Самосвал ЗИЛ-130 — представитель легендарного семейства. Двигатель зил 555


Самосвал на базе ЗИЛ-130: технические характеристики, устройство

Герой этого обзора – машина, не нуждающаяся в особом представлении. Это ставший одним из самых популярных, универсальных, надежных и любимых грузовой автомобиль ЗИЛ-130. На его базе выпускалось много модификаций, от самосвала до седельного тягача. Продуманность конструкции, применение современных на тот момент достижений как отечественного, так и мирового автопрома, обеспечило долгую жизнь этому автомобилю. Даже сейчас, спустя более полувека с начала производства, эти машины еще кое-где продолжают выполнять свои функции.

Самосвал ЗИЛ-130

Производством самосвалов на шасси ЗИЛ-130 занимался ММЗ (Мытищинский машиностроительный завод). В зависимости от модификации шасси, выпускались машины, ориентированные на разные сферы применения. Так, модель ЗИЛ-ММЗ-555 имела укороченную базу, что делало машину более маневренной, кузов позволял осуществлять выгрузку только назад, а работу с прицепом допускало шасси ЗИЛ-130Д1.

Модель ЗИЛ-ММЗ-554, предназначена была для применения в сельском хозяйстве, имела стандартную раму и возможность выгрузки на 3 стороны. Шасси ЗИЛ-130Б2 было оборудовано всеми необходимыми приспособлениями для работы с самосвальным прицепом.

В течение всего времени производства этих моделей они постоянно дорабатывались, в них вносились изменения, улучшающие характеристики машины.

Фото самосвала ЗИЛ-130

Устройство

Самосвал дизель ЗИЛ на шасси 130-й модели – среднетоннажная машина, предназначенная для использования на строительных работах, в дорожном строительстве, а также в сельском хозяйстве. Автомобиль отличался надежностью, ремонтопригодностью, простотой конструкции и комфортом в кабине.

Двигатель

Базовым двигателем, устанавливаемым практически на все модификации ЗИЛ-130, был 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения мотор, являвшийся дефорсированной версией силового агрегата, использовавшегося на представительском автомобиле ЗИЛ-111.

Впоследствии, с середины 70-х годов, в целях повышения экономичности автомобиля, а также учитывая, что для некоторых модификаций автомобиля мощность базового мотора была избыточной, на самосвальное шасси ЗИЛ-130К устанавливались двигатели ЗИЛ-157Д. Это рядный 6-цилиндровый мотор мощностью 110 л.с. В обоих случаях использовался бензин А-72, впоследствии А-76.

Экспортные версии машин могли комплектоваться двигателями зарубежного производства:

  • Perkins 6.345, дизельный мотор мощностью 140 л.с.
  • Valmet 411BS, 4-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 125 л.с.
  • Leyland 0.400, 6-цилиндровый дизельный мотор мощностью 135 л.с.

На машины, предназначенные для использования при низких температурах, в районах с холодным климатом, предусмотрена была установка предпускового обогревателя.

С 1977 года выпускались модификации двигателя, рассчитанные на использование природного газа в качестве топлива. Такие моторы получили обозначение ЗИЛ-138.

Гидравлика

Гидравлическая система подъема и опускания кузова состоит из бака для рабочей жидкости емкостью 17 л, механического насоса, приводящегося в действие от вала коробки отбора мощности, и гидроцилиндра подъема кузова. Коробка отбора мощности имела привод от задней передачи КПП и обеспечивала значение передачи мощности в 4.5 л.с.

Схема гидравлики самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 на базе ЗИЛ-130

1 — цапфа корпуса гидроподъемника; 2 — корпус гидроподъемника; 3 — плунжер; 4 — гильза; 5 — масляный бак; 6 — фильтр; 7 — трубка высокого давления; 8 — предохранительный клапан фильтра; 9 — перепускная трубка; 10 — трубка низкого давления; 11 — рычаг переключения коробки отбора мощности и крана управления; 12 — тяга крана управления; 13 — буферная пружина тяги; 14 — плунжер-золотник крана управления; 15 — кран управления; 16 — предохранительный клапан; 17 — канал для перепуска масла припускании; 18 — впускной (обратный) клапан; 19 — шестеренчатый насос

Трансмиссия

Автомобиль имеет привод на заднюю ось, используется сухое однодисковое сцепление и механическая, с двумя синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах, пятиступенчатая КПП с постоянным зацеплением шестерен передач, за исключением первой и задней.

