Энерговооруженность двигателя


Тяговооружённость — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тяговооружённость — отношение тяги к весу. Различают тяговооружённость как двигателя, так и летательного аппарата, во втором случае соотносят тягу от всех двигателей. Для транспортных средств, отличных от летательного аппарата и не использующих реактивные движители, корректней применять термин энерговооружённость, который носит более общую природу.

В англоязычной литературе обозначается сокращением T/W, TWR (англ. thrust-to-weight ratio). Тяговооружённость может быть весьма различной для летательных аппаратов разных систем. У безмоторных планёров, например, эта величина строго равняется нулю (во время фазы свободного полета, не при разгонной буксировке), но это не мешает пилоту планёра совершать полёты длительностью в сутки и протяжённостью в тысячи километров. В то же время тяговооружённость палубного истребителя с вертикальным взлётом по определению превышает единицу.

Для реактивных двигателей тяговооружённость является безразмерной величиной (отношение ньютон тяги к ньютону веса). Энерговооружённость представляет собой отношение мощности к массе и имеет размерность Вт/кг.

Пример

Российский ракетный двигатель РД-180, использующийся в американских ракетах Атлас V, развивает на уровне земли тягу 3 820 кН и имеет сухую массу 5 307 кг. Используя ускорение свободного падения у поверхности Земли, можно рассчитать отношение силы тяги T к весу W у поверхности земли (тяговооружённость) данного двигателя (1Н = 1кг × 9,807 м/с²)

TW=3820 kN(5307 kg)(9,807 m/s2)=0,07340 kNN=73,40 NN=73,40{\displaystyle {\frac {T}{W}}={\frac {3820\ \mathrm {kN} }{(5307\ \mathrm {kg} )(9,807\ \mathrm {m/s^{2}} }=0,07340\ {\frac {\mathrm {kN} }{\mathrm {N} }}=73,40\ {\frac {\mathrm {N} }{\mathrm {N} }}=73,40}

Следует помнить, что двигатель не может работать без корпуса, баков с горючим и так далее. В данном примере вычислена тяговооруженность двигателя, используемая в качестве сравнительных данных для разных двигателей при стендовых испытаниях. Тяговооруженность летательных аппаратов вычисляется по их среднему весу.

Тяговооружённость некоторых самолётов

Страна Первыйполёт Самолёт T/W Тип
1989 B-2 0,205 Малозаметный стратегический бомбардировщик
1968 C-5 0,22 Тяжёлый военно-транспортный самолёт
1952 Ту-16 0,24 Дальний бомбардировщик
1976 Ил-86 0,242 Широкофюзеляжный пассажирский самолёт
1959 L-29 0,25 Учебно-тренировочный самолёт
1952 Handley Page Victor 0,27 Стратегический бомбардировщик
1991 C-17 0,277 Тяжёлый военно-транспортный самолёт
1942 Me 262 0,28 Истребитель
1966 Як-40 0,30 Гражданский пассажирский самолёт
1963 Ту-134 0,30 Гражданский пассажирский самолёт
1948 Ил-28 0,31 Фронтовой бомбардировщик
1967 Боинг 737—400 0,31 Самый массовый реактивный пассажирский самолёт
1964 XB-70A Valkyrie 0,314 Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
1954 B-66 0,35 Фронтовой бомбардировщик
1968 Ту-154 0,35-0,36 Гражданский пассажирский самолёт
2010 Sukhoi Superjet 100 0,36 Гражданский пассажирский самолёт
1972 A-10 0,36 Штурмовик
1981 Ту-160 0,37 Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
1974 B-1B 0,37 Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
1969 Concorde 0,373 Сверхзвуковой пассажирский самолёт
1947 F-86 0,38 Истребитель
1964 SR-71 0,382 Сверхзвуковой самолёт-разведчик
1958 Ту-22 0,38 Фронтовой бомбардировщик
1975 Як-42 0,39 Гражданский пассажирский самолёт
1969 Ту-22М 0,40 Дальний бомбардировщик
1981 F-117 0,40 Малозаметный тактический бомбардировщик
1964 МиГ-25П 0,41 Истребитель-перехватчик
1982 Ан-124 0,41 Тяжёлый военно-транспортный самолёт
1943 Gloster Meteor 0,45 Истребитель
1959 Dassault Mirage IV 0,46 Сверхзвуковой дальний бомбардировщик
1975 Су-25ТМ 0,51 Штурмовик
1952 B-52 0,51 Стратегический бомбардировщик
1947 МиГ-15бис 0,54 Фронтовой истребитель
1974 Panavia Tornado 0,55 Истребитель-бомбардировщик
1953 F-100 0,55 Истребитель
1951 Hawker Hunter 0,56 Истребитель
1967 Су-24 0,60 Фронтовой бомбардировщик
1968 SEPECAT Jaguar 0,60 Истребитель-бомбардировщик
1964 F-111 0,61 Тактический бомбардировщик
1957 English Electric Lightning 0,63 Истребитель-перехватчик
1969 Су-17М4 0,68 Истребитель-бомбардировщик
1955 Су-7БКЛ 0,71 Истребитель-бомбардировщик
1956 F-106 0,71 Истребитель-перехватчик
1990 Су-34 0,71 Фронтовой бомбардировщик
1951 Gloster Javelin 0,78 Истребитель-перехватчик
1956 МиГ-21бис 0,84 Фронтовой истребитель
1975 МиГ-31 0,79 Истребитель-перехватчик
1953 МиГ-19С 0,86 Фронтовой истребитель
1961 F-4 0,86 Многоцелевой истребитель
1984 МиГ-23МЛД 0,88 Фронтовой истребитель
2006 F-35A 0,89 Малозаметный многофункциональный истребитель
1970 F-14 0,91 Истребитель-перехватчик
1978 Mirage 2000C 0,91 Многоцелевой истребитель
1956 B-58 0,919 Сверхзвуковой дальний бомбардировщик
1988 JAS 39 Gripen 0,94 Многоцелевой истребитель
1978 F/A-18 0,95 Многоцелевой истребитель
1986 Dassault Rafale 1,02 Многоцелевой истребитель
1974 F-16 Fighting Falcon 1,02 Истребитель
1972 F-15 1,04 Многоцелевой истребитель
1977 Су-27 1,09 Многоцелевой истребитель
1990 F-22 Raptor 1,09 Малозаметный многофункциональный истребитель
1967 Hawker Siddeley Harrier 1,1 Истребитель СВВП
1994 Eurofighter Typhoon 1,13 Многоцелевой истребитель
1977 МиГ-29 1,13 Многоцелевой истребитель
2008 Су-35С 1,14 Многофункциональный истребитель
2010 ПАК ФА 1,38 Малозаметный многофункциональный истребитель
1987 Як-141 1,5 Истребитель-перехватчик СВВП
1986 П-42 1,93 Экспериментальный самолёт на основе Су-27

