Fj двигатель


История Toyota Land Cruiser Series 40 '04.1960-02.1979. Часть первая - Статьи - Общая информация - Каталог статей

Часть первая. '04.1960-02.1979

Легендарные сороковые.

С появлением серии FJ20 о репутации автомобиля Land Cruiser не приходилось беспокоиться, особенно на зарубежных рынках. С этого момента все силы были сосредоточены на улучшении характеристик машины, увеличении мощности моторов. Toyota стала уделять все больше внимания техническому совершенствованию пассажирских автомобилей, а с появлением в 1958 году модели Crown начался экспорт машин в Соединенные Штаты. 1 апреля 1960 года началось производство 40-й серии, продержавшейся на конвейере 24 года. Главными инженерами были Mr. Iichi Shingu и Mr. Kenrou Sekino 40-е серии выпускались с различной длинной колёсной базы: от 2285 мм до 2950 мм, с промежуточными вариантами. 40-я серия пришла на смену модели FJ25, FJ28 и FJ35. А именно FJ40, FJ43 и FJ45V. Кузова были как с брезентовым (Canvas Top) так и со съёмным пластиковым верхом (Hard Top).

Производство первых Land Cruiser 40 (официально начало конвейерного производства август 1960 года).

Land Cruiser 40 1960-63 модельного года. Как видно машина с металлическим верхом ещё не имела задних (узнаваемых фирменных) панорамных угловых стёкол, т.е кузов был ещё от 20-й серии. Боковые стекла были меньше тех которые появились. Всё это значительно уменьшало задний обзор. Также заметьте что на машинах первых лет выпуска нет вентиляционных отверстий в передних крыльях. Они появились только в 1968-м году.

В отличии от 20-й серии 40-я серия внешне изменилась мало, несмотря на закупку новых прессов и появившийся возможности создать новый облик, конструктора взялись не за внешность, а за увеличение мощности двигателей, повышение комфорта и улучшение технических характеристик. Все мощности также были брошены на увеличение производства. С появлением прессов, позволивших увеличить объемы производства, были модернизированы технологии, изменены такие процессы, как, например, сборка панелей. Дизайн предыдущей модели был воспринят настолько хорошо, что впоследствии проводились только незначительные изменения, и первое структурное изменение в 40-й серии было сделано лишь в 1979 году. В то время, как мощность двигателя типа F в автомобилях 20-й серии составляла 105 л.с., двигатель автомобиля FJ40 уже имел мощность 125 л.с., которая впоследствии была увеличена до 135 л.с.

На первом плане Land Cruiser 20, именно он послужил основой для новой 40-й серии. На втором плане 35 серия по сути предок больших Land Сruiser, позже на смену 35 серии пришла более новая и современная на тот момент серия 55. Существовало множество версий пикапов от коротких (на фото) и длинных колесных баз. На самом дальнем плане удлиненная версия выпускалась в Бразилии вплоть до 2001 года под названием Bandeirante (о ней во второй части статьи).

В сороковую серию, как и в 20-ю входили машины с различной колесной базой и вариантами исполнения: FJ40 с короткой колесной базой (мягкая крыша или жесткая крыша), модель FJ43 со средней и модель FJ45 с длинной колесной базой. FJ45V был фургонного типа (буква V от слова van - англ. фургон). Также предлагался пикап FJ45, который шел на экспорт. Львиная доля выпускаемых 40-х серий имела короткую базу и трехдверный кузов.

На 1960 год для Canvas Top было представлено три типа дверей. Для Hard Top задние двери достались ещё от 20-й серии, они делились на три створки, верхняя часть складывалась пополам, и закреплялась на крыше внутри салона. Что облегчала загрузку и выгрузку небольших вещей. Позже от этой идее отказались в пользу цельной створки, которая открывалась вверх.

Всего же на всём протяжении производства 40-й серии было представлено два типа задних дверей. Первый тип дверей был с двумя распашными створками, она называлась KCY (вверху), второй тип KY она была с тремя створками, которые распахивались на три части (внизу).

Подвеска.

Цельные балки мостов имели смещенные вправо редукторы размером "9.5", расположенные след в след. Подвеску комплектовали телескопическими амортизаторами и в зависимости от грузоподъёмности версии оснащали рессорами с различным числом листов. Благодаря такому подходу наиболее комфортабельные пассажирские варианты отличались вполне улучшенной плавностью хода.

Передние пружины были сделаны из 7-ми пластин, каждая шириной по 70 мм и толщиной 6 мм. Задние пружины были сделаны из 6-ти пластин, каждая шириной по 70 мм и толщиной 7 мм. Устанавливались усиленные рессоры толщиной 11 мм лист, чтобы иметь возможность нести более тяжелые грузы. Это были те же характеристики, как на длинной колесной базе FJ45V.

Рама сварена из П-образного профиля. Применение профиля незамкнутого сечения имеет свои плюсы и минусы. Первое влага не скапливается в закрытых полостях. Это существенно повышает ее коррозионную стойкость. Второе, обладая меньшей жесткостью на кручение, рама из П-образного профиля помогает вывешенному колесу "дотянуться" до земли. Минусы (обратная сторона податливости на кручение) - вынужденное увеличение толщины профиля, а соответственно и лишний вес.

Рама П-образного профиля, ранее собираемая на заклепках, стала сварной, что повысило жесткость конструкции на кручение.

Также имелась шумоизоляция моторного отсека и днища. При этом гидроусилитель руля, считался роскошью и был доступен только в качестве опции, вплоть до конца 70-х годов. Зато в рулевом управлении применялся демпфер, не дающий рулю вырваться из рук на кочках и травмировать пальцы водителя. Ручник имеет грузовую конструкцию - на заднем кардане установлен отдельный барабанный тормоз, который этот кардан и блокирует.

