ГАЗ 31 steyr 560 › Бортжурнал › Немного истории. Газ 562 двигатель


ВОЕННЫЕ ТАЙНЫ ГАЗа — журнал За рулем

ТЕХНИКА

СМИР-Р-НО!

ВОЕННЫЕ ТАЙНЫ ГАЗа

Сугубо армейская по замыслу техника готова послужить на «гражданке».

Анатолий ФОМИН. Фото автора

Говорят, военные умеют хранить секреты. Но когда обстановка немного более открыта, почему не поговорить на темы, которые если и не были государственной тайной, то, по крайней мере, предназначались «для служебного пользования». Например, о Горьковском автозаводе. В представлении большинства это сугубо гражданское предприятие, а самым «оборонным» продуктом считался полноприводный ГАЗ-66. На самом деле, Горьковский автозавод — автор целого семейства бронетранспортеров, начиная с БТР-40 50-х годов и заканчивая новейшим БТР-90. Арзамасский машиностроительный завод только делал машины, которые конструировали и доводили всегда на ГАЗе.

КТО ТАКОЙ «ВОДНИК»?

Об этой машине много написано, причем фантазия корреспондентов порой явно била через край. Если присмотреться к конструкции повнимательнее, то «Водник» лучше всего представить как «половинку» БТР-80. От этой машины заимствована торсионная подвеска, элементы трансмиссии — колесные редукторы, главные передачи и система подкачки воздуха в шинах. Изюминка «Водника» — модульная компоновка: к нижней части корытообразного герметичного корпуса сверху могут крепиться различные надстройки — модули — от пассажирского отсека на восемь человек до бронированной башни с крупнокалиберным пулеметом или 120-миллиметровым минометом.

Собственно, «водников» существует два: ГАЗ-3937 с коротким передним свесом и кабиной типа «тандем» и ГАЗ-39371 с нормальной трехместной кабиной, расположенной в увеличенном свесе. Все остальные модификации различаются только типами используемых модулей.

Может ли «Водник» плавать? В технической документации сказано, что «Водник» — автомобиль с водоизмещающим кузовом, однако назвать его полноценной амфибией все же нельзя. Главная причина — отсутствие водоотливной системы и водомета. Однако небольшие водные преграды вездеход вполне может преодолевать за счет вращения колес.

Проблема «Водника» — в отсутствии подходящего двигателя. Шестицилиндровый дизель ГАЗ воздушного охлаждения снят с производства, четырехцилиндровый слишком слаб, как, впрочем, и шестицилиндровый ГАЗ-562 («Штайр»). Главная надежда — перспективный ярославский дизель ЯМЗ-460, опытные экземпляры которого уже пробовали на «Воднике». Этот четырехцилиндровый мотор с турбонаддувом и четырехклапанной схемой газораспределения при рабочем объеме 4 л развивает 160 л. с. при всего 2400 об/мин и обладает внушительным крутящим моментом 588 Н.м. Но если военных заказчиков по понятным причинам интересуют только отечественные комплектующие, то «в мирных целях» возможно использовать и иностранные моторы. Этот вариант предложен нижегородской фирмой «Техносервис» — японский безнаддувный дизель «Хино-J07C» почти такой же мощности, правда, при объеме 6,6 л.

«САДКО» — СЫН «ШИШИГИ»

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66 (на водительском жаргоне «шишига») выпускали с 1964 года, а в 1969-м он стал первым в СССР, которому был присвоен знак качества. Оригинальная компоновка с кабиной над двигателем позволила создать компактный грузовик высокой проходимости для армии. Однако то, что было выдающимся достижением в 60-е, даже с натяжкой не соответствует требованиям 90-х. Гражданским потребителям нужен экономичный дизельный двигатель, комфортабельная кабина и большая грузоподъемность. Кроме того, без постоянного военного заказа завод не может поддерживать производство совершенно разных типов кабин.

