Самодельный генератор из асинхронного электродвигателя. Двигатели на бензогенераторы


особенности ремонта своими руками, основной принцип работы устройства и эксплуатации

Мощный бензогенератор — оптимальный вариант электроснабжения оборудования, если вы выехали за город или организовали выездную вечеринку, работаете на строительном объекте либо находитесь далеко от центральной системы подачи электроэнергии. Техническое устройство бензогенератора имеет множество важных механизмов и рабочих блоков. Но как любой прибор, он может выйти из строя, поэтому нужно иметь представление о принципе ремонта бензогенераторов.

Разновидности и правильный выбор привода

Существуют два основных типа генераторов: промышленный и бытовой. Они имеют различную мощность, габариты, затраты топлива и так далее. Принцип действия при этом идентичный. Основные различия:

  1. Бытовая модель не имеет большого ресурса, поэтому предназначена только для краткосрочного использования. Мощность не превышает 2−3 кВт. Вырабатывают однофазный ток 220 В.
  2. Промышленные модели предназначены для бесперебойной работы в течение длительного времени. Мощность может быть невероятно большой, в зависимости от обслуживаемой системы. Вырабатывают трёхфазный ток 380 В.

При покупке выбор должен основываться на том, в каких условиях будет эксплуатироваться оборудование. Важно понимать, что самодельный бензогенератор не так эффективен, как модель от производителя.

Главный механизм — бензиновый двигатель, на нем основаны принципы работы бензогенератора. В настоящее время используются двухтактные и четырёхтактные варианты. Первый тип имеет простую конструкцию, легче и дешевле, но при этом имеет минимальный ресурс и не предназначен для длительного использования, хотя для домашних целей он обычно подходит. Но чаще выбирают четырехтактные модели, они выполняют свое предназначение в полном объеме.

Предназначение генератора и его особенности

Генератор — это основной рабочий узел оборудования, который вырабатывает электрический ток. При движении ротора происходит возбуждение тока на неподвижном статоре, за счет переменного магнитного поля. На самом деле представленные аспекты физической силы и теории не имеют большого значения. Чтобы ликвидировать неисправность, достаточно сменить некоторые детали, так как их нельзя ремонтировать, а только заменять. Может понадобиться электросхема бензогенератора, где можно будет более основательно изучить основные аспекты. Имеются различия по мощности:

  1. Маломощные электростанции с показателями до 2 кВт. Используются для кратковременного запуска. Чаще всего обслуживают небольшие холодильники или для освещения территории несколькими лампочками.
  2. Средний тип моделей с мощностью до 6,5 кВт. Оборудование используется для обеспечения электрическим током небольшие дома, гаражи или магазины. Это профессиональные системы, работающие исключительно на бензиновых двигателях.
  3. Мощный электрогенератор до 15 кВт. Уникальные системы, где могут использоваться не только бензиновый двигатель, но и дизель, все зависит от компании производителя. Все модели только трехфазные и применяются для электроснабжения огромных зданий, предприятий или промышленных объектов.

Все типы оборудования проходят специальные тесты на проверку соответствия требованиям безопасности и техническим нормам. Это не только защита от короткого замыкания, пожаробезопасность, но и ликвидация повышенных показателей шумов, экологичность и так далее. Работая на бензине, двигатель вырабатывает газы, которые должны утилизироваться. Все это в совокупности имеет немалое значение. Также не стоит забывать, что любая поломка может стать явной причиной этих нарушений.

У потребителей имеется возможность заменить генератор или двигатель в любом сегменте, но делать это нужно только заранее продумав все дальнейшие технические показатели. То есть можно из двух бензогенераторов сделать один, если какие-то детали повреждены и непригодны к дальнейшей эксплуатации.

Ремонт бензиновых двигателей

Бензиновые двигатели устанавливаются на генераторы чаще всего, конечно же, есть модели, работающие на дизельном топливе, на газе, но они менее популярны. Разнообразные поломки возникают в ходе эксплуатации, и иногда их ликвидация требует безотлагательного вмешательства. Только таким образом, удастся добиться требуемого показателя. Рассматривая основные типы поломок и дефектов, все сводится к тому, что они всегда идентичные. Конструкция моторов одинаковая, и отличаются они только по техническим характеристикам, поэтому провести ликвидацию поломок двигателя будет намного легче чем генератора. Основные неисправности:

  1. Двигатель не запускается. Отсутствует топливо или искра на свечах, нарушена целостность кривошипно-шатунного механизма. Есть дефекты или посторонние элементы, препятствующие этому.
  2. Работа оборудования неровная с перебоями. Топливо имеет посторонние примеси, нарушена работа свечей зажигания.
  3. Поломки, связанные с кривошипно-шатунным механизмом. Чаще всего это приводит к тому что подача топлива есть, как и искра, но двигатель не запускается. Может отсутствовать компрессия вследствие износа колец.
  4. Иногда на китайских моделях обрываются поршня, так как используется низкосортный металл.
  5. Некачественное масло может стать также причиной засорения каналов, что приведет к перегреву мотора.
  6. Засорение карбюратора происходит по причине некачественного топлива, попадания посторонних примесей или длительного неиспользования оборудования.

Технические вопросы решаются только через специализированные станции обслуживания. Если есть гарантия и сервис в городе, то выбор в полной мере очевиден. В данной ситуации разбирать ничего нельзя, так как специалисты откажутся от бесплатного ремонта, из-за нарушения целостности конструкции. Поэтому нужно изначально проверить срок гарантии.

Оборудование имеет множество различных дополнительных деталей и механизмов, которые выполняют свои технические задачи. Установленный инверторный глушитель — это часть шумоизоляции. При использовании бензогенератора, выделяется большое количество шума, поэтому его нужно минимизировать. Разработчики всеми силами пытаются создавать более совершенные системы данных устройств.

ТО генераторов и электрических систем

Касаясь представленного аспекта проведения ремонтных работ, рекомендуется обращаться в специализированные станции обслуживания. Вы можете купить новый генератор для бензогенератора и установить его самостоятельно, в остальном без помощи специалистов не обойтись. Основные типы поломок и методы ликвидации:

  1. Двигатель не запускается. Рекомендуется проверить наличие искры на свече, работоспособность электростартера, наличие топлива.
  2. Генератор не выдает электрический ток либо работает с перебоями. Нарушение в целостности электрической схемы, повреждена обмотка, двигатель не передает крутящий момент.
  3. Появился запах гари. Генератор сгорел, возникло короткое замыкание.

