Маз 64229 Работяга › Бортжурнал › Ремонт двигателя Часть1. Голова двигателя маз


Головка блока цилиндров маз

Головка блока цилиндра маз – одна из главных частей двигателя автомобиля.

Механизм отливается из низколегированного крепкого чугуна. К блоку цилиндра головка блока евро присоединяется шпильками из хромоникелевой стали. Деталь подвергают термической обработке.

Между блоком и головкой блока маз устанавливают прокладку из асбостального листа для укрепления.

Окантовка отверстий выполнена из стали. «АвтоРесурс» расскажет подробнее о таком элементе как головка блока цилиндров маз.

Устройство детали   

Головка блока маз состоит из нескольких узлов и систем. Каждая из составляющих выполняет свои задачи. Головка блока цилиндров маз имеет специальную крышку, которая необходима для защиты механизма.   В ней находится горловина для залива масла. Головка блока евро снабжена и прокладкой, которая создает уплотнение в месте прилегания механизмов.   

Головка блока цилиндров маз имеет специальную водяную рубашку, предусмотренную для охлаждения нагреваемых мест. Головка блока цилиндра маз, а точнее в ее механизме, размещены клапаны, коромысла, стойки и форсунки. Конструктивно головка блока евро представляет собой крышку, которая закрывает всю систему двигателя.   

Чтобы заменить детали цилиндропоршневой группы, прокладки и другие элементы, необходимо снять такой элемент как головка блока маз. Сначала из системы охлаждения сливают охлаждающую жидкость.   

Отсоединяют все трубопроводы, затем и такой элемент как головка блока евро. Внутренние полости защищают от пыли и грязи. Затем снимают крышку – головка блока цилиндров маз требует и снятия форсунок. Распылитель предохраняют от засорения отверстий и от ударов.  Оси коромысла снимают вместе с коромыслами и вытягивают штанги. При этом головка блока маз подлежит тщательному осмотру. Гайки цилиндров ослабляют и отворачивают. Головка блока маз снимается с двигателя. Если необходимо, заменяют прокладку цилиндров.   Иногда при осмотре обнаруживаются трещины на стенках рубашки охлаждения (в этом случае головка блока евро требует замены). Также встречаются повреждения, проходящие через отверстия под стаканы форсунок и направляющие втулки клапанов.   

В таком случае головка блока маз заменяется. Небольшие трещины заваривают либо заделывают эпоксидными пастами.   Проверить герметичность рубашки охлаждения такой запчасти как головка блока маз можно, подведя сжатый воздух и погрузив деталь в водяную ванну. Если обнаружится утечка, нужно затянуть гайку крепления стакана моментом 9-11 кГм.  

Обслуживание и ремонт   

Во время эксплуатации грузовика рекомендуем систематически следить за состоянием такого элемента как головка блока маз. В местах соединения механизма не должно быть подтеков масла и охлаждающей жидкости. Водители обязаны также не допускать перегрева двигателя. В противном случае головка блока цилиндров маз может повредиться.   

Ремонт механизма осуществляют как со снятием с двигателя, так и без него. Все зависит от вида неисправности. Если необходимо заменить маслосъемные колпачки либо выполнить регулировку клапанов, головка блока евро не требует предварительного снятия.   

Для устранения притирки советуем тщательно удалить нагар. Предварительно головка блока цилиндров маз вынимается из мотора грузовика.   

Головка блока евро как и другие запчасти маз требуют периодической замены. Поэтому следите за состоянием двигателя своего автомобиля – только в этом случае грузовик прослужит долгое время.  

Следите за публикациями нашего блога через социальные сети - twitter, facebook, в контакте, google+.

mazprice.ru

​Пробило прокладку ГБЦ МАЗ – как ее заменить?

Из-за сильных нагрузок двигатель МАЗ часто перегревается. Как следствие – прогорает прокладка ГБЦ.

Важно вовремя заменить данный элемент. 

О причинах поломки детали, вариантах ее ремонта читайте ниже.

Признаки пробитой прокладки ГБЦ МАЗ

Как всегда, прокладка головки блока цилиндров МАЗ выходит из строя в самое неподходящее время.

К примеру, после загрузки большегрузного автомобиля с бочка может политься тосол. 

Как только открутите коллектор, вы наверняка увидите жидкость (тосол) на головке блока и, конечно же, лопнувшую прокладку.

Признаки поломки могут быть следующими:

  1. Из-под ГБЦ наружу вырываются газы с ошеломительным свистом;
  2. Двигатель начал троить;
  3. В радиаторе МАЗ появляются выхлопные газы;
  4. Из выхлопной системы выходит пар;
  5. Течь масла или воды.

В основном материал прокладки ГБЦ МАЗ – металл различного диаметра. Также могут применяться дополнительно фторкаучук, фторсиликон, герметик.

При выборе прокладки головки блока цилиндров для МАЗ рекомендуем пользоваться следующим советом:

Ставьте прокладки точно такие же, которые выбрал завод-изготовитель. Но если не знаете, что стояло ранее – используйте измерительный инструмент.

Причины поломок прокладки ГБЦ ДВС на МАЗ:

  • Перегрев мотора.

