M109 двигатель


Самоходная Артиллерийская Установка М109 Паладин : Боевое Применение, Модификации

26.04.2016

Самоходная артиллерийская установка (САУ) М109 – одна из основных машин армии США подобного типа. Ее приняли на вооружение еще в начале 60-х годов прошлого века и до сих пор находится в строю. САУ М109 была не раз модернизирована, на сегодняшний день – это самая массовая самоходка в мире, всего было выпущено более девяти тысяч единиц различных модификаций этой машины.

Эту самоходку часто называют «Паладином», но это не совсем корректно. M109A6 «Паладин» (Paladin) – это всего лишь одна из модификаций М109, которая начала серийно выпускаться в 1990 году.

В настоящее время М109 состоит на вооружении нескольких десятков стран мира, ее можно назвать стандартным самоходным орудием НАТО.

История создания

В начале 50-х годов прошлого столетия предприятия американского ВПК имели серьезный опыт в производстве самоходных артиллерийских орудий. В тот период основными самоходными установками армии США были 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, созданные на базе танка М41.

Однако усиление напряженности между НАТО и Варшавским договором, увеличение числа региональных конфликтов и твердая уверенность в том, что в будущей войне точно не обойдется без ядерного оружия, заставили военное руководство США санкционировать разработку нового САУ.

Старые машины не устраивали по многим причинам: угол обстрела у них был ограничен, машины обладали небольшим запасом хода, они имели значительную массу, что затрудняло их транспортировку воздухом.

В 1952 году началась разработка новой машины – Т195, оснащенной 110-мм орудием. Немного позднее на основе этой машины решили создать и 156-мм гаубицу. В 1956 году было принято решение считать стандартом для НАТО калибр 155 мм, именно под такое орудие и продолжилась разработка самоходки. В 1959 году был готов первый прототип Т196, его отправили на испытания.

В 1961 году началось изготовление опытной партии самоходок, а в 1963 году был подписан контракт на начало серийного производства машин. В том же году самоходка начала поступать в войска и получила нынешний индекс – М109.

Первоначально М109 выпускались на заводе компании Cadillac Motor Car Division, с 1970 года производство было перенесено компании Bowen McLaughlin-York (United Defense).

Удивительная долговечность машины в первую очередь обусловлена большим модернизационным потенциалом, который изначально был заложен в ней. Всего было изготовлено более десяти модификаций этой самоходки.

Модификации

В 1973 году на вооружение была принята САУ M109A1, которая отличалась от базовой модели большей длиной ствола, усиленной подвеской и более совершенными приводами наведения орудия.

М109А2 появилась в 1979 году. В этой САУ боекомплект был увеличен на 22 выстрелов, доработали конструкцию досылателя и противооткатные устройства.

В модификации М109А3 были сделаны сразу многие усовершенствования. Был заменен орудийный станок и усовершенствована приборная панель механика-водителя. На машину установили систему, которая удаляла воздух из топливной системы, а также систему контроля состояния боеукладки.

Возросла дальность стрельбы: активно-реактивным боеприпасом – до 24 км, а осколочно-фугасным снарядом – до 18 км.

М109А4 получила систему защиты от оружия массового поражения, изменилась конструкция силовой установки и система наведения орудия.

Модификация М109А5 получила новое орудие с длиной 39 калибров на новом орудийном станке M182. На эту машину может быть установлена навигационная система GPS и автоматизированная СУО.

Значительной модернизации САУ М109 подверглась в ходе реализации программы HIP, которая стартовала в 1990 году. В 1992 году появилась модель M109A6 «Паладин».

Эта машина получила новую башню с улучшенной броневой защитой, обшитую изнутри кевларом. Орудие установили на более совершенном станке M182A1. На «Паладине» появилась новая радиостанция, СУО, навигационная система и баллистический вычислитель, а также бортовой приёмник системы NAVSTAR.

Кроме того, в конструкцию М109А6 было внесено множество незначительных усовершенствований.

В 2012 году появился модернизированный вариант «Паладина» — M109A6 PIM. Работы по модернизации начались еще в 2006 году в рамках программы PIM. Ее целью было продление срока службы самоходок на несколько десятков лет.

Самоходка получила новую цифровую систему управления огнем и полуавтоматическую систему заряжания. Гидравлические системы были заменены на электрические приводы, в шасси и трансмиссию были внесены элементы БМП «Бредли». Также на САУ был установлен двигатель от БМП M2 «Бредли» (600 л. с.).

Кроме вышеперечисленных модификаций М109 существуют и другие, которые в различные годы были изготовлены в разных странах, где САУ стояла на вооружении.

Описание конструкции

САУ М109А6 «Паладин» имеет вращающуюся башню и гусеничное шасси. Кевларовый подбой боевого отделения обеспечивает дополнительную защиту экипажа от осколков брони и снарядов.

Экипаж — четыре человека: механик-водитель, наводчик, командир и заряжающий.

Основное оружие самоходки — 155-мм гаубица М284, она установлена на станке М182. Орудие может стрелять обычными снарядами на дистанцию 24 км, а активно-реактивными – на 30 км.

Заряжание орудия производится гидравлической автоматической системой, темп стрельбы составляет восемь выстрелов в минуту. Дополнительно на башне установлен пулемет 12,7-мм пулемет М2.

Самоходная установка оборудована цифровой системой управления огнем и баллистическим цифровым вычислителем. Все это позволяет уверенно и точно поражать цели. Наводчик также может использовать оптическую систему наведения. Есть система навигации и определения собственного месторасположения.

После получения задания САУ выходит на позицию, переводит ствол в боевое положение и открывает огонь. Затем она немедленно покидает позицию, что значительно уменьшает вероятность поражения самоходки ответным огнем. Для подготовки к стрельбе «Паладину» нужно всего лишь 60 секунд.

На М109А6 установлен дизельный двигатель DDEC 8V71T с мощностью 440 л. с. и коробка передач ATD-XTG-411-4.

Запас хода – 342 км.

Боевое применение

За свою долгую историю САУ М109 неоднократно использовалась в различных военных конфликтах. Она успела повоевать и на Ближнем Востоке (в составе армии Израиля и Ирана), американцы использовали ее во время вьетнамской войны, а также в обеих иракских кампаниях.

Технические характеристики

Год начала поступления в войска 1993
Объем производства, шт. 957
Экипаж, человек 4
Боевая масса, кг 34250
Длина, м 9,68
Ширина, м 3,92
Высота, м 3,24
Возимый боекомплект, кол. снар. 39
Углы горизонтального наведения, град. 360
Скорость горизонтального наведения, град./с 11
Углы вертикального наведения, град. От -3 до +75
Скорость вертикального наведения, град./с 7
Макс. скорость по шоссе, км/ч 64
Макс. скорость вне дорог, км/ч 28
Длина ствола, клб 39
Индекс ствола М284А1
Индекс люльки М182А1
Максимальная дальность стрельбы, км 22
Максимальная скорострельность, выстр./мин 6
Запас хода по топливу, км 300
Мощность двигателя, л. с. 440

Видео об артиллерийской установке

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Самоходная гаубица 155-мм М109 (США)

 

 

M109 — американская самоходная артиллерийская установка, класса самоходных гаубиц.

Гаубица была разработана в 1953-1960 годах для замены М44. С 1962 по 2003 год машина модернизировалась, а также выпускалась по лицензии в 1990-х годах в Южной Корее. Впервые M109 была использована в бою во Вьетнамской войне и впоследствии применялась почти во всех военных конфликтах, в которых принимали участие США.

Корпус и башня М109 — цельносварные алюминиевые конструкции. В передний части находится место водителя, моторное отделение справа от него, а башня сзади. Подвеска стержневая, 7 катков с каждой стороны, транспортирующий зубчатый барабан в передней части и направляющий — в задней. Валков обратного хода нет. Стандартное оснащение включает инфракрасные ведущие огни и земноводное оборудование, позволяющее машине самостоятельно передвигаться через медленно текущие реки.

М109 имеет 155 мм гаубицу М126 с углом вертикального наведения от -5 до +75° и горизонтального — 360°. И вертикальное и горизонтальное наведение — автоматическое оборудованное ручными рычагами для использования в аварийных ситуациях. Орудие оснащено большим выхлопным устройством, большим дульным тормозом и резьбовым Welm затвором. Скорострельность — один выстрел в минуту, но при коротких пери одах можно достигать 3 выстрелов в минуту. Используется широкий диапазон снарядов, включая бризантное ВВ (максимальная дальность стрельбы 14320 м), сигнальное, тактическое ядерное, дымовое, тактическое CS и агенты VX или GB Машина несет 28 реактивных снарядов.

12,7 мм пулемет М2НВ, оснащенный боекомплектом из 500 патронов, устанавливается на командирский купол для местной обороны.

Одна из причин долговечности М109 заключается в том, что ее базовое шасси поддается модернизации и принимает длинноствольную артиллерию, имеющую большую дальность стрельбы.

Основные тактико-технические характеристики

M109

Двигатель, л. с.

405

Масса, т

23.8

Длина, мм

6114

Ширина, мм

3150

Высота, мм

3279

Экипаж, чел.

6

Клиренс, мм

450

 

Самоходная гаубица М109 имеет ряд модификаций:— M109A1 — поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.— M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 22 выстрела.— M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменен орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.— M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.— M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнем.— M109A6 «Паладин» (Paladin) — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнем (программно реализована на языке программирования приложений высокой надежности Ada, среда разработки Aonix Object Ada), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR.— M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 «Rheinmetall», более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введенным в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счет измененной укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемет MG.3 и дымовые гранатометы.— M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведенный в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».— M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.— M109A6 PIM (2012 год) — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Целью модернизации является продление срока эксплуатации гаубиц M109A6 на 30—40 лет и повышение их боевых характеристик. Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнем и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией БМП M2 «Брэдли». Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л.с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 600 л.с.). Вооруженные силы США планируют модернизировать 580 из 975 M109A6 до модификации PIM.— M109A1 «Hoveizeh» — иранские M109A1.

Машина состоит на вооружении во многих странах мира. В США насчитывается 1569 M109A1/M109A2/M109A6 из них около 500 на хранении, в Китае — 225 M109A2/M109A5, в Пакистане – 200 M109A2 и около 115 M109A5, в Израиле -250 M109A5 (дополнительно 30 M109A1 на хранении).

eizvestia.com

МАНУАЛ + или полезные советы по эксплуатации мотоциклов.

Для чего создана эта страница?

Я очень педантичен во всех вопросах, которые меня интересуют и увлекают. Таким увлечением для меня стал Suzuki Boulevard / Intruder (M109R / VZR1800), счастливым обладателем которого я стал в 2008 году. Это не единственный мой мотоцикл и не единственный Intruder, но самый любимый! Меня увлек этот дорожный монстр не только как единственный спортивный чоппер, обладающий самым большим крутящим моментом среди представителей своего класса в мире, но и тем, что на этот байк выпускается умопомрачительное количество тюнинга. В выборе дизайна на M109R ограничением может стать только ваша фантазия и по количеству вариантов выпускаемых «приблуд» он может потягаться даже с легендарным «Gold Wing», хотя «голда» по моему это скорее недоделанный автомобиль, чем мотоцикл. В общем, на мой взгляд, из представителей «чопперов» равных Suzuki M109R / VZR1800 просто нет! Считаться с этим заявлением или нет – ваше личное дело, но если вы счастливый обладатель этого мотоцикла, то вся представленная ниже информация будет вам очень полезна.

С того времени, как я стал интересоваться тюнингом этого мотоцикла, я изучал все, что попадалось мне на эту тему. Разумеется, я набил не одну шишку и много раз переделывал на своем байке одни и те же вещи, пока не достигал идеального варианта. Теперь я делюсь своим опытом с вами, т.к. считаю себя ответственным продавцом обязанным знать продаваемый товар, как говорится «изнури». Сегодня я решил упростить себе задачу, выложив самую популярную информацию на сайт, и впредь буду давать на нее ссылку, а не пересказывать одно и тоже по сотне раз.

Начнем с простого: какой бензин заливать в M109R?

Уверен, что вы льете 95-й! Кто-то льет потому, что просто льет, кто-то по принципу, что все льют такой, а кто-то посмотрел мануал... Спешу вас удивить! Рекомендуемый 95-й бензин в мануале – это бензин, который 95-м называют в Японии, а не у нас! Мало кто знает, что октановое число 95-го Японского равно нашему 98-му! Да да! Мануал рекомендует Японский 95-й, а в России нужно лить 98-й! Сейчас же вы фактически катаетесь на коне, которого кормите гнилым сеном… Заливая 98-й бензин вы откроете для себя совершенно новые мощности своего байка, который будет крайне благодарен вам за правильный корм! А 95-й я лично лью только, когда еду далеко и на заправках 98-й просто отсутствует. 92-й просто противопоказан!

Задача посложнее: какое масло лить в VZR1800 / M109R / M1800R?

Для читающих мануал ответ на вопрос очевиден: 10W40 или 10W50, которое льют все «мастера»… Опять стоит напомнить, что «мануал» написан для Японцев и основан на их климате и материалах. В России же мы имеем очень большой «разлет» в погодных условиях и климате: выезжаем весной, когда еще ночью температура уходит в минус, а днем не превышает и 10 градусов, летом едем на юга в экстремальные температуры, плавящие асфальт… Для нашего любимого коня все эти «качели» большой стресс и масло 10W40 или 10W50 не обеспечивает нужных условий. Вы же не будете заливать разное масло каждый раз при изменении погодных условий от 0 до 40 градусов?!

Масло 20W50 имеет более густую консистенцию и высокий потолок максимальной температуры, а значит (из-за меньшей "текучести") задерживается на деталях двигателя гораздо дольше чем 10W40! При использовании масле 20W50 ваш двигатель будет работать значительно тише, а его выработка снизится в разы!

Для бережной эксплуатации вашего байка рекомендуется прогревать (холодный) двигатель перед стартом не менее 15 минут при температуре окружающей среды от 5-ти до 15 градусов и 3-5 минут при температуре от 15 до 20 градусов. Либо установите датчик температуры двигателя и "стартуйте" когда он прогреется до 30-40 градусов! Подробнее с приборными панелями с датчиками температуры вы можете ознакомиться в этом разделе...

P.S. Еще в те времена, когда я был «зелен» и обслуживался в дилерском центре, мне объяснили, что для M109R другой альтернативы, как 20W50 в России нет! В любом серьезном мото-сервисе Suzuki льют только 20W50. Я смог убедиться, что работает мой байк на нем очень хорошо, а двигатель шумит меньше, чем на менее вязких маслах. Убеждает в правильности выбора меня и то, что мой восьмилетний движок до сих пор не «ест» масло, даже при 4.000-м пробеге в Крым и обратно я долил только 50 гр. К сожалению, альтернатив кроме MOTUL 7100 20W50 у нас в России не продается и выбирать не приходится, но масло хотя и не самое лучшее, но вполне приемлемое. Воспользуйтесь моей рекомендацией и ваш железный конь скажет вам большое спасибо, а я поделюсь секретом, как из этого обычного масла сделать превосходное и увеличить мощность вашего движка, но об этом напишу отдельно!

ВИДЕО-ИНСТРУКЦИЯ по замене масла на VZR1800 / M109R / M1800R.

Потер отдыхает, а мы превращаем MOTUL 7100 20W50 в идеальное масло и лечим движок!

Итак представляю вам мотоэнергетик «Cupper», который предназначен для всех типов моторных масел, включая автомобильные и мотоциклетные! Я не первый год пользуюсь этой присадкой и очень ей доволен!

В общих чертах о свойствах. Присадка «Cupper» предназначена для защиты от износа и восстановления двигателей без разборки. Состав создает на рабочих поверхностях защитный слой из пластичного металла толщиной в несколько атомарных слоев. Эта защита значительно снижает нагрузки, обеспечивает повышенный теплоотвод из зоны трения, обеспечивает работу узла в режиме безызносного трения. В результате двигатель по своим эксплуатационным характеристикам превосходит новый и гарантированно служит в десятки раз дольше!

Итак вернемся к нашему частному случаю по «облагораживанию» MOTUL 7100 20W50. Один 75 мл флакон присадки рассчитан на 4 литра моторного масла.

Как правильно добавить присадку в моторное масло мотоцикла. Ни в коем случае не добавляйте присадку в канистру для перемешивания! Добавление присадки необходимо осуществлять ТОЛЬКО в горячее масло непосредственно В ДВИГАТЕЛЬ!

Дозировка. С дозировкой все просто: три четверти флакона на один M109R! Затем завести мотоцикл и прогреть минут 10. Для получения первого эффекта необходимо откатать один бак бензина.

Как часто использовать. Заливать при каждой замене масла не нужно - лучше это делать через раз. Ничего страшного не случится, если заливать и каждый раз, но в целях экономии расходов этого лучше не делать, т.к. постоянное использование эффект не усилит.

Что дает использование этой присадки вашему байку. Во-первых, эта присадка доводит обычное масло MOTUL 7100 20W50 до идеального состояния вязкости и приближает его свойства к «волшебным». Во-вторых, вы реально экономите на бензине. Из личного опыта: средний расход топлива у меня снизился с 6-7 литров до 5-6, а при поездке на расстояние 4.000 км до и после применения присадки я сэкономил треть бюджета.

Перечень волшебных бонусов.

  • Восстанавливает и заново формирует поверхности трения деталей цилиндропоршневой группы, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, практически исключает износ деталей двигателя.

  • Повышает и выравнивает компрессию в цилиндрах.

  • Повышает мощность и крутящий момент двигателя.

  • Снижает количество моторного масла попадающего в камеру сгорания.

  • Улучшает процесс сгорания топлива.

  • Снижает расход топлива.

  • Значительно снижает расход моторного масла «на угар».

