Двигатель ws10


Армия » WS-10 Taihang разработан с использованием технологий американского двигателя CFM56

Сегодня на английском блоге Politikal Matters опубликована интересная статья о происхождении китайского ТРДДФ WS-10 Taihang. Автор материала полагает, что этот двигатель создан с использованием технологий американского коммерческого ТРДД CFM56.

… Разработку ТРДДФ WS-10 Taihang в Китае можно сравнить с американской лунной программой Apollo, настолько она важна для этой страны, желающей стать сверхдержавой. Без собственного передового реактивного двигателя стать сверхдержавой невозможно.

Тяга без форсажа неизвестна, с форсажем 132 Кн. По этим характеристикам двигатель примерно эквивалентен американскому F110, используемому на истребителях F-15 и F-16.

История

В 1982 году США направили в Китай два двигателя CFM56II для проведения оценки. Хотя этот двигатель является гражданским, его основные компоненты – компрессор высокого давления, камера сгорания и турбина высокого давления – идентичны ТРДДФ F110. Пентагон был категорически против отправки этих двигателей из-за опасений, что Китай мог почерпнуть передовые технологии этого двигателя. Однако тогдашняя администрация президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan) настояла на этой сделке при условии, что двигатели должны храниться в специальных герметичных контейнерах и вскрываться через каждые 6 месяцев американскими представителями. Естественно, китайцы не придерживались договоренностей, и вскрыли двигатели, разобрали и изучали компоненты. Перед приездом американцев они собирали их. Сообщалось, что двигатели так и не были возвращены США под мотивом того, что они «сгорели при пожаре».

Однако только лишь осмотр конструкции двигателя не мог дать достаточно информации о материалах и методах производства. Китаю необходимо было проделать огромный объем работ, чтобы скопировать компоненты двигателя.

Разработка

Разработка ТРДДФ WS-10 Taihang была официально начата в 1987 году в стенах 624 института министерства авиационной промышленности Китая, также известного как НИИ газовых турбин (Gas Turbine Research Establishment – GTRE).

В 1992 году основная конструкция двигателя была создана. Было сделано множество достижений в таких областях как порошковая металлургия, направленная кристаллизация лопаток турбины методом ковки, производство короткой кольцевой камеры сгорания, необходимая точность ковки деталей и электронно-лучевая сварка.

В 1997 году были решены проблемы разработки лопаток компрессора, двигатель проходит успешные стендовые испытания. Получен сертификат на начало летных испытаний.

В 2000/2001 годах первый летный образец WS-10 установлен на истребителе J-11 (Су-27), двигатель проходит испытания на большой высоте полета самолета (один из двигателей это стандартный АЛ-31Ф).

В 2003/2004 годах инженеры работают над устранением выявленных проблем и пытаются уменьшить вес двигателя. Уверившись в правильности конструкции, китайцы впервые решаются оснастить J-11 двумя новыми двигателями.

В 2004 году отлетевший подшипник разрушает правый двигатель, что приводит к катастрофе самолета. Тем не менее, причины аварии были быстро выявлены и устранены.

В 2005 году двигатель успешно выдерживает 40-дневную программу испытаний.

В 2006 году после 18 лет разработки двигатель получает сертификат годности. Дальнейшие работы передаются Шеньянской авиастроительной корпорации для организации серийного производства.

В 2006/2007 годах появляются сообщения о том, что ВВС Китая недовольны двигателем. В отчетах пишут, что WS-10 не обладает требуемой эффективностью и качеством сборки.

В 2009/2010 году появляются фотографии истребителя J-11B (копия Су-27), оснащенного двигателями WS-10. Отмечается, что большинство проблем, если не все, решены. Китай становится страной, обладающей собственным мощным военным реактивным двигателем.

Перспективы

Сегодня китайские инженеры освоили передовые технологии двигателя для истребителей. Сообщалось о разработке усовершенствованного варианта WS-10A.

Хотя новый вариант (впервые был показан на авиасалоне в Чжухае в 2008 году) имеет большое внешнее сходство с базовым образцом, он имеет 17 направляющих лопаток (вместо 15) и отличается измененной конструкцией коробки приводов под двигателем. По слухам, разработан вариант WS-10B (или WS-10G), который обладает повышенной мощностью, увеличенным сроком службы и, возможно, управляемым вектором тяги.

Тем не менее, понятно, что Китаю еще предстоит решить весь спектр проблем, многие из которых остаются нерешенными. Этот двигатель по своему техническому и технологическому уровню эквивалентен американским двигателям образца 1980-х годов, и неизвестно, насколько совершенны новые модели ТРДДФ. Китаю предстоит пройти долгий путь, но, по крайней мере, страна активно занимается работами в области двигателестроения.

Источник и множество фотографий

army.russiaregionpress.ru

Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной

«Реверс-инжениринг», или попросту заимствование технологий, — область, в которой Китай не знает равных. Удачно скопировав основной самолет российского семейства Су-27, КНР начала разрабатывать модификации. Мы разобрались, насколько «оригинальными» они получились, и что они нам напоминают.

В прошлый раз мы кратко рассмотрели историю поставок в Китай самолетов Су-27. Это был не только зарубежный дебют машин, но и один из крупнейших контрактов на поставку авиатехники на тот период. Однако всему приходит конец. К 2004 году в Китае появилась уверенность в способности самостоятельно производить свой аналог — J-11.

Китайцев явно раздражали несколько «бастионов», которые удалось отстоять нашим производителям вооружения в середине 90-х: в КНР не организовали производство двигателей АЛ-31Ф, и самолеты были совместимы только с российскими ракетами.

И то, и другое ставило китайцев в зависимость от российского экспорта. Не желая в дальнейшем мириться с таким положением и уверившись в том, что сумели «выдоить» все возможные знания, они в 2004 году практически разорвали сотрудничество в области дальнейшего развития Су-27/J-11.

Самолеты Су-27 и J-11B

Предложенный российской стороной в 2003 году проект модернизированного истребителя Су-27СМК был отвергнут, как и опцион на еще 95 комплектов для сборки. В Китае самостоятельно провели программу модернизации по стандарту J-11A, вероятно, заключавшуюся в замене части электроники на местную и в интеграции системы спутниковой навигации.

Еще в 2002 году совершил первый полет J-11B — «самостоятельная разработка», как «на голубом глазу» утверждают китайцы.

Однако отличить «самостоятельную разработку» от Су-27 и с первого, и со второго взгляда непросто. Наиболее существенным отличием J-11B является двигатель WS-10A, одновременно гордость и боль китайского двигателестроения. Визуально самолеты с WS-10A можно отличить по большему диаметру сопла.

Китайцам удалось более-менее самостоятельно (утверждения, что WS-10A является копией АЛ-31Ф ошибочны) создать двигатель с тягой немного большей, чем у российского. Однако ценой этому стали тяжелейшие проблемы с надежностью.

Ресурс первых партий составлял, по некоторым данным, всего 30−40 часов — показатель, делающий строевую эксплуатацию просто невозможной.

