100% отечественное: на НПО «Сатурн» изготовлены первые морские газотурбинные двигатели. Газотурбинные двигатели морские


shoehanger

верхняя каропка приводов

Путин дал старт испытаниям газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2

Господин Поспелов строит стенд, 2014 год

Альберт Як, тогда же: "Кстати именно переход на электрический движетель позволил бы отказаться от механического реверс-редуктора. С учетом того, что редукторов требуемой мощности в РФ никто не производит (ОАО "Звезда" их только начало рисовать в CAD) и возможности ставить в этом случае стандартные установки используемые на электростанциях это был бы выход из положения причем и с бонусом. ОДК или ФСИ имеет смысл провести конкурс проектов в формате краудсорсинга на реализацию подобного решения, поскольку сделать и ГТД и редукторы работающие в одной установки это как минимум 4-5 лет плодотворной работы.

Кстати, Сатурн нигде не светит российско-украинский М90ФР

на базе советско-украинского ГТД третьего поколения

Здесь интересные сканы, мне их не хватало (потерялись) когда пытался собрать воедино сведения по агрегетам Зоря-Машпроект.

Про дизели спрашивали. Не теряет в целом своей актуальности хорошая статья Казённова

В настоящее время, лицензия на производство украинских ГТД М80 передана Китаю, так как ВМФ России не имел в ней потребности. ДА80 применяется в составе энергетической установки эсминца проекта 052 С ВМС Китая. Всего были построены два таких корабля: 170 Lanzhou («Ланьчжоу») и 171 Haikou («Хайкоу»). Корабли водоизмещением 6600 т и скоростью 29 уз. оснащены боевой информационно-управляющей системой Н/ZB1-1 — китайским аналогом американской Аеgis. Энергетическая установка — двухвальная, 2 ГТУ DА80/DN80 (Украина, 48600 л. с.), 2 дизеля Shaanxi (копия MTU-20 V956 TB92, 8840 л. с.).

И про Пильстик, Русский дизель, превратившийся во Всеволожский форд аналогично

Так, например, предприятием «Русский дизель» (г. Санкт-Петербург) были последовательно закуплены лицензии на производство среднеоборотных двигателей «РС-2» французской компании «SEMT-Pielstick»; «Vasa 22» и «Vasa 32» финской компании «Wartsila». Производство лицензионных двигателей на наладить так и не удалось, что в сочетании с рядом объективных причин, в конечном результате, привело к банкротству предприятия, его фактическому уничтожению и безвозвратной потере высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров.

Можно вспомнить про ремонт, как это было

Еще в 2011 году мы начали переговоры с Минобороны Украины и непосредственно с оборонным предприятием «Зоря-Машпроект» на предмет выполнения комплексного сервисного обслуживания их машин, которые эксплуатируются в ВМФ России, с использованием мощностей в Николаеве. Переговоры закончились подписанием соответствующего соглашения с «Зорей-Машпроект» в конце 2013 года. И вот, опираясь на эти договоренности, мы заключили договор с калининградским «Янтарем» на ремонт двух газотурбинных установок сторожевого корабля «Неустрашимый». Нам надо было их демонтировать, запаковать в ящики, поставить на железнодорожные платформы и отправить на Украину. Все это делалось строго по закону в рамках ВТС, при участии «Рособоронэкспорта» и нашего посольства. Это происходило прямо перед тем, как начались трагические события на Украине. Мы как раз улетали из Киева, а на Майдане уже возводили баррикады. А дальше произошло то, что всем уже известно. «Зоря-Машпроект» заявило, что не готово подписывать с нами контракт. В этой ситуации у нас было два пути. Первый — обратиться в ТПП, зафиксировать факт форс-мажора, отдать деньги — и всё, здравия желаю! И второй путь, который, собственно говоря, мы и выбрали — развернуть производство в России. Я дал поручение нашему проектному бюро в Санкт-Петербурге проработать возможность воссоздания технологии ремонта украинских газотурбинных установок. Это очень непростая задача, поскольку наши КБ хотя и занимаются турбинами, но — паросиловыми. А это совершенно другая тематика, и специалистам потребовалось почти четыре месяца, чтобы представить конкретные варианты.

Все это усложнялось еще и тем, что машины ДО 90 — относительно новые, у нас их вообще никто никогда не ремонтировал. Ремонтировали более ранние агрегаты — 63-е, 59-е, 71-е. Но наши конструкторы сказали, что имеющаяся документация, полученная от 51-го Центрального конструкторского технологического института судостроения и судоремонта, в теории достаточна для разработки собственной технологии. Мы провели совещания с участием Минобороны и ОСК, доложили им свои мысли и исходные данные. Ну и подобрали подходящую, на наш взгляд, площадку, на которой такое производство можно развернуть. Это завод «Металлист-Самара», который делал сопловые аппараты для космических ракет.

