Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания. Электростартерный пуск двигателя


Характеристика систем пуска поршневого двигателя. Электростартёрный пуск двигателя.

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 48Следующая ⇒

Для пуска любого ДВС необходимо предварительно раскрутить вал до определенной частоты вращения, чтобы заполнить рабочие объемы цилиндров свежим зарядом и подготовить и реализовать воспламенение топлива. Минимальная частота вращения, при которой получаются пер­вые вспышки, называется пусковой частотой вращения. Для двигателей с искровым зажиганием эта частота 35...50 мин-1, для дизелей —150...200 мин-1,

Способы пуска двигателей. На современных автомобилях и тракторах применяют следующие способы пуска:

●ручной;

●электрическим стартером;

●сжатым водухом;

●вспомогательным пусковым двигателем;

●с помощью гидромоторов.

Ручной пуск является, как правило, резервным, и возможность его применения ограничивается двигателями малой мощности.

Пуск электрическим стартером наиболее распространен. Схема такого пускового устройства представлена на рис. 14.1.

Рис. 14.1. Схема пуска ДВС электростартером: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — пусковая кнопка; 3 — электростартер; 4 — шестерня стартера; 5 — зубчатый

венец маховика

Электростартер 3 представляет собой серийный электродвигатель постоянного тока, питаемый от аккумуляторной батареи 1. При включении кнопки 2 якорь электромотора начинает вращаться, а шестерня стартера 4, входя в зацепление с зубчатым венцом 5 маховика, передает вращение коленчатому валу.

Пуск сжатым воздухом может осуществляться либо с использованием пневматического стартера, либо за счет подачи сжатого воздуха непосредственно в цилиндры двигателя. На практике более широкое применение получил второй вариант. Принципиальная схема его представлена на рис. 14.2.

Из баллонов 7 через вентили 6 сжатый воздух, проходя через кран-редуктор 5, воздухораспреде­литель 2 и пусковой клапан 1, поступает в цилиндры двигателя в соответствии с порядком их работы. В такте расширения сжатый воздух давит на поршень, перемещает его и проворачивает колен­чатый вал. После пуска кран 5 закрывается. Для контроля давления воздуха в баллонах и воздуха, поступающего в двигатель, имеются манометры 3 и 4.

Рис. 14.2. Схема пуска сжатым воздухом: 1 — пусковой клапан; 2 — воздухораспределитель; 3,4 — манометры; 5 — кран-редуктор; 6 — вентили; 7 — баллоны

со сжатым воздухом

Недостатком данной системы является затрудненный пуск двигателя при низких температурах вследствие охлаждения элементов камеры подаваемым в цилиндры воздухом.

Автономные пусковые двигатели внутреннего сгорания обычно применяются для пуска тракторных дизелей. Недостатком данного способа пуска является громоздкость пускового устройства и необходимость расширения номенклатуры потребных эксплуатационных материалов — топлива для пускового двигателя.

Система гидрозапуска состоит из гидропневматического аккумулятора давления и гидромотора. В качестве аккумуляторов давления применяют резервуары, заполняемые рабочей жидкостью и воздухом, которые разделены подвижной мембраной, препятствующей их смешению. При закачивании рабочей жидкости газовая подушка сжимается, поднимая давление в аккумуляторе до 30 МПа.

Назначение и характеристика электрооборудования автомобиля. Электрооборудование автомобиля представляет собой совокупность электрических приборов и аппаратуры, обеспечивающих нормальную работу автомобиля.

В автомобиле электрическая энергия используется для пуска двигателя, воспламенения рабочей смеси, освещения, сигнализации, питания контрольных приборов, дополнительной аппаратуры и т.д.

Электрооборудование автомобиля включает в себя источники и потребители тока.

Для соединения источников и потребителей тока применяется однопроводная система. Вторым проводом служит «масса» автомобиля (его металлические части), с которой соединяются отрицательные полюсы электрических при­боров. Питаются электрические приборы постоянным током напряжением 12 или 24 В (автомобили с дизелями).

Генератор преобразует механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую. Генератор питает все потребители электрического тока и заряжает аккумуляторную батарею при работающем двигателе. На автомобилях применяются генераторы переменного тока, представляющие собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Основными частями генератора переменного тока являются статор 8 (рис. 3.2) с неподвижной обмоткой, в которой индуктируется переменный ток, и ротор 7, создающий подвижное магнитное поле.

Рис. 3.2. Генератор: 1,6— передняя и задняя крышки; 2 — выпрямительный блок тока; 3 — щетка возбуждения магнитного поля; 4 — шкив; 5 — опорный подшипник ротора; 7 — ротор; 8 — статор; 9 — буферные втулки крепления ротора

При работе генератора по обмотке возбуждения ротора проходит ток, подводимый через щетки 3 и создающий магнитное поле, которое при вращении ротора индуктирует в обмотке статора переменный ток. Переменный ток пре-образуется в постоянный с помощью выпрямительного блока 2. Генератор охлаждается вентилятором через шкива 4 генератора.

Читайте также:

lektsia.com

Устройство электростартерного пуска двигателя

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей и может быть использовано в установках с электростартерным пуском. Техническим результатом является увеличение пускового тока стартера. Устройство электростартерного пуска двигателя содержит аккумуляторную батарею (1), стартер (2), тяговое реле, включающее в себя обмотку (3) и замыкающий контакт (4), пусковой выключатель (5), емкостные накопители (6), (7) и (8), кнопку (9) кратковременного замыкания, пороговые элементы (10), (11) и (12), дешифратор (13) и коммутаторы (14), (15), (16), (17), (18), (19) и (20) с управляющими электродами. 1 ил.

 

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей и может быть использовано в установках, снабженных источниками питания с ограниченной энергией.

Известно устройство электростартерного пуска двигателя по авторскому свидетельству СССР №1193287, кл. F02N 11/08, 1984, содержащее аккумуляторную батарею, емкостный накопитель, тяговое реле с замыкающим контактом, стартер, два выключателя и два полупроводниковых диода.

Все входящие в его состав элементы, кроме полупроводниковых диодов, входят и в состав заявляемого устройства.

Работа этого устройства основана на том, что емкостный накопитель предварительно заряжается от аккумуляторной батареи, а стартер уже подключается к емкостному накопителю, который и поддерживает напряжение на стартере постоянным.

Причинами, препятствующими получению в этом аналоге технического результата, достигаемого в заявляемом устройстве, являются низкая надежность пуска и низкая эффективность использования энергии емкостного накопителя.

Известно также устройство электростартерного пуска двигателя по авторскому свидетельству СССР №1455030, кл. F02N 11/08, 1987, содержащее аккумуляторную батарею, три емкостных накопителя, тяговое реле с замыкающим контактом, два выключателя, стартер, два дополнительных реле с нормально закрытыми контактами и шесть полупроводниковых диодов.

Все входящие в его состав элементы, кроме дополнительных реле и полупроводниковых диодов, входят и в состав заявляемого устройства.

Принцип работы этого аналога такой же, как и у аналога по авторскому свидетельству №1193287, однако здесь за счет увеличения числа емкостных накопителей обеспечивается их поочередное подключение к стартеру и сокращается время разряда одного накопителя, а следовательно, изменение напряжения на стартере за время этого разряда уменьшается, и тем самым повышается эффективность использования энергии емкостных накопителей.

Причиной, препятствующей получению в этом аналоге технического результата, достигаемого в заявляемом устройстве, является то, что оно рассчитано лишь на подачу нескольких (по числу накопителей) кратковременных (продолжительностью в доли секунды) импульсов напряжения для прокрутки стартером коленвала двигателя. Повторная прокрутка требует отключения стартера на время, необходимое для заряда накопителей.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому (прототипом) является устройство для электростартерного пуска двигателя по авторскому свидетельству СССР №1746045, кл. F02N 11/08, 1989, содержащее аккумуляторную батарею, стартер, тяговое реле с замыкающими контактами, три емкостных накопителя, пусковой выключатель, три пороговых элемента, дешифратор и шесть коммутаторов с управляющими электродами, в котором обмотка тягового реле подключена через пусковой выключатель к положительному полюсу аккумуляторной батареи, а непосредственно к отрицательным полюсам аккумуляторной батареи, стартера и емкостных накопителей, первый, второй и третий коммутаторы включены между положительным полюсом аккумуляторной батареи и положительными полюсами соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, положительный полюс стартера через замыкающий контакт тягового реле подключен к выходам четвертого, пятого и шестого коммутаторов, сигнальные входы которых подключены к положительным полюсам соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, управляющие входы первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого коммутаторов соединены соответственно с первым, вторым, третьим, четвертым, пятым и шестым выходами дешифратора, первый, второй и третий входы которого соответственно через первый, второй и третий пороговые элементы подключены к положительным полюсам соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, при этом четвертый вход дешифратора через дополнительный замыкающий контакт тягового реле подключен к положительному полюсу аккумуляторной батареи.

Все элементы прототипа, кроме дополнительного замыкающего контакта тягового реле, входят и в состав заявляемого устройства.

