Меры безопасности при работе на ГМ-575. Гм 575 двигатель


17. Устройство гусеничной машины ГМ-575

В состав двигателя входят кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения и механизм передачи (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Схема двигателя ГМ-575

 

Рис. 3. Схема цилиндра с поршнем

Кривошипно - шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала и состоит из картера, блока цилиндров, коленчатого вала и шатунно-поршневой группы.

Механизм газораспределения с верхним расположением клапанов предназначен для впуска воздуха в цилиндры двигателя и для выпуска отработанных газов в определенные моменты поворота коленчатого вала. Размещен в головке блока цилиндров и состоит из распределительных валов впуска и выпуска, 12 клапанных механизмов впуска и 12 клапанных механизмов выпуска.

Механизм передач предназначен для передачи вращения от коленчатого вала двигателя к механизму газораспределения, к топливному, масляному и водяному насосам, к воздухораспределителю, к датчику тахометра, к топливоподкачивающему насосу. Состоит из валиков и шестерен, размещенных в передней части двигателя.

Принцип работы двигателя состоит в следующем. Основная часть двигателя – 6 цилиндров, внутри которых происходит сжигание топлива.

Внутри цилиндра под действием образующихся при сжигании  газов  движется  поршень.  Поршень  соединен  с  шатуном (пальцем), который поступательное движение поршня преобразует во вращательное движение коленчатого вала.

Рабочий цикл двигателя (рис. 4), повторяющийся через каждые два оборота коленчатого вала, состоит из 4-х последовательных тактов: впуска, сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска.

1 такт (впуск) - открывается впускной клапан, поршень движется вниз, засасывая при этом горючую смесь, состоящую из топлива и воздуха.

2 такт (сжатие) - впускной клапан закрывается, поршень движется вверх, сжимая горючую смесь, которая при сжатии нагревается.

3 такт (расширение или рабочий ход) - поршень достигает крайнего  верхнего  положения,  сжатая  смесь  воспламеняется, образуются раскаленные газы, и повышается давление, под действием которого поршень движется вниз и вращает коленчатый вал.

4 такт (выпуск) - открывается выпускной клапан, поршень движется вверх и вытесняет продукты горения в атмосферу.

 

Рис. 4. Рабочий цикл двигателя

В  дальнейшем  процесс  повторяется.  Поскольку  только один из четырех тактов является рабочим, для придания плавности вращения коленчатого вала в двигателе используется 6 цилиндров. Их рабочие такты смещены относительно друг друга. Порядок работы цилиндров следующий: 1 - 5 - 3 - 6 - 4 - 2.

Система питания топливом предназначена для очистки и подачи топлива в цилиндры двигателя.

Основные элементы системы питания топливом:

- передний (вместимостью 410 литров) и задний (110 л) топливные баки;

- фильтр грубой очистки;

- фильтр тонкой очистки;

- топливоподкачивающий насос;

- топливный насос высокого давления;

- 6 форсунок.

Применяемое топливо:

- дизельное летнее (ДЛ) - при температуре воздуха от +5°С и выше;

- дизельное зимнее (ДЗ) - при температуре от +5 до -30°С;

- дизельное арктическое (ДА) - при температуре от -30°С и ниже.

При работе двигателя топливоподкачивающий насос забирает топливо из бака через фильтр грубой очистки и подает его под давлением через фильтр тонкой очистки к насосу высокого давления. В нем топливо дозируется и под высоким давлением в нужный момент через форсунки впрыскивается в цилиндры двигателя, где происходит его самовоспламенение и полное сгорание.

Система  питания  воздухом  предназначена  для  очистки воздуха от пыли и подачи его в цилиндры двигателя.

Основным  элементом  системы  является  воздухоочиститель  с  двумя  ступенями  очистки  воздуха  -  инерционной          и фильтрующей.

При работе двигателя воздух через воздухозаборник поступает в воздухоочиститель. За счет разрежения, возникающего в цилиндрах при такте всасывания, воздух с большой скоростью входит в циклоны, проходит через специальные лопатки и приобретает вращательное движение. Частички пыли под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам циклонов и подаются в пылесборник, откуда выбрасываются в атмосферу. После циклонов воздух последовательно проходит через три фильтрующие кассеты (с набивкой, смоченной в масле) и далее поступает в цилиндры двигателя.

В зимнее время осуществляется подогрев воздуха специальным радиатором, установленным перед воздухоочистителем и включенным в систему охлаждения двигателя.

 

 

3. Назначение и устройство систем смазки, охлаждения и подогрева

Система смазки двигателя предназначена для подачи масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения трения и износа деталей, а также для отвода от них тепла.

Состав: масляный бак, трехсекционный масляный насос, масляный фильтр, центробежный маслоочиститель, масляный радиатор, маслозакачивающий насос, манометр, термометр и трубопроводы (рис. 5).

 

Рис. 5. Система смазки двигателя

Емкость система смазки - 63 л, емкость масляного бака - 43л, минимально допустимое количество масла в баке - 18 л, применяемое масло - МТ-16П. Рекомендуемая рабочая температура - 70-90°, кратковременно максимально допустимая - 110°С.  Давление масла на входе в двигатель при 1600-1800 об/мин - 6-9 кгс/см2.

