Помповые насосы: устройство и принцип действия. Двигатель водяной насос


Портал о насосах. Помповые насосы (помпы) для воды (водяные)

Содержание   

Поступление воды из того или иного источника способствует автономному обеспечению домовладения. Иногда воды бывает чрезмерно много и поэтому ее требуется удалять. Для этих целей подходит помповый насос, именуемый как помпа для воды.

Такие устройства применяются также для полива насаждений, заполнения крупных емкостей, например, бассейнов, выполнения других задач.

Виды помповых насосов

Условно помповые насосы подразделяют на поверхностные и погружные. Для поверхностных насосов достаточно находится вблизи водоема или другого источника жидкости (внутрь они не опускаются, так как забор воды выполняется за счет шланга). Их преимущества заключаются в удобстве и простоте эксплуатации. Они используются для пожаротушения, осушения подвала, орошения полей, чтобы откачивать воду из колодца, бассейна.

Помповые поверхностные насосы, в свою очередь, классифицируются на:

  • садовые – насосные агрегаты, применяемые в хозяйстве для полива огорода или сада;
  • напорные – элементы системы водоснабжения, назначение которых – повышение давления;
  • насосные станции – приборы с дополнительным оснащением: блоком управления, резервуаром для воды.
Ручная помпа для бутылки

Ручная помпа для бутылки

Помповый насос погружного типа полностью погружается в воду. Исполнение корпуса из коррозиестойкого материала позволяет справляться с подъемом жидкости с большой глубины. Погружные делятся на:

  • скважинные насосы. Они эксплуатируются с целью откачивания воды из водоносных скважин, имеют цилиндрическую вытянутую форму и большую мощность. Диаметр цилиндра маленький, за счет чего вода может всасываться с большой глубины из узких пробуренных выработок;
  • колодезные обеспечивают подъем воды из глубины колодца, превышающей 9 м. Они предпочтительнее скаженных, поскольку обладают лучшим охлаждением, менее чувствительны к твердодисперсным частицам, содержащимся в жидкости, более производительны. К тому же, их распространенность в обустройстве водоснабжения загородных домов объясняется низким уровнем шума;
  • фекальные помпы выкачивают сильнозагрязненную воду с посторонними примесями. Подобные устройства содержат в своей конструкции режущий механизм, измельчающий длинноволокнистые вещества и ускоряющий рабочий процесс;
  • дренажные осушают канавы, затопленные подвалы, траншеи и котлованы. Допускается, если вода содержит ил, песок, иные частицы, диаметр которых достигает 30 мм (но не более).

В зависимости от используемого силового агрегата помпа для откачки воды бывает с ручным приводом, с приводом от ДВС, с приводом от электродвигателя (помповый электронасос). Помповые насосы ручного типа применяется на дачных участках и в сельском хозяйстве для снабжения водой, пригодной для питья, в небольших объемах. Они не зависимы от источника энергии, благодаря этому их применение не ограничено местом.

Помпы с моторизованным приводом (бензиновые, дизельные мотопомпы) достаточно мощные, следовательно, обладают большим спектром возможностей. Они способны пропускать частицы в твердом состоянии диаметром до 5 мм. Укомплектование насоса помпового двигателем внутреннего сгорания позволяет освобождать подвалы, строительные котлованы от жидкости, выкачивать воду из бассейна, колодца, перекачивать из водоема на поле жидкость.

Мотопомпа для откачки воды

Мотопомпа для откачки воды

Применение электрических насосов-помп (промышленных, бытовых, специального назначения) наиболее широкое. Их отличие от оборудования предыдущего типа заключается в замещении ДВС электродвигателем. Однако это «привязывает» их к электрической сети.

Невзирая на недостаток, потребитель часто отдает предпочтение именно помповым насосам с электрическим приводом, поскольку они компактны и универсальны: могут эксплуатироваться в поверхностных либо погружных условиях. Менее мощные и малогабаритные помповые электронасосы циркулируют воду в аквариумах, более мощные модели предназначены для прокачки нефти.к меню ↑

Область и сферы применения

Популярность помповых устройств обусловлена широтой применения. Они поддержат постоянное давление на требуемом уровне в системах общественного и автономного водоснабжения, осушат пруды и различные искусственные водоемы. Их эксплуатация идеальна в коммунальном хозяйстве, в частных домах, сельском хозяйстве, строительстве, рыболовстве, нефтяной и другой промышленности. Выделяют следующие сферы использования водяных насосов-помп:

  1. Перекачка ГСМ для хранения и транспортировки.
  2. Осушение затопленных погребов.
  3. Полив огородного, садового хозяйства.
  4. Очистка колодцев ливневой канализации.
  5. Обеспечение питьевой водой.
  6. Снабжение водой при тушении пожаров.
  7. Очистка канализационных емкостей и сооружений.
  8. Осушение траншей и тоннелей во время строительных работ, осушение бассейнов.

к меню ↑

Принцип работы и устройство помповых насосов

Помповый ручной насос при несанкционированном отключении электричества способен с высокой степенью эффективности заменить насосную станцию. Он составлен таким образом, что при его использовании не задействуется электроэнергия. Эти устройства не оборудуются двигателями, которые могут работать от бензина, газа или другого топлива. Насос в сборе выглядит незамысловато, соответственно, его конструкция также не имеет особых сложных элементов.

Устройство ручного помпового насоса

Устройство ручного помпового насоса

Выполнены такие мобильные устройства из металлического корпуса, который изготавливают в виде цилиндра. В этом корпусе располагается поршень, посредством привода соединяющийся с рычагом. Когда начинает крутиться рычаг, воспроизводится движение поршня, который понижает давление в корпусе. Вследствие этого, начинается процесс всасывания жидкости, проходящей к сливной трубе через впускной клапан.

Ручная помпа для откачки воды по принципу работы схожа с электрическим аналогом.

Благодаря поступательному движению поршня происходит перекачка воды. На корпусе насоса предусмотрено входное отверстие, через которое происходит поступление и подача рабочей жидкости. К потребителю она подается непосредственно через проделанное выходное отверстие. В оснащении имеется фланец, дополнением к нему является уплотнитель из резины для образования мощной тяги поршня. Отверстие нижнее, предназначенное для забора воды, имеет встроенные клапаны обратного типа, которые отвечают главным образом за корректное функционирование всего механизма.

Когда человек опускает поршень, он перемещается вниз по каналу и приводит в действие подачу воды по клапану, размещенному над ним. В этот момент обратный клапан, расположенный около входного отверстия, закрыт, поскольку на него действует давление поступающей воды. В камере, находящейся над поршнем, начинает формироваться разрежение: резко снижается давление, а вода в связи с работой клапана обратного типа засасывается из источника. Когда цикл повторяется, жидкость перемещается из камеры в пространство под поршнем, после чего поступает в выходную трубу, откуда – к конечному потребителю.

Ручной насос помпового типа в зависимости от конструктивных особенностей имеет разную производительность. Однако редко можно встретить такой ручной агрегат, чтобы он мог выкачивать воду из глубины выше 8 м. Также на показатели производительности влияет и качество обратного клапана. Если производитель устанавливает клапан обратного хода низкого качества, такое изделие не может обеспечить поддержку нужного давления.

Мотопомпы незаменимы при отсутствии постоянного электропитания, однако имеют и недостатки – шум, выхлопные газы. Как и механические помпы, мотопомпы оснащены корпусом, центробежным насосом, привод которого соединяется с ДВС. Поток воды направляется к патрубку выпуска благодаря вращению лопастей колеса. За счет этого создается центробежная сила, образующая в области вращения низкое давление. В результате рабочая жидкость, поддерживая нужную мощность напора, поступает в выпускное отверстие.

Устройство мотопомпы

Устройство мотопомпы

Дизельные приборы преимущественнее бензиновых, на что влияет их большая производительность, длительность срока эксплуатации, минимальное потребление топлива.

Моторизованные помпы работают не только с чистой водой, но и загрязненной на глубине 15 м. С учетом двигателя (2, 4-тактного) они в среднем обеспечивают водой в объеме 1800 куб.м/мин. Их конструкции изготавливаются из металла повышенной прочности, устойчивом к сезонным температурным переменам.

