ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-2105. Двигатели ваз 2105


ВАЗ 2105 | Двигатель | Жигули

Продольный и поперечный разрез двигателя 2105

4.0 Двигатель ВАЗ 2105

Подвеска двигателя

4.0 Двигатель ВАЗ 2105
1 – кожух опоры; 2 – опора передней подвески двигателя; 3 – фланец блока цилиндров; 4 – кронштейн; 5 – промежуточная пластина; 6 – изолирующее пластмассовое кольцо; 7 – пружина опоры; 8 – буфер; 9 – подушка опоры; 10 – шайба; 11 – опора задней подвески двигателя; 12 – дистанционная втулка; 13 – поперечина задней подвески двигателя
На автомобилях устанавливается 4-цилиндровый карбюраторный двигатель (см. рис. Продольный и поперечный разрез двигателя 2105) с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала.

В зависимости от модели или модификации автомобиля могут устанавливаться двигатели трех типов:

 – 2105 – с рабочим объемом 1,3 л. До 1994 г. это был основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104;  – 2101 – с рабочим объемом 1,2 л. От двигателя 2105 отличается уменьшенным на 3 мм диаметром цилиндров. Поэтому у него другой блок цилиндров и шатунно-поршневая группа;  – 2103 – с рабочим объемом 1,45 л. С 1994 г. в основном этот двигатель устанавливается на автомобили ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104. От указанных выше двигателей он отличается увеличенным на 14 мм ходом поршня. Поэтому, имеет другие блок цилиндров, коленчатый вал и другие детали цепного привода механизма газораспределения. Диаметр цилиндров такой же, как у двигателя 2101. Кроме того, на нем устанавливается карбюратор с другими тарировочными данными, предназначенный для двигателей с рабочим объемом 1,5 л.

В настоящем разделе описыватеся ремонт двигателя 2105.

Особенности ремонта двигателей 2101 и 2103 изложены в подразделе 11.1.

Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах (см. рис. Подвеска двигателя). Опоры воспринимают как массу двигателя, так и нагрузки, возникающие от вибрации двигателя, от инерции двигателя при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Двумя передними опорами двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней – к поперечине задней подвески двигателя.

automn.ru

Двигатель ВАЗ-2105

Четырех­тактный карбюраторный двигатель модели 2105 с ременным при­водом распределительного вала. На части автомобилей может быть установлен двигатель 21011 с цепным приводом распреде­лительного вала.

Компоновка двигателя отличается простотой и удобством об­служивания. Все узлы, требующие регулировки и ухода (распре­делитель зажигания, свечи, карбюратор, воздушный фильтр, и т.д.), установлены в легкодоступных местах.

 

Рис. 1. 1 - Коленчатый вал. 2, Крышка первого коренного подшипника. 3. Держатель переднего сальника коленчатого вала. 4. Нижняя за­щитная крышка зубчатого ремня. 5. Зубчатый шкив коленчатого ва­ла. 6. Шкив коленчатого вала. 7. Шпонка шкивов коленчатого вала. 8. Храповик. 9. Крышка привода распределительного вала. 10. Сред­няя защитная крышка зубчатого ремня. 11. Ремень привода вентиля­тора, насоса охлаждающей жидкости и генератора. 12. Шкив генера­тора. 13. Валик привода масляного насоса и распределителя зажи­гания 14. Шкив привода масляного насоса и распределителя зажига­ния 15. Вентилятор системы охлаждения двигателя. 16. Блок цилиндров. 17. Натяжной ролик зубчатого ремня. 18. Зубчатый ремень привода распределительного вала. 19. Головка цилиндров. 20. Шкив распределительного вала. 21. Верхняя защитная крышка зубчатого ремня. 22. Держатель сальника распределительного вала. 23. Уста­новочный выступ на корпусе подшипников распределительного вала. 24. Выпускной клапан. 25. Впускной клапан. 26. Корпус подшипников распределительного вала. 27. Распределительный вал. 28. Рычаг привода клапана. 29. Маслоналивная горловина крышки головки ци­линдров. 30. Прокладка крышки головки цилиндров. 31. Крышка го­ловки цилиндров. 32. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 33. Свеча зажигания. 34. Палец поршня. 35. Маховик с зубчатым ободом в сборе. 36. Держатель заднего сальника коленча­того вала. 37. Упорное полукольцо коленчатого вала. 38. Передняя опора двигателя. 39. Задняя опора двигателя. 40. Передняя крышка картера сцепления 41. Масляный картер. 42. Кронштейн передней опоры. 43. Пружина передней опоры. 44. Буфер подушки передней опоры. 45. Резиновая подушка передней опоры. 46. Поршень. 47. Указатель уровня масла 48. Шатун с крышкой в сборе. 49. Пробка сливного отверстия масляного картера. 50. Втулки валика привода масляного насоса и распределителя зажигания

Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку блок цилиндров. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса дви­гателя. В нижней части блока цилиндров на пяти опорах установ­лен коленчатый вал. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. Поршни 46 имеют по два компрессионных кольца и одно маслосъемное с разжимной пружиной. Соединен поршень с шатуном поршневым пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна. На каждый цилиндр двигателя приходится по одному впускному и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие распреде­лительным валом 27, установленным на головке цилиндров в алюминиевом корпусе подшипников 26. Верхнее расположение распределительного вала позволяет уменьшить массу возврат­но-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Распределительный вал приводится во вращение от коленча­того вала с помощью зубчатого ремня 18. Клапаны приводятся в действие специальными рычагами 28.

Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат и устанавливается на автомобиле на трех эла­стичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агре­гата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Конструкция подвески силового аг­регата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устра­няет передачу его вибраций на кузов.

Двумя передними опорами 38 двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней 39 - к поперечине зад­ней подвески двигателя.

Передние опоры имеют резиновые подушки 45, в которых завулканизированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины, а для ограничения ходов применены буфера 44, кото­рые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой.

Подушки передней опоры крепятся к промежуточным пласти­нам, а те, в свою очередь, к кронштейнам 42 передней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются на фланце блока цилинд­ров четырьмя шпильками. Для предохранения правой подушки от горячей приемной трубы глушителей под нее устанавливается защитный кожух.

Задняя опора 39 состоит из трех стальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина кре­пится к задней крышке коробки передач, а нижние к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечи­ны при затягивании болтов крепления опоры, между полками ус­танавливаются дистанционные втулки.

Блок цилиндров 16 является базовой деталью двигателя и слу­жит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомо­гательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низ­колегированного чугуна. Для повышения жесткости нижняя плос­кость опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала.

Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, D и Е. Диамет­ры цилиндров, соответствующие эти классам следующие, мм:

79,000-79,010 79,010-79,020 79,020-79,030 79,030-79,040 79,040-79,050

Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каж­дого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень долж­ны иметь одинаковый класс. При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под увеличенный диаметр поршней (на 0,4, 0,8 мм) с учетом обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0,07 мм.

Для проведения ремонта кривошипно-шатунного механизма выпускаются детали ремонтных размеров: поршни и поршневые кольца, увеличенные по диаметру на 0,4 и 0,8 мм; вкладыши ко­ренных и шатунных подшипников для шеек коленчатого вала, уменьшенных по диаметру на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор ко­ренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крыш­ки 2, которые крепятся к блоку самоконтрящимися болтами. От­верстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшип­ников невзаимозаменяемы и для различия на их наружной поверх­ности сделаны риски. Для крышек первых четырех подшипников число рисок соответствует номеру крышки. На пятой крышке нане­сены две риски с большим промежутком между ними. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров.

По обе стороны заднего коренного подшипника проточены гнезда для установки упорных полуколец 37, удерживающих ко­ленчатый вал от осевых перемещений. С передней стороны под­шипника ставится сталеалюминевое полукольцо, а с задней металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Следу­ет иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуко­лец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигате­ля обеспечивается в пределах 0,06-0,26 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходи­мо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, уве­личенными на 0,127 мм.

В передней части блока цилиндров имеется полость для при­вода механизма газораспределения, отделенная от картера дви­гателя тремя сальникам и. Полость закрыта тремя пластмассо­выми крышками 4, 10 и 21. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 36 заднего сальника.

С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр, топливный насос, установлены система вентиляции картера и датчик давления масла. С правой стороны на блок ци­линдров установлены насос охлаждающей жидкости и генератор. На верхней плоскости блока в передней левой ее части устанав­ливается распределитель зажигания.

Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным карте­ром 41. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробкорезиновой смеси. Для слива масла из картера предусмотрена пробка 49. В пробке установлен постоянный магнит, который при­тягивает к себе мелкие стальные частицы, попавшие в масло при работе двигателя.

Головка цилиндров 1 общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, причем над каждым цилиндром сдела­ны камеры сгорания клиновидной формы. В каждой камере име­ется резьбовое отверстие для свечи зажигания. С левой стороны в передней и задней части головки цилиндров выполнены кана­лы для стока масла в масляный картер. В головку запрессованы седла клапанов, изготовленные из специального чугуна, чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагру­зок. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Рабочие фаски седел обрабатываются по­сле запрессовки в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспе­чить точную соосность фасок с отверстиями направляющих вту­лок клапанов.

Направляющие втулки клапанов также изготавливаются из чу­гуна и запрессовывается в головку цилиндров с натягом. В от­верстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до по­ловины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - на всей длине отверстия.

Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом кар­касе и пропитанная графитом. По краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали. Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Чтобы прокладка не прилипала к блоку и головке цилинд­ров, перед сборкой ее рекомендуется натереть графитом.

Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку цилиндров и исключения коробления болты необходимо затягивать на холодном двигателе в два приема с помощью ди­намометрического ключа и в строго определенной последова­тельности (от центра к периферии налево и направо поочередно). В первый прием затяжка осуществляется предвари­тельно момент затяжки приблизительно 39,2 Нм (4 кгсм). Во второй прием производится окончательная затяжка моментом 112,7 Нм (11,5 кгсм).

Болты крепления головки цилиндров следует подтягивать по­сле пробега первых 2000-3000 км, а в дальнейшем после снятия головки цилиндров или при появлении признаков прорыва газов или пропуска охлаждающей жидкости между блоком и головкой цилиндров.

Сверху головка цилиндров закрыта крышкой 31. Крышка отлита из алюминия. В верхней части крышки имеется горловина для заливки в двигатель масла. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек.

autoruk.ru

Двигатель ВАЗ-2105

Четырех­тактный карбюраторный двигатель модели 2105 с ременным при­водом распределительного вала. На части автомобилей может быть установлен двигатель 21011 с цепным приводом распреде­лительного вала.

Компоновка двигателя отличается простотой и удобством об­служивания. Все узлы, требующие регулировки и ухода (распре­делитель зажигания, свечи, карбюратор, воздушный фильтр, и т.д.), установлены в легкодоступных местах.

 

Рис. 1. 1 - Коленчатый вал. 2, Крышка первого коренного подшипника. 3. Держатель переднего сальника коленчатого вала. 4. Нижняя за­щитная крышка зубчатого ремня. 5. Зубчатый шкив коленчатого ва­ла. 6. Шкив коленчатого вала. 7. Шпонка шкивов коленчатого вала. 8. Храповик. 9. Крышка привода распределительного вала. 10. Сред­няя защитная крышка зубчатого ремня. 11. Ремень привода вентиля­тора, насоса охлаждающей жидкости и генератора. 12. Шкив генера­тора. 13. Валик привода масляного насоса и распределителя зажи­гания 14. Шкив привода масляного насоса и распределителя зажига­ния 15. Вентилятор системы охлаждения двигателя. 16. Блок цилиндров. 17. Натяжной ролик зубчатого ремня. 18. Зубчатый ремень привода распределительного вала. 19. Головка цилиндров. 20. Шкив распределительного вала. 21. Верхняя защитная крышка зубчатого ремня. 22. Держатель сальника распределительного вала. 23. Уста­новочный выступ на корпусе подшипников распределительного вала. 24. Выпускной клапан. 25. Впускной клапан. 26. Корпус подшипников распределительного вала. 27. Распределительный вал. 28. Рычаг привода клапана. 29. Маслоналивная горловина крышки головки ци­линдров. 30. Прокладка крышки головки цилиндров. 31. Крышка го­ловки цилиндров. 32. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 33. Свеча зажигания. 34. Палец поршня. 35. Маховик с зубчатым ободом в сборе. 36. Держатель заднего сальника коленча­того вала. 37. Упорное полукольцо коленчатого вала. 38. Передняя опора двигателя. 39. Задняя опора двигателя. 40. Передняя крышка картера сцепления 41. Масляный картер. 42. Кронштейн передней опоры. 43. Пружина передней опоры. 44. Буфер подушки передней опоры. 45. Резиновая подушка передней опоры. 46. Поршень. 47. Указатель уровня масла 48. Шатун с крышкой в сборе. 49. Пробка сливного отверстия масляного картера. 50. Втулки валика привода масляного насоса и распределителя зажигания

Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку блок цилиндров. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса дви­гателя. В нижней части блока цилиндров на пяти опорах установ­лен коленчатый вал. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. Поршни 46 имеют по два компрессионных кольца и одно маслосъемное с разжимной пружиной. Соединен поршень с шатуном поршневым пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна. На каждый цилиндр двигателя приходится по одному впускному и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие распреде­лительным валом 27, установленным на головке цилиндров в алюминиевом корпусе подшипников 26. Верхнее расположение распределительного вала позволяет уменьшить массу возврат­но-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Распределительный вал приводится во вращение от коленча­того вала с помощью зубчатого ремня 18. Клапаны приводятся в действие специальными рычагами 28.

Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат и устанавливается на автомобиле на трех эла­стичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агре­гата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Конструкция подвески силового аг­регата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устра­няет передачу его вибраций на кузов.

Двумя передними опорами 38 двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней 39 - к поперечине зад­ней подвески двигателя.

Передние опоры имеют резиновые подушки 45, в которых завулканизированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины, а для ограничения ходов применены буфера 44, кото­рые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой.

Подушки передней опоры крепятся к промежуточным пласти­нам, а те, в свою очередь, к кронштейнам 42 передней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются на фланце блока цилинд­ров четырьмя шпильками. Для предохранения правой подушки от горячей приемной трубы глушителей под нее устанавливается защитный кожух.

Задняя опора 39 состоит из трех стальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина кре­пится к задней крышке коробки передач, а нижние к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечи­ны при затягивании болтов крепления опоры, между полками ус­танавливаются дистанционные втулки.

Блок цилиндров 16 является базовой деталью двигателя и слу­жит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомо­гательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низ­колегированного чугуна. Для повышения жесткости нижняя плос­кость опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала.

Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, D и Е. Диамет­ры цилиндров, соответствующие эти классам следующие, мм:

79,000-79,010 79,010-79,020 79,020-79,030 79,030-79,040 79,040-79,050

Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каж­дого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень долж­ны иметь одинаковый класс. При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под увеличенный диаметр поршней (на 0,4, 0,8 мм) с учетом обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0,07 мм.

Для проведения ремонта кривошипно-шатунного механизма выпускаются детали ремонтных размеров: поршни и поршневые кольца, увеличенные по диаметру на 0,4 и 0,8 мм; вкладыши ко­ренных и шатунных подшипников для шеек коленчатого вала, уменьшенных по диаметру на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор ко­ренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крыш­ки 2, которые крепятся к блоку самоконтрящимися болтами. От­верстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшип­ников невзаимозаменяемы и для различия на их наружной поверх­ности сделаны риски. Для крышек первых четырех подшипников число рисок соответствует номеру крышки. На пятой крышке нане­сены две риски с большим промежутком между ними. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров.

По обе стороны заднего коренного подшипника проточены гнезда для установки упорных полуколец 37, удерживающих ко­ленчатый вал от осевых перемещений. С передней стороны под­шипника ставится сталеалюминевое полукольцо, а с задней металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Следу­ет иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуко­лец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигате­ля обеспечивается в пределах 0,06-0,26 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходи­мо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, уве­личенными на 0,127 мм.

В передней части блока цилиндров имеется полость для при­вода механизма газораспределения, отделенная от картера дви­гателя тремя сальникам и. Полость закрыта тремя пластмассо­выми крышками 4, 10 и 21. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 36 заднего сальника.

С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр, топливный насос, установлены система вентиляции картера и датчик давления масла. С правой стороны на блок ци­линдров установлены насос охлаждающей жидкости и генератор. На верхней плоскости блока в передней левой ее части устанав­ливается распределитель зажигания.

Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным карте­ром 41. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробкорезиновой смеси. Для слива масла из картера предусмотрена пробка 49. В пробке установлен постоянный магнит, который при­тягивает к себе мелкие стальные частицы, попавшие в масло при работе двигателя.

