Двигатели вихрь


Двигатель Вихрь — Моторы и лодки СССР

Картер — основная несущая часть двигателей моторов «Вихрь». Он состоит из трех деталей, отлитых из алюминиевого сплава (рис. 8): средней части (15), верхней (6) и нижней (17) крышек. При помощи болтов М6, изготовленных из стали ЗОХГСА, эти детали соединяются на фланцах с прокладками в один узел и образуют две кривошипные камеры. Каждая крышка зафиксирована относительно средней части двумя цилиндрическими штифтами, что позволяет разбирать и собирать картер, не нарушая соосности гнезд коренных подшипников. В верхнюю крышку картера запрессованы два коренных подшипника: верхний (1) №60205 и нижний (4) №205. Между ними в специальном кольце (3)  установлена уплотнительная резиновая манжета (2) с пружиной. Коренная опора коленвала средней части имеет специальный двухрядный роликовый подшипник, состоящий из втулки (11) (рис. 9), двух сепараторов с 24 роликами 2,5 X 12 в каждом. Сверху он закрыт бронзовым кольцом (9). Снизу роликоподшипник закрыт лабиринтным улотнительным кольцом (12), изготовленным из бронзы Бр.АЖ-9-4.

Рис. 8. Разрез картера двигателя в сборе с коленчатым валом
  1. Подшипник №60205
  2. Манжета 2.114-000
  3. Втулка 2.103-004
  4. Подшипник №205
  5. Шайба регулировочная 2.101-002
  6. Верхняя крышка картера
  7. Шайба пружинная 2.131-004
  8. Шайба золмотниковая верхняя 2.131-001
  9. Кольцо 2.102-002
  10. Сепаратор 2.142.000 с роликами
  11. Втулка 2.102-003
  12. Кольцо лабиринтное 2.102-001
  13. Шайба золотниковая нижняя 2.131-002
  14. Шайба пружинная 2.131-003
  15. Средняя часть картера
  16. Прокладка 2.101-001
  17. Нижняя крышка картера
  18. Шайба регулировочная 4.101-003
  19. Подшипник № 305
  20. Манжета 2.112-000

Втулка (11) (номер 2.102-003 по каталогу) выпускается двух размерных групп в зависимости то внутреннего диаметра. При сборке двигателя ролики подшипников также подбирают по группам в зависимости от их наружного диаметра с тем, чтобы обеспечить радиальный зазор 0,045—0,020 мм. Втулки группы I маркируют на торце одной риской, группы II — двумя рисками.

№ группы I II
Диаметр, мм
втулки 40.010-40,022 40,023-40,035
ролика 2,490-2,495 2,495-2,500

Присоединительные размеры коленчатых валов Вихрей всех моделей, диаметры цапф коренных подшипников и отверстий для поршневых пальцев, длина шатунов одинаковы. Поэтому на все модели устанавливается один коленчатый вал 4.105-000. Шатунный подшипник коленвала имеет сепаратор, изготовленный из алюминиевого сплава В95Т1 со специальным упрочняющим и износоустойчивым покрытием. В окна сепаратора вставляются 12 роликов диаметром 5,0 мм и длиной 10,0 мм. Для обеспечения их смазки при работе на боковых поверхностях го­ловки шатуна сделаны две продольные прорези.

Рис. 14. Втулка 2.117-002 головки шатуна.

Заметим, что на первой модели «Вихря» устанав­ливался коленчатый вал 2.105-000 и шатунный под­шипник со стальным сепаратором, включающим 20 роликов диаметром 3 и длиной 11,5 мм.

Рис. 15. Конусное содинение маховика (а) с коленчатым валом (б) и шпонка 4.100-017 (в).

Унифицированным для всех моделей Вихрей является и конусное соединение маховика с коленча­тым валом (рис. 15). При необходимости ремонта ко­нусных поверхностей деталей в этом узле следует иметь в виду, что это весьма ответственная операция, от точности выполнения которой зависит степень ви­брации двигателя и прочность хвостовика коленвала. Обработка этих поверхностей должна выполняться очень тщательно, с проверкой плотности прилегания на краску. Стенки шпоночной канавки на конусе коленчатого вала сопрягаются с ее дном по радиусам, поэтому радиусная часть шпонки 4.100-017 имеет фаску 1,5 X 45 Материал шпонки — сталь 45.