Прострел прокладки ГБЦ МАЗ возникает из-за прогорания поверхности запчасти. В результате появляются прогибы, вмятины, вогнутости, трещин.

  • Плохая затяжка болтов крепления ГБЦ.

Правильность затяжки также влияет на срок службы прокладки.

Крайне важно затянуть головку с усилием. Однако не следует перетягивать, иначе возникнет вероятность отрыва головы болта.

  • Качество материала.

Не важно, какая деталь стоит в вашем моторе: прокладка ГБЦ Евро 3 или прокладка ГБЦ Д 240 с фторсиликоном.

Уделите повышенное внимание качеству самого материала. Лучше доверять заводским изделиям, которые найдете в нашем каталоге.

Помните, лучше купить действительно хорошую деталь, которая прослужит вам долго, а не тратить деньги каждый месяц на новую дешевую прокладку.

Замена прокладки ГБЦ МАЗ

Не рискуйте своим двигателем – если вовремя не сделать замену изделия, может возникнуть поломка других деталей.

Ниже вы увидите небольшой отчет по проделанной работе одно из владельцев белорусского автомобиля МАЗ.

Итак, как и описывали выше, о поломке прокладки ГБЦ ДВС на МАЗ указывала течь тосола.

Поэтому для начала:

  • выполнили слив жидкости;
  • демонтировали клапанную крышку и трубопроводы;
  • сняли обратку.

Для замены прокладки ГБЦ МАЗ открутили гайки, которыми закреплены оси коромысел. Только после этого перешли к демонтажу самих коромысел, штанги.

Работали с прокладкой ГБЦ Евро 3 недолго.

Однако замена требовала соблюдения одно правила – когда вы откручиваете головку, запомните направление. При затяжке используйте это же направление.

На фото ниже запечатлен процесс снятия головки.

После покупки прокладки ГБЦ 260 или 240 начинаем сборку в обратном порядке.

Для удобства прикрепляем схему, на которой изображена последовательность затяжки головки.

После правильной сборки и замены прокладка ГБЦ ДВС на МАЗ не должна греться и быстро изнашиваться.

Но мы рекомендуем вам на всякий случай возить запасную, на всякий случай.

Если вы не знаете, как правильно выбрать и купить прокладку головки блока цилиндров МАЗ, звоните, мы все подскажем.

В нашем каталоге найдете только качественные детали по приятным ценам.

И напоследок – интересное видео по шлифовке ГБЦ. 

В гаражных условиях повторить нереально : )

Статьи по теме:

mazprice.ru

Проверка и ремонт головки блока цилиндров – Капремонт – Про МАЗ

Головку цилиндров перед ремонтом разбирают. Отвернув гайки, снимают водяные трубы. Из каждой водяной трубы вывертывают четыре болта крепления крышек термостатов и извлекают термостаты для проверки. Затем отвертывают гайки крепления впускных и выпускных коллекторов, снимают коллекторы и устанавливают головку цилиндров привалочной плоскостью на чистый стол, обеспечивая сохранность плоскости от повреждения и царапин.

Клапаны снимают при помощи приспособления, изображённого на рис. 99

Головку цилиндров отливают из специального чугуна по химическому составу аналогичного отливке блока цилиндров. Твердость HB 183-235.

Основными дефектами головки цилиндров являются трещины, выработки, риски и раковины на седлах выпускных и впускных клапанов, нарушение уплотнения стакана форсунки, износ отверстий в направляющих втулках клапанов, ослабление посадки направляющих втулок в головке цилиндров, трещины на поверхности прилегания головки к блоку цилиндров и коробление этой поверхности, а также погнутость и ослабление осадки шпилек на головке цилиндров или повреждение резьбы на шпильках.

Головку цилиндров заменяют при наличии трещин, проходящих через отверстия под направляющие втулки клапанов, отверстия под стаканы форсунок и гнезда под седла клапанов, и трещин на стенках рубашки охлаждения в местах, недоступных для ремонта.

Наличие трещин устанавливают внешним осмотром, а также при испытании головок цилиндров на герметичность водой под давлением 0,4 МПа (4 кгс/см2). Герметичность рубашки охлаждения головки цилиндров можно проверить, подведя в нее сжатый воздух и погрузив головку в ванну с водой. Трещины будут видны по выходящим пузырькам воздуха. Трещины и пробоины на головке цилиндров не допускаются. Допускаются лишь мелкие трещины на привалочной плоскости между отверстиями под распылитель форсунки и клапаны, не захватывающие рабочей фаски впускного клапана и не нарушающие герметичность.

Если при испытании головки цилиндров на герметичность обнаружится нарушение уплотнения стакана форсунки, следует подтянуть гайку крепления стакана. Если при этом течь не устраняется, стакан снимают и заменяют уплотнительное кольцо и шайбу, а в случае необходимости и стакан.

