Двигатели соловьева


Создатель именных моторов | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»

Сделаем любую машину, только бы двигатели для нее были, говорят порой авиаконструкторы. Можно вспомнить байку, как американцы, изучив МиГ-25, угнанный Беленко в Японию, сказали: с таким двигателем, как у этого истребителя, об остальном можно не переживать – хоть на забор его приделай, летные характеристики будут превосходные.

Фото: Avid.perm.ru

Великие создатели непревзойденных советских самолетов – Сергей Ильюшин, Андрей Туполев, Генрих Новожилов работали в связке с равным по масштабу мысли разработчиком двигателей Павлом Соловьевым. В таком сотрудничестве рождались символы национальной гордости. И новые отечественные самолеты создаются под двигатели, являющиеся развитием соловьевских разработок.

Будущий конструктор родился 26 июня 1917 года в Ивановской области и в 17 лет после 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе. В апреле 1940-го начал работать в Пермском ОКБ-19. Два года – конструктор, потом – начальник конструкторской бригады, к 1944-му – уже ведущий конструктор. В 1948 году назначен заместителем главного конструктора, а пять лет спустя после ухода из жизни Аркадия Дмитриевича Швецова становится главным.

Павел Соловьев прославился как создатель высокоэкономичных двухконтурных авиадвигателей и основатель пермской конструкторской школы газотурбинного моторостроения.

В 1958 году был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П, значительно опередивший аналогичные разработки на Западе. В 1959-м под руководством Соловьева сконструирована первая в Советском Союзе силовая установка со свободной турбиной – Д-25В мощностью 5500 лошадиных сил. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в Пермском КБ была спроектирована не менее уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. В 1964 году в Перми для ближнемагистрального самолета Ту-134 создан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30. В нем впервые в отечественной практике применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Этот двигатель лег в основу целой серии разработок и в разных модификациях устанавливался на многих самолетах. В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н. Д. Кузнецова, Пермским КБ под руководством Соловьева разработан Д-30КУ тягой 11 тонн, благодаря которому модернизированный Ил-62М смог без посадок летать в Северную и Южную Америку.

Как вспоминают коллеги Павла Александровича, во всех его разработках присутствует особенная сторона конструкторского таланта – найдены наименее рискованные, хотя и не самые простые решения. Поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надежностью, экономичностью и долговечностью. Его разработки, воплощенные в серийных конструкциях, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения.

В 1966–1967 годах под руководством Соловьева был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП для всего семейства Ил-76 и начато изготовление опытной партии. В мае 1971-го Ил-76, оснащенный четырьмя Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внукове, а затем представлен мировой общественности на авиасалоне в Ле Бурже. Там же экспонировалась разработка Миля – вертолет В-12, оснащенный четырьмя Д-25ВФ с редукторами Р-12. А лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.

Генрих Новожилов, тогда главный конструктор Ил-76, вспоминает, что при первой встрече Павел Александрович показался ему похожим на актера Яншина, прежде всего из-за спокойной неторопливой речи. «Боги» советского авиастроения во многом были такими потому, что на них лежала огромная ответственность и они не боялись принимать решения.

Как рассказывал Новожилов, однажды он спросил Соловьева, как тот относится к вылету экспериментальной модели с опытными двигателями с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Поднять машину в небо из центра Москвы, с полосы, со всех сторон окруженной застройкой, казалось весьма проблематичным. Альтернатива – разбирать готовый Ил-76 на части, которые можно транспортировать в Жуковский на аэродром ЛИИ им. Громова. Соловьев вопросу Новожилова не удивился, а попросил показать расчеты взлета с полосы 1800 метров, которая была на аэродроме. По прикидкам, имевшаяся у Ил-76 энерговооруженность позволяла решить задачу даже при отказе одного двигателя. Изучив все досконально, Павел Александрович дал согласие. Следом ответственное решение подписали все главные конструкторы. 25 марта 1971 года Ил-76 благополучно взлетел с Центрального аэродрома.

Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения были воплощены Павлом Соловьевым в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения. В 1979 году успешно внедрен в производство принципиально новый Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31. Скоростные и летно-технические характеристики этой машины уже более 25 лет остаются непревзойденными. 27 апреля 1981 года постановлением Совета министров СССР Павел Соловьев был назначен генеральным конструктором Пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А, который в 1987-м в честь конструктора получил наименование ПС.

ПС-90А вышел великолепным, на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211 и с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300. В 1995-м совершили первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного Ил-76МФ.

13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало, но Пермь после его ухода отнюдь не потеряла статуса главного города авиационного двигателестроения. Нынешний генеральный конструктор АО «ОДК «Авиадвигатель» Александр Иноземцев, рассказывая о работе над самой ожидаемой новинкой – ПД-14, отметил: «Соловьев – наш учитель, и думаю, оттуда, сверху он нас все время контролирует». Может, и так – во всяком случае прославленное соловьевское предприятие оборотов не снижает.

