Расчет пускового тока электродвигателя. Калькулятор тока двигателя


Расчет пускового тока электродвигателя - Всё о электрике в доме

Пусковые токи асинхронных электродвигателей

Подписка на рассылку

Ток, который нужен для запуска электродвигателя, называется пусковым. Как правило, пусковые токи электродвигателей в несколько раз большие, чем токи, необходимые для работы в нормально-устойчивом режиме.

Рисунок 1. Асинхронный электродвигатель Большой пусковой ток асинхронного электродвигателя необходим для того, чтобы раскрутить ротор с места, для чего требуется приложить гораздо больше энергии, чем для дальнейшего поддержания постоянного числа его оборотов. Стоит отметить, что, несмотря на совсем другой принцип действия, однофазные двигатели постоянного тока также характеризуются большими значениями пусковых токов.

Высокие пусковые токи электродвигателей — нежелательное явление, поскольку они могут приводить к кратковременной нехватке энергии для другого подключенного к сети оборудования (падению напряжения). Поэтому при подключении и наладке двигателей переменного тока (наиболее распространенных в промышленности) всегда стоит задача минимизировать значения пусковых токов, а также повысить плавность пуска двигателя за счет применения специального дополнительного оборудования. Такие мероприятия также позволяют снизить уровень затрат на пуск электродвигателя (применять провода меньшего сечения, стабилизаторы и дизельные электростанции меньшей мощности, проч.).

Одной из наиболее эффективных категорий устройств, облегчающих тяжелые условия пуска, являются софтстартеры и частотные преобразователи. Особенно ценным считается их свойство поддерживать пусковой ток двигателей переменного тока в течение продолжительного периода — более минуты. Также пусковой ток асинхронного электродвигателя можно уменьшить за счет внедрения внешнего сопротивления в обмотку ротора.

Расчет пускового тока асинхронного электродвигателя

Рисунок 2. Асинхронный электродвигатель с частотным преобразователем Расчет пускового тока электродвигателя может потребоваться для того, чтобы подобрать подходящие автоматические выключатели, способные защитить линию включения данного электродвигателя, а также для того, чтобы подобрать подходящее по параметрам дополнительное оборудование (генераторы, проч.).

Расчет пускового тока электродвигателя осуществляется в несколько этапов:

Определение номинального тока трехфазного электродвигателя переменного тока согласно формуле: Iн=1000Pн/(Uн*cosφ*√ηн). Рн здесь — номинальная мощность двигателя, Uн выступает номинальным напряжением, а ηн — номинальным коэффициентом полезного действия. Cosφ — это номинальный коэффициент мощности электромотора. Все эти данные можно найти в технической документации по двигателю.

Расчет величины пускового тока по формуле Iпуск=Iн*Кпуск. Здесь Iн — номинальная величина тока, а Кпуск выступает кратностью постоянного тока к номинальному значению, которая также должна указываться в технической документации к электродвигателю.

Точно зная пусковые токи электродвигателей, можно правильно подобрать автоматические выключатели, которые будут защищать линию включения.

Пусковой ток.

В паспорте электрического двигателя указывается ток при номинальной нагрузке на валу, он меньше пускового тока. Если отмечено 13,8/8 А, то это значит, что при подсоединении двигателя к сети 220 В и номинальной нагрузке ток двигателя будет равен 13,8 А. При подсоединении к сети 380 В — ток 8 А, таким образом верно равенство мощностей: √3 х 380 х 8 = √3 х 220 х 13,8.

Зная номинальную мощность двигателя определяют его номинальный ток. При включении двигателя в трехфазную распредсеть 380 В номинальный ток рассчитывается следующим образом:

Iн = Pн/(√3Uн х сosφ), кА

где Pн — номинальная мощность двигателя, кВт, Uн — напряжение в сети, кВ (0,38 кВ). Коэффициент мощности (сosφ) — паспортные значения двигателя.

Рис. 1. Паспорт электрического двигателя.

Если не известен коэффициент мощности двигателя, то номинальный его ток с малой погрешностью определяется по отношению "два ампера на киловатт", т.е. если номинальная мощность двигателя 10 кВт, то потребляемый им из сети ток будет приблизительно равен 20 А.

Для упомянутого на рисунке двигателя это отношение также выполняется (3,4 А ≈ 2 х 1,5). Более верные величины тока при применении данного отношения получаются при мощностях электродвигателей от 3 кВт.

При холостом ходе электродвигателя из сети потребляется маленький ток (ток холостого хода). При увеличении нагрузки увеличивается и ток. С увеличением тока повышается нагрев обмоток. Большая перегрузка приводит к перегреву обмоток двигателя, и возникает опасность выхода из строя электродвигателя.

При пуске из сети электрическим двигателем потребляется пусковой ток Iпуск, который в 3 — 8 раз выше номинального. Характеристика изменения тока представлена на графике (рис. 2, а).

Рис. 2. Характеристика изменения тока, потребляемого электродвигателем из сети (а), и влияние большого тока на колебания напряжения в сети (б)

Подлинную величину пускового тока для электродвигателя определяют зная величину кратности пускового тока — Iпуск/Iном. Кратность пускового тока — техническая характеристика двигателя, ее известна из каталогов. Пусковой ток рассчитывается согласно формуле: I пуск = Iх. х (Iпуск/Iном).

Понимание истинной величины пускового тока необходимо для подбора плавких предохранителей, проверки включения электромагнитных расцепителей во время пуска двигателя, при подборе автоматических выключателей и для высчитывания величины падения напряжения в сети при пуске.

Большой пусковой ток вызывает значительное падение напряжения в сети (рис. 2, б).

Если взять электросопротивление проводов, проложенных от источника до электродвигателя, равным 0,5 Ом, номинальный ток Iн=15 А, а пусковой ток Iп равным пятикратному от номинального, потери напряжения в проводах во время пуска составят 0,5 х 75 + 0,5 х 75 = 75 В.

