Общие сведения ЗАЗ-Таврия / Славута / Дана. Двигатель заз 1103


ЗАЗ-1103 «Славута»: Начальный уровень - Автоцентр.ua

На этой модели многие водители знакомятся с автомобильным миром. Одни, распробовав преимущества передвижения на «колесах», ее продают, пересаживаясь на авто более высокого класса. Другие не спешат с нею расставаться, считая «Славуту» незаменимой альтернативой общественному транспорту.

На этой модели многие водители знакомятся с автомобильным миром. Одни, распробовав преимущества передвижения на «колесах», ее продают, пересаживаясь на авто более высокого класса. Другие не спешат с нею расставаться, считая «Славуту» незаменимой альтернативой общественному транспорту.

Модель ЗАЗ-1103 «Славута» с практичным кузовом лифтбек – третья в семействе переднеприводных авто Запорожского автомобильного завода «Коммунар». Первым был 3-дверный хэтчбек «Таврия», ставший в Украине очень популярным (производился почти 20 лет), а вторым – универсал «Дана». Он не пользовался особым спросом, поэтому спустя 4 года после начала производства его выпуск был прекращен. Сегодня «Славута» – единственная модель собственной разработки завода, оставшаяся в его производственной линейке. Ее можно купить как новую в автосалоне, так и подержанную. В любом случае интересно выяснить, что же представляет собой этот самый доступный новый автомобиль украинского рынка.

ЗАЗ-1103 «Славута» c 1999 г. от $2 100 до $4 900Цены по данным каталога «Автобазар»

Выбирайте металлик!

Машины первых годов выпуска окрашивались обычной акриловой автоэмалью, а приблизительно с 2004-го «Славуту» начали «задувать» металликом. Последний вариант предпочтительнее – такие краски благодаря двухслойному покрытию (базовая основа и лак) более стойкие, а «акрил» – больше подвержен «рыжей» болезни. Хотя в любом случае даже новый автомобиль рекомендуется дополнительно обработать антикоррозионными материалами. Если этого не сделать, кузов начнет ржаветь.

Передняя оптика не отличается износостойкостью – через 3-4 года рассеиватель фар мутнеет и качество освещения ухудшается. В ходе эксплуатации желательно смазывать дверные петли, в противном случае спустя некоторое время они начинают неприятно скрипеть. Моторчик отопителя, размещенный под капотом у лобового стекла, не защищен фильтром, из-за чего осенью туда набиваются листья, которые засасываются в салон, а также становятся источником неприятного шуршания. Нужно снять моторчик отопителя. Аккумулятор установлен в моторном отсеке низко, поэтому подвержен попаданию влаги, вследствие чего окисляются клеммы.

«Славута» предлагалась в двух комплектациях: S – «Стандарт» и L – «Люкс». Редко встречаются даже версии с электростеклоподъемниками. Правда, эти средства повышенного комфорта иногда отказывали.

Салон небольшой, особенно сзади (см. фото). Со временем крепление пластиковых деталей интерьера разбалтывается и они начинают скрипеть. С возрастом появляется также скрип в подушках передних кресел. Есть замечание и к эргономике переднего стеклоочистителя – у него нет прерывистого режима работы.

Для города и глубинки

Силовые агрегаты «Славута» аналогичны тем, которые применялись на «Таврии». Экземпляры первых годов выпуска комплектовались карбюраторными моторами объемом 1,1, 1,2 и 1,3 л. С начала 2003-го стали изготавливать версии с моторами 1,2 и 1,3 л, оснащенными системой распределенного впрыска топлива.

Самый скромный по объему двигатель 1,1 л отличается наименьшим моторесурсом – 80–90 тыс. км, после чего приходится делать капремонт. Все остальные агрегаты способны выходить 130–150 тыс. км.

У каждого из типов систем питания есть свои слабые места. У карбюраторных версий в жару от перегрева может отказать топливный насос. Остыв, он снова начинает работать. При эксплуатации данных версий нужно возить с собой датчик Холла, катушку зажигания и коммутатор – они не отличаются надежностью и неожиданно могут создать проблему. Впрочем, карбюраторные версии, оснащенные вазовским Solex, проще в обслуживании, чем инжекторные – их смогут отремонтировать и настроить даже в сельской глубинке.

Слабое место модификаций с распределенным впрыском топлива – регулятор холостого хода: его приходится регулярно (каждые 10–20 тыс. км) чистить, так как на «игле» скапливается грязь. Электрический топливный насос не любит езды с небольшим количеством горючего в баке – может выйти из строя. А еще он отличается довольно шумной работой. Кстати, мотористы рекомендуют автовладельцам машин, двигатели которых оснащены недорогим газобаллонным оборудованием (без газовых форсунок), обязательно соблюдать важное правило – из 1 тыс. км 700 км ехать на газе, а 300 – на бензине. Если этого не делать, топливная система приходит в негодность: коксуются форсунки, насос и пр.

Во всех агрегатах нередко теряет герметичность прокладка клапанной крышки. Отмечены выходы из строя термостатов.

ГРМ всех моторов оснащен ремнем, который необходимо менять каждые 60 тыс. км вместе с натяжным роликом. В это же время требуется заменить ремень генератора. Все двигатели каждые 10 тыс. км нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.

Только «механика»

Все «Славуты» оснащались 5-ступенчатыми механическими коробками передач. В целом данные агрегаты зарекомендовали себя как достаточно надежные, и их ресурс часто оказывается даже выше, чем у двигателей. Кстати, эта же КП применяется и на Daewoo Sens, им присущи одинаковые «косяки» – затрудненное включение первой и второй передач. В ходе эксплуатации ситуация исправляется. Еще одна особенность – громкая работа КП. Нередко «потеет» маслом сальник кулисы, хотя к серьезным утечкам смазки это не приводит. Масло рекомендуется менять каждые 50 тыс. км.

Сцепление оснащено механическим приводом. Трос сцепления – слабое звено: нередко рвется. Поэтому рекомендуется иметь еще один в запасе.

Благодаря заметной ступеньке крышки багажника «Славуту» можно спутать с седаном, хотя на самом деле она имеет практичный кузов лифтбек (заднее стекло открывается с крышкой 5-й двери).

Кузов «Славуты» не отличается хорошей коррозионной стойкостью. При покупке нового автомобиля дилеры советуют обязательно провести дополнительную антикоррозионную обработку.

Среди экземпляров последних годов выпуска чаще встречаются автомобили, оснащенные инжекторными моторами 1,2 и 1,3 л.

По сравнению с «Таврией» багажник «Славуты» в «походном» состоянии увеличился на 50 л, а с разложенными сиденьями – на 110 л (!) Удобство повышает и небольшой погрузочный порог.

«Хитрые» тормоза

Тормозная система снабжена передними дисковыми и задними барабанными механизмами. Передние тормоза – оригинальной зазовской разработки с закрытым тормозным диском. Как показало время, данный механизм оказался не совсем удачным: слабое место – тормозные диски, которые в ходе эксплуатации часто деформируются – могут прийти в негодность спустя 20 тыс. км. Не отличается надежностью и главный тормозной цилиндр – после 40 тыс. км возможна потеря герметичности. Жалуются владельцы и на не совсем эффективный «ручник» – трос быстро растягивается. Спустя три года желательно проконтролировать состояние тормозных шлангов: они могут потрескаться. При необходимости нужно поменять тормозные шланги на ЗАЗ Славута.

Реечное рулевое управление долго не выдерживает – после 50–60 тыс. км появляется ощутимый люфт, связанный с износом пары шестерня/рейка. В среднем такой же срок службы у рулевых наконечников. К счастью, данный узел не очень дорогой – оригинальный рулевой механизм стоит около 500 грн., поэтому его проще заменить, чем отремонтировать. Ходовая жестковата, но энергоемкая. Впереди применяется независимая конструкция типа McPherson, а сзади – полузависимая балка. Стабилизатор поперечной устойчивости отсутствует, поэтому при резких маневрах автомобиль ощутимо кренится.

Слабое место подвески – шаровые опоры и задние ступичные подшипники, которые на наших дорогах служат 30–40 тыс. км. Передние подшипники ходят дольше – 50–60 тыс. км. Еще надежнее сайлент-блоки передних рычагов: их ресурс – 100–150 тыс. км, а «резинки» задней балки вообще считаются «неубиваемыми».

Будь независимым!

Основная проблема «Славуты», как, впрочем, и других моделей производства СНГ, – невысокое качество комплектующих, что обуславливает небольшой ресурс деталей и узлов. Отчасти это компенсируется их невысокой стоимостью. Впрочем, при желании можно установить более дорогие импортные аналоги, отличающиеся долговечностью.

«Славута» – неприхотливый и недорогой автомобиль, предоставляющий возможность людям с небольшими доходами иметь личное транспортное средство и не зависеть от расписания и маршрутов общественного транспорта.

История ЗАЗ-1103 «Славута»

06.95 На «ЗАЗе» завершена разработка 5-дверного лифтбека. 03.99 Начато серийное производство ЗАЗ-1103 «Славута».01.00 Начало выпуска модификации с карбюраторным мотором 1,2 л (58 л. с.). Расширен список дополнительного оборудования. 06.01 Запущена в производство модификация с карбюраторным двигателем 1,3 л (63 л. с.). 12.02 Выпуск топовой версии с впрысковым мотором 1,3 л (66 л. с.). 08.10 Производство «Славута» продолжается и ныне.

