Ford T. История создания. Форд т двигатель


Легендарный Ford T | Журнал Популярная Механика

В этом году исполняется 110 лет с момента появления автомобиля, сыгравшего важнейшую роль в развитии не только автоиндустрии, но и цивилизации в целом. Речь идет о знаменитой Жестяной Лиззи — Ford Model T. Генри Форд наводнил Америку миллионами недорогих автомобилей, поставив нацию на колеса. Затем на колеса встал весь остальной мир.

Владимир Санников

21 мая 2018 11:00

О Жестяной Лиззи написано немало. Ни один гангстерский фильм о временах сухого закона невозможно представить без участия в массовке Model T. Но нам более интересна не «конвейерная» эра, когда Форд штамповал Model T, как черные пуговицы, а аутентичная, старая добрая Жестяная Лиззи 1908 года, собранная работягами-иммигрантами завода Пикетт, — шедевр бронзового века автомобилестроения, периода с момента изобретения автомобиля до Первой мировой. Бронзовым его называют потому, что именно бронза была в те годы основным материалом, применявшимся для изготовления запчастей и элементов декора.

Модель 1009 Легкий двухместный кузов с откидным матерчатым верхом и грузовой платформой. Варианты окраски: зеленый, черный, черная эмаль, лиственный орнамент.

В начале зимы 1906 года на заводе Пикетт компании Ford Motor Company в Дирборне происходили таинственные события. На третьем этаже Генри Форд распорядился отгородить помещение для новой мастерской. Допуск получили только несколько человек — сам Форд, вице-президент компании Джон Казенс, лучший инженер завода Чайлд Хэролд Уиллс, венгерские эмигранты Йожеф Галамб и Эген Фаркаш, инженеры Лав, Смит, Дегнер и Мартин. В мастерскую было поднято несколько двигателей и рам от тогдашней модели «форда» — Ford Model N, образцы стальных листов и бронзовые заготовки, плавильная печь и станки для металлообработки. До позднего вечера за стенами мастерской продолжалась работа.

Model N, пятая по счету модель компании, стала настоящим бестселлером. Она была дешевой и надежной, крепкой и неприхотливой. За 1906 год Форду удалось продать 2194 экземпляра — немыслимый успех по меркам начала ХХ века.

В Америке в то время автомобили не собирал только ленивый. 485 американских компаний предлагали потребителям свою продукцию. Технология производства была простой. Компании покупали двигатели, трансмиссии, органы управления и колеса на стороне. Затем все это ставилось на клепаную стальную раму. Сверху водружалось подобие салона с матерчатым верхом или, в редких случаях, с металлической крышей. Покупателей было немногим больше, чем самих компаний. В среднем цена автомобиля в 1900-х составляла $1000 — фантастические деньги для того времени. Генри Форд понимал уже тогда, что выиграть у конкурентов можно только при условии снижения цен. Но акционеры компании придерживались другого мнения: зачем отказываться от прибыли, которая сама идет в руки? К счастью, один из главных пайщиков, лесопромышленник и автогонщик Малькольмсон, прогорел и был вынужден продать свою долю Форду. Форд получил право решающего голоса и, не мешкая, изменил ценовую политику компании.

Модель 1018 Закрытый панельный вагон с откидным ветровым стеклом. Вариант окраски единственный: зеленая эмаль с декоративными элементами из черной эмали.

Судьбоносная авария

Основным видом рекламы автомобилей в те времена были гонки. Сам Форд не брезговал поначалу лично выступать на своих авто. В 1901 году Генри выиграл заезд в Гросс-Пойнте на своей модели «999» у автомобиля, созданного известным гонщиком Александром Винтоном. Именно тогда он познакомился с людьми, которые в дальнейшем предоставили ему деньги для создания компании Ford Motor Company. Во время одной из таких гонок во Флориде в 1906 году Генри Форд стал свидетелем аварии французского автомобиля. Машина несколько раз перевернулась, но практически не пострадала. Удивленный Форд внимательно осмотрел автомобиль и понял, что сталь, из которой она сделана, легче и жестче обычной. Ему удалось прихватить с собой кусок стального листа. Этот факт можно считать классическим случаем промышленного шпионажа. В Дирборне он показал сталь своим специалистам. Оказалось, что своей жесткостью, вдвое превосходящей лучшие американские стали, она обязана добавкам ванадия. Никто в Питтсбурге, стальной столице Америки, не имел понятия, как ее делать. Форду удалось пригласить в Америку ученого-металлурга из Европы, который и раскрыл ему технологию варки. Все это происходило в условиях повышенной секретности: о происходящем знали всего два-три человека из ближайшего окружения Форда.

Модель 1019 Легкий экспресс с кабиной от вагона и грузовой платформой. Вариант окраски единственный: зеленая эмаль с декоративными элементами из черной эмали.

Задумка была проста — Генри Форд вообще не был сторонником сложных решений. Невиданная в Америке сталь и доработка удачной конструкции Model N могут привести к созданию автомобиля, не имеющего конкурентов. Этим-то и занимались инженеры компании в секретной мастерской завода Пикетт. Большое количество проданных машин позволило им накопить обширную информацию о наиболее слабых местах Model N и целенаправленно заниматься их доработкой. Венгерские инженеры Галамб и Фаркаш вместе с верным другом Форда Уиллсом за год сумели основательно перетряхнуть конструкцию Model N, упростить и облегчить основные узлы автомобиля. В сентябре 1907 года было построено два прототипа будущей модели Т. Они оказались столь удачными, что вскоре после начала испытаний Форд распорядился приступить к переоснащению завода Пикетт под новую модель. К осени 1908 года производство Model N и ее дорогих модификаций, Model R и S, было прекращено, а сборка люксовой Model K ценой $2500 перенесена в другое место. А 27 сентября на заводе Пикетт был собран первый в истории экземпляр Ford Model T 1909 модельного года. Генри Форд ввел понятие «модельного года» именно с появлением Жестяной Лиззи. Все автомобили, которые производились после 31 августа текущего года, официально считались моделями года следующего. Такая практика вскоре была принята всеми автопроизводителями. В наши дни автомобильное «летоисчисление» происходит именно так.

