Ракетоносец МАЗ-543 — лучший четырехосный автомобиль Советской армии. Двигателя маз 543


МАЗ-543 четырехосный автомобиль Советской армии

Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ-543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый востребованный и распространенный тяжелый автомобиль Советской армии.

Высокая мощность, надежность конструкции, качество сборки и проходимость, приспособленность к эффективной эксплуатации в любых дорожных условиях и климатических зонах и относительно невысокая собственная масса, достигнутая путем широкого применения легированных сталей, алюминия и стеклопластика – вот основные преимущества этого грузовика.

Статьи / Военная техника

Автомобиль с тысячью лиц: военные профессии тягачей МАЗ

Основу этого семейства составляли серийные варианты МАЗ-537 и МАЗ-537Г, на которые приходилось 80–90% всего производства КЗКТ. Их главной задачей являлась доставка на штатных полуприцепах по дорогам общего пользования и...

17573 2 3 29.09.2016

Когда-то на военных парадах автомобили МАЗ-543 с новыми видами вооружения буквально каждый год преподносили иностранным наблюдателям очередные шокирующие «сюрпризы». До недавнего времени эти машины прочно удерживали свой высокий статус и до сих пор остаются на вооружении Российской армии.

К проектированию нового поколения тяжелых четырехосных машин СКБ-1 Минского автозавода под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника приступили в начале 1960-х, а организация производства 543-го семейства стала возможной лишь с передачей выпуска седельных тягачей МАЗ-537 на Курганский завод. Для сборки новой автотехники на МАЗе был образован секретный цех, позднее преобразованный в производство специальных колесных тягачей, а СКБ-1 превратилось в Управление главного конструктора № 2 (УГК-2).

Семейство МАЗ-543

По общей конструкции и агрегатной базе семейство МАЗ-543 являлось более быстроходной и маневренной транспортной модификацией седельных тягачей МАЗ-537Г, получившее модернизированные агрегаты, новые кабины и существенно увеличенную монтажную длину рамы. На шасси с оригинальной так называемой живой клепано-сварной рамой монтировали 525-сильный дизель Д12А-525А V12, автоматическую трансмиссию с модернизированным гидротрансформатором и трехступенчатой коробкой передач, новые дисковые колеса на торсионной подвеске с регулируемым давлением в широкопрофильных шинах.

Первое армейское шасси МАЗ-543 с ракетной системой 9К72 (фото автора)

Мощная система залпового огня «Смерч-М» на шасси МАЗ-543М (фото автора)

Революционная зенитная система С-300 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Основу 543-го семейства составляли базовые шасси МАЗ-543, МАЗ-543А и МАЗ-543М с новыми стеклопластиковыми боковыми кабинами с обратным наклоном лобовых стекол, ставшими своеобразной «визитной карточкой» всей гаммы. Кабины имели правое и левое исполнения, а два члена экипажа располагались по оригинальной схеме тандем — на индивидуальных сиденьях друг за другом. Свободное пространство между ними использовалось под установку радиатора и размещение передней части ракеты. Все машины имели единый размер колесной базы 7,7 метра, с полной нагрузкой развивали скорость по шоссе 60 км/ч и расходовали 80 л топлива на 100 км.

МАЗ-543

Родоначальником 543-го семейства являлось «легкое» базовое шасси грузоподъемностью 19,1 т с незамысловатым индексом МАЗ-543. Первые шесть прототипов были собраны весной 1962 года и отправлены на волгоградский завод «Баррикады» для монтажа ракетной системы. Выпуск машин МАЗ-543 начался осенью 1965-го. На них перед моторным отсеком стояли две изолированные друг от друга двухдверные кабины, что предопределило сравнительно небольшой передний свес (2,5 м) и монтажную длину рамы чуть более шести метров. Автомобили МАЗ-543 собрали в количестве 1 631 экземпляра.

Прототип шасси МАЗ-543 для ракетного комплекса 9К72 (из архива НИИЦ АТ)

Шасси МАЗ-543 позднего выпуска для вспомогательного оснащения (из проспекта МЗКТ)

В Народной армии ГДР на шасси МАЗ-543 монтировали короткие цельнометаллические кузова с тентом и усиленные сцепные приспособления, превращавшие их в мобильные ремонтно-эвакуационные средства или балластные тягачи.

Бортовой автомобиль-тягач на шасси МАЗ-543 в Народной армии ГДР

На первом этапе главным предназначением этой версии являлось несение опытных ракетных комплексов оперативно-тактического звена. Первым из них стала макетная система комплекса 9К71 «Темп», за которой последовала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П117 нового комплекса 9К72.

Передовой оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 на шасси МАЗ-543

Пусковая установка 9П117М мобильного ракетного комплекса 9К72 (фото автора)

Самоходная ракетная пусковая установка 9П117М в боевой готовности

На этой базе монтировали также первые образцы берегового ракетного комплекса «Рубеж», радиорелейной станции связи, пунктов боевого управления, войскового автокрана 9Т35, дизельных электростанций и т. д.

МАЗ-543А

В 1963 году первый образец шасси МАЗ-543А с полезной нагрузкой 19,4 т сразу же поступил под монтаж СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Темп-С», а потом служил основой для войсковых кузовов и надстроек. Его промышленное изготовление началось в 1966-м и два года спустя переросло в серийное производство.

Главным отличием машины от модели МАЗ-543 являлась незаметная со стороны перекомпоновка шасси путем небольшого продвижения обеих кабин вперед. Это привело к мизерному увеличению переднего свеса (всего на 93 мм) и удлинению полезной части рамы до семи метров. До середины 2000-х годов было выпущено свыше 2,6 тысяч шасси МАЗ-543А.

Серийное шасси МАЗ-543А с монтажной длиной рамы более 7 метров (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания шасси МАЗ-543А с двумя сдвинутыми вперед кабинами

Главным и наиболее серьезным предназначением машины МАЗ-543А являлось несение пусковой установки 9П120 ОТРК «Темп-С» и входивших в ее состав транспортной и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), а также ТЗМ системы залпового огня «Смерч».

Оперативно-тактический комплекс «Темп-С» на базе МАЗ-543А (фото автора)

Самоходная пусковая установка 9П120 ракетной системы «Темп-С» (фото автора)

На этом автомобиле базировался расширенный набор военной техники: транспортно-установочные агрегаты, автокраны, подвижные командные пункты, машины связи и охраны ракетных комплексов, радиолокационные средства, мастерские, электростанции и другие.

Оборудование установочной спецмашины ТУАН на шасси МАЗ-543А

Опытные и мелкосерийные машины семейства МАЗ-543

В конце 1960-х и начале 1970-х годов к 543-му семейству относилось несколько проходных экспериментальных и мелкосерийных модификаций. Первыми в алфавитном порядке являлись два опытных образца шасси МАЗ-543Б, построенные на базе МАЗ-543 и служившие для монтажа модернизированной пусковой установки 9П117М комплекса 9К72.

Главной новинкой был малоизвестный прототип МАЗ-543В с принципиально иной компоновкой и полезной нагрузкой 19,6 т, послуживший основой известного в будущем варианта МАЗ-543М. В отличие от предшественников, на нем впервые появилась единственная сдвинутая вперед двухместная кабина, расположенная с левой стороны рядом с моторным отсеком. Такая компоновка позволила существенно удлинить монтажную часть рамы под установку более крупного оборудования. Шасси МАЗ-543В собрали в количестве 233 экземпляров.

Опытное шасси МАЗ-543В с одной передней кабиной (из архива НИИЦ АТ)

Для выполнения тыловых транспортных операций в Советской армии и народном хозяйстве в середине 1960-х был разработан многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П двойного назначения, выполнявший роль учебных машин или балластных тягачей для буксировки артиллерийских орудий и тяжелых прицепов.

Бортовое шасси МАЗ-543П в качестве военной учебной машины (из архива Л. Шугурова)

К малоизвестным единичным прототипам, не получившим развития, относились шасси МАЗ-543Д с многотопливным вариантом штатного дизеля и экспериментальный «тропик» МАЗ-543Т для эксплуатации в горной и пустынной местности.

