Лесовоз модели Сису – история и описание финского грузовика. Финский двигатель сису


Sisu - Дальний бой

История

Логотип Sisu Auto

Sisu Auto — финская компания производящая грузовые автомобили. Sisu в переводе с финского означает «упорство, выносливость, несгибаемость».

Sisu была создана в 1931 году. В 1932 году компания начала выпуск 1,5-тонных грузовиков S-321 и S-323 (оснащённых двигателями Volvo Penta шведского производства), которые начали поступать на вооружение финской армии.

В 1934 году компания начала производство грузовиков SO-3 (оснащённых двигателем финского производства), в 1936-1937 гг. изготовила для финской полиции броневик «Sisu«, в 1938 году — начала производство 3,5-тонных грузовиков Sisu SH-6 (оснащённых американскими двигателями Hercules).

Уже к концу 1950-х годов компания самостоятельно изготовляла все узлы для своих грузовиков, смело внедряла передовые технические новинки. СССР стал постоянным покупателем грузовиков Sisu только в начале 70-х годов. Первая партия состояла из автомобилей-рефрижераторов для обслуживания магазинов «Океан». Затем в СССР было поставлено несколько сот лесовозов, тягачей, самосвалов и других машин Sisu.

Sisu Auto входит в состав концерна Оу Sisu AB, выпускающего технику для лесного хозяйства, тракторы, портовые тягачи и погрузчики, военное оборудование. С 1996 года Оу Sisu AB — полноправный член машиностроительной группы Partek. Фирма Sisu Auto владеет заводом в Карьяа, недалеко от Хельсинки, где занято 670 человек. Ежегодный объём производства в 60 — 70-х составлял свыше 1000 машин, в 80-е годы этот показатель снизился до 750 единиц, в начале 90-х упал еще на треть. В последние годы выпускается по 500-550 грузовиков. Из них около 85 % остаются в Финляндии. Доля Sisu на местном рынке в классе грузовиков полной массой свыше 16 т. — около 25 %. В сокращении объемов производства Sisu «повинен» и восточный сосед, выбывший на несколько лет из числа постоянных покупателей. Тем не менее, финская фирма продолжает делать ставку на российский рынок. В самое последнее время возобновились поставки (в том числе по лизингу) автомобилей Sisu в северные регионы России (уже отправлено более 100 машин). Специфические особенности эксплуатации тяжёлых АТС в Финляндии определяются потребностями горнодобывающей, деревообрабатывающей, строительной отраслей промышленности. Необходимы максимальная грузоподъёмность и эффективность эксплуатации независимо от дорожных или климатических условий — на это и нацелены конструктивные особенности грузовиков Sisu. Повышенная прочность шасси, особая надежность и эксплуатационная пригодность автомобилей к работе в холодном климате несколько перетяжелили конструкции, так как все Sisu, в основном, должны работать не только на шоссе, но и на грунтовых и заснеженных дорогах.

Sisu M 6

На сегодняшний день Sisu работает только по заказам и предлагает большое количество автомобилей с колесными формулами от 4×4 до 10×10, полной массой свыше 18 т. Машины комплектуются двигателями Caterpillar и Renault, трансмиссиями ZF, Allison и Fuller, раздаточными коробками Steyr, сцеплениями Spicer.

Самостоятельно Sisu изготавливает рамы, кабины, ведущие и ведомые мосты. Последние идут на экспорт во многие страны мира. Неведущие управляемые подъёмные мосты с электрогидравлическим приводом могут подниматься даже с полной нагрузкой автомобиля. Они устанавливаются спереди или сзади, а иногда сразу по обе стороны от задней ведущей оси. Это обусловлено именно той самой финской спецификой, когда, например, лесовозный автомобиль должен сначала работать в глубоком снегу на лесосеке, а потом выезжать с грузом на шоссейную дорогу. На бездорожье подъём одного-двух ведомых мостов позволяет увеличить сцепной вес на ведущую ось и повысить проходимость, а при движении по шоссе эти мосты опускаются, уменьшая осевые нагрузки. Автомобили или автопоезда полной массой 32; 44 и 60 т., транспортирующие груз по дорогам общего пользования, в Финляндии должны иметь соответственно 4, 5 и 7 осей. Так на Sisu появились необычные большегрузные самосвалы с колесными формулами 8×2 и 10×2 с несколькими подъёмными осями, 60-тонные лесовозы с трехосными тягачами 6×2 и 4-осными прицепами длиной до 22 м., автопоезда, состоящие из 5-осного тягача 10×4 и двухосного полуприцепа. Чтобы задействовать неведущие оси, используются специальные зубчатые барабаны, опускающиеся между колесами соседних осей и передающие примитивным фрикционным способом крутящий момент от ведущих колес на ведомые.

Чтобы победить холод, все модели оснащаются многочисленными системами подогрева: топливных фильтров, трубопроводов, тормозных механизмов, картеров коробки передач, ведущего моста, двигателя. В конструкции используются морозостойкие стали, пластмассы и резинотехнические изделия. Кабина покрывается многослойным антикоррозионным покрытием, имеет усиленную теплоизоляцию и мощные отопители. Шасси поражают массивностью и внушают уверенность в их надежности. Особо прочная рама собирается из швеллеров на болтах. Подвески — на широких рессорах. Огромные алюминиевые баки вмещают 400-500 л. топлива.

Статья о фирме Sisu

У маленьких автомобильных фирм нелады с собственной историей. Не исключение и Sisu: я, как ни старался, так и не обнаружил на заводе исторических экспонатов, за исключением картины с изображением старого грузовика. А между тем, эта небольшая финская компания выпускает грузовики почти семьдесят лет!

Начало

Все началось 1 апреля 1931 года, когда предприниматель Тор Несслинг основал компанию по производству автомобилей. Причем только год спустя, когда были построены первые двенадцать грузовиков, финны задумались: как их назвать? Был устроен конкурс на лучшее название, и победил некий Вейкко Арохонка, который предложил имя «Sisu«, что по-фински означает силу воли, мужество — качества, которые очень ценят финны.