Модель 1020 Легкий экспресс с кабиной от вагона и грузовой платформой со сворачивающимся матерчатым тентом. Зеленая эмаль с декоративными элементами из черной эмали.

Что в имени тебе моем

Знатоки утверждают, что если бы этот автомобиль создал не Форд, а кто-нибудь другой, то время давно бы уже стерло любые воспоминания о нем. Впрочем, чтобы сделать Model T, надо родиться Генри Фордом. Почему именно «Тин Лиззи»? На этот счет историки автоиндустрии не дают четкого ответа. Но основных версий две. Американцы часто предпочитают прозвища реальным именам. Женским именем Лиззи в начале прошлого века деревенские жители обычно называли своих рабочих лошадок. Ну а слово «жестяная» не нуждается в дополнительной интерпретации. Железная лошадь, в общем. Вторая версия объясняет все немного иначе. Лиззи — так ирландцы называли упрямых и своенравных красоток. И хотя красоткой Model T назвать трудно, если вам она нравится, то и такое объяснение сгодится. Очень часто американцы называли Model T «Фливвер», а всего эта легендарная машина имела около двадцати различных прозвищ. Но в истории она осталась Жестяной Лиззи.

Генри Форд Годы жизни: 1863−1947. Профессия: изобретатель (автор 161 патента США), бизнесмен, промышленник, основатель компании Ford. «Кто действительно работает, тот не нуждается в титулах. Его работа является для него достаточной честью.»

Практичный Форд в принципе не создал ничего нового. А зачем? Ведь главные компоненты рыночного успеха были ему хорошо известны — прочная надежная рама и трансмиссия из ванадиевой стали, проверенный 2,9-литровый мотор и доступная цена. Остальное — мелочи. Чем больше покупателей смогут наскрести деньги на автомобиль, который не ломается, тем лучше. Автомобили, по представлению Форда, должны были стать чем-то вроде гамбургера. Дешевыми и сытными, даже если впоследствии вам обеспечен гастрит. Когда историки автомобилестроения пишут о Model T, то всячески превозносят ее надежность. С этим не поспоришь. Машина была просто неубиваемая. При этом ни слова не говорится о полном отсутствии комфорта, убогом дизайне и неудобной системе управления. Жестяная Лиззи вошла в знаменитый список 50 худших автомобилей журнала Time Magazine. Парадокс? Давайте разберемся.

Ford Motor Company не исполнилось и года, когда Генри Форд принял решение построить собственный завод в Дирборне, штат Мичиган. Трехэтажное здание завода имело вытянутую форму, типичную для индустриальной архитектуры, и большую площадь остекления. 1 апреля 1904 года акционеры компании одобрили приобретение земельного участка площадью 3,11 акра на авеню Пикетт за $23 500. Руководителями проекта по подготовке технического задания были назначены сам Форд и Джон Додж, имевший долю в капитале компании. Фирма братьев Джона и Хораса Доджей занималась постройкой бензиновых моторов и долгое время поставляла их Форду. Впоследствии братья создали собственную автокомпанию. Интересно, что первая основанная Фордом компания, Detroit Automobile Co, обанкротившаяся в 1900 году, впоследствии была реорганизована в знаменитую Cadillac Motor Car Company. Получается, что Генри Форд стал основателем сразу нескольких автомобильных брендов-долгожителей. Архитектурный проект трехэтажного здания завода выполнила детройтская компания Field, Hinchmann & Smith. Строительство началось в июне 1904-го, а уже в конце этого же года в цеха завода на авеню Пикетт начали завозить станки и мебель для офисных помещений. На первом этаже разместились офисы компании, но кабинет самого Генри Форда находился на втором, рядом со знаменитой экспериментальной мастерской, в которой была создана Жестяная Лиззи. Кроме того, на первом этаже с тыльной стороны здания располагались склад сырья и запчастей, а также отдел доставки готовой продукции.

Просто, еще проще

Жестяная Лиззи, как и ее предшественница Model N, была построена на мощной несущей стальной раме с двумя продольными балками и поперечными элементами жесткости из стального листа толщиной 1/8 дюйма. Ее изготавливали для Форда на заводе Michigan Stamping Company. К раме крепились двигатель конструкции Генри Форда объемом 2,9 л вместе с примитивной, но надежной двухступенчатой трансмиссией, рессорная подвеска и кузов. Разновидностей кузова в те годы было множество, и автопроизводители называли их каждый по‑своему. Для Лиззи первоначально было разработано шесть вариантов кузова — Touring, Runabout, Landaulet, Town Car и Coupe, но в 1908 году Model T выпускалась только в вариантах Touring и Landaulet. Кузова заказывались у сторонних производителей в Детройте. Обивка открытых модификаций была из толстой натуральной кожи черного цвета особой «бриллиантовой» выделки. Матерчатый верх, который шили из брезента, окрашенного в серый, темно-красный или темно-зеленый цвет, был дополнительной опцией. У закрытых Лиззи черной кожей обшивались только сиденья, а внутренняя обивка дверей была из кожзаменителя.