Land Cruiser 40 Canvas Top комплектовался съемной брезентовой крышей и брезентовыми дверьми. Позже в начале 70-х двери заменили на металлические.

Железная передняя панель, на которой располагались блок приборов и крышка вещевого ящика, была выполнена как бы зеркальной относительно продольной оси автомобиля. Это сделали для уменьшения количества различных деталей между леворульными и праворульными версиями. В итоге при самостоятельном перенесении руля справа налево на машинах 40-й серии, как правило, не требуется никаких дополнительных деталей. Более того, симметричный моторный щит имеет с незадействованной изначально стороны заглушённые отверстия под рулевой вал, проводку, различные тросики и тяги.

Версия с правым рулем, обратите внимание на пластиковый козырек в верхней части панели и обшивки в нижней, которые прикрывали голый металл. Это была опция которая появилась в 1968-м году. Панель приборов сама простота, было только самое необходимое, спидометр, указатель уровня топлива и напряжение аккумулятора. Стоит отметь что оцифровка спидометра была разная, на фото слева оцифровка в км/ч., на фото в центре в милях, на фото справа поздняя версия с более мощным двигателем, здесь оцифровка была до 160 км/ч.

В моделях FJ43 и FJ45P рычаг 3-скоростной КП размещен на рулевой колонке, а рычаг, управляющий раздаточной коробкой, на передней панели. В результате освободилось место на полу и на переднем сиденье смогли полноценно разместиться три человека.

На фото хорошо видно что рычаг КП расположен на рулевой колонке.

На фото семейство Land Cruiser 40, 43 и 55.

Автомобиль FJ40V отличался от своего "двойника" FJ40 тем, что имел металлический верх. Для снижения возросшего веса, саму плоскость крыши делали не из стали, а из пластика. В 1967 году в остеклении задней части кузова были добавлены окна в углах. Это увеличило задний обзор и стало отличительной чертой машин Land Cruiser 40-й серии. Уникальный стиль этого автомобиля пришелся по душе многим покупателям того времени.

Land Cruiser ВJ40V Hard Тop с новым дизельным двигателем серии B образца 1974 года выпуска. Машину с дизельным двигателем можно было отличить по наличии на решетки радиатора надписи "Diesel".

Серьезным козырем в борьбе с бездорожьем была механическая лебёдка, приводимая в действие посредством отбора мощности, присоединяемая к раздаточной коробке. Нередко коробка отбора мощности имела выход как вперед, так и назад, что позволяло при необходимости установить заднюю лебедку или какое-нибудь спецоборудование - например, бетономешалку. Хотя нельзя исключить и тот вариант, что задний вал был нужен военным для механизации процесса наведения.

Лебедка имела механический привод, который работал через коробку отбора мощности.

Трансмиссия.

Полноприводная версия была построена по классическим канонам - с жёсткоподключаемым передком. Помимо этого, в трансмиссию, наконец, был добавлен понижающий ряд, что улучшило работу машины под большими нагрузками и в условиях сурового бездорожья. Рычаг переключения управления раздаточной коробки был передвинут ближе к панели приборов. В ряде случаев машины комплектовались мостами с принудительной блокировкой.

Раздаточные коробки имеют прямую, нейтральную и понижающую передачи. У всех вариантов трансмиссии были общие особенности. Так, основным всегда был задний привод с принудительным подключением переднего моста. Подключаемые передние ступицы в последние годы выпуска ставились почти на все машины: простота простотой, но ресурс переднего моста, скорость и расход топлива, видимо, оказались важнее. Как и на большинстве Land Cruiser 60 и 70, на последних моделях 40-й серии применялось вакуумное подключение переднего моста, позволяющее производить данную операцию на скорости до 100 км/ч. Последнее обстоятельство немаловажно, особенно если учесть, что переключатели дворников и тумблер 4WD расположены на приборной доске рядом и внешне настолько похожи, что вполне реально включить вместо щеток полный привод. Правда, ошибка сразу обнаружится, поскольку подключение передней оси индицирует включение красной лампочки. Также в специальном исполнении на автомобиль устанавливались механические блокировки межколёсных дифференциалов с тросовым приводом.

Коробка передач и раздаточная коробка на моделях FJ40 и FJ55 объединены в блок. Главные передачи обоих мостов смещены вправо.

Трансмиссия 40-й серии также претерпевала в процессе производства значительные изменения. Ранние модели комплектовались 3-ступенчатой ручной КП, в 1974 году на смену ей пришла 4-х ступенчатая, а в последние годы выпуска и 5-ступенчатая коробка передач и даже трех диапазонный "автомат". Стоит также отметить, что практически с самого начала выпуска 40-е серии комплектовались синхронизированной коробкой передач.

Колёса.

О них здесь Диски и шины

Двигатель.

Для 40-й серии предлагались бензиновые 6-ти цилиндровые двигатели семейства "F" мощностью от 125 до 140 л.с. С конца 60-х годов появился также 6-ти цилиндровый дизель с индексом "H", но он был очень тяжелый, применялся редко и, как правило, ставился лишь на самые длинные версии. В 1974-м году начали устанавливать четырехцилиндровый дизель семейства "B" рабочим объёмом 3.5 л (80 л.с.), его поздние версии назывались 2B (93 л.с.) и 3B (90 л.с.). Затем последовали вихрекамерные моторы с четырьмя и шестью цилиндрами рабочим объемом от 2182 до 3878 куб. см.