При любом типе нарушений рекомендуется незамедлительно заглушить двигатель. Далее, проводится внешний осмотр или вызывается мастер. Второй вариант будет более рациональным и эффективным.

Для того чтобы запустить двигатель, требуется стартер. Чаще всего используется ручной, но более мощные модели комплектуются электростартерами по типу автомобильных. Ремонт и обслуживание данных технических элементов проводится полной заменой. Проблема в том, что большая часть из них неремонтопригодная. Стандартная разборка может привести к тому, что вы просто не сможете собрать все обратно.

Главное условие проведения ремонтных работ — это обращаться в первую очередь к техническим пособиям. Это позволит заранее разобраться со всеми поломками и другими ограничениями. Ваша рука станет главным помощником в проведении ремонта и технического обслуживания. Проверка электронных блоков проводится с помощью специализированных стендов. То есть это компьютерное программное обеспечение, которое позволит выявить все недостатки оборудования на ранних этапах.

Основные правила обслуживания

В независимости от типа или бренда, все бензиновые генераторы обслуживаются идентично. Для удобства потребителей к технике прилагаются специальные пособия и рекомендации, чтобы не забывать о плановом проведении ТО. Начинать нужно всегда с внешнего осмотра, чтобы не пропустить повреждения внешних деталей. Конечно же, если у вас китайский инверторный генератор, то могут возникнуть проблемы с поиском комплектующих. Основные типы работ, входящие в ТО:

  1. Осмотр должен состоять с просмотра всех рабочих элементов.
  2. Нужно снять воздушный, топливный фильтр и заменить на новый. Срок смены зависит от длительности и регулярности использования оборудования.
  3. Рекомендуется заменить ремни, свечи.
  4. Стандартный автономный генератор нуждается в регулярной смене масла.
  5. На основе представленных аспектов удастся увеличить срок службы техники до максимальных показателей.
  6. Заменить колесо на мобильной техники, можно без особенных проблем.

Рекомендуется обратить внимание на технику Fubag, это немецкий бренд, выпускающий электрогенераторы нового поколения. Этот вариант сможет в полной мере удовлетворить все индивидуальные пожелания клиентов. Компания выпускает различные типы моделей оборудования, с различными техническими характеристиками. Именно поэтому можно с легкостью подобрать все что нужно без каких-либо ограничений.

Конечно же, чтобы правильно проводить техническое обслуживание и ремонт, нужно знать устройство бензогенератора, тогда можно не только поменять детали, но и собрать его обратно. Сделать это не так уж просто, так как существует большое количество разнообразных нюансов, которые рекомендуется на предварительном этапе изучать.

Хранение бензогенераторов

Любое оборудование требует профессионального ухода. Поэтому рекомендуется придерживаться тех правил, которые предоставляет клиентам производитель. Это очень важные аспекты, которые позволят не только улучшить запуск оборудования, но и увеличить межремонтный период. Основные рекомендации:

  1. При длительном хранении нужно обязательно слить все топливо с бака. Бензин окисляет детали карбюратора, что может привести к засорению каналов.
  2. Рекомендуется использовать полиэтилен, чтобы накрыть оборудование при длительном хранение, для защиты от коррозии и попадания влаги.
  3. Перед хранением лучше всего провести ТО.
  4. Ни в коем случае нельзя оставлять генератор в разобранном виде на длительное время, так как внутрь могут попасть посторонние элементы.
  5. Хранить нужно в сухом и прохладном месте.
  6. Нельзя запускать оборудование при сильном морозе, если оно не предназначено для эксплуатации в таких условиях.

Таким образом, можно защитить не только свои деньги, но и оборудование. В настоящее время компании-производители предоставляют клиентам специальные технические инструкции, в которых подробно рассматриваются все детали.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

elektro.guru

Как выбрать бензогенератор – все критерии правильного подбора

Автономный генератор электроэнергии это незаменимое устройство, если на основной линии часто возникают перебои или ее просто еще не подвели, к примеру, на стройплощадку. Редко когда возникают сомнения по поводу необходимости наличия автономного источника электричества, а вот как выбрать бензогенератор, так просто не определить. Здесь приходится оценивать целый ряд параметров: оптимальный вид топлива устройства и его мощности, необходимость в запитывании трехфазных потребителей, какой использовать тип генератора, подобрать его дополнительные элементы и оценить насколько просто выбранную модель установить и подключить.

Устройство автономной электростанции

По сути, любой бензогенератор представляет собой устройство по преобразованию энергии, запасенной в топливе, сначала в механическую, а затем в электрическую. Исходя из этого, любой бензогенератор должен состоять из следующих компонентов:

1. Бензобак.2. Выключатель зажигания.3. Индикатор низкого давления масла.4. Вольтметр выходного напряжения.5. Розетки.

6. Рама.7. Генератор электричества.8. Опорное колесо.9. Щуп и горловина для заливания масла.10. Двигатель.

11. Ручной стартер.12. Карбюратор.13. Воздушный фильтр.14. Ручка для передвижения агрегата.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Обеспечивает автономную работу всего устройства, преобразовывая энергию топлива во вращение вала. В основном применяются бензиновые и дизельные ДВС, а также есть модели, работающие на газу. Кроме типа топлива, двигатели разделяются на двух и четырехтактные – первые намного компактнее, но требуют для работы бензино-масляную топливную смесь, а вторые отличаются более «ровной» работой, лучшим КПД и реже нуждаются в обслуживании. Также в характеристиках двигателя можно встретить аббревиатуры «OHV» и «OHC». Первая означает, что применяется технология «верхнего клапана», сокращающая расход топлива и масла, а вторая указывает на новинку в двигателестроении – верхнее расположение коленвала, что позволило производителю снизить износ деталей, повысить производительность и добавить двигателю экономичности.

Пускатель – для запуска двигателя. Может быть ручным (когда пуск осуществляется тросом) или автоматическим (применяется схема как в автомобилях – старт производится поворотом ключа). Во втором случае схема запуска может быть дополнена контроллером, который подключен к основной сети и когда в ней пропадает напряжение, то производится запуск бензогенератора.

Топливный бак. Здесь все просто – чем он больше, тем дольше проработает генератор без дозаправки. Но так как генераторам бытового класса требуется делать регулярные перерывы, то зачастую размер бака рассчитывают так, чтобы топлива хватало как раз на рекомендуемый для непрерывной работы отрезок времени.