Головки блока допускаются к сборке без ремонта:

  • если неплоскостность поверхности, прилегающей к блоку, не более 0,1 мм на всей длине и не более 0,05 на длине 100 мм;
  • если ширина рабочей фаски седла впускного клапана составляет 2,0-2,8 мм, выпускного - 1,5-2,3 мм;
  • если утопание впускного клапана относительно нижней плоскости головки цилиндров - не более 2,2 мм, а выпускного - не более 2,7 мм;
  • если диаметр внутренних поверхностей направляющих втулок клапанов - не более 12,060 мм и если в резьбе для шпилек не более двух сорванных ниток.

Неплоскостность поверхности, прилегающей к блоку, исправляют шлифованием, обеспечивая требуемую неплоскостность и высоту головки до кольцевого ребра не менее 131,5 мм; номинальный размер - 132-0,26 мм

При износе или срыве резьбы в отверстиях головки цилиндров нарезают резьбу ремонтного размера или ставят ввертыши. В головке цилиндров нарезают резьбы под ремонтные шпильки следующих размеров:

  • водораспределительной трубы - М10х1,5Т на глубину 14 мм;
  • впускного и выпускного трубопроводов - М12х1,75Т на глубину 15 мм;
  • скобы форсунки - М14х2Т на глубину 22 мм.

При ремонте резьбовых отверстий постановкой ввертышей рассверливают отверстие с дефектной резьбой и нарезают резьбу под ввертыш. Затем смазывают ввертыш суриком или жидким стеклом и ввертывают его в резьбовое отверстие до отказа, запиливают торец заподлицо с плоскостью головки, раскернивают ввертыш в трех точках и калибруют резьбовое отверстие ввертыша. Отверстие под шпильку крепления форсунки восстановлению не подлежит.

Сборка головки цилиндров производится после притирки клапанов к их седлам. При сборке головки устанавливают клапаны в гнезда, к которым они притерты, головку цилиндров кладут на чистый ровный стол, предохранив привалочную плоскость от повреждений, устанавливают тарелки клапанных пружин, пружины, втулки, при помощи приспособления (см. рис. 99) сжимают пружины, вставляют сухари клапанов и проверяют герметичность поездки клапанов. Для этого последовательно во впускные и выпускные каналы головки заливают керосин. Просачивание керосина в течение 1,5 мин не допускается.

При неудовлетворительных результатах проверки притирку повторяют. После этого на головку устанавливают водяные трубы, впускные и выпускные коллекторы.

Проверка и ремонт ГБЦ МАЗ

maz-auto.info

Блок цилиндров и головка блока дизеля ЯМЗ-236

_________________________________________________________________

Блок цилиндров и головка блока дизеля ЯМЗ-236

Блок цилиндров двигателя ЯМЗ-236

Блок цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 отлит из серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Блок V - образный с углом развала 90º.

Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов.

Каждое цилиндровое гнездо имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней плитах блока, по которым центрируется гильза цилиндра ЯМЗ-236НЕ2, в верхней плите имеется кольцевая проточка под бурт гильзы.

В развале блока цилиндров ЯМЗ-236 имеется четыре опорные площадки с крепежными отверстиями для установки топливного насоса высокого давления. На переднем торце блока находится гнездо для подшипников привода топливного насоса.

В приливах (бобышках) на стенках блока цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 имеется сложная система масляных каналов, для подвода смазки к подшипникам распределительного и коленчатого валов, а так же к масляному фильтру и жидкостно-масляному теплообменнику.

Стенки водяной рубашки образуют замкнутый силовой пояс вокруг каждого цилиндрового гнезда и вместе с дополнительными ребрами связывают верхнюю и нижнюю плиты цилиндровой части блока, обеспечивая конструкции необходимую жесткость.

В картерных поперечных стенках блока двс ЯМЗ-236 НЕ2 расположено четыре гнезда с вкладышами под коренные шейки коленчатого вала и четыре расточки с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Крышки коренных опор крепятся к блоку ЯМЗ-236 двумя вертикальными и двумя горизонтальными болтами. Благодаря чему достигается высокая жесткость блока в зоне коленчатого вала.

Обработка гнезд под коленчатый вал производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных опор не взаимозаменяемы.

Гильзы блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236

Гильзы блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна.

Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров.

Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров:

ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ2 — 1,6−0.065 мм.

ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ — 0,1−0.035 мм.

На двигатели ЯМЗ-236 могут устанавливаться гильзы со следующими конструктивными особенностями:

Гильза 236-1002021-А5

Поверхности гильзы фосфатированные. Фосфатированный слой улучшает притирочные характеристики, увеличивает износостойкость поверхности, снижает вероятность образования натира.

Внешнее отличие фосфатированной гильзы от нефосфатированной ― значительно более темный (от темно серого до черного) цвет наружной поверхности.

Верхний торец бурта гильзы выполнен с выступающей частью к внутренней поверхности гильзы (под асбостальную прокладку газового стыка). В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.

Гильза 236-1002021-А

Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, только отсутствует фосфатированное покрытие.

Гильза 7511.1002021-01

Фосфатированная гильза. Высота бурта по сравнению с предыдущими уменьшена до 9,6 мм. Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка). На верхней посадочной поверхности

Выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца. Канавки под уплотнительные кольца в нижней части гильзы блока двс ЯМЗ-236 выполнены аналогично предыдущим.