Бензиновые карбюраторные двигатели:

  • F - 3.9L (3878 куб.см, 125 л.с.) 1960-1975
  • 2F - 4.2L (4230 куб.см, 135 л.с.) 1975-1984

Дизельные:

  • B - 3.0D (2977 куб.см, 80 л.с.) 1974-1984
  • 2B - 3.2D (3168 куб.см, 93 л.с.) 1979-1981
  • 3B - 3.4D (3431 куб.см, 90 л.с.) 1979-1984
  • H - 3.6D (3576 куб.см, 95 л.с.) 1972-1980
  • 2H - 4.0D (3980 куб.см, 107 л.с.) 1980-1984
  • 14В - 3.7D (3660 куб.см, 98 л.с.) 1994-2001 (Только для Toyota Bandeirante)

Блок двигателя F, коленчатого вала был скопирован (а вернее произведен по лицензии) с двигателя GMC L6 235 OHV образца 1939-63 годов, но с более высокой крышкой блока цилиндров (в отличие от донорского GMC L6 235 OHV). Головка блока цилиндров и камеры сгорания взяты тоже от Chevrolet L6, но были немного расширены. Так как это был знакомый двигатель и он имел проверенную репутацию, донором послужил именно он. В целом идея состояла в том что бы потребители чувствовали себя более комфортно при работе двигателя.

Двигатель серии F.

Двигатель серии F заменил ранние производимый 3,4-литровый бензиновый двигатель серии B, который был запущен в производство ещё в 1937 году (не путать с 2,9-литровым дизельным двигателем серии B который был запущен намного позже). Двигатель серии B был основан на оригинальном американском двигатели от Chevrolet Gen-1 207 образца 1929-36 годов.

Двигатель серии F был усовершенствован в результате чего появился двигатель 2F. Он был запущен в производство в 1975 году. Есть несколько различий между F и 2F,  например в двигателе 2F были более большие отверстия в блоке цилиндров.

Двигатель 2F.

С появлением дизельных BJ40 на внутреннем рынке внедорожников Японии началась новая эпоха. До этого автомобили с четырехцилиндровым бензиновым двигателем FJ классифицировались в японской системе автомобильной регистрации, как крупногабаритные транспортные средства, что увеличивало стоимость технического обслуживания и налог для людей, владевших такими автомобилями. Поэтому на родине, в Японии, автомобиль покупали, в основном организации. Однако с установленным дизельным двигателем они попали в категорию компактных автомобилей т.е. под более щадящую налоговую ставку. В результате гораздо большее число людей могли позволить себе иметь такие внедорожники. Нефтяной кризис 1973 года заставил заново ввести в производство дизельный двигатель серии В. В 1974 году впервые появилась серия 40 с рядным 12-клапанным дизельным двигателем серии B. В то время считалось, что рабочий объем 2.8 литра - это максимальный предел для четырехцилиндрового дизельного двигателя, однако в двигателе типа В рабочий объем был увеличен до 3-х литров, и его устанавливали даже на грузовых автомобилях грузоподъемностью 2 тонны. В результате внутренний спрос на автомобили 40-й серии сместился с моделей FJ на BJ. Два года спустя моторы серии F были уже другой мощности: при объеме 4.2 л мощность достигала 130 л.с. В 1979 году 3.0-литровый двигатель серии B (который устанавливался в BJ41/BJ44), был увеличен до 3.2-литра, и стал называться 2B.

Дизельный двигатель 3В. Цилиндр, расположенный в углу справа, - это обогреватель салона.

Дизельный 3.4 литровый двигатель типа 3В (который очистили под более строгие регулирования CO2) устанавливался в автомобили BJ42/BJ46. Он имел больший диаметр цилиндра по сравнению с двигателем типа 2В, который стоял в предыдущей модели BJ41/BJ44; его рабочий объем составлял 3341 см3. Подкапотное пространство, рассчитанное для шестицилиндрового двигателя типа F было очень просторным для четырехцилиндрового двигателя типа 3В.

Версия FJ40 Canvas Top с металлическими дверьми образца 1975 года, для рынка Европы. Внутри откидные сидения (с опорой) рассчитанные на двух человек. Стоит сказать, что все 40-е серии имели откидывающиеся лобовое стекло.

В 1976 году FJ40 получил передние дисковые тормоза (как у FJ56V, который получил их годом ранее.) В 1977 году ирландская армия приняла на вооружение первую партию (в количестве из 77 машин) FJ45. Несмотря на быстрость, надежность и хорошие внедорожные характеристики особую полярность у военных он так и не получил. В сыром климате Ирландии сразу же выявился недостаток Крузеров – они гнили и довольно быстро. Мощная рама спокойно переносила все тяготы и лишения, а вот кузов довольно быстро приобретал непотребный вид. Несколько машин которые до конца не сгнили были перекрашены в оливково-зеленый цвет, и использовались в траурных военных церемониях. В 1978-м году первые партии Land Cruiser 40 и FJ56V модели были официально проданы в западной Германии как с дизельными (BJ40) так и бензиновыми двигателями (FJ40/55).

Этот Land Cruiser 40 работавший на пропане выиграл гонку "Baja 1000" 1973 года. За его рулем был Bill Sanders, редактор журнала 4 колеса с 20-ти летним стажем. Сейчас автомобиль находится в музее компании Specter Off-Road что недалеко от Лос-Анджелеса.

Опции.

В 1968 году, стали предлагаться такие опции как, регулировка сидений, зеркало заднего вида, солнцезащитный козырёк, пластиковый козырек в верхней части панели и обшивка в нижней, которые прикрывали голую металлическую панель.

В качестве опции на тот момент предлагалась защитная дуга, металлическая защита бампера, и металлическая защита фар.

В качестве опции можно было заказать:

  • Люк
  • Фаркоп
  • Радио AМ
  • Кондиционер
  • Гидроусилитель руля
  • 8 Track Кассетная дека
  • Защитная дуга (в салоне)
  • Передние дисковые тормоза
  • Передний вал отбора мощности лебедки
  • Электрическая лебедка со стальным кабелем
  • Открывающиеся форточки для задних пассажиров
  • Вакуумное подключение переднего моста в раздаточной коробке

Модификации.

