Способ диагностики межвитковых замыканий асинхронного электродвигателя. Межвитковое замыкание двигателя


Как определить межвитковое замыкание якоря?

03oleg написал(а):

И мне надо проверить якорь, то ли он замкнутий, оборваний или меж витковое

Прибор Проверки Якорей

Прибор используется для проверки на межвитковое замыкание якорей двигателей и (генераторов) постоянного тока, а также для проверки  полюсных катушек.

Принцип работы прибораПрибор представляет собой трансформатор переменного тока, имеющий только первичную обмотку, с магнитным зазором в сердечнике. В зазор сердечника укладывается проверяемый якорь, и его обмотка становится  вторичной обмоткой трансформатора. В случае наличия короткозамкнутых витков в проверяемом якоре, поскольку витки распределены по группам, возникает местное магнитное перенасыщение железа, что легко обнаруживается по дребезжанию стальной пластинки, положенной на железо якоря над витком (например ножовочное полотно).   Проворачивем якорь в магнитном зазоре, так что пластинка оказывается над разными катушками. Там где есть межвитковое замыкание пластинка начинает ощутимо вибрировать. Замкнутый виток, теоретически начинает греться (правда, как правило, на больших якорях, слишком медленно, чтобы нагрев можно было практически обнаружить).

Также, при помощи миллиамперметра можно проверить обмотку на обрыв (плохая пайка в петушках и т. д.).  Для этого нужно подключать миллиамперметр к соседним ламелям якоря, проворачивая якорь в пазу ППЯ на 1 ламель, между подключениями. У исправного якоря ток со всех соседних ламелей будет одинаковым.  Резкое повышение тока (или падение, если разрывов несколько) указывает на обрыв между этими ламелями.

При проверке необходимо сохранять постоянный угол контактов миллиамперметра относительно полюсов прибора, иначе показания на разных парах ламелей будут разные и на исправном якоре. Резкое повышение тока (или падение, если разрывов несколько) указывает на обрыв между этими ламелями, и наиболее вероятной причиной обрыва (в случае стартерного якоря) является распайка петушков ламелей.Также, использовать ППЯ можно для обнаружения межвитковых замыканий в полюсных катушках электродвигателей.

Если межвитковое замыкание есть, то катушка начинает нагреваться.

Изготовление ППЯДля начала необходимо определиться  с размерами прибора, исходя из того, с какими якорями придётся чаще всего иметь дело. Заводской ППЯ, предназначенный для проверки якорей автомобильных стартеров и генераторов постоянного тока  имеет магнитный зазор 120х85 мм. Но на нём также можно проверить и якорь от дрели, и якорь от двигателя троллейбуса.

Методика определения межвиткового замыкания якоря на снятом с электровоза электродвигателе

Однако, якоря диаметром менее 50 мм, на нём проверять уже сложно, пластинка в зазоре ведёт себя неустойчиво и норовит соскочить с якоря и прилипнуть к сердечнику ППЯ. Поэтому, если как основное использование прибора, предполагается проверка маленьких якорей, напр. от дрелей и другого мелкого электроинструмента, то слишком большой ППЯ будет уже неудобен.

Железо для намотки ППЯ можно взять от О-образного трансформатора подходящих размеров, вырезать болгаркой магнитный зазор, угол 90°.

Расчёт катушки производится, исходя из расчёта трансформатора. Катушка рассчитывается на два рабочих тока:

1-большой ток — для якорей с малым количеством витков (стартер),  22-малый ток — для якорей с большим количеством витков (дрели и т. п., генераторы постоянного тока).

Большой ток рассчитывается на 10 — 15 % не доходя до насыщения железа…

<Планируется статья посвящённая рассчёту трансформаторов, актуальная и в данном случае>

…Обобщённо-усреднённая ("экспериментальная") формула для вычисления необходимого количества витков (равно применима к любому трансформатору): 

число витков = 50 / S * 220,

где S — площадь сечения сердечника В САНТИМЕТРАХ !  квадратных.        220 — напряжение питания в вольтах.