Резюме

Плюсы

Минусы

  • Доступная стоимость авто, обслуживания и запчастей
  • Возможность покупки нового и б/у экземпляров
  • Большой багажник с низким погрузочным порогом
  • Высокая ремонтопригодность
  • Большой ресурс КП
  • Долговечные сайлент-блоки подвесок
  • Мутнеет передняя оптика
  • Тесный салон, скрип пластиковой обшивки
  • Выход из строя моторчика омывателя, крана отопителя
  • Малый ресурс мотора 1,1 л, рулевого механизма
  • Течь главного тормозного цилиндра
  • Отказ топливн. насоса, датчика Холла, катушки зажигания, коммутатора (карб.)
  • Обрыв тросов сцепления, открытия капота
  • Недолговечные шаровые опоры и задние ступичные подшипники
  • Деформация тормозных дисков
Цены на новые ориг. запчасти, грн.

Передн./задн. торм. колодки

60/96

Воздушный фильтр

36

Топливный фильтр (инж.)

112

Масляный фильтр

24

Подшипник передн./задн.

76/70

Шаровая опора

65

Сайлент-блок переднего рычага

16

Передний рычаг в сборе

70

Рулевая тяга

140

Рулевой наконечник

51

Сцепление, комплект

440

Помпа

203

Ремень ГРМ

50

Натяжной ролик ГРМ

91

ЗАЗ-1103 «Славута»

От $2,1 тыс. до $4,9 тыс.

Общие данные

Тип кузова

лифтбек

Дверей/мест

5/5

Габариты, Д/Ш/В, мм

3980/1578/1425

База, мм

2320

Масса снаряженная, кг

790

Объем багажника, л 

300/740

Объем бака, л

38

Двигатели

Бензиновый 4-цилиндр. карб:

1,1 л  (51 л. с.), 1,2 л  (58 л. с.), 1,3 л  (63 л. с.)

4-цилиндр. распр. впр.:

1,2 л (62 л. с.), 1,3 л  (66 л. с.)

Трансмиссия

Тип привода

передний

КП

 5-ст. мех.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

 диск./бараб.

Подвеска передняя/задняя

независ./полузавис.

Шины

155/70 R13

Альтернатива

ВАЗ-2107 с 1982 г.

«Семерка» – автомобильный долгожитель (производится 28 лет). Несмотря на устаревшую конструкцию, ее простота обеспечила модели неплохие надежность и выносливость. Благодаря этим качествам машина все еще остается востребованной. По сравнению со «Славутой» отличается лучшей плавностью хода, более просторным салоном и большей грузоподъемностью. Но «семерка» менее практична – задние сиденья нетрансформируемые, объем багажника увеличить нельзя, а погрузочный борт намного выше.

от $1,3 тыс. до $6,6 тыс.
Тип кузова 4-дв. седан
Габариты, Д/Ш/В, мм 4145/1620/1446
База, мм 2424
Двигатели 4-цилиндр. 3 бенз.: 1,3 л (69 л. с.), 1,5 л (71 л. с., 74 л. с.)

АЗЛК 2141 «Москвич» 1986–2002 г. в.

«Москвич-2141» – это уже история, причем российской марки, которой ныне уже не существует. Последний автомобиль выпустили в 2001 году – в октябре главный конвейер завода АЗЛК в России остановили навсегда. Пока еще были комплектующие, данную модель продолжали собирать в Киеве на 5-м авторемонтном заводе. Как и «Славута», 2141 – переднеприводная модель. «Москвич» просторнее, отличается лучшей грузоподъемностью, а его двигатели – более мощные. Однако качество сборки и многих деталей ниже.

от $1,2 тыс. до $3,5 тыс.
Тип кузова 5-дв. хэтчбек
Габариты, Д/Ш/В, мм 4350/1690/1400
База, мм 2580
Двигатели 4-цилиндр. 4 бенз.: 1,5 л (72 л. с.), 1,6 л (75 л. с.), 1,7 л (85 л. с.), 1,8 л (80 л. с.), 2,0 л (115 л. с.)

Юлий Максимчук Фото Сергея Кузьмича

www.autocentre.ua

ЗАЗ 1103: Неплохо для начала

Пятидверный хэтчбек на базе «Таврии» продолжил советскую традицию давать машинам «географические» имена*. Но сама «Славута» изменила представления потребителя о том, каким должен быть дешевый массовый автомобиль. Для многих соотечественников именно эта машина стала первой.

Пятидверный хэтчбек на базе «Таврии» продолжил советскую традицию давать машинам «географические» имена*. Но сама «Славута» изменила представления потребителя о том, каким должен быть дешевый массовый автомобиль. Для многих соотечественников именно эта машина стала первой.

В конце прошлого столетия Украина начала выходить из кризиса. Новое время потребовало и новых «колес» – ВАЗы тогда были дорогими, а родная «Таврия» с ее тремя дверями и репутацией «Запорожца» оказалась недостаточно солидной. И недавно подружившийся с Daewoo Motors Запорожский автозавод вывел на рынок свое первое постсоветское детище – хэтчбек ЗАЗ-1103 «Славута». Популярности модели посодействовала и развитая сервисная сеть.

Этот автомобиль начали покупать как «частники», так и мелкие корпоративные клиенты – вплоть до таксомоторных компаний. Многие подержанные «Славуты», предлагаемые на вторичном рынке, были первой машиной в семье, члены которой, оценив преимущества «автомобилизации», через пару лет решили сменить свой ЗАЗ на более престижную модель. И это скорее плюс, чем минус: как правило, такие машины эксплуатировались на городских асфальтированных дорогах и обслуживались на фирменных СТО. Естественно, послуживших в такси «Славут» следует опасаться: отличить их можно по следам крепления раций и мощных антенн, остаткам наклеек, а также по газобаллонному оборудованию.

Найди 300 отличий

Отличий «Славуты» от «Таврии», выпускавшейся к тому времени уже 12 лет, долго искать не приходится. И главным из них был даже не багажник (+40 л объема), «пристроенный» сзади и, соответственно, «прирост» в длину (+270 мм). Самое существенное – то, что новая модель (впрочем, как и обновленная «Таврия») стала радикально качественнее. Вместе с новыми совладельцами – компанией Daewoo Motors – заводчане провели ревизию технологического процесса и отфильтровали поставщиков комплектующих. В итоге около 40% деталей нашли в дальнем зарубежье.

Кузов, потяжелев по сравнению с хэтчбеком на 40 кг, обеспечил лучшую развесовку (в снаряженном состоянии на заднюю ось приходится уже не 40, а 45% веса). Двигатель МеМЗ протестирован инжиниринговым подразделением фирмы Porsche и признан достойным «серийной жизни». Благодаря всем этим мерам «Славута» получилась надежной и достаточно долговечной.

В салоне машины удобнее передним седокам – обзор хороший, места достаточно, особенно для ног. Сзади откровенно тесновато, а вот багажник просто огромный для машины такого класса. Сложив сиденье, можно увеличить его объем (300 л) в два с половиной раза (до 740 л), к тому же погрузочная высота невелика (760 мм). Заводская защита кузова достаточно прочна, а лакокрасочное покрытие всех ЗАЗов (после 1998 г. в.) выше всяких похвал, поэтому о коррозии говорить еще рано.

«Люксовые» комбинации

ЗАЗ-1103 выпускались в комплектациях «стандарт» и «люкс». В тех или иных комбинациях «люксы» снабжались такими опциями как магнитола с задними динамиками, центральный замок, окрашенные в цвет кузова зеркала и молдинги, электростеклоподъемники спереди, спойлер с дополнительным стоп-сигналом и «богатая» панель приборов с большим числом «информаторов». Все машины комплектовались вакуумным усилителем тормозов и обогревателем заднего стекла. Из указанного дополнительного оборудования слабым местом можно считать электрические стеклоподъемники, которые нередко выходят из строя. Другая досадная «болячка» – частые отказы насоса стеклоомывателя.

Покрашенные «металликом» кузова подержанных «Славут» более предпочтительны. Во-первых, на них труднее замаскировать следы аварии, а во-вторых, если приглянувшийся автомобиль эксплуатировался в большом городе, двухслойное покрытие (с лаком) обеспечивало лучшую защиту от соляных растворов.

Сердечко так стучит…

Все моторы, которыми комплектовались «Славуты», спроектированы на базе «таврийского» МеМЗ-245, поэтому запчасти к ним, в основном, одинаковые. Но большинство «Славут» еще не дожили до первого капремонта, который обычно требуется не раньше, чем после 125 – 150 тыс. км пробега. Кстати, завод называет цифру 100 тыс. км пробега для моторов 1,2 л и 130 тыс. км – для 1,3-литровых агрегатов. Но встречаются «Славуты» с пробегом свыше 200 тыс. км без капремонта двигателя, в том числе работающие в такси.