Тяговооружённость некоторых двигателей

Примечания

www.zirozebar.com

МиГ-29 - лучший реактивный истребитель четвертого поколения, имеющий тяговооруженность более единицы и непревзойденный по маневренности - FEA.RU | CompMechLab

 

МиГ-29 неоднократно называли лучшим реактивным истребителем четвертого поколения. Конечно, не по всем характеристикам он превосходит аналоги, но по самому главному – маневренности – до сих пор является непревзойденным. Самолет имеет тяговооруженность больше единицы, то есть тяга двигателя превышает вес самолета. Это означает, что с работающим двигателем истребитель может «стоять на хвосте», и даже набирать высоту с ускорением. Пилотажные характеристики самолета МиГ-29 потрясли как многих западных пилотов, пилотировавших его, так и зрителей многочисленных аэрокосмических выставок, где проводились демонстрационные полеты. Впервые МиГ-29 был показан на авиасалоне в Фарнборо в 1988 году. После объединения Германии самолеты МиГ-29, имевшиеся на вооружении ГДР достались Бундесверу, и по признанию немецких летчиков являются самыми маневренными истребителями НАТО. «Мечта любого пилота» — так отозвался о самолете один из немецких пилотов, летавших на нем – Карл Шоррет.

Кроме России, самолеты МиГ-29 имеются на вооружении стран СНГ, а также Кубы, Чехии, Германии, Индии, Ирана, Ирака, КНДР, Малайзии, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Югославии, Венгрии и Болгарии. Стокгольмский институт проблем мира целое десятилетие называл МиГ-29 самым востребованным легким истребителем мира.

Самолет представляет собой одноместный истребитель, выполненный по интегральной аэродинамической схеме с плавным сопряжением низкорасположенного крыла и фюзеляжа, дающим повышенные несущие свойства, двумя разнесенными двигателями и двухкилевым вертикальным оперением. В конструкции использованы алюминиево-литиевые сплавы. Широко применен углепластик, с использованием которого выполнены поверхности управления. Крыло имеет развитые корневые наплывы, обеспечивающие высокие несущие свойства на больших углах атаки. Угол стреловидности по передней кромке консолей крыла 42 градусов, корневых наплывов (у борта фюзеляжа) — 73,5 градусов. Механизация крыла включает автоматически управляемые маневренные предкрылки по всему размаху и закрылки. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок с плоскими боковыми стенками в зоне кабины летчика. Аэродинамика самолета улучшена установкой на штанге ПВД пластин — генераторов вихрей. Между соплами двигателей расположены расщепляющиеся тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта. Кроме РЛС самолет оснащен также теплопеленгатором и связанным с ним лазерным дальномером, что позволяет атаковать цель в режиме радиомолчания. Вооружение самолета составляют различные ракеты класса «воздух-воздух» (до 7) и скорострельная пушка ГШ-301 калибра 30 мм.

Кабина оснащена системой отображения информации на фоне лобового стекла, а также нашлемной системой целеуказания. Последняя позволяет пилоту мгновенно произвести захват цели головками самонаведения ракет, лишь посмотрев на цель. На ручке управления имеется кнопка, мгновенно переводящая самолет в состояние горизонтального полета с нулевым креном при потере пилотом ориентировки. Катапультируемое кресло К-36 позволяет пилоту в критической ситуации покинуть машину даже на нулевой высоте. Система речевой индикации (именуемая пилотами «Наташа») предупреждает об опасном режиме полета или угрозе со стороны противника, выдавая женским голосом речевые сообщения типа: «слишком низкий заход на посадку», или «сзади противник».

Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльевых узлах МиГ-29 есть шесть управляемых ракет (УР) ближнего боя Р-60М или малой дальности Р-73 с ИК ГСН; четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р-27РЭ с радиолокационной или Р-27ТЭ с ИК системой наведения. Для действий по наземным целям самолет оснащается бомбами, блоками НАР калибром 57, 80, 122 и 240 мм. Возможно использование УР класса «воздух—поверхность» Х-25М с пассивным радиолокационным, полуактивным лазерным и радиокомандным наведением. На МиГ-29К могут устанавливаться УР Х-29 с ТВ- или лазерным наведением, а также сверхзвуковая противокорабельная ракета Х-31А.

Самолет МиГ-29 оснащен радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-29, включающим импульсно-доплеровскую РЛС НО-93 (сопровождение до 10 целей на проходе и обнаружение, и сопровождение целей на фоне земли, превышение целей 13 км, снижение 6,5 км, предельные углы сопровождения цели: по вертикали +60'/ - 38', по горизонтали +67'/-67') и БЦВМ Ц100.02-06. На самолете МиГ-29С установлен усовершенствованный РЛПК-29С (добавлен режим картографирования местности, увеличены возможности по действию против наземных и надводных целей). Дальность обнаружения цели класса истребитель: на фоне свободного пространства 75 км, на фоне земли на встречном курсе 65 км, на погонном курсе 35 км. Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПРНК-29 включает оптико-электронную прицельную систему ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из квантовой оптико-локационной станции КОЛС (ИК датчик, коллимированный с ним лазерный дальномер, дальность обнаружения воздушной цели 15 км, дальность действия лазерного дальномера 6 км, зона обзора: по азимуту +30'/-30' или +15'/-15', по углу места +15'/-15') и автономной нашлемной системы целеуказания Ш-ЗУМ (обеспечивает выдачу информации об углах визирования цели обеими прицельными системами ракетам с ТГС, а также выдачу информации летчику о состоянии систем и готовности ракет к пуску. Информация выводится в виде символов на специальный нашлемный отражатель).

В кабине установлен индикатор прямого видения. Самолет оснащен системой автоматического управления САУ-451-04, системой автоматического регулирования управления АРУ-29-2 и системой управления триммерным эффектом. Имеется аппаратура командной радиолинии управления «Бирюза» 3502-20, обеспечивающая взаимодействие с наземными автоматизированными системами наведения, и система автоматического управления САУ-454. В кабине установлено катапультное кресло К-З6ДМ, обеспечивающее возможность покидания самолета в диапазоне скоростей от 0 до соответствующих М=2,5 и высот от 0 до 25 000 м.

В рамках отработки основных истребительных маневров пилоты американкой 480 истребительной эскадрильи сражались в маневренных боях «собачья схватка» с истребителями МиГ-29 болгарских ВВС. Как рассказывает журнал Air Forces Monthly, болгарские «двадцатьдевятые» впервые смогли вплотную встретиться с американскими истребителями F-16 блок 50, являющимися гораздо более современным, мощным и маневренным противником, вооруженными высокоманевренной ракетой AIX-9X и оснащенными нашлемной системой целеуказания. Капитан Славов, один из наиболее опытных болгарских летчиков-истребителей, который принимал участие в не менее 10 международных учениях (летал на МиГ-21, в 2007 г. переучился на МиГ-29), заявил: «По моему мнению, истребитель F-16 блок 50 в общих чертах похож на другие модификации F-16, которые регулярно навещали авиабазу «Граф Игнатьев» для совместных учений с нашими Мигами. Блок 50 оснащен двигателем General Electric F110-GE-129, который имеет большую тягу, чем двигатели, установленные на модификациях блок 30 и блок 40, с которыми я сталкивался в учебных воздушных боях. Но в маневренном бою это преимущество не обязательно трансформируется в большую маневренность. Поэтому тактика МиГ-29 в бою против F-16 блок 50 остается такой же, как и в отношении других модификаций американского истребителя, а именно, выживание после первого пуска ракет, а затем переход в маневренный бой с высокими перегрузками. После одного-двух кругов F-16 теряет слишком много энергии и становится относительно легкой целью, так как МиГ-29 обычно сохраняет намного лучшее положение в области энерговооруженности».

Болгарские ВВС не использовали нашлемные системы целеуказания на МиГ-29 в ходе учений, и летчики «двадцатьдевятых» вылетали на пилотаж, надеясь только на выдающуюся маневренность своих самолетов при наведении своих учебных ракет Р-60 в ситуациях, когда противник находится за пределами видимости. Капитан Янков, летчик-инструктор МиГ-29 из Независимого Учебного Звена, базирующегося на авиабазе «Граф Игнатьев», отметил, что характеристики МиГ-29УБ хуже по сравнению с одноместным вариантом в тех случаях, когда речь идет о столкновениях в пределах визуальной видимости. «Как правило, мы летаем на «спарках» на пилотаж для вывоза американских летчиков в качестве второго пилота, а они оказывают ту же услугу для наших пилотов, вывозя их на F-16D. Мне повезло вылететь на пилотаж на одноместном истребителе, и он оказался намного лучше с точки зрения обзорности», - отметил Янков.

Одноместный МиГ-29 также лучше с точки зрения наличия датчиков обнаружения целей в «собачей схватке» за счет режима «ближний бой» РЛС Н019 «Топаз». У «спарок» нет РЛС, и летчик может рассчитывать только на оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с квантовой оптико-локационной станцией, который имеет область обзора 4 на 6 градусов для получения более высоких возможностей по захвату целей.

Капитан Славов, который провел пять боев «один на один» («собачьи схватки» с высокими перегрузками) в ходе учений, отметил, что нашлемная система целеуказания вместе с ракетой AIX-9X являются единственными серьезными преимуществами F-16 в высокоманевренном ближнем бою. «Вам нужно только оставаться вне зоны поражения F-16, но когда речь заходит о маневрировании, лучше МиГ-29 среди истребителей его поколения нет ничего. У меня богатая практика маневренных боев против опытных и начинающих пилотов F-16, и, по моему мнению, единственная разница между ними заключается в том, насколько быстро они позволят моему МиГ-29 выйти в позицию для открытия огня», - рассказывал он.

Наш МиГ-29 приводит в восторг западных летчиков даже спустя много лет, когда технологические стандарты в авиации скакнули далеко вперед. Вот что вспоминает натовский коммандер Ade Orchard: «В ходе одной из моих последних командировок на Сардинию мы повстречали нашего вероятного противника – истребитель МиГ-29. У нас появилась возможность провести учебные бои с восточногерманским МиГ-29, тем маленьким, мощным, практически невидимым истребителем, который мы изучали только на бумаге. Хотелось бы отметить, что истребитель показался несколько переразмеренным, как я и предполагал, но, это было следствием компромисса, на который пошли при разработке данного проекта в 1980-е гг. для достижения исключительной маневренности. Двигатели на МиГ-29 представляли нечто примитивное – вы могли наблюдать дымный след от самолета на расстоянии 16 км, но двигатели обладали такой тягой, что сообщали самолету очень значительную тяговооруженность, которая на средних высотах превосходила таковую у Sea Harrier. Кроме того, ранняя система нашлемного целеуказания и маневренные ракеты Р-73 с инфракрасной головкой самонаведения (ИКГСН) не давали нам расслабиться».

Разновидности МиГ-29:

  • МиГ-29 - исходный одноместный фронтовой истребитель. Серийное производство началось в 1982 г на заводах в г Москве (МАПО) и г Горьком. На вооружение ВВС СССР самолет начал поступать в 1983 году, а в 1986 г первые самолеты поступили в западную группу войск в ГДР
  • МиГ-29К - многоцелевой всепогодный корабельный истребитель-бомбардировщик с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями РД-ЗЗК. Создан в 1988 году.
  • МиГ-29КВП - промежуточный вариант, построенный для отработки взлета с трамплина и посадки на аэрофинишер Может использоваться как боевой самолет, а также как тренировочный для летчиков корабельной авиации на наземных аэродромах.
  • МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием. На данном самолете применена многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС «Жук», что позволяет обнаруживать цели до 100 км и увеличивать число режимов работы. Она дает возможность осуществлять скрытое сопровождение на проходе до десяти целей одновременно и впервые в практике вести одновременный обстрел до четырех воздушных целей при использовании ракет с активной ГСН В режиме «воздух-поверхность» возможно картографирование действительным лучом или синтезированной апертурой, обеспечение маловысотного полета с автоматическим облетом и обходом препятствий. Возможен залповый пуск оружия с ТВ-наведением.
  • МиГ-29МЭ - экспортный МиГ-29М
  • МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой истребитель.
  • МиГ-29СМ унаследовал от МиГ-29СЭ (самолеты, подобные этой модификации, были поставлены в Малайзию) все нововведения: увеличенная бомбовая нагрузка (до 4 т), дозаправка в воздухе, ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, повышающими шанс победить в дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две модификации по основным параметрам не уступают или превосходят, разрабатываемый «Еврофайтер» - истребитель следующего поколения.
  • МиГ-29СМТ - новая экспортная модификация МиГ-29М. Унифицированная (т. е. впоследствии будет ставится на все российские истребители) кабина с 3 ИЛС, легче на 900 кг за счет импортной элементной базы. Hовая РЛС (с автоматическим картографированием местности). Дополнительные баки. Бомбовая нагрузка (до 4 тонн) и дальность (до 3500 км) увеличены.
  • МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.
  • МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.
  • МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант, создан в 1981 году.
  • МиГ-29УБТ - двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий. Первый полёт 10.08.98.
  • МиГ-29 с поворотными соплами двигателей - экспериментальный самолёт для отработки системы отклонения вектора тяги, которая, возможно, найдёт применение на многоцелевом истребителе следующего поколения, разрабатываемом с 1988 г. на основе МиГ-29.
  • МиГ-33 - МиГ-29М
  • МиГ-35 - глубокая модернизация МиГ-29М (МиГ-33)

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Эксперт online.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

08.01.2014 ВВС США вооружатся новым секретным беспилотником RQ-180 разработки компании Northrop Grumman 03.01.2014 Россия испытает новый бомбардировщик ПАК ДА в 2019 году 30.12.2013 Россия создаст новый легкий истребитель 26.12.2013 Новый истребитель Typhoon Tranche 3 (T3) выполнил первый полет 03.12.2013 Краткий обзор проектов гибридных летательных аппаратов 25.10.2013 Россия предложила Бразилии принять участие в разработке истребителя пятого поколения Т-50 07.10.2013 "Сухой" определил дату премьеры ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА), создаваемого на основе технических решений, использованных в перспективном истребителе Т-50 (ПАК ФА) 27.09.2013 Палубные МиГ-29 выполнили ночные полеты с «Викрамадитьи» 17.06.2013 Глава Российской Самолетостроительной Корпорации (РСК) "МиГ" Сергей Коротков: контракт на НИОКР по беспилотникам заключен с Минпромторгом России 07.05.2013 CompMechLab-Hi-Tech-AVIA-Review. Инновационные летательные аппараты: МС-21, Boeing X-48C, БПЛА UCLASS, F-35 JSF, перспективный конвертоплан третьего поколения. Представлены видеосюжеты 03.05.2013 Президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян рассказал, что мешает российскому авиастроению быть конкурентоспособным 20.01.2013 Российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) совершил первый длительный перелет, преодолев 7 000 км. Видео "Т-50 - технологии взлёта", особенности конструкции Т-50, тактико-технические характеристики Т-50 в сравнении с истребителем ВВС США F22 Raptor 12.11.2012 Корпорация «МиГ» завершила второй этап летных испытаний палубного истребителя МиГ-29К на тяжелом авианесущем крейсере "Викрамадитья" 05.10.2012 Госдума России создает Фонд перспективных исследований - российский аналог американского Агентства перспективных разработок (DARPA) 05.08.2012 1. Палуба "Викрамадитьи" встретилась с колесами истребителя МиГ-29КУБ 2. О работах CompMechLab® НИУ СПбГПУ по расчетному сопровождению проектирования и изготовления палубных аэрофинишеров - сложнейших технических устройств любого современного авианосца 13.06.2012 CompMechLab-Hi-Tech-Review - Вооружение России: бомбардировщик Су-34, истребители Су-27, Су-35 и МиГ-29, ПАК ФА Т-50 12.12.2011 Пентагон модернизирует войска США: перечень новинок

fea.ru

Базовый расход топлива - энерговооруженность автомобиля

 

Проблема снижения расхода топлива, хроническая головная боль большинства российских автолюбителей, имеет привычку чуть ли не ежегодно напоминать о своей актуальности, одновременно с началом дачного сезона или после очередного подорожания топлива. Естественно, что каждый хотел бы ездить на автомобиле, потребляющем минимальное количество недорого топлива, но при этом остающимся вполне динамичным и скоростным. В принципе, многие и машину-то себе выбирают только исходя из этого критерия: чем меньше топлива потребляет машина, тем лучше. И именно поэтому у нас так популярны дизельные и малолитражные автомобили. Правда, брать совсем маленький автомобиль только в угоду экономии никто не станет: все-таки русский человек по-прежнему покупает себе один автомобиль на всю жизнь, поэтому от покупки требуется не только экономичность, но и большая грузоподъемность и пассажировместимость. А это значит, что предпочтение отдается сравнительно крупным автомобилям, но с самым возможно малым объемом двигателя.

Те, кто ездил на таких машинах, уже знают, что особой экономии в данном случае не будет, хотя бы по той простой причине, что «хилый» автомобиль практически все время работает в полную силу, в то время как версии с более мощным мотором обычно используют около 2/3 всей мощности. Есть такое понятие «энерговооруженность» — соотношение единицы мощности автомобиля к его массе, и именно этот критерий является доминирующим при определении расхода топлива. В реальной эксплуатации это особенно важно при движении на загруженном автомобиле — если у вас в салоне сидят пять человек, да и багажник заполнен под завязку, то у маломощного автомобиля расход топлива может возрасти просто до неприличия. К примеру, у 1,3-литрового «Гольфа» при постоянной скорости 90 км/ч он может составить почти 11 л/ 100 км, в то время как этот же автомобиль, но с 1,8-литровым мотором будет потреблять чуть более 8,5 л/100 км. Почему? Да потому что первому автомобилю для поддержания данного скоростного режима потребуются все его 60 «лошадей», и при этом малейшее увеличение скорости возможно будет только после перехода на пониженную передачу. Исходя из этого, можно предположить, что даже на автомобиле с довольно мощным мотором можно добиться вполне приемлемого расхода топлива, вопрос только в том, как это делать. О различных способах вождения, позволяющих хоть немного снизить расход топлива, мы уже рассказывали не один раз, но сегодня речь пойдет не столько о технике вождения, сколько о различных хитростях, влияющих на расход топлива. О том, как путем несложной подготовки получить еще 10-20% экономии.