В устройстве-прототипе за счет введения в него пороговых элементов, дешифратора и управляемых коммутаторов во время разряда одного из емкостных накопителей два других заряжаются от аккумуляторной батареи, поэтому напряжение на стартер может подаваться достаточно долго.

Причиной, препятствующей получению в прототипе, как впрочем и в указанных выше аналогах, технического результата, достигаемого в заявляемом устройстве, является относительно низкий пусковой ток. Дело в том, что этот ток определяется энергией одного емкостного накопителя, так как одновременно на стартер разряжается только один накопитель. Увеличение же емкости накопителей требует очень значительных затрат.

Технической задачей, на решение которой направлено создание изобретения, является повышение пускового тока без увеличения емкости накопителей.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном устройстве по а.с. №1746045 введены кнопка кратковременного замыкания и седьмой коммутатор с управляющим электродом, при этом дешифратор выполнен с семью выходами, кнопка кратковременного замыкания включена между положительным полюсом аккумуляторной батареи и четвертым входом дешифратора, сигнальный вход седьмого коммутатора подключен к положительному полюсу аккумуляторной батареи, управляющий вход - к седьмому выходу дешифратора, а выход - к положительному полюсу стартера.

Для достижения технического результата в известное устройство электростартерного пуска двигателя, содержащее аккумуляторную батарею, стартер, тяговое реле с замыкающим контактом, три емкостных накопителя, пусковой выключатель, три пороговых элемента, дешифратор и шесть коммутаторов с управляющими электродами, в котором обмотка тягового реле подключена к положительному полюсу аккумуляторной батареи через пусковой выключатель, а к отрицательным полюсам аккумуляторной батареи, стартера и емкостных накопителей непосредственно, первый, второй и третий коммутаторы включены между положительным полюсом аккумуляторной батареи и положительными полюсами соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, положительный полюс стартера через замыкающий контакт тягового реле подключен к выходам четвертого, пятого и шестого коммутаторов, сигнальные входы которых подключены к положительным полюсам соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, управляющие входы первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого коммутаторов соединены соответственно с первым, вторым, третьим, четвертым, пятым и шестым выходами дешифратора, первый, второй и третий входы которого соответственно через первый, второй и третий пороговые элементы подключены к положительным полюсам соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, введены кнопка кратковременного замыкания и седьмой коммутатор с управляющим электродом, при этом дешифратор выполнен с семью выходами, кнопка кратковременного замыкания включена между положительным полюсом аккумуляторной батареи и четвертым входом дешифратора, сигнальный вход седьмого коммутатора подключен к положительному полюсу аккумуляторной батареи, управляющий вход - к седьмому выходу дешифратора, а выход - к положительному полюсу стартера.

Совокупность вновь введенных элементов коммутации и связей и особенностей выполнения дешифратора не является самостоятельным устройством и не следует явным образом из уровня техники. Отсутствуют какие-либо источники информации, в которых она была описана самостоятельно или в совокупности с остальными элементами заявляемого устройства. Поэтому предлагаемое устройство для электростартерного пуска следует считать новым и имеющим изобретательский уровень.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором приведена структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит аккумуляторную батарею 1, стартер 2, тяговое реле, включающее в себя обмотку 3 с замыкающим контактом 4, пусковой выключатель 5, емкостные накопители 6, 7 и 8, кнопку 9 кратковременного замыкания, пороговые элементы 10, 11 и 12, дешифратор 13 и коммутаторы 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 с управляющими электродами.

Положительный полюс батареи 1 через выключатель 5 подключен к первому выводу обмотки 3 тягового реле, через кнопку 9 - к четвертому входу дешифратора 13, а непосредственно - к сигнальным входам коммутаторов 17, 18, 19 и 20. Отрицательный полюс батареи 1 подключен к отрицательным полюсам накопителей 6, 7 и 8, стартера 2 и ко второму выводу обмотки 3 тягового реле. Положительный полюс накопителя 6 подключен непосредственно к выходу коммутатора 17 и сигнальному входу коммутатора 14, а через пороговый элемент 10 - к первому входу дешифратора 13. Положительный полюс накопителя 7 подключен непосредственно к выходу коммутатора 18 и сигнальному входу коммутатора 15, а через пороговый элемент 11 - ко второму входу дешифратора 13. Положительный полюс накопителя 8 подключен непосредственно к выходу коммутатора 19 и сигнальному входу коммутатора 16, а через пороговый элемент 12 - к третьему входу дешифратора 13. Выходы коммутаторов 14, 15 и 16 через замыкающий контакт 4 тягового реле подключены к положительному полюсу стартера 2 и выходу коммутатора 20. Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой выходы дешифратора 13 подключены к управляющим входам коммутаторов 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 соответственно.

Работа устройства заключается в следующем.

Пороговые элементы 10, 11 и 12 имеют пороги срабатывания и отпускания, между которыми существует зона гистерезиса. При величине напряжения на их входах, превышающей порог срабатывания, они формируют на своих выходах сигналы логического «0», а при величине напряжения, меньшей порога отпускания, - сигналы логической «1». Значения порогов срабатывания и отпускания выбраны так, что они соответствуют допустимым пределам изменения напряжений на накопителях 6÷8. При этом ток разряда (заряда) накопителей 6, 7, 8 равен величине тока удержания коммутаторов 14, 15, 16 (17, 18, 19) при разряде (заряде) накопителей 6, 7, 8. Параметры элементов схемы устройства выбираются так, чтобы ток IЗ заряда и время tЗ заряда были связаны с током IР разряда и временем tР разряда соотношениями:

IЗ≈(0,5÷0,52)IР; tЗ(1,9÷2,0)tР.

В исходном положении при разомкнутой кнопке 9, отсутствии напряжения на четвертом входе дешифратора 13, напряжениях на накопителях 6, 7 и 8, меньших порога срабатывания элементов 10, 11 и 12, и сигналах логической «1» на их выходах и первом, втором и третьем входах дешифратора 13 дешифратор 13 формирует сигнал на закрытие коммутаторов 14, 15, 16 и 20 и открытие коммутаторов 17, 18 и 19. Накопители 6, 7 и 8 заряжаются от батареи 1 через коммутаторы 17, 18 и 19. В процессе их заряда напряжение на них и входах пороговых элементов 10, 11 и 12 возрастает, достигая порога срабатывания. Последние формируют на своих выходах и первых трех входах дешифратора 13 сигналы логического «0». Коммутаторы 17, 18 и 19 при токе, проходящем через них и равном току удержания тиристоров, закрываются.

Для пуска двигателя замыкают пусковой выключатель 5. Срабатывает тяговое реле. Замыкается контакт 4, подключая выходы коммутаторов 14, 15, 16 к положительному полюсу стартера 2. Теперь заряд и разряд накопителей 6, 7 и 8 осуществляется открытием коммутаторов 14, 15, 16, 17, 18 и 19 путем подачи управляющих сигналов на их управляющие электроды с выходов дешифратора 13, при этом напряжение на четвертом входе дешифратора 13 по-прежнему отсутствует.

1. При сигналах с уровнем логического «0» на первых трех входах дешифратора 13 последний формирует сигнал на открытие коммутатора 14. Через последний осуществляется разряд накопителя 6 на стартер 2, в результате чего осуществляется вращение его ротора. Ток, протекающий через коммутатор 14, и напряжение на накопителе 6 при его разряде уменьшаются, достигая порога отпускания порогового элемента 10. Пороговый элемент 10 формирует сигнал уровня логической «1», который поступает на первый вход дешифратора 13.

2. При сигнале с уровнем логической «1» на первом входе дешифратора 13 он формирует сигналы на открытие коммутаторов 15 и 17. Через коммутатор 15 осуществляется разряд накопителя 7 на стартер 2, поддерживая вращение его ротора, а через коммутатор 17 - заряд накопителя 6. Ток, проходящий через коммутатор 15, и напряжение на накопителе 7 при его разряде уменьшаются, достигая значений тока удержания коммутатора 15 и порога отпускания порогового элемента 11. Коммутатор 15 закрывается, а элемент 11 формирует на своем выходе сигнал уровня логической «1», который поступает на второй вход дешифратора 13. Заряд накопителя 6 в это время продолжается.

3. При сигналах с уровнем логической «1» на первом и втором входах дешифратора 13 он формирует сигналы на открытие коммутаторов 16 и 18. Через коммутатор 16 осуществляется разряд накопителя 8 на стартер 2, поддерживая вращение его ротора, а через коммутатор 18 - заряд накопителя 7. С учетом выбранных параметров накопителей к моменту времени полного разряда накопителя 8 накопитель 6 заряжается, то есть ток заряда, проходящий через коммутатор 17, уменьшается до величины тока удержания коммутатора, и коммутатор 17 закрывается, а напряжение на накопителе 6 достигает значения порога срабатывания элемента 10, который формирует сигнал с уровнем логического «0», поступающий на первый вход дешифратора 13. Ток, протекающий через коммутатор 16, и напряжение на накопителе 8 при его разряде уменьшаются, достигая значений тока удержания коммутатора 16 и порога отпускания порогового элемента 12. Коммутатор 16 закрывается, а элемент 12 формирует на своем выходе сигнал уровня логической «1», который поступает на третий вход дешифратора 13. Заряд накопителя 7 в это время продолжается.

