Двигатели катер


Типы и особенности движителей катеров

  Движитель катера преобразует работу двигателя в работу по преодолению сил сопротивления воды движению судна.  На моторных и водкомоторных судах как правило используются винты постоянного шага.  Преимущества винтов постоянного шага - высокий КПД, небольшая масса, компактность, простота.  Винты бывают правого и левого вращения.

Гребной винт

  Действие гребного винта основано на принципе гидродинамического крыла. Лопасти винта в поперечном сечении имеют профиль, напоминающий сечение крыла. Винт располагается на ступице мотора так, что задняя поверхность составляет с вектором суммарной скорости набегающего потока угол атаки. Поэтому при вращении винта на задней поверхности лопасти (нагнетающей), создается повышенное давление воды, а не передней лопасти (засасывающей) - разрежение. В результате разности давления на лопасти, возникает сила Y. Разложив ее на составляющие P (создает упор гребного винта, который движет катер) и T (создает крутящий момент, который преодолевает двигатель, чтобы вращать винт и двигать катер).   Упор гребного винта зависит не столько от площади лопасти, сколько от угла атаки, профиля сечения и длины лопасти.  Основными характеристиками гребного винта являются:  – диаметр;  – шаг;  – шаговое и дисковое отношение.

  Диаметр винта - диаметр наружной окружности нарисованный наиболее удаленной точкой кромки лопасти.  Шаг гребного винта - если бы винт ввинчивался в воду как болт в гайку, то за один оборот катер бы прошел расстояние, равное шагу винта. Но находясь в воде, винт вместе с катером продвигается не на шаг H, а из-за проскальзывания в воде на меньшее расстояние, называемое поступью.  Разность между шагом винта и поступью называется проскальзыванием (скольжением) винта, которое выражается в %. Максимальное проскальзывание у катера, пришвартованного с включенной передачей, когда винт крутится, а хода нет.  От диаметра и шага винта зависит возможность наиболее полного использования мощности лодочного мотора, а следовательно и достижение катером максимальной скорости.

  Если шаг винта или диаметр будут велики для данного мотора, винт будет пытаться отбрасывать назад слишком большое количество воды, не имея для этого достаточной мощности двигателя, при этом двигатель катера не сможет развить максимальных оборотов. Это случай, когда винт - тяжелый.

  Если же шаг мал, двигатель легко будет вращать винт, в этом случае катер тоже не достигнет максимальной скорости, двигатель будет на максимальном газу развивать обороты выше рекомендованных.  Такой винт считается легким для катера.

  Шаговое отношение - величина, полученная при делении шага винта на его диаметр H/D.  Для легких лодок и быстроходных катеров необходимы винты с бОльшимшагом или шаговым отношением, а для тяжелых и тихоходных - с меньшим.   Дисковое отношение винта - отношение площади лопастей к площади круга, с диаметром, равным диаметру винта. Для обычных катеров со стационарными моторами дисковое отношение обычно не превышает 0,6; у винтов подвесных моторов 0,3-0,45.  Для быстроходных катеров оснащенных кавитирующими частично погруженными винтами это отношение лежит в пределах 0,8-1,2.  Шероховатость поверхности лопасти винта значительно увеличивает потери на трение и снижает КПД винта, особенно это заметно на скоростных катерах.

Водометные движители

  Этот тип движителей основан на реактивном действии выбрасываемой под большим напором струи воды. Катера, оборудованные водометами удобны в эксплуатации на мелководных водоемах, так как отсутствие гребного винта исключает его повреждение о грунт или подводные препятствия.   Водометный движитель по существу является пропеллерным насосом, расположенным в короткой трубе. Засасываемая вода выбрасывается в кормовой части судна, чем создается движущая сила. Для заднего хода выбрасываемую струю приходится реверсировать, направляя ее в обратную сторону.  КПД водометного движителя ниже катера, оборудованного винтом на 20-40%

Валопровод катера

  Валопровод катера состоит из гребного вала с гребным винтом, дейдвуда и подшипников гребного вала.  В зависимости от места расположения двигателя различают валопроводы: наклонный, угловой и вертикальный.  Примером вертикального валопровода могут служить валопроводы всех подвесных моторов.  Упор гребного винта передается на корпус катера через гребной вал. В связи с тем, что валопровод работает в тяжелых условиях, необходимо регулярно проверят соосность (центровку) гребного вала с валом разобщительной муфты или реверс-редуктора.  Так же отрицательное влияние оказывает недостаточная балансировка винта, тем более если винт имеет поврежденные лопасти.

Угловая поворотная колонка

  Преимущества катеров с угловыми колонками перед катерами оборудованными валопроводом неоспоримы.  Двигатель, оборудованный угловой колонкой, располагается у транца в специальном моторном отсеке и занимает минимум полезной площади катера.  Возможность откидывания колонки позволяет эксплуатировать катер на мелководье.  Количество выступающих деталей у колонки меньше, чем у наклонного валопровода, что увеличивает КПД двигателя и повышает скорость катера.