Из бака нагнетающая секция масляного насоса подает масло под давлением в масляный фильтр. Там масло очищается и поступает в крышку центрального подвода масла, откуда оно направляется ко всем трущимся деталям двигателя. После этого масло стекает в картер двигателя. Оттуда две откачивающие секции масляного насоса подают масло через масляный радиатор в бак. Часть масла подается к центробежному  маслоочистителю, откуда очищенное масло сливается в картер двигателя.

Перед пуском двигателя масло закачивающим насосом создается давление в системе не менее 3 кгс/см2  путем нажатия кнопки  НАСОС  МАСЛА  на  щитке  приборов  механика - водителя.

Система охлаждения двигателя предназначена для отвода тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, и поддержания температуры этих деталей в допустимых пределах, а также для охлаждения силового редуктора, коробки передач и подогрева воздуха, подаваемого в двигатель.

Система охлаждения жидкостная, принудительная, закрытого типа.

В состав системы входят: водяной насос, водяной радиатор, расширительный бачок, коробка термостатов с четырьмя термостатами, эжектор, жалюзи, а также радиатор обогрева воздуха, поступающего в двигатель (рис. 6).

Для заправки системы применяются: при температуре +5°С  и выше - вода с трехкомпонентной присадкой, уменьшающей коррозию и снижающей образование накипи; при температуре ниже +5°С - низкозамерзающая охлаждающая жидкость марки М-40 (до -30°С) и М-65 (ниже -30°С). Заправочная вместимость системы - 72 л. Нормальная температура охлаждающей жидкости - 70-90°С, минимальная - 65°С, максимальная - 105°С.

 

Рис. 6. Система охлаждения двигателя

Водяной насос подает охлаждающую жидкость (ОЖ) в блок цилиндров, откуда она после охлаждения цилиндров поступает в головку блока.

Далее поток жидкости разветвляется на три параллельных потока.

1-й (основной) поток жидкости направляется по пути: головка блока - коробка термостатов - водяной насос - блок цилиндров (при температуре ОЖ ниже 70°С).

При нагреве ОЖ до температуры 70°С клапаны термостатов приоткрываются и жидкость, продолжая циркулировать по вышеуказанному пути, частично поступает в водяной радиатор, где охлаждается.

При дальнейшем нагреве ОЖ до 83°С клапаны термостатов открываются полностью, и жидкость циркулирует только через радиатор.

2-й поток жидкости: головка блока - силовой редуктор - коробка передач - водяной насос нагнетателя - котел подогревателя - картер двигателя - водяной насос - блок цилиндров.

3-й поток: головка блока - радиатор обогрева воздуха - водяной насос - блок цилиндров.

Эжектор создает поток воздуха для охлаждения водяного и масляного радиаторов за счет использования отработанных газов двигателя.

Жалюзи служат для регулирования воздушного потока, проходящего через масляный и водяной радиаторы при работающем двигателе.

Система подогрева служит для подготовки двигателя к запуску в зимнее время путем подогрева охлаждающей жидкости и масла, а также для подогрева редуктора и коробки передач.

Состоит из форсуночного подогревателя, нагнетателя, обогревателя, установленного внутри масляного бака, и трубопроводов. Система используется при температуре воздуха ниже +5°С и только на месте. При работе охлаждающая жидкость разогревается до температуры 80 - 90°С.

При работе подогревателя топливо через форсунку впрыскивается в камеру сгорания подогревателя. Здесь оно воспламеняется от двух свечей подогрева. За счет тепла, полученного при сгорании топлива, охлаждающая жидкость нагревается, а  водяной насос  нагнетателя направляет ее в блок цилиндров, редуктор и коробку передач. Газы, образующие при сгорании топлива, по патрубку поступают для разогрева масляного бака и заборного масляного трубопровода.

 

Тестовое задание

www.kaznu.kz

19. Ходовая часть и электрооборудование ГМ-575

1. Назначение и устройство гусеничного движителя, подвески и броневого корпуса

Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и подвески.

Гусеничный движитель служит для сообщения машине поступательного движения за счет крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса, а от них на гусеницы.

Состоит из двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц (рис.1), двух ведущих колес, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катков (рис. 2).

Гусеничная цепь состоит из 93 стальных траков, соединенных пальцами (минимальное количество траков - 87).

Ведущие колеса служат для перематывания гусениц и сообщения корпусу машины поступательного движения. Они насаживаются на шлицы ведомого вала бортовой передачи. Расположение колес - заднее.

Рис. 1. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусениц

Опорные катки (по 6 на каждом борту) служат для восприятия массы машины и передачи ее через гусеницы на грунт. Опорные катки стальные с резиновым бандажом.

Рис. 2. Элементы гусеничного движителя

Направляющие колеса служат для направления гусениц при их перематывании во время движения машины. Размещается в носовой части корпуса на оси кривошипа. При поворачивании кривошипа изменяется расстояние между ведущим и направляющим колесами, и тем самым изменяется натяжение гусеницы.  Нормальным  считается  такое  натяжение,  когда  верхняя ветвь гусеницы лежит на 3-ем и 4-ом опорных катках и не касается остальных катков, провис нижней ветви гусеницы между 6- м катком и ведущим колесом должен быть выбран.

Подвеска связывает корпус машины с движителем и служит для смягчения ударов и толчков при движении машины.

