МиГ-25 «ХХ» — смена поколений «короля стратосферы»: день завтрашний. Миг 25 двигатели


Российские МиГ-25 летали так быстро, что разрушали собственные двигатели

В отличие от более старого МиГ-21, действующих МиГ-25 осталось очень мало. Большая их часть находится в составе ВВС Алжира и Сирийской Арабской Республики, хотя в последнее время появились сообщения о том, что МиГ-25 возвращаются на службу в Ливии. Большинство «летучих лисиц» были сняты с вооружения вскоре после распада Советского Союза, а некоторые оставались какое-то время в составе ВВС бывших советских республик. Иракские МиГ-25 были в большинстве своем уничтожены во время войны в Персидском заливе, а те, что остались, были подбиты в ходе операции «Буря в пустыне».

В конце 1960-х годов СССР дебютировал со своим самым грозным, как тогда казалось, истребителем в мире. МиГ-25 «Фоксбат» (Foxbat) в натовской классификации) мог обогнать любой истребитель, да и вообще любой военный самолет, за исключением SR-71 «Блекберд» (Blackbird).

Имея такое плотоядное название (Foxbat переводится как летучая лисица), устрашающий внешний вид и великолепные характеристики, МиГ-25 казался непобедимым. Обладая огромной скоростью полета, большим потолком высотной устойчивости и серьезной боевой нагрузкой, он создавал такое впечатление, что сумеет эффективно сражаться на центральном фронте, и в то же время обеспечит советскому воздушному пространству иммунитет от американского проникновения. Соединенные Штаты, извлекшие уроки из применения истребителей третьего поколения во Вьетнаме, глядя на «летучую лисицу», ускорили свои инновации, и это привело к созданию F-15 «Игл» (Eagle).

Но МиГ-25 не оправдал таких ожиданий. Недостатки конструкции, производственные проблемы и отсутствие задач по целевому предназначению означали, что этот самолет не в состоянии конкурировать по качеству с лучшими истребителями своего времени, а по стоимости — и с МиГ-21. Несмотря на свои ошеломляющие характеристики, «Летучая лисица» сегодня почти полностью исчезла из боевого состава ВВС разных стран мира.

История создания МиГ-25

Этот самолет должен был защитить воздушное пространство СССР от скоростных и высотных американских бомбардировщиков. Самую большую угрозу представлял B-58 «Хастлер» (Hustler), поступивший на вооружение в 1960-х годах (это был стратегический бомбардировщик, несший на борту ядерное оружие и развивавший скорость более двух тысяч километров в час). Но на горизонте уже замаячил футуристический бомбардировщик B-70 «Валькирия» (Valkyrie), который мог проникать в советское воздушное пространство на скорости более трех тысяч километров в час. Имея в своем арсенале ракеты большой дальности, мощную РЛС и сильные двигатели, Советы сконструировали МиГ-25, поставив ему задачу догонять и уничтожать эти скоростные бомбардировщики.

МиГ-25 поступил на вооружение в 1970 году (в том же году B-58 был снят с вооружения, а проект B-70 был закрыт восемью годами ранее), а последний самолет вышел из цеха в 1984 году. В целом в Советском Союзе было построено 1 186 МиГ-25 для нужд ВВС и на экспорт, но подавляющее большинство этих машин использовалось в СССР. Москва никогда не давала лицензию на производство этой машины за рубежом, но Пекин это никогда не останавливало, и он приложил максимум усилий, чтобы скопировать МиГ-25.

Безусловно, угроза со стороны советских зенитно-ракетных комплексов заставила американские бомбардировщики перейти с больших на малые высоты, из-за чего новую путевку в жизнь получил B-52 «Стратофортресс» (Stratofortress), а в системе ПВО произошли крупные изменения. У МиГ-25 не было РЛС обнаружения и поражения целей в нижней полусфере (Советы создали их только в 1980-е годы), и «летучим лисицам» было очень трудно осуществлять перехват сверху. В действительности МиГ-25 в основном использовался для преследования и перехвата высоколетящих самолетов-разведчиков, таких как SR-71.

Характеристики

У МиГ-25 были (и остаются) поразительные характеристики. Во время длительного полета он может развивать скорость М=2,83, а если летчику наплевать на двигатели, то он может разогнать машину до М=3. В качестве перехватчика и истребителя завоевания превосходства в воздухе самолет несет на борту четыре ракеты Р-40 класса «воздух-воздух» с дальностью пуска 80 километров. МиГ-25 способен подняться на высоту более 19,8 километра. МиГ-25 в роли разведчика оснащался современным электронным и фотографическим оборудованием, и имел еще больший потолок. Несколько машин прошли модернизацию и могли действовать в качестве высокоскоростных ударных истребителей.

Такие характеристики приводили в ужас западных аналитиков, которые не обладали достаточной информацией о том, как МиГ-25 летает в боевых условиях. Внешний вид этой машины (и установленные ею рекорды по скорости и высоте) заставил США начать программу по созданию тактических истребителей, итогом которой стал F-15 «Игл». Когда советский перебежчик в 1976 году посадил МиГ-25 в Японии, американские инженеры получили лучшее представление о его характеристиках.

