Двигатели скорпион


Техника «Защиты»: «Скорпион-ЛША-2Б»

Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» Министерство обороны России заключило договор с ЗАО «Корпорация «Защита» на поставку в войска нескольких десятков бронированных автомобилей «Скорпион-ЛША-2Б». Легкими штурмовыми автомобилями (ЛША) к 2018 году должны снабдить подразделения специального назначения Вооруженных сил РФ. Об особенностях новой бронемашины, импортозамещении комплектующих, результатах государственных испытаний, а также других разработках предприятия я побеседовал с заместителем главного конструктора «Защиты» Виктором Севастьяновым.

- Виктор Борисович, расскажите об истории производства бронированных автомобилей на Вашем предприятии. С чего все начиналось?

- Все начиналось в 1993 году с нашей инициативы: бронирования автомобилей УАЗ. Машины были испытаны на полигоне Минобороны, но поставлялись, в основном, Министерству внутренних дел небольшими сериями. Военное ведомство интереса к этим автомобилям не проявляло. С ростом нашего опыта и возможностей компания стала расширять номенклатуру производства, в частности, были созданы бронированные машины для инкассации на базе автомобилей Ульяновского и Горьковского автозаводов. В настоящее время в этой области бОльшим спросом пользуются автомобили «Форд» и «Фольксваген».

Желание взять новые высоты, сделать такую технику, которой еще у нас в стране не было, подвигло нас заняться и разработкой специальных транспортных средств для силовых структур. Так появились автомобили серии «Скорпион», «Булат», машины на шасси КАМАЗ, УРАЛ, обладающие высокими защитными свойствами. Некоторые результаты, которых мы достигли за это время в этой области, до сих пор никто не превзошел. - В серии «Скорпион» машины имеют различные индексы: «ЛША», «2М». Что они означают?

- Когда шел этап подготовки к проведению государственных испытаний, мы по кодам ОКП провели индексацию автомобилей серии «Скорпион», и под этими кодами они приняты на снабжение Министерства обороны. Таким образом, «ЛША» (легкий штурмовой автомобиль) - это машина, предназначенная для Минобороны. Точно такие же автомобили для других силовых структур и инозаказчиков в названии будут содержать индекс «2М». Все три версии «Скорпиона»: бронированная («ЛША-2Б»), тентованная для спецподразделений («ЛША-1») и тентованная/с жестким верхом («ЛША-2») прошли государственные испытания и приняты на снабжение Минобороны одним приказом. - Какую нишу в войсках отводит Министерство обороны для «ЛША-2Б»?

- Эта машина принята на снабжение как специальное транспортное средство для перевозки личного состава и решения специальных задач.

- То есть, можно сказать, что это бронеавтомобиль для спецназа, для подразделений ВДВ?

- Да. На данный момент машина предназначена для укомплектования подразделений специального назначения. Но военное ведомство желает расширить область применения данных автомобилей и предлагает разработать на их основе командно-штабные машины, машины связи, машины с РЛС, медицинские и т.д. Это касается не только бронированной версии, но и небронированной.

- Какие импортные комплектующие на данный момент стоят на автомобиле? Планируется ли их замена в свете требований силовых структур по импортозамещению?

- Мы проводим интенсивную программу по импортозамещению и предполагаем, что в ближайшее время сможем уйти практически от всех импортных комплектующих, за исключением (польского – прим. twower) двигателя «Андория». К сожалению, двигателей такой размерной группы, удовлетворяющих требованиям по мощности, компактности, наша промышленность пока не выпускает. Те же ярославские дизеля 53-й серии имеют вес практически в два раза больший, нежели «Андория».

- Ранее представители Вашей компании сообщали, что ведутся переговоры о лицензионном производстве этого двигателя на территории России.

- На данный момент эти переговоры находятся в завершающей стадии, по всей видимости скоро будет подписан контракт. Но многое зависит от нашего Министерства обороны, его потребностей. Если эти потребности будут достаточны для того, чтобы мы могли окупить свои затраты по организации производства этого двигателя в России, то мы готовы это сделать. Если потребности будут меньше, то… Мы – коммерческая организация, мы не можем работать себе в убыток. Даже такие монстры нашего ВПК, как «Военно-промышленная компания», «КАМАЗ», Уралвагонзавод» поступают аналогично.

- Западные санкции не помешают получению лицензии на двигатель?

- Нет, не думаю. Завод «Андория» - это тоже коммерческое предприятие, без государственного участия, поэтому они с нами готовы работать и работают, не обращая внимания на санкции. Например, сейчас производится доводка двигателя под некоторые новые наши требования.

- О каких требования идет речь?

- В частности, для машин Министерства внутренних дел обязательно требование – наличие двигателя Евро-5. МВД готово пойти даже на снижение крутящего момента, максимальной мощности двигателя, чтобы уложиться в этот стандарт.

- Каков уровень защиты у нынешней версии автомобиля? Возможно ли его повышение?

- 5-й класс ГОСТ Р 50963-96. Повышение уровня защиты возможно только за счет снижения полезной нагрузки автомобиля, законы физики ведь еще никто не отменял. Кроме того. Я придерживаюсь мнения, с которым могут быть не все согласны, что 5-й класс – это защита именно от того оружия, которым максимально насыщены вооруженные силы или те же бандформирования. То есть, защита от обычного винтовочного патрона 7.62x54R. Распространенность же бронебойно-зажигательных патронов типа Б-32 не так велика.

- Ранее рассматривалась возможность установки дополнительных панелей для доведения уровня защиты до 6а класса.

- Такая возможность и сейчас есть, но это существенно снизит грузоподъемность машины. То есть, придется пожертвовать количеством перевозимого личного состава, другого пути я не вижу. Отмечу, что и Министерство обороны, и Министерство внутренних дел не требуют от нас машину с 6а классом защиты. - Керамическая броня на «Скорпион-ЛША-2Б» используется?

- Нет. Есть лимит стоимости, в который мы должны уложиться, что исключает применение керамики для бронирования машины.

- Бронирован ли двигательный отсек?