Проблема, вероятно, была вызвана низким качеством материалов. Это обстоятельство вынудило китайцев выпускать первые серии с двигателем АЛ-31Ф. И тут сыграла роль «мстительность» натуры северного соседа, ссориться с которым, похоже, было немного рано. Россия продолжала поставки АЛ-31Ф для замены двигателей на «оригинальных» J-11 и для легких истребителей J-10 (еще одна «условно самостоятельная» разработка, на основе израильского истребителя «Лави» и оснащенная одним АЛ-31Ф), но длительное время отказывалась продавать их в количестве, достаточном для оснащения J-11B, запущенных в серийное производство в 2007 году. Результатом стали безрадостные фотографии стоящих аккуратными рядами и без двигателей новинок китайского авиапрома.

Похоже, для оснащения J-11B КНР стала использовать схему «каннибализации», или закупок двигателей якобы для других целей.

Поняв, что помешать китайцам не удается, а также не желая терять большой рынок сбыта, Россия возобновила полномасштабные поставки. По ряду сообщений, к нынешнему моменту удалось довести межремонтный ресурс WS-10A до более чем 300 часов, что находится на уровне, достигнутом АЛ-31Ф в середине 80-х годов. Это уже достаточно для эксплуатации, и J-11B сейчас оснащаются двигателями местного производства.

Кроме двигателей, видимым отличием J-11B является наличие вооружения китайского производства — в первую очередь ракет «воздух-воздух»PL-8 (копией израильского «Питона-3») и PL-12 (собственной разработки, созданной явно под влиянием AIM-120 AMRAAM).

Остальные отличия не столь заметны: в планере несколько большая доля композитных материалов и своя электронная начинка — естественно, лучше советского оборудования образца 80-х годов. В целом, J-11B находится на уровне российских модернизированных истребителей Су-27СМ. К заявлениям китайцев о том, что он соответствует Су-35С, конечно, нельзя относиться без юмора.

Китайские ВВС: Су-30МКК и J-16

Скопировав основную машину семейства, КНР не стала останавливаться на достигнутом.

В 2007 году состоялся первый полет учебно-боевой модификации J-11BS, замены для Су-27УБК.

В 2010-м он пошел в серию. Эта машина оснащалась уже только двигателями китайского производства. На ее основе создали ударную модификацию J-16, — аналог Су-30МКК/МК2 — совершившую первый полет в 2011 году. В данный момент самолет, видимо, находится на стадии войсковых испытаний. Несмотря на наверняка имевшее место заимствование технологий, «клоном» Су-30 он не является, что видно по ряду элементов планера, — в частности, по вертикальному оперению, схожему с «обычными» Су-27, а не с «комсомольскими» Су-30.

Отдельная тема — авианосные амбиции Китая. Не получив желаемой поддержки России, китайцам пришлось довольствоваться остатками советского наследия, доставшимися Украине. Широко известно, что 1998 году через подставную частную фирму был куплен недостроенный близнец «Адмирала Кузнецова» — «Варяг». В первой половине 2000-х, за неимением ничего лучшего, там же был приобретен один из прототипов Су-33 — борт Т-10К-3. Приобретение было довольно удачным, Т-10К-3 был уже практически предсерийной машиной.

Результатом «скрещивания» его с J-11B стала очередная «сугубо китайская» разработка — палубный истребитель J-15.

Первый полет он совершил в 2009 году, а в ноябре 2012-го китайский летчик впервые посадил истребитель на палубу авианосца «Ляонин» — «Варяга», переименованного в честь одной из китайских провинций. Интересный момент: несмотря на разработку специальной «морской» модификации своего двигателя — WS-10H, прототипы для морских испытаний летали на российских АЛ-31Ф. Патриотизм патриотизмом, но надежность превыше всего!

Ведется разработка и палубной учебно-боевой модификации J-15S, на основе J-11BS/16. Если бы цепкие руки китайских инженеров дотянулись до единственного прототипа Су-27КУБ/33УБ, мы бы, вероятно, увидели копию и этой, без преувеличения уникальной, машины — сплава палубного истребителя Су-33 с компоновочными решениями ударного Су-34. Но в данном случае восточному соседу приходится справляться своими силами, если такое вообще можно сказать в отношении семейства J-11.

Самолет Су-35С. Фото: Сергей Копцев/russianplanes.net

Таким образом, в Китае за последние десять лет были созданы «клоны» всех наиболее знаковых машин семейства Су-27.

В связи с этим обоснованное беспокойство вызывают ведущиеся переговоры о продаже КНР Су-35С. Китайцы, скорее всего, не планируют создавать его полную копию, а ограничатся рядом интересных им технологий — в первую очередь в области двигателестроения. Это косвенно подтверждают и упорные торги по поводу объемов поставок — Китай старается закупить небольшую партию, а Россия стремится продать крупную, чтобы компенсировать возможные интеллектуальные потери.

Однако наряду с очевидными минусами не стоит забывать и о плюсах сотрудничества, — в свое время огромные заказы Китая без преувеличения спасли КнААПО, а Су-30МК2 впоследствии стал популярной экспортной машиной.

Для Су-35С крупный экспортный заказ был бы очень полезен — до сих пор этот самолет не пользуется успехом у зарубежных стран, «консервативно» предпочитающих Су-30. Увеличение масштабов производства позволило бы снизить себестоимость этой модели и, как следствие, цену для ВВС России.

Александр Ермаков

defendingrussia.ru

Китай увеличивает производство истребителей семейства Су-27

Китай расширяет производство самолетов, созданных компанией «Сухой». Об этом корреспонденту АРМС-ТАСС сообщили в ходе авиасалона «Сингапур эйршоу-2014» (Singapore Airshow 2014).

В то время, как внимание специалистов приковано к развитию китайских собственных программ по созданию истребителей, таких, как «Цзянь-10» (J-10), «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-21/31» (J-21/31), Шэньянская авиастроительная корпорация SAC (Shenyang Aircraft Corporation) продолжает развивать семейство самолетов Су-27, которые находятся в строю Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) с1992 г. Наиболее современными версиями самолета являются палубный истребитель «Цзянь-15» (J-15) и многоцелевой истребитель «Цзянь-16» (J-16).

Палубный истребитель «Цзянь-15» (J-15)

Китай начал собственные разработки на базе семейства Су-27 в 1992 г., когда стал первым государством помимо стран постсоветского пространства, закупившим тяжелый истребитель. Из России было поставлено три партии одноместных истребителей Су-27СК и двухместных Су-27УБК. Эти самолеты оказали существенное влияние на изменения в авиационной промышленности КНР.

Затем КНР получила лицензию на производство самолетов Су-27СК на заводе в Шеньяне. Контракт был завершен в1996 г. Первоначально предполагалась постройка 200 самолетов. Производство началось со сборки истребителей из поставляемых машино-комплектов, но затем Китай постепенно стал увеличивать долю собственных работ. Собранный в Шеньяне Су-27 получил обозначение «Цзянь-11» (J-11). Специалисты отмечали низкий уровень системы контроля качества самолета. В результате производство завершилось после сборки 105 истребителей «Цзянь-11» и «Цзянь-11А» (J-11A), который отличался рядом улучшений в кабинете пилота и авиационном вооружении, размещаемом на внешних пилонах.

По мере того, как Шэньянская авиастроительная корпорация и сотрудничающий с ней 601-й институт получили больший опыт строительства самолетов, началась разработка локальной версии истребителя Су-27 — «Цзянь-11В» (J-11B). Стремясь освободиться от технологической зависимости от России, китайская промышленность разработала ряд элементов и систем, которые позволили собирать истребители без российских запчастей и приспособить их под применение местного авиационного вооружения.