Всю последнюю неделю июня в Перми будет широко отмечаться столетие прославленного конструктора: готовятся натурные экспозиции кабин самолетов и двигателей, чтобы все могли потрогать руками изделия моторостроителей, пройдут научные семинары и чтения, а для горожан 1 июля готовится потрясающий праздник с участием знаменитых групп Scooter и Ace of Base, а также российского «Премьер-министра».

vpk-news.ru

Конструктор Павел Соловьев. Досье | ЛЮДИ | ОБЩЕСТВО

Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года, в деревне Алекино Ивановской области, в семье крестьянина.

С 1940 г. работал в г. Молотов (сейчас Пермь) в опытно конструкторском бюро завода № 19 имени Сталина (сейчас АО «ОДК-­Авиадвигатель»).

Начинал с должности конструктора, в 1948 году назначен замглавного конструктора завода № 19.

В 1953 году,после смерти Аркадия Швецова, Соловьев возглавил КБ и руководил им на протяжении 35 лет.

Конструкторские разработки и достижения

Павел Соловьев – основоположник нового направления в двигателестроении.

В 1958 году по инициативе Павла Соловьева был создан первый советский двухконтурный газотурбинный двигатель Д-­20П. Он значительно опередил аналогичные западные разработки и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении.

Годом позже под руководством Соловьева был создан первый в мире газотурбинный вертолетный двигатель Д­-25В для тяжелых вертолетов Ми-­6 и Ми­-10.

Разработанный для силовой установки Ми-­6 и Ми­-10 редуктор Р­-7 в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом двигателестроении. Он послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне АО «Редуктор­-ПМ»).

В 1964 году в Пермском КБ разработан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д­-30 для пассажирского самолета Ту­-134.

Сборка двигателя Д-30. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

В 1971 году для улучшения характеристик дальнемагистрального Ил-­62 пермским КБ под руководством Павла Соловьева создан двигатель Д­-30КУ. Благодаря повышению топливной эффективности Ил-­62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелеты по территории России, а также в  США и Южную Америку.

Разработке этого двигателя предшествовала интересная история. В СССР с дружественным визитом находился кубинский лидер Фидель Кастро. Во время его полета домой на самолете Ил-62 над Атлантическим океаном разразился шторм. Горючее было на нуле, и советский пилот попросил разрешение посадить борт на военно-воздушную базу США. Если бы американцы узнали, что этим рейсом летит Фидель Кастро, до Кубы он вряд бы добрался.

Спрятав Кастро в салоне, пилот взял ящик водки (на правительственных самолетах всегда был большой запас спиртного) и отправился на переговоры с американцами. О дозаправке удалось договориться довольно быстро, и в салон при этом никто не заглядывал.  После этого случая на уровне руководства страны было принято решение в кратчайшие сроки поставить на самолет такие двигатели, которые были бы способны перелететь океан без дозаправок.

Еще один массовый пассажирский самолет  - Ту­-154М - с соловьевскими двигателями Д­-30КУ­-154, долгие годы был самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.

Л. И. Брежнев и П. А. Соловьев у самолета Ил-76. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

Из фильма «Павел Соловьев – последний из великих»: «В конце XX века двигателями Соловьевского КБ была оснащена огромная часть советской авиатехники. ...Как-то Леонид Брежнев проводил смотр отечественной авиации. Обходя представленные образцы самолетов и вертолетов, генсек почти везде натыкался на Павла Соловьева. «Почему этот человек все время ходит за мной?» - вдруг спросил Брежнев. «Леонид Ильич, на большинстве этих самолетов и вертолетов стоят двигатели его КБ».Говорят, после этих слов среди членов высокой делегации случилось что-то вроде немой гоголевской сцены».

 

В 1979 году под руководством Соловьева разработан и внедрен в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д­-30Ф6 для тяжелого истребителя­-перехватчика МиГ-­31.

В значительной степени уникальные летно­-технические характеристики МиГ­-31 обусловлены возможностями двигателя Д­-30Ф6.

Миг-31. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

Благодаря Соловьёву Пермская школа двигателестроения стала одной из наиболее сильных в стране. Павел Соловьев был выдающимся конструктором и талантливым организатором.

В начале 80-х г. Пермское МКБ приступило к созданию нового двигателя. Позже ему присвоят индекс «ПС» (аббревиатура – Павел Соловьев).

Макет двигателя ПС-90А2. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

Двигатели семейства ПС-­90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту­-204/214, Ил-­96­-300/400, Ил­-76ТД/МД-­90/А и др.

Награды и звания

Павел Соловьев - автор множества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей.

1961 г. Соловьеву присвоили ученое звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института

1967 г. - Павел Соловьев становится доктором технических наук.

1973 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР»

1981 г. Павел Соловьев избран членом­-корреспондентом Академии наук СССР.

Павел Соловьев за игрой в бильярд. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»/ Иван Квятковский

Скончался Павел Соловьев 13 октября 1996 г. в Перми

При подготовке досье использована информация с сайта avid.ru

www.perm.aif.ru

СОЛОВЬЁВ Павел Александрович — Яркипедия

СОЛОВЬЁВ Павел Александрович (26 июня 1917, д. Алекино Иваново-Вознесенской губ. — 13 октября 1996, Пермь) — конструктор авиационных двигателей, основоположник газотурбинного двигателестроения в СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Выпускник Рыбинского авиационного института.

