Скорость снегоходов.Двести? Не проблема. Обороты двигателя снегохода


Максимальная скорость снегохода

В действительности существует не так уж много типов транспортных средств, способных без особенных усилий передвигаться по снежному покрову. Снег по характеристикам вязкости приравнивается к болоту. Поэтому для быстрого преодоления такой преграды человеком был создан снегоход, представляющий собой открытого типа лыжную гусеничную машину, оснащенную обычно двухцилиндровым мотором.

Классификация по техническим характеристикам

Сегодня производителями изготавливаются несколько типов снегоходов, которые отличаются друг от друга техническими особенностями, скоростными характеристиками и предназначением.

Утилитарный, или рабочий тип. У этих агрегатов достаточно широкие гусеницы (50?60 см), что позволяет с легкостью передвигаться по глубокому снегу, как на открытом пространстве, так и по пересеченной лесной местности. Данная машина оснащена багажными приспособлениями и фаркопом, что дает возможность доставлять необходимые грузы в самые недоступные места. За счет повышенной проходимости утилитарные снегоходы характеризуются небольшой быстротой в движении ? их максимальная скорость обычно не превышает 120 км/час. Такие аппараты используют для рыбалки, охоты и хозяйственных потребностей, когда существует потребность в доставке грузов.

Туристический тип. Эти машины обладают повышенной комфортностью и используются для путешествий по снежным просторам. Практически каждая модель такого снегохода оснащена четырехцилиндровым мотором и обладает множеством дополнительных функций, что превращает прогулку в сказку. За счет дополнительных агрегатов и мощного двигателя такие аппараты имеют большой вес, что ограничивает скорость. Но для любителей быстрой езды производители изготовляют агрегаты туристического класса большой мощности, до 170 лошадиных сил. Их максимальная скорость достигает 200 км/ч.

Спортивный класс. Снегоходы данного типа в своей конструкции не имеют привода заднего хода и электрического стартера. Это сделано для снижения веса машин и увеличения скорости, какую они способны развить на специальных трассах. Для того чтобы ездить на таких агрегатах, нужно обладать специальными навыками, так как они приспособлены для гонок и соревнований. Их пиковый быстрый ход равняется 200 км/ч. Такой высокий скоростной режим и маневренность еще достигается за счет короткой гусеницы и возможности перевозить только одного человека (собственно, водителя).

Горный тип. Это самые универсальные модели, так как способны быстро перемещаться по глубокому снегу в горной местности и по ровным трассам. Такая большая проходимость обеспечивается специальной конструкцией гусениц, имеющих большую длину и специальные зацепные элементы. Если сравнивать скорость, то данный тип не уступает спортивному классу, но значительно отстает по маневренности, так как имеет больший вес. Машины этого класса созданы для быстрой езды по горной пересеченной местности.

Детский класс. Такие модели изготовлены специально для детей возрастом от 8 до 13 лет. Они оборудованы ограничительным элементом, не допускающим развивать большую скорость.[ads-pc-1]

Способы увеличить скорость

Многие задаются вопросом, как сделать снежные машины более быстрыми. Решить такую проблему можно, если следовать инструкции переоснащения отечественной модели снегохода ?Буран?.

Этап ?1. Установить узел центробежного регулятора из ?Тайги?. Для этого требуется изготовить конусный переходник. Размер внутренней части должна быть взята из ?Бурана?, а сам конус ? из ?Тайги?.

Этап ?2. Увеличение мощности мотора за счет увеличения числа продувочных клапанов. Стоит знать, что картер, изготавливаемый производителями, характеризуется универсальностью. Поэтому к нему подходят цилиндры старого типа с двумя каналами. Для увеличения мощности двигателя необходимо отфрезеровать каналы и убрать все неровности. После чего желательно вмонтировать карбюратор Mikuni, так как он имеет диаметр диффузора 38?40мм.

Этап ?3. Требуется убрать глушитель стандартного изготовления. Также необходимо переделать воздушный фильтр. Для этого необходимо закрепить металлическую сетку с мелкой ячейкой на карбюраторе.

Скорость существенно изменится, если в катках гусениц заменить подшипники на аналоги с маркировкой 205. Это позволит сохранить самый высокий крутящийся момент за счет сохранения смазки.

Сравнение скоростных возможностей

Многие народные умельцы делают машины для передвижения по снежному покрову из старых мотоциклов и даже из мотоблоков. Как правило, такие машины обладают высокой проходимостью, маневренностью и простотой в конструкции. Они способны давать достаточно высокие скоростные показатели.

Но, несмотря на перечисленные технические критерии, самодельные аппараты не достигают тех параметров, которые заложены в моделях заводского изготовления. Особенно это касается быстроты передвижения. Если по проходимости и расходу топлива можно достичь одинакового уровня, то скорость из-за недостаточной мощности мотора остается далеко позади.[ads-pc-2]

Рейтинг машин

Популярная модель утилитарного типа ? Polaris Widetrak LX. Мощность мотора равняется 85 лошадиным силам. Система рулевого управления имеет подогрев. Модель оборудована широкими гусеницами, что повышает проходимость машины. Данная модель способна тянуть на прицепе груз до 400кг.

Крутая модель туристического класса ? BRP Ski-Doo GSX ACE 900. Установлен двигатель мощностью 90 лошадиных сил. При полной заправке, составляющей 40 литров, и включенном экономном режиме агрегат способен проехать 350 км без дозаправки.

Лучшая спортивная модель ? BRP Ski-Doo MXZ-RS 800 E-TEC. Объем двигателя равняется 800 см3. Сконструирован на облегченной платформе REV-XP RS. Он специально изготовлен для гонок и прыжков с трамплинов. В конструкции имеется дистанционная регулировка положения подвесок.

Самый проходимый горный тип ? BRP Ski-Doo Summit X 800R E-TEC. Обладает повышенной маневренностью за счет гусениц PowderMax 2 FlexEdge, что позволяет ему соревноваться в гонках на трассах в горной местности. Аппарат оснащен 800-кубовым мотором. В его конструкцию входит модернизированный глушитель.

