Мелитопольский моторный завод. Мелитопольский завод двигатель


Мелитопольский моторный завод — Википедия

История данного предприятия началась в 1908 году[2], когда предприниматель И. Д. Заферман[3][4] основал в Мелитополе «Чугунолитейный и машиностроительный завод», на котором был освоен выпуск нефтяных двигателей шведской конструкции[5]. В это время оборудование завода было примитивным: несколько токарных, фрезерных и сверлильных станков, небольшая литейная и сборочное отделение[6].

Рабочие завода участвовали в революционной деятельности и борьбе с австро-немецкими интервентами. В ноябре 1917 года в Мелитополе была установлена Советская власть, в дальнейшем завод был национализирован и получил новое название: «Второй Советский завод»[2], но в условиях гражданской войны прекратил производственную деятельность[5].

В 1925 году на базе разрушенного завода была создана промыслово-кооперативная артель «Победа», сначала выполнявшая ремонт нефтяных двигателей[6], а затем освоившая их производство для сельского хозяйства, рыболовных судов и строительной промышленности[5].

В 1931 году «Победа» вошла в состав государственного объединения «Союздизель»[6], после чего предприятие было переориентировано на выпуск 20-25-сильных дизельные двигатели для рыболовных судов, в ходе индустриализации производственные мощности завода были расширены — в строй был введён механосборочный цех[5]. В 1936 году завод получил новое наименование — «Дизелестроительный завод им. Микояна».

Осенью 1939 года завод завершил испытания быстроходного 22-сильного дизельного двигателя собственной конструкции[6] (но освоить его производство уже не успел)[5].

После начала Великой Отечественной войны в связи с приближением к городу линии фронта оборудование предприятия было эвакуировано, после освобождения Мелитополя в октябре 1943 года началось восстановление завода[5]. После окончания войны был разработан проект Гипроавтопрома по реконструкции и перепрофилированию завода[7], и после реконструкции специализацией завода стало производство бензиновых автомобильных двигателей[8].

В 1958 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об организации выпуска микролитражных автомобилей в г. Запорожье и микролитражных двигателей в г. Мелитополе…» было принято решение о реорганизации предприятия. В 1959 году завод был перепрофилирован, получил новое наименование «Мелитопольский моторный завод» (МеМЗ)[2] и в 1960 году освоил производство разработанного НАМИ[9] 23-сильного четырёхцилиндрового четырёхтактного бензинового автомобильного двигателя МеМЗ-965[6] для ЗАЗ-965[10], следующим был освоен 27-сильный двигатель МеМЗ-966[6] для ЗАЗ-965А[11], в 1966 году — модернизированный 30-сильный двигатель МеМЗ-966А[6] (межремонтный ресурс которого было увеличен с 50 тыс. км до 75 тыс. км)[5], в 1968 году — новый 40-сильный двигатель МеМЗ-968 для ЗАЗ-966[12][13].

В октябре 1975 года МеМЗ вошёл в состав автомобильного производственного объединения «АвтоЗАЗ».

В конце 1960х[6], 1970е[14] — 1980е годы завод входил в число крупнейших предприятий города, основной продукцией предприятия являлись силовые агрегаты для легковых автомобилей «Запорожец» и ЛуАЗ[2][15].

В 1980е годы завод освоил производство бензиновых двигателей с жидкостным охлаждением для ЗАЗ-1102 «Таврия».

В 1994 году завод разработал и выпустил первые опытные образцы двигателей МеМЗ-315 и МеМЗ-317 (оба — 1400 см³)[16].

В мае 1995 года Кабинет министров Украины включил завод в перечень предприятий, подлежащих приватизации в течение 1995 года[17].

После утверждения в 1997 году правительством Украины закона «О стимулировании производства автомобилей на Украине» (предоставившего льготы создаваемому совместному предприятию «АвтоЗАЗ-Daewoo»)[18], 15 марта 1998 года был подписан учредительный договор о создании совместного украинско-корейского предприятия ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo», в состав которого вошёл МеМЗ[19] на правах ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор».

В 1998 году завод прекратил производство двигателей МеМЗ-969 и коробок переключения передач для внедорожников ЛуАЗ-969 (после чего на ЛуАЗы начали устанавливать двигатели МеМЗ-245 от «Таврии»)[20][21].

В 1997—1999 годы завод разработал и в 2001 году — освоил серийный выпуск двигателя МеМЗ-301 объёмом 1300 см³ для ЗАЗ-1103 Славута(с начала серийного производства мотор получил наименование МеМЗ-2457)[22][23].

В 2003 году корпорация «УкрАвто» приобрела контрольный пакет акций ОАО «АвтоЗАЗ». ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo» преобразован в ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» вместе с ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор».

В августе — сентябре 2005 года завод освоил производство полуприцепа НХ-2210 и автомобильного эвакуатора ЭВ-1044[24], в начале 2008 года начал выпуск улучшенного варианта полуприцепа НХ-2210-10[25], однако основной продукцией оставались двигатели и коробки передач для легковых автомобилей[1].

Начавшийся в 2008 году экономический кризис осложнил положение завода, в начале ноября 2008 завод остановил производство двигателей до 2009 года[26].

В дальнейшем, при содействии австрийской компании [27] в 2011 году завод освоил производство 16-клапанных двигателей Chery для ZAZ Forza (локализованной украинской версии китайской автомашины Chery A-13)[28], с мая 2011 года эти двигатели начали также устанавливать на ЗАЗ Lanos[29].

В сентябре 2012 года руководство «АвтоЗАЗ» приняло решение о переносе на МеМЗ производства автобусов с Ильичёвского завода автомобильных агрегатов[30]. Выпуск автобусов был начат в апреле 2015 года[31], также предприятие продолжало изготовление двигателей, изготовление фургонов и сборку шасси. В сентябре 2015 года численность работников завода составляла 500 человек[32].

pywb-hypothesis.herokuapp.com

Мелитопольский моторный завод - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ПП «Мелитопольский моторный завод» ПАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (МеМЗ, АвтоЗАЗ-Мотор) — предприятие автомобильной промышленности в г. Мелитополе.

История[ | ]

История предприятия началась в 1908 году[2], когда предприниматель И. Д. Заферман[3][4] основал в Мелитополе «Чугунолитейный и машиностроительный завод», на котором был освоен выпуск нефтяных двигателей шведской конструкции[5]. В это время оборудование завода было примитивным: несколько токарных, фрезерных и сверлильных станков, небольшая литейная и сборочное отделение[6].

Рабочие завода участвовали в революционной деятельности и борьбе с австро-немецкими интервентами. В ноябре 1917 года в Мелитополе была установлена Советская власть, в дальнейшем завод был национализирован и получил новое название: «Второй Советский завод»[2], но в условиях гражданской войны прекратил производственную деятельность[5].

В 1925 году на базе разрушенного завода была создана промыслово-кооперативная артель «Победа», сначала выполнявшая ремонт нефтяных двигателей[6], а затем освоившая их производство для сельского хозяйства, рыболовных судов и строительной промышленности[5].

В 1931 году «Победа» вошла в состав государственного объединения «Союздизель»[6], после чего предприятие было переориентировано на выпуск 20-25-сильных дизельные двигатели для рыболовных судов, в ходе индустриализации производственные мощности завода были расширены — в строй был введён механосборочный цех[5]. В 1936 году завод получил новое наименование — «Дизелестроительный завод им. Микояна».

Осенью 1939 года завод завершил испытания быстроходного 22-сильного дизельного двигателя собственной конструкции[6] (но освоить его производство уже не успел)[5].

После начала Великой Отечественной войны в связи с приближением к городу линии фронта оборудование предприятия было эвакуировано, после освобождения Мелитополя в октябре 1943 года началось восстановление завода[5]. После окончания войны был разработан проект Гипроавтопрома по реконструкции и перепрофилированию завода[7], и после реконструкции специализацией завода стало производство бензиновых автомобильных двигателей[8].

В 1958 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об организации выпуска микролитражных автомобилей в г. Запорожье и микролитражных двигателей в г. Мелитополе…» было принято решение о реорганизации предприятия. В 1959 году завод был перепрофилирован, получил новое наименование «Мелитопольский моторный завод» (МеМЗ)[2] и в 1960 году освоил производство разработанного НАМИ[9] 23-сильного четырёхцилиндрового четырёхтактного бензинового автомобильного двигателя МеМЗ-965[6] для ЗАЗ-965[10], следующим был освоен 27-сильный двигатель МеМЗ-966[6] для ЗАЗ-965А[11], в 1966 году — модернизированный 30-сильный двигатель МеМЗ-966А[6] (межремонтный ресурс которого было увеличен с 50 тыс. км до 75 тыс. км)[5], в 1968 году — новый 40-сильный двигатель МеМЗ-968 для ЗАЗ-966[12][13].

В октябре 1975 года МеМЗ вошёл в состав автомобильного производственного объединения «АвтоЗАЗ».

В конце 1960х[6], 1970е[14] — 1980е годы завод входил в число крупнейших предприятий города, основной продукцией предприятия являлись силовые агрегаты для легковых автомобилей «Запорожец» и ЛуАЗ[2][15].

В 1980е годы завод освоил производство бензиновых двигателей с жидкостным охлаждением для ЗАЗ-1102 «Таврия».

В 1994 году завод разработал и выпустил первые опытные образцы двигателей МеМЗ-315 и МеМЗ-317 (оба — 1400 см³)[16].

В мае 1995 года Кабинет министров Украины включил завод в перечень предприятий, подлежащих приватизации в течение 1995 года[17].

После утверждения в 1997 году правительством

encyclopaedia.bid

Мелитопольский моторный завод — Туркмения ВиКи

История данного предприятия началась в 1908 году[2], когда предприниматель И. Д. Заферман[3][4] основал в Мелитополе «Чугунолитейный и машиностроительный завод», на котором был освоен выпуск нефтяных двигателей шведской конструкции[5]. В это время оборудование завода было примитивным: несколько токарных, фрезерных и сверлильных станков, небольшая литейная и сборочное отделение[6].

Рабочие завода участвовали в революционной деятельности и борьбе с австро-немецкими интервентами. В ноябре 1917 года в Мелитополе была установлена Советская власть, в дальнейшем завод был национализирован и получил новое название: «Второй Советский завод»[2], но в условиях гражданской войны прекратил производственную деятельность[5].

В 1925 году на базе разрушенного завода была создана промыслово-кооперативная артель «Победа», сначала выполнявшая ремонт нефтяных двигателей[6], а затем освоившая их производство для сельского хозяйства, рыболовных судов и строительной промышленности[5].

В 1931 году «Победа» вошла в состав государственного объединения «Союздизель»[6], после чего предприятие было переориентировано на выпуск 20-25-сильных дизельные двигатели для рыболовных судов, в ходе индустриализации производственные мощности завода были расширены — в строй был введён механосборочный цех[5]. В 1936 году завод получил новое наименование — «Дизелестроительный завод им. Микояна».

Осенью 1939 года завод завершил испытания быстроходного 22-сильного дизельного двигателя собственной конструкции[6] (но освоить его производство уже не успел)[5].

После начала Великой Отечественной войны в связи с приближением к городу линии фронта оборудование предприятия было эвакуировано, после освобождения Мелитополя в октябре 1943 года началось восстановление завода[5]. После окончания войны был разработан проект Гипроавтопрома по реконструкции и перепрофилированию завода[7], и после реконструкции специализацией завода стало производство бензиновых автомобильных двигателей[8].

В 1958 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об организации выпуска микролитражных автомобилей в г. Запорожье и микролитражных двигателей в г. Мелитополе…» было принято решение о реорганизации предприятия. В 1959 году завод был перепрофилирован, получил новое наименование «Мелитопольский моторный завод» (МеМЗ)[2] и в 1960 году освоил производство разработанного НАМИ[9] 23-сильного четырёхцилиндрового четырёхтактного бензинового автомобильного двигателя МеМЗ-965[6] для ЗАЗ-965[10], следующим был освоен 27-сильный двигатель МеМЗ-966[6] для ЗАЗ-965А[11], в 1966 году — модернизированный 30-сильный двигатель МеМЗ-966А[6] (межремонтный ресурс которого было увеличен с 50 тыс. км до 75 тыс. км)[5], в 1968 году — новый 40-сильный двигатель МеМЗ-968 для ЗАЗ-966[12][13].

В октябре 1975 года МеМЗ вошёл в состав автомобильного производственного объединения «АвтоЗАЗ».

В конце 1960х[6], 1970е[14] — 1980е годы завод входил в число крупнейших предприятий города, основной продукцией предприятия являлись силовые агрегаты для легковых автомобилей «Запорожец» и ЛуАЗ[2][15].

В 1980е годы завод освоил производство бензиновых двигателей с жидкостным охлаждением для ЗАЗ-1102 «Таврия».

В 1994 году завод разработал и выпустил первые опытные образцы двигателей МеМЗ-315 и МеМЗ-317 (оба — 1400 см³)[16].

В мае 1995 года Кабинет министров Украины включил завод в перечень предприятий, подлежащих приватизации в течение 1995 года[17].

После утверждения в 1997 году правительством Украины закона «О стимулировании производства автомобилей на Украине» (предоставившего льготы создаваемому совместному предприятию «АвтоЗАЗ-Daewoo»)[18], 15 марта 1998 года был подписан учредительный договор о создании совместного украинско-корейского предприятия ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo», в состав которого вошёл МеМЗ[19] на правах ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор».

В 1998 году завод прекратил производство двигателей МеМЗ-969 и коробок переключения передач для внедорожников ЛуАЗ-969 (после чего на ЛуАЗы начали устанавливать двигатели МеМЗ-245 от «Таврии»)[20][21].

В 1997—1999 годы завод разработал и в 2001 году — освоил серийный выпуск двигателя МеМЗ-301 объёмом 1300 см³ для ЗАЗ-1103 Славута(с начала серийного производства мотор получил наименование МеМЗ-2457)[22][23].

В 2003 году корпорация «УкрАвто» приобрела контрольный пакет акций ОАО «АвтоЗАЗ». ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo» преобразован в ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» вместе с ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор».

В августе — сентябре 2005 года завод освоил производство полуприцепа НХ-2210 и автомобильного эвакуатора ЭВ-1044[24], в начале 2008 года начал выпуск улучшенного варианта полуприцепа НХ-2210-10[25], однако основной продукцией оставались двигатели и коробки передач для легковых автомобилей[1].

Начавшийся в 2008 году экономический кризис осложнил положение завода, в начале ноября 2008 завод остановил производство двигателей до 2009 года[26].

В дальнейшем, при содействии австрийской компании [27] в 2011 году завод освоил производство 16-клапанных двигателей Chery для ZAZ Forza (локализованной украинской версии китайской автомашины Chery A-13)[28], с мая 2011 года эти двигатели начали также устанавливать на ЗАЗ Lanos[29].

В сентябре 2012 года руководство «АвтоЗАЗ» приняло решение о переносе на МеМЗ производства автобусов с Ильичёвского завода автомобильных агрегатов[30]. Выпуск автобусов был начат в апреле 2015 года[31], также предприятие продолжало изготовление двигателей, изготовление фургонов и сборку шасси. В сентябре 2015 года численность работников завода составляла 500 человек[32].

tm.ru.net

Мелитопольский моторный завод — узбекистан вики

История данного предприятия началась в 1908 году[2], когда предприниматель И. Д. Заферман[3][4] основал в Мелитополе «Чугунолитейный и машиностроительный завод», на котором был освоен выпуск нефтяных двигателей шведской конструкции[5]. В это время оборудование завода было примитивным: несколько токарных, фрезерных и сверлильных станков, небольшая литейная и сборочное отделение[6].

Рабочие завода участвовали в революционной деятельности и борьбе с австро-немецкими интервентами. В ноябре 1917 года в Мелитополе была установлена Советская власть, в дальнейшем завод был национализирован и получил новое название: «Второй Советский завод»[2], но в условиях гражданской войны прекратил производственную деятельность[5].

В 1925 году на базе разрушенного завода была создана промыслово-кооперативная артель «Победа», сначала выполнявшая ремонт нефтяных двигателей[6], а затем освоившая их производство для сельского хозяйства, рыболовных судов и строительной промышленности[5].

В 1931 году «Победа» вошла в состав государственного объединения «Союздизель»[6], после чего предприятие было переориентировано на выпуск 20-25-сильных дизельные двигатели для рыболовных судов, в ходе индустриализации производственные мощности завода были расширены — в строй был введён механосборочный цех[5]. В 1936 году завод получил новое наименование — «Дизелестроительный завод им. Микояна».

Осенью 1939 года завод завершил испытания быстроходного 22-сильного дизельного двигателя собственной конструкции[6] (но освоить его производство уже не успел)[5].

После начала Великой Отечественной войны в связи с приближением к городу линии фронта оборудование предприятия было эвакуировано, после освобождения Мелитополя в октябре 1943 года началось восстановление завода[5]. После окончания войны был разработан проект Гипроавтопрома по реконструкции и перепрофилированию завода[7], и после реконструкции специализацией завода стало производство бензиновых автомобильных двигателей[8].

В 1958 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об организации выпуска микролитражных автомобилей в г. Запорожье и микролитражных двигателей в г. Мелитополе…» было принято решение о реорганизации предприятия. В 1959 году завод был перепрофилирован, получил новое наименование «Мелитопольский моторный завод» (МеМЗ)[2] и в 1960 году освоил производство разработанного НАМИ[9] 23-сильного четырёхцилиндрового четырёхтактного бензинового автомобильного двигателя МеМЗ-965[6] для ЗАЗ-965[10], следующим был освоен 27-сильный двигатель МеМЗ-966[6] для ЗАЗ-965А[11], в 1966 году — модернизированный 30-сильный двигатель МеМЗ-966А[6] (межремонтный ресурс которого было увеличен с 50 тыс. км до 75 тыс. км)[5], в 1968 году — новый 40-сильный двигатель МеМЗ-968 для ЗАЗ-966[12][13].

В октябре 1975 года МеМЗ вошёл в состав автомобильного производственного объединения «АвтоЗАЗ».

В конце 1960х[6], 1970е[14] — 1980е годы завод входил в число крупнейших предприятий города, основной продукцией предприятия являлись силовые агрегаты для легковых автомобилей «Запорожец» и ЛуАЗ[2][15].

В 1980е годы завод освоил производство бензиновых двигателей с жидкостным охлаждением для ЗАЗ-1102 «Таврия».

В 1994 году завод разработал и выпустил первые опытные образцы двигателей МеМЗ-315 и МеМЗ-317 (оба — 1400 см³)[16].

В мае 1995 года Кабинет министров Украины включил завод в перечень предприятий, подлежащих приватизации в течение 1995 года[17].

После утверждения в 1997 году правительством Украины закона «О стимулировании производства автомобилей на Украине» (предоставившего льготы создаваемому совместному предприятию «АвтоЗАЗ-Daewoo»)[18], 15 марта 1998 года был подписан учредительный договор о создании совместного украинско-корейского предприятия ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo», в состав которого вошёл МеМЗ[19] на правах ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор».

В 1998 году завод прекратил производство двигателей МеМЗ-969 и коробок переключения передач для внедорожников ЛуАЗ-969 (после чего на ЛуАЗы начали устанавливать двигатели МеМЗ-245 от «Таврии»)[20][21].

В 1997—1999 годы завод разработал и в 2001 году — освоил серийный выпуск двигателя МеМЗ-301 объёмом 1300 см³ для ЗАЗ-1103 Славута(с начала серийного производства мотор получил наименование МеМЗ-2457)[22][23].

В 2003 году корпорация «УкрАвто» приобрела контрольный пакет акций ОАО «АвтоЗАЗ». ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo» преобразован в ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» вместе с ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор».

В августе — сентябре 2005 года завод освоил производство полуприцепа НХ-2210 и автомобильного эвакуатора ЭВ-1044[24], в начале 2008 года начал выпуск улучшенного варианта полуприцепа НХ-2210-10[25], однако основной продукцией оставались двигатели и коробки передач для легковых автомобилей[1].

Начавшийся в 2008 году экономический кризис осложнил положение завода, в начале ноября 2008 завод остановил производство двигателей до 2009 года[26].

В дальнейшем, при содействии австрийской компании [27] в 2011 году завод освоил производство 16-клапанных двигателей Chery для ZAZ Forza (локализованной украинской версии китайской автомашины Chery A-13)[28], с мая 2011 года эти двигатели начали также устанавливать на ЗАЗ Lanos[29].

В сентябре 2012 года руководство «АвтоЗАЗ» приняло решение о переносе на МеМЗ производства автобусов с Ильичёвского завода автомобильных агрегатов[30]. Выпуск автобусов был начат в апреле 2015 года[31], также предприятие продолжало изготовление двигателей, изготовление фургонов и сборку шасси. В сентябре 2015 года численность работников завода составляла 500 человек[32].

uz.com.ru

Мелитопольский моторный завод — Википедия

ПП «Мелитопольский моторный завод» ПАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (МеМЗ, АвтоЗАЗ-Мотор) — украинское предприятие автомобильной промышленности, располоагающееся в городе Мелитополь.

История

История данного предприятия началась в 1908 году[2], когда предприниматель И. Д. Заферман[3][4] основал в Мелитополе «Чугунолитейный и машиностроительный завод», на котором был освоен выпуск нефтяных двигателей шведской конструкции[5]. В это время оборудование завода было примитивным: несколько токарных, фрезерных и сверлильных станков, небольшая литейная и сборочное отделение[6].

Рабочие завода участвовали в революционной деятельности и борьбе с австро-немецкими интервентами. В ноябре 1917 года в Мелитополе была установлена Советская власть, в дальнейшем завод был национализирован и получил новое название: «Второй Советский завод»[2], но в условиях гражданской войны прекратил производственную деятельность[5].

В 1925 году на базе разрушенного завода была создана промыслово-кооперативная артель «Победа», сначала выполнявшая ремонт нефтяных двигателей[6], а затем освоившая их производство для сельского хозяйства, рыболовных судов и строительной промышленности[5].

В 1931 году «Победа» вошла в состав государственного объединения «Союздизель»[6], после чего предприятие было переориентировано на выпуск 20-25-сильных дизельные двигатели для рыболовных судов, в ходе индустриализации производственные мощности завода были расширены — в строй был введён механосборочный цех[5]. В 1936 году завод получил новое наименование — «Дизелестроительный завод им. Микояна».

Осенью 1939 года завод завершил испытания быстроходного 22-сильного дизельного двигателя собственной конструкции[6] (но освоить его производство уже не успел)[5].

После начала Великой Отечественной войны в связи с приближением к городу линии фронта оборудование предприятия было эвакуировано, после освобождения Мелитополя в октябре 1943 года началось восстановление завода[5]. После окончания войны был разработан проект Гипроавтопрома по реконструкции и перепрофилированию завода[7], и после реконструкции специализацией завода стало производство бензиновых автомобильных двигателей[8].