  • BJ/FJ40 Canvas Top (Короткая колёсная база)
  • BJ/FJ40 Hard Top (Короткая колёсная база)
  • BJ/FJ41 Hard Top (Короткая колёсная база)
  • BJ/FJ43 Soft Top (Средняя колёсная база)
  • BJ43 Soft Top (Средняя колёсная база)
  • BJ44 Hard Top (Средняя колёсная база)
  • FJ45V (Wagon) (Длинная колёсная база)
  • FJ45P Pick Up (Короткая колёсная база)
  • FJ45LP-B Long Pick Up (Длинная колёсная база)

BJ40/BJ43

BJ43 предлагалась только для внутреннего японского рынка, она имела немного длиннее кузов. Пассажировместимость была 8-м человек, в то время в BJ40 пасажировместимость была 6 человек.

Series 45.

Как ни странно но под индексом 45 производились два совершенно разных автомобиля. В кузове пикап и универсал. 40-я серия имела хороший сбыт в странах Южной Америки, Юго восточной Азии и Ближнего Востока. Но с расширением географии экспорта возникла необходимость в дизельном двигателе и пятидверном кузове типа "Wagon".

FJ45V.

Land Cruiser FJ45V первых лет выпуска, об этом указывает надпись Land Cruiser на решетке радиатора.

В 1960-м году на равне с 40-й серией появился на свет Land Cruiser FJ45V с колёсной базой 2700 мм и рельефными боковинами кузова. Также как и пикапе в салоне на переднем сидении был полноценный диван. Она выглядела весьма утилитарной, имела невысокий спрос. В 1967 году на рынке значительно увеличился спрос на автомобили универсалы. И уже в декабре 1967 года на выставке а Токио была представлена замена - модель FJ55 с колесной базой 2700 мм. Для своего времени модель была красивой и комфортабельной - её выпуск длился более 10-ти лет. Всё FJ45V окрашивались только в комбинированный цвет, белый верх и темный низ.

Land Cruiser FJ45V образца 1966 года выпуска.

На заднем борту красовалась надпись Toyota Land Cruiser. Выпускалась с двумя типами задних дверей откидными и распашными. Большая часть автомобилей была именно с откидными дверьми.

В странах юго восточной Азии, 40-е серии пользовались очень большой популярностью. Многие фирмы например в Индонезии удлиняют 40-ки, что во многом получается ещё интереснее чем у производителя!

В качестве опции предлагалось и снегоуборочное оборудование.

FJ43V.

2-Door.

Land Cruiser FJ43 - двух дверная модель с колесной базой средней длины. Также как и FJ45V спросом пользовалась не большим. До наших дней двух дверные версии практически не дожили. В основном её выпускали для медиков спасателей и дорожных служб.

Медицинский автомобиль на базе FJ43V.

Существовали множество версий, которые создавались для военных, и для гражданских организаций. О некоторых из них я вам и расскажу.

Land Cruiser 40 использовался в очень многих службах, начиная от пожарных служб, и заканчивая службами коммунальной техники и эвакуаторами. На его базе создавались даже кемпера для отдыха и самосвалы.

FJ45P.

Версия пикапа первых лет выпуска. Грузоподъёмность составляла 1000 кг. При необходимости если машина использовалась в жарком климате, крыша и двери легко демонтировались.

FJ45LP-B.

По сравнению с первой версией кузов заметно стал симпатичнее. Он стал немного длиннее. Грузоподъемность составляла от 1150 кг. до 2300 кг.

Слева дорестайлинговая модель, справа рестайлинговая. Разницы особой нет, разве что немного изменилась решётка радиатора и двери, а именно ручки дверей и рамки стекол. Также начали устанавливать новые широкие радиальные шины.

Существовала версия Cab Chassis для Австралии, кузов крепился к раме. При необходимости устанавливалась гидравлика и получался самосвал.

На её базе была создана и полуторная версия. По сути прародитель нынешних тойотовских Xtracab. Но она очень редка. Позже на Бразильском филиале переняли и существенно доработали эту идею.

Aéroport De Service.

На фото внизу видны две розетки справа на 12V слева на 24V. Также виден бачок подогрева топлива. Обратите внимание на зеркала которые расположены на крыльях, они были установлены там для лучшей обзорности.

Этот BJ43 1977 года выпуска работал в аэропорту в Японии. На нём был заводской брезентовый верх, КП марки h51, дифференциалы 4:11. Машину использовали также и как источник питания, на передней части машины установлены две розетки на 24V и на 12V. На таких машинах устанавливали стартер высокого напряжения и подогрев топлива. Еще одна особенность этого автомобиля, что на нем установлены широкие задние лавки, на которых размещались не два, а четыре человека, также была опора под сидения на некоторых версиях в частности на Канадских опоры не было.

Hydraulic Platform/Television Transmitting.

Выпускались автомобили для нужд телевизионщиков или например создавались специальные платформы для обслуживания фасадов зданий или самолетов.

Mobile Winch.

На базе 40-й серии выпускалось даже спец оборудование вроде этой мощной электролебедки.

Land Cruiser 40 Fire Truck.

Слева пожарный автомобиль образца 1960-63 года, справа 1964-70 года. Необычная примета этой машины, ручная сирена (слева) которая могла работать в паре с электрической сиреной справа. Их использовали в небольших городках и деревушках где пожары были не большими.