Частично погруженые винты (ЧПВ)

  Первый привод был разработан и испытан спортсменом Ховардом Арнесоном на гоночном катере. Он же дал название данному приводу – Surface Drive (поверхностный привод), которое используется по сей день.

  Главное преимущество частично погруженного винта на катере - отсутствие гидродинамического сопротивления выступающих частей – гребного вала, кронштейнов или корпуса редуктора, а так же отсутствие дополнительных потерь мощности в зубчатой передаче. Так же повышается эффективность кавитирующего гребного винта за счет вентиляции полостей (каверн) с пониженным давлением, которые образуются на засасывающей стороне лопастей при высокой скорости вращения.  При работе ЧПВ в воде оказывается погруженным только 40-60% диаметра винта, что требуют применения винтов специальной геометрии.

  На катере с ЧПВ в контакт с водой входят только часть поверхности лопастей и небольшой плавник – защитная шпора. Таким образом устраняется гидродинамическое сопротивление формы и трения вала, ступицы винта и кронштейна.

  Поворот обеспечивается изменением направления тяги (вправо-влево на 40°) для управления катером по курсу, а не созданием отклоняющего усилия на пере руля - это улучшает управляемость. Привод Арнесона регулируется так же по вертикали (вверх или вниз на 7°), что позволяет изменять дифферент катера.

  Не малое значение, имеет то, что привод выносится за корму судна и крепится прямо к транцу.  Как правило - конструкторы прикрывают эти работающие “в воздухе” винты платформой для ныряния, или специальными кожухами, чтобы уменьшить опасность для купающихся и исключить поломки при швартовках.

 

www.vodkomotornik.ru

Катера с подвесными моторами – продажа онлайн

Экономика, экология и не только...

Во второй половине XX столетия задачи, решаемые производителями двигателей внутреннего сгорания (ДВС), резко усложнились. С одной стороны, устремились вверх цены на жидкое топливо, а значит, как никогда актуальным стало повышение экономичности ДВС. С другой – гораздо большее внимания начало уделяться вопросам экологии. Одним из ответов на вызовы времени стало постепенное вытеснение классических карбюраторных двигателей двигателями с инжекторной подачей топлива, преимуществами которых являются снижение расхода горючего и эмиссии выпускных газов.

Но одними лишь экономическими и экологическими аспектами требования к двигателям катеров и лодок не ограничиваются.

Моторы для катеров по-прежнему должны:

  • обеспечивать достаточный крутящий момент не только на высоких, но и низких оборотах;
  • иметь хорошую приемистость;
  • быть компактными и не слишком тяжелыми.

Еще одно необходимое условие – надежность, т.е. стабильная и безотказная работа на протяжении длительного периода времени зачастую в не самых благоприятных условиях. А для этого катерам с подвесными моторами необходимо иметь эффективную антикоррозийную защиту (в т. ч. от соленой и загрязненной воды) и стойко переносить воздействие ультрафиолетовых лучей.

Кроме того, мотор для катера должен быть простым в эксплуатации (как в обслуживании, так и в управлении), неприхотливым, легко запускаться, работать с низким уровнем шума. У нас в продаже – катера с моторами, которые отвечают самым строгим требованиям. В частности, компания «Сильвер» предлагает катера с двумя моторами.

Раньше автомобиля

Двигатели внутреннего сгорания начали устанавливать на катера в последней четверти XIX столетия, раньше, чем на автомобили. В 1886 г. Г. Даймлер снарядил катер, длиной 6 и шириной 1,5 м, разработанным им совместно с К. Бенцем двигателем, мощностью 2 л. с. В 1900 г. первый «бензиновый» катер отечественного производства спущен на воду в России. Уже следующий, 1901 г., был отмечен появлением в Санкт-Петербурге большого количества моторных лодок.

Примерно в те же годы промышленность освоила выпуск подвесных лодочных моторов. Интересно, что примерно в этот период времени началось использование лодочных электродвигателей, и был установлен на катер дизель.

Двигатели внутреннего сгорания: сходства и различия

Двигатели внутреннего сгорания можно классифицировать по различным признакам. Говоря об их использовании на катерах с подвесными моторами, наиболее важным представляется деление ДВС на:

  • стационарные и подвесные;
  • бензиновые и дизельные;
  • 2-тактные и 4-тактные;
  • стационарные и подвесные.

Выбор, сделанный в пользу стационарного или подвесного двигателя, в значительной степени влияет на внешний вид катера. Налицо почти линейная закономерность: чем меньше и легче катер (лодка), тем более слабыми конкурентами для подвесных моторов являются стационарные моторы для катеров.

Для новых катеров, длина которых не превышает 6-7 метров, в большинстве случаев предпочтительнее подвесные двигатели. Если катер длиннее – появляется повод задуматься об установке стационарного двигателя. В «пограничном» диапазоне «возможны варианты», и производитель оставляет за покупателем право выбора.

