Ксенон двигатель


Как работает ксенон, в фаре. Разберем его лампу и блок розжига

Что же многие из нас с вами ставят на свои автомобили ксеноновые лампы, или просто так называемый «КСЕНОН». Оно и понятно с одной стороны это очень мощный источник света, который «разрезает» туман и прочую непогоду, позволяя намного увереннее чувствовать себя за рулем. Но с другой стороны, кустарный (то есть который не идет с завода) запрещен законом РФ и этому есть вполне вменяемое объяснение – он слепит встречных водителей, что увеличивает число ДТП на дорогах, зачастую летальных. Так почему он слепит, как работает в фаре? И что такое блок его розжига. Разбираем подробно …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Не данный период времени, ксенон это одна из самых передовых технологий, которая позволяет добиться высоких показателей светового потока. Зачастую его эффективность превышает галогеновые лампы в 2 – 4 раза. Есть еще один оппонент, это светодиоды, сейчас они вплотную приблизились к ксеноновым лампам, но пока их надежность реально хромает, про это думали здесь. Но за счет чего достигается такое свечение, как работает? И что такое ксенон вообще?

Что такое ксенон?

Для начала я предлагаю вам поговорить про само вещество, из чего состоит? Оказывается все просто – это одноатомный, инертный газ. Которые не имеет не цвета, не запаха, без вкуса, полностью безопасен для человека.

Этого газа в чистом виде очень мало в земной атмосфере, в основном он образуется около радиоактивных источников.

Однако в промышленности его научились выделять из воздуха, когда получают кислород и азот. Путем сложных преобразований выделяется чистый ксенон без примесей именно его и закачивают в колбу лампы.

Устройство ксеноновой лампы и системы

Это так называемая газоразрядная лампа. В ней под высоким давлением закачан наш газ в специальную колбу.

  • Есть основная стеклянная колба, с достаточно толстыми стенками. То есть, я хочу отметить — что лампа не хрупкая.
  • Колба заполнена нашим инертным газом – ксеноном, однако некоторые производители рядом могут «разместить» пары ртути. Они также зажигаются от нашего ксенона, однако она находятся в другой, внешней колбе
  • Также внутрь помещаются два электрода, которые располагаются рядом друг с другом, на достаточно близком расстоянии.
  • С внешней части к этим электродам подходят два контакта, как у обычной лампы это плюс и минус.
  • За лампой стоит высоковольтный «блок розжига», который является важным элементом системы.
  • Ну и собственно «жгут проводов» который подсоединяется к системе питания автомобиля и соединяет лампу и блог розжига.

Собственно это вся система, как видите ничего сложного, абсолютно! Просто многие из моих читателей, думаю — что это просто «заоблачные технологии».

Как работает лампа?

Процесс достаточно простой, его можно назвать горением электрической дуги в инертном газе. НА контакты, которые находятся внутри и располагаются друг напротив друга, подается очень высокий электрический разряд, под напряжением в 25 000 Вольт! Между контактами возникает электрическая дуга, которая в газе-ксеноне начинает гореть ярким светом. По сути можно сравнить с дугой от сварочного аппарата, некоторые это называют «плазмой», хотя я не уверен.

Так как газ инертный он никак не влияет на контакты — то есть дуга не разрушает их, а как бы проходит между ними. Ведь внутри колбы больше нет никаких газов, ни кислорода, ни азота, ни водорода.

Дуга горит недолго, и поэтому ее нужно постоянно подпитывать определенным напряжением, чем собственно и занимается «блок розжига». Именно он формирует такое напряжение, зачастую после розжига оно составляет 60 – 80 Вольт.

Внутри колбы могут устанавливаться специальные отражатели, которые могут направлять свет в нужную сторону.

Питание блока, я еще раз повторяюсь — происходит от стандартной системы питания автомобиля.

Многие задают вопрос – а почему ксенон загорается не сразу, а постепенно? Все просто – потому что нужно небольшой промежуток времени, чтобы дуга «зажглась» в газе. Обычно это от 5 до 7 секунд не больше.

Как видите ничего сложного! Но зачастую многих интересует — а как образовывается такой высоковольтный разряд в 25 000 Вольт? Как работает блок?

Как работает блок розжига ксенона?

Если взять характеристики блока розжига, то зачастую составляют:

Напряжение от 8 до 16 Вольт.

Сила потребляемого тока – от 3 до 6 Ампер.

Среднее потребление около 35 – 55 Ватт.

Но постойте, а где же напряжение в 25000 Вольт? Ведь это очень большой показатель. Спокойно ребята, такое напряжение действительное есть – то есть с одной стороны заходит низкое, а выходит очень высокое, но лишь на какие-то миллисекунды, именно они нужны для того чтобы поджечь наш газ. Это и есть принцип высоковольтного бока питания.

Если копнуть в строение (кому интересно) то становится понятно, что у нас от бортовой сети 12 Вольт, забирается первоначальная энергия — дальше она поступает в импульсный трансформатор, который преобразует напряжение уже до 250 Вольт. После чего он отдает напряжение конденсатору, где оно накапливается (обычно его напряжение около 400 – 500 Вольт, а емкость от 0,2 до 0,5 Микрофарада). Дальше импульс, от конденсатора, поступает на высоковольтную катушку, и уже она методом индукции первичной и вторичной катушек выдает очень высокое напряжение, которое в десятки раз, может превышать напряжение на конденсаторе.

Дальше напряжение, которое требуется для дальнейшего «горения» как я уже писал, составляет всего 60 – 80 Вольт, все зависит от мощности лампы.

Поэтому конечное потребление всего 35 – 55 Ватт энергии, что вполне соизмеримо с обычной галогеновой лампой. Как видите достаточно простая конструкция.

Световой поток

Если сравнивать работу ксенона и работу обычной галогеновой лампы, то наш «технологичный претендент» намного опережает в силе светового потока.

Обычный галоген – выдает поток в 1500 Lm (Люмен)

Ксенон – примерно от 3000 до 6000 Lm (не верьте китайским производителям, которые указывают по 10 – 20 000 Lm, такие системы очень редкие и для конечного потребителя практически не используются)

Светодиодные варианты – сейчас выдают практически одинаковые потоки с ксеноновыми элементами – от 2500 до 4500 Lm (правда стоит оговориться нужно выбирать именно с специальным драйвером)

Как вы видите ксенон очень яркий, он работает с высоким потоком света, что с одной стороны является благом – хорошо освещает дорогу, с другой стороны – губителен, потому как он очень часто ослепляет встречных водителей.

Срок службы ксенона

НУ и в заключении хочется отметить — что на данный период времени, ксеноновая лампа самая долговечная из оппонентов. В среднем работает около 200 000 часов, что примерно 4 – 5 лет использования по два – три часа в день. Да и потом он может не перегореть, однако его свечение кардинально меняется, то есть лампа как бы выцветает. Ее нужно срочно заменить, для восстановления изначальных характеристик.

Сейчас небольшое полезное видео, смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю, я вам подробно объяснил — как работает лампа и сам блок розжига. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

avto-blogger.ru

Ксенон. Азы установки

КСЕНОН. АЗЫ УСТАНОВКИ 

Продолжая тему переоборудования автомобиля с обычного света на ксеноновый, начнем с подбора ламп.  Цоколь лампы можно подобрать, заглянув в сервисную книжку. Если ее нет, то на передней панели, под капотом, у многих автомобилей есть маркировка цоколей ламп. Если же и ее нет, то можно снять лампу и посмотреть маркировку на ней.  Для особенно любознательных можно пойти еще одним путем - посмотреть информацию в Интернет на сайте http://www.xenon.ru/poleznaya_informatsiya/marka_mashini_tsokol .  Для понимания вопросов, связанных с переоборудованием, приведу краткий обзор распространенных на рынке ксеноновых ламп:

Osram, Philips (Германия)  Основное преимущество этих немецких лампочек - они ставятся в штатной комплектации  вместе с блоками Hella, потому что Osram и Philips ведут разработку совместно c Hella. Качество достигается за счет жесткого контроля на выходе продукции. Они проверяют каждую лампочку. Измеряется спектральный свет колбы и если спектр отличается от заданного - ксеноновая лампочка отправляется в брак. Также производство ведется на полностью автоматизированных линиях, тогда как у корейцев большая часть собирается вручную.  Galaxy (Корея)  Самые распространенные лампочки, потому, что одними из первых появились на рынке. Качество хорошее, однако, может незначительно варьироваться от партии к партии.  Excelight (Корея) Поставляет различные типы ламп, но би-ксеноновые лампы этого производителя наиболее надежной конструкции.  Корейские лампы лучше работают с корейскими блоками, с блоками Hella они работают не совсем корректно, т.к. блоки Hella в рабочем режиме подают на лампочки большее напряжение (90 вольт Корейские блоки - 85), что значительно сокращает срок службы ксеноновых ламп.  Стоимость ламп разных производителе отличается незначительно, чего не скажешь о блоках.  Самые высокие цены на блоки Hella (Германия) и Acumen (Тайвань). 

Теперь несколько слов о блоках розжига, или балластах.  Hella, Osram (Германия)  Основное преимущество - очень надежные блоки. Напряжение - 9-14 в. Однако, Osram перестал официально поставлять блоки, поэтому в продаже их нет. В штатной комплектации они еще встречаются, но уже редко.  Блоки Hella продолжают присутствую на рынке постоянно. Обычно они ставятся с лампочками Philips или Osram.  Acumen (Тайвань)  Одни из самых распространенных и дорогих блоков. Главное преимущество - больший рабочий диапазон: от 8 до 32 вольт. Acumen также выпускает блоки с длиной провода 2 м (у других производителей такой длины нет), что в некоторых случаях это очень удобно. Например, при установке ксенона на мотоцикл или в противотуманные фары.  Sho-me (Корея)  Никаких особенностей у этих блоков мною не выявлено. Можно сказать лишь, что блоки Sho-me популярны - так сложилось, Sho-me первыми завалили рынок дешевыми блоками. Впрочем, нареканий на надежность нет.  Pro Lumen (Корея) Надежные блоки. Выпускаются в двухкомпонентном исполнении и очень удобны в монтаже. Небольшой недостаток - в логической защите. При включении может сработать защита, необходимо выключить и включить еще раз.  Приступим к установке. В этом номере рассмотрим особенности установки би-ксеноновых ламп на примере автомобиля Toyota Land Cruiser, ламп Н1 в головной и противотуманный свет автомобиля BMW E34. Продиагностируем и отремонтируем головной ксеноновый свет на автомобиле Audi A6.  В автомобиле Toyota предостаточно места для монтажа блоков и укладки проводки. Лампы устанавливаются вместо галогеновых (рис. 1, 2). 

  

Перед установкой лампы рекомендую снять с нее колпачок, так как в фаре имеется такой же (рис. 3, 4).

  

Его задача уберечь водителей встречных автомобилей от ослепления. Оставив его, мы нарушим фокусировку фары. Еще одна особенность во многих азиатских автомобилях управление переключением ближнего и дальнего света осуществляется отрицательным сигналом. Поэтому необходимо поменять полярность подключения соленоида лампы (рис. 5).  

Для того, что бы установить блок с правой стороны придется снять аккумулятор (рис. 6).  

Установив лампы и блоки, предварительно проверяем работоспособность сборки. Первое включение ламп произведите при включенном зажигании (не запуская двигатель) (рис. 7).  

Через минуту, выключив свет, запустите двигатель и включите опять. Объясняйте владельцу автомобиля правила пользования вновь обретенным "ксеноном". Во всех блоках установлены системы защиты от короткого замыкания. Защита от пробоя на корпус. В "корейских" и "китайских" блоках может сработать защита после включения. Необходимо выключить и включить свет еще раз. В практике сталкивался с тем что "китайский" блок выключался, потому что я его установил, крепко привинтив к корпусу автомобиля. Проблема была решена после изолирования корпуса блока от кузова автомобиля. Завершив тестовый пуск можно заизолировать проводку, укрепить ее пластиковыми хомутами. После заполнения гарантийного талона отдаем автомобиль владельцу.  Следующий автомобиль, который рассмотрим, будет BMW в кузове E34. Пусть необходимо установить два комплекта ламп - в головной свет и противотуманные фары.  Проводим предварительную подготовку - снимаем передний бампер, декоративную решетку, и обе фары. Это необходимо делать только в некоторых автомобилях, для установки блоков в влагонедоступные места. Меняем лампы на ксеноновые (рис. 8).  

Подключение делаем в корпусе фары, а для вывода проводов необходимо отверстие диаметром 22,5 мм (я использую фрезу от парковочного радара - просто очень удобно. В это случае легко проходят все разъемы и укрепляется уплотнительная резинка) (рис. 9).  

С уплотнительной резинкой нужно обращаться аккуратно, так как она очень "нежная", и повредив ее, придется что то изобретать, а это нежелательно (рис. 10).  

При подключении проводов обращайте внимание на полярность. В последнее время заметил, что плюсовым проводом является провод черного цвета. Защита от неправильной полярности есть во всех блоках. Но повторной разборки - сборки лучше избегать. Проверяйте сразу, что бы не тратить время зря. Блоки третьего поколения очень компактные, защищены от влаги. Их можно крепить пластиковыми стяжками за бампером (рис. 11).  

Включаем зажигание, проверяем свет. В кузове Е34 нет системы контроля за исправностью ламп. В последующих кузовах есть. Это необходимо учитывать. Например, в кузове Е 39 проблема решается включением емкости параллельно питанию блока розжига. Или установкой блоков "Acumen".  В противотуманных фарах блоки крепим на каркас бампера рядом с фарами (рис. 12).  

После проверки собираем автомобиль.  Автомобиль Audi A6 приехал с проблемой. Не включается левая лампа ближнего света. Автомобиль 2002 года. Возможно, выработан ресурс лампы. На автомобиле установлен блок Hella с разъемом для лампы D2R, блок закреплен под фарой (рис. 13).  

Необходимо демонтировать бампер, что бы снять фару.  Проверяем, заменяя по очереди, лампу и блок на заведомо исправные. В данном случае из строя вышел блок. Заменив блок, попробуем разберемся, почему он вышел из строя. Разобрав блок я увидел, что вода в блок попала в следствие мойки моторного отсека с пристрастием. Что бы избежать таких проблем в будущем, герметизирую разъем блока розжига обычным литолом. Это предохраняет от коррозии не хуже специальной пасты (рис. 14).  

В рамках одного номера невозможно разобрать весь многообразный спектр современных автомобилей. В дальнейшем рассмотрим переоборудование света на грузовых автомобилях мотоциклах и скутерах. Приглашаю специалистов по дополнительному оборудованию к живому общению на форуме журнала "Автомастер". В таком формате возможен разбор сложных ситуаций обмен опытом. 

Константин Попель, журнал «Автомастер»,  http://www.a-master.com.ua/

Книги по ремонту автомобилей

autodata.ru

Ксенон. Азы установки | Пособие автомобилиста

Цоколь лампы можно подобрать, заглянув в сервисную книжку. Если ее нет, то на передней панели, под капотом, у многих автомобилей есть маркировка цоколей ламп. Если же и ее нет, то можно снять лампу и посмотреть маркировку на ней.

Для понимания вопросов, связанных с переоборудованием, приведу краткий обзор распространенных на рынке ксеноновых ламп:

Osram, Philips (Германия)Основное преимущество этих немецких лампочек — они ставятся в штатной комплектациивместе с блоками Hella, потому что Osram и Philips ведут разработку совместно c Hella. Качество достигается за счет жесткого контроля на выходе продукции. Они проверяют каждую лампочку. Измеряется спектральный свет колбы и если спектр отличается от заданного — ксеноновая лампочка отправляется в брак. Также производство ведется на полностью автоматизированных линиях, тогда как у корейцев большая часть собирается вручную.Galaxy (Корея)Самые распространенные лампочки, потому, что одними из первых появились на рынке. Качество хорошее, однако, может незначительно варьироваться от партии к партии.Excelight (Корея) Поставляет различные типы ламп, но би-ксеноновые лампы этого производителя наиболее надежной конструкции.Корейские лампы лучше работают с корейскими блоками, с блоками Hella они работают не совсем корректно, т.к. блоки Hella в рабочем режиме подают на лампочки большее напряжение (90 вольт Корейские блоки — 85), что значительно сокращает срок службы ксеноновых ламп.Стоимость ламп разных производителе отличается незначительно, чего не скажешь о блоках.Самые высокие цены на блоки Hella (Германия) и Acumen (Тайвань).

Теперь несколько слов о блоках розжига, или балластах.Hella, Osram (Германия)Основное преимущество — очень надежные блоки. Напряжение — 9-14 в. Однако, Osram перестал официально поставлять блоки, поэтому в продаже их нет. В штатной комплектации они еще встречаются, но уже редко.Блоки Hella продолжают присутствую на рынке постоянно. Обычно они ставятся с лампочками Philips или Osram.Acumen (Тайвань)Одни из самых распространенных и дорогих блоков. Главное преимущество — больший рабочий диапазон: от 8 до 32 вольт. Acumen также выпускает блоки с длиной провода 2 м (у других производителей такой длины нет), что в некоторых случаях это очень удобно. Например, при установке ксенона на мотоцикл или в противотуманные фары.Sho-me (Корея)Никаких особенностей у этих блоков мною не выявлено. Можно сказать лишь, что блоки Sho-me популярны — так сложилось, Sho-me первыми завалили рынок дешевыми блоками. Впрочем, нареканий на надежность нет.Pro Lumen (Корея) Надежные блоки. Выпускаются в двухкомпонентном исполнении и очень удобны в монтаже. Небольшой недостаток — в логической защите. При включении может сработать защита, необходимо выключить и включить еще раз.Приступим к установке. В этом номере рассмотрим особенности установки би-ксеноновых ламп на примере автомобиля Toyota Land Cruiser, ламп Н1 в головной и противотуманный свет автомобиля BMW E34. Продиагностируем и отремонтируем головной ксеноновый свет на автомобиле Audi A6.В автомобиле Toyota предостаточно места для монтажа блоков и укладки проводки. Лампы устанавливаются вместо галогеновых (рис. 1, 2).

Перед установкой лампы рекомендую снять с нее колпачок, так как в фаре имеется такой же (рис. 3, 4).

Его задача уберечь водителей встречных автомобилей от ослепления. Оставив его, мы нарушим фокусировку фары. Еще одна особенность во многих азиатских автомобилях управление переключением ближнего и дальнего света осуществляется отрицательным сигналом. Поэтому необходимо поменять полярность подключения соленоида лампы (рис. 5).

Для того, что бы установить блок с правой стороны придется снять аккумулятор (рис. 6).

Установив лампы и блоки, предварительно проверяем работоспособность сборки. Первое включение ламп произведите при включенном зажигании (не запуская двигатель) (рис. 7).

Через минуту, выключив свет, запустите двигатель и включите опять. Объясняйте владельцу автомобиля правила пользования вновь обретенным «ксеноном». Во всех блоках установлены системы защиты от короткого замыкания. Защита от пробоя на корпус. В «корейских» и «китайских» блоках может сработать защита после включения. Необходимо выключить и включить свет еще раз. В практике сталкивался с тем что «китайский» блок выключался, потому что я его установил, крепко привинтив к корпусу автомобиля. Проблема была решена после изолирования корпуса блока от кузова автомобиля. Завершив тестовый пуск можно заизолировать проводку, укрепить ее пластиковыми хомутами. После заполнения гарантийного талона отдаем автомобиль владельцу.Следующий автомобиль, который рассмотрим, будет BMW в кузове E34. Пусть необходимо установить два комплекта ламп — в головной свет и противотуманные фары.Проводим предварительную подготовку — снимаем передний бампер, декоративную решетку, и обе фары. Это необходимо делать только в некоторых автомобилях, для установки блоков в влагонедоступные места. Меняем лампы на ксеноновые (рис. 8).

Подключение делаем в корпусе фары, а для вывода проводов необходимо отверстие диаметром 22,5 мм (я использую фрезу от парковочного радара — просто очень удобно. В это случае легко проходят все разъемы и укрепляется уплотнительная резинка) (рис. 9).

С уплотнительной резинкой нужно обращаться аккуратно, так как она очень «нежная», и повредив ее, придется что то изобретать, а это нежелательно (рис. 10).

При подключении проводов обращайте внимание на полярность. В последнее время заметил, что плюсовым проводом является провод черного цвета. Защита от неправильной полярности есть во всех блоках. Но повторной разборки — сборки лучше избегать. Проверяйте сразу, что бы не тратить время зря. Блоки третьего поколения очень компактные, защищены от влаги. Их можно крепить пластиковыми стяжками за бампером (рис. 11).

Включаем зажигание, проверяем свет. В кузове Е34 нет системы контроля за исправностью ламп. В последующих кузовах есть. Это необходимо учитывать. Например, в кузове Е 39 проблема решается включением емкости параллельно питанию блока розжига. Или установкой блоков «Acumen».В противотуманных фарах блоки крепим на каркас бампера рядом с фарами (рис. 12).

После проверки собираем автомобиль.Автомобиль Audi A6 приехал с проблемой. Не включается левая лампа ближнего света. Автомобиль 2002 года. Возможно, выработан ресурс лампы. На автомобиле установлен блок Hella с разъемом для лампы D2R, блок закреплен под фарой (рис. 13).

Необходимо демонтировать бампер, что бы снять фару.Проверяем, заменяя по очереди, лампу и блок на заведомо исправные. В данном случае из строя вышел блок. Заменив блок, попробуем разберемся, почему он вышел из строя. Разобрав блок я увидел, что вода в блок попала в следствие мойки моторного отсека с пристрастием. Что бы избежать таких проблем в будущем, герметизирую разъем блока розжига обычным литолом. Это предохраняет от коррозии не хуже специальной пасты (рис. 14)

В рамках одного номера невозможно разобрать весь многообразный спектр современных автомобилей. В дальнейшем рассмотрим переоборудование света на грузовых автомобилях мотоциклах и скутерах. Приглашаю специалистов по дополнительному оборудованию к живому общению на форуме журнала «Автомастер». В таком формате возможен разбор сложных ситуаций обмен опытом.

замена противотуманной фары

Константин Попель, журнал «Автомастер»,  http://www.a-master.com.ua/

.

sanekua.ru

Все о ксеноне | Пособие автомобилиста

Цветовая температура — температура абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение с той же хроматичностью (с той же цветностью), что и рассматриваемое излучение.

Цветовая температура характеризует:— спектральный состав излучения источника света; а также— объективное впечатление от цвета источника света.Температура — физическая величина, характеризующая среднюю кинетическую энергию частиц макроскопической системы, находящейся в состоянии термодинамического равновесия. В равновесном состоянии температура имеет одинаковое значение для всех макроскопических частей системы.

Разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному. Образно говоря, понятие того или иного цвета — это всего лишь результат неписанного соглашения между людьми называть определённое ощущение зрительного нерва конкретным цветом, к примеру, «красным». Более того, в книге Ч.Пэдхема и Дж.Сондерса «Восприятие света и цвета» упомянуто, что «имеются сведения о различиях в пигментации хрусталика у различных рас, что может приводить к различиям в цветовом зрении». Также известно, что с возрастомхрусталик желтеет, что приводит к нарушениям в идентификации цветов. То есть можно сказать, что адекватное цветовое восприятие — это результат скорее психологического процесса, чем физического. Как видите, науке пришлось немало повозиться, что бы систематизировать и строго научно определить характеристики различных цветов спектра!

Если цвет поверхности ненагретого неизлучающего предмета, то есть одну из его отражательных (а значит и фильтрующих) характеристик, можно описать длиной волны или обратной ей величиной — частотой, то с нагретыми и излучающими телами мы поступим по-другому. Представим себе абсолютно чёрное тело, то есть тело, которое не отражает никакие световые лучи. Для примитивного эксперимента пусть это будет спираль из вольфрама в электрической лампочке. Соединим эту несчастную лампочку с электрической цепью через реостат (изменяемое сопротивление), выгоним всех из ванной комнаты, выключим освещение, подадим ток и будем наблюдать за цветом спирали, постепенно понижая сопротивление реостата.

В один прекрасный момент наше абсолютно чёрное тело начнёт светиться еле заметным красным цветом. Если замерить в этот момент его температуру, то окажется, что она будет примерно равна 900 градусам по Цельсию. Поскольку все излучения происходят от скорости движения электронов, которая равна нулю при нуле градусов Кельвина (-273С), то в дальнейшем забудем про шкалу Цельсия, и будем пользоваться шкалой Кельвина. Таким образом, начало видимого излучения абсолютно чёрного тела наблюдается уже при 1200К, и соответствует красной границе спектра. То есть, попросту говоря, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К. Продолжая нагревать нашу спираль, замеряя при этом температуру, мы увидим, что при 2000К её цвет станет оранжевым, а затем, при 3000К — жёлтым. При 3500К наша спираль перегорит, так как будет достигнута температура плавления вольфрама. Однако если бы этого не произошло, то мы увидели бы, что при достижении температуры 5500К цвет излучения был бы белым, становясь при 6000К голубоватым, и при дальнейшем нагревании вплоть до 18000К всё более голубым, что соответствует фиолетовой границе спектра.

Эти цифры и назвали «цветовой температурой» излучения. Каждому цвету соответствует его цветовая температура. Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (12000К). Тем не менее это так, цветовая температура отличается от обычной температуры.

800 К — начало темно-красного свечения раскаленных тел2000 К — свет пламени свечи,2360 К — лампа накаливания вакуумная,2800—2854 К — газонаполненные (газополные) лампы накаливания с вольфрамовой спиралью,3200—3250 К — типичные киносъемочные лампы,5500 К — дневной свет, прямой солнечный,6500 К — стандартный источник дневного белого света, он близок к среднедневному солнечному свету,7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от неба,100000 К — цвет источника с «бесконечной температурой»

Ксеноновые лампы имеют температуру от 4050К и выше. Максимальная яркость дистигается только на температуре 4300К и с ростом или уменьшением температуры яркость падет. Однако 4300К многим не нравится из-за цвета — это яркий бело-желтый свет.Поэтому большинство предпочитает температуру 6000К яркий холодный белый свет. Яркость ниже незначительно зато красиво.

Температура выше 6000К уже мало пригодна для практического применения так как голубой(7000К) и синий(8000К) цвет по яркости не намного лучше обычных галогеновых ламп.

Соответствие температуры и цвета ксеноновых ламп:3500К желтый подходит для противотуманок как основное освещение не пригоден4300К бело-желтый самый яркий свет, именно эта температура ставится на заводские машины в оригинале5000К белый6000К холодный белый с легким голубым, этот свет выбирают 90% покупателей7000К голубой, яркость значительно ниже ездить с таким светом тяжело8000К синий легкий фиолетовый, яркость еще хуже.

Источник

Все о ксеноне

4 (80%) 1 голос[а]

.

sanekua.ru

Ксеноновые лампы или обычные галогенки?

Ксенон — инертный газ (от греч. «ксенос» — чужой) был добыт из воздуха британскими учеными М. Треверсом и У. Рамзаем в 1898 году. Ксенон — побочный продукт расщепления воздуха на азот и кислород.

Лампы высокоинтенсивного разряда (High Intensity Discharge сокращенно HID), в народе именуемые ксеноновыми, были разработаны всемирно известной компанией Philips. Эти лампы попали в автоиндустрию в 1992 году, и сегодня довольно широко применяются в автопроизводстве, ими оснащены почти все современные автомобили.

Конструктивные особенности

Принципиальным отличием ксеноновых ламп от обычных является отсутствие нити накаливания, которая не оправдала доверия, поскольку очень подвержена разрушению из-за малейшей вибрации. В среднем срок службы ксеноновых ламп в пять раз превышает те же «галогенки». Однако установка ксенона не лишена своих нюансов, к примеру, если автопроизводитель не предусмотрел возможности установки данных ламп, то владельцу придется покупать не только ксеноновые лампы, но и специальную оптику, трансформаторы и блоки управления по одному на каждую фару, для усиления напряжения и образования электрической дуги в колбе лампы.

Достоинства ксеноновых ламп…

О том, что ксенон отличается более длительным сроком службы по сравнению с обыкновенными лампами, я уже говорил. Необходимо отметить также экономичность ксеноновых ламп. Согласно тестам ксенон потребляет примерно на 40% меньше энергии, что в конечном результате приведет к существенной экономии топлива. Кроме того, ксеноновые лампы практически не греются, следовательно, меньше нагревают и искажают оптику. Главным козырем ксеноновых ламп с точки зрения безопасности дорожного движения считается, в почти в 3 раза большая яркость, в сравнение с галогеновыми аналогами.

При грамотном использовании ксеноновых ламп водитель не утомит свои глаза, обеспечив себе прекрасную видимость в ночное время и любую непогоду. Кроме всего прочего доказано, что свет ксеноновых ламп намного эффективнее отражается в дорожной разметке и знаках, а это очень важно во время ночных поездок или в условиях плохой видимости. Люди с плохим зрением или пожилые водители также нуждаются в более ярком освещении. Ближний свет ксеноновых ламп существенно расширяет зону освещенности, а дальний — удлиняет.

Недостатки ксеноновых ламп…

Самым главным недостатком ксеноновой лампы является ее стоимость, она стоит в несколько раз дороже галогенной. Кроме того, согласно новому законодательству и Европейским стандартам, эксплуатация ксеноновых фар должна быть только вместе с системой автоматической корректировки угла наклона фар (о котором я недавно писал) и омывателем. Все это необходимо для того, чтобы избежать слепящего эффекта, которым обладают ксеноновые лампы. Достаточно нескольких секунд для того чтобы ослепить водителя встречного автомобиля, после чего ему понадобится немало времени для того, чтобы восстановить нормальную видимость.

Вторым недостатком ксеноновым ламп является необходимость «разогрева», — частое включение или выключение рано или поздно приведет к их преждевременному выходу из строя.

Несколько слов о биксеноне

Биксеноновая блок-фара осуществляет ближний и дальний свет при помощи одной ксеноновой лампы, за счет электромеханической системы регулировки светового потока.

Подделки

Подделка, лампа сделанная "под ксенон"

Неутолимое желание «нашего человека» сэкономить при покупке ксеноновых ламп, нередко приводит к тому, что его, в конце концов «надувают» и вместо ксенона он получает обыкновенные галогеновые лампы (только более мощные), покрытые специальным составом, который делает их свет синим. Ожидать от таких «псевдоксеноновых ламп» производительности или всех прочих достоинств, присущих настоящему ксенону не стоит.

Вывод

Подводя итоги хочу отметить, что несмотря на высокую стоимость, ксеноновые лампы это прекрасная замена альтернативному освещению, которая повышает безопасность, позволяет сохранить зрение и здоровье, да и к тому же за несколько лет службы приведет к экономии ваших средств.

Пожалуйста, оцените эту страницу

.

sanekua.ru

Ксеноновые лампы: светоносное явление — журнал За рулем

Открываем новую рубрику, посвященную популярному изложению основ работы различных автомобильных компонентов — от железок до технических жидкостей.

1

КСЕНОНУ — УРА?

Ксеноновые фары впервые зажглись в 1991 году (только что был юбилей!) на «семерке» БМВ. И с тех пор не утихают споры: одни (у кого он есть) заходятся в похвалах новому свету, другие (у кого его нет) осыпают проклятиями. Причем правы обе стороны. Сначала послушаем аргументы за. Итак, ксеноновый свет ярче галогенового более чем вдвое: 3200 лм светового потока против 1500 лм у лучших образцов Н7. Ксеноновые лампы еще и намного экономичнее: они выдают на ватт мощности 91 лм против 26 лм/Вт у галогенок. Это позволяет тратить на одну фару 35 Вт вместо 55 Вт. К тому же новые ксеноновые лампы живут 2000 часов против прежних 450–500 часов у галогеновых. Они не боятся вибрации, ведь дугу плазмы не стряхнешь, как волосок нити накаливания.

В этом прожекторе, по сути, горит та же дуга, что и на заставке.

В этом прожекторе, по сути, горит та же дуга, что и на заставке.

В этом прожекторе, по сути, горит та же дуга, что и на заставке.

СВОИМИ РУКАМИ

В далеком 1802 году русский ученый Василий Петров решил проверить электропроводность угля. Он положил на стекло угольный стержень и прикрепил к нему провода от высоковольтной батареи. Но уголек нечаянно разломился пополам — и в месте разлома обе половинки быстро раскалились, а потом между ними вспыхнул невиданный до того ослепительный свет. Так был открыт дуговой разряд. Тогда его назвали «светоносным явлением». Мы решили получить свой, зарулевский разряд! Вместо угля взяли два карандаша, а вместо батареи — 220 В из сети. В качестве балласта подключили последовательно электрокамин, иначе в редакции просто выбило бы пробки. Через несколько секунд «светоносное явление» предстало перед нами во всей красе — с яркостью, жаром и шипением, а фотограф, запечатлевший для вас данный опыт, долго потом тер воспаленные глаза. Повторять самостоятельно не советуем: требуются определенные навыки…Собственно, примерно так и работают ксеноновые фары. Только вместо карандашей и электрокаминов там использованы другие компоненты.

Ксеноновые лампы большой мощности устроены, в принципе, так же.

Ксеноновые лампы большой мощности устроены, в принципе, так же.

Ксеноновые лампы большой мощности устроены, в принципе, так же.

ЧЕГО ЕЙ НАДО?

Ксеноновой лампе недостаточно для горения бортового напряжения в 14 В. Приходится добавлять в схему так называемые инверторы, повышающие его уровень. Раньше это были 300 В, сегодня удается обойтись комбинацией 85 В и 400 Гц и даже 42 вольтами! Кстати, отсюда вывод: лампа лампе рознь, при замене нужно быть внимательным. К примеру, лампы серий D1, D2, D3 и D4 не взаимозаменяемы! К тому же там сзади есть еще буковка R или S, которую тоже необходимо учитывать.

Одним инвертором, однако, не обойдешься: ни 42, ни 85, ни даже 300 В не пробьют промежуток между электродами при включении лампы. Тем более что зазор тут побольше, чем в свече зажигания, а давление газа в колбе повыше, чем в камере сгорания. Поэтому нужен еще и высоковольтный (25 000 В) импульс поджига. Генерирующее его устройство может быть как внешним (пример — лампы D1), так и интегрированным (лампы D1S). Заметим, что порог напряжения пробоя — одна из причин, почему выбран именно ксенон: у него он самый низкий среди инертных газов. А будь в колбе воздух, при таких давлении и зазоре понадобились бы куда большие киловольты! Другие причины кроются и в стоимости, и в технологии точной дозировки газа. В общем, было найдено оптимальное соотношение. Неудивительно, что за такими фарами закрепилось название «ксенон». Хотя, забегая вперед, скажем, что и сама конструкция у них несколько другая, чем у галогеновых.

Ксеноновому свету нужно время, чтобы разгореться до номинальной яркости. И это не милли-, а вполне себе полноценные 15 (!) секунд — именно за этот срок холодная лампа добирается до полной яркости. (Нет, лампа, конечно, вспыхивает сразу, но через секунду дает лишь 25% световой отдачи.) Заметим, что ксеноновые лампы не любят работу в неустановившемся режиме, поэтому моргать ими — все равно что залезать в свой кошелек.

Важная особенность ксенона: относительно коротковолновое излучение дугового разряда сильнее рассеивается на микронеровностях. Поэтому рефлектор такой фары должен быть более гладким (на глаз этого не видно), чем для галогеновой. То же относится к рассеивателю: он обязан быть чистым! Вот почему категорически нельзя клевать на веселые комплекты для установки ксенона прямо в фару «Жигулей». Есть и другой нюанс: многие покупатели так называемого дешевого ксенона напрочь лишаются дальнего света! Лампочка-то всего одна, причем далеко не биксенон…

Ксеноновая лампа (профи называют их горелками) D2S. Отчетливо видны внутренняя микроколбочка, в которой горит дуга, и защитная внешняя колба.

Ксеноновая лампа (профи называют их горелками) D2S. Отчетливо видны внутренняя микроколбочка, в которой горит дуга, и защитная внешняя колба.

Ксеноновая лампа (профи называют их горелками) D2S. Отчетливо видны внутренняя микроколбочка, в которой горит дуга, и защитная внешняя колба.

А КСТАТИ, ЧТО ТАКОЕ БИКСЕНОН?

Нет, в таких лампах не накачано вдвое больше ксенона. Это просто аналог двунитевой галогенки Н4, используемый в совмещенной фаре дальнего и ближнего света. Поскольку сделать два разрядных промежутка нельзя, в цоколе лампы разместили механизм (соленоид или электромоторчик), перемещающий ее вперед-назад на несколько миллиметров. Так получают нужное в каждом режиме светораспределение.

ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО?

Яркость фар — это, конечно, хорошо. Однако когда они светят в глаза встречному водителю — не просто опасно, но и вредно. Случалось бросить любопытный взгляд туда, откуда вырывается сноп искр при дуговой электросварке? Здесь эффект примерно тот же. Конечно, стекла лампы и фары уменьшают долю агрессивного ультрафиолета, но все же… Чтобы избежать неприятностей, с ксеноном обычно используют систему автоматического корректирования уровня и омыватель фар. Добавьте стоимость самих ламп, обслуживающей их электроники — и поймете, почему настоящий ксенон стоит так дорого. Надо сказать, что изготовители дешевого «китайского» ксенона не слишком заморачиваются обеспечением стабильного положения дуги между электродами. Разряд пляшет, выскакивает из фокуса, и луч начинает метаться, сводя на нет все меры против ослепления. Отметим также, что в тумане ксеноновый свет сильно рассеивается и создает сплошную пелену перед водителем. Наконец, со временем ксеноновые лампы тускнеют значительно сильнее галогеновых (к концу жизни лампа Н7 теряет лишь 20% первоначальной яркости, а ксеноновая — все 45%). Правда, это произойдет за более длительный срок, но кто же будет менять не «перегоревшую», а просто потускневшую дорогую лампу?

Омыватель — обязательная принадлежность фирменного ксенона, но в наших условиях эта штука почти бесполезна.

Омыватель — обязательная принадлежность фирменного ксенона, но в наших условиях эта штука почти бесполезна.

Омыватель — обязательная принадлежность фирменного ксенона, но в наших условиях эта штука почти бесполезна.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Полноценную, ярко светящуюся плазму ксенон дает только при изрядном давлении. Пока лампа выключена (или лежит в коробочке), это 20 бар (опасайтесь разбить!). При работе давление повышается аж до сотни, но тут фара защищает. В некоторых лампах содержится ртуть, что тоже не очень полезно для здоровья. Поэтому такие изделия надо не в ведро выкидывать, а утилизировать. Впрочем, последние образцы (D3 и D4) обходятся без ртути, которую заменили натрием. Это заодно придает свету теплый оттенок.

А ДАЛЬШЕ?

Сложно? По сравнению с обычными лампочками — да. А если сравнивать со светодиодами? Со временем расскажем и о них, а пока отметим, что технических проблем там ничуть не меньше.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Ксенон или галоген, отличия и что лучше

О ксеноне слышали все, многие знают, что он лучше освещает дорогу, чем галогенные лампы. В этой статье рассмотрим все преимущества и недостатки ксенона перед обычными лампами, а также затронем тему "колхозного" ксенона..

По статистике, 50% всех ночных автокатастроф происходит по причине плохого освещения дороги. Кроме того доказано, что водителям в возрасте требуется более яркое освещение по сравнению с молодыми водителями. Поэтому рынок автомобильных галогенных ламп постепенно меняется на газоразрядные лампы (ксенон, xenon или HID). HID (High-Intensity Discharge) - эта аббревиатура в переводе с английского означает, что в лампе для получения светового излучения используется электрический разряд высокой интенсивности. Почему именно ксенон ?

Коротко о ксеноне

Газ ксенон считается одним из лучших наполнителей для ламп накаливания. С ксеноном можно поднять температуру нити вплотную к точке плавлению вольфрама и приблизить свет по спектру свечения к солнечному. Но наполненные ксеноном обычные лампы накаливания и ксенон с ярким голубым свечением, который применяют в автомобилях — это абсолютно разные вещи.

В ксеноновых газоразрядных лампах светится не раскаленная нить, а сам газ или если быть точным - электрическая дуга, которая возникает между электродами при газовом разряде при подаче высоковольтного напряжения. Газоразрядный ксенон на порядок эффективнее самых совершенных ламп накаливания. На бесполезный нагрев он расходует всего 7-8%, электроэнергии, а не 40%. Соответственно меньшее потребление энергии (35Вт против 55Вт у галогенных), а свет ярче (3200лм против 1500лм).

Устройство газоразрядных ламп сложнее. В конструкции присутствует специальный модуль зажигания, главной задачей которого — зажечь газовый разряд. Для этого нужно из 12 «постоянных» вольт получить короткий импульс из 25 киловольт (переменного тока), с частотой до 400 Гц. Когда лампа зажглась (для разогрева требуется некоторое время), электроника снижает напряжение до 85 вольт, которых достаточно для поддержания разряда.

Сложность конструкции поначалу ограничивалась только ксеноном в ближнем свете, то есть дальний свет оставался по старинке - "галогенкой". Через некоторое время конструкторам удалось объединить ближний и дальний свет в одной фаре.

Получить "биксенон" стало возможным двумя способами:  1)Прожекторные фары (например, Hella). Переключение режимов света осуществляется экраном, который находится во втором фокусе эллипсоидного отражателя. В режиме ближнего света шторка отсекает часть лучей, а при включении дальнего света шторка прячется и больше не препятствует световому потоку. 

  2)Отражающий тип фар. "Двойное действие" газоразрядной лампы обеспечивается взаимным перемещением рефлектора и источника света. В итоге вслед за фокусным расстоянием изменяется и светораспределение. В результате тестов выяснилось, что применяя отдельные газоразрядные лампы для ближнего и дальнего света, можно получить до 40% лучшей освещенности, чем у прожекторной фары. Однако и модулей зажигания потребуется уже не два, а четыре (пример, Volkswagen Phaeton W12). Читайте также про отличия ксенона от биксенона.

Поколения ксенона

По мере развития технологий ксенон постоянно совершенствовали, делая его более надежным и функциональным. Каждая скачок развития ксенона разделяют на поколения (поколения блоков розжига). Ниже приведены основные отличия поколений:
  1. Ксенон G1 (первое поколение): Зарождение и первые появления технологии. Сложная схема и огромный пусковой ток. Главной проблемой является огромный процент брака (50%).
  2. Ксенон G2 (второе поколение): Надежность все еще низкая, так как нет обратной связи с лампой и допускается очень маленький разброс напряжения, поддерживающей горение.
  3. Ксенон G3 (третье поколение): Появилась обратная связь с лампой и стабильность горения возросла. Блок розжига может уловить затухание лампы и в нужный момент подать импульс для розжига лампы. Блок имеет один корпус, в котором располагается блок питания и высоковольтная катушка. Процент брака остается довольно большой, но снизился до 30%. Также в блоках не решена проблема высокого пускового тока, которая приводит к выгоранию лампы и остается проблема низкого питающего напряжения. Из-за этого не рекомендуется включать ксеноновые лампы, если двигатель не заведен.
  4. Ксенон G4 (четвертое поколение): Новый качественный уровень. Блок имеет двухкомпонентное строение: блок питания в металлическом корпусе, а высоковольтная катушка вынесена и имеет пластмассовый корпус. Блоки имеют внешний умножитель напряжения и расширенный рабочий диапазон (6-32 В). Это позволяет устанавливать ксенон с бортовым напряжением сети как 12В, так и 24В, а это большинство производимых автомобилей и мотоциклов. Малый потребляемый ток (1,6-3 А) в работе ламп и позволяет не зависеть от ёмкости аккумулятора и мощности генератора, а также исключает сбои в электросети. Низкий порог питающих напряжений и пускового тока обеспечивает более стабильный и быстрый розжиг ламп от 0,3 сек. Брак достигает 3-5%.
  5. Ксенон G5 (пятое поколение): Тут высоковольтный блок встроен в основной модуль, залитый компаундом. Сам блок выполнен на современной элементной базе. Цифровая начинка, позволяет наиболее рационально запускать ксеноновые лампы и поддерживать стабильное горение. Появилась возможность моргать ксеноном (вкл.\выкл.) без последствий для ламп и блоков. Проводка стала значительно короче и, как следствие - проще при монтаже т.к. подключение выполняется к штатным разъемам ламп. Применение последних технологий в блоках розжига 5-го поколения от StarVision позволяет повысить надежность, уменьшить габариты, снизить тепловыделение, что обеспечивает бесперебойную работу даже в самые жаркие или морозные дни, а также снизить брак до 0,3%. Минимизацию размеров, а также оптимизацию других характеристик удалось достичь за счет использования уникальной технологии, которая заключается в замене множества электронных компонентов несколькими микропроцессорами. Вероятность выхода из строя микросхемы очень мала в отличие от десятка электронных компонентов в блоках предыдущих поколений и многих других производителей

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы различают:
  1. Штатно-установленный ксенон (лампы формата D1S/D2S/D2R/D4S)
  2. Ксеноновые лампы с галогенными цоколями (В настоящее время ксеноновые лампы выпускаются практически со всеми наиболее распространенными цоколями: h2, h4, h5, H7, Н11, 9005(HB3), 9006(HB4), 9007(HB5), Н27.)
Пример, использования ламп ксенона на разных моделях автомобилей.  

Цветовая температура ксенона

Цветовая температура ксенона - это характеристика источника света, определяет ощущаемый глазом цвет. Каждому цвету соответствует своя температура, измеряемая в Кельвинах. Глаз человека лучше всего видит при дневном свете.

Цвет ксенона представляет собой модель, которая говорит, как должен быть нагрет газ внутри колбы, чтобы лампа светила тем или иным цветом. На выбор множество производителей предлагает ассортимент из трех основных видов цветовых температур:

  • 4300 Кельвинов - "Бело-Молочный"
  • 5000 Кельвинов - "Белый"
  • 6000 Кельвинов - "Голубой кристалл"
Чем выше температура, тем больше она будет отдавать в голубой свет и тем меньше яркость света.Соответственно чем меньше температура, тем больше будет отдавать желтым, и яркость будет лучше.

Поэтому, ксенон, который устанавливается с завода имеет цвет свечения ксенона - 4300 Кельвинов. Эта температура ксенона наиболее рекомендуемая, если Вы хотите получить ксенон с максимальной видимостью дороги.

По мере увеличения температуры будут меняться и свойства ксенона:Ксенон 5000К - потеря в яркости с 4300К минимальна, около 100-200 люмен.Ксенон 6000К - показатель освещенности уже сильно падает, и в плохую погоду (дождь, снег, слякоть) освещения будет не хватать.

Какая температура ксенона лучше?Рекомендуется выбирать ксенон между двумя цветовыми температурами 4300К и 5000К. 

Преимущества и недостатки ксенона

Подведем итоги и определим основные преимущества ксеноновых фар перед галогенными:
  1. Повышенная яркость света (Свет ксенона подобен солнечному и не вызывает нарушений зрения у водителей. яркость 3200лм против 1500лм)
  2. Большая ширина светового пучка
  3. Меньшее потребление электроэнергии (потребление электроэнергии ксеноном на 40% меньшее)
  4. Теплый спектр излучения (Видимость ночью и в дождливую погоду существенно улучшается, а качество отражения света дорожными знаками и разметкой увеличивается)
  5. Меньший нагрев стекол фар (Стекла фар практически не нагреваются, и попадающая на них грязь высыхает медленнее - чтобы протереть фару достаточно сухой салфетки)
  6. Большой срок службы ламп (Т.к. ксенон не имеет нити накала, то и перегорать нечему. Срок службы ксенона около 3000 часов, когда галогенных ламп всего 400)

Теперь вспомним времена, когда было процветание "китайского/корейского" ксенона. Я говорю о низкокаственых комплектующих, которые при установке в исправную фару не гарантировали хорошего результата. Такие лампы были часто кривые или разноцветные (синий, зелёный, фиолетовый, а спектр света - очень важен). Это все речь о ксеноне в ближнем свете, а если рассматривать биксенон в корейском/китайском исполнении, тогда вообще только эмоции :)Конечно, были и достойные образцы, но они и отличались на порядок в цене.

При неправильной установке низкокачественного ксенона получается:

  1. Ослепление встречных водителей (Повышенная в несколько раз фоновая засветка выше СТГ (Светотеневая Граница))
  2. Слишком высокая яркость света. (Это приводит к тому, что глаза водителя медленно адаптируются к недостаточно освещаемым участкам дороги)
  3. Не правильный пучок света, в результате которого слепит встречного водителя при правом повороте.
  4. Одинаковая ширина света по сравнению с галогенными фарами.

Заключение

В результате, "колхозный" ксенон становится более опасным, чем штатные галогенные лампы. Для предотвращения роста аварий связанных с таким ксеноном был принят закон, который ужесточил требования к ксенону.Только правильное применение ксенона повышает активную и пассивную безопасность движения. Как установить законный ксенон на ВАЗ 2110 в следующих обзорах..

Что лучше, ксенон или галоген?

Нужен ли ксенон в дальнем свете?

Может ли быть ксенон «хорошим» в фарах с отражателем?

Ключевые слова:

xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai


Смотрите также