Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703) (Россия). Ис 3 двигатель


ИС-3 - Советский тяжелый танк

История создания танка ИС-3. Соперничество двух инженеров

Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1» началась летом 1944 года. Часть этого танка, а именно башня, была спроектирована в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода, главным инженером и конструктор М.Ф. Балжи.

Особенностью танка от Балжи являлось нестандартное конструкторское решение, основанное на исследовании повреждений подбитых советских танков ИС-2, в проектировании башни, а именно ее низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. Изначально корпус танка ИС-3 отличался от своего приемника. По настоящий день сохранилась только одна фотография танка спроектированного на Челябинском Кировском заводе.

Теперь переместимся на Опытный завод №100 во главе которого стоял Ж.Я.Котин. Как только Котин узнал о том, что на ЧКЗ создают новый танк, был издан указ от его имени о подготовке проекта опытного танка, который мог бы составить конкуренцию ЧКЗ.

Корпус будущего танка, решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом в 56° и поворотом на 43°, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы(да, мы говорим о корпусе) под углом 73°, в ней был расположен люк механика-водителя . Нижняя бронеплита располагалась под наклоном 63°. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести.

К сожалению информация о башне производства Опытного завода №100 не сохранилась, образцы не строились.

Итак, два проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи, а корпус из проекта Ж.Я.Котина. Следует отметить, что директор ЧКЗ И.М.Зальцман когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3.

Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А.Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова:

Вот такая машина нужна армии!

После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ.

Вооружение танка

На танк ИС-3 устанавливалось орудие Д-25Т образца 1943 года калибром 122мм и спаренный с ним пулемет ДТ. Орудие обладало дульным тормозом. Начальная скорость полета бронебойного снаряда составляла 781 м/с.С помощью телескопического прицела дальность прицельной стрельбы могла составлять 5000 метров.Скорострельность орудия составляла примерно 2 выстрела в минуту, а при обученном экипаже доходила до 3 выстрелов в минуту. Боекомплект орудия составлял 18 осколочно-фугасных снарядов и 10 бронебойных, что в сумме образовывало 28 ( интересно, что для легкости обучения заряжающих, бронебойных снаряд окрашивался в черный цвет, а остальные в серо-стальной.)Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года.

Послужной список танка ИС-3

Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время Второй мировой войны.Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз пройтись по Европе.

Тяжелый танк ИС-3 активно использовался советскими войсками при подавлении венгерского восстания 1956 года.Так же ИС-3 применялись Египтом в шестидневной войны против Израиля, но уже тогда ИС-3 уступал по ТТХ таким танкам как M48 и «Центурион».

Модификации ИС-3

Несмотря на то, что танк производился всего один год с 1945 по 1946 гг., было выпущено еще несколько модернизаций этого танка:ИС-3К — Обычно в советских и российских бронетанковых войск буква К обозначает, что танк командирский. В случае с ИС-3К, дополнен радиостанцией Р-112.ИС-3М — Это более серьезная модернизация, в которой произведены замены деталей и исправлены некоторые ошибки прошлой версии, а именно:

  • Укрепили командирский(вращающийся) люк
  • Прибор ночного видения у механика-водителя
  • Замена двигателя на другой, более надежный. Мощность двигателя не изменена.
  • Узлы опорных катков и направляющих колес упрочнены.
  • «Электролизация» танка, от цепи дежурного освещения до подогревателя с электроприводом.
  • Заменен пулемет ДШК на ДШ КМ, а пулемет ДТ на ДТМ
  • Установка Раций с ИС-3К и новых переговорных устройств.

ИС-3МК — дополнен еще одной радиостанцией Р-112

Машины, разрабатываемые на базе ИС-3

На базе ИС-3 разрабатывался Объект 704, он же ИСУ обр.1945 года, в серию не пошел.