- Нет, но такая возможность проработана. Но с нею машина переходит в другой класс, потому что это весьма большой вес. Например, если защитить двигатель по тому же 5-му классу ГОСТ, то «Скорпион» потяжелеет где-то на 300-400 кг. Хочу еще раз подчеркнуть, что сделать более защищенной машину можно. Но тогда мы выйдем за рамки заданной заказчиком максимальной массы транспортного средства, чего не имеем права делать.

- Противоосколочный подбой?

- Есть. В первых версиях «ЛША-2Б» подбой отсутствовал, но в текущей версии «Скорпиона» по требованию Минобороны его используем. Со своими задачами справляется хорошо, может даже служить как еще один слой противопульной защиты.

- Расцветка ткани будет такой же темной, как и на СТС «Тигр»?

- Расцветка будет светлее. Светлый «пиксель». Я сторонник того, чтобы не было очень темно в машине, да и экипажу так будет значительно комфортнее находиться внутри.

- Поговорим об испытаниях на противоминную стойкость. В 2012-м году подрывали 600 г безоболочечного ВВ под геометрическим центром машины, 2 кг - под задним правым колесом, 4 кг - под передним левым. Спасет ли броня от более мощного заряда?

- Требования Министерства обороны были следующими: защита от подрыва 600 г ВВ под любым местом днища. На государственных испытаниях мы подтвердили, что «ЛША-2Б» способен обеспечить защиту от подрыва 2 кг ВВ под днищем.

 "Скорпион-ЛША-2Б" после подрыва 4 кг ТЭ под передним левым Колесом / Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» - Во время испытаний на противоминную стойкость вы использовали животных или специализированные манекены?

- На государственных испытаниях мы животных не использовали. По требованию Министерства обороны был использован манекен Hybrid III.

- Некоторые производители бронетехники утверждают, что манекен не может показать всех особенностей воздействия перегрузок при подрыве на человеческий организм. В частности, возможные повреждения внутренних органов человека…

- В некоторой степени я согласен с таким мнением. Давайте перечислим параметры, которые можно измерить на манекене. В первую очередь это нагрузка на позвоночник, в том числе, шейный отдел позвоночника, это звуковое давление, в том числе, на глазные яблоки. Это основные параметры, данных по которым, по мнению специалистов, достаточно для формирования представления о состоянии человека после подрыва. Использование свиней, допустим, дает несколько больше информации, в частности, состояние ее печени, селезенки, которые можно изучить после вскрытия. Но возможные повреждения внутренних органов не влияют на боеспособность членов экипажа бронемашины сразу после подрыва. Это может проявиться через какое-то время после внешнего воздействия, но не сразу. На Западе считают, что использования манекенов при испытаниях вполне достаточно. У нас это пока вопрос дискуссионный.

- Сколько мест для десанта в машине?

- Все зависит от комплектации. В базовой, когда машина предназначена для перевозки личного состава, десантных кресел 6, плюс водитель и командир спереди. В комплектации, когда машина оснащена вооружением, установленным на открытой либо защищенной турели, таких мест 4. Два места десанта занимают стеллажи под боеприпасы. Можно оставить и все 6, но тогда места под боеприпасы не останется.

  Комплектация с 4 креслами в десантном отделении, открытой турелью с платформой для пулеметчика и стеллажами под боеприпасы / Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» В варианте с дистанционно-управляемым модулем вооружения может быть 4 места для десанта плюс оператор модуля, либо 4 места для десанта, а оператором модуля является командир машины, либо 2 места для десанта плюс оператор модуля. Окончательное решение по компоновке еще не принято, потому что нам только вот сейчас предстоят испытания «Скорпиона» с модулем вооружения.

- В какой комплектации заказало «ЛША-2Б» Министерство обороны?

- В базовой, для перевозки личного состава. Это 6 человек десанта плюс водитель и командир. Что лично меня несколько удивило: машина заказана без люка для пулеметчика. Также в комплектации отсутствует фильтровентиляционная установка ФВУ-100А.

- В конструкции кресел что-нибудь изменилось?

- Да. Изменились подножки кресел, изменилась конфигурация посадки, т.е. подушки, спинки. Изменения были внесены после испытаний, когда мы провели некий тест по комфортности нахождения в кресле, пытаясь определить сколько по времени может человек провести в одном положении в пути.

- И сколько же?

- До шести часов. Были определенные неудобства, но мы их устранили. Также доработали амортизатор кресла, который срабатывает в момент подрыва.

  Кресла в десантном отделении / Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» - Кресла чьей разработки?

- Нашей. У нас разработано три вида кресел: для десантников в «Скорпионе», для «Булатов» и машин на шасси КАМАЗ и УРАЛ - эти несколько тяжелее, так как там и нагрузки при подрыве выше. И кресла для водителя и командира «Скорпиона». Последние имеют свои конструктивные особенности, поскольку расположение у них другое, нежели в десантном отделении. Если десантные кресла мы крепим к боковой стенке машины, то здесь по-иному.

- К фальшполу?

- Фальшпол у нас есть, да. Он подвижный, амортизированный. Мы не захотели ставить противоминные коврики, как это сделали на «Тигре», потому что они показали достаточно низкую эффективность на испытаниях, а сделали подвесной пол. Кресла же закреплены на пиллерсах.

- К крыше машины кресла не планировали крепить?

- Это приведет к утяжелению конструкции. Нынешний способ крепления кресел в ходе испытаний и так зарекомендовал себя хорошо. Нет надобности менять его.

- Подставки под бронежилеты на креслах предусмотрены, чтобы снять часть нагрузки на военнослужащих во время долгого пути?

- Разработаны, запатентованы, но Министерство обороны решило закупить машины без них. Предлагали и МВД такую опцию, но и оно не проявило интереса.

- Какова полезная нагрузка «ЛША-2Б»?

- Грузоподъемность машины относительно снаряженной массы – 800 кг. Снаряженная масса – это автомобиль, полностью заправленный, со всем, что он возит, плюс водитель. В пределах грузоподъемности мы можем варьировать количеством десантников, перевозимым вооружением, снаряжением и прочим. - Касательно снаряжения. В первой версии «ЛША-2Б» места под снаряжение вообще не было. Это исправлено?