У помповых электронасосов в качестве силового агрегата выступает электродвигатель. Конструкции выполняют функции водоснабжения как в быту, так и промышленности. Они в технических характеристиках имеют свои особенности.

Прежде всего, это наличие помпового приспособления ПМЭ, мотора, насоса, маслобака, двух-, одноклапанных приспособлений, пружины для предохранения от механических повреждений РВД, всасывающего рукава высокого давления. Двигатель электропомп имеют защиту от такого явления, как помпаж, повторяющихся хлопков, напоминающих работу вакуумной помпы. В комплекте есть и пульт ДУ ручного или ножного образца.к меню ↑

Дизельные помпы CHAMPION DP50E, DTP80E, DHP40E (видео)

к меню ↑

Популярные производители и модели

Востребованные у потребителей насосы помповые таких производителей: Калибр, Forte, Daishin, Hyandai, Sadko, Gardena, Wilo, Honda, Hitachi, Sprut, Al-Ko, Aquatica, Pedrollo и др. Богатый перечень выпускаемых агрегатов позволяет выбрать модель с учетом производительности и цены оборудования для выполнения тех или иных работ.

Например, универсальный итальянский сливной насос (помпа) Mainox UNI 10MA54 – незаменимый помощник для стиральных машин (независимо от производителя), который отвечает за слив из бака отработанный воды, или Plaset 30W — насос в сборе арт. 651016139, подходящий для стиральных машин Ардо и Атлант.

nasosovnet.ru

Водяной насос двигателя

Водяной насос двигателя. Признаки поломки помпы

Причины износа водяного насоса двигателя

Обычно водяной насос любой машины, в том числе и экскаватора начинает барахлить по двум причинам: уплотнители вала начинают течь или крыльчатка внутри изнашивается (ломаются или разрушаются лопасти в основном у насосов с пластиковой крыльчаткой). Если течет водяная помпа, то вся охлаждающая система теряет жидкость. И чем больше теряет, тем сильнее перегревается двигатель.

В приводе все в порядке, но индикатор температуры уже загорелся?

Выключите двигатель немедленно, дабы избежать его серьезных повреждений и начните проверять всю систему охлаждения двигателя экскаватора. И радиатор, и шланги, и насос, и мотор – все должно быть проверено на наличие возможной утечки.

Причина 1 - разгерметизация водяного насоса

Уплотнители вала водяного насоса созданы для предотвращения потери охлаждающей жидкости. Износ же уплотнительных прокладок вызывается и ржавчиной, и осадком, и любым другим загрязняющим веществом, которые циркулирует в системе вместе с охлаждающей жидкостью. Кроме того, постоянные нагрузки на уплотнители вала насоса двигателя от приводных ремней, системы вентиляции и прочих запчастей также способны приводить их в негодность. 

Конечно, у большинства оригинальных водяных насосов двигателя экскаватора заявлен срок эксплуатации в 160 000 км. Однако на практике в большинстве случаев они сходят с дистанции значительно раньше, когда данный показатель не превышает 100 000 км. Поэтому, если шумит подшипник, или у вала насоса возникают колебания – лучше поменять водяную помпу в ближайшее время.

Причина 2 - износ запчастей водяного насоса

Иногда водяные насосы выходят из строя из-за сильной коррозии лопастей крыльчатки или расшатывания рабочего колеса, или из-за поломки вала от усталости металла. 

Поэтому все чаще используют пластиковые крыльчатки, которые повышают эффективность охлаждения и уменьшают уровень кавитации. Однако, следует помнить, что если охлаждающая жидкость сильно загрязнена, пластик будет изнашиваться быстрее металла. Нет, конечно утечки не будет. Нарушиться лишь циркуляция, в результате чего обеспечение нормального температурного режима двигателя будет под вопросом.

Для проверки уровня загрязненности охлаждающей жидкости, необходимо выдавить верхний шланг радиатора при горячем двигателе на холостом ходу. Если вы не чувствуете потока, значит загрязненность есть, насос работает плохо и его необходимо заменить.

Ниже приведена таблица возможных неисправностей различных деталей помпы двигателя экскаватора. С ее помощью можно легко провести диагностику деталей насоса и быстро устранить причину неполадки. 

Таблица неисправностей водяной помпы экскаватора

Название запчасти

Внимание

Причина

Решение

Дренажное отверстие

На течь возле отверстий после прохождения периода обкатки

Загрязненная охлаждающая жидкость

Заменить насос, промыв перед установкой всю систему охлаждения

Прокладки и уплотнения

На появление охлаждающей жидкости возле прокладок и уплотнений

Неправильная установка уплотнительных колец или самого водяного насоса. Неправильно использован герметик

Насос новый – переустановите, проверив плотность прилегания уплотнительных колец. Сотрите и заново нанесите герметик.

Насос старый – замените

Крыльчатка

На появление налета ржавчины или деформации на крыльчатке водяного насоса

Загрязненная/несовместимая или неправильно смешанная охлаждающая жидкость

Замените водяной насос, промыв перед его установкой охлаждающую систему и проверив предохранительный клапан. Замените жидкость на рекомендуемую производителем

Внутренняя сторона корпуса водяного насоса

На отложения, шлам, накипь

Загрязненная/несовместимая или неправильно смешанная охлаждающая жидкость

Замените водяной насос, промыв перед его установкой охлаждающую систему. Замените жидкость на рекомендуемую производителем

На «рябь» по всей поверхности

Кавитация из-за образования пузырьков воздуха в охлаждающей жидкости

Замените водяной насос, промыв перед установкой. Проверьте систему охлаждения на наличие доступа воздуха

Подшипники

На грохот, скрежет, шум водяного насоса

Наиболее распространенная – перекос ремня

Заменить подшипники насоса, проверив детали ременного привода (ремень, натяжитель, шкив) и их соосность

Вал

На цвет и форму вала

Перекос ремня, система вентиляции или излишняя вибрация

Заменить водяной насос, проверив правильность установки запчастей ременного привода и системы вентиляции

  

Нужен водяной насос для двигателя экскаватора- или его запчасти? Зайдите в каталог «Запчасти двигателя». Помпа в сборе, подшипники, уплотнения, крыльчатка в наличии на складе ГК «Ридком» в Москве или на заказ. Доставим быстро! Звоните: 8 (800) 500-87-93.  

 

gkridkom.ru

Назначение, устройство и работа жидкостного насоса двигателя ЯМЗ-236

На сегодняшний день двигатели этого семейства наряду с ЯМЗ – 238 являются самыми популярными и востребованными: их устанавливают на бензовозы, автокраны, автопогрузчики, некоторые седельные тягачи, экскаваторы, автобусы, магистральные автопоезда и многую другую технику, а также для комплектации дизельных электростанций и компрессионных станций. Двигатель ЯМЗ – 236 шестицилиндровый, четырехтактный, имеющий жидкостное охлаждение. Как раз охлаждением этого двигателя занимается водяной насос. Сборку двигателя ЯМЗ 236 с насосом различных модификаций можно посмотреть здесь: http://www.expodizel.ru/kat/

Привод насоса центробежного типа, приводится кленовым ремнем от шкива коленчатого вала.

Действие комплекса системы охлаждения.

Состоит из водяных рубашек блока и головки цилиндров, соединительных патрубков, радиатора, водяного насоса, вентилятора, термостата.

Вода, находящаяся в водяной рубашке блока цилиндров и головки, во время работы двигателя нагревается и поступает в радиатор, где она охлаждается и затем снова подается в водяную рубашку блока цилиндров. Для бесперебойной работы двигателя вода должна постоянно циркулировать по замкнутому кругу: двигатель — радиатор — двигатель. Для увеличения производительности насоса он устанавливается на входе холодной воды из радиатора в рубашку охлаждения двигателя.

Водяная рубашка двигателя состоит из водяной рубашки блока цилиндров и водяной рубашки головки цилиндров, соединенных между собой отверстиями в прокладке, установленной между головкой и блоком цилиндров. В передней части двигателя установлен вентилятор, а перед ним — радиатор, который при помощи двух гибких шлангов и патрубков (отводящего и подводящего) соединен с водяной рубашкой двигателя. Крыльчатка водяного насоса и вентилятор приводятся в действие клиноременной передачей.

