Авиационный турбовальный двигатель Д-136. Двигатели д 136


Разработка нового двигателя ПД-12В для вертолета Ми-26

Как сообщил веб-ресурс ATO.ru, предварительные летные испытания тяжелого вертолета Ми-26 с новыми двигателями начнутся в 2023 году. Их завершение и получение одобрения на выпуск опытной партии ремоторизованных машин намечено на 2025 год, рассказал ATO.ru источник в отрасли.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 (бортовой номер "12 синий", заводской номер 34001212656, серийный номер 34-06), построенный на АО "Роствертол" для Министерства обороны России в 2017 году. Вертолет входит в состав 18-й бригады армейской авиации 11-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Восточного военного округа, дислоцированной на аэродроме Хабаровск Снимок 15.02.2018 (с)  Федор Леухин / russianplanes.net ( ссылка )

В мае этого года глава холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский говорил, что летные испытания ремоторизованных Ми-26 состоятся после 2022 г. В качестве нового двигателя на тяжелом вертолете предполагается использовать ПД-12В, создаваемый на базе газогенератора от ПД-14 (этот мотор предназначен для российского перспективного узкофюзеляжного самолета МС-21). Он заменит украинские двигатели Д-136 производства "Мотор Сич", которыми сейчас оснащаются Ми-26.

Разработка ПД-12В находится на стадии опытно-конструкторских работ (ОКР). В 2017 г. был завершен этап эскизного проектирования этого двигателя, сообщило в своем информационно-техническом бюллетене пермское подразделение корпорации "ОДК-Авиадвигатель". На сегодня определен конструктивный облик силовой установки и основные параметры, а также проведена интеграция с вертолетом. Изготовление и испытание первого опытного образца ПД-12В запланированы на 2020 г., а общее завершение ОКР – на 2025 г.

По сравнению с украинским Д-136 российский мотор обеспечит расширение условий базирования вертолета за счет больших возможностей поддержания мощности в условиях высокогорья и жаркого климата и возможности форсирования мощности до 14000 л. с. Ожидается, что ремоторизация Ми-26 увеличит дальность полета с полезной загрузкой и уменьшит эксплуатационные расходы за счет улучшенных технических характеристик и снижения затрат на ТО. Несмотря на больший вес ПД-12В по сравнению с Д-136 новый двигатель будет экономичнее украинского аналога.

Как ранее сообщалось, ПД-12В также может быть установлен на российско-китайский тяжелый транспортный вертолет Advanced Heavy Lift (AHL).

Работы по ремоторизации Ми-26 инициированы российскими военными. Однако 17 машин этого типа сегодня в России эксплуатируют коммерческие операторы. Самые большие парки Ми-26Т у операторов "ЮТэйр — Вертолетные услуги" (6 ВС), "Абакан Эйр" (4 ВС) и "СКОЛ" (3 ВС). По одному такому вертолету числится в сертификатах авиакомпаний "Алроса" и "ПАНХ", а также 2-го Архангельского объединенного авиаотряда и Московского авиационного центра.

bmpd.livejournal.com

Авиационный турбовальный двигатель Д-136 - Авиационный Портал

Технические характеристикиМощность на максимальном режиме: 11400 л.с.Мощность на крейсерском режиме: 8500 л.с.Мощность на взлетном режиме: 10000 л.с.Удельный расход топлива на взлетном режиме: 0,198 кг/л.с.ч.Расход воздуха на взлетном режиме:36,0 кг/сТемпература газов максимальная на взлетном режиме: 1478°KТемпература газов максимальная: 1516°KОбороты свободной турбины: 8300 об/минМасса двигателя: 1050 кг

Габариты: – длина: 3964 мм – ширина: 1670 мм

Пименяется на вертолетах Ми-26, Ми-26Т

Серийное производство начато в 1982г.

Конструкторское бюро — разработчик: ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко».

Завод-изготовитель: ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье).