Павел Александрович Соловьёв. Фото с сайта ПАО "ОДК - Сатурн"

из

Павел Соловьёв родился в крестьянской семье. В 1934 году окончил 9 классов средней школы и поступил в Рыбинский авиационный институт.

После окончания института в апреле 1940 года был направлен в Пермь на работу конструктором в ОКБ-19 (сейчас — АО «ОДК-Авиадвигатель»). С 1942 — начальник конструкторской бригады, с 1944 — ведущий конструктор. В годы Великой Отечественной войны под руководством выдающегося конструктора Аркадия Дмитриевича Швецова. занимался доработкой и совершенствованием двигателя М-82 для истребителей Лавочкина. После войны руководил бригадой конструкторов по разработке двигателя М-84, работал и над другими двигателями.

В 1948 году Соловьёв был назначен заместителем главного конструктора, в 1953-м, после смерти А. Д. Швецова, — главным конструктором ОКБ-19. Руководил созданием первого советского вертолётного газотурбинного двигателя Д-25 В для вертолётов Ми-6 и Ми-10 (1959), его коренной модификации Д-25ВК для вертолета Ми-12 и винтокрыла Ка-22, первого советского турбореактивного двухконтактного двигателя Д-20П для скоростного пассажирского самолёта Ту-124 (1959), высокоэкономичного турбореактивного двигателя Д-30 для самолёта Ту-134 (1967), двигателей Д-30КУ для лайнеров Ил-62М и Ту-154М (1971), Д-30КП для военно-транспортного самолёта Ил-76 (1972), многих других.

За выдающиеся заслуги в выполнении заданий правительства по созданию новых авиационных двигателей закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года Соловьёву Павлу Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В начале 1970-х гг. производство серии двигателей Д-30КУ было передано на Рыбинский моторостроительный завод (ныне — ПАО «ОДК — Сатурн»). Осваивать производство заводу помогал сам П. А. Соловьёв. Его двигатели изготавливаются на предприятии до сих пор.

С апреля 1981 года П. А. Соловьёв — генеральный директор НПО «Авиадвигатель» в Перми. В 1988 году запущены в серийное производство сразу два созданных им новейших авиадвигателя: двухконтурный двигатель с форсажной камерой и регулируемым соплом Д-30Ф6 (родоначальник семейства таких двигателей, получивших широкое развитие в мировом авиационном моторостроении; первый советский двигатель с цифровой электронной системой регулирования и бортовой электронной системой контроля технического состояния ПС-90А. Эти двигатели устанавливаются на авиалайнерах Ил-96−300, Ту-204, Ту-214.

И сегодня около 40% отечественной гражданской авиации летает на двигателях П. А. Соловьёва. Установлены соловьёвские авиадвигатели и на боевых машинах, например на истребителе-перехватчике МиГ-31.

П.А. Соловьёв — автор большого количества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей, разработки высокотемпературных газовых турбин. Имеет 8 авторских свидетельств на изобретения. Много внимания уделял преподавательской работе: был заведующим кафедрой авиационных двигателей Пермского политехнического института.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8−11 созывов (1970−1989).

С 1988 года — советник-консультант в НПО «Авиадвигатель». Продолжал активную деятельность. Жил в Перми. Скончался 13 октября 1996 года.

Звания и награды:

Член-корреспондент Академии наук СССР (1981). Доктор технических наук (1967). Профессор (1960). Ленинская премия (1978). Государственная премия (1968). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). Почётный авиастроитель. Почётный гражданин Перми (1987).

Награждён четырьмя орденами Ленина (1957, 1966, 1976, 1982), орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За трудовую доблесть», другими медалями.

В его честь названа улица в Перми. Памятники Герою установлены в Перми и Рыбинске — возле главной проходной ПАО «ОДК — Сатурн». Имя Соловьёва присвоено Рыбинскому государственному авиационному техническому университету.

yarwiki.ru

К юбилею П.А.Соловьёва

Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. В 1934 году после окончания 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт имени С. Орджоникидзе, который окончил с отличием по специальности «Авиационные двигатели».

В апреле 1940 года по путевке Комиссариата авиационной промышленности СССР прибыл в опытно конструкторского бюро (ОКЦ) завода № 19 имени Сталина, г. Молотов (ныне АО «ОДК-­Авиадвигатель», г. Пермь), где начал трудовую деятельность в должности конструктора. В 1942 году назначен начальником конструкторской группы, в 1944 году – ведущим конструктором, а спустя четыре года – заместителем главного конструктора завода № 19 имени Сталина А. Д. Швецова.

В 1953 году после смерти Швецова в соответствии с приказом министра авиационной промышленности СССР Соловьев возглавил ОКЦ: был назначен главным конструктором, и руководил пермским конструкторским бюро на протяжении 35 лет (до 1988 года).

В 1958 году по инициативе П. А. Соловьева был создан первый отечественный двухконтурный газотурбинный двигатель Д-­20П. По техническим и эксплуатационным характеристикам он значительно опередил аналогичные разработки на Западе и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении. Д­-20П серийно производился на Пермском моторостроительном заводе имени Я. М. Свердлова (ныне АО «ОДК­-ПМ») в 1960­-1977 годах и эксплуатировался на самолете Ty-­124.