Этот узел был во многом инновационен для тогдашней автопромышленности в стране, подвергался модернизации, при которой ведомый вал претерпел изменения, и передняя шейка его обзавелась подшипником, были внесены изменения в некоторые другие узлы.

КПП передает крутящий момент к заднему мосту через карданный вал. Стандартная модель ЗИЛ-130(колхозник)  и удлиненная модификация используют 2 вала с промежуточной опорой, которая закреплена на раме. Короткобазная модификация оснащалась одним валом, для которого не требовалась промежуточная опора.

Рулевое управление

В рулевом управлении, что было внове для автомобильного производства в СССР, применялся гидроусилитель, двойной насос лопастного действия которого приводился во вращение от коленчатого вала двигателя при помощи ремня.

Схема переключения передач самосвала ЗИЛ-130

Элекросистема

Электросистема – однопроводная, 12-вольтовая. Использовался аккумулятор емкостью 90 А/ч (6СТ-90-ЭМ), установленный генератор переменного тока 32.3701 обеспечивал максимальное значение 60 А. На двигателях ЗИЛ-157Д применялся генератор постоянного тока Г108-В.

Тормозная система

На автомобиле установлены барабанные тормоза на всех колесах. В действие приводятся пневматической системой. Запас воздуха хранится в специальном баллоне под давлением, которое обеспечивается механическом компрессором, приводимым в действие от шкива водяного насоса ременной передачей. Производительность двухцилиндрового компрессора при 2000 об/мин – 220 л/мин.

Стояночный тормоз – барабанного типа, блокирующий карданный вал.

Кузов

В зависимости от модификации, использовались разные самосвальные кузова. Короткобазные модификации ЗИЛ-ММЗ-555 не предусматривали разгрузку в боковые стороны. Такая возможность была у длиннобазной «сельскохозяйственной» модели 554.

Стандартный скругленный кузов, устанавливаемый на модель ЗИЛ-ММЗ-555, с 1970-го года обзавелся козырьком, защищающим кабину от падения на нее загружаемого груза. Модификация получила индекс ЗИЛ-ММЗ-555Г.

Технические характеристики

Технические характеристики дизельных модификаций самосвала на базе ЗИЛ-130:

Модель ЗИЛ-ММЗ-554 ЗИЛ-ММЗ-555(А) ЗИЛ-ММЗ-555К
Шасси ЗИЛ-130Б/ЗИЛ-130Б2 ЗИЛ-130Д(ЗИЛ-130Д1) ЗИЛ-130К
База, мм 3800 3300 3300
Двигатель ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 ЗИЛ-157Д
Мощность, л.с. (кВт) 150 (110.4) 150 (110.4) 110 (80.9)
Крутящий момент, Нм 401.8 401.8 343
КПП Механическая, 5-ступанчатая, синхронизированная
Колесная формула 4х2 4х2 4х2
Размер шин 260-508Р 260-508Р 260-508Р
Макс. скорость, км/час 90 90 90
Емкость топливного бака, л 175 125 125
Норма расхода топлива, л/100км 37 37 37
Работа с прицепом -/+ — (+)
Размеры платформы, ДхШхВ, мм 3752х2325х575
Площадь платформы, м2 8.7
Объем кузова, м3 5 3 3
Угол подъема, град 50 55 55
Грузоподъемность, кг 4000 4500 4500
Направление разгрузки (вбок/назад) +/+ -/+ -/+
Габаритные размеры, (длина х ширина х высота), мм 6675х2500х2400 5475х2420х2510 5475х2420х2510
Вес, кг 9360 9360 9300

Нормы расхода топлива учитывают движение с грузом и без, а также затраты на выгрузку.

Модель ЗИЛ-ММЗ-554 может работать с самосвальным прицепом ГКБ 819 грузоподъемностью 5000 кг. Борта кузова могут быть оснащены надстройками, что увеличит его объем примерно в два раза.