1,1-литровый моторчик кажется слабоватым при загруженной машине, поэтому его приходится «крутить» больше других. По той же причине и ресурс его скромен – около 100 тыс. Применяли такие агрегаты только в первый год выпуска. 1,3-литровый мотор, напротив, достаточно динамичен, что провоцирует водителя «позажигать», но при этом потребляет больше топлива. Чтобы добиться экономичной работы, необходима тщательная настройка карбюратора. Кроме того, этот прибор питания типа Solex (независимо от объема двигателя) требует регулярной чистки.

Многоточечный впрыск на 1,3-литровом моторе динамику существенно не улучшает, но обеспечивает более устойчивую работу на холостом ходу и на переходных режимах. По надежности он не хуже своих карбюраторных собратьев, но удорожает машину. Его особенность – необходимость регулярной (10 – 20 тыс. км) чистки клапана регулятора холостого хода. При покупке подержанной машины с «инжектором» полезно заехать на СТО и прочитать фискальную память электронного блока управления «Микас» – в ней хранятся данные о реальном пробеге автомобиля и работе двигателя в нештатных режимах – при перегреве, горящей лампочке Check engine.

«Золотая середина» – это, пожалуй, наиболее распространенный силовой агрегат объемом 1,2 л. Для продления срока службы моторов специалисты советуют неукоснительно соблюдать сроки ТО и применять качественное масло. В старые моторы не рекомендуется лить «синтетику» – и смысла нет, и через подызносившиеся сальники с прокладками она скорее просочится. Как и все современные моторы, движки МеМЗ не любят, когда в их радиатор льют воду – тогда ускоренно корродирует головка блока цилиндров, да и жизнь помпы сокращается. Коричнево-рыжий налет на стенках расширительного бачка выдаст такого «рачительного» хозяина.

Выбора нет

Трансмиссия у всех «Славут» одинаковая, разница только в передаточных числах ступеней. Коробки передач никаких серьезных нареканий не вызывают, хотя поначалу включение первых двух передач затруднено. После обкатки проблема отступает, но не всегда «на все сто». Безотказны ШРУСы (немецкого производства), способные «пережить» двигатель. Диск сцепления при сдержанном стиле езды в среднем служит 40 – 50 тыс. км.

Ходовая часть «Славут» (спереди McPherson, сзади – работающая на кручение балка с пружинами) достаточно прочная для своего класса. Ресурс ступичных подшипников – порядка 80 тыс. км. Шаровые опоры на заводе ставили как корейские, так и отечественные. Срок службы и тех и других при городской езде – около 40 тыс. км; меняются они отдельно от рычагов. Родные амортизаторы служат от 30 тыс. км (на плохих дорогах и при энергичном драйве) до 50 тыс. км (размеренный стиль). Существуют также более долговечные отечественные и зарубежные аналоги.

Проблемы решаемы

Руль «Славуты» легкий и достаточно острый, но отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости вызывает крены при скоростном маневрировании. Рулевую рейку «таврийского» семейства можно регулировать, устраняя люфт в зацеплении. Кроме того, узел чувствителен к состоянию пыльников – если они порваны, изнашиваются не только сменные втулки, но и сама рейка, а это уже требует ее замены. Кстати, угол выворота колес при развороте многие считают недостаточным.

Проблема ЗАЗов в период 1999 – 2003 гг. – передние тормозные диски, вызывающие вибрацию при торможении. В середине 2003 года завод начал комплектовать машины тормозными механизмами измененной конструкции – с шестью крепежными отверстиями диска вместо трех, что исключало его деформацию. Главный тормозной цилиндр обычно отказывает первым в тормозной системе, и при покупке нового рекомендуется выбрать оригинальное изделие.

Купуй українське?

Мнение большинства тех, кто ездил или ездит на «Славуте»: она стоит своих денег и годится на роль разъездного или семейного автомобиля. Причем как в мегаполисе, так и в небольшом городе. Малочисленные недостатки обусловлены классом автомобиля и его ценой. Подобрать хороший экземпляр нетрудно – машина вплотную приблизилась к почетному званию «народной».

*Славута – древнерусское название Днепра

 Личный опыт  

Сергей, 32 годаЭксплуатирует машину 2,5 года, ЗАЗ-1103 1,3 л карб. (63 л. с.), пробег – 120 тыс. км, возраст – 2,5 года

До этого у меня были старые «Жигули» – машина другого класса, более комфортабельная и вместительная. Но в условиях постоянных городских поездок автомобиль все время ломался, и я решил купить что-нибудь поновее. «Славута» – совсем другое дело. Да, она не такая тихая, и в ней теснее, особенно на заднем сиденье, но если ехать недалеко, пара человек там всегда поместится. Зато машина не ломается! Я езжу много и агрессивно, поэтому часто меняю амортизаторы – каждые 30 тыс. км. Динамика с моим мотором не просто хорошая, а замечательная. И рулится «Слава» лучше, чем «классика». На фирменную СТО обращался для замены тормозных дисков и амортизаторов, и скажу: сервис неплохой. В то же время, однажды столкнулся с тем, что в глубинке специалисты эту машину пока знают мало, и хорошего мастера для регулировки системы питания пришлось поискать.

 Личный опыт  

Наталья, 27 летЭксплуатирует машину 1,5 года, ЗАЗ-1103 1,2 л (58 л. с.), пробег – 25 тыс. км, возраст – 1,5 года

Живем с мужем в пригороде. «Славуту» купили, чтобы вместе ездить в Киев на работу – надоело каждое утро мучиться в маршрутках. Конечно, машина простовата, но в ней есть все, что необходимо для движения в общем потоке транспорта в любую погоду. До сих пор ничего серьезно не ремонтировали. Правда, в первое время досаждали отказами разного рода мелочи – омыватель стекла, стеклоподъемник и какой-то датчик под капотом. Поначалу с трудом переключались передачи, но потом что-то притерлось и стало легче. Недавно купили более комфортабельную Daewoo Aveo с кондиционером, но «Славуту» не продаем – пользуемся, когда мне и мужу нужно ехать в разные стороны. Даже на фоне новой иномарки она нас вполне устраивает.

 До и после…

Предшественником «Славуты» можно считать трехдверный хэтчбек – «Таврию», запущенную в производство в 1987 году. Конструкция отвечала всем требованиям своего времени. Машина комплектовалась только 1,1-литровым двигателем и отличалась скромным оснащением. В 1991 году она пережила легкий рестайлинг – крылья получили отбортовку, фары «выдвинулись» из ниш в передней облицовке.

С 1993 года качество машин и объемы выпуска катастрофически снизились. Вскоре производство было заморожено до 1998 года, когда модель возродилась под именем «Таврия Нова». Завод обеспечил высокое качество изготовления узлов и сборки, несколько уровней комплектации. Параллельно со «Славутой» на «Таврию» начали устанавливать новые двигатели объемом 1,2 и 1,3 л, в том числе с инжектором. Грузопассажирская версия с выпуклой задней дверью – для увеличения объема багажника – оснащается мотором 1,2 л.

В 1994 – 97 гг. серийно выпускалась первая пятидверная модификация «Таврии» – ЗАЗ-1105 «Дана». Машина с кузовом «универсал» была длиннее ЗАЗ-1102 на 120 мм и комплектовалась теми же карбюраторными двигателями, что и «Таврия»: МеМЗ объемом 1,1 и 1,2 литра и 1,3-литровым от «вазовской» «восьмерки». Именно у «Даны» «Славута» впоследствии позаимствовала некоторые детали. Объемы выпуска этой модели были невелики. Поскольку годы выпуска «Даны» совпали с периодом кризиса на «зазе», большинство экземпляров отличалось низким качеством, из-за чего модель особой популярностью не пользуется.

Минувшей осенью «ЗАЗ» объявил, что «Таврия» будет заменена на конвейере совершенно иной моделью примерно через 3 – 4 года.

 История

06.95 На «ЗАЗе» завершена разработка пятидверного лифтбека (проектное наименование «Славута»)11.98 Выпущена первая промышленная партия ЗАЗ-110303.99 Объявлено о начале серийного выпуска «Славуты»01.00 Начало выпуска модификации с карбюраторным мотором 1,2 л (58 л. с.). Расширен список дополнительного оборудования06.01 Начало производства модификации с карбюраторным мотором 1,3 л (63 л. с.) 12.02 Выпуск топовой версии с впрысковым мотором 1,3 л ( 66 л. с.)

 Цены на нов. ориг. запч., грн.
Передн. торм. колодки 26
Задн. торм. колодки 47
Воздушный фильтр 8
Топливный фильтр 3
Масляный фильтр 19
Подшипник передн./задн. ступицы 42/15
Амортизатор передн./задн. 109/71
Сцепление, комплект 179
Помпа 47
Радиатор 158
Шаровая опора 24
Рулевая рейка 139
Генератор 332
Стартер 240
Распредвал 82
Ремень ГРМ 23
Натяжители ремня 26
 ЗАЗ-1103 «Славута»
Общие данные
Тип кузова лифтбек
Дверей/мест 5/5
Габариты Д/Ш/В, мм 3980/1578/1425
База, мм 2320
Масса снаряженная, кг 790
Объем багажника, л 300/740
Объем бака, л 38
Трансмиссия
Тип привода передний
КПП 5-ст. механ.
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.: 1,1 л карб. (51 л. с.), 1,2 л карб. (58 л. с.), 1,3 карб. (63 л. с.), 1,3 л впрыск. (66 л. с.)
Ходовая часть
Тормоза передние/задние диск./бараб.
Подвеска передняя/задняя незав./полузав.
Шины 155/70 R13
Стоимость в Украине, $ от 2,8 тыс. до 4,3 тыс.

