Moskvich 2141 "Serenity" УМПО-248с › Logbook › Сборка двигателя УМПО-248. Часть 2-я — сборка низа. Двигатель умпо 1800


Москвич 2141 "Serenity" УМПО-248с › Бортжурнал › Разборка двигателя УМПО-3317, пробег 90 тысяч км (кольцам 45 тысяч км).

Обещанная запись про разборку мотора.

Снимать агрегат было одно удовольствие — машина на подъемнике, вдоль по боксу кран-балка катается. Подняли, открутили кулису, привода, хвост КПП, потом опустили, зацепили тросом и выдернули вперед-вверх.

Полный размер

Разделение агрегата — КПП к чертовой матери под верстак, ей на этой машине больше не ездить, только опору мерседесовскую открутили; а двигатель на дальнейшую разборку

При снятии агрегата получился курьез — забыли один болт правой опоры до конца открутить и стали пробовать поднимать. Ну что могу сказать, опоры от Ауди качественные и резина в них крепкая — морда машины, вися на опоре легко начала подниматься, растяжение резинок опоры было примерно трехкратным. Причем мы два раза так ее натянули, пока поняли, в чем косяк. Опора жива, замены не требует)))

Полный размер

Сняли клапанку — грязища! Это у нас так Лукойл Люкс 5w40 постарался. Все, больше никаких экспериментов, в мотор только Mobil 5w40 или 5w50!

Полный размер

Даже малейших промытых следов нет, которые обычно напротив кулачков распредвала остаются даже при плохом масле. Сплошной слой говнолина!

Полный размер

Поверхность ГБЦ нормальная. По линейке проверили — ровная. Перед установкой на камне притрем и хватит с нее.

Полный размер

В камерах нагар. Хотя мотор масло не жрал.

Полный размер

Низ, пока еще в сборе.

Полный размер

Один из поршней, тоже в нагаре, они все примерно одинаково выглядят.

Полный размер

Одна из гильз, пример состояния.

Полный размер

Клапанная крышка и прокладка ГБЦ. Обратите внимание на след обжима прокладки по блоку — насколько ровно и четко.

Полный размер

Прокладка ГБЦ, 1-й и 2-й цилиндры.

Полный размер

Прокладка ГБЦ, 3-й и 4-й цилиндры.

Полный размер

Посадочное место помпы. Царапины от крыльчатки, я крайний раз ее подогнал до легкого касания и потом под помпу прокладку из тонкой бумаги поставил.

Полный размер

Под передней крышкой, успокоитель цепи родной, заводской еще.

Полный размер

Цепь ГРМ, вполне себе нормальная. Звездочки, кстати, тоже нормальные. Весь комплект пойдет на новый мотор.

Полный размер

Звездочка ГРМ на коленвале и шестерня привода трамблера — состояние вполне нормальное.

Полный размер

Коленвал еще на месте, но шатунов с поршнями уже нет.

Гильзы из блока стронулись сразу, с первых ударов, шли плотно, но без особых проблем — тяжелая медная выколотка и тяжелый молоток, удары попеременно по противоположным сторонам.

Блок 3317, посадка гильз 92 мм, без медных колец, так как год 1997.

Грязи в блоке практически не было, совсем небольшой сгусток за гильзой 4-го цилиндра. Посадочные места гильз и их привалочные плоскости в блоке в идеале.

Блок от грязи отмывали Керхером. Химия, правда, у друга кончилась, поэтому грязь просто отбили водой и отошла она не везде — осталось слева-сзади и справа почти по всему боку. Причем эти остатки даже бензин с кисточкой не взяли, да и металлическая щетка не все отшкрябала.