Рис. 16. Золотниковые шайбы а) — верхняя 2.131-001 б) — нижняя 2.131-002.Материал текстолит ПТ1 (ПТК, ПТ) ГОСТ 5-52. Плоскость поверхности не более 0,05 мм

Для передачи вращения золотниковым текстолитовым шайбам на нижней щеке верхнего кривошипа и верхней щеке нижнего установлено по два ведущих пальца разного диаметра (рис. 16). Шайбы прижи­маются к средней части картера двумя плоскими пружинами-шайбами, которые надеваются на пальцы (рис. 17). Этим достигается надежное уплотнение кривошипных камер при длительной эксплуатации мотора и износе трущихся поверхностей золотнико­вых шайб и средней части картера. Коленчатый вал, смонтированный в картере, дол­жен иметь небольшой осевой люфт, равный 0,05 — 0,3 мм. Благодаря ему компенсируется разница в тепловом расширении коленвала и картера и тем са­мым коренные опоры предохраняются от разрушения вследствие чрезмерных осевых усилий. Величина люфта ограничивается установкой на цапфы вала ре­гулировочных шайб между нижним и верхним под­шипниками и валом.

Блок цилиндров и блок головок. В выпускаемых в настоящее время моделях моторов «Вихрь» оба цилиндра объединены в один блок, который отливают из алюминиевого сплава.Он включает в себя продувочные и выпускные каналы и водяную ру­башку системы охлажде­ния. В блок запрессованы гильзы цилиндров (рис. 18 и 19), которые вытачивают из отливок чугуна марки СЧ 21-40. В заготовках цилиндров фрезеруют про­дувочные и выпускные окна, затем гильзы за­прессовывают в расточен­ный блок и окончательно обрабатывают зеркало ци­линдров. В системе охла­ждения применен вариант «мокрых» гильз, при ко­тором охлаждающая вода омывает непосредственно стенки гильз.Двигатели моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30» име­ют различный рабочий объем и диаметры цилиндров, поэтому их блоки не являются взаимозаменяемыми. В зависимости от диаметра зеркала в пределах до­пуска +0,03 мм цилиндры подразделяются на три размерные группы 0, I и II.

№ группы Вихрь-М Вихрь-ЗО
0 67,03 — 67,02 72,03-72,02
I 67,02 — 67,01 72,02-72,01
II 67,01 — 67,00 72,01-72,00

Номера групп цилиндров моторов Вихрь-25 и Вихрь-30 пробивают ударным клеймом на выпуск­ном фланце напротив каждого цилиндра или на при­ливах блока со стороны выпускных окон. В одном блоке могут быть запрессованы гильзы из различных групп цилиндров, но в пределах допуска +0,03 мм. При подборе поршней для такого блока, чтобы полу» чить оптимальный зазор между цилиндром и поршнем, необходимо выбирать поршни соответствующей размерной группы отдельно для каждого цилиндра.

Рис. 18. Гильзы цилиндров мотора Вихрь Вихрь-25 (а) Вихрь-30 (б)Материал — чугун СЧ 21-40

Блок цилиндров двигателя Вихря-25 крепится шестью длинными шпильками М8, проходящими че­рез весь блок и стягивающими его с картером и го­ловкой блока. На Вихре-30 блок цилиндров кре­пится к картеру шестью гайками М8 на коротких шпильках. Сверху блок цилиндров закрыт блоком головок, образующим верхний свод камер сгорания. Эту де­таль отливают из алюминиевого сплава, в ней вы­полнены камеры сгорания обоих цилиндров с резьбовыми отверстиями для свечей зажигания и каналы для прохода охлаждающей воды (рис. 20). Блоки головок двигателей Вихря-25 и Вихря-30 имеют одинаковую конструкцию, но разные размеры из-за различных диаметров цилиндров. Блок головок на Вихре-25 крепят шестью длин­ными шпильками, завинченными в картер, и дополнительно шестью короткими шпильками М8, вверну­тыми в верхнюю часть блока цилиндров. Все крепеж­ные детали блока цилиндров выполнены из стали ЗОХГСА. На Вихре-30 блок головок закрепляют десятью гайками М8 на шпильках, ввернутых в верх­нюю часть блока цилиндров.

