Двигатели беспилотников


Рейтинг самых смертоносных беспилотников » Военное обозрение

Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.— А. Азимов, Три закона роботехники

Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”

Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета — он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.

Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».

Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять оружие.

Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.

5 место — General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)

Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.Скорость: до 400 км/ч.Потолок: 13 000 метров.Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.Полный запас топлива: 1300 кг.

Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.

Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.

Стоимость: 16,9 млн. долл.

К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.

4 место — Interstate TDR-1

Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.Двигатели: 2 х 220 л.с.Крейсерская скорость: 225 км/ч,Дальность полета: 680 км,Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).Построено: 162 ед.

«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками — мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба — настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».

— Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.

“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы — «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.

Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля

Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.

Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.

“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:

3 место — RQ-4 “Глобал Хок”

Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.Макс. скорость: 620 км/ч.Потолок: 18 200 метров.Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,Дальность полета: 22 000 км.Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).Построено: 42 единицы.

Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.

Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.

Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком "Глобал Хок"

Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.

“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.

2 место — X-47B “Пегас”

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.

Крейсерская скорость: 0,9 Маха.Потолок:12 000 метров.Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.Дальность полета: 3900 км.Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.Построено: 2 концепт-демонстратора.Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.

Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.

Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе — появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.

1 место — “Таранис”

Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:Дозвуковая скорость.Технология “стелс”.Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.Два внутренних отсека вооружений.

Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?

Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.

До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.

Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.

“Таранис” — всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).

Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Эпилог

У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.

Беспилотная техника — это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

topwar.ru

Водородно-электрический двигатель для беспилотников

Продолжительность полета является одной из важнейших характеристик беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Этот показатель определяется, в первую очередь, типом и качеством установленной на БЛА силовой установки. В качестве такой сегодня все большее применение находят электрические двигатели.

Однако их главный недостаток, наряду с рядом положительных качеств, заключается в необходимости иметь достаточно емкий, а, следовательно, и габаритный источник электроэнергии на борту летательного аппарата. В настоящее время эту проблема решается различными путями.

Оригинальное решение этой проблемы нашли в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ). Об этом «Росинформбюро» на Международном салоне «Двигатели 2014» рассказал помощник генерального директора института Владимир Палкин.

- Владимир Анатольевич, расскажите более подробно о сути предлагаемого решения?

- Одним из основных требований к современным летательным аппаратам является высокая степень экологичности, которая определяется, в основном, используемой силовой установкой. Этим и определяется сегодня одно из направлений создания силовых установок с минимальным показателем выброса вредных веществ.

Такие двигатели называют сегодня силовыми установками с нулевым выбросом вредных веществ, или как абсолютно экологически чистые.

Развитие этого направления связывают с использованием определенных, в частности водородных, топливных элементов. В результате их работы образуется электричество и вода. Никаких других, тем более вредных веществ, не образуется и в окружающую среду не выбрасывается. Полученная электроэнергия используется по назначению, а вода может быть легко утилизирована как вторсырье.

- Каким образом работает предлагаемое устройство?

- Смысл нашей разработки состоит в следующем. Устройство для выработки электричества имеет два электрода (анод и катод) со специальной мембраной между ними. В устройство подается водород и в результате химической реакции образуется электричество и вода.

Основная проблема заключалась в создании топливного элемента, который при небольших массогабаритных характеристиках давал бы необходимый по мощности ток. Стояла задача создать работоспособное устройство в ограниченных габаритах, и наши специалисты эту задачу решили.

В 2011 г. демонстрационный летательный аппарат длиной около 1,8 м и с размахом крыльев около 2 м с нашей энергетической установкой совершил первый полет. В настоящее время создан демонстрационный аппарат с размахом крыльев около 4,5 м, который готовится к проведению летного эксперимента.

Он оснащен двумя емкостями с водородом, которые обеспечат полет БЛА в течение 20-24 часов. В каждой емкости газообразный водород находится под давлением около 300 атмосфер.

- А на каком беспилотном летательном аппарате может быть установлен созданный в ЦИАМ водородный топливный элемент?