www.popmech.ru

Ford T. История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

Знания и навыки, необходимые рабочим на заводе были снижены до 84 областей. При введении T использовала методы типичные в то время, сборка вручную, а производство было небольшим. Пикетт завода Форд не мог угнаться за спросом на модель Т, и только 11 автомобилей были построены в течение первого полного месяца производства. Все больше и больше машин были использованы для снижения сложности в 84 определенных областях. В результате, автомобили Форд сошли с линии в трех-минутные интервалы, намного быстрее, чем предыдущие методы, сокращая время производства по восемь раз, при этом используя меньше рабочей силы. К 1914 года, процесс сборки для модели T была настолько обтекаемой потребовалось всего 93 минут, чтобы собрать автомобиль. В том же году Форд произвел больше машин, чем все другие автопроизводители, вместе взятых. Model T был большой коммерческий успех, и к тому времени Генри сделал свой 10-миллионный автомобиль, 50 процентов всех автомобилей в мире были Форды. Это было настолько успешным, что Форд купил рекламу между 1917 и 1923 году, более 15 миллионов моделей Ц были изготовлены, достигнув скорости от 9000 до 10000 автомобилей в сутки в 1925 году, или на 2 млн в год, больше, чем любая другая модель своего времени, по цене всего $ 240. Model T производства, наконец, превзошел Volkswagen Beetle 17 февраля 1972 года.Идеологический подход Генри Форда к проектированию Model T был одним из получить это право, а затем сохранить его же, по его мнению, Model T был все машины бы человек, или может, когда-нибудь понадобится. Как и другие компании предлагают комфорт и стиль преимуществ, по конкурентным ценам, Model T потеряла долю рынка. Конструктивные изменения были не так мало, как общественное восприятие, но мысль о неизменной модели сохранены. В конце концов, 26 мая 1927 года Ford Motor Company прекратила производство и начал переналадки, необходимых для производства моделей. Модель T двигатели продолжали производиться до 4 августа 1941 года. Почти 170 000 были построены после того, как производство автомобилей остановилось, как замена двигателей должны были обслуживать уже произведенных автомобилей. Модель T использовал некоторые передовые технологии, например, его использование ванадия легированной стали. Его прочность была феноменальной, и многие модели Ц. и их части остаются в рабочем состоянии почти столетие спустя. Хотя Генри Форд сопротивлялись некоторые виды изменений, он всегда выступал за продвижение конструкционных материалов, а зачастую и машиностроения и промышленного строительства. В 2002 году Форд построил последняя партия шести моделей Ц. как часть в 2003 г. столетие торжества. Эти автомобили были собраны от остальных новых компонентов и других деталей, изготовленных из оригинальных рисунков. Последний из шести была использована в рекламных целях в Великобритании.  Стандартный 4-местный открытым Tourer 1909 года стоимостью $ 850 (что эквивалентно $ 21 987 сегодня). В 1913 году цена снизилась до $ 550 (эквивалент $ 12 933 сегодня), и $ 440 в 1915 году (эквивалент $ 10 108 сегодня). Продажи были 69 762 в 1911 году, 170 211 в 1912 году, 202 667 в 1913 году, 308 162 в 1914 году,. И 501 ​​462 в 1915 году. В 1914 году рабочий конвейера может купить Model T с оплатой за четыре месяца. К 1920 году цена упала до $ 260 в связи с повышением эффективности технологии сборки линии и объема.

retrobazar.com

Форд модели Т: samsebeskazal

Вчерашний съемочный день сериала Boardwalk Empire проходил на улице, и в сцене были задействованы старые автомобили. Сегодня ни слова про кино, а только про машины. Тем более, что я уже давненько про них не писал.

1.

Все автомобили были одной модели - это был легендарный Форд-Т в различных модификациях. В интернете встречается его название "Жестянка Лиззи", что является просто прямым переводом американского прозвища "Tin Lizzy", что на мой взгляд не очень верно, если попробовать разобраться в его происхождении. Существует несколько версий происхождения названия, и ни одна из них не подтверждена. Мне ближе всего та, в которой говорится, что Лиззи была самой распространенной кличкой у рабочих лошадей, на смену которым и пришел недорогой и надежный Форд-Т. Его сразу же окрестили тем же именем, что и лошадь. Tin - это луженое железо - жесть, из которого делали консервные банки. Правильнее будет говорить "Жестяная Лиззи". Автомобилей Форд модели Т было выпущено так много, а служили они так долго, что впоследствии Tin Lizzy стали называть любую старую разваливающуюся технику. Мы сейчас называем старую машину-развалюху "ведром", а американцы называли tin lizzy.

2.

Сам Генри Форд называл свой Форд-Т "универсальным автомобилем", владельцы же, помимо Жестяной Лиззи называлие его просто Ти, колымагой, драндулетом, развалюхой, клоповником на бензиновом ходу и множеством других не менее ярких прозвищ. Но это все конечно же от любви. Ведь именно благодаря Лиззи Америка села за руль автомобиля и поехала.

3.

4. "Автомобиль может быть любого цвета при условии, что этот цвет черный" - сказал как-то Генри Форд. Причиной было конвейерное производство и то, что из всех эмалей использовавшихся при покраске, быстрее всего высыхала именно черная. Всего за 48 часов, тогда как другие цвета могли сохнуть несколько недель. С развитием химии эта проблема отпала, и Форд стал предлагать кузова в других цветах, однако крылья и некоторые элементы по прежнему оставались черными из-за специфики конвейерной сборки.

5. Подвеска состояла из двух поперечных рессор. Из-за этого автомобиль довольно прилично раскачивался из стороны в сторону на ухабах и неровностях. А дороги тогдашней Америки целиком состояли из этих самых ухабов и неровностей. Скоростных магистралей в Америке тогда не было, а вот плохих дорог было хоть отбавляй. Благодаря большому дорожному просвету автомобиль прекрасно преодолевал любое бездорожье, а если и застревал, то вытащить машину весом всего 850 килограмм на узких шинах не представляло серьезной проблемы. Несколько взрослых мужчин с легкостью могли вытолкать его даже из самой глубокой грязи.

6. Ветровое стекло состояло из двух горизонтальных частей. Дворник стал стандартным оборудованием только на поздних версиях. Никелированными были очень немногие детали. На этих машинах только крышка радиатора, ободки на фарах, дверные ручки, колпаки на ступицах, и некоторые элементы отделки салона.

7. Заводка автомобиля ручкой не была сильно сложной операцией, но тут все равно нужен был опыт и определенная сноровка. Более чем уверен, что никто из современных водителей не сможет этого сделать не изучив прежде инструкцию. Заводить следовало только левой рукой. В мороз, когда масло было густым, двигатель не полностью разъединялся с трансмиссией, и кривой стартер мог сбить владельца с ног.