Рис. 19 Блок цилиндров Вихря-30 с запрессоваиными гильзами. Рис. 20. Блок головок двигателя Вихря-30.

Поршни, поршневые кольца и пальцы. Поршни двигателей «Вихрь» всех моделей отливают из спе­циального алюминиевого сплава. Верхняя часть пор­шня, воспринимающая давление продуктов сгорания топливной смеси, называется головкой; нижняя, направляющая движение поршня в цилиндре, — юб­кой. В юбке имеются окна для прохода продувочной смеси и отверстия для поршневого пальца, подкреп­ленные изнутри поршня утолщениями-бобышками. В верхней части юбки проточены две канавки для уплотняющих поршневых колец. В каждой канавке установлен стальной стопор, служащий для фикса­ции колец. Стопора располагаются таким образом, чтобы замки обоих колец оказались не на одной пря­мой, что уменьшает прорыв газов из камеры сгора­ния, и чтобы замки не совпадали с окнами гильзы во избежание западания концов колец в окна и их поломки.

Поршни двигателей 25 и 30-сильной модели «Вих­ря» одинаковы по конструкции, но имеют разные диаметры. Наружная цилиндрическая поверхность поршня имеет сложную форму, которая учитывает из­менение размеров поршня при действии высокой тем­пературы. Она обрабатывается по специальному ко­пиру с контролем диаметров, которые измеряются на различной высоте от низа юбки (рис. 21).

Рис. 21 Поршень двигателей моторов «Вихрь-25» и «Вихрь-30» и схема измерения их цилиндрической части (см. табл. 2 и 3).

Поршни всех моделей подразделяются по наруж­ному диаметру на три группы: О, I и II (табл. 2 и 3)

Таблица 2. Разделение на группы поршней мотора Вихрь-М (Вихрь-25)

№ группы  D1 D2 D3
мм
0 66,71-66,685 66,79-66,78 66,885-66,86
I 66,70-66,675 66,78-66,77 66,875-66,85
II 66,77-66,76 66,77-66,76 66,865-66,84

Таблица 3. Разделение на группы поршней мотора Вихрь-30 ло диаметру

№ группы D1 D2 D3
мм
0 D2 факт-0,08 71,78-71,77 D2 факт+0,08
I 71,77-71,76
II 71,76-71,75

Номер группы наносят ударным клеймом на головку поршня. Поршни всех групп изготавливают в преде­лах допуска по диаметру +0,03 и комплектуют с со­ответствующими по номеру гильзами цилиндров. Группа поршня определяется по диаметру D2 наибо­лее важному и удобному для измерения.Поршни двигателей Вихря-М и Вихря-30 от­личаются не только диаметром, но и шириной ка­навки иод поршневые кольца. На поршнях 25-сильной модели применяются кольца шириной 2,5 мм, торцевой зазор между кольцом и стенкой канавки состав­ляет 0,1 +0.05 +0.01мм (ширина канавкн 2,6+0.2 мм). Этот поршень имеет номер 4.144-000/1.

Па двигателе Вихря-30 применяются поршни 3.144-000 с канавкой под поршневое кольцо шириной 2,66-0,02 мм. Деление поршней на группы — см, табл. 3, причем диаметр D2измеряется как и у Вихря-25 на высоте 49 мм от низа юбки.Поршни также разделяются на три группы по диаметру D отверстия иод поршневой палец. Группы маркируют цветовой меткой, наносимой изнутри на бобышки поршня.Разделение поршней на группы по диаметру от­верстия D под поршневой палец:

Цветовая метка Диаметр D, мм
Зеленая 16,012—16,005
Белая 16.005-16,000
Красная 16,000-15,995
Рис. 22. Поршневой палец.Поверхность I цементировать на глубину 0,5-0,8 мм

Поршневой палец (рис. 22) предназначен для шарнирного соединения поршня с шатуном и пере­дачи усилия от поршня к коленчатому валу. Он пред­ставляет собой короткую стальную трубку, проходя­щую через верхнюю голов­ку шатуна и концами уста­новленную в бобышки порш­ня. При работе двигателя на палец действуют силы, стремящиеся его изогнуть; наружная поверхность паль­ца подвергается истира­нию о верхнюю головку шатуна и бобышки порш­ня.