МАЗ-543М

В 1976 году, через два года после создания и испытаний опытного образца, родилось наиболее удачное, совершенное и эффективное шасси МАЗ-543М, сразу же поступившее в производство и на вооружение, а затем возглавившее всё 543-е семейство. От двух первых машин 543/543А новый автомобиль отличался установкой только одной левой кабины, расположенной рядом с моторным отсеком и сдвинутой на передний свес рамы, достигший своего максимума (2,8 м). При этом все агрегаты и узлы не претерпели изменений, а полезная нагрузка возросла до 22,2 т.

Полигонные испытания 525-сильного шасси МАЗ-543М с одной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)

Готовое спецшасси МАЗ-543М на территории Минского автозавода

Поздний вариант шасси МАЗ-543М с длиной рамы около 9 м (из проспекта МЗКТ)

К немногочисленным модификациям этого автомобиля относилось пробное многоцелевое шасси с цельнометаллической бортовой платформой от гражданского грузовика МАЗ-7310 двойного назначения.

Оригинальный вариант шасси МАЗ-543М с цельнометаллическим кузовом (из архива НИИЦ АТ)

На долю МАЗ-543М приходились наиболее мощные и совершенные отечественные системы вооружения и многочисленные специализированные надстройки и кузова-фургоны. На нем монтировали самую мощную в мире боевую систему залпового огня «Смерч», пусковые установки берегового артиллерийского комплекса «Берег» и ракетного «Рубеж», несколько типов зенитных пусковых систем С-300 и т. д.

Серийная самоходная многозарядная система залпового огня «Смерч-М» (фото автора)

Первая мобильная четырехзарядная пусковая установка системы С-300ПМУ

Транспортная машина противоракетного комплекса «Амур» (фото Р. Белозерского)

Самым же обширным был перечень вспомогательных средств обеспечения подвижных ракетных комплексов: мобильные командные пункты, машины обнаружения целей, связи, боевого дежурства, обороны и охраны, автономные мастерские и электростанции, передвижные столовые и общежития для боевого расчета и многие другие.

Тропосферная радиостанция «Торф-2» высшего командного звена (фото автора)

Машина боевого дежурства в обитаемом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)

Мобильная 24-местная полевая гостиница 15Т118 на автомобиле МАЗ-543М

Пик производства машин МАЗ-543М пришелся на 1987 год. До середины 2000-х Минский автозавод собрал свыше 4,5 тыс. машин этой серии.

Распад Советского Союза привел к остановке серийного производства всех трех базовых шасси МАЗ-543, но их продолжали собирать небольшими партиями по заказам для восполнения парка списанной автотехники, а также для опробования на них новых перспективных систем вооружения. К середине 2000-х в Минске в общей сложности собрали более 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось около ста систем вооружения и военного оборудования. С 1986 года по лицензии сборка доработанных машин серии МАЗ-543 осуществляется китайской фирмой Wanshan под маркой WS-2400.

В 1990 году, накануне распада СССР, для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан многоцелевой 22-тонный прототип МАЗ-7930 с многотопливным двигателем V12 мощностью 500 л. с. и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, новой моноблочной кабиной и высокобортным стальным кузовом.

Прототип многоцелевого автомобиля-шасси МАЗ-7930 (из архива НИИЦ АТ)

Опытный грузовик МАЗ-7930 с цельнометаллическим кузовом (из архива НИИЦ АТ)

Тем временем 7 февраля 1991 года военное подразделение Минского автозавода было выведено из состава головного предприятия и преобразовано в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) с собственными производственными мощностями и научно-исследовательским центром. Несмотря на это, в 1994-м опытные образцы прошли испытания, через четыре года поступили в производство и в феврале 2003 года под маркой МЗКТ-7930 были приняты на снабжение Российской армии, где служат для монтажа новых видов вооружения и спецнадстроек.

Предсерийный вариант 500-сильного автомобиля МЗКТ-7930 (фото автора)

До настоящего времени базовые машины семейства МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.

Фотографии без ссылок на источники — из архива автора.

www.kolesa.ru

54341, 543А, 543П, 543М, 7930, 7310, технические характеристики, лесовоз, цена

МАЗ-543 — мощная боевая машина, созданная Минским автомобильным заводом по заказу Министерства обороны СССР на основе 537-й модели. Первое опытное колесное шасси было выпущено в 1958 году. В 1962 году вышла серия, включающая 6 единиц, и сразу же была перевезена в Волгоград для установки орудий и систем вооружения.

Армейская техника, характеризующаяся высокими тактико-техническими и динамическими показателями, производится до сих пор под названием «Ураган» и считается лучшим проектом в военно-промышленной отрасли. Шасси 543-й модели и ее модификации являются носителями знаменитых ракетных установок «Скад» и используются для транспортировки спецоборудования и грузов по любым дорогам и бездорожью в экстремальных условиях.

Технические характеристики

Колесная 543-я модель представляет собой длиннорамное 4-осное шасси со всеми ведущими колесами. Колесная формула — 8х8.

Технические характеристики военного МАЗа-543:

  1. Грузоподъемность — 20 т.
  2. Максимальная масса прицепа — 25 т.
  3. Вес машины — 23 т.
  4. Снаряженный вес — 43,3 т.
  5. Габариты — 11657х2975х2950 мм.
  6. Колея — 2375 мм.
  7. Клиренс — 400 мм.
  8. Поворотный радиус — 13500 мм
  9. Скорость передвижения — 60 км/ч.
  10. Тормозной путь — 21 м.
  11. Гидромеханика:
    • гидравлический трансформатор — 4-колесный, 1-ступенчатый;
    • коробка передач (КП) — 3-ступенчатая планетарного типа с ручным управлением.
  12. Раздаточная коробка — механическая, 2-ступенчатая с межосевым дифференциалом.
  13. Колесная передача — планетарная.
  14. Передаточные числа КП:
    • I — 3,2;
    • II — 1,8;
    • III — 1,0;
    • задний ход — 1,6.
  15. Размеры шин — 1500х600-635 мм.
  16. Внутренние габариты платформы — 7222х2848х707 мм.
  17. Высота погрузки — 1850 мм.

Параметры двигателя:

  1. Марка — Д12А-525А
  2. Тип — 4-тактный быстроходный дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива.
  3. Мощность мотора — 525 л. с.
  4. Количество цилиндров — 12.
  5. Расположение цилиндров — V-образное под углом 60°.
  6. Скорость вращения коленвала — 2000 об/мин.
  7. Максимальный крутящий момент — 2206 Н*м.

Емкостные и заправочные данные:

  1. Объем бака для топлива — 260 л.
  2. Количество емкостей — 2 шт.
  3. Дополнительный топливный резервуар — 180 л.
  4. Объем цилиндра — 38,8 л.
  5. Система смазки двигателя — 90 л.
  6. Система охлаждения мотора с подогревателем — 84 л.
  7. Система охлаждения трансмиссии — 18,5 л.
  8. Бак рулевого управления — 32 л.

Первые МАЗ-543 Ураган расходовали топлива около 100 л на 100 км. Расход топлива современного грузового проходимца составляет 125 л на 100 км.

Модификации

Существует несколько модификаций 543-й модели:

  1. МАЗ-543А — шасси с повышенной до 22 т грузоподъемностью, сдвинутой вперед кабиной, увеличенной до 7 м рамой и перекомпоновкой отдела для силового агрегата. Основное назначение машины — перевозка ракетного оборудования «Темп» и установок залпового огня 9К58 «Смерч».
  2. МАЗ-543П — тягач грузоподъемностью 19,6 т, считается базовой моделью для пусковых комплексов 9П117 и 9П120. Машина также используется в качестве аэродромного пожарного автомобиля АА-60(543)-160.
  3. МАЗ-543М — шасси грузоподъемностью 22,2 т с левым расположением кабины, дополнительно установленным моторным отделением, увеличенным пространством позади кабины. Машина перевозит боевые комплексы «Смерч», «Берег», «Рубеж», зенитные установки С-300.
  4. МАЗ-7930 — грузовик с цельнометаллическим кузовом, переименован в МЗКТ-7390, применяется для транспортировки систем вооружения.
  5. МАЗ-7310 — бортовой модуль, переделанный в 73101, эксплуатируется с 2-осными тягачами МАЗ-5433 и 8385 в составе автопоезда.