Основным отличием китайского истребителя стал установленный двигатель локального производства «Шеньян-Лимин» WS-10A «Тайхань» (Taihang), который заменил российский ТРДД АЛ-31Ф производства НПО «Сатурн». Полет испытательной модели J-11WS состоялся в2002 г. Два года спустя поднялся в воздух первый опытный образец J-11B, оснащенный двумя ТРДД WS-10A. Производство самолетов «Цзянь-11В» продолжилось с китайскими двигателями, однако проблемы, связанные с его надежностью, привели к применению российских авиадвигателей АЛ-31Ф.

В настоящее время эксперты полагают, что большинство проблем, связанных с WS-10A, преодолены и истребители «Цзянь-11В» будут оснащаться именно этими авиадвигателями. Фотографии, появившиеся в конце прошлого года, свидетельствуют о том, что в конструкцию WS-10A могли быть внесены дополнительные изменения, так как форма сопла отличалась от представленных ранее.

Помимо нового двигателя, на «Цзянь-11В» установлена новая китайская многофункциональная бортовая РЛС (БРЛС), инфракрасная поисково-следящая система и канал связи, позволяющий применять широкий спектр китайских вооружений, в том числе, ракету класса «воздух — воздух» PL-12 с активным радиолокационным наведением. В кабинете пилота, в которой установлено пять многофункциональных дисплеев, также используются китайские приборы.

Многоцелевой истребитель «Цзянь-16» (J-16)

Истребители «Цзянь-11В» поступили на вооружение ВВС НОАК в конце2007 г. и с этого момента их число существенно выросло. В начале2010 г. авиация ВМС НОАК начала получать версию «Цзянь-11В», предназначенную для применения в прибрежной зоне. В дополнение к одноместному истребителю Шэньянская авиастроительная корпорация разработала двухместный вариант, получивший название «Цзянь-11ВS» (J-11BS). Самолет совершил первый полет в2007 г. и был принят на вооружение ВВС и ВМС НОАК в2010 г.

При решении задачи создания палубного истребителя советские специалисты выбрали вариант соответствующей модернизации Су-27, получивший обозначение Су-33. КНР выбрала точно такой же путь, создавая самолет для оснащения своего нового авианосца «Ляонин». Для этих целей у Украины был приобретён опытный образец Су-33.

Новый самолет получил обозначение «Цзянь-15» (J-15) и название «Флаинг Шарк» (Flying Shark). Он внешне и конструкционно напоминает Су-33, однако при его создании для снижения массы широко применялись композиционные материалы (КМ). Большинство систем, установленных на «Цзянь-15, соответствуют аналогам на «Цзянь-11В». На нем применяется аналогичная БРЛС, хотя по предварительной информации ее действие расширено и включает в себя несколько «морских» режимов. Система предупреждения о приближающихся ракетах также аналогична установленной на «Цзянь-11В». Кабина оснащена пятью многофункциональными дисплеями.

«Цзянь-15» оснащен широким спектром вооружения, в которое входят ракеты класса «воздух — воздух», «воздух — земля» и противокорабельные ракеты (ПКР). Необычной функцией является возможность установки контейнера с топливом для заправки других самолетов, что позволяет «Цзянь-15» с тяжелым вооружением сопровождать другие самолеты при выполнении боевых задач на значительном расстоянии. Штанга для заправки топливом внешне аналогична российскому УПАЗ-1А и могла быть скопирована или закуплена в России.

Также, как и в случае с «Цзянь-11В», применение авиадвигателя локального производства существенно снижает боевые качества самолета. Предполагается, что в «Цзянь-15» используется ТРДД WS-10H, который является «морской» версией WS-10A. Основное отличие состоит в увеличенной тяге, необходимой для улучшения взлета и посадки с палубы авианосца «Ляонин». Вместе с тем, только один из двух опытных образцов палубного истребителя оснащен двигателями WS-10H. Как минимум пять «Цзянь-15» оснащены российскими ТРДД АЛ-31Ф.

Опытный образец самолета с этими двигателями совершил первый полет в августе 2009 г. К маю 2010 г. уже совершались полеты с наземной площадки, имитировавшей палубу авианосца. Испытания непосредственно на корабле начались в конце прошлого года, когда 23 ноября два опытных самолета совершили взлет и посадку. На фотографиях, опубликованных в декабре 2013 г., отчетливо видно, что первые «Цзянь-15», произведенные Шэньянской авиастроительной корпорацией, оснащены российскими авиадвигателями.

Одновременно разрабатывается двухместная версия палубного истребителя, которая, возможно, получит обозначение «Цзянь-15S» (J-15S). Опытный образец, оснащенный двигателями WS-10A, совершил первый полет в ноябре 2012 г. Несмотря на то, что «Цзянь-15S» первоначально предполагалось применять в качестве учебно-тренировочного самолета этот истребитель будет использоваться в радиоэлектронной борьбе и при выполнении различных боевых задач.

Впечатленные применением самолетов семейства Су-27 в качестве средств противовоздушной обороны (ПВО), китайцы обратили внимание на самолеты компании «Сухой», которые могли бы выступить в качестве носителя тяжелого вооружения. В конце 2000-х годов в КНР поступила первая партия двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК, что существенно увеличило возможности ВВС НОАК по применению высокоточных вооружений. Было заказано для ВВС две партии Су-30МКК по 38 самолетов в каждой. Заказанные для авиации ВМС НОАК 25 самолетов получили модернизированную БРЛС, позволившую применять оружие по кораблям.

/По материалам vpk-news.ru/

army-news.ru

Китайцы развивают семейство Су-27 | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»

Китай расширяет производство самолетов, созданных компанией «Сухой».

Китай расширяет производство самолетов, созданных компанией «Сухой».