Поэтому для получения необходимой прочно­сти и износоустойчивости палец изготавливают из мягкой стали с последующей поверхностной цемента­цией на глубину 0,5-0,8 мм и закалкой. После за­калки и шлифования твердость поверхности пальца составляет HRC=>55 при твердости сердцевины HRC 18-40. Палец, применяемый в моторах Вихрь — пла­вающего типа  — он вращается не только в верхней головке шатуна, но и в бобышках поршня. Поэтому отверстия для смазки пальца делаются не в верхней головке шатуна и в бобышках поршня. Благодаря этому площадь рабочей поверхности пальца увеличивается почти в три раза, а износ и возможность за­едания пальца в посадочных отверстиях уменьшаются.

От перемещений в осевом направлении плаваю­щий палец зафиксирован двумя пружинными стопор­ными кольцами, устанавливаемыми по его концам в канавки бобышек поршня. Стопорные кольца дол­жны быть упругими, иначе палец может опуститься до зеркала цилиндра и прорезать на нем глубокие неустранимые борозды, достигающие иногда глубины 2-3 мм.Поршневые пальцы двигателей моторов Вихрь подразделяют по наружному диаметру на три группы в пределах допуска. Цветовую метку наносят на то­рец пальца (см. рис. 22). При комплектации поршня и пальца выбирается палец с цветовым индексом, соответствующим маркировке на бобышке поршня.

Разделение на группы поршневых пальцев моторов Вихрь-М и Вихрь-30 по диаметру, мм (см. рис. 22)

Цветовая метка Диаметр D, мм
Зеленая 15,999-15,994
Белая 15,994-15,989
Красная 15,989-15,985

Подразделение пальцев для мотора Вихрь-30 на группы по диаметру соответствует разбивке для мото­ра Вихрь-25, однако длина пальца для 30-сильной модели больше и равна 63,5-0,5 мм.Поршневые кольца служат для уплотнения пор­шня в цилиндре, предотвращая прорыв газов из ра­бочей камеры в картер, и направляют тепловой поток от головки поршня к стенкам цилиндра и далее к охлаждающей воде. Кольца способствуют также рав­номерному распределению масла, оседающего из по­ступившей в картер топливной смеси на зеркале цилиндра. На поршнях двигателей семейства «Вихрь» уста­навливают два кольца, изготовленных из отливок специального чугуна. Кольцо имеет разрез, называе­мый замком, его торцевые поверхности шлифованные. Одно из важнейших свойств кольца — его упругость, которую оно не должно терять при высоких темпе­ратурах, до которых нагревается поршень при работе.

В свободном состоянии кольца зазор в его замке ра­вен 5 — 7 мм. Вставленное в цилиндр кольцо сжато, за­зор в замке уменьшается до 0,2-0,5 мм. За счет упру­гости кольцо плотно прилегает к зеркалу цилиндра, обеспечивая уплотнение поршня. Остаточный (так на­зываемый тепловой) зазор в замке кольца совершенно необходим, так как в случае его отсутствия или очень малой величины при нагреве двигателя концы кольца могут сомкнуться и кольцо заклинит в цилиндре. В замке имеется выемка, в которую входит штифт, расположенный в канавке поршня (рис. 23).

