ГОСТ 9630-80 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3). Гост эл двигатель


ГОСТ. Электродвигатели

ГОСТ 10169-77 Машины трехфазные электрические синхронные. Методы испытаний

ГОСТ 10683-73 Машины электрические. Номинальные частоты вращения

ГОСТ 12049-75 Двигатели постоянного тока для машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 14191-88 Машины электрические вращающиеся малой мощности. Двигатели для звукозаписывающей аппаратуры и электропроигрывающих устройств бытового назначения. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины. Исполнения для различных климатических районов

ГОСТ 16264.0-85 Машины электрические малой мощности. Двигатели. Общие технические условия

ГОСТ 16264.1-85 Двигатели асинхронные. Общие технические условия

ГОСТ 16264.2-85 Двигатели синхронные. Общие технические условия

ГОСТ 16264.3-85 Двигатели коллекторные. Общие технические условия

ГОСТ 16264.4-85 Двигатели постоянного тока бесконтактные. Общие технические условия

 ГОСТ 16264.5-85 Двигатели шаговые. Общие технические условия. Заменен на ГОСТ IEC/TS 60034-20-1-2013

ГОСТ 16372-93 Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума

ГОСТ 17494-87 Машины электрические вращающиеся. Классификация степеней защиты

ГОСТ 18058-80 Двигатели трехфазные асинхронные короткозамкнутые погружные серии ПЭД. Технические условия

ГОСТ 18200-90 Машины электрические вращающиеся мощностью свыше 200 кВт. Двигатели синхронные. Общие технические условия

ГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические требования

ГОСТ 20459-87 Машины электрические вращающиеся. Методы охлаждения

ГОСТ 20839-75 Установочно-присоединительные размеры электродвигателей ВОВ 450-1000мм

ГОСТ 23437-79 Двигатели постоянного тока серии П2 с высотой оси вращения от 355 до 630 мм. Технические условия. Отменён.

ГОСТ 2479-79 Машины электрические вращающиеся. Условные обозначения по способу монтажа

ГОСТ 24875-88 Машины электрические малой мощности. Тахогенераторы. Общие технические условия

ГОСТ 24915-81 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением 6000 В, мощностью от 200 до 1000 кВт. Ряды мощностей и установочных размеров

ГОСТ 26771-85 Микроэлектродвигатели для игрушек. Общие технические условия

ГОСТ 28327-89 Машины электрические вращающиеся. Пусковые характеристики

ГОСТ 28330-89 Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно. Двигатели. Общие технические требования. Утратил силу в РФ

ГОСТ 30195-94 Электродвигатели асинхронные погружные. Общие технические условия

ГОСТ 31605-2012 Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно. Двигатели. Показатели энергоэффективности

ГОСТ 51677-2000 Двигатели. Показатели энергоэффективности

ГОСТ 8865-93 Системы электрической изоляции

ГОСТ 9630-80 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия

ГОСТ Р 51137-98 Электроприводы регулируемые асинхронные для объектов энергетики. Общие технические условия

ГОСТ Р 51677-2000 Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно. Двигатели. Показатели энергоэффективности. Отменён

ГОСТ Р 51689-2000 Общие технические требования к асинхронным электродвигателям

ГОСТ Р 51757-2001 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В для механизмов собственных нужд тепловых электростанций. Общие технические условия

ГОСТ Р 54466-2011 Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные взрывозащищенные мощностью от 0,25 до 400 кВт включительно. Общие технические требования и методы испытаний

 

en-res.ru

ГОСТ 18709-73 Машины электрические вращающиеся средние. Установочно-присоединительные размеры (с Изменениями N 1-6)

ГОСТ 18709-73

Группа Е60

ОКП 33 0000

Дата введения 1974-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности и приборостроения СССРРАЗРАБОТЧИКИ

Л.М.Радюхин (руководитель темы), Михайлов В.Н., Евдокимов В.А.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15.05.73. N 1219

3. Периодичность проверки - 5 лет

4. Стандарт полностью соответствует международным стандартам МЭК 72-71 и ИСО Р775

5. Стандарт полностью унифицирован со стандартами ГДР: TCL 19492 и TCL 200-3027/01, 02

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (апрель 1992 г.) с изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, утвержденными в феврале 1976 г., июле 1979 г., августе 1980 г., сентябре 1982 г., августе 1984 г., феврале 1990 г. (ИУС 3-76, 8-79, 11-80, 1-83, 12-84, 5-90)

1. Настоящий стандарт распространяется на серийно выпускаемые, проектируемые и модернизируемые (в части установочно-присоединительных размеров) электрические машины общего и специального назначения с фланцевым, на лапах и комбинированными креплениями (монтажных исполнений по ГОСТ 2479-79), установочно-присоединительные размеры которых находятся в пределах:

а) по диаметрам окружности расположения центров отверстий на крепительном фланце:от 215 до 1080 мм для фланцевого крепления с гладкими отверстиями,от 115 до 740 мм для комбинированного крепления с гладкими отверстиями и от 65 до 165 мм для комбинированного крепления с резьбовыми отверстиями;

б) по высотам оси вращения по ГОСТ 13267-73:от 80 до 400 мм для крепления на лапах,от 56 до 400 мм для комбинированного крепления;

в) по диаметрам выступающего конца вала от 7 до 140 мм.Стандарт не распространяется на электродвигатели для подвижного состава железных дорог, автомобильного, воздушного транспорта, встраиваемые, а также для угольных комбайнов, стругов и горных электрических сверл.По требованию заказчика, в случаях очевидной технической полезности или (и) экономической целесообразности, допускается применение специальных видов крепления и установочно-присоединительных размеров, отличающихся от установленных в настоящем стандарте.Элементы конструкций, размеры мест крепления, установки и присоединения электрических машин с размерами меньшими указанных - по нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.(Измененная редакция, Изм. N 6).

2. Размеры мест крепления должны соответствовать указанным на черт.1-7 и табл.1-5.Буквенные обозначения, принятые на чертежах и в таблицах, - по ГОСТ 4541-70.(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 4, 5).

3. ФЛАНЦЕВОЕ КРЕПЛЕНИЕ

Черт.1

Таблица 1

Размеры в мм

Номин.

Количество

215

180

250

15

4

4

0

265

230

300

300

250

350

19, 24

5

350

300

400

400

350

450

8

500

450

550

600

550

660

24

6

740

680

800

940

880

1000

28

1080

1000

1150

3.1. Внешний контур крепительных фланцев может быть не круговым, вписанным в окружность . Размер может отличатьоя от указанного в табл.1 только в сторону уменьшения.(Введен дополнительно, Изм. N 6).

4. КРЕПЛЕНИЕ НА ЛАПАХ

Черт.2

Черт.3

________________* Размер для справок.

Таблица 2

мм

80

125

100

50

10

90

140

100

56

125

100

160

112

63

12

140

112

190

114

70

140

159

132

216

140

89

178

203

160

254

178

108

15

210

254

180

279

203

121

241

279

200

318

228

133

19

267

305

225

356

286

149

311

356

250

406

311

168

24

349

406

280

457

368

190

419

457

315

508

406

216

28

457

508

355

610

500

254

560

630

630

560

224

710

800

900

400

600

450

200

35

686

560

280

630

710

800

900

710

800

224

900

1000

1120

1250

4.1. Изготовление электрических машин на лапах с двумя отверстиями допускается в том случае, когда длина машины меньше ее диаметра.

4.2. Размеры мест крепления электрических машин на лапах сбоку станины и с высотой оси вращения =0 должны соответствовать табл.2, за исключением размера , который выбирается из ряда: 125; 140; 160; 190; 216; 254; 279; 318; 356; 406; 457; 508; 610; 686; 710; 800; 900; 1000 мм.(Измененная редакция, Изм.N 1).

5. КОМБИНИРОВАННОЕ КРЕПЛЕНИЕ

Черт.4

Таблица 3

Размеры, мм

Фланец с гладкими отверстиями

Ном.

Кол-во

56

90

71

36

5,8

0

115

95

140

3

10

4

45°

-

63

100

80

40

7

130

110

160

3,5

71

112

90

45

165

130

200

12

80

125

100

50

10

90

140

100

56

215

180

250

4

15

125

100

160

112

63

12

140

112

190

114

70

12

0

265

230

300

4

15

4

45°

-

140

159

132

216

140

89

300

250

350

5

19

178

-

203

160

254

178

108

15

210

254

180

279

203

121

350

300

400

241

279

200

318

228

133

19

400

350

450

8

-

22°30'

267

305

225

356

286

149

450

400

500

311

356

250

406

311

168

24

349

406

280

457

368

190

600

550

660

6

24

419

457

315

508

406

216

28

457

508

docs.cntd.ru

ГОСТ 16264.2-85 Двигатели синхронные. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2), ГОСТ от 28 января 1985 года №16264.2-85

ГОСТ 16264.2-85

Группа Е61

ОКП 33 1000

Срок действия с 01.01.86 до 01.01.96*______________________________* Ограничение срока действия снятопо протоколу N 5-94 Межгосударственного Советапо стандартизации, метрологии и сертификации(ИУС N 11-12, 1994 год). - Примечание "КОДЕКС".