При работе двигателя вода в системе охлаждения может циркулировать по малому кругу, минуя радиатор (непрогретый двигатель, термостат закрыт), или по большому кругу, поступая в радиатор (прогретый двигатель, термостат открыт).

При вращении крыльчатки насоса вода нагнетается в водораспределительную трубу, расположенную в головке цилиндров. Через отверстия в трубе вода направляется к патрубкам выпускных клапанов, благодаря чему достигается охлаждение наиболее нагретых частей головки. Из водораспределительной трубы вода поступает также к верхней части цилиндров. Нагретую воду насос подает к верхнему отводящему патрубку. Если термостат закрыт, то вода по перепускному каналу снова поступает к водяному насосу. При открытом термостате вода проходит в верхний бачок радиатора, откуда по трубкам перетекает в нижний бачок. Вода, протекая по трубкам, отдает свое тепло воздуху, проходящему между ними. Охлажденная в радиаторе вода по нижнему подводящему патрубку поступает к водяному насосу.

Два краника служат для слива воды из системы охлаждения.

Устройство водяного насоса.

Водяной насос состоит из корпуса, крыльчатки, вала, подводящего и отводящего патрубков. Крыльчатка приводится во вращение от двигателя, для чего применяется ременная передача. К центру насоса подается вода, поступающая по патрубку. При вращении крыльчатка лопастями отбрасывает воду к стенкам корпуса, откуда она под действием силы инерции нагнетается в отводящий патрубок, расположенный по касательной к корпусу насоса. Из отводящего патрубка вода направляется в водяную рубашку двигателя.

Подробно в деталях смотрим на рисунке. Вал 9 водяного насоса и вентилятора вращается на двух шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. Подшипники удерживаются от смещения распорной втулкой и стопорными кольцами.

На конце вала 9 со стороны двигателя болтом крепится пластмассовая крыльчатка 8, а на противоположном конце вала на шпонке установлена ступица 18 водяного насоса. Ступица 2 вентилятора свободно вращается на шарикоподшипниках 19.

Электромагнитная муфта привода вентилятора позволяет поддерживать определенный температурный режим работы двигателя, так как она включается и выключается в зависимости от температуры воды в системе охлаждения. Муфта устроена следующим образом. К фланцу ступицы 18 болтами 1 присоединены электромагнит 3 и шкивы 4 и 5 привода водяного насоса и генератора. Ступица 2 вентилятора соединена при помощи пластинчатой пружины с якорем 17.

В радиаторе установлено тепловое реле, соединенное с обмотками электромагнита. Если температура воды в верхнем бачке радиатора достигает 88° С, то замыкаются контакты теплового реле и в обмотки электромагнита поступает ток, создающий магнитное поле. Якорь 17 притягивается к электромагниту, и ступица 2 вместе с установленным на ней вентилятором начинает вращаться. Если температура воды в бачке снижается до 80°С, то контакты теплового реле размыкаются и вентилятор отключается.

Уплотнение вала 9 с корпусом обеспечивается самоподжимным сальником, состоящим из резиновой манжеты 14, уплотнительной текстолитовой шайбы 15, двух обойм 12 и 13, пружины 11 и стопорного кольца 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, так как выступы текстолитовой шайбы входят в прорези хвостовика крыльчатки. Пружина 11 через резиновую манжету 14 прижимает шайбу 15 к отшлифованной плоскости корпуса, благодаря чему предотвращается вытекание воды из насоса. Подтекание воды из контрольного отверстия 10 свидетельствует о том, что сальник износился и его необходимо заменить.

Дополнительно по теме: www.allcool.ru

www.domotvetov.ru

Особенности конструкции и замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Страница 1 из 2

Водяной насос — центробежного типа, с электромагнитной муфтой привода вентилятора, установлен на крышке цепи, подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров.

Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением 7, которое запрессовывается в корпус 6 водяного насоса и на валик подшипника 11.

рис. 1

Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 9, закрытую заглушкой. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через отверстия 10 и 4. Проникающий через уплотнение пар испаряется в атмосферу через отверстие 4.

В эксплуатации необходимо следить за чистотой отверстий 4 и 10, и, для предотвращения преждевременного выхода подшипника из строя, при проведении ТО-2 отверстия необходимо очищать от загрязнений.

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 10 дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости замены водяного насоса.

Подшипник 11 удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором 3, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требует. На валик подшипника напрессована стальная, штампованная крыльчатка 8.

На переднем конце корпуса водяного насоса неподвижно на держателе установлена катушка электромагнита 12 электромагнитной муфты. Ступица 1 крепления вентилятора установлена на валике подшипника водяного насоса на шариковом подшипнике.

При отсутствии напряжения на электромагните ступица 1 вместе с ведомым диском 13 разъединена со шкивом 2 и вращается свободно с небольшой угловой скоростью.

При подаче напряжения на электромагнит муфты ведомый диск 13, преодолевая усилие пластинчатых пружин 14, притягивается к шкиву 2 и ступица вентилятора начинает вращаться совместно со шкивом и валиком подшипника водяного насоса. Когда напряжение с электромагнита муфты снимается, пластинчатые пружины 14 отводят диск 13 от шкива 2, разъединяя ступицу и шкив.

Подключение электромагнитной муфты к системе электрооборудования автомобиля осуществляется с помощью разъёма 5.

Подача напряжения на электромагнит муфты происходит по сигналу с блока управления через реле при повышении температуры охлаждающей жидкости свыше плюс 93 :1: 2 °С, выключение — при снижении ниже плюс 91 :1: 2 °с.

Основные параметры электромагнитной муфты:

1. Напряжение питания—10,8...15В.

2. Потребляемая электрическая мощность — не более 50 Вт.

3. Передаваемый крутящий момент при напряжении 12 B — не менее 20 Нм (2 кгс м).

4. Минимальное напряжение срабатывания — 10 В.

5. Передаваемый крутящий момент при минимальном напряжении — не менее 11 Нм(1,1 кгс м).

6. Зазор между ведомым диском и шкивом 0,2. . .0,5 мм.

Водяной насос с электромагнитной муфтой является неремонтируемым изделием. При выходе из строя водяного насоса или электромагнитной муфты следует заменить весь узел в сборе.

Привод водяного насоса и генератора (без насоса ГУР) осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1275 от шкива коленчатого вала.

Передаточное число привода водяного насоса — 1,11.

Натяжение ремня осуществляется автоматическим натяжным устройством, которое обеспечивает необходимое натяжение ремня при его растяжении и демпфирование (гашение) возникающих в приводе колебаний. В процессе эксплуатации натяжное устройство не требует обслуживания и регулировки.

Кроме устранения необходимости регулировки натяжения ремня применение автоматического натяжного устройства позволяет увеличить срок службы ремня привода агрегатов и срок службы подшипников водяного насоса, генератора и ролика натяжного устройства.

autoruk.ru

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40906, устройство, работа, насос

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40906 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока цилиндров, водяного насоса, термостата и сливного краника или пробки. 

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40906, устройство, работа системы, водяной насос и его привод, термостат, опора вентилятора.

Вентилятор системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906 и шкив привода вентилятора установлены на опоре вентилятора объединенной с передней крышкой головки блока цилиндров. Циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя создается центробежным водяным насосом, приводимым от коленчатого вала. Насос подает жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда жидкость поступает в рубашку головки блока цилиндров и в термостат.

Термостат автоматически регулирует подачу охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от ее температуры. Через штуцер из корпуса термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения двигателя пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через пробку расположенную на левой стороне блока цилиндров.

Оптимальная рабочая температура антифриза или тосола в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-40906.

Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-40906 с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80-100 градусов Цельсия. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически.

Контроль температурного режима двигателя ЗМЗ-40906 осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в составе комбинации приборов автомобиля. Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры размещенного в корпусе термостата.

Водяной насос системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906, устройство и порядок работы.