Альтернатива

ВАЗ-2107 с 1982 г.

Когда-то самая престижная тольяттинская модель стала долгожителем из-за надежности, прочности и простоты. По сравнению с запорожским изделием «Лада» более комфортабельная и представительная. Ее конструкция во многом устарела, однако машина неприхотлива к сервису и горюче-смазочным материалам, что неоценимо в периферийных регионах. Провинциалам нравится и плавность хода на неровностях. Салон в целом более просторный, хотя эргономика водительского места не так хороша, как в «Славуте». Багажник менее практичный, поскольку трансформации не предусмотрены, а задний борт высок (870 мм).

 ВАЗ-2107 с 1982 г.
Тип кузова 4-дв. седан
Габариты Д/Ш/В, мм 4145/1620/1446
База, мм 2424
Двигатель 4 цил. бензин 1,3 л (69 л. с.), 1,5 л карб. (71 л. с.), 1,6 карб. (74 л. с.)
Стоимость в Украине, $ 2,0 тыс. – 5,3 тыс.

Opel Kadett E 1984 – 91 г. в.

Главные преимущества этой иномарки – надежность и безотказность – уже утрачены. Трудно ожидать таких качеств от автомобиля 14 – 20 лет от роду, половину из которых он просуществовал за пределами благополучной Европы. Кузова Kadett, отличающиеся склонностью к коррозии, наверняка уже ремонтировались, причем часто – в полукустарных условиях. Однако остаются еще комфорт и вместительность. Кроме того, привлекателен огромный выбор двигателей, простых, ремонтопригодных и вполне обеспеченных запчастями – как новыми, так и б/у.

 Opel Kadett E 1984 – 91 г. в.
Тип кузова 3- и 5-дв. хэтчбек, 4-дв. седан, 5-дв. универсал, 2-дв. кабриолет
Габариты Д/Ш/В, мм 3998/1663/1395
База, мм 2520
Двигатели 4 цил. 9 бенз.: от 1,2 л (55 л. с.) до 2,0 л (150 л. с.)
2 диз.: 1,6 (55 л. с.) и 1,7 (57 л. с.)
Стоимость в Украине, $ от 2,1 тыс. до 3,9 тыс.

Peugeot 309 1986 – 93 г. в.

Надежная и практичная машина, по потребительским качествам очень похожая на «Славуту». Несложная она и конструктивно, однако найти знающих ее механиков нелегко. Еще одно следствие малой распространенности «пыжика» – слабая обеспеченность запчастями, как новыми, так и б/у. Так что один из главных плюсов – малая цена – может со временем обернуться хлопотами. Выбор двигателей широкий, а подвеска стойко воспринимает отечественные дороги. К тому же она обеспечивает отменную управляемость, позволяя получить удовольствие от езды.

 Peugeot 309 1986 – 93 г. в.
Тип кузова 3- и 5-дв. хэтчбек
Габариты Д/Ш/В, мм 4051/1628/1380
База, мм 2470
Двигатели 4-цил. 7 бензин: от 1,1 л (60 л. с.) до 1,9 л (157 л. с.)
2 диз.: 1,8 л (79 л. с.) и 1,9 л (64 л. с.)
Стоимость в Украине, $ от 1,7 тыс. до 3,0 тыс.

Игорь Широкун Фото Сергея Кузьмича

Редакция благодарит СТО КХРП корпорации «УкрАвто» за помощь в подготовке материала

www.autocentre.ua

ЗАЗ 1103: Неплохо для начала

Пятидверный хэтчбек на базе «Таврии» продолжил советскую традицию давать машинам «географические» имена*. Но сама «Славута» изменила представления потребителя о том, каким должен быть дешевый массовый автомобиль. Для многих соотечественников именно эта машина стала первой.

Пятидверный хэтчбек на базе «Таврии» продолжил советскую традицию давать машинам «географические» имена*. Но сама «Славута» изменила представления потребителя о том, каким должен быть дешевый массовый автомобиль. Для многих соотечественников именно эта машина стала первой.

В конце прошлого столетия Украина начала выходить из кризиса. Новое время потребовало и новых «колес» – ВАЗы тогда были дорогими, а родная «Таврия» с ее тремя дверями и репутацией «Запорожца» оказалась недостаточно солидной. И недавно подружившийся с Daewoo Motors Запорожский автозавод вывел на рынок свое первое постсоветское детище – хэтчбек ЗАЗ-1103 «Славута». Популярности модели посодействовала и развитая сервисная сеть.

Этот автомобиль начали покупать как «частники», так и мелкие корпоративные клиенты – вплоть до таксомоторных компаний. Многие подержанные «Славуты», предлагаемые на вторичном рынке, были первой машиной в семье, члены которой, оценив преимущества «автомобилизации», через пару лет решили сменить свой ЗАЗ на более престижную модель. И это скорее плюс, чем минус: как правило, такие машины эксплуатировались на городских асфальтированных дорогах и обслуживались на фирменных СТО. Естественно, послуживших в такси «Славут» следует опасаться: отличить их можно по следам крепления раций и мощных антенн, остаткам наклеек, а также по газобаллонному оборудованию.

Найди 300 отличий

Отличий «Славуты» от «Таврии», выпускавшейся к тому времени уже 12 лет, долго искать не приходится. И главным из них был даже не багажник (+40 л объема), «пристроенный» сзади и, соответственно, «прирост» в длину (+270 мм). Самое существенное – то, что новая модель (впрочем, как и обновленная «Таврия») стала радикально качественнее. Вместе с новыми совладельцами – компанией Daewoo Motors – заводчане провели ревизию технологического процесса и отфильтровали поставщиков комплектующих. В итоге около 40% деталей нашли в дальнем зарубежье.

Кузов, потяжелев по сравнению с хэтчбеком на 40 кг, обеспечил лучшую развесовку (в снаряженном состоянии на заднюю ось приходится уже не 40, а 45% веса). Двигатель МеМЗ протестирован инжиниринговым подразделением фирмы Porsche и признан достойным «серийной жизни». Благодаря всем этим мерам «Славута» получилась надежной и достаточно долговечной.

В салоне машины удобнее передним седокам – обзор хороший, места достаточно, особенно для ног. Сзади откровенно тесновато, а вот багажник просто огромный для машины такого класса. Сложив сиденье, можно увеличить его объем (300 л) в два с половиной раза (до 740 л), к тому же погрузочная высота невелика (760 мм). Заводская защита кузова достаточно прочна, а лакокрасочное покрытие всех ЗАЗов (после 1998 г. в.) выше всяких похвал, поэтому о коррозии говорить еще рано.

«Люксовые» комбинации

ЗАЗ-1103 выпускались в комплектациях «стандарт» и «люкс». В тех или иных комбинациях «люксы» снабжались такими опциями как магнитола с задними динамиками, центральный замок, окрашенные в цвет кузова зеркала и молдинги, электростеклоподъемники спереди, спойлер с дополнительным стоп-сигналом и «богатая» панель приборов с большим числом «информаторов». Все машины комплектовались вакуумным усилителем тормозов и обогревателем заднего стекла. Из указанного дополнительного оборудования слабым местом можно считать электрические стеклоподъемники, которые нередко выходят из строя. Другая досадная «болячка» – частые отказы насоса стеклоомывателя.

Покрашенные «металликом» кузова подержанных «Славут» более предпочтительны. Во-первых, на них труднее замаскировать следы аварии, а во-вторых, если приглянувшийся автомобиль эксплуатировался в большом городе, двухслойное покрытие (с лаком) обеспечивало лучшую защиту от соляных растворов.

Сердечко так стучит…

Все моторы, которыми комплектовались «Славуты», спроектированы на базе «таврийского» МеМЗ-245, поэтому запчасти к ним, в основном, одинаковые. Но большинство «Славут» еще не дожили до первого капремонта, который обычно требуется не раньше, чем после 125 – 150 тыс. км пробега. Кстати, завод называет цифру 100 тыс. км пробега для моторов 1,2 л и 130 тыс. км – для 1,3-литровых агрегатов. Но встречаются «Славуты» с пробегом свыше 200 тыс. км без капремонта двигателя, в том числе работающие в такси.

1,1-литровый моторчик кажется слабоватым при загруженной машине, поэтому его приходится «крутить» больше других. По той же причине и ресурс его скромен – около 100 тыс. Применяли такие агрегаты только в первый год выпуска. 1,3-литровый мотор, напротив, достаточно динамичен, что провоцирует водителя «позажигать», но при этом потребляет больше топлива. Чтобы добиться экономичной работы, необходима тщательная настройка карбюратора. Кроме того, этот прибор питания типа Solex (независимо от объема двигателя) требует регулярной чистки.