Генератор электричества. Отвечает за преобразование механической энергии вращения вала ДВС в электрическую. С виду это тот же электродвигатель, но с обратным принципом действия – при вращении его вала на выводах обмотки индуцируется электрическое напряжение. В зависимости от класса всего устройства, используются синхронные и асинхронные генераторы.

Муфта. Каждое механическое устройство при работе создает некоторые вибрации из-за которых нецелесообразно тратить усилия на точное соблюдение соосности рядом стоящих механизмов. Задача муфты передавать вращение с вала ДВС на электродвигатель, позволяя при этом располагать их валы друг относительно друга с некоторой погрешностью. Обычно представляет собой пару лент из жесткой резины или подобного материала, который передаст крутящий момент, но при этом останется достаточно пластичным.

Силовая часть электрической схемы. Аналог вводного щитка квартиры – здесь расположены автоматы защиты и выводы для подключения потребителей электроэнергии.

Рама и корпус. От качества их исполнения напрямую зависят мобильность всего устройства и степень его защиты от дождя и прочих климатических воздействий.

Кроме обязательных комплектующих, зачастую в генераторах есть дополнительные элементы, наличие которых зависит от производителя или предлагаемой магазином комплектации устройства.

Бензиновые, дизельные или многотопливные генераторы

Казалось бы, на чем должен работать бензогенератор, в первую очередь зависит от стоимости топлива и его доступности в конкретном регионе. На первый взгляд все логично – дизтопливо дешевле бензина, а газ, в свою очередь, имеет дополнительное преимущество кроме самой низкой цены – он еще и может подаваться через газовую магистраль (а перебои в газоснабжении случаются на порядок реже). Но тот факт, что производителями предлагаются устройства, работающие от всех типов топлива, говорит о наличии у каждого из них своих неоспоримых преимуществ, которые обязательно надо учитывать при выборе.

Плюсы и минусы бензиновых генераторов

По ряду причин, бензиновые двигатели являются самыми распространенными в бытовых автономных генераторах, которые применяются для домашних нужд или обеспечивают работу электрооборудования на маленьких стройплощадках – к примеру, при строительстве дачи. Преимущества их использования следующие:

 

+ Плюсы

  1. Сравнительно невысокая стоимость, которая гораздо ниже, чем у дизельных аналогов с подобными характеристиками.
  2. Меньшие габаритные размеры и масса устройства в целом.
  3. Легкий старт двигателя при минусовых температурах – принцип действия двигателя позволяет без особых трудностей запускать его при температурах до -20, а в некоторых случаях и еще ниже.
  4. Тихая работа мотора – громкость звука находится в пределах 70 Дб, что сравнимо с гудением пылесоса не на самых высоких оборотах.
  5. Способность работать на холостых оборотах – с минимальной нагрузкой.

 

- Минусы

  1. Бензиновые двигатели обладают сравнительно невысоким моторесурсом – немногие модели могут перешагнуть за отметку в 5000 моточасов.
  2. Конструкция двигателя предполагает проведения регулярного техобслуживания – без профилактики значительно повышается вероятность выхода его из строя.
  3. Высокие требования к качеству топлива.
  4. Максимальная мощность генератора не превышает 15 кВт.

Допустимые погрешности для выдаваемого напряжения и частоты электрического тока составляют 10 и 4% соответственно, от заявленных в паспорте устройства.

Преимущества и недостатки дизельных генераторов

 

Дизельные автономные генераторы электроэнергии больше распространены в тех отраслях, где во главу угла ставится мощность и надежность. Они обладают следующими положительными и отрицательными сторонами:

 

+ Плюсы

  1. Мощность значительно превышает бензиновые аналоги со сходными характеристиками. Если для последних ограничением является 15 кВт, то бытовые дизельные могут выдавать мощность до 25, а стационарные – свыше 40 кВт.
  2. Дизельные двигатели характеризуются более «ровной» работой.
  3. Конструкция дизеля делает возможной эксплуатировать его без капитального ремонта гораздо дольше, чем бензиновый – качественные модели обладают моторесурсом в 40 тыс. моточасов.
  4. Принцип работы дизельного двигателя делает его более устойчивым к детонации топлива, а также повышает пожаробезопасность всего устройства в целом.
  5. Общие требования к качеству топлива ниже, чем у бензиновых двигателей.

 

- Минусы

  1. Высокая стоимость самого двигателя.
  2. Так как воспламенение топливной смеси происходит от сжатия, то холодный мотор при минусовой температуре плохо заводится уже при -5 0С и ниже.
  3. Если к генератору подключено меньше 40% нагрузки (от номинала), то дизель может заглохнуть.

При использовании дизельного двигателя, погрешность от заявленных в паспорте напряжении и частоты составляет 1 и 2,5% соответственно.

Газовые (многотопливные) автономные генераторы электричества

По сути, это те же бензиновые двигатели, на которые установлено ГБО, позволяющее переключаться между режимами работы – бензин/газ. Такой универсальный (по типу топлива) мотор, сохраняет все плюсы и минусы бензинового двигателя, но приобретает еще несколько преимуществ:

  • Сниженная стоимость киловатт-часа, так как цена газа является самой низкой из всех видов топлива.
  • Увеличенный срок службы, так как при сгорании газа в цилиндрах образуется меньше нагара.
  • Возможность работы от газовой магистрали – в этом случае срок бесперебойной работы зависит только от возможностей двигателя.
  • Редуктор позволяет использовать как топливо несколько видов газа: природный (из газовой магистрали), сжиженный (продается в баллонах), коксовый, пиролизный, биогаз и прочие, использующиеся в промышленности.

Хотя автомобилисты и отмечают, что установка ГБО несколько снижает мощность двигателя, но так как при работе генератора нет необходимости часто менять режимы нагрузки, то эта разница никак не ощущается.

Определяем круг решаемых задач

Первое, что надо сделать перед тем, как выбрать бензиновый генератор – определиться с задачами, которые будут решаться с его помощью. Ясно, что для дачи и производственного предприятия нужно приобретать совершенно разные устройства, но какое именно подойдет в конкретном случае, надо определяться на месте. Если даже просто приобрести генератор «как у соседа», то не факт, что его потребности окажутся такими же, а это значит либо переплату за чрезмерную мощность, либо неспособность бензогенератора справиться с возложенной на него нагрузкой.