- Мы разработали боковые полки снаружи и багажник на крыше машины. Багажник есть только в версии для перевозки личного состава либо с турелью на крыше. При установке дистанционно-управляемого модуля вооружения от багажника придется отказаться, поскольку требуется сохранить углы обстрела: 360 градусов по горизонтали, минус 20 – склонение, плюс 60 – возвышение. Увы, при склонении ствол пулемета упрется в багажник.

  На правом борту «ЛША-2Б» - боковая полка для размещения снаряжения десанта / Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» - Каково ограничение на объем перевозимого имущества на каждого военнослужащего?

- На боковых полках снаружи можно перевезти 8 стандартных армейских вещевых мешков: по 4 на каждом борту. Требование по такому количеству перевозимого снаряжения было выказано Минобороны, и мы в него постарались уложиться, соблюдая иные требования военного ведомства по габаритам машины.

- Крепления для личного оружия внутри машины появились?

- Ставим их только для командира и водителя.

Крепление для оружия командира и наводчика справа от рычага переключения передач / Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» - Уже были затронуты вопросы вооружения «Скорпиона», в частности, варианты с турелью, ДУМВ. Расскажите о них подробнее.

- На открытую турель ставится два вида вооружения в разных вариантах: пулеметы «Корд» и «Печенег», «Корд» и автоматический гранатомет (АГС) или же «Печенег» и АГС.

"ЛША-2Б" с пулеметами "Корд" и "Печенег" на открытой турели / Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» Дистанционно-управляемый модуль вооружения представляет собой совместную разработку витебского КБ «Дисплей» и ковровского «Завода имени В.А.Дегтярева» (ЗиД). Он прошел на машине серию заводских испытаний, после RAE-2015 организуем его предварительные испытания с Министерством обороны, чтобы подтвердить требования МО к модулям для бронированных автомобилей. На предварительных испытаниях будет использоваться машина с той компоновочной схемой, где место оператора модуля находится в десантном отделении по центру, под модулем.

- То есть, в этой версии машины с места командира машины управлять модулем нельзя будет?

- С моей точки зрения, командир должен решать свои задачи, оператор – свои, у представителей ЗиД другое мнение. Можно установить аналогичный пульт и командиру, но это приведет к существенному удорожанию машины. Да и нужно ли это?..

- Каков будет боекомплект для пулемета ДУМВ?

- Пока эти сведения не подлежат разглашению. Единственно, что могу сказать: если стандартная коробка для «Корда» вмещает 50 патронов, то сейчас нами успешно испытан короб на 200 патронов.

- Перезарядка осуществляется снаружи?

- Да.

- Вернемся к командирскому месту. Установка радиостанции предусматривается?

- Министерство обороны заказало машину без установленной радиостанции, но в варианте разведывательно-огневого комплекса такую возможность мы предусмотрели.

- У первой версии «ЛША-2Б» на крыше у кормы был эвакуационный люк. Он сохранился? Министерство обороны заказало машину с ним?

- Да, люк сохранился. Он выполняет две функции: в первую очередь он эвакуационный, для экстренного покидания машины, во вторую – вентиляционный. Особенности его конструкции таковы, что даже в открытом положении, в режиме вентиляции, он всё равно не простреливается. Уточню, что никакого вентилятора там нет, машина «продувается» за счет естественной конвекции воздуха.

- Этот люк не мешает функционированию ДУМВ?

- Нет.

- Вопрос про люк, но не эвакуационный, а для пулеметчика. Обратил внимание, что на фотографиях летней экспедиции МО 2014 года по пустынной и горной местности, этот люк регулярно находился в открытом положении. Вроде бы в машине установлен кондиционер, зачем его открывать?

  Специальная экспедиция Минобороны, Кабардино-Балкария, август 2014 года. На фото в центре - «ЛША-2», справа - «ЛША-2Б» / Фото: ЗАО «Корпорация «Защита» - Кондиционер работает. Но при подъеме в гору, на том же Эльбрусе, водители не хотели терять мощность двигателя, (забираемую кондиционером) поэтому и открывали люк.

- Кормовую дверь возможно открыть снаружи? На ранней версии автомобиля при блокировке изнутри кормовая дверь не открывалась.

- Этот момент доработан и на новых машинах дверь, заблокированную ригелями изнутри, можно будет открыть снаружи специальным ключом.

- Так называемым, «башенным», как на бронетехнике?

- Нет, тот слишком громоздок, у нашего несколько иная конструкция.

- Шины чьего производства используются на «ЛША-2Б»?

- Пока иностранные, «Goodyear». Очень бы хотели российские, но пока отечественная промышленность не выпускает шины такой размерной группы.

- Топливных баков на машине всё так же два? Защищенных?

- Да, два бака по бортам, со специальным наполнителем (пенополиуретан), самозатягивающиеся. На испытаниях они показали очень хорошие результаты. Как бы мы их не расстреливали любыми пулями калибра 7.62, течь прекращалась максимум за 5 минут. При этом под словом «течь» я подразумеваю не струю, бьющую под напором, а вялое стекание по стенке. Стреляли и поверх топлива, и бронебойно-зажигательными пулями, но ни взрыва, ни пожара не произошло.

- Минобороны выдвигало какие-либо требования к возможности изменения клиренса машины?

- Нет. Да и реализовывать на такой небольшой машине изменения клиренса, с моей точки зрения, не рационально. Это повлечет за собой существенное увеличение веса машины за счет гидро- или пневмопривода, совсем другой подвески и иные изменения.

- Какие требования по авиатранспортабельности выдвигает военное ведомство к «ЛША-2Б»?

- Перевозка на внешней подвеске вертолетов Ми-8 и всей последующей серии. Перевозка в грузовых кабинах Ми-26, Ил-76, Ан-124 и всех остальных. Мы уже прошли испытания по авиатранспортабельности на Ми-26 и Ил-76, сейчас пока не можем пройти испытания на внешней подвеске не по нашей вине: не готовы испытательные организации. Для перевозки на внешней подвеске на корпусе ЛША-2Б есть четыре петли. Испытания в статике уже пройдены на заводе «Универсал»: на разрыв креплений, на деформацию и т.п.

