Как производится ремонт электродвигателя? Эл двигатели ремонт


Ремонт однофазных электродвигателей — +7 812 449-90-67

Однофазные электромоторы, как и трехфазные двигатели, при помощи обмоток статора преобразуют электрическую энергию в механическое вращение ротора. Работают они от обычной сети напряжением 220 В. Когда ток проходит через статорные обмотки, возникает электромагнитное поле, сила которого и заставляет вращаться ротор. Вращение обеспечивается подшипниками, внутренние кольца которых напрессованы на вал ротора, а внешние обоймы впрессованы в специальные гнезда на боковых крышках двигателя.

Принцип работы однофазных двигателей

Статор однофазного двигателя имеет две обмотки, которые расположены под углом 90° относительно друг друга. Одна обмотка является главной, обеспечивающей продолжительную работу мотора, другая же выполняет функцию запуска. Двухполюсные однофазные обмотки обычно имеют четыре главные секции, а также две вспомогательные. По механической части ремонт однофазных электродвигателей чаще всего производится из-за неисправности подшипников. Для осуществления ремонта нужен такой инструмент:

  • набор торцевых головок;
  • ключи рожковые;
  • пассатижи;
  • отвертка;
  • молоток.

При выходе из строя подшипников возникает заметная вибрация мотора, значительно увеличивающая его шум во время работы. Торцевые крышки при этом сильно нагреваются в районе вала. В данном случае подшипники необходимо заменить. Для этого сначала снимаются обе крышки, каждая из которых прикручена к корпусу двигателя тремя болтами. Когда к подшипникам открывается свободный доступ, их демонтаж осуществляется при помощи съемника соответствующего размера либо специальной выколоткой из латуни.

Если вы решили сбивать подшипники выколоткой, то ударять следует по их внутренней обойме. Для равномерного распределения усилия, вал нужно постоянно проворачивать. Здесь необходимо внимательно следить за тем, чтобы не повредилось посадочное место. Когда во время разборки мотора подшипник остался внутри крышки, выбивать его следует круглой болванкой, которая соответствует внутренней обойме.

Здесь тоже нужно заботиться о том, чтобы посадочное место не было испорчено наружной обоймой. Новый подшипник набивается на вал с помощью трубы, которая имеет немного больший диаметр. Труба приставляется к внутренней обойме, и легкими ударами молотка подшипник загоняется на свое место. Во время закручивания крышек нужно следить за тем, чтобы они соединились с корпусом мотора ровно, без каких-либо перекосов.

Восстановление бандажа статорной обмотки

Если двигатель долгое время работает в аварийном режиме, например, в слишком жарком помещении, может полопаться бандаж статорной обмотки. В этом случае обрывки обвязочной ленты будут мешать вращению ротора, и возникнет вероятность дальнейшего разрушения целостности увязки проводов. Здесь нужно разобрать мотор, вынуть ротор и убрать все остатки материи. Дальше делается новый бандаж. Чтобы новая увязка хорошо приклеилась и не болталась при работе двигателя, на нее следует нанести слой изолирующего лака.

Перед началом ремонта электродвигателя, его нужно тщательно протереть от грязи и продуть сжатым воздухом. Дальше для выявления неисправности делается осмотр корпуса, подшипников, статора и ротора. После обнаружения поломки производится необходимый ремонт. Прежде чем включить восстановленный электродвигатель в сеть, следует убедиться в свободном вращении ротора, а также мегомметром проверить сопротивление изоляции на отсутствие короткого замыкания на корпус.

remont-elektrodvigatelei.ru

Обслуживание и ремонт электрических двигателей (ремонт синхронного двигателя)

Из опыта самоторможения при осушенной полости турбины определяют механические потери всего агрегата. Суммарные механические потери в генераторе находят путем вычитания потерь на трение вращающихся частей турбины о воздух, которые рассчитывают по эмпирическим формулам. Потери в подпятнике и подшипниках либо принимают равными расчетным, либо измеряют калориметрическим способом.

В соответствии с требованиями ГОСТ 10169-77 каждый опыт проводится не менее 3 раз. Во всех опытах определяется время, в течение которого частота вращения машины изменится от 1,1 до 0,9 номинальной. Отсчеты по приборам, измеряющим электрические величины, производятся в момент прохождения испытуемой машиной синхронной скорости.

Для синхронных машин по требованиям действующих стандартов измеряется вибрация подшипников машин. Измерение вибрации (виброперемещений или эффективного значения вибрационной скорости) производят на верхних крышках подшипников в вертикальном направлении и у разъема в поперечном и осевом направлениях,

Для турбогенераторов эффективное значение вибрационной скорости не должно превышать 4,5 мм/с во всех режимах работы.

В гидрогенераторах вибрацию измеряют в горизонтальной плоскости крестовин. Согласно ГОСТ 5616-81Е до частоты вращения 100 об/мин допустимая вибрация составляет 180 мкм, свыше 100 до 187,5 об/мин - 150 мкм, до 375 об/мин - 100 мкм, до 750 об/мин - 70 мкм.