Резервный или постоянный источник электроэнергии

Если устанавливать генератор в местности, к которой подведена линия энергоснабжения, то пользоваться им будут только при возникновении перебоев с подачей электричества. Зачастую не требуется большого запаса – 3-4 часа бесперебойной работы, на которые рассчитаны бензиновые генераторы, вполне помогут переждать отключение. Также такие устройства можно использовать и в местах, где электричества нет вообще, но фронт работ невелик и не требует его постоянного наличия.

Когда нужен постоянный источник электричества, даже если надо подключать не особо мощные электроприборы, то надо смотреть в сторону дизельных устройств. Даже генераторы малой мощности могут быть рассчитаны на длительную работу, а устройства выдающие 15 кВт и больше вообще оснащаются водяным охлаждением и их можно не выключать круглые сутки.

Мощность бензогенератора и интенсивность использования

Эти два понятия зачастую неправильно соотнося между собой. В зависимости от поставленной задачи можно выбрать бензогенератор, который без перерыва способен проработать всего час, но при этом он в течение этого времени будет обеспечивать электроэнергией устройства суммарной мощностью до 10-15 кВт.

С другой стороны, можно подобрать генератор, который будет работать 4-5 часов, но суммарно на него можно «навесить» нагрузку не больше 5 кВт.

То же самое касается и генераторов для бесперебойной работы – если со временем работы тут вопросов возникать не должно, то мощность у них может быть самая разная.

Условия эксплуатации

Бензогенераторы не обязательно использовать для проведения каких-либо работ – есть ряд портативных моделей, которые можно взять с собой выезжая на природу: в поход или на рыбалку. Вес таких устройств примерно 15-25 кг и их специально делают в виде чемоданчика с ручкой для удобства переноски. Также такие устройства оценят специалисты, которым может понадобиться электричество при проведении выездных работ.

Для работ на стройке нужны более мощные бензогенераторы, но все же обладающие достаточной мобильностью, чтобы перемещать их по стройплощадке. В таком случае надо выбирать генераторы рамного типа – некоторые из них даже оснащены колесами, чтобы их можно перемещать силами одного человека.

Также заранее надо прикинуть, нет ли в месте использования устройства каких-либо ограничений по допустимому уровню шума. Если это так, то лучше подбирать бензиновые модели. Также такие генераторы лучше себя проявят в холодное время года, тогда как дизельные придется дополнительно прогревать перед запуском.

Еще стоит обратить внимание на уровень пыле и влагозащищенности корпуса – за это отвечает корпус бензогенератора. Здесь применяется стандартная маркировка – от IP24 до IP54.

Однофазные или трехфазные генераторы

Здесь надо учитывать несколько очень важных моментов, первый из которых это стоимость устройств. Трехфазные генераторы, как и однофазные, выпускаются со всеми типами двигателей – бензиновыми или дизельными, но те устройства, что выдают три фазы, заметно дороже однофазных. При этом часть покупателей предпочитают взять трехфазный генератор и использовать его для подключения однофазных электроприборов. Руководствуются они тем, что трехфазные бензогенераторы якобы в целом надежнее, а главное – они универсальные – когда в хозяйстве появится трехфазное оборудование, то будет куда его подключить.

На практике же все обстоит по-другому – для комфортной работы трехфазного генератора, нагрузка на его фазы должна быть распределена равномерно и это возможно только при подключений к нему трехфазных потребителей тока или грамотном распределении по фазам однофазных устройств. Последнее мало кто может грамотно сделать, особенно учитывая, что все эти устройства должны быть включены постоянно – в противном случае возникает перекос нагрузки по фазам и генератор будет работать на износ. Это значит, что он будет выдавать не номинальное напряжение, обмотка генератора будет перегреваться, в двигателе будет перерасход масла и топлива – если долго заставлять бензогенератор работать в таком режиме, то достаточно быстро он выйдет из строя.

Как итог – если нет крайней нужды в подключении трехфазного оборудования, то всегда лучше купить однофазный генератор. В том случае если есть много однофазных приборов и один трехфазный, то надо смотреть по цене – может дешевле будет поменять это единственное устройство на однофазное, чем приобретать трехфазный генератор. Если же нужен именно трехфазный бензогенератор, но к нему дополнительно будет подключаться однофазные приборы, то надо помнить, что на соседние фазы нельзя одновременно «вешать» оборудование с разницей в мощности больше чем 25-30%. Простыми словами – если к одной фазе подключен электрочайник, мощностью 2 кВт, на другой – пара лампочек по 100Вт, а на третьей ничего не включено, то генератор в данный момент чувствует себя совсем нехорошо.

Используемый тип генератора - синхронный или асинхронный

Принципиально разница между синхронными и асинхронными генераторами заключается в частоте вращения магнитного поля в обмотках статора – неподвижной части устройства. У синхронного генератора она равна частоте вращения ротора, а у асинхронного отстает, что и обуславливает его название.

Синхронный генератор.

Асинхронный генератор.

Если не вдаваться в технические подробности, то простыми словами для пользователя эта разница значит, что синхронный генератор выдает более стабильное напряжение, тогда как у асинхронника его значение может «плавать» в пределах 10% от номинала и полностью зависит от частоты вращения вала ДВС. Это значит, что по истечении некоторого количества моточасов стабильность работы асинхронного генератора будет проигрывать синхронному. Также есть хоть и не всегда явная, но зависимость стабильности работы асинхронника от качества топлива – если ДВС будет «чихать», то напряжение опять же «поплывет».

Другим важным критерием является способность генератора выдерживать токи короткого замыкания. Здесь однозначное преимущество у асинхронных устройств, так как на их якоре (роторе) нет дополнительной обмотки. Соответственно, асинхронники лучше подходят для запитывания сварочных аппаратов.

Последний важный момент – пыле и влагозащищенность устройств, которая также зависит от наличия и отсутствия обмоток на роторе. Если асинхронник можно сделать полностью закрытым (обмотка на якоре отсутствует), то к ротору синхронного генератора надо обеспечить постоянный приток воздуха для охлаждения обмотки. Если предполагается работа в местах с сильным запылением, то дополнительно придется решать проблему фильтрации воздуха, который будет охлаждать обмотку якоря.