Состоит из 12 балансиров, 9 пружинных упоров, 12 торсионных валов и 4 гидравлических амортизаторов (на первых, пятом левом и шестом правом опорных катках).

Подвеска воспринимает на себя и смягчает все толчки при движении. При наезде на препятствие каток приподнимается, скручивая при этом с помощью балансира торсионный вал. Возникающие при этом колебания машины гасятся амортизаторами.

Броневой корпус предназначен для размещения экипажа, вооружения и аппаратуры ЗСУ-23-4, а также защиты их от осколков и ружейно-пулеметного огня противника.

Корпус разделен на три отделения (рис.3): в носовой части – отделение управления, в средней части – боевое отделение, в кормовой – силовое отделение.

Рис. 3. Броневой корпус ГМ-575

 

В  отделении управления  размещены сиденье механика-водителя, органы управления и контроля ГМ и СЭП. Кроме того, в передней части корпуса имеются аккумуляторный отсек и передний топливный бак.

В боевом отделении корпуса установлена вращающаяся башня с  аппаратурой РПК-2, вооружением и другими системами ЗСУ.

В силовом отделении размещены узлы и механизмы силовой установки, силовой передачи и ходовой части, а в отсеках правого борта установлены агрегаты системы первичного электропитания.

Для монтажа оборудования и доступа к нему во время эксплуатации и ремонта в корпусе машины имеются люки и лючки, закрытые крышками. Крыша над силовым отделением съемная.

2 Назначение и устройство электрооборудования ГМ-575

Электрооборудование гусеничной машины составляют:

- источники электрической энергии: генератор системы первичного электропитания и аккумуляторные батареи;

- потребители электрической энергии: стартер, электродвигатели, электроприборы системы подогрева и освещение;

- вспомогательная аппаратура, обеспечивающая нормальную работу и эксплуатацию электрооборудования: контактор включения стартера, выключатели, предохранители, щиток приборов механика-водителя;

- контрольно-измерительные приборы: вольтметр, термометры, манометр, тахометры, спидометр, счетчики часов и указатель уровня топлива;

- электрическая сеть: электропроводка и электроарматура, соединяющие электрические двигатели, приборы и аппараты.

Номинальное напряжение системы электрооборудования машины 24 В. Схема электрооборудования выполнена по однопроводной системе.

Все потребители тока могут работать только при включении блока контакторов системы первичного электропитания, за исключением аварийного освещения, переговорного устройства Р-124, прибора ДП-ЗБ, которые подключены к аккумуляторным батареям отдельно.

На машине установлены четыре свинцовых, сернокислотных стартерных аккумуляторных батареи (рис.4) марки 12СТ-70М. Номинальное напряжение на зажимах каждой аккумуляторной батареи 24 В, емкость батареи 70 А.ч, масса с электролитом 64 кг. Соединение аккумуляторных батарей смешанное: каждая пара батарей образует группу, в группе соединение батарей параллельное, между группами - последовательное (с заземленной средней точкой между ними). Концы проводов, подключаемых к батареям, заделаны в трубки синего (-) и красного (+) цвета.

Рис. 4. Аккумуляторная батарея 12СТ-70М

Потребителями электрической энергии являются: стартер, электродвигатели приводов насосов и вентиляторов, электроприборы системы подогрева, приборы освещения и свето­вой сигнализации, звуковой сигнал, стеклоочистители и другие приборы.

Стартер предназначен для проворачивания коленчатого вала двигателя при его запуске. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, рассчитанный на кратковременную работу.

Стартер включается кнопкой, расположенной на щитке приборов механика-водителя (рис.5).

 

 

Рис. 5. Щиток приборов механика-водителя

Электродвигатели используются для приведения в действие водяного насоса и вентилятора системы подогрева, маслозакачивающего и топливозакачивающего насосов, вентилятора аккумуляторных батарей, водяного насоса стеклообмыва и стеклоочистителя.

Приборы освещения и световой сигнализации. К приборам наружного освещения относятся фары, к внутреннему освещению – плафоны, лампы освещения щитка приборов механика-водителя, подсветки лимба командирской башенки и переносная лампа; к приборам световой сигнализации относятся передние и задние габа­ритные фонари, а также сигнальные лампы, расположенные на щитке приборов механика-водителя и пульте управления ПАЗ.

Управление приборами освещения и сигнализации осуществляется при помощи централь­ного переключателя света ФАРА на щитке приборов механика-водителя, переключателя ФАРЫ ТВН-СМУ (рис. 6), а также соответствующими выключателями плафонов и ламп освещения.

Рис. 6. Щиток приборов механика-водителя

С левой стороны на кронштейнах лобового листа машины и с правой стороны на кожухе воздухопритока установлены четыре фары. Из них две фары типа ФГ-127 со светомаскировочными насадками и две фары  типа ФГ-125 с линзами-фильтрами (рис.7), которые служат осветителями при применении прибора ТВНО-2.

Рис.7. Фары и передние габаритные фонари  на ГМ-575

На машине с правой стороны на кронштейне скулового листа и с левой стороны на кожухе воздухопритока установлены два передних габаритных фонаря (светильника) с зелеными светофорами (рис.7) и на кронштейнах кормового листа два задних габаритных фонаря с красными светофорами (рис.8).