Водяной насос центробежного типа, установлен на крышке цепи. Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров. Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением, которое запрессовывается в корпус водяного насоса и напрессовывается на валик подшипника.

Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость закрытую заглушкой. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через пароотводящее и контрольное отверстия. При эксплуатации необходимо, для предотвращения преждевременного выхода подшипника водяного насоса из строя, очищать пароотводящее и контрольное отверстия от загрязнения.

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или замены водяного насоса. Подшипник удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. На валик подшипника напрессованы стальная штампованная крыльчатка и ступица шкива, к которой крепится тремя болтами пластмассовый шкив привода насоса.

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей корпуса водяного насоса, крыльчатки, ступицы, шкива, вала подшипника водяного насоса двигателя ЗМЗ-40906.
Привод водяного насоса и генератора двигателя ЗМЗ-40906.

Привод водяного насоса и генератора производится поликлиновым ремнем 6PK1275 от шкива коленчатого вала. Передаточное число привода водяного насоса – 1,15. Натяжение ремня и демпфирование возникающих в приводе колебаний обеспечивается автоматическим механизмом натяжения. В процессе эксплуатации автоматический механизм натяжения не требует обслуживания и регулировки.

Привод вентилятора и насоса ГУР двигателя ЗМЗ-40906.

Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях ЗМЗ-40906 без компрессора кондиционера производится от коленчатого вала дополнительным поликлиновым ремнем. Натяжение ремня осуществляется изменением положения насоса ГУР.

Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях с компрессором кондиционера производится совместно с приводом водяного насоса, генератора и компрессора кондиционера одним ремнем от коленчатого вала. Натяжение ремня осуществляется автоматическим механизмом натяжения. Компрессор кондиционера и генератор устанавливаются на чугунный кронштейн агрегатов, закрепленный на двигателе.

Термостат системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906, работа термостата на холодном и прогретом двигателе.

Термостат с твердым наполнителем, двухклапанный, с автоматическим дренажным клапаном. Термостат расположен в алюминиевом корпусе, установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки блока цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом, радиатором и расширительным бачком.

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости по большому кругу через радиатор. На холодном двигателе основной клапан термостата закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан термостата в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор.

При прогреве двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до плюс 82+-2 градуса основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной — закрываться. При этом часть охлаждающей жидкости начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения. При температуре плюс 97+-2 градуса основной клапан термостата открыт полностью на величину не мене 8,5 мм, перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу.

Схема работы термостата системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906.

Во фланце термостата выполнено отверстие с автоматическим дренажным клапаном. Отверстие служит для выхода воздуха при заправке системы охлаждения. При работе двигателя водяной насос создает давление жидкости, под действием которого шарик клапана поднимается и закрывает отверстие, препятствуя утечке жидкости в радиатор.

Герметичность соединения крышки термостата с корпусом обеспечивается резиновой прокладкой П-образного профиля, устанавливаемой на опорный фланец термостата. Термостат в корпус должен быть установлен таким образом, чтобы выступ на стойке термостата зашел в паз корпуса, что обеспечивает наименьшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости.

Запрещается эксплуатация двигателя ЗМЗ-40906 без термостата. Это приведет в летнее время к перегреву двигателя, а зимой — к долгому прогреву и работе двигателя на пониженном температурном режиме. Поддержание термостатом рабочего температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя ЗМЗ-40906 и экономичность его работы.

Опора вентилятора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906.

Опора вентилятора объединена с передней крышкой головки блока цилиндров. В передней крышке головки блока цилиндров, отлитой из алюминиевого сплава, установлен на анаэробном герметике комбинированный специальный подшипник с двухсторонним уплотнением, на валик которого напрессована ступица крепления шкива вентилятора.

Подшипник заполнен смазкой на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Со стороны головки блока цилиндров подшипник закрыт крышкой установленной на анаэробном герметике. Передний конец ступицы имеет левую резьбу для установки вязкостной муфты с вентилятором. Конструкция передней крышки головки блока цилиндров с опорой вентилятора не разборная, при выходе из строя подшипника следует заменить узел в сборе.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143, водяной насос

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.10 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Включает в себя водяные рубашки в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, водяной насос, термостат, радиатор, жидкостно-масляный теплообменник, расширительный бачок со специальной пробкой, вентилятор с муфтой, краники слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров и радиаторе, датчики : температуры охлаждающей жидкости для системы управления, указателя температуры охлаждающей жидкости и лампы сигнализатора перегрева. 

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости лежит в пределах 80-90 градусов. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически. Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов автомобиля имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, в комбинации приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры, загорающийся красным цветом при повышении температуры жидкости свыше плюс 102-109 градусов.

При загорании сигнализатора не следует немедленно останавливать двигатель, во избежание его поломки. Необходимо перевести работу двигателя на холостой ход при частоте коленчатого вала 1500-2000 оборотов в минуту на 3-5 минут для снижения температуры и лишь после этого остановить двигатель, выявить и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.

Водяной насос системы охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Центробежного типа, расположен и закреплен на крышке цепи. Подшипник насоса отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником не разборной конструкции, в котором расположены манжета и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие.

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица и крыльчатка водяного насоса напрессованы на валик подшипника.

Привод водяного насоса и генератора двигателя ЗМЗ-5143.

Осуществляется поликлиновым ремнем 6РК1220. Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика.

Привод вентилятора и насоса гидроусилителя руля двигателя ЗМЗ-5143.

Осуществляется поликлиновым ремнем 6РК925. Натяжение ремня производится изменением положения шкива насоса гидроусилителя руля.

Термостат системы охлаждения двигателя ЗМЗ-5143.

С твердым наполнителем, одноклапанный, типа ТС108-01, расположен в корпусе установленном на выходном отверстии головки блока цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором. На стойке термостата, неподвижно закрепленной в корпусе, установлен шток, входящий внутрь термосилового датчика.

В исходном состоянии на холодном двигателе пружина прижимает клапан термостата к седлу, и циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу через теплообменник во всасывающую полость водяного насоса, а затем в двигатель, минуя радиатор. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 80+-2 градуса, а при температуре 94 градуса он полностью открыт. При этом большая часть жидкости проходит через крышку термостата в радиатор.

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-5143.

Расположен и закреплен на передней крышке головки блока цилиндров и служит для закрепления вентилятора и шкива вентилятора на двигателе. В корпусе привода вентилятора располагается подшипник с валом, который удерживается в корпусе с помощью специального герметика и кольца на корпусе подшипника.

На вал подшипника напрессована ступица привода вентилятора, на которой крепится шкив вентилятора и вентилятор с муфтой. Подшипник заполняется смазкой на заводе–изготовителе, поэтому в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.

Уход за системой охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143 какого то особенного ухода не требует, в основном он заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе и герметичности системы охлаждения, проверке и регулировке натяжения ремня привода агрегатов и ремня привода вентилятора, периодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы охлаждения.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Водяной насос и вентилятор | ЖЕЛЕЗНЫЙ-КОНЬ.РФ

Центробежные насосы применяются для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения. На автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, а также тракторных дизельных двигателях СМД-62 и Д-240 центробежные насосы объединены с вентиляторами конструктивно и имеют общий привод от коленчатого вала посредством клиноремённой передачи. В дизельном двигателе КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320), а также тракторном дизельном двигателе ЯМЗ-240НБ (тракторы К-700А и К-700) вентилятор и водяной насос выполнены как отдельные агрегаты.

Насос центробежного типа включает в себя корпус (1) [рис. 1, А], крыльчатку (2), смонтированную на валике (3), а также уплотнительное устройство. Во вращение валик (3) приводится от коленчатого вала посредством клиноремённой передачи. По патрубку (4) вода поступает внутрь корпуса (1) и к центру крыльчатки (2). В процессе вращения крыльчатки вода отбрасывается к стенкам корпуса центробежной силой, откуда потом вытесняется через отводящий патрубок (5), расположенный к корпусу по касательной, в водяную рубашку двигателя.

Рис. 1. Центробежный водяной насос.