- В принципе на любом летательном аппарате может быть установлен наш источник электропитания с водородным топливным элементом. В своей работе мы использовали аппарат, который был создан сторонней организацией по контракту с нашим институтом.

- Владимир Анатольевич, несколько слов о ЦИАМЕ и основных направлениях его деятельности?

- Институт был основан в 1930 г. и в следующем году мы будем отмечать 85 лет со дня его создания. В настоящее время мы ведем научные исследования в области фундаментальных и прикладных наук, испытываем авиадвигатели и их системы, а также разрабатываем нормативно-техническую документацию и проводим сертификации двигателей.

- Какие разработки института Вы хотели бы отметить?

- В настоящее время у нас достаточно много разработок, которые заслуживают внимания. Но в первую очередь я хотел бы остановиться на деталях для двигателей, при создании которых используются композиционные материалы. Они представляют собой сочетание основного и связующего материалов.

Первый называется матрицей, а второй выступает в качестве своеобразного «клея», которым «склеиваются» слои основного материала в разных направлениях. Это позволяет получить финальный материал с заданными характеристиками.

Большую часть работ институт проводит в рамках федеральных целевых программ. По сути дела мы выполняем государственный заказ.

 Справка «Росинформбюро»

Топливный элемент - электрохимическое устройство подобно гальваническому элементу, но отличается от него использованием для электрохимической реакции веществ, подаваемых извне. Топливные элементы превращают химическую энергию топлива в электрическую минуя малоэффективные процессы горения. Теоретически КПД топливных элементов могут достигать 80%.

Водородно-кислородный топливный элемент содержит протонопроводящую полимерную мембрану между электродами (угольные пластины с нанесенным катализатором) - анодом и катодом. На катализаторе анода молекулярный водород разлагается. Отрицательно заряженные электроны с анода идут во внешнюю цепь, а положительные протоны проходят через мембрану к катоду и, соединяясь с кислородом, образуют воду.

Анатолий Соколов

www.rosinform.ru

Русский беспилотник идет на мировой рекорд

Все военные беспилотники делятся на два вида: одни оснащены электродвигателями, другие – двигателями внутреннего сгорания. Электродвигатели создают меньше шума, но при этом проигрывают в длительности полета – зарядки аккумуляторных батарей хватает только на несколько часов полета. Двигатели внутреннего сгорания тоже имеют ряд «недостатков» - их можно обнаружить по шуму, который они создают, а так же по тепловому следу.

Универсальный – то есть бесшумный и «долгоиграющий» беспилотник создали российские ученые. Это изделие пока носит условное название «Инспектор-1» и им уже заинтересовались в нашем Министерстве обороны. Основная особенность нового БПЛА – водородно-воздушный топливный элемент (это разновидность электродвигателя) нового поколения российского производства.

Мировой рекорд

Летом этого года авторы проекта – сотрудники специальной лаборатории Института проблем химической физики РАН, которой руководит Юрий Добровольский, планируют установить мировой рекорд по дальности полета. По расчетам создателей «Инспектора-1», полет новейшего российского бес

«Уже проводились испытания, опытный образец отлетал 30 часов. Этой осенью беспилотник должен пролетать выше 40 часов. Полет, я надеюсь, составит от 42 до 45 часов», — рассказал ученый.

Осенью 2015 года будет осуществлен уже официальный полет, результаты которого будут зарегистрированы по всем международным правилам. И на это время ожидания российских ученых превосходят все существующие сегодня временные рамки. «Этой осенью беспилотник должен пролетать выше 40 часов. Полет, я надеюсь, составит от 42 до 45 часов», - заявил Добровольский.

Часть полета будет осуществляться в режиме планирования. Размах крыла самого летательного аппарата составляет 4,5 метра, что в разы меньше, в сравнении с зарубежными образцами подобной техники.

Секретная лаборатория

Об истории создания отечественного беспилотника нового поколения и перспективах этого уникального проекта в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» рассказал ответственный исполнитель проекта, сотрудник Института проблем химической физики РАН Алексей Левченко: «Инспектор-1» изначально разрабатывался Курчатовским институтом, и этой разработке уже 3 года, где-то 1,5 года назад беспилотником с водородным двигателем заинтересовались в российском Министерстве обороны. Этим заказом теперь занимается наш институт».