Модель ЗИЛ-ММЗ-555 (сельхозник) имела модификации для поставки на экспорт: ЗИЛ-ММЗ-555Э для умеренного климата, и ЗИЛ-ММЗ-555Т для тропиков.

magistraltrade.ru

1:43 Самосвал ЗИЛ-ММЗ-555

Редкий пример тонировки и везеринга машин в 43-м масштабе, что многие коллекционеры сочтут ересью, пожалуй))) Обычно их держат на полках чистенькими и блестящими, но в данном случае наша студия получила такой интересный заказ на тонировку готовой (в том числе окрашенной) смоляной модели самосвала.

СПРАВКА

Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 грузоподъемностью 4500 кг выпускался Мытищинским машиностроительным заводом на базе ЗИЛ-130 в 1964-1977 годах, с 1977 года началось производство машины грузоподъемностью 5250 кг, предназначенной для перевозки строительных и промышленных грузов. Кузов цельнометаллический, с защитным козырьком, разгрузка — назад. Объем кузова — 3 m3. Угол подъема кузова — 55 . Подъемное устройство гидравлическое, с приводом от коробки отбора мощности. Скорость — 90 км/ч. Двигатель ЗИЛ-130, карбюраторный, восьмицилиндровый, V-образный, верхнеклапанный. Рабочий объем 6000 м3 . Мощность — 110,3 кВт {150 л. с.) при 3200 мин. Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч — 28 л/100 км.

ТОНИРОВКА

Поскольку модель была уже окрашена фирмой-производителем (CарЛаб — Саратовской Лабораторией Минимоделей), необходимо было нанести фильтр (бюрюзовый), смывки, нанести сколы, имитировать потеки ржавчины кое-где, местами потертости до металла. Шины колес были предварительно окрашены в сине-черный цвет. В кузове и в прицепе был имитирован щебень (шпаклевка, ПВА, мелкий песок, пигменты). Наконец, с помощью пигментов добавлена пыль.

С удовольствием продолжим тему тонировки автомобилей в масштабе 1:43, обращайтесь!

Павел Черепанов

ost-front.ru

Несостоявшийся раритет. ЗИЛ-ММЗ-555: diecast_43

Были они у меня в детстве, почти все, за исключением редкого муковоза (к моменту, когда он появился, я уже забросил хобби). И от всех я несколько лет назад избавился, не испытав ни малейшего сожаления. Потому что неказистые, примитивные, грубые, хреново покрашенные болванки... Более того, точно так же я их воспринимал и в начале 90-х, в пору раннего увлечения модельками.Но ведь покупали же, потому что ничего другого не было. Ещё и дорабатывать пытались. Видел я те конверсии – в массе своей столь же стрёмные, как и то, что бралось за основу.Нет, я понимаю, что у кого-то эти модели вполне могут вызывать тёплые чувства – ностальгия по молодости, душевность-ламповость и всё такое. Уважаю, но остаюсь при своём мнении.

В общем, вот такой настрой у меня был (и есть) в отношении продукции завода "Электроприбор". И вдруг...Просматривая темы продаж на форуме, я наткнулся на фотографию этого самосвала. Первое впечатление – простой SSM без бокса с хорошей скидкой от магазинной цены. Потом пригляделся: что-то не то. Читаю описание и выпадаю в осадок. А в голове рождается закономерный вопрос: но, чёрт возьми, КАК?!Как нужно было заморочиться, чтобы из игрушки для песочницы получилось то, что имеет все основания называться моделью?

В поисках ответа я связался с продавцом и договорился о встрече. Самосвал мне понравился, и я его сразу купил. В ходе сопровождавшей сделку задушевной беседы я поинтересовался, не в курсе ли уважаемый продавец, как звали кудесника, свершившего чудо превращения? Увы, нет. Помнит лишь, что приобрёл модель в середине 90-х "на клубе", и что вся фурнитура сделана Александром Мазиным. Бац!

