Гендиректор "Энергомаша" рассказал о поставках ракетных двигателей в США. Поставки ракетных двигателей


прекратит ли Россия поставки ракетных двигателей в США?

Угрозы блокировать экспорт в США российских двигателей для ракет-носителей звучат не впервые. Достаточно вспомнить, как в мае 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль, заявил, что Россия, в ответ на введенные тогда Соединенными Штатами санкции, может приостановить поставку в США ракетных двигателей РД-180, “если они будут использоваться не в гражданских целях”. Однако в итоге так и не "приостановила", и очередная ракета-носитель Atlas V, оснащенная именно этим российским двигателем, которая вывела на орбиту два военных спутника, была запущена в США буквально два дня назад, 15 апреля.

А начиналась эта история более 20 лет назад. В июле 1997 года американская корпорация Lockheed Martin подписала соглашение с российским “НПО Энергомаш” о покупке 101 российского двигателя РД-180 на общую сумму около 1 млрд долларов. Их предполагалось использовать в американских ракетах-носителях для вывода на орбиту спутников.

“Мы выбрали РД-180 не только за его надежность и эффективность, но и за низкую цену и короткие сроки производства”, – отмечал тогда руководитель аэрокосмического подразделения Lockheed Martin. А их использование в производимых корпорацией ракетах-носителях, по его словам, позволяло сократить общее количество двигателей в них с девяти до двух.

Российские двигатели как минимум на 10% эффективнее, чем аналогичные американские, утверждал годом ранее один из руководителей корпорации Pratt&Whitney, которая также участвовала в этом соглашении.

Первый запуск американской ракеты-носителя Atlas III с российским двигателем РД-180 (из шести – до снятия этой ракеты с производства) состоялся в мае 2000 года, а дебют эксплуатируемой и ныне Atlas V – в августе 2002-го. С тех пор произведено 77 запусков Atlas V, и все они были успешными. В целом в США было поставлено “свыше 80 серийных двигателей РД-180 (на 15.05.2016)”, сообщает “НПО Энергомаш”.

В последние 11 лет их покупателем в США является компания United Launch Alliance (ULA) – совместное предприятие корпораций Lockheed Martin и Boeing, объединивших в нем в 2006 году свои аэрокосмические подразделения.

Двигатель РД-180 на площадке российского "НПО Энергомаш", июль 2003 года Двигатель РД-180 на площадке российского "НПО Энергомаш", июль 2003 года

Изначально планировалось, что к 2008 году компания Pratt&Whitney создаст производство этих двигателей в самих США. Однако в какой-то момент дедлайн перенесли на 2012 год, а среди аргументов доминировали два: такая “локализация”, во-первых, потребует около $1 млрд дополнительно, а во-вторых, организация местного производства займет не менее пять лет. В итоге было решено продолжить импорт РД-180 из России.

Однако в декабре 2014-го Конгресс США ввел запрет на закупку российских двигателей для запусков военных и разведывательных спутников – как одну из санкций за аннексию Россией Крыма и ее вмешательство на востоке Украины. Однако он не распространялся на поставки по уже заключенным контрактам, срок которых истекал к 2019 году. Спустя год, в декабре 2015-го, этот запрет был фактически снят, а буквально через несколько дней ULA объявила о планах закупить еще 20 российских двигателей.

О конкурирующих разработках в США собственных двигателей для ракет-носителей мы уже рассказывали подробно, но одним из главных вопросов остаются сроки начала их реальной эксплуатации. В частности, испытания компанией ULA собственного нового двигателя, как ожидается, могут завершиться не ранее 2019 года, а новой ракеты-носителя Vulkan – к 2022–2023 году. Поэтому закупки РД-180 у России, вполне вероятно, могут продолжаться и до середины следующего десятилетия, отмечала газета Wall Street Journal в сентябре прошлого года.

Но РД-180 – не единственная продукция российского “НПО Энергомаш”, которую закупают США. Еще в декабре 2014 года американская аэрокосмическая компания Orbital ATK подписала соглашение, предусматривающее не только поставку ей 20 двигателей РД-181, но и еще два опциона – на 20 двигателей каждый. В целом проект оценивается в сумму около $1 млрд. Эти двигатели Orbital ATK устанавливает на свои ракеты-носители Antares, используемые для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС). Поставки РД-181 в США начались в июне 2015 года, подтверждает “НПО Энергомаш”.