У первых грузовиков-«двухтонок» под капотом стоял шведский мотор Volvo Penta. В 1934 году поставщика моторов решили сменить: вначале выбор пал на местную компанию Olimpia, но в конце концов остановились на американской марке Hercules. Кстати, Sisu того времени лишь на 22% состояли из «родных», финских комплектующих.

В 1938 году завод построил прототип бронеавтомобиля: близились суровые военные времена. Ровно через год началась советско-финская война, затем — вторая мировая… Во время войны завод был передан другому владельцу, который разделил фирму на две части.

Новая история

Sisu KB-112 1960 года

Одна из образовавшихся компаний в 1946 году возобновила производство по довоенным чертежам; поскольку завод был построен под местечком Ваная, автомобилям было дано имя Vanaja. Под этой маркой не один десяток лет выпускались грузовики, автобусы и разная спецтехника; забегая вперед, скажем, что в 1967 году Vanaja вновь объединилась с Sisu.

Вторая компания, Suomen Autoteollisuus, обосновалась под Хельсинки, в Карьяа: там и был построен нынешний завод Sisu. Вначале в Карьяа только собирали шасси, да еще варили кузова для автобусов и трамваев. Но уже в середине пятидесятых на рекламном проспекте завода красовались капотный грузовик и автобус на фоне пальм. (Откуда пальмы, если дальше Северной Европы Sisu никогда не продавались?…)

В 1963 году началось производство модели КВ-117: как утверждает Sisu, она стала первым в Европе массовым грузовиком с откидывающейся кабиной. Конечно, приятно быть первыми, но в этом случае финны несколько кривят душой: за год до них Volvo начал серийный выпуск модели Raske TIPTOP, у которой тоже откидывалась кабина.

В семидесятых годах Leyland, SAAB-Scania и Sisu образовали «тройной союз». Но из этого, как известно, ничего не вышло…

Sisu

В 1981 году на рынок вышла серия S. Сегодня эти машины вовсю работают в Финляндии; более того — они хорошо известны и у нас (особенно в северных районах и Карелии). Есть лесовозы, «дальнобойщики», строительные автопоезда, самосвалы, уборочные машины.

Кстати, об уборочных машинах: работа Sisu-снегоочистителя достойна отдельного описания. Мощный грузовик с отвалом на «носу» идет по магистрали, ничуть не мешая потоку — со скоростью 80 км/ч. Снег веером летит за обочину, причем чистится сразу полдороги. Красота! А еще на Sisu в свое время построили партию 600-сильных тягачей Mammut для работы под землей. «Мамонты» работали на шахтах LKAB в заполярной Швеции: их полная масса достигала 170 тонн!

Но сейчас «мамонты» отработали свое, и их заменяют на обычные автопоезда Volvo — уж слишком дорогой оказалась столь необычная техника.

Новейшая история

Весной 1996 года финны представили серию Sisu E. Тогда мы подробно писали об этих машинах; они нам очень понравились, но… Настоящие причины кризиса, который разразился на Sisu, до сих пор неизвестны. Говорят, что виной всему проблемы с российским лизингом, из-за которых фирма потеряла едва ли не десять миллионов долларов.

Как бы то ни было, в январе 1997 года компанией завладел концерн Partek; к тому же, явно не от хорошей жизни, был заключен договор с французской компанией Renault V. I.

Более того, продажей Sisu теперь ведает фирма Hansa Auto, которая на 50% принадлежит французам.

Sisu

В результате пришлось сворачивать производство собственных (и очень неплохих) кабин, и с тех пор все Sisu оснащаются кабинами от модели Renault Premium. Изменился и силовой агрегат: теперь устанавливаются в основном 12-литровые моторы Mack и КПП Renault (впрочем, в качестве альтернативы можно, как и раньше, установить 11- или 14-литровый Cummins и коробку передач Eaton).

Осталось упомянуть про гоночные тягачи: команда Sisu Racing существовала с 1989 по 1995 годы, и за это время она трижды завоевывала Кубок Европы. Затем гоночные Sisu перешли в собственность частной команды DRT, но с нынешнего года и она оставляет поле боя…

В иные времена финны продавали в Россию по 100 машин в год — пятую часть от всего объема производства.

Кроме того, на КамАЗе существовал проект сборки грузовиков с кабиной Sisu S. Дальше опытных образцов дело не пошло, но затем дочерняя фирма Альткам понемногу строила машины с этими кабинами. Сегодня проект умер окончательно…

Похоже, что после кризиса на Sisu и сами финны практически ушли с российского рынка. А одной из немногих «точек соприкосновения» остается RTE, Раменское грузовое предприятие под Москвой (там работает немало Sisu).

Мы уже писали о том, что в прошлом году пилот команды RTE Игорь Коновалов на гоночном Sisu выступал в гонках грузовиков — и занял десятое место в классе Race. В нынешнем году RTE вновь планирует выйти на гоночное кольцо. Осталось ждать совсем немного: чемпионат начнется в апреле.

Ф. ЛАПШИНФото автора и фирмы SisuГазета «Авторевю» 1997-1999 гг..

Бонус:

Яндекс ищет фото Sisu

www.dalniyboi.ru

Sisu, кофе и пончик — Авторевю

О маленьком финском производителе грузовиков Sisu мы упоминаем в Авторевю, как правило, в связи с Дакаром — поскольку гоночные КАМАЗы, МАЗы и IVECO оснащены мостами этой марки. Но сейчас у Sisu появилась новинка с колесной формулой 10х6, а я съездил в Финляндию, чтобы познакомиться с 76-тонным автопоездом местного производства. Правда, вместо его теста получил талон на кофе с пончиком...

На фоне европейских гигантов компания Sisu почти незаметна — поскольку ее объем производства в последнее время исчисляется даже не сотнями, а десятками. Судя по финской статистике, в 2013 году здесь сделали 103 машины, в ­2014-м — всего 35, в 2015-м — 53 экземпляра. А ведь еще десять лет назад завод выпускал по триста с лишним грузовиков!