Я аж подскочил – тот самый Мазин! Легенда в мире моделей ручной работы, прославившийся копиями грузовиков ЗИЛ, выполненными со скрупулёзной точностью по заводским чертежам. Шутка ли, в каждом из его маленьких шедевров было от 300 до 600 деталей, и это 20 лет назад!Паяные рамы из латуни, бортовые платформы из деревянного шпона, поднимающиеся капоты с проработанным двигателем, действующие амортизаторы, наборные рессоры из отдельных листов, краска та же самая, что шла на конвейер – ух! Справедливости ради нужно сказать, что вся эта крутотень была далеко не на каждой модели, в угоду технологичности производства в конструкцию постепенно вводились упрощения, и всё же... Многие коллекционеры считают его миниатюры непревзойдёнными до сих пор.

Это и следующее фото – из статьи в журнале "Автошоп" за март 1997 года.

В голове сразу всплыло фото одной из ранних работ мастера – тягача ЗИЛ-133ВЯ. Об этом нигде не упоминалось, но сдаётся мне, что на нём стоит как раз каменец-подольская кабина (на последующих моделях кабины были уже свои). Доработанная, конечно, хотя ни форточек в дверях, ни дворников, ни ручек отдельными деталями нет.

А что, если и этот самосвал... От открывающихся перспектив у меня чуть не перехватило дыхание. Купить Мазина по цене Аиста – всё равно что отыскать картину Рембрандта на барахолке (где-то читал такую байку).Но продавец тут же остудил мой пыл, пояснив, что это не его работа. Мазин, оказывается, продавал не только готовые модели, но и киты, и отдельные детали для доработки – например, топливные баки, кронштейны запаски и др. Откуда это известно? Да просто они с Александром давно знакомы, и он брал у него много моделей.Увидев в моих глазах разгорающийся блеск, экс-хозяин несостоявшегося мега-раритета сделал то, что я бы, наверное, не рискнул: пригласил покупателя, тщательно скрывающего своё нервное возбуждение, зайти к нему домой, посмотреть на модели мастера. А посмотреть было на что!

Честное слово, я и помыслить не мог, что когда-нибудь увижу столько редкостей в одном месте. Несколько вариантов "Бычков", 131-й в модификациях бортовой и тягач, 4334, "крокодил" 133ГЯ, пара горбатых "Запорожцев" – простой и праворульный почтовый... О некоторых моделях я вообще никогда не слышал, например, об "открывашке" ГАЗ-67Б.Окончательно меня добила фраза, что это только половина из того, что было, остальное продано. На этом фоне терялись даже многочисленные полки, заставленные СарЛабом и Ad Modum. Можете себе вообразить стоимость такой коллекции? Учитывая, что цены на некоторые модели Мазина, по слухам, четырёхзначные. В евро.

Только тут до меня в полной мере дошёл весь прикол ситуации. Этот человек вполне мог выдать проданный мне самосвал за "раннего Мазина", и после всего увиденного я бы, пожалуй, ему поверил. Но продавец поступил абсолютно честно, за что ему большущий респект!

Ну, а что насчёт модели, спросите вы? А модель, доложу я вам, хороша! В моих глазах, конечно, я своё мнение никому не навязываю.Сделана она очень аккуратно, с вниманием к деталям. Я уже упоминал про мазинскую фурнитуру – зеркала, дворники, ручки дверей. Кроме них, воспроизведены форточки в дверях, причём это не просто полоски краски – они объёмные. На бампере появились нормальные крюки, на кузове – рычаг фиксации заднего борта. Два выступа на боковинах капота, призванные имитировать прорези (!), сточены, вместо них пропилены четыре углубления, в соответствии с прототипом. Доработан топливный бак – изготовлена подставка и удерживающие жгуты из проволочек.Добавлены номерные знаки (город приписки – Киев) и дублёр на заднем борту. Но надо сказать, что их шрифт не похож на настоящий, а у переднего номера ещё и кусочек отгрызен – возможно, поменяю.

Модель очень ровно, довольно качественно покрашена. Правда, надпись ЗиЛ на капоте едва просматривается, но это скорее проблема отливки, нежели результат залитости краской. А вот возраст даёт о себе знать – несмотря на бережное хранение, кое-где есть скольчики. Особенно это заметно на кронштейнах зеркал. Я пока не решил, стоит ли отдавать машинку в перекрас или оставить всё как есть, сохранив налёт времени.