Стоимость двигателя – коммерческая тайна, однако экспертные оценки на этот счет не сильно разнятся. По одним из них, каждый двигатель РД-180 стоит $11–15 млн, по другим – около $10 млн. Если в 2014–2015 годах “НПО Энергомаш” продавало в США по 9 двигателей РД-180 в год, то общая сумма этих продаж могла составить около 100 млн долларов ежегодно. Что совпадает с оценками некоторых американских экспертов, предполагающих, что покупка двигателей РД-180 обходится США примерно в $100 млн в год.

Для российского производителя лишиться таких денег, в случае введения запрета на этот экспорт в США, будет непросто. Только продажи РД-180 приносили ему в 2015 году половину всех доходов, отмечали эксперты. “Прекращать экспорт ракетных двигателей в США глупо, – убеждал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев еще четыре года назад. – Понятно, что американцы от этого сильно не пострадают, уж точно не прекратят запускать в космос военные спутники. А нам придется прекратить выпуск РД-180, потому что эти двигатели больше никому не нужны”.

Ракета-носитель Atlas V с российским двигателем первой ступени РД-180, база на мысе Канаверал, сентябрь 2011 года. Через три месяца она выведет на орбиту "Марсианскую научную лабораторию", включавшую марсоход Curiosity, который был доставлен на Марс в августе 2012 года Ракета-носитель Atlas V с российским двигателем первой ступени РД-180, база на мысе Канаверал, сентябрь 2011 года. Через три месяца она выведет на орбиту "Марсианскую научную лабораторию", включавшую марсоход Curiosity, который был доставлен на Марс в августе 2012 года

Однако Россия ведет соответствующе переговоры с Китаем – об этом еще в августе 2016 года сообщал посол РФ в этой стране Андрей Денисов. А то, что они еще продолжаются, подтвердил британской газете Financial Times в январе 2018 года генеральный директор “НПО Энергомаш” Игорь Арбузов. Однако чуть ранее он же признавал, что Китай стремится купить не просто готовые двигатели, но технологии их производства.

РД-180, технологии которых восходят к разработкам 40-летней давности, тем не менее, в три раза мощнее, чем даже самый современный подобный китайский двигатель – YF-100, приводит Financial Times мнение сотрудника исследовательского центра Rand Corporation в Калифорнии Чада Оланда. “В России не могут не понимать, что Китай в итоге явно намерен потеснить их на этом рынке”, – добавляет Рик Фишер, эксперт по ракетным технологиям в вашингтонском International Assessment and Strategy Center.

Три месяца назад секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что Россия продолжит поставлять в США двигатели РД-180, несмотря на новые санкции”: “Мы ведtм себя корректно по отношению к другим странам и выполняем те соглашения, о которых мы договорились. Я не думаю, что нам нужно прекращать поставки этих двигателей. Я думаю, что мы их продолжим”.

А вице-премьер Дмитрий Рогозин чуть ранее сообщил, что, хотя “твердые заказы у “НПО Энергомаш” заключены по 2020 год”, велика вероятность, что ракетные двигатели РД-180 и РД-181 могут поставляться в США и после этого.

Если прекратить поставки этих двигателей в США, то “Энергомаш” серьезно потеряет в прибыли – он и так не сильно загружен, а окажется совсем незагруженным, предупреждал осенью прошлого года Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. И вновь повторил, что любые санкции в космической сфере гораздо больнее ударят по самой России, тогда как США их "практически не почувствуют".

www.factograph.info

Эксперт заявил о сближении отношений РФ и США из-за поставок ракетных двигателей | Новости | Известия

Контракт между Россией и США на поставки двигателей РД-180 Соединенным Штатам важен для российско-американских отношений. Об этом заявил редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.

Ранее гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов сообщил, что РФ поставит США еще шесть двигателей РД-180. По его словам, старый контракт предусматривал поставки двигателей до 2019 года, новые — в 2020 году. Закупает двигатели выступающая оператором запусков ракет Atlas V компания United Launch Alliance.

