При производстве ракетных двигателей в России будет применяться 3D-печать. Производители ракетных двигателей


Космос: Наука и техника: Lenta.ru

Ракетные двигатели на метане перспективнее силовых агрегатов на керосине, и США опережают Россию в создании таких установок, сообщил «Интерфаксу» генеральный директор научно-производственного объединения «Энергомаш» Игорь Арбузов.

Эксперт отметил, что современному рынку требуются недорогие, а также «максимально простые и надежные решения». «В наибольшей степени этим требованиям сегодня отвечает метан, поскольку он имеет наиболее развитую сырьевую базу, а по энергетике превосходит керосин», — сказал Арбузов.

Специалист отметил, что «метан — это наиболее универсальное средство, позволяющее с использованием меньших ресурсов и вложений восстановить агрегат для повторного использования ступени». «Газ практически не дает нагара, агрегаты не испытывают таких нагрузок, как при использовании других видов топлива, например смеси кислорода с керосином или кислород-водородного топлива», — добавил Арбузов.

По его словам, «Энергомаш» совместно с «Конструкторским бюро химавтоматики» работает над созданием такого двигателя, который «в металле» планируется создать до 2020 года. «На сегодняшний день это в большей степени научно-технический задел, поскольку пока нет средства выведения, на который мог бы быть установлен такой двигатель. По крайней мере, в той версии федеральной космической программы, которая есть сегодня», — пояснил Арбузов.

Гендиректор предприятия отметил, что приоритет в разработке ракетных двигателей на метане принадлежит США. «Наибольшая степень готовности сегодня у американской компании Blue Origin, она ведет активные работы по созданию двигателя BE-4, который должен заменить двигатель РД-180, поставляемый нами для американской компании ULA», — сказал Арбузов.

Материалы по теме

00:01 — 28 мая

Ледяной дождь

Америка тратит миллиарды на поиски инопланетной жизни

Химкинский «Энергомаш» считается ведущим российским производителем ракетных двигателей. Его продукция поставляется в США. Речь идет о работающих на керосине силовых агрегатах РД-180 и РД-181, основанных на упрощении советского силового агрегата РД-170.

Компания Blue Origin основана самым богатым в мире человеком Джеффри Безосом. Компания разрабатывает многоразовую туристическую суборбитальную систему (ракету и корабль) New Shepard и частично-многоразовую тяжелую ракету New Glenn (грузоподъемностью до 45 тонн на низкую околоземную орбиту). Ключевые элементы системы и ракеты Blue Origin, включая работающий на метане BE-4, компания разрабатывает и производит самостоятельно. Аэрокосмический стартап потенциально считается главным конкурентом SpaceX.

В апреле глава научно-технического совета «Роскосмоса» Юрий Коптев заявил, что Россия является единственной из космических держав, которая не использует водород в качестве топлива в ракетных двигателях.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайся!

lenta.ru

В Самаре может появиться завод по производству ракетных двигателей

23:2818.06.2018

(обновлено: 23:29 18.06.2018)

2740266

МОСКВА, 18 июн – РИА Новости. Компания "С7 Космические транспортные системы" (S7 Space, входит в S7 Group) планирует построить в Самаре завод по производству ракетных двигателей НК-33, для чего намерена выкупить у "Объединенной двигателестроительной корпорации" необходимые для этого производственные мощности, заявил гендиректор "С7 Космические транспортные системы" Сергей Сопов.

Предприниматель и основатель SpaceX Илон Маск. Архивное фотоРоссийская S7 Space намерена конкурировать с Илоном Маском в СШАВ 2016 году S7 Group объявила о покупке проекта "Морской старт" — пусковой платформы Odyssey, командного судна, наземной инфраструктуры в американском порту Лонг Бич. С пусковой платформы возможно проведение стартов ракет "Зенит", а в перспективе – новой российской ракеты "Союз-5". Ранее в компании неоднократно критиковали проект "Союз-5" за применение устаревших технологий и настаивали на необходимости разработки многоразового носителя. В планах S7 Space — совершение до 70 коммерческих пусков в течение 15 лет.