Чем обусловлен такой выбор?

— В Самаре много машиностроительных предприятий пусть и не совсем близкого профиля, но около того. Это, например, «Кузнецов» и еще ряд заводов, которые занимаются турбинной тематикой, в том числе авиационной. Таким образом, кадровый вопрос у нас в принципе решался.

ного людей к вам приехало?

— Достаточно для выполнения ремонтных работ. Вы же поймите, что мы не огурцы сажаем. Там, может, и важна численность, а в нашем деле — квалификация. В том числе три этнических украинца к 2016 году восстановили двигатель сторожевику Ярославу Мудрому гонять американский эсминец в Средиземном море.

Китайский аналог

ДГТУ CODAG китайского эсминца проекта 052 (Qingdao, вошел в состав флота в 1996-м) построена по схеме CODAG и состоит из двух ГТД UGT 25000 мощностью 48,6 тысячи лошадиных сил каждый и двух дизелей 12V 1163ТВ83 мощностью 8,84 тысячи лошадиных сил производства MTU. Первый эсминец данного проекта (Harbin) был оснащен ДГТУ на основе американской турбины GE LM2500 мощностью 55 тысяч лошадиных сил. Аналогичная Qingdao ДГТУ CODAG украинской разработки также установлена на китайские эсминцы проектов 052В (два корабля, сданы в 2004-м) и 052С (два корабля, сданы в 2004–2005-м). В состав этих установок входят различные модификации (ДА80/ДН8) ГТД UGT 25000. Сейчас в КНР в различных стадиях постройки находятся еще семь эсминцев проекта 052С, ввод первого из которых ожидался летом 2012 года. Неясно, оснащаются эти корабли ГТД, закупаемыми на Украине, или ГТД собственного китайского производства.

По некоторым данным, Украина еще в конце 90-х передала лицензию на производство ГТД UGT 25000 Китаю, где они были клонированы на предприятии Xian Aero Engine под обозначениями QC280 и QD280, хотя их серийность остается под вопросом: утверждается, что прототипы QC280 испытывались на втором эсминце проекта 052В. Дизели 1163ТВ83 также производятся по лицензии MTU Friedrichshafen под названием Shanxi.

https://vpk.name/news/111368_dvigatel_torgovli.html

The main thing is China is now independent from outside supplier. BTW the QC-280 is not a strict copy of GT25000 . It is an improvement with better fuel efficiency and power according to KanwaIn general I wouldn't blame it if someone skeptical when it come to Kanwa, but when it come to Soviet or Ukrainian source they do have connection Pinkov is Russian translator by profession. So western press is wrong when they say QC 280 is underpower

Canada’s Kanwa Defence Review published an article on January 25 on China’s development and production of QC280 gas turbines for its Type 052D destroyers.

According to the article, China developed QC280 on the basis of the technology of DA80/GT25000 gas turbine imported from Ukraine but has made a series of improvements on it.

Kanwa visited Ukraine’s Zorya JSC several times and learned from the company that it had to provide China parts and components for QC280. When China assembled and put into operation the engines, it had to provide lots of information and advices. Sometimes, it was requested to send experts to China.

QD280 consumes less fuel, has greater power than DA80 due to the improvements.

On the basis of the development of QC280, China is now developing R0110 heavy gas turbine with power output of 114,500kw and heat efficiency of 36%. [Для энергетики]

https://www.sinodefenceforum.com/chinese-engine-development.t252/page-417

shoehanger.livejournal.com

Двигатель без мотора - ЭкспертРУ

Россия устроена так, что новая техника здесь внедряется только «вручную». Кто-то обязательно должен за нее биться, прокладывая новому продукту путь на рынок. Если такой «моторчик» у новой разработки есть — дело, пусть медленно и тяжело, но движется; если же его нет — инновационный процесс затухает вопреки всем разговорам о построении инновационной экономики.

У первого в истории современной России морского газотурбинного двигателя (ГТД) такие «моторчики» поначалу были. Благодаря их усилиям процесс создания двигателя, растянувшийся на долгие шестнадцать лет, все-таки удалось довести до победного конца. Однако когда «железо» было готово, этот новый представитель отечественных высоких технологий своих «моторчиков» лишился и вот уже пять лет не может пробиться на рынок. Интрига в том, появится ли в истории этого образчика отечественного хайтека новая движительная сила, или он пополнит список нереализованных технологических новаций.