- Машину возможно десантировать?

- По нашей инициативе и по пожеланию командующего ВДВ Шаманова мы предусмотрели такую возможность с использованием платформы П-7. Испытания опять же провести пока не можем, не готовы соответствующие организации.

- Какие-либо требования к амфибийности есть?

- Таких требований никто не выдвигал. Были у нас некие «прожекты» по этому поводу, но по сути это создание новой машины, особые требования к герметичности, подвеске, приводам колес. Потребовалось бы забронировать двигательный отсек, установить водометный движитель… Создавать подобную машину без заказа, за свой собственный счет, мы не готовы.

- Планируется ли четырехдверная модификация «ЛША-2Б»?

- Нет, такой вариант рассматривается только для небронированной версии.

- Трехосная модификация?

- Нет.

- Летом 2014 года Сергей Старун, генеральный директор ЗАО «Корпорация «Защита», в одном из интервью сообщил, что представители Минобороны осмотрели производственные мощности предприятия, и он считает, что будет получен заказ примерно на 200 машин в 14-16-м гг. Месяц назад он же сделал заявление, что с Минобороны заключен контракт на поставку опытно-промышленной партии ЛША-2Б. Сколько бронеавтомобилей закупает военное ведомство?

- Без комментариев.

- В журнале Автомир за март 2015 в статье о «Скорпионах» написано, что заказ составляет порядка 60 автомобилей. При этом ссылаются на разговор «по секрету» с представителями «Корпорации «Защита» …

- Я этого не сообщал.

- Но речь идет о десятках машин?

- Да, о десятках.

- Сколько машин может собрать Ваше предприятие за год? Производство у Вас небольшое, сможете ли Вы справиться с государственным заказом?

- Нам предстоит провести подготовку производства к серийному выпуску машин. Мы готовимся к этому и планы у нас большие. Большего сказать не могу.

- Инозаказчики машиной интересуются?

- Да. Из соображений секретности я не могу назвать Вам страны.

- Несколько лет назад было сделано заявление, что Азербайджан готов приобрести партию «Скорпионов» …

- Это не я говорил. Но разговоры такие были.

- Рекламные и экспортные паспорта на машины есть?

- Есть.

- Какова стоимость «ЛША-2Б» для Минобороны?

- Без комментариев. Я не могу озвучивать параметры Гособоронзаказа.

- Гражданское лицо сможет купить «ЛША-2Б»?

- Нет, гражданским лицам бронированная версия «Скорпиона» продаваться не будет. Но они смогут купить небронированную версию, которая у нас имеет индекс «Скорпион-2М».

Источник: Сайт twower.livejournal.com, блог Дениса Мокрушина "Записки русского солдата" 1

www.arms-expo.ru

Перспективный ударный самолет Scorpion готовится к испытаниям » Военное обозрение

В развитии и способах применения боевой авиации в последние годы наблюдаются несколько основных тенденций. Воздушные бои между истребителями стали довольно редкими и основной задачей самолетов стало нанесение ударов по наземным объектам противника. Одновременно с этим стоимость новых самолетов постоянно растет. Цена самых современных истребителей-бомбардировщиков достигает такого уровня, который может сократить число желающих приобрести их.

Видя эти проблемы и желая выйти на рынок боевой авиации, компании Textron и AirLand Enterprises начали совместный проект по созданию относительно дешевого ударного самолета с достаточно высокими характеристиками. В начале 2012 года две компании организовали совместное предприятие под названием Textron AirLand, задачей которого являлась разработка и строительство новых самолетов. Перспективный проект получил название Scorpion («Скорпион»). Облик ударного самолета был определен следующим образом. Предполагалось создать легкий недорогой самолет, способный наносить удары по наземным целям, в том числе с использованием управляемого вооружения. При этом одной из главных целей проекта была экономичность готового самолета. Техническим заданием требовалась минимизация стоимости летного часа. Этот параметр не должен превышать 3-4 тыс. американских долларов. Для сравнения, летный час современных истребителей-бомбардировщиков американского производства F-16 обходится эксплуатанту более чем в 20 тысяч долларов.

Основным способом сокращения расходов на разработку и строительство перспективного ударного самолета стало широкое использование технических решений и технологий, полученных и освоенных в ходе предыдущих проектов. В состав конгломерата Textron входит большое число компаний, ряд которых занимается разработкой и строительством авиационной техники: Cessna Aircraft, Bell Helicopter и другие. Таким образом, к проекту Scorpion были привлечены специалисты с опытом в области авиастроения. Основным «источником» заимствований технического и технологического характера стали реактивные бизнес-самолеты марки Cessna. Подобный подход к конструированию самолета позволил как уменьшить расходы, так и ускорить процесс создания проекта. Как стало известно в середине сентября, на одном из заводов Textron уже заканчивается строительство первого прототипа перспективного самолета.

На фотографиях строительства самолета и опубликованных рекламных изображениях видно, что в проекте «Скорпион» не применялись какие-либо новые и смелые идеи, касающиеся компоновки и аэродинамики. Самолет построен по схеме «высокоплан» с крылом небольшой стреловидности размахом 14,4 метра, оснащенным развитой механизацией. В носовой части фюзеляжа имеется двухместная кабина, закрытая одним фонарем. Некоторый интерес представляет расположение силовой установки и воздухозаборников. Два турбовентиляторных двигателя Honeywell TF731 с тягой около 3600 кгс каждый расположены в хвостовой части, по бокам от фюзеляжа с характерными обводами. На частях фюзеляжа, в которых смонтированы двигатели, крепится горизонтальное и вертикальное оперение.

В конструкции самолета Scorpion широко используются композиционные материалы. Из них выполнено большое количество деталей фюзеляжа и часть крыла. Для несения полезной нагрузки общим весом 1400 кг самолет имеет внутренний грузоотсек и несколько узлов внешней подвески, расположенных под крылом. Как утверждают авторы проекта, самолет сможет нести неуправляемое и управляемое оружие различных типов. Точная номенклатура доступных для использования моделей ракет и бомб пока не называлась. Возможно, она будет определяться в соответствии с требованиями заказчика.