Вся светотехника выполнена отдельными деталями, включая подфарники в облицовке, указатели поворота на передних крыльях и три фонаря (знак автопоезда) на крыше. Последние, впрочем, лишние, поскольку они пошли с июня 1980 года, а с ноября 1978 года все машины выпускались с новой решёткой. Так что модель изображает некий околхоженный вариант.

Тем не менее, проделанная работа вызывает уважение, ведь на стандартной модели ничего этого нет в помине, только обозначенные пупырышками подфарники. И задние фонари на кронштейнах отсутствуют, а на данной конверсии есть и выглядят весьма реалистично. Кстати, задние крылья, по всей видимости, тоже самодельные.

Кошмарные родные колёса заменены на харьковские. Но они совсем не такие, что можно купить сейчас в любом модельном магазине. Это аксессуары середины 90-х! И шины, к примеру, по сегодняшним меркам выглядят простовато – никакой маркировки на боковинах. Зато за 20 лет ничего не потекло и не задубело, резина всё такая же мягкая.

А ещё этот ЗИЛ может делать так. Вот они, высокие модельные технологии, утраченные со временем )))Двигатель особо не трогали, только подкрасили и, похоже, нахлобучили сверху воздушный фильтр из пластика – на фото других каменец-подольских "зилков" он мне не попадался.

Занятная деталь. Изучение тем на форуме, посвящённых продукции ПО "Электроприбор", привело меня к неожиданному выводу. Судя по ряду признаков – тонкие стойки лобового стекла, крепление капота на двух петлях, металлические подрамник и поршень подъёма кузова, кардан отдельной деталью – модель, пошедшая на конверсию, была из самых ранних, середины 80-х. То есть в реальности ей около 30 лет!

Вот такая интересная и незаурядная модель. Несмотря на то, что у меня в коллекции есть 555-й от СарЛаба, изготовленный сугубо по моим пожеланиям, и аналогичный самосвал от SSM, доведённый в ивановской мастерской UMI, эта древняя кустарная поделка достойно смотрится на их фоне. И отлично вписывается в моё собрание 130-х!Единственное, о чём я жалею – что не знаю имени её создателя. Но я надеюсь, что однажды эта загадка разрешится. Прочтёт кто-то из бывалых коллег этот мой пост, и пробудятся в глубинах памяти полустёршиеся воспоминания. А вдруг?

diecast-43.livejournal.com

Автомобиль-самосвал (4Х2) ЗиЛ-ММЗ-555. Модель от «Автоистории»

February 22nd, 2015, 09:32 pm

Автомобиль-самосвал (4Х2) ЗиЛ-ММЗ-555. Модель от «Автоистории»

После окончания Великой отечественной войны Мытищинский машиностроительный завод занялся производством самосвалов, став впоследствии крупнейшим производителем этого типа машин на базе ЗИСов и ЗИЛов. Пожалуй, самую широкую известность приобрела модель ЗИЛ-ММЗ-555 на шасси ЗИЛ-130Д1.

Завод выпускал самосвалы с ограниченными схемами окраски, однако после ремонта на АРЗ или в автохозяйствах и кузов, и кабина могли быть окрашены в самые неожиданные цвета. Например, часто встречались (и встречаются сейчас) машины зелёного цвета довольно ядовитых оттенков.

• Базовая модель: ЗиЛ-130• Годы выпуска: 1962–1994• Модификация: ЗиЛ-ММЗ-555 (1964–1987 годы)• Предприятие-изготовитель: ММЗ, Мытищинский машиностроительный завод• Мощность двигателя: 150 л. с.• Грузоподъёмность: 4,5–5,25 т• Максимальная скорость: 90 км/ч• Модель 1/43: Автоистория 4610044100206 ЗиЛ-ММЗ-555 самосвал (поздняя облицовка радиатора), зелёный, 1979 год

aleksey-delfinn.livejournal.com

Cамосвал ЗИЛ-ММЗ-555Д с кузовом из стеклопластика

Максим Малкин, фото из архива ММЗ и автора

Появление этого автомобиля оказалось весьма своевременным. На рубеже 1950–1960-х гг. в отечественном автомобилестроении велись обширные опытно-конструкторские работы по внедрению новых синтетических материалов. Именно тогда были созданы знаменитый микроавтобус «Старт», началось производство стеклопластиковых кабин для многоосных шасси ЗИЛ и МАЗ, создавались опытные образцы малолитражных легковых автомобилей в НАМИ и МВТУ им. Н. Э. Баумана.