По словам эксперта, контракт очень выгоден российской стороне, так как позволяет предприятию входящему в структуру «Роскосмоса» НПО «Энергомаш» ритмично работать и получать деньги.

«Этот контракт еще и прочнее связывает американскую и российскую стороны, несмотря на трудности политического характера», — заявил Афанасьев в эфире НСН.

Соединенным Штатам российские двигатели позволяют выполнять национальные космические программы. Договор о поставке является продолжением большого соглашения на поставку 100 двигателей для ракеты Atlas, которое было заключено еще в конце 90-х годов, напомнил он. После 2014 года американская сторона стала тормозить эти работы под видом того, что якобы из-за возможных задержек с стороны РФ могут пострадать запуски по национальным оборонным и космическим и программам США.

«Американцы, с одной стороны, тормозят поставки, с другой — не возражают, потому что в данный момент ракеты Atlas летают только с помощью российских двигателей», — подчеркнул Афанасьев.

Конгресс США ранее наложил запрет на поставки российских двигателей после 2019 года. Однако затем его отменили, так как в ближайшие три года в США не удастся создать свои двигатели.

Используемые на первой ступени ракеты Atlas V российские ракетные двигатели РД-180

iz.ru

Россия продолжит поставки ракетных двигателей РД-180 в США - Космос

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 января. /ТАСС/. Россия продолжит поставлять в Соединенные Штаты ракетные двигатели РД-180, заявил в субботу журналистам секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

"Мы ведем себя корректно по отношению к другим странам и выполняем те решения, о которых мы договорились. Я не думаю, что нам нужно прекращать поставки этих двигателей. Я думаю, что мы их продолжим", - сказал Патрушев, отвечая на вопрос, продолжатся ли поставки РД-180 в США в условиях санкций.

Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о большой вероятности продолжения поставок в США двигателей РД-180 и РД-181 после 2020 года. Действующие контракты рассчитаны на период до конца 2019 года.

Российские двигатели РД-180 используются в ракетах-носителях Atlas V.

В пятницу США расширили число компаний и физических лиц в России и других странах, на которых распространяется действие односторонних американских санкций, введенных в свое время в связи с событиями на Украине. В список вошли, в частности, 12 организаций, которые, по утверждению Вашингтона, связаны с "Сургутнефтегазом" (сама компания находится под санкциями США и Евросоюза с 2014 года), компания "Силовые машины", а также структура Ростеха - "Технопромэкспорт". В санкционные списки США также вошли заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов и директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ Евгений Грабчак.

Новое расширение ограничительных мер США затронуло в том числе тех, кто был причастен к поставке газовых турбин производства германской фирмы Siemens для тепловых электростанций в Крыму, говорится в комментарии пресс-службы американского минфина. Согласно ему, данные действия являются частью сохраняющейся приверженности министерства финансов США сохранению санкционного давления на Россию до полной имплементации обязательств в рамках минских соглашений.

tass.ru

Гендиректор "Энергомаша" рассказал о поставках ракетных двигателей в США

Отвечая на вопрос, не возникают ли проблемы с поставкой российских двигателей в США, Арбузов уточнил, что предприятие выполняет все обязательства перед партнерами.

"У нас заключены контракты по 2019 год включительно, идет обсуждение поставок на последующие годы. С учетом цикла изготовления мы находимся в активной фазе переговоров с компаниями Orbital ATK и ULA. Это очень хороший для нас заказ, который обеспечивает финансовую устойчивость предприятия", - подчеркнул гендиректор НПО "Энергомаш".

Отвечая на вопрос о возможном завершении американских контрактов в связи с разработками в США ракетных двигателей, которые призваны заменить российские, Арбузов сказал: "Есть ли жизнь после РД-180? Сегодня у предприятия достаточный объем контрактов".

"Помимо того, мы не прекращаем поиск новых зарубежных партнеров, ведем разработки новых двигателей для перспективных средств выведения", - отметил гендиректор НПО "Энергомаш".

