Лодочный электромотор - лучшее решение для рыбака. Лодочный электро двигатель


как выбрать в зависимости от условий ловли

Многие рыболовы, владеющие водомоторной техникой, убеждены, что электромотор для лодки является баловством и предназначен только для людей с ограниченным бюджетом в условиях наличия малого плавсредства и ужения на акватории небольшой площади. С момента появления электрических навесных двигателей появилось множество стереотипов и заблуждений, которые постараемся рассмотреть в пределах этого материала.

Первый электрический мотор для лодки появился еще в 1881 году. Его создал французский рыбак и любитель водомоторной техники Густав Труве. По сути, это был первый навесной двигатель, который начали использовать для передвижения по водоему.

Дальнейшее развитие электромоторов происходило постепенно. Они постоянно конкурировали с двигателями внутреннего сгорания. Однако, спустя столько лет с момента их создания, некоторые рыболовы до сих пор не понимают, для чего нужен электрический привод и какими он обладает достоинствами?

Преимущества и недостатки

Лодочный электромотор, естественно, имеет свои достоинства, которые и определяют сферу его применения и целевых покупателей:

  • Минимальный вес, позволяющий без каких-либо трудностей переносить его в руках и устанавливать на лодки малой грузоподъемности.
  • Малые габариты, потому он не занимает много места при транспортировке в автомобиле и хранении дома либо в гараже.
  • Отсутствует неприятный запах бензина.
  • Не требует серьезных затрат при эксплуатации, не нуждается в топливе и большом количестве горюче-смазочных материалов.
  • Не нужно проводить консервацию двигателя перед длительным хранением в зимний период.
  • Стоимость полного комплекта электрического двигателя и аккумулятора приблизительно в два раза меньше, чем бензинового мотора.

Кроме того, лодочный электромотор является беспроблемным в процессе использования. Его особенностями при эксплуатации являются:

  • двигатель мгновенно запускается и не требует прогрева;
  • бесшумная работа, не отпугивающая рыбу;
  • подходит для использования на мелководье;
  • высокая маневренность и удобство в управлении.

Нельзя не отметить и минусы электрического мотора для лодки, о которых должен знать любой рыболов, решивший приобрести его в качестве основного:

  • Заряда аккумулятора хватает на одну, реже две рыбалки. Этот нюанс необходимо учитывать, отправляясь в длительный выезд на водоем.
  • Низкая скорость передвижения. Электродвигатель позволяет перемещаться до 5–7 км/ч.
  • Невозможно использовать на быстром потоке, сильном ветре и высокой волне.

Учитывая указанные недостатки электрического мотора, его целесообразно приобретать в качестве дополнительного либо использовать в таких условиях, где рассмотренные негативные факторы отсутствуют.

Назначение электромоторов

Лодочные электрические двигатели могут использоваться в качестве основного и дополнительного. В первом случае мотор устанавливается на небольшую лодку, чаще надувную, и позволяет перемещаться, не затрачивая физических усилий. Он дает возможность сэкономить на топливе и, благодаря малым габаритам и весу, не утруждает при переноске, установке и эксплуатации.

Электромотор для надувной лодки актуален на небольших водоемах, где не требуются длительные переходы, а на новую перспективную точку можно доплыть не спеша за пару минут. С таким двигателем можно медленно перемещаться по акватории, облавливая любые места, где вероятна поклевка хищника.

Совет! Электромотор эффективен при ужении с дрейфующей лодки осторожного хищника – жереха, голавля, форели и других.

Лодки на электротяге применяются для озерно-речного троллинга. На таком моторе можно бесшумно и неспешно перемещаться вдоль донной растительности либо другой перспективной зоны. В этом случае не требуется нести затрат на бензин, не устаешь от постоянного шума работающего двигателя, не тратятся усилия на управление плавсредством.

В качестве дополнительного электромотор применяется при ужении на обширных акваториях. Для перемещения между уловистыми участками используют бензиновый двигатель большой мощности, а для облова выбранной территории включается электропривод, позволяющий на малом ходу исследовать зону, постоянно совершая забросы приманок в потенциально перспективные точки.

Конструктивные особенности

Электромотор для лодки очень надежен и долговечен. Он имеет простую конструкцию и состоит из нескольких основных элементов:

  • румпель;
  • блок управления;
  • крепление;
  • электродвигатель;
  • гребной винт.

Блок управления предназначается для изменения скорости вращения гребного винта. В зависимости от модели мотора, в него может быть заложена функция реверса или, по-другому, заднего хода. Количество оборотов двигателя меняется плавно либо ступенчато.

Румпель предназначен для управления лодкой в процессе перемещения по водоему. Некоторые модели имеют телескопическую рукоять, что позволяет подстраивать ее длину под свои потребности, располагаясь в лодке максимально комфортно.

Крепление мотора необходимо для установки его на транец лодки. Во всех  моделях электрических двигателей его конструкция мало чем отличается. Оно позволяет надежно и безопасно зафиксировать привод.

Совет! Электромоторы для лодок из ПВХ устанавливаются на транец. На больших суднах, где электрический подвесной двигатель используется в качестве дополнительного, его лучше закрепить на носу плавсредства.

Посредством ноги блок управления соединяется с электродвигателем, расположенным в нижней части мотора. На его вал насаживается гребной винт, вращающийся во время движения по водоему. Его можно поднимать либо погружать на необходимую глубину с помощью скользящей штанги.

Отдельно стоит обсудить конструкцию винта. На электродвигателях используют двухлопастные «пропеллеры». Их производители позиционируют, как полностью незацепляемые. Это, естественно, рекламный трюк. Однако при перемещении по мелководью, покрытому водорослями, на него гораздо меньше наматывается травы, чем на классический, установленный на бензиновый двигатель.

Система управления

Для управления электромотором используются две принципиально разные системы:

  • ручная;
  • ножная.

Первая аналогичная системе управления бензиновым двигателем. В ней ручка газа установлена на румпеле, с помощью которого также осуществляется маневрирование лодкой в процессе передвижения. Электромотор не нужно заводить, он постоянно готов к работе, достаточно только повернуть рукоятку и добавить скорость.

Ножная система подразумевает использование специальной педали, подключенной к блоку управления. С ее помощью рыболов осуществляет повороты, выбор режима перемещения и переключение скоростей. Преимуществом этого варианта является возможность непрерывной ловли в процессе движения по акватории.

Как установить мотор на лодку?

Зафиксировать электрический мотор на судне очень просто. Его можно установить на любую лодку, даже ту, у которой имеется навесной транец. Важно следить, чтобы крепежные винты были плотно зажаты. Необходимо периодически их проверять и подтягивать, не допуская самопроизвольного раскручивания.

Используя лодочный мотор электрический в качестве дополнительного, его можно устанавливать не только на транец. Практикуется вариант крепления двигателя на нос судна. Часто такой способ наблюдается у наших западных коллег, любителей ужения большеротого окуня либо маскинонга.

Выбор электромотора

Все современные электромоторы, представленные на рынке, условно делятся на ценовые категории. Стоимость на двигатели прямо связана с мощностными показателями, которые обозначаются в фунтах либо лошадиных силах:

  • Бюджетная или начальная категория. Моторы имеют малую мощность, которая находится в пределах 0,5 л.с. В них отсутствует плавное переключение оборотов, они не могут использоваться в качестве самостоятельных средств передвижения. Применяются как дополнительные для непрерывного перемещения по акватории и осуществления ловли.
  • Среднеценовая категория. В среднем обладают мощностью до 1 л.с., имеют плавную регулировку скоростей. Могут использоваться и как основной двигатель на небольших лодках при рыбалке на ограниченной акватории.
  • Продвинутый и элитный уровень. Электромоторы достигают мощности в 3 л.с. Используются профессиональными рыбаками в качестве дополнительного, реже основного. Чаще устанавливаются на носу лодки и используются во время облова участка, позволяя неспешно перемещаться в заданном направлении. Имеют улучшенные показатели, различные дополнительные опции и функции.

