ЛуАЗ – бюджетный советский внедорожник. Луаз мощность двигателя


Технические характеристики ЛуАЗ-969

основные геометрия масса двигатель трансмиссия подвеска и рулевое управление электрика динамические характеристики эксплуатационные характеристики тормозная система колёса и диски
1979–1988
расположение руля слева
количество дверей 2
количество мест
всего 4
из них неполноценных 0
конструкция несущий кузов
габариты
длина 3 430 мм
ширина 1 610 мм
высота 1 754 мм
колёсная база 1 800 мм
колея
передняя 1 340 мм
задняя 1 335 мм
дорожный просвет
мин 280 мм
стандарт 300 мм
макс 672 мм
снаряженная 960 кг
полная 1 360 кг
название МеМЗ-969А
тип Поршневой
расположение спереди, продольно
система питания карбюратор
материал блока чугун
цилиндры/клапаны V4/2
объем 1 200 см³
мощность
мощность 40 л.с.
в диапазоне от 4 100 об/мин
в диапазоне до 4 300 об/мин
крутящий момент
крутящий момент 80 Нм
в диапазоне от 2 800 об/мин
в диапазоне до 3 000 об/мин
степень сжатия 9,5
топливо бензин
турбонаддув нет
охлаждение воздушное
привод полный
коробка передач МКПП 4 (МеМЗ-969А-10)
сцепление Однодисковое, сухое
передняя подвеска
тип упругого элемента торсионная
тип направляющего аппарата независимая
амортизаторы
наличие да
регулируемость нет
стабилизатор поперечной устойчивости нет
задняя подвеска
тип упругого элемента торсионная
тип направляющего аппарата независимая
амортизаторы
наличие да
регулируемость нет
стабилизатор поперечной устойчивости нет
тип рулевого управления Глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
тип передней подвески (уст.) Одинарные продольные рычаги, торсионы и телескопические амортизаторы
тип задней подвески (уст.) Одинарные продольные рычаги, торсионы и телескопические амортизаторы
напряжение бортовой сети 12 V
максимальная скорость 90 км/ч
ограничитель скорости нет
тормозной путь со 100км/ч 44,8 м
угол въезда 35 °
угол съезда 40 °
объем топливного бака 34 л
расход топлива
Неустановленный метод
на трассе 10 л/100км
Система "старт-стоп" нет
грузоподъемность 250 кг
масса буксируемого прицепа 300 кг
разворот
диаметр 11 м
от стены к стене 11 м
от бордюра к бордюру 10 м
ABS нет
передние тормоза
описание Барабанные
тип барабанные
диаметр 230 мм
материал металл
перфорированные нет
задние тормоза
описание Барабанные
тип барабанные
диаметр 230 мм
материал металл
перфорированные нет
материал дисков сталь
передние ?J × 13175/80 R13
задние ?J × 13175/80 R13
место производства Луцкий Автомобильный Завод, г. Луцк, Волынская обл., УССР

www.autowp.ru

Полноприводной внедорожник ЛуАЗ-969 | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

Ещё древние римляне осознали, что оперативно добираться до отдалённых провинций империи можно лишь при наличии хороших дорог. Истина эта была настолько очевидна, что прокладка их в Римской империи стала делом государственной важности. В итоге, неплохо сохранившиеся древнеримские дороги с выбитой ещё колесницами колеёй функционируют кое-где и в XXI веке.Ну а в нашей стране с дорогами всегда были проблемы. Соответственно, проблемы возникли и у конструкторов, которым приходилось ломать голову над тем, под какие дороги им следует проектировать новые автомобили.

В начальный период автомобилизации в нашей стране создавались лишь автомобили, рассчитанные на дороги с твёрдым покрытием, каковые были, в основном, в больших городах. Ну а значительная часть российских дорог представляла собой обычные грунтовки, которые даже после небольшого дождичка превращались в непроезжие. Именно для таких «направлений» и требовались автомобили-вездеходы, тем более, что предварительные расчёты показывали, что дешевле произвести небольшое количество машин-вездеходов, нежели закатывать асфальтом тысячи грунтовых большаков, булыжных трактов или щебёночных шоссе. И, в соответствии с этой концепцией, в 1930-е годы в нашей стране начали появляться первые автомобили-внедорожники.

В начале это были армейские машины-вездеходы, где их высокая проходимость помогала решать не только тактические, но порой и стратегические задачи. В их числе были трёхосные и полугусеничные грузовики-«полуторки», трёхосные ЗИС-6, первые легковые полноприводные вездеходы ГАЗ-61, а также армейские джипы ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. А с началом Великой Отечественной войны советские конструкторы смогли познакомиться с полученными по ленд-лизу полноприводными джипами типа Willys MW, Ford GPW и Dodge WC-52.

Опыт Второй мировой войны показал, что при отсутствии сети приличных дорог полноприводные автомобили-вездеходы могут стать незаменимым транспортным средством, способным надёжно обеспечивать доставку пассажиров и грузов

modelist-konstruktor.com

Автомобили ЛуАЗ, вездеходы автомобильного завода, ТПК ЛУАЗ 967, ЛуАЗ-969, ЛуМЗ-969, ЛуАЗ-2403, ЛуАЗ-1302, ЛуАЗ-1901 Геолог

 

Луцкий автомобильный завод (до 1967 года Луцкий машиностроительный завод - ЛуМЗ) был создан в 1959 году на базе Луцкого авторемонтного завода в рамках программы по техническому перевооружению советской армии.  

ТПК ЛуМЗ 967

 

Прототип ТПК, разработанный в 1959 году на МЗМА как альтернатива работам группы Фиттермана. Началось все с того, что была поставлена задача создать легкий вездеход для расширявшихся тогда ВДВ, пригодный к десантированию без платформы, т.е. просто на парашютной системе. Изначально решить эту проблему в НАМИ пыталась группа Фиттермана, изобретая нечто пластмассовое под ирбитский мотор, однако их предложения не понравились военным и по результатам деятельности 1-го главного управления КГБ было предложено не выделываться, а копировать модель BMW. В серии машина с 1961 года по 1967 год.    

ТПК ЛуАЗ 967

 

 

 

 

ТПК - ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Автомобили - транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно - технического имущества а также установки отдельных видов вооружения. Среди отечественных автомобилей с колёсной формулой 4х4 к ним относятся ЛуАЗ 967 и 967М. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на пересечённой местности, обладают амфибийными качествами, авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны.

Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса - 950 кг, полная - 1350 кг. Дорожный просвет - 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом - 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг. При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие - 150-200 кгс, длина троса - 100 м. Особенность ЛуАЗ 967 - возможность движения по рекам и озёрам. Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечивает достаточный запас плавучести. По воде ЛуАЗ 967 движется благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву - до 3-х км/ч. Место водителя в ЛуАЗ 967 размещено посередине, а справа и слева, с некоторым смещением назад - два утапливающихся в платформах сидения для пассажиров. В сложенном состоянии их спинки находятся в одной плоскости с платформой, освобождая место для груза или двух раненых на носилках. Когда нужна скрытность передвижения, водитель может управлять машиной полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя. Щиток приборов, смонтированный на растяжках ступицы руля, в любом случае остаётся в поле зрения водителя.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял военную технику, показала нехватку в составе вооружённых сил лёгкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ 69, использующийся в то время для этих целей, имел слишком большие габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на мосты. Тогда-то и возникла необходимость в создании лёгкого плавающего вездехода с высокой подвеской, пригодного для перевозки раненых, желательно способного к десантированию с самолётов. Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ под руководством Б.М.Фиттермана (конструктор известных советских бронетранспортеров БТР-152). В 1958 году был изготовлен первый прототип, получивший название НАМИ 049. Кузов был сделан из стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска - независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключён постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Дифференциал заднего моста также блокировался. Расстояние между мостами (база) составляло 180 см. В конструкции были применены колёсные редукторы, которые повышали крутящий момент и увеличивали дорожный просвет до 28 см у гружёной машины. В конструкции был применён двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД 65 мощностью 22 л.с. Но ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков: стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель слишком слабым. К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. На основе мотора ВМW-600 был разработан двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 (первоначально - 27) л.с.. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними - спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс. Окончательный вариант получил название ЛуМЗ-967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году. ( http://www.ujuja.narod.ru)    

НАМИ-049 "Огонек"

 

 

Так выглядело легендарное изделие группы Фиттермана, на основе развития которого и родился всем известный гражданский ЛуАЗ. ( avto4x4.narod.ru )    

ЗАЗ-969

 

 

 

 

Первый вариант сельского вездехода, предназначавшегося для серийного производства на Луцком автозаводе на базе агрегатов ТПК. Конструкция разработана бригадой специалистов МЗМА на заводе "Коммунар" по результатам проектирования "Москвича-415". Вопреки распространенному мнению в Луцке никогда не выпускался, была выпущена партия в 50 единиц на Запорожском заводе в 1964 году. Существовал вариант ЗАЗ-969В без привода на задний мост, но он судя по всему серийно вообще не производился.    

ЛуМЗ-969В

 

 

Альтернативный вариант модели "969", разработанный в 1965 году и производившийся с 1966 года на Луцком заводе. В историю вошел как первый советский переднеприводный автомобиль, поскольку мощности Львовского завода (поставщика ЛуМЗ) позволяли в то время обеспечить комплектами задних мостов только армейские поставки ЛуМЗ-967. У некоторого количества машин КПП имела специальный хвостовик для привода всевозможной сельхозтехники. Выпускался всего около полутора лет. Именно с него пошло первое народное название этой модели - "лумумзик".    

ЛуАЗ-969

 

 

 

 

После ликвидации в 1971 (по другим сведениям - в 1969) году дефицита комплектующих для задних мостов в серию пошла эта модель, выпускавшаяся до 1975 года и представлявшая собой уже вполне полноприводный автомобиль. В силу существовавшей в те годы моды на создание так называемых "объединений" ЛуАЗ объединили с ЗАЗом и некоторое время выпускавшиеся ЛуАЗы проходили по документам как ЗАЗ-969(не путать с ЗАЗ-969 образца 1964 года).

 

ЛуАЗ-969 фургон

 

 

Предполагавшаяся несколько ранее (в 1967 году) к выпуску грузовая модификация ЛуАЗ-969. По имеющимся сведениям - в металле не реализована, поскольку не хватало комплектующих даже для выпуска базовой модификации. Как результат - народ дружно начал ставить "будки" от каблуков.( http://luaz.narod.ru )

 

ЛуАЗ-969A

 

 

 

 

После освоения мелитопольским моторным заводом производства более мощного двигателя МеМЗ-969А с 1975 года эта модель сменила на конвейере 969-й и выпускалась до 1979 года. В 1977 году была выпущена партия этих машин с цельнометаллическими кузовами, но их заводской индекс мне выяснить не удалось. ( http://luaz.narod.ru/969a/969a--1.htm )    

ЛуАЗ-967М

 

 

Модификация ТПК, унифицированная по узлам и агрегатам с моделями 969А-969М. Или наоборот J . На фотографии - разъевшиеся бундесы на рыбалке. Фото предоставлено журналом AutoBild.

 

ЛуАЗ-969М

 

 

 

 

В 1979 году Луцкий автозавод начинает серийный выпуск ЛуАЗ-969М - усовершенствованной модификации ЛуАЗ 969А, разработку которой начали в 1974 году. Эта модель оборудуется, как и предшественник 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащается раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили благодаря изменению панелей передка, изменена форма лобового стекла, двери оборудованы замками, окна дверей получили жёсткое обрамление и открывающиеся "форточки", в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и "жигулёвские" сиденья. Ещё до запуска в серию ЛуАЗ 969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, в 1978 году на международном салоне в г. Турине (Италия) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы, а в 1979 году на международной выставке в г. Ческе Будеевице (ЧССР) получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села. ( http://www.ujuja.narod.ru )

 

ЛуАЗ-2403

 

 

Аэродромный тягач на базе ЛуАЗ-969М. Едва ли не единственный серийный вариант, изначально проектировавшийся под использование мотора ВАЗ. В дальнейшем наработанные в нем решения были использованы при реализации варианта ЛуАЗ-13021. Мог вполне реально стать базой для серьезной модернизации исходной модели, но, к сожалению, в условиях советского автопрома это было невозможно. ( http://www.ujuja.narod.ru )  

ЗАЗ-2320

 

 

 

 

Вариант самосвала на базе кузова тягача ЛуАЗ-2403, но с двигателем, трансмиссией и электрикой от 969М. По утверждению владельца выпущен заводом всего в четырех экземплярах. Своего рода альтернативная ветвь развития по отношению к 13021, причем на мой взгляд - реально более перспективная. Почему "ЗАЗ" - загадка природы.  

 

ЛуАЗ-1302

 

 

После проведённой в 1988 году модернизации модели 969М автомобиль с новым индексом ЛуАЗ 1302 начали оснащать 53 - сильными четырёхцилиндровыми двигателями от "Таврии" МеМЗ 245-20 с водяным охлаждением, что в среднем на 16 % снизило расход топлива и значительно уменьшило шумность. Прочнее стали лонжероны П-образного сечения. Сиденья также были позаимствованы у "Таврии". Появилась новая панель приборов и дополнительные шумо и виброзащитные коврики. ( http://www.ujuja.narod.ru )    

ЛуАЗ-13021 прототип

 

 

 

 

Грузовая длиннобазная модификация "969М" в заводском исполнении. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал "1302".

 

ЛуАЗ-13021

 

 

Серийная грузовая модификация модели "1302", собиравшаяся в частности на подмосковной фирме "Валетта" (на фото). Некоторые варианты этого грузовичка комплектовались КПП от "Москвича 2141" без привода на задний мост.    

ЛуАЗ-13021-03

 

 

 

 

Модификация модели "13021" с нормальной жесткой кабиной и люком в крыше. По имеющимся сведениям собиралась только на заводе в Луцке.    

ЛуАЗ-13021-04

 

 

Длиннобазная грузопассажирская модификация модели "1302". При массовом выпуске машина могла стать вполне реальным конкурентом всевозможным "фермерам" и иже с ними. Этот автомобиль создавался для мобильных рембригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоеной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза. ( http://www.ujuja.narod.ru )

 

ЛуАЗ-1302-05 "Форос"

 

 

 

 

По непроверенным сведениям, некоторое время выпускался заводом "под заказ". Эдакая "молодёжно-пляжная" (внешне) модификация ЛуАЗа 1302. Отличается от прототипа не только дизайном и открытым кузовом с дугами безопасности. Под капотом - 37 сильный итальянский дизель "Lamborghini" LDW 1404. Некоторые технические данные на эту модель: колёсная формула - 4х4; грузоподъёмность - 400кг; масса снаряженного автомобиля - 970кг; полная масса - 1370кг; габариты - длина - 3430мм; ширина - 1610мм; высота - 1754мм; дорожный просвет - 280мм; база - 1800мм; колея - 1360мм; двигатель - число цилиндров - 4; рабочий объём 1372 см3; мощность при 3600об/мин - 37,4л.с.; крутящий момент 8,47кгс.м при 2200 об/мин; максимальная скорость 100 км/ч; расход топлива - 7,7л на 100км; максимальный угол подъёма 60%; максимальный угол поперечной устойчивости 40 градусов; глубина преодолеваемого брода 0,5 м; колёса - диски - 51/2J/13; шины - 186/65R13; ( http://www.ujuja.narod.ru )

 

ЛуАЗ-13021-07

 

 

Вариант модели "21-04" с удлиненным кузовом типа фургон со стеклопластиковым верхом и металлическим задним откидным бортом.

 

ЛуАЗ-13021-08

 

 

 

 

Модификация модели "21-07" под нужды скрой помощи. Автомобиль для обслуживания сельских фельдшерских пунктов и доставки людей в больницу. Верх - из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлиненна более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю. ( http://www.ujuja.narod.ru )

 

Украинская РСЗО с блоком НАР С-5

 

 

Даже сейчас создаются специальные машины - своего рода самодельные РСЗО (реактивные системы залпового огня). Один из последних примеров - одна из самых оригинальных боевых "конструкций" современности - украинская мобильная артиллерийская система на джипе ЛуАЗ. ( http://armor.kiev.ua/ptur/ )    

ТПК-2 ЛуАЗ 970

 

 

 

 

Армейский предшественник "Геолога". Дальнейшее развитие идеи ТПК. Особенность конструкции - активная независимая торсионная гидропневматическая подвеска, унифицированная с моделью ЛуАЗ-1301 прототип 1990 года. Заводской индекс достоверно не установлен. Серийно не выпускался.    

ЛуАЗ 1901 "Геолог" 

 

 

При конструировании ТПК ЛуАЗ 967, в опытном порядке на его базе был создан также трёхосный вариант транспортёра - амфибии, но в серию эти автомобили тогда так и не пошли. Однако идея не была забыта и на Киевском автосалоне SIA99 Луцкий автозавод представил полноприводный автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ 1901 "Геолог". Машина весьма примечательна. Во-первых, она трёхосная, причём с равномерным размещением мостов по базе, что гарантирует ей отличную проходимость. Автомобиль без труда преодолевает канавы шириной до 1,4 метра. А независимая подвеска всех колёс в сочетании с достаточной общей длиной обеспечивает исключительно плавное движение по пересечённой местности. Автомобиль преодолевает подъёмы до 58 % и удерживается на боковом уклоне в 40 градусов Во-вторых, автомобиль этот - амфибия. Водоходный движитель - традиционный для луазовских вездеходов - гребной эффект колёс, обеспечивающий скорость на воде до 5 км/ч. В-третьих, наконец, в качестве силового агрегата на автомобиле использован трёхцилиндровый дизель 3ДТН, Харьковского завода им. Малышева. Демонстрируя эту опытную модель, Луцкий автозавод рассчитывал привлечь внимание прежде всего силовых структур, а также министерств по чрезвычайным ситуациям. Но, судя по всему, вышло как всегда...

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТКРИСТИКИ

колёсная формула 6х6; грузоподъёмность 660 кг; снаряженная масса 1250 кг; полная масса 1900 кг; габариты длина 4522 мм, ширина 1922 мм, высота 1754 мм; дорожный просвет 285 мм; колея 1335 мм; двигатель дизель 3ДТН; число и расположение цилиндров 3 в ряд; рабочий объём 1,5 л; мощность при 3600 об/мин 51 л.с.; максимальная скорость 60 км/ч; расход топлива 12 л/100 км; ширина водного препятствия 3000 м; колёса диски 5J/16, шины 6,96/16 ( http://www.ujuja.narod.ru )    

ЛуАЗ-1301 прототип 1984 года

 

 

 

 

Первый вариант ЛуАЗ-1301. Представлял собой по сути вариант 969М, на который был одет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на "таврический". ( http://www.luaz.com/chronik.html )    

ЛуАЗ-1301 прототип 1990 года

 

 

Попытка кардинального обновления модельного ряда Луцких внедорожников. Этот автомобиль был представлен на московской выставке МИМС-94 в 1994 году. Имел массу прогрессивных опций, например - регулируемая высота подвески... ( http://www.ujuja.narod.ru )    

ЛуАЗ-13019

 

 

 

 

Уникальный в своем роде полноприводный трехмостовый грузовик повышенной (выше не бывает) проходимости на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-1301 прототипа 1990 года. ( http://www.autoprofi.kiev.ua/index.html )

 

ЛуАЗ-Прото

 

 

Альтернативный прототип ЛуАЗ-1301, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ группой Парфенова-Хаинова в 1988-1989 годах. Под интегральным капотом (откидывающимся вместе с крыльями) скрывается старый знакомый - "таврический" движок МеМЗ-245. А вот трансмиссия полностью оригинальна. Коробка передач 6-ступенчатая, синхронизированная, причем две первые передачи - понижающие. Так как в схеме отсутствует межосевой дифференциал, подключение переднего моста возможно лишь в режиме езды по бездорожью. У автомобиля нет раздаточной коробки: привод переднего отключаемого моста - от переднего конца вторичного вала коробки передач. Интересной особенностью являются шарниры равных угловых скоростей, примененные в приводе не только передних (независимых, подвешенных на стойках типа McPherson), но и задних колес. Довольно необычна для джипа и задняя пружинная зависимая подвеска De Dion, где главная передача закреплена на кузове через шумоизолирующие элементы. Силовой агрегат, передняя подвеска и главная передача - единый узел, смонтированный на отдельном подрамнике. То есть всю механику в сборе можно выкатить из-под автомобиля, не производя полной разборки кузова. Для кузова выбрали каркасно-панельную конструкцию, при которой все нагрузки воспринимает стальной штампованный каркас, а наружные панели, выполненные из пластмассы, сделаны съемными и не влияют на общую прочность кузова. Кроме эксплуатационных достоинств (меньшая подверженность коррозии, невосприимчивость к небольшим повреждениям, ремонтопригодность), такое решение давало некоторые технологические преимущества. Пластмассовые детали можно было бы окрашивать отдельно от кузова, что позволяло несколько снизить требования к термостойкости пластмассы и чистоте поверхности штампованных деталей, упрощалась и модернизация автомобиля в процессе производства. Салон автомобиля рассчитан на четверых пассажиров так называемого 95%-ного перцентиля, то есть из каждой сотни взрослых людей 95 найдут для себя удобное положение и лишь пятеро испытают некоторый дискомфорт. Конструкция раздельных задних сидений позволяет передвинуть их спинки на 100 мм вперед, после чего ширина сидений становится достаточной для размещения трех пассажиров 50%-ного перцентиля. В салоне "ЛуАЗа-Прото" можно оборудовать комфортабельные спальные места или трансформировать сиденья в грузовую площадку. Задний борт откидывается в горизонтальное положение, что увеличивает погрузочную площадь. ( http://luaz.narod.ru/proto/proto.htm http://asa.minsk.by/abw/arxiv/251/v-vned.htm )

 

ЛуАЗ-1301 прототип 2002 года

 

 

 

 

В 2002 году был представлен обновлённый вариант так и не дошедшего до конвейера ЛуАЗа 1301 образца 1994 года. Традиционно автомобиль получил полный привод с блокировками дифференциалов. В качестве силового агрегата используется 1.2-литровый двигатель МеМЗ-2457 мощностью 58 л.с. КПП - пятиступенчатая, кузов полностью пластиковый. Задняя дверь выполнена из двух половинок - верхней и нижней, запаска и инструмент спрятаны в нишах под передними сиденьями, таким образом багажный отсек полностью свободен. По предварительным данным, если машина пойдёт в серию, её стоимость составит от $3000 до $4500 (а теперь уже как минимум $5000) в зависимости от комплектации. ( http://www.ujuja.narod.ru http://www.luaz.com )  

ЛуАЗ-1301-08

 

 

Санитарная модификация нового варианта 1301. В неспециализированном исполнении машина с таким вариантом кузова вполне могла бы стать неплохим утилитарным автомобилем для села, для активного отдыха, семейным... (http://www.luaz.com)

 

Источник: http://luaz-photo.narod.ru/

 

zaz-dnepr.org.ua

ЛуАЗ 969 1 поколение внедорожник 1.2 MT 1979–1990

Марка автомобиля: ЛуАЗ (ЛуАЗ)Название: ЛуАЗМодель: 969Поколение: 1 поколение внедорожникМодификация: 1.2 MTГода выпуска: 1979–1990

Основные характеристики (кузов)

Колея передних колёс (мм) 1340
Колёсная база (мм) 1800
Высота (мм) 1754
Ширина (мм) 1610
Колея задних колёс (мм) 1335
Дорожный просвет (мм) 280
Допустимая полная масса (кг) 1370
Снаряженная масса (кг) 970
Длина (мм) 3430

Двигатель

Количество клапанов на цилиндр 2
Количество цилиндров 4
Максимальный крутящий момент (Н•м) 74
Обороты максимального крутящего момента, макс. (об/мин) 2700
Обороты максимальной мощности, макс. (об/мин) 4200
Тип впуска Карбюратор
Конфигурация двигателя Рядный
Мощность двигателя (л.с.) 42
Объём двигателя (см3) 1197
Тип двигателя Бензиновый

Трансмиссия

Количество ступеней 4
Привод Полный подключаемый
Коробка передач Механика

Подвеска и тормоза

Задние тормоза Барабанные
Передние тормоза Барабанные
Задняя подвеска Торсионная балка
Передняя подвеска Независимая, торсион

Эксплуатационные характеристики

Расход топлива в смешанном цикле (л/100 км) 9
Объём топливного бака (л) 34
Расход топлива на шоссе (л/100 км) 7.7
Расход топлива в городе (л/100 км) 10
Максимальная скорость (км/ч) 100
Рекомендуемое топливо АИ-80

Рулевое управление

Усилитель руля Отсутствует

Шины, диски

Диски Передние Задние
Ширина обода 4,5 4,5
Диаметр обода 13 13
Количество крепёжных отверстий 5 5
Шины Передние Задние
Диаметр шины 13 13
Высота профиля шины 80 80
Ширина профиля шины 175 175

 

Похожие публикации

Просмотров: 664

znanieavto-baza.ru

ЛуАЗ – бюджетный советский внедорожник

Увы, отечественное автомобилестроение не может похвастаться большим количеством моделей внедорожников производящихся сейчас или производимых в прошлом. Откровенно, внедорожников в стране разрабатывалось и производилось мало. Ситуация в этой сфере не улучшилась и на данный момент. Не будем говорить о «X-Ray», который разработал «АвтоВАЗ». О нем еще пока мало что можно сказать.

Такая «скудность» в затронутом вопросе заставляет обратиться к более внимательному изучению моделей внедорожников, сходивших с конвейера в советское время и получивших статус «народных автомобилей».

Именно таким автомобилем заслуженно стал ЛуАЗ, производимый на Луцком автомобильном заводе с 1966 года по 2001 год.

Семейство 967

ЛуАЗ-967 разрабатывался исключительно в военных целях. Вторая мировая война была окончена, но не секрет, что Советский союз принимал посильное участие в корейском конфликте 1949-1953 годов. Армия нуждалась в автомобиле, способном выполнять различные задачи: доставка боеприпасов, транспортировка раненых, разведка. При этом, к машине выдвигались два обязательных требования: она должна была уметь преодолевать водные преграды, она должна была быть пригодна для десантирования – сбрасывания автомобиля из самолета на парашюте.

Разработки начались в 50-х годах 20-го века. Первая опытная модель носила название НАМИ-049 «Огонёк». Автомобиль имел ряд недостатков, что характерно для любой опытной модели:

  • слабая подвеска;
  • двухцилиндровый двигатель, мощностью в 22 лошадиные силы;
  • пластиковый кузов.

Естественно, что такой автомобиль не мог поставляться в войска. Автомобиль нужно было дорабатывать.

В первую очередь взялись за двигатель. Его сконструировали на Запорожском автомобильном заводе. В это время на данном заводе работали над малолитражкой «Запорожец». Цетырехцилиндровый V-образный двигатель «Запорожца» отлично подошел для амфибии НАМИ-049А. Кузов автомобиля сделали металлическим, но с тентованным верхом. Кресло водителя расположили посередине, за ним разместили кресло санитара. Подвеску авто тоже усилили. А задний мост сделали отключаемым, до этого на машине был постоянный полный привод.

Именно эта модель пошла в серийное производство. Машину начали собирать на Луцком автозаводе и присвоили ей маркировку ЛуАЗ-967.

Семейство 969

ЛуАЗ-969 – автомобиль, который стал «мирным». Он разрабатывался специально для жителей села и продавался «в личное пользование».

Необходимость создания данной модели ЛуАЗа была связана с освоением целины. Опять-таки, для решения многих задач нужна была легкая и компактная машина. Автозаводы «ГАЗ» и «Москвич» не могли предоставить такой автомобиль. А вот на Луцком автозаводе нашли правильное решение: конверсия. Военный автомобиль доработали таким образом, чтобы он смог справиться с гражданскими задачами.

Впрочем, изначально доработки осуществлялись Запорожским автомобильным заводом. Именно на нм ЛуАЗу-967 сделали более традиционный кузов, оставив, тем не менее, брезентовый тент, более традиционно разместили водителя и пассажира. При этом, в результате доработок, автомобиль утратил способность плавать.

В 1964 году была выпущена партия машин ЗАЗ-969, численностью в 50 единиц. А в 1967 году Луцкий автомобильный завод выпускает свою версию машины – ЛуАЗ-969В, которая отличалась усовершенствованным двигателем, мощностью в 30 лошадиных сил. Из-за дефицита агрегатов данные автомобили имели только передний привод. Выпуск полноприводной версии удалось наладить только к 1971 году.

Позже были выпущены еще две модели 969-го семейства. Это ЛуАЗ-969А и 969М. О модификации «А» можно сказать немного: незначительные изменения коснулись кузова автомобиля, а также, машину начали укомплектовывать сорокосильным двигателем, объемом 1,2 литра. Модификация «М», в основном, претерпел внешние изменения. Как сказали бы сейчас, конструкторы поработали над внешним тюнингом авто. ЛуАЗ-969М может похвастаться тем, что вошел в число 10 лучших машин Европы на автосалоне в Турине в 1978 году.

 

Конструктивные особенности ЛуАЗ-969

Автомобиль имел следующие конструктивные особенности, позволившие ему завоевать популярность у населения:

  • сильное смещение салона вперед с целью максимальной загруженности передней оси;
  • независимая подвеска всех колес;
  • простота устройства трансмиссии;
  • наличие механизма отбора мощности для вторичного вала;
  • отсутствие «раздатки»;
  • принудительная блокировка дифференциала заднего моста.

 

Последующие модификации ЛуАЗа

После выпуска ЛуАЗа-969М конструкторами завода изготавливались, в основном, прототипные модели, в которых находили свое выражение попытки усовершенствовать дизайн, сделать автомобиль более комфортным и мощным. С этой целью в ЛуАЗ пытались внедрить узлы и агрегаты от «Таврии». Получалось это с переменным успехом.

Пожалуй, внимания заслуживает лишь ЛуАЗ-13019 «Геолог», выпущенный в 1999 году. Эта машина уникальна в своем роде. Уникальность её заключается в том, что «Геолог» — трехмостовый полноприводный автомобиль повышенной проходимости, да к тому же еще и «водоплавающий».

Подводя итог, можно отметить, что ЛуАЗ отлично справлялся с поставленными задачами. При этом он имел уникальную проходимость для своего времени. Конечно же, машина абсолютно некомфортная и со слабой динамикой. Но этого от неё конструкторы не добивались. А лучше всего автомобиль характеризуют его прозвища, данные народом: «Тушканчик», «Утюг», «Чебурашка», «Луноход».

polnyi-privod.ru

ЛуАЗ-969А (4X4)

Технические характеристики автомобиля ЛуАЗ-969А (4X4)

Грузопассажирский автомобиль ЛуАЗ-969А выпускался Луцким автомобильным заводом с 1975 до 1979 г. Кузов - четырёхместный, духдверный, полунесущий с задним открывающимся бортом и мягким верхом. Двигатель, коробка передач и ведущий мост выполнены в одном агрегате. Основной ведущий мост - передний. Автомобиль ЛуАЗ-969 выпускался с 1969 до 1975 г. Грузоподъемность ЛуАЗ-969А - 2 чел. + 250 кг груза или 4 чел. + 100 кг груза Допустимая масса прицепа, кг - 300 Собственная масса, кг - 950

#i В том числе на переднюю ось - 580 #i В том числе на заднюю ось - 370

Полная масса, кг - 1350

#i В том числе на переднюю ось - 680 #i В том числе на заднюю ось - 670

Дорожные просветы под осью, мм:

#i передней - 280 #i задней - 300

Радиус поворота, м:

#i по оси следа внешнего переднего колеса - 5 #i наружный габаритный - 5,5

Максимальная скорость, км/ч - 85 (Максимальная скорость дана при полной загрузке) Тормозной путь со скорости 80 км/ч - 50,7 Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км - 10 Двигатель МеМЗ-969А, карбюраторный, четырехтактный, четырёхцилиндровый с воздушным охлаждением. Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 76X66 Рабочий объем, л - 1,197 Степень сжатия - 7,2 Максимальная мощность, л. с. (кВт) - 40 (29,4) при 4200-4400 об/мин Максимальный крутящий момент, кгс-м (Н.м) - 7,6 (74,5) при 2700-2900 об/мин Карбюратор - К-127 Напряжение электрооборудования - 12B Аккумуляторная батарея - 6СТ-45 Прерыватель-распределитель - Р114-Б Катушка зажигания - Б115-В Свечи зажигания - А23 Генератор - Г502-А Реле-регулятор - РР310-Б Стартер - СТ368 Сцепление однодисковое сухое Коробка передач - четырёхступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода имеет дополнительную понижающую передачу. Главная передача (переднего и заднего мостов) двойная коническая со спиральными зубьями и колёсные редукторы с цилендрическими шестернями наружного зацепления. Передаточные числа:

#i коробки передач - I—3,8; II—2,118; III-1.409; IV-0,964; З.Х.—4.156; дополнительная - 7,2 #i колёсных редукторов - 1,294; #i главной передачи - 4,125

Рулевой механизм глобоидальный червяк с двухгебневым роликом. Передаточное число - 17 Подвеска:

#i Независимая торсионная на продольных рычагах, амортизаторы гидравлические телескопические.

Тормоза:

#i рабочий барабанный на все 4 колеса; с раздельным гидравлическим приводом. #i стояночный на трансмиссию с механическим приводом.

Число колес - 4+1 Размер шин - 5,90 - 13 Давление воздуха в шинах:

#i передних колес, кгс/см2 - 1,7 #i задних колес, кгс/см2 - 1.5

Заправочные объемы, л, и рекомендуемые эксплуатационные материалы:

#i топливный бак - 34 л., бензин А-76

Габаритные размеры

Источники информации

#i Краткий автомобильный справочник. Москва "ТРАНСПОРТ" 1982 Издание девятое.

Государственный Научно-Исследовательский Институт Автомобильного Транспорта НИИАТ.
 

www.airbase.ru

ТТХ » ТПК, он же ЛУАЗ 967

ТПК - ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Автомобили - транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно - технического имущества а также установки отдельных видов вооружения. Среди отечественных автомобилей с колёсной формулой 4х4 к ним относятся ЛуАЗ 967 и 967М. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на пересечённой местности, обладают амфибийными качествами, авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны.

(С) вики.

Отрывок про разработку ТПК из книги "Секретные автомобили Советской Армии"

История создания.

ТПК ЛУАЗ 967 Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса - 950 кг, полная - 1350 кг. Дорожный просвет - 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом - 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг. При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие - 150-200 кгс, длина троса - 100 м. Особенность ЛуАЗ 967 - возможность движения по рекам и озёрам. Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечивает достаточный запас плавучести. По воде ЛуАЗ 967 движется благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву - до 3-х км/ч. Место водителя в ЛуАЗ 967 размещено посередине, а справа и слева, с некоторым смещением назад - два утапливающихся в платформах сидения для пассажиров. В сложенном состоянии их спинки находятся в одной плоскости с платформой, освобождая место для груза или двух раненых на носилках. Когда нужна скрытность передвижения, водитель может управлять машиной полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя. Щиток приборов, смонтированный на растяжках ступицы руля, в любом случае остаётся в поле зрения водителя. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял военную технику, показала нехватку в составе вооружённых сил лёгкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ 69, использующийся в то время для этих целей, имел слишком большие габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на мосты. Тогда-то и возникла необходимость в создании лёгкого плавающего вездехода с высокой подвеской, пригодного для перевозки раненых, желательно способного к десантированию с самолётов. Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ под руководством Б.М.Фиттермана. В 1958 году был изготовлен первый прототип, получивший название НАМИ 049. Кузов был сделан из стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска - независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключён постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Дифференциал заднего моста также блокировался. Расстояние между мостами (база) составляло 180 см. В конструкции были применены колёсные редукторы, которые повышали крутящий момент и увеличивали дорожный просвет до 28 см у гружёной машины. В конструкции был применён двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД 65 мощностью 22 л.с. Но ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков: стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель слишком слабым. К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. На основе одного из моторов ВМW был разработан двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 л.с. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними - спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс. Окончательный вариант получил название ЛуАЗ 967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.

Тактико-Технические Характеристики

Марка автомобиля: ЛУАЗ
Модель автомобиля: 967
Поколение автомобиля: 967М
Тип кузова: Специальный, повышеной проходимости
Количество дверей: 0
Количество мест: 3 для сидения или 2 для сидения и 2 лежачих (на носилках), 7 в штабной модификации
Длина: 3735 мм
Ширина: 1712 мм
Высота: 1600 мм
Колесная база: 1800 мм
Колея передняя: 1340 мм
Колея задняя: 1335 мм
Дорожный просвет при полной нагрузке: 285 мм
Дорожный просвет при снаряженной массе: 300 мм
Объем двигателя: 1,197
Мощность: 37-42л.с
При оборотах: 4300
Крутящий момент: 7,2кгс/м
При оборотах: 3000
Система питания: карбюратор
Расположение цилиндров: V-образное
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 76мм
Ход поршня: 66мм
Степень сжатия: 7,2
Количество клапанов на цилиндр: 2
Топливо: А72
Привод: Полный подключаемый
Кол-во передач (мех): 5
Передаточное отношение главной передачи 4,125
Тип передней подвески: торсионная
Тип задней подвески: торсионная
Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные
Тип рулевого управления: Глобоидный червяк
Максимальная скорость: 80 км/ч
Время разгона (0-100 км/ч): -
Время разгона (0-60 км/ч): 60с
Расход топлива в городе: 12 л/100км
Расход топлива на шоссе: 10 л/100км
Объем топливного бака: 34 л
Снаряженная масса автомобиля: 930 кг
Допустимая полная масса: 1350 кг
Распределение нагрузки по осям:  
для полной массы, перед/зад 700кг/650кг
для снаряженной массы, перед/зад 580кг/350кг
допустимая полная масса буксируемого прицепа без тормозов: 300кг
Запас хода по контрольному расходу 340км
Тормозной путь со скорости 75км/ч с полной массой 45м
Максимальный подъем, преодолеваемый без разгона 58%
Минимально устойчивая скорость 3км/ч
Скорость на плаву 4км/ч
Путь свободного качения (выбег) 280м
Размер шин: 175/80 R13
Размер дисков: 4.5J X 13

 

 

Лирическое отступление ((С) Terra_INC)

ЛуАЗ-это:

1) Первый отечественный серийный переднеприводный автомобиль (иногда об этом еще вспоминают).

2) Первый отечественный джип с несущим кузовом, созданным специально для него - а не переделаный из кузова базовой легковушки (А не "Нива", как многие полагают). Кто хочет поспорить - пусть для начала даст определение, чем лонжерон или поперечина рамы отличается от таковых деталей несущего кузова.

3) Первый отечественный (а может, и вообще) универсал повышенной вместимости - салон от "Лендровера" у автомобиля в габаритах какого-нибудь "Самурая" и при колесной базе всего в 1800 мм говорит об этом однозначно(и это - не "вагонник"!). Просто то, что потом стало принято стилизовать под однообъемник, стилизовали под обычный "классический" джип.

4) Первый отечественный джип, концепция которого позволяла получить высокоскоростную машину - но эту возможность угробили "запорожским" движком и негодными для скоростной езды колесами. В активе - передний привод, сравнительно жесткая независимая подвеска всех колес со сравнительно небольшой неподрессоренной массой, несмотря на колесные редукторы. Далее - очень низкий цнтр тяжести. При дорожном просвете 280 мм двигатель - ниже, чем на "Ниве", ровный пол салона - ниже, чем у многих "паркетных" внедорожников (размер от дорожного просвета до уровня пола - чуть более 200 мм - это до сих пор (!) абсолютный рекорд плотности компоновки шасси джипа). Плюс - большая жесткость кузова на кручение (даже в тентованном исполнении) - что было несложно обеспечить, так как между точками крепления к кузову передней и задней подвесок всего чуть более метра. По моему опыту, машине не хватало только двигателя от 70 л.с., хороших радиальных покрышек размерности где-то 205.70R14 (и чуть пошире колеи) и хотя бы исправных амортизаторов (лучше - газонаполненных) и передних дисковых тормозов, чтобы еще до "Нивы" получить классную машинку, за которой на "классике" зимой лучше не гоняться.

К тому же это САМЫЙ легкий серийный автомобиль с колесной формулой 4х4

От себя добавлю - все это говорилось про обычный гражданский ЛУАЗ. По сравнению с которым на ТПК

  • дорожный просвет больше на 15мм
  • посадка водителя ниже на 100мм, посадка пассажиров - на 190мм чем в гражданском. Говорите - это как раз толщина шасси и не на земле же сидит пассажир? Конечно не на земле - на сиденье, которое расположено чуть выше уровня пола салона. А ноги стоят как раз на днище понтона - таким образом высота размещения пассажира минимально возможная.
  • центральное расположение места водителя позволяет ехать с двумя лежачими местами - авто это в первую очередь военная санитарка.
  • рулевая колонка регулируется по высоте - и это в 68 году!
  • на уровне дорожного просвета расположено днище, закрывающее все узлы от повреждения об дорожные неровности. Также это дополнительно понижает центр тяжести.
  • в результате всего вышеперечисленного центр тяжести оказывается расположен так низко, что угол поперечного опрокидывания - около 60 градусов! (Высота ЦТ - 600мм, что при колее  1500мм дает угол 61,5градуса...)
  • в комплекте есть трапы, которые во-первых защищают борт от повреждений (можно проехать прижавшись к дереву - и ничего не случится, трап держит вес транспортера), а во-вторых очень помогают в прохождении непроходимых участков.
  • водительское сидение легкосьемное, после снятия образуется ровная площадка 2*1,5м - то есть отличное спальное место. С тентом получается этакая "палатка на колесах".

Вроде ничего не забыл...

И в завершение - выдержка из протокола официальных испытаний гражданской версии (понятное дело что испытания военной техники были засекречены)

Для оценки проходимости автомобиля ЗАЗ-969" (30 л.с.) " были проведены испытания по широкой программе. В качестве оценочных параметров выбирались как абсолютные значения некоторых величин, так и проводилось сравнение отдельных показателей с теми же показателями других автомобилей - ГАЗ-69, Штейер-Пух Хафлингер (Австрия), проходивших испытания одновременно с автомобилем ЗАЗ-969. Испытания, проведенные на размокшей, труднопроходимой полевой дороге с суглинистым и глинистым грунтами в период весенней распутицы показали, что автомобили ЗАЗ-969 и Штейер-Пух двигались уверенно, свободно маневрировали, переезжали через кюветы и придорожные канавы. Колеса автомобиля ГАЗ-69 при движении по такой дороге часто пробуксовывали и имели место случаи остановки автомобиля из-за вывешивания мостов на участках с колеей глубиной 350-400 мм, а также при переезде через кюветы и канавы под углом. Испытания на заснеженных участках проводились при двух состояниях снежного покрова. Результаты испытаний на участке с твердой поверхностной коркой приведены в табл:

автомобиль / преодолеваемая /непреодол.глубина снежного покрова / причина остановки

ЗАЗ-969№1 / 290-320 мм / 330 мм / вывешивание на трубах подвески

ЗАЗ-969№2 / 270-310 мм / 320 мм / - "" -

Штейер-Пух / 250-260 мм / 290 мм / вывешивание на щитах переднего моста и двигателя

ГАЗ-69 / 300-310 мм / 330 мм / вывешивание на мостах

Автомобили обычно останавливались из-за буксования или вывешивания колес. Автомобили ЗАЗ-969 и Штейер-Пух в большинстве случаев преодолевали пробуксовку колес при движении задним ходом; для автомобиля ГАЗ-69 часто требовалась посторонняя помощь или разрыхление уплотненного снега под картерами мостов. Испытания на участке, не имеющем твердого покрытия показали, что автомобиль ЗАЗ-969 останавливается при толщине снежного покрова 370 мм у передних колес и 320 мм у задних. При этом автомобиль мог свободно передвигаться по колее задним ходом. Движение автомобиля по снегу толщиной до 400 мм возможно путем "пробивания " колеи раскачкой вперед-назад. В ходе испытаний автомобилей в пустынях Кара-Кум и Кызыл-Кум было установлено, что автомобили ЗАЗ-969 имеют хорошую проходимость по пескам. Песчаные подъемы переменного профиля с максимальной крутизной до 18 град. преодолевались уверенно при движении на первой или понижающей передачах. Автомобиль Штейер-Пух отдельные барханы преодолеть не мог. Для прохождения наиболее трудных участков маршрута - с наносным сыпучим песком, образующим пороговые уступы, в шинах автомобилей ЗАЗ-969 устанавливалось пониженное до 0.8-0.9 кгс/см^2 давление воздуха. Результаты контрольных заездов на дистанции 100м по сыпучему песку вблизи Аральского моря  при температуре окружающего воздуха 21 град.С и влажности 55% :

Параметр / ЗАЗ-969 №1 / ЗАЗ-969 №2

Полный вес (кг) / 1280 / 1310

Давление воздуха в шинах (кгс/см^2) / 0.8 / 0.8

Глубина прорезания колеи (мм) / 285 / 286

Скорость движения (км/ч) / 4 / 3.9

Время преодоления участка (сек) / 88 / 90

Испытания на преодоление подъемов проводились в горных районах и средней полосе. Грунт на склонах гор плотный, сухой с включением мелкого ракушечника и редким травянистым покровом. Автомобиль ЗАЗ-969 преодолел склон с углом подъема 25 град.  Склон с углом подъема 26 град 30 мин.  автомобиль преодолеть не смог из-за буксования колес. Этот же автомобиль преодолел участок дороги с плотным укатанным грунтом с углом подъема до 29 град. и участок дороги с плотным сухим, поросшим травой грунтом с углом подъема до 30 град. При этом передний мост значительно разгружался, и замечалась некоторая потеря управляемости.

Результаты испытаний на преодоление кюветов, вертикальной стенки и железнодорожной насыпи:

Кювет (канава):

  • Ширина в мм: 2000
  • Глубина в мм: 450
  • Угол скоса боковой стенки, град: 43

Вертикальная стенка:

  • Высота в мм: 310

Железнодорожная насыпь:

  • Угол скоса насыпи в град:
  • Грунт с травяным покровом: 22
  • Грунт гравий: 18
  • Высота в мм: 310

Испытания на преодоление брода проводились в водоеме с переменной глубиной, имеющем ширину 21 метр и твердое каменистое дно. Скорость течения воды 0.3м/сек. Автомобиль ЗАЗ-969 с номинальной нагрузкой преодолел брод глубиной 0.45м. Брод глубиной 0.5 м автомобиль преодолеть не смог, так как вода, разбрызгиваемая шкивом коленчатого вала, попадала на приборы электрооборудования, и двигатель останавливался. Для преодоления бродов с большей глубиной автомобиль требует специальной подготовки, в частности установки герметичных приборов электрооборудования двигателя. Анализ результатов испытаний показал, что автомобиль ЗАЗ-969, имея сравнительно небольшой вес, значительный дорожный

просвет, независимую подвеску колес, блокировку дифференциала заднего моста и хорошую маневренность при небольших габаритных размерах и при малом давлении на грунт, обладает достаточно высокой проходимостью. Это было подтверждено Государственной комиссией, которая отметила, что автомобиль ЗАЗ-969 имеет проходимость, не уступающую проходимости автомобиля отечественного производства ГАЗ-69 и автомобиля зарубежного производства Штейер-Пух, а в ряде случаев (движение по заболоченной местности, мокрому лугу и сыпучему песку) имеет лучшую проходимость."

Данный отрывок представлен в подлинном виде из сборника статей "Расчет, конструирование и исследование автомобиля запорожец" М., "Машиностроение", 1970, 198с.

Как отмечено в тексте, испытания проводились на автомобиле ЗАЗ-969 с двигателем 30 л.с. на штатной узкой мелкой резине с жесткой боковиной и огромным давлением на грунт даже в спущеном состоянии. Мы сейчас катаемся на резине 205/70R15, минимальное рабочее давление - 0.3, клиренс на ней выше на 35мм - вобщем, разницу в проходимости можете представить самостоятельно.  Теперь машина опровергает стандартную джиперскую поговорку "чем больше ходишь - тем дальше едешь", ибо может ехать по совершенно непроходимым "дорогам":

Подробнее о поездке - тут.

www.luaz967.ru