Дальше начали сборку низа. Продолжение следует.

www.drive2.ru

УМПО-1.8 — бортжурнал ИЖ 2125 бешеная морковка 1983 года на DRIVE2

Всем привет. Морковка отдыхает без страховки — идет ежевесенний перетрях подвески. Но сейчас речь о другом :)

Видимо у меня очень сильно чесались руки сделать что-нибудь хорошее. И вот — в гараж приехал уфимский движок 1.8 л. Но, как и любой уфимец, это — кот в мешке. А вернее, мешок, в котором может быть кот, причем совершенно непредсказуемой масти. Не вскроешь — не узнаешь.

Встречайте — УМПО-331430. Ко мне он попал в таком состоянии:

Полный размер

Но такой ракурс ни о чем не говорит. Присмотримся повнимательнее:

Маркировка блока — 331430

Полный размер

Поршни, судя по виду, — 1.8 дефорс. Под 80-й бензин.

Полный размер

На гильзах ощутимая выработка. Пока ничего непонятно — надо измерять.Бонусом к мотору шла корзина. Впрочем, основательно ушатанная:

Полный размер

Кольцевая выработка с глубокими бороздами. Диагноз — в лом.

Диск сцепления сожран с одной стороны. Догадайтесь, с какой? =)

На маховике тоже есть выработка, но не критичная. Маховик, в конце концов, можно будет и проточить.

Ну и самое главное — колено. Оно долго не хотело раскрывать свою тайну — "закон последнего болта" действует неукоснительно. Именно на последней (!) шпильке, державшей поддон, оказалась гайка со слизанной резьбой. И фотик начал умирать. Поэтому, в очередной раз извиняюсь за качество фото, но суть разобрать можно:

Полный размер

Маркировка правильная — это 3318.

К слову, движок почему-то оборудован карбюратором ДААЗ-2140-1107010-70, предназначенным для двигателей с рабочим объемом 1,7 л. Это довольно странно, хотя не исключаю, что на поздних одах (мотор снят именно с такой) могло быть вообще все, что угодно.

Итак, в сухом остатке имеем уфимский мотор 1,8 литра под 80-й бензин в пока еще неизвестном состоянии. Процесс его реинкарнации в нечто живое буду добросовестно отражать в БЖ морковки.

Всем удачи!

Полный размер

www.drive2.ru

Moskvich 2141 "Serenity" УМПО-248с › Logbook › Сборка двигателя УМПО-248. Часть 2-я — сборка низа.

Продолжаем потихоньку собирать двигатель.В прошлый раз мы остановились на том, что установили гильзы в блок на герметик и прижали ГБЦ с усилием 5 кгс. Так они простояли двое суток.

Дальше по стандартной схеме — сняли ГБЦ и прижали гильзы шайбами через трубки.

Zoom

Проверили выступание гильз над блоком и друг относительно друга. Правда набор щупов у друга новый и какой-то ущербный — есть 0,05 мм и 0,1 мм, но нет 0,02 мм и 0,03 мм. Ну уж как есть, на ощупь. В качестве линейки использовали два штангенциркуля — на 150 мм и на 500 мм.Результат:— по периметру блока 0,05 мм везде проходит, но плотно, не пролетает, а 0,1 мм везде не проходит, то есть выступание в диапазоне 0,06-0,07 мм.— между соседними гильзами местами на просвет было видно зазор, но 0,05 мм нигде не прошел и даже не закусил, то есть разброс не более 0,02-0,03 мм (0,01 мм на просвет видно очень плохо, тут же просвет был четкий; а в 0,04 мм щуп 0,05 мм уже бы закусывал)В общем, выступание гильз в допуске.

Приступаем к установке.

Zoom

Кольца поршневые Дружба 88 мм, из старых запасов.

Zoom

Первый поршень.

Устанавливаем вкладыши, смазываем их маслом, также слегка смазываем юбку поршня, сжимаем кольца оправкой и сажаем поршень на место.

Zoom

Первый зашел.

На первый цилиндр поставил самую плотную пару поршень-гильза из четырех — для лучшего охлаждения. В остальных трех поршень без колец легко крутился и перемещался, а тут надо было его толчком с места сдвигать, после чего тоже легко двигался.