Позже в начале 80-х годах, пожарные автомобили toyota существенно усовершенствовали, появился крытый металлический кузов с кабиной. Внутри хранилось все необходимое оборудование, что бы его можно было легко и быстро мобилизовать. Спереди установлена водоносная система, которая подключается к близлежащей колонке. На крыше автомобиля закреплена лестница.

Trailer Trucking.

Предлагался даже прицеп-трейлер для Land Cruiser 40 под названием Т10. Окрашивался в цвет кузова автомобиля. Грузоподъемность составляла 250 кг.

Конец первой части.

tlc.ucoz.ae

Обслуживание двигателя Toyota FJ Cruiser

Глава 3 МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДВИГАТЕЛЯ

1. ОБСЛУЖИВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЕ

ОБЩИЕ ПРОВЕРКИ

1. Проверить охлаждающую жидкость.

2. Проверить моторное масло.

3. Проверить аккумулятор.

4. Проверить воздушный фильтр.

5. Проверить свечи зажигания.

6. Проверить ремень привода вентилятора и генератора.

7. Проверить угол опережения зажигания.

ВНИМАНИЕ- Полностью обесточить всю электрическую систему.- Проводить обслуживание при снятом вентиляторе.

- Запустить и прогреть двигатель.

- Подсоединить специальный прибор к разъему DLC3.

- Включить специальный прибор и выбрать следующие пункты в меню:

DIAGNOSIS / ENHANCED OBD II / DATA LIST / PRIMARY / IGN ADVANCE.

- Проверить угол опережения зажигания.

Примечание:Номинальное значение: 7 - 24oповорота коленчатого вала до верхней мертвой точки (ВМТ) (рычаг коробки передач в нейтральном положении).

- Проверить, что угол опережения зажигания увеличивается при увеличении оборотов двигателя.

- Отсоединить специальный прибор.

- Специальным инструментом № 09843-18040 соединить выводы 13 (TC) и 4 (CG).

- Снять воздушный фильтр.

- Вытащить жгут проводов, как показано на рисунке.

- Соединить стробоскоп с проводом разъема катушки зажигания первого цилиндра.

ВНИМАНИЕПосле проверки обмотать жгут проводов изолентой. Примечание:Номинальное значение:8 - 12o поворота коленчатого вала до верхней мертвой точки (ВМТ) (рычаг коробки передач в нейтральном положении).

- Установить воздушный фильтр.

8. Проверить число оборотов двигателя на холостом ходу.

ВНИМАНИЕ- Полностью обесточить всю электрическую систему.- Проводить обслуживание при снятом вентиляторе.

- Включить специальный прибор и выбрать следующие пункты в меню:

DIAGNOSIS / ENHANCED OBD II / DATA LIST / PRIMARY / ENGINE SPD.

- Проверить число оборотов двигателя на холостом ходу.

Примечание:Номинальное значение: 650 - 750 об/мин (рычаг коробки передач в нейтральном положении).

- Специальным инструментом № 09843-18030 соединить вывод 8 (TАC).

- Увеличить обороты двигателя до 2500 об/мин и продержать в течение 90 секунд.

Примечание:Номинальное значение: 650 - 750 об/мин (рычаг коробки передач в нейтральном положении).

9. Проверить компрессию в цилиндрах.

- Запустить, прогреть, а затем заглушить двигатель.

- Снять реле отключения цепи.

- Снять крышку двигателя.

- Снять крепление корпуса дроссельной заслонки.

- Снять опору маслоотражателя.

- Снять опору расширительного бачка № 1.

- Снять опору расширительного бачка № 2.

- Снять катушки зажигания.

- Отвернуть и снять свечи зажигания.

- Установить компрессометр (№ 09992-00500) в отверстие под свечу зажигания (шаг 1).

- Открыть полностью дроссельную заслонку (шаг 2).

- Прокрутить стартером коленчатый вал на несколько оборотов (шаг 3).

Примечание:- Стандартная величина компрессии: 1300 кПа.- Минимальная величина компрессии: 1100 кПа.- Разница между компрессией каждого из цилиндров: 100 кПа. ВНИМАНИЕ- Перед началом проверки компрессии, убедиться в том, что аккумуляторная батарея заряжена полностью.- Повторить выше описанные операции для каждого цилиндра.- Проверку компрессии необходимо производить, затрачивая как можно меньше времени.

- Если в каком-либо из цилиндров недостаточное давление, необходимо залить небольшое количество моторного масла, через отверстие под свечу зажигания в цилиндр и повторить шаги 1 - 3. Издательство "Монолит"

- Если компрессия повысилась, значит, повреждены компрессионные кольца или поршень имеет повышенный износ.

- Если давление компрессии не изменилось, значит, вероятно, повреждены седла клапанов, или клапан сидит не должным образом.

ПРИВОДНОЙ РЕМЕНЬ

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1. Отвернуть четыре болта и снять защитный поддон двигателя № 1.

2. Провернуть натяжитель ремня против часовой стрелки и снять ремень.

1. Визуально проверить приводной ремень на наличие износа, износа корда и т.п. В случае обнаружения дефектов, заменить ремень новым.

1. Проверить натяжитель ремня, вращая его по и против часовой стрелки. В случае неисправной работы, заменить натяжитель новым.

2. Повернуть натяжитель ремня против часовой стрелки, чтобы совместить отверстия, как показано на рисунке. Затем вставить стержень длиной 6 мм в отверстие, чтобы зафиксировать натяжитель.

3. Установить приводной ремень.

4. Повернуть натяжитель ремня против часовой стрелки и удалить стержень.

5. Если возникли трудности при установке ремня, необходимо выполнить следующие действия:

- Поместить ремень на все участки, кроме насоса гидроусилителя рулевого управления, как показано на рисунке.

- Поворачивать натяжитель ремня против часовой стрелки и поместить ремень на насос гидроусилителя рулевого управления.