Рис. 23. Поршневое кольцо.Материал: чугун ГЧ 24 — 14. Твердость HRC 98 — 108.Нагрузка Q при испытаниях на упругость до размера D равна:кольцо 2.110-002 («Вихрь») — 1600 — 2200 гкольцо 4.110 002 («Вихрь М») — 2000 — 2750 гкольцо 3.110-002 («Вихрь-30») — 2300 -4200 г

vih.su

Подвесной лодочный мотор "Вихрь" | Пароходофф: Обзоры водной техники и сопутствующих услуг

"Вихрь" - самый массовый подвесной лодочный мотор СССР. Подвесные лодочные моторы "Вихрь" производились Куйбышевским моторостроительным производственным объединением им. Фрунзе (в настоящее время - ОАО "Моторостроитель") с 1965 года, позднее производство "Вихрей" было налажено на Пермском моторостроительном заводе.Инструкция по эксплуатации лодочных моторов "Вихрь"

Прототипом первого лодочного мотора "Вихрь" послужил немецкий мотор "Кёниг". Как это зачастую бывало, к моменту запуска в производство "Вихря", его прототип, мотор "Кёниг", в ФРГ уже был снят с производства как устаревшая технология.На момент запуска моторов "Вихрь" в продажу, это были самые мощные двигатели (17 л.с.). В скором времени конструкторы смогли выйти на расчетные 20 л.с.Отсутствие конкуренции как таковой послужило тому, что "Вихрь" стал самым популярным подвесным лодочным мотором. К тому же выпуск этих двигателей доходил до 150 000 штук в год.Популярность лодочных моторов "Вихрь" основывалась, как уже отмечалось выше, больше на их массовости, нежели на потребительских свойствах. Первые "Вихри" (да и, во многом, последующие) имели множество недостатков.Основным недостатком "Вихря" можно считать очень низкую надежность: вертикальный вал, передающий вращение от двигателя к редуктору, скручивался при стопорении винта о препятствие, водяная помпа быстро изнашивалась, механизм переключения реверса - терял возможность фиксации в положении холостого хода, текстолитовые золотники газораспределения быстро изнашивались, возвратный механизм ручного стартера выходил из строя, первое магдино МБ-2 зачастую отказывало еще до первого пуска двигателя, подшипники скольжения на гребном валу в первых "Вихрях" очень быстро истирались и начинали пропускать воду со всеми "вытекающими" последствиями.Другой недостаток лодочных моторов "Вихрь" - повышенное сопротивление из-за неудачной конструкции корпуса редуктора и выхлопного патрубка.Неудачной также оказалась система охлаждения. Чугунные цилиндры плохо отводили тепло, что приводило к преждевременному износу поршневой группы.Конструкция мотора "Вихрь" была настолько неудобной, что для выполнения некоторых простейших операций надо было затратить уйму времени.Металлический кожух ржавел, не обеспечивал защиту от шума, а через вентиляционные отверстия свечи постоянно заливались водой.Кроме этого мотор "Вихрь" весил почти 50 кг, имел низкий КПД и высокое потребление топлива.Но все эти недостатки перекрывались в то время одним достоинством - мотор "Вихрь" можно было купить в магазине.Часть недостатков была устранена в новой модели - "Вихрь-М". Двигатель получил трехканальную возвратно-петлевую продувку. Чугунные цилиндры стали тоньше. Подшипник скольжения в редукторе заменен шарикоподшипником. Мощность "Вихря-М" увеличилась до 25 л.с. при повышении расхода топлива всего на пол-литра в час.К 1976 году для покупателей стала доступна новая модель - "Вихрь-30". Наконец мотор получил пластиковый корпус, мощность увеличилась до 30 л.с. и стал доступен электростартер.Через некоторое время была внедрена схема электронного зажигания МБ-2, правда принесшая владельцам новых "Вихрей" дополнительные сложности из-за крайне низкой надежности. Моторы, оснащенные электронным зажиганием маркировались признаком "-электрон". В 1991 году моторы "Вихрь" стали комплектоваться более надежной системой электронного зажигания МБ-22.В конце 90-х был выпущен "Вихрь-32" (впоследствии "Вихрь-30МА") на котором введены шестиканальная петлевая продувка, головка блока цилиндров с камерой сгорания специальной формы, карбюратор с уменьшенным сопротивлением смесительной камеры. Усилены коленвал, шатуны и некоторые другие детали. Допустимое октановое число топлива возросло до 95 из-за увеличения степени сжатия.К 2011 году моторы "Вихрь-30" (модификации "Вихрь-30Р" и "Вихрь-30Э") получили следующие технические характеристики:

Диаметр цилиндра: 72 ммХод поршня: 60 ммРабочий объем: 488 куб.смСтепень сжатия : 8,5Максимальная мощность: 30 л.с при 5000 об/минУдельный расход топлива: 11 кг/часСухая масса: 49 кгЭлектропитание: 30 Вт, 12 ВТопливо: Бензины А-72, А-76Смазка двигателя: Масло в топливеСмазка редуктора: Трансмиссионное масло ТАД-17И или аналогичныеДиаметр винта: 240 ммШаг винта: 300 мм, грузовой - 282 мм.