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССРРАЗРАБОТЧИКИ

А.Ю.Станюлис, А.А.Дежурный, П.Й.Катилюс, А.А.Шивицкас

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.01.85 N 168

3. ВЗАМЕН ГОСТ 16264-78 и ГОСТ 20360-74 в части синхронных двигателей

4. Срок проверки 1990 год; периодичность проверки 5 лет

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

6. Проверен в 1990 году. Срок действия продлен до 01.01.96 Постановлением Госстандарта СССР от 26.06.90 N 1862

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1991 года) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в феврале 1989 года, июне 1990 года (ИУС 5-89, 10-90)Настоящий стандарт распространяется на синхронные двигатели мощностью до 1000 Вт.Стандарт не распространяется на взрывозащищенные двигатели.Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 16264.0 и настоящего стандарта.Все требования настоящего стандарта, кроме п.2.2, являются обязательными.(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Двигатели должны изготовляться на номинальные напряжения:12, 24, (27), (36), 40, (42), 60, 110, (127), 220, 380 В - однофазные;(36), 40, (42), (127), 220, 220/380 В - трехфазные.Двигатели, предназначенные для экспорта, кроме того, должны изготовляться на следующие номинальные напряжения, В:6, 36, 240 - для частоты питания 50 Гц;

115 - для частоты питания 60 Гц.Напряжения, указанные в скобках, допускается применять с учетом допущений по ГОСТ 21128.(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Двигатели должны изготовляться на номинальные частоты вращения:250, 300, 375, 500, 600, 750, 1000, 1500, 3000 мин - для частоты питания 50 Гц; 300, 360, 450, 600, 720, 900, 1200, 1800, 3600 мин - для частоты питания 60 Гц; 1500, 3000, 4000, 6000, 8000, 12000, 24000 мин - для частоты питания 400 Гц. Номинальные частоты вращения редукторных двигателей и двигателей с электромагнитной редукцией частоты вращения должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Тихоходные синхронные двигатели с частотой вращения до 600 мин должны иметь номинальный вращающий момент нагрузки, выбираемый из ряда: 0,0001; 0,00016; 0,00025; 0,0004; 0,0006; 0,001; 0,0016; 0,0025; 0,004; 0,006; 0,01; 0,016; 0,025; 0,04; 0,06; 0,1; 0,16; 0,25; 0,4; 0,6; 1,0; 1,6; 2,5; 4,0; 6,0; 10,0 Н·м.

2.2. Отношение входного момента и синхронизм к номинальному - 1,2, отношение максимального вращающего момента к номинальному - 1,3 при номинальном напряжении питания. Для редукторных двигателей и двигателей с электромагнитной редукцией частоты вращения эти характеристики указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.3. Ток главной обмотки при работе на двух обмотках и ток короткого замыкания главной обмотки двигателей, запуск которых осуществляют пусковым устройством электромагнитного типа, устанавливают в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.4. Двигатели должны выдерживать без повреждений режим короткого замыкания при номинальном напряжении питания в течение 5 с, двигатели с пусковым конденсатором и пусковым сопротивлением - в течение 3 с.

2.5. Допустимые отклонения отношения входного момента в синхронизм к номинальному: минус 20% - для двигателей мощностью до 10 Вт; минус 15% " " " св. 10 Вт.

2.6. Допускаемые отклонения отношения максимального вращающего момента к номинальному - минус 10%.

2.7. Допустимый момент инерции нагрузки, кроме гистерезисных двигателей, указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей. (Введен дополнительно, Изм. N 1).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Требования безопасности - по ГОСТ 16264.0.

4. КОМПЛЕКТНОСТЬ

4.1. Двигатели, предназначенные для комплектации серийной продукции, резисторами, конденсаторами и пусковыми устройствами не комплектуют.

4.2. Двигатели, работающие с конденсаторами (рабочими или пусковыми), предназначенные торговым и ремонтным организациям или для экспорта, должны комплектовать конденсаторами.Двигатели с пусковыми элементами (пусковой обмоткой сопротивления или с пусковой емкостью) должны комплектовать пусковым устройством типа реле.По согласованию с потребителем (заказчиком) допускается двигатели конденсаторами и пусковыми устройствами не комплектовать.

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1. Приемо-сдаточные испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл.1.

Таблица 1

Пункты

Вид испытаний и проверок

требований

методов испытаний

ГОСТ 16264.0

ГОСТ 16264.2

ГОСТ 16264.0

ГОСТ 16264.2

1. Проверка внешнего вида

2.2.1, 2.2.4

-

6.3

-

2. Проверка установочных и присоединительных размеров и биения вала

1.6, 2.1.1, 2.4.4

-

6.4

-

3. Проверка направления вращения вала и маркировки выводов и обмоток

2.2.5

-

6.4

-

4. Измерение сопротивления изоляции между токоведущими частями и корпусом

3.2

-

6.1

-

5. Измерение сопротивления постоянному току в практически холодном состоянии

2.1.1

-

6.1

-

6. Проверка электрической прочности изоляции между токоведущими частями обмоток и корпусом

3.3

-

6.1, 6.5

-

7. Проверка тока и потерь холостого хода

2.4.9

-

-

6.2

8. Проверка тока и потерь короткого замыкания

2.4.9

-

-

6.26.3

9. Проверка уровня звука

2.4.6

-

6.11

-

Примечания:

1. Испытание по пп.2, 4, 5, 8 и 9 допускается проводить выборочно на не менее 1% двигателей суточного выпуска. При суточном выпуске на одном предприятии более 1000 двигателей одного типа, а также для двигателей мощностью до 10 Вт объем выборки для испытаний по п.9 устанавливают в стандартах или технических условиях не конкретные типы двигателей, но не менее 10 двигателей. Испытания по пп.4 и 5 допускается проводить на сборочных единицах. По согласованию с потребителем испытания по п.9 допускается не проводить.

2. Испытание по п.7 допускается заменять измерением тока и потребляемой мощности при номинальном моменте нагрузки.

3. Если двигатели изготавливают на одном предприятии с изделием, в котором они применяются, то испытания по пп.3, 5, 6, 9 допускается проводить совместно с изделием.

4. Испытание по п.3 допускается совместить с испытанием по п.7. Для двигателей с механическим редуктором с частотой вращения выходного конца вала менее 2 мин испытание по п.3 допускается проводить выборочно, но не менее чем 1% суточного выпуска двигателей.

5. Испытание по п.8 для тихоходных двигателей не проводят.

5.2. Периодические испытания должны проводиться по программе, указанной в табл.2

Таблица 2

Пункты

Вид испытаний и проверок

требований

методов испытаний

ГОСТ 16264.0

ГОСТ 16264.2

ГОСТ 16264.0

ГОСТ 16264.2

1. Проверка габаритных, установочных и присоединительных размеров

1.6, 2.1.1

-

6.4

-

2. Испытание в режиме короткого замыкания

-

2.4

-

6.3

3. Определение начального пускового момента и начального пускового тока

2.4.2, 2.4.4

-

6.8

-

4. Испытание на нагревание

2.4.5

-

6.9

-

5. Определение потребляемой мощности, потребляемого тока, к.п.д., коэффициента мощности при номинальной мощности на валу

1.3-1.5, 2.4.3

1.2

6.10

-

6. Определение момента входа в синхронизм и максимального вращающего момента

-

2.2

-

6.4

7. Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после испытания на нагревание

3.2-3.4

-

6.1, 6.5, 6.13

-

8. Проверка работоспособности двигателей при предельных отклонениях напряжения и частоты питания от номинальных значений

2.4.14

2.1

6.7

6.4

9. Измерение уровня звука

2.4.6

-

6.11

-

10. Измерение среднего квадратического значения виброскорости

2.4.7

-

6.12

-

11. Испытания на механические воздействия

2.3.5

-

6.14

6.7, 6.8

12. Испытания на климатические воздействия

2.3

-

6.15

6.7, 6.8

13. Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после воздействия влаги

3.2-3.4

-

6.1, 6.5, 6.13, 6.15.4

-

14. Измерение тока короткого замыкания главной обмотки и тока главной обмотки при включенной пусковой обмотке

-

2.3

-

6.6

15. Измерение массы

2.4.10

-

6.17

-

16. Проверка степени защиты

2.2.3

-

6.18

-

17. Испытания на надежность

2.5

-

6.16

-

Примечания:

1. Для двигателей, встраиваемых в изделия с двойной изоляцией, испытание по п.7 допускается не проводить.