  • Повышает до номинального давление в маслосистеме двигателя.

  • Увеличивает срок службы узлов в десятки раз.

  • Исключает негативные последствия холодного пуска.

  • Облегчает холодный запуск.

  • Значительно снижает уровень шумов и вибрации.

  • Улучшает работу двигателя уже через 250–300 км.

  • Позволяет кратковременную эксплуатацию двигателя при аварийной утечке масла.

  • Значительно повышает моющие свойства моторного масла, постепенно отмывает старые отложения до чистого металла.

  • Восстанавливает термодинамику двигателя.

  • Замедляет в десятки раз процесс окисления моторного масла.

Приобрести этот товар можно у нас на сайте. При заказе от 10 флаконов скидка 30-40%! Возможна поставка любых объемов с доставкой. Таких цен на данную присадку вы не найдете нигде!!! Карточка товара и актуальная цена тут…

Какой объем масла заливать в M109R / VZR1800.

Если нет под рукой мануала или просто лень читать – можно поискать рядом с отверстием для заливки масла наклейку, которая гласит «3400». Если наклейки нет – моя подсказка 3,4 литра + добавить 150 гр (не в себя и не за успешную замену масла!), если вы меняете масляный фильтр. 100-150 гр масла помещается дополнительно в новый масляный фильтр при его установке – это тоже сказано в мануале.

Как правильно проверять уровень масла на Suzuki Boulevard / Intruder.

Главная и самая популярная ошибка в этом плане – это замер масла на холодном двигателе. В результате такого «замера» не опытный байкер доливает масло до нужного уровня на щупе, а в итоге получает перелив и стандартный «плевок» лишнего масла в левый воздушный фильтр.

Для справки: автоматический сброс излишек масла производится штатно в левую «банку» воздушного фильтра, что выводит его из строя и требует немедленной замены.

Чтобы правильно определить уровень масла и необходимость его долива вам нужно:

  • прогреть мотоцикл 10 минут, если уличная температура составляет 20 градусов или 15-20 минут, если температура за бортом от 5-ти до 15;

  • выключить двигатель и дать стечь маслу 3-5 минут (не трогая мотоцикл и не выкручивая щуп;

  • выровнять мотоцикл - для этого можно подставить кирпич под подножку, но лучше пригласить помощника, чтобы он сел на мотоцикл и выровнял его;

  • выкрутить, вытащить и протереть щуп ЧИСТОЙ тряпкой и не в коем случае не класть на дорогу или пол, чтобы не прилип ПЕСОК!

  • погрузить щуп в отверстие залива масла, не задевая стенок горловины и НЕ ВКРУЧИВАЯ его вынуть;

Если уровень масла находится в пределах от середины до верха контрольной поверхности щупа – долив масла не требуется. Если масло за пределами контрольной поверхности – необходимо откачать излишки прямо из горловины. Для этой процедуры вам понадобится обыкновенный шприц с надетой вместо иглы тонкой резиновой трубкой или медицинским катетером.

В отсутствии кирпича и помощника можно проверить масло и не выравнивая мотоцикл, но в этом случае уровень масла на щупе должен быть вверху контрольной поверхности или даже немного выше нее (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО РАЗОГРЕТОЕ МАСЛО)!

Опечатка в мануале по замене масла в редукторе.

В мануале на Suzuki Boulevard / Intruder (M109R / VZR1800) присутствует опечатка в виде рекомендации по замене масла в редукторе каждые 1.200 км или миль. В действительности правильная цифра 12.000. Признаю, что какое-то время я и сам пребывал среди заблуждающихся и верных мануалу пользователей, которые нашили для себя множество оправданий такой частой замене масла… Задайтесь вопросом: вы вообще смотрели уровень масла в своем редукторе и хоть раз меняли масло? Вот вам повод подумать над этим вопросом…

Самостоятельная замена воздушных фильтров на M109R / VZR1800 / M1800R.

Вечно откручивающиеся зеркала.

Сталкивались с проблемой, когда у вас на ходу откручивается зеркало и начинает крутиться как флигель? Я вот по дороге в Крым задолбался прикручивать левое зеркало… Такие эксцессы происходят из-за не плотно прилегающей резьбы. Резьба как на самих деталях так и на внутренних или внешних установочных поверхностях всегда разная. Часто попадаются такие пары, где плотный захват осуществляется несколькими витками резьбы на входе, а большая часть поверхности резьбы не имеет плотного соприкосновения. Такие детали имеют тенденцию постоянно откручиваться при вибрации, что очень напрягает на примере мотозеркал. Решением такой проблемы является обычный резьбовой клей! Не пугайтесь слова клей. Он не склеит вашу резьбу намертво – он заполняет собой пустоты между витками резьбы и при высыхании фиксирует резьбу в одном положении не давая ей болтаться при вибрации в местах не плотного соприкосновения. После применения резьбового клея (использую обычный синий) при пробеге в 4.200 км в Крым и обратно оба зеркала остались на своих местах, а когда их понадобилось снять - без проблем открутились. Если что у меня вот такие стоят – крайне рекомендую!

Биксенон МОЖНО и нужно устанавливать на M109R / VZR1800 / M1800R!

Многие считают, что установка ксенона в качестве головного света мотоцикла запрещена, но это давно уже не факт! Почему на M109R / VZR1800 / M1800R можно и официально разрешено ставить ксенон вы узнаете в расположенном ниже видео!

Ох уж эти диодные поворотники и куда же они спешат...

Устанавливаем светодиодные поворотники или другое оборудование вместо стоковых, которое имеет функции габаритов и сигналов поворота и оп-па - светодиодные поворотники начинают мигать очень часто! Знакома такая ситуация? Ранее для возврата таких поворотников в штатный режим мигания необходимо было впаивать специальные нагрузки в проводку (на каждую пару поворотников по отдельной нагрузке). Этим процессом когда-то занимался и я: скажу сразу дело утомительное и не для всех... Действительно такой процесс доступен не всем и не все, кому он доступен могут его правильно или качественно воспроизвести. Специально для таких товарищей и для облегчения работы кастомазерам появилось кастомное реле сигналов поворота, которое отменяет все "пайки" и просто устанавливается взамен старого (в то же гнездо)! Расположено данное реле слева под сиденьем водителя и легко заменяется без специальных знаний! Это реле можно приобрести и на нашем сайте...

Шире круг! Или как поставить 280 резину на стоковый диск.

В стоковом варианте Suzuki Intruder / Boulevard (VZR1800 / M109R) выпускается с 240-й задней резиной, которая даже не прикрывает ободов диска. Естественно возникает вопрос по поводу установки более широкой резины, но многие уверены, что выше 260-й туда не поставить! Это не правда! Максимальной шириной задней резины для штатного катка является 280! Правда установка этого баллона требует специального танца с бубнами... Итак, приступая к установке задней 280-й резины (у меня установлена "Metzeler" 280/35/18) на ваш стоковый диск вы должны иметь: смонтированное в шиномонтаже колесо с обязательной балансировкой (уже с 280 резиной), насос и молярный скотч!!! Перед началом процедуры полностью спускаем колесо, т.к. ширина резины в накаченном состоянии не позволит пройти колесу между редуктором и правой стороной маятника. Далее обклеиваем всю левую часть диска по внешнему периметру молярным скотчем! Это сделать обязательно, т.к. колесо очень плотно будет проходить и цепляться за зубцы редуктора и обязательно пару раз вы заденете диск и его поцарапаете! Скотч однозначно снимет этот риск, но только молярный!!! Далее медленно и аккуратно, раскачивая из стороны в сторону пропихиваем колесо между маятником и редуктором. Прошло? Теперь устанавливаем колесо на место, прикручиваем и получаем запас в 1-,1,5 см от кардана до резины с левой стороны и намного больше справой. Не забудьте накачать баллон (давление для заднего колеса 2,9, а для переднего 2.5). Ездим - наслаждаемся! Кроме того, теперь мотоцикл будет более управляемый, т.к. 280-я резина поджимаемая с боков стоковым диском принимает более округлую форму по сравнению со стоковым плоским катком!

Приобрести широкую заднюю резину вы можете на нашем сайте здесь... А так же можно купить сразу комплект резины тут...

А что дальше? А дальше трехсотая резина, но она уже встанет только на широкий кастомный каток и для его установки понадобится тюнинговый широкий маятник другой конструкции...

Между первой и второй промежуток прям БОЛЬШОЙ!

Если вы счастливый обладатель Suzuki Intruder / Boulevard (VZR1800 / M109R) 2006-2009 годов, то вам знакома проблема переключения между первой и второй передачей. Переключение с первой на вторую передачу значительно затруднено и при самом небольшом разгоне на первой передаче включить вторую уже не получается. В таком случае ее либо врубают с пинка (если не жалко денег на новое сцепление), либо нужно практически остановиться, чтобы ее включить штатно или вообще стартовать со второй, что этот мотоцикл позволяет делать. Дело в том, что в моделях 06-09 года был конструкционный недочет, который заключался в том, что между размерами шестерней 1-й и 2-й передачи была увеличенная разница зубцов, что приводило к возможности переключения между первой и второй передачами только на скорости ниже 15 км в час (при скорости выше - переключение затруднялось и приводило к поломке). Так же из-за неудачно выбранного материала фрикционные диски весили довольно много, что приводило к деформации пружин, которые начинали греметь в пазах. В моделях 2010 года и выше эту проблему устранили уже в стоковом варианте, но при замене сцепления на 06-09 годах на стоковое или китайское - проблемы возвращались снова, а в случае с китайским - очень и очень быстро...

Смягчение переключения передач на моделях 06-09 года можно произвести двумя способами!

Первый - это установка "шифтера" в коробке передач, который решает проблему жесткого переключения скоростей. С "шифтером" вы можете ознакомиться по этой ссылке...

Второй - установка кастомного сцепления с более легкими усиленными дисками и пружинами, которое смягчит переключение передач и прослужит значительно дольше стокового! Лично я рекомендую выбрать второй вариант, т.к. при установке "шифтера" на этом байке скорости начинают переключаться как на "спорте", но нагрузка на сцепление при таком переключении сильно увеличивается. Если вы будите путать этот байк со спортивным мотоциклом, тем более при такой "легкой" коробке передач, то любому сцеплению быстро придет конец. Китайское "EBC", например, можно менять по 4 раза за сезон при таком переключении... Если же вы не используете тяжелый круизер в качестве спортивного бака и являетесь аккуратным и внимательным водителем, то "шифтер" никак не повлияет на износ сцепления.

Отдельно хотелось бы напомнить: проблем со сцеплением у этих мотоциклов нет! У этих мотоциклов есть проблемы с некоторыми владельцами, которые любят включать скорости пинком! Особенная проблема у этого мотоцикла с владельцами, которые пересели на него со спортивных мотоциклов! Чтобы сохранить работу сцепления на многие годы нужно просто подстроиться под специфику этого байка и понять его! У меня один из "Интрудеров" 2008 года со стоковым сцеплением и проблем с ним нет и не предвидится! Именно поэтому "спортсменам" я не рекомендую ставить "шифтер" и тем более, при износе сцепления менять его на марку "EBC" (ЕБЦ), т.к. менять сцепление несколько раз за сезон никому не понравится...

"Убить всех зайцев" одним выстрелом можно двумя способами, в зависимости от текущего состояния вашего сцепления!

  • Вариант 1: поставить американский экономичный комплект фрикционных дисков и усиленных пружин (в случае если металлические диски сцепление еще не вышли из строя).Подробнее...

  • Вариант 2: полностью заменить сцепление на японский усиленный кастом-комплект с уменьшенным весом фрикционных дисков.Подробнее...

Залипание суппората из-за окисла цилиндров - никто не останется в стороне!

На любом мотоцикле независимо от его модели и частоты использования по назначению, произойдет ЭТО! Это залипание суппортов из-за невозврата цилиндров в исходное положение. Обнаружить такое залипание можно по неравномерной выработке колодок, дисков или даже услышать на небольшой скорости "шорканье" - как будто колесо постоянно о что-то задевает "отирается" при каждом проходе полного оборота (как это произошло у меня). Причиной этой стабильной "поломки" является окисел, который накапливается на цилиндрах внутри суппортов и мешающий цилиндрам возвращаться в исходное положение при отпускании тормоза. Обычно это происходит через 3-4 года эксплуатации мотоцикла и профилактику этого явления нужно проводить заранее, а не дожидаться обнаружения по факту.

Устраняется эта проблема путем разбора суппортов, выниманием цилиндров и аккуратной обработки их шкуркой "нулевкой" до зеркального блеска. Подробнее об этой процедуре смотрите на видео ниже, а также даю совет по использованию тормозных колодок (кто-то недавно спрашивал, но я забыл названия) - использовать нужно колодки "TOKICO" (Япония) и постараться избегать подобных "Vesrah".

Установка кастомных рычагов сцепления и переднего тормоза с обязательной обточкой тормозного рычага!

Этот особенный момент касается абсолютно всех кастомных видов рычагов сцепления и переднего тормоза для Suzuki Intruder / Boulevard (VZR1800 / M109R). Дело в том, что тюнинговые рычаги (их всего 5 видов) выпускаются с увеличенным нажимным рычагом "ручки" переднего тормоза, что вызывает зажимание тормозного клапана машинки и приводит к постоянному износу тормозных колодок и дисков как минимум... Тормозной нажимной рычаг ручки переднего тормоза, при первичной установке обязательно нужно обточить на 1-1,5 мм!!! Как правильно это сделать смотрите на видео, которое расположено сразу под этим постом!

Почему во время езды M109R / VZR1800 / M1800R может дергаться?

Если вы заметили, что при движении ваш Suzuki Intruder / Boulevard (VZR1800 / M1800R / M109R) стал дергаться, то следует задуматься о причине этой проблемы. Дело в том, что причиной таких "дерганий" может стать, как банальная проблема в расходниках, так и поломка бензонасоса или даже датчика копирного вала...

Проблема "дергания" мотоцикла может проявляться по-разному:

  • это и "дерганье" на различных передачах с возможным распространением со временем от одной передачи на соседние;

  • "подергивание" при подаче газа или при езде с поддержанием постоянной скорости;

  • проблемы при старте двигателя или при остановке на перекрестке;

  • так же возможны и комбинации всех перечисленных выше проблем.

С чего же следует начать диагностику и какие могут быть самые распространенные варианты? "Пойдем" от простого к сложному:

  • Проверку нужно начать с самой банальной причины - с проверки воздушных фильтров. Возможно при неправильной замене масла его излишек выдавило в левый воздушный фильтр и тем самым заблокировало доступ кислорода в двигатель. Так же причиной недостатка доступа кислорода могут стать просто очень загрязненные фильтры. В случае выявления таких проблем - просто замените их и проверьте не пропала ли проблема. Оригинальные фильтры вы можете приобрести в разделе расходников...

  • Если с фильтрами все в порядке, а проблема не решена - переходим к свечам зажигания. Часто бывает, что предыдущий владелец менял на этом байке только две свечи, т.к. не знал, что их 4 и поэтому две свечи зажигания могут быть в удручающем состоянии и препятствовать правильному воспламенению топлива. Лучше изначально заменить стандартные свечи на иридиевые (4 свечи!) и не проверять их лет 5. Если замена свечей не помогла - "едем" далее. Комплект иридиевых свечей для M109R / VZR1800 / M1800R вы можете приобрести по этой ссылке...

  • Теперь задача сложнее... Причиной "дерганья" может стать бензонасос, который мог выйти из строя сам по себе, а мог, например, оставаться в баке во время его покраски и "всосать" с поступлением первого бензина остатки шпатлевки, лака, краски и просто грязи. Так же причиной может быть некачественный бензин, который может вам повстречаться на любой заправке. Самым простым решением проблемы ограниченной подачи топлива может стать замена топливного фильтра, который находится на самом бензонасосе, внутри бака. Может оказаться, что фильтр никогда до вас не меняли он в удручающем состоянии, что и является причиной диагностируемой проблемы. Приобрести топливный фильтр и ознакомиться с видео по его замене вы можете по этой ссылке...

  • Если при замене топливного фильтра проблема не решилась, то необходимо проверить давление в самом насосе, но для этого нужно специальное оборудование и наличие мастера. Проще, если есть возможность, временно обменяться бензонасосами с обладателем такого же мотоцикла и протестировать новый насос на предмет устранения проблемы.

  • В случае, если бензонасос оказался не при чем, есть еще один сложный вариант - это проверка "мозгов" мотоцикла и она так же решается только временной заменой на аналогичные "мозги" с мотоцикла, не имеющего такой проблемы...

  • Если два предыдущих варианта вам не доступны, то можно "перескочить" к последнему и надеяться на то, что это именно он! Причиной таких "дерганий" может стать неисправный датчик копирного вала, который отвечает за переключение передач на вашем байке и дает не верную или не стабильную команду мозгам о включенной на данный момент передаче. Эта проблема может начинаться, как "дерганье" на какой-то одной передаче и только при подаче газа или при поддержке постоянной скорости. Датчик копирного вала может начать выходить из строя и сразу с "дерготни" на всех передачах, но чаще всего проблема начинается с отдельных и локализированных "дерганий" на одной из передач и постепенно начинает распространяться на соседние. На мотоциклах 2010 года и выше эту проблему легче диагностировать, т.к. этот датчик отвечает и за отображение текущей передачи на приборной панели. В некоторых случаях при передвижении на мотоцикле вы можете заметить, как цифровое значение передачи начинает перескакивать от одного к другому, а вы при этом двигаетесь на одной передаче и ее не "трогаете". Так же проблема может проявить себя и в не постоянно загорающемся зеленом индикаторе, когда вы включаете нейтральную передачу. На моделях 06-09 года проблемы с зеленым индикатором передачи это единственное визуальное подтверждение проблем датчика копирного вала, т.к. цифрового датчика передачи эти мотоциклы не имеют... Приобрести датчики переключения передачи, как отдельно, так и в специальных приборных панелях для M109R / VZR1800 / M1800R вы можете по этой ссылке...