Беспилотник «Инспектор-01» является совместной разработкой Института проблем химической физики РАН, Объединенной авиастроительной корпорации и Центрального института авиационного моторостроения. В машину внедрен водородно-воздушный топливный элемент нового поколения, а также электродвигатель, который делает аппарат бесшумным и не оставляющим тепловой след.

«Исходная задача, которая была поставлена перед нами, заключалась в том, чтобы создать такой топливный элемент, который бы превосходил все существующие в мире образцы. Наш топливный элемент превосходит показатели «бензинового» в 3 раза, соответственно в разы превосходит другие электродвигатели. Но недавно перед нами была поставлена новая задача: для военных нужд нашим институтом будет создан абсолютно новый и абсолютно безопасный водородно-воздушный топливный элемент, по принципиально новой схеме. Мы рассчитываем завершить эту разработку в течение 1,5 лет», - говорит Левченко.

Водородный баллон отставить!

Принцип работы топливных элементов построен на физико-химической реакции. По сути, топливные элементы напоминают обычные свинцовые аккумуляторы. Разница в том, что КПД топливного элемента существенно выше КПД аккумулятора и составляет 45% и более.

В корпусе водородно-кислородного топливного элемента установлена мембрана, проводящая только протоны. Она разделяет две камеры с электродами - анодом и катодом. В камеру анода подведен водород, а в камеру катода кислород. Каждый электрод покрыт слоем катализатора, к примеру, платиной.

Молекулярный водород под воздействием катализатора, нанесенного на анод, теряет электроны. Протоны проводятся через мембрану к катоду, и под воздействием катализатора соединяется с электронами (поток электронов подводится извне), в результате чего образуется вода. Электроны из камеры анода уходят в электрическую цепь, подсоединенную к двигателю, то есть, на бытовом языке, образуется электрический ток, питающий электромотор.

«Частью нашей системы является газовый баллон, в который под давлением в 300 бар закачен водород. Вес баллона составляет всего несколько килограммов, но у военных, которые знакомились с образцом, возникли замечания по поводу безопасности обращения с этим баллоном. Дело в том, что он, действительно, взрывоопасен, и в случае неосторожного обращения с ним, или в случае чрезвычайной ситуации, он может взорваться.

Правда, - это должно быть очень неосторожное обращение и очень чрезвычайная ситуация. Я поясню: в ходе испытаний, один из наших беспилотников упал с высоты 200 метров, но никакого взрыва не произошло, хотя, конечно, этот случай можно считать единичным. Так вот перед нами поставили задачу создать нечто новое, и мы уже работаем над этим. Новый топливный элемент будет обходиться без баллона вообще! Его заменит химический источник водорода», - говорит ответственный исполнитель проекта.

Обратная зависимость

Замена источника водорода для топливного элемента при снижении его мощности приводит к повышению его КПД – такая вот обратная зависимость.

«При снижении мощности на 59% мы сможем увеличить коэффициент полезного действия до 70 процентов. Скорость полета при этом становится меньше, но сохраняются показатели дальности полета. Но самое главное – новый химический источник водорода не потребует применения газового баллона, другими словами – абсолютно безопасен в применении», - говорит Алексей Левченко.

Еще одним достоинством нового российского водородного топливного элемента станет уменьшение его объема в 3 раза. Это повлечет за собой уменьшение фюзеляжа беспилотного летательного аппарата, а, следовательно, сделает его менее заметным для радаров. «Если сравнивать с обычным аккумулятором, у которого удельная электроемкость составляет около 200 ватт в час на килограмм веса, то у нашего топливного элемента она составит около 500 ватт в час», - говорит изобретатель.

Достоинства и перспективы

По словам сотрудника Института проблем химической физики РАН Алексея Левченко, в США заявили о прекращении разработок для военных нужд беспилотников с водородными источниками питания: «На мой взгляд, это говорит только об одном: разработки эти не прекращены, а засекречены, в силу того, что являются самыми перспективными».