Потребляемая мощность аппарата будет равна  S 2   (площадь сечения железа (в см) в квадрате)Вычислив потребляемую мощность, находим ток:   I= P / U (делим мощность на напряжение)Вычислив ток, находим необходимое сечение провода, исходя из требования:

3,5 A на 1 мм2   , можно толще…

Сердечник ППЯ стягиваем болтами с изоляционными втулками (из пресшпана, картона и т. п.) и изоляционными шайбами, так чтобы не могло возникнуть короткозамкнутого витка.

источник…

stroyvolga.ru

Проверка межвиткового КЗ

Петр Анатолиевич Самоделки 03.08.2014 Больше 100 комментариев

    Людям, которые часто имеют дело с двигателями,  этот прибор очень пригодится.  По своей конструкции и в применении он очень прост. С помощью этого прибора можно проверять обмотки трансформаторов, дросселей, электродвигателей, реле, маг­нитных пускателей, контакто­ров и других катушек индук­тивностью от 200 мкГн до 2 Гн. Можно оп­ределить не только целостность обмотки, но и наличие в ней межвиткового КЗ. На рисунку, продемонстрирована схема прибора:

(для увеличения кликните по изображению)

   Основа прибора — измерительный генератор на транзисторах VT1, VT2. Его рабочая частота определяется параметрами колебательного контура, образованного кон­денсатором С1 и проверяемой катушкой индуктивности, к выводам которой подключают щупы ХР1 и ХР2. Переменным резистором R1 устанавливают необходимую глубину положительной обрат­ной связи, обеспечивающей надежную работу генератора.

   Транзистор VT3, работаю­щий в диодном режиме, создает необходимый сдвиг уров­ня напряжения между эмит­тером транзистора VT2 и ба­зой VT4.

   На транзисторах VT4, VT5 собран генератор импульсов, который совместно с усили­телем мощности на транзисто­ре VT6 обеспечивает работу светодиода HL1 в одном из трех режимов: от­сутствие свечения, мигания и непрерывного горения. Режим работы генератора импульсов определяется напряжением смещения на базе транзистора VT4.

   Работает прибор следующим образом. При замкнутых щупах ХР1 и ХР2 измерительный генератор не возбуждается, транзистор VT2 открыт. Постоянного напря­жения на его эмиттере, а зна­чит, на базе транзистора VT4 недостаточно для запуска ге­нератора импульсов. Транзи­сторы VT5, VT6 при этом открыты, и диод горит непре­рывно, сигнализируя о целост­ности проверяемой цепи.

   При подключении к щупам прибора исправной катушки индуктивности,   скажем,   обмотки двигателя и уста­новке движка переменного ре­зистора R1 в определенное по­ложение, измерительный гене­ратор возбуждается. Напря­жение на эмиттере транзисто­ра VT2 увеличивается, что приводит к увеличению напря­жения смещения на базе тран­зистора VT4 и запуску гене­ратора импульсов. Диод на­чинает мигать.

Если в проверяемой обмот­ке есть короткозамкнутые вит­ки, измерительный генератор не возбуждается и пробник работает, как при замкнутых щупах (диод просто светится).

   При разомкнутых щупах или обрыве цепи проверяемой катушки транзистор VT2 за­крыт. Напряжение на его эмиттере, а значит, и на базе транзистора VT4 резко возра­стает. Этот транзистор откры­вается до насыщения, и ко­лебания генератора импульсов срываются. Транзисторы VT5, VT6 закрываются, диод HL1 не светится.

   Кроме указанных на схеме, транзисторы VT1— VT3 мо­гут быть КТ315Г, КТ358В, КТ312В. Транзисторы КТ361Б можно заменить на любые, из серий КТ502, КТ361. Тран­зистор VT6 целесообразно ис­пользовать серий КТ315, КТ503 с любым буквенным ин­дексом. По­стоянные резисторы — МЛТ-0,125; конденсатор С1 — КМ; С2 и СЗ — К50-6; светодиод АЛ310А, АЛ 307А, АЛ307Б, нужно последовательно включить в схему резистор сопротивлением 68 Ом.; источник питания — 3В (обычные батарейки или крона).