Видео по замене датчика копирного вала наM109R / VZR1800 / M1800R.

ПОПУЛЯРНЫЕ ТОВАРЫ НА НАШЕМ САЙТЕ:

www.intruder-life.ru

Ремонт двигателя Suzuki Boulevard M109R

Симптомами ремонта двигателя на Suzuki Boulevard M109R являются:

  • Посторонний шум в двигателе
  • Большой расход масла
  • Расход охлаждающей жидкости
  • Малая компрессия в двигателе либо большая разница между цилиндрами
  • Чрезмерная высокая компрессия, связанная с нагаром в камере сгорания
  • Сизый дым из глушителя
  • Явная утечка масла из двигателя
  • Проблемы с коробкой передач
  • Этапы работ по ремонту двигателя Suzuki Boulevard M109R:

  • Разборка Suzuki Boulevard M109R для снятия двигателя
  • Снятие двигателя Suzuki Boulevard M109R
  • Очистка двигателя перед разбором
  • Разборка мотора
  • Полная дефектовка двигателя
  • Очистка двигателя от металлической стружки и других загрязнений
  • Диагностика всех подшипников и зубчатых передач двигателя
  • Замена изношенных / сломанных / гнутых деталей
  • Сборка двигателя
  • Проверка зазоров клапанного механизма
  • Установка двигателя на Suzuki Boulevard M109R
  • Окончательная сборка Suzuki Boulevard M109R, запуск
  • Все работы по ремонту двигателя проводит высококвалифицированный моторист с большим опытом работы. Дается гарантия 1 год на все производимые работы.

    Регулировка клапанов Suzuki Boulevard M109R

    Проверяют тепловые зазоры клапанов согласно сервисному руководству на Ваш Suzuki Boulevard M109R, а также после разборки головки или замены цепи привода ГРМ или при появлении характерного "цокота" из головки цилиндров.

    Увеличенные клапанные зазоры приводят к появлению повышенного шума при работе двигателя, а при слишком малых зазорах клапана не будут закрываться, и двигатель не будет развивать номинальную мощность, а порой и трудно заводиться.

    Наш сервисный центр осуществляет:

  • Настрока клапанов рокерным механизмом
  • Регулировка клапанов шайбами (В наличии шайбы для регулировки клапанов диаметром 7,48мм и 9,48мм)
  • Обращаем ваше внимание, что после регулировки клапанов в ряде случаев необходима синхронизация карбюраторов.

    Ремонт и замена сцепления Suzuki Boulevard M109R

    В качестве одного из важнейших механизмов Suzuki Boulevard M109R является сцепление. Это хоть и достаточно простой конструктивный элемент, однако на него возложена важная задача. В основе работы сцепления лежит сила трения между его дисками. Осуществляется передача крутящего момента мотора ведомым деталям, которые в свою очередь передают крутящий момент КПП.

    Необходимость в ремонте сцепления в Москве продиктована различными факторами, среди которых можно выделить интенсивный режим эксплуатации. Кроме того, ремонт сцепления Suzuki Boulevard M109R востребован в случае планового износа отдельных его элементов.

    Распространенные неисправности сцепления Suzuki Boulevard M109R
  • Износ фрикционных накладок.
  • Деформация демпферных пружин.
  • Неисправность шлицов корзины сцепления.
  • Ремонт или техническое обслуживание сцепления предполагает следующие работы:
  • Замена фрикционных дисков сцепления Suzuki Boulevard M109R;
  • Ремонт или замену машинки сцепления;
  • Замена или обслуживание троса сцепления;
  • Замена и регулировка рычага сцепления.
  • Диагностика и замена цепи ГРМ, ремонт натяжителя цепи ГРМ Suzuki Boulevard M109R

    Довольно часто неисправность цепи газораспределительного механизма (ГРМ) Suzuki Boulevard M109R обусловлена увеличением шага между звеньями. Как результат, двигатель начинает неправильно работать на холостом ходу. Поэтому вовсе неудивительно, что цепь начинает перескакивать одновременно на несколько зубьев. Чем это чревато? Во-первых, двигатель будет глохнуть. Во-вторых, могут быть замяты клапаны. А это в свою очередь может потребовать дорогостоящего ремонта двигателя. Поэтому при обнаружении первых признаков неисправности рекомендуется заменить цепь ГРМ на Suzuki Boulevard M109R.

    Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) двигателя Suzuki Boulevard M109R

    Ремонт головок блока (ремонт ГБЦ) - объемный комплекс работ, требующий достаточное количество специального оборудования, высококвалифицированного персонала и богатого опыта.

    Сервисный центр "PRORACING" оказывает следующий комплекс работ по ремонту ГБЦ Suzuki Boulevard M109R:
  • Замена маслосъемных колпачков
  • Притирка клапанов
  • Регулировка тепловых зазоров клапанов
  • Правка фасок клапанов
  • Замена прокладки ГБЦ
  • Изготовление прокладок ГБЦ
  • Стоимость работ по ремонту двигателя Suzuki Boulevard M109R:

    www.proracing.su

    Технические характеристики Suzuki (Сузуки) Boulevard M109R чоппер 5АКПП

    Начало производства: неизвестно Окончание производства: в производстве Кузов: чоппер Тип двигателя: Марка топлива: Объем двигателя, куб. см.: 1783 Объем двигателя, л.: 1.7 Клапанов на цилиндр: Мощность, л.с.: Достигается при об. в мин.: Крутящий момент, Нм/об. в мин.: Максимальная скорость, км/ч: Время разгона до 100 км/ч, сек.: Расход топлива (смешанный цикл), л. на 100 км.: Расход топлива (в городе), л. на 100 км.: Расход топлива (за городом), л. на 100 км.: Компоновка двигателя: Система питания: Система газораспределения: Диaметр цилиндра, мм: Ход поршня, мм: Выхлоп CO2, г/км: Коэффициент сжатия: Тип привода: Коробка передач: АКПП Количество ступеней: 5 Передняя подвеска: Задняя подвеска: Передние тормоза: Задние тормоза: Длина, мм: 2450 Ширина, мм: 875 Высота, мм: 1185 Колесная база, мм: Колея колес спереди, мм: Колея колес сзади, мм: Количество мест: Размер шин: Снаряженная масса, кг: Допустимая масса, кг: Объем багажника, л: Объем топливного бака, л: 19 Диаметр разворота, м: Гарантия от коррозии, лет:

    driveboom.ru

    Мотоциклы Suzuki - Мотоциклы - Обзор мотоцикла Suzuki Boulevard M109R

    Сегодня на нашем обзоре Suzuki Boulevard M109R.Их было сложно отыскать, но мы справились. С 2006-го года (а именно он считается годом выпуска этого монстра) мотоцикл фактически менял только цвет. Никаких технических и визуальных отличий вы не найдете. Да ему технические новшества собственно и не нужны.

    Какое у этого зверя предназначение? Быть круче остальных пауэркруизеров. Потому что это 125 лошадиных сил и порядка 167 Н крутящего момента с 3200 оборотов! Если для сравнения мы возьмем VTX, который выдает 107 лошадиных сил на тот же объем, если мы возьмем Kawasaki Vulcan, то там те же самые 107 "лошадей". Хотя казалось бы - объем 2 литра!

    Тут история немного другая, так как концепция Suzuki Boulevard M109R изначально отличалась. Производители постарались вытянуть максимум мощи из данного мотора. А двигатель на то время был самым передовым. Это и покрытые поршни, покрытые шатуны и все технологии, которые были у JSX. Это и дросселя, и форсунки, и настройка мотора. В итоге, Suzuki Boulevard M109R получился одним из самых мощных в своем классе. И от него этого не ожидали.

    Что получили? Мы получили мощный двигатель, который ведет себя как "рядная четверка" на высоких скоростях, при этом конский расход, посредственную управляемость, вызванную массой и конфигурацией мотоцикла. Инженеры компании большое внимание уделили выхлопу. Они добивались очень сочного, басовитого, харлеевского звука. По факту же это был полный провал. Потому что получился очередной "рисовый байк", который прилизан и максимально удобен, но точно не брутален.

    В остальном же все пытаются найти в Suzuki Boulevard M109R недочеты. Но он на самом деле идеален. V-твин с развалом в 54 градуса, где каждый "горшок" объемом 900 кубов! Suzuki Boulevard M109R - это огромный крутящий момент, 240-ой "тапок", бешеная тяга с низов, красивый стиль, который не устареет. Сейчас, если увидишь его на дороге, то не скажешь, что это древний агрегат 10-летней давности. И это реально топ среди пауэркруизеров. Единственный минус - это реально высокий расход. Даже на трассе уронить его ниже 8 литров на сотню довольно сложно. Поэтому возникают некоторые сложности. Опять же по трассе придется часто заезжать на заправки. А по городу расход легко поднимается до 20-ти литров. И если у вас стоит какой-то тюнинг, например, "нулевики" справа и слева, то без пауэркомандера расход достигает 40 литров на сотню! Поэтому если вы решились дотронуться до "святая святых" в виде выхлопа или впуска, то позаботьтесь о настройке двигателя. Он не будет работать правильно сам. Либо покупайте пауэркомандер, который настроит топливную карту и сократит расход бензина в три раза.

    По поводу проблем. Одно время люди из-за идеальности Suzuki Boulevard M109R стали покупать другие мотоциклы, тем самым бросая себе вызов. Но по сути и тут есть недочеты. Например, у Suzuki Boulevard M109R короткая вилка-перевертыш. А качественных радиальных тормозов фирмы Tokiko сильно не хватает. Так как при торможении основную нагрузку берет на себя задний тормоз, то логично его сделать сильнее. В Suzuki Boulevard M109R силы между тормозами распределены 50 на 50. Маленький ход вилки приводит к тому, что на идеальной дороге мотоцикл ведет себя хорошо, но стоит попасть на кочки и появляются большие проблемы. Вилку пробивает! Это приводит к микротрещинам в раме, и она очень быстро искривляется и стареет. Поэтому если покупаете Suzuki Boulevard M109R с рук, то прокатитесь на нем. Также посмотрите хребет рамы и стойку траверсы. Сцепление тоже можно отнести к минусам, оно слишком низкое и неудобное для руки. На дороге при первой передаче вы почувствуете некий пинок, который есть и у других пауэркруизеров. Основной пик у него с 3 до 5-ти тысяч оборотов, далее мотоцикл резко "скисает". В целом органы управления тут минимальны и довольно стандартны. Разве что аварийные огни слева заставят вас удивиться.

    В остальном Suzuki Boulevard M109R уделывает своих собратьев по всем параметрам. Мотоцикл настолько удачный, что к нему просто не придраться! Далеко не каждое тюнинг-ателье может в них что-либо усовершенствовать. В итоге почти все Suzuki Boulevard M109R катаются в стоке. И это минус. У мотоцикла нет потенциала и он по сути одноразовый. 

    universalmotors.ru

    Самоходная гаубица M109: история создания и этапы развития (2014) - Вооружение - Армия (Сухопутные войска) - Top secret

    Полковник В. Русаков

    Серия самоходных артиллерийских установок (САУ), в том числе самоходных гаубиц (СГ), занимает одно из ведущих мест в системе артиллерийского вооружения США. К 50-м годам прошлого столетия разработчики артсистем в США имели достаточный опыт в данной области. Основу вооружения в то время составляла 155-мм буксируемая гаубица (БГ) Ml 14, разработанная в начале Второй мировой войны. Данное орудие серийно производилось под обозначением M1 с октября 1942 по июнь 1945 года. Всего было изготовлено 4 035 БГ Ml. После войны гаубица получила обозначение Ml 14. В конце 1970-х годов она была заменена на 155-мм гаубицу Ml98.

    Кроме этого, артиллерийскую поддержку в сухопутных войсках США обеспечивала 155-мм САУ М44. Экипаж в составе пяти человек размещался открыто либо под брезентом в барбете: командир - справа сзади; наводчик -справа спереди; механик-водитель -слева спереди; два заряжающих - слева сзади.

    Ходовая часть гусеничного шасси САУ М44 каждого борта включала: спереди - ведущее колесо с 12 зубцами и пять катков с индивидуальным подрессориванием; сзади-направляющее колесо и четыре опорных катка для верхней ветви гусеницы. Обе артиллерийские системы имели ствол длиной 20 клб.

    В январе 1952 года было принято решение о необходимости создания новой самоходной гаубицы на замену САУ М44. Одновременно разрабатывалось две варианта: 105-мм Т195 и 156-мм Т196. Первый после принятия на вооружение получил наименование Ml08.

    Известно, что в 1956 году в НАТО калибр 155 мм был определен в качестве стандартного для орудий наземной артиллерии. В октябре того же года было принято решение на изготовление опытного образца Т196, но он был представлен только в 1959-м.

    В 1961 году было изготовлено два опытных образца, получивших обозначение М196Е1. В ходе испытаний в октябре того же года было принято решение начать производство опытной партии СГ Т196Е1, которое продолжалось до октября 1962-го, а весной 1963-го был подписан контракт на серийное производство гаубиц в течение двух лет.

    M109

    Первые орудия поступили в подразделения сухопутных войск США в июне 1963 года, а в июле Т196Е1 была классифицирована как 155-мм СГ среднего калибра с индексом М109. В декабре того же года подписан контракт, предусматривавший дальнейшее производство этих орудий.

    Конструктивно самоходная гаубица M109 представляла собой бронированный корпус и башню 105-мм СГ М108 со 155-мм артиллерийской частью. Башня была расположена в кормовой части корпуса.

    Схема развития наземной артиллерии США

    СГ Ml09 могла вести стрельбу с закрытых позиций и прямой наводкой. По современным стандартам довольно короткий ствол длиной 23 клб обеспечивал максимальную дальность стрельбы только 14,6 км. Башня, выполненная из сварной алюминиевой брони толщиной 3,18 см, обеспечивала защиту экипажа от пуль и осколков.

    Кроме командира и механика-водителя в экипаж входили наводчик и три заряжающих. Наводчик размещался в левой части башни, а механик-водитель - в передней части корпуса слева от двигателя и перед башней. Люк водителя открывался влево. Спереди располагались три перископических прибора наблюдения М45, которые могли закрываться металлическими щитками. Место командира, находившегося в башне справа, было оборудовано перископическим прибором наблюдения М27, вращающейся турельной установкой крупнокалиберного пулемета и люком.С обеих сторон башни располагались люки квадратной формы, открывавшиеся в сторону кормы. Кормовая часть башни была оборудована двумя дверями для подачи боеприпасов и выхода экипажа. Для стабилизации орудия во время стрельбы на грунт опускались два сошника, прикрепляемых к кормовой части корпуса. Ходовая часть состояла из семи катков по обеим бортам, ведущего колеса спереди и направляющего - сзади. Для верхней ветви гусеницы поддерживающие катки не предусматривались. Гаубица Ml09 была оснащена приборами ночного видения, но не имела средств защиты от оружия массового поражения. В комплект системы управления огнем (СУО) входили следующие приборы: перископический прицел М118С (для стрельбы прямой наводкой) и прицел панорамного типа М117 (с закрытых огневых позиций) с четырехкратным приближением и углом зрения 10°, квадранты командира М15 и наводчика М1А1.

    СГ Ml09 могла преодолевать водные преграды глубиной до 1,8 м. Для этого машина оборудовалась девятью воздушными баллонами: по четыре с обеих сторон и один - спереди. Скорость на плаву составляла 6,43 км/ч.

    В СВ США на вооружении в каждой бронетанковой и механизированной дивизии находилось 54 СГ Ml09 (по три дивизиона 18-орудийного состава).

    В 1973 году была проведена первая модернизация гаубицы Ml09 до уровня М109А1 путем замены артиллерийской части. Принципиальное отличие версии А1 - новый ствол Ml85 длиной 39 клб для увеличения дальности стрельбы. Новый эжектор имел вытянутую, менее выпуклую цилиндрическую форму и располагался дальше от дульного тормоза. Ствол Ml85 позволял использовать более мощный метательный заряд M119. Для замены ствола потребовались незначительные изменения башни и механизма крепления ствола. Люлька Ml27 и механизм подачи боеприпасов остались прежние.

    Производство экспортного варианта началось в 1974 году. Он получил обозначение М109А1В и отличался от базового тем, что некоторые отдельные агрегаты были оптимизированы.

    Второй модернизированный вариант гаубицы под обозначением М109А2 поступил на вооружение в 1979 году. Его принципиальным отличием являлась новая люлька Ml78 с механизмом заряжания снарядов и усовершенствованной противооткатной системой. Всего в конструкцию было внесено 27 изменений с целью повышения надежности, ремонтопригодности, увеличения срока службы, а также улучшения боевых возможностей.

    Башня нового образца была удлинена, а в кормовой ее части для увеличения возимого боезапаса с 28 до 34 выстрелов были установлены дополнительные секции для боеприпасов. Кроме этого, были усовершенствованы крепления дверей и датчики состояния двигателя.

    Исключено использование баллонов для преодоления водных преград на плаву.

    Для защиты панорамного прицела был установлен противопульный щит. Механизм крепления ствола в походном положении оснащался электрическим приводом.

    Модификации СГ М109А3 и А3В имели те же характеристики, что и СГ М109А2. Отличие состояло в том, что М109А2 - это доработанная СГ М109А1, варианты A3 и А3В представляли собой новые изделия.

    С 1983 по 1989 год проводились работы по модернизации СГ Ml09 А2/АЗ до версии М109А4. В отличие от предыдущей модификации она была оснащена системой радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) с комбинированной схемой очистки, подогрева и распределения воздуха. Для хранения средств индивидуальной защиты от ОМП предусматривались ящики под сиденьями заряжающих. Днище боевого отделения оборудовано 13 дренажными каналами для слива воды после дезактивации раствором DS2.

    Поворот башни на моделях СГ М109А2/М109АЗ осуществлялся с помощью электрического привода, а у варианта гаубицы М109А4 на машины были установлены электрогидравлические приводы. Кроме того, механизм крепления ствола в походном положении был оснащен гидравлическим приводом с ручным дублированием.

    Люк командира на ранних модификациях мог открываться как изнутри, так и снаружи; а на версиях с А4 он открывается только изнутри. На ранних версиях турель с пулеметом вращалась после ослабления стопора, а на поздних для ее вращения необходимо вынуть фиксатор и после установки пулемета в нужное положение поместить его в одно из 10 отверстий. На последних версиях ручка люка наводчика имела фиксатор.

    Силовой блок двух вариантов был оснащен одним внутренним гидравлическим фильтром, расположенным внутри гидротрансформатора. Версии СГ, начиная с М109А4, оборудовались двумя гидравлическими фильтрами, которые крепились снаружи гидротрансформатора. Кроме того, на поздних образцах были установлены дополнительные фильтры для очистки масла гидравлической системы от влаги. Усовершенствована система запуска двигателя. Возимый боезапас не изменился.

    Модификация СГ М109А5, поступившая на вооружение в 1990 году, отличается от предыдущей (А4) двумя основными элементами: новым стволом М284 и люлькой М182. Данные изменения позволили увеличить максимальную дальность и интенсивность ведения огня. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом составляет 30 км, а стандартным ОФС - 22 км. Ствол М284 создан на основе Ml85, но оборудован более мощным механизмом крепления. На СГ М109А5 установлен ударно-спусковой механизм М49 вместо М35, а две кормовые двери заменены одной большой. Вариант М109А5 отличается некоторыми изменениями в конструкции, а именно в системе управления огнем.

    Последняя состоящая на вооружении СВ США модификация СГ М109А6 "Паладин" (Paladin) была введена в эксплуатацию в 1993 году. До этого уровня были модернизированы более 950 гаубиц серии Ml09. В частности, были изменены корпус и башня СГ М109А2/ A3, а также размещено дополнительное оборудование. Оставшиеся гаубицы были доведены до варианта М109А5.Ограничения в производстве версии СГ М109А6 были обусловлены финансовыми причинами. Стоимость варианта М109А5 заметно ниже по сравнению с М109А6, но доработка до уровня первого варианта может быть произведена в минимальные сроки по мере необходимости. В 1998 году цена СГ М109А6 составляла 1,624 млн долларов.

    В ходе работ по модернизации бортовой системы управления СГ М109А6 на нее были установлены:- новый бортовой баллистический вычислитель;- средства закрытой цифровой связи с автоматическим изменением частоты;- усовершенствованная инерциальная навигационная система;- бортовая радиолокационная станция измерения начальной скорости;- датчики положения ствола;- система диагностики;- прибор ночного видения для механика-водителя.

    АСУ управления огнем в комплексе с инерциальной навигационной системой обеспечивает возможность находится гаубицам на удалении до 1 ООО м друг от друга, что повышает живучесть подразделения. Однако из-за несовершенства программного обеспечения не исключено возникновение сбоев в работе навигационной системы и СУО, что в итоге приводит к остановке бортового компьютера. Его можно запустить вновь только после выключения питания и перезагрузки. Негативная сторона повышении уровня автоматизации также заключается в увеличении энергопотребления и, следовательно, в возрастании энергозависимости. При выходе из строя системы электропитания гаубицы предусмотрено использование системы электроснабжения транспортно-заряжающей машины.

    С целью повышения живучести СГ проведены следующие мероприятия:- стойкость брони корпуса и башни повышена путем добавления в ее состав композиционных материалов;- отделение механика-водителя дополнительно защищено слоем катанной гомогенной стальной брони;- сокращено время перевода гаубицы из боевого положения в походное и обратно с помощью установки дистанционно управляемого крепления ствола;- снижена вероятность подрыва возимого боезапаса за счет изменения его расположения;- боеукладка отделена стальным бронированным листом;- повышена безопасность элементов гидравлической системы;- установлена система кондиционирования воздуха, обеспечивающая подачу очищенного воздуха в средства индивидуальной защиты;- машина оборудована новой противопожарной системой на основе диоксида углерода.

    В интересах повышения надежности и ремонтопригодности изделия в его конструкцию были внесены следующие изменения:- установлена новая система охлаждения двигателя;- осуществлена гидроизоляция системы запуска двигателя и электронного оборудования;- усилены элементы подвески более длинными торсионами и гидропневматическими амортизаторами;- усовершенствовано программное обеспечение, включая интерфейс и систему диагностики оборудования.

    Развитию вооружения гаубицы способствовали:- замена конструкции отдельных элементов ствола;- модернизация затвора и противооткатной системы с целью увеличения срока службы;- укрепление дульного тормоза- повышение эффективности эжектора;- увеличение возимого боезапаса с 34 до 39 выстрелов (в комплекте постоянно в наличии два снаряда серии "Коперхэд").

    Основные внешние отличия М109А6 от предыдущих версий заключаются в следующем:- появились навесные корзины для размещения имущества;- наличие пусковой установки дымовых гранат;- увеличился замок крепления ствола;- иная форма башни;- установлен противопульный щит для защиты элементов противооткатного механизма;- на башне с левого борта установлена дверь большего размера для доступа к гидравлической системе;- над башней и корпусом размещаются антенны средств радиосвязи и аппаратуры космической радионавигационной системы "Навстар".

    Благодаря проведенным работам по усовершенствованию СГ М109А6 огневой взвод способен выполнять боевые задачи автономно, что отражено в боевом уставе, разработанном специально для подразделений, имеющих на вооружении эти САУ. Получив во время марша боевую задачу, экипажи рассчитывают данные для стрельбы, не покидая боевого отделения, переводят орудия из походного положения в боевое, подготавливают огневую позицию. Обычно расчет данных осуществляется совместно с центром управления огневым взводом, размещаемым на командно-штабной машине. В экстренных случаях экипаж готовит данные самостоятельно. Время подготовки первого выстрела составляет 60 с. После остановки экипаж гаубицы готов к стрельбе через 30 с. Для производства трех выстрелов ему необходимо 20 с. Возможно, что уже после первого выстрела СГ сменит огневую позицию с целью повышения живучести за счет исключения поражения в контрбатарейной борьбе.

    Основные конструктивные элементы ТЗМ М992

    За 50 лет эксплуатации серия самоходных гаубиц Ml09 постоянно совершенствовалась. Одновременно в США крупные суммы направлялись на разработку двух 155-мм гаубиц: "Крусейдер" (Crusader) и "Нлос-к" (NLOS-C - Non-Line-of-Sight Cannon). Цель первой программы заключалась в создании СГ нового поколения. Длина ствола вместе дульным тормозом по техническим требованиям составляла 57 клб.

    Принципиальным отличием новой гаубицы должна была стать автоматическая система заряжания при дистанционном управлении экипажем, которая располагаясь бы во время стрельбы в кабине. Команды управления на экспериментальном образце вводились с помощью дисплеев с сенсорными экранами. Для СГ планировался режим одновременной доставки нескольких снарядов в район цели. В дальнейшем псевдозалп стал рассматриваться как обязательный режим стрельбы и для других артиллерийских орудий, имеющих высокую скорострельность. К разрабатываемым зарубежным гаубицам стали предъявлять специальное требование - минимальное время на производство первых трех выстрелов.

    Частично задуманное конструкторами США было реализовано в Германии при создании гаубиц PzH-2000 и "Донар" (DONAR), но при этом в самих Соединенных Штатах планы так и остались на бумаге - разработка гаубицы "Крусейдэр" была прекращена в 2002 году.

    В интересах использования имевшихся наработок американские специалисты в 2003 приступили к созданию СГ "Нлос-к". Она отличалась от "Крусейдер" вдвое меньшей массой, стволом длиной только 38 клб, меньшей степенью автоматизации и защиты. Однако разработка этой системы была прекращена в 2009 году в основном из-за невозможности выполнить технические требования заказчика.

    В 2006 году приступили к реализации программы "Пим" (РЕМ - Paladin Integrated Management), предполагавшей модернизацию гаубицы "Паладин". Экспериментальный образец был изготовлен к сентябрю 2007 года. Первоначальная цель модернизации заключалась в повышении автоматизации бортовой системы управления огнем и продлении ее ресурса. После закрытия программы "Нлос-к" перечень мероприятий, запланированных по модернизации СГ М109А6, существенно расширился.

    Наиболее заметными изменениями являются: использование шасси боевой машины пехоты "Брэдли"; оснащение СГ двигателем мощностью 600 л. с. и автоматической трансмиссией; совершенствование электросистемы, включая установку генератора мощностью 70 кВт с выходным напряжением 600 В для питания приводов башни и другого оборудования. Для сохранения запаса хода по топливу около 300 км емкость топливных баков увеличена на 10 %

    В гусеничном движителе будет шесть, а не семь катков по каждому борту. Прежние траки шириной 356 мм заменят двухсекционными XT-161 шириной 485 мм. Это позволит снизить давление на грунт, что особенно важно при движении по слабому грунту.

    Электроснабжение башни будет осуществляться не через вращающееся контактное устройство, а с помощью кабельной системы передачи электроэнергии. Вероятно, что по этой причине башня гаубицы М109 "Пим" будет иметь угол горизонтального наведения не 360, а 160° (по 80° вправо и влево) от продольной оси машины. В случае расположения цели вне зоны поворота ствола до ворот должен осуществляться поворотом на месте самой машины.

    Удлинение корпуса машины позволит довести возимый боезапас до 42 снарядов, включая 10-15 М982. Возможно увеличение общей массы СГ до 39 т.

    В башне гаубицы М109 "Пим" намечается установить полуавтоматический досылатель зарядов и электрические приводы, разрабатывавшиеся по программе "Нлос-к". Снаряды будут загружаться вручную.

    Экипаж планируется оснастить индивидуальными системами охлаждения для ведения боевых действий в жарких условиях. Рабочее место водителя будет оборудовано видеокамерами для улучшения обзора спереди и сзади машины.

    Установленный еще на версии СГ М109А5 ствол М284 длиной 39 клб будет использоваться и на других гаубицах, а, значит, внутренняя баллистика остается на уровне СГ М109А1. Намечается обновить цифровую систему управления огнем. Картузные метательные заряды будут заменены модульными.

    Скорострельность варианта СГ "Пим" составит 4 выстр./мин в течение первых 3 мин. Режим одновременной доставки нескольких снарядов для гаубицы не предусмотрен из-за опасности перегрева ствола.

    Западные военные эксперты считают, что проводимая в настоящее время модернизация гаубицы Ml09 направлена на повышение ее мобильности и подвижности. Внутренняя баллистика и другие принципиально важные для артиллерийского орудия характеристики будут сохранены на уровне характеристик образцов 1980-х годов. Переход на модульные метательные заряды существенно не повлияет на скорострельность СГ при сохранении заряжания снарядов вручную.

    Согласно программе модернизации СУО должна обеспечивать автоматизацию процесса подготовки стрельбы и ведения огня управляемыми снарядами, в том числе с использованием данных целеуказания АСУ наземной артиллерией "Афатдс" (AFATDS - Advanced Field Artillery Tactical Digital System). Ее функционирование поддерживается системой обработки и анализа информации, поступающей от пилотируемых средств воздушной радиолокационной, радио-, радиотехнической разведки и беспилотных летательных аппаратов.

    Зоны нанесения ударов отображаются на фоне электронных карт района боевых действий, осуществляется расчет необходимых для выполнения задач средств и потребного количества боеприпасов, а также разрабатывается план огневого поражения. Вся необходимая информация, включая список целей и их расположение, с учетом важности в графическом и текстовом виде выводится на дисплеи командира и наводчика орудия. После выработки разрешающей команды на открытие огня необходимые данные в систему управления снаряда, находящегося на линии досылания, вводятся автоматически с помощью индукционного установщика взрывателя.

    В настоящее время в рамках программы "Пим" проводятся испытания опытных образцов. Поступление в войска первьщ СГ Ml09 "Пим" запланировано на 2017 год. Первоначально будет модернизировано 177 СГ М109А6. По результатам оценки военного руководства СВ США, они, возможно, получат обозначение М109А7. Цена одной гаубицы М109 возрастет до 3-5 млн долларов.

    В каждой секции огневого взвода батареи кроме гаубицы М109 штатно состоит транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) М992 "Фаасв" (FAASV - Field Artillery Ammunition Support Vehicle). Обе оснащены шасси единой конструкции. Вместо башни на ТЗМ установлен легкобронированный фургон с укладками для хранения боеприпасов (снарядов, метательных зарядов и взрывателей), которые могут загружаться в машину с помощью расположенного спереди крана. Перемещение боеприпасов внутри нее механизировано. Подача снарядов из ТЗМ в нижний люк гаубицы осуществляется по транспортеру, для чего машина и гаубица размещаются по отношению друг к другу кормовыми сторонами, при этом скорость подачи снарядов из ТЗМ в СГ составляет восемь штук в минуту.

    ТЗМ М992 была принята на вооружение в 1983 году; всего произведено 664 изделия. В 1991-м часть машин использовалась совместно с СГ Ml09 в боевых действиях в Персидском заливе. С учетом опыта применения этой ТЗМ в операции в середине 1990-х было проведено ее усовершенствование в два этапа. На первом произведено 125 вариантов М992А1, а на втором - модернизованы все 664 изделий М992А0 до уровня М992А2.

    Вариант М992А1 оснащен тем же двигателем, что и СГ М109А6. В целях повышения эффективности подачи боеприпасов во втором образце усовершенствованы укладка для метательных зарядов, кормовая дверь и транспортер. В дальнейшем все 125 ТЗМ М992А1 были доведены до уровня М992А2.

    ТЗМ М992А2 перевозит 91 обычный снаряд длиной около 0,9 м и четыре "Копперхед" -1,3 м. В боевых условиях эта машина в сутки осуществляет до пяти перемещений с целью своевременной загрузки боеприпасов в гаубицу. Обычно секция из СГ М109А6 и ТЗМ М992А2 действует в составе огневого взвода. При необходимости она может выполнять боевые задания в отрыве от взвода.

    Традиционный способ организации обеспечения боеприпасами - одна ТЗМ закрепляется за одной СГ. При этом управление тремя машинами взвода координирует заместитель командира взвода. Две из них обеспечивают пополнение боекомплекта всех гаубиц взвода, если третья убыла для загрузки на пункт боепитания или назначена для охраны ОП взвода. Если две машины израсходовали возимый боекомплект, то они отправляются на загрузку, а третья осуществляет пополнение гаубиц боеприпасами. Для выполнения этой операции данные о наличии боеприпасов в гаубицах и ТЗМ вводятся в бортовой компьютер центра управления взводом.

    Согласно программе "Пим" все ТЗМ М992 будут оснащены новым шасси, аналогичным шасси СГ. ТЗМ будет именоваться не "Фаасв", а "Кат" (CAT -Carrier, Ammunition, Tracked). Вероятно, смена названия символизирует новый этап в развитии самоходной артиллерии США. Скорее всего, возможности машины изменятся не столь значительно, как название. Экипаж ТЗМ будет включать четыре человека. Масса машины увеличится с 29,26 до 36 т, а количество перевозимых снарядов увеличится на единицу (с 95 до 96).

    Таким образом, военное руководство США уделяет значительное внимание совершенствованию артиллерийского вооружения сухопутных войск и морской пехоты. Повышение технического уровня наземной артиллерии позволило сократить количество орудий, большая часть из которых имеет калибр 155 мм. Однако следует отметить, что даже после модернизации по программе "Пим" гаубица М109 по техническому уровню будет отставать от западных аналогов, особенно это касается автоматизации заряжания и дальности стрельбы.

    Таблица Основные ТТХ американских 155-мм самоходных гаубиц

    Характеристика Тип гаубицы
    М44 М109 М109А1 М109А2/А3 М109А6
    Год начала поступления в войска 1952 1963 1973 1979 1993
    Объем производства, шт. 250 2111 - 823 957
    Экипаж, человек 5 6 6 6 4
    Боевая масса, кг 29000 23796 24070 25000 34250
    Длина, м 6,16 6,59 9,1 9,12 9,68
    Ширина, м 3,24 3,15 3,15 3,15 3,92
    Высота, м 3,11 3,28 3,28 3,28 3,24
    Возимый боекомплект, кол. снар. 24 28 28 34 39
    Углы горизонтального наведения, град. От -30 до +30 360 360 360 360
    Максимальная скорость горизонтального наведения, град./с 10 11 11 11 11
    Углы вертикального наведения, град. От -5 до +65 От -3 до +75 От -3 до +75 От -3 до +75 От -3 до +75
    Максимальная скорость вертикального наведения, град./с 15 7 7 7 7
    Максимальная скорость по шоссе, км/ч 56 56 56 56 64
    Максимальная скорость вне дорог, км/ч 20 20 20 20 28
    Длина ствола, клб 20 23 39 39 39
    Индекс ствола н/д М126 М185 М185 М284А1
    Индекс люльки н/д М127 М127 М178 М182А1
    Максимальная дальность стрельбы, км 14,6 14,6 18,1 18,0 22,0
    Максимальная скорострельность, выстр./мин 1 3 3 4 6
    Запас хода по топливу, км 120 350 350 350 300
    Мощность двигателя, л. с. 405 405 405 405 440
    Глубина преодолеваемого брода, м 1,1 На плаву, с подготовкой На плаву, с подготовкой 1,1 1,1

    Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №2. - С.41-49

    pentagonus.ru


    Смотрите также