"Мы хотели бы купить у государства известные во всем мире двигатели НК-33 и НК-43, произведенные ранее самарским заводом "Кузнецов", а также документацию, оснастку, технический задел. Вообще все, что сохранилось по этой теме от советской программы. Мы намерены восстановить производство, построить свой завод ракетных двигателей в Самаре", — рассказал Сопов в интервью, которое будет опубликовано в газете "Ведомости".

"Наше предложение обсуждается в правительстве. Также ведем переговоры с Объединенной двигателестроительной корпорацией", — добавил он.

Международная космическая станция. Архивное фотоS7 Space планирует открыть "Орбитальный космодром" на базе МКС к 2024 годуСуммарные затраты на возобновление производства ракетных двигателей оцениваются в 300 миллионов долларов. "Сюда входит производство не только НК-33 и НК-43, но также системы управления, которую мы тоже хотели бы делать самостоятельно", — рассказал Сопов.

По его словам, на строительство завода и восстановление производства уйдет 5-6 лет. До этого момента, чтобы не дожидаться новых двигателей, планируется использовать имеющиеся на хранении 36 двигателей НК-33 и НК-43. "Это позволяет нам начинать программу летных испытаний новой ракеты "Союз-5SL", не дожидаясь запуска серийного производства модернизированных НК-33 и НК-43", — заключил Сопов.

Двигатели НК-33 и НК-43 — это модернизированные двигатели от советской сверхтяжёлой лунной ракеты Н-1. В настоящее время они используются в составе первый ступени лёгкой ракеты "Союз-2.1в". Двигатели были созданы, а теперь хранятся на ПАО "Кузнецов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию).

ria.ru

В Самаре планируют восстановить производство ракетных двигателей

Компания «С7 Космические транспортные системы» (S7 Space входит в S7 Group) объявила о планах строительства в Самаре завода по производству ракетных двигателей НК-33, передает РИА Новости.В Самаре планируют восстановить производство ракетных двигателей

С этой целью предприятие намерено выкупить у «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) всю необходимую для производства документацию и оснастку.

Мы хотели бы купить у государства известные во всем мире двигатели НК-33 и НК-43, произведенные ранее самарским заводом "Кузнецов", а также документацию, оснастку, технический задел,

сказал гендиректор S7 Space Сергей Попов.

По его словам, компания планирует восстановить производство двигателей, построив для этого в Самаре новый завод. В настоящее время предложение S7 Space обсуждается в правительстве. Параллельно ведутся переговоры с ОДК.

Он сообщил, что суммарные затраты на возобновление производства оцениваются в $300 млн. В эту сумму входит не только производство ракетных двигателей, но и системы управления, которые компания намерена делать самостоятельно.

На строительство завода должно уйти около 6 лет. В этот период времени планируется использовать НК-33 и НК-43, находящиеся на хранении. Их общее количество – 36 единиц.

Напомним, в 2016 году S7 Group купила проект «Морской старт» – пусковую платформу Odyssey, командное судно и наземную инфраструктуру в американском порту Лонг Бич. С платформы возможен запуск ракет «Зенит», а в дальнейшем – новой ракеты «Союз-5». При этом компания неоднократно критиковала проект «Союз-5» за применение устаревших технологий и продвигала идею создания многоразового носителя. Согласно заявлениям представителей S7 Group, компания планирует за 15 лет совершить до 70 пусков.

НК-33 и НК-43 – это модернизированные двигатели от советской сверхтяжелой ракеты Н-1. В настоящее время их используют в составе первый ступени легкой ракеты «Союз-2.1в». Произведенные ранее двигатели теперь хранятся на ПАО «Кузнецов».

topwar.ru

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей. Россия

Горячая тема: Украина: Запущена вторая линия крымского энергомоста15 декабря по указанию президента РФ Владимира Путина состоялся запуск второй линии энергомоста в Крым.

«Начинайте», — после таких слов главы России участникам запуска был произведён старт подачи электроэнергии по новой проложенной линии. Путин поблагодарил жителей Крыма и создателей энергомоста и пообещал, что все работы по обеспечению Крыма 800 МВт электроэнергии будут совершены до апреля-мая 2016 года.

На данный момент Крым получает из Краснодарского края по двум проложенным Россией линиям электричество в объёме 400 МВт. Сейчас с учётом собственной генерации полуостров обеспечивает 1000 МВт мощности энергосистемы, сообщил министр энергетики России Александр Новак.