Катера с подвесными моторами – купить онлайн

В компании «Сильвер» можно купить катера с подвесным мотором Eagle Cabin 650 и Eagle Star Cabin 650 (длина обоих – 650 см; ширина – 240 см; вес – 970-990 кг), которые могут комплектоваться как подвесными, так и стационарными моторами (и не только бензиновыми, но и дизельным – MerCruiser 1,7, мощностью 120 л/с), а также катера с двумя моторами. С дизельным стационарным двигателем Volvo Penta D3 мощностью 220 л/с может поставляться катер Condor Star Cabin 730 (такая модель носит название Condor Star Cabin 730 ST), а со стационарным дизельным двигателем Volvo Penta D4 мощностью 300 л.с. – катер NorthSilver PRO 920 St.

Достоинствами стационарных моторов для катеров являются лучшая защищенность от механических повреждений и попадания воды (прямое следствие их расположения внутри корпуса судна), низкий уровень шума и свободная корма катера.

Зато подвесному мотору не потребуется отдельный отсек; он занимает минимум места, что особенно актуально для катеров с небольшими габаритами. Подвесной двигатель можно ставить и снимать с судна («легкость» этого процесса определяется его массой), что упрощает транспортировку и хранение.

- бензиновые и дизельные

«Традиционными» преимуществами бензиновых двигателей являются низкая стоимость и простота обслуживания. Зато у дизельных – более высокий моторесурс, и поэтому они меньше потеряют в цене при реализации на вторичном рынке. Дизель пожаробезопасен и отличается прогнозируемым расходом топлива (поэтому дизельные катера несколько более экономичны).

- 2-тактные и 4-тактные

Первые дешевле, проще (и конструктивно, и в эксплуатации), компактней, имеют меньший вес (при одинаковой мощности «2-тактник» примерно на 30 % легче «4-тактника» того же производителя), быстро набирают обороты, менее требовательны к качеству топлива.

У 4-тактных моторов для катеров выше ресурс; ниже токсичность отработанных газов; они на 30-40 % экономичней; работают тише и более стабильно (за счет высокого крутящего момента) на холостых и низких оборотах.

Лодки, катера, моторы: гонка высоких технологий

Производство моторов для катеров – высокотехнологичная отрасль машиностроения. Чтобы оставаться конкурентоспособными и сохранять высокий потребительский спрос на свою продукцию, ведущие компании ежегодно обновляют и расширяют модельный ряд, совершенствуют материалы и технологии, инвестируют значительные средства в исследовательские и проектные работы. Продажа катеров с мотором «Сильвер» - не исключение.

Многие из них являются подразделениями многопрофильных корпораций, что позволяет им интегрировать в производство моторов для катеров достижения других отраслей, что только усиливает эффект применяемых инноваций. В последние годы реализовано большое количество технических решений, способствовавших кардинальному улучшению всех характеристик моторов для катеров.

Разработанная инженерами Suzuki система контроля подачи топлива (Lean Burn Fuel Control System), исходя из прогноза оптимального в зависимости от условий эксплуатации расхода топлива, обеспечивает работу двигателя при чрезвычайно низком соотношении «воздух-топливо», и, как следствие этого, высокую эффективность сгорания топлива. Контроль расхода горючего для оптимизации ускорения и повышения экономичности гарантирует разработка компании Honda – система ECOmo.

Большое внимание производители уделяют антикоррозийной защите. Так, корпуса лодочных моторов Parsun покрыты двумя слоями специальной грунтовки и тремя слоями эмали. Интенсивному многоступенчатому процессу нанесения покрытий, служащих надежной преградой для УФ-лучей и соленой воды, подвергается каждый мотор Honda.

Один из важнейших приоритетов конструкторов – надежность. Для ее обеспечения моторы Honda, например, комплектуются полным набором защитных систем, включая опции аварийного оповещения о перегреве и давлении масла.

В числе своих «ноу-хау» инженеры компании Suzuki называют систему ограничения наклона, служащую для предотвращения повреждения судна, в результате наклона мотора свыше установленного предела.

А изначально разработанная для гоночных болидов фирменная система изменяемых фаз газораспределения Honda VTEC, благодаря наличию двойного распредвала, оптимизирующего работу клапанов, позволяет двигателю развивать наибольшую мощность, как на высоких, так и на низких оборотах.

Ведущие производители моторов для катеров занимаются не только решением технических вопросов, но и кропотливой работой по организации эффективного послепродажного обслуживания оборудования, включая выполнение долгосрочных гарантийных обязательств, своевременные поставки запасных частей, информационную поддержку. Полноценный сервис опирается на глобальную сеть центров технической поддержки с собственными складами, хорошо оборудованными производственными мощностями и квалифицированным персоналом.

Лучшие моторы для лучших катеров

Для комплектации своей продукции компания «Сильвер» использует двигатели для катеров Honda, Suzuki, Parsun, Mercury. Поэтому у нас можно подобрать действительно надежный катер с подвесным мотором, купить который вы сможете с любым из перечисленных двигателей.