Инструкция по эксплуатации

Учитывая оригинальность конструкции и особенности эксплуатации шасси, производитель рекомендует для обеспечения надежной и безопасной работы тщательно изучить инструкцию по эксплуатации и безукоризненно выполнять все ее требования. К управлению транспортного средства допускаются водители, изучившие и сдавшие экзамены по знанию технической базы, мер безопасности и вождению данного вида техники.

Экипаж состоит из 2 человек. После получения новой машины ее необходимо обкатать. После первой 1 тыс. км пробега выполняют крепежные работы, соответствующие техническому обслуживанию (ТО-1), а также проверяют крепления центральных редукторов к раме. Через каждые 2 тыс. км пробега проводят первые 2 смены масла в баке.

Перед запуском мотора прокачивают смазочную систему электромаслозакачивающим насосом на давлении не менее 2,5 кгс/см². Насос в работающем состоянии запрещается держать более 1 минуты, также нельзя удерживать стартер во включенном положении более 5 секунд. Повторное его включение разрешается через 25-30 секунд.

Если температура воздуха ниже 5°С, коленчатый вал не проворачивают, двигатель не запускают без предварительного подогрева. После включения подогревателя через 1-2 минуты на ощупь проверяют равномерность нагрева котла. По завершении работы агрегата повторный пуск возможен через 30 минут. После мойки при температуре окружающей среды ниже 5°С его запускают на 3-5 минут для удаления воды из нагнетателя.

После продолжительной стоянки транспорта при -15°С, когда смазочная жидкость густеет, отключают гидромеханическую трансмиссию с повышающей передачей.

При движении переключение передач в планетарной КП осуществляют последовательно с высшей на низшую. При езде по хорошей дороге на второй и третьей передачах блокируют гидротрансформатор. Задний ход включают после полной остановки техники. При движении по дорогам с твердым покрытием или по сухим грунтовым дорогам в раздаточной коробке включается прямая передача, при перемещении в сложных условиях — понижающая.

Вынужденная остановка машины на подъемах или спусках с уклоном более 7° требует использования не только ручного тормоза, но и механического привода правого главного тормозного цилиндра, при чем стоянка на приводе не должна превышать 4 часа, иначе устанавливают горные упоры: на подъеме — под оба колеса заднего моста, на спуске — переднего моста.

Цена

Все модели военных МАЗов не предназначены для гражданских перевозок и хозяйственных нужд. Они изготавливаются мелкими сериями только по госзаказам для нужд армии. На вторичном рынке машины не продаются, в аренду не сдаются. Поэтому цену и стоимость аренды невозможно узнать.

specmahina.ru

Гражданские версии советских ракетовозов - Колеса.ру

Автор: Евгений Кочнев Фотографии без ссылок на источники - из архива автора

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны Советов, связанные с несением и применением самых мощных баллистических межконтинентальных ракетных систем. На самом деле всё было не так.

Эти автомобили являлись секретными только в процессе их разработки и внедрения в производство, а гриф секретности был наложен только на смонтированные на них виды вооружения и спецтехники. В результате с началом выпуска армейских четырехосок у них сразу же появились гражданские версии, способные выполнять свои функции в вооруженных силах страны и в народном хозяйстве.

Толчком к реализации этого процесса стало правительственное постановление от января 1966 года, обязывавшее Минский автозавод ежемесячно отправлять 5–10% своей военной продукции на мирные нужды.

Грузовик МАЗ-543П двойного назначения в качестве военной учебной машины (из архива Л. Шугурова)

МАЗ-543П (1966–1974 гг.)

Во исполнение указания высшей инстанции в том же году завод представил многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П с полезной нагрузкой 19,6 т, выполненный на военном шасси МАЗ-543. Его главными внешними отличиями от боевых машин были низкобортная цельнометаллическая грузовая платформа с деревянными решетчатыми надставками, отсутствие специального армейского оснащения и светомаскировочных приспособлений.

Автомобиль МАЗ-543П с низкобортным кузовом в гражданском строительстве (из архива Л. Суславичуса)

За первый год собрали 80 автомобилей МАЗ-543П, и до окончания выпуска на свет появилось в общей сложности свыше двух тысяч машин. Первоначально их планировали использовать на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса СССР в отдаленных регионах страны со слабо развитой дорожной сетью, но постепенно диапазон их применения расширился на промышленность, строительство и лесозаготовку.

В 1970-е годы на шасси МАЗ-543П был построен и испытан опытный образец тягача с экспериментальным газотурбинным двигателем мощностью 1 100 л. с. Ярославского моторного завода.

Испытания автомобиля МАЗ-543П с газотурбинным двигателем (из архива Л. Шугурова)

Семейство МАЗ-7310 (1973–1991 гг.)

Активизация работ по гражданским версиям военных автомобилей состоялась в начале 1970-х и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот» (речь о нем впереди). Идея объединения разработок и внедрения сразу двух унифицированных видов машин, военных и гражданских, могла бы существенно сократить расходы и время на дорогостоящие изыскания и позволяла одновременно испытывать разные типы автомобилей с различными агрегатами и узлами.

Гражданский 20-тонный автомобиль МАЗ-7310 с высокобортным кузовом (из архива НИИЦ АТ)

В реальности добиться высоких результатов в этом деле не удалось: новые народнохозяйственные версии по-прежнему базировались на агрегатах машин 543-й серии и с семейством «Оплот» не имели ничего общего. В результате новые автомобили для гражданских отраслей экономики представляли собой лишь легкие модификации известных армейских грузовиков без экранированного электрооборудования, светомаскировочных устройств, средств связи и других военных атрибутов. Все они имели собственную маркировку и двойное назначение, но так и не прижились ни в народном хозяйстве, ни в Советской армии.

Базовый бортовой автомобиль МАЗ-7310 двойного назначения (из архива Л. Шугурова)

Первым в 1973 году появился автомобиль-тягач МАЗ-7310, приспособленный для буксировки тяжелых прицепов. Его базой являлось армейское шасси МАЗ-543 с 525-сильным дизелем и гидромеханической трансмиссией. Главной внешней отличительной особенностью машины была высокобортная цельнометаллическая грузовая платформа. С каждой стороны у нее имелось по два металлических борта, откидывавшихся раздельно или вместе со средней стойкой и снабженных решетчатыми надставками, вместе с которыми их полная высота достигала двух метров. Незаметной со стороны новинкой были также широкопрофильные 14-слойные шины. Вариантом бортовой машины стало 22-тонное шасси МАЗ-73101 с усиленной задней подвеской.

Военизированный вариант МАЗ-7310 на приемочных испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

В 1974–1975 годах автомобиль МАЗ-7310 в сцепе с двухосным прицепом МАЗ-8950 прошел государственные приемочные испытания в 21 НИИИ. На вооружение его не принимали, но в Советской армии в небольших количествах эти машины использовали на второстепенных тыловых перевозках, для установки простых надстроек и как учебные средства. Традиционно все они были зеленого цвета, но на «гражданке» их выделяла нелепая и сразу же бросавшаяся в глаза яркая желто-оранжевая окраска.

В 1974-м эту гамму пополнили еще две гражданские машины: опытный образец 19-тонного строительного самосвала МАЗ-7510 и усиленное шасси МАЗ-7910 с узлами задней подвески от серии «Оплот». Последний вариант служил для перевозки длинномерных труб, металлопроката, спиленной древесины (сортиментов) и оставался в производстве в течение 12 лет.

Пробный образец самосвала МАЗ-7510 с задней разгрузкой (из архива Л. Шугурова)

Многоцелевое шасси МАЗ-7910 для перевозки длинномерных грузов (из архива Л. Шугурова)

В экспериментальных целях на двух шасси МАЗ-7910 был смонтирован опытный боевой лазерный комплекс «Дрейф», состоявший из технологической машины с квантовым генератором и пусковой установки с системой телескопного наведения лазерного луча. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.