Снегоход для охоты ? Yamaha VK540 IV. Оснащен широкими лыжами, что позволяет машине свободно двигаться по самому рыхлому снегу с достаточно высокой скоростью. Загрузнуть в снегу не позволяет мощный 535-кубовый мотор.

motoaria.ru

Как устроен двигатель снегохода

В предгорьях Альп на границе Германии, Австрии и Швейцарии лежит Боденское озеро. Оно примечательно как своими размерами (третье по величине в Европе), так и своим спорным юридическим статусом: водные границы трех упомянутых выше стран на нем не определены.

Среди мотористов Боденское озеро известно своими жесточайшими экологическими нормативами. Водоем служит основным источником питьевой воды для юго-запада Германии, и начиная с 1976 года использование частных моторных судов на нем было строго запрещено. Лишь 30 лет спустя, чтобы избежать неконтролируемых нарушений, власти решили пустить моторки на озеро: только мощностью до 90 л.с. и только четырехтактные.

Многие помнят, как совсем недавно чадящие и пожирающие масло (хотя при этом мощные и легкие) двухтактники были с позором изгнаны сначала из мотоспорта, а затем и с прилавков. Жертвой этих гонений пали целые классы спортивной техники, такие как стоячие гидроциклы, которые просто не могли позволить себе стать даже слегка тяжелее, примерив четырехтактный мотор. Сегодня даже газонокосилки обзавелись распредвалами и клапанами. Оборону держат разве что ручные бензопилы.

Вся эта прелюдия вот к чему: двухтактные двигатели BRP с технологией прямого впрыска E-TEC получили разрешение на эксплуатацию от экологических органов Боденского озера. Это невероятно и практически невозможно, и об этом нам с нескрываемой гордостью рассказывал региональный директор компании по Европе и СНГ Милош Лазничка на презентации новых снегоходов BRP в Шерегеше.

Всего 800 см3 и безумные 164 л.с. на 200 кг массы. Скорость бешеная! На такое способен только двухтактник. При этом надежная тяга на низких оборотах, мгновенные отклики на газ, безупречно ровный холостой ход — все на уровне лучших четырехтактников. Подо мной спортивный снегоход Ski-Doo Summit X T3, и это едва ли не самый удобный в управлении снаряд, на котором мне приходилось ездить.

Напомним, что простейший двухтактный двигатель имеет минимум движущихся деталей. В стенках его цилиндра есть окна, которые по очереди перекрываются движущимся поршнем. Когда поршень идет вверх (такт сжатия), топливо-воздушная смесь всасывается в подпоршневое пространство. При движении поршня вниз (рабочий ход) смесь подается в камеру сгорания через канал продувки.

Если в четырехтактных двигателях фазы впуска, выпуска, сжатия и рабочего хода четко отделены друг от друга с помощью клапанов, да еще изменяемы и управляемы, то в классическом двухтактнике все идет как идет: свежая смесь контактирует с выхлопными газами, степень сжатия относительно невысока, да к тому же еще горит масло, которое приходится подмешивать в топливо для смазки деталей поршневой группы. Такой двухтактник хорошо работает только в узком диапазоне оборотов, а в остальных теряет мощность, сбивается с ритма и безбожно чадит.

Моторы E-TEC лишены всех этих недостатков, потому что состав смеси в них управляем и постоянно изменяется благодаря непосредственному впрыску топлива. Инжектор E-TEC по конструкции напоминает динамик: точно такая же катушка движется вдоль магнита, приводя в движение небольшой поршень, который выталкивает топливо прямо в камеру сгорания. Компьютерный блок управления двигателем рассчитывает оптимальный состав смеси 8000 раз в секунду и управляет движениями инжекторного поршня как вниз, так и вверх.

Масло в моторе E-TEC не подмешивается к бензину, а подается по специальным трубкам туда, где оно жизненно необходимо: к стенкам цилиндра и подшипникам кривошипно-шатунного механизма. Насос подает масло не непрерывно, а в строго определенные моменты, рассчитанные компьютером. В итоге расход масла настолько мал, что большинству пользователей одной заправки хватит на целый сезон.

Всезнающий компьютер управляет не только впуском, но и выпуском. Выпускных клапанов в привычном понимании слова у E-TEC нет, однако есть механизм, регулирующий диаметр выходных окон цилиндра.

Таким образом, для любых оборотов компьютер подбирает оптимальное сочетание состава смеси, интенсивности выпуска и смазки, делая процесс сгорания контролируемым в той же мере, что и у современных четырехтактников. Отсюда и ровные холостые, и тяговитый низ, и безумная пиковая мощность при полном отсутствии даже намека на запах гари.

Вся электрическая машинерия потребляет предельно мало энергии, что помимо эфемерной экономии дает и весьма ощутимый бонус: двухтактники E-TEC заводятся в буквальном значении слова с пол-оборота. Это особенно важно для спортивных моделей, которые могут не оснащаться электрическим стартером из соображений экономии веса. Дергая на морозе заводную рукоятку, райдер не раз вспомнит инженеров BRP добрым словом.

 

Лыжа Pilot TS

с выдвижным «коньком» демонстрирует отличную управляемость на снегу самой разной жесткости. Вращая рукоятку, райдер может мгновенно изменять площадь боковой поверхности лыжи.

Зимняя джигитовка

Снегоход не самый простой в управлении аппарат, и чем глубже становится снег под ним, тем сложнее справиться с машиной. На первый взгляд, снегоход, опирающийся на широкую гусеницу и две лыжи, более чем устойчив. Так кажется, если забыть о том, что рыхлый глубокий снег на скорости больше напоминает воду, чем земную твердь. Эта аналогия косвенно подтверждается практикой: хорошо подготовленные райдеры действительно могут промчать на снегоходе по воде, постоянно поддерживая скорость, на которой гусеницы и лыжа глиссируют.

На «пухляке» снегоход так и норовит завалиться на бок, к тому же и повороты приходится выполнять с помощью наклона, а не поворота лыж. Задача пилота — постоянно поддерживать баланс машины, не давая ей наклоняться слишком сильно. Вот только наклонить снегоход — вовсе не то же самое, что наклонить мотоцикл. Чтобы наклонить тяжелую машину, опирающуюся на снег широкой гусеницей и лыжами, недостаточно скромной работы весом и рулем. Райдеру приходится постоянно перемещаться, переходя с подножки на подножку или даже вставая правой ногой на левую сторону и наоборот.

Современные снегоходы Ski-Doo и Lynx построены на платформе Rev-X. Платформа — это совокупность компоновочных решений, которые позволяют сделать аппарат хорошо управляемым и комфортным для райдера. Точки крепления элементов подвески, взаимное расположение двигателя, сиденья, рулевой колонки — все это определяет и развесовку машины, и позу райдера, и, в конечном счете, общее ощущение от движения.

На снегоходах, построенных на платформе Rev-X, райдер сидит близко к рулю, его ноги максимально вынесены вперед. Это помогает наиболее эффективно использовать собственный вес, чтобы наклонять машину. Наклоненные вперед подножки также помогают райдеру применять силу в правильном направлении. На спортивных моделях для глубокого снега подножки имеют большие отверстия, чтобы снег не прилипал. Приборы расположены практически горизонтально, чтобы на них было удобно смотреть сверху.

Задняя подвеска tMotion, устанавливаемая на моделях для глубокого снега, имеет некоторую степень подвижности в поперечной плоскости, а не только в продольной. Наклона всего на пару градусов достаточно, чтобы слегка сместить центр тяжести снегохода и помочь райдеру наклонить его, используя вес самой машины, а не только свой собственный. Той же цели способствует и гусеница с гибким краем Flex Edge. Ее ширина достаточна для движения по глубокому снегу. Однако при необходимости наклонить снегоход она действует как гораздо более узкая гусеница благодаря гибкости в продольном направлении.

Подвеска rMotion, которая устанавливается на динамичные модели для езды по трассам, получила смещенную назад точку крепления амортизатора, благодаря чему снегоход меньше задирает лыжи при разгоне и лучше управляется.

Пожалуй, самая интересная техническая новинка снегоходов нового сезона — это регулируемая лыжа Pilot TS с выдвижным «коньком». Сверхтвердую карбидовую вставку можно выдвинуть на 12 мм, просто вращая регулятор. В выдвинутом состоянии вставка увеличивает боковую поверхность лыжи, улучшая управляемость на рыхлом снегу. На твердом покрытии «конек» лучше убрать, чтобы сделать управление более плавным и комфортным.

источник

menstois.ru

Пуск и остановка двигателя Снегоход Тайга

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Приступайте к пуску двигателя только после контрольного осмотра снегохода при условии, что все узлы и системы работают нормально.

Последовательность действий перед пуском двигателя

• Установите рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение.

• Убедитесь в нормальном функционировании привода управления дроссельной заслонкой, нажав и отпустив рычаг газа.

• Проверьте, пристегнут ли шнур безопасности к петле на Вашей одежде и надежность крепления колпачка шнура на выключателе.

• Вытяните вверх кнопку выключателя экстренного останова двигателя (положение "1").

• Три-четыре раза подкачайте топливо, вытягивая и утапливая ручку подкачивающего насоса.

Примечание – Если двигатель прогрет, то дополнительная подача топлива при пуске двигателя не требуется.

• Вставьте ключ в замок зажигания и поверните ключ в положение "2" (зажигание включено).

Пуск двигателя от ручного стартера

Крепко обхватите рукоятку пускового шнура. Сначала плавно, до вхождения в зацепление кулачка стартера с выступом шкива, а затем рывком вытяните на себя рукоятку, чтобы провернуть коленчатый вал двигателя.

Пуск двигателя от электростартера

Если Ваш снегоход оборудован системой электрозапуска двигателя, поверните ключ зажигания в положение "3", чтобы включить электростартер. Как только двигатель начнет работать, сразу же отпустите ключ зажигания.

Примечание – Если по какой-либо причине двигатель не может быть запущен с помощью электростартера, запустите двигатель от ручного стартера.

Пуск холодного двигателя

Переведите рычаг топливного корректора в положение "1" и запустите двигатель. Как только двигатель начнет работать, переведите рычаг топливного корректора в положение "О".

Примечание – При очень низкой отрицательной температуре окружающего воздуха (ниже –20 °С) может потребоваться несколько раз перевести рычаг топливного корректора из положения "О" в положение "1" до того, как двигатель начнет устойчиво работать на холостом ходу.

Пуск прогретого двигателя

Запустите двигатель, не открывая топливный корректор. Если двигатель не начал работать после двух рывков пускового шнура или после двух (по пять секунд) включений электростартера, следует воспользоваться рычагом топливного корректора, как указано выше.

Аварийный пуск двигателя

В случае необходимости двигатель может быть запущен при помощи аварийного пускового шнура, прилагаемого к снегоходу.

Снимите защитный кожух ремня вариатора.

Плотно намотайте пусковой шнур на ведущий шкив вариатора (не более трех оборотов). При наматывании шнура учтите, что во время пуска двигателя шкив вариатора должен вращаться против часовой стрелки, если смотреть с левого борта снегохода.

Запустите двигатель, следуя приведенным выше инструкциям.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Запрещается наматывать пусковой шнур на кисть руки. Не прибегайте к,аварийному пуску двигателя без крайней на то необходимости. При первой возможности устраните неисправность.

Остановка двигателя

Порядок остановки двигателя:

– выдержите в течение 15с обороты двигателя в режиме холостого хода для обеспечения более равномерного охлаждения двигателя;

– увеличьте кратковременно (на 5...6 с)для прожига свечей число оборотов до средних;

– сбросьте обороты и выключите зажигание, повернув ключ замка зажигания в положение "выключено".

При необходимости экстренной остановки двигателя утопите кнопку выключателя экстренного останова двигателя или сдерните колпачок шнура с выключателя аварийного останова двигателя, после чего переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение.

snegohod-tayga.ru

Скорость снегохода | Максимальная | KVADRODOG

Многим интересна скорость снегохода, но данный параметр не так уж важен при эксплуатации техники. Главное надежность и выносливость двигателя и других агрегатов. Сегодня спортивные снегоходы Arctic Cat способны развивать 120 км/ч, а утилитарные модели Bearcat набирают скорость 60-80 км/ч. Для лыжно-гусеничного мотоцикла очень высокие показатели, так как езда по снегу кардинально отличается от движения по асфальтированному покрытию. Ходовая часть снегоходов Арктик Кэт рассчитана не только на большие скорости, но и значительные нагрузки, поэтому сноубайки американского бренда выбирают экстремалы для совершения прыжков и трюков.

Скорость снегохода

Фирменные двигатели достаточно производительны, обеспечивают высокую динамику и тягу, благодаря чему гонщик не сбрасывая скорости, может покорять крутые подъемы. Стоит понимать, что удержать снегоход на скорости сложно, поэтому без подготовки и тренировок лучше не совершать заезды, выжимая максимум с силового агрегата. Немаловажную роль в динамичной езде играет вариатор, который должен подбирать оптимальное передаточное число в разных режимах.

Скорость снегоходов зависит от таких факторов, как:

  • Характеристики агрегатов
  • Техническое состояние
  • Качество топлива
  • Тип лыж и гусеницы

Какую модель снегохода Arctic Cat выбрать для скоростной езды

Скорость спортивных снегоходов Arctic Cat

В модельном ряде Арктик Кет несколько достойных внимания гонщиков линеек. Это спортивные снегоходы M8000 и ZR 900, скорость которых может развиваться до максимальных пределов, легко преодолевая отметку в 100 км/ч. Любая модификация указанных моделей удовлетворит самого требовательного экстремала и удивит его своей динамикой. Для большинства пользователей будет достаточна скорость утилитарных снегоходов, чтобы насладиться ездой и поднять адреналин. Несмотря на свои габариты и массивность, техника этой категории отменно управляется.

Стоит ли увеличивать скорость нового снегохода

Максимальная скорость снегохода

Иногда умельцы умудряются улучшить изначальные характеристики техники, производя ее тюнинг. Чтобы увеличить скорость, необходимо вмешиваться в топливную систему снегохода и работу двигателя. Такие варианты не допустимы, так как ресурс агрегата значительно сократиться. К тому же владелец сразу лишится гарантии, что важно при покупке нового сноубайка. Изначальная скорость спортивных снегоходов достаточно высока, поэтому не следует пытаться модернизировать двигатель или системы.

Читайте также:

Экипировка для снегохода Прокат снегоходов

kvadrodog.ru

С чего начинать обучаться управлению снегоходом

Снегоход не считается слишком сложной в управлении машиной, однако это еще не значит, что на него можно сесть и сразу поехать, не имея вообще никаких навыков вождения. Давайте попробуем ознакомиться хотя бы с азами управления снегоходом – научимся правильно трогаться и останавливаться.

Движение вперед

Многие, но далеко не все снегоходы современных моделей имеют электростартер, однако это вовсе не означает, что купив такую машину, не надо уметь пользоваться и ручным стартером. Ручку ручного стартера нельзя дергать сильно и резко: рискуете поломать шестерню зубчатой передачи, а на снегоходах отечественных марок (снегоходы Буран, Тайга) можете и вовсе вырвать трос ручного стартера. В начале необходимо «выбрать» свободный ход, натянуть трос, а затем тянуть его быстро, но ровно и без рывков.

Когда двигатель начнет устойчиво работать, перед тем, как трогаться с места, раскачивайте снегоход, чтобы гусеница освободилась от прилипшего льда и снега.

Движение назад

Использование задней передачи является следующим важным моментом (если только задняя передача предусмотрена конструкцией вашего снегохода). Надо отметить, что задняя передача у снегохода конструктивно устроена не совсем так, как у автомобиля, и пользоваться ей надо несколько по-другому.

Редуктор, который отвечает за направление движущей гусеницы снегохода, не только хрупкий сам по себе, но и дорого стоит, поэтому относитесь к движению задом очень аккуратно. Включив заднюю передачу, на минимальных оборотах двигателя необходимо убедиться, что у вас действительно получилось ее включить, и снегоход пытается тронуться назад, а не вперед. После этого понемногу увеличивайте газ плавно и медленно. Не надо давить на газ до максимума, и тем более на надо делать этого резко – от таких действий снегоход может перевернуться.

Двигайтесь задом медленно и аккуратно, снегоходы «не любят» ездить задом наперед.

Остановка

После того, как вы научились трогаться вперед и назад, необходимо научиться правильно останавливаться. В большинстве случаев, чтобы остановиться, достаточно перестать давить на газ – снегоходы крайне мало едут по инерции. Однако для экстренной остановки на снегоходах предусмотрена очень эффективная дисковая тормозная система.

Когда вы нажали на тормоз, это замедляет и прекращает движение тяговой гусеницы, то есть тормоза останавливают только гусеницу, а не сам снегоход, поэтому будьте осторожны. Если на большой скорости гусеница резко заблокируется, а снегоход по инерции еще продолжит движение, трак гусеницы тут же забьется снегом, и снегоход станет примитивными санками – никакие тормоза уже не смогут его остановить.

Если вам надо срочно остановиться, нажимайте на тормоз плавно, не блокируйте гусеницу в один момент – это может привести к обратному результату!

И главный совет тем, кто только учится трогаться и останавливаться на снегоходе: никогда не начинайте движение на снегоходе без защитного шлема! И для первых уроков выбирайте самые пустынные трассы, где вы не создадите помех другим снегоходам, ведь их наездники не знают, что вы только осваиваете азы управления этой техникой, и ваши действия на трассе могут быть для них слишком непредсказуемыми!

snegohodchik.ru

Какой мотор для снегохода лучше

Источник: VIBIRAEM.COM Какой мотор для снегохода лучше

Ничто так не влияет на рабочие характеристики снегохода, как его двигатель. Существует ли идеальный мотор для снегохода? Возможна ли единственно верная комбинация экологически чистого, легкого по массе, мощного и надежного? С каждой новой разработкой вновь возрождается интерес к этой теме — «вот он!» — мотор-надежда, двигатель-мечта.

Первый ответ пришел с электронным управлением впрыском топлива — решение представляло собой сектор газа, который точно дозирует топливо — воздушную смесь и экономично приготовляет ее с учетом атмосферного давления, влажности и температуры.

Затем появились системы прямого впрыска топлива DFI на двухтактных моторах — и выбросы окиси углерода сократились на 75% и даже более. Когда моторы с системой DFI вышли на рынок, высказывались мнения о желательности перехода на четырехтактные моторы, которые обеспечивают столь же низкие показатели выбросов, но безо всяких технологических ухищрений.

Когда двухтактные моторы DFI и новые четырехтактные моторы добрались до покупателя, оба типа моторов были сопоставимо экономичны и экологичны.

Клиенту понравился звук четырехтактных моторов, но их огромный вес был эквивалентен наличию дополнительного пассажира. И вот, чтобы улучшить отношение веса к мощности, появились небольшие четырехтактные моторы с турбо- и подобными нагнетателями: пришла пора новой революции. Может ли промышленность создать что-нибудь подъемное и мощное?

Что придумает комиссия по экологии в следующий раз?

Какие же существующие технологии отомрут, и какие придут на их место? На самом деле, конструкция мотора снегохода — это не что-то конкретное, как сказал один генерал 19-го века: «Ни один план еще не пережил столкновения с противником».

Наша промышленность сможет описать, как происходило развитие, и сможет истолковать это развитие, так что мы уже сможем понять события и, что они означают.

Достаточно нам вспомнить, что всего лишь несколько лет назад добавки MTBE были всем рекомендованы как спасение для атмосферы и заводы ценой в миллионы долларов были построены для производства этой добавки. Вскоре после того добавки MTBE были запрещены, поскольку их высокая растворимость в почвенных водах загрязнила тысячи гектаров земли. Человек — разумное существо, однако знание его не абсолютно — мы идем к знанию по пути проб и ошибок. Благодаря рекламе выбор делать легко и приятно, однако следует перевернуть и последнюю страницу инструкции, чтобы посмотреть на цену.

Появившиеся первыми, истинные карбюраторные двухтактные моторы прошли через 30 лет глубоких усовершенствований цилиндров и клапанов, что привело к росту их мощности и резко снизило потребление топлива. Сегодня такие моторы вырабатывают до 200 л.с. на литр собственного объема, тогда как максимальное потребление топлива снизилось с величины около 385 г/л.с. * час до 295 г/л.с. * час или на 20-25%. По сути дела, это удивительно мощные и легкие маленькие электростанции.

Система EFI

В качестве первой реакции на появление жестких экологических стандартов были разработаны и, в ограниченном количестве внедрены системы электронного управления подачей топлива (типа ETBI или EFI).

В таких системах карбюраторы были замещены системой регуляторов и форсунок. Огромное потенциальное преимущество электронной системы управления подачей топлива состояло в том, что количество поступающего топлива посредством электроники и датчиков в точности соответствует количеству воздуха, что обеспечивает потребное соотношение горючего и воздуха.

В карбюраторных двигателях карбюратор настроен так, чтобы смесь была достаточно богатой для надежной работы двигателя в самой холодной прогнозируемой ситуации. Как следствие, разумеется, топливная смесь во всех остальных случаях становится переобогащенной, что на больших высотах над уровнем моря приводит к прямому выбросу несгоревшего топлива в окружающую среду.

С тех пор электронные регуляторы подачи топлива признаны весьма эффективным средством улучшения экологической обстановки, обеспечивая тем самым чистоту работы в сочетании с экономным расходом топлива с учетом атмосферного давления и температуры.

В высокооборотных моторах настройки форсунки карбюраторов и положение иголок в них — меняются для компенсации смены атмосферных условий. Без таких регулировок топливная смесь от карбюратора будет поступать в мотор переобогащенной — в теплую погоду и на больших высотах над уровнем моря, или обедненной — в сильный мороз и при высоком барометрическом давлении.

В этом смысле электронное управление подачей топлива работает подобно постоянно выполняемой регулировке карбюратора соответственно смене внешних атмосферных условий. Хотя в результате и мощность двигателя возрастает, и снижается количество выбросов вредных веществ, но не решается принципиальная проблема двухтактных моторов — у них цилиндры продуваются и заполняются не чистым воздухом, как у дизельных моторов, а приготовленной топливо — воздушной смесью. Поскольку впускное и выпускное отверстия цилиндра открываются одновременно во время заполнения цилиндра, и в карбюраторных моторах и в моторах с электронной дозировкой подачи, некоторое количество топлива выбрасывается через выпускное отверстие и загрязняет окружающую среду.

Явление народу DFI

Для решения указанной проблемы, были созданы системы прямого впрыска топлива (DFI). Таким образом, были устранены выбросы топлива через открытое выпускное отверстие в цилиндре путем непосредственной подачи дозируемого количества топлива прямо в камеру сгорания сразу после того, как выпускное отверстие закроется.

Однако поскольку промежуток времени между закрытием выпускного отверстия и подачей зажигания очень мал, то требуется использовать специальные форсунки, создающие мелкодисперсную взвесь топлива, существенно отличающиеся от тех, что применяются в автомобильных системах электронного впрыска топлива.

Широко известны две системы электронного впрыска топлива — Orbital и Ficht. Обе эти системы снижают выбросы окислов углерода на 75-80%, уменьшая при этом потребление топлива до уровня ниже аналогичного для четырехтактных двигателей. Тогда как двухтактный мотор с хорошо настроенным карбюратором или с системой дозированной подачи топлива TBI может потреблять около 295 г/л.с. * час, оборудованные системой DFI моторы потребляют не более 205-25 г/л.с. * час.

Проблемы с DFI

Есть серьезные препятствия широкому применению системы DFI как на подвесных лодочных моторах, так и на малолитражных автомобилях.

Большая часть подвесных лодочных моторов с ранними версиями системы Ficht испытывала проблемы при работе длительное время в состоянии, пограничном между двумя характерными для этого типа моторов режимами: на малых оборотах существенная экономия получается от работы в режиме «порционного зажигания», когда подается топливный аэрозоль богатый достаточно, чтобы сработало зажигание, но в общем случае мотор работает на обедненной смеси, тогда как на высоких оборотах, вся подаваемая смесь насыщена топливом (режим «распределенного зажигания»).

В других же приложениях к моторам с системой Ficht относятся настороженно. К примеру, в автомобилестроении США, где первоначальный интерес к двухтактным моторам с системами DFI сменился неопределенным выжиданием ужесточения экологических норм, хотя множество мощных двухтактных моторов весьма успешно эксплуатируются в Европе и Австралии.

Полу — прямой впрыск

Дополняет картину совместное творение инженеров Bombardier — Rotax — система полу -прямого впрыска SDI, которая использует сравнительно дешевые комплектующие при том, что результат достигается сопоставимый с тем, что предоставляет система DFI.

Моторы SDI успешно эксплуатируются уже несколько лет на гидроциклах Sea-Doo и показывают хорошие результаты не снегоходах. Основная причина успешной работы системы SDI в том, что разработчики двухтактных моторов обратили внимание на ключевой момент управлении состоянием цилиндров — необходимость разделения свежей смеси и отработанных газов — прежде всего направлением потоков воздуха в цилиндре.

Избирательно вводя капли топлива в этот поток, подальше от выхлопного отверстия, можно избежать попадания топлива в атмосферу.

И хотя моторы SDI, установленные на моделях 2004 года от компании Ski-Doo, оснащены значительно усовершенствованными сравнительно с первыми системами Sea-Doo, устройствами впрыска, моторы Bombardier SDI в основе своей те же самые, что и в момент их создания. Инженеры компании уверены, что дальнейшее совершенствование мотора вполне возможно без его коренной переделки благодаря его простому устройству.

Хотя полноценная система DFI и увеличивает стоимость мотора на 20-30% его первоначальной стоимости (это же справедливо и для дизельных моторов), то система SDI может обойтись в сумму, которая сопоставима с карбюраторными устройствами.

А не ввести ли в конструкцию мотора каталитические конверторы?

Моторы с карбюраторами или с управляемой подачей топлива выбрасывают в выхлопные клапаны слишком много окиси углерода, чтобы здесь можно было поставить каталитический конвертор: чем больше окислов углерода катализатор будет сжигать, тем сильнее он будет раскаляться. А вот на моторах с системами DFI и SDI, к выхлопным отверстиям которых поступает сравнительно мало окиси углерода, катализаторы вполне успешно смогут дополнительно очистить выхлопные газы, если вдруг экологические законы еще более ужесточатся.

В то же самое время, четырехтактные моторы вполне способны удовлетворить (и удовлетворяют) требованиям экологического законодательства даже на базе карбюраторной подачи топлива, однако ужесточение природоохранных требований может потребовать более точной регулировки подачи топлива или электронных самонастраивающихся устройств впрыска топлива.

Более того, процесс сжигания топлива в четырехтактных моторах проходит более глубоко, нежели чем в двухтактных. Более высокая температура сгорания топлива обычно производит больше нитратов, тогда как пониженная температура сгорания в двухтактных моторах (из-за холостого движения выхлопных газов в камере сгорания между циклами) имеет следствием образование меньшего количества этих самых нитратов. Любое изменение, повышающее температуру в камере сгорания (большая степень сжатия, турбонаддув и т.п.) — также повышают выход окислов азота.

Достоинства четырех тактов

Четырехтактные моторы имеют очевидные преимущества. Благодаря четкому разделению всех четырех событий, происходящих в цилиндре — впуск, сжатие, сгорание и выпуск — легко предотвратить попадание свежей порции топлива в систему отвода выхлопных газов с образованием ядовитых окислов углерода.

Правильная настройка клапанов помогает решить экологическую проблему даже с использованием карбюратора — мы можем это видеть на примере снегохода Yamaha RX-1.

Смазочное масло отделено от камеры сгорания, а распредвал и другие смазываемые части мотора используют масло, проходящее закрытый цикл, благодаря чему срок службы этих узлов и деталей весьма продолжителен. Поршневые кольца эффективно отсекают масло от попадания в камеру сгорания. Поскольку большинство среднего класса четырехтактных моторов развивают различное давление над поршнем, тяговые характеристики четырехтактных моторов весьма разнятся, что позволяет подобрать мотор к нуждам каждого отдельного пользователя.

…и недостатки

Четырехтактные моторы платят за свои достоинства почти 40%-ным увеличением веса и размеров сравнительно с двухтактными моторами той же мощности.

Те, кто купят Yamaha RX-1 со 140-сильным мотором, легко в этом убедятся. Мощность и приятный тихий звук мотора — большое достоинство, однако помните, что тяжелые машины гораздо хуже в движении по рыхлому снегу.

А на что же расходуется лишний вес? Прежде всего — это сама моторная часть двигателя — клапаны, цилиндры, маховики поршней и их смазочное окружение. Не так очевиден дополнительный вес, необходимый для обеспечения четырехтактного движения поршней в их верхней точке при максимальном сжатии среды, чтобы они не остановились в своей верхней мертвой точке.

Если повысить скорость вращения распределительного вала, возникающая от вращающихся противовесов и шатунов поршней сила возрастает пропорционально квадрату частоты вращения. Чтобы удержать эти вращающиеся массы, требуется дополнительное количество металла, прочные цилиндры и массивные опорные подшипники.

Сравнение мощности двухтактных моторов с четырехтактными одновременно должно учитывать возрастание массы мотора или скорости вращения распредвала — или и то, и другое одновременно. Для обеспечения необходимой скорости движения поршня при максимальных оборотах вала обычно увеличивают количество цилиндров с коротким ходом.

Все это однозначно приводит к увеличению массы.

Дополнительная мощность

Когда требуется мощность, то о простоте конструкции можно забыть. Чтобы подать нужное количество воздуха на высоких оборотах вала, время задержки срабатывания клапанов должно быть увеличено — включая период такта выпуска отработанных газов, когда впускные клапаны уже открыты, а выпускные еще не полностью закрылись.

Итак, четырехтактный мотор начинает работать подобно двухтактному, поскольку смесь вводится в камеру сгорания не движением поршня (который стоит почти неподвижно у своей мертвой точки), но волной разрежения, распространяющейся от выпускного клапана. В идеальном случае волна разрежения от выпускного клапана должна остаться в камере сгорания. Эта волна высасывает отработанные газы из цилиндра и, засасывает свежую порцию топлива из мгновенно открывающегося впускного клапана.

В общем, этим движением начинается такт впуска топливной смеси, а отработанные газы, уходящие наружу из камеры сгорания над поршнем, находящимся вблизи своей мертвой точки, не разбавляют поступающую топливо — воздушную смесь, что могло бы снизить устойчивость работы мотора на холостом ходу.

А теперь плохие новости: если увеличить время срабатывания клапанов для повышения мощности мотора, свежее топливо начнет попадать в выхлопную систему — как это происходит на карбюраторных двухтактных моторах. Для предотвращения подобного явления, четырехтактные моторы следует оснастить системой электронного впрыска топлива, чтобы топливный аэрозоль не поступил в камеру сгорания до тех пор, пока не закроется клапан выпускного отверстия.

В точности, как и в двухтактных моторах, некоторое снижение оборотов ведет к обращению волны разрежения в камере сгорания, в результате чего снижается тяга двигателя. Более того, обращенная волна разрежения возвращается к клапану, задавливает отработанные газы обратно в цилиндр и даже может выдавить газы в карбюратор.

В итоге, регистрируется плоская полка на диаграмме тяги, которая отмечается обычно при оборотах, составляющих 70% от максимальных для этого мотора.

Как облегчить четырехтактный мотор?

Один из возможных способов снижения веса четырехтактного мотора — создание мотора меньших размеров той же мощности с устройством принудительной подачи воздуха (турбонагнетатель). Грубо говоря, мощность мотора прямо пропорциональна давлению в его глушителе, так что если увеличить вдвое давление на выходе из глушителя при полных оборотах мотора с помощью нагнетателя, можно смело ожидать двукратного роста мощности мотора.

Разве что придется пожертвовать некоторым увеличением веса, который придется на долю нагнетателя — примерно 7 кг. Моторы Polaris 750 с двумя и Cat 660 с тремя нагнетателями являются классическим образцами такого подхода.

Успешность такого способа снижения веса зависит от надежности работы мотора в целом с увеличенной подачей воздуха, поскольку, чем больше давление подачи воздуха, тем больше такой мотор похож на двигатели 80-х годов в автомобильной Формуле-1.

Соответственно, должен быть решен ряд сопутствующих проблем.

Во-первых, для предотвращения детонации следует снизить степень сжатия в моторе. Это увеличит расход топлива при не полностью открытой заслонке дросселя. Попутно должна быть решена проблема охлаждения рабочей поверхности поршня, для чего форсунками можно подавать масло к нижней поверхности головки поршня, что в свою очередь потребует установки более производительного масляного насоса и, очень возможно, создать систему управления подачей масла.

Во-вторых, поскольку рост давления воздуха увеличивает пиковое давление в камере сгорания, то должна быть увеличена прочность и надежность уплотнений головок цилиндров. Чтобы предотвратить проблемы с уплотнениями, современные гоночные четырехтактные моторы изготавливаются с ребрами жесткости, которые винтами крепятся на головку цилиндра.

Третья проблема относится к нагреву. Хотя проблемы с охлаждением выпускных клапанов редки на четырехтактных двигателях с водяным охлаждением, если такие моторы работают в условиях высоких нагрузок, перегревающиеся выпускные клапаны начинают изготавливать из разного рода экзотических сплавов вроде никелевого и организуют «целевое охлаждение». Это означает создание системы высокопроизводительных форсунок для подачи охладителя непосредственно к самому разогретому узлу двигателя.

Борьба за чистоту выхлопа

Если комиссия правительства США по экологии продолжит свою деятельность, требования к уровню выбросов будут ужесточаться. Естественно полагать, что требования к моторам снегоходов в части уровня выбросов не будут отставать от аналогичных требований к моторам автомобилей.

Для четырехтактных моторов это может означать обязательное внедрение впрыска топлива, катализаторов, воздушных насосов и, возможно, со временем, обедненного сжигания. Может показаться странным, но форсунки для автомобильного обедненного сжигания топлива и зонной подачи топлива — те же самые, что были в свое время созданы для высокоскоростного аэрозольного впрыска топлива на двухтактных моторах типа DFI!

Если допустимый уровень нитратов будет снижен, то четырехтактные моторы начнут проигрывать в этом параметре двухтактным собратьям, как было указано выше. Это значит, что однажды на четырехтактные моторы снегоходов придется ставить полностью автоматический трехходовой автомобильный катализатор для дожигания выхлопа.

Будущее за Дизелем?

Инженеры автомобильной промышленности США внимательно изучают опыт Европы, где 40% новых автомобилей продаются с небольшими, но высокоэффективными турбо-дизелями. Изменения в экологическом законодательстве могут привести к аналогичным изменениям на рынке автомобилей в США, однако в несколько иных пропорциях, поскольку экономическая эффективность моторов Дизеля на 30-40% выше, чем у бензиновых аналогов. Такие дизельные моторы, благодаря усовершенствованным системам впрыска топлива, в эксплуатации ни в чем не уступят бензиновым. Соответственно, и мы можем вполне обоснованно предсказать появление дизельных моторов на снегоходах.

Все выше сказанное показывает, насколько трудно инженерам прогнозировать будущее развития снегоходостроения. Нет простого, очевидного ответа…

Вот почему корпорация Bombardier все время как бы «сидит на двух стульях», занимаясь и двухтактными, и четырехтактными двигателями. С тех пор, как эта корпорация приобрела известного моторостроителя — компанию Outboard Marine (производителя подвесных лодочных моторов Evinrude-Johnson), вместе с покупкой корпорация получила и права на технологию прямого впрыска топлива Ficht, ранее принадлежавшие OMC.

Ранние версии системы Ficht с форсунками, управляемыми магнитными катушками, которые устанавливаются на моторных лодках, в настоящее время дополнены форсунками, управляемыми ультразвуковыми генераторами, которые обеспечивают большую эффективность управления подачей топлива на высоких оборотах двигателя. Именно такие системы могут появиться на моторах снегоходов.

С другой стороны, будущее самих четырехтактных моторов видится совершенно неплохо. Всего лишь за один только год появление снегохода Yamaha RX-1 привело к тому, что на 25% возросло количество потенциальных покупателей, которые изменили свое отношение к четырехтактным моторам и собираются приобрести в будущем снегоход именно с таким двигателем! Мы с любопытством ожидаем от инженеров компании Yamaha новых предложений.

Жизнь инженера — постоянный поиск нового, наполненный открытиями и озарениями. Напротив, рекламные службы крупными мазками рисуют для обывателя ясную картину происходящего под броскими слоганами, вроде «Вот оно, будущее!»

Давайте не будем простаками и, попробуем внимательнее вглядеться в контуры завтрашнего дня.

www.snegohod4u.narod.ru

Скорость снегоходов. Двести? Не проблема

Когда речь идет о снегоходах, крайне редко вспоминают о максимальной скорости тех или иных моделей. На наш взгляд, это большое упущение, ведь максимальная скорость мотоциклов и автомобилей указывается в технических данных

С появлением мощных моторов и современных конструкций передней и задней подвесок скорости практически всех снегоходов выросли в разы, по сравнению с моделями, которые выпускались в 80-х и 90-х годах. Речь, разумеется, о серийных машинах, которые не подвергались специальным настройкам и переделкам. Мощность моторов некоторых «затюненных» снегоходов нередко переваливает за 200, а иногда и 300 л. с. Но это исключения.

Если с автомобилями и мотоциклами в части максимальной скорости все более или менее понятно, то сказать точно, какая будет скорость у снегохода в тех или иных условиях, очень сложно. Большое влияние на скорость оказывают качество снега, его состав и форма его частиц, влажность наконец. Также влияют глубина слоя, степень укатанности трассы, высота снежных бугорков, количество уклонов и спусков и так далее. Поэтому к данным, которые мы приведем ниже, стоит относиться не как к устоявшемуся факту, а как к информации для размышлений. Ну и при случае можно будет с уверенностью сказать, что ваш личный снегоход способен разогнаться до скорости, которую указал производитель. Это будет правдой, особенно, если вы добавите, что означенная скорость была достигнута в идеальных условиях. Последняя поправка ни на йоту не заденет ни вас, ни снегоход, но при этом даст шанс быть честным в том случае, если в какой-то момент снегоход не покажет означенную скорость, а неудачу списать на «плохой» снег. Речь, естественно, о пари, спорах и «слабо».

В таблице приведены данные далеко не всех снегоходов Arctic Cat 2009 года, выборка сделана автором на свое усмотрение. Цифры, согласитесь, впечатляют. Пусть даже на лоне природы будет потеря максимальной скорости 10-15%, все равно быстро. Отсюда небольшой вывод. Покупая снегоход, надо хотя бы примерно представлять его потенциал, чтобы потом быть уверенным в своих силах. Путешествия по снегу – это не легкие забавы на асфальте, где многим и 150 км/ч вполне достаточно, чтобы почувствовать себя Шумахером или Алези. Что тогда говорить о сложных снежных трассах, где для многих 70 км/ч уже могут стать реальным препятствием для безопасной езды. Хотя мощность 177 л. с. (мотор Z1 с турбонаддувом) и потенциально возможная скорость «за 200» соблазняют выбросом в кровь ведер адреналина… Но, господа, держите себя в руках! Проблема безопасной езды на снегоходе становится сегодня все более и более актуальной. Мощности растут, скорость увеличивается, однако у большинства нуворишей снегоходного движения в голове либо ветер гуляет, либо явно не хватает масла.

Современный снегоход – это один из самых опасных видов транспорта, стоит об этом помнить и перед его покупкой, и во время езды. У него намного больше «степеней свободы», чем, к примеру, у автомобиля и даже мотоцикла. Поверхность движения непредсказуема и может меняться на протяжении даже краткой поездки неоднократно – то это укатанная трасса, то пухляк, которого не ожидаешь в этом месте, то жесткий наст, то… Вариантов может быть масса. Большую опасность представляет бездумная езда в лесу на большой скорости, а также на открытых неизвестных пространствах с небольшим слоем свежего «легкого снега». Будьте осторожны!

Что надеть?Для того чтобы дольше прожить без проблем, стоит приобретать специальную одежду, предназначенную именно для езды на снегоходах. Чем выше скорость, тем выше требования к одежде. Ватник и валенки уже не годятся… Шлем тоже лучше иметь специализированный, то есть предназначенный именно для езды на снегоходах в разных погодных условиях.

5koleso.ru