Радиоэлектронное оборудование самолета Scorpion, по некоторым данным, будет соответствовать ряду требований, предъявляемым к современным самолетам. При этом, несмотря на использование современных многофункциональных дисплеев, систем навигации и т.п., архитектура БРЭО и используемые виды аппаратуры определены с учетом необходимости упрощения и удешевления. В частности, новый ударный самолет не оснащается электродистанционной системой управления, считающейся стандартом для современной боевой авиации. Вместо нее будет использоваться система тросов и тяг.

Ранее сообщалось, что максимальный взлетный вес перспективного ударного самолета не будет превышать 10 тонн, а пустая масса будет примерно вдвое меньше. При помощи двух двигателей Scorpion сможет разгоняться до скорости около 830 километров в час. Ввиду специфики работы современных ударных самолетов «Скорпиону» не нужна большая скорость полета. Кроме того, при операциях по непосредственной поддержке войск, при которых требуется постоянно находиться над полем боя, находить цели и уничтожать их, самолету Scorpion придется летать со скоростью, значительно уступающей максимальной. Необходимо отметить, именно требование о возможности «висения» над полем боя сказалось на аэродинамическом облике самолета, в частности на использовании крыла с малой стреловидностью. При необходимости самолет сможет подниматься на высоту свыше 13,5 тыс. метров и летать на дальность до 4500 километров.

В настоящее время подходят к концу работы по строительству первого прототипа самолета Scorpion. В течение ближайшего времени начнутся наземные испытания и уже к концу текущего года первый самолет должен подняться в воздух. Совместное предприятие Textron AirLand пока не называло стоимость готовой машины. Тем не менее, по заверениям представителей фирмы-разработчика, серийный самолет Scorpion будет в несколько раз дешевле других современных ударных самолетов. При этом, однако, не указывается, с какими именно самолетами сравнивалась новая разработка. Также утверждается, что стоимость летного часа перспективной ударной машины будет находиться в пределах 3 тыс. долларов.

Предполагается, что Scorpion станет «самым доступным тактическим самолетом в мире». В качестве потенциальных покупателей этого самолета рассматриваются страны третьего мира, нуждающиеся в современной авиационной технике, но при этом не имеющие возможности покупать истребители-бомбардировщики или штурмовики ведущих мировых производителей. В компании Textron AirLand надеются, что в этих странах «Скорпион» сможет прийти на смену устаревшей технике российского или американского производства.

Перспективы самолета Textron AirLand Scorpion пока не в полной мере ясны. Тем не менее, заявления о низкой стоимости самого самолета и его эксплуатации позволяют предполагать, что проект привлечет большое внимание стран третьего мира. Что касается объемов контрактов, то они будут зависеть в первую очередь от стоимости перспективных ударных самолетов, а этот параметр пока не оглашался.

По материалам сайтов:http://flightglobal.com/http://militaryparitet.com/http://airforcemag.com/http://aviationweek.com/

Автор: Рябов Кирилл

topwar.ru

Лёгкий штурмовой автомобиль ЛША («Скорпион-2М») (Россия)

Начиная с 1980-х гг. наблюдается процесс возвращения бронеавтомобилей в вооруженные силы различных государств в качестве патрульных и разведывательных машин, легких бронетранспортеров, санитарно-эвакуационных машин, носителей или тягачей вооружения. Особенно вырос интерес к ним по опыту военных конфликтов первого десятилетия XXI века. В ведущих странах открыли программы создания многоцелевых войсковых небронированных и бронированных автомобилей «легкой» и «средней» категории (например, американская программа JLTV, германская AMPV). В России за последние годы представлен ряд машин колесной формулы 4x4, призванных заполнить указанные «ниши». Некоторые из них прошли определенные этапы испытаний в Вооруженных Силах. Среди них «легкий штурмовой автомобиль» ЛША и «лёгкий штурмовой автомобиль, бронированный» ЛША-Б, разработанные и представленные корпорацией «Защита» (известной ранее работами по бронированию специальных автомобилей). Рассмотрим подробнее эти машины как один из интересных примеров решения упомянутых задач. Тем более - на фоне планов закупки для отечественных Вооруженных Сил машин, базирующихся целиком на зарубежных шасси.

Определение «легкий штурмовой автомобиль» - практически дословный перевод англоязычного Light Strike Vehicle (LSV). Именно к «штурмовым» (или «ударным», как можно перевести «strike») относят ряд военных автомобилей «легкого» и «среднего» класса нового поколения. Дело, видимо, не только в «эффектности» и броскости подобных определений. В кругу задач, решаемых многоцелевыми автомобилями повышенной проходимости, заметно усилилась «боевая» составляющая, задачи боевого обеспечения. Появление ЛША связано именно с зарубежным опытом. В 2007 г корпорация «Защита» приняла участие в конкурсе на легкий бронированный многоцелевой автомобиль для вооруженных сил Республики Индия. Был представлен бронированный вариант существенно переделанного автомобиля УАЗ «Барс» с трехдверным кузовом, установкой дизельного двигателя и «правым рулем» - в соответствии с требованиями заказчика. На завершающем этапе конкурса определилось также требование независимой подвески колес автомобиля, что вызвало дальнейшие изменения конструкции. Наконец, в 2009 г индийские военные заявили о потребности в «легком штурмовом» (ударном) автомобиле. Это побудило корпорацию «Защита» заняться разработкой собственного шасси.

Прототип нового автомобиля был готов к августу 2010 г Индийский заказ корпорация не получила, но «легкий штурмовой автомобиль» (ЛША) заинтересовал представителей ГАБТУ Минобороны РФ. В сентябре 2010 г первые образцы передали для опытной эксплуатации в войсках. Всего с осени 2010 г по лето 2011 г опытную эксплуатацию (в том числе на базе 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ и 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады) прошли десять обычных и два бронированных автомобиля. Параллельно шли лабораторные испытания на базе Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития автомобильной техники 3-го ЦНИИ МО РФ (бывшего 21-го Испытательного НИИ Минобороны) в подмосковных Бронницах. По опыту этих испытаний были уточнены тактико-технические требования к автомобилям, проведена существенная доработка их конструкции, и в сентябре 2011 г фактически сложился нынешний облик ЛША и ЛША-Б. У этих машин есть и коммерческие обозначения - «Скорпион-2М» и «Скорпион-Б» соответственно.