В 1959 году под руководством П. А. Соловьева был создан первый в мире газотурбинный вертолетный двигатель Д­-25В для тяжелых вертолетов Ми-­6 и Ми­-10.

Разработанный для силовой установки Ми-­6 и Ми­-10 редуктор Р­-7 в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом двигателестроении и послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне АО «Редуктор­ПМ»).

В 1964 году в Перми разработан и через два года запущен в серийное производство наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д­-30 для ближнемагистрального пассажирского самолета Ту­-134.

В 1967 году под руководством П. А. Соловьева в Перми завершен выпуск чертежей нового двигателя Д­-30КП для военно­транспортного самолета Ил­-76. Уже в 1971 году Ил­-76, оснащенный четырьмя двигателями Д­-30КП, продемонстрирован руководству страны, а затем был представлен мировой общественности на Международном авиационно­космическом салоне в Ле Бурже. Тогда же был продемонстрирован многоцелевой транспортный вертолет В-­12 разработки ОКБ М. Л. Миля с соловьевскими двигателями Д-­25ВФ и редукторами Р-­12.

В 1971 году для улучшения эксплуатационных характеристик дальнемагистрального Ил-­62, оснащенного двигателями НК-­8, пермским КБ под руководством Павла Александровича Соловьева создан двигатель Д­-30КУ. Благодаря повышению топливной эффективности, ремоторизированный Ил-­62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелеты по территории России, а также в западное полушарие (США и Южную Америку) через Атлантический океан.

Количество разработанных в 70­-80­е годы пермскими конструкторами модификаций авиационных двигателей превысили возможности их постоянного серийного изготовителя – Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова. Кроме того, перед пермяками была поставлена задача в кратчайшие сроки развернуть серийное производство двигателей для уникального отечественного многоцелевого истребителя Д­-30Ф6. Поэтому производство Д­-30КУ и Д­-30КП было передано «Рыбинскому моторному заводу» (ныне ПАО «НПО «Сатурн»).

В 1984 году на Рыбинском моторном заводе начато производство еще одного соловьевского двигателя Д­-30КУ­-154 для пассажирского самолета Ту­-154М, который долгие годы являлся самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.

С начала 70­-х годов года выпущено более восьми с половиной тысяч Д­-30КУ, Д­-30КП, Д­-30КУ-­154. Сегодня их суммарная эксплуатационная наработка превысила 56 миллионов часов.

В 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР П. А. Соловьеву присвоено Почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

В 1979 году под руководством П. А. Соловьева разработан и внедрен в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д­-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для тяжелого истребителя­перехватчика МиГ-­31.

В значительной степени уникальные летно­технические характеристики МиГ­-31 обусловлены возможностями двигателя Д­-30Ф6. Его модификации – двигатели ПС-­30В12 и «Изделие 70» – установлены на уникальном самолете-­высотнике М­55 «Геофизика» и экспериментальном истребителе-­перехватчике Су-­47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла.

27 апреля 1981 года Постановлением Совета Министров СССР П. А. Соловьев назначен генеральным конструктором Моторостроительного конструкторского бюро. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-­90А. Впоследствии ему был присвоен индекс «ПС» (аббревиатура – Павел Соловьев). В настоящее время двигатели семейства ПС-­90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту­-204/214, Ил-­96­300/400, Ил­-76ТД/МД­90/А и др. Авиалайнеры с двигателями пермского КБ надежны, безопасны, соответствуют всем современным и перспективным экологическим нормам и могут без ограничений летать во все страны мира. ПС­90А поднимают в небо самолеты Президента и Председателя правительства РФ.

Являясь создателем нового направления в двигателестроении, крупным ученым и талантливым конструктором, П. А. Соловьев на протяжении всей жизни показывал пример умелого сочетания науки и производства двигателей для летательных аппаратов. Он автор большого количества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей, разработки высокотемпературных газовых турбин. Его научные разработки, воплощенные в серийных конструкциях новых двигателей, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения. Признанием научных заслуг Павла Александровича Соловьева явилось присвоение ему 1961 году ученого звания профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института, в 1967 году – ученой степени доктора технических наук, в 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР талантливому ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», а в 1981 году П.А. Соловьев был избран членом­корреспондентом Академии наук СССР.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8-11 созывов (1970–1989). В 1988 году, после выхода на пенсию, по совместному решению коллегии Министерства авиационной промышленности СССР и Президиума Академии наук СССР Павел Александрович Соловьев был назначен советником при руководстве МКБ МАП СССР.