По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:

Маркировка     Наименьший внутренний диаметр, мм

 А                               130,00-130,02

Б                               130,02-130,04

Ж                              130,04-130,06

Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.

Головка блока цилиндра дизельного двигателя ЯМЗ-236

Головка блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 представляет собой цельную отливку из серого чугуна и крепится к блоку шпильками, ввернутыми в блок. Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны.

Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет водяную рубашку, сообщающуюся с рубашкой блока. Для обеспечения подвода топлива к форсунке в боковой поверхности имеются отверстия под штуцера.

В головке цилиндров двс ЯМЗ-236 размещены клапаны с пружинами и деталями их крепления, коромысла, оси коромысел и форсунки. Седла клапанов вставные.

Седла впускных клапанов изготовлены из специального чугуна, а седла выпускных – из специального жаропрочного сплава. Седла запрессованы в гнезда с натягом. Седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов окончательно обрабатываются после их запрессовки в головку.

На двигатели ЯМЗ-236 устанавливаются блочные головки цилиндров.

Головки блока цилиндров на двигателях ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ2 блочные на три цилиндра каждая. Привалочная поверхность шлифована и в зоне уплотнения гильз цилиндров выполнены кольцевые проточки.

Стык головки цилиндров, блока и гильзы уплотняется прокладкой состоящей из металлической единой на три цилиндра прокладки, уплотняющей газовый стык, и резиновых уплотнительных элементов, уплотняющих масляные, водяные и штанговые полости. Уплотнительные элементы пяти видов в количестве 14 шт. на прокладку (рис. 1).

Рис.1. Схема установки уплотнителей в металлическую прокладку

1 – металлическая прокладка; 2 – уплотнитель штанговой полости; 3 – уплотнитель слива масла; 4 – уплотнитель подвода воды; 5 – уплотнитель шпильки; 6 – уплотнитель

Головки цилиндров на двигателях ЯМЗ-236Н,Б,НЕ,БЕ блочные на три цилиндра каждая. Конструктивно выполнена в основном аналогично предыдущей блочной головке, но в зоне уплотнения гильз цилиндров нет кольцевых проточек.

Стык головки цилиндров, блока и гильзы (рис. 2) уплотняется прокладкой из материала типа «сэндвич» с окантовками цилиндровых отверстий и отверстий для прохода охлаждающей жидкости.

В окантовки цилиндровых отверстий вставлены разрезные уплотнительные фторопластовые кольца. Крепление к блоку осуществляется 16-ю шпильками с шайбами и гайками.

Рис.2. Схема расположения деталей двигателя ЯМЗ-236 БЕ в месте уплотнения газового стыка

Снятие и установка головки блока цилиндра двигателей ЯМЗ-236 Головку цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 снимать только для устранения неисправностей деталей цилиндропоршневой группы, прокладки головки цилиндров, клапанов или для замены самой головки.

Снимать головку цилиндров ЯМЗ-236 в следующем порядке:

Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.

Отсоединить от головки все трубопроводы, защитить их внутренние полости от попадания пыли и грязи.

Снять крышку головки цилиндров.

Отвернуть гайки скоб крепления форсунок, снять форсунки, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий.

Отвернуть гайки крепления осей коромысел, снять оси коромысел в сборе с коромыслами и извлечь штанги.

Отвернуть гайки крепления головки цилиндров мотора ЯМЗ-236 БЕ, соблюдая последовательность, обратную затяжке.

Отворачивать гайки крепления индивидуальных головок цилиндров не менее чем за три приема:

I - до 147…118 Нм (15…12 кг/см)

II - до 49…39 Нм (5…4 кг/см)

III - вывернуть гайки.

Снять головку цилиндров с двигателя ЯМЗ-236 БЕ и осмотреть ее состояние. Если необходимо, осторожно снять прокладку головки цилиндров.

Проверить состояние гильз цилиндров и закрыть цилиндровые отверстия, чтобы предохранить их от попадания пыли и грязи.

Установку головки цилиндров ЯМЗ-236 на двигатель автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 производить в обратном порядке. Перед установкой протереть чистой ветошью привалочные плоскости блока цилиндров, бурта гильзы цилиндров и головку цилиндров.

Повторное использование прокладки головки цилиндров допускается с той же головкой двс ЯМЗ-236 только при неизменном положении гильз в блоке цилиндров и при отсутствии следов прорыва газов и разрушения окантовок газового стыка.

Обратить внимание на правильность установки прокладки головки цилиндров на штифты и окантовок прокладок – на бурты гильз цилиндров.

Гайки крепления головок цилиндров ЯМЗ-236НЕ2 затягивать в порядке возрастания номеров, как показано на рис. 60, моментом 240 – 260 Нм (24 – 26 кг/см).

После первой затяжки повторной операцией проверить требуемый крутящий момент на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность. Нельзя затягивать гайки моментом большим, чем указано, так как это неизбежно приведет к разрушению деталей газового стыка.

Притирка клапанов дизельного двигателя ЯМЗ-236

Перед разборкой головок блока цилиндров мотора ЯМЗ-236 очистить их от масла и нагара и пометить порядковые номера клапанов на их тарелках для того, чтобы при сборке установить их на свои места.