Напомним, 22 ноября ЛЭП в Херсонской области, через которые проходила передача электроэнергии в Крым, были подорваны украинскими крымско-татарскими активистами и представителями добровольческих батальонов, в частности «Правого сектора», в результате чего не только Крым, но и часть Херсонской области были обесточены.

Координатор блокады Ленур Ислямов 7 декабря сообщил, что на представителей крымско-татарского народа в Украине Джемилева и Чубарова в связи с данным происшествием осуществляется давление со стороны международного сообщества, которое осуждает их действия по поддержке блокады.

Источник

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

zagopod.com

Крупнейший производитель ракетных двигателей в России работает в убыток

Крупнейший производитель ракетных двигателей в России работал себе в убыток, по крайней мере при поставках своей продукции в США. Такие выводы содержатся в заключении Счетной палаты. При этом именно с помощью данных двигателей США не так давно вывели на орбиту первый спутник нового элемента системы ПРО.

В 2008–2009 годах ОАО «НПО «Энергомаш» продавало российские ракетные двигатели РД-180 в США для ракет-носителей «Атлас-5» за половину стоимости затрат на их производство, передает в среду РИА «Новости» выводы, сделанные аудиторами Счетной палаты (СП).

 

По данным СП, только в 2008–2009 году убыток от их продаж двигателей РД-180 в США составил около 880 млн рублей, или почти 68% всех убытков Энергомаша. Таковы выводы Счетной палаты по итогам проверки деятельности ОАО «НПО «Энергомаш» в 2008–2009 годах.

 

Напомним, именно проданные в США российские двигатели РД-180 подняли с Земли первый спутник новой системы раннего обнаружения запусков баллистических ракет SBIRS – космической компоненты американской ПРО, развертывание которой в космосе США начали в минувшие выходные.

 

Сотрудничать с американцами ОАО «НПО «Энергомаш» начало еще в 1995 году. Тогда российская компания приняла участие в конкурсе на двигатель для новой американской ракеты-носителя Atlas IIAR, объявленном фирмой «Локхид Мартин Астронотикс».

 

НПО «Энергомаш» удалось обойти конкурентов – 12 января 1996 года компания «Локхид Мартин» объявила о выборе жидкостного ракетного двигателя РД-180 в качестве двигателя первой ступени ракеты-носителя Atlas IIAR.

 

Официальный сайт НПО «Энергомаш» приводит данные, что американские специалисты заявили тогда, что разработка двигателя РД-170 опередила аналогичные разработки в США на 8–10 лет. РД-180 – это двухкамерная версия двигателя РД-170.

 

Следует пояснить, что основная доля (80%) акционерного капитала ОАО «НПО «Энергомаш» принадлежит государству в лице Роисмущества, но до недавнего времени руководство предприятием осуществляла управляющая компания, которая одновременно владела 20-процентным пакетом НПО. Владельцы этой компании несколько раз менялись.

 

Государство сумело установить контроль над НПО «Энергомаш» лишь в конце 2010 года.

 

По данным издания «Маркер», аудиторы Счетной палаты при проверке деятельности бывшего руководства предприятия выявили огромное количество нарушений. Проверка показала, что из 2,5 млрд рублей, которые государство выделило на модернизацию НПО, целевым образом не было потрачено ни копейки. Аудитор СП Сергей Рябухин заявил, что представители государства в Энергомаше игнорировали требования и директивы о необходимости модернизации предприятия.

 

«Кроме того, миноритарным акционером ГК «Регион» был организован саботаж работы с целью продать государству свой пакет акций в восемь раз дороже реальной стоимости», – заявил аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. По его данным, миноритарным акционерам Энергомаша удалось продать свой пакет акций государству по цене 1,14 тыс. рублей за акцию. В результате такой оценки стоимость пакета, принадлежащего ГК «Регион» (крупнейший после государства акционер Энергомаша), выросла на 1 млрд рублей.

 

Аудиторы СП также выяснили, что прежнее руководство предприятия подписало приказ о выплате самим себе «золотого парашюта», который составил «100 годовых окладов рабочего предприятия».