Многоточечный впрыск на 1,3-литровом моторе динамику существенно не улучшает, но обеспечивает более устойчивую работу на холостом ходу и на переходных режимах. По надежности он не хуже своих карбюраторных собратьев, но удорожает машину. Его особенность – необходимость регулярной (10 – 20 тыс. км) чистки клапана регулятора холостого хода. При покупке подержанной машины с «инжектором» полезно заехать на СТО и прочитать фискальную память электронного блока управления «Микас» – в ней хранятся данные о реальном пробеге автомобиля и работе двигателя в нештатных режимах – при перегреве, горящей лампочке Check engine.

«Золотая середина» – это, пожалуй, наиболее распространенный силовой агрегат объемом 1,2 л. Для продления срока службы моторов специалисты советуют неукоснительно соблюдать сроки ТО и применять качественное масло. В старые моторы не рекомендуется лить «синтетику» – и смысла нет, и через подызносившиеся сальники с прокладками она скорее просочится. Как и все современные моторы, движки МеМЗ не любят, когда в их радиатор льют воду – тогда ускоренно корродирует головка блока цилиндров, да и жизнь помпы сокращается. Коричнево-рыжий налет на стенках расширительного бачка выдаст такого «рачительного» хозяина.

Выбора нет

Трансмиссия у всех «Славут» одинаковая, разница только в передаточных числах ступеней. Коробки передач никаких серьезных нареканий не вызывают, хотя поначалу включение первых двух передач затруднено. После обкатки проблема отступает, но не всегда «на все сто». Безотказны ШРУСы (немецкого производства), способные «пережить» двигатель. Диск сцепления при сдержанном стиле езды в среднем служит 40 – 50 тыс. км.

Ходовая часть «Славут» (спереди McPherson, сзади – работающая на кручение балка с пружинами) достаточно прочная для своего класса. Ресурс ступичных подшипников – порядка 80 тыс. км. Шаровые опоры на заводе ставили как корейские, так и отечественные. Срок службы и тех и других при городской езде – около 40 тыс. км; меняются они отдельно от рычагов. Родные амортизаторы служат от 30 тыс. км (на плохих дорогах и при энергичном драйве) до 50 тыс. км (размеренный стиль). Существуют также более долговечные отечественные и зарубежные аналоги.

Проблемы решаемы

Руль «Славуты» легкий и достаточно острый, но отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости вызывает крены при скоростном маневрировании. Рулевую рейку «таврийского» семейства можно регулировать, устраняя люфт в зацеплении. Кроме того, узел чувствителен к состоянию пыльников – если они порваны, изнашиваются не только сменные втулки, но и сама рейка, а это уже требует ее замены. Кстати, угол выворота колес при развороте многие считают недостаточным.

Проблема ЗАЗов в период 1999 – 2003 гг. – передние тормозные диски, вызывающие вибрацию при торможении. В середине 2003 года завод начал комплектовать машины тормозными механизмами измененной конструкции – с шестью крепежными отверстиями диска вместо трех, что исключало его деформацию. Главный тормозной цилиндр обычно отказывает первым в тормозной системе, и при покупке нового рекомендуется выбрать оригинальное изделие.

Купуй українське?

Мнение большинства тех, кто ездил или ездит на «Славуте»: она стоит своих денег и годится на роль разъездного или семейного автомобиля. Причем как в мегаполисе, так и в небольшом городе. Малочисленные недостатки обусловлены классом автомобиля и его ценой. Подобрать хороший экземпляр нетрудно – машина вплотную приблизилась к почетному званию «народной».

*Славута – древнерусское название Днепра

 Личный опыт  

Сергей, 32 годаЭксплуатирует машину 2,5 года, ЗАЗ-1103 1,3 л карб. (63 л. с.), пробег – 120 тыс. км, возраст – 2,5 года

До этого у меня были старые «Жигули» – машина другого класса, более комфортабельная и вместительная. Но в условиях постоянных городских поездок автомобиль все время ломался, и я решил купить что-нибудь поновее. «Славута» – совсем другое дело. Да, она не такая тихая, и в ней теснее, особенно на заднем сиденье, но если ехать недалеко, пара человек там всегда поместится. Зато машина не ломается! Я езжу много и агрессивно, поэтому часто меняю амортизаторы – каждые 30 тыс. км. Динамика с моим мотором не просто хорошая, а замечательная. И рулится «Слава» лучше, чем «классика». На фирменную СТО обращался для замены тормозных дисков и амортизаторов, и скажу: сервис неплохой. В то же время, однажды столкнулся с тем, что в глубинке специалисты эту машину пока знают мало, и хорошего мастера для регулировки системы питания пришлось поискать.

 Личный опыт  

Наталья, 27 летЭксплуатирует машину 1,5 года, ЗАЗ-1103 1,2 л (58 л. с.), пробег – 25 тыс. км, возраст – 1,5 года

Живем с мужем в пригороде. «Славуту» купили, чтобы вместе ездить в Киев на работу – надоело каждое утро мучиться в маршрутках. Конечно, машина простовата, но в ней есть все, что необходимо для движения в общем потоке транспорта в любую погоду. До сих пор ничего серьезно не ремонтировали. Правда, в первое время досаждали отказами разного рода мелочи – омыватель стекла, стеклоподъемник и какой-то датчик под капотом. Поначалу с трудом переключались передачи, но потом что-то притерлось и стало легче. Недавно купили более комфортабельную Daewoo Aveo с кондиционером, но «Славуту» не продаем – пользуемся, когда мне и мужу нужно ехать в разные стороны. Даже на фоне новой иномарки она нас вполне устраивает.

 До и после…

Предшественником «Славуты» можно считать трехдверный хэтчбек – «Таврию», запущенную в производство в 1987 году. Конструкция отвечала всем требованиям своего времени. Машина комплектовалась только 1,1-литровым двигателем и отличалась скромным оснащением. В 1991 году она пережила легкий рестайлинг – крылья получили отбортовку, фары «выдвинулись» из ниш в передней облицовке.

С 1993 года качество машин и объемы выпуска катастрофически снизились. Вскоре производство было заморожено до 1998 года, когда модель возродилась под именем «Таврия Нова». Завод обеспечил высокое качество изготовления узлов и сборки, несколько уровней комплектации. Параллельно со «Славутой» на «Таврию» начали устанавливать новые двигатели объемом 1,2 и 1,3 л, в том числе с инжектором. Грузопассажирская версия с выпуклой задней дверью – для увеличения объема багажника – оснащается мотором 1,2 л.

В 1994 – 97 гг. серийно выпускалась первая пятидверная модификация «Таврии» – ЗАЗ-1105 «Дана». Машина с кузовом «универсал» была длиннее ЗАЗ-1102 на 120 мм и комплектовалась теми же карбюраторными двигателями, что и «Таврия»: МеМЗ объемом 1,1 и 1,2 литра и 1,3-литровым от «вазовской» «восьмерки». Именно у «Даны» «Славута» впоследствии позаимствовала некоторые детали. Объемы выпуска этой модели были невелики. Поскольку годы выпуска «Даны» совпали с периодом кризиса на «зазе», большинство экземпляров отличалось низким качеством, из-за чего модель особой популярностью не пользуется.

Минувшей осенью «ЗАЗ» объявил, что «Таврия» будет заменена на конвейере совершенно иной моделью примерно через 3 – 4 года.

 История

06.95 На «ЗАЗе» завершена разработка пятидверного лифтбека (проектное наименование «Славута»)11.98 Выпущена первая промышленная партия ЗАЗ-110303.99 Объявлено о начале серийного выпуска «Славуты»01.00 Начало выпуска модификации с карбюраторным мотором 1,2 л (58 л. с.). Расширен список дополнительного оборудования06.01 Начало производства модификации с карбюраторным мотором 1,3 л (63 л. с.) 12.02 Выпуск топовой версии с впрысковым мотором 1,3 л ( 66 л. с.)

 Цены на нов. ориг. запч., грн.
Передн. торм. колодки 26
Задн. торм. колодки 47
Воздушный фильтр 8
Топливный фильтр 3
Масляный фильтр 19
Подшипник передн./задн. ступицы 42/15
Амортизатор передн./задн. 109/71
Сцепление, комплект 179
Помпа 47
Радиатор 158
Шаровая опора 24
Рулевая рейка 139
Генератор 332
Стартер 240
Распредвал 82
Ремень ГРМ 23
Натяжители ремня 26
 ЗАЗ-1103 «Славута»
Общие данные
Тип кузова лифтбек
Дверей/мест 5/5
Габариты Д/Ш/В, мм 3980/1578/1425
База, мм 2320
Масса снаряженная, кг 790
Объем багажника, л 300/740
Объем бака, л 38
Трансмиссия
Тип привода передний
КПП 5-ст. механ.
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.: 1,1 л карб. (51 л. с.), 1,2 л карб. (58 л. с.), 1,3 карб. (63 л. с.), 1,3 л впрыск. (66 л. с.)
Ходовая часть
Тормоза передние/задние диск./бараб.
Подвеска передняя/задняя незав./полузав.
Шины 155/70 R13
Стоимость в Украине, $ от 2,8 тыс. до 4,3 тыс.

Альтернатива

ВАЗ-2107 с 1982 г.