Перевозка неделимого груза на 300-тонном прицепе ЧМЗАП-8389 с тягачом и толкачом МАЗ-7310 (из архива НАМИ)

Тягачи МАЗ-7310 при буксировке многоосного прицепа с тяжелым крупногабаритным грузом

В народном хозяйстве автомобили семейства МАЗ-7310 и их производные планировалось использовать прежде всего для доставки крупных неделимых грузов и буксировки прицепов массой до 25 т в отдаленных регионах СССР с суровым климатом. Силами транспортных предприятий на них монтировали дополнительные топливные баки вместимостью до 1 220 л, обеспечивавшие рекордно высокий запас хода — до 1,5 тыс. км, позволявший преодолевать длинные расстояния при полном отсутствии заправочных станций и ремонтных мастерских.

Модернизированный грузовой автомобиль МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

В 1986 году серию МАЗ-7310 заменили модернизированные 21-тонный грузовик МАЗ-7313 и шасси МАЗ-73131 с полезной нагрузкой около 23 т. Они тоже базировались на агрегатах МАЗ-543, но в них более широко стали применять усиленные узлы лонжеронной рамы и ходовой части от армейской гаммы «Оплот».

Зимние испытания многоцелевого грузовика МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

Автомобиль-тягач МАЗ-7313 двойного назначения в Советской армии (фото автора)

Завершали эту программу опытный короткобазный аэродромный тягач МАЗ-73132 с укороченной цельнометаллической грузовой платформой и 23-тонный лесовоз-сортиментовоз МАЗ-73136 с двухосным прицепом. В целом же все основные эксплуатационные параметры серии 7310/7313 не отличались от базовых военных версий.

Автомобиль-сортиментовоз МАЗ-73136 с прицепом для перевозки спиленной древесины

На гражданской службе, где за высокую мощность и хорошую проходимость эти автомобили в шоферской среде получили прозвище «Ураган», они оказались слишком непривычными для советских водителей, сложными, дорогими и распространения на «гражданке» не получили. Мелкосерийная сборка ряда версий продолжалась до 1991 года.

Автокраны на шасси семейства МАЗ-7310

На гражданских шасси МАЗ-73101 и МАЗ-73131 Одесский завод имени Январского восстания и его наследник ОАО «Краян» монтировали оборудование тяжелых многоцелевых гидравлических автокранов двойного назначения. В армии они уже не находили должного применения и использовались в основном в народном хозяйстве на общих грузоподъемных работах и в строительстве.

Многоцелевой 25-тонный кран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Памятное фото на автокране КС-5573, служившем на космодроме в Плесецке

С 1981 года в производстве находился 25-тонный автокран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 – прямой наследник войсковой модели КС-5571. Его создали для эксплуатации на нефтедобывающих предприятиях Западной Сибири, но в единичных образцах он служил в крупных северных воинских формированиях ВВС и ВМФ СССР. На нем также монтировали автономный силовой агрегат в 50 л. с. и двухсекционную стрелу длиной 14 м.

Модернизированный 25-тонный автокран КС-5574 на шасси МАЗ-73131

В 1990-е годы его развитием стал вариант КС-5574 на шасси МАЗ-73131 с трехсекционной стрелой, раздвигавшейся в длину на 32 м, а новым наследником модели 5571 по общей конструкции и комплектации стал многоцелевой 40-тонный гидрокран КС-6571 с 18-метровой стрелой и собственным силовым агрегатом для привода рабочего оборудования.

Тяжелый автокран КС-6571 из состава пожарной аварийно-спасательной части

Пожарные машины в семействе МАЗ-7310/7313

Наиболее известным предназначением машин этого семейства стали тяжелые аэродромные пожарные автомобили высокой проходимости для оперативного проведения аварийно-спасательных операций и тушения возгораний летательных аппаратов непосредственно на взлетно-посадочных дорожках крупных аэродромов ВВС СССР и на прилегающих территориях.

Аэродромная пожарная машина АА-60 (7310)-160.01 на шасси МАЗ-7310 (фото автора)

Статьи / Военная техника

Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543

Стандартизованные кузова-фургоны В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные...

8013 0 0 10.11.2016

Первая попытка создать собственные многоосные пожарные машины двойного назначения состоялась в 1975 году, когда на шасси МАЗ-7310 появился аэродромный автомобиль АА-60 (7310)-160.01. Это была массивная красная машина полной массой 43 т, развивавшая на бетонных покрытиях военных и гражданских аэродромов невероятную для тех пор скорость 60 км/ч, позволявшую в относительно короткое время доставлять противопожарные средства к аварийному самолету.

В те времена главным средством тушения огня оставалась обычная вода, которую перевозили в цистерне вместимостью 12 тыс. литров, а для повышения эффективности к ней подмешивали специальные вещества для образования большого объема пены, препятствовавшей процессу горения. Для выброса воды и пены на горящий объект служили мощный лафетный ствол и специальные насадки под бампером для распределения их по поверхности возгорания. Для привода водяного насоса машину оборудовали дополнительным 180-сильным мотором.

Мощные аэродромные пожарные автомобили пенного тушения АА-60 (7310)-160.01 (фото автора)

В середине 1980-х противопожарное оснащение стали переставлять на шасси МАЗ-7313, что привело к созданию модернизированного варианта АА-60 (7313)-160.01, в целом не отличавшегося от предшественника.

Пожарная машина АА-60 (7313)-160.01 без лафетного ствола на полигоне МВД (фото автора)

Машина АА-60 (7313)-160.01 пенного тушения на одном из военных аэродромов (фото И. Жукова)

В 1979 году на базе МАЗ-7310 построили новый пожарный автомобиль АА-70 (7310)-220 с цистерной на 9,5 тыс. литров воды для традиционной борьбы с огнем обычной водой и пеной. «Изюминкой» этой машины стало применение нового способа тушения пожаров огнегасящим порошком, который под давлением воздуха выбрасывался через второй лафетный ствол малого диаметра.

Мощные аэродромные пожарные автомобили комбинированного тушения АА-70 (7310)-220 (фото автора)

Позднее это оборудование монтировали на модернизированном варианте АА-70 (7313)-220. В этой серии впервые появилась версия со штатным лафетным стволом между кабинами и двумя брандспойтами на подъемной шестиметровой мачте, служившими для борьбы с огнем на высоте или на больших территориях.

Аэродромный автомобиль АА-70 (7313)-220 с подъемной мачтой на шасси МАЗ-7313

По сравнению с зарубежными аналогами тяжелые советские пожарные машины не соответствовали жестким международным требованиям по скорости и динамике передвижения по территории аэропортов, однако все они впервые позволили вплотную подойти к более высокому уровню развития нашей пожарной автотехники.

В этой статье мы несколько раз упоминали малоизвестное семейство минских армейских автомобилей «Оплот». По ряду причин ему не суждено было заменить устаревшее к тому времени 543-е поколение, но тем не менее об этих перспективных военных машинах рассказать стоит. Им будет посвящена следующая статья, которая, по традиции, тоже выйдет в четверг.

www.kolesa.ru

Уникальные советские вездеходы МАЗ 543

МАЗ 543 "Ураган" - не просто колесный большегрузный автомобиль, это - настоящая легенда Вооруженных сил Советского Союза, появившаяся в самом начале 60-х годов ХХ века. Оправившись после войны СССР начал активную гонку с США за право называться сильнейшей с точки зрения вооружения страной. На тот момент - главным стратегическим объектом стал Минский автомобильный завод, на реконструкцию и послевоенную модернизацию которого были брошены все силы и лучшие умы Советских Социалистических Республик.

Большая часть конструкторов и инженеров пришла на МАЗ с Ярославского автомобильного завода. Начиная с 1959 года завод стал специализироваться на выпуске колесных грузовых автомобилей широкого назначения. Успешный запуск 537 серии показал, что конструкторскому бюро спецпроизводства быть. Именно МАЗ начиная с конца 50-х годов получал госзаказы, связанные с вооружением, а потому не удивительно, что разработкой новой стандартизированной серии полноприводной 4-х осной большегрузной техники занялся именно он.

В 1960 г. успешно прошли испытания первые экспериментальные ракетные противовоздушные установки "Темп". МАЗ получил заказ подготовить универсальное базовое и, что самое важное, колесное шасси, способное разместить на себе новый подвижной комплекс. Опытным путем военные инженеры выяснили, что гусеничные шасси меньше годятся для установки новых РПУ, чем их колесные аналоги. Сверху была поставлена недвусмысленная задача - собрать в кратчайшие сроки.

