Что такое ремень ГРМ и для чего он нужен в автомобиле. Грм бензинового двигателя


Типы ГРМ

В данной статье мы рассмотрим существующие виды газораспределительных механизмов. Эта информация будет очень полезна автолюбителям, особенно тем, кто самостоятельно ремонтируют свои автомобили. Ну, или пытается их ремонтировать.

Каждый ГРМ приводится в действие от коленвала. Передача усилия может осуществляться ремнем, цепью или шестерней. Каждый из этих трех видов ГРМ имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Рассмотрим более подробно виды привода ГРМ

 1. Ременной привод имеет малую шумность во время работы, но не обладает достаточной прочностью и может порваться. Последствие такого обрыва – загнутые клапана. Помимо этого слабая натяжка ремня приводит к возможности его перескока, а это чревато смещением фаз, осложненным запуском. Помимо этого сбитые фазы дадут нестабильную работу на холостом ходу, а двигатель не сможет работать с полной мощностью.

 2. Цепной привод тоже может сделать «перескок», но вероятность его сильно снижается из-за особого натяжителя, который у цепного привода более мощный, чем у ременного. Цепь более надежна, но обладает некоторой шумностью, поэтому не все производители автомобилей используют ее.

 3. Шестеренчатый тип ГРМ массово применялся давно, в те времена, когда распредвал размещался в блоке ДВС (нижневальный двигатель). Такие моторы сейчас мало распространены. Из их плюсов можно отметить дешевизну изготовления, простоту конструкции, высокую надежность и практический вечный, не требующий замены механизм. Из минусов – малая мощность, увеличить которую можно только увеличением объема и, соответственно, размером конструкции (например – Додж Вайпер с объемом более восьми литров).

Распределительный вал

Что это и зачем? Распредвал служит для регулировки момента открытия клапанов, которые на впуске подают топливо в цилиндры, а на фазе выпуска отводят из них выхлопные газы. На распределительном валу для этих целей расположены специальным образом эксцентрики. Работа распределительного вала напрямую связана с работой коленчатого вала, и благодаря этому впрыск топливо осуществляется в максимально полезный момент – когда цилиндр расположен в своем нижнем положении (в нижней мертвой точке), т.е. перед началом впускного тракта.

Распредвал (один или несколько – неважно) может располагаться в ГБЦ, тогда мотор называется «верхневальным», а может располагаться в самом блоке цилиндров, тогда мотор называется «нижневальным». Выше про это было написано. Обычно ими оснащают мощные американские пикапы, и некоторые дорогие автомобили с гигантским объемом двигателя, как ни странно. В таких силовых агрегатах клапана приводятся в действие штангами, идущими через весь двигатель. Эти моторы медлительны и очень инерционны, активно расходуют масло. Нижневальные двигатели – тупиковая ветвь развития моторостроения.

Виды газораспределительных механизмов

Выше мы рассмотрели виды приводов ГРМ, а теперь речь пойдет именно о видах самого газораспределительного механизма.

Механизм SOHC

Название буквально обозначает «один верхний распределительный вал». Раньше назывался просто «OHC».

Такой двигатель, как ясно уже из названия, содержит в себе один распределительный вал, расположенный головке блока цилиндров. Такой двигатель может иметь как два, так и четыре клапана в каждом цилиндре. То есть, вопреки различным мнениям, мотор SOHC может быть и шестнадцатиклапанным.

 Какие же сильные и слабые стороны у таких моторов?

- Двигатель функционирует относительно тихо. Тишина именно относительно двухраспредвального мотора. Хотя разница и не большая.

- Простота конструкции. А значит и дешевизна. Это касается также ремонта и обслуживания.

- А вот из минусов (хотя и совсем незначительных) можно отметить слабую вентиляцию мотора, оснащенного двумя клапанами на цилиндр. Из-за это мощность двигателя падает.

- Второй минус есть у всех шестнадцатиклапанных моторов с одним распредвалом. Так как распредвал один, то все 16 клапанов приводятся в действие одним распредвалом, что увеличивает нагрузку на него и делает всю систему относительно хрупкой. Помимо этого из-за низкого угла фазы цилиндры хуже наполняются и вентилируются.

