План конспект урока Принцип действия тепловых двигателей. Конспект тепловые двигатели


Конспект урока по физике на тему: "Тепловые двигатели"

Конспект урока по физике 10 класс.

Тема урока: Тепловые двигатели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Разъяснить принцип действия теплового двигателя.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с видами тепловых двигателей, развивать умение определять КПД тепловых двигателей, раскрыть роль и значение ТД в современной цивилизации; обобщить и расширить знания учащихся по экологическим проблемам.

Развивающие: развивать внимание и речь, совершенствовать навыки работы с презентацией.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности перед последующими поколениями, в связи с чем, рассмотреть вопрос о влиянии тепловых двигателей на окружающую среду.

Оборудование: компьютеры для учащихся, компьютер учителя, мультимедийный проектор, тесты (в Excel), Физика 7-11

Ход урока

1. Оргмомент

2. Организация внимания учащихся

Тема нашего урока: “Тепловые двигатели”. (Слайд 1)

Сегодня мы вспомним виды тепловых двигателей, рассмотрим условия их эффективной работы, поговорим о проблемах связанных с их массовым применением. (Слайд 2)

3. Актуализация опорных знаний

Прежде чем перейти к изучению нового материала предлагаю проверить как вы к этому готовы.

Фронтальный опрос:

– Дайте формулировку первого закона термодинамики. (Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количество теплоты, переданное системе. U=A+Q)

– Может ли газ нагреться или охладиться без теплообмена с окружающей средой? Как это происходит? (При адиабатических процессах.) (Слайд 3)

– Напишите первый закон термодинамики в следующих случаях: а) теплообмен между телами в калориметре; б) нагрев воды на спиртовке; в) нагрев тела при ударе. (а) А=0, Q=0, U=0; б) А=0, U= Q; в) Q=0, U=А)

– На рисунке изображен цикл, совершаемый идеальным газом определенной массы. Изобразить этот цикл на графиках р(Т) и Т(р). На каких участках цикла газ выделяет теплоту и на каких – поглощает?

(На участках 3-4 и 2-3 газ выделяет некоторое количество теплоты, а на участках 1-2 и 4-1 теплота поглощается газом.) (Слайд 4)

4. Изучение нового материала

Все физические явления и законы находят применение в повседневной жизни человека. Запасы внутренней энергии в океанах и земной коре можно считать практически неограниченными. Но располагать этими запасами недостаточно. Необходимо за счет энергии уметь приводить в действие устройства, способные совершать работу. (Слайд 5)

Что является источником энергии? (различные виды топлива, энергия ветра, солнца, приливов и отливов)

Существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой.

Тепловой двигатель – устройство, превращающее внутреннею энергию топлива в механическую энергию. (Слайд 6)

Рассмотрим устройство и принцип работы теплового двигателя. Тепловая машина работает циклично.

Любая тепловая машина состоит из нагревателя, рабочего тела и холодильника. (Слайд 7)

КПД замкнутого цикла (Слайд 8)

Q1 – количество теплоты полученное от нагревания Q1Q2

Q2 – количество теплоты отданное холодильнику Q 21

A/ = Q 1– |Q 2| – работа совершаемая двигателем за цикл ?

Цикл C. Карно (Слайд 9)

T1 – температура нагревания.

Т2 – температура холодильника.

  1. – не зависит от Q, р, V топлива.

  2. – является функцией только двух температур.

На всех основных видах современного транспорта преимущественно используются тепловые двигатели. На железнодорожном транспорте до середины XX в. основным двигателем была паровая машина. Теперь же главным образом используют тепловозы с дизельными установками и электровозы. На водном транспорте также использовались вначале паровые двигатели, сейчас используются как двигатели внутреннего сгорания, так и мощные турбины для крупных судов.

Наибольшее значение имеет использование тепловых двигателей (в основном мощных паровых турбин) на тепловых электростанциях, где они приводят в движение роторы генераторов электрического тока. Около 80 % всей электроэнергии в нашей стране вырабатывается на тепловых электростанциях.

Тепловые двигатели (паровые турбины) устанавливают также на атомных электростанциях. Газовые турбины широко используются в ракетах, в железнодорожном и автомобильном транспорте.

На автомобилях применяют поршневые двигатели внутреннего сгорания с внешним образованием горючей смеси (карбюраторные двигатели) и двигатели с образованием горючей смеси непосредственно внутри цилиндров (дизели).

В авиации на легких самолетах устанавливают поршневые двигатели, а на огромных лайнерах – турбовинтовые и реактивные двигатели, которые также относятся к тепловым двигателям. Реактивные двигатели применяются и на космических ракетах. (Слайд 10)

(Показ видеофрагментов работы турбореактивного двигателя.)

Рассмотрим более подробно работу двигателя внутреннего сгорания. Просмотр видеофрагмента. (Слайд 11)

Работа четырехтактного ДВС.1 такт: впуск.2 такт: сжатие.3 такт: рабочий ход.4 такт: выпуск.• Устройство: цилиндр, поршень, коленчатый вал, 2 клапана(впуск и выпуск), свеча.• Мертвые точки – крайнее положение поршня.Сравним эксплуатационные характеристики тепловых двигателей.

КПД:

  • Паровой двигатель – 8%

  • Паровая турбина – 40%

  • Газовая турбина – 25-30%

  • Двигатель внутреннего сгорания – 18-24%

  • Дизельный двигатель – 40– 44%

  • Реактивный двигатель – 25% (Слайд 112)

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды (Слайд 13)

Неуклонный рост энергетических мощностей – все большее распространение укрощенного огня – приводит к тому, что количество выделяемой теплоты становится сопоставимым с другими компонентами теплового баланса в атмосфере. Это не может не приводить к повышению средней температуры на Земле. Повышение температуры может создать угрозу таяния ледников и катастрофического повышения уровня Мирового океана. Но этим не исчерпываются негативные последствия применения тепловых двигателей. Растет выброс в атмосферу микроскопических частиц – сажи, пепла, измельченного топлива, что приводит к увеличению “парникового эффекта”, обусловленного повышением концентрации углекислого газа в течение длительного промежутка времени. Это приводит к повышению температуры атмосферы.

Выбрасываемые в атмосферу токсические продукты горения, продукты неполного сгорания органического топлива – оказывают вредное воздействие на флору и фауну. Особую опасность в этом отношении представляют автомобили, число которых угрожающе растет, а очистка отработанных газов затруднена.

Все это ставит ряд серьезных проблем перед обществом. (Слайд 14)

Необходимо повышать эффективность сооружений, препятствующих выбросу в атмосферу вредных веществ; добиваться более полного сгорания топлива в автомобильных двигателях, а также увеличения эффективности использования энергии, экономии ее на производстве и в быту.

Альтернативные двигатели:

  • 1. Электрические

  • 2. Двигатели, работающие на энергии солнца и ветра (Слайд 15)

Пути решения экологических проблем:

  1. Использование альтернативного топлива.

  2. Использование альтернативных двигателей.

  3. Оздоровление окружающей среды.

  4. Воспитание экологической культуры. (Слайд 16)

5. Закрепление материала

Всем вам предстоит всего лишь через год сдавать единый государственный экзамен. Предлагаю вам решить несколько задач из части А демоверсии по физике за 2009 год. Задание вы найдете на рабочих столах ваших компьютеров.

6. Подведение итогов урока

С момента, когда была построена первая паровая машина, до настоящего времени прошло более 240 лет. За это время тепловые машины сильно изменили содержание жизнь человека. Именно применение этих машин позволило человечеству шагнуть в космос, раскрыть тайны морских глубин.

Выставляет оценки за работу на уроке.

7. Домашнее задание: § 82 (Мякишев Г.Я.), упр. 15 (11, 12) (Слайд 17)

8. Рефлексия

Прежде чем покинуть класс просьба заполнить таблицу.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудныминтересно / не интересно

 

Ответы подчеркнуть

Спасибо за работу.

На этом наш урок окончен.

Литература:

  1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни/18-е изд. – М.:Просвещение, 2009.

  2. Демкович В.П. Сборник задач по физике. 10-11 кл. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.

  3. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.

multiurok.ru

Конспект + презентация урока Физики Тепловые двигатели

 

Сертифицированный учитель  математики и физики

III (базового ) уровня, II- категории  А.Т. Есентаева

ЗКО, Бурлинский район, г. Аксай

Класс 8

ТЕМА УРОКА: Тепловые двигатели

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Формирование понятий и представлений о тепловом двигатели, его видах, принципе действия двигателя внутреннего сгорания, КПД теплового двигателя.
  • Развитие логического мышления, памяти, способности находить оптимальный путь выполнения поставленной задачи; умения правильно объяснять физические понятия и явления; совершенствование навыков работы с персональным компьютером.
  • Экологическое воспитание.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедиа презентация.

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.

ФОРМЫ РАБОТЫ: коллективная, индивидуальная, групповая.

ВИД РАБОТЫ: заполнение кластера, изучение новой темы по стратегии «Думай сам – в паре- поделись», самостоятельная работа с учебником.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:

I.Организационный момент. Организация групп. Объявление цели и задачи урока. Проверка домашнего задания.  (Тренинг «Передай тепло»)

II.Изучение нового материала.

 Высказывание.[1](учитель)

Ребята, прежде, чем мы перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним ключевые термины, которые помогут нам определиться с темой сегодняшнего урока. А в этом нам поможет кроссворд, ключевое слово которого имеет непосредственное отношение к теме сегодняшнего урока. (деление на 3 группы по картинкам «Тепловых двигателей» . 1- группа «двигатель внутреннего сгорания»,  2- группа «паровая и газовая турбины,», 3- группа «реактивный двигатель» . Образовалась 3 группы и ваша задача раскрыть каждых из видов.

Каждая группа выбирает своего капитана группы и следить за порядок , заполняет оценочный лист ученика.

 

Ф.И. ученика

Домашнее задание

Задача Уровень А (5-10)

Ответы на вопросы

Новая тема

Задача Уровень А (11,12,1,3,)

Уровень В (4,5,6)

Итого

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД-1. Вопросы.

1.Один из способов изменения внутренней энергии тела (теплопередача).

2.Источник энергии, используемый в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту (топливо).

3.Кинетическая, потенциальная, внутренняя (энергия).

4.Дерево даешь – съедает, от воды – умирает (огонь).

5.От этой величины зависит скорость движения молекул (температура).

6.Единица измерения мощности (Ватт).

7.Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия (горение).

8.Единица измерения энергии (Джоуль).

9.Один из видов теплопередачи (излучение).

Взаимопроверка (9-10-«5», 7-8-«4»,5-6-«3»)

СЛАЙД-2. Тема и цели урока. Изучение новой темы (использование материала учебника).

Тема сегодняшнего урока – «Тепловые двигатели»

Сегодня на уроке мы изучим: Заполнить  кластер .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии, источниками которой являются различные виды топлива, ветер, солнце, приливы и отливы. Существуют различные виды машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой. Мы рассмотрим один из типов машин – тепловой двигатель.

 Определение.

Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.

СЛАЙД-3 . Как же это происходит?

 «Мозговая атака»  Видеосюжет модель  работы простейшего теплового двигателя.

Схема – классификация тепловых двигателей.

Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель. Во всех этих двигателях энергия топлива сначала переходит в энергию газа (или пара). Газ, расширяясь, совершает работу и при этом охлаждается. Часть его внутренней энергии превращается в механическую энергию.

Работа в группах «Думай сам – поделись в паре - расскажи» рассмотреть виды тепловых двигателей. 1- группа «двигатель внутреннего сгорания»,  2- группа «паровая и газовая турбины,», 3- группа «реактивный двигатель», выступление каждой группы со своей презентацией.

Структура двигателя и формула КПД.

Т.е. тепловой двигатель состоит из нагревателя (устройства, где сгорает топливо), рабочего тела и холодильника. Газ или пар, который является рабочим телом, получает от нагревателя некоторое количество теплоты (Q1). Рабочее тело, нагреваясь, расширяется и совершает работу (Ап) за счет своей внутренней энергии. Часть энергии (Q2) передается холодильнику вместе с отработанным паром или выхлопными газами.

Большая часть энергии топлива не используется полезно, а теряется в окружающем пространстве.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Как называется величина, показывающая, какая часть энергии, выделяемой топливом, тепловой двигатель превращает в полезную работу? (КПД)

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Вспомните, как найти КПД простого механизма? Ответ ученика: (Найти отношение полезной работы к затраченной)

Чтобы найти коэффициентом полезного действия теплового двигателя нужно найти отношение совершенной полезной работы (Ап) двигателя, к энергии, полученной от нагревателя (Q1).

То есть КПД показывает, какая часть энергии, выделяемой топливом, превращается в полезную работу. Чем больше эта часть энергии, тем двигатель экономичнее.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Сравните значения Q1 и Q2. (Q1 > Q2)

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: На сколько Q1 > Q2? (на значение Ап)

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Как можно найти полезную работу? (Q1 – Q2)

Значит, Ап = Q1 – Q2 и

 

            ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Сравните значения Q1 – Q2 и Q1. (Q1 – Q2 < Q1)

 ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Что можно сказать о значении дроби  (меньше 1)

Значит, КПД всегда меньше 1, а если его выразить в процентах, то меньше 100%.

III . Решение  задачи каждой группы  Уровень А (11,12,13)

Задача: Чему равен КПД теплового двигателя, если в полезную работу превращается четверть энергии топлива? (25%)

СЛАЙД. Физкультминутка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

СЛАЙД. Высказывание.

III.Закрепление изученного материала.

Ну, а сейчас давайте ещё раз коротко повторим то, с чем мы познакомились на сегодняшнем уроке.

  • Какие машины называют тепловыми двигателями?
  • Какие виды тепловых двигателей вы знаете?
  • Что является нагревателем двигателя внутреннего сгорания?
  • Что является холодильником двигателя внутреннего сгорания?
  • Из скольких тактов состоит цикл двигателя внутреннего сгорания?
  • Какой такт изображен на рисунке 27 учебника?

Теперь мне хотелось бы проверить, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого я предлагаю вам пересесть за компьютеры и ответить на вопросы теста. Но оценивать ваши знания будет компьютер. А я и вы сделаем выводы, на что вам нужно обратить внимание при подготовке домашнего задания.

Рефлексия: (закончить предложение)

Сегодня я могу оценить свою работу на «___».

Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось…

 

IV.Подведение итогов.

Домашнее задание: §21-24 Задача Уровень В (4-6, 9,10)

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа «Конспект + презентация урока Физики Тепловые двигатели »

  • Один из способов изменения внутренней энергии тела

( теплопере д ача ).

2. Источник энергии, используемый в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту

( топли в о ).

  • Кинетическая, потенциальная, внутренняя

( энерг и я ).

  • Дерево даешь – съедает, от воды – умирает

( о г онь ).

5. От этой величины зависит скорость движения молекул

( темпер а тура ).

6. Единица измерения мощности

( Ват т ).

7. Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия

( гор е ние ).

8. Единица измерения энергии

( Джоу л ь ).

9. Один из видов теплопередачи которое получаем от солнце

( и злучение ).

ТЕМА УРОКА: Тепловые двигатели

  • ЦЕЛИ УРОКА:
  • Формирование понятий и представлений о тепловом двигатели, его видах, принципе действия двигателя внутреннего сгорания, КПД теплового двигателя.
  • Развитие логического мышления, памяти, способности находить оптимальный путь выполнения поставленной задачи; умения правильно объяснять физические понятия и явления; совершенствование навыков работы с персональным компьютером.
  • Экологическое воспитание.

Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.

Типы тепловых двигателей:

( устанавливаются на всех ТЭС, АЭС, водном транспорте, ж/д транспорте в настоящее время практически вытеснены).

Паровые турбины.

Двигатели внутреннего сгорания.

(автомобильный транспорт, авиация, с/х и строительная техника).

Реактивные двигатели.

(авиация, космонавтика).

Хронология изобретений тепловых двигателей

1690 – пароатмосферная машина Д.Папена

1705 - пароатмосферная машина Т.Ньюкомена для подъема воды из шахты

1763-1766 – паровой двигатель И.И.Ползунова

1784 – паровой двигатель Дж.Уатта

1865 – двигатель внутреннего сгорания Н.Отто

1871 – холодильная машина К.Линде

1897 – двигатель внутреннего сгорания Р.Дизеля (с самовоспламенением)

Паровая турбина — вид парового двигателя, в котором струя пара, действуя на лопатки ротора, вызывает его вращение.

История турбин – это история водяного колеса.

Водяное колесо с лопатками 16 века

Водяное колесо де ля – Фе, 1740 год.

Водяное колесо 14 века

Сегнерово колесо 1750 год

Колесо Поиселя, 1825 год

Турбины

Паровая турбина Лаваля,1889год.

Турбина Каплана, 1900год.

Турбина Эйлера, 1754 год.

Турбина современной ГЭС

Пароатмосферная машина Д.Папена

Создатель первой поршневой паровой машины - 1690 год

Пароатмосферная машина Д.Папена

Пароатмосферная машина Т.Ньюкомена для подъема воды из шахты

В 1711-1712 гг. английский изобретатель кузнечный мастер Томас Ньюкомен построил первую паровую (пароатмосферную) машину поршневого типа.

Пароатмосферная машина Т.Ньюкомена для подъема воды из шахты

Паровой двигатель И.И.Ползунова

В апреле 1763 г. Ползунов демонстрировал работу огнедействующей машины"

для заводских нужд»

Паровой двигатель Дж.Уатта

  • В 1781 г. Джеймс Уатт получил патент на изобретение второй модели своей машины.
  • В 1782 г. эта замечательная машина, первая универсальная паровая машина «двойного действия», была построена.

Паровой двигатель Дж. Уатта

Двигатель внутреннего сгорания Н.Отто

К  1863 году был готов первый образец атмосферного газового двигателя с поршнем от авиационного мотора и ручным стартером, работавшим на смеси бензина и воздуха.

Двигатель внутреннего сгорания Н. Отто

Холодильная машина К.Линде

Назначение премии за изобретение холодильной машины по выкристаллизации парафина побудило профессора в 1870 году вплотную заняться теорией тогда еще не существовавшей холодильной отрасли. Тремя годами позже в аугсбургской пивоварне была опробована первая опытная паровая машина фон Линде, в которой в качестве хладагента  использовался метилэфир. Тогда же профессор получил в земле Бавария патент на свое изобретение, а 9 августа 1877 года — уже имперский патент на машину «второй конструкции», работавшую на аммиаке.

Холодильная машина К. Линде

Двигатель внутреннего сгорания Р.Дизеля (с самовоспламенением)

1878 – 1888 гг. Рудольф Дизель работает над созданием двигателя принципиально новой конструкции. В голову ему приходит создание абсорбционного двигателя, работавшего на аммиаке, а в роли топлива должна был выступать специальная пудра, полученная из каменного угля.

Двигатель внутреннего сгорания

Первый четырехтактный ДВС работал на газе. Изобрел его в 1878 году немецкий физик самоучка Николай Отто.

  • Позже его коллеги Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах

в 1885 году построили карбюраторный ДВС, работавший на бензине.

  • Карбюраторный ДВС имеет карбюратор-устройство, в которое поступают бензин и воздух, при этом получается горючая смесь .

4 такта двигателя

  • 1 такт-в результате движения поршня вниз происходит всасывания через впускной клапан горючей смеси, выпускной клапан закрыт.
  • 2 такт-поршень сжимает горючую смесь, она нагревается и поджигается электрической искрой от свечи.
  • 3 такт-раскаленные газы-продукты сгорания горючей смеси-давят на поршень и толкают его вниз.Движение поршня с помощью шатуна передается коленчатому валу.
  • 4 такт-поршень поднимается вверх и выталкивает отработанные газы через выпускной клапан,который в это время открывается

График изменения состояния газа в цилиндре ДВС на р, V- диаграмме .

  • 1,2-Впуск
  • 2,3-Сжатие
  • 3,4-Рабочий ход
  • 4,5,6,7-выпуск
  • Малая масса, компактность, сравнительно высокий кпд (25—30%) обусловили широкое применение карбюраторных двигателей. Они приводят в движение автомобили, мотоциклы, моторные лодки, применяются в бензопилах.
  • Но есть и недостатки: работают на дорогом высококачественном топливе, довольно сложны по конструкции, имеют большую скорость вращения вала двигателя, их выхлопные газы загрязняют атмосферу.

Четырёхтактный дизельный двигатель

Изобретён немецким инженером Рудольфом ДИЗЕЛЕМ(1858 – 1913) в 1897году.

Принципиальное устройство

Первый такт

П ри ходе поршня вниз через впускной клапан в цилиндр поступает атмосферный воздух .

Второй такт

П ри ходе поршня вверх воздух адиабатно сжимается до давления примерно 1,2*10 6 Па, что ведёт к повышению его температуры в конце такта до 500-700 0 С.

В сжатый раскалённый воздух впрыскивается с помощью топливного насоса и форсунки дизельное топливо . Из-за высокой температуры оно воспламеняется (причём горит дольше бензина).

Третий такт

О бразующиеся при горении газы давят на поршень и производят полезную работу во время движения поршня вниз. Давление расширяющегося газа поддерживается приблизительно постоянным. По окончании горения впрыснутой порции топлива происходит адиабатное расширение газа . В конце такта происходит открытие выпускного клапана, давление падает.

Четвёртый такт

П оршень движется вверх и выталкивает продукты сгорания в атмосферу .

График изменения состояния газа в цилиндре ДД на р, V- диаграмме.

Изобара 1-2 - 1 такт

Изобара 2-3 - 2 такт

И зобара 3-4 , изотерма 4-5 , изохора 5-6 - 3 такт

И зобара 6-7 - 4 такт

Преимущества дизельного двигателя:

Б ольш ой КПД (35-40%).

Низкий расход топлива

Дешёвое топливо

Большой крутящий момент

Недостатки дизельного двигателя:

Более низкая мощность, по сравнению с бензиновыми двигателями

Более высокая масса

Ракетный двигатель

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, реактивный двигатель, не использующий для работы окружающую среду (воздух, воду). Распространены химические ракетные двигатели (разрабатывают и испытывают электрические, ядерные и другие ракетные двигатели). Простейший ракетный двигатель работает на сжатом газе. По назначению различают разгонные, тормозные, управляющие и др. Применяют на ракетах (отсюда название), самолетах и др. Основной двигатель в космонавтике.

Вред наносимый окружающей среде

Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с действием различных факторов.

  • Во-первых, при сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается.
  • Во-вторых, сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа.
  • В третьих, при сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека.
  • А автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают в атмосферу два-три тонн свинца.

Выбросы вредных веществ в атмосферу- не единственная сторона воздействия энергетики на природу. Согласно законам термодинамики производство электрической и механической энергии в принципе не может быть осуществлено без отвода в окружающую среду значительных количеств теплоты. Это не может не приводить к постепенному повышению средней температуры на земле. Одно из направлений, связанное с охраной окружающей среды, это увеличение эффективности использования энергии, борьба за её экономию.

Уменьшение загрязнений окружающей среды.

  • Один из путей уменьшения загрязнения окружающей среды- использование в автомобилях вместо карбюраторных бензиновых двигателей дизелей, в топливо которых не добавляют соединения свинца. Перспективными являются разработки автомобилей, в которых вместо бензиновых двигателей применяются электродвигатели или двигатели, использующие в качестве топлива водород. Равномерное движение машин, ликвидация заторов
  • Установление предельной скорости движения в городе 60 км/ч
  • Вывод из городской черты грузовых потоков
  • Своевременное устранение неисправности двигателей

Схема теплового двигателя

Нагреватель Т 1

Q 1

Рабочее тело (газ)

A = Q 1 - Q 2

Q 2

Холодильник Т 2

Токсичность соединений свинца Р b (С 2 Н 5 ) 4

  • Действует на нервную систему
  • Вызывает умственную отсталость
  • Заболевания мозга
  • Дезактивирует ферменты

Pb(C 2 H 5 ) 4 + 4KI ------ 4 C 2 H 5 K + PbI 4

Pb 4+ + 4I - ------ PbI 4

желтого цвета

Безопасный уровень в крови

0,2- 0,8 × 10 -4 %

  • Какие машины называют тепловыми двигателями? 2. Какие виды тепловых двигателей вы знаете? 3. Что является нагревателем двигателя внутреннего сгорания? 4. Что является холодильником двигателя внутреннего сгорания? 5. Из скольких тактов состоит цикл двигателя внутреннего сгорания?

Задача: Уровень А №11,12,13 Уровень В № 4, 5, 6

Домашнее задание: §22-24

Задача: Уровень А №14 Уровень В № 9,10

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему "Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания"

Тема: «Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания.»

Цель: формирование представления о тепловых двигателях, двигателях внутреннего сгорания, принципе их работы.

Задачи:

Дидактическая:

Формирование представления о значении тепловых двигателей и ДВС.

Формирование логического мышления, умений обобщать.

Развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитательная:

Развивать интерес учащихся к предмету: физика.

Стимулировать ребят к поиску различных способов решения задач.

Воспитывать коллективизм, взаимопомощь. 

Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: видеопроектор, презентация, бумага А3, фломастеры.

Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

План урока

I.Вызов

  1. Организационный момент. 1мин

  2. Психологический настрой 1мин

  3. Мотивационный этап стратегия «Собери верное определение»

/для создания коллаборативной среды/ - 3мин

II.Осмысление

1)Разгадай кроссворд «Двигатели» 5мин

2)Изучение нового материала. 20 мин

3)Стратегия «Кластер». (Работа в группах). 10 мин

  1. Рефлексия 5 мин

1)Выводы, беседа - размышление

3)Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Вызов.

  1. Организационный момент

Мы продолжаем изучать тепловые явления и сегодня познакомимся с таким изобретением человечества, как тепловые двигатели. Рассмотрим эти двигатели, принцип их работы, значение в жизнедеятельности человека и негативное влияние на окружающую среду. В течение урока вы будете отвечать на вопросы, познакомитесь с тепловыми двигателями.

Сосредоточьтесь, будьте терпеливы, настойчивы в достижении успеха.

  1. Психологический настрой:

Примите совет известного ученого А.Эйнштейна:

«Истина – это то, что выдерживает испытание опытом...»

  1. Мотивационный этап.Стратегия «Собери верное определение»

Сейчас мы с вами разобьемся на две группы. На столах у вас лежат карточки со словами из определений, которые вы изучили. Ваша задача составить верное определение и найти себе группу других учеников для дальнейшей работы.

На каждом ряду ученики находят «согруппников» – учащихся, которые составляют верное определение.

Проверка определений по слайду:

II. Осмысление.

  1. Кроссворд «Двигатели»:

  • Процесс перехода тепла от одного тела к другому?

  • Чем являются дрова в печи?

  • Она бывает механической, внутренней, кинетической, потенциальной.

  • Что является врагом леса?

  • Что определяет степень нагретости тела?

  • Еденица измерения мощности?

  • Процесс превращения дров в золу?

  • Еденица измерения энергии?

  • Как еще называют лучистый теплообмен?

  1. Изучение нового материала.

Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.

В 1781 г. Джеймс Уатт получил патент на изобретение второй модели своей машины.

В 1782 г. эта замечательная машина, первая универсальная паровая машина «двойного действия», была построена.

Классификация тепловых двигателей.

Из чего состоит тепловой двигатель?

Мертвые точки.

4 такта ДВС.

Применение тепловых двигателей.

Экологические проблемы.

Высказывание А. Эйнштейна.

  1. Стратегия «Кластер». (Работа в группах)

Учащиеся составляют кластеры:

Одна группа «За» использование тепловых двигателей, другая «Против».

Затем каждая группа защищает свою работу.

III.Рефлексия.

Ребята, теперь я предлагаю вам обсудить урок и свою деятельность («Рефлексивный ринг»). Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило…            У меня получилось…

Было трудно…                        Я смог …

Я понял, что…   Я теперь могу…

Меня удивило… Мне захотелось…

Домашнее задание: § 21,22

doc4web.ru

Конспект урока и презентация по теме: "Тепловые двигатели"

Цель: рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях.

Задачи: - познакомиться с историей создания автомобиля и паровоза;

              - объяснить устройство и принцип работы паровой турбины;

              - познакомиться и изучить принцип действия тепловых двигателей на примере ДВС   

               (двигатель внутреннего сгорания)

              - создать условия для проявления интереса к предмету.

Оборудование: слайдовая презентация, модель ДВС, карточки.

 

План:

1. Орг. момент.

2. Новый материал: - виды тепловых двигателей (сообщения уч-ся)

                                  - КПД тепловых машин

                                  - влияние работы тепловых машин на окружающую среду

3. Закрепление: - самостоятельная работа уч-ся по вопросам

                           - индивидуальная работа уч-ся

                           - работа уч-ся у доски с оборудованием

4. Итог урока: ответить на вопросы

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

Ход урока:

 

1. Целеполагание.

 

Учитель:    -   все физические явления и законы находят применение в повседневной жизни      

                       человека. Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии.

А что является источником энергии? (различные виды топлива, энергия ветра, солнца, 

                                                                    приливов и отливов)

                       - поэтому существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе 

                         превращение одного вида энергии в другой, другого назначения у машин нет.

 Как вы думаете о каких устройствах пойдет сегодня речь? ( тепловых двигателях)

 

 (уч-ся формулируют тему урока и записывают)

А что нам нужно знать, чтобы изучить тепловые двигатели?

Какие виды энергии в них преобразуются?

(уч-ся ставят цель урока)

 

2.Новый материал:

1) Учитель:   -     рождение тепловых двигателей было нелегким. Множество изобретателей в    

 (Вступление)   разных странах мира работали над их созданием, каждый из них

                           внес свой вклад в создание новых двигателей, появление которых

                           совершило переворот в жизни человечества.

Слайд 1-3.

Работа групп:  выступления уч-ся.

1 группа -  тема: «Паровые машины»    Слайд 4-14

2 группа – тема: «Изобретение автомобиля и паровоза»  Слайд 15-16

 

2) Влияние работы тепловых машин на окружающую среду.

 

Учитель:             - при использовании тепловых машин остро встает вопрос загрязнения окружающей среды. При сжигании топлива в атмосферу попадает много вредных выбросов. К ним можно отнести углекислый газ СО2, угарный газ СО, различные виды сернистых соединений, а также соединения тяжелых металлов.

Поэтому большое внимание следует уделять развитию методов защиты окружающей среды от этих продуктов сгорания и создание новых альтернативных источников энергии. К ним можно отнести двигатели, работающие на солнечной энергии, на электрической энергии, на энергии приливных волн и т.д.

Кроме того, такие виды топлива как нефть, уголь, природный газ являются невосполнимыми источниками энергии. В ближайшие 50-100 лет человечество столкнется с проблемой нехватки традиционных видов топлива.

С другой стороны, прогресс нашей цивилизации напрямую связан с применением различных видов тепловых машин: нет ни одной области человеческой деятельности, где бы не применялись машины.

 

3 группа – тема: «Паровые и газовые турбины»   Слайд 17-27

 

Учитель:                 - Логическое продолжение развития новых, более совершенных типов  

                                    машин – это создание ДВС (двигатель внутреннего сгорания)

 

4 группа – тема: «Двигатель внутреннего сгорания»   Слайд 28-35

 

3. Закрепление. Самостоятельная работа уч-ся.

 

1) Вопросы: - Где сгорает топливо в ДВС?                     Слайд 36

                      - Как топливо попадает в ДВС?

                      - За сколько тактов совершается один рабочий цикл двигателя?

                      - Что происходит в двигателе при 1 такте?

                      - Как называется 2 такт?

                      - В каком такте совершается работа?

                      - Как называется 4 такт?

2) Индивидуальная работа уч-ся по тесту «Тепловые явления»

   Вариант 1     №14,15

   Вариант 2     №17,18

3) Работа с моделью ДВС у доски.

     Показать на модели все такты работы ДВС и назвать их.

 

Учитель:                  - Научно-технический прогресс неуклонно усовершенствует конструкцию, 

                                     технические характеристики двигателей и машин и

                                     один из таких – реактивный двигатель.

5 группа – тема: «Реактивный двигатель»    Слайд 40-45

 

4. Итог урока.

Учитель:                  - С момента, когда Джеймс Уатт в 1768 г. построил первую паровую   

                                     машину, до настоящего времени прошло более 240 лет.

                                     За это время тепловые машины сильно изменили содержание

                                     человеческого труда. Именно применение этих машин

                                    позволило человечеству шагнуть в космос, раскрыть тайны морских  

                                    глубин. Уровень развития любой страны определяется тем, какое  

                                     количество различных машин приходится на душу населения.

 

Вопросы:  - Какие виды энергии преобразуются из одного в другой               Слайд 46

                     при работе тепловых машин?

                   - Для чего служат машины?

                   - Может ли машина иметь КПД 100%?

                   - Как повысить КПД двигателя?

                   - Почему в паровой турбине температура отработанного пара ниже,

                      чем температура, пара поступающего к лопастям турбины?

 

5. Рефлексия.

     - С какими трудностями встретились на уроке?

     -  Что было не понятно?

     - Что необходимо чтобы преодолеть трудности?   

     - Что понравилось на уроке?

 

6. Домашнее задание:  § 45-46;                                                                               Слайд 47       

                              Сравнительная характеристика ДВС и дизельного двигателя.

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru

План конспект урока Принцип действия тепловых двигателей

Принцип действия тепловых двигателей

Цель урока: Изучить устройство и принцип действия теплового двигателя

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, ознакомление с планом урока.

2. Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала. Сегодня мы поговорим о практическом применении 1-го закона термодинамики. Об этом мы уже говорили, целью 1-го закона термодинамики являлось преобразование внутренней энергии в механическую работу. Данное устройство называется тепловым двигателем.

Тепловой двигатель- это устройства, преобразующие внутреннюю энергию топлива в механическую работу (стр.231)

Рассмотрим составные части двигателя внутреннего сгорания.

  1. Нагреватель- тело с высокой температурой.

  2. Рабочее тело (газ, пар)

  3. Охладитель- «холодильник» (тело с более низкой температурой)

Изобразим процесс перехода энергии выделяемого нагревателем в работу.

Qн=Aг+Qх

Qн - количество теплоты переданное от нагревателя [Дж]

Aг –работа газа [Дж]

Qх- количество теплоты переданное холодильнику [Дж]

Обратите внимание от чего зависит работа газа? Как добиться максимального значения? Qх=0 Дж. Но такого состояния мы в реальных условиях не сможем. Соответственно все тепловые двигатели будут отличаться по Qх. Величина характеризующая тепловой двигатель называется КПД

ή= Aг= Qн- Qх Засчет того, что тепловой двигатель всегда будет передавать тепло холодильнику, то ή<1. Т.е. основной проблемой тепловых двигателей является теплопередача.

Как можно избавиться от теплопередачи? Использовать теплоизолирующие материалы или чтобы температура нагревателя и холодильника были одинаковыми.

Теперь давайте вспомним, как называются процессы, которые проходят при постоянной температуре и без теплопередачи Q=0.

На основе этого французский физик Сади Карно придумал цикл, который состоит из 2-х изотермических и 2-х адиабатных процессах.

1-2- подводиться нагреватель с температурой равной температуре рабочего тела

2-3 газ адиабатно расширяется

3-4 тепло отводиться, чтобы газ сжался, начав цикл расширения занаво.

4-1 газ адиабатно сжимают до состояния .

ή= тепловая машина работающая по циклу Карно будет иметь максимальное значение. Но такие процессы не возможны.

4.Закрепление материала.

Паровая машина мощностью N = 14,7 кВт потребляет за 1 ч работы топливо массой m = 8,1 кг, с удельной теплотой сгорания q = 3,3 • 107 Дж/кг. Температура котла 200 °С, холодильника 58 °С. Определите КПД этой машины и сравните его с КПД идеальной тепловой машины.

5.Домашнее задание. §82 Упр. 15 (11,12)

infourok.ru

Конспект урока «Тепловые двигатели. Кпд тепловых двигателей»

Тема урока: «Тепловые двигатели. Кпд тепловых двигателей»

Цели урока: Ознакомить учащихся с видами тепловых двигателей,

принципом действия. Развивать умение определять КПД тепловых двигателей, максимально возможный КПД, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов физики, химии, биологии. Обобщить и расширить знания учащихся по экологическим проблемам. Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь. Воспитывать у учащихся ответственность, самостоятельность, активность в познавательной деятельности.

Оборудование: компьютеры для учащихся, компьютер учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор, бланки ЕГЭ (№1)

  1. Оргмомент

  1. Организация внимания учащихся

Учитель: Ребята! Тема нашего урока: «Тепловые двигатели». Сегодня мы вспомним виды тепловых двигателей, рассмотрим условия их эффективной работы, поговорим о проблемах связанных с их массовым применением.

Учитель: На экране вы видите портрет человека, изобретение которого оказало огромное влияние на развитие цивилизации, позволило небывалыми темпами развиваться промышленности, транспорту, именно оно сделало нашу жизнь такой, какая она есть.

Кроссворд - ключ поможет вам узнать его фамилию.

На интерактивную доску проецируется кроссворд, учащиеся пожеланию заполняют его

Учитель: Итак, этого человека зовут?

Ученики: Уатт.

  • Учитель: Да, английский изобретатель, Джеймс Уатт. Это именно он, в 1774 изобрел паровую машину с цилиндром двойного действия, затем усовершенствовал ее и внедрил в массовое производство.

  • Применение машины Уатта положило начало эре тепловых двигателей. Которая, я думаю, ещё не скоро закончится.

  1. Актуализация опорных знаний

Ребята, предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы готовы к изучению нового материала.

Как известно, одно из лучших качеств компьютера – беспристрастность, поэтому он и будет проверять и оценивать ваши знания.

На рабочих столах своих компьютеров вы найдете тест, состоящий из пяти вопросов. Цена каждого правильного ответа один балл. Время, которое компьютер отвел на выполнение теста 2 минуты.

(Выполняется тест)

Подведем итоги:

-Кто получил «3»

«4»

«5».

Молодцы все справились с заданием.

  1. Изучение нового материала

Итак, я вижу, все готовы к изучению нового материала

Учитель: (Имя) подготовила для вас краткий обзор по теме «Тепловые двигатели»

Я позволю себе сделать небольшую рекламу этой презентации.

(Имя) хорошо поработала. В её презентации есть все: графические объекты, анимация, небольшой видеоролик. Ну а, с помощью интерактивной доски мы немного сэкономим время, так как будем дистанционно управлять компьютером.

Демонстрируется презентация.

Учитель: Изготовление самодельных приборов, моделей машин и механизмов развивает многие навыки необходимые человеку в жизни и дает наиболее ясный ответ на вопрос: «А для чего же нужно знать эту физику?»

(Имя) расскажет нам о модели паровой турбины, которую он изготовил, а главное покажет ее в действии.

Примечание: заранее одному или нескольким учащимся под руководством учителя технологии поручается выполнение творческого проекта «Изготовление модели паровой турбины».

Рассказывается об устройстве паровой турбины паровой турбины, демонстрируется ее работа.

Учитель: К сожалению, даже самый совершенный двигатель внутреннего сгорания загрязняет окружающую среду. Об экологическом аспекте применения ДВС мы слышим от (Имя).

Учитель: Как вы уже поняли эффективность работы тепловой машины и насколько она безвредна для окружающей среды и нас с вами зависит только от одного – насколько хорошо, насколько полно сгорает топливо в этом двигателе.

Этот показатель определяет КПД – коэффициент полезного действия.

  1. КПД идеальной тепловой машины. КПД теплового двигателя (Демонстрируется фрагмент урока «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, физика 10 класс»)

  1. На интерактивной доске демонстрируется опорный конспект по теме, который учащиеся заносят в тетради.

  1. Закрепление материала

  1. На доске разбирается решение задачи № 676

  2. № 677 (учащийся на доске, по желанию)

Учитель: Всем вам предстоит всего лишь через год сдавать единый государственный экзамен. Мы должны все сделать для того чтобы для вас это не стало неожиданностью.

Поэтому я предлагаю вам решить несколько задач из части А демоверсии по физике за 2009 год. Задание вы найдете на рабочих столах ваших компьютеров.

Но вначале несколько слов о заполнении бланка ответов №1.

(Работа с бланками и по материалам ЕГЭ)

Выполняются задания: А8 – А 12.

Теперь ребята посмотрите на доску, перед вами правильные ответы. Оцените свою работу.

(Самопроверка).

  1. Подведение итогов урока

Учитель с помощью учащихся подводит итоги и выставляет оценки за работу на уроке.

  1. Задание на дом

  1. § 84.

  2. Повторение: задача № 634.

  3. А) Для слабых учащихся: задача № 678;

Б) Для сильных учащихся: задача № 679.

Примечание: использовался сборник задач «Физика.Задачник 10-11 кл / А.П. Рымкевич», «Дрофа», 2007 год.

Учитель: Но прежде чем покинуть класс просьба поставить отметку (+,-) в таблице которую вы видите на интерактивной доске.

Мне было все понятно и интересно

Спасибо за работу.

На этом наш урок окончен.

Мне было все понятно, но неинтересно

Было много непонятного

Большая часть материала мне была непонятна

doc4web.ru

Конспект урока физики в 8 классе по теме "Тепловые двигатели"

Урок физики в 8 классе

Тема урока: Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания

Подготовила учитель физики Пыко Галина Ивановна МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ» Стародубского района Брянской области.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока: Сформировать знания о работе пара и газа на примере тепловых двигателей, дать представление об устройстве и принципе действия двигателя внутреннего сгорания.

Развивать умения работать с текстом учебника, находить ответы на предложенные вопросы, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы, раскрывать взаимосвязь развития природы, техники и общества.

Воспитывать организованность, любознательность, любовь к природе.

Оборудование: 1.мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация; 2.модель двигателя внутреннего сгорания 3. штатив, пробирка с водой и пробкой, спиртовка, спички.

План урока

  1. Организационный момент (проверка готовности класса к проведению урока).

  2. Актуализация знаний учащихся

  3. Постановка проблемы

  4. Объявление темы урока, целей урока

  5. Изучение нового материала

а) Тепловые двигатели. Виды тепловых двигателей;

б) Двигатель внутреннего сгорания:

- Определение ДВС. История создания; - Устройство ДВС,

- Принцип действия ДВС, - ДВС – дизель.

6. Закрепление изученного материала

а) разминка

б) проверь себя

в) Роль ДВС в жизни человека (ролевая игра)

8. Итоги урока. Домашнее задание.

1. Организационный момент

Учитель приветствует детей, проверяет наличие учебников, тетрадей, дневников у учащихся, справляется об их самочувствии.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Вспомним то, что нам поможет лучше и быстрее понять тему сегодняшнего урока.

Фронтальная работа: 1.Какие виды механической энергии мы изучали?

2. Когда тело обладает потенциальной энергией?

3. Когда тело обладает кинетической энергией?

4.Что называется внутренней энергией?

5.Как можно изменить внутреннюю энергию тела?

6.От чего зависит внутренняя энергия тела?

7.Что происходит с газом при нагревании?

8.Что происходит с газом при совершении им работы?

3. Постановка проблемы

Учитель: (демонстрация опыта)

Мы знаем, что физика наука практическая, прикладная. Все физические явления, законы в конечном итоге находят применение в жизни человека. Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Источниками энергии являются различные виды топлива, энергия ветра, энергия солнца, энергия приливов и отливов. Поэтому существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой. Обратимся к опыту, в конце проведения которого вы мне ответите на вопрос: Какие превращения энергии происходили в ходе представленного процесса?

Демонстрация опыта: Нагревание воды в пробирке до кипения с выталкиванием пробки под действием образовавшегося пара. Обсуждение вопросов: Какие превращения энергии происходили в ходе представленного процесса? Как вы думаете, где используется это явление в технике?

(Предполагаемый ответ: Совершение паром работы при расширении. Используется в работе тепловых двигателей.)

4.Объявление темы урока, целей урока

Слайд 1

Тема нашего урока «Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания»

Цели урока: Изучить принцип действия тепловых машин, познакомиться с видами тепловых машин, историей создания и использованием. Подробнее познакомимся с видом теплового двигателя – ДВС. Рассмотрим его устройство, принцип действия, особенности применения и значение в жизни человека.

5.Изучение нового материала

а) Тепловые двигатели. Виды тепловых двигателей

Учитель: Человек в своём развитии постоянно стремится к механизации труда. Большим толчком в этом стал факт использования внутренней энергии для совершения работы механизмом. Такими механизмами явились тепловые двигатели.

Слайд 2:информация по слайду (создатель теплового двигателя)

Простейший тепловой двигатель был изобретён в 17 веке английским инженером Джеймсом Уаттом.

Учитель: Вернёмся к нашему опыту. Выполнение работы паром здесь разовый случай, как например выстрел из ружья. В машине же должна в работе цикличность, т.е повторяемость. Заменим пробирку металлическим цилиндром, пробку плотно пригнанным поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, и получаем простейший тепловой двигатель.

Слайд 3:информация по слайду (определение теплового двигателя)

Слайд 4:информация по слайду (виды тепловых двигателей)

ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

ПАРОВАЯ ДВС ПАРОВАЯ И ГАЗОВАЯ РЕАКТИВНЫЙ

МАШИНА ТУРБИНЫ ДВИГАТЕЛЬ

Слайд 5 - 8:информация по слайдам (применение тепловых двигателей)

Учитель: Небольшая информация по истории создания паровых машин подготовлена моим помощником на уроке. Внимательно слушайте своего товарища и запишите в свой конспект урока полезную информацию.

Выступление 1учащегося: «История создания паровой машины» - Приложение №1

б) Двигатель внутреннего сгорания

Учитель: Из всех видов тепловых машин мы подробно рассмотрим ДВС. Выясним, почему они так называются, из чего состоят, изучим принцип их действия. А ещё попытаемся выяснить, что несут человечеству ДВС, добро или зло.

-Определение ДВС. История создания

Слайд 9: информация по слайду

Учитель: ДВС это самый распространенный и широко используемый вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и название – двигатель внутреннего сгорания. Изобретателем универсального ДВС является немецкий инженер Даймлер. Топливом для таких двигателей служит – бензин, керосин, нефть, или горючий газ.

Слайд 10:инфориация по слайду

Учитель: Небольшую историческую справку о создании ДВС представит второй мой помощник. Внимательно слушайте своего товарища и запишите в свой конспект урока полезную информацию.

Выступление 2 учащегося: «История создания ДВС» - Приложение №2

-Устройство ДВС

Учитель: Рассмотрим устройство двигателя внутреннего сгорания.

Самостоятельная работа по учебнику (стр. 53 рис.24) Задание: Внимательно по рисунку изучите устройство ДВС. Элементы устройства запишите в тетрадь слева и справа дома сделаете рисунок. Постарайтесь запомнить элементы двигателя и их функцию.

Слайд 11: Назовем элементы двигателя и их функции. Под №6 маховик – укреплён на валу и предназначен для уменьшения неравномерности вращения вала.

- Принцип действия ДВС

Учитель: Чтобы изучить принцип работы двигателя, мы познакомимся с некоторыми понятиями.

Слайд 12: информация по слайду Мертвые точки; ход поршня; рабочий цикл.

Слайд 13: информация по слайду (1такт -впуск)

Слайд 14: информация по слайду (2такт - сжатие)

Слайд 15: информация по слайду (3такт – рабочий ход)

Слайд 16: информация по слайду (4такт - выпуск)

Слайд 17: схема работы двигателя, карбюратор

Учитель: Для работы автотранспорта используются 4-х, 6-ти, 8-и цилиндровые ДВС. В них работа цилиндров согласуется так, чтобы в каждом из них поочередно проходил рабочий ход и коленчатый вал получал постоянно энергию от одного из поршней. Многоцилиндровые двигатели в лучшей степени обеспечивают равномерность вращения вала и имеют большую мощность.

- ДВС - дизель

Учитель: Мы рассмотрели работу двигателя, в котором топливо в жидком виде распыляется в цилиндр и воспламеняется от свечи. Такие двигатели называются карбюраторными. Есть еще один вид двигателей внутреннего сгорания это дизеля.

Слайд 18: ДВС – дизель.

Выступление 3 учащегося: «ДВС - дизель» Приложение №3

Учитель: Что общего у обоих видов двигателей и какая между ними разница?

(Ответ: Это тепловые машины, в которых механическая работа выполняется за счёт внутренней энергии топлива. У дизелей нет запальной свечи, в них топливо воспламеняется в воздухе, нагретом до высокой температуры, благодаря быстрому сжатию).

6.Закрепление изученного материала

а) разминка (физкультпауза)

Учитель: Кто из вас может на себе представить работу ДВС? Повторим все вместе и разомнемся.

б) Проверь себя

- работа по слайду 19 (назови элементы двигателя) -работа по слайду 20 (дайте название каждого такта) - работа по слайду21 (подберите к кроссворду вопросы)

Ролевая игра: Значение ДВС в жизни человека.

ДВС нашли и находят всё более широкое применение. Трудно нашу жизнь представить без автотранспорта, авиации, железнодорожного транспорта, механизации производства, сельского хозяйства и т.д. Но применение всего вышеперечисленного загрязняет окружающую среду, уменьшает природные ресурсы. Что же несут человеку ДВС добро или зло? Попробуем разобраться. А помогут нам в этом специалисты – эксперты, принимающие участие в нашем уроке. Выступление экспертов: 1) выступление эксперта – физика; 2) выступление эксперта – эколога; 3) выступление эксперта – врача; 4) выступление эксперта – конструктора.

Учитель: Трудно сейчас поставить точку в поставленном нами вопросе. тем не менее всем понятно, что ДВС надо заменить более продуктивным и безопасным видом машин. Над этим работают инженеры – конструкторы всего мира. А наша с вами задача, содействовать сохранению природы доступными способами.

Слайд -22

8.Подведение итогов урока. Домашнее задание

Фронтальная беседа: 1)Какие основные вопросы мы рассмотрели на уроке? 2)Какое физическое явление лежит в основе работы тепловых двигателей? 3) Назовите виды тепловых машин? 4) Какие бывают двигатели внутреннего сгорания? II.Оценка деятельности учащихся на уроке

III. §21§22; вопросы к §22; рис.24; подготовить кроссворд «Тепловые машины»

kopilkaurokov.ru