Zoom

Все поршни на месте.

Затяжка шатунов 5,5 кгс, после затяжки коленвал проворачивается легко, с поправкой на добавившееся сопротивление от колец.

Дальше сальники, крышки, маховик.

Zoom

Задний сальник на месте.

Zoom

Передний сальник в крышке.

Zoom

Вид с другой стороны

Zoom

Маховик на месте.

Перед установкой передней крышки чуть было не забыли цепь поставить, но вовремя исправились.

Zoom

Цепь ГРМ и успокоитель от BMW M10.

Zoom

На успокоителе по месту подточил наждаком ребра, чтобы он жестко и ровно сел на шпильки.

Дальше установка передней крышки и сборка масляного насоса. Выбирал и собирал из двух крышек и насосов — со своего блока и с того, откуда коленвал. Получилась сборная солянка — шестерни из моего, а крышка блока с крышкой насоса чужие. В родной крышке блока ось ведомой шестерни насоса была с задирами и крышка насоса с глубокой выработкой. Крышку насоса притер на обломке шлифовального круга с большого торцешлифовального станка — там круги очень удачно уходят на замену сразу после алмажения, так что идеально ровные, и жесткость у них приличная, долго ямы не образуются. А если засаливаться начинает, то Керхер в помощь.

Zoom

Шестерни и притертая на камке крышка насоса.

Zoom

Очень тонкая прокладка насоса, случайно нашел в ящике с барахлом, который мне кто-то когда-то отдал.

Zoom

Корпус насоса в передней крышке.

Zoom

Шестерни на месте, щуп 0,1 мм не закусывает, щуп 0,05 проходит свободно — выступание около 0,07-0,08 мм. А прокладка как раз 0,1 мм — зазор до крышки 0,02-0,03 мм.

Приложил к блоку помпу и примерил шкивы.

Zoom

Zoom

Проверка расстояния от ремня до шпильки крышки водяного канала.

Крышки водяного канала на блоках оказались разные — чужой блок старше, на нем крышка толстая, без облегчения в районе крепежа. Из этой крышки сделаю проставку, чтобы увеличить проходное сечение канала. Судя по расстоянию до ремня, можно завернуть шпильки чуть длиннее и проставку смело ставить 7-8 мм. А из этой крышки примерно так и получится.

Кстати, на обеих крышках блока верхние болты крышки водяного канала выкручиваться отказались, по 2 шт. сломалось. И именно из чужой крышки они не захотели выкручиваться даже после прогрева сваркой в процессе приваривания гаек. Пришлось высверливать, благо обломились ровно и удалось хорошо накернить. Сначала прошел сверлом 4 мм, оба болта ровно, без увода, насквозь. Потом рассверлил 4,8 мм — от болтов остались только нитки в резьбе. Резьбу прогнал метчиком М6.

Напоследок перенес с родного шкива на новый метки зажигания и ВМТ. Методика простая — ставим старый шкив по метке, снимаем, ставим новый шкив, делаем напильником засечку. Далее повторяем процедуру со второй меткой, после чего делаем в отмеченных местах на новом шкиве пропилы болгаркой с тонким кругом.

Zoom

Совмещаем метки по старому шкиву.

Zoom

Тут видно новые метки. Венец 60-2 на шкив пока не устанавливал.

Ну и просто фото поршней и цепи.

Zoom

Да, кстати, при сборке никакого герметика — все прокладки картонные, перед установкой смазаны графитовой смазкой.

www.drive2.com

Щит и меч Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

24-25 января 2018 года нашему блогу удалось побывать в ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОДК-УМПО) - это разработчик и крупнейший производитель авиационных двигателей в России. ОДК-УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (в составе Госкорпорации Ростех), интегрированной структуры, специализирующейся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. 