Механизм DOHC

Выглядит такая система практически так же, как и SOHC, а отличается вторым распредвалом, установленным рядом с первым. Один распределительный вал отвечает за приведение в действие впускных клапанов, второй, естественно, выпускных. Система не идеальна, и обладает, конечно же, своими недостатками и достоинствами, подробное их описание выходит за рамки этой статьи. Изобрели DOHC в конце прошлого века, и после этого не меняли. Стоит отметить, что вторым распределительным валом существенно усложняется и удорожается конструкция такого двигателя.

Но за то, такой двигатель расходует меньше топлива за счет лучшего наполнения цилиндров, после которого из них уходят почти все выхлопные газы. Появление такого механизма существенно увеличило КПД двигателя.

Механизм OHV

Выше по тексту уже рассматривался такой тип двигателей (нижневальный). Придумали его в начале прошлого века. Распредвал в нем располагают внизу – в блоке, а для приведения действия клапанов используются коромысла. Из преимуществ такого двигателя можно выделить более простое устройство ГБЦ, что позволяет V-образным нижневальным двигателям уменьшить их размеры. Повторим и минусы: малое число оборотов, большая инерционность, малый крутящий момент и слабая мощность, невозможность использовать четыре клапана на цилиндр (за исключением очень дорогих автомобилей).

Подведем итог

Описанные выше механизмы не являются исчерпывающим списком. Моторы, раскручивающиеся более чем 9 тысяч оборотов, например, не используют пружины под клапанными тарелками, и в таких двигателях один распредвал отвечает за открытие клапана, а второй – за закрытие, что позволяет системе не зависать на оборотах выше 14 тысяч. В основном такая система используется на мотоциклах с мощностью выше 120 л.с.

Видео о том как работает ГРМ и из чего он состоит:

Последствия обрыва ремня ГРМ на Лада Приора:

Замена ремня ГРМ на примере Форд Фокус 2:

autoportal.pro

Чем отличается ГРМ дизеля от ГРМ бензинового двигателя?

Числом приводов клапанов (нет впускных у ГРМ с непосредственным впрыском) , фазами (у дизеля боле растянут процесс наполнения цилиндра воздухом и еще целым рядом конструктивных особенностей, обеспечивающих работу ГРМ в более жестких температурных параметрах дизеля. На ряде дизельных двигателей, в составе ГРМ присутствует интересное устройство, т. н. декомпрессор, используемый в режиме тяжелого пуска...

Практически ничем. Только дизель воспламеняется от сжатия, а бензин от искры.

Почти ничем за исключением грузовых автомобилей! Например у КАМАЗА ГРМ шестеренчатый!

конструкционно ничем.

Если речь идёт о принципе действия и оба вида моторов четырёхтактные, - то ничем. На обоих типах моторов ГРМ выполняет одну и туже функцию, - открывает и закрывает клапана. У двухтактных газораспределение осуществляется за счёт открытия и закрытия впускных и выпускных окон кромкой поршня. На четырёхтактных моторах тип привода бывает ременный, цепной и шестеренчатый. Все они встречаются и на бензиновых моторах и на дизелях.

это двухтактный дизель

touch.otvet.mail.ru

Что такое ремень ГРМ и для чего он нужен в автомобиле

В современных автомобилях есть немало различных приводов, которые необходимы для передачи вращательных моментов от одних деталей, узлов и агрегатов, к другим. Можно с полной уверенностью констатировать, что без них машины просто не могли бы выполнять свои функции. Среди этих приводов одним из важнейших является тот, который обеспечивает работу газораспределительного механизма силового агрегата, смонтированного на транспортном средстве. Во многих машинах он является ременным, и знать, что такое ремень ГРМ, какие функции он выполняет, чем грозит его разрыв и как предотвратить возникновение этой неприятности, просто необходимо всем автомобилистам без исключения.

Функции и конструкция газораспределительного механизма

Устройство газораспределительного механизма (ГРМ): 1 — шестерня распределительного вала; 2 — кулачки; 3 — распределительный вал; 4 — подшипник; 5 — клапаны; 6 — пружины; 7 — ремень ГРМ; 8 — коленчатый вал с маховиком; 9 — газораспределительная шестерня;

Прежде чем говорить о ремнях, которые являются составными частями многих газораспределительных механизмов двигателей внутреннего сгорания, необходимо выяснить, что такое ГРМ.