ЛША несколько «выбивается» из привычного ряда внедорожников своей грузоподъемностью. При достаточно ограниченных габаритах и снаряженной массе (вместе с водителем) 2400 кг его грузоподъемность доведена до 1000 кг В сочетании с удачно скомпонованной кабиной это позволяет легкому автомобилю перевозить восемь (включая водителя) полностью экипированных бойцов, практически -одно мотострелковое отделение или группу, если речь идет о спецподразделениях. Плоский пол кабины, откидные съемные сиденья и широкие задние двери облегчают использование ЛША для перевозки раненых на носилках, транспортировки тяжелого вооружения (например, 82-мм миномета с расчетом и боекомплектом), габаритных грузов, а также приспособление автомобиля для монтажа специального оборудования, комплекса радиоаппаратуры и тп. Возможна установка автоматического вооружения, ПТРК, ПЗРК.

Как уже отмечалось, для нового автомобиля не бралось готовое отечественное или зарубежное шасси - оно создавалось заново с использованием готовых или доработанных агрегатов. С точки зрения «локализации» поставок, в настоящее время шасси - «смешанное». Скажем, дизельный двигатель «Андориа» -польского производства (двигатели моторостроительного завода «Андориа» в г Андрюхов вообще широко поставляются в Россию), 5-ступенчатая коробка передач - корейской фирмы «Даймос» (аналогичная коробка стоит на УАЗ-3159 «Барс» Ульяновского автозавода; легкий вездеходный «Скорпион-1», представленный корпорацией «Защита», выполнен на основе УАЗ-3159), раздаточная коробка аналогична устанавливаемой на ГАЗ-66, шины - широко распространенной марки «Купер Дискавер» STT, главная передача, узлы подвески - собственной разработки, гидравлика - отечественных поставщиков и т.д. Впрочем, корпорация «Защита» заявила о возможности (при получении серийного заказа) практически полного перевода ЛША на комплектующие отечественного производства, включая организацию лицензионного производства двигателей. Базой для непосредственного выпуска автомобилей может стать действующее предприятие корпорации в подмосковном Фрязино.

Шасси автомобиля - рамной конструкции, с мощным рядным 4-цилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом, подключаемым полным приводом с межколесными блокировками, независимой подвеской всех четырех колес. Необходимость обеспечить высокую подвижность как небронированной, так и бронированной машине требовала двигателя мощностью не менее 100 кВт (136 л.с.). Специалисты «Защиты» совместно со специалистами «Андориа» провели соответствующие доработки польского дизеля, и сейчас ЛША и ЛША-Б представлены с двигателем «Андориа» 0501ADCR такой мощности. Трансмиссия - механическая, с 5-ступенчатой коробкой передач, синхронизированной на всех прямых передачах, и двухступенчатой раздаточной коробкой с отключаемым приводом передних колес. Два топливных бака размещены по бортам вдоль лонжеронов рамы. Подвеска всех колес - независимая, пружинная, на сдвоенных поперечных рычагах, с винтовыми цилиндрическими пружинами и телескопическими гидроамортизаторами двухстороннего действия на всех колесах. Тормоза на всех колесах - дисковые с антиблокировочной системой. Ширина колеи приближена к армейским грузовикам, что не только увеличивает вместимость и поперечную устойчивость машины, но и облегчает движение в колонне по плохим дорогам.

Набор органов управления и приборов обеспечивает управление машиной водителем квалификации нижесредней, т.е. обычным солдатом-срочником. Имеются гидроусилитель руля, гидравлический привод и вакуумный усилитель тормозной системы. Легкий доступ к агрегатам моторного отсека и трансмиссии облегчает обслуживание и ремонт в полевых условиях. Представлен вариант ЛША («Скорпион-2М») с двигательной установкой в «арктическом» исполнении - с подогревателем. Многоцелевому назначению способствует модульная конструкция корпуса, составленного из заменяемых штампованных панелей. Производитель может собирать автомобиль в варианте с жесткой кабиной и тентом, с жесткой кабиной и жестким верхом (с круглым верхним люком, допускающим установку вооружения), с открытым кузовом и жестким каркасом безопасности. Заменяемые съемные панели облегчают и ремонт машины. На кузове предусмотрены приспособления для крепления маскировочной сетки и другого маскировочного материала. Набор приспособлений вполне типичен для современного внедорожника, предназначенного не для гонок по пляжу, а для эксплуатации в экстремальных условиях, — рама для запасного колеса, лебедка для самовытаскивания, усиленные бамперы, передний и задний буксирные крюки, крепления для установки багажного отделения на крыше жесткого корпуса, грузовых полок по бортам кузова и т.п.

www.dogswar.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ «СКОРПИОН – ЛША Б»

MULTIPURPOSE ARMORED CAR «SCORPION — LSHA B»

29.11.2013Министерство обороны России завершило государственные испытания специальных армейских машин семейства «Скорпион». Об этом, сообщает «Интерфакс», заявил Александр Шор, генеральный директор корпорации «Защита», выпускающей машины. По его словам, военное ведомство рекомендовало «Скорпионы» к принятию на вооружение. Машины могут быть приняты на вооружение после прохождения межведомственной комиссии.В государственных испытаниях принимали участие армейские автомобили «Скорпион ЛША-1» с открытым верхом, «Скорпион ЛША-2» с жестким металлическим верхом и бронированная машина «Скорпион ЛША-2Б». Госиспытания машин проводились с 1 ноября 2012 года по 30 сентября 2013-го. По данным Министерства обороны России, испытанные автомобили по техническим характеристикам соответствуют требованиям, а по противоминной защите и стойкости к зажигательным смесям превзошли требования в три раза.В конце сентября 2013 года сообщалось, что Министерство обороны России намерено приобрести в 2014 году опытно-промышленную партию транспортных машин «Скорпион-2М».