Вибрация контактных колец в турбогенераторах не должна быть больше 200 мкм. Для машин с водородным охлаждением производят определение утечки водорода. Испытание производят на опрессованных машинах и машинах, испытанных на газоплотность в неподвижном состоянии после сборки на месте испытания. Определение утечки должно выполняться при рабочем давлении газа внутри машины и при вращении с номинальной частотой вращения на холостом ходу без возбуждения.

Измерение сопротивления изоляции подшипников проводят при температуре окружающей среды мегаомметром на напряжение не менее 1000 В. [7, с. 214]. Измерение электрического напряжения между концами вала осуществляют на работающей машине с помощью вольтметра с малым внутренним сопротивлением, при этом прибор присоединяют непосредственно к концам вала.

3.2. Ремонт синхронных двигателей

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово предупредительных ремонтов электрооборудования предусмотрено два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт производится с периодичностью, установленной с учетом местных условий, для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации, в том числе в холодном или горячем резерве (подробное разъяснение см. главу 4). Текущий ремонт является основным видом профилактического ремонта, поддерживающим на заданном уровне безотказность и долговечность электродвигателей. Этот ремонт производят без демонтажа двигателя и без полной его разборки.

Капитальный ремонт. Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации. Капитальный ремонт, как правило, производят в условиях специализированного электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем работ при капитальном ремонте входят работы, предусмотренные текущим ремонтом, а также работы.

Разборка электродвигателя производится в порядке, обусловленном особенностями конструкции электродвигателей. Последовательность разборки электродвигателей малой и средней мощности, имеющих подшипниковые щиты с подшипниками качения или скольжения. [6, с. 500]

Сборка электродвигателей после ремонта. Подшипники качения напрессовывают на вал ротора. Шариковые подшипники устанавливают целиком. У роликовых подшипников на вал насаждают внутреннее кольцо с телами качения. Внешнее кольцо устанавливают отдельно в подшипниковый щит. Внешнее кольцо устанавливают в посадочное гнездо подшипникового щита с подвижной посадкой (скользящей или движения). Перед сборкой посадочные поверхности протирают и смазывают. Внутренние крышки подшипников устанавливают на вал до посадки подшипников. Подшипники небольших размеров насаживают на вал в холодном состоянии. Для посадки используют монтажную трубу, передающую ударные усилия запрессовки только на внутреннее кольцо подшипника. Для лучшего центрирования ударного усиления трубу снабжают медным кольцом и сферическим оголовком. Внутреннее кольцо подшипника должно плотно прилегать к заплечнику вала. Наружное кольцо должно легко вращаться вручную. Неразъемные вкладыши подшипников скольжения запрессовываются в посадочные гнезда подшипниковых щитов и фиксируются стопорным винтом.

Следует заметить, что у подшипников типа 180000 (закрытых), применяемых в электродвигателях серии 4А, консервационную смазку удаляют обтирочным материалом, смоченным в ацетоне. Установить на вал внутреннюю крышку подшипника, смазать посадочное место на валу машинным или дизельным маслом и молотком с наставкой напрессовать подшипник на вал ротора. Перед напрессовкой подшипник нагреть, заполнить полость подшипника смазкой и заложить оставшуюся смазку в камеры подшипников. Полости подшипников электродвигателей серии 4А с высотами вращения 112-280 мм заполняют смазкой ЛДС-2, серии 4А с высотами вращения 56-100 мм - смазкой ЦИАТИМ-221, а остальных электродвигателей - смазкой 1-13. [6, с. 500]

Устранить дефект при собранном электродвигателе и снятой крышке щеточного устройства, для чего провести следующие операции и включить электродвигатель в сеть. Со стороны, противоположной щеточному устройству, приложить поочередно к каждому контактному кольцу изолированную планку с закрепленной на ней шлифовальной шкуркой и шлифовать поверхность колец до исчезновения следов пятен и мелких царапин и получения чистоты не ниже 8-го класса. Прошлифовать поверхность контактных колец на токарном станке при помощи суппортно-шлифовального приспособления или деревянной колодки, под которую положена шлифовальная шкурка. Биение проточенных и прошлифованных колец в радиальном направлении не должно превышать 0,06 мм, а в осевом - 0,1 мм. Снять поврежденную изоляцию с контактной шпильки ножом. Обмотать шпильку кабельной или телефонной бумагой до получения размеров шпильки с изоляцией электродвигателя 6-го габарита по ширине 12 и толщине 4 мм, а 7-го и 8-го габаритов - по ширине 16 и толщине 6 мм. При наматывании на шпильку первый и последний слои кабельной или телефонной бумаги смазать клеем БФ-2. Поверхность изоляции шпильки покрыть изоляционным лаком БТ-99 и просушить на воздухе в течение 3 часов.