Головка цилиндров 1 общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, причем над каждым цилиндром сдела­ны камеры сгорания клиновидной формы. В каждой камере име­ется резьбовое отверстие для свечи зажигания. С левой стороны в передней и задней части головки цилиндров выполнены кана­лы для стока масла в масляный картер. В головку запрессованы седла клапанов, изготовленные из специального чугуна, чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагру­зок. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Рабочие фаски седел обрабатываются по­сле запрессовки в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспе­чить точную соосность фасок с отверстиями направляющих вту­лок клапанов.

Направляющие втулки клапанов также изготавливаются из чу­гуна и запрессовывается в головку цилиндров с натягом. В от­верстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до по­ловины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - на всей длине отверстия.

Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом кар­касе и пропитанная графитом. По краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали. Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Чтобы прокладка не прилипала к блоку и головке цилинд­ров, перед сборкой ее рекомендуется натереть графитом.

Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку цилиндров и исключения коробления болты необходимо затягивать на холодном двигателе в два приема с помощью ди­намометрического ключа и в строго определенной последова­тельности (от центра к периферии налево и направо поочередно). В первый прием затяжка осуществляется предвари­тельно момент затяжки приблизительно 39,2 Нм (4 кгсм). Во второй прием производится окончательная затяжка моментом 112,7 Нм (11,5 кгсм).

Болты крепления головки цилиндров следует подтягивать по­сле пробега первых 2000-3000 км, а в дальнейшем после снятия головки цилиндров или при появлении признаков прорыва газов или пропуска охлаждающей жидкости между блоком и головкой цилиндров.

Сверху головка цилиндров закрыта крышкой 31. Крышка отлита из алюминия. В верхней части крышки имеется горловина для заливки в двигатель масла. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек.

autoruk.ru

Двигатель автомобиля ВАЗ 2105

МЕТОД УСТРАНЕНИЯ

Двигатель не запускается

Нет топлива в карбюраторе:

– засорены топливопроводы        

– промойте и продуйте топливный бак, топливопроводы

– неисправен топливный насос        

– проверьте работу насоса и замените поврежденные детали

Неисправна система зажигания        

(Cм. подраздел 9.6.1)

Воздушная заслонка карбюратора остается закрытой при первых вспышках в цилиндрах

Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Нарушена регулировка холостого хода двигателя        

Отрегулируйте холостой ход

Неисправна система управления экономайзером холостого хода карбюратора:

– подсос воздуха через шланги, соединяющие экономайзер с впускным трубопроводом        

  – проверьте шланги и их соединения, замените поврежденные шланги

– неисправен блок управления пневмоклапаном

– замените блок управления

– неисправен пневмоклапан        

– замените пневмоклапан

– поврежден микропереключатель или нарушена его установка        

– проверьте микропереключатель, отрегулируйте его установку

Подсос воздуха через поврежденную дренажную трубку

Замените дренажную трубку

Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускного трубопровода с карбюратором или с головкой цилиндров

Подтяните гайки крепления или замените прокладки

Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов        

Замените поврежденный шланг

Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала        

Отрегулируйте зазоры

Неисправен карбюратор:

  – засорены жиклеры или каналы карбюратора         

– продуйте жиклеры и каналы сжатым воздухом

  – вода в карбюраторе          – удалите воду из карбюратора,

  слейте отстой из топливного бака

  – нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства        

         – замените диафрагму

Неисправна система зажигания

       (Cм. подраздел 9.6.1)

       При плавном увеличении частоты вращения двигателя до 1600 мин-1 двигатель работает циклично (частота вращения колеблется от 1600 до 1200 мин-1)

Поврежден микропереключатель карбюратора или арушена его установка        

Отрегулируйте установку микропереключателя или замените его

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

Неполное открытие дроссельных заслонок rарбюратора

       Отрегулируйте приводы дроссельных заслонок

Загрязнен воздушный фильтр        

Замените фильтрующий элемент

Неисправна система зажигания

(Cм. подраздел 9.6.1)

Неисправен топливный насос        

       Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали

Неисправен карбюратор:

– неисправен насос-ускоритель        

– проверьте производительность насоса, замените поврежденные детали

– засорены главные жиклеры        

         – продуйте жиклеры сжатым воздухом

– не полностью открыта воздушная заслонка        

         – отрегулируйте привод заслонки

– уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме

– отрегулируйте установку поплавка

Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала

Отрегулируйте зазоры

Недостаточная компрессия – ниже 1 МПа (10 кгс/см2):

  – пробита прокладка головки цилиндров        

         – замените прокладку

– прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец        

         – очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените

– плохое прилегание клапанов к седлам

  – замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла

– чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

– замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Слишком раннее зажигание        

       Отрегулируйте установку зажигания

Недостаточное давление масла

       (См. ниже)

Ослаблены болты крепления маховика        Затяните болты рекомендуемым моментом

Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников        

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Стук коренных подшипников коленчатого вала

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала.