Когда-то самая престижная тольяттинская модель стала долгожителем из-за надежности, прочности и простоты. По сравнению с запорожским изделием «Лада» более комфортабельная и представительная. Ее конструкция во многом устарела, однако машина неприхотлива к сервису и горюче-смазочным материалам, что неоценимо в периферийных регионах. Провинциалам нравится и плавность хода на неровностях. Салон в целом более просторный, хотя эргономика водительского места не так хороша, как в «Славуте». Багажник менее практичный, поскольку трансформации не предусмотрены, а задний борт высок (870 мм).

 ВАЗ-2107 с 1982 г.
Тип кузова 4-дв. седан
Габариты Д/Ш/В, мм 4145/1620/1446
База, мм 2424
Двигатель 4 цил. бензин 1,3 л (69 л. с.), 1,5 л карб. (71 л. с.), 1,6 карб. (74 л. с.)
Стоимость в Украине, $ 2,0 тыс. – 5,3 тыс.

Opel Kadett E 1984 – 91 г. в.

Главные преимущества этой иномарки – надежность и безотказность – уже утрачены. Трудно ожидать таких качеств от автомобиля 14 – 20 лет от роду, половину из которых он просуществовал за пределами благополучной Европы. Кузова Kadett, отличающиеся склонностью к коррозии, наверняка уже ремонтировались, причем часто – в полукустарных условиях. Однако остаются еще комфорт и вместительность. Кроме того, привлекателен огромный выбор двигателей, простых, ремонтопригодных и вполне обеспеченных запчастями – как новыми, так и б/у.

 Opel Kadett E 1984 – 91 г. в.
Тип кузова 3- и 5-дв. хэтчбек, 4-дв. седан, 5-дв. универсал, 2-дв. кабриолет
Габариты Д/Ш/В, мм 3998/1663/1395
База, мм 2520
Двигатели 4 цил. 9 бенз.: от 1,2 л (55 л. с.) до 2,0 л (150 л. с.)
2 диз.: 1,6 (55 л. с.) и 1,7 (57 л. с.)
Стоимость в Украине, $ от 2,1 тыс. до 3,9 тыс.

Peugeot 309 1986 – 93 г. в.

Надежная и практичная машина, по потребительским качествам очень похожая на «Славуту». Несложная она и конструктивно, однако найти знающих ее механиков нелегко. Еще одно следствие малой распространенности «пыжика» – слабая обеспеченность запчастями, как новыми, так и б/у. Так что один из главных плюсов – малая цена – может со временем обернуться хлопотами. Выбор двигателей широкий, а подвеска стойко воспринимает отечественные дороги. К тому же она обеспечивает отменную управляемость, позволяя получить удовольствие от езды.

 Peugeot 309 1986 – 93 г. в.
Тип кузова 3- и 5-дв. хэтчбек
Габариты Д/Ш/В, мм 4051/1628/1380
База, мм 2470
Двигатели 4-цил. 7 бензин: от 1,1 л (60 л. с.) до 1,9 л (157 л. с.)
2 диз.: 1,8 л (79 л. с.) и 1,9 л (64 л. с.)
Стоимость в Украине, $ от 1,7 тыс. до 3,0 тыс.

Игорь Широкун Фото Сергея Кузьмича

Редакция благодарит СТО КХРП корпорации «УкрАвто» за помощь в подготовке материала

www.autocentre.ua

ЗАЗ Таврия, двигатель и его системы инструкция онлайн

Общие сведения

Продольный разрез двигателей МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011, МеМЗ-246:

  1. Головка блока цилиндров.
  2. Крышка головки блока цилиндров.
  3. Прокладка и крышка маслоотделителя.
  4. Прокладка и крышка маслоотделителя.
  5. Фланец карбюратора для крепления воздушного фильтра.
  6. Бензиновый насос.
  7. Распределительный вал.
  8. Ведущая шестерня привода датчика-распределителя.
  9. Кулачок привода бензинового насоса.
  10. Корпус привода датчика-распределителя и бензинового насоса.
  11. Отводящий патрубок.
  12. Блок цилиндров.
  13. Нажимной диск сцепления.
  14. Диск сцепления ведомый.
  15. Болты.
  16. Маховик.
  17. Манжеты.
  18. Держатель манжеты.
  19. Коленчатый вал.
  20. Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
  21. Упорные полукольца коренного подшипника коленчатого вала.
  22. Вкладыш среднего коренного подшипника.
  23. Пробка.
  24. Маслоприемник насоса.
  25. Вкладыш нижней головки шатуна.
  26. Масляный картер.
  27. Масляный насос.
  28. Манжеты.
  29. Шкив привода генератора.
  30. Ведущий шкив коленчатого вала.
  31. Гайка.
  32. Шпонка.
  33. Шатун с поршнем, поршневыми кольцами и пальцем.
  34. Натяжной ролик.
  35. Шкив привода распределительного вала.
  36. Манжеты.
  37. Стопорная шайба.
  38. Болты. 
  39. Внутренний и наружный кожухи плоскозубчатого ремня.
  40. Внутренний и наружный кожухи плоскозубчатого ремня.

Поперечный разрез двигателя МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011, МеМЗ-246:

I - карбюраторные двигатели МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011;

II - двигатель МеМЗ-246 с центральной системой впрыска топлива;

  1. Карбюратор.
  2. Крышка головки блока цилиндров.
  3. Крышка маслозаливной горловины.
  4. Прокладка крышки головки блока цилиндров.
  5. Головка блока цилиндров.
  6. Болт крепления головки цилиндров.
  7. Наконечник свечи.
  8. Датчик-распределитель.
  9. Свеча зажигания.
  10. Прокладка головки блока цилиндров.
  11. Маслоизмерительный щуп.
  12. Трубка подвода жидкости.
  13. Палец поршня.
  14. Поршень.
  15. Шатун.
  16. Трубка маслоизмерительного щупа.
  17. Коленчатый вал.
  18. Прокладка масляного картера.
  19. Маслосливная пробка.
  20. Масляный фильтр.
  21. Выпускной коллектор.
  22. Рым-планка.
  23. Впускной коллектор.
  24. Проставка фланца.
  25. Топливосборник.
  26. Прокладка фланца карбюратора.
  27. Корпус дроссельной заслонки.

Уровни масла: А - верхний, равный 3,45 л и Б нижний, равный 2,45 л.

Продольный разрез двигателя МеМЗ-3071:

  1. Головка блока цилиндров.
  2. Крышка головки цилиндров.
  3. Ресивер.
  4. Дроссельный патрубок.
  5. Высоковольтные провода.
  6. Модуль зажигания.
  7. Вал распределительный.
  8. Отводящий патрубок системы охлаждения.
  9. Клапан.
  10. Блок цилиндров.
  11. Поршень.
  12. Пробка системы охлаждения.
  13. Нажимной диск сцепления.
  14. Ведомый диск сцепления.
  15. Болты. Маховик.
  16. Болты. Маховик. 
  17. Манжеты.
  18. Держатель манжеты.
  19. Коленчатый вал.
  20. Вкладыши коренных подшипников.
  21. Упорные полукольца.
  22. Вкладыш среднего коренного подшипника.
  23. Маслосливная пробка.
  24. Маслолриемник насоса.
  25. Вкладыш нижней головки шатуна.
  26. Масляный картер.
  27. Масляный насос.
  28. Манжеты. 
  29. Шкив привода генератора.
  30. Ведущий шкив коленчатого вала.
  31. Гайка.
  32. Шпонка.
  33. Шатун.
  34. Натяжной ролик.
  35. Приводной плоскозубчатый ремень.
  36. Шкив привода распределительного вала.
  37. Манжеты. 
  38. Болты. Маховик. 
  39. Наружный и внутренний кожухи плоскозубчатого ремня.
  40. Наружный и внутренний кожухи плоскозубчатого ремня.

Поперечный разрез двигателя МеМЗ-3071:

  1. Датчик абсолютного давления и температуры воздуха.
  2. Крышка ресивера.
  3. Дроссельный патрубок.
  4. Трубка регулятора давления.
  5. Крышка головки блока цилиндров.
  6. Винт регулировочный клапана.
  7. Пробка заливной горловины.
  8. Пружина клапана.
  9. Прокладка крышки головки цилиндров.
  10. Коромысло.
  11. Головка цилиндров.
  12. Распределительный вал.
  13. Болт крепления головки блока цилиндров.
  14. Наконечник свечи зажигания.
  15. Свеча зажигания.
  16. Маслоизмерительный щуп.
  17. Клапан впускной.
  18. Прокладка головки блока цилиндров.
  19. Палец поршня.
  20. Поршень.
  21. Шатун.
  22. Коленчатый вал.
  23. Трубка маслоизмерительного стержня.
  24. Прокладка масляного картера.
  25. Масляный картер.
  26. Маслоприемник насоса.
  27. Кронштейн промежуточного рычага.
  28. Масляный фильтр.
  29. Выпускной коллектор.
  30. Форсунка.
  31. Трубка отвода картерных газов.
  32. Впускной коллектор.
  33. Рампа форсунок.
  34. Трубки охлаждения дроссельного патрубка.
  35. Датчик детонации.
  36. Ресивер.

Двигатели МеМЗ-245, МеМЗ-246, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011 и МеМЗ-3071 – четырехтактные бензиновые, четырехцилиндровые, с рядным расположением цилиндров.