В то время как внимание специалистов приковано к развитию китайских собственных программ по созданию истребителей, таких как «Цзянь-10» (J-10), «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-21/31» (J-21/31), Шеньянская авиастроительная корпорация (Shenyang Aircraft Corporation – SAC) продолжает развивать семейство самолетов Су-27, которые находятся в строю военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) с 1992 года. Наиболее современными версиями машины являются палубный истребитель «Цзянь-15» (J-15) и многоцелевой истребитель «Цзянь-16» (J-16). Китай начал собственные разработки на базе семейства Су-27 в 1992-м, когда стал первым государством помимо стран постсоветского пространства, закупившим тяжелый истребитель. Из России было поставлено три партии одноместных истребителей Су-27СК и двухместных Су-27УБК. Эти самолеты оказали существенное влияние на изменения в авиационной промышленности КНР. Затем китайцы получили лицензию на производство Су-27СК на заводе в Шеньяне. Контракт завершен в 1996 году. Первоначально предполагалась постройка 200 самолетов. Производство началось со сборки истребителей из поставляемых машинокомплектов, но затем Китай постепенно стал увеличивать долю собственных работ. Собранный в Шеньяне Су-27 получил обозначение «Цзянь-11» (J-11). Специалисты отмечали низкий уровень системы контроля качества самолета. В результате производство завершилось после сборки 105 истребителей «Цзянь-11» и «Цзянь-11А» (J-11A), который отличался рядом улучшений в кабине пилота и авиационном вооружении, размещаемом на внешних пилонах. По мере того как Шеньянская авиастроительная корпорация и сотрудничающий с ней 601-й институт получили больший опыт строительства самолетов, началась разработка локальной версии Су-27 – «Цзянь-11В» (J-11B). Стремясь освободиться от технологической зависимости от России, китайская промышленность разработала ряд элементов и систем, которые позволили собирать истребители без российских запчастей и приспособить их под применение местного авиационного вооружения. Основным отличием китайского истребителя стал установленный двигатель локального производства «Шеньян-Лимин» WS-10A «Тайхань», который заменил российский ТРДД АЛ-31Ф производства НПО «Сатурн». Полет испытательной модели J-11WS состоялся в 2002-м. Два года спустя поднялся в воздух первый опытный образец J-11B, оснащенный двумя ТРДД WS-10A. Производство самолетов «Цзянь-11В» продолжилось с китайскими двигателями, однако проблемы, связанные с их надежностью, привели к применению российских авиадвигателей АЛ-31Ф. В настоящее время эксперты полагают, что большинство проблем с WS-10A преодолено и истребители «Цзянь-11В» будут оснащаться именно этими авиадвигателями. Фотографии, появившиеся в конце прошлого года, свидетельствуют о том, что в конструкцию WS-10A могли быть внесены дополнительные изменения, так как форма сопла отличалась от представленных ранее. Помимо нового двигателя на «Цзянь-11В» установлены новая китайская многофункциональная бортовая РЛС (БРЛС), инфракрасная поисково-следящая система и канал связи, позволяющий применять широкий спектр китайских вооружений, в том числе ракету класса «воздух-воздух» PL-12 с активным радиолокационным наведением. В кабине пилота, в которой установлено пять многофункциональных дисплеев, также используются китайские приборы. Истребители «Цзянь-11В» поступили на вооружение ВВС НОАК в конце 2007 года и с этого момента их число существенно выросло. В начале 2010-го авиация ВМС НОАК начала получать версию «Цзянь-11В», предназначенную для применения в прибрежной зоне. В дополнение к одноместному истребителю Шеньянская авиастроительная корпорация разработала двухместный вариант, получивший название «Цзянь-11ВS» (J-11BS). Самолет совершил первый полет в 2007 году и был принят на вооружение ВВС и ВМС НОАК в 2010-м. При решении задачи создания палубного истребителя советские специалисты предпочли вариант соответствующей модернизации Су-27, получивший обозначение Су-33. КНР выбрала точно такой же путь, создавая самолет для оснащения своего нового авианосца «Ляонин». Для этих целей у Украины был приобретен опытный образец Су-33. Новый самолет получил обозначение «Цзянь-15» (J-15) и название «Флаинг Шарк». Он внешне и конструкционно напоминает Су-33, однако при его создании для снижения массы широко применялись композиционные материалы. Большинство систем, установленных на «Цзянь-15, соответствуют аналогам на «Цзянь-11В». На нем применяется аналогичная БРЛС, хотя, по предварительной информации, ее действие расширено и включает в себя несколько «морских» режимов. Система предупреждения о приближающихся ракетах также аналогична установленной на «Цзянь-11В». Кабина оснащена пятью многофункциональными дисплеями. «Цзянь-15» оснащен широким спектром вооружения, в которое входят ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и противокорабельные ракеты. Необычной функцией является возможность установки контейнера с топливом для заправки других самолетов, что позволяет «Цзянь-15» с тяжелым вооружением сопровождать другие самолеты при выполнении боевых задач на значительном расстоянии. Штанга для заправки топливом внешне аналогична российскому УПАЗ-1А и могла быть скопирована или закуплена в России. Так же, как и в случае с «Цзянь-11В», применение авиадвигателя локального производства существенно снижает боевые качества самолета. Предполагается, что в «Цзянь-15» используется ТРДД WS-10H, который является «морской» версией WS-10A. Основное отличие состоит в увеличенной тяге, необходимой для улучшения взлета и посадки с палубы авианосца «Ляонин». Вместе с тем только один из двух опытных образцов палубного истребителя оснащен двигателями WS-10H. Как минимум пять «Цзянь-15» оборудованы российскими ТРДД АЛ-31Ф. Опытный образец самолета с этими двигателями совершил первый полет в августе 2009 года. К маю 2010-го уже осуществлялись полеты с наземной площадки, имитировавшей палубу авианосца. Испытания непосредственно на корабле начались в конце прошлого года, когда 23 ноября два опытных самолета совершили взлет и посадку. На фотографиях, опубликованных в декабре 2013-го, отчетливо видно, что первые «Цзянь-15», произведенные Шеньянской авиастроительной корпорацией, оснащены российскими авиадвигателями. Одновременно разрабатывается двухместная версия палубного истребителя, которая, возможно, получит обозначение «Цзянь-15S» (J-15S). Опытный образец с двигателями WS-10A совершил первый полет в ноябре 2012 года. Несмотря на то, что «Цзянь-15S» первоначально предполагалось применять в качестве учебно-тренировочного самолета, этот истребитель будет использоваться в радиоэлектронной борьбе и при выполнении различных боевых задач. Впечатленные применением машин семейства Су-27 в качестве средств противовоздушной обороны, китайцы обратили внимание на самолеты компании «Сухой», которые могли бы выступить в качестве носителя тяжелого вооружения. В конце 2000-х годов в КНР поступила первая партия двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК, что существенно увеличило возможности ВВС НОАК по применению высокоточных вооружений. Были заказаны для ВВС две партии Су-30МКК по 38 самолетов в каждой. Заказанные для авиации ВМС НОАК 25 машин получили модернизированную БРЛС, позволившую применять оружие по кораблям. Основываясь на опыте, полученном в ходе локализации производства «Цзянь-11В», Шеньянская авиационная корпорация и 601-й институт разработали аналогичную программу для Су-30МКК. В результате был создан образец, получивший обозначение «Цзянь-16» (J-16), который, как предполагается, станет основным ударным самолетом ВВС НОАК и, возможно, основным носителем ПКР в составе ВМС НОАК. Так же, как и «Цзянь-11», самолет «Цзянь-16» оснащен большим количеством китайского оборудования, в том числе ТРДД WS-10A. Наиболее важным усовершенствованием, как полагают эксперты, стала установка БРЛС с активной фазированной антенной решеткой китайского производства, данных о которой немного. Как и «Цзянь-15», Су-30МКК оснащен убирающейся в фюзеляж системой дозаправки в воздухе. Информация по проекту «Цзянь-16» обрывочна, однако специалисты полагают, что первый полет самолета состоялся в 2011-м.

vpk-news.ru

China INC | Новости Китая, аналитика Китая, НОАК

Xian Y-20 (运-20; Yun-20) — первый китайский тяжёлый военно-транспортный самолёт. Совершил первый полёт 26 января 2013 года. Всего на данный момент произведено два прототипа.

Новый военно-транспортный самолет Y-20, по информации военных экспертов, начал разрабатываться с 1990-х годов, а первоочередное госфинансирование проект получил в 2006 году. Проект же нового "200-тонного транспортника" был утвержден лишь тремя годами позднее, тогда же и начались работы по созданию летного прототипа.

Самолет Y-20 создавался по схеме четырехмоторного высокоплана со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Машина оснащена многостоечным убираемым шасси, а также специальной грузовой аппарелью, размещенной в хвостовой части самолета.