Основными видами деятельности ОДК-УМПО являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. В объединении, в частности, серийно выпускаются турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35 (АЛ-41Ф-1С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми».

ОДК-УМПО является головным производителем перспективного двигателя для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). ОДК-УМПО также участвует в кооперации с другими предприятиями ОДК в проекте создания двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21, а также в работе по выпуску компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500.

Чем сейчас занимается предприятие мы представляем в небольшом фоторепортаже. 

Один из четырех производственно-технологических центров (ПТЦ) УМПО (с) bmpd

Турбовальный двигатель ВК-2500П-01. ОДК-УМПО в рамках импортозамещения поставлявшихся ранее с Украины вертолетных двигателей участвует в программе производства узлов вертолетного турбовального двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолетов «Ми» и «Ка». Узлы ВК-2500, изготовление которых по составу кооперации ОДК закреплено за ОДК-УМПО, включают более 900 деталей и сборочных единиц (ДСЕ). В рамках проекта идет создание четырех производственно-технологических центров (ПТЦ). Сейчас ведется активная работа по техническому оснащению созданного ПТЦ № 185, специализирующегося на изготовлении узлов турбины и сопловых аппаратов ВК-2500 (с) bmpd

Аппараты сопловые компрессорной турбины двигателя ВК-2500П (изделие 78). Для производства данных деталей задействовано 310 единиц станочного оборудования (из них 35 станков с ЧПУ) и порядка 700 человек. Планируется выпускать до 300 комплектов в год при снижении трудоемкости производства на 25% (с) bmpd

Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ. ПАО "ОДК-УМПО" отвечает за производство заготовок деталей из титановых сплавов и выполняет финишную обработку на оборудовании в ПТЦ деталей типа "гнездо подшипника", "кронштейн", "рычаги управления" (с) bmpd

Двухконтурные турбореактивные двигателb АЛ-41Ф-1С и АЛ-31ФП, выпускаемые на УМПО (с) bmpd

АЛ-31ФП крупным планом. Данный двигатель также выпускается по лицензии в Индии по т.н. "пятой фазе", то есть практически самостоятельно (с) bmpd

Двигатель АЛ-41Ф-1С - в настоящее время массово производится (с) bmpd

И его сопло (с) bmpd

Цех сборки двигателей семейств АЛ-31 и АЛ-41 (с) bmpd

Практически полностью собранный двигтель АЛ-41Ф-1С (с) bmpd

Двигатель находится на поворотном стенде с шестью рабочими местами, что позволяет проводить сборочные операции одновременно (с) bmpd

В цехе окончательной сборки занято порядка 1000 человек, которые распределены по семи участкам (с) bmpd

Эталонные двигатели 117С, АЛ-31Ф, Р-195, Р-95Ш, Р-25-300 (с) bmpd

Макет поворотного сопла двигателя АЛ-31ФП (с) bmpd

Идет сборка двигателя АЛ-41Ф-1С. В настоящее время в ОДК-УМПО (с учетом филиалов) работают более 24 000 человек (с) bmpd

newsland.com

Производство авиационных двигателей на ПАО "ОДК-УМПО"

24-25 января 2018 года нашему блогу удалось побывать в ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОДК-УМПО) - это разработчик и крупнейший производитель авиационных двигателей в России. ОДК-УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (в составе Госкорпорации Ростех), интегрированной структуры, специализирующейся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Основными видами деятельности ОДК-УМПО являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. В объединении, в частности, серийно выпускаются турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35 (АЛ-41Ф-1С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми».

ОДК-УМПО является головным производителем перспективного двигателя для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). ОДК-УМПО также участвует в кооперации с другими предприятиями ОДК в проекте создания двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21, а также в работе по выпуску компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500.

Чем сейчас занимается предприятие мы представляем в небольшом фоторепортаже.