Скончался П.А. Соловьев 13 октября 1996 года. Похоронен в Перми.

www.avid.ru

100 лет конструктору уникальных двигателей Павлу Соловьеву — Герои неба

П.А.Соловьев

Сделаем любую машину, только бы двигатели для нее были, говорят порой авиаконструкторы. Можно вспомнить байку, как американцы, изучив МиГ-25, угнанный Беленко в Японию, сказали: с таким двигателем, как у этого истребителя, об остальном можно не переживать – хоть на забор его приделай, летные характеристики будут превосходные.Великие создатели непревзойденных советских самолетов – Сергей Ильюшин, Андрей Туполев, Генрих Новожилов работали в связке с равным по масштабу мысли разработчиком двигателей Павлом Соловьевым. В таком сотрудничестве рождались символы национальной гордости. И новые отечественные самолеты создаются под двигатели, являющиеся развитием соловьевских разработок.Будущий конструктор родился 26 июня 1917 года в Ивановской области и в 17 лет после 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе. В апреле 1940-го начал работать в Пермском ОКБ-19. Два года – конструктор, потом – начальник конструкторской бригады, к 1944-му – уже ведущий конструктор. В 1948 году назначен заместителем главного конструктора, а пять лет спустя после ухода из жизни Аркадия Дмитриевича Швецова становится главным.

Павел Соловьев прославился как создатель высокоэкономичных двухконтурных авиадвигателей и основатель пермской конструкторской школы газотурбинного моторостроения.В 1958 году был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П, значительно опередивший аналогичные разработки на Западе. В 1959-м под руководством Соловьева сконструирована первая в Советском Союзе силовая установка со свободной турбиной – Д-25В мощностью 5500 лошадиных сил. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в Пермском КБ была спроектирована не менее уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. В 1964 году в Перми для ближнемагистрального самолета Ту-134 создан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30. В нем впервые в отечественной практике применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Этот двигатель лег в основу целой серии разработок и в разных модификациях устанавливался на многих самолетах. В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н. Д. Кузнецова, Пермским КБ под руководством Соловьева разработан Д-30КУ тягой 11 тонн, благодаря которому модернизированный Ил-62М смог без посадок летать в Северную и Южную Америку.Как вспоминают коллеги Павла Александровича, во всех его разработках присутствует особенная сторона конструкторского таланта – найдены наименее рискованные, хотя и не самые простые решения. Поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надежностью, экономичностью и долговечностью. Его разработки, воплощенные в серийных конструкциях, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения.В 1966–1967 годах под руководством Соловьева был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП для всего семейства Ил-76 и начато изготовление опытной партии. В мае 1971-го Ил-76, оснащенный четырьмя Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внукове, а затем представлен мировой общественности на авиасалоне в Ле Бурже. Там же экспонировалась разработка Миля – вертолет В-12, оснащенный четырьмя Д-25ВФ с редукторами Р-12. А лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.Генрих Новожилов, тогда главный конструктор Ил-76, вспоминает, что при первой встрече Павел Александрович показался ему похожим на актера Яншина, прежде всего из-за спокойной неторопливой речи. «Боги» советского авиастроения во многом были такими потому, что на них лежала огромная ответственность и они не боялись принимать решения.Как рассказывал Новожилов, однажды он спросил Соловьева, как тот относится к вылету экспериментальной модели с опытными двигателями с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Поднять машину в небо из центра Москвы, с полосы, со всех сторон окруженной застройкой, казалось весьма проблематичным. Альтернатива – разбирать готовый Ил-76 на части, которые можно транспортировать в Жуковский на аэродром ЛИИ им. Громова. Соловьев вопросу Новожилова не удивился, а попросил показать расчеты взлета с полосы 1800 метров, которая была на аэродроме. По прикидкам, имевшаяся у Ил-76 энерговооруженность позволяла решить задачу даже при отказе одного двигателя. Изучив все досконально, Павел Александрович дал согласие. Следом ответственное решение подписали все главные конструкторы. 25 марта 1971 года Ил-76 благополучно взлетел с Центрального аэродрома.Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения были воплощены Павлом Соловьевым в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения. В 1979 году успешно внедрен в производство принципиально новый Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31. Скоростные и летно-технические характеристики этой машины уже более 25 лет остаются непревзойденными. 27 апреля 1981 года постановлением Совета министров СССР Павел Соловьев был назначен генеральным конструктором Пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А, который в 1987-м в честь конструктора получил наименование ПС.ПС-90А вышел великолепным, на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211 и с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300. В 1995-м совершили первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного Ил-76МФ.13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало, но Пермь после его ухода отнюдь не потеряла статуса главного города авиационного двигателестроения. Нынешний генеральный конструктор АО «ОДК «Авиадвигатель» Александр Иноземцев, рассказывая о работе над самой ожидаемой новинкой – ПД-14, отметил: «Соловьев – наш учитель, и думаю, оттуда, сверху он нас все время контролирует». Может, и так – во всяком случае прославленное соловьевское предприятие оборотов не снижает.Всю последнюю неделю июня в Перми будет широко отмечаться столетие прославленного конструктора: готовятся натурные экспозиции кабин самолетов и двигателей, чтобы все могли потрогать руками изделия моторостроителей, пройдут научные семинары и чтения, а для горожан 1 июля готовится потрясающий праздник с участием знаменитых групп Scooter и Ace of Base, а также российского «Премьер-министра».

«Военно-промышленный курьер»

www.testpilots.ru

Первый реактивный тандем Андрея Туполева и Павла Соловьева

История создания А.Н. Туполевым самолета Ту-124 - первого в мировой авиации пассажирского самолета с двухконтурными турбореактивными двигателями - началась задолго до того, как вышел на испытания его опытный образец.