Также на базе тяжелого танка ИС-3 разрабатывался ракетный танк под названием «Объект 757». Танк испытания не прошел, было отдано предпочтение другому танку «Объект 772», но он также не был построен. В дальнейшем от концепции создания тяжелого ракетного танка решено было отказаться.Всего танков ИС-3 и его модификаций было произведено 2311 штук. Танк состоял на вооружении регулярных войск армии некоторых стран вплоть до 1993 года

Дополнительные фотографии танка ИС-3

Схема бронирования танкаИС-3 на испытаниях 1945 годаСерийный танк ИС-3Схема ИС-3 в продольном разрезе comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703) (Россия)

Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703) 7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания Второй мировой войны. Парад принимали от СССР маршал Г.Жуков, от США генерал Дж.Паттон, от Великобритании генерал Робертсон и от Франции генерал Кениг. Парад открыла пехота, и после короткого перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна очень разношерстных боевых машин. Здесь были лёгкие танки M24 «Чаффи» американского 705-го танкового батальона, за ними следовали танки французской 1-й танковой дивизии, бронетанковые войска Великобритании представляли танки «Комета». И в заключение парада чинно и важно пророкотали своими дизелями танки ИС-3 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии.

Как и следовало ожидать, новые советские боевые машины произвели на союзников сильное впечатление и некоторое время были сенсацией в сообщениях западной прессы. Несмотря на завершение войны, танк ИС-3 находился в интенсивном серийном производстве с программой 350 танков в месяц. Сначала их выпуск шел параллельно ИС-2, но с осени они полностью вытеснили своих старших собратьев из сборочных цехов ЧКЗ. Несмотря на то что расчетная себестоимость серийных машин ИС-3 должна была составлять 320 000 рублей, реально она с самого начала производства не поднималась выше 290 тыс.руб., а с июня составила всего 267 000 руб. Всего за время серийного производства заводом было сдано 2310 танков ИС-3, но…

Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703)

С начала войсковой эксплуатации танки ИС-3 вдруг стали сопровождать отрицательные отзывы и рекламации, так что со второй половины 1946 г. только что изготовленные танки начали отправляться для проведения ремонта и модернизации по программе УКН. В этом месте многие послевоенные авторы с яростью обрушиваются на какие-то «конструктивные дефекты», которые якобы имели место быть у танка ИС-3, но отмеченные дефекты имели место быть не только у ИС-3, но также у ИС-2, Т-34, Т-44 и Т-54. Они были связаны с окончанием войны и ужесточением требований к ресурсу танков в целом и отдельных его узлов в частности. Для определения перечня мероприятий к данному типу танков была создана комиссия из представителей штаба БТМВ и Минтрансмаш, которая для тяжелых танков типа ИС-3 в 1946 г. потребовала реализации следующих мероприятий:1) увеличение ресурса двигателя дизеля до (не менее) 250 моточасов, защитить двигатель при погибе днища от взрывов противоклиренсных фугасов;2) увеличение ресурса трансмиссии до 2000 км межремонтного пробега;3) предотвращение течи масла из КПП. механизмов поворота, бортовых редукторов и опорных катков танка;4) улучшение вентиляции боевого отделения с возможностью продувки канала ствола после выстрела, или дополнения танка фильтровентиляционной установкой приточного типа;5) введение механизма облегчения заряжения орудия в движении;6) улучшение системы командирской наводки башни танка.

Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703)

Танки ИС-3 стали первыми танками, подвергшимися большому объему работ по УКН, доводящих их до состояния пригодности к эксплуатации в мирное время. Эти работы для ИС-3 проводились спешно в период 1947-1953 гг. В ходе этого были усилены подмоторный фундамент и кронштейны крепления двигателя, усилено крепление КПП, сменен подбашенный лист с беговой дорожкой погона, доработана конструкция главного фрикциона, введены новые уплотнения бортовых редукторов и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Начиная с 1950 г. на танки начали устанавливать двигатель В-2-54 (В-54). При этом масса танка возросла до 48,5-49 т.

Все было бы ничего, но однажды в ходе обстрела танка ИС-3 из 100-мм орудия бронебойный снаряд попал как раз в ребро («горбинку») на лобовой детали. И это привело к катастрофе. Бронекорпус танка ИС-3 моментально лопнул по сварным швам, превратившись в плохо скрепленную кучу бронелистов… «Мы все были в шоке. Самый мощный танк имеет ахиллесову пяту и может быть полностью разрушен одним удачным попаданием», – говорил Л. Горлицкий.НИИ-48 совместно с ВНИИ-100 спешно принялись подкреплять лобовую часть корпуса, но репутация танка в целом была подпорчена. Танк ИС-3 был выведен из разряда перспективных, хотя выпуск его продолжался.

Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703)

Корпус тяжелого танка ИС-3 (объект 703) имел переднюю часть, весьма выгодную с точки зрения снарядной стойкости. Лобовые листы корпуса были установлены с двойным наклоном и под большим углом к вертикали. В послевоенной литературе для такой формы установился термин «Щучий нос», хотя в документах НКТП 1945 г. эта форма именуется «нос с горбинкой», или «таранный нос». Верхней части бортов был придан обратный наклон, позволяющий уместить широкий погон башни без уширения колеи. Наклонные бронелисты в нижней части бортов позволили снизить массу корпуса и усилить броневую защиту в наиболее ответственных местах. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи по типу Т-34 и ИС-2 был выполнен откидным.

Механик – водитель размещался впереди по оси машины, что улучшало обзор и уменьшало риск его гибели при наезде гусеницы на противотанковую мину. Над сиденьем механика-водителя имелся люк со сдвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка смотровой прибор надо было вынимать. За сиденьем водителя, в днище, размещался запасной эвакуационный люк. Литая башня танка ИС-3 имела приплюснутую сферо – эллиптическую форму. В крыше башни располагался большой овальный люк, закрытый в боевых условиях двумя крышками. В правой крышке был установлен смотровой прибор заряжающего – МК-4. в левой, где располагался командирский люк наблюдения, была смонтирована панорама. танковый прибор наблюдения командира, ТПК-1. Прибор предназначался для наблюдения за местностью, определения дальности до цели, целеуказания и корректировки артогня. Для снижения высоты машины командирской башенки танк не имел, хотя по одному из вариантов предусматривалась ее установка. Еще один прибор наблюдения наводчика типа МК-4 устанавливался в верхней передней части башни, слева по ходу.

Механизм поворота башни – планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатыми приводами. Электропривод оборудовался системой командирского управления, когда командир мог, удерживая цель в поле зрения смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня автоматически останавливалась. Максимальная скорость поворота башни составляла 12°/с.

Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703)

Вооружение танка ИС-3 состояло из 122-мм танковой пушки Д-25Т обр. 1943 г. с длиной ствола 48 калибров и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, которые были установлены в литой маске башни. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 781 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ-17 составляла 5000 м, а предельная с помощью бокового уровня – 15 000 м. Скорострельность 2-3 выстр./мин. На крыше башни на зенитной турели мог устанавливаться зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Примерно с 1948 г. на многих танках зенитные пулеметы были демонтированы.

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. в том числе: 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. Для облегчения работы заряжающего укладки, предназначенные для размещения бронебойных снарядов, окрашивались в черный цвет, а остальные – в серо-стальной, или «дикий». Боекомплект пулемета ДТ состоял из 945 патронов, снаряженных в 15 магазинов, а для пулемёта ДШК – 5 лент по 50 патронов, каждая из которых укладывалась в отдельную коробку. Одна коробка устанавливалась на пулемёт, остальные размешались в боевом отделении.

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см и максимальной мощностью 520 л.с. (382,5 кВт) при 2200 об/мин был установлен на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса. В топливную систему танка входили четыре внутренних коробчатых металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя, как правая и левая группы. Четыре наружных цилиндрических бака емкостью по 90 л каждый крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса, состоящие из защелок с тросовым управлением. Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.

Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, воздухоочистители типа «Мультициклон». В систему охлаждения встроен котел для подогрева охлаждающей жидкости зимой с помощью паяльной лампы. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом из двух баллонов емкостью 5 л каждый, расположенных под верхними наклонными листами лобовой час-ти корпуса. Инерционный стартер в отличие от ИС-2 отсутствовал.

Трансмиссия – механическая. Главный фрикцион – многодисковый, сухой, сталь по асбобакелиту. Коробка передач (КП) – восьми скоростная, с демультипликатором. Планетарные механизмы поворота – двухступенчатые, располагались на концах главного вала КП. Блокировочные фрикционы ПМП – многодисковые, сухие, сталь по стали. Тормоза плавающие, ленточные, чугун по стали. Бортовые передачи – понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорными катками. Механизм натяжения гусениц – винтовой, кривошипный. В подвеске танка имелось 6 пар сдвоенных опорных и 3 пары поддерживающих катков. Подвеска опорных катков – индивидуальная, торсионная. Гусеница – мелкозвенчатая, цевочного зацепления, трак литой, или фасонно кованый. Номинальное число траков в каждой гусеничной ленте – 86, минимально допустимое – 79. Соединение траков – открытым шарниром. Шаг трака – 160 мм, ширина – 650 мм.

Система электрооборудования – однопроводная, напряжением 24 вольта. В сети пять источников питания – электрогенератор мощностью 1500 Вт и четыре аккумуляторные батареи. Потребители электроэнергии – системы внешнего и внутреннего освещения танка, электромотор поворота башни, электростартер, сигнал, системы связи.К системам связи на танке ИС-3 относятся радиостанция 10-РК-26 (10-Р на ранних) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

Тактико-технические характеристики танка ИС-3Длина с пушкой вперёд, мм 9850 Ширина корпуса, мм 3150 Высота, мм 2450 Клиренс, мм 465 Бронирование Тип брони стальная литая и катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 110 / 82 Лоб корпуса (середина), мм/град. 110 / 56+30 Лоб корпуса (низ), мм/град. 110 / 63 Борт корпуса (верх), мм/град. 90 / 60 +30 / 30 Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0—60 Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 48 Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 41 Днище, мм 20 Крыша корпуса, мм 20 Лоб башни, мм/град. 110 Маска орудия, мм/град. 250 Борт башни, мм/град. 110…220 / 0…60 Корма башни, мм/град. 110…220 / 0…60 Крыша башни, мм 20 / 82…90 Вооружение: Калибр и марка пушки 122-мм Д-25T обр. 1944 г. Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 48 Боекомплект пушки 28 Прицелы телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень Пулемёты 1 x 12,7-мм ДШК, 1 x 7,62-мм ДТМ Тип двигателя - В-11-ИС3, дизельный V12, мощность 520 л.с. Скорость по шоссе, км/ч 40 Запас хода по шоссе, км 185 Преодолеваемый подъём, град. 32 Преодолеваемая стенка, м 1,0 Преодолеваемый ров, м 2,5 Преодолеваемый брод, м 1,4

www.dogswar.ru

Танк ИС-3

Тяжелый танк ИС-3Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.

Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса

46,0 - 46,5 т

Размеры:  
длина

6900 мм

ширина

3150 мм

высота

2450 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1x122- мм пушка Д-25Т 1 х 12, 7 -мм пулемет ДШК 1 х 1,62- мм пулемет ДТМ

Боекомплект

28 снарядов 250 патронов калибра 12,1 мм 156 патронов калибра 1,62 мм

Бронирование:  
лоб корпуса

120 мм

лоб башни

250 мм

Тип двигателя

В-11-ИСЗ

Максимальная мощность 520 л.с.
Максимальная скорость 40 км/час
Запас хода

340 км

Из истории создания

Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.

Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, "обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков "Тигр" и "Пантера" со всех дистанций". Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.

Тяжелый танк ИС-3

С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 ("Кировец-1"). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ "Шершень" и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.

танк ИС-3 («Кировец-1»)

В итогах отчета по испытаниям было сказано:"Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км - не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете".

танк ИС-3

При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный "щучий" нос.

На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжёлый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.

Тяжелый танк ИС-3

Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении "по-походному" и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.

Тяжелый танк ИС-3

Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Курсовой и кормовой пулемёты отсутствовали.

Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.

Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.

танк ИС-3

30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал "добро" на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.

20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 ("Объект 703") № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы. К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

Тяжелый танк ИС-3

Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.

pro-tank.ru

ИС-3 | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Pichalka1Pichalka1 Леонид сожалеет. Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

ИС-3

Классификация:

Тяжёлый танк

Боевая масса:

46,5 т

Экипаж:

4 человека

Производитель:

РоссияРоссия Россия (СССР), КБ ЧКЗ

Годы эксплуатации:

1944 - 1969 гг.

Основные операторы:

РоссияРоссия Россия (СССР)

Длина корпуса:

6 900 мм

Ширина корпуса:

3 150 мм

Калибр и марка пушки:

122-мм пушка Д-25Т

Боекомплект пушки:

28 выстр.

Пулемёты:

Один 7,62-мм пулемет ДТ и один 12,7-мм зенитный пулемет ДШК

Тип двигателя:

В-11-ИС-3, дизельный, 12-цилиндровый, V-образный, мощностью 520 л.с. при 2200 об/мин.

Скорость по шоссе:

40 км/ч

Скорость по пересечённой местности:

17 км/ч

Тип подвески:

Независимая, торсионная

Преодолеваемый брод:

1,4 м

ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие.

Не успели первые серийные танки ИС-2 выйти из заводских цехов, как решением № 5583 от 8 апреля 1944 было начато проектирование нового тяжелого танка. Разработка велась в условиях острой конкуренции между КБ опытного завода №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж.Я.Котиным и А.С.Ермолаевым, и КБ Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н.Л.Духовым и М.Ф.Балжи.

На 100-м заводе, где ведущими инженерами по танку были Г.Н.Москвин и В.И.Таротько, решили не сильно отходить от освоенной в производстве конструкции ИС-2, но при этом верхнюю лобовую часть корпуса выполнили из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Впоследствии такое конструктивное решение получило название “щучий нос”.

На ЧКЗ пошли чуть более простым путем. Используя наработки по опытным танкам “Объект 244”, “Объект 245” и “Объект 248”, Ж.Я.Котин перекомпоновал корпус с добавлением в его передней части характерных “скул”. В обоих вариантах из экипажа исключался стрелок-радист и курсовой пулемет, что позволяло освободить пространство в отделении управления и улучшить снарядостойкость лобовых бронелистов.  Первый прототип танка поступил на заводские испытания 28 октября 1944 г. Уже при первых ходовых тестах на Бродо-Калмакском тракте у опытного образца обнаружилось несколько серьезных недоработок и его пришлось вернуть на завод. В ноябре испытания продолжили, выдвинув танк на 1000-км пробег, но результат остался тот же – больше всего неприятностей доставляла работа двигателя и трансмиссия.

На втором опытном образце форсированный двигатель В-11 был заменен на В-2-ИС, при этом ходовая часть танка осталась без изменений. Представленная машина первоначально получила заводское обозначение “Кировец-1” и армейское “Образец А”. После завершения заводских, а затем и государственных испытаний, проходивших с 18 по 24 декабря 1944 г., высшее руководство танковых сил осталось довольно новым танком, но все же посоветовало доработать его.

Однако, несколькими неделями ранее произошли события, окончательно сформировавшие облик будущего танка. В декабре 1944 г. специалистами ЦНИИ-48 была проведена работа по сравнению проектов ЧКЗ и завода №100. Обе машины обладали определенными преимуществами, но ни одно из них не было абсолютным. Тогда появилась идея объединить наработки по обеим конструкциям. По предложению ЦНИИ-48 корпус танка мог иметь носовую часть типа “щучий нос”, днище корпуса – по варианту ЧКЗ (корытообразное), в поперечном сечении башни заимствовали принцип предложенный ЧКЗ (куполообразная форма), а в горизонтальных сечениях – башни завода № 100 и ЦНИИ-48 (сечение, приближающееся к эллипсу).