Комментируя переговоры с китайской компанией "Великая стена", Арбузов сообщил, что "Китай создает двигатель, близкий по своим характеристикам к российскому РД-180, поставляемому на экспорт для американских ракет Atlas 5".

"Интересует Китай и самый мощный в мире двигатель РД-170, использовавшийся в советской сверхтяжелой ракете "Энергия", а затем в модифицированном виде на ракетах "Зенит". Его дальнейшее развитие связано с российской ракетой среднего класса "Союз-5" и в будущем со сверхтяжелой ракетой. Китай тоже движется в сторону создания носителя сверхтяжелого класса, поэтому ему интересны наши наработки", - пояснил гендиректор НПО "Энергомаш".

Он также сообщил, что речи о продаже партии российских двигателей в Китай не идет.

"Мы понимаем, что для КНР будет неприемлема форма взаимодействия, которую мы используем с американскими партнерами, - поставка готовых ракетных двигателей. Если сотрудничество и будет развиваться, то в области научно-исследовательских работ, обмена специалистами, консультаций в решении возникающих проблем", - сказал Арбузов.

defence.ru

Украина отрицает поставки ракетных двигателей в Северную Корею

Мим Чен ЫнПравообладатель иллюстрации Reuters Image caption КНДР за последние два года "сделала ошеломляющие успехи" в изготовлениии баллистических ракет, отмечают западные эксперты

Украинские власти в понедельник заявили, что изготовленные на украинском заводе "Южмаш" ракетные двигатели никак не могли быть использованы на северокорейских баллистических ракетах.

Скандал разгорелся из-за публикации New York Times, в которой со ссылкой на засекреченную информацию разведывательных служб США и доклад британского экспертного центра сообщается о прорыве в ракетной программе КНДР.

Издание утверждает, что Пхеньян обязан своим успехом купленным на черном рынке двигателям, предположительно, произведенным на предприятии "Южмаш" - украинском заводе, который до недавнего времени был связан с российской ракетной программой.

"Эта информация не имеет под собой никаких оснований, является провокационной по своему содержанию", - прокомментировал публикацию секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов.

"Украина никогда не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею", - подчеркнул он, высказав предположение, что за публикацией доклада могут стоять российские спецслужбы.

В самом "Южмаше" также отвергли обвинения в свой адрес. "Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости "Южмашем" не выпускались и не выпускаются", - говорится в заявлении предприятия.

Лидер украинской партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко уже возложила ответственность за ситуацию на президента Украины Петра Порошенко и премьера Владимира Гройсмана.

"Если эта информация - правда, то Украина может попасть под санкции, что означает остаться без какой-либо помощи со стороны мира. Это катастрофа для нашей страны. [...] Эта ситуация является прямым следствием непрофессионализма и преступности президента Петро Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана" - написала Тимошенко в "Фейсбуке".

В России, которая в докладе также названа как страна, откуда КНДР могла потенциально получить ракетные двигатели, на публикацию не реагировали.

Правообладатель иллюстрации Reuters

"Секрет успеха"

Доклад британского некоммерческого Международного института стратегических исследований о северокорейской программе по производству баллистических ракет вышел под заголовком "Секрет успеха баллистических ракет КНДР".

"Ракетная программа КНДР за последние два года сделала ошеломляющие успехи", - считают авторы доклада. Как отмечают эксперты, ракетный арсенал Северной Кореи раньше в основном состоял из ракет малой дальности. Помимо них у КНДР была ракета средней дальности "Мусудан", пуски которой заканчивались неудачно.

"Внезапно в арсенале КНДР появились две новые модели: "Хвасон-12", средней дальности, и межконтинентальная "Хвасон-14". Ни одной стране в мире раньше не удавалось перейти от ракет средней дальности к межконтинентальным за такое короткое время", - продолжают аналитики.

Как полагают в IISS, такое быстрое развитие ракетной программы можно объяснить только покупкой КНДР работающих на жидком топливе ракетных двигателей за рубежом.

Вывод о том, что двигатели были изготовлены на территории бывшего СССР, основан на анализе фотографий с пусков корейских ракет и их технических характеристик.