На самом деле ГРМ (или газораспределительный механизм) представляет собой один из самых сложных механизмов, которые имеются в двигателях внутреннего сгорания. Функции его состоят в том, чтобы обеспечивать своевременное наполнение цилиндров топливной смесью и вовремя выводить из них отработавшие газы.

Эти задачи газораспределительный механизм решает, открывая и закрывая в строго определенные моменты времени впускные и выпускные клапаны, которыми снабжен каждый из цилиндров мотора. Именно они, а также распределительный вал, непосредственно управляющий их работой, являются основными элементами любого современного ГРМ.

Для того чтобы распределительный вал выполнял свои функции, ему необходимо сообщить вращательный момент. Он транслируется от коленчатого вала с помощью специально предназначенного для этой цели привода, состоящего из шкивов, расположенных на нем и коленвале, а также соединяющего их ремня. Именно он и называется ремнем ГРМ.

Зачем нужен ремень ГРМ и как он устроен

Таким образом, можно сказать, что ремень ГРМ является той деталью, с помощью которой производится синхронизация работы распределительного и коленчатого вала. Следует также заметить, что во многих моделях современных двигателей внутреннего сгорания он также приводит в действие водяной насос.

Как правило, конструкторы современных двигателей внутреннего сгорания располагают ремни газораспределительных механизмов между радиаторами и блоком цилиндров, то ест в передней части двигательных отсеков машин. В одних марках автомобилей ремень ГРМ видно сразу же после поднятия капота, в других они скрыты кожухами, однако в любом случае механикам добраться до этой детали не составляет никаких проблем.

Визуально ремень газораспределительного механизма современного автомобиля представляет собой замкнутый обод, имеющий на своей внутренней стороне зубья. Примечательно, что каждая модель двигателя имеет свой собственный ремень ГРМ, то есть универсальных деталей этого типа просто не существует. Что касается материала изготовления, то если самые первые рении изготавливали из резины, упрочненной текстильным кордом, то сейчас используется высокопрочное стекловолокно и особые полимерные составы, которые отличаются повышенной прочностью и устойчивостью к воздействию значительных перепадов температур.

Производители утверждают (и это в полной мере подтверждается практикой), что современные ремни газораспределительных механизмов хотя и существенно уступают по своим прочностным характеристикам и устойчивости к износу цепям ГРМ, но все же имеют значительный ресурс. В большинстве случаев ремень ГРМ исправно работает не менее 60000 километров пробега. Тем не менее, достаточно часто бывает так, что он выходит из строя раньше времени и просто обрывается.

Причины и последствия обрыва ремня ГРМ

Обрыв ремня ГРМ

К сожалению, обрыв ремня ГРМ — это достаточно распространенная проблема. Основными причинами, по которым обрываются ремни ГРМ, являются:

  • Игнорирование рекомендованных производителем сроков замены;
  • Нарушение правил эксплуатации;
  • Разрушение из-за попадания на поверхность технической жидкости или масла;
  • Невысокое качество детали.

К сожалению, многие российские водители просто не обращают внимание на рекомендации производителей относительно сроков замены ремней газораспределительных механизмов. Поэтому если они обрываются виду естественного износа, то в этом им винить приходится только себя.

Достаточно часто к обрыву ремней ГРМ приводят проблемы с роликами и натяжителями, а также водяной помпой, которой они, как уже было сказано выше, также нередко сообщают вращательный момент. Поэтому в рамках мероприятий по регулярному техническому обслуживанию силовых агрегатов автомобилей необходимо следить за степенью натяжения ремня, исправностью деталей и механизмов, с которыми он взаимодействует.

Если на поверхность ремня ГРМ попала едкая техническая жидкость или машинное масло, то его необходимо как можно быстрее заменить. Практика показывает, что даже если удалить образовавшиеся пятна, ремень все рано будет проскальзывать и в итоге может порваться.

Наконец, в «группе риска» обрыва ремня ГРМ находятся те водители, которые устанавливают на свои машины ремни неизвестных производителей и сомнительного качества. Такие детали могут порваться практически в любой момент. Что касается последствий обрыва, то они практически всегда бывают достаточно тяжелыми.