Как итог – конструктивно асинхронный генератор проще и обладает лучшей защитой от пыли и влаги, а также лучше приспособлен для запитывания сварочного оборудования. В свою очередь, синхронный бензогенератор отличается стабильностью вырабатываемого напряжения, но требует периодической профилактики щеточного узла ротора. Но последняя проблема постепенно уходит, так как производители освоили выпуск безщёточных синхронных генераторов (с короткозамкнутым ротором) – именно такие устройства сейчас устанавливаются на подавляющем большинстве бензогенераторов.

Как правильно подобрать мощность автономной электростанции

В целом, подбор мощности бензогенератора сводится к арифметическому сложению того количества Ватт, на которое рассчитаны все приборы, что будут к нему подключены. Это мнение полностью справедливо, но с некоторыми оговорками, про которые обязательно надо помнить, выполняя расчеты.

Какие электроприборы в обязательном порядке будут работать одновременно. Если в гараже есть, к примеру, токарный станок, то вряд ли чтобы им пользовались параллельно с компрессором. С другой стороны, если на кухне есть электродуховка, то вместе с ней вполне могут запустить посудомоечную машину или хлебопечь.

После подсчета мощности всех устройств, что теоретически могут быть включены одновременно, к полученному результату надо прибавить порядка 30%. Это обусловлено сразу несколькими соображениями:

  • На всякий случай, которые бывают разные.
  • Чтобы генератор не работал постоянно в режиме «на износ».
  • Нивелируются пусковые токи, которые в несколько раз превышают номинальные значения электродвигателей (того же холодильника).
  • Такой запас помогает учесть кроме активной, еще и реактивную мощность самого генератора и подключаемых к нему устройств, которая может быть в 1,5-2 раза выше от заявленных (в основном это справедливо для электроприборов, внутри которых есть обмотка). Если производителями указывается мощность оборудования в Вольт-Амперах, то подсчеты несколько упростятся.

Как итог – несмотря на кажущуюся простоту подсчетов, если бензогенератор выбирается для одновременной работы многочисленных электроприборов (к примеру – для мастерской), то лучше обратиться за консультацией к специалистам. Неудачно подобранная мощность повлечет за собой перерасход топлива для избыточно мощного генератора, либо необходимость периодически отключать часть электроприборов.

Дополнительные элементы автономного генератора

Сюда относятся различные устройства, которые упрощают обслуживание бензогенератора, но могут быть установлены в зависимости от желания производителя. В основном это различные датчики, индикаторы состояния или защитные устройства.

Розетки. Разумеется, какие из них будут установлены производителем, в первую очередь зависит от класса генератора – одно или трехфазный. Также розетки, даже однофазные, могут быть для подключения стандартных устройств и силовые. Еще, некоторые генераторы имеют вывод 12 Вольт, для которого есть отдельные клеммы.

Вольтметр. Казалось бы, это электроприбор должен в обязательном порядке присутствовать в электросхеме бензогенератора. Зачастую это так и есть, но на некоторых маломощных генераторах от известных торговых марок его может и не оказаться. Сложно предположить стремление производителей таким образом сэкономить – скорее всего это лишний намек на их уверенность в предлагаемом покупателям оборудовании.

Счетчик отработанных моточасов. Помогает точно оценить время для проведения очередного профилактического ремонта. Не устанавливается только на самых легких, бюджетных моделях – в таком случае оценивать состояние генератора придется «наг глаз».

Топливный бак с указателем уровня топлива и краном. Нередко двигатели и генераторы изготавливаются разными производителями. При этом двигатели для изначальной проверки на заводе комплектуется собственным маленьким баком, который меняется при окончательной сборке. Особенно это касается рамных бензогенераторов, на которых стараются установить бензобак, максимально занимающий всю полезную площадь. Полезность и необходимость наличия указателя уровня топлива и крана для его слива, в случае неполной выработки, каждый определяет для себя самостоятельно.

Установка и подключение электростанции

Если бензогенератор изначально не предназначен для работы в сложных условиях на открытой местности, то его установку надо проводить в сухом отапливаемом помещении – особенно это касается устройств, использующихся как резервный источник электроэнергии.

Конечно, производители могут указывать, что бензогенератор способен долго и уверенно работать в диапазоне температур от –30 до +50 и при этом не кривить душой. Но здесь как минимум надо учитывать фактор теплового расширения тел и вероятность возникновения конденсата. Это значит, что если бензогенератор стоит в неотапливаемом подвале, то его температура будет равна окружающей. Когда приходится его запускать в работу, то обмотки нагреваются, а при выключении генератора остывают. На них собирается конденсат, который со временем может добраться до токоведущих контактов и спровоцировать короткое замыкание. С повышенными температурами дело обстоит не лучше – ни один производитель не уточнит, сколько времени бензогенератор проработает в таком режиме, но явно ремонт устройству потребуется гораздо раньше.

Проблему отвода выхлопных газов и устранение шума от работы бензогенератора надо решать в каждом случае индивидуально. Здесь надо решить куда протянуть гофрошланг (чтобы выхлопы не попадали в дом), и что будет лучше – сделать звукоизоляцию или разместить бензогенератор в отдельном помещении.

Схема подключения к домашней электроцепи полностью зависит от возможностей установленных на генераторе розеток или выводов. Если генератор мощный и у него есть несколько розеток, то они подключаются параллельно. Переключение на питание от центрального электроснабжения или генератора производится либо вручную, либо посредством автоматики, которая отслеживает наличие напряжения на линии и дает команду старт/стоп двигателя бензогенератора и подключение из нужного источника.

Это вся информация, которая может помочь самостоятельно решить, какой выбрать бензогенератор для дома, мастерской или поездок за город. Эту задачу очень просто посчитать, если генератор просто нужен как автономный источник электроэнергии для не слишком продолжительной работы одного или нескольких приборов. Когда бензогенератор приобретается  как резервный для всего дома или производственной мастерской, то сложность расчетов повысится и если есть сомнения в правильности выбора устройства, всегда лучше проконсультироваться со специалистами, тем более, что предоставленная информация позволит задавать им правильные вопросы.

 

Вам будет интересно

srbu.ru

Как сделать бензогенератор своими руками

Если рассматривать устройство бензогенератора, то можно увидеть, что в него входят всего два основных элемента: двигатель и генератор. Вся сложность изготовления устройства заключается в регулировке характеристик взаимодействия составляющих. Качество выдаваемой электроэнергии определяется двумя величинами – частотой и напряжением. И если стабилизацию величины напряжения выполнить достаточно просто, то регулировка частоты сопряжена со значительными трудностями.