2. Испытание по п.14 проводят только для двигателей с пусковой обмоткой или пусковой емкостью.

3. Программа испытаний двигателей на механические и климатические воздействия - по ГОСТ 16962.

4. Испытания по п.3 тихоходных двигателей проводят по методике, указанной в технических условиях на конкретный тип двигателя.

5. Для тихоходных двигателей определение к.п.д. и коэффициента мощности, а также испытания по п.2 не проводят, если эти испытания не оговорены в технических условиях на конкретный тип двигателя.

5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

6.1. Электрическую прочность изоляции в практически холодном состоянии при серийном производстве допускается проверять в течение (1±0,2) с напряжением, повышенным на 20% от указанного в табл.5 ГОСТ 16264.0 в графе "до испытания на влагостойкость" или в течение (5±0,2) с напряжением, указанным в ГОСТ 16264.0 в графе "до испытаний на влагостойкость".(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

6.2. Ток и потери холостого хода и короткого замыкания измеряют в практически холодном состоянии двигателя.

6.3. Двигатели в режиме короткого замыкания испытывают при практически установившейся рабочей температуре обмоток. Двигатели с кратковременным режимом работы испытывают в конце рабочего цикла.Двигатели при номинальном напряжении выдерживают при заторможенном роторе в течение 5 с. При этом перегрев главных обмоток двигателя не должен превышать значений, допускаемых по ГОСТ 183, более чем на 10 °С. Двигатели с отключаемыми пусковыми элементами (обмоткой повышенного сопротивления или пусковым конденсатором) проверяют с выключенными элементами.

6.4. Входной момент в синхронизм и максимальный вращающий момент определяют при номинальных значениях, а также при наименьших значениях напряжения питания.Двигатель устанавливают на нагрузочный стенд, подключают к источнику питания и после запуска плавно нагружают. В момент времени, когда частота вращения двигателя станет меньше синхронной, фиксируют нагрузочный момент, который считают максимальным вращающим моментом.Затем без отключения двигателя от источника питания уменьшают нагрузочный момент до тех пор, пока частота вращения вала двигателя станет равной синхронной. При этом фиксируют нагрузочный момент, который принимают за входной момент в синхронизм испытуемого двигателя.Для тихоходных двигателей создают момент нагрузки типа "сухое трение".Допускаемый момент инерции деталей, укрепленных на выступающем конце вала двигателя, должен быть установлен в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.5. Ток короткого замыкания главной обмотки двигателей с пусковыми элементами измеряют при отключенной вспомогательной обмотке и пусковом конденсаторе, напряжении 0,9 (0,85 по требованию потребителя), заторможенном роторе и абсолютной температуре нагрева обмоток статора для принятого класса изоляции. Время замера не должно превышать 5 с.

6.6. Измерение тока главной обмотки двигателей с пусковыми элементами проводят в практически холодном состоянии обмоток при работе двигателя с подключенной к сети вспомогательной обмоткой и пусковым конденсатором, напряжении 1,1 и номинальном нагрузочном моменте. Ток в главной обмотке замеряют не позднее 4 с с момента подключения вспомогательной обмотки или пускового конденсатора к сети.

6.7. До и после испытаний двигателей на ударную прочность, вибропрочность, вибростойкость и холодостойкость при эксплуатации проверяют начальный пусковой момент и ток холостого хода. В процессе испытаний на вибростойкость двигатели работают в режиме холостого хода.

6.8. До и после испытаний двигателей на ударную прочность и холодостойкость при транспортировании и испытании прочности тары и упаковки на удар при свободном падении контролируют ток холостого хода.

7. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

7.1. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение двигателей - по ГОСТ 16264.0.

8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

8.1. Указания по эксплуатации - по ГОСТ 16264.0.

9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

9.1. Гарантии изготовителя - по ГОСТ 16264.0.

Текст документа сверен по:официальное изданиеМашины электрические малой мощности.Двигатели. Общие технические условия.ГОСТ 16264.0-85 - ГОСТ 16264.5-85: Сб. ГОСТов. -М.: Издательство стандартов, 1992

docs.cntd.ru

ГОСТ 12139-84 (СТ СЭВ 4434-83) Машины электрические вращающиеся. Ряды номинальных мощностей, напряжений и частот, ГОСТ от 29 октября 1984 года №12139-84

ГОСТ 12139-84(СТ СЭВ 4434-83)

Группа Е60

OКП 01 1000

Дата введения 1986-01-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 октября 1984 г. N 3735 ВЗАМЕН ГОСТ 12139-74Настоящий стандарт распространяется на вращающиеся электрические машины с номинальными мощностями до 10000 кВт, напряжением до 10500 В и частотой до 18000 Гц.Стандарт в части номинальных мощностей не распространяется на генераторы для летательных аппаратов, в части номинальных напряжений и частот - на машины, предназначенные для применения в бортовых системах средств наземного и воздушного транспорта и специального назначения.Стандарт полностью соответствует требованиям СТ СЭВ 4434-83, Публикациям МЭК 72 (1971 г.), 72А (1970 г.) в части рядов номинальных мощностей. В стандарте учтены требования Публикаций МЭК 38 (1975 г.) и 196 (1965 г.).

1. НОМИНАЛЬНЫЕ МОЩНОСТИ

1.1. Номинальные мощности электрических машин должны соответствовать значениям, указанным в табл.1 в соответствии с ГОСТ 8032-56.Для модификаций электрических машин допускается применение мощностей, выбранных из ряда R20 или R40.

1.2. Номинальные мощности синхронных двигателей, начиная с 1 кВт, указывают при коэффициенте мощности 0,9 (при опережающем токе).

1.3. Для генераторов электроагрегатов и электростанций устанавливают дополнительный ряд мощностей: 0,5; 1,0; 2,0; 8,0; 16,0; 60,0; 100,0 кВт.

1.4. Номинальные мощности электрических машин должны соответствовать их работе при номинальных значениях напряжения, частоты переменного тока, коэффициента мощности, а также условий и режимов работы, установленных в стандартах или отраслевой нормативно-технической документации.

1.5. Для рольганговых, краново-металлургических и тяговых двигателей, двигателей погруженных насосов и электробуров, а также для электрических машин, характеризуемых не мощностью, а током или входным и выходным сопротивлениями, приведенный в стандарте ряд является рекомендуемым.

1.6. По согласованию с потребителем номинальные выходные мощности электромашинных усилителей и однокорпусных преобразователей могут отличаться от значений, приведенных в табл.1.

Таблица 1

Вт

кВт

0,010

0,10

1,0

10

-

(10)

(100)

1000

10000

-

-

-

-

-

1,1

11

110

(1120)

-

-

-

-

-

0,12

-

-

(125)

1250

-

-

-

-

-

-

-

(13)

132

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

(1400)

-

-

-

-

-

-

1,5

15

150

-

-

-

0,16

1,6

16

-

-

(17)

160

1600

-

-

-

-

-

0,18

(1,8)

18,5

185

(1800)

-

-

-

-

-

-

-

(20)

200

2000

-

-

-

-

-

2,2

22

220

(2250)

-

0,025

0,25

2,5

25

0,25

-

(25)

250

2500

-

-

-

-

-

-

-

-

280

(2800)

-

-

-

-

-

-

3,0

30

300

-

-

-

-

-

-

-

-

-

315

3150

-

-

-

-

-

-

-

(33)

335

-

-

-

-

-

-

-

-

-

355

3550

-

-

-

-

-

0,37

3,7

37

375

-

-

-

0,4

4,0

40

-

4,0

(40)

400

4000

-

-

-

-

-

-

-

-

425

-

-

-

-

-

-

-

-

45

450

(4500)

-

-

-

-

-

-

-

-

475

-

-

-

-

-

-

-

-

(50)

500

5000

-

-

-

-

-

-

-

-

530

-

-

-

-

-

-

0,55

5,5

55

560

(5600)

-

0,060

0,60

6,0

60

-

-

-

600

-

-

-

-

-

-

-

6,3

63

630

6300

-

-

-

-

-

-

-

-

670

-

-

-

-

-

-

-

-

-

710

(7100)

-

-

-

-

-

0,75

7,5

75

750

-

-

-

-

-

-

-

-

(80)

800

8000

-

-

-

-

-

-

-

-

850

-

-

-

-

-

90

-

(9)

90

900

(9000)

-

-

-

950

-

-

Примечание. Значения, указанные в скобках, применять по согласованию между изготовителем и потребителем.