Созданная в Японии в первые послевоенные годы компания Honda обладает уникальным опытом в моторостроении. Заметный сегмент ее ассортимента – моторы для катеров малой (2,3-15 л. с.) средней (20-60 л. с.) и большой (90-250 л. с.) мощности. Все двигатели, начиная с моделей мощностью в 40 л. с., оснащены инжектором, применение которого служит залогом их экономичности и экологичности.

Компания Suzuki Marine (подразделение основанной в 1909 году всемирно известной Suzuki Motor Corporation) изготавливает современные модели моторов для катеров мощностью от 2,5 до 300 л. с.

Parsun (полное название – Suzhou Parsun Power Marine Co.,Ltd.) – одна из наиболее успешных фирм по производству подвесных лодочных моторов. Создана в 2002 г., недалеко от Шанхая (Китай). Производит линейку подвесных лодочных моторов, насчитывающую более сорока моделей малой и средней мощности (от 2,6 до 40 л. с.). Моторы Parsun успешно продаются в Европе, но главным зарубежным рынком сбыта для них являются США и Канада.

Mercury Marine, фирма из Северной Америки – один из крупнейших производителей многоцелевых универсальных подвесных моторов, лодок, катеров, аксессуаров, запасных частей. Выпускает моторы для катеров мощностью от 2,5 до 225 л. с.

Даже без обращения к ставшим уже штампом сравнениям двигателя, например, с сердцем, его значение для самоходного судна очевидно. От двигателя во многом зависят возможности, цена, эксплуатационные расходы катеров и моторных лодок. Правильно подобранный двигатель умножает достоинства их конструкций и механизмов, позволяет полнее учесть запросы всех категорий пользователей.

Вот почему, уже более ста лет моторы для катеров и лодок остаются в центре внимания судостроителей, моряков, рыбаков и всех, для кого отдых на воде – лучший вид досуга. 

www.silverboats.ru

Моторный катер «MISS GEICO» самое быстрое судно на планете

 

Самое скоростное и зрелищное водное шоу - морские гонки на моторных катерах, которые ежегодно проходят в городе Сарасота, штат Флорида. Но это не просто моторные катера, а самые экстремальные водные машины. Они быстрые и мощные. И это невероятно опасный вид спорта. Предельные скорости не часто увидишь на воде. В гонках ставки высоки. Моторные катера глиссируют на скорости 300 км/час. На таких скоростях аварии приводят к разрушениям и жертвам, но это не останавливает от проверки на прочность себя и водной машины.

Одним из самых быстрых моторных катеров является судно под названием «MISS GEICO». Это моторный катер класса «экстрим». Он похож больше на самолет чем на катер. Это морское судно, состоящее из двух аэродинамических корпусов, соединенных между собой. Сверху находится изолированная кабина, которая защищает экипаж. Винты создают 24000 оборота в минуту, располагаются в корме каждого корпуса и толкают ракетный катер сквозь воду. Руль расположен между тягами. При постройке моторного катера в качестве эксперимента было установлено два турбореактивных двигателя. Результат был шокирующим - гоночный катер легко разогнался до невероятной скорости. Ускорение происходило в двое быстрее ускорения свободного падения. Стоимость моторного катера 1,5 миллиона долларов США.

 

моторный катер «Miss Geico»

Турбина работает следующим образом. Вращающиеся лопатки компрессора всасывают воздух и сжимают его до состояния в 240 раз превышающее нормальное. Инжекторы впрыскивают топливо, а свечи воспламеняют смесь. Выхлопные газы устремляются назад, заставляя вращаться турбину, которая в свою очередь приводит в движение компрессор.

Турбина вырабатывает огромное количество энергии, используя совсем не много деталей.  Все они вращаются в одном направлении вокруг одного вала. Турбодвигатели моторного катера «MISS GEICO» долговечны и носят испытательный характер. Конструкция проста, эффективна и элегантна, но не каждому по карману. Стоимость одной турбины 250000 долларов США.

 

моторный катер «Miss Geico»

Турбина производит гигантский крутящий момент. Но главный враг ее соленая вода, надо немного, чтобы двигатель остановился. Соль кристаллизуется на лопатках, что приводит к остановке двигателя, а впоследствии к возгоранию. Ремонт катеров с такими типами двигателей очень дорогостоящее занятие, но цель оправдывает средства.

Управление моторным катером на такой скорости требует определенных навыков и умений экипажа. Задача капитана судна обеспечить скольжение водной машины по поверхности воды. Нельзя держать большую часть корпуса под водой, так как это приведет к увеличению сопротивления и потери скорости. Этот процесс называется глиссирование на воздушной подушке. Когда моторный катер набирает скорость, воздух, нагнетаемый в межкорпусной туннель, выдавливает судно из воды. При сильном волнении морской катер может пролететь расстояние равное длине футбольного поля, перелетая с одного гребня волны на другой. Пилот удерживает водную машину в горизонтальном положении, регулируя угол наклона корпуса и угол наклона винтов под водой. Если воздушный поток подхватит судно на скорости 80 узлов - это может привести к катастрофе. Пилоты моторных  катеров одеты в шлем-маски с подачей кислорода, как у летчиков.