Они обнаружили, что у «летучей лисицы» есть немало проблем и изъянов. Из-за недостатков производственных технологий в СССР этот самолет был тяжелее своих западных аналогов. У него была плохая маневренность на высоких скоростях и слабая управляемость на малых высотах. РЛС была не очень эффективна в обычных боевых ситуациях, когда приходилось осуществлять перехват вражеских истребителей, а проблемы с управлением на малых высотах вели к тому, что самолет в таких условиях плохо справлялся с выполнением своих задач. Все эти недостатки были бы простительны, если бы МиГ-25 пришлось выступать в роли высотного перехватчика, однако действовать ему приходилось совсем в других обстоятельствах.

Боевое применение

В бою «летучая лисица» добивалась ограниченных успехов. В 1971 году советский МиГ-25, вылетевший с египетского аэродрома, включил форсаж и сумел уйти от нескольких израильских истребителей, развив скорость свыше М=3, хотя в результате этого вышли из строя оба его двигателя. Во время войны в небе над Ливаном израильские истребители в воздушных боях сбили несколько сирийских МиГ-25. В ходе гражданской войны в Сирии ВВС Сирийской Арабской Республики в отчаянии послали устаревшие МиГ-25 оказывать поддержку сухопутным войскам, и в одном случае летчик произвел пуск ракет «воздух-воздух» по наземным целям.

Ирак широко использовал МиГ-25 во время войны с Ираном и заявлял, что сбивал иранские самолеты (не называя при этом их количество и ничего не говоря о собственных потерях). Согласно имеющейся информации, иракские МиГ-25 неоднократно несли поражение от иранских F-14, однако вполне успешно уничтожали более старые самолеты. ВВС Ирака заявляли, что их МиГ-25 сбили два последних американских самолета, потерянных в воздушном бою. В самом начале войны в Персидском заливе МиГ-25 сбил F/A-18, который пилотировал Скотт Спейчер (Scott Speicher) (американские истребители уничтожили несколько МиГ-25). В 2002 году ВВС США устроили западню для летчика МиГ-25, который, пользуясь огромной скоростью перехватчика, охотился на американские беспилотники в северной бесполетной зоне. Инженеры установили на БПЛА «Предатор» (Predator) ракету класса «воздух-воздух», чтобы заманить МиГ в ловушку и уничтожить. Но этот план не увенчался успехом, поскольку иракский летчик сам подбил беспилотник ракетой.

Кончина

В отличие от более старого МиГ-21, действующих МиГ-25 осталось очень мало. Большая их часть находится в составе ВВС Алжира и Сирийской Арабской Республики, хотя в последнее время появились сообщения о том, что МиГ-25 возвращаются на службу в Ливии. Большинство «летучих лисиц» были сняты с вооружения вскоре после распада Советского Союза, а некоторые оставались какое-то время в составе ВВС бывших советских республик. Иракские МиГ-25 были в большинстве своем уничтожены во время войны в Персидском заливе, а те, что остались, были подбиты в ходе операции «Буря в пустыне».

В СССР МиГ-25 со временем стал МиГ-31. Эта версия помогла разрешить многие проблемы оригинала, сохранив при этом его главные характеристики. У МиГ-31 теперь есть РЛС обнаружения и поражения целей в нижней полусфере, благодаря чему он получил шанс обнаруживать и уничтожать низколетящие бомбардировщики и крылатые ракеты.

МиГ-25, предназначенный для уничтожения бомбардировщика, который так и не появился, стал головной болью для иностранных конструкторов и ускорил создание одного из лучших в мире истребителей. Он стал образцом и основой для МиГ-31, который и по сей день находится на вооружении в российских ВВС и будет летать во всем обозримом будущем. Но те немногие МиГ-25, что остались, действуют в такой обстановке, о которой их создатели не могли и помыслить, а поэтому эффективность у них весьма ограничена. «Летучая лисица», созданная для выполнения вполне конкретной задачи, не смогла адаптироваться в новых условиях ведения войны.

Роберт Фарли

Источник: http://inosmi.ru/military/20171228/241117325.html 

csef.ru

Российские МиГ-25 летали так быстро, что разрушали собственные двигатели 

В отличие от более старого МиГ-21, действующих МиГ-25 осталось очень мало. Большая их часть находится в составе ВВС Алжира и Сирийской Арабской Республики, хотя в последнее время появились сообщения о том, что МиГ-25 возвращаются на службу в Ливии. Большинство «летучих лисиц» были сняты с вооружения вскоре после распада Советского Союза, а некоторые оставались какое-то время в составе ВВС бывших советских республик. Иракские МиГ-25 были в большинстве своем уничтожены во время войны в Персидском заливе, а те, что остались, были подбиты в ходе операции «Буря в пустыне».

В конце 1960-х годов СССР дебютировал со своим самым грозным, как тогда казалось, истребителем в мире. МиГ-25 «Фоксбат» (Foxbat) в натовской классификации) мог обогнать любой истребитель, да и вообще любой военный самолет, за исключением SR-71 «Блекберд» (Blackbird).