А) – Схема устройства и работы насоса;

1) – Корпус насоса;

2) – Крыльчатка;

3) – Валик;

4) – Патрубок;

5) – Патрубок;

Б) – Водяной насос и вентилятор дизельного двигателя Д-240;

1) – Вентилятор;

2) – Ступица шкива;

3) – Сегментная шпонка;

4) – Валик водяного насоса;

5) – Шкив водяного насоса;

6) – Стопорное кольцо;

7) – Маслёнка;

8) – Упорная пружина сальника;

9) – Крыльчатка насоса;

10) – Болт;

11) – Сальник;

12) – Шайба сальника;

13) – Каркасный самоподжимной сальник;

14) – Корпус насоса;

15) – Шарикоподшипник;

16) – Клиновидный ремень;

17) – Каркасный самоподжимной сальник.

Насос двигателей СМД-62 и СМД-60 [рис. 2] монтируется на паре штифтов и крепится четырьмя болтами к передней крышке двигателя. Масло, подводимое под давлением из левой головки цилиндров через штуцер (21), используется для смазки подшипников (19) и (22). Масло вытекает из насоса по каналу (11) в приливы лапы (33) и затем сливается в поддон.

Рис. 2. Водяной насос дизельного двигателя СМД-62.

1) – Крыльчатка насоса;

2) – Крышка корпуса;

3) – Прокладка;

4) – Улитка насоса;

5) – Корпус насоса;

6) – Пружина сальника;

7) – Сальник;

8) – Обойма сальника;

9) – Уплотнительная шайба;

10) – Канал для удаления масла и воды, которые просачиваются через уплотнения;

11) – Передний сальник;

12) – Ступица шкива вентилятора;

14) – Шайба;

15) – Гайка;

16) – Шплинт;

17) – Шпонка;

18) – Стопорное кольцо;

19) – Передний подшипник валика насоса;

20) – Валик насоса;

21) – Отверстие для штуцера подвода масла в насос;

22) – Задний подшипник валика насоса;

23) – Валик насоса;

24) – Упорная втулка;

25) – Стопорное кольцо сальника;

26) – Отверстие для отвода из термостата воды;

27) – Разгрузочное отверстие крыльчатки насоса;

28) – Болт крепления крыльчатки;

29) – Угольник для шланга отвода воды из компрессора;

30) – Штуцер трубки для удаления воздуха из насоса;

31) – Входной патрубок насоса;

32) – Лапа крепления насоса с нагнетательным водяным каналом;

33) – Лапа крепления насоса с маслоотводящим каналом.

Ступица (13) шкива вентилятора насажена на переднем конце валика. Масло и вода, которые просачиваются через уплотнения, через канал (10) отводятся наружу.

Вентилятор увеличивает интенсивность теплоотведения путём формирования воздушного потока, направленного через радиатор. На двигателях СМД-62 и СМД-60 смонтирован шестилопастной вентилятор, который выштампован из стали. Лопасти (1) [рис. 3] приклёпаны к двойной крестовине (3), которая имеет форму шестиугольной звёздочки (по числу лопастей). Вентилятор закреплён на приводном шкиве (6) посредством четырёх болтов и застопорен замковыми шайбами. Привод во вращение вентилятор получает от коленчатого вала двигателя посредством клиноремённой передачи.

Рис. 3. Привод вентилятора и водяного насоса дизельного двигателя СМД-62.

1) – Лопасть вентилятора;

2) – Заклёпка;

3) – Крестовина вентилятора;

4) – Болт;

5) – Шайба;

6) – Шкив;

7) – Клиновые ремни;

8) – Зажимной болт;

9) – Трубка подвода масла;

10) – Водяной насос;

11) – Натяжной ролик;

12) – Кронштейн натяжного ролика;

13) – Гайка;

14) – Натяжной болт.

Конструкция водяных насосов двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53, а также дизельного двигателя Д-240 [рис. 1, Б] аналогична двигателям СМД-62 и СМД-60. Указанные водяные насосы отличаются только способом смазывания подшипников: водостойкая консистентная смазка подаётся через маслёнку (7), ввёрнутую в корпус (14) водяного насоса. У дизельного двигателя Д-240 вентилятор имеет четыре лопасти.

17*

Похожие материалы:

xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai

Водяной насос охлаждения двигателя MAN M2000

Общие сведения о водяном насосе MAN M2000

Водяной насос относится к центробежному типу, он создаёт давление непосредственно в системе охлаждения двигателя, располагается в блоке цилиндров, а точнее, на его передней стенке. Коленвал имеет шкив, который собственно приводит в работу водяной насос. Термостат регулирует температуру жидкости охлаждения, который находится в корпусе и крепится непосредственно к водяной рампе.

Пошаговый алгоритм снятия и разборки водяного насоса MAN M2000:

  • первым делом, нужно аккуратно в соответствующую ёмкость слить жидкость охлаждения;
  • далее, нужно произвести разъединение верхней и нижней дюритовых труб;
  • после этого, необходимо послабить и снять все ремни;
  • следующим шагом, выполняет отворот: направляющего кожуха, который располагается на вентиляторе и опоры воздушного трубопровода, создающего высокое давление;
  • после чего, производится разъединение трубопровода и воздушного компрессора;

Примечание. Со стороны водяного насоса располагается болт его поры, который выполняет роль крепежного элемента.

  • теперь, осталось открутить все крепёжные болты с водяного насоса, чтобы беспрепятственного его снять с блока цилиндров;
  • разборка начинается со снятие шкива;
  • далее, выполняется снятие стопорного пружинного кольца, которое поддерживает в нужном положении двухрядный роликовый подшипник;
  • после этого, на стол пресса помещается водяной насос крыльчаткой, направленной к поршню;
  • затем, с помощью роликоподшипника производится выпрессовка вала, действовать необходимо изнутри кнаружи, чтобы беспрепятственно снять крыльчатку;
  • корпус насоса содержит внутри себя уплотнительное кольцо, которое нужно аккуратно извлечь, а также керамическую опору, находящуюся в клетчатке.

Пошаговый алгоритм сборки и установки водяного насоса MAN M2000:

  • первым делом, на выступающий ободок прокладки наносится герметик DircoTransparent в виде полоски;
  • вал водяного насоса, а также поддерживающую тарелку нужно смочить специальной смесью – 50% воды и 50% спирта, если его нет, то можно использовать 50% антифриз, который подходит для Манн;

Примечание. Использовать альтернативные смазочные смеси нельзя, так как это приведёт к повреждению опорного кольца при эксплуатации.

  • далее, на вал устанавливается пластмассовая прокладка, которая оснащена защитным колпаком, эта манипуляция выполняется с помощью стержня подходящего размера, путём полной запрессовки в корпус;
  • после этого, защитный колпак нужно снять;
  • следующим шагом, изогнутая тарелка и крыльчатка помещаются опорное кольцо;
  • затем, спереди через стенку корпуса насоса устанавливается вал с роликовым подшипником, а после него – стопорное пружинное кольцо;

Примечание. Вал и подшипник представляют собой неразъёмное соединение и об этом, важно помнить.

  • теперь, пришло время произвести установку шкива на передний вал и проследить, чтобы он находился на одном уровне со ступицей;
  • следующим шагом, выполняется поворот насоса примерно на половину оборота;
  • после этого, устанавливается на конец оси роликового подшипника крыльчатка;
  • вал насоса должен вращаться беспрепятственно;
  • плоскости штыка должны быть тщательно очищены, после чего, их необходимо покрыть герметиком;
  • к передней стеке блока цилиндров, необходимо приложить прокладку, затем произвести установку насоса, после чего – окончательно закрепить его;
  • далее, выполняется присоединение нижней и верхней дюритовой трубы, на которые надеваются ремни с регулировкой их степени натяжения;
  • осталось залить жидкость для охлаждения и процесс установки является полностью завершенным.

Заключительный итог

Представленное пошаговое руководство снятие, разборки, сборки и установки водяного насоса системы охлаждения двигателя MAN M2000, позволяет произвести все этапы этих непростых манипуляций самостоятельно. Главное – строго придерживаться последовательности действий, тогда не возникнет каких-либо сложностей. Вместе с этим, особое внимание необходимо акцентировать на всех примечаниях, чтобы не допустить наиболее типичных ошибок многих автолюбителей.