Схема недорогого бензогенератора

Принцип работы

В недорогих промышленных бензогенераторах регулировка частоты и напряжения выполняется в два этапа. Первый этап механический. Принцип его работы основан на том, что при увеличении электрической нагрузки падают обороты двигателя. Датчик оборотов двигателя механически связан с дроссельной заслонкой карбюратора, поэтому любое изменение оборотов компенсируется регулировкой положения дроссельной заслонки автоматически. Второй этап регулировки осуществляется электронным способом. На рисунке выше показана  схема типичного недорогого бензогенератора.

Принцип работы электронной стабилизации оборотов основан на зависимости сопротивления конденсатора от частоты тока. На схеме показана стабилизирующая обмотка (L3), нагруженная на конденсатор (С1). При работе на номинальную нагрузку выходное напряжение составляет 220 В с частотой 50 Гц. Поскольку частота выходного напряжения напрямую зависит от количества оборотов в секунду, то изменение скорости вращения ротора генератора вызывает однозначное изменение частоты напряжения на всех обмотках генератора.

Сопротивление конденсатора зависит от частоты приложенного напряжения. Чем больше частота, тем меньше сопротивление. В результате, ток  через стабилизирующую обмотку изменяется в зависимости от нагрузки на генератор. При уменьшении нагрузки число оборотов возрастает, соответственно, растет частота и уменьшается сопротивление конденсатора. Растет ток через обмотку (L3) и растет ее тормозящее значение на ротор генератора. Таким образом, регулировка частоты вращения происходит непрерывно и мгновенно во время работы генератора.

Электрическая стабилизация работает в небольшом диапазоне изменений, поэтому основная функция регулировки возлагается на механический регулятор. Здесь диапазон регулировок гораздо шире, но в ущерб быстроты реакции. Двигатель внутреннего сгорания обладает инерционностью, и изменение количества его оборотов немного запаздывает при регулировке дроссельной заслонкой (такая характеристика работы двигателя называется приемистостью). Резкие скачки нагрузки могут вызвать колебательный процесс системы регулировки.

Подобную систему регулирования трудно сделать самостоятельно, а электронная требует переделки генератора. Достоинство подобной схемы управления – получение синусоидального напряжения с минимальными искажениями формы сигнала.

Более сложные генераторы выполнены по инверторной схеме с двойным преобразованием (рис. ниже).

Инверторный бензиновый генератор

Переменное напряжение генератора поступает на выпрямитель, а затем на транзисторный преобразователь, на выходе которого получается стабилизированное напряжение необходимой величины. Наличие выпрямителя снимает ограничения по стабильности частоты генератора, а транзисторный преобразователь формирует напряжения вне зависимости от величины нагрузки. Недостатком инверторных генераторов является их высокая стоимость и искажение формы выходного напряжения.

Выбор элементов для бензинового генератора

Как уже было сказано, механическую регулировку выполнить самостоятельно весьма затруднительно. Электронная потребует переделки генератора.

Поэтому бензогенератор своими руками имеет смысл делать по инверторной схеме, а в качестве преобразователя использовать преобразователь от источника бесперебойного питания.

На выбор оборудования влияют такие факторы:

  • мощность двигателя;
  • обороты двигателя;
  • напряжение генератора;
  • ток генератора;
  • мощность преобразователя.

Максимальная мощность бензинового генератора в первую очередь зависит от мощности двигателя. Следующие устройства имеют такие значения мощности и количества оборотов:

  • газонокосилка (триммер) – 0.5…2 кВт, 8000…9000 об/мин;
  • бензопила – 1.5…3 кВт, 9000…12000 об/мин;
  • мотоблок – 3…9 кВт, 2000…3000 об/мин.

Наиболее просто бензогенератор своими руками выполнить на генераторе от автомобиля (рис. ниже). Типичный генератор для легкового автомобиля способен выдать на выходе напряжение 13…14 В при токе нагрузки 80…100 А. Простой подсчет покажет, что мощность такого генератора составляет не более 1.4 кВт. Большие значения можно получить, используя генераторы от грузовых автомобилей.

Автомобильный генератор хорошо подходит для создания бензогенератора

Многие грузовые автомобили комплектуются генераторами на 24 В.

Указанные характеристики генератор имеет при количестве оборотов в среднем 5000 об/мин, что не соответствует нормальным оборотам перечисленных двигателей. Для выравнивания значений можно воспользоваться ременной передачей с разными диаметрами шкивов (рис. ниже). Количество оборотов на ведущем и ведомом шкиве обратно пропорционально их диаметрам. А вот передаваемая мощность изменяется наоборот.

Ременная передача с разными диаметрами шкивов

Бензиновый генератор, выполненный на двигателе от бензопилы или газонокосилки, нуждается в понижающей передаче, чтобы уменьшить количество оборотов на валу генератора примерно вдвое. Мощность, передаваемая двигателем на шкив генератора, также соответственно возрастет вдвое. В случае использования двигателя от мотоблока, передача необходима повышающая.

Использовать редукторные передачи в самодельной конструкции нецелесообразно, поскольку трудоемкость работы по изготовлению редуктора высока. Плохо выполненный редуктор сильно снижает КПД установки и служит источником дополнительного шума.

Следующее необходимое устройство – инверторный преобразователь напряжения (рис. ниже).

Инверторный преобразователь – источник бесперебойного питания

Говоря о мощностях двигателя и генератора, не была упомянута мощность преобразователя. Именно она может стать слабым местом самодельного бензинового генератора. Мощные преобразователи имеют достаточно высокую стоимость. Переделка маломощного преобразователя под силу только тем, кто очень хорошо разбирается в радиоэлектронике и знает принцип работы устройства. Минимальная переделка заключается в замене элементов выпрямителя (силовых диодов и конденсаторов фильтра), ключевых транзисторов и выходного трансформатора.

Аккумулятор источника бесперебойного питания отключать нежелательно. Он используется для нагрузки генератора и призван сглаживать скачки напряжения на его выходе. Большинство автомобильных генераторов при малой нагрузке выдают завышенное напряжение.

Конструкция самодельного бензогенератора

Все элементы конструкции необходимо закрепить на жестком основании. Для основания проще всего сделать раму из стальных уголков 50х50 мм. На раме нужно предусмотреть крепления для двигателя, генератора, преобразователя и бензобака.