Имея такое плотоядное название (Foxbat переводится как летучая лисица), устрашающий внешний вид и великолепные характеристики, МиГ-25 казался непобедимым. Обладая огромной скоростью полета, большим потолком высотной устойчивости и серьезной боевой нагрузкой, он создавал такое впечатление, что сумеет эффективно сражаться на центральном фронте, и в то же время обеспечит советскому воздушному пространству иммунитет от американского проникновения. Соединенные Штаты, извлекшие уроки из применения истребителей третьего поколения во Вьетнаме, глядя на «летучую лисицу», ускорили свои инновации, и это привело к созданию F-15 «Игл» (Eagle).

Но МиГ-25 не оправдал такое впечатление. Недостатки конструкции, производственные проблемы и отсутствие задач по целевому предназначению означали, что этот самолет не в состоянии конкурировать по качеству с лучшими истребителями своего времени, а по стоимости с МиГ-21. Несмотря на свои ошеломляющие характеристики, «Летучая лисица» сегодня почти полностью исчезла из боевого состава ВВС разных стран мира.

История создания МиГ-25  Этот самолет должен был защитить воздушное пространство СССР от скоростных и высотных американских бомбардировщиков. Самую большую угрозу представлял B-58 «Хастлер» (Hustler), поступивший на вооружение в 1960-х годах (это был стратегический бомбардировщик, несший на борту ядерное оружие и развивавший скорость более двух тысяч километров в час). Но на горизонте уже замаячил футуристический бомбардировщик B-70 «Валькирия» (Valkyrie), который мог проникать в советское воздушное пространство на скорости более трех тысяч километров в час. Имея в своем арсенале ракеты большой дальности, мощную РЛС и сильные двигатели, Советы сконструировали МиГ-25, поставив ему задачу догонять и уничтожать эти скоростные бомбардировщики.

МиГ-25 поступил на вооружение в 1970 году (в том же году B-58 был снят с вооружения, а проект B-70 был закрыт восемью годами ранее), а последний самолет вышел из цеха в 1984 году. В целом в Советском Союзе было построено 1 186 МиГ-25 для нужд ВВС и на экспорт, но подавляющее большинство этих машин использовалось в СССР. Москва никогда не давала лицензию на производство этой машины за рубежом, но Пекин это никогда не останавливало, и он приложил максимум усилий, чтобы скопировать МиГ-25.

Безусловно, угроза со стороны советских зенитно-ракетных комплексов заставила американские бомбардировщики перейти с больших на малые высоты, из-за чего новую путевку в жизнь получил B-52 «Стратофортресс» (Stratofortress), а в системе ПВО произошли крупные изменения. У МиГ-25 не было РЛС обнаружения и поражения целей в нижней полусфере (Советы создали их только в 1980-е годы), и «летучим лисицам» было очень трудно осуществлять перехват сверху. В действительности МиГ-25 в основном использовался для преследования и перехвата высоколетящих самолетов-разведчиков, таких как SR-71.

Характеристики

У МиГ-25 были (и остаются) поразительные характеристики. Во время длительного полета он может развивать скорость М=2,83, а если летчику наплевать на двигатели, то он может разогнать машину до М=3. В качестве перехватчика и истребителя завоевания превосходства в воздухе самолет несет на борту четыре ракеты Р-40 класса «воздух-воздух» с дальностью пуска 80 километров. МиГ-25 способен подняться на высоту более 19,8 километра. МиГ-25 в роли разведчика оснащался современным электронным и фотографическим оборудованием, и имел еще больший потолок. Несколько машин прошли модернизацию и могли действовать в качестве высокоскоростных ударных истребителей.

Такие характеристики приводили в ужас западных аналитиков, которые не обладали достаточной информацией о том, как МиГ-25 летает в боевых условиях. Внешний вид этой машины (и установленные ею рекорды по скорости и высоте) заставил США начать программу по созданию тактических истребителей, итогом которой стал F-15 «Игл». Когда советский перебежчик в 1976 году посадил МиГ-25 в Японии, американские инженеры получили лучшее представление о его характеристиках.

Они обнаружили, что у «летучей лисицы» есть немало проблем и изъянов. Из-за недостатков производственных технологий в СССР этот самолет был тяжелее своих западных аналогов. У него была плохая маневренность на высоких скоростях и слабая управляемость на малых высотах. РЛС была не очень эффективна в обычных боевых ситуациях, когда приходилось осуществлять перехват вражеских истребителей, а проблемы с управлением на малых высотах вели к тому, что самолет в таких условиях плохо справлялся с выполнением своих задач. Все эти недостатки были бы простительны, если бы МиГ-25 пришлось выступать в роли высотного перехватчика, однако действовать ему приходилось совсем в других обстоятельствах.

Боевое применение

В бою «летучая лисица» добивалась ограниченных успехов. В 1971 году советский МиГ-25, вылетевший с египетского аэродрома, включил форсаж и сумел уйти от нескольких израильских истребителей, развив скорость свыше М=3, хотя в результате этого вышли из строя оба его двигателя. Во время войны в небе над Ливаном израильские истребители в воздушных боях сбили несколько сирийских МиГ-25. В ходе гражданской войны в Сирии ВВС Сирийской Арабской Республики в отчаянии послали устаревшие МиГ-25 оказывать поддержку сухопутным войскам, и в одном случае летчик произвел пуск ракет «воздух-воздух» по наземным целям.