Не остался в стороне от этой тенденции и Мытищинский машиностроительный завод, освоивший к тому времени серийный выпуск 4,5-тонного автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555. В 1964–1965 гг. Отделом главного конструктора по автомобильному производству в опытном порядке был разработан самосвал с кузовом из стеклопластика, получивший индекс ЗИЛ-ММЗ-555Д. Ведущим конструктором по машине стал А.С. Мелик-Саркисьянц, впоследствии главный конструктор ММЗ по автомобильному производству.

Следует отметить, что в некоторых источниках, в том числе и заводских, этот автомобиль обозначается как ЗИЛ-ММЗ-555ПЛ («ПЛ», очевидно, означает «пластиковый»). Такое различие в обозначениях одного и того же автомобиля, по-видимому, можно объяснить тем, что на предприятиях отрасли не существовало системы индексации опытных образцов.

Причинами, по которым стеклопластик был выбран основным материалом в столь необычной для него области кузовостроения, как производство самосвальных платформ, были прежде всего экономические соображения. Как известно, серийный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555, создававшийся специально для перевозки строительных грузов, в реальной эксплуатации был машиной универсальной, как и многие другие отечественные грузовики. В большом количестве самосвалы поставляли не только на строительство, но и в сельское хозяйство. Неудивительно, что корытообразный кузов малого объема, предназначенный для перевозки строительных материалов с большим удельным весом, нередко использовавшийся даже для перевозки цементного раствора, плохо подходил для транспортировки сельскохозяйственных грузов. Это вызывало недовольство руководства Минавтопрома, считавшего приоритетным производство грузовых автомобилей универсального назначения.

Одной из самых значимых проблем эксплуатации сельскохозяйственных самосвалов была низкая коррозионная стойкость кузова при перевозке незатаренных минеральных удобрений – вследствие химической реакции минеральных солей с металлом кузова самосвалов «сгорали» за короткое время. Стеклопластик для этих целей подходил почти идеально.

Кроме того, и в основной для самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 области эксплуатации – строительстве – выявилась недостаточная долговечность его кузова. Эти машины нередко работали в карьере, где подвергались ударам камней, неизбежным при экскаваторной погрузке грунта, что вызывало повреждения кузова, разрушения сварных соединений. Не способствовало долговечности кузова и абразивное изнашивание днища при разгрузке сыпучих материалов, что характерно для всех строительных самосвалов. Все меры по усилению кузова могли бы привести к значительному увеличению его веса и как следствие снижению грузоподъемности самосвала, и без того недостаточной.

Еще одной проблемой, которую был призван решить стеклопластик, была трудоемкость изготовления сварных стальных кузовов. Технология изготовления кузова серийного ЗИЛ-ММЗ-555 предусматривала применение ручной дуговой электросварки, с помощью которой требовалось наложить около 40 м сварного шва. Забегая вперед, отметим, что трудоемкость не только не удалось снизить – именно технологические сложности изготовления кузовов из стеклопластика поставили крест на проекте.

Вернемся к опытному образцу. Самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Д, как и серийный «555-й», был построен на шасси ЗИЛ-130Д1 с колесной базой 3300 мм. Пластиковый кузов самосвала представлял собой единую деталь в виде ковша без заднего борта, закрепленную на подрамнике. К кузову крепился пластмассовый защитный козырек, выполненный отдельной деталью. Вместимость кузова составляла 2,75 м3. Кузов был изготовлен на Калининском заводе пластмасс (г. Тверь) по технологии контактного формования из стеклопластика на основе полиэфирной смолы и стеклоткани. Толщина стенки кузова в наиболее подверженной ударам средней части днища составляла 15 мм, а борта имели толщину 10–12 мм.

Силовым элементом кузова являлся металлический подрамник с шарнирами для опрокидывания кузова и подпятником для упора гидроцилиндра. Помимо собственно подрамника силовой каркас кузова включал единственное поперечное ребро жесткости, расположенное над поворотными шарнирами. Металлический каркас соединялся с кузовом болтами, вформованными в стеклопластик. Гидросистема опытного самосвала с телескопическим двухзвенным гидроцилиндром была полностью заимствована у ЗИЛ-ММЗ-555.