 

 

Новый агрегат перенял от своих старших заводских братьев, тягачей МАЗ 537, конструкцию несущей рамы и осей, а также большую часть оборудования. Но несмотря на заимствования, технические характеристики МАЗ 543: скорость, динамика, проходимость - были значительно улучшены. Именно за эти характеристики в дальнейшем машина получит "народное прозвище" - Ураган.

В середине апреля 1962 года на заводе были собраны шесть опытных образцов, сразу после прохождения тестов - в мае 62-го - их передали на волгоградское профильное объединение "Баррикады", которой занялось установкой и монтажом ракетных комплексов.

 

МАЗ 543 - диковинная новинка

 

В результате всех трудов, официальная презентация нового автомобиля - МАЗ 543 правительству, народу и иностранным журналистам состоялась 07.11.1962 г., прямо во время ежегодного военного парада. Водители-механики МАЗ 543, очевидцы парада потом утверждали, что люди на улицах с восхищением и удивлением смотрели вслед проезжающей колонне, чувствовалось всеобщее единение и гордость за страну. На поток автомобили этой серии были поставлены спустя 3 года, а еще через год армия взяла их на вооружение.

 

 

 

Устройство МАЗ 543 было простым, но достаточно эффективным относительно тех задач, которые были поставлены перед конструкторами минского завода. Новые шасси оснащались усовершенствованным 12-ти цилиндровым дизельным мотором из серии Д12-525, говоря о котором невозможно не вспомнить его прототип - военный танковый мотор В2, появившийся на свет еще во время ВОВ. 525 серия двигателей Д12 выпускалась Барнаульским заводом и активно использовалась инженерами МАЗ на колесных шасси того времени, в том числе и на МАЗ 537.

 

Однако в отличие от предыдущей версии двигатель МАЗ 543 имел систему прямого впрыска топлива, двойную систему пуска, масляный радиатор, 2-х ступенчатый очиститель воздуха, предпусковой подогрев ПЖД-600Е. Цилиндры располагались V-образно с углом развала равным 60 градусов. Расход топлива данного дизеля составлял 39 литров на 100 км., а мощность - 525 л.с. при частоте вращения коленвала - 2100 об/мин. с максимальным крутящим моментом 220 кГм при 1200-1300 об/мин.

Гидромеханический привод автомобиля был оснащен полностью автоматизированной 4-х ступенчатой планетарной коробкой переключения передач и 1-ступнечатым комплексным гидротрансформатором. КПП имела 4 ступени: 3 передних передачи и одну заднюю. Карданные валы (общее количество 19 штук) имели разное исполнение: 2-х шарнирные с игольчато-образными и 1-шарнирные с зубчатыми подшипниками.

 

Уникальные особенности автомобиля

 

Говоря об особенностях 543 модели, следует прежде всего упомянуть особую рамную конструкцию и кабину. Именно благодаря этим элементам, автомобиль приобрел свое "лицо". Кабина МАЗ 543 разрабатывалась с учетом первоначального назначения машины, а именно: установки ракетного комплекса. Кабина классической конструкции занимала много места, а расположенная сзади ракетная установка сильно увеличивала высоту автомобиля, что не позволяло использовать его на общих дорожных трассах, ведь автомобиль просто не проезжал под мостами или силовыми электролиниями. В связи с этим было решено отказаться от классической схемы и освободить пространство по середине.

Так автомобиль вместо одной кабины получил две сверхпрочные из полиэфирной смолы, укрепленные стеклопластиком. Каждая из кабин имела 2 двери и 2 сиденья, расположенные друг позади друга, "тандемом". Левая кабина предназначалась для водителя МАЗ 543 и его командира, а потому была закреплена стационарно. Правая кабина в некоторых модификациях просто отсутствовала. Высокий уровень звукоизоляции удивляет даже сегодня: машина появилась еще во второй половине ХХ века, а уровень шума в кабине во время работы на МАЗ 543 составлял всего 85 дБ. Посередине между кабинными блоками первоначально располагалась носовая часть ракеты, а впоследствии и всевозможное оборудование, в том числе и пусковой контейнер.

Несущая рама шасси МАЗ 543 представляла собой клепано-сварную конструкцию из 2 выгнутых низколегированных стальных балок, закрепленных между собой на пересечении болтами. В простонародье оригинальная рама МАЗа была прозвана "корытом". Однако эта форма также способствовала потере машиной нескольких сантиметров в высоту. Ходовая часть машины была оснащена независимой подвеской колес. Колеса первой и второй осей были управляемыми. Тормоза - пневмогидравлические - перешли в 543 серию из 537-ой машины.

 

 

В целом, рулевое управление и тормозная система ничем не изменились по сравнению с более ранними моделями. Однако колеса были на литых дисках. Шины - марки ВИ 203 (150х60х63,5;см.) широкого профиля со специальным "вездеходным" протектором. Ширина колесной базы модели МАЗ 543 составляла 77см. Из-за гнутой рамной конструкции, дорожный просвет стал ниже, чем в 537 МАЗе - 40 см. По шоссейным дорогам груженые шасси развивали скорость до 60 км/ч, а по проселочным - до 30 км/ч.

Семейство МАЗ 543 насчитывало 3 поколения машин и множество различных как военных, так и гражданских модификаций. Это были и базовые шасси МАЗ 543 (62-ой год, грузоподъемность 19,1 т.), МАЗ 543А (63-й год, грузоподъемность 19.4 -22,2т.), МАЗ 543М (74-й год, грузоподъемность 22,2 т., отсутствует правая кабина), МАЗ 543П (62-й год, грузоподъемность 19,6т., основа для ракетных комплексов и пожарных установок), и тягач МАЗ 543 (он же МАЗ 7410, 80-го года., оборудован полуприцепом), и даже МАЗ 543 Кунг - столовая(с 4-х местным купе, столом, и необходимым кухонным оборудованием), а также многие и многие другие.

Небольшие серии МАЗ 543 выпускались вплоть до начала нового тысячелетия, а чертежи и конструкторские разработки до сих пор находятся на МКЗТ, готовые в любой момент вновь отправиться в разработку.

 

Фото вездеходных грузовиков МАЗ 543

 

 

 

 

 

 

 

 

promplace.ru

Водитель ракеты – Новости Саранска и Мордовии «Столица С»

Саранский солдат-срочник рассказал ведущему «Автостолицы» о службе в РВСН и уникальных «ракетных» грузовиках

Его задача была простой: в случае войны имитировать на своем грузовике ракетную пусковую установку… и ждать по себе удара противника. Простой 20-летний саранский парень Михаил Головин просто рассказывает о службе в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Для ведущего рубрики «Автостолица» ДЕНИСА ТЮРКИНА бывший срочник оказался интересен как водитель редких грузовиков МАЗ, обеспечивающих запуск межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» и «Ярс». О показухе в армии, тараканах в еде, фирме господина Сердюкова, лысых водителях и о том, как за три минуты заменить 250-килограммовое колесо, — читайте в материале.

Знакомство

«Попал в РВСН механиком-водителем, потому что у меня были водительские права категорий B и C, — вспоминает выпускник Саранского государственного промышленно-экономического колледжа Михаил Головин. — Меня забрал «покупатель» из школы техников РВСН астраханского города Знаменск-4. Рядом находится знаменитый полигон Капустин Яр. «Покупатель» расхваливал свою воинскую часть, говорил, как там все хорошо и современно. По прибытии на место я понял, что он говорил неправду (улыбается — «С»)».

В Знаменске-4 он 4,5 месяца проходил учебу, готовился к службе. Основной подготовкой стало даже не вождение, а изучение технической части. Но парень хорошо запомнил, когда впервые на полигоне сел за руль военного тягача на шасси четырехосного полноприводного МАЗа-543 (подробнее о том, что у него в кунге, — читайте во врезке).