Все элементы российской разработки являются, практически, на 100% отечественного производства. Импортной составляющей пока является только один элемент, который уже производится в нашей стране, и в течение 1,5 лет должен превзойти все зарубежные аналоги.

«Лучшие западные образцы водородных топливных элементов уступают нашим по очень важному показателю. Вот, например израильские не работают при низких температурах. Мы проводили свои испытания в самом широком спектре погодных условий. Мы спокойно запускаемся при «минус» 30, и при «плюс» 35-ти градусах. В перспективе, наш топливный элемент сможет уверенно работать и при «минус» 60-ти градусах», - говорит Левченко.

Освоение Арктики, в том числе и военное, делает, таким образом, применение российского беспилотника с водородно-воздушным топливным элементом просто незаменимым.

А продолжительность полета в 40-45 часов позволит «Инспектору-1» незамеченным вылететь в темное время сток, преодолеть огромное расстояние, выполнить за день свою, например разведывательную миссию, и снова дождавшись темноты, беспрепятственно вернуться на базу.

maxpark.com

БПЛА «Инспектор-1»: на что способен уникальный беспилотник

Все военные беспилотники делятся на два вида: одни оснащены электродвигателями, другие – двигателями внутреннего сгорания. Электродвигатели создают меньше шума, но при этом проигрывают в длительности полета – зарядки аккумуляторных батарей хватает только на несколько часов полета. Двигатели внутреннего сгорания тоже имеют ряд «недостатков» — их можно обнаружить по шуму, который они создают, а так же по тепловому следу.

Универсальный – то есть бесшумный и «долгоиграющий» беспилотник создали российские ученые. Это изделие пока носит условное название «Инспектор-1» и им уже заинтересовались в нашем Министерстве обороны. Основная особенность нового БПЛА – водородно-воздушный топливный элемент (это разновидность электродвигателя) нового поколения российского производства.

Мировой рекорд

Летом этого года авторы проекта – сотрудники специальной лаборатории Института проблем химической физики РАН, которой руководит Юрий Добровольский, планируют установить мировой рекорд по дальности полета. По расчетам создателей «Инспектора-1», полет новейшего российского беспилотника должен будет составить 30 часов, но это будут, так называемые, «внутренние» испытания.

Осенью 2015 года будет осуществлен уже официальный полет, результаты которого будут зарегистрированы по всем международным правилам. И на это время ожидания российских ученых превосходят все существующие сегодня временные рамки. «Этой осенью беспилотник должен пролетать выше 40 часов. Полет, я надеюсь, составит от 42 до 45 часов», — заявил Добровольский.

Часть полета будет осуществляться в режиме планирования. Размах крыла самого летательного аппарата составляет 4,5 метра, что в разы меньше, в сравнении с зарубежными образцами подобной техники.

Секретная лаборатория

Об истории создания отечественного беспилотника нового поколения и перспективах этого уникального проекта в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» рассказал ответственный исполнитель проекта, сотрудник Института проблем химической физики РАН Алексей Левченко: «Инспектор-1» изначально разрабатывался Курчатовским институтом, и этой разработке уже 3 года, где-то 1,5 года назад беспилотником с водородным двигателем заинтересовались в российском Министерстве обороны. Этим заказом теперь занимается наш институт».

Беспилотник «Инспектор-01» является совместной разработкой Института проблем химической физики РАН, Объединенной авиастроительной корпорации и Центрального института авиационного моторостроения. В машину внедрен водородно-воздушный топливный элемент нового поколения, а также электродвигатель, который делает аппарат бесшумным и не оставляющим тепловой след.

«Исходная задача, которая была поставлена перед нами, заключалась в том, чтобы создать  такой топливный элемент, который бы превосходил все существующие в мире образцы. Наш топливный элемент превосходит показатели «бензинового» в 3 раза, соответственно в разы превосходит другие электродвигатели. Но недавно перед нами была поставлена новая задача: для военных нужд нашим институтом будет создан абсолютно новый и абсолютно безопасный водородно-воздушный топливный элемент, по принципиально новой схеме. Мы рассчитываем завершить эту разработку в течение 1,5 лет», — говорит Левченко.

Водородный  баллон отставить!