Один из четырех производственно-технологических центров (ПТЦ) УМПО (с) bmpd

Турбовальный двигатель ВК-2500П-01. ОДК-УМПО в рамках импортозамещения поставлявшихся ранее с Украины вертолетных двигателей участвует в программе производства узлов вертолетного турбовального двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолетов «Ми» и «Ка». Узлы ВК-2500, изготовление которых по составу кооперации ОДК закреплено за ОДК-УМПО, включают более 900 деталей и сборочных единиц (ДСЕ). В рамках проекта идет создание четырех производственно-технологических центров (ПТЦ). Сейчас ведется активная работа по техническому оснащению созданного ПТЦ № 185, специализирующегося на изготовлении узлов турбины и сопловых аппаратов ВК-2500 (с) bmpd

Аппараты сопловые компрессорной турбины двигателя ВК-2500П (изделие 78). В даном ПТЦ введено в эксплуатацию 28 из 52 единиц оборудования, в том числе с числовым программным управлением, и в конце 2017 г. начато освоение первых ДСЕ. Задействовано 133 человека. В 2018 году в ОДК-УМПО запланировано изготовление 250 комплектов ДСЕ в год, и далее – 300 комплектов с учетом ввода в эксплуатацию оставшихся трех ПТЦ к 2019 г. (с) bmpd

Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ. ПАО "ОДК-УМПО" отвечает за производство заготовок деталей из титановых сплавов и выполняет финишную обработку на оборудовании в ПТЦ деталей типа "гнездо подшипника", "кронштейн", "рычаги управления" (с) bmpd

Двухконтурные турбореактивные двигателb АЛ-41Ф-1С и АЛ-31ФП, выпускаемые на УМПО (с) bmpd

АЛ-31ФП крупным планом. Данный двигатель также выпускается по лицензии в Индии по т.н. "пятой фазе", то есть практически самостоятельно (с) bmpd

Двигатель АЛ-41Ф-1С - в настоящее время массово производится (с) bmpd

И его сопло (с) bmpd

Цех сборки двигателей семейств АЛ-31 и АЛ-41 (с) bmpd

Практически полностью собранный двигтель АЛ-41Ф-1С (с) bmpd

Двигатель находится на поворотном стенде с шестью рабочими местами, что позволяет проводить сборочные операции одновременно (с) bmpd

В цехе окончательной сборки занято порядка 1000 человек, которые распределены по семи участкам (с) bmpd

Эталонные двигатели 117С, АЛ-31Ф, Р-195, Р-95Ш, Р-25-300 (с) bmpd

Макет поворотного сопла двигателя АЛ-31ФП (с) bmpd

Идет сборка двигателя АЛ-41Ф-1С. В настоящее время в ОДК-УМПО (с учетом филиалов) работают более 24 000 человек (с) bmpd

bmpd.livejournal.com

Производство авиационных двигателей на ПАО "ОДК-УМПО" » Военное обозрение

24-25 января 2018 года нашему блогу удалось побывать в ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОДК-УМПО) - это разработчик и крупнейший производитель авиационных двигателей в России. ОДК-УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (в составе Госкорпорации Ростех), интегрированной структуры, специализирующейся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Основными видами деятельности ОДК-УМПО являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. В объединении, в частности, серийно выпускаются турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35 (АЛ-41Ф-1С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми».

ОДК-УМПО является головным производителем перспективного двигателя для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). ОДК-УМПО также участвует в кооперации с другими предприятиями ОДК в проекте создания двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21, а также в работе по выпуску компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500.

Чем сейчас занимается предприятие мы представляем в небольшом фоторепортаже.