6. Установить защитный поддон двигателя № 1 и затянуть четыре болта.

Примечание:Момент затяжки: 29 Н*м.

ЗАЗОР В КЛАПАНАХ

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА

1. Отсоединить отрицательную клемму аккумулятора.

2. Слить охлаждающую жидкость.

3. Снять крышку двигателя.

4. Снять воздушный фильтр.

5. Снять крепление корпуса дроссельной заслонки.

6. Снять опору маслоотражателя.

7. Снять опору расширительного бачка № 1.

8. Снять опору расширительного бачка № 2.

9. Снять расширительный бачок.

10. Снять катушки зажигания.

11. Снять две крышки головки блока цилиндров.

12. Повернуть шкив коленчатого вала и совместить его канавку с меткой «0» на крышке цепи привода газораспределительного механизма (ГРМ).

13. Проверить, что метки шестерен распределения на распределительном валу совмещены с метками на крышке подшипника, как показано на рисунке. В противном случае повернуть коленчатый вал на 360

и выровнять метки.

14. Проверить зазор в клапанах:

- Проверить зазор только в тех клапанах, которые показаны на рисунке.

- Щупом измерить зазор между толкателем клапана и распределительным валом.

Примечание:Зазор в клапанах (холодный):- Впускные клапаны: 0,15 - 0,25 мм.- Выпускные клапаны: 0,29 - 0,39 мм.

- Записать те показания, которые не соответствуют стандартной величине. Эти показания будут использоваться далее, для подбора толщины толкателей.

- Повернуть коленчатый вал на 240

по часовой стрелке и проверить зазор только в тех клапанах, которые показаны на рисунке.

- Записать те показания, которые не соответствуют стандартной величине. Эти показания будут использоваться далее, для подбора толщины толкателей.

- Повернуть коленчатый вал на 240

по часовой стрелке и проверить зазор только в тех клапанах, которые показаны на рисунке.

- Щупом измерить зазор между толкателем клапана и распределительным валом.

- Установить поршень первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия).

- Повернуть шкив коленчатого вала и совместить его канавку с меткой «0» на крышке цепи привода ГРМ.

- Проверить, что метки шестерен распределения на распределительном валу совмещены с метками на крышке подшипника, как показано на рисунке. В противном случае повернуть коленчатый вал на 360

- Нанести метки на звено цепи так, чтобы они совмещались с метками шестерен распределения.

- Снять устройство для натяжений цепи № 1.

- Снять распределительный вал № 2.

- Снять устройство для натяжений цепи № 2.

- Снять распределительный вал № 1.

- Снять распределительный вал № 4.

- Снять устройство для натяжений цепи № 3.

- Снять распределительный вал № 3.

- Извлечь толкатели и, используя микрометр измерить его толщину, как показано на рисунке.

- Рассчитать толщину нового толкателя. Для расчета использовать формулу:

Т: Толщина снятого толкателя.

А: Измеренный зазор в клапанах.

N: Толщина требуемого толкателя.

N = T + [A - 0,20 мм)] (впускные).

N = T + [A-0,34 мм)] (выпускные).

- Подобрать новый толкатель с толщиной наиболее близкой к расчетной (см.раздел "Сервисные данные и спецификация").

Примечание:Толщина варьируется в пределах 35-го размера с шагом 0,020 мм, от 5060 мм до 5740 мм.

- Толщина новых толкателей, мм:

Толкатель № Толщина Толкатель № Толщина Толкатель № Толщина
06 5,060 30 5,300 54 5,540
08 5,080 32 5,320 56 5,560
10 5,100 34 5,340 58 5,580
12 5,120 36 5,360 60 5,600
14 5,140 38 5,380 62 5,620
16 5,160 40 5,400 64 5,640
18 5,180 42 5,420 66 5,660
20 5,200 44 5,440 68 5,680
22 5,220 46 5,460 70 5,700
24 5,240 48 5,480 72 5,720
26 5,260 50 5,500 74 5,740
28 5,280 52 5,520

- Установить распределительный вал № 3.

- Установить устройство для натяжений цепи № 3.

- Установить распределительный вал № 4.

- Установить распределительный вал № 1.

- Установить устройство для натяжений цепи № 2.

- Установить распределительный вал № 2.

- Установить устройство для натяжений цепи № 1.

- Проверить, что метки шестерен распределения на распределительном валу совмещены с метками на крышке подшипника, как показано на рисунке.

15. Установить две крышки головки блока цилиндров.

16. Установить катушки зажигания.

17. Установить расширительный бачок.

18. Установить опору расширительного бачка № 2.

19. Установить опору расширительного бачка № 1.

20. Установить опору маслоотражателя.

21. Установить крепление корпуса дроссельной заслонки.

22. Установить воздушный фильтр.

23. Залить охлаждающую жидкость.

24. Соединить отрицательную клемму аккумулятора.

Примечание:Момент затяжки: 3,9 Н*м.

25. Проверить наличие утечек охлаждающей жидкости.

26. Проверить угол опережения зажигания.

27. Установить крышку двигателя.