Пластмассовый кузов опытного самосвала был почти в полтора раза легче стального кузова ЗИЛ-ММЗ-555 и весил 410 кг. За счет снижения собственной массы кузова удалось повысить грузоподъемность опытного самосвала до 4,7 т, что на 200 кг превышало грузоподъемность серийного аналога.

Самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Д был построен в единственном экземпляре и предназнался для проведения всесторонних заводских испытаний. Образец выдержал испытания весьма успешно, продемонстрировав высокую прочность стеклопластикового кузова. В заводском отчете об испытаниях самосвала особо отмечен такой факт: для проверки кузова на прочность на верхнюю кромку борта кузова из ковша экскаватора был сброшен камень массой 300 кг. При этом на кузове остался лишь небольшой задир глубиной в один слой стеклопластика.

Испытания самосвала предусматривали не менее 1000 циклов погрузки-разгрузки для оценки износостойкости кузова. Несмотря на то, что кузов неизбежно изнашивался при разгрузке грунта, особенно в задней части, результаты испытаний были признаны удовлетворительными. При этом принималась во внимание хорошая ремонтопригодность кузова – текущий ремонт заключался в проклеивании изношенных и поврежденных участков стеклотканью и не требовал специального оборудования.

Техническая характеристика самосвала ЗИЛ-ММЗ-555Д с кузовом из стеклопластика
Грузоподъемность, кг 4700
Снаряженная масса, кг 4300
Вместимость кузова геометрическая, м3 2,75
Масса кузова, кг 410
Направление разгрузки Назад
Максимальная скорость, км/ч 90

Помимо постройки опытного образца проведенные на заводе исследования предполагали и разработку технологии серийного производства самосвалов с кузовами из стеклопластика. Главным технологом завода В.В. Волковым был разработан вариант технологического процесса изготовления пластмассовых кузовов, рассчитанный на выпуск около 10 000 самосвалов в год. Для изготовления кузова, защитного козырька и брызговиков колес предполагалось изготовить специальные трехпозиционные установки, оборудованные жесткими полуформами. В отличие от традиционной технологии постепенного, послойного «выклеивания» кузова на форме (мастер-модели), применяющейся в мелкосерийном и опытном производстве, разработанная на ММЗ специально для крупносерийного выпуска технология предусматривала одновременную закладку в полуформу требуемого количества слоев стеклоткани, предварительно пропитанной смолой. Для ускорения полимеризации смолы предусматривался обогрев полуформ до температуры 50–70 °С. По расчетам производительность одной установки должна была составлять не менее одного кузова в час, а для обеспечения запланированного годового выпуска требовалось три комплекта таких установок.

Эксплуатация самосвала со стеклопластиковым кузовом при организации его серийного выпуска, по расчетам экономистов, сулила значительный экономический эффект прежде всего за счет снижения собственного веса и соответствующего повышения грузоподъемности.

Однако технологические сложности не позволили начать производство этого автомобиля. Причиной тому была значительная доля ручного труда в производственном процессе, в связи с чем трудоемкость изготовления стеклопластикового кузова не только явилась ничуть не меньшей, чем сварного кузова ЗИЛ-ММЗ-555, а значительно ее превышала. Так, например, укладка стеклоткани в полуформу должна была производиться вручную, и на этот процесс отводилось 1,5–2 часа. Вероятно, при соответствующем уровне автоматизации производства можно было достичь требуемого объема выпуска, но вполне естественно, что мытищинские технологи ориентировались на производственные возможности завода, и на появление автоматических линий тогда рассчитывать не приходилось. В итоге к крупносерийному производству стеклопластиковых кузовов, которое, безусловно, требует автоматизации технологического процесса, автомобилестроение в то время оказалось не готово.

Тем не менее главная цель исследований была достигнута – подтвердилась пригодность стеклопластика в качестве основного конструкционного материала для платформ строительных самосвалов. И несмотря на то, что с тех пор серийные самосвалы с пластмассовыми кузовами не появились, тема использования пластика в самосвалостроении вновь обрела актуальность в наши дни. В последнее время стали применяться различные полимерные составы, которые наносятся на внутреннюю поверхность стальных самосвальных платформ для их защиты от изнашивания и коррозии.