   Может случиться, что в крайнем правом положении движка резистора и при разом­кнутых щупах пробника диод будет светиться. Тогда при­дется подобрать резистор R3 (увеличить его сопротивле­ние), чтобы диод погас.

   При проверке катушек ма­лой индуктивности острота «настройки» переменного ре­зистора может оказаться чрез­мерной. Выйти из положения нетрудно включением после­довательно с резистором R1 еще одного переменного ре­зистора с малым сопротивле­нием, либо использованием вместо переменного резистора магазина сопротивлений или набора резисторов, подклю­чаемых малогабаритным мно­гопозиционным переключате­лем (грубо, плавно). Информация взята из журнала "Радио" №7 за 1990 год.

А вот так я его сделал:

 

Кого заинтересует, пишите, есть печатка в формате Sprint-Layout

На видео я продемонстрировал его в работе, заведомо взял нерабочий двигатель.

e-scope.com.ua

Приспособление для определения виткового замыкания в обмотках

В процессе эксплуатации электрооборудование (в частности, рассмотрим асинхронные и коллекторные двигатели), к примеру, электродрели, имеет свойство ломаться. Конечно, если обслуживающий персонал свои обязанности исполняет добросовестно и своевременно реагирует даже на незначительные изменения или сбои в работе электрооборудования, то на таких «печальных» минут будет меньше. Но в жизни все бывает: не сработала защита, или автоматика по номиналам в порядке, а движок сгорел. К таким неисправностям обмоток статора или якоря относится витковое замыкание.

Схема дефектации электрооборудования.

От чего оно происходит? В большинстве случаев от перегрева. Слой лака, которым пропитывается обмоточный провод, имеет какие-то температурные пределы, выше которых он просто разрушается, после чего витки между собой соединяются. Достаточно одной такой спайки - и двигатель будет неисправен. Такая «болячка» лечится только хирургическим вмешательством, и двигатель надо отдавать на перемотку.

Чтобы сделать заключение о витковом замыкании, его нужно сначала определить. Способов этих не так уж и много.

Первый способ определения замыкания

Если у двигателя в барно выходит шесть проводов, то это поиск упрощает. Надо разобрать схему подключения, найти катушки фаз. Это делается тестером.

Межвитковое замыкание в катушке.

Теперь представим, что перед нами обыкновенный трансформатор с тремя одинаковыми обмотками. Подаем на одну обмотку напряжение 12, 24, 36 В, а на других катушках производим замеры. Если все нормально, то на двух других катушках будет такое же напряжение. Катушка с витковым замыканием напряжение показывать не будет.

Если у двигателя в барно только три конца (соединение звездой), то здесь определить витковое замыкание будет сложнее. Для проверки таким методом необходимо вывести общую точку из схемы. На сайте есть статья, где описано, как это делается. И когда у вас «звезда» будет доступна, проделываем вышеописанные манипуляции. Как вы поняли, для определения виткового замыкания таким методом нужен понижающий трансформатор (12, 24 или 36 В).

Второй способ определения замыкания

Можно сделать такое приспособление. Из полосок трансформаторного железа набирается пакет в виде подковы, зазор делается 5 мм, железо обматывается изолентой, на которую наматывается катушка. Расчет делается по типу намотки трансформаторов. Но питаться эта катушка будет от понижающего трансформатора 30 вольт. Провод можно использовать 0.3 мм2.

Приспособление для нахождения виткового замыкания.

Внизу я выставлю фотографии этого приспособления. Мы называли его «обезьянкой» (происхождение такого названия не знаю). Но для двигателей угол окончания железа другой. У меня на фото приспособление для проверки якорей. В общем, угол делается такой, чтобы железо «обезьянки» плотно прилегало к железу статора или якоря.

Проверяется следующим образом: подаете питание на эту катушку 30 В, прикладываете к пазу якоря, а к противоположной стороне, где уложена вторая половина тестируемой обмотки, прикладываете кусок полотна от ножовки по металлу. И так паз за пазом проверяете. В месте виткового замыкания полотно будет дребезжать.

Вот такие несложные методы можно применить для определения места виткового замыкания.

Вот что представляет собой это приспособление

Это приспособление для проверки небольших якорей. Для проверки двигателей ширину железа можно взять 50-60 мм.