Можно сказать, что Y-20 обладает традиционной для самолетов своего класса схемой. Внешне машина напоминает российский Ил-76, который находится на вооружении ВВС Народно-освободительной армии Китая. Внешнее сходство Y-20 с российским Ил-76 отмечают и СМИ. Самолеты обладают практически одинаковыми размерами и устройством крыла, при этом у китайского самолета отсутствует отдельная кабина штурмана, за счет чего уменьшить размеры кабины и носовой части самолета.

При этом китайский самолет обладает меньшими размерами по сравнению с американским C-17 "Глоубмастер" III. В то же время транспортный отсек самолета, по мнению военных экспертов, по конструкции ближе к тому, что применяется на американском С-17.

В настоящее время в СМИ публикуются самые разнообразные характеристики новой китайской машины Y-20. В частности сообщается о том, что максимальная полезная нагрузка Y-20 составляет 66 тонн, что на 6 тонн больше, чем у российского Ил-76МФ. Самолет обладает экипажем из 3-х человек, длина фюзеляжа составляет 47 метров, размах крыла 45 метров, максимальная высота 15 метров.

Максимальный взлетный вес военно-транспортного Y-20 немногим более 200 тонн. Максимальная дальность полета самолета с максимальной загрузкой ориентировочно составит 4400 км. Официально эти цифры пока что не озвучивались. Китайское телевидение упоминало лишь о крейсерской скорости в 830 км/ч и 66 тоннах полезной нагрузки.

На первом поднявшемся в воздух Y-20 установлены 4 турбореактивных двигателя российского производства это Д-30КП2 разработки ОКБ Соловьева еще 1960-х годов. Характеристики данных авиамоторов уступают современным ТРДД ПС-90A, которые устанавливаются на новые российские Ил-476.

Поэтому тяга силовой установки военно-транспортного Y-20 уступает аналогичному параметру нового российского проекта Ил-476. Однако серийные самолёты по плану должны оснащаться собственным турбовентиляторным двигателем WS-20 с большей (122 кН против 117 кН), чем у Д-30КП-2, тягой, но на каком именно этапе находятся работы по их разработке, сказать никто не может.

Помимо этого у экспертов вызывает сомнение и тот факт, что создание Y-20 велось только лишь силами китайских инженеров. В настоящее время американские СМИ открыто говорят о том, что крыло для нового китайского самолета проектировалось на Украине в знаменитом КБ "Антонова". В то же время есть предположение о том, что в основу Y-20 лег нереализованный проект тяжелого военно-транспортного самолета Ан-170.

В том случае, если проект самолета Y-20 будет удачным, и новые китайские машины смогут продемонстрировать озвученные в прессе характеристики, КНР вполне сможет замахнуться на выпуск приблизительно 300 машин данного типа. Это позволит Поднебесной сформировать свой собственный стратегический военно-транспортный флот, который по своим возможностям будет приближен к ВВС США и России

26 января 2013 года китайские СМИ сообщили о том, что первый прототип тяжелого военно-транспортного самолета Y-20 поднялся в воздух с аэродрома авиастроительного предприятия Xi'an Aircraft Industrial Corporation (ХАС), расположенного в городе Яньлани. Первый прототип транспортника имеет бортовой номер "20001".

14 декабря 2013 года состоялся первый полет второго прототипа Y-20(это как раз наш самолет)

WS­18, которыми оснащены новые бомбардировщики Xian H­6K(модернизированные Ту-16) и пока Y-20,это китайское название нашего двигателя D30KP2 который стоит на Ил-76. В 2002 КНР импортировало 240 D-30KP-2 двигателей из РФ используемых для модернизации бомбардировщиков H-6K. Проект H-6K был приостановлен из-за приостановки этого контракта. Работы по J-10 и H-6K продолжились лишь после того как Китай вновь начал получать эти двигатели.

Погода не способствовала фотографиям в воздухе. Стояла обычная для Чжухая дымка.

но для общего развития вот он в воздухе

нормальные пацаны в нормальных местах,а я отбивался от китайцев,которые абсолютно бесцеремонно лезли во все щели.

заруливание после посадки

Немного о двигателе,который собираются в будущем поставить на этот самолет: Shenyang WS-10 (Chinese: 涡扇-10), кодовое название Taihang, разработанный и построенный КНР. WS-10A использовался в самолетах J-11B, J-15, и J-16, и особенно J-10. Новейшая версия двигателя WS-10 ,но уже с названием "WS-20" была замечена на испытательном китайском Ил-76. WS-20 это первый китайский турбофан с высокой степенью двухконтурности ,разработанный из WS-10.Этот двигатель собираются поставить на Y-20. Разработка WS-10 началась в 1987 Shenyang Aeroengine Research Institute (606 Institute) China Aviation Industry Corporation и он взял за основу двигатель CFM56 полученный из США в 1982 году.Эта же основа лежит в двигателе F16 GE F101.Оригинальный WS-10 обнаружил недостаточную производительность для современных реактивных истребителей и поэтому никогда не использовался на самолетах. Его улучшенная версия WS-10A, тестировалась на прототипе истребителя Shenyang J-11 в 2002. как видите корни давние и работы пока не очень успешные....

WS-20 – вариант без форсажной камеры для транспорта Y-20. Тяга 138 kilonewtons (31,000 lbf).

что то подтекает

а у нас до сих пор и на 476 кабина для штурмана? для чего?

Наш борт это Xian Y-20 20003 / 783 (cn 0003) второй летный прототип. Такие трехзначные бортовые номера (783) используются самолетами, числящимися в составе китайского летно-испытательного центра CTFE, находящегося на аэродроме Яньлань-Сиань. Таким образом, получение вторым летным прототипом Y-20 данного номера свидетельствует о передаче этого самолета для проведения программы «государственных испытаний» в китайский ЛИИ.

ЛТХ Xian Y-20:

Экипаж: 3 человека

Длина: ~47 м

Размах крыла: ~45 м

Высота: ~15 м

Колея шасси:

База шасси:

Площадь крыла: 310 м²

Масса пустого: ~100 000 кг

Масса максимальная взлётная: 220 000 кг

Максимальная полезная нагрузка: 66 000 кг

Ёмкость топливных баков:

Двигатели:: 4 × Д-30КП-2 (4 × WS-18 по плану)

Тяга максимальная: 4 × 117 кН (4 × 122 кН по плану)

Максимальная скорость: 830 км/ч

Крейсерская скорость на малой высоте:

Перегоночная дальность полёта: 7800 км

Дальность полёта:

с грузом массой 66 000 кг — 4400 км

Практический потолок: 13 000 м

Igor113

china-inc.ru

Почему Россия держит Китай за... двигатели

("Strategy Page", США)

Китай давно уже копирует иностранную технику, причем не всегда успешно. Одна из таких безуспешных попыток превращается для него в конфуз и большое затруднение, причем настолько серьезное, что правительственные чиновники жалуются по этому поводу в открытую. Хотя китайское правительство старается держать под контролем информацию о конфликтах в руководстве, зачастую оно позволяет спорам принимать публичный характер, когда полагает, что такие открытые дебаты могут пойти на пользу. Именно так произошло в случае неоднозначных и сбивчивых попыток изготовить в Китае двигатели для военных самолетов. Основная проблема в том, что контролируемая государством авиационная компания (Aviation Industry Corporation of China) не может освоить самые передовые методы производства и приемы контроля качества. Проблема заключается в неспособности государственных фирм действовать столь же эффективно, как и их частные коллеги и конкуренты на Западе. В публичных дебатах указывается на сохраняющуюся неспособность добиться даже более низких, чем на Западе, стандартов промышленного производства России, чьим государственным корпорациям в советский период также никогда не удавалось достичь уровня западных стандартов. Некоторые официальные лица в Китае призывают приватизировать производителей двигателей, однако многие другие выступают против такого предложения, по политическим (не желая признавать поражение) или практическим причинам (утрата прямого контроля над ключевыми военными предприятиями). Тем временем, чиновники в промышленности не справляются с требованиями сегодняшнего дня, несмотря на многолетние усилия и уйму затраченных денег. На 20 процентах военных самолетов КНР в настоящее время стоят двигатели китайского производства, однако на 80 процентах двигатели иностранные, и правительство не может держать данное обстоятельство в тайне.