Для рассухаривания клапанов ЯМЗ-236 необходимо головку цилиндров без форсунок, коромысел, осей коромысел и шпилек крепления осей коромысел установить привалочной поверхностью на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов.

Рассухаривание клапанов двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 выполнять с помощью приспособления, изображенного на рисунке.

Для этой цели ввернуть упорный болт 1 приспособления в отверстие под шпильку крепления оси коромысла, нажимную тарелку 2 приспособления установить на тарелку пружин соответствующего клапана и, нажимая на рукоятку 3 рычага приспособления, отжать пружины клапана, вынуть сухари и снять все детали клапанного узла.

Таким же путем последовательно рассухарить все остальные клапаны и снять пружины клапанов и сопряженные с ними детали.

Рис.3. Приспособление для снятия и установки клапанов газораспределения двигателя ЯМЗ-236

1 – упорный болт; 2 – нажимная тарелка; 3 – рукоятка

Повернуть головку цилиндров и вынуть клапаны из направляющих втулок. Клапаны и седла двс ЯМЗ-236 тщательно очистить от грязи, нагара и масляных отложений, промыть в керосине или специальном моющем растворе, высушить и осмотреть для определения степени ремонта.

Восстановить герметичность клапана притиркой возможно только при наличии незначительных износов и мелких раковин на рабочей фаске и лишь в том случае; если тарелка и стержень не покороблены и нет местных прогаров на фасках клапана и седла.

При наличии таких дефектов притирке должны предшествовать шлифовка седел и клапанов или замена неисправных деталей новыми. Для притирки клапанов мотора ЯМЗ-236 использовать специальную притирочную пасту, приготовленную путем тщательного перемешивания трех частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния с двумя частями моторного масла и одной частью дизельного топлива.

Перед использованием притирочную смесь тщательно перемешать, так как при отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться.

Установить головку блока цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 на плиту или специальное приспособление привалочной поверхностью кверху.

Нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой притирочной пасты, смазать стержень клапана чистым моторным маслом и установить его в головку цилиндров.

Допускается наносить пасту на фаску седла. Притирку выполнять возвратно-вращательными движениями клапанов при помощи специального приспособления или дрели с присосом.

Нажимая на клапан с усилием 20…30 Н (2…3 кгс), повернуть его на 1/3 оборота в одном направлении, затем, ослабив усилие, на 1/4 оборота в обратном направлении. Нельзя выполнять притирку круговыми движениями.

Периодически поднимая клапан двигателя ЯМЗ-236 и добавляя на фаску пасту, продолжать притирку, как указано выше, до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной «А» не менее 1,5 мм (рис. 4).

Разрывы матового пояска и наличие на нем поперечных рисок не допускается. При правильной притирке матовый поясок «А» на фаске клапана седле должен начинаться у большего основания конуса, как показано на рисунке 4.

Рис.4. Расположение матового пояска на фаске клапана ЯМЗ-236

а – правильное;. в – неправильное; 1–головка цилиндров; 2–седло; 3–клапан

После окончания притирки клапаны и головку цилиндров ЯМЗ-236 тщательно промыть керосином или специальным моющим раствором и высушить. Клапаны, пружины и детали их крепления установить на головку цилиндров и засухарить клапаны, используя приспособление.

Качество притирки проверить на герметичность сопряжений клапан–седло путем заливки керосина или дизельного топлива, заливая его поочередно во впускные и выпускные окна. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать керосин или дизельное топливо в течение одной минуты.

 

avtodisel.ru

Блок цилиндров и головка блока двигателя ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ2

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Блок цилиндров и головка блока двигателя ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ2

___________________________________________________________________________

Блок цилиндров ЯМЗ-236

Блок цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 отлит из серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Блок V - образный с углом развала 90º.

Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов.

Каждое цилиндровое гнездо имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней плитах блока, по которым центрируется гильза цилиндра ЯМЗ-236НЕ2, в верхней плите имеется кольцевая проточка под бурт гильзы.

В развале блока цилиндров ЯМЗ-236 имеется четыре опорные площадки с крепежными отверстиями для установки топливного насоса высокого давления. На переднем торце блока находится гнездо для подшипников привода топливного насоса.

В приливах (бобышках) на стенках блока цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 имеется сложная система масляных каналов, для подвода смазки к подшипникам распределительного и коленчатого валов, а так же к масляному фильтру и жидкостно-масляному теплообменнику.

Стенки водяной рубашки образуют замкнутый силовой пояс вокруг каждого цилиндрового гнезда и вместе с дополнительными ребрами связывают верхнюю и нижнюю плиты цилиндровой части блока, обеспечивая конструкции необходимую жесткость.

В картерных поперечных стенках блока ЯМЗ-236 НЕ2 расположено четыре гнезда с вкладышами под коренные шейки коленчатого вала и четыре расточки с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Крышки коренных опор крепятся к блоку ЯМЗ-236 двумя вертикальными и двумя горизонтальными болтами. Благодаря чему достигается высокая жесткость блока в зоне коленчатого вала.