Снимок из восьмидесятых: тогда марку Sisu носили и красавцы-тягачи

Пациент еле жив? Ничего подобного: на Sisu по-прежнему собирают под заказ нестандартные машины, качественные и дорогие. Кабины — от строительной модели Mercedes Arocs, рядные двигатели Евро-6 и коробки передач тоже мерседесовские (но по желанию устанавливается и любимый финнами несинхронизированный Eaton Fuller), ну а могучие рамы и мосты — собственные.

При этом финны — давние мастера по изготовлению машин с экзотическими колесными формулами, скажем 10х2/4 (пять осей, из которых только одна ведущая, а еще две поворотные) или 4х4+2 (полноприводное шасси с дополнительным «ленивцем», неведущим и подъемным). Кстати, последнюю формулу придумали финны, а подъемные оси они устанавливают с конца пятидесятых.

Колесная формула шасси Super-Polar — 10х6: всего осей пять, а ведущие — три последних, включая подъемную

Теперь появился еще и вариант 10х6 (его можно назвать и 10х6/4): он пятиосный, но какие мосты здесь ведущие? Понятно, что третий и четвертый, поскольку они с двойной ошиновкой. А еще? Как ни странно, и самый последний, подъемный!

Такое шасси заказали австрийцы — причем сперва оно поедет в Германию для установки самосвального кузова. Даже он будет необычным: не подъемным, а с мощной выталкивающей плитой. Так что этот пятиосник, названный Super-Polar, станет карьерным самосвалом грузоподъемностью 45 тонн — первым из довольно крупного заказа.

В Западной Европе подобные машины строят небольшие ателье на шасси известных марок (например, голландский BAS на базе Volvo) — естественно, с массой доработок. Шасси удлиняют и усиливают, заказывают специальные мосты, дорабатывают подвески... Выходит долго и очень дорого.

Sisu — тоже недешевые машины, но с изготовлением здесь все гораздо проще. Изначальная высота лонжеронов родной рамы — 46 сантиметров — позволяет обходиться без надрамника. Стандартной длины рамы не существует в принципе: как заказчик пожелает, так и отрежут! Мосты, повторим, собственные и тоже изначально мощные, рассчитанные на нагрузку до 14 тонн. Ну а кабину, мотор и коробку присылают с Мерседеса: остается только собрать все это вместе.

Несмотря на мерседесовскую кабину, у нынешних Sisu — свой эффектный облик

Но вариант 10х6 — экзотика даже по местным меркам, а я решил познакомиться с «обычным» самосвальным автопоездом полной массой 76 тонн (столько разрешено в Финляндии): Sisu 8х2 с трехосной задней тележкой плюс пятиосный прицеп.

На тест-драйв этой сцепки приглашало объявление на страничке Sisu в фейсбуке: tässä menee markkinoiden tukevin kippiauto, еще один шаг на рынок! Я живо представил себе поездку с 50 тоннами гранита по карьеру — и отправился в Финляндию, по адресу, указанному в объявлении.

И вот я на месте: мороз и солнце, бензоколонка Neste под Турку... И тот самый автопоезд, в котором грелись два финна в фирменных шапочках. Они не говорили по-английски, но дали понять, что поскольку тест-драйв проходит на дорогах общего пользования, то за руль пускают только с местными правами соответствующей категории. Даже европейские не годятся.

Состав из самосвала Sisu Rock с прицепом рассчитан на полную массу 76 т

При этом — ни карьера, ни загрузки, лишь пара километров по ровному шоссе вокруг местной деревеньки. Так что впечатлений с пассажирского сиденья осталось немного, но кое-что сказать могу. Во-первых, за счет высокой рамы и мощной подвески здесь сидишь выше, чем в сородиче Mercedes Arocs. ­Во-вторых, пятиосный прицеп, даже пустой, сильно толкается. И как маневрировать с ним задом — вообще не представляю! Наконец, здесь очень хорошая шумоизоляция и рокота мотора в кабине почти не слышно.

На прощание мне подарили талончик на бесплатный kahvi ja munkki — кофе с пончиком на той самой заправке. Я пил его и размышлял, почему у нас не умеют делать такие грузовики.

Между тем финны не оставляют надежд на наш рынок — и недавно показали на выставке «Российский лес» в Вологде свое видение лесовозного шасси для нашей страны — с колесной формулой 8х8, да еще и системой автоподкачки шин. Длина такого шасси — десять метров, а собственная масса — внушительные двенадцать тонн. При этом финны скромно указывают полную массу 40 тонн, но возможности такого шасси явно выше. А поскольку четырехосник предназначен для России, то 600-сильный дизель Mercedes V8 отвечает нормам Евро-5, причем силовой агрегат и кабина — от Актроса предыдущей серии MP3.

Шасси 8х8 на выставке «Российский лес»: кабина, 600-сильный двигатель V8 и ­«робот» PowerShift — от модели Mercedes Actros MP3, раздатка — ZF

Конечно, лесные дороги у нас не ахти, но вряд ли кому-то придет в голову покупать дорогущий полноприводный ­сортиментовоз экзотической марки. Так что это — скорее демонстрация возможностей, нежели заготовка под реальный ­автомобиль. 

autoreview.ru

Лезозаготовка с know-how по-фински | обзор mpark.pro

Лесодобыча – основная отрасль экономики Финляндии. Причем вывозом лишь товарного леса она не ограничивается – в переработку идет всё, от веток и сучьев до пней и торфа. А для вывоза всего этого финны используют специальный грузовой транспорт, о котором наш сегодняшний рассказ.

Про собственно лесовозы местной грузовой марки Sisu мы уже писали (Лесовозы Sisu), поэтому подробно на них останавливаться не будем, а рассажем о других машинах.

01. Самыми известными в роли сортиментовозов стали Sisu серии SM, выпускавшиеся с 1981 по 1996 годы. Именно они стали массово закупаться в наши леспромхозы, в варианте 6х2 с трехосными прицепами Jyki. Этот карельский сортиментовоз все еще в строю, после двадцати лет работы и полутора миллионов километров пробега.