8. Процесс заводки можно посмотреть на этом видео с 8:36.

9. Кнопки блокировки открывание двери тогда были обычными сдвижными засовами. А вот боковые стекла поднимались и опускались вполне привычным для нас способом.

10. Механизм открывания верхней половины лобового стекла. Никаких солнцезащитных козырьков в салоне еще нет.

11. Козырьки тогда ставили снаружи над лобовым стеклом. Под прямоугольной крышкой, которая располагается на капоте перед лобовым стеклом, находится не вентиляционное отверстие, как можно подумать, а заливная горловина бензобака с пробкой. Уровень топлива в баке проверялся специальной линейкой с делениями, которую надо было засовывать прямо в бензобак. Сам бак находился под капотом, туда его перенесли из под водительского сиденья, где он располагался в ранних версиях. Бензин поступал в мотор самотеком, и из-за такого расположения бака машина глохла при подъеме в крутую гору. Водителям приходилось разворачиваться, и подниматься задним ходом. Уровень масла проверялся тоже довольно оригинальным способом. Никаких щупов естественно не было. Надо было залезть под автомобиль и найти две пробки расположенные друг над другом на двигателе. Откручиваете верхнюю и если видите потекшее из нее масло, значит все в порядке. Если масла нет, откручиваете нижнюю, если и там нет, значит надо доливать. Доливали пока не потечет через край заливной горловины.

12. Ручки дверей. Никаких замков с ключами еще не было. Петли у дверей внешние.

13. Кузов Fordor sedan - четырехдверный седан (был еще двухдверный седан - Tudor sedan). В 1925 году такая машина стоила $660, это около 8 200 в сегодняшних долларах. Седан был самым дорогим автомобилем в линейке.

14. Форд-Т в кузове купе. В 1925 году он стоил $520, что равно примерно 6 500 долларам сегодня. Средняя стоимость дома в 1925 году составляла около $5 000 - $8 000 долларов ($62 000 - $100 000 сегодня) в зависимости от размера саого дома, участка на котором он стоит, и места его расположения.

15. Еще один седан. Двигатель у Форда-Т был четырехцилиндровым объемом 2.9 литра, мощностью всего 20 л.с. Автомобиль развивал скорость в 45 миль в час. Средний расход был равен одному галлону на 25 миль (11 литров на 100 км.), но сильно зависил от качества дороги. Объем бака равнялся 10 галлонам (около 38 литров).

16. Сзади у машины только один габаритный огонь. Ни стоп сигналов, ни поворотников не было.

17. Открытая проводка к фарам. Сами фары работали от магнето, и их яркость зависела от скорости езды. А скорость зависела от качества дороги. Получалось, что чем хуже была дорога, тем тускнее светили фары.

18. Зеркальце заднего вида в салоне. Некоторые водители, для того, чтобы увеличить обзор, устанавливали по два зеркала рядом. Боковых зеркал не было.

19. Надпись "Форд. Сделано в С.Ш.А." на колпаке ступицы.

20. Специальные накладки на порог одного из седанов.

21. На самом пороге тоже гордо сообщается о месте производства автомобиля. Помимо США, Форд-Т собирали в Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Дании, Германии, Великобритании и Ирландии.

22. Если заглянуть под машину сзади, то можно увидеть интересный изгиб задней рессоры, глушитель и современный аккумулятор.

23. У Форда-Т были деревянные колеса с 12-ю спицами овального сечения.

24. Запасное колесо представляло из себя обод с покрышкой, и крепилось к колесному диску четырьмя болтами.

25. Купе было единственным Фордом на съемочной площадке у которого был багажник.

26. Седан внутри довольно тесный, особенно спереди. Но зато это полноценный автомобиль с крышей и дверями, а не повозка с двигателем. У этой машины вообще богатая комплектация. Помимо зеркала заднего вида, есть дворник и свет в салоне.

27. У этого седана салон обшитый тканью. Выпускались так же седаны с кожаными сиденьями и обшивкой из кожзаменителя.

28. На другой стороне улицы стояли две машины со складным верхом. Улица с небольшим наклоном, и колеса по правилам были вывернуты в сторону поребрика. Углу поворота колес может позавидовать любой современный автомобиль. Это ранняя модификация с коротким капотом. Топливный бак у них располагается под водительским сиденьем. Для заправки необходимо поднимать подушку сиденья.

29. Форд-Т в кузове туринг (touring) со складным верхом. Подобный автомобиль стоил $290 ($3 600 сегодня) Это было чуть больше двухмесячной зарплаты обычного рабочего конвейера завода Форд того времени. Самым дешевым полноценным автомобилем в линейке был Форд-Т в кузове родстер - двухместный автомобиль со складной крышей. Он стоил $260 ($3 250 сегодня). Дешевле было только отдельное шасси без кузова, которое стоило всего 225 долларов ($ 2 800 сегодня). Всего Форд-Т производился в 9-и различных кузовах, включая грузовые версии.

30. Матерчатый верх шили из брезента окрашенного в серый цвет. На заказ его могли выкрасить в темно-зеленый или темно-красный цвета.

31. Кожаный чехольчик с ремешком для "кривого стартера". Бамперов у машины не было ни спереди, ни сзади.

32. Из-за отсутствующего остекления дверей, кажется, что в салоне туринга просторнее, чем в седане.

33. Поворачиваете ключ влево включается катушка зажигания запитанная от аккумулятора. Вправо - магнето. Заводилась машина ручкой, а глушилась уже поворотом ключа. За дополнительные деньги можно было установить электрический стартер. Справа от ключа амперметр.

34. Покрышка Firestone. Шины были с камерами.

35. Размерность шины.

36. Рисунок протектора.

37. Машина с австралийскими шинами.

38. Набор инструмента для ремонта шин из книги по ремонту и эксплуатации.