История создания и использованияРазработка турбовального двигателя Д-136 для вертолёта Ми-26 началась в ЗМКБ "Прогресс" в 1972 году под руководством главного конструктора Ф.М.Муравченко. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор В.А.Лотарёв. За основу конструкции был взят двухконтурный турбореактивный двигатель Д-36. Применение модульно-блочной конструкции со средствами обнаружения неисправностей и отказов на ранней стадии позволяли облегчить ремонт и обслуживание двигателя. Серийное производство организовано на Запорожском ПО "Моторостроитель" в 1982 году.

Д-136 выполнен по трёхвальной схеме. Состоит из осевого двухкаскадного 13-ступенчатого компрессора, промежуточного корпуса, кольцевой камеры сгорания, 2 ступеней турбин компрессоров, двухступенчатой свободной турбины и выхлопного устройства. Конструкция модульная. Всего 9 модулей (из них 5 идентичны соответствующим модулям Д-36): ведущий вал, выхлопная труба, свободная турбина, ротор турбины низкого давления, корпус опор турбин, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, корпус промежуточный с компрессором высокого давления, компрессор низкого давления. Запуск двигателя производится с помощью воздушного стартера. Имеется гидромеханический регулятор скорости вращения турбины, электронная система управления температурой газа, электронная система управления скоростью ротора свободной турбины и газогенератора, воздушный фильтр. На вертолёте устанавливается также синхронизатор мощности обоих двигателей. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

В настоящее время Д-136 является самым мощным турбовальным двигателем в мире. За его создание Ф.М.Муравченко удостоен Государственной премии СССР.

Д-136 – турбовальный авиадвигатель модульной конструкции со свободной турбиной.

Главными достоинствами Д-136 являются:— низкий удельный расход топлива; — высокая надёжность; — высокая мощность; — простота и технологичность обслуживания, высокаяремонтопригодность;— малый удельный вес

 

В настоящее время в эксплуатации находится свыше 470 авиадвигателей Д-136.

avia.biz.ua

Двигатель Д-136 Крылья сверхдержавы - Москва «ЯУЗА»

Важной вехой в жизни ЗМКБ «Прогресс» стало создание в начале семидесятых годов турбовентиляторных двигателей. Наиболее типичный из них — Д-36. ОН поднимает в небо самолеты Як-42, Як-42Д, Як-42-100, Як-142, Ан-72, Ан-74.

Двигатель Д-36 — трехвальной схемы, с одноступенчатым сверхзвуковым вентилятором, шестиступенчатым околозвуковым компрессором низкого давления и семиступенчатым дозвуковым компрессором высокого давления. Степень двухкоитурности двигателя равна 5,34. Взлетная тяга — 6500 кг. Двигатель высокоэкономичен — на крейсерском режиме имеет расход всего 0,64—0,65 килограмма топлива на один килограмм тяги в час. Некоторые конструктивные решения сделали его малошумным.

Масса двигателя — 1100 кг, длина двигателя — 3324 мм, ширина двигателя — 1541 мм, высота двигателя — 1711 мм. Расход воздуха — 253 кг/сек.

Объединенными усилиями конструкторов Запорожского ОАО «Мотор Сич» и ЗМКБ «Прогресс» создаются очередные модификации ТРДД Д-36 серий 4А, 5А и 5АФ.

Их важнейшими особенностями будут повышенная высотность крейсерского режима и наличие реверса во втором контуре. Кроме того, двигатели серии 5АФ имеют чрезвычайный режим с увеличенной до 7100 кг тягой при температуре +30Т.

В 2001 г. в эксплуатации находилось более 800 двигателей семейства Д-36.

Одновременно с Д-36 в середине семидесятых годов создавался турбовальный двигатель Д-136 для тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т. Мощность — Д-136 на максимальном взлетном режиме — 11 500 л.с., на номинальном — 8500 л.с., на крейсерском — 6100 л.с.

Двигатель Д-136 выполнен по схеме двухвального осевого двухкаскадного компрессора с тринадцатью ступенями.

Применение двухкаскадного компрессора позволило: достичь высокого коэффициента полезного действия; обеспечить необходимые запасы газодинамической устойчивости компрессора; осуществлять запуск двигателя пусковым устройством малой мощности.

Основные узлы двигателя: компрессор, промежуточный корпус с приводами агрегатов, камера сгорания, турбина, выходной тракт.