В 1958 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об организации выпуска микролитражных автомобилей в г. Запорожье и микролитражных двигателей в г. Мелитополе…» было принято решение о реорганизации предприятия. В 1959 году завод был перепрофилирован, получил новое наименование «Мелитопольский моторный завод» (МеМЗ)[2] и в 1960 году освоил производство разработанного НАМИ[9] 23-сильного четырёхцилиндрового четырёхтактного бензинового автомобильного двигателя МеМЗ-965

readtiger.com

Моторный завод («МеМЗ», «АвтоЗАЗ»)

Источник: Михайлов Б. Д. По местам трудовой славы // Мелитополь — медовый город. Путеводитель-справочник. — Днепропетровск : Промінь, 1990.

В 1908 г. на южной окраине города был построен небольшой завод по производству нефтедвнгателей. Первой продукцией его были 10- и 18-сильные нефтяные двигатели шведской конструкции.

На заводе царила беспощадная эксплуатация трудового люда. Рабочие неоднократно проводили забастовки, требуя от хозяина нормальных условий труда, повышения заработной платы и прекращения ж грубого отношения мастеров. В знак протеста против расстрела рабочих Ленских приисков заводчане объявили 13 апреля 1912 года однодневную забастовку.

Из стен завода вышел на путь революционной борьбы строгальщик Н. И. Пахомов, который в декабре 1917 г. стал первым председателем Мелитопольского Совета рабочих и солдатских депутатов. В 1918 после проведения политики национализации в стране завод нефтедвигателей стал именоваться Вторым советским заводом.

В 1925 г. он реорганизуется в промыслово-кооперативную артель «Победа», начавшую выпуск нефтедвигателей для сельской хозяйства. В 1931 г. «Победа» была переда на государственному объединению «Союздизель», где стали производить 20- и 25-сильные дизели для кораблей.

В годы войны завод эвакуируется в г. Маркс Саратовской области, где изготовлялись для Красной Армии бомбы, снаряды, минометы.

Самоотверженно сражались с врагом бывшие рабочие, летчики С. Деменков, П. Середа, П. Одинец. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм им присвоено звание Героя Советского Союза.

После восстановления разрушенных помещений и цехов коллектив предприятия уже в августе 1944 г. выпустил первую партию дизелей.

В первое послевоенное десятилетие завод претерпевает коренную реконструкцию и осваивает новые номенклатуры дизелей. И связи с освоением в 1957 г. запорожский заводом «Коммунар» микролитражных автомобилей дизелестроительный завод переименовывается в моторный завод по выпуску двигателей 28-сильных, а позднее 30- и 40-сильных для «Запорожца». С 1967 г. на юго-западной окраине города строится новый цех по выпуску 40-сильного агрегата. Продукция завода хорошо известна у нас в стране и за рубежом — в Польше, Венгрии, Болгарии, ГДР, Италии, Греции...

В 1974 г. был выпущен миллионный двигатель. За высокие результаты во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 50-летия образования СССР завод награжден Почетной грамотой ЦК Компартии Украины, Президиума Верховного Совета УССР, Совета Министров УССР и Укрсовпрофа.

Сегодня моторный завод — это современное моторостроительное предприятие. Здесь разработана и входит в жизнь целевая комплексная программа «Труд и научно-технический прогресс-90», которой предусмотрено внедрить 70 автоматических линий, 25 станков с программным управлением и 70 роботов, 800 автоматов и полуавтоматов. На предприятии работают высококвалифицированные рабочие и ИТР, многие имеют высокие награды. Ордена Ленина удостоены М. И. Кашпарова и В. Ф. Степаненко, ордена Октябрьской Революции — С. М. Попов, А. А.Туманов и В. И. Бондаренко.

В декабре 1987 г. моторостроители выпустили первый силовой агрегат модели МеМЗ-245 к новому микролитражному автомобилю «Таврия».

Завод имеет четыре общежития на 1200 мест, пять детских садов, пионерский лагерь в Кирилловке, стадион «Аванганд». Есть также заводской народный музей, открытый к 60-летию Великого Октября. Издается многотиражная газета «Моторобудівник».

vmelitopole.ru