 

моторный катер «Miss Geico» на трейлере

 

борьба моторных катеров

В американском городе Сарасота проходит ежегодный фестиваль моторных катеров, где показывают свои шедевры конструктора и команды. Их встречают как звезд, так как зрелище захватывающее и долгожданное. Для участников гонка на моторных катерах крупнейшая в мире, участие в ней - это уже достижение. Секретом выигрыша является поиск уязвимого места соперника.

 

модели моторных катеров

моторный катер «CINTRON» с поршневым двигателем мощностью 1400 л. с. моторный катер «SELECT» постоянный конкурент «MISS GEICO»

 

У каждой команды есть наблюдатели отслеживающие навигационную обстановку в районе гонок. Они на вертолете следуют за моторным катером и докладывают обстановку. Наблюдатели - «глаза» моторного катера «Miss Geico». На борту вертолета также находятся два спасателя - водолаза на непредвиденный случай.

 

начало гонки

 

моторный катер «GEICO»

Тысячи зрителей собираются на побережье, чтобы насладиться звуками мощи и скорости. Класс морских катеров не ограничен в объемах и типах двигателя. Гонка проходит на 10 км дистанции, которая имеет опасный участок: 45-ти градусный угол поворота. Проехать нужно десять «кругов». Накануне гонок каждому моторному катеру дается четырехчасовой пробный заезд. Во время  соревнований очень часто возникают неполадки в двигателях из-за перегрева и морской воды.

 

Иногда для победы необходимо выйти за пределы возможности человека и машины. Высокий уровень технологий, чистая скорость и элегантный вид делает моторный катер «MISS GEICO», бесспорно, самым быстрым судном на планете.

 

моторные катера фото

 катер «Stihl» 

 

такой скоростной катер можно уже приобрести в США

 

моторный катер «CRC»

 

моторный катер «Hoters»

 

винты моторного катера «Miss Geico»

 

Технические данные моторного катера «MISS GEICO»:Длина - 11 м;Вес - 6 тонн;Силовая установка - два турбореактивных двигателя;Мощность - 4000 л. с.;Скорость - 160 узлов;Экипаж - 2 человека;

korabley.net

Катера и Лодки Клуб г. Истра

Добро пожаловать на сайте истринского клуба "Катера и Лодки"

По интересующим вопросам пишите на наш email lodkikatera.narod.ru

Since  1973 Основан

Разработка и поддержка: Web[i]stra

 

 

 

 

 

По своей природе современный подвесной мотор предназначен для легкой лодки и большой скорости. Гребной винт мотора характеризуется некрупным диаметром и высокой частотой вращения, что обусловливает значительную скорость. На тяжелых иодках с малой скоростью подвесные моторы работают с низким <. п. д. гребного винта. Хотя промышленность поставляет гребные зинты, предназначенные для такой службы, все же частота вращения винта обычного подвесного мотора всегда значительно выше, гем та, при той в случае умеренной скорости достигается дей-ггвительно высокий к. п. д. Для иллюстрации этого положения приведем пример. На 12-метровом туристском катере были установ-тены три подвесных мотора мощностью по 80 л. с. По внешнему зиду катер не отличался от катеров обычной постройки. В середине юзвышалась рулевая рубка, под той расположились бы два >бычных стационарных катерных двигателя; но это место осталось 1устым. На корме было сделано очень низкое широкое углубление моторная ниша), где рядом находились все три подвесных мотора. Вплотную к ним под банкой были встроены топливные баки для :мешанного с маслом бензина. Владелец катера радовался, глядя ia 240-сильную установку, ощущая громкий шум работавших [вигателей и их вибрацию. Случай был столь исключительным, что 1авод по изготовлению подвесных моторов экстренно послал своего представителя посмотреть на такое чудо.. В действительности это была прискорбная неудача!