641

trucksbpls.com

www.allanda-auto.ru

Насос (помпа) водяного охлаждения двигателя

Насос охлаждающей жидкости внешне выглядит по-разному, в зависимости от конструкции автомобиля. Но основные узлы этого несложного механизма одинаковы. В своем составе он имеет минимум деталей, обеспечивающих циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Он является составной частью автомобильного двигателя, от которого осуществляется его привод. Наличие жидкости в системе охлаждения само по себе не обеспечивает нормальный температурный режим. Только насосом создается необходимое давление, регулирующее теплообмен.

1 Устройство водяной помпы автомобиля

В корпусе расположено большинство деталей. Снаружи видно только шкив или зубчатое колесо. Для изготовления корпуса чаще всего применяется алюминий. Помпа жестко крепится на блоке цилиндров. Место ее прилегания герметично, это достигается установкой прокладки. В районе расположения подшипников корпус имеет дренажное отверстие, через которое удаляются излишки влаги.

Через весь насос проходит вал, который вращается на двух подшипниках. Обычно он стальной, чем обеспечивается высокая прочность. Подшипники закрытого типа, в них заложена смазка, рассчитанная на работу в течение всего ресурса помпы. Чтобы предотвратить их контакт с рабочей жидкостью, с передней стороны вала установлен специальный сальник. Без него насос не смог бы работать: он не только предотвращает попадание антифриза на подшипники, но и обеспечивает герметичность конструкции.

От коленвала усилие передается через ремень на шкив. Он применяется на автомобилях, имеющих цепной привод газораспределительного механизма. Такое конструктивное решение ГРП не позволяет применить для привода цепь. Поэтому используется дополнительная ременная передача, которая приводит в действие и другое навесное оборудование: генератор, насос ГУР, компрессор.

На авто с приводом газораспределительного механизма, осуществляемым зубчатым ремнем, он одновременно приводит в действие и помпу. Чтобы исключить проскальзывание ремня, износ его зубьев, вместо шкива используется зубчатое колесо. Привод жестко посажен на ось посредством шпоночного или болтового соединения.

Принудительная циркуляция жидкости осуществляется рабочим колесом, которое находится на оси внутри корпуса. Обычно изготавливается из алюминия, пластика. Оно имеет особую форму в виде изогнутых лопастей или крыльев, за что его назвали крыльчаткой.

2 Как обеспечивается необходимая температура жидкости

Автомобильный насос обеспечивает принудительную циркуляцию антифриза – движение от мотора к радиатору и дальше по кругу. Для более полного охлаждения совместно используется вентилятор, поток воздуха от которого обдувает радиатор. Без водяного насоса движение жидкости замедляется настолько, что двигатель перегревается.

На работающем двигателе антифриз поступает в насос и заполняет пространство между лопастями крыльчатки. Она вращается, создавая центробежную силу. Под ее воздействием жидкость стремительно поступает в полости рубашки охлаждения блока цилиндров. Циркуляция напрямую зависит от оборотов двигателя: чем они выше, тем быстрее движется антифриз по кругу, охлаждая двигатель.

Некоторые модели автомобилей, в частности фирмы Volkswagen, оснащаются отключаемым насосом. Благодаря ему двигатель быстрее прогревается после запуска. Помпа включается, только когда температура достигает 30°. Жидкость не циркулирует, за счет этого происходит быстрое прогревание. Отключаемый насос способствует экономии топлива.

Подача ОЖ прекращается под воздействием специальной диафрагмы. Она не пропускает жидкость, хотя крыльчатка вращается. Рычаги соединяют диафрагму с мембраной, перемещение которой зависит от разрежения. Оно передается от впускного коллектора через магистраль в полость, где установлена диафрагма.

Вакуумный канал воздействует на регулировочный клапан, который входит в систему управления двигателем. Когда он открывается, образуется разрежение, и мембрана перемещается, насос работает вхолостую. После закрытия клапана на мембрану воздействует пружина, и она возвращается в исходное положение. Диафрагма открывается, поступает жидкость, насос начинает работать.

Применяется охлаждающая система с двумя насосами. Назначение главной помпы – поддержание оптимальной рабочей температуры антифриза. Функции второй могут быть разными в зависимости от конструктивных особенностей двигателя:

  • обеспечивает дополнительное охлаждение, что важно при жарком климате;
  • поддерживает работу автономного отопителя, включенного в общую систему охлаждения;
  • охлаждает компрессор на двигателях с турбонаддувом;
  • прокачивает охлаждающую жидкость на горячем заглушенном двигателе, предотвращая перегрев;
  • снижает температуру отработанных газов в рециркуляционной системе.

Дополнительные насосы преимущественно оснащены электродвигателем. Они находятся под управлением ЭБУ.

3 Возможные неисправности – как предотвратить и устранить

Помпа охлаждения двигателя относится к достаточно простым механизмам, способным отслужить положенный срок без поломок. Она не требует ухода, но правильная эксплуатация продлевает ей жизнь. Работоспособность зависит от качества охлаждающей жидкости. Антифриз следует менять своевременно, иначе он не только не справляется со своими обязанностями, но и начинает проявлять агрессивность. Именно под воздействием охлаждающей жидкости, у которой вышел срок эксплуатации, чаще всего ломается насос.

Наиболее распространены следующие поломки водяной помпы:

  • деформация крыльчатки;
  • рабочее колесо потеряло жесткость крепления;
  • заклинили подшипники;
  • течет сальник или уплотнительная прокладка;
  • нарушилась плотность крепления.

Конструкция помпы выполнена так, что ее ремонтопригодность небольшая. Подшипники и сальник рассчитаны на долговременную эксплуатацию, не требуют ухода. Можно заменить отдельные детали, но на практике к этому прибегают редко. Помпа относительно недорогая, и многие предпочитают заменить ее на новую, а не ремонтировать.

Помпу обычно меняют вместе с роликами и ремнем, цепью ГРМ – после пробега 50–80 тыс. км, или в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Если появляются симптомы неисправности, замену производят раньше. Неоригинальный узел тоже может не выдержать положенного пробега. Если неисправность проявилась неожиданно, то следует выяснить причины и не предпринимать действий, которые могут привести к поломке двигателя.

Первым делом проверяется наличие антифриза и герметичность охлаждающей системы. Если уровень в норме, течи не наблюдается, но помпа не обеспечивает циркуляцию, то закономерно, что температура жидкости быстро повышается. Не следует ждать, пока из-под капота повалит пар, иногда нелишне посматривать на приборы. Но, как правило, их показания никто не замечает, пока не появляется паровой занавес. В такой ситуации следует немедленно остановиться и заглушить мотор.

Несколько минут езды, даже при минимальных нагрузках, на перегретом двигателе достаточно, чтобы он заклинил.

Иногда помпу заклинивает, потому что разрушились подшипники. Не нужно даже прислушиваться к звукам, исходящим от мотора, настолько резкими и характерными они будут при их разрушении. При этой поломке, если появилась сильная течь, не следует продолжать движение. Даже если есть возможность долить жидкость до нормального уровня, лучше машину отбуксировать.

Если течь небольшая, и случилась в дороге, нужно дать мотору остыть. Затем доливают ОЖ до нормального уровня и продолжают движение в гараж или до ближайшего автосервиса. В дороге следует постоянно следить за показателями температуры и доливать жидкость по мере необходимости.

4 Несвоевременная замена помпы – чем грозит?

Когда слышен свист, исходящий от помпы, или понемногу подтекает жидкость, многие только констатируют этот факт и продолжают ездить, подливая жидкость. Однако последствия могут быть достаточно грозными, если замена узла насоса охлаждающей жидкости несвоевременна или его не отремонтировали.

Подтекающая ОЖ снижает ее уровень в системе, термостат работает практически все время, и требуется постоянный долив. Доливают, как правило, тогда, когда заметно значительное отклонение стрелки термометра. То есть двигатель эксплуатируется в условиях регулярного перегрева. Повреждаются внутренние элементы ГБЦ. Самый страшный исход – деформация головки и дорогостоящий ремонт.