Один из четырех производственно-технологических центров (ПТЦ) УМПО (с) bmpdТурбовальный двигатель ВК-2500П-01. ОДК-УМПО в рамках импортозамещения поставлявшихся ранее с Украины вертолетных двигателей участвует в программе производства узлов вертолетного турбовального двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолетов «Ми» и «Ка». Узлы ВК-2500, изготовление которых по составу кооперации ОДК закреплено за ОДК-УМПО, включают более 900 деталей и сборочных единиц (ДСЕ). В рамках проекта идет создание четырех производственно-технологических центров (ПТЦ). Сейчас ведется активная работа по техническому оснащению созданного ПТЦ № 185, специализирующегося на изготовлении узлов турбины и сопловых аппаратов ВК-2500 (с) bmpdАппараты сопловые компрессорной турбины двигателя ВК-2500П (изделие 78). В даном ПТЦ введено в эксплуатацию 28 из 52 единиц оборудования, в том числе с числовым программным управлением, и в конце 2017 г. начато освоение первых ДСЕ. Задействовано 133 человека. В 2018 году в ОДК-УМПО запланировано изготовление 250 комплектов ДСЕ в год, и далее – 300 комплектов с учетом ввода в эксплуатацию оставшихся трех ПТЦ к 2019 г. (с) bmpdТурбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ. ПАО "ОДК-УМПО" отвечает за производство заготовок деталей из титановых сплавов и выполняет финишную обработку на оборудовании в ПТЦ деталей типа "гнездо подшипника", "кронштейн", "рычаги управления" (с) bmpdДвухконтурные турбореактивные двигателb АЛ-41Ф-1С и АЛ-31ФП, выпускаемые на УМПО (с) bmpdАЛ-31ФП крупным планом. Данный двигатель также выпускается по лицензии в Индии по т.н. "пятой фазе", то есть практически самостоятельно (с) bmpdДвигатель АЛ-41Ф-1С - в настоящее время массово производится (с) bmpd И его сопло (с) bmpdЦех сборки двигателей семейств АЛ-31 и АЛ-41 (с) bmpdПрактически полностью собранный двигтель АЛ-41Ф-1С (с) bmpdДвигатель находится на поворотном стенде с шестью рабочими местами, что позволяет проводить сборочные операции одновременно (с) bmpdВ цехе окончательной сборки занято порядка 1000 человек, которые распределены по семи участкам (с) bmpdЭталонные двигатели 117С, АЛ-31Ф, Р-195, Р-95Ш, Р-25-300 (с) bmpdМакет поворотного сопла двигателя АЛ-31ФП (с) bmpdИдет сборка двигателя АЛ-41Ф-1С. В настоящее время в ОДК-УМПО (с учетом филиалов) работают более 24 000 человек (с) bmpd

topwar.ru

НПП «Мотор» вошло в состав УМПО

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) завершила плановые мероприятия по присоединению НПП «Мотор» к Уфимскому моторостроительному производственному объединению (УМПО).

Работа по объединению предприятий проводилась в 2016 г. в соответствии со стратегией развития ОДК на период до 2025 г. и во исполнение решений совета директоров ОДК.

НПП «Мотор» в составе УМПО продолжает выполнение государственного оборонного заказа и реализацию других программ.

«Работа в качестве единого предприятия, несомненно, даст синергетический эффект, — сказал управляющий директор УМПО Евгений Семивеличенко. — Объединяются и усиливаются наш научный и производственный потенциал, технологические возможности, повышается эффективность использования ресурсов. Все это открывает дополнительные преимущества для успешного решения поставленных государством задач».

Основанное в 1955 г. НПП «Мотор» является одним из ведущих в Российской Федерации опытно-конструкторских бюро по разработке авиационных двигателей. Оно было создано как опытно-конструкторское бюро при серийном Уфимском моторостроительном заводе (ныне — УМПО), на одной с ним территории. Конструкторами НПП «Мотор» были разработаны турбореактивный двигатель Р13-300 для истребителей типа МиГ-21 и Су-15, Р95Ш — для штурмовика Су-25, короткоресурсные двигатели для различных боевых ракетных комплексов и другие изделия.

УМПО — крупнейший российский производитель двигателей для боевой авиации. Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники.

region-ural.ru