4. При сигналах с уровнем логической «1» на втором и третьем входах дешифратора 13 он формирует сигналы на открытие коммутаторов 14 и 19. Через коммутатор 14 осуществляется разряд накопителя 6 на стартер 2, поддерживая вращение его ротора, а через коммутатор 19 - заряд накопителя 8. С учетом выбранных параметров накопителей к моменту времени полного разряда накопителя 6 накопитель 7 заряжается, то есть ток заряда, проходящий через коммутатор 18, уменьшается до величины тока удержания коммутатора, и коммутатор 18 закрывается, а напряжение на накопителе 7 достигает значения порога срабатывания элемента 11. Элемент 11 формирует на своем выходе и втором входе дешифратора 13 сигнал с уровнем логического «0». Ток, проходящий через коммутатор 14, и напряжение на накопителе 6 при его разряде уменьшаются, достигая значений соответственно тока удержания коммутатора 14 и порога отпускания порогового элемента 10. Коммутатор 14 закрывается. Элемент 10 формирует на своем выходе и первом входе дешифратора 13 сигнал с уровнем логической «1». Заряд накопителя 8 в это время продолжается.

5. При сигналах с уровнем логической «1» на первом и третьем входах дешифратора 13 он формирует сигналы на открытие коммутаторов 15 и 17. Через коммутатор 15 осуществляется разряд накопителя 7 на стартер 2, поддерживая вращение его ротора, а через коммутатор 17 - заряд накопителя 6.

С учетом выбранных параметров накопителей к моменту времени полного разряда накопителя 7 накопитель 8 заряжается, то есть ток заряда, проходящий через коммутатор 19, уменьшается до величины тока удержания коммутатора, и коммутатор 19 закрывается, а напряжение на накопителе 8 достигает порога срабатывания элемента 12. Элемент 12 формирует на своем выходе и третьем входе дешифратора 13 сигнал с уровнем логического «0».

Ток, проходящий через коммутатор 15, и напряжение на накопителе 7 при его разряде уменьшаются, достигая значений соответственно тока удержания коммутатора 15 и порога отпускания порогового элемента 11. Коммутатор 15 закрывается. Элемент 11 формирует на своем выходе и втором входе дешифратора 13 сигнал с уровнем логической «1». Заряд накопителя 8 в это время продолжается.

Далее описанный процесс поочередного разряда накопителей 8, 6 и 7 на стартер 2 с одновременным зарядом двух других накопителей от батареи 1 повторяется.

Время поступления напряжения на стартер 2 определяется длительностью замкнутого состояния выключателя 5. При размыкании последнего обмотка 3 тягового реле обесточивается и контакт 4 размыкается, прерывая цепь питания стартера 2.

В некоторых случаях, например, при повышенной вязкости масла в двигателе при низких температурах, крутящий момент на валу электростартера, развиваемый разрядом одного накопителя, становится недостаточным для пуска двигателя и возникает необходимость в кратковременном увеличении тока стартера.

В этом случае осуществляется кратковременное нажатие кнопки 9, в результате которого положительный полюс батареи 1 подключается к четвертому входу дешифратора 13. При поступлении на четвертый вход дешифратора напряжения с выхода батареи 1 дешифратор 13 формирует на всех семи своих выходах и управляющих входах коммутаторов 14÷20 сигналы на открытие этих коммутаторов. Коммутаторы 14÷20 открываются, в результате чего осуществляется разряд всех трех накопителей на стартер 2. Кроме того, через коммутатор 20 к стартеру 2 подключается и сама батарея 1. В результате на время нахождения кнопки 9 в замкнутом состоянии ток стартера кратно возрастает по сравнению со случаем разряда на стартер 2 только одного из накопителей.

После отпускания (размыкания) кнопки 9 пуск двигателя продолжается в описанном выше режиме поочередного разряда накопителей с одновременным зарядом двум остальных. Однако даже кратковременного повышения пускового тока достаточно для увеличения крутящего момента на валу стартера до необходимого для запуска двигателя уровня.

Таким образом, техническим результатом, достигаемым в предлагаемом устройстве, является существенное повышение пускового тока стартера по сравнению с аналогами и прототипом.

Устройство легко реализуемо. Оно может быть выполнено на тех же элементах, что и прототип. В качестве пороговых элементов могут быть использованы триггеры Шмитта. Коммутаторы могут быть реализованы на тиристорах. Дешифратор может быть выполнен на интегральных микросхемах серии 530.

Устройство для электростартерного пуска двигателя, содержащее аккумуляторную батарею, стартер, тяговое реле с замыкающим контактом, три емкостных накопителя, пусковой выключатель, три пороговых элемента, дешифратор и шесть коммутаторов с управляющими электродами, в котором обмотка тягового реле подключена к положительному полюсу аккумуляторной батареи через пусковой выключатель, а к отрицательным полюсам аккумуляторной батареи, стартера и емкостных накопителей непосредственно первый, второй и третий коммутаторы включены между положительным полюсом аккумуляторной батареи и положительными полюсами соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, положительный полюс стартера через замыкающий контакт тягового реле подключен к выходам четвертого, пятого и шестого коммутаторов, сигнальные входы которых подключены к положительным полюсам соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, управляющие входы первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого коммутаторов соединены соответственно с первым, вторым, третьим, четвертым, пятым и шестым выходами дешифратора, первый, второй и третий входы которого соответственно через первый, второй и третий пороговые элементы подключены к положительным полюсам соответственно первого, второго и третьего емкостных накопителей, отличающееся тем, что в него введены кнопка кратковременного замыкания и седьмой коммутатор с управляющим электродом, при этом дешифратор выполнен с семью выходами, кнопка кратковременного замыкания включена между положительным полюсом аккумуляторной батареи и четвертым входом дешифратора, сигнальный вход седьмого коммутатора подключен к положительному полюсу аккумуляторной батареи, управляющий вход - к седьмому выходу дешифратора, а выход - к положительному полюсу стартера.

www.findpatent.ru

Структурная схема системы управления электростартерного пуска

Тип системы пуска определяют используемая энергия и конструкция основного пускового устройства — стартера. Для пуска автомо­бильных и тракторных двигателей используют системы электростартерного пуска. Они надежны в работе, обеспечивают дистанционное управление и возможность автоматизации процесса пуска двигателей с помощью электротехнических устройств.

Структурные схемы систем управления электростартерного пуска автомобильных и тракторных двигателей отличаются между собой не­значительно. В системах управления стартером предусмот­рены электромагнитные тяговые реле, дополнительные реле и реле блокировки, обеспечивающие дистанционное включение, автомати­ческое отключение стартера от аккумуляторной батареи после пуска двигателя и предотвращение включения стартера при работающем двигателе. Источником энергии в системах электростартерного пуска являет­ся стартерная свинцовая аккумуляторная батарея (химический источник постоянного тока, поэтому в электростартерах используют элек­тродвигатели постоянного тока).

Рис. Схема управления электростартером:1 — контакты; 2 — подвижный контактный диск; 3, 4 — втягивающая и удерживаю­щая обмотки тягового реле соответственно; 5 — якорь тягового реле; 6 — шток; 7 — рычаг привода; 8 — поводковая муфта; 9 — муфта свободного хода; 10 — шестерня; 11 — зубчатый венец маховика; 12 — электростартер

Напряжение на стартерный электродвигатель подается от аккуму­ляторной батареи через замкнутые контакты 1 тягового электромагнитного реле. При замыкании контактов выключателя приборов и стартера, дополнительного реле или реле блокировки втя­гивающая 3 и удерживающая 4 обмотки тягового реле подключаются к аккумуляторной батарее GB. Якорь 5 тягового реле притягивается к магнитопроводу электромагнита. С помощью штока 6 и рычага 7 при­вода шестерня 10 входит в зацепление с зубчатым венцом 11 маховика двигателя.

В конце хода якоря 5 тягового реле контактная пластина замыкает силовые контактные болты, и стартерный электродвигатель приводит во вращение коленчатый вал двигателя.

После пуска двигателя муфта 9 свободного хода предотвращает пе­редачу вращающего момента от маховика к валу якоря электродвига­теля. Шестерня привода не выходит из зацепления с венцом маховика. До тех пор, пока замкнуты контакты 1. При размыкании контактов выключателя S втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле подсоединяются к аккумуляторной батарее последовательно через си­ловые контакты.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Система двухэтапного электростартерного пуска двс

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам электростартерного пуска ДВС. Система двухэтапного электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания содержит стартер, аккумуляторную батарею, устройство управления пуском, выполненное в виде тягового реле с замыкающими контактами, электромагнитную муфту. Система дополнительно снабжена пружиной и электромагнитной муфтой, состоящей из двух полумуфт цилиндрической формы, причем в одной полумуфте расположена обмотка электромагнита, а другая полумуфта выполнена в виде полого цилиндра, куда свободно входит первая половина муфты, что позволяет одновременно вводить в зацепление шестерню с венцом маховика ДВС и механически соединить вал стартера с шестерней. Техническим результатом является повышение срока службы системы пуска, снижение энергозатрат и шума. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано на автономных и стационарных установках, где используются двигатели внутреннего сгорания и необходим его частый пуск.