На клеммах электродвигателя, а также и на клеммах рядом работающих электродвигателей напряжение будет 220 — 75 = 145 В. Это понижение напряжения вызывает торможение работающих электродвигателей, что влечет за собой еще большее повышение тока в сети и выход из строя предохранителей.

В электрических лампах в моменты запуска электродвигателей уменьшается накал (лампы «мигают»). Поэтому при включении электродвигателей стремятся уменьшить пусковые токи .

Для понижения пускового тока используется схема пуска электродвигателя с переключением обмоток статора со звезды на треугольник.

Рис. 3. Схема пуска электрического электродвигателя с переключением обмоток статора со звезды на треугольник.

Имеет принципиальное значение то, что далеко не каждый двигатель возможно включать по этой схеме. Широко распространенные асинхронные двигатели с рабочим напряжением 220/380 В, в том числе и двигатель, показанный на рисунке 1 при включении по этой схеме выйдут из строя.

Для понижения пускового тока электродвигателей энергично употребляют специальные процессорные устройства плавного пуска (софт-стартеры).

Какой ток потребляет двигатель из сети при пуске и работе

В паспорте электрического двигателя указан ток при номинальной нагрузке на валу. Если, например, указано 13,8/8 А, то это означает, что при включении двигателя в сеть 220 В и при номинальной нагрузке ток, потребляемый из сети, будет равен 13,8 А. При включении в сеть 380 В из сети будет потребляться ток 8 А, то есть справедливо равенство мощностей: √ 3 х 380 х 8 = √ 3 х 220 х 13,8.

Зная номинальную мощность двигателя (из паспорта) можно определить его номинальный ток. При включении двигателя в трехфазную сеть 380 В номинальный ток можно посчитать по следующей формуле:

I н = P н/ ( √3 U н х η х с osφ).

где P н — номинальная мощность двигателя в кВт, U н — напряжение в сети, в кВ (0,38 кВ). Коэффициент полезного действия ( η) и коэффициент мощности (с osφ) — паспортные значения двигателя, которые написаны на щитке в виде металлической таблички. См. также — Какие паспортные данные указываются на щитке асинхронного двигателя.

Рис. 1. Паспорт электрического двигателя. Номинальная мощность 1,5 кВ, номинальный ток при напряжении 380 В — 3,4 А.

Если не известны к.п.д. и коэффициент мощности двигателя, например, при отсутствии на двигателе паспорта-таблички, то номинальный его ток с небольшой погрешностью можно определить по соотношению «два ампера на киловатт», т.е. если номинальная мощность двигателя 10 кВт, то потребляемый им ток будет примерно равен 20 А.

Для указанного на рисунке двигателя это соотношение тоже выполняется (3,4 А ≈ 2 х 1,5). Более точные значения токов при использовании данного соотношения получаются при мощностях двигателей от 3 кВт.

При холостом ходе электродвигателя из сети потребляется незначительный ток (ток холостого хода). При увеличении нагрузки увеличивается и потребляемый ток. С увеличением тока повышается нагрев обмоток. Большая перегрузка приводит к тому, что увеличенный ток вызывает перегрей обмоток двигателя, и возникает опасность обугливания изоляции (сгорания электродвигателя).

В момент пуска из сети электрическим двигателем потребляется так называемый пусковой ток. который может быть в 3 — 8 раз больше номинального. Характер изменения тока представлен на графике (рис. 2, а).

Рис. 2. Характер изменения тока, потребляемого двигателем из сети (а), и влияние большого тока на колебания напряжения в сети (б)

Точное значение пускового тока для каждого конкретного двигателя можно определить зная значение кратности пускового тока — I пуск/ I ном. Кратность пускового тока — одна из технических характеристик двигателя, которую можно найти в каталогах. Пусковой ток определяется по следующей формуле: I пуск = I н х ( I пуск/ I ном). Например, при номинальном токе двигателя 20 А и кратности пускового тока — 6, пусковой ток равен 20 х 6 = 120 А.

Знание реальной величины пускового тока нужно для выбора плавких предохранителей, проверке срабатывания электромагнитных расцепителей во время пуска двигателя при выборе автоматических выключателей и для определения величины снижения напряжения в сети при пуске.

Процесс выбора плавких предохранителей подробно рассмотрен в этой статье: Выбор предохранителей для защиты асинхронных электродвигателей

Большой пусковой ток, на который сеть обычно не рассчитана, вызывает значительные снижения напряжения в сети (рис. 2, б).

Если принять сопротивление проводов, идущих от источника до двигателя, равным 0,5 Ом, номинальный ток I н=15 А, а пусковой ток равным пятикратному от номинального, то потери напряжения в проводах в момент пуска составят 0,5 х 75 + 0,5 х 75 = 75 В.

На зажимах двигателя, а также и на зажимах рядом работающих электродвигателей будет 220 — 75 = 145 В. Такое снижение напряжения может вызвать торможение работающих двигателей, что повлечет за собой еще большее увеличение тока в сети и перегорание предохранителей.

В электрических лампах в моменты пуска двигателей уменьшается накал (лампы «мигают»). Поэтому при пуске электродвигателей стремятся уменьшить пусковые токи.

Для уменьшения пускового тока может использоваться схема пуска двигателя с переключением обмоток статора со звезды на треугольник. При этом фазное напряжение уменьшится в √ З раз и соответственно ограничивается пусковой ток. После достижения ротором некоторой скорости обмотки статора переключаются в схему треугольника и напряжение ни них становится равным номинальному. Переключение обычно производится автоматически с использованием реле времени или тока.

Рис. 3. Схема пуска электрического двигателя с переключением обмоток статора со звезды на треугольник

Важно понимать, что не далеко каждый двигатель можно подключать по этой схеме. Наиболее распространенные асинхронные двигатели с рабочим напряжение 380/200 В, в том числе и двигатель, показанный на рисунке 1 при включении по данной схеме выйдут из строя. Подробнее об этом читайте здесь: Выбор схемы соединения фаз электродвигателя

В настоящее время, для уменьшения пускового тока электрических двигателей активно используют специальные микропроцессорные устройства плавного пуска (софт-стартеры). Подробнее о назначении такого типа устройств читайте в статье Для чего нужен плавный пуск асинхронного двигателя.

Статьи и схемы

Полезное для электрика

Источники: http://cable.ru/articles/id-1117.php, http://www.calc.ru/Puskovoy-Tok.html, http://electricalschool.info/main/osnovy/1441-kakojj-tok-potrebljaet-dvigatel-iz-seti.html

electricremont.ru

Расчет тока трехфазного двигателя - Всё о электрике в доме

Расчет мощности трехфазного тока

В статье для упрощения обозначений линейные величины напряжения, тока и мощности трехфазной системы будут даваться без индексов, т. е. U, I и P.

Мощность трехфазного тока равна тройной мощности одной фазы.

При соединении в звезду PY=3∙Uф∙Iф∙ cosφ =3∙Uф∙I∙ cosφ.

При соединении в треугольник P∆=3∙Uф∙Iф∙ cosφ =3∙U∙Iф∙ cosφ.

На практике применяется формула, в которой ток и напряжение обозначают линейные величины и для соединения в звезду и в треугольник. В первое уравнение подставим Uф=U/√3, а во второе Iф=I/√3, получим общую формулу P=√3∙U∙I ∙ cosφ.

1. Какую мощность P1 берет из сети трехфазный асинхронный двигатель, показанный на рис. 1 и 2, при соединении в звезду и треугольник, если линейное напряжение U=380 В, а линейный ток I=20 А при cosφ =0,7?

Вольтметр и амперметр показывают линейные значения, действующие значения.

Мощность двигателя по общей формуле будет:

P1=√3∙U∙I ∙ cosφ =√3∙380∙20∙0,7=9203 Вт=9,2 кВт.

Если подсчитать мощность через фазные значения тока и напряжения, то при соединении в звезду фазный ток равен Iф=I=20 А, а фазное напряжение Uф=U/√3=380/√3,

P1=3∙Uф∙Iф ∙ cosφ =3∙U/√3∙I∙ cosφ =3∙380/√3∙20∙0,7;

P1=3∙380/1,73∙20∙0,7=9225 Вт ≈9,2 кВт.

При соединении в треугольник фазное напряжение Uф=U, а фазный ток Iф=I/√3=20/√3; таким образом,

P1=3∙Uф∙Iф ∙ cosφ =3∙U∙I/√3∙ cosφ ;

P1=3∙380∙20/1,73∙0,7=9225 Вт ≈9,2 кВт.

2. В четырехпроводную сеть трехфазного тока между линейными и нулевым проводами включены лампы, а к трем линейным проводам подключается двигатель Д, как показано на рис. 3.

На каждую фазу включены 100 ламп по 40 Вт каждая и 10 двигателей мощностью по 5 кВт. Какие активную и полную мощности должен отдавать генератор Г при sin⁡φ=0,8? Каковы токи фазный, линейный и в нулевом проводе генератора при линейном напряжении U=380 В?

Общая мощность ламп Pл=3∙100∙40 Вт =12000 Вт =12 кВт.

Лампы находятся под фазным напряжением Uф=U/√3=380/1,73=220 В.

Общая мощность трехфазных двигателей Pд=10∙5 кВт =50 кВт.

Активная мощность, отдаваемая генератором, PГ и получаемая потребителем P1 равны, если пренебречь потерей мощности в проводах электропередачи:

P1= PГ=Pл+Pд=12+50=62 кВт.

Полная мощность генератора S=PГ/ cosφ =62/0,8=77,5 кВА.

В этом примере все фазы одинаково нагружены, а потому в нулевом проводе в каждое мгновение ток равен нулю.

Фазный ток обмотки статора генератора равен линейному току линии (Iф=I), а его значение можно получить, воспользовавшись формулой для мощности трехфазного тока:

I=P/(√3∙U ∙ cosφ )=62000/(√3∙380∙0,8)=117,8 А.

3. На рис. 4 показано, что к фазе B и нулевому проводу подключена плитка мощностью 500 Вт, а к фазе C и нулевому проводу – лампа 60 Вт. К трем фазам ABC подключены двигатель мощностью 2 кВт при cosφ =0,7 и электрическая плита мощностью 3 кВт.

Чему равны общая активная и полная мощности потребителей? Какие токи проходят в отдельных фазах при линейном напряжении сети U=380 В?

Активная мощность потребителей P=500+60+2000+3000=5560 Вт=5,56 кВт.

Полная мощность двигателя S=P/ cosφ =2000/0,7=2857 ВА.

Общая полная мощность потребителей будет: Sобщ=500+60+2857+3000=6417 ВА =6,417 кВА.

Ток электрической плитки Iп=Pп/Uф =Pп/(U⁄√3)=500/220=2,27 А.

Ток лампы Iл=Pл/Uл =60/220=0,27 А.

Ток электрической плиты определим по формуле мощности для трехфазного тока при cosφ =1 (активное сопротивление):

P=√3∙U∙I∙ cosφ =√3∙U∙I;

Ток двигателя IД=P/(√3∙U∙ cosφ )=2000/(√3∙380∙0,7)=4,34 А.

В проводе фазы A течет ток двигателя и электрической плиты:

В фазе B течет ток двигателя, плитки и электрической плиты:

В фазе C течет ток двигателя, лампы и электрической плиты:

Везде даны действующие значения токов.

На рис. 4 показано защитное заземление З электрической установки. Нулевой провод заземляется наглухо у питающей подстанции и потребителя. Все части установок, к которым возможно прикосновение человека, присоединяются к нулевому проводу и тем самым заземляются.

При случайном заземлении одной из фаз, например C, возникает однофазное короткое замыкание и предохранитель или автомат этой фазы отключает ее от источника питания. Если человек, стоящий на земле, коснется неизолированного провода фаз A и B, то он окажется только под фазным напряжением. При незаземленной нейтрали фаза C не была бы отключена и человек оказался бы под линейным напряжением по отношениям к фазам A и B.

4. Какую подводимую к двигателю мощность покажет трехфазный ваттметр, включенный в трехфазную сеть с линейным напряжением U=380 В при линейном токе I=10 А и cosφ =0,7? К. п. д. двигателя η=0,8? Чему равна мощность двигателя на валу (рис. 5)?

Ваттметр покажет подводимую к двигателю мощность P1 т. е. мощность полезную P2 плюс потери мощности в двигателе:

P1=√(3∙) U∙I∙ cosφ =1,73∙380∙10∙0,7=4,6 кВт.

Полезная мощность, за вычетом потерь в обмотках и стали, а также механических в подшипниках

5. Трехфазный генератор отдает ток I=50 А при напряжении U=400 В и cosφ =0,7. Какая механическая мощность в лошадиных силах необходима для вращения генератора при к. п. д. генератора η=0,8 (рис. 6)?

Активная электрическая мощность генератора, отдаваемая электродвигателю, PГ2=√(3∙) U∙I∙ cosφ =√3∙400∙50∙0,7=24220 Вт =24,22 кВт.

Механическая мощность, подводимая к генератору, PГ1 покрывает активную мощность PГ2 и потери в нем: PГ1=PГ2/ηГ =24,22/0,8≈30,3 кВт.

Эта механическая мощность, выраженная в лошадиных силах, равна:

PГ1=30,3∙1,36≈41,2 л. с.

На рис. 6 показано, что к генератору подводится механическая мощность PГ1. Генератор преобразует ее в электрическую, которая равна

PГ2=PГ1∙ηГ. Эта мощность, активная и равна PГ2=√3∙U∙I∙ cosφ. передается по проводам электродвигателю, в котором она преобразуется в механическую мощность. Кроме того, генератор посылает электродвигателю реактивную мощность Q, которая намагничивает двигатель, но в нем не расходуется, а возвращается в генератор.

Она равна Q=√3∙U∙I∙sin⁡φ и не превращается ни в тепло, ни в механическую мощность. Полная мощность S=P⁄ cosφ. как мы видели раньше, определяет только степень использования материалов, затраченных на изготовление машины.

6. Трехфазный генератор работает при напряжении U=5000 В и токе I=200 А при cosφ =0,8. Чему равен его к. п. д. если мощность, отдаваемая двигателем, вращающим генератор, равна 2000 л. с.

Мощность двигателя, поданная на вал генератора (если нет промежуточных передач),

Мощность, развиваемая трехфазным генератором,

PГ2=√(3∙) U∙I∙ cosφ =1,73∙5000∙200∙0,8=1384000 Вт =1384 кВт.

К. п. д. генератора η= PГ2/PГ1 =1384/1472=0,94=94%.

7. Какой ток проходит в обмотке трехфазного трансформатора при мощности 100 кВА и напряжении U=22000 В при cosφ =1?

Полная мощность трансформатора S=√3∙U∙I=1,73∙22000∙I.

Отсюда ток I=S/(√3∙U)=(100∙1000)/(1,73∙22000)=2,63 А.

8. Какой ток потребляет трехфазный асинхронный двигатель при мощности на валу 40 л. с. при напряжении 380 В, если его cosφ =0,8, а к. п. д. η=0,9?

Мощность двигателя на валу, т. е. полезная, P2=40∙736=29440 Вт.

Подводимая к двигателю мощность, т. е. мощность, получаемая из сети,

Ток двигателя I=P1/(√3∙U∙I∙ cosφ )=32711/(1,73∙380∙0,8)=62 А.

9. Трехфазный асинхронный двигатель имеет на щитке следующие данные: P=15 л. с.; U=380/220 В; cosφ =0,8; η=85%; соединение – звезда. Величины, обозначенные на щитке, называются номинальными.

Чему равны активная, полная и реактивная мощности двигателя? Каковы величины токов: полного, активного и реактивного (рис. 7)?

Механическая мощность двигателя (полезная) равна:

Подводимая к двигателю мощность P1 больше полезной на величину потерь в двигателе:

Полная мощность S=P1/ cosφ =13/0,8=16,25 кВА;

Q=S∙sin⁡φ=16,25∙0,6=9,75 кВАр (см. треугольник мощностей).

Ток в соединительных проводах, т. е. линейный, равен: I=P1/(√3∙U∙ cosφ )=S/(√3∙U)=16250/(1,73∙380)=24,7 А.

Активный ток Iа=I∙ cosφ =24,7∙0,8=19,76 А.

Реактивный (намагничивающий) ток Iр=I∙sin⁡φ=24,7∙0,6=14,82 А.

10. Определить ток в обмотке трехфазного электродвигателя, если она соединена в треугольник и полезная мощность двигателя P2=5,8 л. с. при к. п. д. η=90%, коэфφциенте мощности cosφ =0,8 и линейном напряжении сети 380 В.

Полезная мощность двигателя P2=5,8 л. с. или 4,26 кВт. Поданная к двигателю мощность

P1=P2/η=4,26/0,9=4,74 кВт. I=P1/(√3∙U∙ cosφ )=(4,74∙1000)/(1,73∙380∙0,8)=9,02 А.

При соединении в треугольник ток в обмотке фазы двигателя будет меньше, чем ток подводящих проводов: Iф=I/√3=9,02/1,73=5,2 А.

11. Генератор постоянного тока для электролизной установки, рассчитанный на напряжение U=6 В и ток I=3000 А, в соединении с трехфазным асинхронным двигателем образует двигатель-генератор. К. п. д. генератора ηГ=70%, к. п. д. двигателя ηД=90%, а его коэфφциент мощности cosφ =0,8. Определить мощность двигателя на валу и подводимую к нему мощность (рис. 8 и 6).

Полезная мощность генератора PГ2=UГ∙IГ=6∙3000=18000 Вт.

Подводимая к генератору мощность равна мощности на валу P2 приводного асинхронного двигателя, которая равна сумме PГ2 и потерь мощности в генераторе, т. е. PГ1=PГ2/η=18000/0,7=25714 Вт.

Активная мощность двигателя, подаваемая к нему из сети переменного тока,

P1=P2/ηД =25714/0,9=28571 Вт =28,67 кВт.

12. Паровая турбина с к. п. д. ηТ=30% вращает генератор с к. п. д. ηГ=92% и cosφ =0,9. Какую подводимую мощность (л. с. и ккал/сек) должна иметь турбина, чтобы генератор обеспечивал ток 2000 А при напряжении U=6000 В? (Перед началом расчета см. рис. 6 и 9.)

Мощность генератора переменного тока, отдаваемая потребителю,

PГ2=√(3∙) U∙I∙ cosφ =1,73∙6000∙2000∙0,9=18684 кВт.

Подводимая к генератору мощность равна мощности P2 на валу турбины:

PГ1=P2=PГ2/ηГ =18684/0,92=20308 кВт.

Подводимая к турбине при помощи пара мощность

P1=P2/ηТ =20308/0,3=67693 кВт,

или P1=67693∙1,36=92062 л. с.

Подводимую мощность к турбине в ккал/сек определим по формуле Q=0,24∙P∙t;

13. Определить сечение провода длиной 22 м, по которому идет ток к трехфазному двигателю мощностью 5 л. с. напряжением 220 В при соединении обмотки статора в треугольник. cosφ =0,8; η=0,85. Допустимое падение напряжения в проводах ∆U=5%.

Подводимая к двигателю мощность при полезной мощности P2

По соединительным проводам протекает ток I=P1/(U∙√3∙ cosφ ) = 4430/(220∙√3∙0,8)=14,57 А.

В трехфазной линии токи складываются геометрически, поэтому падение напряжения в проводе следует брать ∆U. √3, а не ∆U. 2, как при однофазном токе. Тогда сопротивление провода:

где ∆U – в вольтах.

S=(ρ∙l)/r=1/57∙22/0,436=0,886 мм2 ≈1 мм2.

Сечение проводов в трехфазной цепи получается меньшим, чем в однофазной.

14. Определить и сравнить сечения проводов для постоянного переменного однофазного и трехфазного токов. К сети подсоединены 210 ламп по 60 Вт каждая на напряжение 220 В, находящиеся на расстоянии 200 м, от источника тока. Допустимое падение напряжения 2%.

а) При постоянном и однофазном переменном токах, т. е. когда имеются два провода, сечения будут одинаковыми, так как при осветительной нагрузке cosφ =1 и передаваемая мощность

а ток I=P/U=12600/220=57,3 А.

Допустимое падение напряжения ∆U=220∙2/100=4,4 В.

Сопротивление двух проводов r=∆U/I∙4,4/57,3=0,0768 Ом.

Для передачи мощности необходимо общее сечение проводов 2∙S1=2∙91,4=182,8 мм2 при длине провода 200 м.

б) При трехфазном токе лампы можно соединить в треугольник, по 70 ламп на сторону.

При cosφ =1 передаваемая по проводам мощность P=√3∙Uл∙I.

Допустимое падение напряжения в одном проводе трехфазной сети не ∆U⁄2 (как в однофазной сети), a ∆U⁄√3. Сопротивление одного провода в трехфазной сети будет:

Общее сечение проводов для передачи мощности 12,6 кВт в трехфазной сети при соединении в треугольник меньше, чем в однофазной: 3∙S3ф=137,1 мм2.

в) При соединении в звезду необходимо линейное напряжение U=380 В, чтобы фазное напряжение на лампах было 220 В, т. е. чтобы лампы включались между нулевым проводом и каждым линейным.

Ток в проводах будет: I=P/(U:√3)=12600/(380:√3)=19,15 А.

Сопротивление провода r=(∆U:√3)/I=(4,4:√3)/19,15=0,1325 Ом;

Общее сечение при соединении в звезду – самое маленькое, что достигается увеличением напряжения тока для передачи данной мощности: 3∙S3зв=3∙25,15=75,45 мм2.

Статьи и схемы

Полезное для электрика

Расчет параметров трехфазного асинхронного двигателя

Трехфазный асинхронный двигатель с коротко-замкнутым ротором серии 4А имеет технические данные, при­веденные в табл. 4. Определить высоту оси вращения h, число полюсов 2р, скольжение при номинальной нагрузке sH0M. момент на валу Мном. начальный пусковой Мп и максимальный

М max момен­ты, номинальный и пусковой токи IH0M и Iп в питающей сети при соединении обмоток статора звездой и треугольником.

Асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором марки А02-82-6 имеет следующие паспортные данные: напряжение U= 220 /380 В, номинальная мощность Р2 = 40 кВт, частота вращения п2 = 980 об/мин, КПД η=91,5%, коэффициент мощности cos φ=0,91, кратность пу­скового тока КI = 5, кратность пускового момента KM = l,l, перегрузочная способность двигателя λ= 1,8. Определить число пар полюсов, номинальное сколь­жение, номинальные максимальный и пусковой вра­щающие моменты, номинальный и пусковой токи двигателя при соединении обмотки статора в «тре­угольник» и «звезду». Возможен ли пуск нагружен­ного двигателя, если подводимое напряжение на 10% ниже номинального и пуск производится переключением обмоток статора со «звезды» на «треугольник» от сети с напряжением U=220. В?

Решение. Для определения числа пар полюсов можно воспользоваться маркировкой двигателя, ча­стотой вращения магнитного поля или ротора.

Если известна маркировка, то последнее число в марке двигателя означает количество полюсов. В данном двигателе шесть полюсов; следовательно, три пары. При известной частоте вращения магнит­ного поля число пар полюсов определяем по формуле

По этой же формуле определяем число пар полюсов, если задана частота вращения ротора, но в этом случае получаемый результат округляем до ближайшего целого числа. Например, для заданных условий р = 60//п2 = 3000/980 = 3,06; отбросив сотые доли, получаем число пар полюсов двигателя—3.

