигра" уходило 119 798 кг стали (для сравнения на одну "Пантеру" - 77 469 кг).

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
В Германии В Бельгии
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

В начале 1945 года 10 танков с башней "Henschel" были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu5 и Fu7 (вариант Sd.Kfz. 267) или Fu5 и Fu8 (вариант Sd.Kf/. 268). Переделкой занималась фирма "Wegmann".Первый командирский танк "Panzerbefehlswagen Tiger II" покинул заводской цех 3 февраля 1945 года.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
в Швейцарии в США
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

В конце 1944 года фирма "Krupp" приступила к проектированию танка "Тигр II", вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размешалась в стандартной "хеншелевской" башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован не был.

wikiwar.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

wikipedia.green

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр) - Танки - Бронетехника - Каталог статей

История создания танка “Tiger II” (Королевский Тигр) 

 В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) вермахта разработало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный в перспективе заменить недавно запущенный в производство «Тигр» — Pz.VI Ausf.E. На новой машине предполагалось использовать сконструированную в 1941 году фирмой Krupp 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма Henschel и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.  

 Надо сказать, что ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(Р) — заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III — представлял собой несколько переработанный применительно к новому техзаданию танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию. В других вариантах проекта, предложенных конструкторским бюро Porsche AG, предполагалось использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизель-мотора мощностью 700 л.с, и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. Во втором случае двигатель размещался в средней части корпуса, а отделение управления — спереди.  

 

Проект VK 4502 (P) с передней и задней расположением башен (Порше)

 

 Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электро-трансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод Friedrich Krupp AG в Эссене успел изготовить 50 башен для танка Порше. Что касается проекта фирмы Henschel — VK 4503(H), то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком «Пантера II».  

 

Немецкий тяжелый танк "Тигр 2" (Королевский Тигр)

 Впрочем, создавая новый тяжелый танк, Адерс также не изобрел ничего оригинального: взамен «ящикообразного» корпуса старого «Тигра» в основу его проекта были положены формы и пропорции корпуса и башни «Пантеры». При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую — 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части {в частности, ведущих колес) заимствовали у "Тигра» и «Пантеры». В наследство от последней новой машине достались 700-сильный двигатель Maybach HL 230P30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По-«пантеровски» в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра» заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с «Пантерой II».  

 

Таблица производства немецких тяжелых танков "Королевский Тигр"

 В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(Н). «Игрушка» понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же, как в случае станком «Тигр», поступило распоряжение фюрера использовать на танке Henschel уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. (8 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы Wegmann поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийных образца.  

 

                                                                            

 Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182), позже замененное на Panzerkampfwagen - Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название Konigstiger — «Королевский тигр» — в вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране словосочетание «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр B» или «Тигр II» в большинстве случаев вызовет недоумение. Серийное производство началось в январе 1944-го. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков «Тигр II» со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам Henschel. 

 В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных «королевских тигров». Своего максимума производство достигло в августе, но и тогда не дотянуло до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью. После этого выпуск «тигров II» сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы Niebelungenwerke в Сент-Валентине, но по понятным причинам этого не произошло. Таблица производства «королевских тигров» составлена по данным книги немецкого исследователя Вальтера Шпильбергера «Тигр» и его варианты». Другой немецкий автор — Фриц Хан привадит другое число танков, выпущенных в 1945 году, — 112. Подобное разночтение не позволяет точно указать общее число этих машин — оно колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.  

 

 

 

Характерные отличие немецких тяжелых танков "Королевский Тигр" (Тигр 2) в различных производственных сериях

 Как уже упоминалось, на первых 50 танках устанавливались башни конструкции Порше. Первые же бои с участием «королевских тигров» выявили у нее ряд недостатков, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании в лобовую часть, что грозило пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма Krupp разработала новую башню, которую стали устанавливать на танки, начиная с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета- Ее больший забронированный объем позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.  

 

Башня танка "Королевский Тигр" в разрезе

 

 

Башня танка "Королевский Тигр" в разрезе

 Помимо замены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие более мелкие изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на «королевских тиграх» появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом, поступавшим из специального цилиндра, куда нагнеталась с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG 34 заменили на MG 42, а шаровую установку курсового пулемета — на установку пистолета-пулемета МР 40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовала даже внутренняя окраска. В течение всего периода серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.  

 Как и в случае с «Тигром», сборка «королевских тигров» на фирме Henschel теоретически была разделена на 9 этапов (по 6 часов на каждый). В среднем же на сборку одного танка требовалось до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 — в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного «Королевского тигра» уходило 119 798 кг стали (для сравнения: на «Пантеру» — 77 469 кг).  