Сегодня не так много производителей выпускают качественные электрические моторы для лодок. Большинство двигателей не соответствуют ожиданиям рыболовов и не отвечают базовым требованиям. Самыми популярными компаниями, на изделия которых стоит обратить пристальное внимание, являются:

  • «Minn Kota»;
  • «MotorGuide Mercury»;
  • «Yamaha»;
  • «Hasving»;
  • «Flower».

При выборе конкретной модели мотора необходимо учитывать лодку, на которую он будет устанавливаться, максимальную емкость аккумулятора и длительность его работы, фирму-изготовителя, качество сборки двигателя и комплектующих.

Советы бывалых

Опытные пользователи электромоторов отмечают некоторые особенности их применения. Стоит внимательно изучить их, что поможет продлить срок службы двигателя и повысить качество его работы:

  1. На электромоторах со ступенчатым переключением скоростей категорически не рекомендуется «перепрыгивать» с одного режима на другой. Обороты следует переключать плавно и по порядку, поскольку сам двигатель и аккумулятор не любят таких резких скачков.
  2. Все вещи необходимо равномерно распределять в лодке, чтобы мотору было легче тянуть лодку. Так получится «выжать» со своего двигателя гораздо больше.
  3. Желательно чаще перемещаться на третьей скорости. Это существенно экономит заряд аккумулятора.
  4. Необходимо следить за щетками электродвигателя и периодически менять их.
  5. Обязательно нужно следить за винтом и при надобности очищать его от грязи и мусора.
  6. Раз за сезон следует проводить техническое обслуживание мотора, просушивая и смазывая привод.

Соблюдение этих простых правил и рекомендаций позволит продлить срок службы электрического мотора, и рыболову не придется нести дополнительных растрат на его ремонт.

fishelovka.com

Электромоторы для надувной лодки, сравнительный тест

Какой выбрать электромотор для надувной лодки? Какую можно будет развить скорость под электромотором? Какая у него автономность, сколько часов он будет работать вот на этом аккумуляторе? Все электромоторы одинаковые? Стоит ли менять мой бензиновый лодочный мотор на электрический? И еще несколько аналогичных вопросов возникает в голове у того, кто собирается, выбирает и думает купить электромотор для своей лодки, в большинстве своем надувной. Для получения ответов, мы взяли несколько моделей лодочных электродвижителей, парочку тяговых аккумуляторов и две надувные лодки разной длины и провели сравнительный, подробный тест.

Вводные данные

Выбор для теста пал на самые популярные бренды лодочных электромоторов, которые представлены наибольшим количеством моделей у нас в стране. Ими стали Flover, Minn Kota, Haibo и Outland. Некоторые модели были совершенно новыми, так сказать "из коробки", а другие использовались не один раз, настоящие рабочие лошадки у наших друзей и коллег. И это как раз хорошо, можно будет выяснить как изменяются характеристики мотора со временем.

Что касается лодок, то сильно выбирать их нам не пришлось. Удалось достать на тест две модели от одного производителя Мнев и К. Ими стали Кайман 330 и Кайман 380. Очень популярные лодки в наших широтах, так что тест будет полезен для большого числа рыбаков. и не нужно возмущаться приверженцам того же Баджера, Фрегата или Флагмана, да и других. Кайманы производятся уже давно и все всё о них знают. У них классическая конструкция с жестким фанерным пайолом, стационарным транцем, надувным килевым днищем и конусовидными концевиками баллонов. Такая форма и компоновка используется у большинства брендов, так что в итоге никто не останется обделенным.

На тест нам удалось достать два тяговых кислотных аккумулятора с емкостями 95 и 100 ампер часов. 100 амперный был новым, а вот 95-ка использовалась на тот момент около 3-х сезонов и в его послужном списке примено 200 циклов заряда/разряда, что по инструкции составляет 1/2 от его ресурса. И это еще один эксперимент, каким образом влияет состояние аккумулятора на итоговые характеристики мотора, который он питает. Будет интересно.

Место, время, как...

Тест наш проводился летом в июне, на реке Волга. Погода была малооблачная, ветер северо-западный, скорость 3-5 м/с. Скорость лодок фиксировалась с помощью обычного GPS навигатора Garmin модели Oregon 200. Для замеров напряжения и силы тока в цепи мы взяли прибор Ц4324, классический современный "Тестер".

Лодочные электромоторы на тесте

Модельный ряд каждого, уважающего себя, производителя лодочных электромоторов состоит, как минимум, из 4-5 моделей с разной мощность, тягой и другими характеристиками, чтобы покрыть, как и полагается, большую часть конкурентного рынка. Самые маленькие электромоторы имеют тягу около 13 кг, что равносильно мощности 0,38 л.с. Они предназначены для лодок со снаряженной массой до 700 кг. А самые мощные имеют тягу 25 кг. (0,85 л.с.) и уже готовы тащить суда, у которых снаряженная масса 1,5 тонны. Нам таких мощных не нужно, суда у нас маломерные и дай бог мы наберем 400 кг массы, так что мы выбрали на тест "легкий класс" с тягой от 14 до 16 кг., кроме одного мотора.

Minn Kota Endura Pro 32

Электромотор для лодок Minn Kota Endura Pro 32 с максимальной тягой в 14,5 кг. и мощностью 0,43 л.с. готов тянуть лодку общей массы до 680 кг.

  • Штанга у мотора - 76 см.
  • Вес - 7,3 кг.
  • Передачи - 5 вперед, 3 назад
  • Винт - двухлопастной

В особенности этой модели можно записать то, что штанга у него сделана из композитного материала. Ну и кроме всего прочего Minn Kota уже давно является законодателем мод в лодочном электромоторостроении. Качественная сборка, качественные материалы, надежность. И этот мотор как раз был у нас б/у, с пробегом более 3-х лет. Никаких нареканий на него у владельца за время работы не было. Ничего не ремонтировалось и по сей день все работает исправно.

Flover F33T

Лодочный электромотор Flover F33T от известного бренда с тягой 15 кг, мощностью 0,44 л.с., предназначен для надувных лодок с массой до 800 кг.

  • Штанга - 75 см.
  • Масса - 6,8 кг.
  • Передачи - 5 вперед, 3 назад
  • Винт - двухлопастной

Внешне моторы от Minn Kota и Flover очень похожи, но что будет на деле, посмотрим. Из интересных особенностей у F33T светодиодный индикатор уровня заряда аккумулятора, что очень удобно. Но по отзывам на форумах не все от этого в восторге, кто то говорит, что эта функция заметно "кушает" энергию. Посмотрим. Flover F33T мы получили новым, еще не распакованным.

Outland TP 34

Электромотор для лодки модели Outland TP 34 с максимальной тягой 15,4 кг, мощностью 0,47 л.с. и по заявлениям производителя готов тянуть лодку до 1,1 тонны снаряженной массы. Ничего себе такое обещание, по сравнения с Flover и Minn Kota практически в два раза больше. Остальные то характеристики примерно одинаковые. Посмотрим, что даст тест.

  • Штанга - 78 см.
  • Масса - 6,7 кг.
  • Передачи - 5 вперед, 2 назад
  • Винт - двухлопастной

Это еще один мотор б/у, который успешно отходил 2 сезона, не доставив проблем своему владельцу.

Outland TP 44

Лодочный электромотор Outland TP 44 с максимальной тягой аж 19,9 кг. и мощностью 0,59 л.с. Масса судна, которое он сможет тащить составляет 1350 кг, опять же по заявлениям производителя.

  • Штанга - 91 см.
  • Масса - 9,55 кг.
  • Передачи - 5 вперед, 2 назад
  • Винт - трехлопастной

Этот экземпляр попал к нам не новым, но и не сильно потрепанным. Он использовался менее сезона, проблем и нареканий у владельца не вызвал. В плюсы мы бы записали то, что штанга у TP 44 металлическая и винт уже трехлопастной. Это самый мощный электромотор на нашем тесте и он наверное все таки выходит за рамки "самых популярных".

Haibo ET 34L

Электромотор Haibo ET 34L внешне и конструктивно идентичен моторам от Outland. Можно даже предположить, что они вышли из одного и того же цеха/завода. И это подтверждает то, что характеристики то у них одинаковые. И также предназначен для лодки с водоизмещением 1100 кг.

  • Тяга - 15,4 кг.
  • Мощность - 0,47 л.с.
  • Штанга - 78 см.
  • Масса - 6,7 кг.
  • Передачи - 5 вперед, 2 назад
  • Винт - двухлопастной

Еще один электромотор б/у с пробегом более трех сезонов и опять же без жалоб и поломок от владельца. По поводу Haibo в интернете ходит такая байка, что на 5-ой передаче он может "сделать" любого из своих одноклассников. Вот как раз и проверим.

Собственно сам тест электромоторов для лодок

Прежде чем приступить к полевым испытаниям мы решили немного препарировать наших сегодняшних подопечных, а точнее взвесить, измерить и ... пожалуй этого достаточно. Начнем с веса электромоторов. Взвешивание проходило на настольных весах "Невские", у которых предельное ограничение 15 кг. Из таблицы (см. ниже) видно, что фактические, т.е. наши, результаты массы несколько отличаются от тех, которые были заявлены производителями. А Minn Kota так вообще 700 грамм утаил, а это уже существенная разница. Наверное американцы не просчитали реальный вес композитной ноги-штанги.

Так же была измерена сила потребляемого моторами тока на каждой передаче (см. в Таблице 2).

Таблица №1 - измерение веса

Мотор Заявленный вес Реальный вес
Minn Kota Endura Pro 32 7,3 6,58
Flover F33T 6,8 6,92
Outland TP 34 6,7 6,76
Outland TP 44 9,55 9,46
Haibo ET34L 6,7 6,84

Таблица №2 - измерение силы тока

Мотор/Передача Сила тока, мА
1 2 3 4 5
Minn Kota Endura Pro 32 6,5 9 14 19 30
Flover F33T 8 10 14 20 30
Outland TP 34 9 11 16 20 40
Outland TP 44 12 14 25 28 52
Haibo ET34L 9 11 16 20 40

А для чего собственно измерять силу потребляемого тока у электромоторов, можете спросить вы. А тут все просто - чем выше потребление - тем, теоретически, выше его полезная мощность. Если обратить внимание на Таблицу №2, то можно заметить, что у моторов-одноклассников потребление тока на одинаковых передачах различается не значительно, что и говорит, что они и по скорости должны быть очень близки друг к другу. Если бы мы увидели, что у одного из них показания сильно отличаются от остальных, то это указало бы на разницу в КПД.

Еще можно заметить, что у мощного Outland TP44 потребляемый ток на 4-ой передаче такой же как у Minn Kota на 5-ой. Чувствуете о чем мы намекаем? Посмотрим как у них будет дело со скоростью. Ну и наконец, о чем мы уже говорили выше, Haibo 34 и Outland 34 выдают одни и те же показатели по току, что еще раз подтверждает, что это моторы-близнецы.

Тест максимальной скорости

Скорость, как мы уже говорили, измеряли с помощью обычного, по сути бытового GPS навигатора Garmin Oregon 200. Погрешности нам не избежать, но в пользу достоверности наших результатов можно записать то, что все испытуемые электромоторы были в одинаковых условиях. Замеры скорости выглядели так: Электромотор вешался на надувную лодку Кайман 330 и затем эта парочка преодолевала расстояние от точки А до точки Б и обратно. Расстояние в один конец равнялось 0,34 км. по показаниям нашего навигатора. Каждый мотор проходил расстояние А-Б-А на каждой из своих 5-ти передач поочередно и максимальная скорость на этом маршруте и попала в таблицу. Каждый мотор испытывался с разной загрузкой - один, два и три пассажира на борту лодки, что соответствует значениям в таблице по загрузке 80, 160 и 220 кг. Вес снаряжения и самого тягового аккумулятора не учитывался, а это еще как минимум 40 кг. Заметим что путь от А до Б был по ветру, а обратно от Б до А уже против. Так же вы в таблице найдете среднее значение от этих замеров.

Таблица №3 - максимальная скорость

Minn Kota Endura Pro 32
Передача Загрузка 80 кг. Загрузка 160 кг. Загрузка 220 кг.
А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее
1 2,5 2,1 2,3 2,2 2,1 2,2 2,4 2,0 2,2
2 2,6 2,6 2,6 2,7 2,5 2,6 2,8 2,6 2,7
3 3,1 3,0 3,1 3,2 3,0 3,1 3,0 2,8 2,9
4 3,5 3,2 3,4 3,6 3,4 3,5 3,7 3,6 3,6
5 4,9 4,7 4,8 4,8 4,6 4,7 4,8 4,4 4,6
Flover F33T
Передача Загрузка 80 кг. Загрузка 160 кг. Загрузка 220 кг.
А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее
1 2,3 2,0 2,2 2,4 2,2 2,3 2,6 2,2 2,4
2 2,5 2,5 2,5 2,9 2,7 2,8 2,8 2,9 2,8
3 3,9 3,5 3,7 3,7 3,6 3,7 3,5 3,3 3,4
4 4,2 4,1 4,3 4,1 4,0 4,1 3,7 4,0 3,6
5 5,1 4,9 5,0 5,0 4,8 4,9 4,9 4,8 ,49
Outland TP34
Передача Загрузка 80 кг. Загрузка 160 кг. Загрузка 220 кг.
А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее
1 2,7 2,3 2,5 2,4 2,1 2,3 2,5 2,2 2,3
2 2,9 2,5 2,7 2,6 2,9 2,7 2,6 2,4 2,5
3 3,5 3,0 3,3 3,2 3,4 3,3 3,3 3,2 3,3
4 4,1 3,6 3,9 3,9 4,0 4,0 4,1 3,9 4,0
5 5,2 4,9 5,1 5,0 4,9 5,0 5,0 4,9 5,0
Outland TP44
Передача Загрузка 80 кг. Загрузка 160 кг. Загрузка 220 кг.
А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее
1 2,2 2,1 2,2 2,5 2,3 2,4 2,6 2,2 2,4
2 2,6 2,5 2,6 2,9 2,8 2,9 3,1 2,9 3,0
3 3,6 3,5 3,6 3,6 3,5 3,6 3,5 3,3 3,4
4 4,2 3,9 4,1 3,9 3,8 3,9 4,0 4,0 4,0
5 5,2 5,1 5,2 5,1 5,0 5,1 5,5 5,4 5,5
Haibo ET34L
Передача Загрузка 80 кг. Загрузка 160 кг. Загрузка 220 кг.
А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее А-Б Б-А Среднее
1 2,3 2,1 2,2 2,5 2,1 2,3 2,7 2,0 2,4
2 2,7 2,6 2,7 2,8 2,6 2,7 3,2 2,5 2,9
3 3,6 3,3 3,5 3,3 3,3 3,3 3,7 3,1 3,4
4 4,3 3,9 4,1 3,9 3,8 3,9 4,2 3,6 3,9
5 5,5 5,3 5,4 5,5 5,3 5,4 5,3 5,2 5,3

По результатам тестов видно, что, как и ожидалось, самым мощным оказался Outland TP44, он и показал максимальную скорость. Но, что удивительно, малыш Haibo ET34L очень близко приблизился к результатам лидера, особенно это видно при загрузке 80 и 160 кг, а при 220 и на 5-ой передаче даже обошел его. А вот предполагаемый брат-близнец Outland TP34 показал результаты похуже, значит что-то в этих двух моторах отличается внутри, хотя снаружи они одинаковые. В целом, можно сказать, что результаты получились ровные и более менее предсказуемые.

Еще интересно то, что максимальная скорость фиксировалась при максимальной же загрузке лодки, за исключением хода на 3 и 4 передачах. Это, скорее всего, объясняется совокупностью факторов, от гидродинамических характеристик лодки до ее оптимальной загрузке, при которой она показывает лучшие результаты на ходу. Ну сюда можно еще и приписать несовершенство как наших измерительных приборов, так и наших методик ))). Но еще раз хотим напомнить - все лодочные электромоторы находились в равных условиях.

Приз "я тихоход" получает американский Minn Kota, как в принципе и ожидалось, но окончательные выводы пока делать рано и кого бы то ни было списывать еще не пришло время. Впереди тест на потребление электричества.

Далее мы повторили тест максимальной скорости, но уже на надувной лодке Кайман 380, дабы сравнить результаты. Имитировать разную загрузку уже не стали, а ограничились лишь 160 кг. Провидцы тут сразу должны высказать - "что тут мерить, и так понятно, чем легче и меньше лодка, тем скорость будет выше." Но спешу вас огорчить - вы не правы. Все электромоторы, за исключение лишь одного, показали те же самые результаты максимально скорости что и на Кайман 330. Как такое может быть? А вот как. Равномерность загрузки 380-ой была оптимальнее из-за ее длины. Так же мореходные качества ее лучше по сравнения с 330 моделью. Да и самым главным фактором таких результатов является то, что скорости лодок под электромоторами далеко не космические и даже не велосипедные и привычные нам законы физики здесь не работают в такой ярко выраженной манере, а может и работают но в обратную сторону.

А наш сегодняшний лидер Outland TP44 на большей лодке показал еще большую скорость 5,6 против 5,1 км/ч. Но тут еще могло сыграть то, что штанга его длиннее чем у других электромоторов и для Кайман 380 она более оптимально подошла, т.к. для лучшего толкания большой лодки "плечо" должно быть больше.

Экономичность электромоторов для лодок

Это тестирование проводилось для того, чтобы определить длительность работы каждого мотора на одной передаче от аккумулятора 100 Ah. Испытание очень длинное и муторное, т.к. зарядка такой батареи длиться более 24 часов. Так что времени на это мы убили массу. Смотрите таблицу.

Таблица №5 - Расход электричества

Мотор/Передача Время жизни АКБ 100 ah (часы)
1 2 3 4 5
Minn Kota Endura Pro 32 13,8 9,8 6,1 4,5 2,8
Flover F33T 11,3 8,8 6,1 4,3 2,6
Ouland TP 34 10,0 8,0 5,4 4,3 2,1
Ouland TP 44 7,5 6,3 3,4 3,0 1,7
Haibo ET34L 10,0 8,0 5,4 4,3 2,1

Все результаты в этой таблице выглядят вполне логично. Самым стойким оказался самый маломощный Minn Kota, а самым прожорливым стал самый мощный Outland TP44.

Тест работы лодочных электромоторов на разных аккумуляторах

Мы проверили как чувствует себя батарея после нескольких лет использования. Лодка Кайман 380, мотор Haibo ET34L, загрузка 160 кг., аккумуляторы 100 Ah (новый) и 95 Ah (старый). Как итог, правильное и бережное использование аккумуляторов никак не сказывает на их эффективности, даже по прошествии 3 лет. Результаты старого были практически не отличимы от показателей нового. Вот основные правила, которые нужно учитывать если вы активно используется электромоторы с аккумуляторами:

  • Свинцовые АКБ - не пригодны для использования с лодочными электромоторами, т.к. не переносят глубокого разряда
  • Свинцовые тяговые АКБ - пригодны для использования с лодочными электромоторами, т.к. переносят глубокий разряд, но их нельзя хранить в таком состоянии (осыпаются свинцовые пластины)
  • Гелевые АКБ - очень пригодны для электромоторов, переносят глубокий разряд, можно хранить практически в любом состоянии, НО, цена на них в ДВА раза выше классических свинцовых тяговых.

Тяговый свинцовый аккумулятор нормально переносит 400 циклов заряда/разряда (это около 5 лет). Главное не заряжать его высокими токами (не более 10 А) и не хранить в разряженном виде.

Тест на выносливость

Тут уже идут не полевые испытания и расчетные тесты. Мы хотим определить как далеко можно уплыть на электромоторе на каждой из передач. Мы знаем среднюю скорость, мы знаем максимальное время работы на передаче от полностью заряженного АКБ, осталось перемножить эти данные и мы получим расстояние. И уже станет ясно, так ли благоразумно покупать мощный электромотор? Может лучше купить менее мощный, разница в скоростях у них практически не заметно, а вот энергию мощные потребляют значительно больше.

Таблица №6 - Дальность хода

Мотор/Передача 1 2 3 4 5
Minn Kota Endura P32 30,4 25,5 18,9 15,8 13,2
Flover F33T 26,0 24,6 22,6 17,6 12,7
Outland TP 34 23,0 21,6 17,8 17,2 10,5
Outland TP 44 18,0 18,3 12,2 11,7 8,2
Haibo ET34L 10,0 21,6 17,8 16,8 11,3

Таблица показывает вполне логичные и зависимые данные. Чем ниже передача, тем меньше потребляется ток и тем дальше можно проплыть на лодке. Первые три передачи используются крайне редко и на них останавливаться мы не будем, а вот 4 и 5 посмотри поподробнее.

Самым долгоиграющим оказался Minn Kota. Вторым стал Flover и это не смотря на то, что у него есть светодиодный индикатор заряда батареи, так что миф о его большом потреблении думается развеян. На третье место поднялся Haibo, а на четвертое Outland 34. Ну и замыкает наш рейтинг живучести самый мощный из протестированной пятерки моторов Outland TP 44.

Небольшие выводы по результатам тестов

...И спросила кроха, - "что такое "хорошо" и что такое "плохо"". На этот вопрос мы отвечать не будем, каждый из вас ответит на него сам, пропустив результаты тестов через призму своих расходов на приобретение, преследуемых целей и еще только ему ведомых причин и ограничений. Мы же здесь постарались ответить на вопросы, поставленные в самом начале повествования и, думается, ответы получены и дана пища для размышления. Выбирайте то, что вам больше подходит.

spyship.ru

Электромоторы для надувных лодок

Моторные лодки – прекрасный вариант для перемещения по водной глади, особенно в целях рыбной ловли. Рыбаками используются суда и с бензиновыми двигателями, и с электромоторами. Последние, конечно, не обеспечат вам больно высокую скорость перемещения, однако электрические моторы обладают своими достоинствами.

Главное преимущество электромоторов – это бесшумность. Данная характеристика бывает весьма важной в рыбалке, когда к перспективному месту нужно подобраться как можно тише.

К примеру, тихое перемещение может быть очень кстати при ловле осторожного жереха или же щуки, застывшей в зарослях на мелководье. Шанс спугнуть рыбу, перемещаясь на лодке с бензиновым двигателем, очень велик.

Электромотор для троллинга

Крайне актуален электрический мотор в случае троллинговой ловли. В троллинге скорость лодки и шум при перемещении играют значимую роль.

Зачастую требуется медленный и тихий ход судна, что с применением бензинового мотора обеспечить довольно сложно. А вот заплыв на лодке с электромотором позволит бесшумно перемещаться в медленном темпе, организовывая при этом привлекательную для хищников проводку.

Сравнение бензинового и электрического моторов

Скорость лодочного электромотора

Скорость лодки с электромотором зависит от нескольких факторов: тяговой силы, загруженности и габаритов судна, заряженности аккумулятора.

В целом, большинство лодок, оснащенных электромотором, двигаются со скоростью в 5-6 км/ч на 5-ой передаче.

При таком сплошном ходе аккумулятор продержится 1-2 часа.

При плавании на меньшей скорости заряда аккумулятора хватит на большее время. Встречный ветер и течение могут существенно повлиять на скорость лодки.

Самым известным и надежным производителем электромоторов для лодок является фирма Minn Kota, также она продает аккумуляторы, крепежи и прочее оборудование для моторов.

Обзор лодочного электромотора

Управление электромотором

Управлять лодкой с электромотором очень просто. Все электрические двигатели для водных судов имеют одну ручку, на которой легко фиксируются 5 скоростей переднего хода, 1 или 3 скорости заднего хода и стандартное нейтральное положение. 

Регулятор скорости электромотора

Имеются и правила переключения скоростей, но они несложны и в целом стандарты.

Нельзя переключаться, к примеру, с первой скорости сразу на четвёртую или пятую.

Переключение осуществляется постепенно, с небольшими паузами.

По большому счёту при резком переключении сам механизм мотора может и не пострадает, но аккумулятору такие действия точно не понравятся.

Для комфортного перемещения с небольшими расходами заряда аккумулятора подойдут 2-3 скорость. 

Электромоторы с регулировкой оборотов

Некоторые новые модели электромоторов обладают встроенной системой регулировки оборотов винта. При наличии такой системы резкое переключение с низкой скорости на самую высокую всё равно будет осуществлено плавно, и аккумулятор не пострадает от перепада нагрузки. 

Аккумуляторы для лодочного электромотора

Все электродвигатели оснащаются специальными индикаторами, уведомляющими владельца об уровне заряда аккумулятора. Полная разрядка никаких негативных последствий для аккумулятора не несёт, вот только для последующей зарядки требуется специальное устройство, подающее импульсивный ток.

При выборе аккумулятора возникает закономерный вопрос касательно подходящей модели. Так, можно использовать и аккумулятор из автомобиля, однако стоит знать, что на моторной лодке расход энергоресурсов будет значительно больше.

Статья по теме: выбор мотора для лодки

Гелевые аккумуляторы для лодочных электромоторов

Конечно же, существует и категория специальных аккумуляторов, предназначенных для использования именно на водных судах. Такие модели способны достаточно долго работать, не теряя изначальных свойств при повторной зарядке. Обеспечивается это благодаря использованию специального геля, а не привычной аккумуляторной жидкости. 

Гель в аккумуляторах характеризуется большей вязкостью и выделяет крайне малое количество газа при зарядке.

Емкость лодочных аккумуляторов

Важная характеристика всех лодочных аккумуляторов – их ёмкость, измеряемая в A/h (ампер/час). Логично, что чем больше емкость, тем дольше аккумулятор будет работать. Сам же расход электроэнергии зависит от мощности мотора и скорости перемещения.

Оборудование для лодочных электромоторов Minn Kota

Лодочный электромотор видео

Статьи по теме:

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки

Виды надувных лодок

Какой эхолот выбрать для лодки?

Электромоторы для рыболовных лодок

Обзор моторных лодок

Какой якорь выбрать?

Транец на надувную лодку

Обзор лодочных моторов 

Обзор материалов надувных лодок

fisher-book.ru

Лодочный электромотор - лучшее решение для рыбака

Сегодня, чтобы обеспечить удачную рыбалку, потребуется использовать электромотор лодочный. Данное устройство позволит серьезным рыбакам забраться даже в труднодоступные места, что обеспечит хороший улов.

Конструкция электромотора поддавалась усовершенствованию на протяжении многих лет. Применяемая мощность устройств изменялась от 12 до 24 или 36 вольт.

Определяющим фактором при покупке изделия является размер лодки. Для мощного устройства потребуется и более совершенный челнок, поскольку только один аккумулятор для двигателя может весить более 30 кг.

Лодочный электромотор имеет множество преимуществ перед бензиновым вариантом. Во-первых, данное устройство намного тише. Во-вторых, рыбаки получают возможность с удобством маневрировать лодкой. В зависимости от привода, достаточно только легкого движения руки или ноги, чтобы судно поплыло в нужном направлении.

Приобретая лодочный электромотор, необходимо учитывать силу тяги устройства, которая будет определяться мощностью. На функциональность изделия может оказать влияние попутный или встречный ветер, однако на судно пятиметровой длины потребуется двигатель не менее 24-36 вольт.

До установки устройства на передней части лодки необходимо убедиться, что ее нос располагает достаточным количеством места, при этом нижняя поверхность должна быть плоской. Также можно установить прибор на корме судна: это позволяет сделать лодка любого типа.

Данное расположение двигателя лучше всего подойдет для каноэ или маленьких яликов. Для судна размером до пяти метров можно приобрести и 12-ти вольтовый лодочный электромотор. Однако необходимо учитывать, какое будет поймано количество рыбы. При длительных заплывах лучше использовать мотор с 36 вольтами.

При расчете мощности агрегата следует определиться и с количеством человек, которые будут находиться в лодке. Если рыбачить придется в одиночку, то достаточно более простого двигателя, если же ловить рыбу вы собираетесь с компанией, то слабое устройство может оказаться не способным вывести челнок на глиссирование. Вес подвесного лодочного двигателя также играет важную роль и заставляет учитывать количество сопровождающих людей.

Более мощный электродвигатель для лодки имеет значительный вес, а также большой массой обладает аккумулятор. Таким образом, переносить устройство одному к судну из машины и обратно, а также устанавливать его на транец может оказаться достаточно сложной задачей.

Не следует выбирать чрезмерно мощный движок, поскольку эксплуатация надувной лодки с таким агрегатом может оказаться просто опасной. К тому же при использовании высокопроизводительного устройства появляется риск повреждения транца, что приведет к ремонту судна.

Выбирая двигатель, можно сразу сказать, что импортные устройства во многом превосходят отечественные, а некоторые умельцы собирают лодочный электромотор своими руками.

Не следует особенно задумываться над выбором бренда, поскольку качество и функциональность у всех ведущих производителей примерно одинаковы. Хотя японские и американские модели несколько лучше по своим характеристикам, чем европейские аналоги.

fb.ru

Лодочные электромоторы тест на скорость и экономичность - FISHing MAGazine

Для каких лодок подходят электромоторы? А какова средняя скорость под ними? На сколько часов хватает заряда аккумулятора? Правда ли, что все лодочные электромоторы одинаковы? Можно ли рассматривать их как замену двигателю внутреннего сгорания? Стандартный ворох вопросов, который обрушивается на голову каждому, кто планирует обзавестись мотором на электрической тяге для своей лодки. Вот мы и решили вдарить тестом на злобу дня. Идея проста: взять две разных по длине надувных ПВХ-лодки, пару тяговых аккумуляторов и несколько лодочных электромоторов, после чего провести испытания на воде. Задачи понятны — ответить на вопросы, перечисленные выше.

Что мы сделали?Мы взяли лодочные электромоторы четырех разных производителей, наиболее широко представленных сегодня на рынке — Minn Kota, Outland, Haibo и Flower. Дополнительно удалось взять в тест две модели одного производителя с различными тяговыми характеристиками — Outland ТР44 и ТР34, дабы выяснить, чем же они отличаются, кроме циферок на корпусе. Некоторые из испытуемых лодочных электромоторов были совершенно новыми, иные давно эксплуатировались. Это нас нисколько не смутило, а, напротив, даже заинтересовало. Уж больно хотелось раскрутить еще один вопросец: как изменяются с ходом времени рабочие характеристики электромоторов. Далее отправились на водоем, где все это добро подвергли самым что ни на есть ходовым испытаниям. Отметим, что в наши цели не входило получить сухой статистический материал. Нам хотелось большего — сформировать по итогам обоснованное мнение о том, как ведут себя разные лодочные электромоторы на разных лодках пвх.

МатериалыДля тестов мы избрали две надувных лодки-пвх от «Мнева» модели «Кайман». Первая — длиной 330 см, вторая — 380 см. Причины на то были веские. Во-первых, «Кайман» — весьма популярная модель, выпускаемая второй десяток лет — в общем, классическая лодка-пвх с классическими же формами и конструкцией (фото 1).

 Во-вторых, эта модель имеет массу подражателей среди других фирм, потому, выбрав ее, мы автоматически перекрываем широкий диапазон из лодок, встречающихся на наших водоемах. Неслучайны и эти два типоразмера — 330 и 380 см — наиболее популярные и универсальные, применимые и на небольших лесных озерах, и на просторах крупных рек или водохранилищ. К тому же это уже серьезные, довольно большие лодки-пвх — было любопытно, как с ними совладают наши лодочные электромоторы. Для тестов мы взяли два аккумулятора емкостями 95 и 100 А/ч (фото 2), оба кислотные и тяговые.

 И если «сотка» была практически новой — за ее плечами числилась лишь пара рыбалок, то «95-й» эксплуатировался более трех лет и пережил порядка двухсот циклов заряда, почти половину его ресурса. Таким образом, мы хотели проследить, как изменятся характеристики испытуемых лодочных электромоторов вкупе с такими разными аккумуляторами.Замеры скорости производились при помощи бытового GPS-навигатора Garmin Oregon 200 (фото 3), для определения значений силы тока и напряжения в цепи во время движения нами использовался вольтамперметр Ц4324 (фото 4).

Место и условия испытания лодочных электромоторовДля испытаний мы выбрали весьма популярное у минчан место отдыха — Заславское водохранилище, как его еще называют — Минское море. Чтобы читатель мог представить себе возможную высоту волны или силу ветра, которые, безусловно, наложили свой отпечаток на результаты тестирования, опишу наше море. Площадь его водной поверхности около 31,1 км2. В длину — под 10 км, ширина — 4,5 км. Стандартные глубины — 3,5 м, хотя есть и в 8 м. В день испытаний выдалась малооблачная погода с легким северо-западным ветром скоростью 3-5 м/с.

О лодочных электромоторахКаждый уважающий себя производитель лодочных электромоторов имеет в своей линейке не менее четырех моделей, различающихся между собой мощностью, а, следовательно, тяговыми характеристиками, габаритными размерами и весом.Так, тяга самых маленьких в линейке моделей — менее 13 кг (около 0,38 л. с.) и рассчитаны они, как правило, для лодок полной снаряженной массой до 600 — 800 кг, в то время, как самые мощные экземпляры лодочных электромоторов развивают тягу до 25 кг (0,85 л. с.) и могут применяться на судах водоизмещением до 1,5 т и более. Мы преднамеренно избрали для тестов электромоторы со схожими тяговыми характеристиками — это легкие модели для небольших и средних лодок, с заявленными показателями 32 — 34 lbs, т. е. 14,5–15,5 кг.

Испытуемые лодочные электромоторы при первом осмотреЛодочный электромотор Minn Kota Endura Pro 32

Лодочный электромотор Minn Kota Endura Pro 32 (фото 6). Максимальная тяга в толчке 32 lbs = 14,5 кг (на 5-й передаче), мощность 0,43 л.с., рассчитан для лодок со снаряженной массой до 680 кг, длина штанги 76 см. Вес электромотора согласно «мануала» — 7,3 кг. Количество передач — 5 вперед + 3 назад. Винт — двухлопастной. Особенности: штанга из композитного материала. Ну и, конечно, нельзя не сказать, что Minn Kota — признанный законодатель мод в этой сфере. Отсюда и качество сборки и материалов. Тестируемый нами лодочный электромотор эксплуатируется более трех лет. И, что характерно, никакого ремонта не требует и по сей день.

 Лодочный электромотор Flover F33T

Лодочный электромотор Flover F33T (фото 7). Тяга в толчке, понятно, 33 lbs, это 15 кг. Мощность 0,44 л. с. Рассчитан для лодок со снаряженной массой до 800 кг. Длина композитной штанги 75 см, вес заявленный — 6,8 кг. Количество передач 5/3. Винт двухлопастной. Невооруженным взглядом видно внешнее сходство Flover с Minn Kota (фото 8). Что ж, это интригует — окажется ли сходство только внешним? Особенности: у модели предусмотрен светодиодный индикатор уровня заряда аккумулятора (фото 9). Отзывы об этой опции весьма противоречивы — от восторженных до отрицательных, ввиду увеличения потребления электроэнергии электромотором. Flover F33T попал к нам еще в заводской упаковке.

 Лодочный электромотор Outland TP 34

Лодочный электромотор Outland TP 34 (фото 10). Максимальная тяга в толчке 34 lbs = 15,4 кг, мощность 0,47 л. с. Производитель утверждает, что он рассчитан на снаряженную массу лодки до 1100 кг. Заявленный вес — 6,7 кг Длина штанги 78 см. Количество передач 5/2. Винт двухлопастной. На момент тестирования эксплуатировался более двух лет. Проблем за время использования не возникало. Обратите внимание, как отличаются заявленные значения допустимой массы лодки, с которой применимы Outland TP 34 и Minn Kota Endura Pro 32: разница почти в два раза! 1100 против 680 кг. Это интригует, поскольку остальные заявленные параметры у этих двух лодочных электромоторов если и отличаются, то несущественно. Выходит, что либо кто-то перестраховывается, либо кто-то дает нереальные цифры — надеемся, это прояснится в тесте.

 Лодочный электромотор Outland TP44

Лодочный электромотор Outland TP44 (фото 11). Максимальная тяга в толчке 44 lbs = 19,95 кг. Мощность 0,59 л. с. Максимальное водоизмещение лодки до 1350 кг. Вес лодочного электромотора по паспорту 9,55 кг. По конструкции аналогичен младшей модели ТР34. На момент тестирования электромотор находился в эксплуатации неполный сезон, нареканий не вызывал. Из особенностей — металлическая штанга длиной 91 см и трехлопастной винт, что говорит о том, что электромотор применим на довольно крупных катерах с высоким бортом. Именно этот агрегат выходит за рамки выбранного для тестирования «легкого класса» лодочных электромоторов.

 Лодочный электромотор Haibo ЕТ 34L

Лодочный электромотор Haibo ЕТ 34L (фото 12). Лодочный электромотор по конструкции и внешнему виду просто идентичен с Outland. Более того, рискнем предположить, что произведены они на одном заводе — ну просто братья-близнецы! Поэтому нас нисколько не удивило, что и заявленные характеристики у этих двух электромоторов одни и те же: максимальная тяга в толчке 34 lbs = 15,4 кг, мощность 0,47 л. с, водоизмещение лодки до 1100 кг. Длина штанги 78 см, вес электромотора 6,7 кг. Попал к нам в руки б\у — около трех лет без жалоб на недомогания. Интрига в том, что в Интернет-сообществе активно муссируются слухи, что, якобы, Haibo при движении на последней, пятой скорости «делает» подчистую всех своих одноклассников и даже некоторые электромоторы, что помощнее. Это, понятное дело, мы тоже сегодня проясним.Приступим к тесту лодочных электромоторов

Для начала мы взвесили каждый из тестируемых лодочных электромоторов. Измерения производились на настольных весах «Невские» (фото 13) с пределом в 15 кг. Как видно из таблицы 1, наши результаты немного отличаются от тех, что заявляет производитель. Самая большая разница у Minn Kota Enduro Pro 32 — он легче более чем на 700 гр, а это, согласитесь, существенно. Видимо, американцы недооценили легкость композитной штанги.Далее мы последовательно измерили силу потребляемого тока для каждой передачи каждого электромотора. Результаты приведены в таблице 2.

 Для чего потребовалось измерять силу тока? Дело вот в чем: при прочих равных условиях, из двух лодочных электромоторов быстрейшим будет тот, который потребляет более высокие токи. То есть, эта таблица дает наметки к будущим скоростным испытаниям и позволит в дальнейшем, вкупе с результатами замеров скорости лодок-пвх о КПД испытуемого лодочного электромотора. На что здесь стоит обратить внимание?Во-первых, из таблицы 2 видно, что значения силы тока на соответствующих передачах у электромоторов-одноклассников если и отличаются, то незначительно. Это косвенно указывает на то, что и скорости у них должны быть примерно равны при прочих равных. Если же обнаружится серьезная разница — значит, КПД у лодочных электромоторов разный.Во-вторых, обратите внимание, что у Minn Kota Enduro Pro 32 на 5-ой передаче потребление тока почти такое же, как у самого мощного Outland ЕТ 44 на 4-й передаче. Улавливаете, к чему клоним? Проверим, будет ли у них одинаковая скорость.В-третьих, у Haibo ET34L и Outland ЕТ 34 значения показателей силы тока — идентичны. Это еще один повод утверждать, что эти лодочные злектромоторы имеют одного родителя.Сравнивая Minn Kota Enduro Pro 32 и реплику от Flover можно видеть схожие данные. Различия возникают только на первой, второй и четвертой скоростях. При этом надо учесть тот факт, что Flover копирует, скорее всего, новый мотор ЗОС, появившийся в 2012 г., тогда как у нас Minn Kota’вский электромотор — трехлетней давности.

Тест лодочных электромоторов на максимальную скоростьНапомним, что измерения скорости производились при помощи GPS-навигатора Garmin Oregon 200.Разумеется, погрешности приборов GPS для невоенных целей нам здесь никак не избежать. Впрочем, все испытуемые находились в равных условиях. Измерения проводились следующим макаром: надувная лодка-пвх «Кайман 330» оборудовалась испытуемым электромотором, после чего преодолевала расстояние между двумя заданными точками на водохранилище. Для всей серии испытаний точки эти, а, значит, и вектор направления движения, оставались неизменными — в нашем случае это расстояние от пристани до острова, которое равнялось 0,34 км согласно показаниям навигатора. Причем при движении от пристани к острову ветер преобладал попутного направления, а обратно — контровой. Этот маршрут берег — остров — берег преодолевался на каждой из пяти передач поочередно, а значение максимальной скорости (в км/ч) за время прохождения трека мы и поместили в таблицу 3.

 Все испытания проводились трижды — с одним, двумя и тремя пассажирами на борту — этим значениям соответствуют графы с загрузкой в 80, 160 и 220 кг соответственно. Ради чистоты эксперимента, отметим, что масса аккумулятора и снаряжения в лодке нами не учитывались, хотя это еще около 40 кг. Кроме того, мы зафиксировали скорость по ветру и против — и вывели значения средней скорости, которую вы тоже можете видеть в таблице 4 для каждого случая.

 Как и должно было случиться, самый мощный лодочный электромотор Outland TP44 показал и самую высокую скорость по результатам всех испытаний. Однако нас немало удивил факт, что Haibo ET34L вплотную приблизился к нему при загрузке в 220 кг, а при загрузке в 80 и 160 кг на 5-ой передаче оказался даже чуть быстрее! Любопытно и то, что клон Haibo ET34L — модель Outland TP34 — показал результаты похуже лидеров. Выходит, нутро у Outland и Haibo все-таки отличается. В целом результаты получились довольно ровные. Единственное, что выходит за рамки этого красивого ряда — значения скорости, полученные нами для Outland TP44.Обратите внимание, что при движении на всех передачах, за исключением разве что 3-й и 4-й, значения максимальной скорости фиксировались, как это ни парадоксально, при максимальной же загрузке лодки. Как это объяснить? Думается, ответ кроется в совокупности причин: начиная от изменений в лучшую сторону в гидродинамических параметрах лодки при достижении оптимальной загрузки до несовершенства измерительных приборов и методики. В любом случае, исходим из того, что условия испытаний оставались неизменными для всех моделей.Самый медленный результат ожидаемо показала самая миниатюрная модель Minn Kota Endura Pro 32. Однако не будем спешить с окончательными выводами, повременим до второго, не менее важного теста «Расход электричества».Не упомянули только Flover 33T. У него, в общем и целом, очень неплохие результаты. Значения скорости лодки под этим лодочным электромотором находятся ровно там, где должны быть: между Endura Pro 32 с одной стороны и более мощными ET34L и ТР34 с другой.Далее мы повторили испытания лодочных электромоторов, только на большей лодке «Кайман 380». Делали мы это на сей раз только единожды — при загрузке 160 кг, с целью сопоставить результаты с меньшей лодкой.Выводы по лодочным электромоторам мы уже сделали. Теперь сравним результаты одних и тех же электромоторов на разных лодках. Честно говоря, результаты вышли не совсем те, которые мы ожидали. Думалось, что на меньшей лодке (читаем более легкой, с меньшим лобовым сопротивлением и т. д.) наши лодочные злектромоторы однозначно покажут более высокие скорости. На деле же вышло вот что: все электромоторы, кроме одного, показали примерно одинаковые результаты при использовании на двух разных лодках. Как такое возможно?Ну, во-первых, предположим, что лодка «Кайман 380» была лучше (равномернее) загружена в отличие от «330-го» при испытаниях с двумя и тремя людьми на борту. Во-вторых, у «380-го» более высокие мореходные качества, в нашем случае она меньше зарывалась в волну, которая хоть и была небольшой, но все же наложила свой отпечаток. В-третьих, в случае с лодочными электромоторами мы имеем дело, как видите, со скоростями далеко не космическими. Скорее, это показатели пешехода с твердой походкой. Вот и получается, что здесь законы физики, которые мы привыкли учитывать при глиссировании, не действуют — или действуют обратным порядком.Что до самого мощного в нашем сегодняшнем тесте Outland ТР44, то он и вовсе на большей лодке показал большую среднюю скорость 5,6 км/ч против 5,1 км/ч. Единственным логичным объяснением кроме всего вышеперечисленного здесь является длина штанги. Для большей лодки необходимо более длинное плечо — чтобы отвести толкающую силу. В данном случае, используя одинаковую длину штанги (а глубину погружения лодочного электромотора мы оставляли фиксированной для всех опытов), в случае с лодкой «Кайман 380» она оказалась «правильнее» подобранной, нежели для меньшей «Кайман 330», что и позволило достичь более высокой скорости.Тест на экономичность лодочных электромоторов

Суть данного тестирования — определить, сколько сможет проработать лодочный электромотор на каждой включенной передаче от полностью заряженного аккумулятора емкостью 100 А/ч. Метод испытаний — самый что ни на есть эмпирический. Не спрашивайте, сколько по времени длилось это тестирование… Скажем только, что одно время зарядки аккумуляторной батареи такой емкости — более 24 часов. Результаты — в таблице 5.

 Здесь все смотрится последовательно. Самым долгоиграющим на пятой скорости, как и ожидалось, стал миниатюрный Minn Kota Enduro Pro 32, оно и логично — самый маломощный и экономичный. Самый низкий показатель, как и полагается, у самого мощного, а значит, энергоемкого Outland ТР 44.Тест на время работы лодочных электромоторов на разных аккумуляторах

Тест призван проверить, насколько падают характеристики аккумуляторных батарей по мере эксплуатации, то бишь износа последней. Так, для лодки «Кайман 380» с загрузкой в 160 кг! и мотором Haibo ET34L мы провели испытания с тяговым кислотным аккумулятором емкостью 100 А/ч и дополнительно — с емкостью 95 А/ч, что интенсивно эксплуатировался 3 года (ресурс — примерно 50%).Как видите, при правильном использовании аккумулятора практически не теряет своих свойств на протяжении всего срока эксплуатации — результаты почти не отличаются от показателей нового аккумулятора. Напомним только основные отличия-правила:— свинцовый АКБ — не переносит глубокого разряда, не годится для лодочных элекромоторов;— свинцовый тяговый — переносит глубокий разряд, но не переносит длительного хранения в таком состоянии (иначе осыпаются пластины — теряется емкость), годится для лодочных электромоторов;— гелевый — переносит и глубокий разряд, и хранение, годен для лодочных электромоторов, однако при всех своих достоинствах примерно в два раза дороже свинцового аналогичной емкости.Срок службы свинцового тягового аккумулятора при надлежащей эксплуатации около 400 циклов (4 — 5 лет). Основное правило: не заряжать аккумулятор высокими токами — максимум 8–10 А.

Тест на пробег без дозаправкиОсновная мысль последнего теста, уже расчетного — определить, насколько эффективны мощные лодочные электромоторы. Ведь скорость совсем «на чуть- чуть» больше, а время жизни — намного меньше. Сделаем нехитрые подсчеты: перемножим полученные нами в предыдущих тестах значения времени работы электромотора до полной разрядки аккумулятора и среднюю скорость в км/ч этого же электромотора. Лодка — «Кайман 380», загрузка 150 кг. Результаты — в таблице 6.

 Как видно из таблицы 7, чем меньше передача, а значит — потребляемый ток, тем большее расстояние можно проехать на данном электромоторе. Если первые три передачи практически неинтересны ввиду редкого использования, то на, 4-й и 5-й остановимся подробнее.Снова самым лучшим показателем обладает Minn Kota Enduro Pro 32. Прямо реклама получается, но против цифр не попрешь. На втором месте — аналог, Flover ЗЗТ, и это несмотря на дополнительное потребление светодиодного индикатора. Третье место — у Haibo ET34L, а четвертое — у Outland ТР 34. Стоп! Вроде же Haibo ET34L и Outland ТР 34 — одинаковые лодочные электромоторы, просто в разных «обертках». Как так? На четвертой передаче Haibo проживет меньше, чем Outland, а на пятой — наоборот. Видимо, все же не совсем одинаковые.

 Чтобы пролить свет на этот вопрос, мы даже провели дополнительные измерения потребляемого электромоторами тока и напряжения в сети. Так вот, эти значения оказались идентичными, а это может говорить только о том, что электродвигатели разные. Разбирать не приходилось, но можно предположить, что стартеры и обмотки разные, а, может, разное расстояние между якорем и стартером. Сказать сложно, но одно очевидно при сопоставимых значениях потребления, электромоторы «едут» по-разному. Последнее место ожидаемо у Outland TP 44. Что тут скажешь, кроме как «лошади хотят кушать». Тяговые характеристики у него выше, чем у остальных, посему расходует он больше электричества, но при этом и идет быстрее.Выводов о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», вы сегодня не дождетесь. Глобальных отличий в эксплуатационных характеристиках современных лодочных электромоторов, как оказалось, не существует. Кроме того, каждый принимает решение в пользу того или иного, руководствуясь своими собственными соображениями и системой критериев, да и просеивает потом вдобавок через решето бюджета. Что до ответов на поставленные в начале статьи вопросы, то, думается, большинство из них мы по ходу пьесы не оставили без внимания.

Авторы: О. Ляльковский, Д. Самесов

fishmag.info

Лодочный мотор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 февраля 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 февраля 2016; проверки требуют 7 правок.

Подвесно́й ло́дочный мото́р — лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получил большое распространение во второй половине XX века на маломерных судах (моторные лодки).

Основные преимущества по сравнению со стационарным: подвесной мотор не занимает полезный объём судна, легко демонтируется, что позволяет хранить дорогостоящий агрегат в надёжном месте.

Первоначально были широко распространены двухтактные моторы. Их преимущества — малый вес, высокая удельная мощность, простота конструкции и общая неприхотливость в эксплуатации. Постепенно их недостатки, по мере совершенствования четырёхтактных моторов, приводят к сокращению количества двухтактных. Экономичность, более высокий ресурс, удобство эксплуатации и растущая по мере совершенствования технологий удельная мощность — основные причины, которые вызывают повсеместный переход на четырёхтактную конструкцию. Следует отметить, что четырёхтактные моторы в сравнении с двухтактными аналогичной мощности имеют несколько бо́льшие габариты, примерно в 1,5 раза бо́л

ru.wikipedia.org

Лодочный электромотор. Достоинства и недостатки. |

После длительного общения с двигателями внутреннего сгорания, можно испытать невероятное ощущение от неторопливого передвижения по водной глади, установив на транец электромотор для лодки.

Маленький трудяга, почти незаметный и неслышный (конечно, все относительно), не требующий абсолютно никакой возни, дает возможность именно отдохнуть на воде, будь то рыбалка или просто воскресная прогулка по озеру. Электромотор позволяет купаться возле лодки в чистой воде, а не в масляной пленке,дышать чистым воздухом без средств защиты и оставляет шансы на выживание обитателям водоемов.

С этим больше всего знакомы сервисмены лодочных моторов на основе ДВС.  Обкатка двухтактного лодочного мотора, мощностью даже в пять лошадок, на стенде, в обкаточной ванне,  уже через три часа забивает все фильтры, если они есть, а на поверхности воды образует толстый масляный ковер. Пятнадцать лошадок на двух тактах,  ускоряют процесс образования ковра, более, чем в три раза. К концу обкатки, по ковру можно гулять.

Плюс ко всему, мощные вытяжки пытаются бороться с выхлопными газами, а сервисменам приходится перекрикивать грохот металлических чудовищ. Ну и напоследок, масляный ковер надо куда-то выливать. Разумеется, далеко не все при этом действуют в соответствии с экологическими нормами утилизации.

После такого, в общем, можно податься в ряды зеленых. С четырехтактными лодочными моторами, разумеется, таких проблем меньше, но они тоже, конечно, есть. Конечно, можно вспомнить о производстве  аккумуляторов и так же проблем, связанных с их утилизацией. Но в последние годы прогресс АКБ и срока их службы растет в геометрической прогрессии, как ЦП для компьютеров.  Стоимость, правда, таких батарей пока слишком высока, да и на рынок их, по понятным причинам, пускать не собираются.

 Электромотор для лодки подкупает своей простотой. Практически

нечему ломаться, ничего не надо прогревать, менять масла и смазки, нюхать бензин, случайно пролитый в лодку, настраивать клапана, менять свечи и  думать, почему мотор не завелся в этот раз. Со скоростью электромотора придется пока смириться, да и нужна она далеко не всем. Хотя , некоторые электролодки развивают огромные для воды скорости на соревнованиях, платя за это мощными аккумуляторами большой емкости. Вес доступных по цене АКБ на данный момент заметно снижает популярность электромоторов. А  комплект электромотор+батарея, равной с ДВС мощности, дороже бензинового собрата.

Малая емкость батарей постепенно уходит в прошлое, но невозможность автономной или быстрой подзарядки по-прежнему преподносится, как огромный минус лодочного электромотора. В режиме неспешной рыбалки или прогулки, на средней скорости, которая для жесткого пластикового корпуса будет вполне приличной, средний электромотор, с тягой в 36 фунтов (16 кг) и емкостью АКБ в 100 ампер-часов, отходит без перерыва 6 часов. Более, чем достаточно на день отдыха. Максимальная скорость при этом, исходя из формулы Фруда для водоизмещающих судов, для корпуса, длиной в 4 метра, составит 11 км/ч.

В России, почти все   водомоторники,  по непонятным причинам,  убеждены в малой эффективности солнечных батарей для зарядки АКБ. Связывают это, обычно, с малым количеством солнечных дней либо, еще с чем-то.  Хотя, в реальности, единицы пытались организовать эффективную зарядку с помощью них. На Западе и в Штатах, например, о такой проблеме не знают и уже много лет с успехом используют солнечные панели. В комплекте с портативным ветрогенератором, можно вообще уходить на неделю. Все это будет работать, пока мы отдыхаем. Идеальный, конечно, вариант — это гибкие солнечные панели, выполненные в виде тента над кокпитом.  Вот только стоимость качественных гибких панелей довольно высока.  Но даже, если вы

используете бензиновый двигатель, далеко от дома, такие автономные вещи становятся очень полезными и удобными.

Вопреки сложившемуся мнению, у лодочного электромотора нет существенных недостатков. Со своими обязанностями он справляется на сто процентов.  Простое нажатие одной кнопки или щелчок румпелем позволяют провести день на воде под еле слышный плеск волн, вдыхая чистый воздух.   Закрытые водоемы и заповедники — это его стихия. А вот морские переходы пока оставим мощным топливным моторам и вечным парусникам.

Неплохую альтернативу бензиновым ПЛМ, выпускает Lehr, используя для работы двигателя внутреннего сгорания, газ пропан. Достоинства у этих движков есть, однако, они не могут похвастаться бесшумностью, как электромоторы. В то же время, не стоит думать, что электромоторы, сопоставимые по мощности с ПЛМ 15 л.с., так же бесшумны, как и маленькая Minn Kota. И потом, аккумуляторы…

Как бы то ни было, мы предоставили небольшой обзор лодочных моторов на пропане.

Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru

goodboating.ru