От постоянных перегревов в корпусе блока и головке образуются трещины, устранить которые проблематично. Деформированная головка не способна удержать охлаждающую жидкость. Она может прорваться внутрь двигателя, проникнуть в камеры сгорания. Последствия – капремонт движка, что сильно бьет по бюджету.

А ведь нужно всего лишь своевременно заменить насос, тем более что сделать это можно даже в гараже. Единственной трудностью окажется снятие и установка, потому что во многих случаях делать это достаточно неудобно. Не стоит забывать и об установке прокладки между насосом и блоком. Она не идет в комплекте, следует купить отдельно.

Если своевременно заменить жидкостный насос, то это убережет от многих неприятностей как двигатель, так и самого автовладельца.

tuningkod.ru

Замена водяных насосов | Gates Europe

Когда менять водяной насос в автомобиле?

В среднем за четыре года или за 100 000 километров пробега водяной насос перекачивает 1,7 миллиона литров охлаждающей жидкости. Неисправность водяного насоса вызывает перегрев двигателя. Если водяной насос отказал, повреждения, нанесенные в связи с этим двигателю, могут быть катастрофическими. Поэтому так важнo проверять водяной насос каждый раз в ходе технического обслуживания.

В «нормативное время» для установки комплекта ремня обычно входит установка водяного насоса. Если принято решение не заменять водяной насос одновременно с ремнем ГРМ, предполагается, что водяной насос выдержит еще один полный рабочий цикл нового ремня. Делайте работу только один раз!

Компания Gates рекомендует выполнять замену водяных насосов при установке комплектов ремня, а также заменять старые прокладки и уплотнения на новые.

Наши ремонтные комплекты с водяным насосом включают все необходимое для полного ремонта приводной системы. Загляните в наш онлайн-каталог, чтобы убедиться в наличии комплекта для модели, с которой вы работаете.

Перед заменой водяного насоса ознакомьтесь с рекомендациями производителя автомобиля. Двигатель скорее всего будет иметь систему ременного привода с особой конфигурацией, поэтому ознакомьтесь с инструкциями. Убедитесь, что вы используете правильные инструменты.

Установка водяных насосов за 13 простых шагов.

ШАГ 1

Безопасность прежде всего.Прежде чем приступать к работе с любой частью системы охлаждения, дождитесь, пока остынет двигатель.

ШАГ 2

Снимите компоненты ременного привода, следуя рекомендациям производителя.

ШАГ 3

Снимите шланг, подсоединенный к водяному насосу.Имейте в виду, что при снятии шланга из него может вытечь значительное количество охлаждающей жидкости.

ШАГ 4

Ослабьте болты и снимите старый водяной насос.

ШАГ 5

Удалите старое уплотнение/прокладку или остатки старого герметика и убедитесь, что посадочная поверхность чиста.

ШАГ 6

Перед установкой нового водяного насоса осмотрите другие части системы охлаждения: шланги системы охлаждения, термостат и герметичные крышки.

ШАГ 7

Установите новый водяной насос. Не прилагайте усилий к насосу, ударяя по его валу.Старые прокладки и уплотнения следует заменить на новые. Строго следуйте инструкциям по установке. Используйте герметик только в тех случаях, когда это рекомендовано производителем автомобиля. Наносите герметик равномерно вдоль кромки детали, но не используйте его в чрезмерных количествах. При нанесении лишнего герметика удалите излишки до установки нового водяного насоса. Избыток герметика нарушает правильную установку и попадет в систему охлаждения, загрязняя ее. Герметики отличаются различным временем застывания, поэтому не забудьте ознакомиться с инструкцией по применению.

ШАГ 8

Затяните болты равномерно до момента затяжки, установленного производителем.

ШАГ 9

Подсоедините шланг.

ШАГ 10

Заполните систему охлаждения охлаждающей жидкостью, рекомендованной производителем автомобиля.

ШАГ 11

Проверните насос рукой и убедитесь, что он вращается свободно.

ШАГ 12

Убедитесь, что система ременного привода, которая будет приводить новый насос в действие, находится в отличном состоянии. Она должна быть установлена в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.Система ременного привода работает совместно с водяным насосом. По этой причине одновременная замена водяного насоса, ремня и других компонентов привода, которую рекомендует производить компания Gates, является эффективной профилактической мерой.

ШАГ 13

Выполните завершающий внешний осмотр, чтобы убедиться в отсутствии утечек после заправки системы охлаждения.Для нового водяного насоса нормой является незначительное просачивание жидкости через дренажное отверстие, поскольку это происходит лишь в первые 10 минут работы, пока внутреннее торцевое уплотнение не займет надлежащее положение (период обкатки). Более активное просачивание и образование капель в дренажном отверстии после завершения обкатки или утечки из-под посадочной поверхности не являются нормой и свидетельствуют о повреждении детали или неправильной установке.Имейте в виду, что некоторые утечки становятся очевидными на холодном двигателе, а другие — только на горячем.

www.gatestechzone.com

Замена водяного насоса | Как заменить помпу двигателя. Инструкция

Как заменить водяной насос

Если двигатель – сердце машины, то водяной насос – сердце системы охлаждения. Он обеспечивает бесперебойную циркуляцию охлаждающей жидкости между радиатором и двигателем, защищая последний от перегрева. Внутри водяной насос или водяная помпа представляет собой пластмассовое или металлическое колесо с лопастями, которые толкают жидкость через сам насос. Это колесо установлено на валу, который поддерживает корпус с подшипником и уплотнительным узлом.

Безымянный.jpg

Иногда сердце системы охлаждения выходит из строя и требует быстрой смены. Для того, чтобы его заменить необходимо произвести ряд несложных последовательных действий.       
  1. Слить радиатор. Открыть спускной клапан крана в нижней части и, если нет дренажного клапана, ослабить нижний шланг. Затем слить охлаждающую жидкость в ведро для повторного использования или же для дальнейшей утилизации.

Внимание! Работу с радиатором производить только когда двигатель полностью остыл. Использованную жидкость НЕ спускать в унитаз, НЕ выливать на землю, НЕ выливать в канализацию.  Помните, что это ядовитая жидкость и для растений, и для животных, и для людей. Охлаждающую и другие жидкости можно сдать в ближайший автосервис или в любой пункт сбора отходов автомобилей, автобусов и спецтехники. 

2. Снимите ремень вентилятора. На двигателях с серпантинным ременным приводом необходимо просто ослабить натяжение. Обратите внимание, как ремень снимается, т.к. вам же нужно будет в последствии устанавливать его обратно.

3.  Снимите сам вентилятор, его кожух, крышку ремня ГРМ и другие детали, мешающие свободному доступу к насосу.

4. Отсоедините водяную помпу от двигателя.

5. Очистите то место, где стоял водяной насос от следов старого герметика и прокладок. Поверхность должна быть сухой и чистой.

6.  Установите новую помпу, надев перед этим герметичную или клеевую прокладку. Присоедините болтами к двигателю.

7. Присоедините в обратном порядке детали из пункта 3.

8. Заправьте насос жидкостью. Многие из них имеют вентиляционные клапаны, помогающие выходу воздуха из системы охлаждения. 

Советы специалиста:

Есть осадок или видны следы ржавчины? Почистите радиатор перед тем, как удалить отработавший водяной насос двигателя. Эта несложная процедура исключит повреждение новой помпы.

Слитая охлаждающая жидкость грязная и содержит следы ржавчины? Не используйте ее повторно! Заправьте систему новой смесью (50% нового антифриза и 50% дистиллированной воды). Внимание! Обычная вода вызывает преждевременную коррозию запчастей.

Муфта вентилятора имеется? Поменяйте ее вместе с водяным насосом. Ее срок эксплуатации приблизительно равен сроку службы самого насоса.

Причина замена насоса – перегрев двигателя? Проверяйте и меняйте при необходимости и радиатор, и хомуты, и шланги, и термостат.

Если возникли проблемы при замене водяного насоса двигателя и нужна помощь специалиста сейчас, звоните: 8 (800) 500-87-93.