Как только ремень ГРМ обрывается, распределительный вал останавливается, оставляя клапаны в том положении, в котором они находились в момент обрыва. Это практически всегда приводит к тому, что поршни в итоге ударяют по клапанам и гнут их. Кроме того, в результате обрыва ремня ГРМ могут быть серьезно повреждены направляющие втулки, довольно часто происходит деформация и даже разрушение поршней.

В результате этой поломки вступает в действие пресловутый «эффект домино», и в результате, что называется, по цепочке, происходят такие серьезные неприятности, как деформация распределительного вала, повреждения головки блока цилиндров. Выход из строя шатунной группы. Для того, чтобы этого не произошло, автомобилистам нужно следить за состоянием ремней ГРМ и вовремя производить их замену. 

Видео на тему

Похожие статьи

avtonov.com

Что такое ГРМ? Принцип работы механизма: ТО ГРМ

Сегодня мы расскажем что такое ГРМ в устройстве двигателя автомобиля и какую функцию выполняет этот механизм. Итак. Одной из ключевых систем современного автомобиля является газораспределительный механизм (ГРМ). Его основная функция – своевременно обеспечивать смену выхлопных газов на воздушно-топливную смесь в цилиндрах автомобиля.

Здесь все зависит от типа двигателя и конструкции автомобиля (иногда вместо смеси в двигатель просто подается воздух). По сути, двигатель будет функционировать нормально, если его клапана и поршни будут ритмично и своевременно передвигаться.

Типы ГРМ автомобиля

Различают два основных типа привода ГРМ – ременной и цепной. Представляет он собой круглое замкнутое кольцо определённой длины, внутри которого располагаются специальные зубья, обеспечивающие максимальный уровень сцепления и минимизируйте риск проскальзывания. Важно отметить, что основным механизмом, от действий которого зависит нормальная работа всего силового агрегата, является именно ГРМ.

Принцип работы ГРМ в автомобиле

В большинстве случаев привод газораспределительного механизма представляет собой плотное изделие из резины, оснащенное с внутренней стороны специальными зубьями для обеспечения более плотного сцепления. Количество таких зубьев четко регламентировано для конкретного типа системы.

Нужно понимать, что привод ГРМ является ключевой деталью, связывающей весь рабочий механизм. Он же подвергается наибольшим нагрузкам и требует периодической замены после отработки своего ресурса, либо же в процессе выявления каких-либо, даже самых минимальных повреждений.

ГРМ обеспечивает своевременное вращение валов, отвечающих за движение впускных и выпускных клапанов. Могут иметь различное расположение и принцип действия (зависит от типа конструкции автомобиля). Но основная функция этого механизма обеспечение его постоянной синхронной работы. Благодаря ей двигатель получает возможность своевременно «дышать» и получать топливную смесь.

В большинстве типов обладает упрощенной конструкцией и возможностью быстрой замены повреждённого, либо отработавшего свой ресурс ремня. Все эти операции проводятся при очередном ТО ГРМ легкового автомобиля и не стоит этим пренебрегать.

Автомобилистам следует знать, что если привод ГРМ в процессе работы двигателя выйдет из строя, последствия могут быть очень неприятными, в частности это может стать причиной повреждения клапанов, исчезновения синхронности в работе вала и повреждения внутренней части двигателя. Иными словами, если такой ремень ГРМ лопнет, двигатель может попросту заклинить, и чтобы исправить поломку потребуется его капитальный ремонт.

Наибольшим нагрузкам ремень ГРМ подвергается в случае неправильной эксплуатации автомобиля. В частности, в случае попыток завести машину с буксира ремень получает максимальную нагрузку и вероятность его обрыва, либо соскока, очень велика. Если проанализировать возможные последствия такого сценария, то намного дешевле будет просто вызвать и подождать эвакуатор.

Именно поэтому не следует пропускать профилактические проверки всего ГРМ, и очень серьезно относится к малейшим трещинам на поверхности привода. Такие детали не ремонтируются. Их сразу меняют на новый привод.

На что обращать внимание при выборе ремня ГРМ

Каждый ремень газораспределительного механизма имеет свою собственную маркировку. Который состоит из буквенно-цифрового обозначения. Характеризует количество зубьев, шаг между ними, их параметры, а также ширину ремня.

Отдельные производители вводят не международную, а свою собственную маркировку. Поэтому при выборе ремня следует изначально определиться с таблицами их соответствия. Либо же осуществлять покупку в фирменном магазине, реализующем запчасти для вашего типа авто.