"Двигатель, испытанный КНДР, визуально отличается от двигателей, производящихся в США, Франции, Китае, Японии, Индии и Иране. Кроме того, эти страны не делают двигателей, работающих на жидком топливе длительного хранения, а их мощность отличается от мощности "Хвасон-12" и "Хвасон-14". Методом исключения мы приходим к выводу, что ракеты были сделаны в странах бывшего СССР", - говорится в докладе.

Дальнейший анализ основывается исключительно на визуальных данных. В IISS утверждают, что единственный двигатель в мире, похожий на изображенные на фото - и визуально и по техническим характеристикам - это РД-250, которые были спроектированы российским НПО "Энергомаш" и использовались в ракетах модели "Циклон-2" .

"Циклон-2", говорится в докладе, импортировался Россией из Украины вплоть до 2006 года для запуска спутников. Сегодня двигатель устарел и не используется, пишут эксперты.

При этом эксперты отмечают, что у стандартной модели двигателя РД-250 два сопла, а на фотографиях и видео с запуска корейских ракет видны двигатели с одним соплом.

Эксперты утверждают, что КНДР продали измененную версию двигателя, а инженеры, достаточно квалифицированные для того, чтобы изменить двигатель РД-250, работают только на "Южмаше".

При этом в IISS не исключают, что двигатель мог быть поставлен и из России, так как "вероятно, на складах "Энергомаша", разбросанных по России, хранятся запасные экземпляры".

"Вся территория США"

В конце июля северокорейский лидер Ким Чен Ын заявил, что очередное испытание ракеты "Хвасон-14" показало, что в зоне ее поражения находится вся территория США. 10 августа в КНДР заявили, что готовят удар по военной базе США на острове Гуам.

Заявление о покрытии всей по территории США остается неподтвержденным, но запуск "Хвасон-12" доказывает, что КНДР сегодня может нанести удар по Гуаму.

В ходе майского испытания "Хвасон-12" ракета взлетела по слишком крутой траектории, достигнув пиковой высоты в 2000 километров. Если бы траектория была нормальной, ракета могла бы пролететь от 4000 до 4500 км, и таким образом достигнуть Гуама, который находится на расстоянии 3400 километров от КНДР.

После испытания президент США Дональд Трамп выступил с серией резких заявлений и твитов, заявив, что готов ответить Пхеньяну "огнем и яростью" и что военные возможности для этого уже приведены в полную готовность.

Директор ЦРУ Майк Помпео в понедельник заявил, что непосредственной угрозы ядерной войны с Северной Кореей по-прежнему нет.

На вопрос о том, насколько близка Северная Корея к созданию ядерного оружия, способного достичь территории США, директор Центрального разведывательного управления ответил: "Теперь они ближе".

"Я слышал тех, кто рассуждает о том, что мы стоим на пороге ядерной войны. Я сам не видел разведывательных данных, указывающих, что мы сегодня находимся в таком положении", - отметил Помпео.

www.bbc.com

Империя СМИ Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

"Вести из будущего" вновь с вами."США навредили сами себе", - с таким первополосным материалом вышла сегодня New York Times. Америка пребывает в шоке от ответа, который дала ей Москва на долгие санкционные провокации.С первого числа следующего месяца Россия решила в ответ на американские санкции прекратить поставку ракетных двигателей РД-180. Это означает, что космическая программа США останавливается как минимум на десять лет.

Ответ России подкосил США.

Напомним, конгрессмен Кевин Маккарти и сенатор Джон Макккейн в январе 2016 года призывали запретить США использовать ракетные двигатели РД-180, потому что они производятся НПО «Энергомаш», которое «контролируется российским правительством и «приближёнными» Владимира Путина». Пентагон был против, потому что именно с помощью российских ракет США разрабатывали космическую военную программу против России.

В чем суть потерь американцев? Об этом рассказал академик РАН Борис Каторгин, руководитель НПО "Энергомаш":"Наш двигатель РД-170 за один запуск за счет большего удельного импульса мог вывези полезного груза на две тонны больше, чем их самый мощный F-1, что означало по тем временам 20 миллионов долларов выигрыша.

Они объявили конкурс на двигатель тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл наш РД-180. Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить.

Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели".