Поделитесь полезной статьей:

Top

fazaa.ru

Межвитковое замыкание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Межвитковое замыкание

Cтраница 2

Межвитковое замыкание двигателя Двигатель гудит и перегревается.  [16]

Межвитковое замыкание обмотки статора обнаруживают по срабатыванию теплового реле, неравномерному нагреву корпуса двигателя и повышенному гудению. При обрыве одной из фаз цепи двигатель не запускается - сильно гудит, начинает греться и срабатывает тепловая защита ( ТРТ), отключая контактор. В случае небольшого повреждения подшипников ротор испытывает одностороннее притяжение, прилипает, а будучи выведенным из этого состояния, самостоятельно разворачивается и электрическая машина продолжает нормально работать.  [17]

Межвитковое замыкание катушек обмотки возбуждения можно обнаружить с помощью омметра, измеряя сопротивление обмотки.  [19]

Отсутствие межвитковых замыканий и замыканий обмотки на шихтованный сердечник якоря проверяют на приборе Э-236 или контрольной лампой. Контрольная лампа не должна гореть при подсоединении ее выводов к любой пластине коллектора и непосредственно к сердечнику якоря. При обнаружении замыканий якорь заменяют. Короткое замыкание на массу катушек обмоток возбуждения также проверяют на приборе Э-236 или контрольной лампой.  [20]

При межвитковом замыкании или обрыве провода внутри обмотки ее заменяют новой. Замена обмотки якоря - операция довольно сложная, здесь требуются определенное знание, навыки и специальное оборудование, поэтому, как правило, перемотку якорей выполняют на специализированных предприятиях. Обрывы обмотки в местах припайки к коллекторным пластинам или замыкание в этом месте устраняют без перемотки.  [22]

При межвитковых замыканиях в обмотках трансформатора уровень гудения повышается.  [23]

При межвитковых замыканиях в обмотках образуются замкнутые контуры, в которых переменное магнитное поле индуктирует значительные электродвижущие силы и токи короткого замыкания. Эти токи нагревают обмотку, поэтому внешним признаком межвитковых замыканий являются местные нагревания. Если местные перегревы не обнаруживаются, межвитковые замыкания можно определить способом измерения тока во всех трех фазах. Для этого к обмоткам статора подводят номинальное напряжение трехфазного тока через амперметры в каждой фазе. Фазовый ротор должен быть при этом разомкнут, а корот-козамкнутый заторможен. Если при этом срабатывает защита, то напряжение понижают до 25 - 30 % номинального.  [25]

При межвитковых замыканиях образуются контуры, в которых индуктируется противоэлектродвижущая сила, ослабляющая основное поле.  [27]

Проверку на межвитковое замыкание производят на специальном стенде ( фиг.  [28]

Чтобы обнаружить межвитковое замыкание, фазовый ротор затормаживают и к нему подводят 30 - 50 % от того напряжения, которое индуктируется в заторможенном роторе номинальным напряжением. В рассечку подводящих проводов включают по амперметру; наибольший ток покажет амперметр поврежденной фазы.  [29]

Обрыв и межвитковое замыкание обмоток возбуждения проверяют замером сопротивления обмоток, которое должно быть в пределах ТУ.  [30]

Страницы:      1    2    3    4    5

www.ngpedia.ru

Способ диагностики межвитковых замыканий асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для выявления межвитковых повреждений в обмотке статора асинхронного электродвигателя. Технический результат: возможность диагностирования межвитковых повреждений на ранней стадии развития. Сущность: измеряют ток через две последовательно соединенные обмотки и конденсатор постоянной емкости при подключении их к источнику напряжения повышенной частоты. Замер производится при всех возможных сочетаниях обмоток. Далее по результатам измерений делается вывод о наличии межвитковых замыканий. 4 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для выявления межвитковых повреждений в обмотке статора асинхронного электродвигателя.