Господствующим направлением в развитии газотурбинной техники в середине 50-х годов XX века как в нашем государстве, так и зарубежом было создание турбовинтовых и турбореактивных двигателей: Дарт, Тайн, Эвон, J-57, J-75 и др. Двухконтурные двигатели, имевшие увеличенные габариты, серьезно не рассматривались.Генеральным конструктором ОКБ №19 Павлом Александровичем Соловьевым и его единомышленниками был проведен комплекс работ по исследованию различных схем воздушно-реактивных двигателей. В результате за основу была взята принципальная схема двухконтурного двигателя, разработанная еще в середине 30-х годов А.М. Люлькой.Коллективу пермского КБ под руководством П.А. Соловьева удалось доказать расчетом, что двухконтурные двигатели обладают выдающимся набором экономических и эксплуатационных характеристик, позволяют реализовать высокие степени сжатия в компрессоре и высокие температуры газа перед турбиной при малых потерях с выходной скоростью отбрасываемого потока. Дальнейшая история развития мирового двигателестроения доказала правильность выбора, сделанного пермским конструкторским бюро. Соловьева можно по праву считать пионером в области развития отечественного двухконтурного двигателестроения, а пермское КБ - передовой лабораторией по их созданию.А.Н. Туполев всегда приветствовал новое и необычное. Познакомившись с молодым Соловьевым еще в военную пору, Андрей Николаевич высоко ценил его конструкторский талант, порядочность, человеческое обаяние. А мнение этого исключительно прямого и бескомпромиссного человека, высшего авторитета российской авиации, дорогого стоило. Соловьевский проект двухконтурного реактивного двигателя показался ему перспективным: Туполев хотел построить дальний бомбардировщик, который мог бы летать на двух режимах. Над своей территорией он должен идти с обычной крейсерской скоростью, затем - в зоне ПВО противника - включить форсаж и перейти на сверхзвуковую. Выполнив поставленную задачу, бомбардировщик должен был возвращаться на базовый аэродром в обычном режиме.

Реактивный пассажирский самолёт ТУ-124 и его модификации

Ту-124 - Серийный вариант пассажирского самолета на 44 пассажира. Лайнер выпускался до 1963 года. Позднее практически все машины были переоборудованы под 56 мест.Ту-124В - Серийный пассажирский вариант самолета (с 1964 года) на 56 мест.Ту-124Б - Три серийных самолета с двигателями Д-20П-125. Были выпущены в 1963 году.Ту-124К - «Салонные» варианты лайнера. Существовали Ту-124К-1 и Ту-124К-2 с различным числом пассажирских кресел и уровнем комфорта.Ту-124ТС - Транспортно-санитарный вариант самолета.Ту-124Ш - Серийный учебный самолет, предназначенный для подготовки экипажей ВВС. Выпускался в двух вариантах: Ту-124Ш-1 - для подготовки штурманов Дальней авиации и Ту-124Ш-2-для подготовки штурманов фронтовой авиации.«127» - Проект модернизированного самолета Ту-124,предназначенного для военно-транспортной авиации.