02. «Надо больше золота», в смысле, леса... Финны продолжают увеличивать полные массы автопоездов. Этот трехзвенный сортиментовоз – рекордсмен в Европе: 34 метра длины и 104 тонны полной массы.

03. А этот новейший сортиментовоз Sisu Polar, вероятно, рекордсмен мира среди серийных грузовиков по мощности. Его гибридный привод (дизельный двигатель + электромотор) вкупе дают больше 900 л.с. мощности при моменте 3500 Нм.

04. Финны – большие хитрецы. Поскольку большинство перевозчиков – частники, они любят универсальность. Это пример комбинированного грузовика: внутри кузова-фургона установлены коники. Таким образом, он мог использоваться и в качестве лесовоза, и в качестве щеповоза.

05. Щепу финны потребляют активно, и для производства мебели, и в качестве источника энергии. Для превращения дерева в щепу они используют специальные машины – «чипперы». Это модель Giant 8 от одного из местных производителей, LHM Hakkuri, на длиннобазном шасси Sisu E11 8x4.

06. Процесс в действии: манипулятор (тоже финский, Kesla) подает дерево в измельчительный барабан с приводом от двигателя, готовая щепа «выплевывается» в кузов щеповоза с подъемной крышей. В этом случае чиппер другой местной марки, Heinola, на шасси Sisu Polar первого поколения.

07. Типичный финский прицепной щеповоз – семь осей, 60 тонн полной массы. Этот Sisu – последний, комплектовавшийся американскими агрегатами. Двигатель – 12-литровый Mack E7 мощностью 480 л.с., коробка передач – механическая Eaton-Fuller. Выбор двигателя обуславливался тем, что Mack принадлежит французам, с которыми финны тогда кооперировались (кабина у этого поколения – от Renault Premium).

08. В последнее время и щеповозы сильно «подросли» в размерах. Самый большой из них, с двумя трейлерами производства местной марки Laurell, перевозит 59 тонн щепы за рейс (она же легче бревен). А общая длина максимальная из разрешенных, 34 метра.

09. Другой типичный для местных лесовозников тип автопоезда – корневоз. Финны выкорчевывают пни полностью, и, поскольку их волокна очень плотные, перерабатывают их в щепу на стационарных измельчителях. А для доставки от вырубки используют грузовики с большими (плотность корней невелика) стальными открытыми кузовами.

10. И здесь не обошлось без хитрости. Корневоз нужен лишь на окончательном этапе вырубки, а его простой обойдется дорого. Поэтому перевозчики используют сменный кузов, который «надевается» на коники лесовоза, благо манипулятор у него есть. На фото как раз такой лесовоз-корневоз в обоих вариантах. Только прицепы, конечно, разные.

11. Но и сами прицепы-корневозы непростые, тоже местного производства специализированных фирм. Поскольку «воздуха» при загрузке много, нужен большой объем кузова. Ширина и высота ограничены, значит, нужно менять длину. Поэтому кузов выполнен раздвижным, при помощи гидравлики (она и так есть, для работы манипулятора). На фото тот же самый Sisu-корневоз в загруженном (объем прицепа – 120 м³) и порожнем состоянии.

12. Наконец, чисто местный грузовик под названием «метсяконеауто». Такие используются на перевозке специальных лесных машин, форвардеров и харвестеров. Поскольку леса в Финляндии частные, вырубки обычно небольшие по объему, и перевозить технику приходится практически каждый день. Поэтому тут и популярен специальный состав, наподобие этого удлиненного Sisu SM с дополнительной поворотной осью.Фото Олли Бломберга

13. Эти машины тоже меняются со временем. Теперь не редкость и пятиосные одиночки, ведь лесные машины тоже растут в размерах. Это последнее поколение Sisu с французской кабиной. Шильда С500 указывает на установленный двигатель Caterpillar мощностью 500 л.с.

Так что у маленькой Финляндии есть много чему поучиться, в том числе и большой России.

mpark.pro

Лесовоз Сису - подходящее авто для русских дорог

Несмотря на то, лесовоз Сису мало известен на территории нашей страны, это весьма качественный финский грузовик. Компания «Sisu Auto» специализируется на грузовых авто «профессионального» назначения и подход к каждой серии у них особенный. Хотя у компании были большие проблемы на протяжении всей истории и она была на грани несколько раз, сейчас Sisu Auto вновь «на коне».

История

В 1948 году, когда раны войны немного затянулись, компания, существовавшая и до этого, принялась не только за грузовики sisu. Теперь лидеры компании решили изготавливать машины строгого назначения. Кроме того, автомобили теперь изготавливались из элементов собственного производства на 90 %, что стало значительным шагом вперед, ведь первоначально компания могла обеспечить лишь 10 % комплектующих. Первые послевоенные серии авто K (двухосные) и L (трехосные) отличались по назначению, но их грузоподъемность варьировалась от 3,5 до 8,5 тонны, а мощность двигателей от 75 до 165 л. с.

Первые лесовозы Sisu 70-х годов

В данные серии входили:

  • Автомобили для междугородних перевозок;
  • Лесовозы;
  • Транспорт, который используют при строительстве.

Производство незначительно менялось, однако в 1981 году компанию выкупило государство, что повлияло на её развитие. Теперь техника стала по настоящему стратегической: выдерживала до минус 70 градусов по Цельсию, спокойно двигалась по пересеченной местности и снегу. Модельный ряд значительно расширялся и обновлялся.

Модель E18 нового тысячелетия. Новый двигатель, улучшенный дизайн

Весомый вклад в развитие лесовозов внесли изменения метода перевозки. Если у нас привычным является перевозка почти не обработанных стволов целиком, то в Финляндии наиболее распространен «пучковый» метод. Он включает в себя перевозку стволов и других продуктов в полуобработанном и разделенном виде (а иногда и в готовом). Со стороны это выглядит примерно так: автопоезд, не очень длинный, состоящий из самого грузовика среднего размера и примерно такого же прицепа.

Модель 2008 года полной массой 74 тонны.