Ирак широко использовал МиГ-25 во время войны с Ираном и заявлял, что сбивал иранские самолеты (не называя при этом их количество и ничего не говоря о собственных потерях). Согласно имеющейся информации, иракские МиГ-25 неоднократно несли поражение от иранских F-14, однако вполне успешно уничтожали более старые самолеты. ВВС Ирака заявляли, что их МиГ-25 сбили два последних американских самолета, потерянных в воздушном бою. В самом начале войны в Персидском заливе МиГ-25 сбил F/A-18, который пилотировал Скотт Спейчер (Scott Speicher) (американские истребители уничтожили несколько МиГ-25). В 2002 году ВВС США устроили западню для летчика МиГ-25, который, пользуясь огромной скоростью перехватчика, охотился на американские беспилотники в северной бесполетной зоне. Инженеры установили на БПЛА «Предатор» (Predator) ракету класса «воздух-воздух», чтобы заманить МиГ в ловушку и уничтожить. Но этот план не увенчался успехом, поскольку иракский летчик сам подбил беспилотник ракетой.

Кончина

В отличие от более старого МиГ-21, действующих МиГ-25 осталось очень мало. Большая их часть находится в составе ВВС Алжира и Сирийской Арабской Республики, хотя в последнее время появились сообщения о том, что МиГ-25 возвращаются на службу в Ливии. Большинство «летучих лисиц» были сняты с вооружения вскоре после распада Советского Союза, а некоторые оставались какое-то время в составе ВВС бывших советских республик. Иракские МиГ-25 были в большинстве своем уничтожены во время войны в Персидском заливе, а те, что остались, были подбиты в ходе операции «Буря в пустыне».

В СССР МиГ-25 со временем стал МиГ-31. Эта версия помогла разрешить многие проблемы оригинала, сохранив при этом его главные характеристики. У МиГ-31 теперь есть РЛС обнаружения и поражения целей в нижней полусфере, благодаря чему он получил шанс обнаруживать и уничтожать низколетящие бомбардировщики и крылатые ракеты.

МиГ-25, предназначенный для уничтожения бомбардировщика, который так и не появился, стал головной болью для иностранных конструкторов и ускорил создание одного из лучших в мире истребителей. Он стал образцом и основой для МиГ-31, который и по сей день находится на вооружении в российских ВВС и будет летать во всем обозримом будущем. Но те немногие МиГ-25, что остались, действуют в такой обстановке, о которой их создатели не могли и помыслить, а поэтому эффективность у них весьма ограничена. «Летучая лисица», созданная для выполнения вполне конкретной задачи, не смогла адаптироваться в новых условиях ведения войны.

Роберт Фарли часто публикует статьи в «Нэшнл интерест». Фарли работает старшим преподавателем в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.

news.rambler.ru

МиГ-25 «ХХ» — смена поколений «короля стратосферы»: день завтрашний

Конец 50-х и начало 60-х гг. ознаменовало воистину великую эпоху перехода военной авиации ВВС СССР и НАТО на принципиально новую концепцию тактической истребительной авиации. Появление в 1958 г. многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-4A “Phantom II”, а затем их дальнейшая модернизация до модификаций F-4D и F-4M/FGR.Mark2, а также появление в советском воздушном пространстве высокоскоростных стратегических высотных разведчиков SR-71A “Blackbird” заставило советских советских специалистов ведущих конструкторских бюро спроектировать совершенно иной тип воздушных боевых машин, которые должны были значительно превосходить американскую технику по основным тактическим качествам.

Скорость различных модификаций всем известного «Фантома» достигала 2400 км/ч, а практический потолок 19000 м. Кроме того, самолёты имели солидный на то время радиус действия в 1400-1500 км с подвесными топливными баками и оснащались мощной бортовой РЛС AN/APQ-109A, которая обнаруживала цель типа «МиГ-21» на удалении 57-61 км, и ракетами класса «воздух-воздух» с полуактивными радиолокационными головками самонаведения AIM-7E2/F “Sparrow”, которые обладали дальностью перехвата 50-70 км. Данные версии ракет имели относительно высокую маневренность (перегрузки могли доходить до 20 единиц) и обладали наибольшей эффективностью на дальности от 15 до 35 км, где тогда далеко не все советские ракеты «воздух-воздух» имели достойные показатели.

Осложняло ситуацию и появление в номенклатуре применяемого «Фантомами» вооружения противорадиолокационных ракет AGM-45 “Shrike”; на то время эти ракеты могли поражать все существующие средства ПВО (зенитные ракетные комплексы С-75 и С-125, а в некоторых случаях и дальнобойные С-200В), многофункциональные РЛС подсвета данных комплексов не могли обнаружить столь малые воздушные объекты, тем более, системы отличались одним целевым каналом.

Для эффективного противостояния таким угрозам требовался современный высотный перехватчик, способный перехватить американскую авиацию ещё на дальних рубежах, до возможности применения их ракетного вооружения. Наиболее креативно к проектированию перспективного самолёта подошли в ОКБ А.И. Микояна, где уже имелся солидный опыт создания фронтовой истребительной авиации. К тому же, ещё в конце 50-х гг. были разработаны такие проекты средних перехватчиков как Е-150 и Е-152. Конструкция их планера повторяла планер истребителя МиГ-21, но более мощный двигатель Р-15-300 с тягой 10,21 тонны разгонял Е-152 до скорости 2,85 М, в то время как «Двадцать первый» разгонялся до 2,1 М.