Известна система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая стартер, тяговое реле с замыкающими контактами, муфту свободного хода с зубчатым колесом (Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. М.: За рулем, 1999 г., с.с.133...136).

Вышеуказанная система электростартерного пуска характеризуется низкой надежностью особенно в зимнее время из-за того, что запуск самого стартера и зацепление его шестерни с венцом маховика ДВС происходит одновременно. Это требует большой пиковой мощности от аккумулятора в момент пуска, и «просадка» напряжения на аккумуляторе достигает 5 В и более.

Система зажигания при этом питается пониженным напряжением, соответственно снижается надежность искрообразования в цилиндрах двигателя.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является система электростартерного пуска ДВС, содержащая стартер, аккумуляторную батарею, устройство управления пуском, выполненное в виде тягового реле с замыкающими контактами, выключателя стартера и электромагнитной муфты включения вала стартера с валом зубчатого колеса, находящегося в постоянном зацеплении с венцом маховика ДВС (патент России №2239090, МПК F 02 N15/02, 27.10.2004 г. Бюл. №30).

Однако указанная система электростартерного пуска имеет существенные недостатки - постоянное зацепление шестерни с маховиком ведет к повышенному износу зубчатой пары, тратится энергия на постоянный привод шестерни с полумуфтой, создается дополнительный шум, т.к. шестерня вращается со скоростью, в несколько раз превышающей скорость вращения коленчатого вала ДВС.

Цель изобретения - повышение срока службы системы пуска, снижение энергозатрат и шума. Существенным отличием является то, что система двухэтапного электростартерного пуска ДВС, содержащая стартер, аккумуляторную батарею, устройство управления пуском, выполненное в виде тягового реле с замыкающими контактами, электромагнитную муфту, дополнительно снабжена пружиной и электромагнитной муфтой, состоящей из двух полумуфт цилиндрической формы, причем в одной полумуфте расположена обмотка электромагнита, а другая полумуфта выполнена в виде полого цилиндра, куда свободно входит первая половина муфты, что позволяет одновременно вводить в зацепление шестерню с венцом маховика ДВС и механически соединить вал стартера с шестерней.

На чертеже представлена система двухэтапного электростартерного пуска ДВС. Система содержит электростартер 1, аккумуляторную батарею 2, электромагнитный выключатель 3 питания электростартера с замыкающим контактом 4, устройство управления 5 двухэтапным пуском, выполненное в виде переключателя на три положения, электромагнитную муфту, состоящую из двух полумуфт 6 и 7, которая механически соединяет стартер 2 с шестерней 9, возвратную пружину 8 и венец 10 маховика ДВС.

Система двухэтапного пуска ДВС работает следующим образом: для пуска ДВС в два этапа сначала вхолостую запускается электростартер 2. Для этого переключатель 5 устанавливается в положение II, при этом запитывается от аккумулятора 1 обмотка 11 электромагнитного выключателя 3, замыкаются его силовые контакты 4, электростартер 2 получает питание от аккумулятора 1 и запускается вхолостую. После запуска стартера 2 переключатель 5 переводится в положение III, когда при включенном электростартере 2 дополнительно запитывается обмотка 12 полумуфты 6 электромагнитной муфты, которая втягивает вторую полумуфту 7, преодолевая сопротивление пружины 8, и вводит в зацепление шестерню 9 с венцом 10 маховика ДВС и одновременно механически соединяет электростартер 2 с шестерней 9.

После запуска двигателя обмотка 12 электромагнитного выключателя 3 и электростартер 2 отключаются переводом переключателя 5 в положение I. Пружина 8 разжимается и выводит шестерню 9 из зацепления с венцом 10 маховика ДВС.

Предложенная конструкция полумуфт 6 и 7 электромагнитной муфты позволяет эффективно использовать создаваемое магнитное поле, практически исключая воздушные зазоры в магнитной системе и при этом обеспечивая достаточно большое перемещение полумуфт относительно друг друга.

Система двухэтапного электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая стартер, аккумуляторную батарею, устройство управления пуском, выполненное в виде тягового реле с замыкающими контактами, электромагнитную муфту, отличающаяся тем, что система снабжена пружиной и электромагнитная муфта состоит из двух полумуфт цилиндрической формы, причем в одной полумуфте расположена обмотка электромагнита, а другая полумуфта выполнена в виде полого цилиндра, куда свободно входит первая половина муфты, что позволяет одновременно вводить в зацепление шестерню с венцом маховика ДВС и механически соединить вал стартера с шестерней.

www.findpatent.ru

Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания

 

Использование: транспортные средства и стационарные агрегаты с ДВС. Сущность изобретения: система электростартерного пуска ДВС содержит аккумуляторную батарею 1, стартер 2, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, низковольтную конденсаторную батарею 7, устройство управления пуском с тяговым реле, имеющим нормально разомкнутый контакт 4 и диод 8, анодом подключенный к положительному полюсу аккумуляторной батареи 7, высоковольтную конденсаторную батарею 14, имеющую рабочее напряжение, превышающее напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в два раза, преобразователь напряжения 15 с высоковольтными и низковольтными выводами, блоком 13 переключений с двумя нормально замкнутыми и одним нормально разомкнутым контактами, двумя дополнительными диодами 7 и 10, сглаживающими дросселем 11 и трансформаторами тока 12, размещенным на питающем проводе стартера и подключенным к входу блока переключений, причем положительный вывод низковольтной батареи подключен к одному из низковольтных выводов преобразователя напряжения и через последовательно соединенные первый дополнительный диод, дроссель и контакт тягового реле к стартеру, а отрицательный вывод через первый нормально замкнутый контакт блока переключений соединен с другим низковольтным выводом преобразователя напряжения, положительный вывод высоковольтной конденсаторной батареи подключен к одному из высоковольтных выводов преобразователя напряжения и через последовательно соединенные нормально разомкнутый контакт блока переключений и второй дополнительный диод к точке соединения дросселя с катодом первого дополнительного диода, а отрицательный вывод соединен с отрицательным выводом аккумуляторной батареи и через второй нормально замкнутый контакт блока переключений с другим высоковольтным выводом преобразователя напряжения, при этом катод первого диода подключен к точке соединения первого дополнительного диода и дросселя. После начальной прокрутки коленчатого вала ДВС за счет энергии низковольтной конденсаторной батареи и аккумуляторной батареи подключенная через определенное время высоковольтная конденсаторная батарея через сглаживающий дроссель быстро и плавно раскрутит коленчатый вал ДВС до более высокой частоты вращения и тем самым будет обеспечен надежный запуск ДВС, при этом ударные нагрузки в приводе уменьшаются за счет сглаживающего дросселя. 2 ил.

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано на стационарных установках, имеющих ДВС и в автомобильных парках для запуска двигателей автомобилей, особенно в холодное время года.