Технические характеристики

Конкретнее разберем одну модель лесовоза — Sisu Timber C500. Сортиментовоз Sisu Timber C500 был разработан, в том числе, и для нужд российского потребителя. Рама изготавливается из высокопрочной стали, а ее конструкция состоит из лонжеронов и поперечин. За счет их единения достигается надежность и эргономичность.

Стальной бампер рассчитан на возможную необходимость буксировки, поэтому если зацепить трос за него, корпус никоим образом не пострадает. Поставляют четыре вида колесной базы: 6*2, 6*4, 8*2 и 8*4. Стоит оговориться, что каждый покупатель официальной модели еще при заказе может получить идеально укомплектованное авто, выбрав практически любой элемент.

В плане экологичности автомобиль можно считать весьма современным: соблюдается стандарт Евро-4, а движок сделан по технологии ACERT — теперь топливо сгорает практически полностью, за счет чего количество токсичных газов значительно сокращается. Эта технология позволяет немного экономить на расходе горючего. Кроме того, двигатель имеет достаточный запас сил для передвижения в самых сложных условиях не только самому авто, но и нагруженному прицепу.

Габариты (мм) 9 150\2 550\4 000
База (мм) 4750+1370
Двигатель Caterpillar C13
Тип двигателя, количество цилиндров Рядный, 6
Объем двигателя (л) 12,5
Мощность (л. с.\ об) 450\1800 или 504\1800
Крутящий момент (Нм/мин-1) 2100\1200 или 2240\1200
КПП Механика, 18\4 или 16\4
Шины 315/80R22,5
Тормозная система Двухконтурная пневмоническая
Снаряженная масса (т) 11,7
Габариты Sisu 2008 года выпуска с шасси 6х4

Заключение

Самой большой проблемой для российских дорог является обслуживание авто фирмы Сису. Даже в больших городах магазины крайне редко располагают необходимыми деталями. Только в Карелии нет проблем с запчастями, благодаря близкому соседству с Финляндией.

В остальном финны выбрали идеальный алгоритм изготовления специализированных авто – можно подобрать детали исключительно из своих предпочтений и климатических условий. Кроме того, российские отзывы указывают на то, что лесовозы Сису очень надежные и удобные, даже для далеких перевозок.

naperevoz.ru

76 финских тонн — Авторевю

Знаете, как будет по-фински «семьдесят шесть тонн»? Ну-ка произнесите: «сейтсеменкюмментакууси тоннья». Именно такая полная масса автопоездов разрешена в Финляндии с октября нынешнего года! Чтобы узнать подробности, я отправился к местному «грузовому» производителю Sisu, а заодно взглянул на пробег старых финских грузовиков.

«А что, финская фирма Sisu еще жива?» — удивленно спросили знакомые, узнав, что я посетил ее. Живее всех живых: третий год подряд компания приносит прибыль! Более того, прошедшим летом ее единоличным владельцем стал 55-летний финн Тимо Корхонен, известный по кольцевым гонкам грузовиков (он был менеджером команды Sisu в девяностых).

Nalle-Sisu образца 1955 года. Знаете, что такое Nalle? «Плюшевый мишка»!

Когда-то Sisu были рысаками: тягач начала девяностых для трак-рейсинга

Конечно, 226 машин, которые финны построили за прошлый год, даже каплей в море не назовешь: по данным немецкого справочника Lastauto Omnibus, меньше выпустили только китайский Hebei Changzheng (71 машина на шасси «как у Татры») и румынский Roman (21 грузовик). Добавим в этот список еще голландских специалистов GINAF и Terberg.

Но Sisu — не столько автозавод, сколько ателье «по индивидуальным заказам» в основном для своей же страны, где рынок тяжелых грузовиков крайне скромен: за тот же 2012 год финны купили примерно по 700—800 Сканий и Volvo, четыре сотни Мерседесов, 94 ДАФа, 88 МАНов, 58 машин Renault... На этом фоне Sisu — солидный поставщик лесовозов и прочей спецтехники.

Лесовозы Sisu M (70-е гг.) были первыми машинами этой марки в Советском Союзе

Аналог нашей «шишиги», Sisu A-45 (1970—1981 гг.)

Мое посещение завода не случайно совпало с пробегом грузовиков-ветеранов: организаторы пробега решили сделать остановку прямо на территории Sisu. О ежегодном пробеге старых финских грузовиков мы рассказывали еще несколько лет назад (АР №15, 2008): в Финляндии сохраняется огромное количество машин-ветеранов. Грузовой транспорт традиционно принадлежит «мелким частникам», которые берегут своих кормильцев и не торопятся их менять. Зачем продавать или списывать машину, если она продолжает работать и «привозить» деньги? Если хозяин и купит новый грузовик, старый тоже пригодится — скажем, возить дрова на хутор, да и найти для него место в сарае нетрудно. К тому же владельцам автомобилей-ветеранов предоставляется масса льгот — от «спецномеров» и упрощенного техосмотра до возвращения НДС за приобретенное топливо.

Жаль только, практически все грузовики, что участвовали в нынешнем пробеге, я уже видел раньше! Впрочем, с течением времени среди «олдтаймеров» появляются более молодые машины: скажем, еще лет десять назад бескапотные Sisu M можно было встретить на дорогах (в том числе и наших), а нынче они — полноправные участники парада ветеранов.

У кого четыре глаза, тот похож на... снегоуборщик! Поскольку навесной снегоуборочный плуг закрывал этому Jury-Sisu нижние фары, водитель переключался на «верхний свет»

Кто из Sisu всех милее? На первом плане, справа — Jury-Sisu 1963 года (Jury, «Гром» — название модели)

Такое может быть только в маленькой и уютной Финляндии: под одним и тем же навесом справа стоят грузовички-старички, а слева — четыре новеньких армейских Sisu 4х4, готовых к отправке. Кроме них на заводском дворе обнаружился один новый самосвал, а в цеху, на стапелях — шесть Sisu в разной степени готовности. Штучная сборка!