На самом Мытищинском машиностроительном заводе применение пластмасс в опытном производстве велось достаточно долго. В 1974 г. был разработан и испытан стеклопластиковый козырек для самосвала ЗИЛ-ММЗ-555, рекомендованный к производству. В 1973–1974 гг. испытывались пластиковые брызговики колес для самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-554. Был построен даже опытный образец легкового прицепа ММЗ-81021 с кузовом из стеклопластика. Но это уже другая история.

Автор выражает благодарность к.т.н. Арсену Сократовичу Мелик-Саркисьянцу за помощь в подготовке статьи

www.gruzovikpress.ru

ЗИЛ ММЗ-555, самосвал

1. +17 Самосвал 1991 г., 1131 ч.10.08.2018 г. Владивосток 480 000
2. Самосвал ГАЗель NEXT (трехсторонняя разгрузка) Самосвал

02.10.2018

Авто Спец Техника г. Санкт-Петербург цена по запросу
3. Самосвал Toyota Dyna Самосвал 1998 г.03.08.2018 1000машин г. Продано цена по запросу
4. Mercedes-Benz Самосвал 2000 г., 800013 км24.10.2018 Трак-платформа Московская область цена по запросу
5. Самосвал ЗИЛ Самосвал 1950 г.03.08.2018 Сергей г. Москва 350 000
6. КамАЗ 55111С Самосвал 2002 г.14.09.2018 Трак-Сток Московская область 640 000
7. КамАЗ 65115 Самосвал 2006 г.16.10.2018 ООО «АВТО-ФЛИТ» г. Москва 550 000
8. КамАЗ 6520 Самосвал 2006 г.10.10.2018 ООО «АВТО-ФЛИТ» г. Москва 950 000
9. КамАЗ 6520-036 Самосвал 2006 г.10.10.2018 ООО "ТРАК ПЛАТФОРМА" г. Москва 690 000
10. NFP Самосвал 2006 г.30.10.2018 Трак-платформа Московская область цена по запросу

www.stroyteh.ru

ЗиЛ ММЗ 555 - Самосвалы (AMO ZiL MMZ 555 - ZiL MMZ 555 - АМО ЗиЛ ММЗ 555 - ЗиЛ ММЗ 555 - ММЗ 555 - Самосвал ЗиЛ ММЗ 555 - Самосвал ММЗ 555) - Технические характеристики ЗиЛ ММЗ 555 - Габаритные размеры ЗиЛ ММЗ 555 - Двигатель ЗиЛ ММЗ 555

1. Аренда автовышки в Подольске, Климовск, Бутово, Щ Автоподъемник 2018 г.23.10.2018 Извозчик г. Москва цена по запросу
2. Аренда автовышки в Люберцах, Дзержинский, Лыткари Автоподъемник 2018 г.01.04.2018 Извозчик г. Москва цена по запросу
3. Аренда поливомоечных машин Дорожно-уборочная машина 2016 г.01.04.2018 Аренда поливомоечных машин г. Москва цена по запросу
4. ЗИЛ 130 Автоподъемник 1950 г.27.03.2018 Услуги Автовышки г. Ростов-на-Дону цена по запросу
5. ЗИЛ АГП-22-06 Автоподъемник 1950 г.27.03.2018 ГАРАНТСПЕЦТРАНС г. Новокузнецк цена по запросу
6. ОАМО «Завод имени И. А. Лихачёва» 449450 КО 450 Мусоросборочная машина 1950 г.27.03.2018 Дворник г. Ярославль 3 000 РУБ/час
7. ЗИЛ ММЗ Самосвал 2000 г.16.03.2018 г. Нижегородская область, Нижний Новгород 900 РУБ/час
8. ЗИЛ КО 71301 Подметально-уборочная машина 2014 г.13.03.2018 г. Москва 1 200 РУБ/час
9. ЗИЛ 131 Грузовик 2013 г.07.03.2018 г. Краснодарский край, Краснодар 900 РУБ/час
10. Автоподъемник Автоподъемник

06.03.2018

Юрий г. Краснодар 900 РУБ/час

www.stroyteh.ru