За последнее десятилетие Китай вложил огромные средства и массу административных усилий в создание отрасли по производству авиационных двигателей. Китайцы во многом столкнулись с теми же проблемами, что и русские в самом начале. Разработать необходимую конструкцию двигателя и развить навыки конструирования трудно. Но у Китая есть несколько преимуществ. Во-первых, китайцы знали те просчеты, которые в свое время допустили русские, поэтому многих ошибок они сумели избежать. Во-вторых, факт остается фактом: у китайцев гораздо больше выходов на западные технологии производства (как законных, так и нет). И наконец, Китай, в отличие от  Советов, имел возможность создавать свое двигателестроение в условиях рыночной экономики. А она оказалась намного эффективнее командной экономики, в рамках которой действовали Советы на протяжении семи десятилетий. Однако государственные производители двигателей не сумели создать предпринимательский дух, который так хорошо действует на Западе (а также в других, приватизированных сегментах китайской экономики).

Китайцы считают, что самолеты J-10 и двигатели WS-10A местной разработки и производства - это часть процесса обучения. А они действительно учатся на своих ошибках. Однако реактивные двигатели для боевых самолетов - вещь чрезвычайно сложная, и Китай сталкивается в этой области с большим количеством проблем, чем ожидалось. Он находит решения, но вместе с ними возникают новые проблемы.

Кроме того,  Китай давно уже не желает признавать тот факт, что в его действиях по созданию двигателя собственными силами масса недостатков. Например, два года тому назад китайцы объявили, что заменят двигатели на своем истребителе J-10, установив моторы китайского производства WS-10A взамен российских АЛ-31ФН. Однако в прошлом году Пекин потихоньку заказал в России еще несколько сотен двигателей АЛ-31ФН. И никаких больше разговоров о масштабном использовании WS-10A.

Китайцы утверждают, что WS-10A превосходит АЛ-31ФН по своим характеристикам, хотя в нем очень многое скопировано с российского образца. Китайцы говорят, что провели дальнейшее усовершенствование двигателя. Однако у русских такого рода усовершенствования зачастую уже реализованы; например, у АЛ-31 с 900 до 1500 часов был увеличен межремонтный ресурс. А недавно его увеличили до 2000 часов. Китайцам, между тем, не удалось освоить даже некоторые базовые производственные технологии  по реактивным двигателям с высокими показателями. Недавно руководители КНР открыто подняли вопрос о неспособности китайской компании освоить навыки, необходимые для производства турбинных лопаток к высококачественным реактивным двигателям. У двигателя WS-10A зачастую возникают серьезные и непредсказуемые проблемы надежности, и это становится все более очевидно. Китай полагает, что через пять лет ликвидирует свою зависимость от российских реактивных двигателей военного назначения. А это значит, что китайским моторостроителям очень многое предстоит сделать. Не исключено, что времени на это понадобится больше.

Долгие годы Китай импортировал два типа российских двигателей. Это АЛ-31 стоимостью 3,5 миллиона долларов (для  Су-30 и его местного клона J11, а также для самолета китайской конструкции J10), и РД-93 (версия РД-33 с МиГ-29) для JF-17 (самолет типа F-16, разработанный совместно с Пакистаном). Тем временем, китайские инженеры думали, что сумеют освоить технологии производства местной копии российского двигателя АЛ-31. Эта китайская копия под названием WS-10A является  частью программы, в рамках которой также проектируется двигатель WS-13 на замену РД-93. Китайцы сумели создать достаточно долговечные двигатели, но у них до сих пор есть проблемы с надежностью. А это настоящая смерть для истребителя, поскольку в воздушном бою неисправность двигателя может оказаться фатальной.

Количество проданных в Китай российских двигателей АЛ-31 превысило тысячу, поскольку в прошлом году русские получили несколько новых заказов. Вызвано это тем, что КНР хочет увеличить свой парк современных реактивных истребителей (J-10 и J-11), а также дать своим летчикам достаточно летной практики, чтобы они накопили и поддерживали свои боевые навыки и мастерство. А из-за этого двигатели быстрее изнашиваются. Еще одна причина дополнительных заказов это непрекращающиеся трудности с созданием производственной базы реактивного двигателестроения. Китай очень хочет устранить свою зависимость от российских высокоэффективных реактивных двигателей, которые используются в его основных истребителях. Но сделать это ему не удается.

В этом году увеличилось количество заказов от российских ВВС, и производителю АЛ-31 пришлось в текущем году увеличить объемы производства более чем на треть. Похоже, что русские уверены в неспособности китайцев в скором времени решить свои производственные проблемы. Это видно на примере того, что Китай открыто (но безуспешно) протестует против тех ограничений, которые Россия хочет ввести на использование своих двигателей АЛ-31ФН. России нужны гарантии, что АЛ-31ФН будут использоваться исключительно  на китайских военных самолетах, и что ни один из них не будет разобран, чтобы помочь китайским инженерам в создании и совершенствовании незаконных клонов этого двигателя - WS-10A. Китай много лет крадет российские военные технологии, особенно после окончания холодной войны. В то время покупать новую военную технику России было не по карману, и лишь заказы из Индии и Китая помогали многим российским оборонным предприятиям держаться на плаву. Сейчас, когда пошла масса заказов от российских военных, производители боевой техники почувствовали себя увереннее, считая, что могут играть с Китаем гораздо жестче. Россия держит Китай за двигатели, и усиливает нажим.

Оригинал публикации: Why Russia Has China By The Engines

maxpark.com

"Дракон" пятого поколения встает на крыло / Вооружения / Независимая газета

Снимок 12 января – взлетел прототип с российскими двигателями. Фото Reuters

Китай буквально выстреливает информацией о военно-конструкторских достижениях. Например, 16 января на учениях в Нанкинском военном округе впервые был применен артиллерийский снаряд со спутниковым наведением в условиях электронных помех. Надо заметить, что американцы впервые использовали подобный в Ираке совсем недавно – в 2007 году. На спутниковых снимках острова Хулудао в Желтом море обнаружен центр подготовки палубных летчиков, аналогичный украинской НИТКА. По данным ВМС США, в оперативную фазу развертывания вошли китайские баллистические ракеты DF-21D с противокорабельной боеголовкой дальностью 1700 км. Одновременно завершено создание трехспутниковой космической группировки, предназначенной для контроля над Тихим океаном и наведения ракет на цель. Губернатор одной из провинций Гонконга сообщил прессе, что «Китаю удалось провести испытательный полет самолета, который может выходить за пределы атмосферы». Речь идет об аналоге американского космического аппарата Х-37В. Но наибольший эффект произвел первый демонстрационный полет истребителя пятого поколения J-20.