Подвесному лодочному мотору "Вихрь" установлен памятник на Беломорской биологической станции Зоологического института РАН с табличкой: «Мотору "Вихрь" — с любовью и ненавистью».

parohodoff.ru

. , . , .

 

"", "-", "-30".

 

1. ""

 

1.1. ""

 

1.2. 

1.2.1.

1.2.2. 

1.2.3.

1.2.4.

1.2.5.

1.2.6.

1.2.7. 

1.2.8.

1.2.9. 

 

1.3.

1.3.1.

1.3.2. ""

1.3.3.

1.3.4.

1.3.5.

 

1.4. 

1.4.1. "-"

1.4.2.

1.4.3.

1.4.4.

1.4.5. 

1.4.6. 

1.4.7. 

1.4.8. 

1.4.9. 

1.4.10.

1.4.11. 

1.4.12. 

1.4.13. -

1.4.14. 

1.4.15. 

1.4.16. 

1.4.17.

1.4.18.

1.4.19.

1.4.20.

1.4.21. "" ""

1.4.22.

1.4.23.

1.4.24. "-"

 

2.

2.1. -1

2.2.

2.3. . 1

        . 2

2.4. -101 -1

2.5. -1

2.6.

2.7.

2.8. .

2.9. -22

2.10. -2

2.11.

2.12.

2.13.

2.14.

2.15.

2.16.

2.17.

 

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5. "-22" ""

3.6.

3.7. "-"

3.8.

 

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7. ""

 

5.

5.1.

5.2. -2

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7. 

5.8.

5.9.

5.10.

5.11.

5.12. .

 

6.

6.1. ""

6.2. -1

6.3. 5.720.001

6.4.

6.5.

6.6. "-"

6.7.

6.8. 

6.9.

6.10. 

6.11. ""

6.12. ""

6.13.  -1

6.14. 

6.15. 

6.16.

6.17.

6.18.

6.19. ""

6.20.

 

7.0 ""

7.1. 

7.2.

7.3.

7.4. 

7.5. 

..

 

        

 

""

 

 

okafish.ru

Система охлаждения мотора Вихрь — Моторы и лодки СССР

При сгорании рабочей смеси в цилиндре двига­теля развивается высокая температура. Примерно 30% тепла, образовавшегося при этом, не превра­щается в механическую энергию, а идет на нагрев деталей двигателя. При сгорании 1 кг бензина выде­ляется более 10 000 ккал теплоты, и температура продуктов сгорания достигает 2000 —2500°С.Для нормальной работы двигателя необходимо не­прерывно отводить избыток тепла от поршня цилин­дра и его головки. При чрезмерном нагреве ухуд­шается качество смазки, масляная пленка между трущимися поверхностями пропадает, что приводит к закоксовыванию поршневых колец в канавках, по­вышенному нагарообразованию, заклиниванию порш­ня в цилиндре, а также к снижению мощности дви­гателя. При заклинивании поршней могут разру­шиться подшипники коленчатого вала, произойти обрыв шатуна.Небольшое дополнительное количество теплоты выделяют подшипники, золотниковые шайбы и дру­гие узлы, содержащие трущиеся детали.Переохлаждение цилиндров двигателя не менее вредно, чем перегрев. Оно ухудшает экономичность из-за возрастания потерь теплоты и снижает моторесурс вследствие повышенного износа деталей кривошипношатунного механизма.Поэтому все двигатели подвесных моторов обору­дуются специальной системой принудительного водя­ного охлаждения, обеспечивающей нормальный теп­ловой режим всех деталей и узлов.Двигатели моторов семейства «Вихрь» имеют при­нудительную разомкнутую (прямоточную) систему охлаждения забортной водой (рис. 44). Вода посту­пает в мотор через отверстия 1 в выпускном патрубке или через боковые заборники воды и по всасывающей трубке или специальным каналом 2 подводится к во­дяному насосу 3. От нагнетательного (выходного) па­трубка насоса вода по трубке 4, проходящей внутри дейдвуда, попадает в нижнюю крышку картера и по каналу, просверленному в ней, — в раздающий канал блока цилиндров. Из него вода направляется в охлаждающие полости (рубашки) блоков цилинд­ров и головок и охлаждает их. Через отверстие в верхней части блока цилиндров (или верхнего ци­линдра на «Вихре») вода поступает в охлаждающую рубашку глушителя, охлаждает его и через сливной патрубок 5 сливается в дейдвуд.