Напомним, что с конца 2010 года Mercedes поставляет для Sisu кабину и силовой агрегат от модели Actros MP3 — моторы V6 и V8 мощностью до 600 л.с., роботизированные коробки передач Telligent и PowerShift. Впрочем, в гамме остается и американская несинхронизированная коробка передач Eaton Fuller с рычагом. А вот двигатели из США больше не используют, за исключением бронированных военных шасси: на них ставят 16-литровый Caterpillar. Впрочем, армейские Sisu — отдельная тема: скажем, упомянутые машины 4х4 оснащают двигателями MAN.

Считаем оси: их восемь, а значит, разрешенная полная масса этого лесовоза — 68 т

Это шасси с тремя осями сзади для лесовозного автопоезда, отвечающего новым нормам

Гордостью финнов остаются собственные мосты (их применяет даже наш КАМАЗ-Мастер на гоночных грузовиках) и мощные рамы, сделанные из местной легированной стали. Толщина лонжеронов — 8 мм, высота — 300 или даже 460 мм, а поскольку каждая рама изготовлена для конкретного экземпляра, в ней сверлят именно столько отверстий, сколько нужно (это повышает жесткость). При этом все Sisu по-прежнему уходят к покупателям полностью готовыми, с надстройками — в виде лесовозов, самосвалов или, например, кранов.

Тем временем мы подходим к шасси будущего лесовоза: зачем ему четыре оси, если колесная формула большинства финских лесовозов — 6х2? «Так это же лесовоз для нового 76-тонного автопоезда!» — комментируют представители завода.

Как известно, до сих пор максимальная полная масса автопоездов на дорогах Финляндии (а также соседней Швеции) равнялась 60 т — в отличие от Западной Европы, где разрешено только 40 т. При этом Финляндия — страна большая (крупнее Польши или, скажем, Италии), но населена мало, да еще и разбросанно: большинство финнов предпочитает жить на хуторах. А снабжение глухих финских деревушек ни в чем не уступает столичному.

Но как понизить стоимость пере­возок, которая получается намного выше среднеевропейской? Увеличивать количество машин? Повышать частоту рейсов? Не угадали: повысить разрешенную грузоподъемность!

У новой 76-тонной сцепки должно быть не менее девяти осей

Потому-то и появилось постановление, согласно которому разрешенная полная масса автопоезда увеличилась до 76 т, а высота — до «норвежских» 4,4 м. Длина осталась прежней — 25,25 м.

Все это, естественно, повлекло за собой увеличение числа осей, хотя финские грузовики и так славятся «многоногостью» из-за невысоких нагрузок на ось: дорожное покрытие финны берегут как зеницу ока. Скажем, у традиционных здесь самосвалов при полной массе 42 т — пять осей, у не менее традиционных 60-тонных автопоездов — не меньше семи.

А у 76-тонных автопоездов будет девять осей! Четыре у тягача и пять у прицепа, либо наоборот. Если же у тягача четыре оси, а у прицепа тоже четыре, то полная масса автопоезда равна 68 т. Потому-то новые лесовозные шасси Sisu Timber и получили дополнительную ось. «Нам почти ничего не пришлось переделывать, — комментируют финны. — Рамы и без того имеют огромный запас прочности, а оси созданы с большим запасом грузоподъемности. Так что сейчас государство просто легализовало то, что мы придумали еще раньше».

И здесь Sisu получает весомое преимущество на местном рынке: прочим производителям грузовиков придется строить «76-тонники» по спецзаказам — а это и другие сроки поставки, нежели сейчас, и другие деньги. Вот только...

Высота лонжеронов рамы — почти полметра!

С 2014 года весь Евросоюз переходит на экологические нормы Euro 6. Но есть подозрение, что под кабины от старого ­Актроса, которые Mercedes сейчас поставляет Sisu, новые рядные мерседесовские моторы Euro 6 просто не поместятся! А кабины от нового Актроса финнам вряд ли продадут: лучшее, на что могут те рассчитывать — узкие кабины от строительной серии Arocs. И это будет серьезным минусом: финcкие перевозчики любят комфорт и даже для самосвалов зачастую заказывают самые просторные кабины со спальным местом и высокой крышей.

Но может быть, инженерам Sisu все же удастся скрестить новый двигатель со старой кабиной? Ведь в свое время они поместили под французскую кабину Renault Premium здоровенный 16-литровый Caterpillar!

Тем временем в Финляндии объявлен «переходный период» с прежних весовых норм на новые: он будет длиться пять лет. Но российских перевозчиков все эти нововведения не коснутся: им, как и прежде, разрешено ездить в «Финку» на автопоездах с «европейскими» парамет­рами, длиной лишь 16,5 м и полной массой 40 т.

В свою очередь, Sisu после перехода на нормы Euro 6 может забыть о поставках своих машин в Россию: впрочем, в последние годы они у нас и без того не продавались...

Нынешние кабины Sisu — от модели Mercedes Actros MP3, причем строительной (это видно по «рубчатым» корпусам зеркал)

Полная масса автопоездов в Финляндии
(Постановление 407/2013 от 6.06.2013 г.)
Число осей Полная масса автопоезда, т
5 44
6 53
7 60
8 64
8* 68
9 69
9* 76
* Если не менее 65% полной массы приходится на колеса со сдвоенными шинами

autoreview.ru

Sisu — Википедия РУ

Sisu была создана в 1931 году. В 1932 году компания начала выпуск 1,5-тонных грузовиков S-321 и S-323 (оснащённых двигателями Volvo Penta шведского производства), которые начали поступать на вооружение финской армии[1]

В 1934 году компания начала производство грузовиков SO-3 (оснащённых двигателем финского производства), в 1936—1937 гг. изготовила для финской полиции броневик «Sisu», в 1938 году — начала производство 3,5-тонных грузовиков Sisu SH-6 (оснащённых американскими двигателями Hercules)[1].

Уже к концу 1950-х годов компания самостоятельно изготовляла все узлы для своих грузовиков, смело внедряла передовые технические новинки. СССР стал постоянным покупателем грузовиков Sisu только в начале 70-х годов. Первая партия состояла из автомобилей-рефрижераторов для обслуживания магазинов «Океан». Затем в СССР было поставлено несколько сот лесовозов, тягачей, самосвалов и других машин Sisu.

