Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым. Кулигин вечный двигатель


Образ и характеристика Кулигина в пьесе "Гроза" Островского |LITERATURUS: Мир русской литературы

Кулигин. Художник С. В. Герасимов
Кулигин является одним из второстепенных персонажей драмы "Гроза" Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кулигина в пьесе "Гроза".

Краткая характеристика Кулигина в пьесе "Гроза"

Кулигин является одним из жителей города Калинов. Ему около 50 лет. Кулигин - мещанин, простой человек, механик и часовщик-самоучка.

Кулигин мечтает изобрести "вечный двигатель", или перпетуум-мобиле (от лат. perpetuum mobile). Он в душе поэт, любит природу и ценит красоту окружающего мира. Кулигин читает книги, любит поговорить на разные темы и поделиться своей мудростью с другими.

Механик Кулигин - хороший и честный человек. Он готов трудиться на пользу общества и делать жизнь в городе лучше. Но его стремления никто не поддерживает.

Кулигин является носителем "новых взглядов" в пьесе. Его мировоззрение не похоже на мировоззрение большинства жителей города. 

Образ и характеристика Кулигина в пьесе "Гроза" Островского

Кулигин - 50-летний мужчина, "старик": "...пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу..."  "...Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!.." (Кабаниха о Кулигине) Кулигин принадлежит к мещанскому сословию: По профессии Кулигин - самоучка-механик и часовщик: "...часовщик-самоучка..."  "...Механик, самоучка-механик..." Кулигин - хороший человек: "...Какой хороший человек!.." (Борис о Кулигине)  "...Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет..." Кулигин - честный человек: "...За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?.." Кулигин - скромный, "маленький человек": "...Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго..." Кулигин - смелый человек: "...А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь..." Кулигин - умный человек. Он дает полезные советы другим людям: "...Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить..." (Кулигин дает совет Тихону)  Кулигин любит природу: "...Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита..."  "...Северное сияние загорится – любоваться бы надобно да дивиться премудрости..." Кулигин ценит красоту окружающего мира: "...все-таки украшение – для глаз оно приятней..." Кулигин - поэт в душе: "...Я было хотел все это стихами изобразить..."  Кулигин читает книги: "...Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания..."

Кулигин любит поговорить, "рассыпать разговор":

"...Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!.."  "...Ишь, какие рацеи* развел! Есть что послушать, уж нечего сказать!.." (*рацеи - наставления) Кулигин - мечтатель: "...Мечтает себе и счастлив..."

Самоучка Кулигин мечтает создать вечный двигатель ("перпетуум-мобиле"):

"...Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти! <...> Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают..."  "...Борис. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле?  Кулигин. Непременно, сударь!.."

Кулигин также хочет установить солнечные часы в городе для красоты и удобства:

"...сейчас подойдете и видите, который час..." Кулигин хочет установить громоотвод в городе для общей пользы: "...Какие такие там у тебя громовые отводы?.."

Кулигин хочет быть полезным обществу и улучшить жизнь людей в городе:

"...я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки..."  "...ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза..."  "...Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы..." Кулигин готов трудиться даром на благо общества: "...Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство?

Критика об образе Кулигина

"Если искать в драме протеста против злых элементов "темного царства", то его скорее мы найдем в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одною лишь натурою, а всецело отдается идее, поглощающей в нем все личное."

(С. З. Бураковский, книга "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Кулигина в пьесе "Гроза" Островского, описание героя в цитатах из драмы.

Смотрите также: Все материалы по пьесе "Гроза"

www.literaturus.ru

Характеристика героя Кулигин (Гроза Островский А.Н.) :: Litra.RU

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Характеристики героев / Островский А.Н. / Гроза / Кулигин

-Вариант 1-Вариант 2

    Кулигин – «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле» (т. е. вечный двигатель).     К. – натура поэтическая и мечтательная (восхищается красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано литературной песней «Среди долины ровныя…» Это сразу же подчеркивает книжность К., его образованность.     Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта «устарелость» подчеркивает глубинную связь К. с Калиновом. Он, конечно же, «новый человек», но сложился он внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и жизненной философии. Главное дело жизни К. – мечта об изобретении вечного двигателя и получение за него миллиона от англичан. Этот миллион «антик, химик» Калинова хочет потратить на родной город: «работу надо дать мещанству-то». А пока К. довольствуется более мелкими изобретениями на благо Калинова. На них он вынужден постоянно выпрашивать деньги у богатых людей города. Но они не понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим. Поэтому кулиговская страсть к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова. К. жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, его совет простить Катерину и больше не поминать о ее грехе невыполним в доме Кабанихи. Этот совет хорош, он исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. – натура созерцательная и бездейственная. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в прекрасные действия. К. так и останется чудаком Калинова, его своеобразной достопримечательностью.