Система смазки

Схема смазки двигателя:

krutilvertel.com

ЗАЗ-1103 Славута Википедия

ЗАЗ-1103 «Славута»

Общие данные

карбюраторные 1,1 л, 1,2 л, 1,3 л инжекторные 1,2 л, 1,3 л

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя 1306 мм
Колея передняя 1314 мм
Масса 790—850 кг

На рынке

Связанные ЗАЗ-1102 «Таврія»

ЗАЗ-1102 «Таврія Нова» ЗАЗ-11055 «Таврія Пікап»

Другое

Объём бака 39 л

ЗАЗ-1103 «Славу́та» (ZAZ-1103 Slavuta) — легковой переднеприводный автомобиль В-класса с кузовом типа лифтбек. Производился на Запорожском автостроительном заводе с 1999 по 2011 год[1].

История

В июле 1992 года главный конструктор «АвтоЗАЗ» О. Х. Папашев сообщил в интервью о том, что завод намерен начать серийное производство новых моделей ЗАЗ-1103 и ЗАЗ-1105. Серийное производство модели ЗАЗ-1103 с трёхобъёмным четырёхдверным кузовом типа «седан» было запланировано начать в 1998 году[2]. В декабре 1992 года была изготовлена первая опытная партия ЗАЗ-1103[3].

После начала сотрудничества Запорожского автомобилестроительного завода с Дэу Моторс в 1998 году корейская сторона провела ревизию технологического процесса, и, с целью улучшения качества автомобилей, пересмотрела список поставщиков комплектующих. Возобновилась работа над разработанной ещё в 1995 году[4] пятидверной модели с кузовом типа лифтбек, поскольку «Дана» с пятидверным кузовом универсал большим спросом не пользовалась и имела ряд технологических недостатков. Производство нового автомобиля, который получил заводской индекс ЗАЗ-1103, началось 17 марта 1999 года[5].

В январе 2000 «Славута» начала комплектоваться карбюраторными двигателями объёмом 1,2 л, а в июне 2001 объёмом 1,3 л. В декабре 2002 появилась самая дорогая версия комплектации с инжекторным мотором 1,3 л. В связи с ужесточением экологических норм с 1 июля 2006 года устанавливаются лишь двигатели с инжектором — объемом 1,2 и 1,3 л.

В январе 2011 года Запорожский автомобилестроительный завод прекратил выпуск модели ЗАЗ-1103 «Славута»[6][7].

За весь период производства было выпущено более 140 000 автомобилей, из них 130 000 были реализованы украинским покупателям официальным дистрибьютором «АвтоЗАЗ-сервис»[8].

Строение автомобиля

Кузов

Кузов ЗАЗ-1103 закрытый, цельнометаллический, несущего типа, так называемый лифтбек: автомобиль имеет 5 дверей, задняя дверь багажного отделения открывается вместе с задним стеклом. Передний и задний бамперы пластмассовые, покрашены в цвет кузова. Длина «Славуты» 3980 мм, ширина 1578 мм, высота 1425 мм; колёсная база 2320 мм. Масса снаряженного автомобиля составляет 790—850 кг. Объём багажника составляет 300 л в обычном режиме и 740 л при грузовом положении заднего сидения. Объём топливного бака 38 л.

Силовой агрегат

В разные времена «Славута» выпускалась с карбюраторными двигателями объёмом 1,1 л, 1,2 л, 1,3 л и инжекторными двигателями объёмом 1,2 и 1,3 л производства Мелитопольского моторного завода. Все силовые агрегаты 4-цилиндровые, рядные, четырёхтактные. Система смазки мотора комбинированная, под давлением смазываются подшипники; разбрызгиванием масла — цилиндры и механизмы газораспределения. Система вентиляции картера двигателя замкнутая, через воздушный фильтр. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа; клапан термостата открывается при температуре +80 °C, полное открытие при +95 °C; электровентилятор закреплён в кожухе радиатора, он включается автоматически. Система зажигания двигателя батарейная, бесконтактная номинальное напряжение 12 В. Система выпуска отработанных газов с резонатором и глушителем, выхлопная труба размещена сзади слева.

Двигатели, которые устанавливаются на автомобиль

Индекс Модель двигателя Объём Клапаны Система подачи Мощностьпри об/мин. Крутящий моментпри об/мин. Годы выпуска
1,1 МЕМЗ-245[9] 1091 см³ 8/SOHC карбюратор 51 л. с. (37,5 кВт)/5400 78,5 Нм/3000-3500 1999-2001
1,2 МЕМЗ-2457[9] 1197 см³ 8/SOHC карбюратор 58 л. с. (42,6 кВт)/5400 90 Нм/3000-3500 2000-2006
1,2i МЕМЗ-2477[10] 1197 см³ 8/SOHC инжектор 62,4 л. с. (45,9 кВт)/5400 95,5 Нм/3000-3500 с 2006
1,3 МЕМЗ-3011[11] 1299 см³ 8/SOHC карбюратор 63 л. с. (46 кВт)/5400 101 Нм/3000-3500 2001-2006
1,3i МЕМЗ-3071[12][13] 1299 см³ 8/SOHC инжектор 66 л. с. (48,5 кВт)/5400 105 Нм/3000-3500 с 2002

Ходовая часть

Передняя подвеска независимая, типа « макферсон» с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двустороннего действия. Задняя подвеска полунезависимая, с стабилизирующей поперечиной и цилиндрическими пружинами с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия.

Рулевое управление реечное, с противоугонным устройством, травмобезопасное. Рулевой механизм соединяется с поворотными стояками боковыми тягами. Рулевой вал — разрезной, части вала соединяются муфтой с резиновыми втулками.

Колеса с дисками фланцевого типа, штампованные, закреплены тремя гайками. Запасное колесо размещено под капотом. Шины радиальные, низкопрофильные, бескамерные, размером 155/70 R13.

Передние тормоза в Славуте дисковые, со скобой плавающего типа, имеют автоматическую компенсацию износа накладок тормозных колодок. Задние тормоза — барабанные, с автоматической компенсацией износа накладок колодок. В целом гидравлическая тормозная система автомобиля двухконтурная, с вакуумным усилителем, состоит из двух независимых систем торможения передних и задних колес по диагонали. В качестве сигнализации аварийного состояния тормозной системы является датчик уровня тормозной жидкости.

Модификации автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута»

  • 1103 — «Люкс» с карбюраторным двигателем 1100 см³.
  • 1103-40 — «Люкс» с силовым агрегатом 1100 см³, системой распределительного впрыска топлива «Сименс».
  • 110307 — «Полулюкс» с карбюраторным силовым агрегатом 1200 см³.
  • 110307-40 — «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом 1197 см³.
  • 11030710 — «Стандарт» с карбюраторным силовым агрегатом 1200 см³.
  • 11030701, 11030702 — «Люкс» с карбюраторным силовым агрегатом 1200 см³.
  • 1103078 — «Люкс» с карбюраторным силовым агрегатом 1300 см³.
  • 11030842 — «Стандарт» с инжекторным силовым агрегатом 1197 см³.
  • 11030840 — «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом 1300 см³.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

ЗАЗ 1103 Славута технические характеристики

Эксплуатационные характеристики ЗАЗ 1103 Славута

Максимальная скорость: 160 км/чВремя разгона до 100 км/ч: 12.5 cРасход топлива на 100км по городу: 7.6 лРасход топлива на 100км по трассе: 5.4 лРасход топлива на 100км в смешанном цикле: 7.4 лОбъем бензобака: 38 лСнаряженная масса автомобиля: 790 кгДопустимая полная масса: 1190 кгРазмер шин: 155/70 R13

Характеристики двигателя

Тип двигателя: БензиновыйРасположение: спереди, поперечноОбъем двигателя: 1299 см3Мощность: 72 л.с.Количество оборотов: 5300Крутящий момент: 108/3000 н*мСистема питания: Распределенный впрыск (многоточечный)Турбонаддув: нетРасположение цилиндров: РядныйКоличество цилиндров: 4Диаметр цилиндра: 75 ммХод поршня: 73.5 ммСтепень сжатия: 9.5Количество клапанов на цилиндр: 2Рекомендуемое топливо: АИ-95

Модификации двигателя

Двигатель Коробка Привод
1.2 л. 58 л.c. бензин механика передний
1.2 л. 62 л.c. бензин механика передний
1.3 л. 63 л.c. бензин механика передний
1.3 л. 66 л.c. бензин механика передний
1.3 л. 72 л.c. бензин механика передний

Тормозная система

Передние тормоза: ДисковыеЗадние тормоза: БарабанныеАБС: нет

Рулевое управление

Тип рулевого управления: Шестерня-рейкаУсилитель руля: нет

Трансмиссия

Привод: ПереднийКоличество передач: механическая коробка - 5

Подвеска

Передняя подвеска: независимая, пружиннаяЗадняя подвеска: независимая, пружинная

Кузов

Тип кузова: лифтбекКоличество дверей: 5Количество мест: 5Длина машины: 3980 ммШирина машины: 1578 ммВысота машины: 1425 ммКолесная база: 2320 ммКолея передняя: 1314 ммКолея задняя: 1306 ммДорожный просвет (клиренс): 160 ммОбъем багажника: 300 л - минимальный, 740 л - максимальный

Производство

Год выпуска: с 1999 по 2011

kuruh.ru

1103 - это... Что такое ЗАЗ-1103?