39. Дополнительный керосиновый фонарь.

40. Педальный узел кажется знакомым, однако это не привычные "сцепление-тормоз-газ". Левая педаль переключает целых две передачи (пониженная - нейтраль - повышенная), центральная включает задний ход, а правая педаль это тормоз. Тормоза барабанные и были только на задних колесах. Тормозные накладки изготавливались из бронзы и быстро изнашивались. Сама коробка передач была планетарного типа.

41. Привычной педали газа нет. Вместо нее рычажок справа под рулем. Там где в современных автомобилях находится блок управления дворниками. Слева рычажок опережения зажигания.

42. Схема работы рычажков. Они двигались на определенное количество делений. Для движения на максимальной скорости надо было опустить оба рычажка вниз.

43. Рычаг слева это ручной трансмиссионный тормоз и переключение коробки в положение нейтраль. Крайнее левое положение (как на фото) - машина стоит на ручнике. Если переместить рычаг в среднее положение (90 градусов к полу), то будет нейтраль, нажимаете педаль вверх и включается пониженная передача. Для переключения, надо переместить рычаг в крайне правое положение, педаль выскочит в нейтраль, нажимаете на нее вниз, и вы едете на повышенной передаче. Для аварийной остановки необходимо было нажать одновременно на педаль передач, тормоз, и потянуть рычаг на себя до упора. Тормозить было очень трудно. Ручка справа от приборов - управление воздушной заслонкой.

44. Спидометр с одометром. Спидометр не был стандартным оборудование и выпускался несколькими сторонними производителями. Его можно было установить на машину за дополнительные 65 долларов.

45. Механизм спидометра располагался на правом переднем колесе и был шестереночным.

46. Модификация без спидометра. Из пяти машин задействованных в съемках спидометр был только у одной.

47. Обивка открытых автомобилей была из толстой натуральной кожи черного цвета особой выделки.

48. Глушитель был прямоточным и делался из тонкой листовой стали с асбестовыми прокладками между составными частями.

49. Всего было продано 16.5 миллионов автомобилей Форд-Т. Несмотря на то, что с момента окончания производства прошло уже 85 лет, только Фольксваген Жук смог побить этот рекорд.

Короткое видео с машиной со съемочной площадки.

Если интересно, то оригинальную книгу по ремонту и эксплуатации Форд-Т 1917 года можно скачать в pdf.

Если что напутал пишите, исправлю.

samsebeskazal.livejournal.com

Ford Model T - это... Что такое Ford Model T?

Ford Model T

Общие данные

Ford T
Производитель: Ford Motor Company
Марка: Ford T
Тип: бензиновый
Объём: 2896 см3
Максимальная мощность: 22,5 л.с., при 1800 об/мин
Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Макс. скорость: 70 км/час
Диаметр цилиндра: 95,25 мм
Ход поршня: 101,6 мм
Система питания: карбюратор
Охлаждение: жидкостное
Клапанной механизм: SV
Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3
планетарная 2-ступ.
Тип: планетарная
Число ступеней: 2-ступ.
Тип шестерней: конические прямозубые

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 1420 мм
Колея передняя: 1420 мм

Динамические

Макс. скорость: 70 км\ч

На рынке

Другое

Ford Model T («Форд модл Ти» — «модель „Ти“»), также известный, как «Жестянка Лиззи» англ. Tin Lizzie) — автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908 по 1927 годы. Был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями. Генри Форд, по мнению многих, «посадил Америку на колёса». Это стало возможным благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки и максимального снижения себестоимости автомобиля. Первый экземпляр «Model T» построен 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.

Вопреки сложившемуся мнению, «Model T», несмотря на максимально упрощённую ради массового производства конструкцию, по объёму, комфорту и оборудованию не уступала большинству автомобилей своего времени, а по размерам сравнима с современным средним классом: колёсная база 2540 мм. От Ford T ведёт своё начало специфическая американская школа конструирования автомобилей. В то время в Европе автомобили, аналогичные Ford T, составляли незначительную часть автопарка, тогда как в США этот типоразмер автомобилей и до сих пор является основным.

Автомобиль был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,9 л (2893 см³) и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В конструкции автомобиля были применены такие нововведения, как отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач.

Двигатель рабочего объёма 2,9 л.

Когда появилась «Модель Т», большинство автомобилей в США в 1908—1910 годах стоили от 1100 до 1700 долларов. Начальная цена на фордовский «Т» составляла 825—850 долларов, что почти на треть меньше самого дешевого автомобиля других фирм и при средней зарплате в то время около 100 долларов в месяц это делало его относительно доступным. В 1916—1917 годах было продано уже 785 432 машины по цене, снизившейся до 350 долларов.

Модель «Ти» была ещё и первым «всемирным» автомобилем, то есть выпускавшимся во многих странах мира. В частности, филиалы «Форда» имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии.

Всего было выпущено 15 175 868 автомобилей «Форд» модели «Т».[источник не указан 981 день]

Интересные факты

  • Автомобиль набрал 742 очка в конкурсе «Автомобиль века» и занял первое место.
  • Автомобиль в нескольких модификациях встречается в популярной компьютерной игре Mafia: The City of Lost Heaven, в игре он носит марку Bolt, созвучную оригинальному «Ford».
  • В произведении Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» летоисчисление мира будущего ведется от создания автомобиля Форд T.
  • Входит в десятку автомобилей, изменивших мир по версии журнала Forbes, как первый серийный доступный среднему классу автомобиль в мире.[1]
  • Форд модели Т был первым автомобилем в Монголии. Он был подарен правителю страны, «Живому Будде» Богдо-гэгэну VIII шведским миссионером Францем Ларсоном, который пишет:

…Когда я достал ему первую автомашину, когда-либо виданную в Урге, — Форд, — он подсоединил электропроводку к кузову машины, и созвал высших лам и знать на чай. После чая он продемонстрировал им машину, и предложил гостям пощупать полировку её крыльев. Первый коснувшийся машины отшатнулся, словно бы обжёгшись. Остальные рассмеялись над его робостью. Затем протянул руку второй храбрец — и отдёрнул её назад. Ещё больше хохота, подначиваемого Буддой. Ему доставило величайшее удовольствие это чаепитие, на котором его друзья получили такое потрясение, так что никто не изъявил желание составить ему компанию в поездке на этой машине — все они были изумлены его способностью сидеть в ней и с удобствами разъезжать окрест дворца.[2]}}

  • Широко известна легенда о том, что Ford T красился только в чёрный цвет. На самом деле такое утверждение применимо, и то с оговорками, только к автомобилям производства 1914—1926 годов. До и после этого серийные «Форды» были доступны в разнообразной окраске. Переход к исключительно чёрным кузовам в 1914 году был вызван началом конвейерной сборки автомобиля, которая не оставляла времени для сушки каких либо использовавшихся в то время красителей, за исключением «японского чёрного» (асфальтового лака). В то время, как обычные в то время краски и лаки могли сохнуть до двух недель, «японский чёрный» высыхал за 48 часов. Следует, однако, отметить, что подобная политика не была изобретением «Форда», — по абсолютно тем же причинам, что и «Форд», в то же самое время её придерживалось большинство мало-мальски крупных производителей автомобилей. Как правило, базовым цветом был чёрный, остальные же были доступны только по специальному заказу. С развитием химии стало возможно получать быстросохнущие эмали любых цветов. В 1925 году General Motors предложила своим покупателям окраску ярко-голубой нитроцеллюлозной эмалью Duco производства DuPont. «Форд» последовал этому примеру уже в следующем году. Тем не менее, крылья, щитки подножек и другие детали шасси на автомобилях массового производства ещё долго делали как правило чёрного цвета, чтобы упростить сборку: кузов собирался на отдельном производственном участке и монтировался на уже готовое шасси, так что необходимость подбирать шасси и кузов одного цвета сильно тормозила бы сборку. Именно поэтому большинство не чёрных автомобилей выпуска 1920-х — первой половины 30-х годов имело характерную двухцветную окраску с чёрным низом. Любопытно, что, начиная с 50-х годов, двухцветная окраска кузова, напротив, стала популярным декоративным приёмом, и за неё уже просили дополнительные деньги, в то время как в 1920-х доплачивать приходилось за автомобиль с крыльями того же цвета, что и кузов.

Примечания

dic.academic.ru

Форд Т - это... Что такое Форд Т?

Ford Model T

Ford Model T на викискладе

Общие данные

Года пр-ва: 1908 - 1927

Характеристики

Размеры

Скоростные характеристики

Макс. скорость: 65 км\ч

На рынке

Предшественник

Предшественник

Преемник

Преемник

Ford Model A

Другое

Ford Model T («Форд Модэл Ти») (также известная, как «Жестянка Лиззи» (англ. Tin Lizzie)) — автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908-го по 1927-й годы. Обычно он рассматривается в качестве первого доступного автомобиля, выпускавшийся миллионами экземпляров, который «посадил Америку на колёса». Это стало возможным в том числе благодаря нововведениям Форда, таким как применение сборочной линии вместо индивидуальной ручной обработки, а также концепции выплаты работникам заработной платы пропорционально стоимости автомобиля. Первый автомобиль Model T был построен 27 сентября 1908-го года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.

Вопреки существующему мнению, Model T не был примитивным автомобилем: несмотря на действительно максимально упрощённую для массового производства конструкцию, по комфорту, простору и оборудованию он не уступал остальным автомобилям своего времени, а по размеру принадлежал к современному среднему классу. Именно от Ford T ведёт своё начало специфическая американская школа конструирования автомобилей. В Европе автомобили, размером сравнимые Ford T, сформировали впоследствии лишь небольшую часть автопарка, в США же этот класс автомобилей до сих пор является основным.

Автомобиль был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочего объёма 2,9 л.(2893 куб.), двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В особенности конструкции автомобиля также входили такие нововведения, как отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач.

Модель «Ти» была ещё и первым «всемирным» автомобилем, то есть, выпускавшимся параллельно во многих странах мира. В частности, филиалы «Форда» имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии и других странах.

Всего было выпущено 15.175.868 автомобилей «Форд» модели «Ти».

dic.academic.ru

Ford T обзор

 

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Похоже, лозунг, озвученный Ильфом и Петровым, был... концепцией Генри Форда. Модель Т, выпускавшаяся с 1908 по 1927 год невероятными для того времени тиражами, фактически стала первым в мире массовым автомобилем. Именно с «Жестянки Лиззи» началось развитие современной автомобильной промышленности. И не только промышленности. Этот автомобиль изменил весь уклад жизни. Более того, Ford T в определённом смысле повлиял на менталитет человечества!..

В общем, звание «Автомобиль века» по версии конкурса, проведённого под патронажем Global Automotive Elections Foundation в декабре 1999 года, Ford Model Т получил совершенно справедливо. Но каким был этот автомобиль, с точки зрения водителя и пассажиров? Задавшись таким вопросом, мы отправились на Дмитровский полигон в обществе ярко-жёлтого Ford Т, выпущенного более ста лет назад... Но какое бы вы авто не предпочли в настоящее время, все равно посмотреть где осуществляется лучший ремонт кузова все же я вам советую, ведь в любой ситуации можно оказаться и решение всегда будет у вас под рукой, по этому советую...Вы только представьте, насколько другой была жизнь тогда, когда эта машина только вышла с завода. Другие люди, другие улицы и другие экипажи. Автомобиль ещё даже не успел стать роскошью: его скорее воспринимали как диковинную игрушку чудаков и новомодный предмет сложной механики. Однако Генри Форд думал иначе, планируя в течение нескольких лет пересадить на автомобили весь средний класс. По крайней мере как объёмы выпуска машин, так и ценовая политика компании были направлены именно на это. Так, например, в 1910 году (а именно в этот год появился на свет герой нашего теста) заводом Ford было выпущено 18 664 автомобиля. Для начала XX века это фантастическая цифра! Понятное дело, при таком подходе от машины требовались простота конструкции, технологичность в производстве и по возможности удобство в эксплуатации, чтобы не отпугнуть массового клиента излишними сложностями в управлении.

За девятнадцать лет выпуска Ford Model Т не раз менял типы кузова, элементы внешнего облика и отделки. Мы вывезли на автополигон самый первый (сейчас бы сказали дорестайлинговый) вариант. Традиции, технологии и дорожные условия тех лет были таковы, что создатели ранних автомобилей не слишком далеко уводили дизайн своих «моторизированных творений» от конных экипажей. Простые рубленые формы, плоский вертикальный моторный щит, продолжающийся сверху таким же ветровым стеклом, масляные габаритные лампы по бокам, переходящие в крылья широкие подножки и узкие высокие колёса с пневматическими шинами и толстыми деревянными спицами. В общем, хоть сейчас запрягай... «Гужевое» сходство усиливает и открытый бездверный, почти полностью деревянный кузов типа туринг с откидным тентом. Фактически перед нами пролётка. Нужно отметить, это один из наиболее распространённых вариантов кузова машин первых трёх лет выпуска. Правда, часть открытых автомобилей уже в то время была укомплектована задними дверьми, а с 1912 года с боков стали закрывать и передний ряд сидений. Причём единственная передняя дверь находилась по правому борту - из-за узкого проёма между рулём и сиденьем, частично перекрытого к тому же напольным рычагом управления трансмиссией и задним тормозом, попадать на водительское место удобнее с правой стороны. Кстати, откровенно «каретная» внешность автомобиля создаёт неожиданный эффект - при взгляде на Ford Т современному человеку сложно представить, что этот музейный экспонат способен самостоятельно передвигаться. Представить сложно, но попробовать не возбраняется... Нажимаю пяткой на круглую напольную кнопку электростартера, и -о чудо! - машина мгновенно оживает, при этом звук двигателя напоминает стрекот бензогенератора без нагрузки. Ехать подано!..

 

ИНДУСТРИЯ ДООБОРУДОВАНИЯ

Раз уж мы заговорили об электричестве, стоит заметить, что аккумулятор, стартер и электрические фары, установленные на нашем стодвухлетнем экземпляре, - предметы из более позднего времени. Изначально на подножке этой машины стоял ацетиленовый генератор, фары были оснащены горелками, а заводилась исключительно рукоятью. Электрический свет и сигнал, работающие от магнето, появились у Ford в качестве опции лишь спустя год после сборки героя нашего теста, а в базовое оснащение вошли только в 1915-м. Полноценная же бортовая электросеть с аккумуляторной батареей и генератором появилась четырьмя годами позже. Но с тех пор большинство новых Ford Т комплектовались электростартером, а владельцы более ранних машин тоже активно оснащали их электрозапуском (благо это было довольно просто). При этом магнето и заводная рукоять у Model Т сохранялись на всём протяжении выпуска, а значит, даже полный разряд батареи был этому автомобилю не страшен. Кстати, у героя нашего сегодняшнего испытания ручная система запуска тоже оказалась в рабочем состоянии, но мы предпочли пользоваться продвинутой электрической.

Надо сказать, что постепенное совершенствование заводской конструкции при одновременном сохранении базовых агрегатов, основных размеров и других важных параметров вело к тому, что большинство владельцев старых машин в большей или меньшей степени со временем их модернизировали на основе новых оригинальных запчастей. Но не только. Обилие массовых стандартизированных автомобилей и желание владельцев придать им некую индивидуальность породило индустрию тюнинга (как декоративного, так и инженерного). Так что не стоит удивляться тому, что находившиеся в долгой эксплуатации машины могли отличаться в мелочах друг от друга и от того, какими они были изначально. В нашем случае самой явной тюнинговой деталью (если не считать обнаруженной под капотом помпы) стала удобная «крылатая» пробка радиатора с термометром, указывающим водителю на перегрев двигателя. Кстати, это единственный прибор-указатель во всём автомобиле. В базовой комплектации ранних лет не было никаких приборов вообще! Да и ярко-жёлтый цвет, в который сейчас окрашен автомобиль, тоже «тюнинг». В 1910 году он имел право на существование, но только после перекраски машины новым хозяином. Правда, если вы сейчас вспомнили известную фразу старины Генри о том, что «покупатель может заказать Ford любого цвета, если этот цвет чёрный», то ошиблись. Она справедлива лишь к периоду с 1914 по 1926 год, когда для ускорения работы конвейера и упрощения подбора деталей все собираемые Ford Т красили одним чёрным цветом, но при этом более чем тридцатью видами краски. А вот в 1910 году, когда был выпущен испытуемый нами экземпляр, автомобили марки Ford красили зелёным (чёрными имели право быть только крылья, подножки и колёса).

ЧТО ВНУТРИ?

Так, с внешним осмотром покончено - перебираемся в салон, где и занимаем места на удобных кожаных диванах. И сразу первое наблюдение - интерьер этого автомобиля также буквально пропитан славным каретным прошлым. Ну что, попробуем обустроиться?.. Пухлые стёганые диванные подушки с пуговками (они сделаны по канонам обыкновенной мебели) вполне удобны. На ходу они довольно эффективно гасят часть вертикальных колебаний, передаваемых с дороги через кузов седокам, и тем самым дополняют подвеску. При этом их высота, форма и расположение обеспечивают вертикальную посадку, при которой, кстати, требуется меньше регулировок водительского места в зависимости от роста пилота. Впрочем, в данном случае их (регулировок) тут вообще нет - оба дивана закреплены жёстко в каркасах, служащих внешними элементами кузова. Кроме того, вертикальная посадка экономит продольное пространство, столь дефицитное в довольно коротком автомобиле. В результате возникает поразительный эффект простора: я долго и безрезультатно пытался вспомнить другой автомобиль эконом-класса, где на заднем ряду можно было бы во время поездки свободно положить ногу на ногу. Так вот, в Ford Т это проделывается элементарно! Однако при этом салон очень узок: на любой из диванов могут сесть максимум два человека.