1.7. Допускается вместо мощности двигателей указывать момент на валу в Н·м, при этом численное значение номинального момента должно соответствовать указанному в табл.1.

2. НОМИНАЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

2.1. Номинальные напряжения электрических машин должны соответствовать значениям, указанным в табл.2.

Таблица 2

В

Генератор постоянноготока

Двигатель постоянноготока

Генератор переменноготока

Двигатель переменноготока

-

1,0

-

-

-

1,5

-

-

-

2,0

-

-

-

3,0

-

-

-

4,0

-

-

6,0

6,0

6,0

6,0

9,0

9,0

-

-

12,0

12,0

12,0

12,0

24,0

24,0

24,0

24,0

28,5

27,0

(28,5)

(27,0)

36,0

36,0

(36,0)

(36,0)

(42,0)

(42,0) (40,0)

42,0

42,0 (40,0)

48,0

48,0

-

-

62,0

60,0

62,0

60,0

115

110

115

110

230

220

230

220 (127/220)

375

340

-

-

-

-

230/400

220/380

-

-

240/415

230/400

-

-

400

380

460

440

400/690

380/660

-

-

(525)

(500)

630

600

-

-

690

660

690

660

-

-

1050

1000

-

-

1200

1140

3300

3000

3150

3000

-

-

6300

6000

-

-

10500

10000

Примечание. Значения, указанные в скобках, применять по согласованию между изготовителем и потребителем.

2.2. Кроме указанных в таблице значений, двигатели переменного тока могут изготавливаться на напряжения 115 и 220/440 В.

3. НОМИНАЛЬНЫЕ ЧАСТОТЫ

3.1. Номинальные частоты электрических машин должны соответствовать значениям 50, 400, 1000, 2000, 4000,10000, 18000 Гц.Дополнительно допускается применение следующих частот: 60, 100, 150, 200, 250, 300, 500, 600, 800, 1200, 1600, 2400, 8000 Гц.

3.2. Допускаемые отклонения номинальных частот - по ГОСТ 6697-83.

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). НОМИНАЛЬНЫЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕСправочное

Номинальные частоты вращения должны соответствовать приведенным в ГОСТ 10683-73.Дополнительно допускается применение следующих частот вращения:для синхронных генераторов - номинальные частоты вращения 1800 и 3600 об/мин;для синхронных двигателей - номинальные частоты вращения 900, 1200, 1800, 3600, 4800, 18000, 36000, 48000, 72000, 96000, 144000, и 300000 об/мин;для асинхронных двигателей - синхронные частоты вращения 214,3, 900, 1200, 1800, 3600 и 4800 об/мин.Текст документа сверен по:официальное изданиеМ.: Издательство стандартов, 1985

docs.cntd.ru

ГОСТ 9630-80 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3), ГОСТ от 20 марта 1980 года №9630-80

ГОСТ 9630-80

Группа Е61

ДВИГАТЕЛИ ТРЕХФАЗНЫЕ АСИНХРОННЫЕ НАПРЯЖЕНИЕМ СВЫШЕ 1000 В

Общие технические условия

3-phase asynchronous motors of voltage over 1000 V.General specifications

ОКП 33 3351, 33 3451, 33 3461, 33 8111, 33 8112, 33 8113, 33 8115* _______________* Измененная редакция, Изм. N 2.

Дата введения 1982-01-01

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 марта 1980 г. N 1255

2. ВЗАМЕН ГОСТ 7830-68, ГОСТ 9630-70

3. ПРОВЕРЕН в 1985 г. Постановлением Госстандарта от 20.12.85 N 4296 срок действия продлен до 01.01.92*_____________* Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта СССР от 27.06.91 N 1048. (ИУС N 10, 1991 г.). - Примечание изготовителя базы данных.

4. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1985 г. (ИУС 4-86).ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное постановлением Госстандарта СССР от 28.05.87 N 1742, введенное в действие с 01.01.88 и опубликованное в ИУС N 9, 1987 г.Изменение N 2 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 1987 г.ВНЕСЕНО Изменение N 3, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 12 от 21.11.97). Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 28.12.99 N 724-ст введено на территории РФ с 01.07.2000 г. (ИУС N 3 2000 г.). Опубликовано в ИУС N 3, 2000 г.Изменение N 3 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2000 г.Настоящий стандарт распространяется на трехфазные асинхронные двигатели напряжением свыше 1000 В с короткозамкнутым и фазным роторами, предназначенные для работы от сети переменного тока частотой 50 и 60 Гц, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом.Стандарт не распространяется на специальные двигатели, например, взрывозащищенные, погружные, шахтно-подъемных машин.Стандарт пригоден для целей сертификации.(Измененная редакция, Изм. N 3).

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Двигатели, предназначенные для работы от сети 50 Гц, должны изготовляться на номинальные мощности по ГОСТ 12139-84, номинальные синхронные частоты вращения по ГОСТ 10683-73 и номинальные напряжения 6000 и 10000 В.По согласованию между изготовителем и потребителем допускается изготовление двигателей на номинальное напряжение 3000 В на базе двигателей напряжением 6000 В.Номинальные мощности, номинальные синхронные частоты вращения и номинальные напряжения двигателей, предназначенных для экспорта, следует устанавливать в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.2. Наименьшее значение номинальной мощности двигателей при номинальном напряжении в зависимости от частоты вращения, должно соответствовать указанному в табл. 1.

Таблица 1

Номинальное напряжение, В

Номинальная мощность, кВт, при синхронной частоте вращения, об/мин

3000

1500

1000

750

600

500

375

300

250

600*

200

200

160

200

200

200

315

315

315

1000

400

315

250

200

400

400

500

500

500

_______________* Вероятно, ошибка оригинала Изменения N 3. Следует читать "6000". - Примечание изготовителя базы данных. (Измененная редакция, Изм. N 3). Наименьшее значение номинальной мощности двухскоростных двигателей устанавливается в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.3. Типы, энергетические показатели (к.п.д. и коэффициент мощности) и массу двигателей следует устанавливать в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.4. Номинальные значения кратности начального пускового, минимального и максимального моментов двигателей в зависимости от их назначения должны быть не менее значений, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Назначение двигателей

Двигатели для привода насосов, турбокомпрессоров, а также двигатели, предназначенные для установки в агрегатах и т.п.

0,6

0,4

1,76*

Двигатели для привода механизмов с большими моментами сопротивления при пуске (мельницы, дробилки и т. п.)

1,2

1,0

2,0

_________________* Допуск - по ГОСТ 183-74.Значения кратности начального пускового, минимального и максимального моментов двухскоростных двигателей устанавливаются в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.5. Номинальное значение кратности начального пускового тока в зависимости от частоты вращения для двигателей с короткозамкнутым ротором должно быть не более значений, указанных в табл. 3.

Таблица 3

Частота вращения (синхронная), об/мин

3000

1500

1000

750

600

500

375

Кратность начального пускового тока

7,0

7,0

6,5

6,0

6,0

5,5

5,0

Для двигателей напряжением 10000 В закрытого обдуваемого исполнения и двигателей напряжением 6000 и 10000 В для тяжелых условий пуска, а также для двухскоростных двигателей по согласованию между потребителем и изготовителем допускается значение кратности начального пускового тока более указанных в табл. 3.

1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.6. Установочные и присоединительные размеры двигателей должны соответствовать:ГОСТ 24915-81 - для двигателей унифицированной серии мощностью до 1000 кВт, напряжением 6000 В;ГОСТ 18709-73 и ГОСТ 20839-75 - для двигателей с высотой оси вращения до 1000 мм с горизонтальным расположением вала;техническим условиям на двигатели конкретных типов - для остальных двигателей.Допуски на установочные и присоединительные размеры - по ГОСТ 8592-79, а для исполнений, не предусмотренных стандартом, - по техническим условиям на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.7. Двигатели должны изготовляться с цилиндрическим рабочим концом вала. Размеры конца вала - по ГОСТ 12080-66.По согласованию между изготовителем и потребителем двигатели могут изготовляться с одним фланцевым или двумя цилиндрическими рабочими концами вала.Размеры фланцевого конца вала следует устанавливать в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Двигатели должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 183-74, технических условий на двигатели конкретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.2. Двигатели должны изготовляться в климатическом исполнении У, УХЛ, О или Т, категории размещения 1, 2, 3, 4 или 5 по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.Климатическое исполнение и категорию размещения, а также группу условий эксплуатации по ГОСТ 17516.1-90 следует устанавливать в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.3. Степень защиты двигателей и выводных устройств - по ГОСТ 17494-87.Степень защиты выводного устройства должна быть не ниже IP54.По согласованию с заказчиком в технических условиях на двигатели конкретных типов может быть установлена иная степень защиты выводного устройства.Двигатели и их выводные устройства, предназначенные для установки в помещениях с повышенной запыленностью окружающего воздуха, требующих периодической гидроуборки, должны изготавливаться со степенью защиты не ниже IP55.(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.4. Форма исполнения двигателей по способу монтажа - по ГОСТ 2479-79.