Данные перехватчики имели небольшие внутренние ПТБ, из-за чего их максимальный радиус действия едва ли достигал 650 км. Требовалась тяжёлая машина с радиусом в 800-900 км, «дальнозоркой» бортовой РЛС и скоростью в 2,85-3 скорости звука. Ведь тогда всё бортовое радиоэлектронное оборудование с требуемыми параметрами являлось весьма крупным и тяжёлым, что не позволяло размещать его в радиопрозрачном конусовидном теле лобового воздухозаборника Е-152.

В 1961 году начались проектные работы по перехватчику Е-155, а уже в следующем году первые наработки были одобрены в Министерстве обороны и Совете Министров Советского Союза. По программе было решено спроектировать два типа боевых самолётов — высотный скоростной истребитель-перехватчик Е-155П (будущий МиГ-25П) и высотный тактический разведчик Е-155Р (МиГ-25Р). Эти «стратосферные воины», впервые в СССР, стали представлять совершенно новое поколение истребителей с боковым расположением воздухозаборников, в котором мы и по сей день наблюдаем концепцию тактической авиации поколений «4» и «4+».

Применение МиГ-25П и МиГ-25РБ в Ираке и на Ближнем Востоке показало огромный потенциал, заложенный нашими конструкторами в данный самолёт. Во время начала операции «Буря в пустыне» пилот МиГ-25П ВВС Ирака смог сбить F/A-18C ВМС США, в последующих операциях в Ираке был зафиксирован случай перехвата американского беспилотного летательного аппарата «Predator» иракским МиГ-25ПДС.

Два этих случая уже говорят о достаточном совершенстве перехватчика третьего поколения для ведения воздушных боёв с современной пилотируемой и беспилотной авиацией 4-го поколения, особенно, если МиГ-25ПД пилотируется опытным лётчиком, который получает целеуказание от наземных и воздушных пунктов дальнего радиолокационного обнаружения. Ведь на экспортные МиГ-25ПДС устанавливалась старенькая БРЛС РП-25М «Смерч-А2», которая хоть и не отличалась высокой помехозащищённостью и энергетическим потенциалом, всё равно способна была с расстояния 10-30 км обнаруживать и захватывать малоразмерные летательные аппараты.

Поставленные самолётом рекорды динамического потолка в 37 км с грузом 2000 кг, и максимальной скорости 3200 км/ч позволяют отнести лётно-технические качества перехватчика к поколению «4+», как и у наследника МиГ-25 — дальнего перехватчика МиГ-31БМ. Много можно изложить и относительно материалов конструкции фюзеляжа и планера «Двадцатьпятки», где 80% занимают жаропрочные нержавеющие стали ВНС-2/4/5, 8% — титановый сплав и 11% — сплав с использованием жаропрочного алюминия Д-19. Заложенный потенциал прочности планера расчитан на максимальные перегрузки до 11 – 11,5 единиц, что в общем счёте показывает хорошее будущее для концепции этого планера и в новом веке.

Сейчас ВВС России ушли далеко вперёд по инновационным разработкам воздушно-космического направления: на первый план вышли такие истребители и перехватчики как МиГ-31БМ, Су-35С, МиГ-35 и Т-50 «ПАК-ФА». МиГ-31БМ в полной степени заменил «Дадцатьпятые», являясь его радикальной модернизацией, МиГ-31БМ получил перспектиный бортовой радиолокационный комплекс «Заслон-БМ» с РЛС на основе пассивной фазированной антенной решётки Б004, оборудование передачи тактической информации в звене/эскадрильи, а также унификацию с ракетами дальнего воздушного боя Р-37 (дальность около 290 км). МиГ-25 были постепенно списаны: часть их отправлена на консервацию, остальная — на «вечную» стоянку в ангарах и ремонтных базах ВВС.

Между тем, двадцать первый век, демонстрирующий переход Мира на многополярную геополитическую систему, доказывает, что даже небольшие и развивающиеся государства нуждаются перспективной высокоскоростной истребительной авиации, которая будет способна заранее отражать удары западных военно-воздушных сил в случае эскалации грядущих военных конфликтов в Азии и на Ближнем Востоке. Американцы сейчас возложили все надежды на концепцию «быстрого глобального неядерного удара» с помощью стратегических гиперзвуковых ракетных систем, поэтому для защиты от такой воздушно-космической наступательной операции Запада дружественным России странам может потребоваться именно высокоскоростной высотный перехватчик поколения «4++». Но существует серьёзная проблема, связанная ценами на рынке военной авиации, а также с разрешениями на её продажу иностранным покупателям.

Перехватчики МиГ-31Б/БМ поставляются лишь в военно-воздушные силы стран ОДКБ (Казахстан). Да и их стоимость уж очень «кусается» по меркам рядовой тактической авиации поколения «4+». Так, один МиГ-31Б стоит порядка 50-55 млн. долларов, в отличии от того же МиГ-29СМТ (порядка 30-35 млн. долл.). Но МиГ-29 не обладает скоростными и параметрами радиолокационного комплекса, которые позволяют вести высокоскоростной перехват сложных средств воздушного нападения(высокоточного оружия, гиперзвуковых БПЛА).