ЗАЗ-1102 «Таврия»

Общие данные

Года пр-ва: 1988—2007

Другое

Дизайнер: Игорь Гальчинский

ЗАЗ-1102 «Таврия» — переднеприводной автомобиль малого класса первой группы (сегмент «B»), серийно выпускавшийся на советском, позднее — украинском автомобильном заводе в городе Запорожъе с 1988 по сентябрь 2007 года.

Базовая модель имела кузов «хетчбэк». На её основе были созданы автомобили ЗАЗ-1103 «Славута» — кузов «пятидверный лифтбек») и ЗАЗ-1105 «Дана» — кузов «пятидверный универсал»).

История

В конце шестидесятых КБ завода «Коммунар» (ЗАЗ) в инициативном порядке начало разработку переднеприводного автомобиля малого класса под девизом «Перспектива» для замены «Запорожца» ЗАЗ-966, используя экспериментальные наработки НАМИ (прототип НАМИ-0132) и, позднее, ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101).

В семидесятые годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.

После изготовления опытной партии и начала процесса «доводки» автомобиля, Минавтопром кардинально поменял задание, заставив КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель «Форд Фиеста» образца 1976 года, с целью превзойти его по характеристикам, — несмоторя на сугубо отрицательную оценку этой модели коллективом завода. Испытатель Иван Павлович Кошкин вспоминал[1]:

В Европе этот автомобиль с 1976 года громко рекламировали как предел совершенства. Но когда я получил его для сравнительных испытаний и проверил на дорогах, оказалось, что ничего общего с рекламой нет. У задних пассажиров потроха вышибает на небольшой выбоине. Водитель на неровной дороге все время кланяется,- это у него голова так шатается из-за рассогласованности подвесок. Руль, чтобы сэкономить один шарнир, установили не по-людски, а под углом к продольной оси автомобиля. Представляете себе это «косое» руление? Нас приучили к мысли, что у западных конструкторов звезда во лбу. А они такие же смертные инженеры, не застрахованные от ошибок.

Задание на разработку и далее продолжало меняться — Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Фиат-Уно», «Остин-Метро», и так далее. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины восьмидесятых шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода, привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство — первые серийные «Таврии» сошли с конвейера лишь в 1988 году.

С 1995 года началось производство ЗАЗ-1105 «Дана» — модификации с кузовом «универсал». Тогда же была представлена и модель ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом «лифтбек», однако её серийное производство началось только в 1999 году.

ЗАЗ 1103 «Славута»

Примерно тогда же «Таврию» на конвейере начала сменять «Таврия Нова» — модификация созданная совместно с

За всё время производства автомобили семейства ЗАЗ-110х производились в десятках конфигураций. Использовалось несколько двигателей объемом от 0,9 до 1,3 литров (карбюраторные и инжекторные), разные интерьеры, праворульные варианты, варианты с вакуумным усилителем тормозов и без него, несколько вариантов с кузовом «фургон» и т. д.

Руководство завода несколько раз в 2006 и 2007 годах заявляло о скором снятии модели с производства. Последняя Таврия была выпущена весной 2008 года.

Параметры

Основные технические и габаритные характеристики Параметр 1102 «Таврия» 1103 «Славута» 1105 «Дана»
Тип кузова хэтчбек 3 дв. лифтбек 5 дв. универсал 5 дв.
Количество мест, чел 5 5 5
Масса снаряженного автомобиля, кг 745 790 790
Полная масса автомобиля, кг 1145 1190 1190
Габаритные размеры, мм длина 3708 3980 3825
ширина 1554 1578 1554
высота 1410 1425 1453
Минимальный дорожный просвет, мм 162 160 160

 

Динамические и топливные характеристики Параметр 1102 «Таврия» 1103 «Славута»
Объем двигателя, л. 1.1 1.2 1.3 1.1 1.2 1.3
Мощность двигателя, л.с. 53 60 63 53 60 63
Максимальная скорость, км/ч 145 158 164 145 147 157
Разгон до 100 км/ч, сек 16.2 15.9 15.5 17.5 17.4 16.0
Расход топлива по трассе при скорости 90 км/ч, л/100 км 4.6 5.3 5.4 4.6 5.6 5.6
Расход топлива в городском цикле, л/100 км 6.9 7.3 7.5 7.9 8.6 8.0

На автомобили ЗАЗ-110х в разное время устанавливались разнообразные двигатели МеМЗ со схожими параметрами, поэтому данные, которые занесены в таблицы следует считать, ориентировочными.

На практике "летний" расход топлива 6-6,5/7-8, за городом и в городе соответственно. Зимний расход немного увеличивается за счет необходимости более длительного прогрева. При этом для карбюраторных моделей он может доходить до 10л, что не является каким-то отклонением от нормы, а может быть всего лишь следствием специально повышенных, для этого времени года, оборотов.

Доступные модификации

По состоянию на август 2007 года покупателям доступны следующие комплектации (для справки указаны цены в автосалонах Украины, переведённые в доллары США):

Модификация Кузов Двигатель Комплектация Цена
110207-40 хэтчбек 1,2i стандарт 4870
110217-40 хэтчбек 1,2i люкс 5110
110218-40 хэтчбек 1,3i люкс 5660
110247-40 универсал 1,2i стандарт 4840
110307-42 лифтбек 1,2i стандарт 5260
110307-40 лифтбек 1,2i люкс 5572
110308-40 лифтбек 1,3i люкс 6340
110557-42 фургон 1,2i стандарт 5860
110557-71 фургон 1,2i стандарт, ГБО 6430

 

Модельный ряд

Модель Объёмдвигателя, см3 Отличительные особенности Годы выпуска «Таврия» «Таврия Нова» «Славута» «Дана» (снята с производства) Фургоны
1102 1100 Базовая модель до 1993-94 годов
110206 1100 «Полулюкс» (изменены приборы, электрика, внутренние ШРУСы) после 1994 г.
110216 1100 «Люкс» (изменены торпедо, приборная панель, руль, электрика, ШРУСы) после 1994 г.
110216 «Люкс-экспорт» («Люкс» + люк в крыше, литые диски, спидометр в милях)
11027 1100 С ручным управлением (для людей, имеющих только одну здоровую ногу и обе руки)
11028 1100 С ручным управлением (для людей, не имеющих ни одной здоровой ноги)
11029 1100 С ручным управлением (для людей, имеющих только одну здоровую ногу и одну руку)
1122 1300 Двигатель и четырехступенчатая МКПП от ВАЗ-2108
1140 903 Двигатель «FIAT», 45 л.с.
110206 «Нова 1.1». Новые руль, сидения, генератор, стартер, катушка зажигания, диски 4.5", задний спойлер со стоп-сигналом, гидрокорректор фар, нет заднего стеклоочистителя и омывателя, вакуумный усилитель тормозов.
110206-32 1100 «Стандарт» упрощённой комплектации (также «База», максимально удешевлённый вариант) Отсутствуют: подголовники сидений, правое зеркало заднего вида, обогрев заднего стекла и его стеклоочиститель и т. д.)
110206-35 1100 «Стандарт» полной комплектации
110207 1200 «Стандарт»
110216 1200 Нова «Люкс» 1.1L. То же, что и выше + люксовая торпедо, задний стеклоочиститель и омыватель, задняя полка (как в ВАЗ-2108) с колонками, магнитола Daewoo, другие колпаки на колеса.
110216-35 1100 «Люкс»
110217 1200 «Люкс»
110218 1300 «Люкс»
110216-40 1100 «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом
110217-40 1200 «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом
110218-40 1300 «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом
110270 С ручным управлением (для людей, имеющих только одну здоровую ногу и обе руки)
110280 С ручным управлением (для людей, не имеющих ни одной здоровой ноги)
110240 1100 Грузопассажирская модель (другая задняя дверь)
110247 1200 Грузопассажирская модель (другая задняя дверь)
110260 1100 Грузопассажирская модель (другая задняя дверь, нет задних боковых окон)
110267 1200 Грузопассажирская модель (другая задняя дверь, нет задних боковых окон)
1103 1100 «Люкс»
1103-40 1100 «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом
110307 1200 «Полулюкс»
110307-10 1200 «Стандарт»
110307-01, 110307-02 1200 «Люкс»
110307-08 1300 «Люкс»
110307-42 1200 «Стандарт» с инжекторным силовым агрегатом
110307-40 1200 «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом
110308-42 1300 «Стандарт» с инжекторным силовым агрегатом
110308-40 1300 «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом
1105 1100 С пятидверным кузовом «универсал»
1125 1300 Двигатель и четырехступенчатая МКПП от ВАЗ-2108
11055 1100 Фургон («Таврия-каблук»).
110550-30 1100 Мягкий тент
110557 1200 Мягкий тент
110557-10 1200 Мягкий тент на каркасе
110557-51 1200 Пластиковая надстройка
110557-53 1200 Пластиковая надстройка с распашными дверями

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru