Online настройка на обычном (не инженерном) ЭБУ. Настройка эбу двигателя


Онлайн настройка блока управления двигателем

На этот раз мы бы хотели поговорить о таком моменте, который нередко игнорируется, однако без которого ни один двигатель, подвергшийся тем или иным доработкам, никогда не позволит вам получить ожидаемых характеристик. Речь пойдет об онлайн настройке электронного блока управления двигателем.

 

Возможно, многим из вас уже доводилось слышать, а некоторым даже приходилось уже прибегать к данной услуге, однако, мало кто знаем, что она из себя представляет, для чего нужна и чем она отличается от обычной смены программного обеспечения на другое.

 

Чип-тюнинг – это полная замена штатного программного обеспечения на новое, откатанное под конкретно сконструированный двигатель. Существует некоторая доля вероятности, что программное обеспечение, которое редактировалось под определенный двигатель будет отлично работать и с вашим мотором, однако эта вероятность ничтожно мала. Потому как банальная замена пары датчиков или каких-то других незначительных мелочей (вроде выхлопа) – уже способна сделать двигатель сильно отличающимся от того, под который данное программное обеспечение было откалибровано.

 

Так чем же является онлайн настройка ЭБУ, какие ее преимущества и в чем она вообще заключается? Термин «онлайн» с этой точки зрения означает, что сама калибровка осуществляется в режиме реального времени, проще говоря, программное обеспечение настраивается в момент работы двигателя. Дабы понять, что здесь калибруется и с какой целью, стоит понимать, что для разных режимов работы двигателя существуют свои соотношения компонентов в топливовоздушной смеси, а также самые разные величины угла опережения зажигания. Так, на холостых оборотах эти настройки одни, в режиме незначительных нагрузок – другие, под серьезными нагрузками – третьи и так далее. И для каждого отдельно спроектированного двигателя эти значения пусть и похожи, но все равно разные, и для каждого отдельного случая ПО придется корректировать, чтобы двигатель работал с наиболее оптимальными для него характеристиками. И провести калибровку такого программного обеспечения в условиях «на столе» попросту невозможно, потому как добиться соответствия реальных характеристик желаемым можно лишь при настройках пока двигатель работает.

 

Чем чревата эксплуатация измененного или доработанного двигателя на программном обеспечении, которое не было откатано в режиме онлайн именно для него? Если речь идет о доработанном атмосферном двигателе, последствия будут не особо заметными – повышение показателей расхода топлива выше оптимального (хотя в отдельных случаях расход может сразу на несколько литров на 100 километров пути превысить оптимальный), снижение тяговых характеристик двигателя, невозможность получить от него максимальные характеристики. Также, вполне вероятно, могут появиться проблему с запуском двигателя или неустойчивыми холостыми оборотами. Здесь же нередко появляется эффект, когда двигатель глохнет при сбросе газа. Все эти проблемы пусть и несут в себе немало неудобств и неприятностей, но не оказывают фатального воздействия и не приводят к выходу силовой установки из строя. Но если мы говорим о турбированном двигателе – то здесь дела обстоят совершенно иначе. По сравнению с атмосферными силовыми агрегатами, турбомоторы крайне критично восприимчивы к составу топливовоздушной смеси и углу опережения зажигания. Достаточно лишь обеднить состав топливовоздушной смеси чуть ниже критичного порога – и он, вкупе с ранним углом опережения зажигания, приведет к возникновению эффекта детонации, который фатален для турбированного двигателя. Иногда достаточно лишь нескольких секунд такой неправильной эксплуатации, чтобы силовой агрегат полностью вышел из строя, а на его восстановление пришлось потратить немало денег и не менее ценного времени.

 

На работу двигателя оказывают влияние самые разные параметры – особенности формы камеры сгорания цилиндра, степень сжатия, показатели пропускной способности ГРМ, равномерное распределение ТВС по цилиндрам, грамотно построенная система выпуска и ее диаметр, факел распыления топливных форсунок, показатели температуры воздуха на впускном такте и так далее. И все эти параметры для каждого двигателя являются индивидуальными. Разумеется, что два совершенно разных двигателя не могут оптимально работать с одинаковыми калибровками программного обеспечения электронного блока управления. И только благодаря онлайн настройке блока управления появляется возможность обеспечить индивидуальные калибровки программного обеспечения под каждый нестандартный двигатель в отдельности.

tuning-klin.ru

AGP Motorsport - индивидуальная настройка ЭБУ, чип-тюнинг, увеличение мощности

Простой чип-тюнинг стандартного двигателя это лишь изменение калибровок стандартной заводской программы управления. Даже изменения впуска и выпуска не оказывают влияния на стабильность работы двигателя на оригинальной прошивке. Однако если производится замена турбокомпрессора на более производительный, изменение степени сжатия двигателя путем замены поршневой группы или изменяется его объем, увеличение производительности топливной системы — в этом случае настройка штатного блока управления двигателя с целью реализации потенциала нового мотора является необходимой процедурой. Именно создание новой прошивки под измененные характеристики и есть искусство чип-тюнинга. Доработанный автомобиль настраивается как в дорожных условиях, так и на собственном мощностном стенде. Трековые испытания позволяют задать все переходные режимы работы мотора и мощностные динамические характеристики. Стендовая настройка позволяет добиться ровных кривых мощности и момента для получения оптимальной интегральной характеристики. Наш главный принцип — сбалансированная настройка. Главная цель AGP Motorsport — это получить безопасный максимум, а не просто «отжать все соки». Настройка производится по принципу самого «слабого» компонента из всех систем двигателя: или по пределу турбокомпрессора, или по границе производительности топливной системы, или по пределу прочности двигателя.

Подробнее ознакомиться с характеристиками и ценами на чип-тюнинг можно в разделе ЧИП-ТЮНИНГ.

Есть вопросы по индивидуальной настройке? Задавайте их нам:

agpmotorsport.ru

Online настройка на обычном (не инженерном) ЭБУ

С первого дня разработки прошивки j7es у меня была идея реализовать протокол онлайн калибровки отдельных таблиц на не инженерном ЭБУ. Для данной задачи виделось два пути решения:

  1. Хранение калибровок в EEPROM, которая доступна для чтения и записи.
  2. Реализация функций захвата отдельных таблиц калибровок, перенос значений из этих таблиц в свободные области RAM и переключение ЭБУ в режим выбора значений захваченной калибровки из RAM.

Второй способ показался проще в реализации, на нем и остановились. Захват таблиц калибровок возможен только на специально подготовленной прошивке, начиная с версии j7es_v15.4_ram, и с использованием клиентского ПО OpenOlt начиная с версии 2.0.0.4.

Одним из ограничений данного метода онлайн настройки является то, что одновременно может быть захвачена и настраиваться только одна таблица, при этом в момент возврата управления к таблице из ROM, измененные ячейки перестают учитываться ЭБУ.

Весь процесс представляет собой следующую последовательность действий:

  1. Подготавливается ram версия прошивки j7es и записывается в ЭБУ.
  2. Запускается OpenOlt и в нем открывается требуемая прошивка.
  3. Запускается двигатель и устанавливается связь в OpenOlt с ЭБУ.
  4. Открывается закладка RAM в OpenOlt.
  5. Выбирается требуемая таблица из списка доступных к захвату таблиц
  6. С помощью кнопки "Захватить" осуществляется переключение на работу с RAM таблицей, при этом в память ЭБУ загружаются текущие значения из сетки (можно сразу записывать измененные значения).
  7. Далее, изменяя значения в ячейках таблицы, можно производить онлайн настройку захваченной калибровки.
  8. Все изменения сразу же передаются в память ЭБУ и сохраняются в файле прошивки, открытой в OpenOlt.
  9. По окончанию настройки необходимо переключить ЭБУ обратно на режим работы с таблицей в ROM, выполняется кнопкой "Вернуть".

После окончания настройки, необходимо загрузить измененную прошивку в ЭБУ. Таким образом, данный режим работы позволяет исключить необходимость многократного перепрограммирования ЭБУ, при настройке выбранной калибровки. За один сеанс настройки можно изменять несколько таблиц из списка, но онлайн калибровать одновременно только одну, при возвращении управления использоваться будут неизмененные калибровки из прошивки.

Элементы управления представлены на изображении ниже.

www.ecusystems.ru