Во-первых, судно не развило большой скорости, той оно достигло бы с равным по мощности стационарным двигателем. Во-вторых, расход топлива увеличился более чем вдвое; кроме того, топливо было смешанным, с важным количеством масляных добавок, что повысило его стоимость. В-третьих, за широким транцем катера на ходу оставалось огромное облако выхлопных газов, так что моторы частично снова засасывали собственный углекислый газ и поэтому не достигали нужной мощности. Наконец, они подвергались коррозии. Снятие моторов было затруднено, потому что они соединялись между собой тягами механизма управления. Маневренность оказалась замедленной и ненадежной. Такое большое судно на заднем ходу могло лишь медленно подходить к причалу (из-за малого диаметра гребного винта). Обслуживание моторов было трудным, срок их службы — коротким. Уменьшить шумность или вибрацию не удалось: на судне было постоянное облако дыма, так как смесь бензина и масла в непрерывно работавшем двухтактном моторе сгорала недостаточно полно. Все это получилось потому, что частота вращения мотора не соответствовала величиным судна. Нецелесообразность применения подвесных моторов на больших катерах рассмотрена здесь на необычном примере 37. Неудач можно было бы избежать, если бы владелец судна заранее посоветовался с опытным специалистом-катеростроителем. Для оснащения катера подвесным мотором важны три предпосылки: легкая конструкция катера, позволяющая обеспечить достаточно высокую скорость; рационально подобранные мощность мотора и частота вращения гребного винта с целью достижения высокого к. п. д. установки; удобное обслуживание мотора. Каждую открытую лодку достаточной длины можно оборудовать на случай плохой погоды полузакрытой кабиной. Однако это будет еще не настоящий катер. Лодке недостает многих элементов, чтобы называться катером: места для изготовления пищи, места для шкафчика, туалета. Кроме того, каюта обычно остается открытой в корму. Тем не менее даже неудобной надстройки достаточно, чтобы защитить рулевого и пассажиров от ненастной погоды. Прогулочный катер с каютой-убежищем, модель «Бриджит», отображен на рис. 71. Его размеры 4,8x2,0 м — наименьшие допустимые, при которых крытая конструкция может быть осуществлена *. С учетом целесообразной ширины судна по транцу (1,65 м) произведение LB оказывается равным 8 ма. В этом случае допустимая расчетная мощность мотора немного превышает 80 л. с, а скорость достигает 50 км/ч и более. Рис. 71. «Бриджит». Катер с жищем. Катера, выполненные койки достаточной длины подвесным мотором и полузакрытой каютой-убе-цо схеме а, имеют наружный пост управления и две На схеме б изображен пост управления, расположенный в каюте. Если для повышения экономичности решаются уменьшить скорость, го для путешествия со скоростью 38–39 км/ч достаточно мотора мощностью 40 л. с. При установке мотора мощностью 20 л. с. на катере такого величины можно совершать прогулки со скоростью до 24 км/ч. Конструкция катера легкая. С этой целью корпус выполняют из водостойкой многослойной клееной фанеры. Нагрузка — два человека и умеренное снаряжение. На рис. 71, а отображен пост управления, находящийся в кокпите позади небольшого ветрового стекла. В каюте-убежище удобно размещены две койки. Благодаря тому, что на этом маленьком катере предусмотрены моторная ниша и высокий надводный борт и достаточно просторная палуба, катер пригоден для длительных путешествий по рекам и озерам или вдоль побережья при удалении от гаваней. На рис. 71, б отображено другое расположение катера тех же размеров, с точно такой же каютой. В каюте размещен штурвал, а для водителя и его спутника имеются удобные мягкие сиденья 38. К ним примыкают два боковых сиденья, которые на корме переходят в обычную поперечную банку. Такое расположение очень удобно, если катер применяется для спортивной ловли рыбы, хождения на водных лыжах, перевозки пассажиров и грузов. Катер с каютой-убежищем может быть широко использован в районах, где часто бывает плохая погода. Как в действительности может выглядеть небольшой туристский катер с подвесным мотором, показывают рис. 58 и схема общего расположения катера «Моника» (рис. 72). Размеры «Моники», общее расположение, распределение объемов многократно испытаны и проверены. Достаточно легкий корпус такого катера длиной 5,8 м и шириной 2,2 м может быть выполнен из водостойкой клееной фанеры (многослойной). При ширине корпуса по транцу 1,9 м LB = 11 м2 и наибольшая допустимая мощность подвесного мотора составляет 145 л. с. Катер достигает значительной скорости — почти 55 км/ч. Именно в этом проявились существенные преимущества подвесного мотора! Никакой другой тип энергетической установки, будь-то катерный стационарный мотор или мотор с Z-образной передачей на винт, не может дать такого выигрыша в весе, как современный подвесной лодочный мотор. При общем уменьшении веса корпуса катера это позволяет существенно снизить затраты. В случае бережной эксплуатации и тщательного обслуживания мотора после каждой поездки водитель будет вознагражден надежной и многолетней его службой. Не рекомендуется устанавливать мотор повышенной мощности. В то же время, используя мотор половинной мощности, в пределах 75 л. с, всегда можно ожидать достаточно большую скорость (до 40 км/ч). Даже при мощности 35 л. с. непременно получают удовлетворительную скорость — до 28 км/ч. На рис. 72, а и б Рис. 72. «Моника». Небольшой туристский катер с подвесным мотором. Длина корпуса относительно небольшая, но позволяет предусмотреть некоторые удобства, к примеру достаточно большой кокпит. На схеме а. вид сбоку, отображен внутренний пост управления, иа схеме б — наружный пост управления с соответственно крупным жилым помещением в рубке. БЫСТРОХОДНЫЕ ОТКРЫТЫЕ СПОРТИВНЫЕ катера СО СТАЦИОНАРНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ В 20-х годах в Европе были распространены так называемые «Аутоботе» — открытые катера для прогулок, на Которых мотор был установлен под длинной носовой палубой. В корме размещался открытый кокпит. Многие такие катера имели Длину от 6 до 8 м, иногда до 11 м, а ширина их составляла 1,8–2,0 м. Между тем в Соединенных Штатах Америки получил признание другой тип открытых катеров, у которых мотор размещали ближе к корме за кокпитом. Это расположение оказалось возможным после того, как благодаря усовершенствованию катерных двигателей их стали устанавливать с крупным углом наклона. катера подобного типа получили название «Рунабоут». Их строили многие известные катеростроительные верфи, к примеру «Крис Крафт» и «Гар Вуд». На основе открытых катеров этих двух типов были созданы современные открытые разъездные и спортивные катера (рис. 75 и 76). В настоящее время имеется много различных типов быстроходных открытых спортивных катеров. Ниже дается краткий обзор четырех из них. В качестве самого маленького катера представлен катер, носящий название «Доунзи». Его появление произвело сенсацию несколько лет тому назад не только из-за необычно малого отношения длины к ширине, но и вследствие того, что расположение сидений представляло нечто новое в катеростроении. Идея создания такого катера принадлежала двум американским конструкторам — Джиму Уинни и Уолту Уолтерсу; немалое участие в постройке принял строитель Дан Аронау. Катер «Доунзи» (рис. 77) имеет длину только 5,05 м при ширине 2,1 м; корпус выполнен остроскулым с крупным углом килеватости — до 24°. В оригинальном, со скругленными углами, кокпите размещены диван для пяти человек и передвижное кресло для рулевого, то может поворачиваться на 360°. В большинстве случаев в качестве энергетической установки катера используют бензиновый мотор мощностью 165 л. с. при 4400 об/мин. Другое решение — установка двигателя мощностью 1 Ю-л. с. шведской-фирмы «Волво-Пента». В каждом случае мотор с Z-образной передачей на винт размещали в корме. С более мощным двигателем скорость катера достигала 78 км/ч. Несмотря на сравнительно малую длину корпуса и очень большую ширину, катер отличался хорошей устойчивостью на курсе, чему, безусловно, способствовал большой угол килеватости. Спортивный катер «Ирэна» (рис. 78) длиной 5,5 м характеризуется оригинальным общим расположением, то в настоящее время пользуется большой популярностью. Благодаря установке двигателя в корме катера в кокпите высвобождается очень большая площадь. По сравнению с кокпитом катера «Доунзи», достигающим в длину 1,75 м, длина кокпита у «Ирэны» (этот катер лишь немного больше, чем «Доунзи») составляет 3,85 м; ширина «Ирэны» сравнительно с «Доунзи» увеличена незначительно. отображенное расположение в целом может считаться удачным. Здесь, правда, изображена не существующая модель какой-либо определенной фирмы, а тип катера. Ряд катеростроителей изготовляют катера, схожие с катером, изображенным на рис, 78. к примеру, модель «Санлай нер» фирмы «Гласспар» довольно точно соответствует приведенному здесь чертежу. На этом несколько большем катере обычно устанавливается мотор мощностью ПО — 165 л. с, обеспечивающий скорость катера до 70 км/ч. Размещение двигателя с Z-образной передачей на винт полностью в корме обладает рядом преимуществ, но не позволяет разместить в корме сиденья во всю ширину катера. То, что из-за размещения гребного винта за корпусом нижнего редуктора несколько снижается его к. п. д., на таком легком катере не слишком заметно. Однако мотор может устанавливаться сразу за средней частью катера под ящиком. Рис. 77*. «Доунзи». Быстроходный спортивный катер, проект того разработан Джимом Унннн и Уолтом Уолтерсом (США). Катер оборудован различными стационарными двигателями с Z-образной передачей н может развивать скорость до 78 км/ч. В этом случае обычный гребной вал выведен в корму. Какому из двух вариантов расположения машинной установки отдать предпочтение, разумеется, — личное дело конструктора. Тем не менее, если в предполагаемом районе плавания преобладают мелкие места и песчаные банки или весьма каменистое дно, где особенно высока опасность поломки гребного винта, то преимущество имеет Z-образная передача на гребной винт. Она особенно рекомендуется в том случае, когда катер должен транспортироваться на прицепе (трейлере). При подъеме или спуске на воду с трейлера перо руля и обычный гребной винт оказываются в постоянной опасности, ломаются. Обычный валопровод в свободной воде все же имеет значительные преимущества: более высокий пропульсивный коэффициент и длительный срок службы. Рис. 78. «Ирэна». Быстроходный спортивный катер с очень крупным кокпитом. Передние сдвоенные сиденья раздвижные и могут быть переоборудованы в койки. Несмотря на то что на катере «Сильвия» (рис. 79) видна каюта-убежнще, чертеж воспроизводит классические линии открытого прогулочного катера типа «Рунабоут», каким он сохранился в течение 40 лет во многих странах мира. Правда, обводы таких катеров стали более современными, скорость повысилась, но расположение осталось неизменным. Прогулочные катера типа «Рунабоут» с классическими формами строят чаще в Европе, нежели в США — стране их первоначальной постройки. Размеры катера — 6,0 X 2,2 м, выбранные в качестве примера, — средние, при которых допускается свободное размещение в переднем кокпите двух рядов мягких сидений. При наибольшей длине корпуса до 5 м еще возможно размещение сдвоенного ряда сидений. Небольшие прогулочные катера с одиночным рядом сидений могут быть построены минимальной длиной около 4 м. На рис. 79, а отображено классическое расположение катера с двигателем, установленным в корме, и полностью закрытой палубой, на рис. 79, б — расположение рабочего или служебного катера с очень крупным открытым кокпитом.