В процессе подбора нужного ремня следует внимательно изучать их характеристики. В частности обращать внимание следует на такие характеристики:

• надежность;

• прочность на разрыв;

• возможность работать в условиях повышенных температур без изменения эксплуатационных характеристик;

• возникающая наработка должна удерживать ремень ГРМ до полного его износа;

• должно быть предусмотрено допустимое удлинение даже после наработки.

Поэтому, чтобы избежать возможных неприятностей, следует использовать ремни исключительно проверенных производителей, гарантирующих качество своей продукции.

Определить причины, когда ремень ГРМ требует замены можно путем его визуального осмотра. Прежде всего, на поверхности такого ремня могут проявляться небольшие трещины и разрывы. Длительная эксплуатация без замены становится причиной выработки ремня. Вследствие чего он начинает несколько удлиняться и провисать.

Нужно также понимать, что ремешок ГРМ изготовлен из резины. За счет постоянного трения его рабочая поверхность более подвержена различного рода изменениям. Поэтому следует осматривать ее на предмет износа внутренних зубьев и плотности сцепления их с валами. В случае выявления малейших несоответствий целесообразно сразу произвести смену такого ремня.

Поделитесь информацией с друзьями:

shokavto.ru

Газораспределительный механизм двигателя

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Дизельные двигатели

Газораспределительный механизм двигателя

Газораспределительный механизм обеспечивает своевременное поступление в цилиндры топлива, свежего воздуха или горючей смеси и выхой отработавших газов. В четырехтактных двигателях эти процессы осуществляются впускными и выпускными клапанами, установленными на крышке рабочего цилиндра и приводимыми в действие распределительным валом. Распределительный вал соединяется с коленчатым валом через шестеренчатую или цепную передачу. В зависимости от месторасположения газораспределительного вала эти механизмы подразделяются на системы с нижним, верхним и надклапанным расположением распределительного вала.

Двухтактные двигатели, как правило, имеют контурное газораспределение, для чего в цилиндре сделаны окна (щели), открывающиеся и закрывающиеся самим рабочим поршнем, который выполняет функции распределительного золотника. Широкое распространение контурного газораспределения объясняется простотой конструкции.

Однако в некоторых двухтактных двигателях осуществляется прямоточное газораспределение, которое подразделяется на два типа: с клапанно-щелевой и с прямоточно-щелевой продувкой. В двигателях с клапанно-щелевой продувкой отработавшие газы выпускаются через клапаны, установленные на крышке цилиндр!, а подача воздуха осуществляется через окна во втулке. Пря-моточно-щелевая продувка в двигателях с двумя встречно движущимися поршнями осуществляется в одном цилиндре. Она обеспечивает хорошее качество очистки и наполнения цилиндра, а также хорошее смесеобразование.

На рис. 1 представлено расположение клапанного механизма на крышке цилиндра четырехтактного дизеля 412/14. В каждом цилиндре устанавливаются два клапана: один для впуска воздуха и один для выпуска отработавших газов. Всасывающий и выхлопной клапаны отличаются друг от друга диаметром тарелки: у всасывающего он несколько больше, чем у выпускного. Оба клапана имеют плоскую тарелку, рабочие фаски в них выполнены под углом 45°. Клапаны вставляются в соответствующие гнезда в крышке цилиндров. Стержень клапана движется в чугунной направляющей втулке, запрессованной в крышке цилиндров В верхней части стержень клапана имеет коническую головку, к которой прилегают разрезные сухарики (замок клапана). На сухарики надевается тарелка пружины, клапан которой прижимается к седлу.

На рис. 2 показано устройство клапанов дизелей типов Д6 и Д12. На каждом цилиндре имеется по два впускных и два выпускных клапана. Первые изготовлены из стали, обеспечивающей прочность при работе с ударной нагрузкой, а вторые — из жароупорной стали.

Рис. 1. Расположение клапанов на головке цилиндра дизеля 412/14: 1 — головка, 2—направляющая втулка; 3— клапан; 4 — пружина; 5 — опорная шайба пружины

Зазор между кулачком распределительного валика и клапаном регулируется изменением длины штока клапана. Тарелка пружины имеет внутренние продольные и внешние радиальные шлицы. Первыми она соединяется со штоком клапана, вторыми — с замком, который ввернут в шток. При движении вниз тарелка выводится из шлицевого соединения с замком. Вращая ее, можно установить необходимый зазор между клапаном и затылком кулачка распределительного валика.