Рис.8. Задние габаритные фонари  на ГМ-575

Переключатель света ФАРА служит для включения приборов наружного освещения и световой сигнализации.

Внутреннее освещение машины составляют: плафон, установленный в отделении управ­ления (рис.9), два плафона, размещенные на эжекторе в силовом отделении (рис.10), и две штепсельные розетки для переносной лампы. Одна розетка находится на щитке приборов механика-води­теля (рис.11), вторая розетка - в силовом отделении на кормовом листе (рис.12).

Рис.9. Отделение управления ГМ-575

 

Рис.10. Силовое отделения ГМ-575

 

Рис.11. Щиток приборов механика-водителя ГМ-575

 

Рис.12. Силовое отделение ГМ-575

 

Кроме того, в отделении экипажа находятся плафон (рис.13), фонарик на командирской башен­ке (рис.14) и штепсельная розетка на пульте управления ПАЗ (рис.15).

 

Рис.13. Боевое отделение ЗСУ-23-4

Рис.14. Командирская башенка ЗСУ-23-4

 

 

Рис.15. Пульт управления ПАЗ

Вспомогательная аппаратура.

Щиток приборов механика-водителя установлен в отделении управления слева от механика-водителя, в нише корпуса машины.

На передней панели щитка приборов слева от разделительной полосы  (рис.16)  расположены приборы контроля и управления системой первичного электропитания (СЭП), а справа - приборы контроля и управления двигателем машины, освещением и сигнализацией. Сверху крепится щиток с сигнальными лампами системы ПАЗ.

Рис.16. Щиток приборов механика-водителя ГМ-575

 

С левой стороны щитка расположены автоматы защиты сети (АЗС) с надписями (рис.17), указывающие цепи, которые они защищают.

 

Рис.17. Щиток приборов механика-водителя ГМ-575 (вид слева)

Термобиметаллический предохранитель типа ПР2-Б, защищающий платформы силового отделения, приборы и провода, подключенные к штепсельной розетке силового отделения, от коротких замыканий и перегрузок, установлен на розетке внешнего питания в силовом отделении на кормовом листе (рис18).

Розетка внешнего питания служит для подключения внешнего источника электропитания постоянного тока при запуске тягового двигателя, работе гидроприводов.

Розетка внешнего питания (рис.18) установлена в силовом отделении машины на кормовом листе между люками под контактором включения стартеров. Для доступа к розетке необходимо открыть дверку левого люка.

Рис.18. Силовое отделение ГМ-575

Штепсельный разъем внешнего питания ШРВП, установленный в отсеке преобразовательного блока (рис.19) предназначен для питания РПК от внешнего источника переменного тока.

Рис.19. Отсек преобразовательного блока ГМ-575

Контрольно – измерительные приборы.

На машине установлены следующие контрольно – измерительные электрические приборы (рис.20): манометры, термометры, указатель уровня топлива, спидометр, термоэлектрические термометры, тахометры и счетчик часов.

 

Рис.20. Контрольно-измерительные приборы на щитке приборов механика-водителя

 

Электрический манометр предназначен для дистанционного измерения давления масла в системе смазки двигателя в пределах от 0 до 15 кг/см2.

Электрический термометр предназначен для дистанционного измерения температуры масла или охлаждающей жидкости в пределах от –700 до +1500С.

Указатель уровня топлива показывает количество топлива в заднем баке.

Электрический спидометр предназначен для определения скорости движения машины и суммарного пройденного пути. Спидометр состоит из указателя, который установлен на щитке приборов механика - водителя и датчика, который установлен на коробке передач.

Электрический тахометр предназначен для непрерывного измерения числа оборотов в минуту вала двигателя при его работе в пределах до 4000 об/мин. Тахометр состоит из датчика и измерителя. Датчик установлен на нижней половине картера двигателя, а измеритель на щитке приборов механика - водителя.

Счетчик часов служит для автоматического отсчета времени работы механизмов. На щитке приборов механика – водителя имеются три счетчика, которые подсчитывают часы работы двигателя машины, двигателя СЭП и преобразователя.

Тестовое задание

www.kaznu.kz

Она пленила 39 государств » Военное обозрение

С конструктивно-техническими особенностями ЗСУ-23-4 "Шилка" читатель уже подробно познакомился в 5-м номере нашего журнала за 1996 год. Сегодня мы посмотрим на уникальное зенитное средство противовоздушной обороны несколько с иной стороны..

СОВЕТСКОЙ зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне — в ходе войны на Ближнем Востоке. В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.

Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием — он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск:

«Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23- и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним — ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого — мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места...

Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4... "ШИЛКА"... "ШАЙТАН-АРБА"

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия... Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься — трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!.. А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле... Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».

Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах.

Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Предназначена она для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

«Шилка» на Ближнем Востоке

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент — радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор — это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет — тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем. Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска — наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»

«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже — испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову:

«В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».

Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним...»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене.

«В создаваемом колледже, — рассказывал он, — преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское — самое лучшее. Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.

И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше.

ЗСУ-23-4М армии ГДР

А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов...»

Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.

Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.

Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название — ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский — для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно — «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».

В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами — взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям — бронетранспортерам, машинам...