Из опыта эксплуатации транспортных средств, а также теоретических исследований, вытекает, что для надежного пуска ДВС на борту автомобиля целесообразно иметь аккумуляторную батарею, а для облегчения запуска конденсаторную батарею. Схемы электростартерного пуска с конденсаторными батареями могут быть самыми различными. Известна система электростартерного пуска, содержащая аккумуляторную батарею, стартер, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском, состоящее из тягового реле с нормально открытыми контактами, включенными между стартером и положительным полюсом аккумуляторной батареи, выключатель стартера, конденсаторную батарею, подключенную через полупроводниковый вентиль к аккумуляторной батарее. Основными недостатками такой системы являются недостаточная надежность запуска ДВС, особенно в условиях низких температур, и наличие существенных ударных нагрузок в приводе при запуске ДВС. Известно, что для запуска холодного ДВС необходимо осуществить раскрутку коленчатого вала ДВС с нарастанием частоты вращения на определенном промежутке времени до пусковой частоты, значение которой зависит от многих факторов [1] Такой процесс не сможет осуществить известная система, так как по мере разряда конденсаторной батареи и аккумуляторной батареи питающее напряжение, а следовательно, и ток стартера будут уменьшаться, что приведет к определенной стабилизации частоты вращения коленчатого вала на небольшом отрезке времени, после чего она будет уменьшаться. Одновременное подключение к электродвигателю стартера двух батарей приведет к резкому нарастанию тока стартера, а следовательно, к созданию большого крутящего момента в первоначальный момент запуска ДВС, что приведет к возникновению существенной ударной нагрузки в приводе. Цель изобретения повышение надежности пуска двигателя внутреннего сгорания, особенно в условиях низких температур и снижения ударных нагрузок в приводе. Цель достигается тем, что в известную систему дополнительно включены высоковольтная конденсаторная батарея, имеющая рабочее напряжение, превышающее напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в два раза, с элементами ее задействования и сглаживающий дроссель в цепи питания электродвигателя стартера. Предлагаемая система пуска отличается от известной тем, что она снабжена высоковольтной конденсаторной батареей, имеющей рабочее напряжение, превышающее напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в два раза и заряжаемой от преобразователя напряжения, которая подключается к стартеру элементами блока переключений через определенное время после включения стартера, при этом обе конденсаторные батареи подключены к стартеру через сглаживающий дроссель, что является новым отличительным признаком. Известно использование двух конденсаторных батарей и аккумуляторной батареи [2, 3 и 4] Однако, использование в предлагаемом решении высоковольтной конденсаторной батареи, имеющей рабочее напряжение, превышающее напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в два раза, с элементами ее задействования и заряжаемой от преобразователя напряжения позволяет получить новое свойство, а именно, после начальной прокрутки коленчатого вала ДВС за счет энергии низковольтной конденсаторной батареи и аккумуляторной батареи, подключив через определенное время высоковольтную конденсаторную батарею через сглаживающий дроссель, быстро и плавно раскрутить коленчатый вал ДВС до более высокой частоты вращения и тем самым обеспечить надежный запуск ДВС, при этом ударные нагрузки в приводе уменьшаются за счет сглаживающего дросселя. На фиг. 1 приведена схема системы электростатерного пуска двигателя внутреннего сгорания; на фиг.2 вариант конкретного выполнения блока переключений. Система электростатерного пуска содержит аккумуляторную батарею 1, стартер 2, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском, состоящее из тягового реле с нормально открытыми контактами 4, включенными в электрическую цепь электродвигателя стартера 2, выключатель 6 стартера, низковольтную конденсаторную батарею 7, подключенную через разделительные полупроводниковые диоды 8 и 10 параллельно аккумуляторной батарее 1 и стартеру 2, сглаживающий дроссель 11, включенный в электрическую цепь питания электродвигателя стартера 2, трансфоpматор тока 12, размещенный на питающем приводе стартера и электрически соединенный с входом блока переключений 13, высоковольтную конденсаторную батарею 14, имеющую рабочее напряжение, превышающее напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в два раза, и преобразователь напряжения 15, имеющий два выхода на различные напряжения низковольтный выход на номинальное напряжение аккумуляторной батареи и высоковольтный выход на напряжение, превышающее напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в два раза, вход для подключения к внешней электросети, и электрически соединенный с блоком переключений 13. Высоковольтная конденсаторная батарея 14 по первой цепи соединена одним полюсом через нормально открытые контакты 16 блока переключений, полупроводниковый диод 17, сглаживающий дроссель 11, нормально открытые контакты 4 с положительным выходом стартера 2, а второй полюс конденсаторной батареи 14 соединен с отрицательным полюсом 9 аккумуляторной батареи 1 и отрицательным выводом стартера 2 и по второй цепи конденсаторная батарея 14 соединена одним полюсом с положительным выводом и вторым полюсом через нормально закрытые контакты 18 блока переключений с отрицательным выводом высоковольтного выхода преобразователя напряжения 15, к низковольтному выходу которого аналогично через нормально закрытые контакты 19 подключена низковольтная конденсаторная батарея 7. В системе имеются контрольно-соединительные точки 20, 21, 22 и 23. В случае использования системы для применения в автомобильных парках она подразделяется на две части. Первая часть, которая на фиг.1 очерчена пунктирной линией, устанавливается на подвижном средстве, например, тележке. Вторая часть на автомобиле (штатная система электропуска ДВС автомобиля). Обе части системы перед пуском ДВС соединяются между собой в контрольно-соединительных точках 20, 21 и 22. При необходимости заряда аккумуляторной батареи автомобиля к точкам 20 и 23 подсоединяется дополнительный резистор, который шунтирует диод 8. На фиг.2 представлен вариант блока переключений 13, включающий параллельно подключенные к выходу трансформатора тока 12 через установленные противоположно диоды 24 и 25, реле 26 контроля включения стартера 2 и реле 27 контроля запуска ДВС, контактор 29 отключения конденсаторных батарей 7 и 14 от цепи заряда, реле 32 с задержкой на включение, временная величина которой определяется емкостью конденсатора 33, включенного параллельно обмотке реле 32, контактор 34 подключения конденсаторной батареи 14 к цепи питающей электродвигатель стартера 2 при пуске, промежуточное реле 37. Нормально открытые контакты 28 реле 26 включены в цепь питания контактора 29, который имеет нормально открытые контакты 30, включенные параллельно контактам 28 реле 26 и нормально открытые контакты 38 в цепи питания промежуточного реле 37. Нормально закрытые контакты 31 контактора 29 включены в цепь питания реле 32, нормально закрытые контакты 35 которого включены в цепь питания контактора 34 последовательно с нормально открытыми контактами 36 промежуточного реле 37. Нормально закрытый контакт 39 реле 27 включен в цепь питания промежуточного реле 37 последовательно нормально открытому контакту 38 контактора 29. Работа системы электростартерного пуска. 1. При стационарном варианте исполнения. Перед пуском ДВС вход преобразователя напряжения 15 подключают к внешней электросети и включают конденсаторные батареи 7 и 14 на заряд. При этом конденсаторная батарея 7 заряжается до нормального напряжения аккумуляторной батареи 1, а конденсаторная батарея 14 заряжается до напряжения, превышающего напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в 2 раза. В блоке переключений 13 при подаче напряжения питания срабатывает реле 32, которое, сработав, размыкает свои нормально закрытые контакты 35 в цепи питания контактора 34. Для пуска ДВС контакты включателя 6 замыкают и тяговое реле устройства 3 управления оказывается подключенным к аккумуляторной батарее 1, в результате чего нормально открытые контакты 4 тягового реле подключают электродвигатель стартера 2 через сглаживающий дроссель 11 и диод 10 к конденсаторной батарее 7 через диод 8 к аккумуляторной батарее 1. Электродвигатель стартера начинает работать, питаясь от конденсаторной батареи 7 и от аккумуляторной батареи 1. Конденсаторная батарея 7 обеспечивает создание дополнительного крутящего момента стартера 2 с целью преодоления сил трения покоя и инерции вращающихся масс ДВС в момент начала запуска. При этом питание электродвигателя стартера осуществляется через сглаживающий дроссель 11, индуктивное сопротивление которого обеспечивает плавное нарастание тока, после замыкания контактов 4 тягового реле, что позволяет существенно снизить ударные нагрузки в стартерном приводе (по сравнению с прототипом). В момент протекания тока стартера на трансформаторе тока 12 возникает напряжение положительной полярности, которое через диод 24 обеспечит срабатывание реле 26 блока переключений 13. Реле 26, сработав, замкнет свои нормально открытые контакты 28 в цепи контактора 29. Контактор 29, сработав, замкнет нормально открытые контакты 30, чем осуществляется блокировка контактов 28 реле 26 и замкнет нормально открытые контакты 38 в цепи промежуточного реле 37, обеспечив его срабатывание, а также разомкнет нормально закрытые контакты 18 и 19 в цепях заряда конденсаторных батарей 7 и 14, разомкнет свои нормально закрытые контакты 31 в цепи реле 32. Цепь питания реле 32 при этом разомкнутся, но реле 32 сразу не отключится, поскольку конденсатор 33, разряжаясь на обмотку реле 32, обеспечит некоторое время нахождение его во включенном состоянии, т.е. осуществляется временная задержка (1-3 с, в зависимости от мощности ДВС). Дальше возможны два варианта последующей работы и системы пуска. Первый вариант. ДВС сразу не запускается, что наиболее вероятно при низких температурах. Здесь, при работе стартера 2 осуществляется прокрутка коленчатого вала ДВС. В процессе такта сжатия стенки камеры сгорания будут постепенно прогреваться. После разряда конденсатора 33 реле 32 включится и замкнет при этом свои нормально закрытые контакты 35 в цепи контактора 34. Контактор 34, сработав, замкнет нормально открытые контакты 16, при этом конденсаторная батарея 14 будет подключена к цепи питания электродвигателя стартера 2, на который пойдет питание повышенным напряжением, что приведет в итоге к существенному увеличению частоты вращения коленчатого вала ДВС, и он запустится. В момент разряда конденсаторной батареи 14 диоды 8 и 10 будут заперты более высоким напряжением и разряда аккумуляторной батареи на стартер осуществляться не будет, что обеспечит сбережение ее остаточной емкости. После запуска ДВС контакты выключателя 6 выключают, и стартер выключается. Второй вариант. ДВС запустится быстро после включения стартера, что возможно при определенных факторах. В этом случае, вследствие исчезновения момента сопротивления, в цепи электродвигателя стартера 2 произойдет резкое уменьшение питающего тока, что приведен к возникновению на трансформаторе тока 12 напряжения отрицательной полярности, которое через диод 25 обеспечит срабатывание реле 27 блока переключений 13. Реле 27 сработав, разомкнет свои нормально закрытые контакты 39 в цепи промежуточного реле 37, обеспечив тем самым его несрабатывание, а следовательно, и несрабатывание контактора 34, а это исключит ненужное подключение конденсаторной батареи 14 к цепи питания стартера. После запуска ДВС контакты выключателя 6 размыкают и тяговое реле выключается и выключает стартер. Затем отключают преобразователь электрической энергии 15 от внешней электросети. 2. При подвижном варианте исполнения системы пуска. Перед пуском ДВС автомобиля первую и вторую части системы пуска электрически соединяют в контрольно-соединительных точках. Для чего необходимо отсоединить от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи автомобиля питающий провод и подсоединить его к выводу 21 системы, а к плюсовой клемме аккумуляторной батареи подсоединить вывод 20 системы, подсоединить также массовый вывод 22 системы к массе автомобиля. Затем вход преобразователя напряжения 15 подключить к внешней электросети. Дальше работа системы пуска аналогична работе при ее стационарном исполнении, описанной выше. Таким образом, в процессе запуска ДВС за счет использования второй конденсаторной батареи, заряжаемой до напряжения, превышающего номинальное напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в два раза, и сглаживающего дросселя осуществляется относительно плавная раскрутка коленчатого вала ДВС до частоты, значительно большей минимальной пусковой, что позволит сократить общее время пуска ДВС и повысить надежность его запуска в условиях низких температур. Результаты исследований показывают, что частота вращения коленчатого вала ДВС в первоначальный период запуска на холодном ДВС не должна быть большой. Данное условие обеспечит предлагаемая система. Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в том, что использование предлагаемой системы позволит исключить трудоемкий и опасный перечень работ по прогреву ДВС перед пуском, повысить ресурс стартерного привода.