Далеко не секрет, что при желании автомобильные фирмы давно могли бы выпускать машины, расходующие примерно 2-3 литра на 100 километров пути, причем цена этих автомобилей могла быть даже ниже, чем на обычные модели. Вопрос в другом — чем вы как владелец автомобиля готовы пожертвовать ради снижения расхода топлива? Разгонной динамикой? Максимальной скоростью? Грузоподъемностью? Или всем этим сразу? Ради экономии топлива никто не готов жертвовать ни комфортом, ни динамикой, а поэтому приходится искать способы экономии топлива на обычных серийных автомобилях. И они есть, о них знают многие, вот только используют их далеко не всегда. В этом плане показательны различные эко-ралли, довольно регулярно проводимые в России. Что такое ралли, знают почти все, а вот приставка «эко» порождает совершенно различные ассоциации. Хотя суть этих соревнований проста: экипажу-участнику, как и в обычном ралли, нужно доехать до финиша быстрее своих соперников, но в эко-ралли при этом нужно еще и потратить как можно меньше топлива. То есть нужно добиться совершенно несовместимого: высокой средней скорости и максимальной экономии топлива. И практически всем участникам удалось добиться невероятных результатов. После подсчета оказалось, что в среднем участникам понадобилось около 4,5 л/100 км! Результат, может быть, и не самый выдающийся, но вся суть в том, что участники ехали на серийных ВАЗ-2110. Причем, согласно правилам, никакого вмешательства в конструкцию автомобиля не должно было быть, а это значит, что примерно такого же расхода топлива можно добиться и на обычном автомобиле. А нужно для этого, в принципе, немного — небольшие технические уловки и особый стиль вождения.

К примеру, участники вышеупомянутого соревнования добились столь выдающихся результатов весьма нехитрым способом: подкачкой шин и максимального снижения аэродинамического сопротивления. Конечно, основную роль играет техника вождения, но и без предварительной подготовки тоже кое-что получается. Начинается все с давления в покрышках. Если позволяют дорожные условия, то нужно повысить его, чтобы уменьшить пятно контакта покрышки с асфальтом. В идеале будет еще лучше, если у вас стоит не очень широкая резина — потери на качение шин огромны, особенно широченных «лаптей». Естественно, автомобиль должен быть полностью исправен, особенно это касается ходовой части. Если вы сделали все как надо, то далее дело остается за малым: нужно добиться минимального коэффициента аэродинамического сопротивления. Говоря проще, сделать автомобиль максимально обтекаемым для встречного потока. Речь не идет о спойлерах и специальных аэродинамических «юбках», реально влияющих на данный показатель — достаточно просто не ухудшать аэродинамику вашего автомобиля. Не открывайте боковые окна и форточки, особенно если вы едете на большой скорости, демонтируйте багажник на крыше, если он у вас есть. А для более заметного снижения сопротивления встречного воздуха старайтесь использовать динамический «коридор», возникающий за каждым автомобилем. Проще говоря, если вы всю дорогу на своей малолитражке будете ехать за большим представительским седаном или внедоророжником, а еще лучше — микроавтобусом, то на борьбу со стихией ваш автомобиль будет тратить гораздо меньше топлива.

motornoe.com

Высокая энерговооруженность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Высокая энерговооруженность

Cтраница 1

Высокая энерговооруженность СССР обеспечивает создание материально-технической базы коммунизма.  [1]

Электротермические производства требуют весьма высокой энерговооруженности и являются крупнейшими потребителями электроэнергии. Поэтому естественно, что их развитие становится возможным только после создания в стране мощной энергетической базы.  [2]

Такая производительность была достигнута благодаря высокой энерговооруженности труда, которая составляла 67 7 - 69 1 кВт / чел.  [3]

Современное техническое состояние промышленности и транспорта определяется их высокой энерговооруженностью, где решающая роль принадлежит электрическим машинам: практически вся электроэнергия производится на электростанциях турбо - и гидрогенераторами, а большая часть электрической энергии преобразуется в механическую с помощью электродвигателей.  [4]

Из анализа статистических данных о пожарах на предприятиях с высокой энерговооруженностью следует, что наиболее тяжелые последствия возникают при воспламенении кровельных покрытий по стальному профилированному настилу с полимерными утеплителями. До 75 % таких пожаров заканчиваются обрушением несущих металлоконструкций. Существующие способы их тушения являются недостаточно эффективными даже при сосредоточении значительных сил и средств. Эти пожары, как правило, приводят к большим экономическим потерям и свидетельствуют о недооценке степени опасности таких конструкций проектирующими организациями и слабой научной проработке этой проблемы.  [5]

Обладая значительным научно-техническим потенциалом, развитой сетью производственных организаций, высокой энерговооруженностью и мощной индустриальной базой, АО Роснефтегазстрой играет ведущую роль в выполнении строительных программ в нефтяной и газовой промышленности.  [6]

Целесообразность использования руднотермических печей в качестве регуляторов определяется большой мощностью установок и высокой энерговооруженностью рабочего.  [8]

Комплекс мореходных качеств предопределяет целесообразность применения обводов Блегга для быстроходных глиссирующих судов с высокой энерговооруженностью, предназначенных для эксплуатации на значительном волнении при небольшой нагрузке.  [10]

А специфической особенностью была высокая трудоемкость технологических процессов, определяющая большую численность работающих даже при проектируемой относительно высокой энерговооруженности.  [11]

Зарубежные фирмы идут по пути создания комбайнов с большой массой ( до 150 т) и высокой энерговооруженностью привода исполнительного органа.  [12]

Конструкторским коллективом О. К. Антонова были переданы на летные испытания транспортные самшеты Ан-8 грузоподъемностью 11 т с двумя турбовинтовыми двигателям АИ-20Д и Ан-12 грузоподъемностью 20 т с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 ( см. табл. 25), обладающие хорошими взлетно-посадочными качествами, высокой энерговооруженностью и приспособленные ко взлету и посадке на грунтовых аэродромах.  [13]