Так появился на свет ГАЗ-3308 «Садко» — «гибрид» гражданского ГАЗ-3307 и полноприводной трансмиссии ГАЗ-66. Получился недорогой автомобиль, не уступающий предшественнику, но широко унифицированный с гражданской моделью. Естественно, у «Садко» остался и фирменный секрет, обеспечивший «шишиге» высокую проходимость, — кулачковые дифференциалы повышенного трения в мостах. Вариантов исполнения новинки будет три: стандартный грузоподъемностью 2 т с односкатными шинами 12R18, «военный» — с шинами увеличенного размера 12R20, грузоподъемностью 2,3 т, системой регулирования давления в шинах и лебедкой, и «гражданский» — с двускатными колесами 8,25R20, грузоподъемностью 4 т.

Однако камнем преткновения, как и в случае с «Водником», стал двигатель. Военных вполне устраивает старинный карбюраторный мотор V8. Тем же, кто сам платит за бензин, при нынешних ценах такой двигатель не нужен и даром. На место под капотом «Садко» нашлись три кандидата: шестицилиндровый рядный ГАЗ-562 с турбонаддувом мощностью 92 кВт/125 л. с., минский

Д-245.7 (90 кВт/122 л. с.) и японский «Хино» в четырехцилиндровом варианте (103 кВт/140 л. с.). Японский мотор не только наиболее мощный, но и самый дорогой, а потому будет доступен самым требовательным и состоятельным заказчикам. Дизель ГАЗ-562 потенциально самый экономичный и при благополучном освоении производства имеет все шансы стать весьма популярным мотором. Однако скромный рабочий объем и относительно высокие обороты делают автомобиль с ним не столь привлекательным на тяжелых дорогах. Вопреки ожиданиям, очередная версия минского тракторного мотора Д-245.7 оказалась вполне подходящей для грузовика, обеспечив максимальную скорость 90 км/ч и контрольный расход топлива 17 л/100 км.

ВОСЕМЬ КОЛЕС УДАЧИ

Многие не раз видели бронетранспортер, сокращенно БТР. А вот различить с первого взгляда устаревшие БТР-60, БТР-70, современный БТР-80 и новейший БТР-90, если, конечно, не ставить их рядом, сможет далеко не

www.zr.ru

Немного истории — бортжурнал ГАЗ 31 steyr 560 2002 года на DRIVE2

Скорей всего это будет никому не интересно но тем не менее я решил это выложить т.к. мне довелось быть обладателем авто с таким ДВС о чём не чуть не жалею.

ГАЗ-560 – русский Steyr

В этой серии вы уже познакомились с новейшими конструкциями зарубежных дизелей. А между тем в Нижнем Новгороде начато производство первого отечественного дизеля, пригодного для установки на легковые автомобили и грузовики, вполне соответствующего тому, что называют «мировым уровнем», да еще имеющего весьма своеобразную конструкциюГАЗ-560 под капотом «ГАЗели»

Организовывая на Горьковском автозаводе производство «ГАЗели», специалисты завода уже думали над тем, каким дизелем оснастить эти автомобили. Обширные эксперименты с зарубежными моторами, такими как Perkins, Andoria (Польша), IVECO, Toyota и Steyr-Daimler-Puch привели к неожиданному для многих результату. По данным испытаний, лучшим оказался дизель М1 компании Steyr – двигатель, серийно не устанавливавшийся ни на один автомобиль в мире, однако его конструкция активно предлагалась фирмой на продажу.

В 1996 году австрийские специалисты совместно с ОАО «ГАЗ» проработали установку М1 в ГАЗель и, получив положительные результаты, ОАО «ГАЗ» приобрело лицензию у фирмы Steyr на производство двигателей этого семейства. Как позднее выяснилось, пример нижегородцев оказался заразительным: после них аналогичную лицензию купила корейская компания DAEWOO.

Собранные, преимущественно из привозных деталей, на ОАО «ГАЗ» несколько сот двигателей хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, оказались нетребовательными к отечественному дизтопливу, прекрасно заводились в 30-градусные морозы, словом, подтвердили мнение о моторе, как высокоэффективном и надежном. Это позволило нижегородцам сделать следующий шаг.Моноблок шестицилиндрового дизеля семейства ГАЗ-560 (вид на клапаны)

25 июня 1998 года во время визита в Австрию премьер-министра России Евгения Примакова президентом «ГАЗа» Николаем Пугиным и президентом концерна Magna-Steyr (в 1997-м контрольный пакет акций Steyr перешел в собственность канадской компании Magna, изменившей название моторостроительной фирмы) было подписано рабочее соглашение об организации совместного предприятия по серийному производству дизельных двигателей семейства М1 и в конце года такое предприятие было создано. Соотношение уставного капитала в образованной компании 50% на 50%.

В первой половине этого года началось производство моторов ГАЗ-560 (такое название получил Steyr М1 на «ГАЗе»), из импортных комплектующих и параллельно решались вопросы о размещении их производства в России. С учетом поставок другим автозаводам проектная мощность предприятия была определена в 250 тысяч двигателей в год.

Предполагается выпускать унифицированные 3-, 4-, 5- и 6-цилиндровые дизели. Все – с турбонаддувом, в вариантах с интеркулером или без него. На ОАО «ГАЗ» ими будут оснащаться грузовики малой и средней грузоподъемности, легковые автомобили, пикапы, микроавтобусы. Предложения по использованию дизелей ГАЗ-560 сделаны московскому ЗИЛу и Ульяновскому автомобильному заводу. Впрочем, это все дело будущего. А пока самым актуальным является четырехцилиндровый мотор – для «Волги», «ГАЗели» и «УАЗа».

КонструкцияДвигатель ГАЗ-560 на стенде

Главная особенность дизелей семейства М1 заключается в моноблочности их конструкции. Это значит, что у двигателя отсутствуют головка блока и сам блок цилиндров, а вместо этого имеется один чугунный моноблок – решение очень распространенное в моторах начала века. «Возврат к прошлому оправдан, » – считают австрийские конструкторы.

При таком подходе автоматически решаются многие проблемы, характерные для традиционных моторов. Отсутствие прокладки между головкой и блоком, газового стыка и разъема в камере сгорания исключило возможность прогара прокладки и необходимость ее замены при перегреве дизеля из-за потери охлаждающей жидкости, которая у М1 не может попасть в масло. Поскольку не нужно крепить головку шпильками, исчезает вероятность их обрыва или недотяга.

По сравнению с обычной схемой увеличивается жесткость моноблока и улучшается охлаждение цилиндров. В итоге износ двигателя снижается, он работает тише и меньше вибрирует. Почему такие моторы не выпускались раньше? Просто не было еще сконструировано сложное оборудование для обработки глухих отверстий.

Подождите, а как же расточить цилиндр, заменить клапан? Ведь эти операции потребуют практически полной разборки двигателя. В том-то и дело, что, поверите вы или нет, но многолетняя работа над двигателем (а ее вели совместно специалисты фирм Steyr и AWL, всемирно известной австрийской инжиниринговой компании, занимающейся исследованиями, испытаниями и разработкой новых двигателей) позволила избавиться от необходимости подобных работ.Внешний вид двигателя

Ремонт изношенного двигателя М1 производится простой заменой старого моноблока на новый, поставляемый в запчасти. При этом Steyr отправляет заказчику подсобранные и обкатанные на стенде моноблоки, внутри которых поршни, шатуны, коленчатый вал в подшипниках. Точно так же будут ремонтировать и дизели ГАЗ-560. Согласитесь, качество подобного ремонта намного выше того, которое можно получить кустарными «переборками».

Еще одна особенность М1 состоит в том, что топливо внутрь камеры сгорания впрыскивают насос-форсунки, работающие от кулачков распредвала и развивающие давление до 1800 бар (примерно 1800 кгс/см2. – ред.). Впрыск осуществляют в две фазы, а «командует» им микропроцессорная система, следящая за токсичностью отработавших газов и стремящаяся к тому, чтобы работа дизеля была максимально экономичной. Насос-форсунка, объединяющая в себе и насос высокого давления, и собственно форсунку, делает ненужными трубопроводы высокого давления, повышая тем самым надежность работы. Сейчас для ГАЗ-560 насос-форсунки поставляет чешская фирма Autopal, а в будущем их должен освоить отечественный производитель.

Нельзя не отметить бесшумность этого дизеля. Конструктивно она обеспечивается алюминиевым разъемным кожухом-поддоном картера, состоящим из двух половин, которые эластично(!), с помощью специальных резиновых упоров крепятся к моноблоку. Так же, для снижения шума служит капсула, закрывающая верхнюю часть мотора.Несомненно, освоение сборки таких двигателей – дело очень сложное, требующее особой культуры производства, непривычных навыков и необычного оборудования. А что же мы получим в результате?

Предполагается, что ходимость дизелей ГАЗ-560 составит 250 – 300 тысяч километров. Испытания выявили несколько характерных свойств моторов: высокую эластичность, отличную приемистость, низкие расход топлива и токсичность выхлопа, отличную приспособленность к российским климатическим условиям.Дизель на «рентгене»

Последнее требует пояснения: дело в том, что форсунки мотора дополнительно охлаждаются топливом, которое при обратном сливе повышает температуру в баке. Поразительно, но зимой, в самый мороз, бак дизельных «ГАЗелей» на ощупь всегда бывает теплым. А это полностью снимает проблему парафинирования топлива, порой, донимающую водителей дизельных иномарок.

Опыт работы дизельных «ГАЗелей» на фирме «Автолайн» в Нижнем Новгороде в качестве маршрутных такси показал, что новые дизели очень надежны, работают на обычном российском дизтопливе, существенно экономят средства на горючее по сравнению с бензиновыми «ГАЗелями», повышая эффективность перевозок.

В соответствии с планами завода 90% комплектующих для сборки дизелей должны поставляться российскими заводами. По мнению нижегородцев, это позволит избавиться от единственного сегодняшнего недостатка мотора – его высокой цены. Пока же большой интерес, проявленный к двигателю зарубежными клиентами, способствует постоянному увеличению его производства, повышению конкурентоспособности продукции с маркой «ГАЗ» на западных рынках. Так самый оригинальный из российских дизелей, ГАЗ-560, завоевывает себе признание и право на жизнь.

Дизельный двигатель ГАЗ-560

Завод выпускает 4-цилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения, предназначенного для установки на семейство автомобилей "Волга" и "ГАЗель". Двигатель изготавливается по лицензии фирмы "Styer" (Австрия).

Оригинальная конструкция двигателя: использование насос-форсунок с электронным управлением, монолитная конструкция блока и головки цилиндра — обеспечивает низкий расход топлива, высокую надёжность, низкий уровень токсичности отработанных газов и шума.

Двигатель имеет 2 модификации: с газотурбинным наддувом без охлаждения и с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.Технические характеристикиТип двигателя Дизельный с турбонаддувомЧисло и расположение цилиндров 4 рядноеПрименение "Газель", "Соболь", "Волга"Рабочий объём 2,134Диаметр/ход поршня 85/94Мощность кВт/л.с.

при частоте вращения мин-170/95,23800Максимальная частота вращения (хол. ход) 4750Максимальный крутящий момент, Нм 200При частоте вращения мин-1 2300Удел. расход топлива по скор. хар. г/кВт-ч 220Соответствие нормам токсичностиEURO I/EURO II с нейтрализаторомГабариты двигателя с картером сцепления и без КП

Длина, мм 829Шририна, мм 598Высота, мм 768Вес, кг 220

Дизельный двигатель ГАЗ-5601Технические характеристикиТип двигателя Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охладителем наддувочного воздухаЧисло и расположение цилиндров 4 рядноеПрименение "Газель", "Соболь", "Волга", ГАЗ-2308, ГАЗ-23811Рабочий объём 2,134Диаметр/ход поршня 85/94Мощность кВт/л.с.

при частоте вращения мин-181/1103800Максимальная частота вращения (хол. ход) 4750Максимальный крутящий момент, Нм 250При частоте вращения мин-1 2000Удел. расход топлива по скор. хар. г/кВт-ч 208Соответствие нормам токсичностиEURO I/EURO II с нейтрализаторомГабариты двигателя с картером сцепления и без КП

Длина, мм 829Шририна, мм 598Высота, мм 768Вес, кг 220

Дизельный двигатель ГАЗ-5602Технические характеристикиТип двигателя Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охладителем наддувочного воздухаЧисло и расположение цилиндров 4 рядноеПрименение "Газель", "Соболь", "Волга"Рабочий объём 2,134Диаметр/ход поршня 85/94Мощность кВт/л.с.