2.5. Номинальный режим работы двигателей - продолжительный S1 по ГОСТ 183-74; двигателей для привода конвейеров - режим S3, S4, S5 или S8 по ГОСТ 183-74. При этом среднеквадратичное значение мощности не должно превышать значения номинальной мощности двигателя.

2.6. Двигатели должны допускать пуск непосредственно от сети.Допустимое число пусков в год и за срок службы, допустимое снижение напряжения сети при пуске, число последовательных пусков из холодного и горячего состояния, возможность пуска двигателей под нагрузкой, продолжительность интервалов между пусками, предельно допустимые моменты инерции приводимого механизма должны устанавливаться в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

2.7. Направление вращения вала двигателей следует устанавливать в технических условиях на двигатели конкретных типов.Измененная редакция, Изм. N 3).

2.8. Двигатели должны изготовляться с шестью выводными концами обмотки статора, заканчивающимися зажимами и закрепленными в выводном устройстве. По заказу потребителя обмотка статора может быть выполнена с тремя выводными концами. Число выводных концов обмотки статора двухскоростных двигателей устанавливается в технических условиях на двигатели конкретных типов.Двигатели с фазным ротором должны изготовляться с тремя выводными концами обмотки ротора.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.9. Выводные концы обмотки статора двигателей должны располагаться в коробках выводов. Допускается расположение выводных концов обмотки статора на колодках или высоковольтных изоляторах, расположенных внутри корпуса.Расстояния в свету между неизолированными токоведущими частями выводного устройства должны быть не менее 100 мм для напряжения до 6 кВ и 130 мм - для напряжения 10 кВ; расстояния от токоведущих частей до корпуса выводного устройства должны быть не менее 90 мм для напряжения до 6 кВ и 120 мм - для напряжения 10 кВ.Конструкцией выводного устройства двигателей должна быть предусмотрена возможность присоединения как медных, так и алюминиевых кабелей с размещением в них концевых кабельных муфт и располагаться с правой стороны двигателя, если смотреть со стороны приводимого механизма. По заказу потребителя допускается изготовление двигателей с другим расположением выводного устройства.Конструкцией выводного устройства должно быть обеспечено многократное присоединение и отсоединение питающего кабеля без повреждения изоляции кабеля, связанного с его отгибанием.Элементы конструкции выводного устройства при токе короткого замыкания 40 кА длительностью 0,5 с и ударном токе 128 кА не должны разрушаться до степени, угрожающей безопасности обслуживающего персонала.По согласованию с заказчиком в технических условиях на двигатели конкретных типов механизмов могут быть установлены иные значения токов короткого замыкания и длительности их воздействия в зависимости от параметров питающей сети. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.10. Двигатели должны изготовляться с подшипниками качения или скольжения.Смазка подшипников качения - консистентная, подшипников скольжения - жидкостная кольцевая, комбинированная или принудительная под давлением. Для двигателей вертикального исполнения допускается для подшипников качения применение жидкостной смазки.Конструкцией подшипникового узла с подшипником качения должна быть предусмотрена возможность пополнения и замены смазки на ходу без остановки двигателя.Должны быть приняты меры по предотвращению вредного действия подшипниковых токов. Значение сопротивления изоляции подшипников устанавливают в технических условиях на двигатели конкретных типов.По заказу потребителя двигатели мощностью 630 кВт и выше, подверженные вибрации со стороны приводимого механизма, должны оснащаться датчиками вибрации подшипников. Тип датчика указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция. Изм. N 3).

2.11. Охлаждение двигателей - воздушное с самовентиляцией или принудительной вентиляцией при разомкнутой или замкнутой системе охлаждения.Двигатели с замкнутой системой охлаждения должны изготовляться с водяными охладителями или охладителями типа воздух-воздух.

Обозначение способов охлаждения - по ГОСТ 20459-87.(Измененная редакция. Изм. N 3).

2.12. Изоляция обмоток двигателей должна быть выполнена на основе термореактивных электроизоляционных материалов класса нагревостойкости не ниже В по ГОСТ 8865-93.Тип изоляции должен указываться в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.13. Сопротивление изоляции обмоток статора двигателя относительно корпуса и между обмотками при рабочей температуре должно быть не менее 1 МОм на 1 кВ номинального напряжения обмоток двигателя. Сопротивление изоляции обмоток и контактных колец фазного ротора относительно сердечника при рабочей температуре должно быть не менее 1 МОм.

2.14. Двигатели с диаметром сердечника статора более 1 м и двигатели мощностью свыше 1000 кВт должны иметь для контроля теплового состояния обмотки и сердечника статора не менее шести встроенных термопреобразователей сопротивления по техническим условиям на термопреобразователи конкретных типов.Количество встроенных термопреобразователей сопротивления, места их установки, а также необходимость и способы теплоконтроля других двигателей должны устанавливаться в технических условиях на двигатели конкретных типов.

2.15. В двигателях, имеющих подшипники скольжения, должен быть предусмотрен контроль температуры подшипников. Необходимость теплоконтроля подшипников качения устанавливается в технических условиях на двигатели конкретных типов.

2.16. В двигателях с замкнутой системой охлаждения с ребристой станиной, а также с встроенными воздушными воздухоохладителями должен быть обязательно предусмотрен контроль температуры охлаждающего воздуха на выходе из воздухоохладителей при отсутствии контроля температуры статора, при наличии такого контроля - по согласованию с заказчиком, а также контроль температуры охлаждающей воды на входе в воздухоохладители.Температура охлаждающей воды на входе в воздухоохладители должна быть не менее плюс 1 °С.

Конструкцией двигателей со встроенными водяными воздухоохладителями должна быть обеспечена их работоспособность в случае течи воды из воздухоохладителя и оснащенность датчиками контроля наличия воды в корпусе двигателя.Верхнее значение температуры охлаждающей воды устанавливают в технических условиях на двигатели конкретных типов в соответствии с ГОСТ 183-74.

2.14-2.16. (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

2.17. Допустимые вибрации двигателей - по ГОСТ 20815-93.(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.18. Допустимые уровни шума двигателей мощностью до 5500 кВт - по ГОСТ 16372-93, мощностью свыше 5500 кВт - по техническим условиям на двигатели конкретных типов".(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.19. Дополнительные технические требования к двигателям тропического исполнения - по ГОСТ 15151-69, ГОСТ 9.401-91 и ГОСТ 15963-79.(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.19а. Конструкцией двигателей должна быть обеспечена возможность измерения воздушного зазора без снятия торцовых щитов.

2.19б. По заказу потребителя на двигателях мощностью свыше 1000 кВт наружной установки должны быть встроенные электронагреватели.

2.19а и 2.19б. (Введены дополнительно. Изм. N 3).

2.20. Номенклатура и значения показателей надежности двигателей должны быть указаны в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Двигатели должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75 и ГОСТ 12.1.003-83.

3.2. Класс двигателей по способу защиты человека от поражения электрическим током - 01 по ГОСТ 12.2.007.0-75.

3.3. Уровень пожарной безопасности обеспечивается конструкцией двигателей как в нормальном, так и в аварийном режимах работы (короткое замыкание, перегрузка и т. д.) в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91.

3.4. Сопротивление изоляции обмоток двигателя должно соответствовать требованиям п. 2.13.

3.5. Электрическая прочность изоляции токоведущих частей двигателя должна соответствовать требованиям ГОСТ 183-74.

3.6. На корпусе двигателей и выводных устройствах должны быть заземляющие зажимы и знаки заземления по ГОСТ 21130-75.Наименьший диаметр заземляющего зажима должен устанавливаться в технических условиях на двигатели конкретных типов.

3.7. На выводном устройстве двигателя должно быть два зажима заземления: один - внутри, второй - снаружи на корпусе выводного устройства.

3.8. Сопротивление между заземляющим зажимом и каждой доступной прикасанию металлической нетоковедущей частью двигателя, которая может оказаться под напряжением, не должно превышать 0,1 Ом.

3.9. Безопасность выводного устройства должна соответствовать требованиям п. 2.9.

3.10. Конструкцией выводного устройства двигателей должна быть исключена возможность случайного прикасания к токоведущим частям, не допускать электрические перекрытия, замыкания проводников между собой и на корпус.