Рассмотрев оба конкурирующих проекта и учтя выводы, сделанные специалистами из ЦНИИ, в НКТП пришли к выводу, что более приемлемым будет последний вариант. В соответствии с этим, за танком закреплялось название “Кировец-1”, хотя директор ЧКЗ И.М.Зальцман рассчитывал дать этой машине имя “Победа”.  В соответствии с приказов № 729 от 16 декабря 1944 года выпуск танков планировалось развернуть на производственных мощностях ЧКЗ. Сразу была заказана партия из 10 предсерийных “кировцев”, 8 из которых надлежало сдать к 25 января 1945 г.

Новый танк, вскоре переименованный в ИС-3, имел несколько существенных отличий от первых прототипов. Ходовая часть на нем осталась с минимальными изменениями. Шасси, применительно на один борт, по прежнему состояло из 6 сдвоенных опорных катков без резиновых бандажей с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, переднего направляющего (взаимозаменяемого с опорными катками) и заднего ведущего колеса со съёмными венцами из 14 зубьев. Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления имела шаг трака 160 мм и ширину 650 мм. Число траков могло варьироваться от 79 до 86.

Форма корпуса, как и планировалось, представляла собой симбиоз из проектов обеих КБ. Носовая часть была выполнена в виде “щучьего носа” с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Верхней части борта был придан обратный наклон, чтобы уместить широкий погон башни. Наклонные бронелисты в стыке бортов и днища позволили сократить общую площадь поверхности корпуса и за счет сэкономленной массы усилить бронезащиту. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделали откидным. Место механика-водителя переместили, установив прямо по оси танка. Над ним был сделан люк, в котором монтировался смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За сиденьем водителя, в днище, размещался запасной люк.

Главной особенностью проекта стала башня, имевшая “прижатую” сферическую форму. Вырезанный в её крыше овальный люк имел две створки. В правой из них устанавливался смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой створке был сделан командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой был смонтирован смотровой прибор командира ТПК-1. Еще один прибор МК-4, для наводчика, устанавливался в верхней части башни, слева по ходу. Башня поворачивалась при помощи электропривода, максимальная скорость поворота составляла 12 град/с.

Вооружение танка осталось прежним. В башне устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 г. с длиной ствола 48 калибров с двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Прицельная дальность стрельбы (с использованием телескопического прицела ТШ-17) составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня – 15 000 метров. Скорострельность 2–3 выстрела в минуту. Заряжание пушки было раздельным. Боекомплект состоял из 28 выстрелов: 18 осколочно-фугасных и 10 – бронебойных снарядов.

Рядом с пушкой, в общей литой маске, монтировался 7,62-мм пулемет ДТ, а на крыше башни устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Боекомплект для пулемета ДТ состоял из 945 патронов (15 магазинов), пулемета ДШК – 300 патронов (6 лент по 50 патронов), каждая из которых укладывалась в отдельную коробку. Одна коробка устанавливалась на пулемет, остальные размещались в боевом отделении. Силовая установка ИС-3 состояла из 12-цилиндрового 4-тактного V-образного дизельного двигателя В-11-ИС-3 мощностью 520 л.с. при 2200 об\мин. Внутри танка находилось четыре топливных бака ёмкостью по 450 литров, по два с каждого борта. В случае возгорания баки имели механические приспособления для сброса, рукоятки которых находились в задней части боевого отделения.

Трансмиссия танка состояла из главного многодискового фрикциона сухого трения, 8-скоростной КПП с демультипликатором и двухступенчатыми планетарными механизмами поворота. Тормоза были выполнены плавающими, ленточными (чугун по стали). Бортовые передачи имели понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом.  На танке устанавливал