29.09.2014«В 2015 году корпорация («Защита») планирует изготовить несколько десятков армейских автомобилей типа «Скорпион» в рамках гособоронзаказа», — сказал собеседник агентства Интерфакс-АВН. Он напомнил, что в июне этого года решением Межведомственной комиссии трем типам армейских автомобилей «Скорпион» была присвоена литера 0-1 и они были приняты на снабжение армии.По словам собеседника агентства, речь идет об армейских автомобилях «Скорпион ЛША-1» (ЛША — легкий штурмовой автомобиль) с открытым верхом (тент), «Скорпион ЛША-2» с жестким металлическим верхом и бронированном автомобиле «Скорпион ЛША-2Б».«Летом текущего года бронированный «Скорпион ЛША-2Б» в составе 15 перспективных образцов военной автомобильной техники успешно прошел испытания в жаропустынных, песчаных и горных районах в Астраханской области и Республике Кабардино-Балкария. Общая протяженность маршрута при испытаниях составила примерно 4200 км», — сказал собеседник агентства.

13.02.2015Успешно завершилась двухмесячная апробация специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат» разработки корпорации «Защита», проводившаяся в Главном управлении МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на компанию — разработчика.«Согласно отчету об испытаниях, «Булат» соответствует предъявленным требованиям по выполнению оперативно-служебных задач. После доработок эргономического и конструктивного характера, проверки специалистами ФКУ НПО «СТиС» МВД России конструкторской документации и испытаний автомобиля на его соответствие заявленным характеристикам «Булат» может быть поставлен на снабжение органов Внутренних дел МВД России», – сообщила корпорации «Защита».В начале 2015 года начнется апробация еще одного изделия корпорации «Защита» — специального бронированного транспортного средства «Скорпион-193134». Военно-промышленный курьер

БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ СБА-60К2 «БУЛАТ»01.05.2015На снабжение Сухопутных войск приняты армейские автомобили серии «Скорпион», передаёт Интерфакс-АВН сообщение гендиректора корпорации «Защита» Сергея Старуна.«Речь идёт об армейских автомобилях «Скорпион ЛША-1″ (легкий штурмовой автомобиль) с открытым верхом, «Скорпион ЛША-2″ с жёстким металлическим верхом и бронированном автомобиле «Скорпион ЛША-2Б»», – пояснил Старун.По словам гендиректора, «в планируемых поставках, скорее всего, превалировать будут бронированные автомобили».«В ближайшее время ожидается подписание контракта на выпуск опытно-промышленной партии указанных армейских автомобилей», – добавил он.

19.08.2015Как сообщило 18 августа 2015 года агентство ИНТЕРФАКС-АВН, Сухопутные войска России получат на вооружение бронеавтомобили «Скорпион ЛША-2Б». Об этом заявил «Интерфаксу-АВН» генеральный директор ЗАО «Корпорация «Защита» Сергей Старун.«Заключен договор с Министерством обороны на поставку в войска опытно-промышленной партии армейских бронированных автомобилей «Скорпион ЛША-2Б», — сказал С.Старун.Он уточнил, что речь идет о нескольких десятках машин.С.Старун отметил, что в апреле этого года армейские бронеавтомобили серии «Скорпион» приняты на снабжение подразделений специального назначения Вооруженных сил РФ.«На данный момент госиспытания прошли «Скорпион ЛША-1″ (ЛША — легкий штурмовой автомобиль) с открытым верхом (тент), «Скорпион ЛША-2″ с жестким металлическим верхом, а также бронированный автомобиль «Скорпион ЛША-2Б», — напомнил собеседник агентства.По словам С.Старуна, интерес к небронированным «Скорпионам» проявляет Министерство внутренних дел. Он не исключил, что до конца этого года может быть получен заказ на поставку этих автомобилей МВД РФ.«Летом прошлого года бронированный «Скорпион ЛША-2Б» в составе 15 перспективных образцов военной автомобильной техники успешно прошел испытания в жаропустынных, песчаных и горных районах в Астраханской области и в Кабардино-Балкарии. Общая протяженность маршрута при испытаниях составила примерно 4200 км», — сказал С.Старун.

17.12.2015Минобороны начнёт получать бронемашины «Скорпион ЛША-2Б» в 4-ом квартале 2016 г, сообщает ВПК со ссылкой на гендиректора компании «Защита» Сергея Старуна.«Первая поставка в Сухопутные войска бронированных автомобилей «Скорпион ЛША-2Б» начнётся в четвёртом квартале 2016 года. В этот период будет осуществлена сдача сразу двух ранее заказанных партий броневиков», – сказал Старун.«Поставка первой партии перенесена на 2016 год в связи с некоторой задержкой проведения квалификационных испытаний бронеавтомобилей и объединена с плановой поставкой второй партии», – пояснил он.По словам гендиректора, «итогом обсуждаемой корректировки гособоронзаказа в отношении «Скорпиона ЛША-2Б» может стать увеличение производства в несколько раз общего количества бронемашин для российской армии».

24.11.2016Легкий штурмовой автомобиль (ЛША) «Скорпион» принят на вооружение Минобороны России. Об этом сообщает сайт «Авторамблер». Броневик разработан ЗАО «Корпорация «Защита»» и имеет несколько модификаций, отличающихся типом кузова и техническим оснащением.«Стало известно, что в настоящее время офицеры бронницкого НИИЦ АТ проводят очередные так называемые квалификационные испытания для оценки готовности предприятия к серийному выпуску продукции», — говорится в сообщении.«Скорпион» был представлен в 2011 году на международном салоне «Комплексная безопасность-2011″. Машина выполнена в трех вариантах: ЛША-1 с открытым кузовом и тентом для перевозки крупногабаритных грузов массой до одной тонны, ЛША-2 с цельнометаллическим кузовом и бронированный ЛША-2Б.Лента.ру

МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ «СКОРПИОН – ЛША Б»