Известен способ определения короткозамкнутых витков в электрических обмотках, взятый за прототип, заключающийся в том, что подают напряжение изменяющейся частоты, измеряют параметры резонансного контура обмоток и судят о наличии коротких замыканий по частотному максимуму измеряемого параметра. При этом напряжение изменяющейся частоты подают на одну из обмоток, резонансный контур образуют между двумя обмотками посредством создания магнитной связи между ними и соединения с заземлением двух выводов обмоток, а в качестве измеряемого параметра резонансного контура используют добротность (см. патент РФ №2305291, МПК G01R 31/06, опубл. 27.08.2007).

Недостатком данного способа является необходимость заземления обмоток, т.к. в случае наличия трех выводов с электродвигателя (соединение обмоток - звезда) становится невозможным диагностировать труднодоступные электродвигатели.

Техническим результатом изобретения является создание эффективного и простого способа диагностирования технического состояния асинхронных электродвигателей, в том числе и в труднодоступных условиях.

Результат достигается тем, что способ диагностики межвитковых замыканий асинхронного электродвигателя, при котором на обмотки подают напряжение и измеряют параметр, отличается тем, что напряжение подают повышенной частоты, а в качестве измеряемого параметра используют силу тока в цепи, включающей две последовательно соединенные обмотки электродвигателя и конденсатор, при этом измерение силы тока производят для всех возможных сочетаний обмоток и конденсатора и по соотношению значений измеренных параметров силы тока судят о наличии межвитковых замыканий.

Сущность изобретения в том, что на две последовательно соединенные обмотки асинхронного электродвигателя и конденсатор постоянной емкости подается напряжение повышенной частоты, далее, с помощью датчика тока измеряется ток в цепи. После регистрации значения тока, происходит смена сочетания обмоток (фигура 2, фигура 3, фигура 4), повторный замер и регистрация тока.

На фигуре 2 представлена схема соединения при испытании обмоток A и B, на фигуре 3 представлена схема соединения при испытании обмоток B и C, на фигуре 4 представлена схема соединения при испытании обмоток C и A.

После замера тока при трех возможных сочетаниях (соединение обмоток - звезда, двигатель имеет три вывода) производится сравнение значений токов и по их соотношениям делается вывод о наличии межвитковых замыканий. Анализ межвитковых замыканий проводится путем сравнения значений тока при разных сочетаниях обмоток, так, при повреждении обмотки A результаты замеров будут отличны от нормальных (но примерно равны) при двух сочетаниях обмоток A-B, C-A.

На фигуре 1 представлена схема устройства, реализующего способ.

Устройство содержит силовые ключи 1-6, контактор 7, микроконтроллер с встроенным аналого-цифровым преобразователем 8, источник напряжения повышенной частоты 9, датчик тока 10, сеть трехфазного напряжения 220/380В 11, асинхронный электродвигатель 12.

К фазам асинхронного электродвигателя 12, который питается от сети трехфазного напряжения 11, подключаются сдвоенные ключи 1-6, при этом ключи 1, 3, 5 подключены к источнику напряжения повышенной частоты, а ключи 2, 4, 6 заземлены через конденсатор постоянной емкости. Управляются все ключи микроконтроллером 8. Микроконтроллер, помимо управления ключами 1-6, управляет источником питания повышенной частоты 9, а также осуществляет блокировку контактора 7 во время цикла диагностики.

Работает устройство следующим образом.

После отключения асинхронного электродвигателя 12 от сети 11 контактором 7 микроконтроллер 8 запускает цикл диагностики, на время которого контактор 7 блокируется (путем дублирующего размыкания цепи питания катушки контактора), после этого микроконтроллер включает источник питания повышенной частоты 9 и замыкает ключи 1 и 6, при этом через обмотки A и B и конденсатор протекает ток, который измеряется датчиком тока 10, сигнал датчика 10 поступает в аналого-цифровой преобразователь микроконтроллера 8, после этого размыкаются ключи 1 и 6, но замыкаются 5 и 4, что приводит к протеканию тока через обмотки B и C, производится второй замер с помощью датчика тока 10. После обработки сигнала датчика 10 аналого-цифровым преобразователем ключи 5 и 4 размыкаются, но ключи 3 и 2 замыкаются, что приводит к протеканию тока через обмотки C и A, ток снова измеряется датчиком тока 10 и сигнал поступает в аналого-цифровой преобразователь микроконтроллера 8. После трех замеров микроконтроллер 8 производит сравнение значений тока. Если ток при двух сочетаниях обмоток значительно больше третьего, то микроконтроллер 8 делает вывод о наличии межвиткового замыкания на обмотке.

При этом микроконтроллер 8 не снимает блокировку с контактора 7, пока питание микроконтроллера не будет выключено и снова включено.

Предложенный способ позволяет диагностировать асинхронные электродвигатели с высокой точностью и при расположении в труднодоступных условиях, так как не требует доступа непосредственно к электродвигателю, причем для реализации не требует сложных вычислительных систем.

Способ диагностики межвитковых замыканий асинхронного электродвигателя, при котором на обмотки подают напряжение и измеряют параметр, отличающийся тем, что напряжение подают повышенной частоты, а в качестве измеряемого параметра используют силу тока в цепи, включающей две последовательно соединенные обмотки электродвигателя и конденсатор, при этом измерение силы тока производят для всех возможных сочетаний обмоток и конденсатора и по соотношению значений измеренных параметров силы тока судят о наличии межвитковых замыканий.

www.findpatent.ru

Межвитковое замыкание обмотки статора

В электрических двигателях, в процессе эксплуатации, могут возникнуть различные неисправности. Довольно часто, многие сталкиваются с таким явлением, как межвитковое замыкание обмотки статора. Для того, чтобы точно определить наличие данного дефекта, прежде всего, проверяется сопротивление обмотки.

Определение межвиткового замыкания

Междувитковое замыкание определяется проверкой сопротивления. Данная величина измеряется с помощью дефектоскопа или омметра. Полученные показания сравниваются с сопротивлением, присутствующим в исправной обмотке.

Если в проверяемой обмотке сопротивление ниже, чем в образцовой, то это свидетельствует о наличии в ней межвиткового замыкания. При необходимости, данная неисправность может определяться с помощью индукционного метода. Для этого, витки проверяемой электрообмотки находятся в переменном магнитном поле, после чего происходит индуцирование электродвижущей силы.

Когда в обмотке имеются замкнутые витки, то под воздействием наведенных токов она начинает нагреваться. При замыкании даже одного или двух витков, нагревание происходит в течение от 3-х до 5-ти минут.

Межвитковое замыкание обмотки статора может определяться дефектоскопом, без выемки из пазов. В состав дефектоскопа входят индукционный и сигнальный аппараты, расположенные друг за другом в общем корпусе. Сердечники обоих аппаратов одновременно накладываются на зубцы пазов или по длине проводников проверяемой обмотки. Обмотка индукционного аппарата находится включенной в сеть с напряжением до 18-ти вольт. Возникает магнитное поле, вызывающее наведение электродвижущей силы.

При витковом замыкании, по обмотке начинает течь ток, а вокруг проводников появляется собственное магнитное поле. В результате, в обмотке сигнального аппарата также появляется электродвижущая сила, после чего загорается лампочка сигнала.

Устранение неисправностей

В отдельных случаях, возможно достаточно быстрое устранение неисправностей собственными силами. Все места, имеющие дефекты, легко определяются визуально и по запаху подгоревшей изоляции. Если дефект носит незначительный локальный характер, то поврежденный участок провода заменяется, места соединений зачищаются и протравливаются раствором хлорида цинка. После этого, производится лужение, скручивание и окончательное припаивание.

Запаянные места обматываются х/б лентой, пропитываются лаком и просушиваются. В случае серьезных повреждений электрообмотки, может понадобиться ее полная перемотка.

electric-220.ru

Как правильно проверить электромотор на обрыв. Причины межвиткового замыкания. Проверка на межвитковое замыкание

В идеале чтобы проверить обмотку электродвигателя, необходимо иметь специальные приборы, предназначенные для этого, которые стоят немалых денег. Наверняка не у каждого в доме они есть. Поэтому проще для таких целей научиться пользоваться тестером, имеющим другое название . Такой прибор имеется практически у каждого уважающего себя хозяина дома.