Принципиальная схема двухконтурного двигателя позволяла претворить в жизнь эту идею. После разговора с Туполевым Соловьев вплотную приступает к разработке первого в России двухконтурного двигателя Д-20, оснащенного форсажной камерой.Температура газа на входе в турбину двигателя Д-20 составляла 1 330 К. При проектировании был выбран вариант двухроторной трехступенчатой турбины, объединяющей в одном монтажном узле две самостоятельные турбины, имевшие между собой только газодинамическую связь. Высокая степень газодинамической нагрузки в турбине высокого давления при малой реактивности дала возможность снизить температуру газа до 1150 К и применить выполненные из сплава ЖС-6К неохлаждаемые рабочие лопатки с гарантированным ресурсом 1000 часов. Работоспособность сопловых лопаток из того же сплава была обеспечена охлаждением.Для Д-20 была изготовлена трубчато-кольцевая камера сгорания с 12 жаровыми трубами и 12 двухсопловыми форсунками. Удачно выбранная схема и размеры камеры сгорания использовались и при создании последующих двигателей.Когда приступили к проектированию компрессоров, то обнаружилось, что единых методов расчета нет, поэтому пришлось разработать собственную методику. Кроме того, Соловьевым было принято решение о создании специальных установок для определения аэродинамических характеристик компрессоров.Первые же испытания обнадежили - результаты были близки к расчетным. Это значило, что можно было приступить к доводке газодинамической устойчивости и вибрационной прочности лопаток. Созданием двухконтурного двухкаскадного компрессора практически была решена задача успешного завершения работ по разработке двигателя Д-20.Однако в самый разгар работы над двигателем проект создания дальнего бомбардировщика закрыли. Однако двигателю Д-20 все же суждено было увидеть небо...В 1958 г. ОКБ А.Н.Туполева приступило к проектированию нового ближнемагистрального самолета Ту-124. По предложению Туполева новый лайнер разрабатывался на основе аэродинамической и конструктивной схемы Ту-104. Размеры новой машины должны были уменьшиться на 25%, взлетный вес - в два раза, пассажировместимость определялась в 50 - 60 человек. Поднять новый самолет в небо должны были двигатели на базе создаваемого в Перми Д-20.Двухконтурный двигатель для Ту-124 назвали Д-20П (П - пассажирский). Переделка двигателя с военного на гражданский не заняла много времени. Убрали форсажную камеру и продолжили работу. А работы было много. В КБ шутили, что «коэффициент незнания» во многом превосходил коэффициент полезного действия. Но чем дальше продвигалось дело, тем больше Соловьёв убеждался в правильности выбранного пути.Очень трудно шло освоение Д-20П серийным заводом имени Я. Свердлова (ныне ОАО «Пермский моторный завод»). Даже квалифицированные сборщики не сразу смогли уловить все технические особенности нового двигателя. Необходимо было быстро решать возникающие вопросы по изготовлению, сборке и испытанию изделий. Завод нуждался в помощи, и для этой цели в 1961 году была создана первая ведущая бригада по серийному сопровождению двигателя Д-20П под руководством А.Я. Трубникова. С ее помощью были устранены такие дефекты, как вибрация двигателя, искрение при задевании лабиринтов сопловых аппаратов о диски турбины, резонансные колебания рабочих лопаток первой ступени компрессора низкого давления и др.В декабре 1959 года Д-20П прошел 100-часовые государственные испытания, а спустя три месяца начались и заводские испытания первого опытного самолета Ту-124. С 1961 по 1962 год десять серийных машин участвовали в эксплуатационных испытаниях. Кроме основной программы Ту-124 успешно прошел дополнительные испытания на взлеты и посадки на грунтовых аэродромах, эксплуатацию в условиях низких и высоких температур, в полетах на критических углах атаки, при продолжительных и прерванных взлетах с выключением одного из двигателей и т.д.Пассажирские перевозки на Ту-124 начались со 2 октября 1962 года, и вскоре эта машина завоевала огромную популярность. Поспособствовал этому, как ни странно, один аварийный случай.При выполнении рейса из Таллинна в Ленинград была произведена вынужденная посадка на воду. Подняв фонтаны брызг, самолет успешно приводнился на гладь Невы, а бросившиеся отовсюду катера эвакуировали пассажиров, не успевших даже замочить ног. Около двух часов самолет держался на плаву, а затем медленно опустился на дно.При создании самолета вынужденная посадка и плавучесть самолетов предусматривается. Для пассажиров же случай с Ту-124 оказался настоящей сенсацией.К началу 70-х годов Ту-124 эксплуатировались на трассах, соединявших около 50 городов СССР. В 1964 году Ту-124 вышел на международные линии «Аэрофлота», на нем выполнялись рейсы из Москвы в Варшаву, Прагу, Берлин. Ту-124 находились в эксплуатации до начала 80-х годов, пока их окончательно не заменили Ту-134.

Применение пермских двигателей на самолетах ОКБ Туполева. Источник: В.Г.Ригмант "Самолеты ОКБ имени А.Н.Туполева"

Двигатель

Летательный аппарат

Скоростные самолеты-монопланы

АШ-82 Пе-8
АШ-62 АНТ-51 (СЗ-1)

Пассажирский самолет довоенной постройки

АШ-62ИР ПС-35

Фронтовые бомбардировщики и их модификации

АШ-82 Ту-2 «103ВС»
АШ-82ФН Ту-2С «61», Ту-2Д «62/2», Ту-8 «69»

Послевоенные фронтовые и средние бомбардировщики

АШ-2ТК Ту-24 «72»
АШ-73ТК Ту-24 «76»

Стратегические дальние бомбардировщики

АШ-73ТК Ту-4, Ту-4КС, «80», «70», «75»
Д-30КП «156»

Стратегический сверхзвуковой межконтинентальный бомбардировщик

Д-20 «100»

Беспилотный многоцелевой самолет

Д-20П «113»

Ближне- и среднемагистральные пассажирские самолеты и их модификации

Д-20П Ту-124, Ту-124В, Ту-124Ш
Д-20П-125 Ту-124А, Ту-124Б
Д-30 Ту-134, «164»
Д-30 2 сер. Ту-134А, Ту-134Б, Ту-134Ш, Ту-134УБ-Л
Д-30 3 сер. Ту-134А-3
Д-30А Ту-134Д
Д-30КП «184»

Средне- и дальнемагистральные пассажирские самолеты и их модификации

Д-30А Ту-154Е
Д-30КУ-154 Ту-154М
Д-30КУ Ту-136
ПС-90А (2) Ту-204, Ту-204-100 (Е), Ту-204-300, Ту-204С (СЕ), Ту-234, Ту-330

 

Виктор Осипов "Первый реактивный тандем Андрея Туполева и Павла Соловьева"

www.migavia.com

Создатель именных моторов / АвиаПорт.Дайджест

Сделаем любую машину, только бы двигатели для нее были, говорят порой авиаконструкторы. Можно вспомнить байку, как американцы, изучив МиГ-25, угнанный Беленко в Японию, сказали: с таким двигателем, как у этого истребителя, об остальном можно не переживать - хоть на забор его приделай, летные характеристики будут превосходные.