/ Характеристики героев / Островский А.Н. / Гроза / Кулигин

Смотрите также по произведению "Гроза":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Образ и характеристика Кулигина в пьесе "Гроза"

Пьеса «Гроза» Островского знакома каждому. Это гениальное по своей значимости произведение. Автор поднял в нем животрепещущие вопросы того времени, выставив на суд читателя колоритность характеров героев.

Образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза» является второстепенным. Знакомство с данным персонажем происходит в самом начале произведения. С первых минут читатель проникается искренней симпатией к механику-самоучке, вынужденному выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков и законов.

Образ и характеристика

Кулигин – местный житель города Калиново. Мужчина средних лет. Работает механиком, мечтает изобрести вечный двигатель.

Кулигину 50 лет.

«Пятьдесят лет я гляжу за Волгу и все наглядеться не могу…».

Принадлежит к мещанскому сословию. Занимается часовым ремеслом. По профессии механик-самоучка.

«Механик, самоучка-механик…»

Образован. Высокоэрудированный. С легкостью цитирует известных авторов. Его кумир Ломоносов. Он искренне им восхищается, надеясь, что когда-нибудь и к нему слава придет.

«Поначитался-таки Ломоносова, Державина…Мудрец был Ломоносов, испытатель природы…А ведь тоже из нашего, из простого звания…».

Любит предаваться рассуждениям на житейские темы. Способен давать мудрые советы.

Романтичная, мечтательная натура. Кулигина восхищает все вокруг. Особенно он любит восторгаться местными пейзажами, а они в Калинове просто великолепны. Радуется каждой травиночке, распустившемуся цветку. Природа вызывает у него немое благоговение перед ней, душевный трепет перед ее неповторимостью.

«Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита».

Разговорчивый. Для Кулигина поговорить милое дело. Рот у него не закрывается. Он сам прекрасно знает за собой эту привычку доставать всех разговорами, но удержаться лишний раз при встрече со знакомыми людьми, не может.

«Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать».

Хочет быть полезным. Все нереализованные идеи Кулигина, направлены на улучшение жизни города. Один из таких примеров солнечные часы.

«…Подойдете и видите, который час».

Громоотвод опять же для общей пользы.

«Какие такие там у тебя громовые отводы?».

Что ему мешает для осуществления своих гениальных задумок – это отсутствие денежных средств. Из-за этого ему приходится постоянно выпрашивать материальную помощь у Дикого, но как всегда вместо положительного ответа слышит отказ. Тому до идей самоучки нет никакого дела.

Смелый. Кулигина можно назвать смелым человеком. Все люди напуганы грозой, а он нет. Искренне не понимает, как можно дрожать от страха, когда грохочет гром.

«А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь…»

Честный. Кулигин не привык врать и выкручиваться. Он всегда говорит правду и только правду. Наверное, это многим не нравится, но зато ему не стыдно за свои слова. Зачем обманывать людей, давая ложные надежды. Пусть лучше сразу все узнает, чем потом.

Добрый, хороший. В городе его все знают. Никто слова плохого в его адрес не бросит. «Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет». Видя, как страдает Тихон, убеждает его, что на врагов не стоит держать зла. Увидев на берегу тело Катерины, не выдерживает, бросая слова в адрес семейства Кабановых об их отношении к погибшей.

Мечтает создать перпетуум-мобиле. Но эта идея, скорее всего так и останется на уровне мечты изобретателя. В маленьком городке его задумки не могут оценить по достоинству. Поддержки со стороны местных жителей нет, стремления его для них непонятны. Научные работы не нужны людям. Они просто не видят в них практической пользы. Но для Кулигина главное жить идеями. Без них он загнется от тоски, потеряет внутреннее своеобразие.

Добросовестный. Мечтает зарабатывать честным трудом.

«Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство?».

Его бескорыстность и искренность четко прослеживается в разговорах с Тихоном Кабановым и Борисом. В нем напрочь отсутствует злоба и жадность, свойственная Дикому и Кабанихе.

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ...

frigato.ru

Кулигин - характеристика персонажа

Кулигин – «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле» (т. е. вечный двигатель).

К. – натура поэтическая и мечтательная (восхищается красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано литературной песней «Среди долины ровныя…» Это сразу же подчеркивает книжность К., его образованность.

Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта «устарелость» подчеркивает глубинную связь К. с Калиновом. Он, конечно же, «новый человек», но сложился он внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и жизненной философии. Главное дело жизни К. – мечта об изобретении вечного двигателя и получение за него миллиона от англичан. Этот миллион «антик, химик» Калинова хочет потратить на родной город: «работу надо дать мещанству-то». А пока К. довольствуется более мелкими изобретениями на благо Калинова. На них он вынужден постоянно выпрашивать деньги у богатых людей города. Но они не понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим. Поэтому кулиговская страсть к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова. К. жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, его совет простить Катерину и больше не поминать о ее грехе невыполним в доме Кабанихи. Этот совет хорош, он исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. – натура созерцательная и бездейственная. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в прекрасные действия. К. так и останется чудаком Калинова, его своеобразной достопримечательностью.

Кулигин — персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, так как в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстранение, как человек необычный, даже несколько диковинный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо — И. П. Кулибина (1755— 1818), биография которого была опубликована в журнале историка М. П. Погодина «Москвитянин», где сотрудничал Островский.

Как и Катерина, К. — натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калинов-цы к нему равнодушны). Появляется он, распевая «Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи «по-старинному... Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы...». Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не «ученый», а «мудрец», «испытатель природы». «Ты у нас антик, химик», — говорит ему Кудряш. «Механик-самоучка», — поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод — техническое открытие XVIII в. Если пишет К. в духе классиков XVIII в., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы («и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут» — картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов). Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Кали-нова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он «новый» человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов»-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов. Главное дело жизни К. — мечта об изобретении «перпету-мобиле» и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество — «работу надо дать мещанству-то». Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив». Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. — безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» — Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигин-ская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения. При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. — натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»

sochrulit.ru

Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым

Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым

Изобрести вечный двигатель все равно, что стать счастливым

В Академическом театре имени Вахтангова премьера спектакля «Гроза» в постановке ученика Сергея Женовача Уланбека Баялиева.

Декорации (художник-сценограф Сергей Австриевских) грубые – много железа, темного цвета. Посередине сцены – большая ржавая труба, по которой герои или поднимаются, или висят, или прячутся от дождя и несчастья. На заднем плане – остатки корабля, который некогда плавал по Волге. И вода – в бочке, в кружках, в мыслях, чувствах. Надвигается гроза. Спектакль начинается с выхода Кулигина (Юрий Красков), и почему-то сразу вспоминаешь формулу воды, железа – самого распространенного металла на земле, которого только человеческому организму не хватает, как, впрочем, и кислорода. Кулигин – человек науки (хотя и самоучка), мечтающий изобрести «вечный двигатель», и в отличие от других героев ему не до любовных и бытовых вопросов. Хотя он говорит о себе, что «я – человек маленький», но он – единственный мужчина в дефицитном на сильный пол городке Калинове, которого стоило бы полюбить. Критик Виссарион Белинский однажды сказал: «Мерой достоинства женщины служит мужчина, которого она любит». И режиссер в своей постановке «Гроза» показывает, что незаурядным, сильным, ярким женщинам – Катерине (Евгения Крегжде), Варваре (Екатерина Нестерова) и, безусловно, Марфе Игнатьевне (Ольга Тумайкина) любить здесь некого, а та, которая решилась вопреки всему познать это чувство любви, - расплатилась жизнью.

В спектакле страдает не только влюбленная Катерина, но и железная Кабанова. Рядом с железными предметами – Кабаниха прямо как памятник Петру Первому на Крымской набережной Москвы – грозная и по-своему великая. Кабанова тянет хозяйство, сына в одиночку воспитывает, и на таких как она худо или бедно – но держалась Россия. Мы помним о деспотичном характере и бабушки Михаила Лермонтова – урожденной Столыпиной, и о тирании матери Ивана Тургенева Варваре Петровне. Им достались слабовольные мужчины, - пьющие, беспечные. Вот и напрашивается вопрос: а почему Кабаниха стала такой жестокой? И как давно она – вдова? Ставишь себя на ее место и не то, чтобы оправдываешь, но уже не торопишься осуждать.

Катерина в этой постановке напоминает героиню песни на стихи Михаила Иссаковского «Выходила на берег Катюша на высокий берег на крутой». На роковую встречу с Борисом (Леонид Бичевин) она идет с веткой цветущей яблони, и бьет по лицу любимого вот этим соцветием…Умирать она пойдет, перешагивая через зеленые яблоки, упавшие на землю. Режиссер не придумал сад – он есть у Островского. Урожай яблок был богатый, а у Катерины ни детей, ни теперь уже души (она повторяет, что, согрешив, «погубила свою душу»). У ее мужа Тихона (Павел Попов) «своего ума нет», а у возлюбленного силы. Борис (Леонид Бичевин), осознавая, что бросает Катерину на верную смерть, говорит: «Эх, кабы сила!». Брутальный Леонид Бичевин в роли Бориса «ни рыба, ни мяса». Да, все мужчины в этом спектакле, за исключением особенного Кулигина, - как тени или марионетки.

Режиссер Уланбек Баялиев заимствует театральный прием художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, который он применяет в своей постановке «Евгений Онегин», показывая решительность и отвагу Татьяны Лариной: девушка мужественно тащит по сцене железную кровать. В «Грозе» Катерина в одиночестве передвигает пианино, на котором не доиграла…Уланбек признался «ВМ», что «восхищается талантом Римаса Туминаса, и учился на его спектаклях». Римас Владимирович остался доволен спектаклем «Гроза», хотя заметил, что «есть над чем работать».

Публика хорошо приняла спектакль. Женщины узнавали свои печали, а мужчины зачастую опускали глаза. Островский в «Грозе» создал типажи русских мужчин и русских женщин, разделив их на три группы. Первая – Катерина и Кулигин, и они хотят изобрести вечный двигатель и обрести вечную любовь. Вторая: палачи и они же жертвы– Кабаниха и Дикой. Третья – рабы и слуги, которых много и они разные. Пьеса «Гроза» вышла в 1859 году – за два года до отмены крепостного права… а что сегодня – каждый определяет сам. Политических акцентов в спектакле нет…Есть наука, любовь, закон, река, сад, жизнь…У одних – длинная, у других – короткая. Кулигину – 50 лет, и он изобретает «вечный двигатель» - воображаемое устройство, позволяющее получать полезную работу большую, чем количество сообщенной ему энергии. А «гроза, как говорит Кулигин, - это электричество». Его оппонент Дикой другого мнения «наказание за грехи». Еще при жизни Островского критики разделились на два лагеря – одни называли эту пьесу мистической, а другие – революционной. В компьютерный век режиссер увидел эту историю просто как реалистическую и вечную. «Вечный двигатель» изобрести не удалось, как и найти формулу счастья.

Post Views: 520

caoinform.ru

Кулигин (Гроза Островский А. Н.)

Характеристика героя

Кулигин — «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле» (т. е. вечный двигатель).

К. — натура поэтическая и мечтательная (восхищается красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано литературной песней «Среди долины ровныя…» Это сразу же подчеркивает книжность К., его образованность.

Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта «устарелость» подчеркивает глубинную связь К. с Калиновом. Он, конечно же, «новый человек», но сложился он внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и жизненной философии. Главное дело жизни К. — мечта об изобретении вечного двигателя и получение за него миллиона от англичан. Этот миллион «антик, химик» Калинова хочет потратить на родной город: «работу надо дать мещанству-то». А пока К. довольствуется более мелкими изобретениями на благо Калинова. На них он вынужден постоянно выпрашивать деньги у богатых людей города. Но они не понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим. Поэтому кулиговская страсть к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова. К. жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, его совет простить Катерину и больше не поминать о ее грехе невыполним в доме Кабанихи. Этот совет хорош, он исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. — натура созерцательная и бездейственная. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в прекрасные действия. К. так и останется чудаком Калинова, его своеобразной достопримечательностью.

Другие характеристики героев по этому произведению

Борис Варвара Дикой Кабаниха Катерина Тихон Феклуша

www.allsoch.ru

Характеристика героя Кулигин (Гроза Островский А.Н.)

/ Кулигин

-Вариант 1-Вариант 2

    Кулигин – «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле» (т. е. вечный двигатель).     К. – натура поэтическая и мечтательная (восхищается красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано литературной песней «Среди долины ровныя…» Это сразу же подчеркивает книжность К., его образованность.     Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта «устарелость» подчеркивает глубинную связь К. с Калиновом. Он, конечно же, «новый человек», но сложился он внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и жизненной философии. Главное дело жизни К. – мечта об изобретении вечного двигателя и получение за него миллиона от англичан. Этот миллион «антик, химик» Калинова хочет потратить на родной город: «работу надо дать мещанству-то». А пока К. довольствуется более мелкими изобретениями на благо Калинова. На них он вынужден постоянно выпрашивать деньги у богатых людей города. Но они не понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим. Поэтому кулиговская страсть к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова. К. жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, его совет простить Катерину и больше не поминать о ее грехе невыполним в доме Кабанихи. Этот совет хорош, он исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. – натура созерцательная и бездейственная. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в прекрасные действия. К. так и останется чудаком Калинова, его своеобразной достопримечательностью.

/ Характеристики героев / Островский А.Н. / Гроза / Кулигин

Смотрите также по произведению "Гроза":

harakteristik.narod.ru