Частота вращения магнитного поля

Номинальное значение скольжения

Мощность, потребляемая двигателем,

Номинальный вращающий момент двигателя

Для определения фазных, линейных и пусковых токов (фазными являются токи в обмотках статора, линейными—токи в подводящих проводах) нужно учесть следующее: если двигатель рассчитан на работу от сети переменного тока с напряжением, 220/380 В, то это значит, что каждая фаза обмотки статора рассчитана на напряжение 220 В. Обмотку необходимо включить по схеме «треугольник», если в сети линейное напряжение U =220 В, и по схеме «звезда», если в сети линейное напряжение U =380 В.

Определяем фазный, линейный и пусковой токи при линейном напряжении U =220 В и соединении обмотки статора по схеме «треугольник».

Фазный ток в обмотке статора

Найдем значения фазных, линейных и пусковых токов, если обмотки статора включены по схеме «звезда» и подключены к сети с линейным напряже­нием U =38О В.

Значение фазного тока найдем из формулы мощ­ностей для линейных значений токов и напряжений

При соединении обмоток в «звезду» линейный ток

Из сопоставления фазных, линейных и пусковых токов при различных соединениях обмоток можно заметить, что фазные токи оказались практически одинаковыми, а линейные и пусковые — различными.

Для определения возможности пуска в ход двигате­ля, находящегося под номинальной нагрузкой и пони­женным напряжением, необходимо определить пуско­вой вращающий момент при пониженном напряжении.

В соответствии с формулой M=CU 2 вращающий момент двигателя пропорционален квадрату подво­димого напряжения. При понижении напряжения на 10% вращающий момент

M’=C Uном = C<0,9UHOM ) 2 = 0,81 х Маоы=0,81 x 389,8 = 315,74 Н • м. Соответствен­но пусковой момент

М’п =КМ * М’= 1,1*315,74 = 347,3 Н-м, что меньше тормозного момента на валу на 42,5 Н • м, т.е. пуск невозможен.

Для понижения пусковых токов часто пуск асинхронных двигателей осуществляют при понижен­ном напряжении. Двигатели, работающие при со­единении обмоток статора по схеме «треугольник», пускают без нагрузки путем переключения обмоток со «звезды» на «треугольник». Определить пусковой момент двигателя при данном виде пуска.

В момент пуска обмотки находятся под напряжени­ем

пусковой момент при переключении обмо­ток

М п = C*U 2 = C (0,57UHOM ) 2 = 0. 33CU ном =128,8 Н-м, т. е. в три раза меньше номинального значения.

Автор: admin Рубрика: Электродвигателя 4 комментария

Расчет тока электродвигателя

Привет посетители сайта fazanet.ru, и в сегодняшней статье мы с вами разберём, как же сделать, этот непонятный расчёт тока электродвигателя. Каждый уважающий себя электромонтёр, робота которого связана с обслуживанием электрических, машин просто обязан это знать. Я в своё время тоже помню, что меня это очень сильно интересовало, когда меня перевили с одного цеха в другой. А конкретно именно работать электромонтёром.

Перед этим я уже немного затрагивал темы электродвигателей, когда писал о том как запустить асинхронные двигателей. и когда писал какие бывают номиналы электродвигателей .

Ну а теперь приступим конкретно к самому расчёту. Допустим: у вас есть трёхфазный асинхронный электродвигателей переменного тока, номинальная мощность, которого составляет 25 кВт, и вам хочется узнать какой же у него будет номинальный ток.

Для этого существует специальная формула: Iн = 1000Pн /√3•(ηн • Uн • cosφн ),

Где Pн – это мощность электродвигателя; измеряется в кВт

Uн – это напряжение, при котором работает электродвигатель; В

ηн – это коэффициент полезного действия, обычно это значение 0.9

ну и cosφн – это коэффициент мощности двигателя, обычно 0.8.

Последние два значения обычно пишутся на заводской бирке, хотя они у всех двигателей практически одинаковые. Но все же нужно брать данные именно с заводской бирки на двигателе.

Вот как на этой картинке все значения видны, а ток нет. Только если КПД написан 81%, то для расчёта нужно брать 0.81.

Теперь подставим значения Iн = 1000•25/√3 • (0.9 • 380 • 0.8) = 52.81 А

Тем, кто не помнит, сколько будет √3, напоминаю – это будет 1,732

Вот и всё, все расчёты закончены. Всё очень легко и просто. По моему образцу вы можете легко рассчитать номинальный ток электродвигателя, вам всего лишь нужно подставить своих данных.

Как определить ток электродвигателя на практике.

Ещё в заключении, хотел поделиться с вами, тем как я определяю приблизительное значение тока без всяких расчётов. Если реально посмотреть, что у нас с вами получилось при расчёте, то реально вид, что номинальный ток приблизительно в два раза больше чем его мощность. Вот так я определяю ток на практике, мощность умножаю на два. Но это только приблизительное значение.

А ток холостого хода будет обычно в два раза меньше, чем его мощность. Но про то, как определить эти значения, мы поговорим с вами в следующих статьях. Так что подписывайтесь на обновления и не забываете поделиться этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях.

На этом у меня всё. Пока.

С уважением Александр!

Читайте также статьи:

Хочешь получать статьи этого блога на почту?

Привет посетители сайта fazanet.ru, и в сегодняшней статье мы с вами разберём, как же сделать, этот непонятный расчёт тока электродвигателя. Каждый уважающий себя электромонтёр, робота которого связана с обслуживанием электрических, машин просто обязан это знать. Я в своё время тоже помню, что меня это очень сильно интересовало, когда меня перевили с одного цеха в другой. […]

Источники: http://electricalschool.info/ecalc/1326-raschet-moshhnosti-trekhfaznogo-toka.html, http://megapredmet.ru/1-64573.html, http://fazanet.ru/raschet-toka-elektrodvigatelya.html

electricremont.ru

Онлайн расчет емкости конденсатора для электродвигателя

Здесь вы можете рассчитать необходимую емкость конденсатора для подключения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть.

Расчет конденсатора для электродвигателя необходимо производить только по току, т.к. данный способ является наиболее точным и исключает возможность неправильного выбора емкости конденсатора, а так же сводит к минимуму потери мощности трехфазного электродвигателя при подключении его в однофазную сеть.

Номинальный ток электродвигателя берется из паспортных данных, а при их отсутствии его можно определить расчетным путем.

Расчет емкости конденсатора для электродвигателя

Как подключить трехфазный электродвигатель в однофазную сеть через конденсатор смотрите здесь.

Инструкция по использованию калькулятора:

Для расчета конденсаторной емкости для двигателя с помощью данного калькулятора Вам необходимо выполнить всего 3 простых действия:

  1. Выбор схемы соединения обмоток. Обычно для подключения электродвигателя 380В на 220В должна применяться схема соединения обмоток «треугольник». Посмотреть это можно в паспортных данных электродвигателя на прикрепленном к нему шильдике.

Ниже представлен пример паспортных данных электродвигателя:

В вышеприведенных паспортных данных можно увидеть следующую запись:

«Δ/ Y 220/380 V 2,8/1,8 А» — это значит, что при схеме соединения «треугольник» Δ — электродвигатель подключается на напряжение 220 Вольт и потребляет из сети 2,8 Ампера, а при схеме соединения «звезда» Y- подключается на напряжение 380 Вольт и потребляет из сети 1,8 Ампера.

Подробнее про схемы соединения обмоток трехфазных электродвигателей вы можете прочитать в здесь.

2. Указываем номинальный ток в Амперах величину которого так же берем из паспортных данных электродвигателя в зависимости от способа соединения его обмоток. Например, в соответствии с приведенным примером для треугольника необходимо было бы вписывать 2.8, а для звезды — 1.8.

3. Выбираем напряжение на которое будет подключен электродвигатель, 220 Вольт — для треугольника или 380 Вольт — для звезды согласно приведенному примеру.

На этом всё. Нажимаем кнопку «Рассчитать» и получаем готовый ответ

Оказался ли полезен для Вас данный онлайн калькулятор? Или может быть у Вас остались вопросы? Напишите нам в комментариях!

Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.

 

elektroshkola.ru

Расчет двигателя постоянного тока

Расчет двигателя постоянного тока

Тип: ПН-45 №10423

Ток: постоянный

Мотор: 220В, 26.6А, 4.4кВт ,1500об/мин

Возбуждение: смешанное

Режим работы: длительный

Масса:105 кг , ГОСТ 183-41

Исходя из особенностей технического задания, расчет ведется с учетом известных геометрических параметров двигателя.

Расчет ведется по книге: Проектирование электрических машин .И.П.Копылов, Б.К.Клоков, В.П.Морозкин,.Б.Ф.Токарев. Под ред. И.П.Копылова. 3-е изд.,испр.и доп.

2002.-157с.:ил

\

Выбор главных размеров

1)Предварительное значение КПД двигателя выбираем по рис. 11.7;

2)Ток двигателя

3) Ток якоря

ток возбуждения определен опытным путем при испытании обмотки возбуждения. Результаты испытания прилагаются

4) Электромагнитная мощность

5) Диаметр якоря

6) Число полюсов 2p=4

7) Полюсное деление

8) Ширина полюсного наконечника

9) Коэффициент полюсной дуги

10) Длина якоря

11) Отношение длины магнитопровода к его диаметру

полученная λ характерна для машин данной серии

12) Произведение магнитной индукции и линейной нагрузки

13) По рис.11.10 принимаем значение индукции

\

Тогда линейная нагрузка равна

Расчет обмотки якоря

15) Ток параллельной ветви

16)Выбираем простую волновую обмотку с числом параллельных ветвей

17) Предварительное общее число эффективных проводников

18) Число пазов якоря Z=29

19) Число эффективных проводников в пазу

принимаем целое число

Тогда

20)Паз полузакрытый овальной формы

21) Число коллекторных пластин

22) Уточняем линейную нагрузку

уточненное значение линейной нагрузки не отличается от прежне рассчитанного значения.

23) Наружный диаметр коллектора

24) Окружная скорость коллектора

25) Коллекторное деление

26) Полный ток паза

27) Плотность тока исходя из диаметра проводника d=1.6мм и числу проводников 2

Где

Расчет геометрии зубцовой зоны

29) Сечение полузакрытого паза

Где

30) Высота паза (предварительно)

Высота шлица паза:

Ширина шлица

31) Ширина зубца

Где: допустимое значение индукции в стали зубца по табл. 11.9 при частоте перемагничивания стали зубцов:

32) Больший радиус

Принимаем

33) Меньший радиус

Принимаем

34) Расстояние между центрами радиусов

35) Минимальное сечение зубцов якоря

36) Предварительное значение ЭДС

Где по табл. 11.8

37) Предварительное значение магнитного потока на полюс

38) Для магнитопровода якоря принимаем сталь марки 2312. Индукция в сечении зубцов

Расчет обмотки якоря

39) Длина лобовой части витка

41)Полная длина обмотки якоря

42)Сопротивление обмотки якоря при температуре 20С°

43) Сопротивление обмотки якоря при 75С°

44) Масса меди обмотки якоря

45) Расчет шагов обмотки

а) шаг по коллектору и результирующий шаг

б)первый частичный шаг

в)второй частичный шаг

46 ) Значение внутреннего диаметра якоря

47) Высота спинки якоря

48 ) Принимаем для сердечников главных полюсов сталь марки 3411 толщиной 0,5мм

коэффициент рассеяния σг=1,15, длину сердечника lг=lδ=0,105

коэффициент заполнения сталью ширину выступа полюсного наконечника

49 ) Ширина сердечника главного полюса

50 )Индукция в сердечнике

51 ) Длина станины

52 ) Внешний диаметр станины

53 ) Внутренний диаметр станины

54 ) Высота главного полюса

55 ) Высота станины

56 ) Сечение станины где

Раcчетные сечения магнитной цепи

57 ) Сечение воздушного зазора

58 ) Длина стали якоря

59 ) Минимальное сечение зубцов якоря

60 ) Сечение спинки якоря

61 ) Сечение сердечника главного полюса

62 ) Сечение станины

Средние длины магнитных линий

63 )Воздушный зазор

64 ) Коэффициент воздушного зазора учитывающий наличие пазов на якоре

65 ) Расчетная длина воздушного зазора

68 ) Длина магнитной линии в сердечнике главного полюса

69 ) Воздушный зазор между главным полюсом и станиной

70 ) Длина магнитной линии в станине

Индукция в расчетных сечения магнитной цепи

71 ) Индукция в воздушном зазоре

72 ) Индукция в сечении зубцов якоря

73 ) Индукция в спинке якоря

74 ) индукция в сердечнике главного полюса

75 )Индукция в станине

76 ) Индукция в воздушном зазоре между главным полюсом и станиной

Магнитные напряжения

77 ) Магнитное напряжение воздушного зазора

78 ) Коэффициент вытеснения потока

79 ) Магнитное напряжение зубцов якоря

определяется по приложению 1 для стали марки 2312 при индукции в зубце согласно п 72

81 ) Магнитное напряжение сердечника главного полюса

82 ) Магнитное напряжение воздушного зазора между главным полюсом и станиной

83 )Магнитное напряжение станины (массивная сталь марки Ст3)

по приложению 1, для значения индукции в станине по п 75

84 )Суммарная МДС на полюс

Расчет характеристик намагничивания машины приведет в табл.1

85 )МДС переходной характеристики

Расчет параллельной обмотки возбуждения

86)Размагничивающее действие реакции якоря определяем по переходной характеристике

87) Необходимая МДС параллельной обмотки

88) Ширина катушки обмотки параллельного возбуждения

Средняя длина витка обмотки

Где односторонний зазор между катушкой и полюсом

89)Сечение меди параллельной обмотки

диаметр провода

90) Плотность тока обмотки возбуждения

91) Число витков на полюс

92)Полная длина обмотки

93) Сопротивление обмотки возбуждения при температуре 20С°

Получено опытным путем при испытании обмотки возбуждения

94)Сопротивление обмотки при 75С°

95) Масса меди обмотки возбуждения

Коллектор и щетки

96) Ширина нейтральной зоны

97) Ширина щетки

98) Поверхность соприкосновения щеток с коллектором

99)При допустимой плотности тока количество щеток на болт

Принимаем

100) Поверхность соприкосновения всех щеток с коллектором

101) Плотность тока под щетками

102) Активная длина коллектора

Коммутационные параметры

103) Ширина зоны коммутации

104) Отношение

что удовлетворяет условию

105) коэффициент магнитной проводимости паза

где

106) Реактивная ЭДС

107) Воздушный зазор под добавочным полюсом

108) Расчетная длина воздушного зазора под добавочным полюсом

где

109) Средняя индукция в зазоре под добавочным полюсом

Где принимаем для обеспечения несколько ускоренной коммутации

110) Ширина наконечника добавочного полюса

111) Магнитный поток добавочного полюса в воздушном зазоре

112) Принимаем коэффициент рассеяния добавочного полюса σ=2.5 , магнитный поток в сердечнике добавочного полюса

113) Сечение сердечника добавочного полюса

114) Расчетная индукция в сердечнике добавочного полюса

115) Высота добавочного полюса

Результаты расчета магнитной цепи добавочных полюсов приведены в табл 2

Расчет обмотки добавочных полюсов

119 ) МДС обмотки добавочного полюса

120 ) Число витков обмотки добавочного полюса на один полюс

121 )Сечение проводника

122 ) Длина сердечника

124 )Средняя длина витка обмотки добавочного полюса

ширина сердечника добавочного полюса

ширина катушки добавочного полюса

125 )Полная длина проводников обмотки

126 ) Сопротиаление обмотки добавочных полюсов при температуре t=20

127 )Cопротивление обмотки добавочных полюсов при t=75

128 ) Масса меди обмотки добавочных полюсов

Потери и КПД

129 )Электрические потери в обмотке якоря при t=75

130 ) Электрические потери в обмотке добавочных полюсов

131 )Электрические потери в обмотке добавочных полюсов

132 ) Электрические потери в переходном контакте щеток

133 )Потери на трение щеток о колетор где:

для марки ЭГ-14

134 ) Потери в подшипниках и на вентиляцию определяются по рис 11.28

135 ) Масса стали ярма якоря

136 ) Условная масса стали зубцов якоря

137 )Магнитные потери в ярме якоря

Где

138 )Магнитные потери в зубцах якоря

139 )Добавочные потери

140 )Сумма потерь

141 )Потребляемая мощность

142 ) Коэффициент полезного действия

Рабочие характеристики

При построении рабочих характеристик двигателя принимаем, потери холостого хода двигателя практически не меняются при изменении нагрузки и составляют:

144) При номинальном токе якоря ЭДС обмотки якоря

145) Номинальный магнитный поток в воздушном зазоре

146) МДС обмотки возбуждения

147) Полезная мощность на валу двигателя

148) КПД

149) Вращающий момент

Результаты расчетов для ряда значений тока якоря , сведены в табл.3. Рабочие характеристики двигателя приведены на рис. «Рабочие характеристики»

Тепловой расчет

150) Расчетные сопротивления обмоток

Где поправочный коэффициент, с помощью которого приводятся температуры обмоток к предельно допустимым температурам; при классе нагревостойкости В

151) Потери в обмотках

152) Коэффициент теплоотдачи с внешней поверхности якоря

153) Превышение температуры охлаждаемой поверхности якоря

154) Перепад температуры охлаждаемой поверхности якоря

Где:

155) Превышение температуры охлаждаемой поверхности лобовых частей обмотки якоря

где коэффициент теплоотдачи с лобовых поверхностей обмотки якоря

studfiles.net