НЕ ЖДАЛИ

В СМИ новый самолет называют индексами J-14, J-20, J-X, J-XX и XXJ. Последние три придумали спецслужбы Запада. Сразу после появления в Интернете первых снимков истребителя за ним закрепилось название J-20 («Цзянь-20»), которое сейчас употребляет и пекинский официоз «Женьминь жибао». Возможно, оно произошло от любительской расшифровки бортового номера 2001 – «модель/тип 20 экземпляр 01».

Патриотичные китайцы также называют самолет «Черным орлом», но в основном по созвучию иероглифов он именуется «черный шелковый чулок». Слово «черный» в китайском языке имеет также значения «тайный», «скрытный», «предательский».

Первые сообщения о работе китайцев над истребителем пятого поколения появились в 1995 году. Проектом занимались два конструкторских бюро. Корпорация Shenyang Aircraft Corporation (SAC), она же 601-й институт, работала над схемой «продольный триплан» с V-образным оперением. А Chengdu Aircraft Corporation (CAC) – 611-й институт – отрабатывала схему «утка» с V-образным цельноповоротным вертикальным оперением.

В августе 2008 года поступило сообщение, что головным разработчиком назначен 611-й институт. Проектом руководит Янг Вей – талантливый ученый, получивший в 19 лет диплом о высшем образовании, а в 35 ставший главным конструктором.

22 ноября 2009 года командующий ВВС Китая генерал Вейронг заявил, что в скором времени состоится полет прототипа истребителя пятого поколения, а в 2017 году его примут на вооружение. По некоторым сведениям, постройка первого опытного самолета началась в мае 2010 года, первый полет планировался на 2012 год. Однако уже в конце декабря 2010 года в Интернете появились фотографии истребителя во время наземных испытаний – пробежек по аэродрому.

Это стало новостью даже для ЦРУ. Многие авторитетные эксперты не могли поверить. Слишком велика уверенность, что Китай безнадежно отстал в современных авиационных технологиях. Некоторые специалисты объявили фотографии подделкой. Но пока шли споры о подлинности фотоснимков, появилось видео полета. Уже 11 января опытный образец китайского истребителя пятого поколения J-20 выполнил первый полет на аэродроме Чэндунского научно-исследовательского авиастроительного института (CADI) и авиазавода № 132.

Пилот Ли Ган (Li Gang) поднял машину в 12.50 по пекинскому времени и провел в воздухе 18 минут. С выпущенным шасси он сделал несколько кругов над аэродромом и успешно выполнил посадку. Самолет сопровождали несколько истребителей J-10, с которых велась видеосъемка. Сообщалось, что полет прошел в соответствии с планом.

Официальный Пекин не только не трубит о новом достижении своего авиапрома, он вообще молчит. Примечательно, что государственное информационное агентство «Синьхуа» информационный материал, содержащий мнение летчика-испытателя о полете, перепечатало из газеты «Вечерние новости Ченду», которая, в свою очередь, взяла его с одного из интернет-форумов. Такая вот многоступенчатая система дозированной подачи информации.

В распоряжении экспертного сообщества для оценки китайского проекта истребителя пятого поколения имеются лишь фотоснимки и видео. Но для специалистов и это немало. Во многом мнения экспертов из разных стран совпадают, и можно получить достаточно объективное представление о J-20.

Планер китайского истребителя выполнен по аэродинамической схеме «утка». Это моноплан с высокорасположенным дельтавидным (треугольным) крылом большой площади, с передним горизонтальным оперением. Два полностью поворотных вертикальных киля имеют большой угол развала от продольной оси. Носовая часть с беспереплетным фонарем кабины очень напоминает американский F-22. Зато задняя часть очень напоминает российские проекты МиГ 1.44/1.42. Створки шасси экспертами охарактеризованы как «неуклюжие».

Многие эксперты считают, что самолет получился слишком длинный, «толстый» и перетяжеленный. Поэтому стоит сравнить его с другими машинами пятого поколения. Размах крыльев J-20 оценивается в 14 м, длина – 23–24 м (75 футов), взлетная масса – до 40 т, наиболее вероятная – 34–36 т.

Американский F-22 имеет массу 38 т, длину – 18,9 м, размах крыльев – 13,56 м.

Американский F-35А: максимальная взлетная масса – 31,8 т, длина – 15,7 м, размах крыльев – 10,7 м.

Российский прототип Т-50: максимальная взлетная масса 35,48 т, длина – 20 м, размах крыльев – 14 м.

Российский опытно-испытательный прототип МиГ 1.44: максимальная взлетная масса – 35 т, длина – 21,7 м, размах крыльев – 16,3 м.

Как видим, по массе J-20 вполне сопоставим с российскими образцами и F-22. Это же касается размаха крыльев. По длине близок к МиГ 1.44 и на 15–20% длиннее остальных. Следовательно, он также предназначен для дальних полетов, в отличие от «локального» F-35A.

Самой большой проблемой китайского авиапрома считается двигателестроение. Мало скопировать двигатель. Надо обладать рядом ключевых технологий, обеспечивающих его длительный рабочий ресурс и надежность. Поэтому особое внимание эксперты уделили силовой установке J-20.

ДВИГАТЕЛИ

Председатель КНР Ху Цзиньтао прибыл 6 января в Институт оборудования ВВС НОАК и от имени руководства Центральной военной комиссии ЦК КПК вручил медаль и диплом главному инженеру института Ган Сяохуа. Главный инженер четыре раза награждался премиями в области научно-технического прогресса, имеет пять патентов, признавался победителем в национальной номинации «Лучший представитель научно-технического прогресса». Вот уже 26 лет он руководит работами в ключевых областях технологий двигателестроения. Очередную награду Ган Сяохуа получил за руководство работами по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ) WS-10G FADEC (Full Authority Digital Engine Control – полностью цифровая система управления двигателем) для истребителя нового поколения J-20.

Таким способом информационное агентство «Синьхуа» мягко подсказало, что передовой китайский самолет оснащен передовыми китайскими двигателями. Однако мнения экспертов разошлись. Многие уверенно заявили, что двигатели J-20 – российские АЛ-41Ф1С (изделие 117С), какие устанавливаются на самолетах Су-35С. Различают их по цвету пластин сопла. У российского двигателя они светлые – «серебристые», а у китайского – темные. На видеозаписи первого полета J-20 видно, что пластины темные. Значит, двигатели китайские WS-10G. Но у экземпляра с бортовым номером 2001, который выкатили в конце декабря, пластины светлые. Это означает, что существуют как минимум два готовых прототипа с двумя разными двигателями, один из которых российский.

Модернизированный WS-10G «Тайхан» позиционируется как «двигатель первого этапа» с тягой на форсаже 14 500 кг (по другим данным, 15 000 кг). На «втором этапе» серийные машины будут оснащаться двигателями WS-15 с тягой 16 300 кг. А в дальнейшем их мощность должна возрасти до 18 300 кг. Этот двигатель разрабатывается уже несколько лет и по плану должен поступить в производство к 2020 году.

Обычный WS-10 развивает на форсаже тягу 13 200 кг. Однако ряд специалистов рассматривает его как экспериментальный и не отличающийся надежностью. Это же относится и к его модернизированному варианту WS-10G. Сомнение вызывает и декларируемая тяга.