Глава 4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

4.1. Объем работ по техническому обслуживанию и ремонту

Важнейшим условием правильной эксплуатации электрических машин является своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов и периодических профилактических испытаний.

Наряду с повседневным уходом и осмотром электрических машин в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов через определенные промежутки времени проводят плановые профилактические осмотры, проверки (испытания) и различные виды ремонта. С помощью системы планово-предупредительных ремонтов электрические машины поддерживают в состоянии, обеспечивающем их нормальные технические параметры, частично предотвращают случаи отказов, улучшают технические параметры машин при плановых ремонтах в результате модернизации. В настоящее время в соответствии с ГОСТ 18322-78 используют два вида ремонта - текущий и капитальный, хотя для отдельных видов электрооборудования предусматривается и средний ремонт. [7, с. 129]

Период между двумя плановыми капитальными ремонтами называется ремонтным циклом. Для вновь вводимых в эксплуатацию электрических машин ремонтный цикл - это наработка от ввода в эксплуатацию до первого планового капитального ремонта.

Существуют три формы организации ремонтов - централизованная, децентрализованная, смешанная. При централизованной форме ремонт, испытание и наладка электрических машин производятся специализированными ремонтно-наладочными организациями. Эта форма является наиболее прогрессивной, так как обеспечивает минимальную стоимость ремонта при более высоком качестве.

При децентрализованной форме ремонт, испытания и наладка производятся ремонтными службами производственных подразделений предприятий, при смешанной часть работ выполняется централизованно, часть - децентрализованно, причем степень централизации зависит от характера предприятия, типа и мощности электрооборудования.

С увеличением количества специализированных ремонтных предприятий и их мощности улучшается качество ремонтных работ, уменьшаются их себестоимость и сроки ремонта, что делает централизованный ремонт все более выгодным как для отдельных промышленных предприятий, так и для народного хозяйства страны в целом. Усовершенствование централизованного ремонта предполагает создание централизованного обменного фонда электрических машин и расширение их номенклатуры, распространение сферы услуг ремонтных предприятий на производство текущих ремонтов и профилактического обслуживания.

Продолжительность ремонтного цикла определяется условиями эксплуатации, требованиями к показателям надежности, ремонтопригодностью, правилами технической эксплуатации, инструкциями завода-изготовителя. Обычно ремонтный цикл исчисляется в календарном времени исходя из 8-часового рабочего дня при 41-часовой рабочей неделе. Реальная сменность работы оборудования и сезонность его работы учитываются соответствующими коэффициентами.

mirznanii.com

Как производится ремонт электродвигателя? Систематический контроль позволит избежать аварийных остановок.

Нужно понимать, что любой электродвигатель должен проходить систематическую профилактику, а так же анализ на соответствие эксплуатационным нормам. Задачей техника является выявление неисправностей в их зачатке.

Ремонт электродвигателей может потребоваться, если профилактика не исполняется. Однако существуют ситуации, когда ремонт по своей стоимости сравним с ценой нового агрегата.

Подшипники – самое слабое звено

Самой распространённой неполадкой электрического двигателя является выход подшипников качения или скольжения из строя. Средний срок службы означенного узла – 8 – 10 тыс. часов.

Другими словами, подшипники рассчитывают на постоянную работу в течение одного года. Хотя при должном уровне контроля, подшипники могут прослужить в 1,5 раза дольше.

Следовательно, после того, как гарантийный срок подшипников заканчивается, техник обязан проверять узел значительно чаще.

На длительно эксплуатируемых электрических двигателях (генераторах) шейка ротора со временем вырабатывает вкладыш. Это приводит к увеличению технологического зазора. Существует предельно допустимая норма. Её превышение неминуемо ведёт к фатальной поломке электрической машины (ротор заденет статор).

Капитальный ремонт электродвигателя: демонтаж ротора

Следует отметить, что выемка ротора является единственным эффективным способом оценить состояние статора. Его демонтаж не займёт много времени при наличии специального инструментального сета.

В рамках этих же мероприятий выполняется текущий ремонт. Речь идёт о замене смазки и осмотр сепараторов подшипников качения. Пыль с ротора и статора должна быть удалена при помощи обдувки.

Ослабевшие клинья так же должны быть заменены на новые.

Означенный ремонт должен проводиться, как минимум, 1 раз в два года, согласно ПТЭЭСиС. Однако, для двигателей, которые работают в щадящем режиме, этот срок устанавливается техником в зависимости от нагрузки.

Именно для этих целей на крупных предприятиях имеются резервные машины. Так как остановка ответственных механизмов приведёт к сокращению производства и последующим убыткам.

Так же, классификация двигателей на ответственные и неответственные позволит решить проблему с установкой системы автоматического пуска.

Смотрите также:

Видео демонстрирует процесс сборки двигателя от начала и до конца:

По материалам: http://remontelektro.ru/index.php?f=group&id_parent=103604

euroelectrica.ru