Рис. 79. «Сильвия». Обычный быстроходный служебный или прогулочный катер (выполняется в нескольких вариантах): а — классическое расположение открытого катера; б — расположение служебного катера, который может быть использован для обслуживания водных лыжников н водолазов-спортсменов. На схеме, показывающей вид катера сбоку, видна рубка. Особенно ценится большая полезная площадь кокпита при занятиях водными лыжами и подводным спортом. мотор в этом случае размещается под съемным ящиком. Чем дальше к носу продвинут мотор, тем под меньшим углом наклона он устанавливается. Каюта-убежище заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Кто намерен совершать путешествия независимо от погоды, тот по достоинству оценит такую каюту. Верфь «Баадер» построила большое количество катеров, сходных с катером типа и размеров «Сильвии», почти половина которых представляла собой открытые быстроходные разъездные или спортивные катера. Остальные имели рубки, защищающие от непогоды. В некоторых случаях эти каюты устанавливали дополнительно. Они были особенно пригодны для оборудования открытого кокпита по схеме рис. 79, б, но их часто применяли и при расположении по схеме рис. 79, а с двумя рядами сидений. В последнем случае проход не совсем удобен, поэтому на крыше каюты оборудуют сдвижной люк, на спинку кормового сиденья подвешивают маленький трап; среднюю часть спинки переднего сиденья можно вынимать. На катере длиной 5,5 м устройство каюты подобной конструкции неприемлемо. Такая каюта более соответствует катеру с корпусом большой ширины и тем лучше вписывается в общую архитектуру катера, чем больше его главные размерения. У быстроходного катера «Вероника» (рис. 80) величиными 6,5x2,1 прежде всего бросается в глаза необычный складной тент. При наступлении плохой погоды такой тент хорошо защищает открытый катер от ненастья. Но в остальном катер имеет обычные очертания, причем ширина его в сравнении с рассмотренным катером (см. рис. 79) даже меньше. Расположение кокпита на «Веронике» несущественно отличается от расположения на модели «Сильвия» и только тем (см. рис. 80, б), что впереди устроен второй ряд сидений. При использовании тента рекомендуется позаботиться о месте для его хранения в сложенном виде. Поэтому, к примеру, на рис. 80, б за рядами сидений расположен небольшой «мостик», на который кладется убранный тент. В случае расположения по схеме рис. 80, а нужно предусмотреть, чтобы сложенный на кормовой палубе тент не препятствовал открытию люка для обслуживания двигателя. Однако при сильном дожде у тентов всегда обнаруживаются такие места, через которые внутрь катера попадает вода. При быстром ходе ткань тента начинает сильно хлопать; это предупреждает о необходимости уменьшить скорость катера, прежде чем весь тент разорвется от сильного ветра. Все же тент защищает от проливного дождя». Быстроходные разъездные катера такого величины могли бы оснащаться серийными катерными бензиновыми двигателями почти любой мощности. В реальных условиях редко используют двигатели меньшей мощности, чем 100 л. с, и еще реже — свыше 300 л. с. При мощности двигателя 100, 150, 200 и 250 л. с. возможна скорость катера соответственно 50, 65, 75 и 82 км/ч. Эти данные определяют предельные значения скорости. В случае же длительных путешествий катер должен идти с меньшей скоростью, составляющей около 90% приведенных значений. Наиболее экономичной является скорость, уменьшенная приблизительно на 20%. Такая скорость способствует значительной экономии топлива и одновременно существенно увеличивает ресурс двигателя. На катерах рассматриваемого типа могут быть установлены и дизели, но они имеют больший вес. В каждом случае при установке двигателя рекомендуется принимать в расчет его экономичность. Приво димая ниже таблица воспроизводит размеры, мощность двигателей и значения скорости открытых спортивных катеров, замеренные на ходовых испытаниях. Рис. 80. «Вероника». Быстроходный служебный или прогулочный катер, имеющий просторное расположение: а — обычное, присущее прогулочному катеру; 6 — характерное для служебного катера. На схеме, показывающей вид катера сбоку, можно видеть складной тент для защиты от ветра н дождя. Небольшая поперечная палуба за сиденьями служит для укладки сложенного тента. Эти характеристики можно использовать для оценки скорости и экономичности двигателей, установленных на катерах, имеющих иные размеры и оборудованных двигателями, характеризуемыми другими значениями мощности. Расход топлива дается для 8/4 предельной скорости, с тем чтобы судить о расходе топлива и емкости топливного бака при длительных переходах.

lodkikatera.narod.ru


Смотрите также