У КАЖДОГО оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5-7 лет — и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход на малых высотах ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.

И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия... А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».

У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным — до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

Египетские «Шилки» на параде 1973 г.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения — цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350—400 м/с; дальность ее стрельбы — до 4 километров. Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность— 1100 выстрелов в минуту против — 3400 («Вулкан» — до 3000), он более чем вдвое тяжелее — 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.

Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе — Российской.

ЗСУ-23-4 прикрывают танки Т-55 на учениях

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» Египет 1973 г.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» Западная группа войск. Германия 1985 г.

topwar.ru

ГМ (серия) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. ГМ.

ГМ — советская/российская аббревиатура, сокращение слов Гусеничная машина. Серия ГМ производится в основном компанией «Мытищинский машиностроительный завод» (с 1992 по 2009 года — «Метровагонмаш», независимая компания с 2009 года).

ГМ-569

ГМ-569 используется для самоходных огневых установок 9А310 комплексов «Бук-М1-2».[1]

Технические характеристики

  • Масса шасси, кг 24000
  • Предельная нагрузка, кг 11500
  • База, мм 4605
  • Дорожный просвет, мм 450
  • Запас хода по топливу, км 300
  • Машина работоспособна при:
    • температуре окружающего воздуха, ° С −50 — +50
    • относительной влажности воздуха при t +35 ° С, 98 %
    • запыленности окружающего воздуха при движении, г/м3 до 2,5
  • Максимальная скорость движения, км/ч 80
  • Среднее удельное давление на грунт, кг/см² не более 0,8
  • Тип двигателя Многотопливный дизель с жидкостным охлаждением и турбонаддувом
  • Мощность, кВт (л.с.) 522 (710) — 618 (840)

Другие типы шасси

Мытищинского машиностроительного завода (ОКБ-40, позже ММЗ)

Серия 5

  • ГМ-569 также используется для самоходной огневой установки 9А310[2]
  • ГМ-577 используется для пуско-заряжающей установки 9А39[3]
  • ГМ-579 используется для командного пункта 9С470[4]
  • ГМ-5955 используется для комплексов «Top-М1»
  • ГМ-5975 используется для комплексов «Тунгуска-М1»

Кроме того, в разное время ММЗ (ОКБ-40) разработало, создало и выпускало:

  • ГМ-567А
  • ГМ-568 использовалась для самоходной установки разведки и наведения 1С91 (СУРН) ЗРК 2К12 «Куб»[5]
  • АСУ-57 (Объект 572)
  • ГМ-575 использовалась для самоходной зенитной установки ЗСУ-23-4 "Шилка"
  • ГМ-578 использовалась для пусковой установки 2П25 ЗРК «Куб»
  • ГМ-562 (Индекс ГБТУ — Объект 562) — российский средний многоцелевой транспортёр-тягач МТ-СМ
  • ГМ-5959
  • ГМ-5951
  • ГМ-5952

ОКБТ Кировского завода (Ленинград) и НИИ-100 (Челябинск)

  • КВ-9 (Объект 229) — экспериментальный тяжёлый танк
  • КВ-13 (объект 233) — опытный средний танк периода Второй мировой войны (СКБ-2 Челябинского Кировского завода)
  • Объект 234 — опытный тяжёлый танк
  • ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны (Челябинский Кировский завод — ЧКЗ)
  • ИС-7 объект 260) — тяжелый танк
  • Т-10 (объект 730) — тяжелый танк

Серия 2

  • Объект 27 — шасси для транспортабельной атомной электростанции на базе Т-10
  • РТ-15 и РТ-20П — самоходные пусковые установки ракетных комплексов, использовавших элементы шасси Т-10
  • ГМ-216 (Объект 216) — самоходная пушка 2С7 «Пион», разработанная КБ-3 Кировского завода
  • Объект 268 — опытная тяжёлая противотанковая САУ на базе Т-10 (разработан КБ Завода № 172)
  • Объект 271 — шасси опытной САУ особой мощности 2А3 «Конденсатор»
  • Объект 273 — самоходный миномёт 2Б1 «Ока», разработанный КБ Кировского завода в
  • Объект 282 — опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.
  • Объект 287 — опытный ракетный танк
  • Объект 288 — опытный ракетный танк
  • Т-80 и модификации (Объект — 219, 630А, 640, 644, 478) — основной боевой танк

Минского тракторного завода (МТЗ)

Серия 3

  • ГМ-355 было использовано для боевых машин (БМ) 9А330, в том числе СОЦ, СН, СЦВМ, ПУ, ГМ (ЗРК 9К330 «Тор»).