 В начале 1945 года 10 танков с башней Henschel были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu 5 и Fu 7 (вариант Sd.Kfz.267) или Fu 5 и Fu 8 (вариант Sd.Kfz.268). Переделкой занималась фирма Wegmann. Первая командирская машина Panzerbefehlswagen Tiger l покинула заводской цех 3 февраля 1945 года.  

 

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр)( Konigstiger / King(Royal)Tiger / Tiger II), вид спереди, вид сзади

 Линейным и командирским вариантами, собственно, и ограничиваются все модификации танка «Королевский тигр». Однако существовало несколько нереализованных проектов. В конце 1944 года, в рамках программы перевооружения германских танков фирма Krupp приступила к проектированию танка «Тигр II», вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размещалась в стандартной хеншелевской башне и должна была оснащаться прицелом, стабилизированным в вертикальной плоскости наведения. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ствол с начальной скоростью 990 м/с. В металле эта машина изготовлена не была. В течение 1944 года велось проектирование двух тяжелых самоходно-артиллерийских установок на унифицированном шасси, в котором использовались моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть -Тигра II».  

 

Нереализованные проекты сверхтяжелых танков "Tiger III L" и "Tiger III S" (E-90 и E-100)

 Последняя при этом была удлинена до 11 опорных катков на борт. Шасси получило обозначение Geschiitzwagen VI. Сборка самоходки 17 cm K44(Sf)/GwVI велась на полигоне фирмы Henschel в Зеннелагер. Масса машины с экипажем из 8 человек, боезапасом в 5 выстрелов и 30-мм лобовой броней достигла 58 т. Как следует из названия САУ, она должна была вооружаться 170-мм пушкой К44. До конца войны почти полностью успели изготовить одну машину без вооружения, которую захватили союзники.  Другую машину предполагалось вооружить 210-мм мортирой. Ее масса составляла 52,7 т, а в возимый боекомплект входили только 3 выстрела, САУ 21 cm Mrs.18(Sf)/Gw VI построена не была.  

 Шасси «королевских тигров» планировалось использовать для транспортировки 280-мм железнодорожной пушки К5. Артиллерийская часть (ствол, лафет и опорная плита) в походном положении устанавливались на два специально оборудованных танковых шасси, получивших обозначение Gerat 566. Эти машины, как, впрочем, и Gerat 817 — спроектированный из агрегатов «Королевского тигра» самоходный лафет для 305-мм и 420-мм минометов, остались на бумаге.

Технической описание “Tiger II” (Королевский Тигр)

 Компоновка танка «Тигр» Ausf.B такая же, как и у всех немецких танков периода Второй мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии. Отделение управления занимало переднюю часть танка. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа— курсовой пулемет, сиденье стрелка-радиста и часть боекомплекта пушки. Радиостанция также находилась в отделении управления — над коробкой передач и правой бортовой передачей. Боевое отделение располагалось в средней части танка. Над ним на шариковой опоре размещалась башня, в которой устанавливались пушка и спаренный с ней пулемет, а слева от пушки — механизмы управления огнем, телескопический прицел, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета, сиденья наводчика и командира танка. Справа от пушки находилось сиденье заряжающего. В нише башни и по стенкам корпуса в боевом отделении хранился боекомплект. 

 На днище танка под вращающимся полом боевого отделения устанавливался гидропривод поворота башни и размещались два топливных бака. В моторном отделении, в кормовой части корпуса, находились двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждения, топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась перегородка.  

 

Компоновка тяжелого танка "Королевский тигр" Tiger II

 Силовая установка танка «Тигр» Ausf.B была целиком заимствована у танка «Пантера», а трансмиссия — у танка «Тигр» Ausf.E Корпус танка по форме был идентичен корпусу танка «Пантера». Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами (то есть электродами из высоко-углеродистой стали). В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 25 до 150 мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета.  

 

Проушины для крепления буксирных серег у танка "Королевский тигр"

 

 

Командирская башенка на башне танка "Королевский тигр"

 В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимальный обзор.  

 

Компоновка тяжелого танка "Королевский тигр" Tiger II

 Кроме того, в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Как и на танке «Пантера», люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии. Между люками-лазами находилось вентиляционное отверстие, закрытое броневым колпаком. Внутренние водонепроницаемые переборки делили кормовую часть корпуса на три отсека. В центральный отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой — Эти отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока охлаждавшего радиаторы воздуха, а две средних — для его отвода.  

 

Лобовая часть танка "Королевский тигр" Tiger II с ее особенностями

 В крыше центрального отсека находился люк, в крышке которого имелись две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, а также три отверстия: для заливки воды в систему охлаждения, для доступа к горловине системы питания и для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка (системой ОПВТ было оснащено незначительное количество машин ранних выпусков).  

 

Схема бронирования тяжелого танка "Королевский тигр" Tiger II

 В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач. Перед сиденьем стрелка-радиста в днище был оборудован аварийный люк.  Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком.  