Во всяком случае неспроста китайская делегация вела на МПП «Салют» переговоры о покупке двигателей АЛ-31ФН (изделие 39) серия 3, отличающихся длительным ресурсом. И предлагала свое участие в испытаниях и доводке нового двигателя АП-31ФМ2. Специалисты, исходя из тяги этих двигателей, пришли к выводу, что новый китайский истребитель проектировался под два двигателя тягой на режиме полный форсаж в 14 т. Так оно и оказалось.

Специалисты однозначно утверждают, что на фотографии борта 2001 ясно видны двигатели АЛ-31ФН с максимальной тягой 13 500 кг. Однако воздухозаборники отличаются большими размерами. Они явно рассчитаны под более крупный двигатель, которого пока у китайцев нет. Но они его наверняка конструируют. И, вполне возможно, поэтому закупают на 100 млн. долл. в год запчастей к двигателям АЛ-31Ф – лопаток, дисков турбин, труб и т.д. Некоторые детали вообще никогда не выходят из строя, но их приобретают. Да и количество запчастей такое, что хватило бы на многие годы вперед. Несложно понять, что эти детали используются при конструировании «национального» китайского авиадвигателя. Но пока дело идет туго, поэтому «второй этап» и распланирован на 10 лет, аж до 2020 года. Если продолжить говорить о воздухозаборниках, то, по мнению специалистов, основными режимами J-20 будут полеты с крейсерской дозвуковой скоростью. Пока у Китая нет двигателей с бесфорсажной тягой, обеспечивающей преодоление звукового барьера.

СУММА ТЕХНОЛОГИЙ

Самолеты XXI века изготавливаются с применением композитных материалов. Трудно сказать, сколько их пошло на J-20, но судя по вибрации, заметной на видеозаписи, он в основном сделан именно из них. Из композитов была изготовлена и носовая часть, которая ранее демонстрировалась на различных авиасалонах. В этом плане китайцы, похоже, не отстают от Европы и Северной Америки, а Россию, возможно, даже обгоняют. На нашем Т-50 в глаза бросается обилие заклепок.

Еще один сюрприз – беспереплетный фонарь кабины, как на F-22. Да и выполнен китайский аналог на тех же конструктивных началах и в той же геометрии. При этом цельнолитой фонарь явно изготовлен на серийном оборудовании. Не зря ежегодно добрый десяток китайских агентов обнаруживается среди инженеров аэрокосмической отрасли США. В России данная технология пока недоступна. Впрочем, пока трудно сказать, какова прочного цельного фонаря J-20, выдержит ли он сверхзвуковую скорость.

Аэродинамика самолета говорит о стремлении улучшить его летные характеристики на небольших сверхзвуковых скоростях, сделать маневренным и одновременно экономичным в полете. Эти качества наиболее органичны для дальнего истребителя-перехватчика, который в одиночку или в небольшой группе может перехватывать бомбардировщики, авиазаправщики, самолеты ДРЛО. Или использоваться как малозаметный бомбардировщик, в том числе для атаки далеко в океане по ударным авианосным группировкам.

Конструкторы явно хотели получить в самолете отсек вооружения максимальной вместимости. Возможно, этим и объясняется большая длина фюзеляжа. Если отсек один, то в нем может быть противокорабельная ракета большой дальности или управляемая авиационная бомба крупного калибра. Помимо этого, могут быть два боковых отсека для управляемых ракет «воздух–воздух».

Про бортовое электронное оборудование можно сказать лишь, что оно скорее всего перенесено с истребителя J-10B или ранее на нем испытывалось. Это прежде всего РЛС с АФАР Type 1475/KLJ5. Кроме того, в духе времени должна быть «стеклянная кабина» с круговым обзором и широкоугольной голографической системой отображения информации.

Суммируя мнения экспертов, можно сказать, что J-20 пока не дотягивает до уровня самолета пятого поколения. Его уровень может расцениваться лишь как 4+. На данном этапе это демонстратор технологий и испытательный летающий стенд.

Конструкторам удалось с помощью грамотного использования стелс-технологий добиться малозаметности. Это наибольшее, чего удалось достичь. Самолет способен развивать сверхзвуковую скорость, но не предназначен для длительных полетов на бесфорсажных режимах работы двигателей со скоростью выше звуковой. Имеющиеся двигатели не соответствуют уровню пятого поколения. Предполагается, что БРЭО, средства РЭБ, система бортового диагностирования и другие электронные компоненты перенесены с истребителя J-10. Нет данных, прямо или косвенно свидетельствующих, что Китай располагает высокоточным авиационным вооружением нового поколения.

Однако сам факт существования J-20 говорит о стремительном развитии китайского авиапрома, о наличии ряда современных технологий и о попытках перейти от копирования к самостоятельному конструированию, хотя бы и с использованием заемных компонентов и идей. Уже можно говорить о становлении собственных китайских конструкторских школ. 30 лет развития не прошли даром. Не будем забывать, что несколько лет назад многие сомневались в способности КНР выйти в космическое пространство, а теперь в планах Поднебесной база на Луне. Не удивляйтесь, если к 2020 году J-20 с полностью китайским двигателем окажется действительно соответствующим пятому поколению и пойдет в серийное производство.

Первый полет J-20 вызвал волну мнений о появлении рыночного конкурента, способного подорвать спрос на российский Т-50. Хотя пока еще нет ни одного покупателя на Т-50, как и сам этот самолет, подобно китайскому собрату, еще не обзавелся двигателем пятого поколения. И ждать его выхода в серию, по прогнозам, придется тоже до 2020 года. Если ничего не случится.

По большому счету истребитель пятого поколения, предназначенный для завоевания господства в воздухе, прорыва ПВО на ТВД и перехвата воздушных и морских армад, необходим лишь сверхдержавам и блоку НАТО. Если учесть, что Индия разрабатывает такой самолет в содружестве с Россией, покупателей ни на Т-50, ни на J-20 не остается. Даже если он будет стоить «каких-нибудь» 50–70 млн. долл. плюс наземное диагностическое оборудование, плюс тренажеры и обучение, плюс полмиллиона за самолето-вылет. И отдельно – высокоточное вооружение, без которого суперсамолет не имеет смысла.

Есть еще одна беда, которая в течение ближайших 10 лет способна на корню загубить саму идею пятого поколения – это самолеты шестого поколения. Концепция уже понятна – беспилотный ударно-разведывательный комплекс большой дальности и длительного полета. В роли пилота-оператора может выступать и пенсионер, и старшеклассник. Как показала практика, компьютерные игры-симуляторы позволяют при наличии некоторых способностей десятки тысяч людей превратить в классных виртуальных летчиков без обучения в летных училищах, медицинских комиссий и сотен часов налета.

На смену одинокому пилоту идет многоуровневая система из космических и воздушных средств разведки, связи и навигации; наземных и летающих комплексов автоматизированной обработки информации; беспилотных летательных аппаратов, несущих оружие и средства радиоэлектронной борьбы.

На тактическом уровне ударно-разведывательные БПЛА уже широко задействованы в Пакистане, Афганистане, Йемене и некоторых других горячих точках. США уже свертывают планы закупок F-22 и F-35. Более того, они уже готовы продать F-22 Японии и другим странам, хотя еще вчера на экспорт этого самолета был наложен строжайший запрет. Продать для защиты от китайского J-20.

nvo.ng.ru


Смотрите также