[6]

  • ГМ-352 использовалась для БМ 2С6 (ЗПРК 2К22 «Тунгуска»)
    • ГМ-352М использовалась для БМ «Тунгуска-М» (Минский тракторный завод МСХМ)

КБ-60 (Харьковское КБМ)

Серия 4

ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода

Серия 7

ЦКБ Уральского завода транспортного машиностроения (Свердловск)

Других производителей

  • Объект 140 — советский опытный средний танк (Завод № 183)
  • МТ-ЛБ (Объект 6) — советский многоцелевой плавающий легкий бронированный транспортёр (тягач)
  • ГМ-426
  • ГМ-429А (Объект 429А) — проект самоходной пушки КБ завода «Баррикады»
  • Объект 508/509 — ПРП-4МУ, модификация подвижного разведывательного пункта, предлагаемая ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»
  • АСУ-76 (Объект 570) и АСУ-76П (Объект 571, плавающий вариант) — шасси опытной лёгкой советской авиадесантной самоходной артиллерийской установки (САУ).
  • Объект 618 — опытный командирский танк КБ завода № 174 в Омске на базе танка Т-64А.
  • Объект 779М — ПРП-4М «Дейтерий» — подвижный разведывательный пункт
  • ГМ-830 и ГМ-835 были использованы для машин ЗРК С-300В, разработки КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ныне ПО «Спецмаш»)[7].
  • Объект 924 — шасси 2С2 «Фиалка» изготовлено на Волгоградском тракторном заводе на базе боевой машины десанта БМД-1

Напишите отзыв о статье "ГМ (серия)"

Примечания

  1. ↑ [pvo.guns.ru/buk/buk_01.htm Самоходная огневая установка 9А38] на сайте «Вестник ПВО»
  2. ↑ [pvo.guns.ru/buk/buk_13.htm Самоходная огневая установка 9А310] на сайте «Вестник ПВО»
  3. ↑ [pvo.guns.ru/buk/buk_14.htm Пуско-заряжающая установка 9А39] на сайте «Вестник ПВО»
  4. ↑ [pvo.guns.ru/buk/buk_11.htm Командный пункт 9С470] на сайте «Вестник ПВО»
  5. ↑ [bob-pot.narod.ru/boev.htm БОЕВЫЕ РАКЕТЫ — РАКЕТНЫЕ СИСТЕМЫ]
  6. ↑ [web.archive.org/web/20080405222114/emba.ucoz.ru/publ/2-1-0-14 Краткие сведения о ЗРК и ЗРС, испытывавшихся на полигоне Эмба]
  7. ↑ [warfare.be/rus/?lang=rus&catid=264&linkid=1696 SA-12 Gladiator/Giant С-300В]

См. также

Ссылки

Официальный сайт Метровагонмаша

  • [www.metrowagonmash.ru/gm596.htm Общее описание ГМ-569], [www.metrowagonmash.ru/gm569t.htm ТТХ ГМ-569] (недоступная ссылка — история, копия)
  • [www.metrowagonmash.ru/gm5955.htm Общее описание ГМ-5955], [www.metrowagonmash.ru/gm5955t.htm ТТХ ГМ-5955] (недоступная ссылка — история, копия)
  • [www.metrowagonmash.ru/gm5975.htm Общее описание ГМ-5975], [www.metrowagonmash.ru/gm5975t.htm ТТХ ГМ-5975] (недоступная ссылка — история, копия)

Отрывок, характеризующий ГМ (серия)

Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню. Как со вечера пороша Выпадала хороша… Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне. В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный. Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам. – Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша». В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом. – Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу. – Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно? – Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали. Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи. Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала. – Поймала? – сказал Николай. – Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга. – Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты? – Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше. – Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса. – Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех. – А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь. – Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!» «Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду. Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев. Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву. Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе. В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной. – Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.

wiki-org.ru

ЗСУ-23-4 «Шилка» - это... Что такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?

Тактико-технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации17 апреля 1957 года Совет Министров принимает Постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Это был наш ответ на принятие на вооружение М42А1.

«Шилка» разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м.

ЗСУ «Шилка» предназначалась на замену в мотострелковых полках и воздушно-десантных дивизиях 14,5-мм счетверенных зенитных пулеметных установок ЗПУ-4 и 37-мм пушек 61-К (обр.1939 г.).

Корпус сварной, состоит из носовой части, бортов, кормовой части, днища и крыши.

Корпус разделен на отделение управления — в носовой части, боевое отделение — посередине, где установлена башня, и силовое отделение — в кормовой части. Между отделениями имелись перегородки, которыми являлись передняя и задняя опоры башни.

На ЗСУ установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на машину ГМ-575 дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года, устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения по сравнению с В-6Р.

Силовая передача ГМ-575 механическая со ступенчатым изменением передаточных чисел, расположена в кормовой части. Редуктор силовой передачи одноступенчатый, с передаточным отношением 1,235. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Диски стальные: ведущих — 5, ведомых — б. Привод управления главным фрикционом — механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая трехходовая, пятискоростная с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах.

Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые с цилиндрическими шестернями, передаточные отношения 4,778.

Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катков.

ЗСУ-23-4 «Шилка» начали поступать в войска в начале 1965 года и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2 из развернутых войск. Первоначально в танковом полку по штату был дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре ЗСУ. В конце 60-х годов часто бывало, что в одном дивизионе была одна батарея ЗСУ-23-4 и одна батарея ЗСУ-57-2.

Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой взвод — четыре боевых машины ЗРК «Стрела-1» (а затем ЗРК «Стрела-10»),

Эксплуатация «Шилки» показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех «Шилке» на наших учениях практически не ставили, так как у нас не было средств радиопротиводействия на рабочих частотах «Шилки» (по крайней мере в 70-х годах).