Sisu Auto входит в состав концерна Оу Sisu AB, выпускающего технику для лесного хозяйства, тракторы, портовые тягачи и погрузчики, военное оборудование. С 1996 года Оу Sisu AB — полноправный член машиностроительной группы Partek. Фирма Sisu Auto владеет заводом в Карьяа, недалеко от Хельсинки, где занято 670 человек. Ежегодный объём производства в 60 — 70-х составлял свыше 1000 машин, в 80-е годы этот показатель снизился до 750 единиц, в начале 90-х упал еще на треть. В последние годы выпускается по 500—550 грузовиков. Из них около 85 % остаются в Финляндии. Доля Sisu на местном рынке в классе грузовиков полной массой свыше 16 т — около 25 %. В сокращении объемов производства Sisu повинен и восточный сосед, выбывший на несколько лет из числа постоянных покупателей. Тем не менее, финская фирма продолжает делать ставку на российский рынок. В самое последнее время[какое?] возобновились поставки (в том числе по лизингу) автомобилей Sisu в северные регионы России (уже[когда?] отправлено более 100 машин). Специфические особенности эксплуатации тяжёлых автомобилей в Финляндии определяются потребностями горнодобывающей, деревообрабатывающей, строительной отраслей промышленности. Необходимы максимальная грузоподъёмность и эффективность эксплуатации независимо от дорожных или климатических условий — на это и нацелены конструктивные особенности грузовиков Sisu. Повышенная прочность шасси, особая надежность и эксплуатационная пригодность автомобилей к работе в холодном климате несколько перетяжелили конструкции, так как все Sisu, в основном, должны работать не только на шоссе, но и на грунтовых и заснеженных дорогах.

На сегодняшний день Sisu работает только по заказам и предлагает большое количество автомобилей с колесными формулами от 4x4 до 10x10, полной массой свыше 18 т. Машины комплектуются двигателями Caterpillar и Renault, трансмиссиями ZF, Allison и Fuller, раздаточными коробками Steyr, сцеплениями Spicer.

Самостоятельно Sisu изготавливает рамы, кабины, ведущие и ведомые мосты. Последние идут на экспорт во многие страны мира. Неведущие управляемые подъёмные мосты с электрогидравлическим приводом могут подниматься даже с полной нагрузкой автомобиля. Они устанавливаются спереди или сзади, а иногда сразу по обе стороны от задней ведущей оси. Это обусловлено именно той самой финской спецификой, когда, например, лесовозный автомобиль должен сначала работать в глубоком снегу на лесосеке, а потом выезжать с грузом на шоссейную дорогу. На бездорожье подъём одного-двух ведомых мостов позволяет увеличить сцепной вес на ведущую ось и повысить проходимость, а при движении по шоссе эти мосты опускаются, уменьшая осевые нагрузки. Автомобили или автопоезда полной массой 32; 44 и 60 т, транспортирующие груз по дорогам общего пользования, в Финляндии должны иметь соответственно 4, 5 и 7 осей. Так на Sisu появились необычные большегрузные самосвалы с колесными формулами 8x2 и 10x2 с несколькими подъёмными осями, 60-тонные лесовозы с трехосными тягачами 6x2 и 4-осными прицепами длиной до 22 м, автопоезда, состоящие из 5-осного тягача 10x4 и двухосного полуприцепа. Чтобы задействовать неведущие оси, используются специальные зубчатые барабаны, опускающиеся между колесами соседних осей и передающие примитивным фрикционным способом крутящий момент от ведущих колес на ведомые.

Чтобы победить холод, все модели оснащаются многочисленными системами подогрева: топливных фильтров, трубопроводов, тормозных механизмов, картеров коробки передач, ведущего моста, двигателя. В конструкции используются морозостойкие стали, пластмассы и резинотехнические изделия. Кабина покрывается многослойным антикоррозионным покрытием, имеет усиленную теплоизоляцию и мощные отопители. Шасси поражают массивностью и внушают уверенность в их надежности. Особо прочная рама собирается из швеллеров на болтах. Подвески — на широких рессорах. Огромные алюминиевые баки вмещают 400—500 л топлива.

Грузовые автомобили для эксплуатации в гражданских условиях

Все автомобили выпускаются с разными вариантами колесных формул, оснащаются различными двигателями, КПП и т. д. в зависимости от заказа.

  • SISU Crane — автомобили с кранами-манипуляторами тяжелого класса
  • SISU Rock — самосвалы
  • SISU Roll — автомобили со сменными кузовами
  • SISU Timber — сортиментовозы
  • SISU Works — комбинированные дорожные машины
  • SISU Carrier — автомобили для перевозки лесозаготовительной техники
  • SISU Hauler — седельные тягачи, как правило многоосные, предназначены для крупногабаритных грузов массой до 220 тонн.

Грузовые автомобили для вооруженных сил

  • SISU 4×4
  • SISU 6×6
  • SISU 8×8
  • SISU 10×10

Бронетранспортеры

XA-180, также известный как «Паси»(Pasi, от фин. panssaroitu Sisu) — современный финский бронетранспортёр. Создан фирмой в начале 1980-х годов по заказу финского правительства, для замены устаревавших БТР-60 советского производства. Использует доработанную базу коммерческого грузового автомобиля Sisu SA-150. Серийное производство XA-180 ведётся с 1983 года, всего было выпущено около 1000 машин этого типа в различных вариантах. Является основным бронетранспортёром Финской Армии, также поставлялся на экспорт в ряд других государств.

http-wikipediya.ru

Sisu — википедия фото

Sisu была создана в 1931 году. В 1932 году компания начала выпуск 1,5-тонных грузовиков S-321 и S-323 (оснащённых двигателями Volvo Penta шведского производства), которые начали поступать на вооружение финской армии[1]

В 1934 году компания начала производство грузовиков SO-3 (оснащённых двигателем финского производства), в 1936—1937 гг. изготовила для финской полиции броневик «Sisu», в 1938 году — начала производство 3,5-тонных грузовиков Sisu SH-6 (оснащённых американскими двигателями Hercules)[1].