Эффективность отработки долот непосредственно связана с уровнем механической скорости бурения, буримостью горных пород, зависящих ( при прочих равных условиях) от осевой нагрузки на долото и частоты его вращения. Высокая энерговооруженность современных буровых установок позволяет существенно форсировать режимы бурения и, тем самым, повышать эффективность процесса разрушения горных пород. Технические факторы, ограничивающие эту возможность, связаны с недостаточными эксплуатационными характеристиками бурильных колонн, забойных двигателей и породоразрушающих инструментов. Применительно к шарошечным долотам одним из факторов, ограничивающих их восприимчивость к осевым нагрузкам и частоте вращения, считаются неудовлетворительные трибо-технические показатели смазочных материалов, которые используют для заправки опор. Создание рецептур смазочных материалов, обладающих высокими триботехническими свойствами при существующем диапазоне изменения указанных энергетических параметров и их форсировании, входит в круг актуальных задач буровой технологии.  [14]

Эффективность отработки долот непосредственно связана с уровнем механической скорости бурения, буримостью горных пород, зависящих ( при прочих равных условиях) от осевой нагрузки на долото и частоты его вращения. Высокая энерговооруженность современных буровых установок позволяет существенно форсировать режимы бурения и тем самым повысить эффективность процесса разрушения горных пород. Технические факторы, ограничивающие эту возможность, связаны с недостаточными эксплуатационными характеристиками бурильных колонн, забойных двигателей и породоразрушающих инструментов.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ - это... Что такое ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ?

 ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ

коэффициент энергификации труда, показатель вооруженности двигательной силой рабочих единиц, занятых в производстве. Э. измеряется количеством №, приходящимся на одного работника, занятого на данном производстве, или количеством сило-часов работы двигателей, приходящимся на человеко-час, затраченный в производстве.

Приход

Расход

Род двигателей

Выработано млн. сило-часов

%

Виды потребителей

Потреблено млн. сило-часов

%

Тракторы

5 580

21,9

Автомашины

1 740

6 8

Совхозы

4 530

17,7

Стацион. двигатели

1 350

5,3

Колхозы

15 500

61,0

Электроустановки

160

0,6

Единоличники

5 500

21,3

Рабочий скот

16 700

65,4

Колхозы

15 500

61,0

Баланс

25 530

100%

Баланс

25 530

100%

В сельском хозяйстве под двигательной силой подразумеваются как механические двигатели, так и рабочий скот. Э. с. х-ва СССР бурно растет в совхозах и колхозах, что видно из таблицы:

Приходилось сило-часов на одного:

В 1929 г.

В 1933 г.

Всей энергии

В т. ч.

механической

Всей энергии

В т. ч. механической

2 110

1 660

4 130

3 230

Колхозника трудоспособного .

255

105

440

150

Единоличника "

390

-

220

Э. различна для разных отраслей, стран, секторов и областей. Она является измерителем технического прогресса и высоты технической структуры.

В условиях практической работы в совхозе и МТС мощно сравнивать движение Э. за различные годы у разных колхозов и участков для суждения о различии в технических условиях роста производительности труда, повышения норм выработки и т. д.

Чтобы исчислить Э. в данной MТС или совхозе, надо общее годовое количество затраченной всеми двигателями энергии (работы) разделить на среднегодовое число работников. Пример: в МТС работает 50 тракторов по 15 НP каждый, общею мощностью 750 НP по 2 000 час. полезной работы в год, а всего за год 1 500 тыс. сило-часов; 20 локомобилей по 10 НР, 1 000 часов в год, что дает 200 тыс. сило-часов, и 1 000 лошадей в колхозах (мощность 1 лошади = 0,7 НР) общей мощностью 700 НР по 1 200 часов в году, что дает 840 тыс. сило-часов. В районе деятельности МТС-5 000 трудоспособных колхозников, принимающих участие в производственном процессе. Отсюда Э. колхозника данного района равна (1500 + 200 + 840) : 5 = 508 сило-часам.

Сельскохозяйственный словарь-справочник. — Москва - Ленинград : Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз». Главный редактор: А. И. Гайстер. 1934.

  • ЭНЕРГОБАЛАНС
  • ЭНЗИМЫ

Смотреть что такое "ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ" в других словарях:

  • энерговооруженность — энерговооруженность …   Орфографический словарь-справочник

  • Энерговооруженность — степень насыщенности ВС энергией силовых установок всех видов (атомных, дизельных, электрических и др). Обычно выражается отношением потребляемой энергии (в кВт ч) к числу личного состава армии, числу членов экипажа корабля и т. п. EdwART.… …   Морской словарь

  • энерговооруженность — сущ., кол во синонимов: 1 • энерговооружённость (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Энерговооруженность — – статистически экономический показатель, характеризующий отношение сумм затрат всех видов энергии, используемой в производственном процессе, к числу рабочих. [Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Энерговооруженность — энерговооружённость ж. 1. Показатель, отражающий отношение суммарных затрат всех видов используемой в производстве энергии к общей численности рабочих. 2. Количество энергии, приходящееся на какую либо производственную единицу. Толковый словарь… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • энерговооруженность — ЭНЕРГОВООРУЖЁННОСТЬ [нэ], и; ж. Количество энергии на какую л. производственную единицу (завод, цех и т.п.) …   Энциклопедический словарь

  • Энерговооруженность — показатель, характеризующий связь затрат живого труда с производственным потреблением механической и электрической энергии. Характеризуется отношением мощности всех двигателей к среднесписочной численности производственного персонала или рабочих …   Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

  • энерговооруженность строительства — Показатель уровня механизации, характеризуемой отношением энергетической мощности или количества потреблённой энергии к отработанному количеству человеко часов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]… …   Справочник технического переводчика

  • энерговооруженность труда — Показатель уровня механизаци и труда, характеризуемый отношением суммарной мощности установленных двигателей или расхода энергии к среднесписочному числу рабочих, занятых на строительно монтажных работах или к количеству отработанных ими человеко …   Справочник технического переводчика

  • Энерговооруженность труда —         показатель, характеризующий связь затрат живого труда с производственным потреблением механической и электрической энергии, заменяющей применение физической силы человека. Повышение Э. т. одно из основных условий научно технического… …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

Энерговооруженность - рабочая - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Энерговооруженность - рабочая

Cтраница 1

Энерговооруженность рабочих ( энерговооруженность труда) определяется суммарной мощностью двигателей, установленных на используемых в строительстве машин и механизмах ( кВт), приходящейся на одного рабочего, занятого в строительстве.  [1]

Энерговооруженность рабочих определяется общей мощностью двигателей, используемых в строительстве машин, установок и механизмов ( в кет), приходящейся на 1 рабочего, занятого на выполнении работ в строительстве.  [2]

Энерговооруженность рабочих показывает величину установленной мощности двигателей, используемых машин и механизмов, приходящуюся на выполненный объем работ по монтажу.  [3]

Энерговооруженность строительства характеризует собой по существу энерговооруженность рабочих и представляет отношение мощности двигателей ( кВт) всех машин и оборудования данного строительства к среднесписочному составу рабочих, занятых на строительстве.  [4]

Опыт показал, что при выполнении работ механизмами энерговооруженность рабочих при поточном способе производства работ доходит до 8 - 10 л. с. на каждого списочного рабочего основного производства.  [5]

Из приведенных цифр явствует, что за 10 лет энерговооруженность индустриальных рабочих возросла в 2 5 раза, а электровооруженность - в 4 раза. При этом энерговооруженность рабочих в производстве средств производства росла быстрее, чем в производстве предметов потребления, и уже к началу второй пятилетки вдвое превышала энерговооруженность рабочих II подразделепия. Один киловатт механической энергии по мощности можно приравнять примерно 16 рабочим в условиях ручного труда. Значит, можно сказать, что в советской промышленности на каждого рабочего уже в 1937 г. приходилось не менее 50 равных ему по силе механических помощников, повышающих производительность живого труда, причем каждый из них мог без устали работать не 8 часов в сутки, а сколько потребуется, обслуживая производство в две шш три смены.  [7]

Так, не следует в модель производительности труда включать и энерговооруженность рабочих, и их фондовооруженность, так как эти факторы тесно связаны друг с другом в большинстве объектов.  [8]

Для получения характеристики вооруженности рабочих как электрической, так и механической энергией исчисляют коэффициенты энерговооруженности рабочих и энерговооруженности труда. Способ их расчета аналогичен описанному методу исчисления коэффициентов электровооруженности, с той лишь разницей, что числителем служат, соответственно вся энергетическая мощность и вся потребленная энергия, а не только мощность электрического привода и потребленная электроэнергия. Разность между коэффициентом энерговооруженности и коэффициентом электровооруженности является коэффициентом ме-хановооруженности.  [9]

Оснащенность строительных организаций ручными машинами характеризуется наличием машин в штуках, приходящихся на одного строительного рабочего. Энерговооруженность рабочих характеризуется мощностью ручных машин в киловаттах, приходящейся на одного рабочего.  [10]

Энерговооруженность характеризует связь затрат живого труда с производственным потреблением механической и электрической энергии, заменяющей применение физической силы человека. Различают энерговооруженность рабочих и энерговооруженность труда. См ( i n) / i; Ч и Чц - соответственно численность рабочих, занятых в I и II смены.  [11]

Из приведенных цифр явствует, что за 10 лет энерговооруженность индустриальных рабочих возросла в 2 5 раза, а электровооруженность - в 4 раза. При этом энерговооруженность рабочих в производстве средств производства росла быстрее, чем в производстве предметов потребления, и уже к началу второй пятилетки вдвое превышала энерговооруженность рабочих II подразделепия. Один киловатт механической энергии по мощности можно приравнять примерно 16 рабочим в условиях ручного труда. Значит, можно сказать, что в советской промышленности на каждого рабочего уже в 1937 г. приходилось не менее 50 равных ему по силе механических помощников, повышающих производительность живого труда, причем каждый из них мог без устали работать не 8 часов в сутки, а сколько потребуется, обслуживая производство в две шш три смены.  [13]

В процессе анализа использования основных фондов необходимо обращать внимание на техническую оснащенность производственных цехов и участков, на механизацию и автоматизацию производственных процессов и их влияние на повышение производительности труда рабочих. Одновременно устанавливается степень энерговооруженности рабочих.  [14]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru


Смотрите также