Задача для тучных времен

Обладательницей собственного морского газотурбинного двигателя Россия стала вопреки целому ряду обстоятельств. Инициаторами становления этого направления отечественного хайтека выступили военные моряки, которых всерьез беспокоила технологическая зависимость Военно-морского флота страны от непредсказуемой на тот момент Украины.

На корабле ГТД — это движитель, который вращает гребной винт. Он же может выступать и сердцем главной бортовой электростанции, которая питает системы вооружения и жизнеобеспечения.

Надводные корабли, оснащенные газотурбинными или дизель-газотурбинными двигателями, — это основа боевого состава самых мощных военных флотов мира. Газовая турбина обеспечивает корветам, фрегатам и эсминцам высокую скорость хода и высокую маневренность. В ВМФ СССР, который после распада Союза унаследовала Россия, газотурбинные энергетические установки стояли на 70% надводных кораблей. Однако ни инженерной школы, ни технологий, ни мощностей для производства морских ГТД у России не было. Все эти компетенции остались на Украине — двигатели «для моря» разрабатывало украинское НПП «Машпроект», а выпускал расположенный там же, в Николаеве, завод «Зоря». Отношения с Украиной между тем стремительно разлаживались. Боеготовность российского флота оказалась под угрозой. И тогда Управление кораблестроения ВМФ инициировало создание в России собственной базы для серийного выпуска морских ГТД.

Такая задача вполне по силам благополучному состоятельному государству. Но в России начала 1990-х ситуация была прямо противоположная: промышленность приходила в упадок, армия и флот жили впроголодь, гособоронзаказ схлопнулся почти до нуля. И все-таки моряки не отступились, не предали идею. Офицерам Управления кораблестроения ВМФ пришлось объехать полстраны, прежде чем они нашли сильную команду разработчиков, которые их услышали. Задачу создать первый в истории современной России морской ГТД в 1992 году взял на себя генеральный директор Рыбинского КБ моторостроения (РКБМ) Александр Новиков.

С небес на море

РКБМ с 1940-х годов

expert.ru

100% отечественное: на НПО «Сатурн» изготовлены первые морские газотурбинные двигатели

Об этом сообщает корпоративный ежемесячник «Сатурн» за 31.01.2017 год, цитируя главного инженера ПАО «НПО «Сатурн» Михаил Касаткина:

«Два других инвестиционных проекта касаются развития российской базы морского газотурбостроения по программе импортозамещения — и этим все сказано. В планах 2017 года сдать в эксплуатацию сборочно-испытательный комплекс морских ГТА — уникальное для России сооружение, предназначенное для проведения всех типов экспериментальных, предварительных, доводочных, сертификационных и приемочных (серийных) испытаний. Также в 2017 году необходимо завершить технологическое перевооружение, предусматривающее приобретение оборудования для организации серийного изготовления морских газотурбинных двигателей. Первые двигатели установочной партии мы уже сделали на существующем оборудовании».

«В 2016 году, выполняя программу импортозамещения, производством компании было освоено три наименования морских двигателей. За этой фразой стоит огромный труд людей — конструкторов, технологов, производственников. Освоение новых изделий шло напряженно. Ходили по краю, но выдержали графики технологической подготовки производства по каждой детали этих двигателей. Работа выполнена в сжатые сроки, которые нам были выделены. Любая, даже незначительная, ошибка могла существенно повлиять на сроки выполнения работ, но благодаря опыту и высокой компетенции специалистов компании, ошибок у нас не было».

Директор по экономике и финансам ПАО «НПО «Сатурн» Алексей Соболев:

«Глобальной задачей НПО „Сатурн“ 2017 года является окончательное выполнение комплекса обязательств по морским программам. Это и завершение опытно-конструкторских работ с проведением квалификационных и государственных испытаний сразу трех новых модификаций двигателей. Мы распределили в течение года соответствующую загрузку производственных мощностей и испытательных стендов, но конец 2017 года станет для нас знаковым. Это и завершение двух инвестиционных проектов, связанных с морской тематикой, — по созданию сборочно-испытательного комплекса морских ГТА и по выполнению мероприятий по технологическому перевооружению».

Директор производства ПАО «НПО «Сатурн» Владимир Стогов:

«2016 год ознаменован освоением трех изделий — речь идет о двигателях морской тематики. Благодаря слаженной работе коллективов СДП, СГИ и СГК мы смогли, хотя бы на первом уровне, освоить эти изделия. Далее будут совершенствоваться технологические процессы, уменьшаться циклы изготовления деталей и, соответственно, приводиться к серийному производству. Я уверен, что мы все это успешно реализуем».