К 2001 году в эксплуатации находилось около 500 двигателей Д-136.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ Д-136

Тип двигателя

Начало серийного производства, год Мощность, л.с. Масса, кг

Габаритные размеры, м:

Турбовальный

1982 11 500 1050

Расход воздуха, кг/сек Степень повышения давления Температура газа перед турбиной, ° К Применение (летательные аппараты)

-длина

-ширина

высота

3,964

1,67

1,161

35,5

18,4

1516 Ми-26, Ми-26Т

biblo-ok.ru

definition of Д-136 and synonyms of Д-136 (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Д-136 — авиационный турбовальный двигатель, разработанный в 70-х в ЗМКБ «Прогресс» на базе ТРДД Д-36. Серийно выпускается с 1982 года на ЗПО "Моторостроитель" ныне ОАО "Мотор Сич".

Носители

Двигатель предназначался для вертолёта Ми-26.

Технические характеристики

Технические характеристики двигателя Д-136
Мощность на взлётном режиме:11400 л. с.[1]
Удельный расход топлива:[2]0,198 кг/л.с.·час
Степень повышения давления в компрессоре:18,4
Макс. расход воздуха:36 кг/с
Макс. температура перед турбиной:1516 К
Длина:3715 мм
Ширина:1382 мм
Высота:1124 мм
Сухая масса:1077 кг
Назначенный ресурс:3000 часов

Конструкция

Д-136 - двухкаскадный трёхвальный ГТД с силовой турбиной. Двигатель имеет модульную конструкцию, 5 из 10 его модулей взаимозаменяемы с аналогичными модулями Д-36. Осевой компрессор имеет 6 и 7 ступеней в каскадах низкого и высокого давлений, соответственно. Его конструкция аналогична компрессору двигателя Д-36, за исключением промежуточного корпуса между каскадами низкого и высокого давления. Камера сгорания - кольцевая. Турбины компрессора - осевые одноступенчатые, силовая турбина - осевая двухступенчатая с охлаждаемыми лопатками. Крутящий момент от ротора силовой турбины через задний вал передаётся на редуктор винта. Вспомогательные агрегаты двигателя установлены на коробках приводов, расположенных сверху и снизу промежуточного корпуса с приводом от вала турбины высокого давления.

Модификации

История создания и использования

Разработка турбовального двигателя Д-136 для вертолёта Ми-26 началась в ЗМКБ "Прогресс" в 1972 году под руководством главного конструктора Ф.М.Муравченко. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор В.А.Лотарёв. За основу конструкции был взят двухконтурный турбореактивный двигатель Д-36. Применение модульно-блочной конструкции со средствами обнаружения неисправностей и отказов на ранней стадии позволяли облегчить ремонт и обслуживание двигателя. Серийное производство организовано на Запорожском ПО "Моторостроитель" в 1982 году.

Д-136 выполнен по трёхвальной схеме. Состоит из осевого двухкаскадного 13-ступенчатого компрессора, промежуточного корпуса, кольцевой камеры сгорания, 2 ступеней турбин компрессоров, двухступенчатой свободной турбины и выхлопного устройства. Конструкция модульная. Всего 9 модулей (из них 5 идентичны соответствующим модулям Д-36): ведущий вал, выхлопная труба, свободная турбина, ротор турбины низкого давления, корпус опор турбин, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, корпус промежуточный с компрессором высокого давления, компрессор низкого давления. Запуск двигателя производится с помощью воздушного стартера. Имеется гидромеханический регулятор скорости вращения турбины, электронная система управления температурой газа, электронная система управления скоростью ротора свободной турбины и газогенератора, воздушный фильтр. На вертолёте устанавливается также синхронизатор мощности обоих двигателей. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

В настоящее время Д-136 является самым мощным турбовальным двигателем в мире. За его создание Ф.М.Муравченко удостоен Государственной премии СССР.

Главными достоинствами Д-136 являются:- низкий удельный расход топлива; - высокая надёжность; - высокая мощность; - простота и технологичность обслуживания, высокая ремонтопригодность;- малый удельный вес

В настоящее время в эксплуатации находится свыше 470 авиадвигателей Д-136.