Обработка гнезд под коленчатый вал производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных опор не взаимозаменяемы.

Гильзы блока цилиндров ЯМЗ-236

Гильзы блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна.

Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров.

Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров:

ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ2 — 1,6−0.065 мм.

ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ — 0,1−0.035 мм.

На двигатели ЯМЗ-236 могут устанавливаться гильзы со следующими конструктивными особенностями:

Гильза 236-1002021-А5

Поверхности гильзы фосфатированные. Фосфатированный слой улучшает притирочные характеристики, увеличивает износостойкость поверхности, снижает вероятность образования натира.

Внешнее отличие фосфатированной гильзы от нефосфатированной ― значительно более темный (от темно серого до черного) цвет наружной поверхности.

Верхний торец бурта гильзы выполнен с выступающей частью к внутренней поверхности гильзы (под асбостальную прокладку газового стыка). В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.

Гильза 236-1002021-А

Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, только отсутствует фосфатированное покрытие.

Гильза 7511.1002021-01

Фосфатированная гильза. Высота бурта по сравнению с предыдущими уменьшена до 9,6 мм. Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка). На верхней посадочной поверхности

Выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца. Канавки под уплотнительные кольца в нижней части гильзы блока ЯМЗ-236 выполнены аналогично предыдущим.

По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:

Маркировка     Наименьший внутренний диаметр, мм

 А                               130,00-130,02

Б                               130,02-130,04

Ж                              130,04-130,06

Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.

Головка блока цилиндра ЯМЗ-236

Головка блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 представляет собой цельную отливку из серого чугуна и крепится к блоку шпильками, ввернутыми в блок. Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны.

Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет водяную рубашку, сообщающуюся с рубашкой блока. Для обеспечения подвода топлива к форсунке в боковой поверхности имеются отверстия под штуцера.

В головке цилиндров ЯМЗ-236 размещены клапаны с пружинами и деталями их крепления, коромысла, оси коромысел и форсунки. Седла клапанов вставные.

Седла впускных клапанов изготовлены из специального чугуна, а седла выпускных – из специального жаропрочного сплава. Седла запрессованы в гнезда с натягом. Седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов окончательно обрабатываются после их запрессовки в головку.

На двигатели ЯМЗ-236 устанавливаются блочные головки цилиндров.

Головки блока цилиндров на двигателях ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ2 блочные на три цилиндра каждая. Привалочная поверхность шлифована и в зоне уплотнения гильз цилиндров выполнены кольцевые проточки.

Стык головки цилиндров, блока и гильзы уплотняется прокладкой состоящей из металлической единой на три цилиндра прокладки, уплотняющей газовый стык, и резиновых уплотнительных элементов, уплотняющих масляные, водяные и штанговые полости. Уплотнительные элементы пяти видов в количестве 14 шт. на прокладку (рис. 1).

Рис.1. Схема установки уплотнителей в металлическую прокладку

1 – металлическая прокладка; 2 – уплотнитель штанговой полости; 3 – уплотнитель слива масла; 4 – уплотнитель подвода воды; 5 – уплотнитель шпильки; 6 – уплотнитель

Головки цилиндров на двигателях ЯМЗ-236Н,Б,НЕ,БЕ блочные на три цилиндра каждая. Конструктивно выполнена в основном аналогично предыдущей блочной головке, но в зоне уплотнения гильз цилиндров нет кольцевых проточек.

Стык головки цилиндров, блока и гильзы (рис. 2) уплотняется прокладкой из материала типа «сэндвич» с окантовками цилиндровых отверстий и отверстий для прохода охлаждающей жидкости.

В окантовки цилиндровых отверстий вставлены разрезные уплотнительные фторопластовые кольца. Крепление к блоку осуществляется 16-ю шпильками с шайбами и гайками.

Рис.2. Схема расположения деталей двигателя ЯМЗ-236 БЕ в месте уплотнения газового стыка

Снятие и установка головки блока цилиндра ЯМЗ-236

Головку цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 снимать только для устранения неисправностей деталей цилиндропоршневой группы, прокладки головки цилиндров, клапанов или для замены самой головки.

Снимать головку цилиндров ЯМЗ-236 в следующем порядке:

Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.

Отсоединить от головки все трубопроводы, защитить их внутренние полости от попадания пыли и грязи.

Снять крышку головки цилиндров.

Отвернуть гайки скоб крепления форсунок, снять форсунки, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий.

Отвернуть гайки крепления осей коромысел, снять оси коромысел в сборе с коромыслами и извлечь штанги.

Отвернуть гайки крепления головки цилиндров ЯМЗ-236 БЕ, соблюдая последовательность, обратную затяжке.

Отворачивать гайки крепления индивидуальных головок цилиндров не менее чем за три приема:

I - до 147…118 Нм (15…12 кг/см)

II - до 49…39 Нм (5…4 кг/см)

III - вывернуть гайки.

Снять головку цилиндров с двигателя ЯМЗ-236 БЕ и осмотреть ее состояние. Если необходимо, осторожно снять прокладку головки цилиндров.

Проверить состояние гильз цилиндров и закрыть цилиндровые отверстия, чтобы предохранить их от попадания пыли и грязи.

Установку головки цилиндров ЯМЗ-236 на двигатель автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 производить в обратном порядке. Перед установкой протереть чистой ветошью привалочные плоскости блока цилиндров, бурта гильзы цилиндров и головку цилиндров.

Повторное использование прокладки головки цилиндров допускается с той же головкой ЯМЗ-236 только при неизменном положении гильз в блоке цилиндров и при отсутствии следов прорыва газов и разрушения окантовок газового стыка.

Обратить внимание на правильность установки прокладки головки цилиндров на штифты и окантовок прокладок – на бурты гильз цилиндров.

Гайки крепления головок цилиндров ЯМЗ-236НЕ2 затягивать в порядке возрастания номеров, как показано на рис. 60, моментом 240 – 260 Нм (24 – 26 кг/см).

После первой затяжки повторной операцией проверить требуемый крутящий момент на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность. Нельзя затягивать гайки моментом большим, чем указано, так как это неизбежно приведет к разрушению деталей газового стыка.

Притирка клапанов ЯМЗ-236

Перед разборкой головок блока цилиндров ЯМЗ-236 очистить их от масла и нагара и пометить порядковые номера клапанов на их тарелках для того, чтобы при сборке установить их на свои места.

Для рассухаривания клапанов ЯМЗ-236 необходимо головку цилиндров без форсунок, коромысел, осей коромысел и шпилек крепления осей коромысел установить привалочной поверхностью на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов.

Рассухаривание клапанов двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 выполнять с помощью приспособления, изображенного на рисунке.

Для этой цели ввернуть упорный болт 1 приспособления в отверстие под шпильку крепления оси коромысла, нажимную тарелку 2 приспособления установить на тарелку пружин соответствующего клапана и, нажимая на рукоятку 3 рычага приспособления, отжать пружины клапана, вынуть сухари и снять все детали клапанного узла.

Таким же путем последовательно рассухарить все остальные клапаны и снять пружины клапанов и сопряженные с ними детали.

Рис.3. Приспособление для снятия и установки клапанов газораспределения двигателя ЯМЗ-236

1 – упорный болт; 2 – нажимная тарелка; 3 – рукоятка

Повернуть головку цилиндров и вынуть клапаны из направляющих втулок. Клапаны и седла ЯМЗ-236 тщательно очистить от грязи, нагара и масляных отложений, промыть в керосине или специальном моющем растворе, высушить и осмотреть для определения степени ремонта.

Восстановить герметичность клапана притиркой возможно только при наличии незначительных износов и мелких раковин на рабочей фаске и лишь в том случае; если тарелка и стержень не покороблены и нет местных прогаров на фасках клапана и седла.

При наличии таких дефектов притирке должны предшествовать шлифовка седел и клапанов или замена неисправных деталей новыми. Для притирки клапанов ЯМЗ-236 использовать специальную притирочную пасту, приготовленную путем тщательного перемешивания трех частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния с двумя частями моторного масла и одной частью дизельного топлива.

Перед использованием притирочную смесь тщательно перемешать, так как при отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться.

Установить головку блока цилиндров ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 на плиту или специальное приспособление привалочной поверхностью кверху.

Нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой притирочной пасты, смазать стержень клапана чистым моторным маслом и установить его в головку цилиндров.

Допускается наносить пасту на фаску седла. Притирку выполнять возвратно-вращательными движениями клапанов при помощи специального приспособления или дрели с присосом.

Нажимая на клапан с усилием 20…30 Н (2…3 кгс), повернуть его на 1/3 оборота в одном направлении, затем, ослабив усилие, на 1/4 оборота в обратном направлении. Нельзя выполнять притирку круговыми движениями.

Периодически поднимая клапан двигателя ЯМЗ-236 и добавляя на фаску пасту, продолжать притирку, как указано выше, до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной «А» не менее 1,5 мм (рис. 4).

Разрывы матового пояска и наличие на нем поперечных рисок не допускается. При правильной притирке матовый поясок «А» на фаске клапана седле должен начинаться у большего основания конуса, как показано на рисунке 4.

Рис.4. Расположение матового пояска на фаске клапана ЯМЗ-236

а – правильное;. в – неправильное; 1–головка цилиндров; 2–седло; 3–клапан

После окончания притирки клапаны и головку цилиндров ЯМЗ-236 тщательно промыть керосином или специальным моющим раствором и высушить. Клапаны, пружины и детали их крепления установить на головку цилиндров и засухарить клапаны, используя приспособление.

Качество притирки проверить на герметичность сопряжений клапан–седло путем заливки керосина или дизельного топлива, заливая его поочередно во впускные и выпускные окна. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать керосин или дизельное топливо в течение одной минуты.

 

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  • Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
  • Рулевое управление Маз-5516, 5440
  • Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440

autotextrans.ru

Ремонт двигателя Часть1 — бортжурнал Маз 64229 Работяга 2002 года на DRIVE2

Всем Здрасте!Скинули мы головки как писал в прошлом БЖ, обьездил я по обьявлениям пару адресов, посмотрел головки, все тоже с таким трещинами, на некоторых совсем маленькие, но они есть! решили везти свои на ремонт в Н.Челны.

Были выходные в Челны ехать бессмысленно, решили мы скинуть и посмотреть поршни, все таки движок грелся, и слава богу что вскрыли…

Скинув поддон увидели такую вот сетку приемной трубы…

почти весь забит, я был в шоке…

Начали снимать поршни и обнаружили на 2 вкладышах такие задиры

не хило

Претенденты уже…на каленвале все нормально, во время сняли, я очень обрадовался что мы решились проверить поршни, долго бы я точно не катался

Скинули поршни

вид снизу

Поршни были в отличном состоянии, чуть чуть только просели кольца…

Снял и ТНВД, повезу тоже в Челны, в нормальную контору сдам, а то после последнего ремонта она вообще не ехала…

раздербанили)))

Я был в шоке от увиденного конечно, но и в тот же момент рад что сняли вовремя, на других вкладышах не было выроботки вообще, они как новые.

Еще был смешной момент как я чуть не купил новую поршневую взамен своей которая была без износа вообще)))) когда скинули головки, а поршневая стояла еще мы почистили нагар на гильзах и отец пальцем провел по гильзам и говорит что есть выработка уже…на следующий день я поехал по делам в Уфу и между делом заезжал в магазины и смотрел поршневую группу, в итоге нашел за 25 вместе с кольцами. Время было к вечеру, я от магазина уехал и был почти в другом конце города когда я решил что надо брать эту группу и погнал в этот магазин, к моему приезду магазин был уже закрыт и я расстроенный поехал домой…доехав домой сам пошел и проверил гильзу, на ней не было выработки вообще, она как новая, просто отец не до конца дочистил нагар и проверил в том месте где нагар остался (был вечер и темно уже)…мне прям хорошо так стало что магазин закрылся до моего приезда))))так бы я купил поршневую за 25 тыс)))которая мне не понадобилась)))

www.drive2.ru

Ремонт двигателя. — бортжурнал Маз 543208 500 Л.С 2003 года на DRIVE2

Пришло время ремонтировать двигатель.Вернее он сам так решил на подъеме в Уфе.Начал стучать под нагрузкой, из сапуна повалил дым и масло погнало изо всех щелей.Встаю на обочину.поднимаю кабину, а там с четвертого цилиндра с коллектора потекло масло.Все ясно, откручиваю топливную трубку четвертого цилиндра с ТНВД и одеваю на на насос шланг и в бак его.Отпускаю кабину, завожу, работает, поехал в Самару на выгрузку.Под нагрузкой стучать перестал и это радовало, давление не изменилось.Доехал до первого магазина и купил 20 литров масла.По тихоньку доехал до Самары, выгрузился и домой на ремонт.К сожалению фотки разборки двигателя пропали, покажу, что есть. И так начал разборку двигателя.Снял поддон, стартер, теплообменник.Открутил коренные бугеля, вкладыши в порядке, коленвал гладкий.Очень меня это по радовало.Купил новые вкладыши, поршневую в сборе и начал ремонт.Вытащил поршни и гильзы, на четвертом цилиндре кольца вплавились в поршень и все это из-за льющей форсунки.Поменял вкладыши, поставил новые гильзы.Резинки под гильзы поставил фтор силиконовые и начал разбираться с шатунами и головками.

Шатуны и втулки

Шатуны и новые втулки пальцев.Втулки покупал Дмитровградские, качественные.

Еще

Изношенные втулки

Втулки уже с выработкой и их нужно менять.Если этого не сделать, то с новой поршневой под нагрузкой будет стук.

Головки с ремонта.

Головки отвес на опресовку и за одно все проверить.Все головки без трещин и это радует.Поменяли направляющие, клапана, маслосъемные колпачки, шлифанули плоскость и нарезали канавки газо стыков.

Готовые головки.

Головки чистые и обезжиренные, осталось покрасить.

Шатуны

Шатуны тоже готовы, с новыми втулками и пальцами.Токарь точил каждую втулку под свой палец и привязал пальцы тряпочками, что-бы я их не перепутал.

Крашенные головки.

Головки загрунтовал и покрасил.

Поршне комплекты

Поршневую поставил оригинал Ярославль.По собирал по всем магазинам 8 комплектов.Такую поршневую теперь не купить, завод не выпускает их уже давно.

Женитьба поршней.

Поженил поршня с шатунами и одел кольца поршневые, можно устанавливать на двигатель.

Головки покрытые лаком.

Головки высохли и я их покрыл лаком.

Установка поршней.

Начал ставить поршня в гильзы.

Устанавливаю

Почти установил поршни.

На месте

Поршни все на месте, можно ставить прокладки.

Поставил прокладки

Поставил прокладки фтор силиконовые.

Прокладки

С другой стороны.

Головки

Накинул головки.

Головки 2

С другой стороны.

Протянул

Протянул головки, поставил толкатели и прикрутил коромысла.

Крышки

Отмыл и обезжирил клапанные крышки.

крышки покрасил

Покрасил крышки, можно ставить.

www.drive2.ru