Электродвигатели изготавливают в различных вариантах и модификациях, их неисправности также бывают самыми разными. Конечно, не любую неисправность можно диагностировать простым мультиметром, но наиболее часто проверка обмоток электродвигателя таким простым прибором вполне возможна.

Любой вид ремонта всегда начинают с осмотра устройства: наличие влаги, не сломаны ли детали, наличие запаха гари от изоляции и другие явные признаки неисправностей. Чаще всего сгоревшую обмотку видно. Тогда не нужны никакие проверки и измерения. Такое оборудование сразу отправляется на ремонт. Но бывают случаи, когда отсутствуют внешние признаки поломки, и требуется тщательная проверка обмоток электродвигателя.

Виды обмоток

Если не вникать в подробности, то обмотку двигателя можно представить в виде куска проводника, который намотан определенным образом в корпусе мотора, и вроде бы в ней ничего не должно ломаться.

Однако, дело обстоит гораздо сложнее, так как обмотка электродвигателя выполнена со своими особенностями:

Материал провода обмотки должен быть однородным по всей длине.Форма и площадь поперечного сечения провода должны иметь определенную точность.На проволоку, предназначенную для обмотки, в обязательном порядке в промышленных условиях наносится слой изоляции в виде лака, который должен обладать определенными свойствами: прочностью, эластичностью, хорошими диэлектрическими свойствами и т.д.Провод обмотки должен обеспечивать прочный контакт при соединении.

Если имеется какое-либо нарушение этих требований, то электрический ток будет проходить уже в совершенно других условиях, а электрический мотор ухудшит свои эксплуатационные качества, то есть, снизится мощность, обороты, а может и вообще не работать.

Проверка обмоток электродвигателя 3-фазного мотора . Прежде всего, отключить ее от цепи. Основная часть существующих электродвигателей имеет обмотки, соединенные по схемам, соответствующим .

Концы этих обмоток подключают обычно на колодки с клеммами, которые имеют соответствующие маркировки: «К» — конец, «Н» — начало. Бывают варианты соединений внутреннего исполнения, узлы находятся внутри корпуса мотора, а на выводах применяется другая маркировка (цифрами).

На статоре 3-фазного электродвигателя применяются обмотки, имеющие равные характеристики и свойства, одинаковые сопротивления. При замере мультиметром сопротивлений обмоток может оказаться, что у них разные значения. Это уже дает возможность предположить о неисправности, имеющейся в электродвигателе.

Возможные неисправности

Визуально не всегда можно определить состояние обмоток, так как доступ к ним ограничен особенностями конструкции двигателя. Практически проверить обмотку электродвигателя можно по электрическим характеристикам, так как все поломки мотора в основном выявляются:

Обрывом, когда провод разорван, либо отгорел, ток по нему проходить не будет.Коротким замыканием, возникшим из-за повреждения изоляции между витками входа и выхода.Замыкание между витками, при этом изоляция повреждается между соседними витками. Вследствие этого поврежденные витки самоисключаются из работы. Электрический ток идет по обмотке, в которой не задействованы поврежденные витки, которые не работают.Пробиванием изоляции между корпусом статора и обмоткой.

Способы
Проверка обмоток электродвигателя на обрыв

Это самый простой вид проверки. Неисправность диагностируется простым измерением значения сопротивления провода. Если мультиметр показывает очень большое сопротивление, то это означает, что имеется обрыв провода с образованием воздушного пространства.

Проверка на короткое замыкание

При коротком замыкании в моторе отключится его питание установленной защитой от замыкания. Это происходит за очень короткое время. Однако даже за такой незначительный промежуток времени может возникнуть видимый дефект в обмотке в виде нагара и оплавления металла.

Если измерять приборами сопротивление обмотки, то получается малое его значение, которое приближается к нулю, так как из измерения исключается кусок обмотки из-за замыкания.

Проверка на межвитковое замыкание

Это самая трудная задача по определению и выявлению неисправности. Чтобы проверить обмотку электродвигателя, пользуются несколькими способами измерений и диагностик.

Способ омметра

Этот прибор действует от постоянного тока, измеряет активное сопротивление. Во время работы обмотка образует кроме активного сопротивления, значительную индуктивную величину сопротивлени

zgbox.ru