Единственным неплохим решением могла бы стать комплексная модернизация системы управления вооружением истребителя-бомбардировщика МиГ-25П/ПДС, тем более, что габаритные размеры фюзеляжа и неплохая тяговооружённость самолёта (при использовании мощных ТРДДФ Д-30Ф-6 с суммарной тягой 31000 кг) позволяют это реализовать. Стоимость работ по усовершенствованию МиГ-25 более современным бортовым радиолокационным комплексом будет гораздо меньше, нежели обходится новенький МиГ-31Б/БМ. А параметры улучшенного «Фоксбэта» будут приближаться к МиГ-31.

Носовой радиопрозрачный обтекатель МиГ-25ПД имеет приличный диаметр порядка 1,1 м, поскольку конструктивно предназначен для мощной БРЛС «Сапфир-25». Вместо «Сапфира» может быть установлен целый ряд более лёгких и современных версий радиолокационных станций семейства «Жук-М» или Н011М «Барс». Также может быть усовершенствована индикационная часть информационного поля лётчика по примеру «кокпита» МиГ-35 или Су-30МК. Данные радиолокаторы основаны на технологии ПФАР, а их ТТХ превосходят показатели первой серийной версии БРЛК «Заслон» на перехватчиках МиГ-31Б.

Таким образом, новый МиГ-25 «ХХ» будет полностью соответствовать реалиям времени. Бортовая РЛС Н011М способна также эффективно работать по наземным и морским целям, благодаря чему МиГ-25ХХ может быть применён и в качестве скоростного тактического бомбардировщика, а также самолёта преодоления ПРО.

Модернизация МиГ-25ПД радиолокационной станцией «Барс» может вызвать критику некоторых военных специалистов, но думаю, что такое обновление может сыграть огромную роль в усилении оборонительного потенциала дружественных государств (Вьетнама, Ирана, Венесуэлы и т.д.) от непрекращающейся агрессии со стороны стран Запада.

«Барс» способен обнаруживать воздушные цели с ЭПР 3 м2 на удалении 165-170 км, сопровождать 15 и захватывать на подсвет 4; разрешение РЛС составляет 10 м, благодаря чему появляется способность селекционировать малоразмерные крылатые ракеты типа «Томагавк», летящие тесным роем на дальности 70-75 км даже на фоне земной или водной поверхности. Количество подкрыльевых точек подвески может быть увеличено до 6 + добавлено 4 подфюзеляжных узла подвески, на которые будут устанавливаться уже не устаревшие ракеты «воздух-воздух» Р-40РД и Р-40ТД, а современные ракеты Р-27ЭМ, РВВ-АЕ-ПВРД, Р-33С или более новые РВВ-СД.

Также могут быть применены современные ПРЛР Х-58 УШКЭ и до 4-х тактических ракет большой дальности Х-59МК. По «прорыву» ПВО/ПРО такой МиГ-25ХХ мог бы посоперничать даже с Су-30СМ, двигатели Д-30Ф-6 позволили бы добиться более высоких скоростных и разгонных возможностей, а заложенная жёсткость планера – увеличить массу полезной нагрузки с 2000 до 4000-5000 кг на 10 узлах подвески. «Барс» позволил бы летать новому «МиГу» и в качестве тактического ударного самолёта в режиме «следования рельефу местности», преодолевая ПВО противника. Конечно имеется проблема с приличной ЭПР самолёта (порядка 9 м2), но и она вполне решаема методом нанесения на некоторые конструктивные элементы планера радиопоглощающих покрытий, снижающих эту цифру до 4-5 м2.

Сейчас информации относительно применения МиГ-25 в ВВС стран мира не так много. Большая их часть законсервирована или утилизирована в России, часть всё ещё применяется в Ливии и Сирии. Оценочная стоимость самолёта по расконсервированию может составить порядка 12-20 млн. долларов, ещё 10-15 млн. на модернизацию новым БРЛК и СУО, итого, около 27-35 млн. долларов. Цена не мала, но и не заоблачна. Такие самолёты могли бы себе позволить Министерства обороны развивающихся стран-партнёров Российской Федерации. Укрепление боеспособности модернизацией имеющихся или вновь построенных МиГ-25ХХ будет полностью соответствовать новой эре «умного ракетного оружия», где угрожающие гиперзвуковые «дроны» диктуют свои правила игры.

army-news.ru

МиГ-25ПД

    6 сентября 1976 года летчик одного из дальневосточных полков ПВО старший лейтенант В.Беленко на самолете МиГ-25П перелетел в Японию, чем сильно помог американцам, позволив им досконально ознакомиться с новейшим советским перехватчиком. ВВС СССР оказались в крайне трудном положении. Назрела необходимость немедленной модернизации самолета. Причем доработкам подлежали машины, которые не только находились в стадии производства, но и те, которые уже эксплуатировались в ПВО. Работы по модернизации начались по Постановлению правительства от 4 ноября 1976 года.     За короткое время были найдены соответствующие технические решения и «мобилизованы» многие институты и заводы для их реализации. Новая система вооружения создана на базе радиолокатора «Сапфир-25» (РП-25) с вычислителем АВМ-25, разработанного в КБ Ю.П.Кирпичева. Станция обнаруживала цели с ЭПР более 10 м2 на расстоянии 100 км, дальность автоматического сопровождения 75 км, была способна сопровождать на проходе до 6 целей, угол обзора в горизонтальной плоскости +/-56о, угол обзора в вертикальной плоскости 6о и имела улучшенные возможности для обнаружения целей на фоне земли. Самолет получил теплопеленгатор 26Ш-1 обнаружения воздушных целей 26Ш-1. Увеличилась дальность пуска модернизированных в 1975 г. ракет, получивших обозначения Р-40РД и Р-40ТД.     Первый полет на истребителе-перехватчике МиГ-25ПД 19 сентября 1977 выполнил летчик-испытатель В.Е.Меницкий.     В августе 1978 - феврале 1979 гг. на нескольких экземплярах новых машин прошли государственные испытания. И уже в 1978 авиапредприятие в Горьком начало выпускать самолеты МиГ-25ПД (изд. 84Д). Индекс «ПД» расшифровывается как «перехватчик доработанный». Состав вооружения нового истребителя пополнился ракетами малого радиуса действия Р-60 (позднее Р-60М), которые в количестве 4-х штук можно было подвешивать под внешние пилоны вместо 2-х ракет Р-40ТД с помощью специальных сдвоенных направляющих. На серийных машинах под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор типа 26Ш-1.     В 1979 году государственная комиссия подписала протокол окончания летных испытаний самолета МиГ-25ПД. Нормальная взлетная масса самолета увеличилась до 34920 кг, а максимальная - до 36720 кг. В отличие от МиГ-25П, на новом самолете можно было подвесить ПТБ емкостью 5300 л. Дальность полета со сверхзвуковой скоростью (М=2,35), без ПТБ, с 4-мя Р-40 составляла 1250 км; с дозвуковой скоростью - 1730 км. С использованием ПТБ дальность возрастала до 2400 км. Самолет достигал высоты 19000 м за 6,6 мин, а его практический потолок составлял 20200 м.     Истребители МиГ-25ПД внешне отличались от варианта «П» удлиненной носовой частью, закрывающей аппаратуру РЛС. Новый самолет получил модернизированные двигатели Р15БД-300 с ресурсом, увеличенным до 1000 ч, обеспечивающие привод более мощных генераторов трехфазного тока. Самолеты «ПД» выпускались в Горьком до тех пор, пока завод не перешел на выпуск самолета МиГ-31.

МиГ-25ПДС.

    В 1979 году началась переделка самолетов МиГ-25П, находящихся на эксплуатации в ПВО, в вариант МиГ-25ПД. Для этого были переоборудованы некоторые ремонтные предприятия, принадлежащие МО СССР, кроме этого на них расширился штат и был переучен ИТС. Самолеты перегоняли прямо из полков на ремзаводы, где на них устанавливали новую авионику. РЛС «Смерч-А» меняли на «Сапфир-25», устанавливали теплопеленгатор, а в некоторых самолетах меняли двигатель на Р-15БД-300. Новое оборудование и элементы конструкции изготавливали в Горьком, а затем рассылали на ремзаводы.

    Модернизированные таким образом самолеты получили обозначение МиГ-25ПДС («перехватчик, доработанный в строю»). Эти самолеты не отличались от серийных «ПД», исключением было лишь то, что они не могли нести под фюзеляжем ПТБ на 5300 л. Модернизация МиГ-25П в «ПДС» продолжалась до 1982 года.

Миг-25ПД - экспортный вариант.

    Самолет МиГ-25П, созданный в начале семидесятых годов и являвшийся частью наиболее совершенной системой перехвата в ПВО, поначалу не был предназначен для продажи на экспорт. Не оснащались им и полки, размещенные за пределами СССР - на территории государств ОВД. Положение изменилось после перелета В.Беленко. Раскрытие секретов МиГ-25 позволило снять экспортные ограничения и передать самолеты МиГ-25 в страны, дружественные СССР. Специально для этого был разработан вариант самолета МиГ-25ПД. На нем установлена РЛС «Смерч-А2», адаптированная к применению ракет Р-60М.     В настоящее время перехватчики МиГ-25 состоят на вооружении ВВС Ирака (20), Сирии (30, 6 ПУ), Алжира (17), Ливии (63).

Миг-25ПДСЛ - летающая лаборатория.

    В начале 80-х гг. на основе опыта воздушных боев с участием МиГ-25П на Ближнем Востоке было решено установить на перехватчик средства РЭП, что обеспечивало возможность ведения воздушных боев на малых и средних высотах. МиГ-25ПД оснастили подвесным контейнером со станцией радиолокационных помех и блоками с ложными тепловыми целями. Доработанный самолет, получивший обозначение МиГ-25ПДСЛ, успешно прошел испытания, однако дальнейшего развития не получил.     Один из самолетов МиГ-25 ПДС (борт. № 501) был оснащен дополнительной контрольно-измерительной аппаратурой и использовался как летающая лаборатория в ЛИИ в Жуковском.