Ри. 44. Схема системы охлаждения моторов семейства Вихрь

В дейдвудной трубе вода смешивается с отработавшими газами, охлаждает их и выбрасывается че­рез выпускной патрубок. В задней части дейдвудной трубы ближе к поддону, расположено контрольное отверстие 6, через которое часть охлаждающей воды из дейдвуда вместе с отработавшими газами выбра­сывается в атмосферу, что позволяет следить за нор­мальной работой системы охлаждения.Водяной насос системы охлаждения — объемного типа (рис. 45). Он состоит из корпуса 1, резиновой крыльчатки 2, имеющей шесть эластичных лопастей, в ступицу которой залита латунная втулка 3 с вы­полненным в ней шпоночным пазом. Посредством шпонки 4, представляющей собой штифт 02,5х9 мм, крыльчатка соединяется с вертикальным валом. Ось вращения крыльчатки эксцентрична по отношению к цилиндрической расточке в корпусе; эксцентриситет равен 1,1 мм. Благодаря этому сме­щению с той стороны, где лопасти крыльчатки только касаются поверхности корпуса, создаются большие объемы воды между соседними лопастями, чем с дру­гой стороны, где расстояние от оси вала до стенки корпуса меньше, и лопасти из­гибаются. Входное отверстие 5 для воды находится в кор­пусе со стороны большего рас­стояния, а выходное 6 — со стороны меньшего.

Риc.45. Схема устройства насоса охлаждение

При вращении крыльчатки объем, ограниченный лопастя­ми, увеличивается при их на­хождении в зоне входного отверстия:создается разрежение и вода за­сасывается в насос. При даль­нейшем вращении из-за эксцентриситета расположе­ния крыльчатки в корпусе объем между лопастями уменьшается, давление воды здесь возрастает и она подастся в систему охлаждения через отверстие 6. Водяной насос обеспечивает согласованность меж­ду подачей воды, которая зависит от частоты вра­щения коленчатого вала, и фактическим тепловыделе­нием в двигателе. Нормальная температура наруж­ной поверхности головки блока цилиндров в районе свечи зажигания составляет 100—110°С. Расход воды, обеспечиваемый водяным насосом моторов «Вихрь» (насос всех моделей имеет полностью идентичную конструкцию и размеры), на номинальных частотах вращения коленчатого вала равен 10 л/мин, а дав­ление доходит до 1,5 кг/см2.

Насос устанавливается в специальное гнездо на верхнем фланце корпуса редуктора. Расположение нагнетающей трубки системы охлаждения, подводя­щей воду от насоса к двигателю, на моторах «Вихрь», «Вихрь-М» и «Вихрь-30» различны. На «Вихре» вы­ходной патрубок насоса расположен по продольной оси корпуса редуктора спереди вала-шестерни. В мо­торах «Вихрь-25» и «Вихрь-30» этот патрубок рас­положен сзади вала-шестерни, ближе к выпускному патрубку, т. е. корпус насоса развернут на 180°. Соответственно на 180° развернуты и координаты от­верстий для крепления корпуса насоса, и фиксации пластины в корпусах редукторов этих моторов по от­ношению к отверстиям на редукторе «Вихря».

vih.su


Смотрите также