Принцип работы топливных элементов построен на физико-химической реакции. По сути, топливные элементы напоминают обычные свинцовые аккумуляторы. Разница в том, что КПД топливного элемента существенно выше КПД аккумулятора и составляет 45% и более.

В корпусе водородно-кислородного топливного элемента установлена мембрана, проводящая только протоны. Она разделяет две камеры с электродами — анодом и катодом. В камеру анода подведен водород, а в камеру катода кислород. Каждый электрод покрыт слоем катализатора, к примеру, платиной.

Молекулярный водород под воздействием катализатора, нанесенного на анод, теряет электроны. Протоны проводятся через мембрану к катоду, и под воздействием катализатора соединяется с электронами (поток электронов подводится извне), в результате чего образуется вода. Электроны из камеры анода уходят в электрическую цепь, подсоединенную к двигателю, то есть, на бытовом языке, образуется электрический ток, питающий электромотор.

«Частью нашей системы является газовый баллон, в который под давлением в 300 бар закачен водород. Вес баллона составляет всего несколько килограммов, но у военных, которые знакомились с образцом, возникли замечания по поводу безопасности обращения с этим баллоном. Дело в том, что он, действительно, взрывоопасен, и в случае неосторожного обращения с ним, или в случае чрезвычайной ситуации, он может взорваться.

Правда, —  это должно быть очень неосторожное обращение и очень чрезвычайная ситуация. Я поясню: в ходе испытаний, один из наших беспилотников упал с высоты 200 метров, но никакого взрыва не произошло, хотя, конечно, этот случай можно считать единичным. Так вот перед нами поставили задачу создать нечто новое, и мы уже работаем над этим. Новый топливный элемент будет обходиться без баллона вообще! Его заменит химический источник водорода», — говорит ответственный исполнитель проекта.

Обратная зависимость

Замена источника водорода для топливного элемента при снижении его мощности приводит к повышению его КПД – такая вот обратная зависимость.

«При снижении мощности на 59% мы сможем увеличить коэффициент полезного действия до 70 процентов. Скорость полета при этом становится меньше, но сохраняются показатели дальности полета. Но самое главное – новый химический источник водорода не потребует применения газового баллона, другими словами – абсолютно безопасен в применении», — говорит Алексей Левченко.

Еще одним достоинством нового российского водородного топливного элемента станет уменьшение его объема в 3 раза. Это повлечет за собой уменьшение фюзеляжа беспилотного летательного аппарата, а, следовательно, сделает его менее заметным для радаров. «Если сравнивать с обычным аккумулятором, у которого удельная электроемкость составляет около 200 ватт в час на килограмм веса, то у нашего топливного элемента она составит около 500 ватт в час», — говорит изобретатель.

Достоинства и перспективы

По словам сотрудника Института проблем химической физики РАН Алексея Левченко, в США заявили о прекращении разработок для военных нужд беспилотников с водородными источниками питания: «На мой взгляд, это говорит только об одном: разработки эти не прекращены, а засекречены, в силу того, что являются самыми перспективными».

Все элементы российской разработки являются, практически, на 100% отечественного производства. Импортной составляющей пока является только один элемент, который уже производится в нашей стране, и в течение 1,5 лет должен превзойти все зарубежные аналоги.

«Лучшие западные образцы водородных топливных элементов уступают нашим по очень важному показателю. Вот, например израильские не работают при низких температурах. Мы проводили свои испытания в самом широком спектре погодных условий. Мы спокойно запускаемся при «минус» 30, и при «плюс» 35-ти градусах. В перспективе, наш топливный элемент сможет уверенно работать и при «минус» 60-ти градусах», — говорит Левченко.

Освоение Арктики, в том числе и военное, делает, таким образом, применение российского беспилотника с водородно-воздушным топливным элементом просто незаменимым.

А продолжительность полета в 40-45 часов позволит «Инспектору-1» незамеченным вылететь в темное время сток, преодолеть огромное расстояние, выполнить за день свою, например  разведывательную миссию, и снова дождавшись темноты, беспрепятственно вернуться на базу.

militaryreview.ru


Смотрите также