Слишком раннее зажигание

       Отрегулируйте установку зажигания

Недостаточное давление масла

       (См. ниже)

Ослаблены болты крепления маховика        

       Затяните болты рекомендуемым моментом

Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников        

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом        

       Замените упорные полукольца новыми, с увеличенной толщиной

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания.

Недостаточное давление масла

Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Этот стук обычно незвонкий, приглушенный: вызывается “биением” поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой.

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами        

Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне        

       Замените кольца или поршни с кольцами

Стук впускных и выпускных клапанов

Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала.

Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала

Отрегулируйте зазоры

Поломка клапанной пружины

Замените пружину

Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей клапана

Замените изношенные детали

Износ кулачков распределительного вала

Замените распределительный вал и рычаги клапанов

Отворачивание контргайки регулировочного болта распределительного вала        

       Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку

Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе

Попадание под редукционный клапан масляного насоса посторонних частиц        

Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос

Изношены шестерни масляного насоса        

Отремонтируйте масляный насос

Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала

       Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Заедание редукционного клапана давления масла        

Замените клапан

Применение моторного масла несоответствующей марки и качества        

       Замените масло другим, рекомендованным в подразделе 3.6

Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе

Заедание редукционного клапана давления масла        

Замените клапан

Повышенный расход масла

Подтекание масла через уплотнения двигателя

Подтяните крепления или замените прокладки и сальники

Износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя        

Расточите цилиндры и замените поршни и кольца

Поломка поршневых колец        

       Замените кольца

Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или в канавках поршней        

       Очистите прорези и пазы от нагара

Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов        

       Замените маслоотражательные колпачки

Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок        

       Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров

Повышенный расход топлива

Не полностью открыта воздушная заслонка        

Отрегулируйте привод заслонки

Повышенное сопротивление движения автомобиля        

Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес

Неправильная установка момента зажигания        

Отрегулируйте момент зажигания

Неисправен вакуумный регулятор распределителя зажигания        

       Замените вакуумный регулятор или распределитель зажигания

Высокий уровень топлива в карбюраторе:

– нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки        

– проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку

– заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка, негерметичность поплавка

         – проверьте и при необходимости замените поплавок

Засорены воздушные жиклеры карбюратора        

       Очистите жиклеры

Клапан экономайзера холостого хода карбюратора не перекрывает выходное отверстие на принудительном холостом ходу:

  – неисправен блок управления пневмоклапаном        

– замените блок

– неисправен пневмоклапан        

  – замените пневмоклапан

– неисправен микропереключатель или нарушена его установка        

– отрегулируйте установку микропереключателя или замените его

– неисправен экономайзер холостого хода         

– замените поврежденные детали экономайзера

Перегрев двигателя

Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора        

Отрегулируйте натяжение ремня

Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения        

       Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения

Неправильная установка момента зажигания        

Отрегулируйте момент зажигания

Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора        

Очистите наружную поверхность радиатора струей воды

Неисправен термостат        

       Замените термостат

Неисправен клапан пробки радиатора (давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)        

Замените пробку

Неисправен насос охлаждающей жидкости        

       Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

Поврежден радиатор        

       Отремонтируйте радиатор или замените

Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов        

       Замените поврежденные шланги или прокладки

Подтекание жидкости из крана отопителя        

Замените кран

Слабо затянуты хомуты шлангов        

       Подтяните хомуты

Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости        

       Замените сальник

Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора        

Замените пробку

Повреждена прокладка головки цилиндров        

       Замените прокладку

Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров        

       Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали

Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе        

       Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1

Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала*

Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала.

Ослабла цепь вследствие износа        

       Натяните цепь

Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя        

Замените башмак натяжителя или успокоитель

Заедание штока плунжера натяжителя цепи        

       Устраните заедание

andaewoo.ru