Для уменьшения вибраций все элементы должны быть закреплены через амортизирующие прокладки из толстой резины.

Пример расчета бензинового генератора

Рассчитывать самодельный бензогенератор в каждом индивидуальном случае нужно, исходя из имеющихся деталей. В качестве примера можно привести расчет для двигателя от бензопилы и распространенного генератора от автомобиля ВАЗ 2110 5102.3771.

Двигатель имеет мощность 2 кВт при 10000 об/мин. Генератор 5102.3771 выдает напряжение 14 В током до 80 А при 5000 об/мин. Мощность генератора составляет 1120 Вт.

Для получения необходимого количества оборотов на валу генератора требуется понижающая передача с передаточным отношением 1:2. Если оставить на валу генератора его стандартный шкив с диаметром 51 мм, то на вал двигателя нужно будет устанавливать шкив с диаметром 25 мм. Это очень мало. Ремень передачи будет сильно изогнут и будет испытывать большие нагрузки. Лучше, если шкив генератора установить на двигатель, а на его место поставить шкив диаметром 100 мм. Шкив можно выточить на токарном станке из дюралюминия.

Во время работы двигателя на номинальных оборотах 10000 об/мин, ротор генератора будет вращаться с частотой 5000 об/мин, что является оптимальным значением. Для того чтобы полностью использовать запас мощности генератора, необходим преобразователь с мощностью не менее 1.5 кВт.

Видео. Бензогенератор своими руками.

Изготавливать бензогенератор своими руками имеет смысл только при наличии большей части необходимых комплектующих. Покупка всех составляющих не позволит сделать бензиновый генератор дешевле, чем готовый промышленный. Необходимо также учесть потраченное время и риск поломок в результате настройки и регулировки.

Оцените статью:

elquanta.ru

Самодельный генератор из асинхронного электродвигателя

В стремлении получить автономные источники электроэнергии специалисты нашли способ как своими руками переделать, трехфазный асинхронный электродвигатель переменного тока в генератор. Такой метод имеет ряд преимуществ и отдельные недостатки.

Внешний вид асинхронного электродвигателя

В разрезе показаны основные элементы:

  1. чугунный корпус с радиаторными рёбрами для эффективного охлаждения;
  2. корпус короткозамкнутого ротора с линиями сдвига магнитного поля относительно его оси;
  3. коммутационно контактная группа в коробке (борно), для коммутации обмоток статора в схемы звезда или треугольник и подключения проводов электропитания;
  4. плотные жгуты медных проводов обмотки статора;
  5. стальной вал ротора с канавкой для фиксации шкива клиновидной шпонкой.

Детальная разборка асинхронного электродвигателя с указанием всех деталей показана на рисунке ниже.

Детальная разборка асинхронного двигателя

Достоинства генераторов, переделанных из асинхронных двигателей:

  1. простота сборки схемы, возможность не разбирать электродвигатель, не перематывать обмотки;
  2. возможность вращения генератора электротока ветряной или гидротурбиной;
  3. генератор из асинхронного двигателя широко используется в системах мотор-генератор для преобразования однофазной сети 220В переменного тока в трёхфазную сеть с напряжением 380В.
  4. возможность использования генератора, в полевых условиях раскручивая его от двигателей внутреннего сгорания.

Как недостаток можно отметить сложность расчёта ёмкости конденсаторов, подключаемых к обмоткам, фактически это делается экспериментальным путём.

Поэтому трудно добиться максимальной мощности такого генератора, бывают сложности с электропитанием электроустановок, которые имеют большое значение пускового тока, на циркулярных электропилах с трёхфазными двигателями переменного тока, бетономешалках и других электроустановках.

Принцип работы генератора

В основу работы такого генератора заложен принцип обратимости: «любая электроустановка преобразующая электрическую энергию в механическую, может сделать обратный процесс». Используется принцип работы генераторов, вращение ротора вызывает ЭДС и появление электрического тока в обмотках статора.

Исходя из этой теории, очевидно, что асинхронный электродвигатель можно переделать в электрогенератор. Чтобы осознано провести реконструкцию необходимо понять, как происходит процесс генерации и что для этого требуется. Все двигатели, которые приводит в движение сила переменного тока, считаются асинхронными. Поле статора движется с небольшим опережением относительно магнитного поля ротора, подтягивая его за собой в сторону вращения.

Чтобы получить обратный процесс, генерацию, поле ротора должно опережать движение магнитного поля статора, в идеальном случае вращаться в противоположном направлении. Добиваются этого включением в сеть питания, конденсатора большой ёмкости, для увеличения ёмкости используют группы конденсаторов. Конденсаторная установка заряжается, накапливая магнитную энергию (элемент реактивной составляющей переменного тока). Заряд конденсатора по фазе противоположный источнику тока электродвигателя, поэтому вращение ротора начинает замедляться, обмотка статора генерирует ток.

Этот принцип работы используется практически в электровозах, трамваях при необходимости плавного торможения. По такому же принципу некоторые «Кулибины», замедляют вращение диска электросчётчиков, пытаясь сократить расходы на электроэнергию.

Преобразование

Как практически своими руками преобразовать асинхронный электродвигатель в генератор?

Для подключения конденсаторов надо открутить верхнюю крышку борно (коробка), где расположена контактная группа, коммутирующая контакты обмоток статора и подключены провода питания асинхронного двигателя.

Открытое борно с контактной группой

Обмотки статора могут быть соединены в схему «Звезда» или «Треугольник».

Схемы включения «Звезда» и «Треугольник»

На шильдике или в паспорте на изделие показаны возможные схемы подключения и параметры двигателя при различных подключениях. Указывается:

  • максимальные токи;
  • напряжение питания;
  • потребляемая мощность;
  • количество оборотов в минуту;
  • КПД и другие параметры.

Параметры двигателя, которые указаны на шильдике

В трёхфазный генератор из асинхронного электродвигателя, который делают своими руками, конденсаторы подключаются по аналогичной схеме «Треугольником» или «Звездой».

Вариант включения со «Звездой» обеспечивает пусковой процесс генерации тока на более низких оборотах, чем при соединении схемы в «Треугольник». При этом напряжение на выходе генератора будет немного ниже. Подключение по схеме «Треугольника» предоставляет незначительное увеличение выходного напряжения, но требует более высоких оборотов при запуске генератора. В однофазном асинхронном электродвигателе подключается один фазосдвигающий конденсатор.

Схема подключения конденсаторов на генераторе в «Треугольник»

Используются конденсаторы модели КБГ-МН, или другие марки не менее 400 В бесполярные, двухполюсные электролитические модели в этом случае не подходят.

Как выглядит бесполюсный конденсатор марки КБГ-МН

Так как в бытовых условиях рассчитать необходимую ёмкость конденсаторов для используемого двигателя практически невозможно, экспериментальным путём была составлена таблица.

Расчёт ёмкости конденсаторов для используемого двигателя

Номинальная выходная мощность генератора, в кВтПредположительная ёмкость в, мкФ
260
3,5100
5138
7182
10245
15342

В синхронных генераторах возбуждение процесса генерации происходит на обмотках якоря от источника тока. 90% асинхронных двигателей имеют короткозамкнутые роторы, без обмотки, возбуждение создаётся остаточным в роторе статическим зарядом. Его достаточно чтобы на первоначальном этапе вращения создать ЭДС, которое наводит ток, и подзаряжает конденсаторы, через обмотки статора. Дальнейшая подзарядка уже поступает от генерируемого тока, процесс генерации будет непрерывным, пока вращается ротор.

Автомат подключения нагрузки к генератору, розетки и конденсаторы рекомендуется установить в отдельный закрытый щит. Соединительные провода от борно генератора до щита проложить в отдельном изолированном кабеле.

Даже при неработающем генераторе необходимо избегать прикосновения к клемам конденсаторов контактов розеток. Накопленный конденсатором заряд остаётся длительное время и может ударить током. Заземляйте корпуса всех агрегатов, мотора, генератора, щита управления.

Монтаж системы мотор-генератор

При монтаже генератора с мотором своими руками надо учитывать, что указанное количество номинальных оборотов используемого асинхронного электродвигателя на холостом ходу больше.

Схема мотор-генератора на ременной передаче

На двигателе в 900 об/м при холостом ходе будет 1230 об/м, чтобы получить на выходе генератора, переделанного из этого двигателя достаточную мощность, надо иметь количество оборотов на 10% больше холостого хода:

1230 + 10% =1353 об/м.

Ременная передача рассчитывается по формуле:

Vг = Vм x Dм\Dг

Vг – необходимая скорость вращения генератора 1353 об/м;

Vм – скорость вращения мотора 1200 об/м;

Dм – диаметр шкива на моторе 15 см;

Dг – диаметр шкива на генераторе.

Имея мотор на 1200 об/м где шкив Ø 15 см, остаётся рассчитать только Dг – диаметр шкива на генераторе.

Dг = Vм x Dм/ Vг = 1200об/м х 15см/1353об/м = 13,3 см.

Генератор на ниодимовых магнитах

Как сделать генератор из асинхронного электродвигателя?

Этот самодельный генератор исключает применение конденсаторных установок. Источник магнитного поля, которое наводит ЭДС и создаёт ток в обмотке статора, построен на постоянных ниодимовых магнитах. Для того чтобы это сделать своими руками необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  • Снять переднюю и заднюю крышки асинхронного электродвигателя.
  • Извлечь ротор из статора.

Как выглядит ротор асинхронного двигателя

  • Ротор протачивается, снимается верхний слой на 2 мм больше толщины магнитов. В бытовых условиях сделать расточку ротора своими руками не всегда представляется возможным, при отсутствии токарного оборудования и навыков. Нужно обратиться к специалистам в токарные мастерские.
  • На листе обычной бумаги готовится шаблон для размещения круглых магнитов, Ø 10-20мм, толщиной до 10 мм, с силой притяжения 5-9 кг, на кв/см, размер зависит от величины ротора. Шаблон наклеивается на поверхность ротора, магниты размещаются полосами под углом 15 – 20 градусов относительно оси ротора, по 8 штук в полосе. На рисунке ниже видно, что на некоторых роторах отмечены тёмно-светлые полосы смещения линий магнитного поля относительно его оси.

Установка магнитов на ротор

  • Ротор на магнитах рассчитывается так, чтобы получилось четыре группы полос, в группе по 5 полосок, расстояние между группами 2Ø магнита. Промежутки в группе 0.5-1Ø магнита, такое расположение снижает силу залипания ротора к статору, он должен проворачиваться усилиями двух пальцев;
  • Ротор на магнитах, сделанный по рассчитанному шаблону, заливается эпоксидной смолой. После того как она немного подсохнет цилиндрическая часть ротора покрывается слоем стекловолокна и опять пропитывается эпоксидной смолой. Это исключит вылет магнитов при вращении ротора. Верхний слой на магнитах не должен превышать первоначального диаметра ротора, который был до проточки. В противном случае ротор не встанет на своё место или при вращении будет тереться об обмотку статора.
  • После просушки, ротор можно поставить на место и закрыть крышки;
  • Испытывать, электрогенератор необходимо – проворачивать ротор электродрелью, измеряя напряжение на выходе. Количество оборотов при достижении нужного напряжения измеряется тахометром.
  • Зная необходимое количество оборотов генератора, ременная передача рассчитывается по методике описанной выше.

Интересный вариант применения, когда электрогенератор на основе асинхронного электродвигателя, используется в схеме электрический мотор-генератор с самоподпиткой. Когда часть мощности вырабатываемой генератором поступает на электродвигатель, который его раскручивает. Остальная энергия расходуется на полезную нагрузку. Осуществив принцип самоподпитки практически можно на долгое время обеспечить дом автономным электропитанием.

Видео. Генератор из асинхронного двигателя.

Для широкого круга потребителей электроэнергии покупать мощные дизельные электростанции как TEKSAN TJ 303 DW5C с мощностью на выходе 303 кВА или 242 кВт не имеет смысла. Маломощные бензиновые генераторы дорогие, оптимальный вариант сделать своими руками ветровые генераторы или устройство мотор-генератор с самопдпиткой.

Используя эту информацию можно собрать генератор своими руками, на постоянных магнитах или конденсаторах. Такое оборудование очень полезно на загородных домах, в полевых условиях, как аварийный источник питания, когда отсутствует напряжение в промышленных сетях. Полноценный дом с кондиционерами, электрическими плитами и нагревательными бойлерами, мощный мотор циркулярной пилы они не потянут. Временно обеспечить электроэнергией бытовые приборы первой необходимости могут, освещение, холодильник, телевизор и другие, которые не требуют больших мощностей.

Оцените статью:

elquanta.ru