Короткое пояснение: три модификации это М70ФР и М90ФРУ. Изделия установочной партии не предназначены для установки на корабли. Из Годового отчета ПАО «НПО «Сатурн» за 2015 год:

— ОКР шифр «М90ФР», цель — освоение в производстве газотурбинного двигателя М90ФР для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р.

— ОКР шифр «Агрегат ДКВП», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ и российских комплектующих, газотурбинных агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке.

— ОКР шифр «М70ФРУ реверс», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ реверсивного газотурбинного двигателя для замены двигателей украинского производства с истекшими сроками службы на эксплуатирующихся кораблях ВМФ РФ.

Инвестиционные программы:

— Создание универсального сборочно-испытательного комплекса предназначенного для проведения всех типов испытаний морских газотурбинных двигателей М75РУ, М70ФРУ, М90ФР и газотурбинных агрегатов на их основе, в обеспечение эффективного выполнения проектирования и дальнейшего строительства кораблей.

— «Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР.

rusnext.ru

100% отечественное: на НПО «Сатурн» изготовлены первые морские газотурбинные двигатели

Об этом сообщает корпоративный ежемесячник «Сатурн» за 31.01.2017 год, цитируя главного инженера ПАО «НПО «Сатурн» Михаил Касаткина:

«Два других инвестиционных проекта касаются развития российской базы морского газотурбостроения по программе импортозамещения — и этим все сказано. В планах 2017 года сдать в эксплуатацию сборочно-испытательный комплекс морских ГТА — уникальное для России сооружение, предназначенное для проведения всех типов экспериментальных, предварительных, доводочных, сертификационных и приемочных (серийных) испытаний. Также в 2017 году необходимо завершить технологическое перевооружение, предусматривающее приобретение оборудования для организации серийного изготовления морских газотурбинных двигателей. Первые двигатели установочной партии мы уже сделали на существующем оборудовании».

«В 2016 году, выполняя программу импортозамещения, производством компании было освоено три наименования морских двигателей. За этой фразой стоит огромный труд людей — конструкторов, технологов, производственников. Освоение новых изделий шло напряженно. Ходили по краю, но выдержали графики технологической подготовки производства по каждой детали этих двигателей. Работа выполнена в сжатые сроки, которые нам были выделены. Любая, даже незначительная, ошибка могла существенно повлиять на сроки выполнения работ, но благодаря опыту и высокой компетенции специалистов компании, ошибок у нас не было».

Директор по экономике и финансам ПАО «НПО «Сатурн» Алексей Соболев:

«Глобальной задачей НПО „Сатурн“ 2017 года является окончательное выполнение комплекса обязательств по морским программам. Это и завершение опытно-конструкторских работ с проведением квалификационных и государственных испытаний сразу трех новых модификаций двигателей. Мы распределили в течение года соответствующую загрузку производственных мощностей и испытательных стендов, но конец 2017 года станет для нас знаковым. Это и завершение двух инвестиционных проектов, связанных с морской тематикой, — по созданию сборочно-испытательного комплекса морских ГТА и по выполнению мероприятий по технологическому перевооружению».

Директор производства ПАО «НПО «Сатурн» Владимир Стогов:

«2016 год ознаменован освоением трех изделий — речь идет о двигателях морской тематики. Благодаря слаженной работе коллективов СДП, СГИ и СГК мы смогли, хотя бы на первом уровне, освоить эти изделия. Далее будут совершенствоваться технологические процессы, уменьшаться циклы изготовления деталей и, соответственно, приводиться к серийному производству. Я уверен, что мы все это успешно реализуем».

Короткое пояснение: три модификации это М70ФР и М90ФРУ. Изделия установочной партии не предназначены для установки на корабли. Из Годового отчета ПАО «НПО «Сатурн» за 2015 год:

— ОКР шифр «М90ФР», цель — освоение в производстве газотурбинного двигателя М90ФР для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р.

— ОКР шифр «Агрегат ДКВП», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ и российских комплектующих, газотурбинных агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке.

— ОКР шифр «М70ФРУ реверс», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ реверсивного газотурбинного двигателя для замены двигателей украинского производства с истекшими сроками службы на эксплуатирующихся кораблях ВМФ РФ.

Инвестиционные программы:

— Создание универсального сборочно-испытательного комплекса предназначенного для проведения всех типов испытаний морских газотурбинных двигателей М75РУ, М70ФРУ, М90ФР и газотурбинных агрегатов на их основе, в обеспечение эффективного выполнения проектирования и дальнейшего строительства кораблей.

— «Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР.

www.rusfact.ru