при частоте вращения мин-181/110,23600Максимальная частота вращения (хол. ход) 4750Максимальный крутящий момент, Нм 250При частоте вращения мин-1 2000Удел. расход топлива по скор. хар. г/кВт-ч 210Соответствие нормам токсичностиEURO III с нейтрализаторомГабариты двигателя с картером сцепления и без КП

Длина, мм 829Шририна, мм 598Высота, мм 768Вес, кг 220

Дизельный двигатель ГАЗ-5603Технические характеристикиТип двигателя Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охладителем наддувочного воздухаЧисло и расположение цилиндров 4 рядноеПрименение "Газель", "Соболь", "Волга"Рабочий объём 2,134Диаметр/ход поршня 85/94Мощность кВт/л.с.

при частоте вращения мин-181/110,23600Максимальная частота вращения (хол. ход) 4750Максимальный крутящий момент, Нм 250При частоте вращения мин-1 2000Удел. расход топлива по скор. хар. г/кВт-ч 210Соответствие нормам токсичностиEURO I/EURO IV с нейтрализаторомГабариты двигателя с картером сцепления и без КП

Длина, мм 829Шририна, мм 598Высота, мм 768Вес, кг 220

Дизельный двигатель ГАЗ-5621Технические характеристикиТип двигателя Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охладителем наддувочного воздухаЧисло и расположение цилиндров 6 рядноеПрименение "Водник", "Тигр", "Валдай", ГАЗ-33081Рабочий объём 3,2Диаметр/ход поршня 128/175Мощность кВт/л.с.

при частоте вращения мин-181/110,23500Максимальная частота вращения (хол. ход) 3500Максимальный крутящий момент, Нм 460При частоте вращения мин-1 1800Удел. расход топлива по скор. хар. г/кВт-ч 210Соответствие нормам токсичностиEURO II с нейтрализаторомГабариты двигателя с картером сцепления и без КП

Длина, мм 973Шририна, мм 603Высота, мм 809Вес, кг 310

К сожалению в 2008г когда закончилась лицензия у завода ГАЗ на выпуск данного мотора продлевать они её не стали((( А жаль так как по сей день в Австрии до сих пор во всю идёт производство уже модернизованных двигателей ШТАЕР!

www.drive2.ru

ГАЗ-3308 «Садко» — Сообщество «Грузовики и Автобусы» на DRIVE2

ГАЗ-3308 «Садко» — российский грузовой бортовой полноприводный автомобиль 2,5-тонного класса капотной компоновки.

Первый серийный экземпляр был выпущен Горьковским автомобильным заводом в 1996 году как ГАЗ-33097. В Российской Армии 2,3-тонный грузовик ГАЗ-3308 пришёл на смену модели ГАЗ-66-40 с кабиной над двигателем. На ГАЗ-3308 применяется модифицированная (другие крылья с увеличенными колёсными арками) кабина от ГАЗ-3309 и ведущие мосты и трансмиссия аналогичные использовавшимся на ГАЗ-66-40.

Основные модификации ГАЗ-3308ГАЗ-3308 — базовая версия с карбюраторным 125-сильным двигателем ЗМЗ-5231.10 рабочим объёмом 4,67 л;ГАЗ-33081 — модификация со 117-сильным дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 рабочим объёмом 4,75 л с турбонаддувом;ГАЗ-33082 — ранняя модификация с турбодизелем ГАЗ-562 по лицензии Steyr.

Вахтовые автобусы на шасси «Садко»КАвЗ-39766 — автобус-вездеход с использованием 19-местного кузова автобуса малого класса КАвЗ-3976. Модификации: 397660 — с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513; 397663 — с дизелем ММЗ Д-245.7. Производился в 2003—2005 гг.СемАР-3257 — грузопассажирский 12-местный автобус-вездеход с использованием кузова автобуса малого класса СемАР-3280. Оснащался карбюраторным двигателем ЗМЗ-513. Производился в 2001—2006 гг.Вахтовый автобус на шасси ГАЗ-3308 — грузопасскабиной. Производилась в 2003—2006 гг. на СемАРе. В настоящее время производятся на заводе Авто-ПрофиГАЗ-330811-10 Вепрь — автомобиль специального назначения на укороченной базе «Садко» с цельнометаллическим трех- или пятидверным кузовом. «Вепрь» сохраняет все достоинства автомобиля «Садко» (динамику, проходимость, комфортабельность кабины)

www.drive2.ru