13

monolith.in.ua

Ошкош-2011 ч.21: Scale composites model 271, V-Jet II, "Spike"

Williams V-Jet II( он же Scaled Composites Model 271, он же "Spike") был разработан и построен компанией Берта Рутана Scaled Composites для Williams International как база для тестирования и демонстрации ее новых двигателей Williams FJX-2 turbofan,которые правда оказались не готовы и как результат на самолет были поставлены FJR-1 с тягой 550 фунтов вместо заявленных 700!!!этот же пост,но с маленькими картинкамиОшкош 2011Как всегда использую информацию с сайтовhttp://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.интересный сайт о проектах РутанаWilliams International еще с 50х годов строила маленькие турбовентиляторные двигателя для крылатых ракет и успешно вошла на рынок общей авиации в конце 1980 х с двигателем FJ44.FJ44, двухвальный турбовентиляторный двигатель с тягой в 862 кгс на статике. FJ44 был так мал(60 сантиметров в диаметре и один метр в длину) и настолько легким (203 кг) что было неразумно встраивать его в уже существующие планеры. Для того,чтобы продемонстрировать все преимущества веса,размеров и тяги нового двигателя требовался новый самолет.Конструктор Burt Rutan работал в то время в Beech Aircraft Co.,и он убедил руководство Beech помочь Williams в создании такого самолета прототипа.Был построен прототип Beech с названием “Triumph.” Он полетел в июле 1988 года—это был первый самолет использовавший двигатель FJ44 . Он так и не дошел до производства,но Beech Triumph продемонстрировал производительность и экономичность обещанную создателями FJ44. Другой прототип, Swearingen SJ30, также использовал FJ44 и совершил свой первый полет в начале 1991 года.Реальный успех пришел с началом использования этого двигателя фирмой Cessna,что ознаменовалось созданием оснащенного двигателем FJ44 Citation-Jet в апреле 1991 года. Тут же последовали другие заказы: на производство Swearingen SJ30, шведский учебный самолет Sk60, Raytheon Premier 1 ,и другие.В 1992 году,на конвенции в Ошкоше, NASA инициировала программу, Advanced General Aviation Transport Experiments (AGATE) для партнерства с производителями и помощи в разработке новых технологий,которые помогли бы преодолеть застой в авиационной промышленности.В 1996 году, Williams, как победитель конкурса,проводимого среди производителей реактивных двигателей, объединил усилия с NASA для создания еще более компактного,легкого турбовентиляторного двигателя для малой авиации FJX-2 . Программа General Aviation Propulsion (GAP)на 100 миллионов долларов это часть программы NASA Advanced General Aviation Transport Experiments (AGATE). Результатом стал двигатель FJX-2 дающий тягу в 317 кгс и с высокой степенью двухконтурности.Идейно разработки самолета для этого двигателя шли уже несколько лет, Williams занималось V-Jets, доктором Williams было сделано три полномасштабных макета и несколько десятков меньших моделей для изучения и получения окончательного дизайна V-Jet II . Имя V-Jet,самолет получил за крыло с обратной стреловидностью и V образное хвостовое оперение,которое идет еще с ранних разработок Williams .Для доработки проекта и создания прототипа ,Williams заключил контракт с компанией Берта Рутана Scaled Composites. Рутан внес достаточно много серьезных поправок и в схему и в технологии создания самолета,который теперь уже нес название V-Jet II,это должен был стать Very Light Jet(очень легкий реактивный самолет) (VLJ),для использования в качестве тестового и далее как демонстратора технологий нового двигателя.В Scaled, самолет был известен как Model 271,правда он еще также имел имя собственное Spike,но оно почти не использовалось и осталось только V-Jet II. Самолет дебютировал в 1997 году на Oshkosh Airshow, правда с двигателем FJR-1,а не FJR-2 тк тот не был еще полностью готов и не прошел нужных испытаний на земле.Летчик-испытатель Scaled Doug Shane получил премию Iven C. Kincheloe от сообщества пилотов-испытателей ( Society of Experimental Test Pilots)за свою испытательную работу на этом самолете.В испытательных полетах , V-Jet II поднялся на 9100 метров и достиг скорости в 547 км в час, сохраняя хорошую управляемость и отсутствие тенденции к срывам. Его крыло с обратной стреловидностью имеет размах 10,8 метра и площадь 11 квадратных метров.V-Jet II имеет полностью композитную конструкцию с крылом обратной стреловидности,V образным хвостовым оперением ,мотогондолы установлены на плавники хвостового оперения.Общий дизайн напоминал LearAvia Lear Fan, хотя V-Jet II существенно меньше.Williams не собирался производить подобные самолеты,но интерес был так велик,что в 1998 году была организована компания Eclipse Aviation для дальнейшей разработки и производства подобного самолета класса Бонанзы.двигательПланер был значительно переработан,стал цельнометаллическим,получил Т образное хвостовое оперение и имя Eclipse 500. Прототип летал с парой двигателей EJ-22 являющихся модификацией FJX-2.Однако летные данные оказались неудовлетворительными и самолет получил два двигателя Pratt & Whitney Canada PW610F ,которые были специально разработаны для этого самолета.Этот прототип и V-Jet II были переданы в Eclipse Aviation вместе со всей программой, а позже подарены музею Experimental Aircraft Association AirVenture в Ошкоше, в 2001 году.воздухозаборникСамолет Eclipse 500 стал первым самолетом использовавшим двигатель Уильямс EJ-2 ,являющийся серийной версией FJX-2,вес этого двигателя составлял всего 100 фунтов,что около 40 килограмм!!.шассиниша уборки шасси"V-JET" имеет крыло с обратной стреловидностью.Самолет оказался очень простым и прощающим ошибки пилотам.Благодаря крылу с обратной стреловидности были достигнуты очень понятные для пилота характеристики срыва. Кроме всего прочего благодаря близкому расположению двигателей требовались минимальные навыки и усилия пилота для управления самолетом с одним отказавшим двигателем!!! крылотабличкакабинанослобовое стеклоСпецификация: Длина: 9.47 m Размах крыльев: 10.77 m Площадь крыла: 11.0 m2 Высота самолета: 3,35 м Вес пустого: 1,000 kg Полный вес: 1,700 kg Максимальная скорость: 300 knots (560 km/h) Высота: 9,100 m. MSL Макс крейсерская скорость: 370 KTASВзлетная дистанция SL/STD Day: 2300 ft.Скороподъемность (SL): 3200 футов в минВремя набора: 8 мин.до 18 KFTДальность (макс топливо): 2600 мильДальность (4 пассажира на борту): 1800 мильТопливная экономичность: 15 RPGЭкипаж,пассажиры: 2 пилота, 4 пассажира Двигатель 2-Williams FJX-по 550 фунтов тяги. Произведен: 1 [N222FJ] (c/n 1)

igor113.livejournal.com

Toyota FJ40 - Легендарные автомобили мира

Удивительно, но появление всех легендарных внедорожников связано в той или иной степени с военной деятельностью страны. И, даже если внедорожник не создавался в качестве военного, то у него из «дедушек» обязательно кто-то служил. Примерно такая история была у Toyota Land Cruiser FJ40 – самого легендарного внедорожника японской марки.