Формула изобретения

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая аккумуляторную батарею, стартер, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, низковольтную конденсаторную батарею, устройство управления пуском с тяговым реле, имеющим нормально разомкнутый контакт и диод, анодом подключенный к положительному полюсу аккумуляторной батареи, отрицательный полюс которой соединен со стартером и с отрицательным выводом конденсаторной батареи, отличающаяся тем, что она снабжена высоковольтной конденсаторной батареей, имеющей рабочее напряжение, превышающее напряжение аккумуляторной батареи по меньшей мере в два раза, преобразователем напряжения с высоковольтными и низковольтными выводами, блоком переключений с двумя нормально замкнутыми и одним нормально разомкнутым контактами, двумя дополнительными диодами, сглаживающим дросселем и трансформатором тока, размещенным на питающем проводе стартера и подключенным к входу блока переключений, причем положительный вывод низковольтной конденсаторной батареи подключен к одному из низковольтных выводов преобразователя напряжения и через последовательно соединенные первый дополнительный диод, дроссель и контакт тягового реле к стартеру, а отрицательный вывод через первый нормально замкнутый контакт блока переключений соединен с другим низковольтным выводом преобразователя напряжения, положительный вывод высоковольтной конденсаторной батареи подключен к одному из высоковольтных выводов преобразователя напряжения и через последовательно соединенные нормально разомкнутый контакт блока переключений и второй дополнительный диод к точке соединения дросселя с катодом первого дополнительного диода, а отрицательный вывод соединен с отрицательным выводом аккумуляторной батареи и через второй нормально замкнутый контакт блока переключений с другим высоковольтным выводом преобразователя напряжения, при этом катод первого диода подключен к точке соединения первого дополнительного диода и дросселя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru

Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано на передвижных и стационарных установках, где применяются ДВС и где необходим их частый запуск. Система электростартерного пуска ДВС содержит аккумуляторную батарею (1), устройство управления пуском, полупроводниковый вентиль (5), конденсаторную батарею (2), реле включения конденсаторной батареи (9), управляющее реле (8), генератор (3), резистор (7) и реле включения стартера (10). Аккумуляторная батарея (1) отрицательным полюсом соединена со стартером (4). Стартер выполнен в виде электрической машины постоянного тока. Устройство управления пуском содержит выключатель стартера (6) и тяговым реле (11). Конденсаторная батарея (2) подключена положительным полюсом через полупроводниковый вентиль (5) к положительному полюсу аккумуляторной батареи (1). Тяговое реле (11), реле включения конденсаторной батареи (9) и реле включения стартера (10) имеют нормально разомкнутые контакты (15, 13, 14) соответственно. Управляющее реле (8) имеет нормально замкнутые контакты (12). Обмотка реле включения конденсаторной батареи (9) соединена с полупроводниковым вентилем (5) через выключатель стартера (6), контакты (12) управляющего реле (12) и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи (1). Контакты (13) реле включения конденсаторной батареи (2) соединены с отрицательными полюсами аккумуляторной (1) и конденсаторной (2) батарей. Обмотка управляющего реле (8) соединена со вторым выводом генератора (3) и через резистор (7) с первым выводом генератора (3) и с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи (1). Генератор (3) соединен третьим выводом с положительным полюсом аккумуляторной батареи (1). Обмотка реле включения стартера (4) соединена с выключателем стартера (6) и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи (6). Контакты (15) реле включения стартера (10) соединены с выключателем стартера (6) и с обмоткой тягового реле стартера (11). Обмотка тягового реле стартера (11) соединена с контактами (14) реле включения стартера (10) и стартером (4). Контакты (15) тягового реле стартера (11) соединены с полупроводниковым вентилем (5) и стартером (4). Технический результат заключается в повышении надежности пуска ДВС. 1 ил.

 

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано на передвижных и стационарных установках, где применяются ДВС и где необходим их частый запуск.

Известна система электростартерного пуска [Данов Б.А. Электрооборудование военной автомобильной техники. - М.: Воениздат, 1986], содержащая стартер, тяговое реле, аккумуляторную батарею, недостатки которой известны и особенно заметно проявляются при низких температурах из-за ухудшения электрических характеристик аккумуляторной батареи и в связи с этим снижения стартерного тока, отдаваемого аккумуляторной батареей, что приводит к снижению электромагнитного момента стартера.

Наиболее близкой к предлагаемому является система электростартерного пуска ДВС [авторское свидетельство №1193287 А СССР, МПК F02N 11/08, 1985], содержащая аккумуляторную батарею, отрицательным полюсом соединенную со стартером, выполненным в виде электрической машины постоянного тока, и устройство управления пуском с тяговым реле, имеющим нормально открытые контакты, включенные между стартером и положительным полюсом аккумуляторной батареи, полупроводниковый вентиль и конденсаторную батарею, подключенную одним полюсом к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи, а другим через полупроводниковый вентиль к положительному полюсу аккумуляторной батареи.

Преимуществом системы такого рода является то, что решается проблема источника энергии, способного отдать значительный стартерный ток при низких температурах.

Недостатком такой системы является отсутствие автоматического управления подключением и отключением конденсаторной батареи к бортовой сети так, как конструктивно это не предусмотрено, что снижает срок службы конденсаторной батареи.

Технический результат направлен на повышение надежности пуска ДВС за счет автоматического управления подключением и отключением конденсаторной батареи к бортовой сети.

Технический результат достигается тем, что система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания содержит аккумуляторную батарею, отрицательным полюсом соединенную со стартером, выполненным в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском с выключателем стартера и тяговым реле, имеющим нормально открытые контакты, полупроводниковый вентиль и конденсаторную батарею, подключенную положительным полюсом через полупроводниковый вентиль к положительному полюсу аккумуляторной батареи, реле включения конденсаторной батареи с нормально разомкнутыми контактами, управляющее реле с нормально замкнутыми контактами, генератор, резистор и реле включения стартера с нормально разомкнутыми контактами. Обмотка реле включения конденсаторной батареи соединена с полупроводниковым вентилем через выключатель стартера, замкнутые контакты управляющего реле и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи. Нормально разомкнутые контакты реле включения конденсаторной батареи соединены с отрицательными полюсами аккумуляторной и конденсаторной батарей. Обмотка управляющего реле соединена со вторым выводом генератора и через резистор с первым выводом генератора и с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи. В свою очередь генератор соединен третьим выводом с положительным полюсом аккумуляторной батареи. Обмотка реле включения стартера соединена с выключателем стартера и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи. А нормально разомкнутые контакты реле включения стартера соединены с выключателем стартера и с обмоткой тягового реле стартера. Обмотка тягового реле стартера соединена с нормально разомкнутыми контактами реле включения стартера и стартером, а нормально разомкнутые контакты тягового реле стартера соединены с полупроводниковым вентилем и стартером.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является то, что дополнительно содержит реле включения конденсаторной батареи с нормально разомкнутыми контактами, управляющее реле с нормально замкнутыми контактами, генератор, резистор и реле включения стартера с нормально разомкнутыми контактами, при этом обмотка реле включения конденсаторной батареи соединена с полупроводниковым вентилем через выключатель стартера, замкнутые контакты управляющего реле и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи, а нормально разомкнутые контакты реле включения конденсаторной батареи соединены с отрицательными полюсами аккумуляторной и конденсаторной батарей, обмотка управляющего реле соединена со вторым выводом генератора и через резистор с первым выводом генератора и с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи, в свою очередь генератор соединен третьим выводом с положительным полюсом аккумуляторной батареи, кроме того, обмотка реле включения стартера соединена с выключателем стартера и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи, а нормально разомкнутые контакты реле включения стартера соединены с выключателем стартера и с обмоткой тягового реле стартера, обмотка тягового реле стартера соединена с нормально разомкнутыми контактами реле включения стартера и стартером, а нормально разомкнутые контакты тягового реле стартера соединены с полупроводниковым вентилем и стартером.

На чертеже представлена функциональная схема предлагаемой системы.

Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания содержит аккумуляторную батарею 1, отрицательным полюсом соединенную со стартером 4, выполненным в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском содержит выключатель стартера 6 и тяговое реле 11, имеющее нормально разомкнутые контакты 15, конденсаторную батарею 2, подключенную положительным полюсом через полупроводниковый вентиль 5 к положительному полюсу аккумуляторной батареи 1, реле включения конденсаторной батареи 9 с нормально разомкнутыми контактами 13, управляющее реле 8 с нормально замкнутыми контактами 12, генератор 3, резистор 7 и реле включения стартера 10 с нормально разомкнутыми контактами 14. Обмотка реле включения 9 конденсаторной батареи 2 соединена с полупроводниковым вентилем 5 через выключатель стартера 6, замкнутые контакты управляющего реле 12 и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи 1. Нормально разомкнутые контакты 13 реле включения конденсаторной батареи 9 соединены с отрицательными полюсами аккумуляторной 1 и конденсаторной 2 батарей. Обмотка управляющего реле 8 соединена со вторым выводом генератора 3 и через резистор 7 с первым выводом генератора 3 и с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи 1. В свою очередь генератор 3 соединен третьим выводом с положительным полюсом аккумуляторной батареи 1. Обмотка реле включения стартера 10 соединена с выключателем стартера 6 и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи 1. А нормально разомкнутые контакты 14 реле включения стартера 10 соединены с выключателем стартера 6 и с обмоткой тягового реле стартера 11. Обмотка тягового реле стартера 11 соединена с нормально разомкнутыми контактами реле включения стартера 14 и со стартером 4, а нормально разомкнутые контакты 14 тягового реле стартера 11 соединены с полупроводниковым вентилем 5 и со стартером 4.

Реле включения конденсаторной батареи 9 с нормально разомкнутыми контактами 13 предназначено для подключения и отключения конденсаторной батареи 2 к аккумуляторной батарее 1 и бортовой сети путем замыкания и размыкания контактов 13. Управляющее реле 8 с нормально замкнутыми контактами 12 предназначено для управления работой реле включения конденсаторной батареи 9 путем замыкания или разрыва цепи обмотки реле включения конденсаторной батареи 9 с помощью контактов 12. Генератор 3 предназначен для подачи электрической энергии при его работе со второго вывода на обмотку управляющего реле 8. Резистор 7 регулирует величину напряжения в цепи обмотки управляющего реле 8. Реле включения стартера 10 с нормально разомкнутыми контактами 14 управляет работой тягового реле стартера 11 путем подключения или отключения обмотки тягового реле стартера 11 к аккумуляторной батарее 1 с помощью контактов 14.

Система работает в трех режимах.

Первый режим работы. После включения выключателя стартера 6 в положение I электрический ток от положительного полюса аккумуляторной батареи 1 подается через полупроводниковый вентиль 5, выключатель стартера 6 и замкнутые контакты 12 управляющего реле 8 на обмотку реле включения конденсаторной батареи 9, далее замыкая цепь на отрицательном полюсе аккумуляторной батареи 1. Реле включения конденсаторной батареи 9 срабатывает и замыкает контакты 13, подключая конденсаторную батарею 2 параллельно аккумуляторной батарее 1, после чего происходит заряд конденсаторной батареи 2 от аккумуляторной батареи 1 до напряжения, равного напряжению аккумуляторной батареи 1 по пути: положительный полюс аккумуляторной батареи 1, полупроводниковый вентиль 5, конденсаторная батарея 2, замкнутые контакты 13 реле включения конденсаторной батареи 9, отрицательный полюс аккумуляторной батареи 1. Таким образом, на первом режиме работы системы происходит автоматическое подключение конденсаторной батареи 2 к аккумуляторной батарее 1 и производится ее заряд.

Второй режим. Для осуществления пуска ДВС выключатель стартера 6 включается в положение II, после чего электрический ток от положительного полюса аккумуляторной батареи 1 подается через полупроводниковый вентиль 5, выключатель стартера 6 на обмотку реле включения стартера 10 и на отрицательный полюс аккумуляторной батареи 1. Реле включения стартера 10 срабатывает и замыкает контакты 14. При этом подается электрический ток на обмотку тягового реле стартера 11 по пути: положительный полюс аккумуляторной батареи 1, полупроводниковый вентиль 5, выключатель стартера 6, замкнутые контакты 14 реле включения стартера 10, обмотка тягового реле стартера 11, стартер 4, отрицательный полюс аккумуляторной батареи 1. Тяговое реле стартера 11 срабатывает и замыкает контакты 15, подключая тем самым к стартеру 4 аккумуляторную 1 и конденсаторную 2 батареи, которые совместно подают электрический ток на стартер 4. Путь тока от аккумуляторной батареи 1: положительный полюс аккумуляторной батареи 1, полупроводниковый вентиль 5, замкнутые контакты 15 тягового реле стартера 11, стартер 4, отрицательный полюс аккумуляторной батареи 1. Путь тока от конденсаторной батареи 2: положительный полюс конденсаторной батареи 2, замкнутые контакты 15 тягового реле стартера 11, стартер 4, отрицательный полюс конденсаторной батареи 2. Таким образом, на втором этапе работы системы осуществляется пуск ДВС, причем стартер 4 приводится во вращение от энергии, запасенной в конденсаторной батарее 2 и аккумуляторной батарее 1.

Третий режим. После осуществления пуска ДВС начинает работать генератор 3 и вырабатывать электрическую энергию. Электрический ток со второго вывода генератора 3 подается на обмотку управляющего реле 8. Ток, проходя по пути второй вывод генератора 3, обмотка управляющего реле 8, резистор 7, первый вывод генератора 3, приводит к срабатыванию управляющего реле 8 и размыканию контактов 12 управляющего реле 8. Размыкаясь, контакты 12 управляющего реле 8 разрывают электрическую цепь обмотки реле включения конденсаторной батареи 9. Электрический ток в обмотке реле включения конденсаторной батареи 9 прекращается. Это приводит к размыканию контактов 13 реле включения конденсаторной батареи 9, которые, в свою очередь, разрывают электрическую цепь подключения конденсаторной батареи 2 к аккумуляторной батарее 1 и бортовой сети. Конденсаторная батарея 2 остается отключенной от аккумуляторной батареи 1 и бортовой сети в течение всего времени пока работает генератор 3. В итоге, на третьем режиме работы системы происходит автоматическое отключение конденсаторной батареи 2 от аккумуляторной батареи 1 и бортовой сети.

Таким образом, за счет включения в состав системы электростартерного пуска реле включения конденсаторной батареи 9 с нормально разомкнутыми контактами 13, управляющего реле 8 с нормально замкнутыми контактами 12, генератора 3, резистора 7 и реле включения стартера 10 с нормально разомкнутыми контактами 14 обеспечивается автоматическое подключение и отключение конденсаторной батареи 2 к системе, что повышает надежность работы заявляемой системы.

Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая аккумуляторную батарею, отрицательным полюсом соединенную со стартером, выполненным в виде электрической машины постоянного тока, и устройство управления пуском с выключателем стартера и тяговым реле, имеющим нормально открытые контакты, полупроводниковый вентиль и конденсаторную батарею, подключенную положительным полюсом через полупроводниковый вентиль к положительному полюсу аккумуляторной батареи, отличающаяся тем, что дополнительно содержит реле включения конденсаторной батареи с нормально разомкнутыми контактами, управляющее реле с нормально замкнутыми контактами, генератор, резистор и реле включения стартера с нормально разомкнутыми контактами, при этом обмотка реле включения конденсаторной батареи соединена с полупроводниковым вентилем через выключатель стартера, замкнутые контакты управляющего реле и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи, а нормально разомкнутые контакты реле включения конденсаторной батареи соединены с отрицательными полюсами аккумуляторной и конденсаторной батарей, обмотка управляющего реле соединена со вторым выводом генератора и через резистор с первым выводом генератора и с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи, в свою очередь, генератор соединен третьим выводом с положительным полюсом аккумуляторной батареи, кроме того, обмотка реле включения стартера соединена с выключателем стартера и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи, а нормально разомкнутые контакты реле включения стартера соединены с выключателем стартера и с обмоткой тягового реле стартера, обмотка тягового реле стартера соединена с нормально разомкнутыми контактами реле включения стартера и стартером, а нормально разомкнутые контакты тягового реле стартера соединены с полупроводниковым вентилем и стартером.

www.findpatent.ru

Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: конденсаторная батарея перед пуском двигателя заряжается от аккумуляторной батареи через преобразователь напряжения. После пробоя стабилитрона срабатывает реле и замыкает контакты. Во время пуска реле поддерживается во включенном состоянии через один стабилитрон, напряжение пробоя которого ниже напряжения пробоя другого стабилитрона. 1 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам, осуществляющим пуск двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано на передвижных и стационарных установках, где необходим их частый запуск.