«Стало страшно! Машина в длину 20 метров, в ширину — три! — восхищается он. — Сидя в кабине, кажется, будто домом управляешь. Кстати, у МАЗа-543А две кабины. Правая предназначена для связиста и командира. Ездил я и на МАЗе-543М, у него только одна кабина. В ней второй человек — командир — сидит за водителем. Так вот, страх затем сменился удовольствием. Рулить этими тягачами классно! Управляешь такой мощью, даже адреналин появляется! Полигон Капустин Яр — это бескрайняя степь, поэтому габариты машины просто теряются».

Расход в 100 литров

Чем интересны эти тягачи? Конечно, масштабами. Например, для работы двигателя необходимы 106 литров масла. Жидкость нагнетается насосом из картера сухого типа. Насос работает от коленчатого вала двигателя, поэтому, если завести мотор «не в ту сторону», масло будет выкачиваться. Такие примеры случались. Как заводится двигатель? Есть две кнопки: первой подкачивается масло, второй активируется стартер. То есть привычного обычным автолюбителям ключа и замка зажигания нет, эти детали появились только на новых тягачах на шасси МЗКТ.

Объем 12-цилиндрового дизельного двигателя мощностью 525 лошадиных сил — 36,6 литра. Фактически один цилиндр — это трехлитровая банка. У тягача два топливных бака, как у какого-нибудь УАЗа. Питание также переключается тумблером в салоне. Вместительность, конечно, несопоставима — у МАЗа в каждый бак помещается 250 литров. Баки находятся за кабиной и доступ к ним затруднен, поэтому, по словам Михаила, пока заправишь — весь в солярке вымочишься. Расход, кстати, далеко не детский — 100 литров на 100 километров.

Педали сцепления на МАЗе-543 нет, коробка полуавтоматическая, с гидротрансформатором и пневмогидравлическим приводом. Скоростей для движения вперед три, есть также два положения «нейтраль». То есть для переключения передачи приходится переводить рычаг в нейтраль. У машины есть пневматическая тормозная система, которая не работает при заглушенном двигателе. Присутствует и стандартный ручник с тросовым приводом.

Рулевое управление с гидроусилителем. Когда все исправно, баранку можно крутить одним пальцем. Но однажды на полигоне ГУР вышел из строя, и Михаилу пришлось постараться, чтобы доехать до части. «Хорошо, обратный путь не превысил двух километров и ехать приходилось в основном по прямой, — вспоминает бывший солдат. — Но пару раз нужно было повернуть. Знаете, что делали вместе с командиром? Крутили руль в четыре руки, при этом ногами упираясь в стену кабины. Повернуть баранку, когда тягач стоит на месте, просто нереально».

МАЗы-543, на которых служил Михаил, были еще советского производства, примерно 70-х годов. Запомнились они ему также теснотой в кабине и очень жесткой подвеской. При сдаче различных нормативов на время приходилось гнать по разбитым дорогам. «Едва не разбил голову о потолок, спасла каска!» — смеется наш собеседник. Спидометр таких тягачей размечен до 100 км/ч, но больший рубеж, чем 60 км/ч, Михаил не брал.

Бологое

После учебки Михаил попал в ракетный гарнизон в Тверскую область, в Бологое, где ранее размещались шахтные ракеты. Говорят, что как-то из одной ракеты протекло топливо. С тех пор местную воду не пьют, используют привозную. В Бологом Михаил водил машину боевого управления на базе все того же МАЗа-543. Грузовик тоже был стареньким. С первых дней знакомства Михаилу пришлось его даже ремонтировать. Хотя начинка у тягача была современной — компьютеры для запуска ракет. Но внутрь кунга, к компьютерам, саранский солдат заходить не имел права — не было допуска по секретности. Так вот, из-за техники, расположенной в кунге по левому борту, и сломанной торсионной подвески грузовик имел большой крен на одну сторону. Для ремонта пришлось использовать шесть 25-тонных домкратов. Михаил убедился, что даже в современной армии помимо компьютеров нужны кувалды. Ими солдаты выбивали поломанные торсионы.

Замена одного колеса, что весит 250 килограммов, тоже была непростой и даже смертельно опасной задачей. У МАЗа есть система централизованной подкачки шин, так вот, — рассказывает парень, — если открутить болты на колесе в неверном порядке, деталь этой системы может сорваться и «прилететь» в голову солдату. Может даже убить. Таких страшилок в части рассказывалось много. Кстати, солдаты довольно часто, чтобы не потерять сноровку, на тренажере повторяли процедуру замены колеса. По нормативу четырем солдатам на это отводилось ровно три минуты. Снимали одно колесо ломом, иначе никак. Использовали домкрат. В походных условиях, на реальной машине, можно было вывесить колесо, заехав определенным образом на неровность, а затем снять торсион. Занимает это жутко много времени и сил. «Однажды пришлось ощутить все прелести военного шиномонтажа на практике, а не на тренажере, — рассказывает Михаил Головин. — В одну из поездок наехал колесом на арматуру. Камера стала похожа на дырявый лоскут. Кстати, такая машина способна ехать даже на колесе, в которое выпустили автоматную очередь. Давление поддерживается централизованной системой подкачки. Естественно, после такой поездки о ремонте колеса речи быть не может».

Как с надежностью у ракетоносной техники? По словам Михаила, в порядке вещей — выход из строя какого-нибудь датчика. На одном грузовике меняли прокладку блока цилиндров. Стальную. Ее пробило, из-за чего масло полилось ручьем. В случае поломки нужную деталь можно ждать длительное время. На складе нет такого разнообразия товара, как в кондитерской. А в некоторых случаях запчасти на свои деньги покупали офицеры. Вот так просто отправлялись в обычный магазин для грузовиков и покупали. «Так было с боковыми зеркалами заднего вида, — поясняет бывший солдат. — Военнослужащие очень часто обдирали их о деревья. На наши МАЗы идеально подходят зеркала от КАМАЗов». Обслуживанием военных грузовиков в частях занимаются гражданские специалисты. Эти функции, как сейчас принято говорить, отданы на аутсорсинг.

Перед каждой проверкой в части готовились на славу. Что главное в армии? Правильно — внешний вид. Для блеска колес, высота которых составляет почти полтора метра, их обливали из пульверизатора смесью солярки и гудрона, растопленного на костре. В других частях для этого используют гуталин. А кузов тягачей — внимание! — протирали тряпками, смоченными в солярке. «Для блеска, да и металл гниет меньше!» — улыбается наш собеседник.

Тейково

Не успел Михаил «притереться» в Бологом, как его вместе с некоторыми сослуживцами перевели в другую часть в Ивановскую область, в Тейково. Причина — перед масштабной проверкой укомплектовать часть до нужной нормы. Военная техника в Тейкове оказалась самой современной. Ракетовозы МЗКТ, что служили там, были выпущены в 2011 году. Головину в части предлагали подписать контракт. Михаил был готов согласиться, но потом передумал, решил строить карьеру в гражданской жизни. Интересно, что работу в профессиональной армии в РВСН предлагают срочникам, только прошедшим курс молодого бойца. Не рано ли для тех, кто держит ядерный щит страны? В Тейкове к тому же служили по контракту и девушки. По словам Михаила, усердием и знаниями они не отличались…

В ивановской части саранский солдат водил МАЗ-7917. Длиннющий семиосный грузовик с колесной формулой 14*12 и турбированным двигателем мощностью 710 л. с. Ездить на нем было проще за счет полноценной коробки «автомат». Но управление в целом, вспоминает Михаил, напоминало езду на тракторе. Огромные хода педалей, неинформативное торможение… Тормозная система, кстати, пневмогидравлическая. При ее прокачке давление в магистралях такое, что струей можно серьезно ранить, а то и нанести смертельную рану человеку.