"Санкции всегда обоюдоострые. Нельзя бесконечно накладывать санкции на одну страну, не ожидая никакого ответа с её стороны. Даже ангельскому терпению Российской Федерации пришел конец", - заявила сегодня на пресс-конференции официальный представитель МИД России.

newsland.com

Россия и США ведут переговоры о поставках ракетных двигателей РД-180

О том, что Пентагон будет вынужден использовать двигатели РД-180 в своих ракетах Atlas V дольше запланированного, во вторник сообщила газета The Wall Street Journal. По ее информации, основной поставщик средств выведения для военных — консорциум ULA — продолжит снабжать ВВС США данными ракетами как минимум до 2024 года. Задержка объясняется тем, что разработка собственных двигателей постоянно упирается в экономические проблемы. Так, например, заместитель главы военного ведомства Роберт Уорк в письме одному из сенаторов прямо признавал, что форсирование темпов разработки американского аналога РД-180 не впишется в бюджет Пентагона: дополнительные затраты, по его оценке, составили бы от $1,5 млрд до $5 млрд за шесть лет, что «отодвинет на второй план другие важные инвестиции в национальную безопасность».

Контракт на поставку 101 двигателя РД-180 Москва и Вашингтон заключили в 1997 году, его сумма оценивалась в $1 млрд. На фоне обострения отношений двух стран в разгар украинского кризиса 2014 года Конгресс США ввел запрет на их использование после 2019 года, однако затем под воздействием аргументов Пентагона был вынужден его отменить.

Сразу после этого ULA заказал у химкинского «Энергомаша» 20 дополнительных движков. Ранее власти США исходили из того, что собственные двигатели будут протестированы к 2019 году, а новая ракета под названием Vulcan начнет поставляться Пентагону не ранее 2022 года. Отметим, что майские стендовые испытания двигателя BE-4, производимого компанией Blue Origin для замены РД-180, обернулись неудачей.

По словам российских специалистов, при существующих американских возможностях Пентагон будет вынужден эксплуатировать РД-180 как минимум до 2025 года. Как стало известно “Ъ”, «Энергомаш» и ULA уже более года ведут закрытые переговоры о закупке десяти дополнительных РД-180. Изначально соглашение должны были подписать в сентябре 2016 года, однако тогда негативно повлияли подготовка к выборам президента США, а также испытания нового ракетного двигателя компании Илона Маска SpaceX. Американцы попросили перенести вопрос об очередной закупке двигателей на весну, российские переговорщики согласились. «Последнее китайское предупреждение» было сделано во время майского заседания совета директоров ULA, говорит собеседник “Ъ” в космической промышленности, прибывшая в США делегация де-факто поставила консорциуму ультиматум: либо скорейшее подписание нового контракта, либо «Энергомаш» законсервирует свои мощности и будет вести в ускоренном режиме переговоры по РД-180 с Китаем. «Жесткий разговор» почти принес плоды: собеседники “Ъ” рассказывают, что соглашение должны были подписать в ходе июньского авиакосмического салона Ле-Бурже (Франция), но и тогда ничего не получилось — в последний момент представители «Энергомаша» и ULA приняли решение не ехать во Францию из-за продления американских санкций. Ограничения коснулись российских физических и юридических лиц, а также целых отраслей экономики, но поставок РД-180 это не затронуло.

По сведениям “Ъ”, на «Энергомаше» ожидают приезда представителей ULA до конца сентября, там они должны подтвердить серьезность своих намерений о закупке. Правда, по словам собеседников “Ъ”, близких к руководству российского предприятия, сейчас речь идет о приобретении всего пяти двигателей. «Там политика вышла на первые места, но американской промышленности никуда от наших двигателей не уйти, если, конечно, они не хотят остановить свою пусковую программу»,— считает источник “Ъ” в аппарате правительства. Собеседники “Ъ” утверждают, что, несмотря на возникшие сложности, время для переговоров еще есть: в 2017–2018 годах в США по ранее подписанным контрактам будет поставлено в совокупности 22 РД-180.

В «Энергомаше» от комментариев воздержались. Оперативный ответ от концерна ULA получить не удалось.

bmpd.livejournal.com