Известна система электростартерного пуска ДВС [1], содержащая аккумуляторную батарею, параллельно соединенную через полупроводниковый вентиль с конденсаторной батареей, устройство управления пуском, состоящее из тягового реле с замыкающим контактом, и стартер, выполненный в виде машины постоянного тока. Введение в систему конденсаторной батареи позволяет облегчить работу аккумуляторной батареи в режиме пуска ДВС, таким образом уменьшить ее емкость и, соответственно, массогабаритные характеристики. Присоединение аккумуляторной батареи через полупроводниковый вентиль к конденсаторной батарее позволяет осуществлять постоянную подзарядку последней, исключив при этом обратный ее разряд на аккумуляторную батарею. Запуск ДВС осуществляется за счет использования энергии, накопленной в параллельно соединенных аккумуляторной и конденсаторной батареях, посредством замыкания контактов тягового реле устройства управления пуском. Основным недостатком данной системы является неоднозначность определения момента готовности системы к пуску, так как имеется вероятность включения устройства управления пуском при неоконченном процессе заряда конденсаторной батареи. Таким образом, аккумуляторная батарея будет разряжаться не только на конденсаторную батарею, но и на стартер. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению следует считать систему электростартерного пуска ДВС [2], содержащую аккумуляторную батарею, стартер, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском, выполненное в виде тягового реле с обмотками и замыкающим контактом, выключатель пуска, конденсаторную батарею, подключенную положительным полюсом к стартеру через замыкающий контакт тягового реле, а отрицательным полюсом - к положительному полюсу аккумуляторной батареи, и преобразователь напряжения, подключенный выходом к конденсаторной батарее. С целью повышения надежности пуска система снабжена двухобмоточным промежуточным реле с замыкающим контактом, стабилитроном, первым и вторым полупроводниковым вентилями. Недостатком прототипа является небольшая эффективность использования заряда конденсаторной батареи. Это объясняется тем, что диапазон напряжений, при которых конденсаторная батарея разряжается на стартер, сравнительно невелик. Как известно, конденсаторная батарея в процессе пуска отдает энергию, определяемую выражением W = где W - энергия, отдаваемая конденсаторной батареей при пуске, Дж; С - емкость конденсаторной батареи, Ф; Uн, Uи - напряжение конденсаторной батареи в начале и конце процесса пуска соответственно, В. Процесс пуска начинается в момент, когда напряжение на стабилитроне будет превышать напряжение пробоя стабилитрона. Стабилитрон пробивается, срабатывает промежуточное реле, которое подает питание на тяговое реле. В процессе пуска конденсаторная батарея отдает энергию стартеру, напряжение на ней, а соответственно и на стабилитроне, уменьшается. При уменьшении напряжения на стабилитроне ниже напряжения запирания промежуточное реле обесточивается, тяговое реле отключается и процесс пуска прекращается. Анализ вольт-амперных характеристик стабилитронов [3] показывает, что напряжения пробоя и запирания практически равны между собой. Тогда величина Uн2-Uк2, а следовательно, и величина энергии W, отданная в процесс пуска, сравнительно невелика. Таким образом, диапазон напряжений, при котором конденсаторная батарея отдает энергию стартеру на прокрутку двигателя, зависит от параметров стабилитрона, что приводит к неэффективному использованию энергии конденсаторной батареи, а следовательно, к увеличению емкости и массогабаритных показателей самой батареи. Цель изобретения - повышение надежности пуска ДВС и увеличение ресурса работы аккумуляторной батареи за счет повышения эффективности использования заряда конденсаторной батареи. Цель достигается тем, что в систему электростартерного пуска ДВС, содержащую аккумуляторную батарею, стартер, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском, выполненное в виде тягового реле с обмотками и замыкающим контактом, выключатель пуска, конденсаторную батарею, подключенную положительным полюсом к стартеру через замыкающий контакт тягового реле, а отрицательным полюсом - к положительному полюсу аккумуляторной батареи, преобразователь напряжения, подключенный выходом к конденсаторной батарее, двухобмоточное промежуточное реле с замыкающим контактом, стабилитроном, первым и вторым полупроводниковыми вентилями дополнительно введен задатчик окончания пуска, а промежуточное реле снабжено замыкающим контактом, выполненным в цепи задатчика окончания пуска. В качестве задатчика окончания пуска может быть использован стабилитрон, напряжение запирания которого выбирается в зависимости от минимального напряжения на конденсаторной батарее, при котором возможна эффективная прокрутка двигателя. Сущность изобретения состоит в увеличении диапазона напряжений, при котором наиболее эффективно используется энергия, запасенная конденсаторной батареей. На чертеже представлена схема системы электростартерного пуска ДВС. Система содержит аккумуляторную батарею 1, стартер 2, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, и устройство управления пуском в виде тягового реле 3, имеющего втягивающую 4 и удерживающую 5 обмотки, подключенные через первый полупроводниковый вентиль 6 к стартеру 2, конденсаторную батарею 7, подключенную положительным полюсом 8 к замыкающему контакту 9 тягового реле 3, а отрицательным полюсом 10 - к положительному полюсу 11 аккумуляторной батареи 1, преобразователь 12 напряжения, подключенный выходом 13 к конденсаторной батарее 7, а входом 14 через выключатель 15 пуска - к аккумуляторной батарее 1, а также двухобмоточное реле 16, одна из обмоток 17 которого питается через параллельно включенные стабилитроны 18 и 24 от конденсаторной батареи 7, а вторая обмотка 19 - от генератора двигателя, причем обмотки 17 и 19 реле 16 включены встречно и разделены вентилем 20. Контакт 21 промежуточного реле 16 размещен в цепи питания тягового реле 3, а контакт 25 последовательно со стабилитроном 24 в цепи питания обмотки 17 реле 16. Отрицательный полюс 22 аккумуляторной батареи 1, один из выводов реле 3 и 16, стартера 2 и преобразователя 12 присоединены к "массе". Обмотка 19 реле 16 подсоединена к выходу 23 генератора двигателя. Система работает следующим образом. Включив выключатель 15 пуска, преобразователь 12 напряжения подключают к аккумуляторной батарее 1 и низкое напряжение батареи преобразуется в повышенное. При достижении на обкладках конденсатора 7 определенного напряжения стабилитрон 18 открывается и по обмотке 17 промежуточного реле 16 течет ток, в результате чего реле 16 срабатывает и замыкает свой контакт 25, при этом стабилитрон 24, у которого напряжения как пробоя, так и запирание ниже соответствующих параметров стабилитрона 18, также открывается и контакт 21, обмотки 4 и 5 тягового реле получают питание и замыкается замыкающий контакт 9 тягового реле 3. Стартер 2 оказывается подключенным к конденсаторной батарее 7 и, вращаясь, прокручивает ДВС. Конденсаторная батарея 7 отдает запасенную при заряде энергию стартеру 2, при этом напряжение на ней уменьшится. Стабилитрон 18 закрывается, однако обмотка 17 реле 16 получает питание через стабилитрон 24 и замкнутый контакт 25. Если ДВС запускается, то ток его генератора попадает в обмотку 19 промежуточного реле 16, оно отключается и размыкает контакт 21, который питает обмотки тягового реле 3. Тяговое реле 3 обесточивается, контакт 9 тягового реле 3 размыкается, стартер 2 обесточивается и шестерня стартера выводится из зацепления с венцом ДВС. Вентиль 6 служит для того, чтобы не пропускать ток в цепь тягового реле 3 от конденсаторной батареи 7 и использовать ток, текущий по обмоткам тягового реле 3, для пуска. Вентиль 20 служит для запирания стабилитрона 24 обратным напряжением от генератора в случае запуска ДВС и автоматического отключения системы пуска. Если запуск ДВС не удается, то при напряжении, не обеспечивающем эффективной прокрутки двигателя, стабилитрон 24 запирается, обмотка 17 обесточивается и процесс пуска автоматически повторяется. Предлагаемая система позволяет осуществлять автоматический повторный пуск в случае неудачного первого пуска, более эффективно использовать по сравнению с прототипом энергию, запасенную конденсаторной батареей, а следовательно, уменьшить ее емкость и массогабаритные показатели.

Формула изобретения

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая аккумуляторную батарею, стартер, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском, выполненное в виде тягового реле с обмотками и замыкающим контактом, размещенным в цепи питания стартера, выключатель пуска, конденсаторную батарею, подключенную положительным полюсом к стартеру через замыкающий контакт тягового реле, а отрицательным полюсом - к положительному полюсу аккумуляторной батареи, преобразователь напряжения, подключенный выходом к конденсаторной батарее, а входом - к аккумуляторной батарее, двухобмоточное промежуточное реле с замыкающим контактом, стабилитрон, первый и второй полупроводниковые вентили, причем контакты промежуточного реле размещены в цепи питания обмоток тягового реле, первый вентиль размещен между обмотками тягового реле и стартером, обмотки промежуточного реле включены встречно одна другой и между их выводами размещен второй вентиль, одна из обмоток промежуточного реле подключена через стабилитрон к положительному полюсу конденсаторной батареи, а другая имеет выход для подключения к генератору запускаемого двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности ее в работе и увеличения срока службы аккумуляторной батареи путем повышения эффективности использования заряда конденсаторной батареи при пуске, система снабжена стабилитроном, а промежуточное реле - дополнительным замыкающим контактом, причем последовательно соединенные стабилитрон и дополнительный замыкающий контакт включены между положительным полюсом конденсаторной батареи и выводом первой обмотки промежуточного реле.

РИСУНКИ

Рисунок 1

www.findpatent.ru