На МАЗе-7917 Михаила была установлена огромная бочка с водой. Его задача как бойца-водителя состояла в том, чтобы вытащить застрявший ракетоноситель либо в случае нападения противника изобразить этот самый ракетоноситель и, по сути, навлечь удар на себя. Машину в таком случае нужно замаскировать. Для этого у каждого грузовика имеется специальная сеть. Накрыть ею огромную технику — та еще задачка…

Тягачи с «грузом» баллистических ракет наш герой не водил. За руль допускают только контрактников со званием не ниже старшего прапорщика. «Но я за руль и не рвался, — улыбается Михаил. — Такие водители обычно лысые. Видимо, фонит от груза за спиной не слабо… Эти МЗКТ внутри, в кабине, смотрятся очень современно. Напоминают хорошие европейские грузовики. Я ездил пассажиром на такой машине, но без ракет. Коробки у них девятиступенчатые, механические, с делителем. В салоне много места. Двигатель слабее, но эластичнее, спидометр размечен до 120 км/ч, но мы быстрее 80 не ездили. Подвеска лучше и мягче, так, как в МАЗах, не трясет. Технические проблемы были и с этими новыми грузовиками. Главная — горело сцепление. Доходило до реального пожара, к счастью, не со мной. Беда еще в том, что для замены сцепления нужно снимать кунг либо ракеты. А кунг весит 20 с лишним тонн».

Быт, Сердюков и «Славянка»

Период службы саранского солдата пришелся на обсуждение в обществе громкого скандала, в котором замешан бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков. По словам Михаила Головина, он и его сослуживцы поначалу даже не слышали об этом деле, а потом не особо обсуждали тему. В большей степени им были интересны новости, которые напрямую касались солдат. Руководство далеко, на том же расстоянии и связанные с ним скандалы. «Больше нас смешили новости по ТВ, — говорит Михаил. — Сидят 100 человек в портянках и слушают, что, оказывается, Российская армия давно перешла на носки. Та же история — с тихим часом, якобы введенным во всех частях, и чайными комнатами. А вот о смене министров мы узнали, когда перешили погоны. Первой реформой господина Шойгу как раз стала смена расположения лычек. Я, например, ушел со службы с погонами на пузе».

По рассказам Михаила, кормили в РВСН плохо. Особенно в Астраханской области. Надолго запомнится блюдо под названием бикус — квашеная капуста с мясом. В обычной жизни бикус, может, и не плох, но в армейской… Капуста, отдыхая на складе в преддверии готовки, замерзала, затем оттаивала, после снова замерзала… «По сути, я не голодал, — вспоминает служивый. — Еда была, но есть ее ввиду разных причин просто не хотелось. Вспоминаются прекрасные макароны, ковыряя которые, я однажды нашел таракана. Готовила для нас фирма «Славянка» (образованная в ходе реформы в бытность министром Анатолия Сердюкова — «С»)».

Во время полевых выездов солдаты вкушали яства, приготовленные в кухнях на базе грузовиков МАЗ (подробнее читайте во врезке). «Готовили сами срочники, воинская специальность которых — повара-стрелки, — говорит Михаил. — Так вот, «поварили» они плохо. Стреляли, наверное, аналогично…»

Досье:

«Тополь-М»

Мобильная пусковая установка «Тополь-М»*

Одна ракета смонтирована на восьмиоосном шасси МЗКТ. Ракета общим весом более 40 тонн состоит из трех ступеней с маршевыми двигателями, работающими на твердом топливе. Головная часть оснащена термоядерным боевым блоком мощностью 550 кг в тротиловом эквиваленте. Благодаря комплексу преодоления средств противовоздушной обороны ее сложно засечь и сбить. Максимальная дальность полета — 11 тысяч километров.

* на основе данных с сайта ru.wikipedia.org

МАЗ-543

МАЗ-543 – машина обеспечения боевого дежурства**

Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек — дизельный. Второй — основной. Между ними расположены топливные баки с запасом топлива. Второй отсек включает в себя кухню (плита для приготовления пищи, отсеки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья), купе-столовую на четырех человек, боевой отсек с аппаратурой системы охраны, пультом оператора, башенно-пулеметной установкой для пулеметчика охраны, прожектором, ИК-прожектор и прибором ночного видения; сейфом и пирамидой для оружия. По левому борту от боевого отсека и до купе-столовой идет служебный коридор (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви.

** на основе данных с сайта russianarms.mybb.ru

Как запустить ракету на колесах

В каждом ракетном дивизионе три группы подготовки пуска. В группу входит ракетоноситель и машина обеспечения — МАЗ. В машине обеспечения установлена бесперебойная электростанция, которая работает благодаря двум дизель-генераторам. Они, в свою очередь, нужны для питания боевой установки, попросту говоря — ракетоносителя. То есть баллистическую ракету просто так, с одного шасси, на другой континент не запустишь. Помимо генераторов в кунге машины обеспечения есть спальные места и отдельное купе для команды, затем отдельное купе на два места для командиров, боевой отсек с телефонами, прочим оборудованием и оператором станции электроснабжения, а также столовая и кухня. Помещения внутри кунга напоминают купе в поезде. Качество отделки, кстати, неплохое для машин советского времени. Именно такие МАЗы водил и обслуживал Головин. Также в ракетном дивизионе есть группа боевого управления, состоящая из двух машин. Одна — машина связи, в другой стоят компьютеры, с которых подается сигнал пуска на ракету. Для подачи сигнала нужно подключаемое устройство с кодом. Сколько человек управляются со всей этой техникой? Около 100. На боевое дежурство Михаил заступал два раза в неделю. То есть по вторникам и пятницам наш земляк вместе с сослуживцами мог показать Кузькину мать США и почти всем странам мира. К счастью, не показал.

stolica-s.su

Белорусские богатыри: армейские тяжеловозы МАЗ

60 лет назад, как раз к годовщине революции, в недрах Минского автомобильного завода появилась машина, положившая начало целому семейству тяжелых «богатырей», а впоследствии — и отдельной марке с тем же именем. Основным назначением этих машин было и остается военное

текст: Антон Михайлов  /  фото: из архива автора  /  23.11.2016

Как вы догадались, речь идет о марке МЗКТ, более известной под торговым наименованием «Волат» («богатырь» по-белорусски). Его история начинается со специального конструкторского бюро, созданного на МАЗе. Минский автомобильный завод начинался с производства разработанных на ЯАЗе двухосных машин МАЗ-200 и не отличался особой конструкторской школой. Однако именно там решением советского правительства было создано СКБ-1, главным направлением которого стало проектирование тяжелой колесной военной техники. Его успех во многом определялся личностью руководителя — им стал талантливый инженер Борис Львович Шапошник, до этого работавший главным конструктором на АМО/ЗиСе и УАЗе.

ПЕРВЕНЦЫ

Первенцем СКБ стал, однако, не грузовик, а тягач МАЗ-528 (4х4), позже превратившийся в одноосный МАЗ-529. При собственной массе 9 т он мог буксировать 25-тонный прицеп. Разумеется, его тут же стали использовать военные.

Самой первой продукцией СКБ-1 стал опытный тягач-толкач МАЗ-528

В 1956 году появился опытный образец тяжелого четырехосного тягача МАЗ-535, заложивший основу всех последующих грузовиков. По тем временам это была неслыханно передовая машина. Многое было использовано впервые в отечественной практике: гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва потока мощности, оригинальная конструкция рамы с Z-образными лонжеронами, торсионная подвеска, дифференциальная система силового привода, гидроусилитель рулевого управления.

Девятиметровая машина полной массой 31,5 т оснащалась танковым дизельным двигателем Д12 мощностью 375 л. с., установленным за четырехместной кабиной. Технические требования, составленные военными, были весьма высоки: дорожный просвет — 500 мм, глубина преодолеваемого брода — до 1,3 м, преодолеваемый подъем — до 30 градусов, температура окружающего воздуха от −50 до +50 °C.

МАЗ-535 выделялся третьей фарой — это была инфракрасная подсветка для работы прибора ночного видения

После всесторонних испытаний машины МАЗ-535А (балластный тягач) и МАЗ-535В (седельный тягач) пошли в серию и широко использовались военными. Эти продукты впервые смогли увидеть и гражданские — на военных парадах в Москве.

В связи с появлением более мощного двигателя Д12-525 машину усовершенствовали, и вскоре появился усиленный вариант МАЗ-537. Он был унифицирован по многим узлам с предшественником, но имел большую мощность двигателя (525 л. с.) и в связи с этим усиленные раму и тормозную систему.