3.11. Значение сопротивления изоляции термопреобразователей сопротивления устанавливают по техническим условиям на них и указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

3.12. Степень защиты от прикасания к токоведущим и движущимся частям при помощи оболочек двигателей должна соответствовать п.2.3 и указываться в технических условиях на двигатели конкретных типов.

3.13. Допустимые уровни шума двигателей - по п.2.18.

3.14. Допустимые уровни вибрации двигателя - по п.2.17.

3.15. Электрические испытания и измерения на двигателях следует проводить в соответствии с требованиями безопасности по ГОСТ 12.3.019-80.Раздел 3. (Измененная редакция, Изм. N 3).

4. КОМПЛЕКТНОСТЬ

4.1. Комплектность двигателей - по техническим условиям на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1. Для проверки соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта следует проводить приемочные, квалификационные, приемо-сдаточные, сертификационные, периодические и типовые испытания.Приемочные, квалификационные, приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания предприятие-изготовитель проводит по ГОСТ 183-74 и настоящему стандарту.Сертификационные испытания двигателей проводит испытательный центр (лаборатория), аккредитованный на право проведения указанных испытаний в установленном порядке.

5.2. Приемочные испытания проводят на опытном образце двигателей в следующем объеме:

5.2.1. Испытания по программе приемочных - по ГОСТ 183-74.

5.2.2. Проверка степени защиты двигателя и выводного устройства.

5.2.3. Проверка безопасности выводного устройства двигателя. Проверку безопасности выводного устройства не проводят при использовании типовых конструкций выводного устройства, примененных ранее в аналогичных условиях и прошедших проверку на безопасность.

5.2.4. Измерение сопротивления постоянному току термопреобразователей сопротивления (при их наличии) для проверки их работоспособности.

5.2.5. Измерение сопротивления изоляции термопреобразователей сопротивления.

5.2.6. Измерение сопротивления изоляции подшипников.

5.2.7. Измерение величины и симметрии воздушного зазора между ротором и статором.

5.2.8. Измерение сопротивления между заземляющим зажимом и каждой доступной прикасанию металлической нетоковедущей частью двигателя, которая может оказаться под напряжением.

5.3. Приемо-сдаточные испытания должны включать испытания по ГОСТ 183-74, а также оценку вибрации, испытания по пп.5.2.4, 5.2.5 и 5.2.6 настоящего стандарта, проверку качества маркировки и по согласованию с заказчиком - определение уровня шума.

5.4. Квалификационные испытания проводят на одном двигателе в соответствии с ГОСТ 15.001-88 в объеме приемочных испытаний по подразделу 5.2 настоящего стандарта.

5.5. Сертификационные испытания допускается проводить в объеме приемочных испытаний по подразделу 5.2 настоящего стандарта.

5.6. Периодические испытания проводят на одном двигателе из числа прошедших приемо-сдаточные испытания не реже одного раза в три года в следующем объеме:

5.6.1. Испытания по программе приемочных испытаний - по подразделу 5.2 настоящего стандарта, кроме п.5.2.3.

5.6.2. Оценка показателей надежности.

5.6.3. Испытания на стойкость к климатическим воздействиям (теплостойкость, влагостойкость).Периодичность испытаний по настоящему пункту устанавливают в технических условиях на двигатели конкретных типов.Периодические испытания унифицированных серий допускается проводить на типопредставителях. Число типопредставителей серии, подлежащих испытанию, устанавливают в технических условиях на двигатели конкретных типов.Периодичность испытаний двигателей мелкосерийного производства устанавливают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5.7. Типовые испытания проводят по ГОСТ 183-74, включая определение уровня шума и оценку вибрации.Раздел 5. (Измененная редакция, Изм. N 3).

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

6.1. Методы испытаний двигателей - по ГОСТ 183-74, ГОСТ 11828-86, ГОСТ 7217-87 и настоящему стандарту.(Измененная редакция, Изм. N 3).

6.2. Методы оценки вибрации двигателей - по ГОСТ 20815-93.(Измененная редакция, Изм. N 3).

6.3. Методы определения шумовых характеристик двигателей - по ГОСТ 11929-87.(Измененная редакция, Изм. N 3).

6.4. Проверка степени защиты двигателей и выводных устройств - по ГОСТ 17494-87.(Измененная редакция, Изм. N 3).

6.5. Оценку надежности двигателей проводят по отраслевой нормативно-технической документации.

6.6. Методы климатических испытаний двигателей - по по ГОСТ 16962.1-89. Способы проведения испытаний на тепло- и влагостойкость (на макетах, узлах или двигателях) устанавливают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

6.5, 6.6. (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

6.7. Методы контроля маркировки двигателей - по нормативно-технической документации.(Введен дополнительно, Изм. N 1).

6.8. Измерение сопротивлений изоляции обмоток, термопреобразователей сопротивления и подшипников - по ГОСТ 11828-86.

6.9. Работоспособность системы теплового контроля проверяют измерением сопротивления термопреобразователей сопротивления - по ГОСТ 11828-86.

6.10. Измерение величины воздушного зазора между статором и ротором осуществляют с помощью щупов. Допускается использовать другие методы измерения, согласованные между изготовителем и потребителем.

6.11. Измерение сопротивления между заземляющим болтом и каждой доступной прикосновению металлической нетоковедущей частью двигателя, которая может оказаться под напряжением, осуществляют методами амперметра и вольтметра или двойного моста постоянного тока.

6.12. Испытания выводного устройства двигателей на безопасность проводят по методике, согласованной между изготовителем и потребителем.

6.8-6.12. (Введены дополнительно. Изм. N 3).

7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

7.1. Эксплуатация двигателей должна проводиться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей", утвержденными в установленном порядке, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации двигателей по ГОСТ 2.601-95.(Измененная редакция, Изм. N 3).

7.2. Воздух, охлаждающий двигатели, не должен содержать огнеопасных и взрывоопасных примесей, химически агрессивных паров и газов и токопроводящей пыли.Верхнее рабочее значение концентрации инертной пыли в охлаждающем воздухе, проходящем через активные части двигателей, не должно быть более 2 мг/м.Допустимую концентрацию инертной пыли в окружающей среде и способы обеспечения работоспособности двигателей устанавливают в технических условиях на двигатели конкретных типов.(Измененная редакция, Изм. N 3).

8. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

8.1. Маркировка двигателей - по ГОСТ 183-74 с указанием степени защиты.

8.2. Исключен. Изм. N 2.

8.3. Условия транспортирования и хранения, конкретная категория упаковки и тары, упаковка и консервация двигателей по ГОСТ 23216-78 должны устанавливаться в технических условиях на двигатели конкретных типов.

8.3. (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

8.4. Маркировка упаковочной тары двигателей - по ГОСТ 14192-77.(Введен дополнительно, Изм. N 1).

9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

9.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие двигателей требованиям настоящего стандарта, технических условий на двигатели конкретных типов при условии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.Гарантийный срок эксплуатации - 3 года со дня начала эксплуатации двигателей(Измененная редакция, Изм. N 3).Текст документа сверен по:официальное изданиеМ.: Издательство стандартов, 1987

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО "Кодекс"

docs.cntd.ru

ГОСТ 18200-90 - Машины электрические вращающиеся мощностью свыше 200 кВт. Двигатели синхронные. Общие технические условия

ГОСТ 18200-90 С. 7

Необходимость и способы теплокоитроля других двигателей устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.

2.20.    В двигателях, имеющих подшипники скольжения, должен быть предусмотрен контроль температуры подшипников.

В двигателях, имеющих подшипники качения, контроль температуры подшипников —по требованию заказчика.

Применяемые датчики должны обеспечивать возможность включения в схемы зашиты, в том числе с применением микропроцессоров.

2.21.    В двигателях с замкнутой системой охлаждения и встроенными водяными воздухоохладителями должен быть предусмотрен контроль температуры охлаждающею воздуха на выходе из охладителей и охлаждающей воды на входе и выходе из охладителей.

Двигатели должны иметь защиту, действующую на сигнал при уменьшении потока воды ниже заданного значения и на отключение двигателя при его прекращении. Кроме того, должна быть предусмотрена сигнализация, действующая при появлении поды в корпусе двигателя, а также на отключение двигателя при прекращении потока воды.

Верхнее значение температуры охлаждающей воды устанавливают в стандартах или гсхни’сескнх условиях на двигатели конкретных типов в соответствии с ГОСТ 183 или ГОСТ 15150.

Температура воды на входе в охладители должна быть не менее 5аС. По требованию заказчика может быть установлена более низкая температура (ГС).

2.22.    Двигатели должны соответствовать группе условий эксплуатации н части воздействия механических факторов внешней среды Ml по ГОСТ 17516.

2.23.    Двигатели следует нзеотавлнвать в климатическом исполнении У, УХЛ, О или Т, категорий размещения 1. 2, 3, 4 или 5 по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1.

Климатическое исполнение и категорию размещения следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.

2.24.    Воздух, охлаждающий двигатели, не должен содержать огне- и взрывоопасных примесей, химически агрессивных паров н газов и токопроводящей пыли. Верхнее рабочее значение концентрации инертной пыли в охлаждающем воздухе, проходящем через активные части двигателей, не должно быть более 2 мг/.м3.

Допустимую концентрацию инертной пыли в окружающей среде и при повышенном содержании пыли в охлаждающей среде, а также способы обеспечения работоспособности двигателей в этих условиях устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.

stroysvoimirukami.ru

Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные мощностью от 0,12 до 400 кВт включительно. Общие технические требования

ГОСТ Р 51689-2000

Группа Е60

Машины электрические вращающиеся

ДВИГАТЕЛИ АСИНХРОННЫЕ МОЩНОСТЬЮ ОТ 0,12 ДО 400 кВт ВКЛЮЧИТЕЛЬНО

Общие технические требования

Rotating electrical machines. Asynchronous motors of power from 0,12 to 400 kW inclusive. General technical requirements

____________________________________________________________________Текст Сравнения ГОСТ Р 51689-2000 с ГОСТ 31606-2012 см. по ссылке.- Примечание изготовителя базы данных.____________________________________________________________________

ОКС 29.160.30ОКП 33 100033 2000

33 3000

Дата введения 2002-01-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Владимирский электромоторный завод", Открытым акционерным обществом "Ярославский электромашиностроительный завод", Автономной некоммерческой организацией по сертификации электротехнической продукции "Центрэлектротест" и Государственным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) Госстандарта РоссииВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 "Машины электрические вращающиеся"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 2000 г. N 396-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на асинхронные двигатели мощностью от 0,12 до 400 кВт включительно (далее - двигатели) общего назначения с питанием от сети переменного тока напряжением до 690 В, изготовляемые для поставок внутри страны и на экспорт.В части двигателей мощностью от 0,12 до 1 кВт включительно требования настоящего стандарта распространяются только на двигатели, выпускаемые на основе типоразмерного ряда.Стандарт не распространяется на двигатели, устанавливаемые на средствах наземного, морского и воздушного транспорта, взрывозащищенные двигатели.Требования настоящего стандарта, за исключением пунктов 5.1.2, 5.1.4 и 5.3.4, являются обязательными. Требования пунктов 5.1.2, 5.1.4 и 5.3.4 являются рекомендательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требованияГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасностиГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасностиГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежностьГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условияГОСТ 2479-79 Машины электрические вращающиеся. Условные обозначения конструктивных исполнений по способу монтажаГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условияГОСТ 4541-70 Машины электрические вращающиеся. Обозначения буквенные установочно-присоединительных и габаритных размеровГОСТ 7217-87 Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные. Методы испытанийГОСТ 8592-79 Машины электрические вращающиеся. Допуски на установочные и присоединительные размеры и методы контроляГОСТ 8865-93 Система электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификацияГОСТ 11828-86 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытанийГОСТ 11929-87 Машины электрические. Общие методы испытаний. Определение уровня шумаГОСТ 12139-84 Машины электрические вращающиеся. Ряды номинальных мощностей, напряжений и частотГОСТ 13267-73 Машины электрические вращающиеся и непосредственно соединяемые с ними неэлектрические. Высоты оси вращения и методы контроляГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней средыГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторамГОСТ 15963-79 Изделия электротехнические для районов с тропическим климатом. Общие технические требования и методы испытанийГОСТ 16372-93 (МЭК 34-9-90) Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шумаГОСТ 16962.1-89 (МЭК 68-2-1-74) Изделия электротехнические. Методы испытаний на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторамГОСТ 16962.2-90 Изделия электротехнические. Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторамГОСТ 17494-87 (МЭК 34-5-81) Машины электрические вращающиеся. Классификация степеней защиты, обеспечиваемых оболочками вращающихся электрических машинГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторамГОСТ 18620-86 Изделия электротехнические. МаркировкаГОСТ 18709-73 Машины электрические вращающиеся средние. Установочно-присоединительные размерыГОСТ 20815-93 (МЭК 34-14-82) Машины электрические вращающиеся. Механическая вибрация некоторых видов машин с высотой оси вращения 56 мм и более. Измерение, оценка и допустимые значенияГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размерыГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытанийГОСТ 24682-81 Изделия электротехнические. Общие технические требования в части воздействия специальных средГОСТ 24683-81 Изделия электротехнические. Методы контроля стойкости к воздействию специальных средГОСТ 25941-83 (МЭК 34-2-72, МЭК 34-2А-74) Машины электрические вращающиеся. Методы определения потерь и коэффициента полезного действияГОСТ 27917-88 (МЭК 34-11-2-84) Машины электрические вращающиеся. Встроенная температурная защита. Термодетекторы и вспомогательная аппаратура управления, используемые в системах температурной защитыГОСТ 28173-89 (МЭК 34-1-83) Машины электрические вращающиеся. Номинальные данные и рабочие характеристикиГОСТ 28327-89 (МЭК 34-12-80) Машины электрические вращающиеся. Пусковые характеристики односкоростных трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором напряжением до 660 В включительноГОСТ Р 50034-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Двигатели асинхронные напряжением до 1000 В. Нормы и методы испытаний на устойчивость к электромагнитным помехамГОСТ Р 51677-2000 Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно. Двигатели. Показатели эффективности.ГОСТ Р МЭК 60204.1-99 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

3 Определения

В настоящем стандарте используют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 двигатель общего назначения: Двигатель, удовлетворяющий совокупности технических требований, общих для большинства случаев применения.

3.2 базовое (основное) исполнение: Конструкция двигателя, на базе которого разрабатываются модификации для различных случаев применения.

3.3 типоразмер: Совокупность двигателей, имеющих одинаковую высоту оси вращения и одинаковые рабочие свойства: мощность, синхронную частоту вращения и механическую характеристику.Пример: двигатель АИР160М4.

3.4 габарит: Геометрическая характеристика двигателя, определяющая его размер в поперечном направлении и численно равная высоте оси вращения.

3.5 модификация: Разновидность двигателя, создаваемая на основе двигателя, принятого за базовое исполнение, с целью расширения или специализации сферы его использования.

3.6 относительная кажущаяся пусковая мощность: Отношение кажущейся мощности при заторможенном роторе к номинальной мощности.

3.7 сервис-фактор: Допустимая перегрузка двигателя при номинальном напряжении и частоте. При этом превышение температуры обмотки не должно быть более допустимого для данного класса нагревостойкости изоляции на 10%.

3.8 вариант I: Увязка мощностей с установочными размерами, принятая для выпускаемых в Российской Федерации в настоящее время серий двигателей.

3.9 вариант II: Увязка мощностей с установочными размерами, принятая Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (CENELEK, документ 2В/64).

4 Основные параметры и размеры

4.1 Номинальные мощности двигателей - от 0,12 до 400 кВт по ГОСТ 12139.

4.2 Двигатели изготавливают на номинальные частоты сети 50 и 60 Гц по ГОСТ 12139.

4.3 Двигатели изготавливают на синхронные частоты вращения по ГОСТ 12139:500, 600, 750, 1000, 1500, 3000 мин - для частоты сети 50 Гц;600, 720, 900, 1200, 1800, 3600 мин - для частоты сети 60 Гц.

4.4 Двигатели изготавливают на напряжения 220, 230, 380, 400, 660, 690 В в соответствии с ГОСТ 12139 и МЭК 60038-1 [1] со схемами соединения обмотки статора "треугольник", "звезда", "треугольник-звезда".По согласованию изготовителя с потребителем двигатели изготавливают и на другие стандартные напряжения и схемы соединения.

4.5 Энергетические показатели двигателей (коэффициент полезного действия, коэффициент мощности) - по ГОСТ Р 51677. Значения энергетических показателей указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

4.6 По пусковым характеристикам двигатели могут иметь исполнения N и Н в соответствии с ГОСТ 28327 и МЭК 60034-12 [2]. Пусковые характеристики - в соответствии с ГОСТ 28327 и МЭК 60034-12 [2]. Относительные значения вращающихся моментов, пусковой мощности или пускового тока указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

4.7 Допустимые значения уровня шума - в соответствии с ГОСТ 16372 и МЭК 60034-9 [3]. Допустимые значения уровня шума указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

4.8 Допустимые значения вибрации в зависимости от категории двигателя - в соответствии с ГОСТ 20815 и МЭК 60034-14 [4]. Допустимые уровни вибрации указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

4.9 Двигатели изготавливают со степенями защиты IP23, Р44*, IP54, IP55 в соответствии с ГОСТ 17494 и МЭК 60034-5 [5]._______________* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать "IP44". - Примечание изготовителя базы данных. По согласованию изготовителя с потребителем двигатели изготавливают и с другими степенями защиты в соответствии с ГОСТ 17494 и МЭК 60034-5 [5].

4.10 Исполнение двигателя по способу монтажа выбирают из ряда:IM1001, IM1002, IM1081, IM1082, IM1083, IM1084, IM2001, IM2002, IM2081, IM2082, IM2083, IM2084, IM2181, IM2182, IM3001, IM3002, IM3011, IM3012, IM3031, IM3032, IM3081, IM3082, IM3083, IM3084, IM3111, IM3131, IM3181, IM3601, IM3681, IM4611, IM5010 в соответствии с ГОСТ 2479 и МЭК 60034-7 [6].По согласованию изготовителя с потребителем двигатели изготавливают и с другими исполнениями по способу монтажа в соответствии с ГОСТ 2479 и МЭК 60034-7 [6].

4.11 Способ охлаждения двигателей выбирают из ряда:IC-1, IC06, IC041, IC411, IC416 в соответствии с МЭК 60034-6 [7].

4.12 Двигатели базового (основного) исполнения изготавливают с увязкой мощностей с установочными размерами по варианту I или II в соответствии с приложением А.Увязку мощностей с установочными размерами модификаций указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

4.13 Установочные размеры должны соответствовать приведенным в приложении А.

4.14 Буквенные обозначения установочных, присоединительных и габаритных размеров - в соответствии с ГОСТ 4541 и МЭК 60072-1 [8].

4.15 Условные обозначения двигателей указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5 Технические требования

5.1.1 Двигатели должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и техническим условиям на двигатели конкретных типов, а также ГОСТ 183, ГОСТ 28173.Специфические требования к модификациям указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5.1.2 Двигатели могут иметь сервис-фактор, равный 1,1 или 1,15.

5.1.3 Параметры, приведенные в технических условиях на двигатели конкретных типов, должны соответствовать номинальному режиму работ по ГОСТ 28173 и МЭК 60034-1 [9].Примечание - В случае применения двигателей в составе частотно-регулируемых приводов в технических условиях на двигатели конкретных типов указывают рабочие диапазоны изменения частот и допустимые нагрузки в этих диапазонах.

5.1.4 Для двигателей устанавливают с учетом требований 5.1.1 и 5.1.2 следующие показатели надежности:

30000 ч, не менее - средний ресурс до капитального ремонта;

23000 ч, не менее - средняя наработка на отказ;

20000 ч, не менее - расчетная долговечность подшипников;три года, не менее - 90%-ный срок сохраняемости.Для невосстанавливаемых двигателей вместо показателей "средний ресурс до капитального ремонта" и "средняя наработка на отказ" устанавливают показатель "вероятность безотказной работы" и указывают его в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5.2.1 Номинальные значения механических внешних воздействующих факторов для групп механических исполнений двигателей: M1, М3, М4, М7, М8, М9 - по ГОСТ 17516.1.По согласованию изготовителя с потребителем выбирают другие группы механических исполнений двигателей по ГОСТ 17516.1.

5.2.2 Виды климатических исполнений двигателей: У2, У3, У5, УХЛ2, УХЛ3, УХЛ4, Т2, Т3, ОМ2, ОМ5, О4, а также У3, У5 (для химических исполнений) - по ГОСТ 15150.По согласованию изготовителя с потребителем выбирают виды климатических исполнений У1, УХЛ1, Т1 по ГОСТ 15150.Номинальные значения в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам по ГОСТ 15543.1 и ГОСТ 15150.При превышении верхних значений рабочей температуры окружающей среды (воздуха) по сравнению с указанными в этих стандартах, номинальную мощность двигателей снижают на 5% при повышении температуры на 5 °С.

5.2.3 Для работы двигателей на высотах над уровнем моря свыше 1000 до 4300 м среднее, верхнее и эффективное значения температур устанавливают по ГОСТ 15150.Двигатели должны допускать работу на высотах до 4300 м. Для двигателей, у которых номинальное значение высоты установлено 1000 м, при эксплуатации на высоте свыше 1000 до 4300 м и температуре 40 °С мощности их снижают в соответствии с таблицей 1.Номинальную мощность с учетом снижения эффективной температуры в зависимости от высоты при необходимости согласовывают с изготовителем

Таблица 1 - Номинальная мощность двигателя при эксплуатации на высоте

Высота над уровнем моря, м

Номинальная мощность, %

1000

100

1500

98

2000

95

2400

93

3000

88

3500

84

4000

80

4300

74

5.2.4 Двигатели степеней защиты IP23, IP44, IP54 должны допускать работу при значениях запыленности до 2, 10 и 100 мг/м соответственно.

5.2.5 Требования по стойкости двигателей к рабочим растворам, в том числе дезинфицирующим, дезактивирующим, в соответствии с ГОСТ 24682, при необходимости, устанавливают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5.2.6 Двигатели должны быть устойчивы к воздействию электромагнитных помех (отклонение напряжения, отклонение частоты, несимметрия питающего напряжения и несинусоидальность питающего напряжения) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50034.

5.2.7 Требования по сейсмостойкости (интенсивное землетрясение в баллах и уровень установки над нулевой отметкой) при необходимости указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5.3.1 Двигатели изготавливают с изоляцией классов нагревостойкости В, F или Н по ГОСТ 8865, исходя из условия обеспечения ресурса двигателей в соответствии с 5.1.4 настоящего стандарта. Допускается применение других классов нагревостойкости по ГОСТ 8865.

5.3.2 Двигатели изготавливают с вводными устройствами следующих исполнений:K-3-I - с панелью выводов и одним штуцером;К-3-II - с панелью выводов и двумя штуцерами;K-3-III - с панелью выводов и тремя штуцерами;К-3-IV - с панелью выводов и четырьмя штуцерами;К-3-М - с панелью выводов и удлинителем под сухую разделку кабеля или заливку кабельной массой для одного кабеля;К-3-М-2 - с панелью выводов и удлинителем для двух кабелей;K-2-I - без панели выводов с одним штуцером;K-2-II - без панели выводов с двумя штуцерами.Возможно применение ввертных штуцеров.Вводное устройство располагают внутри сектора, ограниченного линией, проходящей через вершину двигателя, и линией, лежащей на 10° ниже горизонтальной оси двигателя, справа, если смотреть со стороны рабочего конца вала.Вводное устройство должно допускать подсоединение с любой из противоположных боковых сторон двигателя кабелей с медными или алюминиевыми жилами с оболочкой из резины или пластиков, а также гибкого металлического рукава.По согласованию изготовителя с потребителем допускают изготовление вводного устройства иной конструкции.Примечание - Двигатели мощностью 30 кВт и выше на напряжение сети 220 (230) В изготавливают с вводным устройством, допускающим подсоединение кабелей только с медными жилами.Исполнения вводных устройств указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5.3.3 Двигатели должны работать в любом направлении вращения. Направление вращения двухполюсных двигателей 280-355 габаритов указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.Для двигателей с одним допустимым направлением вращения конструктивно предусматривают указание направления вращения стрелкой.

5.3.4 По согласованию изготовителя с потребителем двигатели изготавливают со встроенной температурной защитой в соответствии с ГОСТ 27917 и МЭК 60034-11 [12].

5.4.1 Требования безопасности - по ГОСТ 12.2.007.0 (за исключением требований по ГОСТ 12.1.004), ГОСТ 12.2.007.1 (за исключением требований по ГОСТ 12.1.004), ГОСТ Р МЭК 60204.1, а также по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Госэнергонадзором.

5.4.2 Защита от поражения электрическим током - класс I по ГОСТ 12.2.007.0.

5.4.3 Для заземления корпуса двигатели должны иметь зажимы, снабженные устройством от самоотвинчивания. Зажим заземления располагают внутри вводного устройства.Двигатели номинальной мощностью более 100 кВт дополнительно должны иметь зажим заземления, расположенный на корпусе.По требованию потребителя в двигателях мощностью до 100 кВт включительно устанавливают дополнительные зажимы заземления на корпусе.Для встраиваемых двигателей заземляющие зажимы устанавливают на изделия, в которые встраивается двигатель.Сопротивление между болтом заземления и любой доступной для прикосновения металлической нетоковедущей частью двигателя, которая может оказаться под напряжением, должно быть не более 0,1 Ом.Заземляющие зажимы и знаки заземлен

star-pro.ru