МиГ-25ПД с системой дозаправки топливом в воздухе

В конце восьмидесятых годов на нескольких самолетах установили систему дозаправки топливом в воздухе. На одном из них, переоборудованном МиГ-25ПД, проверялась возможность увеличения рубежа перехвата воздушной цели за счет дозаправки. Штанга дозаправки размещалась справа на фюзеляже перед кабиной пилота (подобная система разработана для МиГ-31). Испытания закончились тем, что было решено оборудовать системой серийные МиГ-25. Однако в связи с ограниченным количеством самолетов-заправщиков Ил-78, используемых в авиации ПВО, этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Система дозаправки установлена на более современных самолетах перехватчиках МиГ-31.     Также было создано несколько летающих лабораторий для отработки двигателя АЛ-41, аппаратуры встречи ВКС «Буран», тренировки космонавтов.

Боевое применение

    Первый бой сирийского перехватчика МиГ-25 состоялся 13 февраля 1981 года. В качестве приманки использовалась пара израильских разведчиков RF-4C. Войдя в воздушное пространство Сирии «Фантомы» спровоцировали МиГ-25 на преследование. На маршруте отхода разведчиков, невидимая для операторов сирийских РЛС из-за горного хребта на границе между Ливаном и Сирией, находилась засада из двух F-15. При подходе МиГ-25 один F-15, прикрытый облаком дипольных отражателей, вышел из засады с набором высоты. Находясь в нижней полусфере, он остался невидим для пилота МиГ-25; службы наведения предупредить летчика не смогли из-за активного глушения радиоканалов управления противником. «Игл» осуществил пуск УР «Спэрроу», которая попала в левую плоскость МиГ-25.     Через пять месяцев роли поменялись: 29 мая демонстрационные действия выполняли два сирийских МиГ-21. Пара F-15, разомкнувшись по высоте, начала преследование. На перехват «Иглов» вышли два МиГ-25ПД, причем один из МиГов проводил атаку на встречном курсе, а второй - с фланга. Пилот первого перехватчика, из-за срыва автоматического сопровождения, не смог произвести пуск ракет и был сбит УР «Спэрроу», выпущенной ведущим пары F-15. Летчик второго произвел захват цели на дальности около 40 км и двумя ракетами Р-40 уничтожил ведомого F-15. Больше воздушных боев с участием сирийских МиГ-25 отмечено не было.     Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг перехватчики потерь не имели.     16 января 1991 года началась война в Персидском заливе, а уже 17-го иракским перехватчиком МиГ-25П был сбит палубный истребитель ВМС США F/A-18C. На этом успехи иракских «двадцать пятых» закончилась: 19 января два истребителя F-15C 58 эскадрильи 33 авиакрыла (серийные номера 85099 и 85101), пилотируемые капитанами Питтсом и Туллини, уничтожили ракетами AIM-7 по одному МиГ-25П.     Почти через два года, 25 декабря 1992 г., два истребителя F-16 ВВС США, впервые применив УР AIM 120 AMRAAM, сбили иракский МиГ-25. 90 минут спустя произошел воздушный бой между истребителем - бомбардировщиком F-15E и МиГ-25П, не принесший успеха ни одной из сторон. 2 января 1993 г., во время попытки перехвата разведчика U-2, состоялся воздушный бой между МиГ-25 и истребителем F-15C, закончившийся безрезультатно.     Уже в постсоветское время отошедшие к Азербайджану МиГ-25ПД (в Баку находился ремзавод перехватчиков) очень успешно применяли тепловые Р-60 против армянских танков. Видимо, большие потери бронетехники у армян объяснялись не только неумелой эксплуатацией... Интенсивно использовались и разведчики. Правда, из-за неработающего оборудования бомбы приходилось бросать на глазок.

Состояние

    Серийное производство перехватчиков типа МиГ-25 на Горьковском авиационном заводе продолжалось с 1969 по 1982 г. (последние машины переданы заказчику в 1983 г.). Было построено 1190 самолетов МиГ-25 всех модификаций (четыре в Москве и 1186 - в Горьком), в том числе более 900 перехватчиков МиГ-25П и МиГ-25ПД.     В конце 80-х гг. на повестке дня встал вопрос о модернизации парка перехватчиков МиГ-25ПД (ПДС), находящихся на вооружении авиации войск ПВО СССР, а также зарубежных стран. Было предложено оснастить самолет комплексом вооружения истребителя МиГ-29 (СУВ-29 и ракеты типа Р-27), однако этот проект не получил дальнейшего развития.     К концу 1991 г. на территории бывших союзных республик СССР оставалось около 550 МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС. К середине 1990-х гг. перехватчики этого типа сняты с вооружения войск ПВО России. Самолеты, еще не вылетавшие своего ресурса, были законсервированы и переданы на базы хранения. Небольшое число истребителей осталось на вооружении ряда стран СНГ, в частности, ПВО Беларуси (13) и ВВС Украины (79).     В ВВС России МиГ-25П заменены самолетом нового поколения МиГ-31.

Источники информации:

  1. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /
  2. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
  3. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  4. МиГ-25 и его модификации / Su-27 Flanker in life and in game /
  5. «Вестник Авиации и космонавтики», №4 1999
  6. «Боевые самолеты ВВС России» / «Авиация и космонавтика» №8 1999 /

testpilot.ru