Характерная деталь: место под высокими сиденьями используется с максимальной эффективностью, да и диванные подушки вынимаются очень легко. Что, собственно, я и не мешкая проделываю... Под передней подушкой обнаруживается бензобак на 38 литров и некоторое свободное пространство, пригодное для размещения каких-нибудь шофёрских принадлежностей. А вот под задним рядом скрывается удобный багажный ящик довольно внушительного объёма. И это весьма кстати, поскольку другого багажника у машины не предусмотрено (мелкие вещи при сложенном тенте можно укладывать прямо в него).

ГРУНТОВКИ ОДНОЭТАЖНОЙ АМЕРИКИ

Норма времени на изготовление одного Ford Т с выводом конвейера в 1914 году на полную мощность сократилась до 93 минут. И то верно, что там волынку тянуть?.. Двигатель спереди, ведущий мост сзади, а между ними - коробка передач и длинный карданный вал в жёсткой трубе. Конструкция Ford Т проста настолько, насколько может быть прост автомобиль. Тут вообще нет ничего лишнего. Любая деталь функциональна, что идеологически роднит «Жестянку Лиззи»... с гоночными машинами, состоящими только из того, что непосредственно относится к движению. В общем, неудивительно, что измеренная нами масса получилась всего 729 кг. И это притом что модель Ford Т - вовсе не недомерок. По размерам и пропорциям он вполне сопоставим с современными... внедорожниками. Судите сами: колёсная база 2540 мм (классический Range Rover), колея 1420 (Toyota Land Cruiser 70), высота с тентом вообще более двух метров, внешний диаметр шин 30 дюймов! Кстати, высокие колёса в данном случае не просто дань каретной традиции, а необходимость, вызванная тогдашним состоянием дорог.

Каменные мостовые, не говоря уже об асфальте, сто лет назад были распространены только в очень крупных городах, а вся одноэтажная Америка, для которой в первую очередь и предназначалась Model Т, была связана сетью грунтовок самого разного качества. Жидкая грязь, колеи, крупные камни и броды были вполне обычными явлениями, которые надо было с завидной регулярностью преодолевать. Всё это вынудило конструкторов задать «Жестянке Лиззи» достойные внедорожные характеристики. Да, на экзотичном в те годы полном приводе сэкономили, но геометрическая проходимость на высоте. Мы даже не стали измерять углы въезда и съезда: расставленные по углам кузова колёса и полное отсутствие свесов говорят сами за себя. При этом самая нижняя точка, ограничивающая дорожный просвет на отметке 240 мм, - это изгиб странного тонкого прутка, стягивающего между собой подножки, а под картером заднего моста и вовсе внушительные 262 мм. При этом развесовка автомобиля оказалась практически близка к идеальной - почти поровну, с минимальным перевесом на заднюю ось.

Конструкция ходовой части всего с двумя поперечными полуэллиптическими рессорами не только невероятно проста, но и обеспечивает отличную артикуляцию мостов. За всю свою практику тестов на Дмитровском полигоне я не припомню другого неполноприводного легкового автомобиля, который смог бы преодолеть железные надолбы знакопеременных препятствий. Более того, по этим искусственным буграм, разложенным в шахматном порядке, способны пробраться далеко не все современные внедорожники. А жёлтый ветеран катился по ним без малейшего намёка на отрыв колёс от покрытия! Кстати, в процессе этого движения было хорошо видно, что в артикуляции мостов Ford Т немалую роль играет и изначально заложенная в конструкцию этого автомобиля возможность упругого скручивания рамы. Её упругие деформации добавляли изрядную долю к ходу рессор, несмотря на то, что последние крепятся к поперечинам рамы практически в центральной точке. Таким образом, шасси получилось вполне подходящим для движения по сложному рельефу.

Источник: Rolling Wheels

 

< Предыдущая Следующая >
 

futurecars.info

Форд Т - это... Что такое Форд Т?

Ford Model T

Ford Model T на викискладе

Общие данные

Года пр-ва: 1908 - 1927

Характеристики

Размеры

Скоростные характеристики

Макс. скорость: 65 км\ч

На рынке

Предшественник

Предшественник

Преемник

Преемник

Ford Model A

Другое

Ford Model T («Форд Модэл Ти») (также известная, как «Жестянка Лиззи» (англ. Tin Lizzie)) — автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908-го по 1927-й годы. Обычно он рассматривается в качестве первого доступного автомобиля, выпускавшийся миллионами экземпляров, который «посадил Америку на колёса». Это стало возможным в том числе благодаря нововведениям Форда, таким как применение сборочной линии вместо индивидуальной ручной обработки, а также концепции выплаты работникам заработной платы пропорционально стоимости автомобиля. Первый автомобиль Model T был построен 27 сентября 1908-го года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.

Вопреки существующему мнению, Model T не был примитивным автомобилем: несмотря на действительно максимально упрощённую для массового производства конструкцию, по комфорту, простору и оборудованию он не уступал остальным автомобилям своего времени, а по размеру принадлежал к современному среднему классу. Именно от Ford T ведёт своё начало специфическая американская школа конструирования автомобилей. В Европе автомобили, размером сравнимые Ford T, сформировали впоследствии лишь небольшую часть автопарка, в США же этот класс автомобилей до сих пор является основным.

Автомобиль был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочего объёма 2,9 л.(2893 куб.), двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В особенности конструкции автомобиля также входили такие нововведения, как отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач.

Модель «Ти» была ещё и первым «всемирным» автомобилем, то есть, выпускавшимся параллельно во многих странах мира. В частности, филиалы «Форда» имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии и других странах.

Всего было выпущено 15.175.868 автомобилей «Форд» модели «Ти».

brokgauz.academic.ru