Колесный эвакуационный тягач тяжелый (КЭТ-Т) на шасси МАЗ-537 поздних выпусков до сих пор служит в войсках

Машины выпускались в Минске до 1964 года, когда их производство передали на Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), где их производство продолжалось до 1989 года (!). В армии эти машины оснащались десятками надстроек в зависимости от назначения, кроме того, в небольших количествах они поступали в народное хозяйство для перевозки особо тяжелых грузов. Надо заметить, что на эти машины давалась 10-летняя гарантия — неслыханный показатель для грузовиков той эпохи.

«УРАГАН»

Следующая эпохальная машина обязана своим появлением ракетчикам, которые в 1960 г. создали первую управляемую твердотопливную оперативно-тактическую ракету «Темп». Специально для нее СКБ-1 в кратчайшие сроки разработало шасси-носитель, так как было доказано преимущество колесного шасси перед гусеничным. И на свет появился знаменитый МАЗ-543, получивший неофициальное прозвище «Ураган».

Он был эволюционным наследником предыдущей серии — принципиальная конструкция и ряд агрегатов сохранились. Но его технические характеристики — скорость, динамика, проходимость, были выше, чем у предшественника.

Самый известный МАЗ-543, носитель ракеты Р-17, известной в мире как Scud-B

Обновленный двигатель Д12А-525 имел теперь систему прямого впрыска, двойную систему пуска, предпусковой подогреватель. Расход топлива составлял 39 литров на 100 км, мощность осталась прежней — 525 л. с.

Гидромеханический привод составляли автоматизированная четырехступенчатая планетарная коробка передач и одноступенчатый гидротрансформатор, передававшие момент на все восемь колес.

Но главной особенностью, создавшей машине столь узнаваемый облик, стала уникальная компоновка кабины, вернее, кабин. При классической компоновке расположенная сзади ракетная установка заметно увеличивала высоту и центр масс машины. В связи с этим конструкторами было применено гениальное решение — использовать две кабины со свободным местом между ними. Они изготавливались из сверхпрочного стеклопластика с полиэфирной смолой (это в 1962 году!). Поражает и звукоизоляция — шум в кабине не превышал 85 дБ; неплохой показатель даже для современных грузовиков.

Его потомок под индексом МАЗ-7313 в роли буксировщика неделимых грузов для народного хозяйства

Полная масса составляла 39 т, дорожный просвет 440 мм. При габаритах 11,5х3х2,9 м МАЗ-543 развивал максимальную скорость 60 км/ч.

Серия «Ураганов» насчитывала три поколения и бесконечное множество модификаций, как военных, так и гражданских. Это исходный МАЗ 543 (г/п 19,1 т), МАЗ 543А (г/п 19,4–22,2 т), МАЗ 543М (г/п 22,2 т, без правой кабины), МАЗ 543П и многие другие. Более шести десятков военных надстроек монтировались на эти шасси, среди них такие, как тактическая ракета «Скад», зенитно-ракетный комплекс С-300, система залпового огня «Смерч», артиллерийский комплекс «Берег» и противокорабельный «Рубеж». Семейство производится по заказу и в настоящее время.

МНОГОНОГИЕ

В последующие годы спецбюро продолжило разработки не имевших аналогов в мире специальных шасси, получивших общее название подвижных грунтовых ракетных комплексов. Первым был пятиосный транспортер МАЗ-547, в процессе работы ставший шестиосным МАЗ-547А. Для МАЗ-547 было разработано множество новых узлов, он получил более мощный двигатель (680–710 л. с.), усиленную ГМП и ходовую часть с пневмогидроподвеской на поперечных рычагах с гидравлическими балансирами. Увеличенная нагрузка на ось достигла 15 т.

Семейство 547 было увеличенным 6-осным подобием «Ураганов»

Но, поскольку тип ракет, базировавшихся на этих шасси, был уничтожен по договору ОСВ-2, их производство было прекращено, а попытки приспособить для гражданских нужд успехом не увенчались. Зато эти машины легли в основу следующих семейств, используемых российской армией до сих пор.

Самый секретный прототип военных машин, МАЗ-7904, существовал в единственном экземпляре

При разработке первого семиосного шасси МАЗ7912 под ракету «Тополь» пришлось решать неизвестные ранее даже в теории задачи. В начале 1980-х появилось доработанное шасси МАЗ-7917 (14х12) для тех же целей. Оно оборудовалось дизельным двигателем В-58-7 (V12) мощностью 710 л. с. В 1995 г. появился современный восьмиосный транспортер баллистических ракет «Тополь-М» МЗКТ-79221, унифицированный с предшественниками.

Снаряженная масса машины — 44 т, грузоподъемность — 80 т, мощность двигателя ЯМЗ-847 — 800 л. с., максимальная скорость 45 км/ч, запас хода 400 км.

Рекорд самого многоосного в мире шасси МАЗ-7907 до сих пор никем не повторен

Напоследок следует вспомнить две машины, стоявшие особняком и не пошедшие в серию. Однако они стали своего рода рекордами в создании многоосных сверхгабаритных шасси, не превзойденными нигде в мире.

15Т316 — агрегат сопровождения колонны технического замыкания

Первое из них, МАЗ-7904, было изготовлено в режиме строжайшей секретности в 1982 году. Назначение его до сих пор засекречено, известно лишь, что оно было отправлено на Байконур для испытаний. Поражают все его характеристики: длина — 32,2 м, ширина — 6,8 м, полная масса — 360 т.

Два других, двенадцатиосных полноприводных (!) шасси МАЗ-7907 изготовили в 1985 году для перевозки проектируемой тогда 100-тонной ракеты «Молодец». Они обладали уникальной конструкцией: газотурбинный двигатель мощностью 1250 л. с. агрегатировался с генератором переменного тока. 24 индивидуальных синхронных двигателя переменного тока с воздушномасляным охлаждением приводили в движение каждое из колес. Однако наступившая мирная разрядка привела к тому, что машины ни разу не использовались по назначению.

В настоящее время боевую вахту несет последнее поколение ракетоносцев, МЗКТ-79221

На этом тема военных, а также гражданских богатырей не оканчивается, и мы обязательно к ней вернемся.

5koleso.ru

МАЗ-543А (с 1963 г.). Секретные автомобили Советской Армии

МАЗ-543А

(с 1963 г.)

Второе многоцелевое базовое шасси МАЗ-543А грузоподъемностью 19,4 т со временем стало основной подвижной базой нового ракетного комплекса «Темп-С» и многочисленных видов кузовов и надстроек, входивших в состав стратегических систем вооружения на специальных многоосных шасси МАЗ или работавших автономно в различных подразделениях Советской Армии. Первый образец МАЗ-543А был собран в конце 1963 года и сразу же поступил под монтаж СПУ ОТРК «Темп-С». Промышленное изготовление автомобиля 543А началось только в 1966 году и два года спустя переросло в серийное производство. Его главным отличием от первой модели 543 являлась незаметная со стороны перекомпоновка шасси путем небольшого продвижения обеих кабин вперед. Это привело к незначительному сокращению длины моторного отсека и удлинению полезной части рамы до 7070 мм, несущественному увеличению переднего свеса до 2633 мм (всего на 93 мм) и мизерному понижению погрузочной высоты (на 15 мм). Габаритная длина шасси возросла до 11 470 мм и впоследствии больше не менялась на всех остальных серийных машинах. Сухая масса достигла 20,0 т, снаряженная – 21,0 т и полная – 40,8 т. На нем также монтировали два топливных бака вместимостью по 275 л, идентичные модели 543. До середины 2000-х годов было выпущено более 2600 единиц шасси 543А.

Главным и наиболее серьезным предназначением машины МАЗ-543А являлось несение пусковой установки 9П120 ОТРК «Темп-С», смонтированной еще в декабре 1963 года. В состав этого комплекса входили транспортные машины и ТЗМ, тоже оборудованные на шасси 543А. Вторым важным применением стала работа в качестве ТЗМ системы залпового огня «Смерч». На этом автомобиле базировался расширенный набор военной техники, установленной открыто или в специальных кузовах-фургонах: транспортно-установочные агрегаты, автокраны, подвижные командные пункты, машины связи и охраны ракетных комплексов, радиолокационные системы, мастерские, электростанции и другие.

Серийное двухкабинное шасси МАЗ-543А с транспортно-установочным оборудованием

tech.wikireading.ru