Бронированный многоцелевой полноприводный автомобиль «Скорпион» ЛША Б предназначен для транспортировки личного состава в количестве восьми человек, доставки грузов, доставки грузов, ведения разведки, проведения специальных наземных операций, эвакуации и перевозки раненых, буксировки прицепов и вооружения, а также решения иных задач.Разработан корпорацией «Защита» (ЗАО «Корпорация «Защита»») на базе автомобиля Скорпион-ЛША / Скорпион-2М собственного изготовления. По конструкции шасси аналогичен базовой машине и представляет собой двухосное переднемоторное транспортное средство с управляемыми колёсами передней оси, полным приводом с подключаемым передним мостом, дизельным двигателем под капотом, механической ступенчатой трансмиссией и независимой пружинной подвеской всех колёс. Топливные баки снабжены протектором, который обеспечивает защиту от истечения и возгорания топлива в случае прострела. Для повышения живучести бронеавтомобиля топливные баки размещены вне объёма обитаемого корпуса. Аккумуляторная батарея забронирована. Кронштейн запасного колеса установлен с правого борта.На раме за двигателем бронеавтомобиля на буферных подушках установлен однообъёмный броневой корпус, который обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль стрелкового оружия, осколков и ударной волны ручных гранат, противопехотных мин и взрывных устройств. Базовый уровень броневой защиты по ГОСТ классифицируется как пятый для периметра и остекления (пули с термоупрочнённым сердечником автомата АКМ и с обыкновенным стальным сердечником винтовки СВД при обстреле с пяти — десяти метров) и третий для крыши (пули с обыкновенным стальным сердечником автоматов АКМ и АК-74 при обстреле с пяти — десяти метров). Взрывостойкость бронекорпуса в базовом исполнении обеспечивается при подрыве под днищем взрывного устройства мощностью до 600 г в тротиловом эквиваленте.Возможен монтаж систем фиксаций для установки различных видов вооружения. Пригоден для эксплуатации по дорогам всех категорий, в любых климатических условиях. Оснащен полностью независимой подвеской, имеет ярко выраженные внедорожные качества.Бронированная версия: класс защиты 5 (опционно 6А) согласно ГОСТ Р 50963–96.

На выставке «Технологии в машиностроении — 2012″ ЗАО «Корпорация «Защита» с гордостью продемонстрировала бронированный автомобиль Скорпион ЛША Б, в конце мая этого года успешно прошедший испытания на обстрел и подрыв, организованные Министерством обороны РФ.В конце мая на полигоне МО РФ были проведены стрелковые испытания и испытания на подрыв Скорпиона-ЛША Б. Полностью выполнены тактико-технические требования, предъявлямые МО РФ.Последовательность подрывов: 600 гр. под геометрическим центром капсулы (после подрыва автомобиль сохранил способность передвигаться своим ходом, то есть завелся и поехал), далее 2 кг под задним правым колесом и 4 кг под передним левым колесом. Все взрывные устройства — безоболочечные.При подрывах в автомобиль устанавливались датчики звукового давления и ускорения (в том числе и на манекене), а также поросенок и три кролика.

На выставке «Комплексная безопасность-2012″ корпорацией «Защита» были продемонстрированы специальный полноприводной автомобиль «Скорпион-ЛША» под индексом «Скорпион-2М» и многоцелевой бронированный автомобиль «Скорпион-ЛША Б». Автомобиль «Скорпион-ЛША Б» производится по заказу Министерства обороны России на средства корпорации «Защита». Основной класс защиты — 5-й по ГОСТ Р 50963-96. В конструкцию заложены решения, позволяющие устанавливать дополнительные пакеты брони, что доводит уровень защиты до 6а класса.По требованию Министерства обороны обеспечена базовая защита от подрыва взрывного устройства, эквивалентного 600 г тротила, под любой точкой днища. Планируем, что автомобиль будет держать подрыв, как минимум, 2 кг под днищем. А под колесом может даже и до 4 кг. В случае подрыва 600 г хватит и одноуровневой защиты с фальшполом, а при подрыве 2 кг понадобится устанавливать несколько уровней защиты.

БАЗОВАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ:

Крепления для установки дополнительного оборудованияГидроусилитель руляЛебедка для самовытаскиванияБуксировочные крюки впереди и сзади автомобиляПолноразмерное запасное колесо

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА:

Защищен от подрыва взрывных устройств под днищем – до 600г. взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте.Комплект навесных панелей, повышающий класс защиты до 6А по ГОСТ Р 50963–96

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ:

Крепления для установки верхнего вооруженияКрепления для оружия и боекомплекта в салоне автомобиляНавигационная системаСистема видеонаблюденияСистема пожаротушения моторного отсекаКлиматическая установкаФильтровентиляционная установкаВентиляционный люк в крышеДеформирующая окраска

По согласованию может быть установлено иное дополнительное оборудование

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Длина, мм – 4890Ширина, мм – 2150Высота, мм – 2187Колесная база, мм – 3050Колея, мм – 1784Полная масса, кг – 4500…5000Снаряженная масса, кг – 3900…4400Грузоподъемность, кг – 600…1100Посадочных мест – 2+6Тип двигателя — дизельныйМощность двигателя, кВт (л.с.) – 122 (166)Объем двигателя, см? – 2636Крутящий момент, Hм – 300Максимальная скорость, км/ч – 130Запас хода, км – 1000Емкость топливного бака, л – 150Колесная формула/ведущие колеса – 4х4/всеПодвеска – независимая, с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивостиКоробка передач – механическая, 5-ступенчатаяРаздаточная коробка – 2-ступенчатаяТормоза – дисковыеКласс броневой защиты (базового варианта):— периметр 5 по ГОСТ Р 50963-96 (АКМ, пуля ПС с ТУС; СВД, пуля ЛПС)— остекление 5 по ГОСТ Р 51136-2008— крыша 3 по ГОСТ Р 50963-96 (АКМ, пуля ПС; АК-74, пуля ПС)

Источники: www.zashchita.ru/, twower.livejournal.com, Информационный материал выставки «Комплексная безопасность-2012″, www.groll.ru и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ «СКОРПИОН – ЛША Б» НА ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2012

bastion-karpenko.ru


Смотрите также