Уже к концу 1950-х годов компания самостоятельно изготовляла все узлы для своих грузовиков, смело внедряла передовые технические новинки. СССР стал постоянным покупателем грузовиков Sisu только в начале 70-х годов. Первая партия состояла из автомобилей-рефрижераторов для обслуживания магазинов «Океан». Затем в СССР было поставлено несколько сот лесовозов, тягачей, самосвалов и других машин Sisu.

Sisu Auto входит в состав концерна Оу Sisu AB, выпускающего технику для лесного хозяйства, тракторы, портовые тягачи и погрузчики, военное оборудование. С 1996 года Оу Sisu AB — полноправный член машиностроительной группы Partek. Фирма Sisu Auto владеет заводом в Карьяа, недалеко от Хельсинки, где занято 670 человек. Ежегодный объём производства в 60 — 70-х составлял свыше 1000 машин, в 80-е годы этот показатель снизился до 750 единиц, в начале 90-х упал еще на треть. В последние годы выпускается по 500—550 грузовиков. Из них около 85 % остаются в Финляндии. Доля Sisu на местном рынке в классе грузовиков полной массой свыше 16 т — около 25 %. В сокращении объемов производства Sisu повинен и восточный сосед, выбывший на несколько лет из числа постоянных покупателей. Тем не менее, финская фирма продолжает делать ставку на российский рынок. В самое последнее время[какое?] возобновились поставки (в том числе по лизингу) автомобилей Sisu в северные регионы России (уже[когда?] отправлено более 100 машин). Специфические особенности эксплуатации тяжёлых автомобилей в Финляндии определяются потребностями горнодобывающей, деревообрабатывающей, строительной отраслей промышленности. Необходимы максимальная грузоподъёмность и эффективность эксплуатации независимо от дорожных или климатических условий — на это и нацелены конструктивные особенности грузовиков Sisu. Повышенная прочность шасси, особая надежность и эксплуатационная пригодность автомобилей к работе в холодном климате несколько перетяжелили конструкции, так как все Sisu, в основном, должны работать не только на шоссе, но и на грунтовых и заснеженных дорогах.

На сегодняшний день Sisu работает только по заказам и предлагает большое количество автомобилей с колесными формулами от 4x4 до 10x10, полной массой свыше 18 т. Машины комплектуются двигателями Caterpillar и Renault, трансмиссиями ZF, Allison и Fuller, раздаточными коробками Steyr, сцеплениями Spicer.

Самостоятельно Sisu изготавливает рамы, кабины, ведущие и ведомые мосты. Последние идут на экспорт во многие страны мира. Неведущие управляемые подъёмные мосты с электрогидравлическим приводом могут подниматься даже с полной нагрузкой автомобиля. Они устанавливаются спереди или сзади, а иногда сразу по обе стороны от задней ведущей оси. Это обусловлено именно той самой финской спецификой, когда, например, лесовозный автомобиль должен сначала работать в глубоком снегу на лесосеке, а потом выезжать с грузом на шоссейную дорогу. На бездорожье подъём одного-двух ведомых мостов позволяет увеличить сцепной вес на ведущую ось и повысить проходимость, а при движении по шоссе эти мосты опускаются, уменьшая осевые нагрузки. Автомобили или автопоезда полной массой 32; 44 и 60 т, транспортирующие груз по дорогам общего пользования, в Финляндии должны иметь соответственно 4, 5 и 7 осей. Так на Sisu появились необычные большегрузные самосвалы с колесными формулами 8x2 и 10x2 с несколькими подъёмными осями, 60-тонные лесовозы с трехосными тягачами 6x2 и 4-осными прицепами длиной до 22 м, автопоезда, состоящие из 5-осного тягача 10x4 и двухосного полуприцепа. Чтобы задействовать неведущие оси, используются специальные зубчатые барабаны, опускающиеся между колесами соседних осей и передающие примитивным фрикционным способом крутящий момент от ведущих колес на ведомые.

Чтобы победить холод, все модели оснащаются многочисленными системами подогрева: топливных фильтров, трубопроводов, тормозных механизмов, картеров коробки передач, ведущего моста, двигателя. В конструкции используются морозостойкие стали, пластмассы и резинотехнические изделия. Кабина покрывается многослойным антикоррозионным покрытием, имеет усиленную теплоизоляцию и мощные отопители. Шасси поражают массивностью и внушают уверенность в их надежности. Особо прочная рама собирается из швеллеров на болтах. Подвески — на широких рессорах. Огромные алюминиевые баки вмещают 400—500 л топлива.

Грузовые автомобили для эксплуатации в гражданских условиях

Все автомобили выпускаются с разными вариантами колесных формул, оснащаются различными двигателями, КПП и т. д. в зависимости от заказа.

  • SISU Crane — автомобили с кранами-манипуляторами тяжелого класса
  • SISU Rock — самосвалы
  • SISU Roll — автомобили со сменными кузовами
  • SISU Timber — сортиментовозы
  • SISU Works — комбинированные дорожные машины
  • SISU Carrier — автомобили для перевозки лесозаготовительной техники
  • SISU Hauler — седельные тягачи, как правило многоосные, предназначены для крупногабаритных грузов массой до 220 тонн.

Грузовые автомобили для вооруженных сил

  • SISU 4×4
  • SISU 6×6
  • SISU 8×8
  • SISU 10×10

Бронетранспортеры

XA-180, также известный как «Паси»(Pasi, от фин. panssaroitu Sisu) — современный финский бронетранспортёр. Создан фирмой в начале 1980-х годов по заказу финского правительства, для замены устаревавших БТР-60 советского производства. Использует доработанную базу коммерческого грузового автомобиля Sisu SA-150. Серийное производство XA-180 ведётся с 1983 года, всего было выпущено около 1000 машин этого типа в различных вариантах. Является основным бронетранспортёром Финской Армии, также поставлялся на экспорт в ряд других государств.

org-wikipediya.ru