 

Хеншелевская башня танка "Королевский тигр" Tiger II

 

 

Маска пушки хеншелевской башни танка "Королевский тигр" Tiger II

 

 

Отличия по форме хеншелевской башни и башни Порше

 Башня танка — сварная, овальной обтекаемой формы, с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, соединенных в шип. Лобовая броне-плита соединялась с бортовыми плитами замками типа "ласточкин хвост». Борта и задняя стенка башни имели наклон под углом 25°. На левом борту делалась выштамповка под командирскую башенку. На прототипах и первых серийных машинах ниже выштамповки располагался лючок для выброса стреляных гильз; позже его заварили, а затем и вовсе ликвидировали. Кроме того, в обоих бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, которые также позже заваривали.  

 

Компоновка башни "Тип Хеншель" танка "Королевский тигр" Tiger II

 Передняя стенка башни представляла собой сварную выгнутую броне-плиту переменной толщины — 8О мм в нижней части, затем резко уменьшавшуюся до 60 мм и плавно — до 50 мм. В передней стенке башни были три выреза: центральный — для установки пушки; правый — для спаренного пулемета; левый —для телескопического прицела (на танках ранних выпусков, оснащавшихся бинокулярным прицелом, слева от пушки выполнялись два выреза).  

 

Внутри башни танка "Королевский тигр" Tiger II: вид на сидение наводчика через люк командира, справа видим казенник пушки, слева можно наблюдать маховик горизонтальной наводки орудия.

 

 

Внутри башни танка "Королевский тигр" Tiger II: вид на сидение механика-водителя

 

 

Внутри башни танка "Королевский тигр" Tiger II: вид на заднюю часть башни, видны элементы удерживающие снаряды и люк для заряжания/эвакуационный люк

 Крыша башни состояла из трех листов: переднего и заднего наклонных и центрального — горизонтального. На крыше устанавливалась командирская башенка с семью смотровыми приборами и рельсом для крепления зенитного пулемета. По конструкции она была аналогична башенке танка «Тигр» Ausf.E поздних выпусков. Справа от командирской башенки располагался прямоугольный посадочный люк заряжающего, а перед ним — прибор наблюдения. Кроме того, в крыше башни имелись вентилятор, лючки для выброса стреляных гильз и установки устройства ближнего боя, а в кормовом листе был предусмотрен люк для монтажа и демонтажа пушки, закрывавшийся массивной крышкой на болтах. В ней, в свою очередь, имелся люк для погрузки боеприпасов и аварийного выхода из танка.  

 

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр)( Konigstiger / King(Royal)Tiger / Tiger II) с башней "Порше"

 Начиная с 51-й машины ввели новую башню «Типа Хеншель». Она отличалась от башни «типа Порше» более простой конфигурацией, расположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах и люка для демонтажа пушки в кормовом листе. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180 мм. Наконец, у тяжелого танка «Пантера II» была заимствована новая маска грушевидной формы. В новой башне пушка устанавливалась с некоторым смещением вправо от продольной оси танка. Диаметр башенного погона в свету составлял 1850 мм.  

 

Башня типа "Порше", устанавливаемая на танки "Королевский тигр"

 

 

Вариант расположения лючков и люков на крыше башни тяжелого танка "Королевский тигр"

 Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, заимствованным у танка «Тигр» Ausf.E. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня совершала полный оборот за 19 с, при 1000 об/мин и выключенной повышающей передаче — за 77 с. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику необходимо было сделать 700 оборотов маховика.  Снаружи корпус и башня танка покрывались «циммеритом», поверх которого наносилась камуфляжная окраска, изнутри они были выкрашены в темно-желтый цвет.

 

 «Тигр II» является одним из немногих примеров в практике мирового танкостроения, когда не орудие проектировалось для танка, а танк — для орудия. Таковым являлась 88-мм нарезная танковая пушка 8.8 KwK 43 L/71, созданная на базе 88-мм зенитной пушки обр. 1941 года. Ряд экспертов с обеих противоборствующих сторон были склонны считать Kw.K. 43 L/71 самой мощной пушкой своего класса за весь период Второй мировой войны. По дальности стрельбы и бронепробиваемости пушка превосходила практически все танковые орудия, имевшиеся в распоряжении антигитлеровской коалиции.

 

Бронепробиваемость снарядом пушки танка "Тигр 2" (Королевский тигр)

 

 

 

 

  В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Устройство продувки ствола заканчивалось двумя форсунками по обе стороны затворного кольца. Поток воздуха выдувал пороховые газы из зарядной каморы и предотвращал их поступление в боевое отделение.  С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (на танках последних выпусков — MG 42). Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса а шаровой установке. На командирской башенке на рельсе устройства FliegerbeschuHgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG 34. 