Все началось с того, что в 1941 году армия японской империи вторглась в Филлипины. Там удалось захватить невиданные доселе внедорожники Bantam Mk II, аналог более известного Wyllis. После детального изучения конструкции, японское правительство поручило компании Toyota создать подобный легкий автомобиль с приводом на все колеса. Так появился Toyota AK или Yon-Shiki Kogata Kamotsu-Sha, который пошел в серию под названием AK10. И хоть этот автомобиль не имеет ничего общего с нашим героем FJ40, именно он положил начало всем последующим внедорожникам марки Toyota.

А 1954 году компания Toyota впервые применила легендарное название Land Cruiser для внедорожника Toyota Jeep BJ. В 1955 г. появилось второе поколение тойотовских проходимцев FJ20, а с 1960 года компания начала выпуск самой харизматичной третьей серии, получившей название Toyota Land Cruiser FJ40. Кстати, немногие знают, но за 2 года до начала выпуска Toyota FJ40 в Японии, эту модель начали выпускать в Бразилии под названием Toyota Bandeirante. Внешне и технически автомобили были практически идентичными. Разве что Bandeirante имел прямоугольные фары.

Но вернемся к Toyota Land Cruiser FJ40. Почему же именно этот внедорожник стал таким популярным, особенно в США? Думаю, стоит начать с его внешности. Несмотря на то, что его прародителем был автомобиль, похожий на Wyllis, японцам удалось сделать самобытный по стилю автомобиль, одновременно модный и функциональный. А ведь именно FJ40 стал первым внедорожником компании с собственным дизайном.

Самым ярким элементом дизайна Toyota Land Cruiser FJ40, безусловно, является решетка радиатора с близко посаженными фарами, а огромные внедорожные колеса не заставят вас усомниться в проходимости этого «якудзы».

Съемные двери и крыша делали FJ40 идеальным транспортом для воскресных вылазок на пляж! И американцы это быстро просекли. Кроме версии с мягким верхом выпускали вариант FJ40 с жесткой крышей (как на наших фотографиях). Чуть позже появились модели FJ43 и FJ45 с более длинными колесными базами (2430 и 2650 мм, соответственно), еще более вместительные FJ45V и FJ55V, а также версия с кузовом пикап.

Что роднит Toyota FJ40 с военными Wyllis, так это функциональность каждого элемента кузова и аскетичность всей конструкции в целом. Интерьер под стать внешности. Внутри – неприкрытые пластиком металлические поверхности, плоские панели дверей, огромная кочерга рычага механической коробки передач, а также непременный атрибут всех настоящих внедорожников – ручка на передней панели напротив пассажира.

Кстати, интерьер Toyota Land Cruiser FJ40 – настоящая капсула времени. Он не менялся на протяжении 24 лет производства. И только в 1979 году на Toyota Land Cruiser FJ40 начали устанавливать кондиционер и гидроусилитель руля.

Панель приборов FJ40 очень компакта и лаконична. Центральное место занимает спидометр, а по бокам и чуть ниже от него – небольшие вспомогательные приборы.

Сзади в этой версии – пара откидных сидений, которые в сложенном виде освобождают уйму места в багажнике.

Двигатель Toyota Land Cruiser FJ40 от чужих глаз скрывает огромные капот, который держат вот такие внешние замки.

Открыв «рот», Toyota FJ40 скалится 3.9-литровым бензиновым двигателем серии F (отсюда и название модели – FJ40) мощностью 125 л.с. и крутящим моментом 283 Нм. Такой двигатель устанавливали с 1960 по 1975 гг. В 1975 г. FJ40 заслужил усовершенствованный силовой агрегат 2F. И хотя его конструкция осталась практически прежней, инженерам удалось увеличить объем двигателя до 4.2 л, что дало повышение мощности до 135 л.с., а крутящего момента – до 290 Нм.

Первая дизельная версия FJ40 появилась в 1973 году. Это был 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3.6 л и мощностью 90 л.с. В 1980 его заменили на 4-литровый «дизель» 2H. Дизельные версии настолько понравились покупателям, что стали, чуть ли, не более популярными, чем бензиновые модели.

Производство Toyota FJ40 Land Cruiser прекратилось в 1984 году. Ему на смену пришла модель FJ70, которой не суждено было стать столь же популярной, как ее предшественнику. А тем временем, любовь к FJ40 совсем не угасла. В 2006 году Toyota создала ремейк оригинального FJ40, который назывался FJ Cruiser. Он выпускается и по сей день.

По всему миру созданы сотни клубов любителей Toyota FJ40. А, например, компания TLC Inc. вообще наладила выпуск FJ40 с современными агрегатами под названием TLC Icon. Хватает внимания и от автоспортсменов – любители внедорожной езды часто используют Toyota FJ40 для переделок в настоящих грязевых монстров. Это ли не всемирное признание легендарности автомобиля!?

carakoom.com


Смотрите также