Великие создатели непревзойденных советских самолетов - Сергей Ильюшин, Андрей Туполев, Генрих Новожилов работали в связке с равным по масштабу мысли разработчиком двигателей Павлом Соловьевым. В таком сотрудничестве рождались символы национальной гордости. И новые отечественные самолеты создаются под двигатели, являющиеся развитием соловьевских разработок.

Будущий конструктор родился 26 июня 1917 года в Ивановской области и в 17 лет после 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе. В апреле 1940-го начал работать в Пермском ОКБ-19. Два года - конструктор, потом - начальник конструкторской бригады, к 1944-му - уже ведущий конструктор. В 1948 году назначен заместителем главного конструктора, а пять лет спустя после ухода из жизни Аркадия Дмитриевича Швецова становится главным.

Павел Соловьев прославился как создатель высокоэкономичных двухконтурных авиадвигателей и основатель пермской конструкторской школы газотурбинного моторостроения.

В 1958 году был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П, значительно опередивший аналогичные разработки на Западе. В 1959-м под руководством Соловьева сконструирована первая в Советском Союзе силовая установка со свободной турбиной - Д-25В мощностью 5500 лошадиных сил. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в Пермском КБ была спроектирована не менее уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. В 1964 году в Перми для ближнемагистрального самолета Ту-134 создан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30. В нем впервые в отечественной практике применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Этот двигатель лег в основу целой серии разработок и в разных модификациях устанавливался на многих самолетах. В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н. Д. Кузнецова, Пермским КБ под руководством Соловьева разработан Д-30КУ тягой 11 тонн, благодаря которому модернизированный Ил-62М смог без посадок летать в Северную и Южную Америку.

Как вспоминают коллеги Павла Александровича, во всех его разработках присутствует особенная сторона конструкторского таланта - найдены наименее рискованные, хотя и не самые простые решения. Поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надежностью, экономичностью и долговечностью. Его разработки, воплощенные в серийных конструкциях, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения.

В 1966-1967 годах под руководством Соловьева был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП для всего семейства Ил-76 и начато изготовление опытной партии. В мае 1971-го Ил-76, оснащенный четырьмя Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внукове, а затем представлен мировой общественности на авиасалоне в Ле Бурже. Там же экспонировалась разработка Миля - вертолет В-12, оснащенный четырьмя Д-25ВФ с редукторами Р-12. А лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.

Генрих Новожилов, тогда главный конструктор Ил-76, вспоминает, что при первой встрече Павел Александрович показался ему похожим на актера Яншина, прежде всего из-за спокойной неторопливой речи. "Боги" советского авиастроения во многом были такими потому, что на них лежала огромная ответственность и они не боялись принимать решения.

Как рассказывал Новожилов, однажды он спросил Соловьева, как тот относится к вылету экспериментальной модели с опытными двигателями с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Поднять машину в небо из центра Москвы, с полосы, со всех сторон окруженной застройкой, казалось весьма проблематичным. Альтернатива - разбирать готовый Ил-76 на части, которые можно транспортировать в Жуковский на аэродром ЛИИ им. Громова. Соловьев вопросу Новожилова не удивился, а попросил показать расчеты взлета с полосы 1800 метров, которая была на аэродроме. По прикидкам, имевшаяся у Ил-76 энерговооруженность позволяла решить задачу даже при отказе одного двигателя. Изучив все досконально, Павел Александрович дал согласие. Следом ответственное решение подписали все главные конструкторы. 25 марта 1971 года Ил-76 благополучно взлетел с Центрального аэродрома.

Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения были воплощены Павлом Соловьевым в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения. В 1979 году успешно внедрен в производство принципиально новый Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31. Скоростные и летно-технические характеристики этой машины уже более 25 лет остаются непревзойденными. 27 апреля 1981 года постановлением Совета министров СССР Павел Соловьев был назначен генеральным конструктором Пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А, который в 1987-м в честь конструктора получил наименование ПС.

ПС-90А вышел великолепным, на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211 и с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300. В 1995-м совершили первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного Ил-76МФ.

13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало, но Пермь после его ухода отнюдь не потеряла статуса главного города авиационного двигателестроения. Нынешний генеральный конструктор АО "ОДК "Авиадвигатель" Александр Иноземцев, рассказывая о работе над самой ожидаемой новинкой - ПД-14, отметил: "Соловьев - наш учитель, и думаю, оттуда, сверху он нас все время контролирует". Может, и так - во всяком случае прославленное соловьевское предприятие оборотов не снижает.

Всю последнюю неделю июня в Перми будет широко отмечаться столетие прославленного конструктора: готовятся натурные экспозиции кабин самолетов и двигателей, чтобы все могли потрогать руками изделия моторостроителей, пройдут научные семинары и чтения, а для горожан 1 июля готовится потрясающий праздник с участием знаменитых групп Scooter и Ace of Base, а также российского "Премьер-министра".

 

Дайджест прессы за 20 июня 2017 года | Дайджест публикаций за 20 июня 2017 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: Объединенная двигателестроительная корпорация, ОДК-Авиадвигатель (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru


Смотрите также