Понадобились запчасти для замены помпы двигателя – зайдите в наш каталог. Все запасные части в наличии на складе ГК «Ридком» в Москве.

gkridkom.ru

Водяной насос

Водяной насос

Водяной насос (1) 4-цилиндрового двигателя расположен слева впереди на двигателе. Позиция (2) показывает крышку корпуса термостата, стрелки указывают на некоторые из крепежных болтов крышки подшипника водяного насоса.

Водяной насос (стрелка) 5-цилиндрового двигателя расположен на двигателе впереди и приводится зубчатым ремнем.

Водяной насос (стрелка) 6-цилиндрового двигателя расположен на передней части блока цилиндров. Он приводится обратной поверхностью зубчатого ремня.

Для того, чтобы охлаждающая жидкость могла циркулировать в системе охлаждения, она ускоряется водяным насосом. Он приводится в действие по-разному, в зависимости от типа двигателя:

  • У моделей с 4-цилиндровым двигателем насос расположен по направлению движения впереди слева от двигателя и приводится в движение клиновым ремнем.
  • У моделей с 5-цилиндровым двигателем насос расположен тоже впереди слева, однако он приводится в движение зубчатым ремнем.
  • Насос 6-цилиндрового двигателя приводится в движение внешней боковой поверхностью зубчатого ремня. В течение всего срока службы водяной насос не нуждается в обслуживании. Если он становится негерметичным или производит свистящие звуки, его необходимо просто заменить, поскольку он не подлежит ремонту.

Снятие водяного насоса

Вам потребуется либо новая уплотнительная прокладка (4- и 6-цилиндровый двигатели) либо новое уплотнительное кольцо (5-цилиндровый двигатель).

Владелец автомобиля с 4-цилиндровым двигателем, покупающий новый водяной насос, получает насос в сборе с корпусом (задняя часть корпуса с насосом). Насосы для 5-цилиндрового двигателя можно распознать по выбитому числу 5 в области уплотнительной прокладки фланца - должны быть укомплектованы уплотнительным кольцом с припуском диаметром 5 мм.

  1. При работе с 4-цилиндровым двигателем сначала снять клиновой ремень.
  2. Снять защитный кожух зубчатого ремня (глава Двигатели).
  3. Ослабить в общей сложности семь винтов между передним корпусом подшипника и корпусом водяного насоса. Колесо насоса расположено в корпусе подшипника.
  4. Заменить прокладку между корпусом подшипника и корпусом водяного насоса.
  5. В случае, когда снимается корпус водяного насоса целиком (применение запасной части), при установке так же должна быть заменена уплотнительная прокладка между корпусом и блоком цилиндров.
  6. Закрутить корпус подшипника моментом 10 Н*м, затянуть зажимные болты шкива клиноременной передачи моментом 25 Н*м.
  7. Снятие водяного насоса при работе с 5-цилиндровым двигателем нельзя назвать простой работой:
  8. Сначала нужно снять насос усилителя рулевого управления вместе с клиновым ремнем.
  9. Снять защитный кожух зубчатого ремня (глава Двигатели).
  10. Ослабить зубчатый ремень и снять его с шестерни водяного насоса.
  11. Вывернуть зажимные болты водяного насоса, снять насос.
  12. Установить новый насос с новым уплотнительным кольцом.
  13. Затянуть зажимные болты водяного насоса моментом 20 Н*м.
  14. Надеть зубчатый ремень, обязательно проконтролировать фазы газораспределения (глава Двигатели).
  15. Натянуть зубчатый ремень.
  16. Остальная сборка проходит без проблем.
  17. При работе с 6-цилиндровым двигателем снятие водяного насоса собственными силами опять упирается в снятие зубчатого ремня.
  18. Снять поликлиновой ремень (глава Генератор).
  19. Снять зубчатый ремень (глава Двигатели).
  20. Ослабить девять болтов спереди на корпусе водяного насоса, снять корпус
  21. При установке заменить уплотнительную прокладку, затянуть болты за два захода, последний моментом 10 Н*м.
  22. Надеть зубчатый ремень, обязательно проверить фазы газораспределения (глава Двигатели).

carmanz.com

Разборка, проверка и сборка водяного насоса

Необходимый специальный инструмент, приспособления и оборудование:

  • тиски;
  • ручной пресс;
  • оправка.

Конструкция водяного насоса представлена на рисунке.

Центробежный насос системы охлаждения двигателя

Рис. Центробежный насос системы охлаждения двигателя:1 — стопорное кольцо; 2 — шкив вентилятора; 3 — валик; 4 — ступица шкива водяного насоса и вентилятора; 5 — пресс-масленка; 6 — корпус водяного насоса; 7 — крыльчатка; 8 — специальная шайба; 9 — пружинная шайба с внутренним зубом; 10 — болт крепления крыльчатки к валику; 11 — сливное отверстие; 12 — шариковый подшипник; 13 — распорная втулка; 14 — упорная пружина сальника; 15 — резиновая уплотнительная манжета; 16 — уплотняющая стеклотекстолитовая шайба; 17 — стопорное кольцо; 18 — латунное кольцо манжеты; 19 — обойма сальника; а — уплотняющая поверхность корпуса

Валик насоса вращается в двух шариковых подшипниках 12, имеющих сальники. В корпусе 6 насоса валик 3 уплотнен самоподжимным сальником, состоящим из стеклотекстолитовой шайбы 16, резиновой уплотнительной манжеты 15 и пружины 14.

Для предохранения подшипников вала насоса от попадания в них воды, случайно просочившейся через уплотнение валика, в нижней части корпуса насоса предусмотрено специальное сливное отверстие выполненное в отливке.

Появление течи жидкости из сливного отверстия 11 в процессе эксплуатации двигателя указывает на неисправность уплотнения.

В этом случае необходима разборка водяного насоса.

Устранять течь закрытием сливного отверстия какой-либо заглушкой не допускается во избежание порчи подшипников из-за вымывания их смазки.

Разборку насоса производят также при необходимости замены подшипников.

Последовательность операций:

  1. Зажать водяной насос в тиски и отвернуть болт 10 крепления крыльчатки 7 на валике 3.
  2. Снять стопорное кольцо 1, удерживающее валик 3 в сборе с подшипниками в корпусе 6.
  3. Установить насос на ручной пресс, с помощью оправки нажать на торец валика 3 (со стороны крыльчатки) и спрессовать крыльчатку в сборе с уплотнением: Дальнейшим нажатием оправки на валик выпрессовать его в сборе с подшипниками из корпуса насоса.
  4. Промыть подшипники, валик и внутреннюю поверхность корпуса насоса в промывочном растворе.
  5. Проверить состояние торцевой поверхности а, по которой работает уплотнительная шайба 16. Поверхность должна быть гладкой, без забоин или других каких-либо повреждений. При необходимости ее нужно зачистить специальной цековкой 1, центрируемой на валике 2 насоса. После этой операции следует тщательно промыть корпус насоса и продуть его сжатым воздухом.Цековка торцевой поверхности бобышки корпуса центробежного насоса

    Рис. Цековка торцевой поверхности бобышки корпуса центробежного насоса

  6. Осмотреть детали уплотнения валика. Если насос разбирали вследствие течи жидкости через сливное отверстие корпуса, то целесообразно заменить комплект деталей уплотнения. Такой комплект (№ 401-1307031-Р) поставляется в запчасти и состоит из:
    • резиновой уплотнительной манжеты 15;
    • стеклотекстолитовой шайбы 16;
    • стального стопорного кольца 17;
    • латунного кольца 18;
    • латунной обоймы 19;
    • бронзовой пружины 14.
  7. Осмотреть подшипники. В промытых подшипниках валик насоса, вращаемый от руки, должен иметь ровный (без заеданий) ход. Наружная и внутренняя обоймы сальников должны быть плотно насажены в наружном кольце подшипника.При обнаружении каких-либо дефектов подшипники заменяют новыми.

    Сборку насоса производят в обратной последовательности. После сборки насоса полость подшипников набивают специальной смазкой через пресс-масленку до появления смазки в контрольном отверстии, расположенном на левой стороне корпуса насоса.

ustroistvo-avtomobilya.ru