 

 

 

Вариант открытия люка командира в башне танка "Королевский тигр"

 

 Танки «Королевский тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим шарнирным прицелом TZF 9d/1, а затем монокулярным телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением TZF 9d. Шарнирное соединение прицела обеспечивало свободу перемещения объективной части вместе со спаренной установкой пушки и пулемета по всему диапазону вертикального угла обстрела при неподвижном окуляре. Окулярная часть прицела шарнирно подвешивалась к крыше башки и имела регулировку по высоте. 

 

 

 

Место установки прицела TZF 9d/1

 

 Особенностью оптической схемы с переменным увеличением являлось наличие трех линз оборачивающей системы вместо двух, обычно применявшихся в танковых телескопических прицелах с постоянным увеличением. Первая линза оборачивающей системы была закреплена в корпусе прицела неподвижно. Вторая и третья линзы были связаны между собой кулисным механизмом и включались в оптическую схему попеременно. При включении второй линзы прицел давал 5-кратное увеличение с полем зрения 12,5°, при включении третьей линзы — 2,5-кратное увеличение с полем зрения 25°. Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2. 

 

 

Двухкамерный дульный тормоз пушки танка "Королевский тигр"

 

 Боекомплект пушки состоял из 84 выстрелов (у первых 50 танков — из 77), которые укладывались в нише башни и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов — 4800 патронов. В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat) — мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни. 

 На танке «Тигр II» устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра 130 мм. Ход поршня 145 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1300 кг.  Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков 860 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJHD. Система смазки — циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих. 

 

 

 

 Система охлаждения — жидкостная. Радиаторов — четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов—около 114 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа Zykion. Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса.  Запуск двигателя штатно осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или пускачом. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой. 

 

 Для пуска двигателя пускачом снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускач неподвижно фиксировался на броне танка двумя держателями, и шестерня на валу пускача входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу двигателя. 

 

 

                                                                    

 С помощью специального устройства был возможен запуск двигателя танка от двигателей автомобилей Kubelwagen или Schwimmwagen. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в двухпоточный механизм передач и поворота. 

 

 

 

Варианты пуска двигателя танка "Королевский тигр" Tiger II: с помощью инерционного стартера, пускача и с помощью двигателя автомобиля

 

 Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16В продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — беэвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, отключал главный фрикцион и работавшую передачу, производил синхронизацию угловых скоростей зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно и главный фрикцион.  В случае неисправности гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. 

 

 

 Особенностью коробки передач танка «Тигр» Ausf.B по сравнению станком «Тигр» Ausf.E было наличие радиатора, охлаждавшего масло. Радиатор располагался в специальном резервуаре с водой, не имевшей циркуляции и заменявшейся вручную.  Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, Так же, как и стояночный тормоз.  Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный — 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза LB 900,4 были изготовлены фирмой Argus. 

 

 

 

Чертеж подвески танка "Королевский Тигр"

 

                                                          

 

 

Вид на подвеску танка "Королевский Тигр"

 

 

Сборка ходовой части танка "Королевский Тигр" на заводе

 

 Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 9 цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков во внешнем ряду, четыре — во внутреннем). Размеры катка — 800x95 мм. Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона — 60...63 мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. 

 

Варианты крышки танка "Королевский тигр" моторного отделения

 

 Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650 мм — с металлическими бандажами и кривошипными механизмами натяжения гусениц, Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 двухгребневых). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52- 818 мм, транспортных Kgs 73/660/52 - 658,5 мм. Транспортные гусеницы танка «Королевский тигр» представляли собой боевые гусеницы «Пантеры» и использовались при перевозке по железной дороге.

                                                     

                                                                             

                                                      

Варианты окраски танков "Королевский Тигр" в зависимости от фронтов и времени года

 

 Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GTLN 700/12-1500L1 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Аккумуляторные батареи соединялись параллельно. При нажатой кнопке пуска стартера батареи с помощью переключателя SF/Se8 переключались на последовательное соединение, обеспечивавшее напряжение в 24 В, необходимое для работы стартера. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт и напряжением 24 В, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицела, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов. Боевое отделение оснащалось электрическим обогревателем мощностью 100 Вт. 

 

                                                                    

 Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией FuG 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом, а также системой внутренней связи Bordsprechanlage 8.  Система пожаротушения — автоматическая, включала в себя пять зарядов огнегасящей смеси общей емкостью 3 л. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в наиболее подверженных возникновению пожара частях моторного отделения. Если температура в силовом отделении превышали 120 "С, то система разбрызгивала один заряд смеси в течение 7 с. Если пожар не удавалось потушить, то срабатывал другой заряд и т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

 В настоящее время «королевские тигры» имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой. 

                                                            

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________Источник данных:"Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны", П.Чемберлен, Х.Дойл; Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. — № 3)

 

 

 

 

 

 

 

zona-interesov.ru