Каток двигатель


Дорожные катки – Основные средства

На пространстве бывшей Российской империи есть два крупных предприятия, выпускающих дорожные катки, причем полную линейку предлагает рыбинский «РАСКАТ», линейка белорусского «АМКОДОРА» ограничена.

У дорожников пользуется расположением продукция именитых европейских фирм – Bomag, Dynapac, Hamm и Volvo. Пользователя привлекают технические возможности этих машин, совершенство конструкции, надежность, эргономичность, симпатичный дизайн, ну и, конечно, премиальная цена. Длинная линейка, позволяющая подобрать машину с массой, наиболее соответствующей задачам дорожника и сформировать парк уплотнительной техники одной марки, также имеет значение. Унификация парка упрощает эксплуатацию.

В последние 2–3 года с оживлением экономики мы наблюдаем попытки китайских производителей внедриться в рынок катков. Предложение их пока фрагментарно, продвигаются наиболее «ходовые» типоразмеры, и продукция сильно различается по уровню исполнения.

Завод «РАСКАТ» – не единственный, но крупнейший российский производитель дорожных катков, который к тому же предлагает полную линейку, включающую даже прицепной каток. При этом завод выпускает как модели нового поколения, так и устаревшие, но не потерявшие актуальности, ибо подлинное искусство вечно.

Производственная программа рыбинского завода включает тротуарные, дорожные, комбинированные, грунтовые, статические, пневмоколенные и прицепные катки.

В семейство тротуарных катков с шарнирно-сочлененной рамой входят модели RV-1,5DD, RV-2,0DD, RV-3,5DD массой 1,5, 2 и 3,5 т с гладкими вальцами и комбинированный каток RV-3,0DS с гладким передним вальцом и пневмоколесами за задней оси. Все модели выполнены в едином современном дизайне. Рабочее место оператора защищено навесом. Катки оснащены двигателями Kubota, гидростатической трансмиссией, построенной на агрегатах Bonfiglioli, Bondioli&Pavesi, Poclain Hydraulics. Обращение к импортным двигателям связано с тем, что ни российское, ни белорусское моторостроение не могут предложить решения с массогабаритными показателями, удовлетворяющими требования компактной техники. Почувствовав вкус к японским силовым агрегатам, «РАСКАТ» начал оснащать ими уплотнительную технику нового поколения, разработка и запуск в производство начаты в 2007 г.

Новое поколение двухвальцовых асфальтовых виброкатков с шарнирно-сочлененной рамой включает модели RV-7,0DD, RV-9,0DD, RV-11,0DD массой 7,5; 9 и 11 т. Завод продолжает выпуск прежних моделей ДУ-96 и ДУ-98 массой 7,8 и 11,5 т с силовыми агрегатами Минского моторного завода.

Аналогичным образом построена линейка комбинированных катков с пневмошинами на задней оси. Новое поколение представляют модели RV-7,0DS, RV-9,0DS, RV-11,0DS массой 7,5, 9 и 11 т. Старые модели – ДУ-84 (модернизированный грунтовый каток), ДУ-97 и ДУ-99 массой 14, 7,6 и 10,5 т.

Семейство грунтовых катков полностью сформировано из новых моделей – RV-11DT, RV-13DT, RV-15DT, RV17DT, RV-19DT и RV-21DT массой 11, 13, 15, 17, 19 и 21 т, построенных с применением агрегатов Deutz, Sauer-Danfoss, Bonfiglioli, Bondioli Pavesi. Линейку дополняет старая модель ДУ-85 массой 13 т с ярославским двигателем.

В 2011 г. завод представил на суд общественности опытный, а в 2012 г. серийный образец статического трехвальцового катка RC-13DD массой 13 т. Каток выполнен в современном дизайне с применением импортных комплектующих – двигателя Kubota и гидроаппаратуры Bonfiglioli. Для крупных проектов статический каток представляет несомненный интерес.

В 2012 г. была также показана новая модель пневмоколесного катка RC-24SS массой 24 т (с балластом). Прежнее поколение уплотнительной техники представляет модель ДУ-100 массой 16 т.

Возможно, кого-то заинтересует нишевой продукт – прицепной одновальцовый виброкаток ДУ-94 массой 8,2 т с автономным двигателем для привода вибромеханизма.

Белорусский холдинг «АМКОДОР» предлагает ограниченную номенклатуру катков, включающую асфальтовые и грунтовые виброкатки и пневмоколесный каток. Входящий в холдинг завод «Амкодор-Пинск» выпускает двухвальцовые асфальтовые катки моделей 6223В, 6622А, 6632 массой 2,7; 10 и 9 т. На катках использованы минские двигатели и гидроаппаратура Poclain. Аналогичная комплектация у пневмоколесного катка 6641 массой 9,6 т (с балластом). Грунтовые катки представлены моделями 6712В и 6811 массой 12 и 16 т, также построенных с использованием двигателей ММЗ и гидроагрегатов Poclain.

Компания Bomag поставляет на мировой, и в том числе российский, рынок обширный модельный ряд катков. В линейку легких (тротуарных) сочлененных асфальтовых виброкатков входят 7 двухвальцовых и комбинированных моделей пятого поколения в диапазоне массы от 1,6 до 2 т, построенных на трех базовых моделях BW 80, BW 90 и BW 100. Следующая за ней линейка легких (тротуарных) сочлененных асфальтовых виброкатков в диапазоне массы 2,3–2,7 т включает две двухвальцовые и две комбинированные модели BW 100 и BW 120. За ними следует еще одна легкая линейка из трех моделей в диапазоне массы 3,9–4,3 т – двух двухвальцовых и одной комбинированной.

В линейку двухвальцовых сочлененных асфальтовых катков пятого поколения входят три базовые модели BW 141 AD-5, BW 151 AD-5 и BW 154 AD-5 в диапазоне массы 6,9–8,3 т и их модификации: с отрезным роликом, с модернизированной системой управления. В диапазоне массы 8–13 т порядка 16 моделей и модификаций двухвальцовых сочлененных катков четвертого поколения. Базовые модели: BW 141 AD-4, BW 151 AD-4, BW 154 AD-4, BW 161 AD-4, BW 190 AD-4, BW 202 AD-4, BW 203 AD-4. Модификации отличаются комплектацией, в основном относящейся к системе управления вибрацией. Bomag также поставляет линейку двухвальцовых асфальтовых катков с жесткой рамой в диапазоне массы 5–11,3 т, состоящей из базовых моделей BW 154 AP-4, BW 174 AP-4 и их модификации. Компания выпускает довольно длинную линейку пневмоколесных катков– BW 24 RH, BW 25 RH, BW 27 RH. Катки балластируются в диапазоне 8,8–27 т. В комплектации всех асфальтовых катков Bomag отдает предпочтение силовым агрегатам Kubota.

Не менее, чем асфальтовые катки, обширен выбор грунтовых катков. Каждая модель выпускается в двух вариантах – с гладким и кулачковым вальцом. Модельный ряд начинается с легкого катка BW 124 DH-3 массой 3,3 т и заканчивается самым большим в отрасли катком BW 226 DH-4 массой 27 т. Этот монстр, выведенный на рынок в 2004 г., предназначается для дробления и уплотнения крупнообломочного материала в основаниях дамб. Он нашел применение и в нашей стране. Кроме исполнений с гладким и кулачковым вальцом компания предлагает варианты с полигональным и скальным (с острыми кулачками и ребрами) вальцом. На грунтовые катки компания устанавливает двигатели Deutz.

Компания Dynapac поставляет обновленный модельный ряд катков, включающий двухвальцовые и комбинированные асфальтовые виброкатки, статические и пневмоколесные катки и грунтовые виброкатки.

Модельный ряд асфальтовых катков начинается с тротуарных двухвальцовых моделей с сочлененной рамой серии СС – СС800/ 900/ 1000 массой 1,5–1,7 т. Для них использованы силовые агрегаты Perkins. Следующая за ней группа двухвальцовых тротуарных катков с сочлененной рамой СС1100/ 1200/ 1300 массой 2,3–3,9 т оснащена двигателями Kubota.

Серьезные дорожные катки серии СС с сочлененной рамой и гладкими вальцами начинаются с СС224HF массой 7,7 т с двигателем Deutz и заканчиваются СС624HF массой 12 т с двигателем Cummins. Всего эта новая линейка насчитывает 8 моделей с массой, нарастающей с шагом 400–1100 кг. Линейку сочлененных катков дополняют модели с жесткой рамой CG223HF, CG233HF и CG333HF массой 7,5, 8,2 и 8,6 т. Они оснащены двигателем Deutz.

Комбинированные катки Dyna­pac выделяют в отдельную линейку, которую составляют модели серии СС, начиная с СС1100С и заканчивая СС524CHF.

Пневмоколесные катки представлены моделью СР142, масса которого регулируется от 6 до 14 т парными монолитными секциями, навешиваемыми с обеих сторон на раму. Каждая парная секция весит 2 т. В движение машину приводит двигатель Cummins.

Линейка грунтовых катков Dynapac начинается с моделей СА2500D и СА2800D массой 10 и 12 т. В их комплектацию входит двигатель Deutz. За ними следуют среднегабаритные модели CA3500D, CA3600D, CA4000D, CA4600D, масса которых нарастает от 12 до 13,5 т с шагом 300–800 кг. Катки комплектуют двигателями Cummins и Deutz. Ближе к верхней части модельного ряда катки CA5000D и CA5500D массой 16,2 и 18,4 т с двигателями Deutz. И топ-модели – CA6000D и CA6500D массой 19,5 и 21 т. Dynapac поставляет катки в исполнениях с гладким и кулачковым вальцом.

Предложение компании Hamm включает асфальтовые гладковальцовые и комбинированные виброкатки, пневмоколесные и статические асфальтовые катки, грунтовые виброкатки.

Перечень асфальтовых катков выглядит чрезвычайно внушительно, поскольку в нем фигурирует по нескольку модификаций каждой базовой модели с различными вариантами вибрации, осцилляции и системы управления, а также с пневмоколесами на задней оси. В линейку тротуарных катков входят базовые модели HD 8, HD 10, HD12, HD 13 и HD 14 массой от 1,5 до 5,3 т. Полностью эта линейка насчитывает 15 различных исполнений.

Дорожные асфальтовые катки представлены двумя сериями – HD с сочлененной рамой и DV с жесткой. В серию HD входят базовые модели HD 70, HD 75, HD 90 и HD 110 массой 7–13 т, поставляемые в комплектации с гладкими вальцами, с задними пневмоколесами, с системой осцилляции. В серию DV входят модели DV 65, DV 70, DV 85, DV 90 массой от 8 до 12 т, также поставляемые в различных комплектациях.

Пневмоколесные и статические катки у Hamm объединены в одну линейку. Особенность также в том, что в линейке присутствует 4-тонная модель HD 14 TT, представляющая собой сочлененный асфальтовый каток с пневмоколесами на обеих осях. Собственно пневмоколесные катки представлены двумя сериями. Современная серия GRW 280 представляет собой базовую модель, поставляемую в нескольких исполнениях, различающихся в основном возможностями по балластировке. Максимально тяжелый вариант – 28,3 т. Вторая, довольно архаичная серия включает модели GRW 10/15/18/21/24, балластируемые максимально до 28 т.

Статические трехвальцовые катки, также не отличающиеся изя­ществом дизайна, – HW 90B/10 и HW 90B/12 массой 10,6 и 12,5 т.

Линейка грунтовых катков составлена из десяти моделей массой от 5,5 до 25 т. Основные варианты комплектации – с гладким и кулачковым вальцами.

Volvo CE практически полностью перекроила благоприобретенный вместе с компанией ABG модельный ряд катков. Сегодня в него входят тротуарные и тяжелые асфальтовые и грунтовые виброкатки. В линейке тротуарных сочлененных катков модели DD15, DD25 и DD38HF массой 1,6–3,8 т. Тяжелые двухвальцовые катки представлены моделями с жесткой рамой DD85 и DD95 массой 8,7 и 9,7 т и сочлененными DD100 и DD140 массой 10 и 13,7 т.

Линейка грунтовых катков более представительна. В весовой категории до 5 т представлены модели SD25 и SD45 массой 2,7 и 4,8 т. В категории 5–8 т одна модель SD70 массой 7,4 т. В диапазоне 8–15 т модели SD105 и SD130 массой 10,7 и 12,8 т. В верхней весовой категории более 15 т модели SD160, SD190 и SD200 массой 16,2, 19,7 и 20,6 т. Для катков компания использует силовые агрегаты сторонних поставщиков – Kubota, Cummins.

Предложение Volvo не выглядит всеобъемлющим, возможно, модельный ряд получит продолжение, а пока компания объявила свои катки сверхуниверсальными.

Таким образом, если внимательно взглянуть на модельные ряды основных производителей катков, те покажутся не только полными, но даже избыточными. С одной стороны, можно подобрать машину точно под требования производства, с другой, непросто разобраться во всем этом великолепии.

os1.ru

Каток (машина) — WiKi

Устройство

Рабочим органом катка являются колеса и/или валец  — цилиндр, расположенный вместо колеса или колёс. Своей массой каток сдавливает уплотняемое вещество.

Каток имеет ведущий валец, к нему подаётся крутящий момент от двигателя, и ведомый — он, как правило, является направляющим. Привод ведущих вальцов — у большинства катков механический , но на современных машинах гидравлический, это связано с увеличением надежности гидравлики, удобством управления машиной, которое обеспечивает гидротрансмиссия, и компактностью гидропривода, но в основном тем, что практически все современные катки являются вибрационными, с гидроприводом вибратора, и в системе рулевого управления так же используется гидропривод, таким образом при использовании гидропривода и на колесах достигается оптимизация конструкции.

Виды катков

По способу передвижения катки делятся на прицепные и самоходные.

  • Прицепные катки для передвижения используют энергию тягача (человека, лошади, трактора, или другого транспортного средства).
  • Самоходные катки оснащены собственным двигателем, приводящим колеса или вальцы в движение.

По количеству осей катки делятся на одно-, двух- и трехосные.

По количеству вальцов на одно- двух- и трёхвальцовые..

По виду воздействия на уплотняемый материал катки делятся на статические и вибрационные.

  • Статические катки уплотняют материал, сдавливая его собственным весом. Этот тип катков когда-то был наиболее распространен, но в настоящее время стал редким, будучи вытесненным более компактными и легкими вибрационными катками. В то же время необходимость в статических катках сохраняется, поскольку их можно применять для уплотнения там, где вибрация не приемлема, например, для уплотнения на эстакадах и мостах. Также статические катки после себя оставляют более "гладкую" поверхность, в связи с чем их используют для уплотнения особо важных поверхностей.
  • Вибрационные катки оснащены специальным устройством — вибратором, который представляет собой вращающийся груз со смещенным относительно оси вращения центром масс, что создает мощную вибрацию. За счет вибрации при существенно меньшей массе, по сравнению со статическим катком, вибрационный каток обладает большим уплотняющим воздействием. Однако вибрационный каток не позволяет создать идеально ровную поверхность, оставляя после себя "волны" на уплотняемом материале, и его динамические нагрузки способны повредить основу уплотняемой поверхности.

По виду вальцов катки бывают: с гладкими вальцами, кулачковыми, решетчатыми, пневмоколесными:

  • Катки с гладкими вальцами представляют собой машины с гладкими широкими металлическими колесами. Обычно применяется для асфальтоукладочных работ, из-за того, что на выходе даёт ровную площадку;
  • Кулачковые катки отличаются тем, что покрыты кулачками — небольшими выступами. При укатке кулачки проникают в грунт, разбивают комья и перемешивают его, улучшая уплотнение. Эффективны для работы с рыхлым грунтом;
  • Решетчатые катки оснащены вальцами с поверхностью из решётки. Используется для трамбовки различных грунтов. При прохождении по неоднородному грунту крупные комки дробятся, что увеличивает уплотняемость;
  • Пневмоколесные катки вместо вальцов оснащены собранными в пакеты колесами с пневматическими шинами. Из-за наличия промежутков между пневматическими шинами их ставят так, чтобы колеи задних колёс перекрывали колеи передних;
  • Комбинированные катки представляют собой комбинацию вышеперечисленных катков, например, передний валец — гладкий, а задний — пневмоколёсный).

Кроме того, катки делятся по массе от ручных (менее 1 тонны) до тяжёлых (более 16 тонн) и даже сверхтяжелых (массой до 100 тонн и более).

Для грунта глубина трамбовки может, для различных конструкций, колебаться от 20—30 см до 150—160 см.

Современные дорожные катки способны развивать скорость до 14 км/ч, но для большинства максимальная скорость — 2—5 км/ч.

Памятники

  • В Рыбинске на улице Труда у Завода асфальтовых катков «Раскат» установлен первый отечественный моторный каток «МКК», выпущенный в 1931 году.

Литература

  • Васильев А. А. Дорожные машины. Учебник для автомобильно-дорожных техникумов. Москва. Машиностроение. 1987 г. 500 с.
  • Дорожно-строительные машины. Мигляченко В. П., Сергеев П. Г., М.: «Лесная промышленность», 1978. 288 с.
  • Клюсс Г. А., Таненбаум А. С. Катки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • В. А. Мейнерт, А. Т. Шмаков, "Дорожно-строительные машины издание третье" Москва. Издательство "Транспорт". 1968 г.
  • А. А. Васильев, И. А. Васильев, Б. Н. Пруссак, М. М. Урусов «Дорожно-строительные машины. Справочник» Москва. Машиностроение.1977 г.

См. также

ru-wiki.org

Грунтовые катки – Основные средства

Л. Малютин

Грунтовой каток прочно вошел в технологический цикл российских дорожников, а наше машиностроение освоило производство этого вида техники. Причем отечественная продукция вполне конкурентоспособна в сравнении с техникой ведущих западных поставщиков – Сaterpillar, Bomag, Hamm, Dynapac, ABG. Появление новых имен, в частности китайских фирм, еще больше разнообразит картину рынка и расширяет выбор.

Caterpillar CS76

Семейство катков ведущего отечественного поставщика завода «РАСКАТ» приобретает европейскую внешность, а что касается характеристик, то на конкурентоспособный уровень завод вышел еще в 1997 году. «РАСКАТ» осваивает производство современной линейки грунтовых катков массой 13, 15, 17, 19 и 21 т. На выставке «СТТ-2007» показали первый из этой серии 15-тонный грунтовoй каток RV15DT-01 со скошенным стеклопластиковым капотом и новой кабиной, оснащенный дизелем Deutz, агрегатированным с тандемным гидронасосом.

Завод использует стандартизованную гидроаппаратуру двух основных поставщиков – Sauer-Danfoss и Bosch Rexroth, страхуясь от перебоев в поставках. Двигатель с насосом по-современному развернут вперед, радиаторы находятся между кабиной и двигателем – в наименее запыленной зоне. Бортовые планетарные редукторы на вальце и колесах агрегатированы с высокомоментными гидромоторами Bonfiglioli. Обилие импортных комплектующих сказывается на цене, но гарантирует надежность и высокую техническую готовность катка. Стоит отметить автоматическое перераспределение тяги между вальцом и колесами при въезде на уклон.

Рыбинский каток RV-15-DT-01

Вибромеханизм вальца двухчастотный 28/ 35 Гц, двухамплитудный 1,9/ 0,9 мм. Амплитуду/ частоту меняют реверсированием эксцентриков. Чтобы обеспечить высокую вынуждающую силу и амплитуду до 2 мм, массу машины максимально сосредоточили на передней оси. При этом за счет удачно подобранных узлов крепления оси вальца – резиновых подушек – снизили передающиеся на раму колебания до 0,02 мм, что положительно сказывается на условиях труда оператора. Конструкторы старались обустроить рабочее место наилучшим образом. Кабина просторная и обеспечивает хороший обзор как за счет остекления, зеркал, так и за счет скошенного капота, отсутствия выступающих над капотом узлов и узкой рулевой колонки.

На «СТТ-2008» обещают показать 17- и 19-тонные катки RV-17-DT-01 и RV-19-DT-01, остальные модели запланированы на 2009 год. Вся линейка будет выполнена на единой платформе согласно принципу блочно-модульного проектирования с высокой унификацией деталей и узлов. Нужная масса катка достигается балластировкой вальца и рамы. Двигатель также унифицирован с ограничением мощности при переходе от одной модели к другой.

Завод продолжает выпуск старой модели ДУ-85 массой 13 т с двигателем ЯМЗ-236Г2-1 мощностью 110 кВт, но производство этой модели сопряжено с возникшими в 2007 году проблемами поставок ярославских дизелей.

LuiGong 612H

Минское предприятие «Амкодор» серийно выпускает каток 6712 массой 12 т «кубического» дизайна. Каток оснащен двигателем Д-245, гидрообъемным приводом вальца, колес и вибромеханизма. Вибромеханизм работает с частотой 30 Гц и амплитудой 1,2 мм. Стоит отметить, что задний мост оснащен дифференциалом повышенного трения.

На «СТТ-2007» предприятие показало модифицированный каток 6712А массой 11,5 т с более современным, «зализанным» дизайном капота. На новинку устанавливают тот же двигатель Д-245, но агрегатированный с гидронасосом Poclain. Вибромеханизм вальца двухчастотный – 28/ 32 Гц. Под вибромеханизм разработана новая передняя полурама. На выставке также объявляли о завершающей стадии испытаний 16-тонного катка 6811, но о начале ее производства сообщений не было.

В этом году линейка грунтовых катков Caterpillar увеличилась вдвое. Объясняется это тем, что одновременно предлагаются катки и нового, и предыдущего поколений. Производство катков предыдущей серии Е, оснащенных двигателями Stage 2/ Tier 2, сохранено для развивающихся рынков, и по цене они привлекательней новинок. В новом поколении главная «фамильная» черта – «стручковый эксцентрик» – сохранена. Основные изменения коснулись силовой установки, приведенной в соответствие с требованиями Stage 3A/ Tier 3.

JCB-Vibromax VM115

Модели CS/CP56, 64 и 74 оснащены 6-цилиндровым турбированным дизелем C6.6-ACERT мощностью 116 кВт, CS/CP76 – мощностью 129 кВт. Катки CS/CP54 оснащены 4-цилиндровым дизелем 4.4C ACERT мощностью 97 кВт. В соответствии с требованиями технологии ACERT изменена система охлаждения и вентиляции подкапотного пространства. Воздух из атмосферы поступает через верхнюю и боковые решетки в середине капота и выбрасывается через задние решетки вверх и вбок прочь от рабочего места оператора. За счет изменения формы капота и заднего бампера и увеличения площади заднего стекла улучшен обзор назад. Модели с кулачковым вальцом получили два варианта вальцов – с кулачками круглого и квадратного сечения.

В модельном ряду немецкой компании Bomag 11 базовых моделей массой от 3 до 36 т. В маркировку катков с кулачковым вальцом добавляют литеру «Р». Катки с полигональными, со скальными вальцами, с навесной вибротрамбовкой, а также с вибромеханизмом Variocontrol фигурируют как отдельные модели. На выставке BAUMA 2007 представили самый тяжелый каток BW236 DI-4 BVC массой 36 т с полигональным вальцом.

Bomag в числе первых развернула двигатель на 180° маховиком к корме, а радиатором к кабине. Тем самым улучшили развесовку машины, разместили радиаторы в наименее запыленной зоне и получили возможность сделать капот сильно скошенным и улучшить обзор назад.

Hamm 3625 HT

В арсенале Bomag один из сложнейших в отрасли вибромеханизм Variocontrol, обозначаемый аббревиатурой BVC. С этой системой поставляют модели BW177 DH-4, BW213 DH-4, BW226 DH-4 и BW236 DI-4. Главный компонент системы – эксцентриковый блок, помещенный на центральную ось вальца и способный поворачиваться. Два боковых эксцентрика находятся на центральной оси и вращаются в одну сторону. Два средних эксцентрика вращаются в противоположном направлении на осях, вынесенных за центральную ось. Когда оси средних эксцентриков находятся одна над другой, вибрационное воздействие вальца имеет только вертикальную составляющую. При их отклонении от вертикали появляется горизонтальная составляющая, а по достижении эксцентриками горизонтального положения валец полностью переходит в режим осцилляции. Управление механизмом вибрации происходит в автоматическом режиме. В стандартной комплектации применяют простой вибромеханизм с эксцентриками, перемещающимися при смене направления вращения.

Самый длинный модельный ряд грунтовых катков, пожалуй, у шведской фирмы Dynapac. В нем 20 базовых моделей массой от 5,5 до 27 т с минимальным шагом, а потому можно очень точно подобрать модель требуемой массы. Катки поставляются с гладким или кулачковым вальцом. Характерные угловатым дизайном машины Dynapac поставляют с открытым рабочим местом оператора, с ROPS-ограждением или с остекленной кабиной со встроенным силовым каркасом.

36-тонный Bomag BW236 DI-4 BVC

Несмотря на классическую компоновку с радиаторами на корме капот сильно скошен и не затрудняет обзор. Интересно решен вибромеханизм, который фирма называет картриджем. Модульный вибромеханизм легко разбирается для обслуживания и замены изношенных частей. Механизм двухчастотный двухамплитудный. Амплитуда меняется при смене направления вращения и перемещении грузиков. Для предотвращения пробуксовки ведущих колес вместо дифференциала повышенного трения применена регулировка подачи на гидромотор хода, установленный на заднем мосту. Регулировку выполняет бортовой компьютер. По заказу монтируют систему контроля уплотнения DCA (Dynapac Compaction Analyzer) с большим цветным ЖК-монитором.

В серии 3000 грунтовых катков Hamm 10 базовых моделей массой от 5,5 до 25 т. Гладковальцовый каток получает только основную маркировку, состоящую из четырех цифр, по последним двум цифрам можно судить о массе катка. Каток с кулачковым вальцом обозначают литерой «Р» (Padfoot). В маркировку катка, оснащенного электронной системой Hammtronic, добавляют обозначение НТ, а оснащенного вибромеханизмом с осцилляцией – VIO. Все модели, за исключением самой тяжелой 3625 НТ, поставляют минимум в двух версиях – с гладким и кулачковым вальцом. Модели 3307 и 3414 массой 7 и 14,5 т поставляют в шести версиях, модель 3412 в пяти, а модели 3516, 3518 и 3520 в четырех версиях – с системой Hammtronic и осцилляцией, причем в различных сочетаниях.

Sakai SV700

Компоновка катков традиционная – с двигателем маховиком вперед и радиаторами на корме. В базовой версии устанавливают обычную гидросистему, в версии НТ приводы хода и вибровозбудителя управляются микропроцессорной системой Hammtronic. Считывая данные с множества сенсоров, распределенных по узлам катка, система автоматически регулирует обороты двигателя, скорость движения, амплитуду и частоту вращения эксцентриков, распределяет потоки рабочей жидкости между гидромоторами моста и вальца. Входящие в нее модули контроля за скольжением и тягой предотвращают пробуксовку колес и вальца. Кроме способности преодолевать подъемы система повышает экономичность машины до 30% по сравнению с базовой версией.

Для моделей 3307, 3412 и 3414 предусмотрена версия VIO с вибромеханизмом, способным работать в режимах вибрации или осцилляции. Эксцентрики на двух валах, вращаясь в противоположных направлениях, создают вертикальное результирующее воздействие – вибрацию. При переключении их на вращение в одном направлении результирующее воздействие приобретает переменное горизонтальное направление, толкающее валец. Этот метод особенно хорошо показал себя при уплотнении покрытий мостов, где противопоказаны вертикальные вибрационные воздействия, и городских улиц, под которыми на небольшой глубине проложены коммуникации.

Линейка грунтовых катков немецкой фирмы ABG, принадлежащей сейчас Volvo и составляющей ядро подразделения дорожно-строительной техники, не так развита, как у Dinapac или Bomag. Зато у ABG есть миниатюрный каток массой 2,5 т. Всего в линейке восемь базовых моделей массой 2,5...20,5 т, поставляемых в версии D с гладким вальцом, в утяжеленной версии DX с гладким вальцом и в версии Р с кулачковым вальцом.

Новая модель «Амкодор-6712А»

Катки ABG выделяются гармоничным дизайном с сильным тонированием стекол кабины и сильно скошенным капотом. Мертвая зона впереди и сзади составляет по 1 м. Для удобства движения задним ходом сиденье оператора вращается и фиксируется в шести положениях. Управление двухчастотным двухамплитудным вибромеханизмом выведено на джойстик. Высокое тяговое усилие катка поддерживает система перераспределения подачи на гидромоторы вальца и колес Ultra-Grade Traction и задний мост с планетарными бортовыми редукторами и дифференциалом повышенного трения. По заказу каток оснащают системой контроля уплотнения CompAnalyzer, включающую пульт управления с черно-белым ЖК-монитором, систему датчиков и интерфейс к бортовому компьютеру катка. Память системы хранит данные о 350 км пройденного пути. CompAnalyzer также можно подключить к ПК или принтеру.

В последние два года на рынке появились новые поставщики. Фирма JCB начала поставки катков JCB-Vibromax, и они уже получили распространение в регионах. Серия грунтовых катков VM включает семь моделей массой 4,6...19,8 т. Катки скомпонованы насосным блоком назад, скошенный капот обеспечивает хороший обзор. Характерная особенность катков JCB-Vibromax – отсутствие бортового компьютера и связанной с ним электроники. Весь набор функций реализован средствами гидропривода. Дифференциал повышенного трения заднего моста включен в базовую комплектацию. Катки поставляют с гладким или кулачковым вальцом. При необходимости гладковальцовый каток легко переделать в кулачковый, установив на валец обечайки.

Caterpillar CP56

Фирма «Техстройконтракт» начала поставки японских катков Sakai, которые можно узнать издали по несколько архаичной кабине. Линейка включает шесть базовых моделей массой от 4,75 до 19,7 т, поставляемых в нескольких версиях каждая. Есть необычный каток CV550. Он выполнен на гусеничном ходу, что позволяет уплотнять грунт на крутых склонах, а также на мусорных полигонах. В стандартную комплектацию этой модели включен бульдозерный отвал.

На российский рынок активно вторгается китайское машиностроение. Линейка фирмы LuiGong состоит всего из двух моделей массой 12,3 и 14 т, представляющих собой клоны катков Caterpillar. Модельный ряд Zoomlion включает девять моделей тяжелых катков массой 16...25 т. И можно сказать, что это только начало и полку китайских марок прибудет.

Итак, ситуация на рынке обостряется, а в выигрыше будет тот, кто сумеет организовать быстрые поставки и сервис в регионах. Срок поставки и сервис приобрели сегодня решающее значение.

os1.ru

Катки Hamm: модельный ряд, характеристики

Немецкая дорожно-строительная техника неизменно получает самые высшие оценки экспертных комиссий и получает награды в различных номинациях. В том числе это относится и к технике под маркой Hamm, которая специализируется на выпуске уплотнительной дорожной техники. Компания Hamm, основанная в 1878 году в одном из городов Германии - Тиршенройте, выпустила свою первую модель дорожного катка в 1911 году. С тех пор производство этого вида техники стало основным направлением деятельности предприятия. На сегодняшний день весь модельный ряд катков Hamm – это сочетание высокого качества, мощности, и экономичности.

Линейка катков представлена тремя, выпускаемых компанией Hamm, представлена несколькими сериями: тандемными, грунтовыми, пневмокатками, комбинированными, статическими и трехвальцовыми. Ниже мы предлагаем рассмотреть модификации и основные технические характеристики дорожных катков, без которых рабочий процесс на стройплощадке проходил бы не так эффективно.

 

Модификации и основные характеристики тандемных катков Hamm

 

Тандемные катки Hamm широко используются при строительстве современных дорог и автомагистралей. Эта серия включает в себя катки двух типов: HD и DV, которые отлично уплотняют покрытие из асфальтобетона и дорожное основание. Первый тип дорожных катков (имеющих шарнирное сочленение), в свою очередь, делится на модели с вибрацией обоих вальцов (модели HD 10 - 130), с вибрацией обоих вальцов и раздельным бандажем (HD 75.4 и 90.4), катки с осцилляцией (HDO 70V, 75V, 90V) и технику с высокочастотной вибрацией обоих вальцов (HD 110 - 130 HV). Рабочая зона моделей HD типа составляет от 1 до 2,14 м, а рабочая масса этих машин – от 2,45 тонн до 13,8 тонн. Мощность начинается от 27 л.с., а у самых габаритных катков Hamm составляет 120 - 133 л.с.

 

 

На моделях дорожных катков DV типа, предназначенных для уплотнения слоев асфальтобетона, предусмотрена вибрация обоих вальцов (DV 40 VV, 70 VV и 90 VV), а также осцилляция (DV 70 VО и 90 VО). За счет возможности рулевого управления одновременно двумя вальцами и смещения заднего вальца вбок, колею можно увеличить до 60%. Благодаря двум, вращающимся синхронно грузам, при перемещении катка вперед-назад бандаж не поднимается от уплотняемого покрытия, а соответственно дорожные работы выполняются более эффективно. Рабочая ширина у этих катков – от 1,10 м до 1,68 м., а их мощность – от 41 до 102 л.с. Рабочая масса моделей типа DV начинает от 4,2 тонн, максимальный вес составляет 9,7 тонн.

 

Грунтовые, пневмоколесные и другие виды катков Hamm: модельный ряд и характеристики

 

Грунтовые катки Hamm 3000 серии эксплуатируются на щебеночном основании и подразделяются на 3 типа. Катки с гладким бандажем (модели 3205 – 3625 НТ) имеют рабочую ширину 1,37 – 2,22 м и мощность от 57 до 237 л.с. Масса самой компактной модели – 5,35 тонн, а самой габаритной – почти 25 тонн. Модели с кулачковым бандажом (3205 Р, 3307 Р, 3410 Р, 3411 Р, 3412 Р, 3414 Р и др.), массой от 5,7 до 20 тонн могут обрабатывать асфальтовый слой шириной 1,37 – 2,22 м. На эти катки Hamm установлены двигатели мощностью от 57 до 200 л.с.

 

 

 

Предусмотренная на некоторых моделях система VIO предназначена для регулировкит процессов вибрации и осцилляции. Мощный двигатель (88 – 133 л.с.) отличается высокой производительностью. Рабочая ширина составляет 1,68 – 2,14 м, а масса – 6,65 – 14,2 тонн. Грунтовые катки отличаются удобным управлением, возможностью работать на достаточно крутых склонах (с уклоном до 70%) и наличием функционального уплотнительного оборудования.

Пневмоколесные катки Hamm (GRW 10, 15, 18 и HD 150 TT), в первую очередь, подходят для строительства дорог на песчаном или глиняном типах почвы. Производитель снабдил эти модели гидростатической трансмиссией, а полноприводный каток HD 150 TT имеет систему ASC. Рабочая масса этих катков – от 8,8 до 14,3 тонн, рабочая ширина – 1,99 м, у модели HD 150 TT – 1,68 м. Мощность двигателя - 117 л.с, у HD 150 TT – 133 л.с. Это надежные машины, которые отличаются высокой маневренностью и легким управлением. 4-х колесная конструкция, двойное рулевое управление, гидродинамическая трансмиссия - вот неполный список достоинств этих машин.

Статические трехвальцовые катки используются сразу после укладчика и предназначены для уплотнения смеси за счет действия силы тяжести. В этих катках нагрузка отлично равномерно распределяется между передним и задним бандажами. Модель катка Hamm HW 90B/10 оснащена 4-х цилиндровым двигателем с турбонаддувом 70 л.с., имеет массу 10,6 тонн, а ширину уплотняемого слоя - 2 м. Каток HW 90B/12 имеет аналогичные характеристики, однако его масса чуть больше – 12,6 тонн. Для воды предусмотрен большой 400-литровый бак.

promplace.ru

Трёхвальцовая классика: mib55

В наше время на строительстве дорог можно увидеть самые разные модели асфальтовых катков, как отечественных, так и импортных, но у тех, кто вырос ещё в СССР, при слове "каток" чаще всего вспоминается характерная "трёхколёсная" жёлтая машина. Именно такие катки чаще всего попадались на строительстве дорог и городских улиц, они становились героями фильмов про дорожников, про них рассказывали анекдоты, а ещё на подобном катке гнался волк за зайцем в какой-то из серий "Ну, погоди!". Катки такого типа встречаются на улицах и дорожных стройках и в наше время.

Схема асфальтового катка с одним передним и двумя задними вальцами была разработана одной из первых и надолго стала классической. В России такие машины c 1903 года начал выпускать Коломенский машиностроительный завод, сначала c паровыми, а потом и с дизельными двигателями. На фото ниже - паровой каток Коломенского завода.

фото: сайт techstory.ru

В советское время, с 1930 года одним из основных производителей асфальтовых катков стал Рыбинский завод дорожных машин, первой его моделью стал трёхвальцовый моторный каток МКК. Один из сохранившихся экземпляров МКК сейчас стоит на постаменте около завода.

фото: сайт "Технические музеи"

После войны на Рыбинском заводе в серию были запущены более современные модели, а с начала 1960-х завод полностью специализируется на выпуске катков, производство прочей дорожной техники было передано на другие предприятия. В это же время завод переключился на проектирование новой линейки катков - менялись силовые установки, конструировались новые трансмиссии, постепенно кондовое рулевое управление с чугунной "баранкой" заменялось на гидроуправление, как бы сейчас сказали, более эргономичное для машиниста. Первой ласточкой стала модернизация морально устаревшего катка Д-83, которая заключалась в установке экономичного дизеля Д-28 вместо бензинового ГАЗ-НАТИ, в трансмиссии был применён дифференциал. Наконец-то появилась возможность пуска двигателя с рабочего места машиниста. Кроме того, изменился внешний вид машины, она стала более угловатой и "современной" по тогдашним меркам, в отличие от предшественников. Каток получил наименование Д-469 и выпускался в таком виде до конца 60-х, и с установкой нового 40-сильного дизеля с воздушным охлаждением Д-37 (позже - Д-37М) стал именоваться Д-469А. Как раз в это же время МСДиКМ (Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения) разработало новый стандарт на катки с гладкими вальцами (ГОСТ 5576-66), и каток согласно этому стандарту стал называться ДУ-11. Надо сказать, что несмотря на то, что все без исключения остальные рыбинские машины имели к тому времени гидрофицированное управление поворотом, этот каток оставался с механическим. В связи с чем произошла такая задержка, неизвестно, видимо у КБ главка были иные, более важные задачи. Факт остаётся фактом: без преувеличения, самый массовый каток тех лет управлялся системой червячной передачи, как на архаичных довоенных машинах серии МК. Думается, что до определённого момента считалось, что каток массой "всего-то" 6,4 тонны несложно управляется и механически, тем более на горячем асфальте. Дешевизна конструкции, простота обслуживания, пятилетка в четыре года... При этом с мнением дорожников, которым приходилось крутить тяжёлый замасленный руль, как у нас водится, никто не посчитался. Благодаря своей массовости и простоте конструкции некоторые экземпляры Д-469А (ДУ-11) сохранились до наших дней, например, этот каток был обнаружен в Омске в 2008 году.

В 1973 году на смену ДУ-11 пришёл новый каток - ДУ-50. По сути это остался тот же ДУ-11, но с новым дизелем Д-37Е, оборудованный гидроуправлением поворотом и несколько увеличенным в связи с этим диаметром переднего вальца (1000 против 900 мм у предшественника). Кроме того, изменился в деталях внешний вид - применили распашные боковые кожухи моторного отсека вместо складывающихся вверх, появились мягкие подлокотники на боковинах рабочего места машиниста и т.д. Вот один из ДУ-50, сохранившихся в Омске, это тот же каток, что и на заглавном снимке. На фото хорошо виден рычаг гидравлического управления поворотом, заменивший неудобный руль.

ДУ-50 являлся по сути самой массовой машиной статического действия в те года. Маневренный и достаточно быстроходный (до восьми км/ч) ДУ-50 применялся и для предварительной укатки автомагистралей, и на асфальтировании аллей в парках, для чего его массы вполне хватало. Даже в зажиточных колхозах и совхозах иной раз числился на балансе каток этой модели, так как площадок под технику, хранение удобрений, семян в те года хватало в любом хозяйстве на селе.

Выпускался 50-й немногим более десяти лет, выпуск его был прекращён ориентировочно в 1984-м году, когда на смену ему пришли принципиально новые модели, как по конструкции, так и по внешнему виду. По сравнению с современными катками ДУ-50 не иначе, как раритетом не назовёшь, но то, что до нашего времени сохранилось и эксплуатируется достаточное количество машин этой модели, причём зачастую - в первозданном виде, говорит само за себя.

Выражаю огромную благодарность за помощь в подготовке заметки моему другу и большому специалисту по дорожной и строительной технике Михаилу Беднарскому aka mechanik75, он написал основную часть текста.

mib55.livejournal.com

Моторные катки Д-211 и Д-260

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   О дорожно-строительных машинах

Моторные катки Д-211 и Д-260

В дорожном строительстве главным образом применяют два типа моторных катков — Д-260 весом 6 т и Д-211 весом 10 т.

Моторный каток Д-211 (рис. 192) предназначается для уплотнения дорожных оснований, черных и асфальтобетонных покрытий.

Уплотняющими органами катка являются вальцы — передний сдвоенный валец и два задних ведущих вальца. Для очистки вальцов от налипающих частиц асфальтобетона служат скребки, прижимаемые пружинами к поверхностям качения вальцов.

Передний валец соединен с рамой шкворнем, обеспечивающим повороты вальца в горизонтальной плоскости для направления движения катка.

Задние вальцы расположены по бокам рамы катка и приводятся во вращение шестернями бортовых передач.

В средней части рамы установлен двигатель с муфтой сцепления. Запас горючего (бензина) для двигателя помещается в топливном баке.

В передней части двигателя находится пусковой механизм, служащий для запуска двигателя и состоящий из зубчатой передачи и заводной ручки, выведенной на боковую панель рамы.

Выходной вал муфты сцепления двигателя соединен цепной муфтой с валом коробки перемены передач. Муфты реверсивного механизма размещены по бокам коробки перемены передач в передней ее части.

Сиденье водителя размещено в задней части катка между ведущими вальцами. Педаль муфты сцепления двигателя, рычаги, штурвал и ручка блокировки дифференциала размещены перед сиденьем водителя, что обеспечивает удобство управления всеми механизмами катка.Нажимом ноги на педаль выключается муфта сцепления двигателя, трансмиссия отключается от двигателя, и движение катка прекращается.

Поворотом рычага изменяется положение дроссельной заслонки в карбюраторе двигателя. Благодаря этому изменяется подача горючей смеси в цилиндры двигателя и изменяется число его оборотов.

Рис. 192. Моторный каток Д-211:1 — передний валец; 2 — передний скребок; 3 — шкворень; 4 — топливный бак; 5 — двигатель; 6 — педаль муфты сцепления; 7 — рычаг коробки перемены передач; 8—рычаг дроссельной заслонки; 9 — рычагтормоза; 10 — рычаг реверса; 11 — штурвал; 12 — сиденье водителя; 13 — ручка блокировки дифференциала; 14 — задний скребок; 15 — задний валец; 16 — шестерня бортовой передачи; 17 — коробка перемены передач; 18 — муфта реверса; 19— соединительная цепная муфта; 20 — муфта сцепления; 21 — рама; 22 — пусковой механизм; 23 — фильтр-отстойник горючего

Рычагом переключают шестерни в коробке перемены передач и изменяют скорости движения катка.

Рычаг переключает муфты реверса коробки перемены передач. В зависимости от включения той или другой муфты каток будет двигаться вперед или назад.

Рис. 193. Вальцы катка Д-211:а — задний валец; б — передний валец; 1 и 6 — обода; 2 и 7—ступицы; 3 — зубчатый венец; 4 и 9 — оси; 5 и 8 — подшипники; 10 — вилка; 11 —шкворень; 12 — скребок; 13 — пружина; 14 — чека

Перевод рычага назад соответствует движению катка назад и наоборот. При среднем положении рычага обе муфты выключены и передача крутящего момента к ведущим вальцам прекращается, а следовательно, прекращается и движение катка.

Рычаг управляет тормозом катка. При переводе рычага назад тормоз включается и движение катка прекращается. Торможение можно .производить только при выключенном сцеплении двигателя или при выключенных муфтах реверса; в противном случае муфты будут буксовать и изнашиваться или заглохнет двигатель.

Штурвал служит для поворотов переднего вальца при изменении направления движения катка.

Ручка блокировки дифференциала предназначается для выключения дифференциала и установления жесткой связи между обоими задними вальцами.

При транспортных переходах каток может завязнуть в труднопроходимых участках пути или строительной площадки. Для буксирования катка имеется скоба, приваренная к задней балке рамы.

Задний валец катка (рис. 193, а) состоит из цилиндрического обода, приболченного к ступице, вращающейся вокруг оси на конических роликоподшипниках. К ступице приболчен зубчатый венец, которому передается вращение от ведущей шестерни бортовой передачи.

Передний валец (рис. 193, б) состоит из двух отдельных секций, что облегчает его повороты при качении по укатываемой поверхности. Каждая секция переднего вальца состоит из обода, приболченного к ступице, вращающейся относительно оси на конических роликоподшипниках. Ось закреплена двумя чеками 1в проушинах вилки.

Вилка соединена горизонтальным шкворнем с вертикальным поворотным шкворнем; такое соединение обеспечивает свободу поворотов вальца в вертикальной плоскости при прохождении боковых уклонов и других неровностей пути или укатываемого покрытия.

На вилке переднего вальца шарнирно подвешен скребок, прижимаемый к поверхности вальца пружиной.

Рис. 194. Механизм рулевого управления:1— штурвал; 2 — вал; 3 — опора; 4 — карданный шарнир; 5 — ведущая шестерня; 6 — опора; 7— ведомая шестерня; 8 — червяк; 9 — червячное колесо; 10— шкворень

Передний валец поворачивается механизмом рулевого управления (рис. 194).

На шкворне посажено на шлицах червячное колесо, входящее в зацепление с червяком, имеющим на заднем конце ведомую шестерню, находящуюся в зацеплении с ведущей шестерней. Червячная пара монтируется в литом корпусе, укрепленном на раме катка.

Вал шестерни вращается во втулках, которые запрессованы в опоре, отлитой заодно с корпусом червячной пары; этот вал соединен карданным шарниром с валом, вращающимся в опоре, укрепленной на поперечной арке капота двигателя. Рулевой штурвал укреплен на конце вала.

Направление вращения штурвала совпадает с направлением поворотов переднего вальца.

Рис. 195. Соединение двигателя с коробкой перемены передач:1 — ведущая шестерня реверса; 2— цепная полумуфта ведомая; 3— соединительная цепь; 4—цепная полумуфта ведущая; 5 — вал муфты сцепления; 6—муфта сцепле*ния двигателя

Вращение от двигателя к коробке перемены передач передается цепной муфтой (рис. 195), которая состоит из двух полумуфт, соединенных цепью, замкнутой в кольцо. Зазоры в зацеплении полумуфт с цепью допускают некоторую неточность в сборке двигателя и коробки перемены передач на раме катка; несоосность и непараллельность вала муфты сцепления двигателя и хвостовика конической шестерни реверса компенсируются цепной муфтой.

Ведущая коническая шестерня реверса находится в постоянном зацеплении с двумя ведомыми шестернями (рис. 196), вращающимися свободно на валу реверса на роликовых подшипниках. Ступицы шестерен вращаются в шарикоподшипниках стаканов, укрепленных болтами к корпусу коробки перемены передач. На ступицах шестерен посажены на шпонках ведущие чашки муфт реверса, внутри которых .помещаются ведущие диски.

Ведомые диски муфт реверса соединены с втулками, закрепленными на концах вала. Диски отжимаются друг от друга пружинками и при выключенных муфтах реверса не соприкасаются с ведущими дисками.

Бугели свободно посажены на втулках и могут перемещаться вдоль них. Передвижение бугелей по втулкам производится рычагом реверса.

Движения бугелей вдоль втулок сблокированы таким образом, что если один бугель придвигается к муфте, то другой отодвигается от противоположной муфты и наоборот.

Рис. 196. Реверсивный механизм:1 — вал реверса; 2—бугель; 3 — кулачок; 4— ведомые диски; 5 — ведущая чашка; б — ведущие диски; 7—стакан; 8 — шестерни реверса; 9— ведущая шестерня коробки перемены передач; 10 — подшипники; 11 — стопор; 12 — регулировочное кольцо;13 — ведомая втулка

При движении бугеля к муфте кулачки нажимают на крайний диск и таким образом прижимают все диски друг к другу.

За счет трения между дисками вращение передается от чашки к втулке, следовательно, вал также приводится во вращение.

Так как шестерни вращаются в противоположных направлениях, то вал, а вместе с ним и ведущая шестерня тоже вращаются в противоположных направлениях, в зависимости от того, какая из муфт реверса (правая или левая) включена.

Износ дисков муфт компенсируется регулировочными кольцами, навертываемыми на резьбу втулок. При навертывании кольца на резьбу втулки зазоры между дисками уменьшаются, вследствие чего сокращается ход бугеля, а вместе с этим и ход рычага управления реверсом.

Посредством колец регулируются также новые муфты после ремонта.

Отрегулированное положение кольца фиксируется пружинным стопором, хвостовик которого входит в отверстие крайнего диска, чем исключается произвольное вращение кольца.

Кинематическая схема моторного катка Д-211 показана на рис. 197.

От шестерни вала реверса (см. рис. 196) приводится шестерня первого вала коробки перемены передач (рис. 197). Первый и второй валы коробки перемены передач соединяются переключаемыми шестернями, из которых подвижные шестерни помещаются на втором валу. При включении одной из этих подвижных шестерен вращение передается от вала реверса к валу дифференциала. Вал вращается с определенной скоростью, зависящей от передаточного числа включенных шестерен, а направление вращения определяется включенной муфтой реверса.

На втором валу помещается также шкив тормоза для торможения и остановок катка.

От вала дифференциала бортовыми передачами приводятся во вращение задние вальцы.

Устройство дифференциала катка изображено на рис. 198.

Полуоси вращаются во втулках, которые запрессованы в опорах, приболченных к раме катка; на концах полуосей закреплены ведущие шестерни бортовых передач.

При вращении шестерни вместе с ней вращаются корпус и сателлиты. Вследствие зацепления сателлитов с обеими шестернями приводятся также во вращение и полуоси, передающие вращение шестерням задних вальцов посредством шестерен.

Если сопротивления качению обоих вальцов одинаковы и одинаковы проходимые ими пути, то оба вальца вращаются с равными скоростями.

Если же сопротивление качению одного из вальцов возросло или уменьшилось или если путь, ими проходимый (например на повороте), не равен пути, проходимому другим вальцом, то скорости вращения обоих валыцев должны быть не равными друг другу. Тогда за счет вращения сателлитов на осях крестовины скорость вращения обоих вальдев соответственно изменяется (для одного вальца увеличивается, а для другого уменьшается) и оба вальца катятся каждый по своему пути без скольжения.

Рис. 198. Дифференциал катка Д-211:1 — коронная шестерня; 2— полуось; 3— опора полуоси; 4 — ведущая шестерня бортовой передачи; 5 — корпус; 6—полуосевая шестерня; 7 — сателлит; 8 — крестовина; 9 — кулачковая муфта блокировки дифференциала

Возможны случаи, когда один из задних вальцов начнет буксовать, например, при прохождении слабого места уплотняемого покрытия или препятствия (камень, ухаб, лужа) во время транспортного движения. Для устранения этого предусмотрен механизм блокировки дифференциала, состоящий из кулачковой муфты, посаженной на шлицах полуоси. При сцеплении кулачков муфты с кулачным венцом корпуса полуось и корпус начинают вращаться вместе. Этим исключается вращение сателлитов на своих осях, и другая полуось будет также вращаться со скоростью, равной скорости вращения ко-рпуса или другой полуоси. Таким образом, оба задних вальца будут вращаться с одинаковыми скоростями и буксование одного из -них невозможно. При этом за счет тяги небуксующего вальца каток преодолевает трудно проходимый участок покрытия или дороги. Механизм блокировки включается водителем по мере необходимости.

Для остановок катка служит тормоз (рис. 199). Тормозной шкив охвачен лентой с прикрепленной к ней фрикционной обшивкой. Один конец ленты закреплен неподвижно при помощи тяги и сферической опоры, затянутой пружиной; второй конец ленты присоединен к нижнему шарниру тормозного рычага, посаженного на оси. Усилие затяжки пружины регулируется гайкой, навернутой на хвостовик тяги.

При повороте водителем рычага на себя лента натягивается и тормозит вращение шкива. Торможение передается шестерням передач, и вращение задних вальцов прекращается.

Положение рычага, соответствующее торможению, фиксируется собачкой, прикрепленной к стержню и вступающей в зацепление с зубцами сектора 6. Собачка выводится из зацепления с зубцами сектора нажимом пальца на кнопку стержня. Включение собачки в зацепление осуществляется пружиной, помещающейся на стержне внутри рукоятки.

Моторный каток Д-260 по устройству подобен катку Д-211 и имеет ряд узлов, унифицированных с ним. Оба катка имеют одинаковые рулевые механизмы, коробки перемены передач с реверсивным механизмом, дифференциалы, тормоза и ряд других узлов.

Разными у этих катков являются рамы, двигатели, вальцы. Конструкция вальцов и вилки катка Д-260 подобна конструкции одноименных узлов катка Д-211, но отличается размерами.

Рис. 199. Тормоз:1 — тормозной рычаг; 2 — кнопка; 3 — рукоятка; 4 — пружина; 5 — стержень; 6 — сектор; 7 — тормозная лента; 8 — фрикционная обшивка; 9 — тормозной шкив; 10— ось; 11 — тяга; 12 — сферическая опора; 13— пружина; 14 — регулировочная гайка

Читать далее: Эксплуатация моторных катков

Категория: - О дорожно-строительных машинах

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Дорожный самоходный каток ДУ 84, грунтовый виброкаток ДУ84

    Содержимое:
  1. Конструкция катка ДУ 84
  2. Эксплуатация катка ДУ 84
Среди катков Рыбинского объединения «Раскат» очень много необычных машин, отличающихся оригинальной конструкцией и большой степенью универсальности среди даже таких специализированных машин, как дорожные катки. Одной из наиболее универсальных моделей является каток дорожный самоходный ДУ 84. Эта машина предназначена для работы на грунтовых и насыпных основаниях различного типа, а также для уплотнения асфальтно-минеральных покрытий дорог, площадок и прочих площадей значительного размера.

Особенности конструкции катка ДУ 84

Одной из главных особенностей самоходного дорожного катка ДУ 84 является возможность его переоборудования с одновальцевого варианта в двухвальцевой с обоими вибрирующими барабанами. При этом оба вальца являются приводными и поворотными. Это делает машину необычайно маневренной для катка такой массы и исключает пробуксовку при работе на увлажненных грунтах, рыхлых почвах или на подъемах значительного уклона.

Каток среди своих собратьев аналогичного класса отличается пониженным уровнем шума, что позволяет использовать его при ремонте городских улиц, строительстве в городской черте или работах в парковых зонах.

Место водителя обустроено с высокой степенью комфорта. Панель приборов и органы управления расположены очень продумано и не вызывают усталости у оператора даже при длительной работе. Кабина размещена на антивибрационной подвеске и колебания системы, даже при обоих вальцах, работающих в виброрежиме.

Технические параметры катка ДУ 84

  • габариты машины Д/Ш/В (с кабиной) - 6/2,4/3,2 м
  • эксплуатационная масса - 14 т
  • ширина рабочей зоны - 2000 мм
  • колесная база - 3100 мм
  • количество вибрационных вальцев - 1/ 2
  • частота вибрации - 40/24
  • линейное давление - 320 Н/см
  • количество пневматических колес - 4
  • радиус наружного следа - 7 м
  • угол подъема рабочий максимальный - 10°

Применение четырех пневматических колес на задней приводной оси позволяет использовать машину в качестве комбинированного катка, особенно удобного при работе с асфальтовыми покрытиями на заключительном этапе работ.

Гидрообъемная трансмиссия позволяет очень плавно изменять рабочую скорость от 0 до 5,4 км/час при движении как вперед, так и назад. При транспортировке своим ходом самоходный дорожный каток ДУ 84 может развить скорость до 9 км/час. Эффективная муфта сцепления и рабочие гидравлические тормоза дают возможность безопасно эксплуатировать машину в различных дорожных ситуациях. Рулевое управление, несмотря на значительный вес машины, очень эффективно и машина чувствует себя при маневрах достаточно уверенно.

Для орошения рабочих поверхностей вальцов каток оборудован водяным баком емкостью 400 литров с принудительной подачей воды, поток которой можно регулировать в широких пределах.

Эксплуатация катка ДУ 84

Конструкция катка обеспечивает легкий доступ к основным узлам, двигательной установке и гидравлической системе. Обслуживание машины не требует применения сложных инструментов и приспособлений, много работ, включая и замену вальцев, можно выполнять прямо на рабочем месте.

Каток дорожный ДУ 84 обладает следующими показаниями рабочих параметров:

  • глубина уплотнения асфальта 4-10 см
  • грунтовой уплотняемый слой 15 – 70 см
  • количество проходов - асфальт 4 – 10
  • количество проходов - грунт 3- 12
  • коэффициент уплотнения асфальта 0,96 – 1,0
  • коэффициент уплотнения грунта 0,95 – 0,98

Каток оборудуется двигателем ЯМЗ 236 мощностью 150 л.с. или Д-260.1.386 такой же мощности. Это делает машину очень производительной, каток может уплотнить до 3000 кв. метров асфальта или до 1000 кв. метров грунта за один час работы. Объем топливного бака позволяет работать без дозаправки на протяжении всей рабочей смены.

Двигатель в базовой комплектации оборудуется предпусковым подогревателем и турбиной. Дополнительно машина может комплектоваться шинами с протектором повышенной проходимости. Опционно на катке устанавливается прибор контроля качества уплотнения, позволяющий оператору самостоятельно определять уровень достигнутой плотности основания.

Катки ДУ 84 полностью адаптированы к работе в различных климатических условиях России.

stroy-plys.ru


Смотрите также