Для своевременного открытия и закрытия клапанов движение газораспределительных органов должно быть согласовано сдвижением поршня и вращением коленчатого вала. Передача движения от коленчатого вала к распределительному осуществляется с помощью шестеренчатых или цепных передач. Выбор привода обусловливается конструкцией двигателя, его мощностью, числом оборотов, расположением распределительного вала и т. д.

На рис. 3 представлена схема зубчатых передач четырехтактного быстроходного дизеля 48,5/11. Ведущая шестерня распределительного механизма, закрепленная на коленчатом валу, имеет 25 зубьев. Ведомая шестерня, установленная на распределительном валу, имеет 50 зубьев, благодаря чему число оборотов распределительного вала вдвое меньше, чем коленчатого. Для соединения ведущей и ведомой шестерен между ними установлена промежуточная (паразитная) шестерня, которая не влияет на передаточное число зубчатой передачи. Шестерня стартера при пуске дизеля входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. Слева от ведущей шестерни распределительного вала приводится в движение шестерня привода топливного насоса.

На рис. 4 показана конструкция механизма привода клапанов дизеля «Ганц Эндрашик» (8 ЧР 21,6/31). Кулачки распределительного вала нажимают на ролики толкателей. Передача от толкателей к клапанным рычагам обеспечивается посредством вертикальных штанг. Клапанные рычаги воздействуют на общую для двух клапанов траверсу, непосредственно открывающую клапаны. Толкатель-стальной, цементированный.

Рис. 3. Схема зубчатых передач дизеля 48,5/11

Рис. 4. Газораспределительный механизм дизеля «Ганц Эндрашик» (8ЧР 21,6/31): 1 — кронштейн рычага; 2 — гайка штанги; 3 — штанга толкателя; 4 — тарелка пружины; 5 — пружина; 6 — упор; 7 — нижняя опора пружины; в — втулка; 9 — толкатель; 10—палец; 11 — ролик; 12 — штифт; 13 — упор

Рис. 5. Распределительный вал дизеля 6S275

Штанга толкателя представляет собой стальную трубу, которая имеет по концам специальные упоры из легированной стали. После установки необходимого зазора положение верхнего упора фиксируется контргайкой. Рычаги привода клапанов в соответствии с их назначением разделяются на рычаги впуска и рычаги выпуска, причем каждый из них открывает одновременно два клапана. И те и другие рычаги монтируются в кронштейнах, закрепленных на крышках цилиндров.

Распределительный вал открывает в определенной последовательности впускные и выпускные клапаны при помощи имеющихся на нем профилированных кулачных шайб. У нереверсивных дизелей распределительные валы имеют только одинарные кулачные шайбы, а у реверсивных — сдвоенные, переднего и заднего хода для впускных и выпускных клапанов.

Распределительные валы изготовляются из углеродистой стали и имеют по семь опорных шеек. Между опорными шейками на валу закреплены кулачные шайбы.

Кулачные шайбы выпускного и впускного клапанов и топливного насоса у нереверсивных дизелей изготовлены заодно с распределительным валом и расположены в соответствии с фазами газораспределения и порядком работы цилиндров дизеля правого и левого вращения. У этих двигателей регулировка угла опережения подачи топлива осуществляется изменением толщины прокладки под топливными насосами.

Рис. 6. Подшипники распределительного вала дизеля 6S275: 1 — концевой подшипник со стороны передачи; 2 — промежуточный подшипник

У реверсивных дизелей кулачные шайбы выпускного и впускного клапанов и топливного насоса закреплены на распределительном валу. При набегании ролика штанги на выступ кулачной шайбы клапаны открываются, а при освобождении шайбы под воздействием пружины они закрываются.

Передаточное отношение чисел оборотов распределительного вала к коленчатому в четырехтактных двигателях составляет 1 : 2, так как открытие и закрытие клапанов происходит один раз за два’ оборота коленчатого вала.

Читать далее: Топливо двигателей внутреннего сгорания

Категория: - Дизельные двигатели

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru