Лыжи двигателя


Отчет Замена лыжи (подушек двигателя). Ставим от SR20De на GA16De - Двигатель

Обсуждение темы ТУТ

Мне тут шепнули что лыжа с подушками от SR20De или SR18De встает на GA16De без переделок. Я не долго думая взял лыжу с подушками оригинальными отличными вообще на разборке. и начал установку. И возникли некоторые проблемы. Первое сравнение наглядное там на разборке дало понять что да, они одинаковые, соосность креплений совпадает.

Еще если вы заметили подушка от 2л более усиленна сверху, корпус ее такой же но подушка разная все таки.

А передняя подушка на 1.6 вообще не подушка, даже новая она вставляется в лыжу в ручную и болтается там

Ну и начал я ставить лыжу. Откручиваем старую сначала. Поставив новую встала она с натягом каким то, думаю ну может подушки жестче вот и встали так. поставил все затянул.

Завел машину и прифигел она вибрировала как дизель, думаю что-то не то. При детальном осмотре выяснилось что задняя подушка встала криво и задевала о крепление двигателя.

Было решено рассверлить крепление подушки и подвинуть ее просто. Можно рассверлить но можно и напильником поработать

Поставил. и опять вибрация. Думаю что то тут не то ???

Начал копать глубже и снова сравнивать, и вот что обнаружил, того что не увидел при первом сравнении лыж.

Новая лыжа, задняя часть ее выше чем моя. Хм..... так не должно быть лыжи одинаковые же.

Думаю ладно ща мы это поправим кувалду в руки и вперед кладем лыжу между ямой, и херачим 8)

Выровнял вроде бы, по высоте теперь сходятся. Но начал сравнивать еще, и обнаружил опять косяк. Задняя подушка стоит под углом как бы, не так как у меня.

Начал копать еще глубже. и обнаружил еще кое что, соосность заднего крепления лыжи не совпадает, тоесть левая задняя часть ушла как бы вперед ??? и отсюда и подушка стоит криво, и начал вглядываться, под подушкой обнаружил вмятины под местами крепления, и треснувшую краску, это говорит о том что машина была бита, и лыжу повело, вместе с подушкой. Будьте внимательны когда берете запчасти на разборках

Ну что же делать, машина стоит, время идет, лыжи лежат, да здравствует ШОХА , было принято решение выпрямить лыжу.

Берем Шаху (ваз 2106 друга), 2 троса, и старую лыжу для сравнения. И делаем пару рывков цепляя трос как раз за тот конец крепления лыжи что ушел вперед (левый задний).

Потом чтобы подвинуть подушку взял первое что попалось под руку, шайбочку, и подложил под правый край крепления подушки задней, и затянул ее, подушка встала ровно.

После того как выпрямили лыжу, идем все это ставить на место. Встало почти идеально. Переднее крепление стоит как родное прям

Заднее тоже встало хорошо, и уже нигде не задевало, пошатал монтировкой подушку в стороны зазор еще был, значит уже вибрации быть не должно поидее.

Завел машину, и сразу улыбка на лице, она работает, и без вибраций. Прокатился и понял что это лучше что было в 10 раз, трогаться стало легче, плавнее, рывки пропали, вибрации нет ни на холостом ходу ни в движении и при торможении двигателем. вообещм все идеально

Смело могу советовать владельцам 1.6 ставить лыжу с подушками от 2 литров. 8)

Говорите что хотите, колхозник, да это колхоз чистой воды, да ты маньяк, мне все равно, главное узел работает исправно и выполняет свои функции.

www.primera-club.ru

«ПОБЕДА» СТАНОВИТСЯ НА ЛЫЖИ | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

В 1959 году Министерство связи СССР заказало конструкторскому бюро известного строителя вертолетов Н. И. Камова нетипичную для этого КБ машину — аэросани. Разработчикам была поставлена задача — создать транспортное средство, которое могло бы обеспечить почтовую связь в труднодоступных в зимнее время районах Севера, Сибири, Казахстана и Дальнего Востока.

Уже через год первые партии аэросаней, получивших название «Север-2», поступили на почтовые пинии. Они заменили до предела износившиеся снегоходы прежних выпусков НКЛ-16 и НКЛ-26, которые после окончания Великой Отечественной войны «переквалифицировались» в связные машины.

Аэросани «Север-2» сразу завоевали признание. Комфортабельные, быстроходные, вместительные, они обладали хорошей проходимостью в тяжелых условиях зимнего бездорожья. С их появлением на почтовых трассах стало возможным обеспечить регулярную доставку почты в самые отдаленные населенные пункты. Достаточно сказать, что во взаимодействии с самолетами гражданской авиации эти снегоходы стали регулярно доставлять центральные и краевые газеты в день их выхода во все населенные пункты вдоль Амура на участке от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, в поселки по реке Оби, где аэросани базировались в Ханты-Мансийске и Салехарде, вверх и вниз по течению Лены от города Усть-Кут и в десятки других точек, разбросанных по Северу, Сибири и Дальнему Востоку.

Средний сезонный пробег аэросаней на почтовых линиях составил от 12 до 15 тыс. км на каждую машину при средней скорости движения на самых сложных зимних трассах 30—35 км/ч. А ведь маршруты аэросаней проходили по глубокому целинному снегу, торосистому льду, им приходилось работать при морозах, достигавших —50—55°. Ни один транспорт не справился бы с подобными трудностями. Как же выглядела эта удачная и столь надежная машина?

«Север-2» — четырехлыжные аэросани с управляемыми передними лыжами. Кузов аэросаней автомобильный, дополнительно утепленный. Автономная отопительная установка поддерживала в кабине плюсовую температуру, обеспечивала обогрев ветровых стекол и разогрев двигателя перед запуском после длительных стоянок при низких температурах. Хорошее остекление кузова давало водителю достаточный обзор, а мощное осветительное оборудование — фары с дальним и ближним светом и прожектор-искатель — позволяли безаварийно эксплуатировать аэросани в сложных погодных условиях.

Рис. 1. Общий вид и габаритные размеры аэросаней «Север-2».

Кузов был разделен на четыре отсека. Багажник размещался под передним капотом; в нем крепились аккумуляторные батареи, а свободное пространство занимали чехлы, которыми двигатель укрывали на стоянках, и необходимый инструмент. Кабина в передней части немногим отличалась от автомобильной, а пространство за сиденьем занял грузовой отсек, в который загружалась почта: посылки, газеты, письма. При необходимости в этом отсеке на откидном сиденье могли разместиться два-три пассажира. И наконец, был еще моторный отсек, располагавшийся сзади — там, где на автомобиле находился багажник. Над моторным отсеком, сверху кузова, крепился закрытый легкосъемным капотом двигатель внутреннего сгорания. Он был установлен на подмоторную раму — трубчатую сварную пространственную ферму, стойки которой привертывались болтами к ушкам задней рамы кузова.

Место под двигателем конструкторы использовали под узлы и агрегаты моторного оборудования. Здесь размещались: масляный радиатор с рукавами подвода к нему воздуха от воздухозаборников и с насадкой, в которой устанавливались створчатые жалюзи; баллоны для сжатого воздуха и агрегаты воздушной системы, обеспечивающие запуск двигателя; автономная отопительная установка с отдельным топливным баком и трубопроводом подачи подогретого воздуха к карбюратору двигателя; выхлопные трубопроводы двигателя.

Рис. 2. Компоновка аэросаней «Север-2»:

1  — кабанчик лыжи, 2 — колпак крепления лыжи на полуоси, 3 — фара, 4 — лючок горловины топливного бака, 5 — передний капот, 6 — багажник, 7 — аккумуляторная батарея, 8 — ветровое стекло, 9 — стеклоочиститель, 10 — рулевое колесо, 11 — прожектор, 12 — внутренняя перегородка 13 — габаритный огонь, 14 — обтекатель, 15 — масляный бак, 16 — лючок на обтекателе, 17 — неподвижное кольцо капота, 18 — воздушный винт, 19 — откидные створки капота, 20 — двигатель, 21 — втулка воздушного винта, 22 — моторная рама, 23 — ограждение воздушного винта, 24 — воздухозаборник 25 — задняя амортизационная стойка, 26 — отопитель, 27 — кронштейн лыжи, 28— задняя лыжа, 29 — полуось, 30 — подкос полуоси, 31 — заделка проема заднего колеса, 32 — дверь грузового отсека, 33 — корпус, 34 — дверь кабины водителя, 35 — поворотная полуось передней лыжи, 36 — обтекатель, 37 — топливный бак (левый), 38 — бампер, 39 — передняя лыжа, 40 — подошва лыжи, 41 — подрез лыжи.

На крыше кузова, перед двигателем, на ложементах располагался масляный бак, закрытый обтекателем. Последив служил для организации потока воздуха, поступающего под капот двигателя, и для охлаждения цилиндров. На выходе воздуха из подкапотного пространства были установлены створчатые жалюзи, с помощью которых водитель регулировал степень охлаждения двигателя.

На «Север-2» ставили авиационный двигатель типа АИ-14РС (редукторный, санный) конструкции А. Г. Ивченко Впервые на машинах промышленного производства он вращал трехлопастный металлический воздушный винт с автоматической регулировкой шага и вводом лопастей в положение реверса для получения обратной тяги и торможения машины. Для безопасности зона вращения воздушного винта имела трубчатое ограждение, окрашенное ярко-красной краской. На внешние концы труб ограждения ставили красный и зеленый габаритные огни.

Кузов аэросаней соединялся с лыжами элементами передней и задней подвесок. Они состояли из полуосей, на которые крепились лыжи, и амортизаторов, смягчавших удары при движении по неровностям дороги.

Следует отметить, что серийный кузов автомобиля «Победа» и его внутреннее оборудование подверглись лишь небольшим доработкам. В передней части для подвески лыж была установлена сварная рама. Она имела площадки, в которые упирались пружинные амортизаторы и на которые ставились автомобильные демпферы. На раму наваривались кронштейны для крепления элементов передней подвески лыж, рулевого управления и буксирный крюк. Образовавшееся под передним капотом пространство снизу зашивали листом.

К передним и задним крыльям на винтах крепились боковые щитки, закрывающие вырезы колес. Пространство под крыльями передних колес использовали под топливные баки. Сверху прорезали отверстия для подхода к заливным горловинам баков и датчикам бензиномеров.

Рис. 3. Размещение органов управления в кабине водителя:

1 — пол кабины, 2 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора, 3 — воздухопровод отопления, 4 — щиток электропредохранителей, 5 — электрощиток с тумблерами и сигнальными лампочками, 6 — передняя панель, 7 — ветровое стекло, 8 — стеклоочиститель, 9 — щетка стеклоочистителя, 10 — приборный щиток контроля мотоустановки, 11 — компас, 12 — рулевое колесо, 13 — ручка поворотного прожектора, 14 — замок зажигания и переключатель магнето, 15 — багажник для документов, 16 — проем двери, 17 — ручки управления (слева направо): жалюзи двигателя, жалюзи масляного радиатора, заслонки подогрева воздуха на входе в карбюратор, 18 — замок переднего капота багажника, 19 — управление воздушной заслонкой, 20 — рычаг ручного топливного насоса, 21 — рычаг управления шагом воздушного винта, 22 — рукоятка плунжера пускового насоса, 23 — ручка распределительного воздушного крапа системы запуска двигателя, 24 — «флажок» пускового насоса, 25 — пульт воздушной системы, 26 — сиденье водителя, 27 — ручка пожарного крана, 28 — край воздушной системы, 29 — воздушный манометр, 30 — управление заслонкой отопления кабины.

Переделанная приборная доска автомобиля закреплялась на резиновых амортизаторах и включала приборы, контролирующие работу двигательной установки, и сигнальные лампочки. Слева от приборной доски и рулевой колонки поставили электрощиток с тумблерами управления электроагрегатами и сигнальные лампочки. Под щитком находилась панель электропредохранителей. Справа от доски приборов, ниже ящика для документов вывели ручки управления жалюзи двигателя, масляного радиатора и заслонки подогрева воздуха на входе в карбюратор. Под приборной доской, на полу уместился пульт управления топливной и воздушной системами. На нем установили ручной топливный насос, пусковой насос запуска двигателя, воздушные краны и манометр.

Автомобильные сиденья со спинкой сохранили, а кабину от грузового отсека отделила застекленная переборка. Окна переборки и стекла дверей грузового отсека снабдили металлическими решетками.

В задней части кузова снята конструкция, отделяющая багажник от пассажирской кабины, и убрано заднее пассажирское сиденье. Взамен установлена сдвинутая назад перегородка, за счет чего увеличена емкость грузового отсека. На ней смонтировано жесткое складное сиденье. В сложенном положении оно представляет собой второй пол. В перегородке предусмотрен съемный люк, обеспечивающий доступ изнутри грузовой кабины в моторный отсек, к масляному радиатору, агрегатам двигателя и системам.

Заднее стекло кузова автомобиля снято и заменено съемным люком, служащим для подхода к двигателю снизу.

На боковых наружных стенках задней части кузова наклепаны воздухозаборники, через которые встречный поток воздуха по специальным воздуховодам поступает на охлаждение масло-радиатора. На крышке багажника автомобиля сделано круглое отверстие для выхода тоннеля маслорадиатора.

Днище кузова также подверглось изменению. Снят ряд мелких кронштейнов и узлов автомобильных систем. Доработан короб, внутри которого проходил карданный вал. Его выступающая вниз часть срезана и заварена стальным листом заподлицо с нижней обшивкой днища. В образовавшемся тоннеле проложены коммуникации управления двигателем и его агрегатами и отопительная сеть, подводящая теплый воздух от отопителя в кабину водителя.

Для надежного крепления элементов подмоторной рамы и задней подвески лыж под заднюю часть кузова подведена сварная металлическая рама, состоящая из двух продольных лонжеронов коробчатого сечения, соединенных двумя поперечными балками. Она крепится лонжеронами к передним узлам подвески задних рессор машины и к балкам днища кузова.

Лыжи аэросаней взаимозаменяемые, клепаной конструкции. Они изготовлены из дюралюминия в сочетании со стальными сварными элементами. Корпус лыжи включал наружную обшивку, поперечный и продольный набор — диафрагмы и продольные профили. К ним приклепан кабанчик, служащий кронштейном крепления лыж к полуосям подвески. Он состоит из клепаного основания, имеющего поперечную перегородку, связанную с каркасом лыжи, и стального сварного кронштейна с втулкой, которой он надевается на полуоси. Этот кронштейн крепится болтами к основанию.

Рис. 4. Передняя подвеска лыж:

1 — подкосы, 2 — передняя балка корпуса, 3 — амортизационная пружина, 4 — резиновый упор, 5 — гидравлический демпфер двустороннего действия, 6 — рычаг демпфера, 7 — стяжной болт, 8 — эксцентричная ось, 9 — резиновый упор, 10 — стойка, 11 — шпилька крепления шкворня, 12 — бронзовая втулка кронштейна, 13 — упорная шайба, 14 — гайка крепления лыжи, 15 — автомобильная полуось, 16 — усилительная насадка, 17 — кронштейн кабанчика, 18 — кабанчик передней лыжи, 19 — шкворень, 20 — опорный подшипник, 21 — осевой болт, 22 — чашка пружины, 23 — болт.

Рис. 5. Рулевое управление:

1 — сошка, 2 — шаровой болт, 3 — средняя рулевая тяга, 4 — промежуточная качалка, 5 — тяга правая, 6 — болт, 7 — рычаг правый, 8 — червячный механизм рулевой колонки, 9 — рулевая колонка, 10 — редуктор, 11 — рычаг управления шагом воздушного винта, 12 — рулевое колесо, 13 — кронштейн, 14 — валик управления шагом воздушного впита, 15 — полуось передней подвески, 16 — рычаг левый, 17 — резьбовой наконечник тяги управления, 18 — качалка, 19 — тяга левая.

Рис. 6. Лыжа аэросаней «Север-2»:

1 — носовая накладка, 2 — планка крепления полиэтиленовой подошвы, 3 — обшивка корпуса, 4 — внутренние диафрагмы, 5 — обшивка кабанчика, 6 — вертикальная переборка — стойка кабанчика, 7 — болт крепления, 8 — кронштейн кабанчика, 9 — бронзовая втулка, 10 — хвостовая накладка, 11 — подошва, 12 — бортовой уголок, 13 — подрез, 14 — полиэтиленовая подошва.

Передние и задние концы корпуса лыжи имели стальную оковку, предохранявшую их от повреждений при ударах. Снизу под корпус монтировалась съемная подошва. Она состояла из самой подошвы — для уменьшения сопротивления трения — из листа нержавеющей стали, набора продольных профилей, поперечных элементов и наружного подреза, обеспечивающего устойчивость движения аэросаней, их управляемость. Ко всему подрез предотвращал боковое скольжение (занос) машины.

Подошвы лыжи с корпусом соединялись на винтах, для чего по периметру корпуса ставились анкерные гайки.

Передняя подвеска почти целиком состояла из «штатных» элементов автомобиля М-20. В ней использованы пружины и их чашки, подкосы, стойки соединения подкосов с гидравлическим демпфером, сам демпфер, поворотная полуось и все болтовые соединения с регулирующими эксцентриковыми втулками. Дополнительно изготавливались только насадка на полуось да гайки крепления кабанчиков лыж на полуосях и валики, фиксирующие гайку и предотвращающие ее самопроизвольное отворачивание.

Задняя подвеска была выполнена по пирамидальной схеме. Она состояла из полуоси, разгрузочного подкоса и пневмогидравлической амортизационной стойки. Соединения полуоси и разгрузочного подкоса с узлами на задней раме корпуса и амортизационной стойки нижним ее концом с полуосью и верхним узлом на ферме подмоторной рамы осуществлялись через карданные сочленения. Полуоси — трубчатые, с внешнего конца имели вваренные точеные хвостовики, на которые надевались кронштейны кабанчиков лыжи.

Трубчатый разгрузочный подкос имел со стороны подсоединения к полуоси втулку с внутренней резьбой. В резьбу вворачивалась вилка, при помощи которой изменяли длину подкоса и регулировали параллельность лыж.

Направление движения аэросаней изменялось поворотом передних лыж, осуществляемым водителем с помощью рулевого механизма. Детали элементов управления в основном были сохранены автомобильные, но для уменьшения усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу, в рулевую колонку ввели шестеренчатый редуктор. Имеющийся на колонке рычаг переключения скоростей использовали для привода принудительного изменения шага лопастей воздушного винта.

Скорость движения аэросаней варьировалась за счет изменения тягового усилия воздушного винта и зависела от частоты вращения и угла установки лопастей. Торможение обеспечивалось переводом лопастей воздушного винта в положение «реверс» электротумблером, расположенным на доске приборов.

На аэросанях устанавливался двигатель воздушного охлаждения с девятью звездообразно расположенными цилиндрами.

На двигателе навешены: генератор, два магнето, двухступенчатый масляный и бензиновый насосы, воздушный компрессор, воздухораспределитель и регулятор воздушного винта.

Двигатель крепится к кольцу моторной рамы на резиновых амортизационных втулках. Воздушный винт на вал редуктора двигателя установлен на шлицах и закреплен специальной гайкой, навертываемой на резьбовую законцовку вала.

Запас топлива в трех баках: в баке автомобиля и в двух емкостях, установленных справа и слева под передними крыльями, там, где на автомобиле расположены управляемые колеса. Эти баки посажены на ложементы и крепятся металлическими лентами с войлочными прокладками и натяжными резьбовыми муфтами.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рекомендуем почитать

  • ПО ЛЬДУ — НА БУКСИРЕ Буксировщик конькобежца, который я построил и предлагаю читателям, отличается простотой, надежностью и высокой маневренностью на льду. Его можно сделать из самых недефицитных материалов...
  • МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ «КОМБИ» Трактор я построил из агрегатов, механизмов и узлов списанной автотракторной и сельскохозяйственной техники. Двигатель Д20, дизельный, мощностью 20 л.с. Коробка...
Навигация записи

modelist-konstruktor.com

Мототолкатель для лыжника Тизер из России

Мотобуксировщики (мотособаки) часто применяются лыжниками в качестве тягача, который тянет лыжника за собой. Но традиционный буксировщик, например, Лебедева или Барс, Райда или Прогресс и другие несколько громоздки для таких целей, да и управление ими немного портит удовольствие от катания. Лыжники, которым нравится кататься в связке с двигателем, обычно предпочитают, так называемый, толкающий буксировщик лыжника. То есть гусеница с мотором и рукояткой управления газом толкает лыжника по снегу, и тот с хорошей скоростью катится, выбирая направление движения, поворачивая лыжи.

Лыжные толкающие буксировщики пришли к нам из Канады, где был сделан и пущен в производство известный буксировщик лыжника Skizee. Такие зимние мотоустройства получили более логичное название – мототолкатель лыжника. Это мотосредство оказалось весьма популярным в лыжной среде, и студенты из российского университета МГИУ разработали и самостоятельно собрали свой лыжный мототолкатель Тизер, который получился значительно компактнее своего канадского прародителя. Использование подручных узлов и деталей, наверняка, позволило сделать толкатель дешевле «канадца».

Мототолкатель для лыжника Тизер отлично справляется со своими функциями, уверенно толкая ведомого пользователя по слою снега. Можно оговорить один нюанс, при движении лыжника, который движется впереди мото-толкателя, образуется лыжня – проложенная колея, которая уменьшает высоту снежного покрова, что, в свою очередь, способствует более эффективному продвижению самого буксировщика. Где купить буксировщик для лыжника Тизер, пока не известно. Но очень хочется надеяться, что сами ребята смогут начать выпуск, или кто-нибудь из ниши нашей мотоиндустрии заинтересуются этим случаем.

Толкающий буксировщик лыжника Тизер имеет центробежное сцепление от карта, но возможно использовать сцепление от бензопилы. Все цепи транспортерные и приводные, то есть стандартные. Их можно купить в магазинах запасных частей. А вот звездочки самодельные, они рассчитывались по максимальной скорости. Грунтозацепы сделаны из силумина и крепятся обычными винтами. В данном исполнении мототолкатель оснащен четырехтактным бензиновым двигателем с одним цилиндром и воздушным охлаждением – тайваньской Honda GX 120 мощностью 4 лошадиных силы. Рабочий объем этого двигателя равен 118-и кубическим сантиметрам.

Цена этой модели снежного буксировщика не названа, равно, как максимальная скорость и другие технические характеристики. Так же не понятно, будет ли и когда мототолкатель запущен в производство. По оценкам специалистов по производству и продаже мотобуксировщиков в России, стоимость Тизера будет не ниже традиционного буксировщика. А значит, в случае выпуска его в серию, он будет стоить не дешевле канадского Скайзи. На данном этапе, минимум на $200, можно удешевить российскую конструкцию. Для этого достаточно применить, например, двигатели MTR или Агромотор того же китайского производства. Эти двигатели, кстати являющиеся полными аналогами Хонды, имеют те же самые качественные характеристики и моторесурс, но их цена почти в два раза ниже.

 

Толкающий буксировщик лыжника Тизер / Видео

Толкатель для лыжника Tizer / Фото

Следующей разработкой студентов-изобретателей из университета  МГИУ под руководством заведующего лабораторией двигателей стал моторизированный толкатель для лыжников и сноубордистов буксировщик лыжника Жук, где двигатель расположен не над гусеницей, а внутри нее.

shockauto.ru

MOTOR. . -, . , , , , , , , , , , , , , . .

05/08/2016 Omaks 2016 >>
04/08/2016 Champion 2016 >>
03/08/2016 Irbis >>
02/08/2016 Kayo, YCF, Racer. >>
01/08/2016 ABM 2015 >>
30/07/2016 Wels, Viva, NWS. >>
29/07/2016 Racer 2015 >>
28/07/2016 Trek 2015 >>
27/07/2016 Nexus >>
26/07/2016 Yamabisi >>
25/07/2016 Scott 2015 >>
24/07/2016 Haro 2015 >>
23/07/2016 Shindaiwa >>
22/07/2016 Stels >>
21/07/2016 Motul Liqui Moly
20/07/2016 KAYO >>
19/07/2016 >>
18/07/2016 Omaks >>
17/07/2016 >>
16/07/2016 Omaks >>
15/07/2016 Omaks >>
14/07/2016 >>
13/07/2016 Omaks >>
12/07/2016 Omaks >>
11/07/2016 Champion >>
10/07/2016 >>
09/07/2016 >>
08/07/2016 >>
07/07/2016 >>
06/07/2016 >>
05/07/2016 Champion >>
04/07/2016 >>
03/07/2016 Champion >>
02/07/2016 >>
01/07/2016 Omaks >>
30/06/2016 >>
29/06/2016 Omaks >>
28/06/2016 >>
27/06/2016 >>
26/06/2016 >>
25/06/2016 >>

2009-2010 >> . >> MOTOR

MOTOR Blizzard , . : 130, 140, 150, 160, 165, 170, 180, 185, 190, 200, 205, 210 : 50 200 - 1760 1. : 2. :

...

MOTOR Classic Man , : 160, 170, 180, 185, 190, 200, 205 : 50 : 190 - 1620 1. : 2. : ,

...

MOTOR Classsic Lady , : 160, 170, 180, 185, 190, 200, 205 : 50 : 190 - 1620 1. : 2. : ,

...

MOTOR Omni 150-170

...

MOTOR Slick Universal 182

...

MOTOR Slick Universal 187

...

MOTOR Slick Universal 192

...

MOTOR Snowball . 46. . . . 120-140

...

MOTOR SnowFall

...

MOTOR Sport Classic

...

2009-2010 >> . >> MOTOR

www.motovelosport.ru

Лыжи — это хорошо, а колеса — лучше?

Мало найдется более беспокойных натур, чем рыболовы. Встать затемно, когда еще весь город спит и отправиться за тридевять земель ради того, чтобы целый день (а то и не один!) провести на потрескивающем от мороза, свежем и чистом воздухе реки или озера.

Отмахать еще с десяток километров по речному руслу, в поисках заветной рыбьей стаи или трофейного экземпляра щуки, судака, окуня, а то и красавицы-форели. А уж если повезет добраться до «охотничьей тропы» речной трески — налима, то праздничный стол обеспечен деликатесом из деликатесов — жареной печенью этого хищника, да и сам он в фаршированном, жареном или печеном виде — ой, как хорош!

Но, как справедливо было замечено в самом начале материала, рыбалка часто проходит далековато от дома. И общественный транспорт не всегда до заветного лимана доезжает. А ходовая — активная рыбалка требует от поклонников подледного лова готовности к продолжительным путешествиям по акватории. Причем в полной боевой выкладке: в теплой одежде, с рыболовным ящиком, забитом снастями, приманками, привадами, наживкой, насадками… А еще ледобур, а то и мотоледобур за плечами! Вес получается такой, что рыбаку впору и спецназовцу позавидовать. На своих двоих пройти не один километр — задача не из легких. Да и ледобур, особенно если он электрический, требует дополнительного источника питания. Потому многие рыболовы (и в последнее время — особенно) задумываются о приобретении спецтранспорта. Нужен вездеход.

Снегоход

Выезд на автомобильном транспорте на лед в большинстве городов и сел запрещен милицией. И не потому, что правоохранительным органам заняться больше нечем, просто о нашей, о рыбацкой безопасности беспокоятся. Чтобы вместе с авто его хозяин под воду не ушел. Впрочем, оно и не удобно — разъезжать по реке. Шума много, тяжеловат, скользит, да и посреди акватории спокойно не оставишь. Лед все-таки, а не асфальт. Итак, нужен такой транспорт, который одновременно и легкий, и достаточно скоростной, и маневренный, и грузоподъемностью хорошей обладает. Например, снегоход.

Удобство снегохода неоспоримо: он позволяет сэкономить массу времени и сил, легко и быстро доставит к месту ловли по непроходимым снежным наносам. Там, где пришлось бы брести часами на лыжах, на снегоходе домчишься за считанные минуты. Особенно удобен снегоход, если рыбачите одновременно и на зимние удочки, выманивая на поклевку бель, и на жерлицы, охотясь за хищниками. Во-первых, расстояние в километр-полтора между точками ловли перестает быть проблемой: железный конь донесет до сработавшего флажка за полминуты, а кроме того, к аккумулятору снегохода всегда можно подключить электроледобур и спокойно насверлить столько лунок, сколько нужно для того, чтобы хорошенько обловить перспективный участок.

Отличная проходимость снегохода позволит пробиться и через глубокие сугробы, и справиться с открытыми от наносов участками льда. Широкая гусеница уплотняет снег и обеспечивает надежное с ним сцепление, две лыжи обеспечивают устойчивость и управление машиной. И лучший вариант — пластиковые лыжи. Вернее, изготовленные из высокомолекулярного полиэтилена. Они достаточно пластичны (даже в сильный мороз), ударостойки, а в случае случайной поломки, как и все термопластики, эффективно свариваются при помощи горячего воздуха.

Движение задается при помощи бензинового, чаще всего двухцилиндрового двигателя. Главная задача — вовремя «кормить» своего железного коня, подливая бензин и масло. А справиться с такой машиной может и ребенок: запустил двигатель, отжал сцепление и поддал газу. Главное — не переборщить, чтобы не остаться сидеть в сугробе. Рывок у снегохода — будь здоров. Чтобы владельцу не пришлось растерянно моргать, глядя, как лишившийся седока транспорт бодро несется вдаль, практически каждый современный снегоход оснащен специальной чекой, одевающейся на руку: если человек падает, она просто выдергивается, заглушая двигатель.

Как выбрать снегоход

Вообще существует три основных класса снегоходов: спортивный, туристический, транспортный.

Первый оставим без внимания. Дороговат он для большинства рыболовов.

Второй вариант ближе к народу. Вполне комфортен. Длинное сиденье, способное вместить 2—3 человека, ветровое стекло, хорошая грузоподъемность… Кстати, объемный багажник позволит удобно расположить все рыбацкие припасы. Гусеница и лыжи у такой машины шире, что повышает ее проходимость. А дальше… Дальше все зависит от толщины кошелька. Туристические модели могут иметь двигатель мощностью в 170 л.с., подогрев рукоятей и сиденья, специальные сани-прицеп.

Третий — транспортный — снегоход тихоходен, но тяговит и способен преодолеть практически любые снежные завалы. При мощности двигателя до 40 л.с. такой снегоход пусть не очень быстро, но уверенно везет на себе до 4-х человек, заполненный багажник и сани с поклажей. Широкая — до 50 см гусеница легко справляется с такой нагрузкой.

В настоящее время проблем с тем, чтобы приобрести снегоход, нет почти никаких. Практически в любом крупном городе или райцентре можно найти салон, предлагающий широкий спектр и отечественных, и зарубежных моделей. А если кошелек не позволяет приобрести новую машину, то в сети Интернет или в газетах можно найти объявление о продаже подержанного снегохода.

Главный же минус снегохода в том, что он может включиться в дело только после того, как вы уже практически приехали на водоем. Гонять на нем по городскому асфальту — только ломать. А это значит, что счастливому обладателю такой машины придется подумать еще и о том, как доставить снегоход от точки «А» (города) до точки «Б», максимально приближенной к месту ловли.

Rabbit-Foot, или лыжи плюс мотор.

Изобретательность человека пределов не знает, и сравнительно недавно в продаже появилось еще одно устройство, призванное облегчить жизнь рыболовам. Rabbit-Foot — своего рода микроснегоход, где роль передних — рулевых — полозьев отводится человеку на лыжах, а движение этого тандема техники и рыболова задает небольшой мотор.

Весь скарб придется разместить на собственных плечах (использование саней-волокуш не совсем удобно: прибавишь газку — и на кочке поклажа может перевернуться, опрокинув и человека, и Rabbit-Foot), зато перемещение по акватории станет куда удобнее. Этот самый недорогой среди снегоходов аппарат уже активно используется и спасателями, и охотниками, и рыбаками. Причем выпускается две версии Rabbit-Foot: первая собрана по принципу снегохода — на гусеничном ходу. Весит немного (чуть тяжелее компактной газонокосилки), спокойно умещается в багажнике машины, разворачивается за пару минут. Вторая модификация Rabbit-Foot — колесная. По глубокому снегу такой вариант не идеален, а вот лесная просека или замерзший водоем покорятся легко.

Достойную конкуренцию снегоходу составляет каракат. «Что это за зверь экзотический?» — спросят некоторые. Это автомобиль или мотоцикл. Но не простой, а специальный. Итак, о разновидностях каракатов и их специфике я расскажу ниже.

Мотобуксировщик

По проходимости он не уступит снегоходу. Впрочем, и по грузоподъемности тоже. Машина легко тянет за собой 2—3 волокуши с несколькими рыболовами и их поклажей. Сравнительно небольшого бензобака (как правило, 3—5 литров) хватает на 20—30 км. пути. Но большего рыболову на акватории и не нужно. А если водоем находится сравнительно недалеко от города, где живет рыбак, то и машина не потребуется.

Еще одно удобство мотобуксировщика — высокая ремонтопригодность. Запчасти для него можно найти везде, где продают снегоходы и мотоциклы. Четырехтактный бензиновый двигатель — тот же, что используется в мотокультиваторах или мотопомпах. Гусеница — в точности, как на снегоходах. И управление мотобуксировщиком ничуть не сложнее.

Плавающий грузовик

Идеальная машина для поклонников подледной рыбалки. Для такого грузовика — что глубокий снег, что промоина, все — ровная дорога. Широкие покрышки на большой колесной базе, 28-сантиметровый клиренс и скорость до 30 км/ч позволяют безопасно и легко добраться до любого места на водоеме. Пятисантиметровый теплоизолированный пол и тент станут надежной защитой от ветра и мороза. Колеса при погружении в воду работают как лопасти у старинного парохода. Скорость движения по воде невелика, но преодолеть открытый участок акватории грузовик вполне способен. Да и груз увезет весьма порядочный.

Мотовездеход

Есть и такой транспорт: мотоцикл с повышенной проходимостью, огромным клиренсом и «пробивным характером». Он способен доставить рыболова туда, куда ни одна машина не доберется, пробраться через такие узкие участки, куда не сможет заехать даже снегоход. Широкие шины с глубоким протектором обеспечат надежное сцепление. Такой транспорт, получивший в народе меткое прозвище «мототрактор», производится в разных странах. Но как бы он ни назывался, задача у такого мотоцикла одна: доставить своего пассажира с грузом через сугробы и бездорожье к месту, где лучше всего клюет рыба.

Простой русский каракат

На Руси, что не человек — то изобретатель. И еще в то время, когда найти в магазинах снегоход или мотовездеход было нереально, отечественные Кулибины уже сочиняли транспорт, способный облегчить их рыболовные будни. И в отличие от новомодных изобретений, транспорт этот делали многофункциональным: так, чтобы и городские дороги ему покорялись, и бездорожье под колеса стелилось. В ход в качестве основы будущей поделки шло все, что было под рукой: мотоциклы, старые автомобили, мотоблоки и даже… бензопилы. Все, что имело двигатель и потенциальную способность стать надежным, удобным, а главное — проходимым транспортом совершенствовалось и приспосабливалось.

И так, что же такое каракат, он же «тундрошлеп», а то и «шишкотряс»? Это самодельный вездеход, как правило, на пневмоколесах. Ведь чем меньше давление на наст, тем выше проходимость.

Такие устройства позволяют выбраться на лед и в период перволедья, и перед самым ледоходом, то есть в то время, когда снегоходу и даже мотовездеходу путь на водоем заказан. В силу легкости конструкции и благодаря огромному запасу воздуха в гигантских шинах-колесах, они способны на время превращаться даже в акваход, то есть спокойно преодолевать небольшие участки открытой воды. Зачем? А как иначе добраться до ледяного плато в период начала снеготаянья, когда лед уже отходит от берега, а рыба клюет особенно активно. Да и летом работа каракату найдется: и до реки-озера добраться, да и на охоту при случае съездить. Часто в северных районах страны на каракатах преодолевают болота, когда отправляются за настоящим кладезем витаминов — ягодой клюквой. Думаете, это все? Как бы не так! Обладатели каракатов отлично приспосабливают свой транспорт в качестве надежного укрытия при ловле на открытых участках больших озер или водохранилищ. Лунки просверливают прямо возле колеса и, как говорится, не отходя от кассы, неплохо ловят всю зиму. Солидный бензобак и меньший расход горючего позволят ездить на большие расстояния, а аккумулятор машины отлично подпитает электроледобур, если ручной бур остался для рыболова в прошлом.

Недостатки? Куда без них! Например, неповоротливость и повышенная прыгучесть. Большие шины воспринимают каждую кочку как трамплин. Но если сильно не гонять или быть готовым к подобным неудобствам, а еще лучше — установить гидроусилитель руля, то ничего страшного. Главная же беда самоделки — частые поломки. Собирается-то такая машинка из кучи хлама. Тут и ржавчина, и изношенность компонентов. Но в этом есть и плюс: запчасти для ремонта стоят копейки. На любом авторынке можно приобрести все, что нужно для лечения железного друга.

Вместо послесловия

Статья эта — не реклама, а всего лишь повод для размышления. Понятно, что зимняя рыбалка станет намного комфортнее и успешнее, если полагаться нужно будет не только на собственные ноги, но еще и на надежный транспорт, способный доставить куда угодно, а главное — быстро и без лишних энергозатрат. А вот что это будет за транспорт: снегоход, Rabbit-Foot, мотобуксировщик, плавающий грузовик, мотовездеход или каракат — зависит лишь от возможностей рыболова. Финансовых и мастеровых. Ведь не все покупается, что-то делается и своими руками!

Арсений Маврин

www.oir.su

Готовим лыжные трассы правильно

рассказывает чемпион мира по лыжному ориентированию, заслуженный мастер спорта России Иван Кузьмин

 

 

Как ни странно, живя в XXI веке, пользуясь такими благами цивилизации как Интернет, мобильный телефон, гипермаркеты и чартерные поездки на море в Египет, многим людям при этом кажется, что лыжная трасса — это некая тропинка в лесу, накатанная ногами самих лыжников, или, в крайнем случае, подготовленная «Бураном» с прицепленной к нему кроватной сеткой-рабицей и сваренным в гаражах резаком. Причём подготовленная к важным мероприятиям лишь пару раз за зиму.

Нет, это не так! Лыжная трасса — это спортивное сооружение, которое требует создания, поддержания и подготовки.

 

 

 

СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

 

Лыжная трасса летом может быть трассой для бега и велосипеда.

 

Создание лыжной трассы может происходить как «с нуля», так и на основе уже имеющихся тропинок или исторически сложившихся кругов (трасс).

 

Прежде всего нужно определить, для чего создаётся трасса — для прогулок, для прогулок и тренировок, или и для прогулок, и для тренировок, и для соревнований. Также лучше сразу решить, будет ли трасса всесезонной — для бега, велосипеда, лыж — или только зимней.

 

Как правило, легче получить поддержку от людей и организаций для крупных, продуманных проектов. Поэтому, чтобы сэкономить время и ресурсы, лучше сразу планировать делать всесезонную соревновательную трассу со срезками. Срезки позволят сократить длину трассы и/или убрать из трассы спуски-подъёмы, труднопроходимые для детей и начинающих. Также срезки позволят исключить «зимние» участки трассы — например, участки, проходящие по заболоченной местности и поэтому неподходящие для летнего использования.

Снегоход с навесными орудиями — хорошее бюджетное решение для малых лыжных центров. фото: Сергей Коновалов
Даже малый ретрак, как, например, этот Пистен Булли Паана, позволяет подготовить весьма качественную лыжную трассу. фото: Пистен Булли

Безусловно, идеально, если соревновательная трасса соответствует требованиям гомологации Международной лыжной федерации (FIS).

 

Эти требования определяют для различной длины дистанций и различных дисциплин лыжных гонок — например, такие параметры:

 

*          Длина кругов трасс и как из них компонуются дистанции различной протяжённости. На примере ниже —  принципиальная схема системы трасс, которая сможет принять все форматы гонок. Система состоит из двух разных кругов — один для конька, другой — для классики, каждый по 3,75 км длиной. Благодаря срезкам можно сделать дистанции 2,5 км и 3,3 км, а также дистанцию для спринта. Эти два круга могут также рассматриваться как один круг в 7,5 км, пригодный как для раздельного, так и для общего старта, при условии, что ширина полотна трассы будет достаточной.

*          Ширина полотна подготовленной трассы для различных дисциплин — например, для дуатлона нужна трасса шириной 12 метров.

*          Набор высот на трассах различной длины, для разных дисциплин;

*          Соотношение протяженности подъёмов, спусков и равнины на трассах — их должно быть приблизительно по одной трети;

*          Расположение и компоновка лыжного стадиона — например, финишировать спортсмены должны в сторону юга, чтобы солнце не мешало работе фотографов, нужно учесть расположение зрителей, комментаторов, смазочных кабинок, зоны тестирования лыж, разминочного круга и т.п...

 

В любом случае, нужно сразу определить, какой ширины будет трасса, и придерживаться этой ширины при работах. Если говорить о минимуме, то ширина «коридора» трассы должна быть не менее четырёх метров между деревьями. Так как накатывать трассу вплотную к деревьям небезопасно — подготовленное полотно трассы зимой получится около трёх метров шириной. Это предельно малая ширина, чтобы идти параллельно коньком и классикой. На соревнованиях на такой трассе участникам может оказаться тесновато. При такой ширине есть риск, что классическая лыжня на подъемах будет закатываться наискосок следами лыж людей, идущих коньковым ходом.

 

Если классическая лыжня закатывается следами лыжников, идущих коньковым ходом, то у лыжников, идущих классическим ходом, создадутся слож­ности с держанием лыж. Для хорошего держания классических лыж нужна гладкая, плотная поверхность лыжни. Поэтому нужно стремиться увеличить ширину полотна трассы, особенно на подъёмах.

 

ПОВЕРХНОСТЬ ТРАССЫ

 

Чтобы снежная поверхность трассы получалась гладкой, нужно в бесснежное время стремиться выровнять трассу в поперечном направлении и стремиться, чтобы в продольном направлении трасса была также выровнена, без резких бугров и ям. Повороты на трассе должны быть плавными, с хорошим обзором, это важно как для тренирующихся и катающихся, так и для водителей машин, готовящих трассу.

 

ВОДООТВОД ОТ ТРАССЫ

 

Для того чтобы трасса была твёрдой для бега и велосипеда, а также для того, чтобы на трассе дольше лежал снег — необходимо отводить от трассы дождевую, талую и грунтовую воду.

 

Ранней весной земля промёрзшая, и талая вода в землю уйти не может. Если талая вода будет находиться под снегом трассы, то снег будет таять в ней, поэтому нужно, чтобы вода не застаивалась на трассе.

 

Отведение воды от трассы проще всего сделать при помощи дренажных и водоотводящих канавок. При этом на полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой в разрезе, чтобы вода с неё скатывалась.

 

Дренажные канавки отводят воду из полотна трассы и осушают полотно трассы. Дренажные канавки должны быть выкопаны с учётом того, что со временем они будут заплывать, заиливаться. Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в разрезе — V-образной формы с прямым (900) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Дренажные канавки копаются вдоль края трассы, как можно ближе к деревьям, в первую очередь с той стороны трассы, с которой на трассу приходит вода. Желательно, чтобы канавки были с обеих сторон трассы, это способствует быстрейшему просыханию трассы весной и после дождя.

 

Кроме дренажных канавок нужно спланировать и провести систему водоотводящих канавок — канавок, куда будет уходить вода из дренажных канавок. Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке трассы. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего ожидаемому потоку. Если нет трубы — выкопать канавку поперек трассы и, чтобы канавка сохранилась и была пригодна для проезда заложить в канавку несколько тонких, прямых стволов деревьев диаметром 5-10 см. Для этого неплохо подходит осина. Чтобы труба не заиливалась, необходимо с той стороны трубы, где вода заходит, сделать яму, как минимум в полтора раза большего сечения чем труба.

 

В продолжение трубы проложите водоотводящую канавку, лучше по линии максимального уклона местности, отводя воду на местность, расположенную ниже этой низины, добиваясь, чтобы разница уровней достигла хотя бы 50 сантиметров. Это бывает непросто на мокрых равнинных участках — чтобы добиться устойчивого отвода воды может оказаться, что нужно копать канавку протяжённостью 100 метров и более. Так как грунт в лесу насыщен корнями, иногда — камнями, то для работ рекомендуется использовать качественные, дорогие лопаты и мотыги на композитной рукоятке.

На полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой — вода с неё должна скатываться. Рисунок 1
Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в разрезе — V-образной формы с прямым (90?) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Рисунок 2
Водоотвод от трассы снижает уровень грунтовых вод — это означает, что полотно трассы будет твёрже, и на нём будет дольше лежать снег. Рисунок 3
Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего ожидаемому потоку. Рисунок 4

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ТРАССЕ

 

В летнее время на трассе может вырастать трава и мелкий кустарник, которые будут мешать передвижению бегунов и велосипедистов. Эту растительность необходимо убирать 3-4 раза за сезон. Для этого можно использовать как обычную косу, так и бензиновый триммер с леской или, если много кустарника — триммер с диском. Для работы с триммером не требуется особых навыков; правда, на трассу придётся брать с собой запас разведённого с маслом бензина. Коса требует отбивки, заточки и умения косить плавно, спиной, не включая руки. В старые времена косьба рассматривалась лыжниками как отличное средство тренировки.

 

Прокашивать всю трассу не обязательно, достаточно прокосить полосу шириной в один проход (взмах) косой или триммером, стремясь расположить тропинку трассы посередине этой полосы. Когда выпадет снег, остальная, нескошенная трава пригнётся под снегом и станет отличной основой для первых выходов на лыжах.

 

Периодически на трассу падают деревья — либо от старости, либо от сильного ветра. Это происходит особенно часто в весенний и осенний периоды, когда грунт насыщается водой и становится менее плотным. В целях соблюдения безопасности труда на уборку деревьев лучше выходить вдвоём и с бензопилой.  

На весенних работах в Ромашково — члены одноименного лыжного клуба. фото: А.Гаврилов

ОТСЫПКА ТРАССЫ

 

Отсыпка трассы — это роскошь, которая способствует тому, что трасса становится суше и твёрже, и на месте тропинки от ног/колёс не появляется канавка, которая мешает лыжникам в начале зимы. Также отсыпка трассы способствует тому, что трасса быстрее высыхает весной или после дождя и к тому, что на трассе вырастает меньше травы и кустарника. Отсыпать трассу следует на выбор или в смеси — песчано-гравийной смесью, опилками, шлаком. Опилки и шлак способствуют тому, чтобы трава и кусты не вырастали на трассе. Отсыпать трассу желательно по всей ширине полотна трассы, толщиной 10-30 сантиметров. Если нет возможности отсыпать во всю ширину, отсыпать необходимо в первую очередь проблемные, мокрые места, хотя бы в метр шириной, по траектории движения бегунов и велосипедистов.

 

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ ЗИМОЙ

 

Лыжная трасса зимой требует подготовки для того, чтобы:

1.         Создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность на трассе;

2.         Обеспечивать приятное и безопасное катание;

разрыхляя поверхность снега на трассе, если трасса смерзлась,

укатывая и уплотняя верх­ний слой снега, если поверхность трассы стала рыхлая в результате оттепели или снегопада;

3.         Убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;

4.         Убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;

5.         Препятствовать быстрому сходу снега весной.

 

Снег на лыжной трассе подвергается следующим воздействиям:

1.         Время: снег «стареет» — снежинки рассыпаются на льдинки, грани льдинок тупятся;

2.         Перепады температур в зависимости от погоды или смены времени суток: снег либо смерзается от холода, либо рассыпается от потепления;

3.         Изменения влажности воздуха: в сочетании с изменениями температуры воздуха создают различные типы снежной поверхности;

4.         Солнечное излучение: способствует старению снега и таянию;

5.         Пары и тепло от непромерзшей земли в начале зимы: делают толщу снега пористой;

6.         Холод от замёрзшего грунта в конце зимы: цементирует трассу;

7.         Падающие из воздуха и с деревьев частички пыли и мусора смешиваются со снегом и ухудшают скольжение лыж;

8.         Вода, идущая весной по грунту, растапливает снег на трассе;

9.         Катающиеся лыжники тол­кают и перемещают снег на трассе — на коньковой трассе вдоль середины трассы появляется «хребет», а на классической лыжне появляется «волна».

 

В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности — лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега. Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, например, ратрака или бороны — по типу того, как каток-асфальтоукладчик создает полотно дороги. 

 

Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) — может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 г/кв.см и выше), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на закантованной лыже (150-200 г/кв.см).

 

Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи вращающейся фрезы ратрака или зубьев бороны, прицепленной к движущемуся снегоходу, подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость» и рассыпаются на льдинки, частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневные колебания температуры и изменения влажности вносят свою лепту — снег смерзается и становится плотным.

 

Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега очень непросто, практически невозможно. Даже пешеход не продавливает всю толщу сугроба, а машины, передвигающиеся по снегу, имеют в несколько раз меньшее удельное давление на снег, чем пешеход. Поэтому единственный действенный способ уплотнения снежного покрова — обработка каждого слоя выпавшего снега — желательно по несколько раз!

 

Основных факторов, определяющих качество подготовки лыжной трассы — три, и они примерно одинаково важные. Это:

1.         Персонал, который готовит лыжную трассу,

2.         Оборудование, которым готовится лыжная трасса,

3.         Частота подготовки лыж­ной трассы.

Всё на тех же весенних работах в Ромашково. фото: А.Гаврилов
Мосты, собранные из брёвен, со временем приходят в негодность: с периодичностью один раз в несколько лет их приходится раскатывать, обновлять. фото: А.Гаврилов

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТOВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС

РАТРАКИ

 

Эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими факторами являются относительная дороговизна и необходимость иметь снежный покров толщиной от 15 сантиметров и выше. Обычно ратрак оправдывает себя там, где есть системы искуственного оснежения, и с самого начала сезона закладывается подушка снега, позволяющая работать ратраку. На сегодняшний день в России представлены 4 производителя ратраков — японская Охара (Ohara), немецкий Пистен Булли (Pisten Bully), итальянский Принот (Prinoth), итальянский Сноу Рэббит (Snow Rabbit). Остальные существовавшие ранее марки либо прекратили своё существование, либо поглощены вышеназванными производителями. В США есть свои производители ратраков, не представленные в России.

 

ОХАРА

 

Согласно информации, заявленной на сайте Охара — ратраков, приспособленных для подготовки лыжных трасс эта компания не поставляет.

 

ПИСТЕН БУЛЛИ

 

            Пистен Булли Паана (PistenBully Paana — 117 л.с.) ранее выпускался финской компанией и разрабатывался преимущественно для подготовки лыжных трасс. Пистен Булли Паана на рынке уже 25 лет. Одноместная Пистен Булли Паана выпускается в трёх модификациях по ширине — 2.200, 2.800 и 3.100 миллиметров.

Пистен Булли 100 (Pis­ten­Bully 100 — 197 л.с.) — комфортабельная двухместная полифункциональная машина для подготовки различных видов лыжных и санных трасс, а также обслуживания горнолыжных трасс. Выпускается в трёх модификациях по ширине — 2.500, 2.800 и 3.100 миллиметров.

 

Данные модели оснащаются системами с двумя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с ручной или гидравлической (из кабины оператора) регулировкой ширины лыжни в диапазоне 70 мм, расстояния между соседними лыжнями в диапазоне 735 мм. Также на каждый лыжнеукладчик можно установить дополнительную фрезу, которая взрыхляет снег в полосе прокладываемой лыжни на настраиваемую из кабины глубину от 0 до 60 мм для получения наилучшего качества (система VarioTrackDesigner).

На модели PistenBully 400/600 и Formatic 350 возможно установить как вышеупомянутые системы с двумя лыжнеукладчиками, так и системы для массового катания — с тремя или четырьмя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с регулировкой ширины колеи лыжни для удобства катающихся как взрослых, так и детей.

Примерно так выглядит добротная лыжная трасса где-нибудь в Европе: как правило, прогулочные трассы не очень высокого уровня сложности всегда предназначены для двустороннего движения, о чём красноречиво говорит табличка, стоящая сбоку от лыжни. На таких трассах всегда нарезана классическая лыжня в обоих направлениях, да и коньком на этих трассах вполне можно разъехаться на встречных курсах. фото: Иван Исаев

ПРИНОТ

 

Машина Принот Хаски (Prinoth Husky) с дизельным двигателем Mercedes мощностью 177 л.с. разработана специально для обработки трасс для равнинных лыж и подготовки малых горнолыжных склонов. Принот Хаски с лыжнепрокладчиками являются отличными машинами для  прокладки и подготовки лыжных трасс. Принот Хаски выпускается в трёх вариантах ширины — 2,5, 2,8 и 3,1 метра. Лыжнепрокладчики прикрепляются к задней снежной фрезе ратрака. По команде из двухместной кабины два лыжнепрокладчика могут передвигаться по ширине фрезы для изменения расстояния между соседними лыжнями. Так же управляется изменение шири­ны самой лыжни (на 70 мм) — это особенно важно при подготовке трассы в местах спусков и подъемов и при создании трасс для детей. Широкая задняя снежная фреза ратрака Принот Хаски дополнительно оснащена специальными фрезами Трэк Тиллер (Track Tiller), устанавленными перед лыжнепрокладчиками. Фрезы Трэк Тиллер позволяют проложить идеальную лыжню независимо от погоды.

ФАВЕРО

 

Фаверо Сноу Рэббит 3 (Favero Snow Rabbit 3), оснащенный японским дизелем Кубота (Kubota) мощностью 100 л.с. — самый маленький, самый лёгкий и самый бюджетный ратрак из представленных на российском рынке. Сноу Рэббит третьего поколения — это надёжная рабочая машина. Ширина захвата — 2,0 метра, длина Сноу Рэббит с приспособлениями — 4,5 мет­ра. Фаверо Сноу Рэббит может перевозиться между местами работы на малогабаритном грузовике, эвакуаторе или на прицепе с пандусом, без демонтажа гусениц. Фаверо Сноу Рэббит может быть оснащён передним ножом-отвалом, фрезой, одним или двумя лыжнеукладчиками, а также крытой кабиной. Двухместная обогреваемая кабина водителя с большим обзором превращает работу в удовольствие. Двигатель снабжен парковочным подогревом от электричества 220 вольт/300 ватт и предпусковым прогревом Перкинса для беспроблемного старта в любые морозы. Фаверо Сноу Рэббит отлично работает на узких лыжных трассах, небольших склонах, в парках отдыха. У Фаверо Сноу Рэббит есть кузов для транспортировки материалов. Давление на грунт 40 грамм на квадратный сантиметр — это более чем в два раза ниже чем у конкурентов — в сочетании с компактным размером даёт этой машине уникальную проходимость по любому снегу.

Лыжная трасса летом. Как видите, она освещена, спрофилирована и отсыпана крупным песком. Иногда в качестве материала для отсыпки используется мелкий гравий или опилки. фото: Иван Исаев
Ретрак Пистен Булли Форматик 350 обладает уникальной особенностью — он может нарезать одновременно 4 лыжни для классического хода (на этом снимке четвёртый, самый правый резак — в поднятом состоянии). фото: Пистен Булли
Современный снегоход в сочетании с хорошими приспособлениями (катком, бороной, резаком) является неплохой альтернативой ретраку. фото: Владислав Жарков

СНЕГОХОДЫ

 

Снегоходы — более бюджетный вариант, чем ратраки. Причём снегоходом с прицепным устройством можно начинать готовить трассу практически с первого снегопада.

 

Для подготовки лыжной трассы зимой нужен так называемый утилитарный снегоход с неузкой (от 50 см шириной и выше) и длинной гусеницей. Благодаря широкой гусенице утилитарные снегоходы обладают превосходной проходимостью и развивают высокое тяговое усилие. Желательно, чтобы гусеница была ошипована, это очень поможет при подготовке обледеневшей трассы, такие гусеницы продаются отдельно. Утилитарные снегоходы обычно снабжены тремя передачами — задняя, передняя и передняя пониженная — именно эта передача используется для подготовки трассы при большом количестве выпавше­го снега. По компоновке — снегоходы с двумя лыжами впереди предпочтительнее по причине лучшей управляемости.

 

Примеры утилитарных снегоходов: отечественные «Буран» и «Тайга» (с широкой гусеницей), зарубежные «Яма­ха» серии Викинг (Yamaha Vi­king), «Полярис» серии Ути­ли­ти Вайдтрек (Polaris Utility Wide­track), «Ски Ду» серии Скандик (Ski-Doo Skandic), «Арктик Кэт» серии Бэркэт (Arctic Cat Bear­cat), «Бомбардье» серии Линкс Йети (Bombardier Lynx Yeti).

 

С точки зрения эксплуатации и надёжности приходится отдать должное зарубежным снегоходам. Отечественный «Буран» выпускается практически без изменений с 70-х годов и был популярен по причине своей широкой гусеницы и невысокой цены. Сейчас «Буран» утрачивает свои позиции, так как его цена подходит к уровню цены «свежего» подержанного импортного снегохода.

 

ПРИЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА

 

Классический набор прицепных устройств для подготовки трасс:

*          Борона или решётка,

*          Резак для классической лыжни,

*          Каток-барабан для прикатки снега.

Этот рынок несильно развит в Европе, в США есть три заметных производителя, а в России этот рынок находится в зачаточном состоянии — потребитель ещё не осознал свои потребности в области подготовки снежных поверхностей.

 

SNOW-STAR.RU

 

Поставщик тяжёлых прицепных устройств для многолетнего ежедневного (в сезон) профессионального использования. В этих устройствах используются элементы, выполненные из специальной стали, обеспечивающие качество подготовки трассы и долговременную функциональность устройств. Все устройства снабжены аварийной расцепкой на случай, если устройство где-то зацепится (например — борона за корень или пенёк) на полном ходу снегохода. Все вышеперечисленное определяет относительно высокую цену на эти устройства. Устройства поставляются как в собранном, так и в разобранном виде.

 

Каток SnowRoller — подготовка полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия — большой снегопад или сильная оттепель. Поставляется в разобранном виде, укомплектовывается на месте списанными «жигулёвскими» покрышками.

Борона Plain — предназначена для подготовки полотна трассы, когда на трассе устойчивый снежный покров. Лучше всего работает на скорости свыше 20 км/час, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности, включая горб от конькового хода и заполняя углубления. Оборудована зубчатыми ножами из специальной стали, импортируемыми из Швеции. Обратная сторона бороны используется при малом количестве снега на трассе, а также при работе со свежевыпавшим мокрым снегом и на снежной целине. Борона Plain — единственное пассивное прицепное устройство на рынке, срезающее горб, возникающий на коньковой трассе. Аварийная расцепка очень важна на этом устройстве: если борона где-то зацепится на полном ходу снегохода, то аварийная расцепка спасёт водителя от удара грудью о руль и лицом — о ветровое стекло, а борону спасёт от деформации.

Резак Trail давяще-режущего типа, для подготовки классической лыжни, с грузом, позволяющим менять центровку резака, в зависимости от условий снежного покрова, для достижения лучшего результата. Формующие элементы имеют ассиметричную форму, для того чтобы избыточный снег выдавливался на края полотна лыжни. Нижняя поверхность резака покрыта пластиком для снижения нагрузки на снегоход. Формирующие лыжню элементы — фрезированные, из закалённой стали. Переворачиванием резак переводится в транспортное положение.

 

SKITRACKER.RU

 

Пионер на рынке прицепных устройств для подготовки лыжной трассы. Благодаря этой компании то, что раньше люди делали для себя сами в гаражах, теперь есть на рынке в свободном доступе, в разборном виде и с порошковой покраской. Изделия выполнены из низкоуглеродистой стали строительных сортов. Это определяет доступную цену этих изделий и ограничивает их прочность и долговечность.

 

Универсальная борона SNOW­­PRO для прокладки лыжни для конькового хода имеет три съемных модуля для различных способов обработки снега. Снимая и устанавливая модули, можно варьировать способ обработки снега и степень нагрузки на снегоход. Материал: сталь с порошковым покрытием. Дышло с демпфером в комплекте. Дышло имеет приспособление для зацепа к снегоходу в виде стального кольца внутренним диаметром 30мм. Универсальную борону можно купить во многих городах России и заказать у производителя.

 

Резак для прокладки классической лыжни XCSPORT — предназначен для прокладки лыжни классического хода; благодаря ему каждый обладатель снегохода может проложить качественную лыжню  для прогулок с семьей, друзьями и для проведения лыжных соревнований. Резак XCSPORT может работать в давящем (для рыхлого снега и малоснежья) и в режущем (для плотного снега и наста) режимах. Переставив дышло на другую сторону, можно за несколько секунд изменить способ прокладки лыжни. Шарнирное крепление позволяет переворачивать резак из транспортного положения «санки» в рабочее положение «резак», не отцепляя от снегохода.

 

ЧАСТОТА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

 

Это второй и практически равный первому по важности фактор в создании качественной лыжной трассы.

 

Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии во многих местах трассы готовят ежедневно, при том, что протяженность лыжных трасс на некоторых курортах превосходит 100 км! Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад — каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу всё равно необходимо готовить.

 

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ:

 

*          Первый серьёзный снегопад, выпало 5-10 см снега. Пройти снегоходом 1-2 круга, сделать 1-2 следа по продольной оси трассы. Потом, через сутки, катком придавить снег по всей ширине трассы.

*          Нормальный, установившийся снежный покров, пеньки и корни надёжно укрыты снегом. В зависимости от ширины трассы — два-три прохода бороной с зубьями, с небольшим перехлестом; если есть бугор от конька, то снять его бороной, это лучше делать идя противоходом. Бугор больше всего на подъёмах, и снегоходу легче, когда борона снимает бугор, идя под гору.

*          Если классическая лыжня уже с волной, то закатать ее бороной и нарезать новую; если позволяет ширина, это нужно сделать с другой стороны трассы или рядом, параллельно старой.

*          Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время, сразу после того, как с трассы ушли катающиеся — меньше шансов встретиться с лыжниками, а главное — после подготовки снег за ночь смёрзнется, трасса будет качественной и быстрой.

*          На спусках лыжню резать по краю, чтобы лыжники имели возможность выходить из лыжни, например, чтобы притормозить. На спусках с поворотом — лучше резать лыжню по внешнему краю, чтобы улучшить обзор едущему со спуска.

*          Если трассу готовить утром — снег не успеет смерзнуться и трассу легче разобьют. 

*          Если трасса неширокая, то нужно периодически в течение сезона делать выезд только на снегоходе — приминать края трассы вдоль деревьев, чтобы было больше места по ширине разместить классическую лыжню и коньковую трассу. Во время таких выездов также следует убирать секатором и пилой нависшие над трассой ветви.

 

ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

 

Пример — трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров — 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня — по краю.

*          Один выезд — 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. — исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.

*          Зима в средней полосе России — 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.

*          Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.

 

Хорошей работы вам и человеческой благодарности.

 

Ещё статьи этого автора:

 

И. Кузьмин "Выбираем детские лыжи"

www.skisport.ru


Смотрите также