Примечания

  1. ↑ При Н=0, V=0, МСА
  2. ↑ На взлётном режиме

Ссылки

dictionary.sensagent.com

Д-136

Разработка турбовального двигателя Д-136 для вертолёта Ми-26 началась в ЗМКБ "Прогресс" в 1972 году под руководством главного конструктора Ф.М.Муравченко. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор В.А.Лотарёв. За основу конструкции был взят двухконтурный турбореактивный двигатель Д-36. Применение модульно-блочной конструкции со средствами обнаружения неисправностей и отказов на ранней стадии позволяли облегчить ремонт и обслуживание двигателя. Серийное производство организовано на Запорожском ПО "Моторостроитель" в 1982 году.

Д-136 выполнен по трёхвальной схеме. Состоит из осевого двухкаскадного 13-ступенчатого компрессора, промежуточного корпуса, кольцевой камеры сгорания, 2 ступеней турбин компрессоров, двухступенчатой свободной турбины и выхлопного устройства. Конструкция модульная. Всего 9 модулей (из них 5 идентичны соответствующим модулям Д-36): ведущий вал, выхлопная труба, свободная турбина, ротор турбины низкого давления, корпус опор турбин, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, корпус промежуточный с компрессором высокого давления, компрессор низкого давления. Запуск двигателя производится с помощью воздушного стартера. Имеется гидромеханический регулятор скорости вращения турбины, электронная система управления температурой газа, электронная система управления скоростью ротора свободной турбины и газогенератора, воздушный фильтр. На вертолёте устанавливается также синхронизатор мощности обоих двигателей. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

В настоящее время Д-136 является самым мощным турбовальным двигателем в мире. За его создание Ф.М.Муравченко удостоен Государственной премии СССР.

Серийное производство Д-136 продолжается. К настоящему времени изготовлено 470 двигателей. Капитальный ремонт осуществляется на 695 АРЗ (г. Арамиль).

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина ширина высота

3964 1670 1160
Масса сухая, кг 1050
Расход воздуха через компрессор, кг/с 36,0
Температура газа перед турбиной, °C:

на взлётном режиме максимальная

1105 1243
Мощность, э.л.с.:

взлётная максимальная продолжительная на чрезвычайном режиме

10000 8500 11400
Удельный расход топлива, кг/э.л.с.·ч.:

на взлётном режиме на крейсерском режиме

0,198 0,206
Частота вращения ротора свободной турбины, об/мин. 8300

Литература

  1. Богуслаев В. 85 лет на службе авиации. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 14-17.
  2. Братунец В. Вертолёт-гигант Ми-26. Силовая установка. // Крылья Родины. - 1985. - №6. - С. 22-23.
  3. Колесников В.И. 50 лет "Прогресса". // Авиация и Время. - 1995. - №3. - С. 14-15.

aviaros.narod.ru

ПД-12В вытесняет украинский Д-136: Ми-26 получит российский двигатель

Информационный портал «Интерфакс» со ссылкой на источник в отечественной двигателестроительной отрасли сообщает, что крупнейший в мире серийный транспортный вертолет Ми-26 до 2025-го года получит российские силовые установки.

По словам собеседника агентства, еще в прошлом году российские специалисты разработали эскиз двигателя ПД-12В, который призван заменить украинский Д-136 на легендарной машине Ми-26. Согласно планам, все опытно-конструкторские работы в рамках этой программы импортозамещения должны быть закончены до 2025-го года.

В нынешнем году инженеры завершат технический проект ПД-12В, а также подготовят всю конструкторскую документацию по оснащению Ми-26 новой силовой установкой. Ожидается, что первый опытный образец агрегата будет создан в 2020-м году, поэтому вполне возможно, что уже в 2023-м году начнется программа летных и наземных испытаний вертолета с ПД-12В, после завершения которых двигатель отправится на конвейер.

Данный проект реализуется на основе турбокомпрессора перспективного авиадвигателя ПД-14, но с применением новейших технологических решений и материалов. По словам эксперта, новая силовая установка будет превосходить иностранные аналоги не только по мощности, но и по ресурсу. ПД-12В призван улучшить ЛТХ Ми-26, в частности, практический потолок вертолета будет обновлен.

Автор: Сергей Игнатьев

politros.com