Первая модернизация «Шилки» была проведена в 1968-1969 гг. В ходе нее была повышена надежность эксплуатации установки, улучшились условия обитания для расчета, был увеличен ресурс газотурбинного агрегата с 300 до 450 часов. Для удобства наведения РЛС сопровождения для визуально обнаруженную цель был введен командирский прибор наведения. Модифицированная установка получила индекс ЗСУ-23-4В.

В 1970-1971 гг. был модернизирован счетно-решающий прибор. Это позволило повысить точность и эффективность-стрельбы, а также надежность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч. Повысилась надежность работы РЛС. Вновь был увеличен ресурс газотурбинного агрегата с 450 до 600 часов. После второй модернизации установка получила индекс ЗСУ-23-4В1.

В октябре 1967 года вышло Постановление СМ о более серьезной модернизации «Шилки». Важнейшей частью модернизации была переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 в целом. Цель модернизации заключалась в повышении надежности и стабильности работы комплекса, повышении живучести деталей пушки и сокращении времени на техническое обслуживание.

В процессе модернизации пневмозаряд-ка автоматов 2А7 была заменена пирозаряд-кой. Это позволило исключить из конструкции пушки 2А10 ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов.

При модернизации 2А7 сварной вариант трубки отвода охлаждающей жидкости был заменен гибким трубопроводом, что позволило увеличить ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов.

В 1973 году модернизированная ЗСУ-23-4М была принята на вооружение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М имела заводское обозначение «Бирюса», но ее по-прежнему в войсках называли «Шилкой».

В 1977 - 1978 гг. установка получила радиозапросчик «Лук» - систему опознавания самолетов «свой-чужой». Эта ЗСУ получила индекс ЗСУ-23-4МЗ.

В 1978 - 1979 гг. была произведена модернизация ЗСУ «Шилка» для использования ее в горных условиях в Афганистане. Из установки был исключен РПК, за счет чего был увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 штук, введена аппаратура ночного видения для стрельбы ночью по наземным целям.

В 90-х годах «Шилка» прошла последнюю модернизацию.

voennaya.academic.ru

Меры безопасности при работе на ГМ-575

При эксплуатации во избежании несчастных случаев и повреждения материальной части необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

1. Не допускать к работе экипажи не усвоившие своих обязанностей, противопожарных требований и указаний по технике безопасности.

2. Во время движения не допускать размещения людей на башне и на крышке корпуса ЗСУ.

Экипаж должен располагаться на рабочих местах с надетыми шлемофонами, подключенными к переговорному устройству.

3. Запрещается во время стрельбы находиться в радиусе ближе 30 м от ЗСУ для исключения случаев поражения людей отражаемыми гильзами.

4. Запрещается отключать и подключать монтажные кабели и провода, а также вынимать блоки, находящиеся под напряжением.

5. Запрещается применять для питья и умывания воду, взятую из емкостей из-под антифриза.

Помни! ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЗАПРАВКИ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ В6Р-1 И ПУШКИ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩАЯ ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ И ВОДА С ТРЕХКОМПОНЕНТНОЙ ПРИСАДКОЙ ЯВЛЯЮТСЯ СМЕРТЕЛЬНЫМ ЯДОМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

6. Все номера экипажа должны действовать только по указанию командира ЗСУ.

7. Запускать двигатель В6Р-1 или газотурбинный двигатель, трогаться с места, а также поворачивать башню размещается только по команде (сигналу) командира экипажа, при этом механик-водитель обязан дать предупредительный звуковой сигнал.

8. При движении с открытыми люками убедится, что крышки люков застопорены в открытом положении.

9. При выходе из стоя механика-водителя во время движения ЗСУ командир может остановить двигатель В6Р-1 и прекратить движение, нажав на кнопку ОТКЛЮЧЕНИЕ ДИЗЕЛЯ, расположенную на пульте командира.

10. Следить за состоянием трубопроводов агрегатов и механизмов системы смазки и питания топливом. Течи топлива и масла устранять немедленно.

11. Не работать неисправным инструментом и приспособлениями.

12. При демонтаже и монтаже агрегатов гусеничной машины, СЭП, вооружения, аппаратуры следует пользоваться подъемными средствами, соблюдая меры предосторожности. Особенно нужно быть внимательным при снятии и установке аккумуляторных батарей.

Внимание! При подключении через ШРВП внешнего источника переменного тока для питания РПК корпус машины ГМ-575 должен быть заземлен.

Включение питания переменного тока без заземления корпуса категорически запрещается.

Для обеспечения заземления корпуса машины при работе изделия на стоянке от внешнего источника питания в целях обеспечения техники безопасности в комплект ЗИП-1 ГМ-575 введен заземлитель Б4 и привод заземления.

Заземлитель забивается в землю, после чего он соединяется приводом со специальным штырем, приваренным на левом кронштейне крепления бревна.

Заземлитель размещается на заднем левом листке крышки ГМ-575, провод укладывается в ящик №3 ЗИП на корме.

13. Строго выполнять указания по вождению ЗСУ, изложенные в инструкции по эксплуатации гусеничной машины ГМ-575.

14. При температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя В6Р-1 +800С и выше открывать пробки заправочной горловины не рекомендуется. В необходимых случаях открывать пробку заправочной горловины рукой, обмотанной тряпкой, или в рукавице. Чтобы не получить ожогов, лучше открывать пробку при температуре ниже +700С.

15. Запуск и работа газотурбинного двигателя допускается только при установленной крышке над силовым отделением и при закрытой и запертой крышке люка для допуска к двигателю, расположенной в правом бортовом листе корпуса ЗСУ.

16.Запрещается находиться расчету и размещать воспринимающиеся материалы со стороны выходящих газов при запуске и работе двигателя на расстоянии менее 10м от диффузора двигателя.

17. Запрещается запуск и работа ГТД при открытых люках обслуживания.

18. Запрещается эксплуатировать газотурбинный двигатель и двигатель В6Р-1 при наличии течи топлива или масла.

19. Запрещается выполнять техническое обслуживание газотурбинного двигателя во время его работы.

20. Запрещается при эксплуатации изменять регулировку агрегатов автоматики газотурбинного двигателя.

21. Запрещается во избежании ожогов прикасаться к камере сгорания и к выхлопному патрубку сразу после остановки двигателя.

22. Запрещается при отключении высоковольтного провода от ГТД прикасаться к жиле провода до ее замыкания на «массу» с целью разряда конденсаторов агрегата зажигания.

23. Помни! Пролитый из аккумуляторных батарей электролит представляет собой раствор серной кислоты, который повреждает одежду и кожу тела.

24. При аварии применять аварийное отключение электропитания.

25. Подключение и отключение внешнего источника питания к ЗСУ через разъемы внешнего питания выполнять только при выключенной системе –электропитания ЗСУ и отключенном внешнем источнике питания. Подключение проводов к розетке внешнего питания постоянного тока выполнять осторожно, с целью исключения коротких замыканий. При этом провод, соединяющий ЗСУ со средней точкой источника, подключать последним.

26. Не нажимать без надобности кнопку ПУСК БПС включения преобразователя, расположенную на пульте командира.

Помнить, что при случайном нажатии этой кнопки может произойти неожиданный запуск газотурбинного двигателя.

27. Не прикасаться к токоведущим частям блока преобразователя при его работе. Блок преобразователя является источником электроэнергии напряжения 220 вольт, которое опасно для жизни.

28. Следить за работой вентилятора аккумуляторного отсека во избежание скопления в отсеке взрывоопасного гремучего газа. Вентилятор отсека включается автоматически при работе генератора постоянного тока.

29. Не допускать открытого пламени около аккумуляторных батарей во избежание взрыва скопившегося газа.

30. При проверке максимальных оборотов холостого хода двигатель В6Р-1 предварительно отключать редуктор СЭП во избежание разноса генератора. Рычаг отключения редуктора СЭП находится справа за сиденьем механика-водителя. Включение и отключение выполняются при неработающем двигателе В6Р-1.

31. Помнить, что при отключенном питании часть проводов и кабелей остается под напряжением. По этому надо перед выполнением демонтажа проводов снять перемычки, соединяющие аккумуляторные батареи с «массой» машины.

 



3-net.ru

Назначение,состав и устройство силовой передачи на ГМ-575

Силовой передачей машины называется группа соединенных между собой агрегатов, передающих мощность от двигателя к ведущим колесам.

Силовая передача машины механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, расположена в кормовой части корпуса машины.

Силовая передача состоит из следующих агрегатов: редуктора (рис.80)с главным фрикционом , коробки передач , двух планетарных механизмов поворота с тормозами и двух бортовых передач.

Редуктор передает крутящий момент от двигателя к главному фрикциону и к шестерне отбора мощности.Редуктор, в сборе с главным фрикционом, установлен в силовом отделении машины вдоль правого борта на одном валу с маховиком двигателя.

Главный фрикцион представляет собой многодисковую муфту сцепления, передающую крутящий момент от редуктора к коробке передач.

Главный фрикцион соединен с ведомым валом редуктора и через зубчатку, с соединительным валом коробки передач, и механизма выключения.

Шестерня отбора мощности служит для передачи усилия от двигателя на редуктор системы электропитания (СЭП) через фрикционную муфту.

Коробка передач предназначена для изменения тягового усилия на ведущих колесах, для осуществления движения машины задним ходом, для отключения двигателя и обеспечения его работы на холостом ходу при запуске прогрева и на остановках, а также для постоянного соединения двигателя от силовой передачи.

Через соединительный вал и зубчатые муфты ведущий вал коробки передач соединен с главным фрикционом, а главный вал коробки при помощи зубчатых муфт и полуосей соединен с планетарными механизмами поворота.

Планетарные механизмы поворота (ПМП) предназначены для поворота машины, для кратковременного увеличения тягового усилия на гусеничных цепях без переключения передач, для торможения и остановки машины.

Механизмы поворота –двухступенчатые, планетарные с блокировочными фрикционами. ПМП расположены между коробкой передач и бортовыми передачами; они установлены и закреплены на концах ведущих валов бортовых передач.

Левый и правый ПМП конструктивно одинаковы и между собой взаимосвязаны.

Бортовые передачи служат для постоянного увеличения крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса от ПМП.

Каждая бортовая передача представляет собой одноступенчатый понижающий редуктор с передаточным отношением 4,73.

Правая и левая бортовые передачи размещены по бортам корпуса машины в ее кормовой части. Они по устройству одинаковы и взаимозаменяемы, т.е. могут устанавливаться на любой борт.



3-net.ru