 

По словам представителя СП,  бывшие топ-менеджеры ОАО «НПО «Энергомаш» также широко практиковали начисление себе премий и бонусов. «Руководители заключали договоры с заводом на аренду собственных машин, которые они использовали как служебные, получая за это около 5 млн рублей в год», – заявил в среду Сергей Рябухин.

 

«Сейчас саботаж закончен, СП довольна действиями нового руководства, так как у него есть план выхода из кризиса», – заявляют в Счетной палате.

 

НПО «Энергомаш» является разработчиком и производителем большинства ракетных двигателей, применяемых на российских ракетах-носителях. Предприятие поставляет двигатели РД-180 в США для ракет-носителей Atlas V, а также двигатели РД-171 на Украину для носителей «Зенит», которые используются для запусков по программам «Морской старт» и «Наземный старт». Энергомаш также разрабатывает двигатели РД-191 для семейства перспективных ракет-носителей «Ангара».

newinspire.ru

Реактивные двигатели России - Мастерок.жж.рф

Академик РАН Борис Каторгин многое сделал для того, чтобы наши ракетные двигатели стали самыми надежными в мире expert_809_050.jpg Фото: Александр Крупнов

Академик РАН Борис Каторгин многое сделал для того, чтобы наши ракетные двигатели стали самыми надежными в мире.  Фото: Александр Крупнов

Интересная статейка о прошлом, настоящем и будущем нашей ракетной отрасли и перспектив полетов в космос.

Создатель лучших в мире жидкостных ракетных двигателей академик Борис Каторгин объясняет, почему американцы до сих пор не могут повторить наших достижений в этой области и как сохранить советскую фору в будущем.

21 июня 2012 года  на Петербургском экономическом форуме прошло награждение лауреатов премии «Глобальная энергия». Авторитетная комиссия отраслевых экспертов из разных стран выбрала три заявки из представленных 639 и назвала лауреатов премии 2012 года, которую уже привычно называют «нобелевкой для энергетиков». В итоге 33 миллиона премиальных рублей в этом году разделили известный изобретатель из Великобритании профессор Родней Джон Аллам и двое наших выдающихся ученых — академики РАН Борис Каторгин и Валерий Костюк.

Все трое имеют отношение к созданию криогенной техники, исследованию свойств криогенных продуктов и их применению в различных энергетических установках. Академик Борис Каторгин был награжден «за разработки высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на криогенных топливах, которые обеспечивают при высоких энергетических параметрах надежную работу космических систем в целях мирного использования космоса». При непосредственном участии Каторгина, более пятидесяти лет посвятившего предприятию ОКБ-456, известному сейчас как НПО «Энергомаш», создавались жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), рабочие характеристики которых и теперь считаются лучшими в мире. Сам Каторгин занимался разработкой схем организации рабочего процесса в двигателях, смесеобразованием компонентов горючего и ликвидацией пульсации в камере сгорания. Известны также его фундаментальные работы по ядерным ракетным двигателям (ЯРД) с высоким удельным импульсом и наработки в области создания мощных непрерывных химических лазеров.

В самые тяжелые для российских наукоемких организаций времена, с 1991-го по 2009 год, Борис Каторгин возглавлял НПО «Энергомаш», совмещая должности генерального директора и генерального конструктора, и умудрился не только сохранить фирму, но и создать ряд новых двигателей. Отсутствие внутреннего заказа на двигатели заставило Каторгина искать заказчика на внешнем рынке. Одним из новых двигателей стал РД-180, разработанный в 1995 году специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей ЖРД для модернизируемого тогда ракетоносителя «Атлас». В результате НПО «Энергомаш» подписало договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 года уже поставило в США более 60 ЖРД, 35 из которых успешно отработали на «Атласах» при выводе спутников различного назначения.

Перед вручением премии «Эксперт» побеседовал с академиком Борисом Каторгиным о состоянии и перспективах развития жидкостных ракетных двигателей и выяснил, почему базирующиеся на разработках сорокалетней давности двигатели до сих пор считаются инновационными, а РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах.

— Борис Иванович, в чем именно ваша заслуга в создании отечественных жидкостных реактивных двигателей, и теперь считающихся лучшими в мире?

— Чтобы объяснить это неспециалисту, наверное, нужно особое умение. Для ЖРД я разрабатывал камеры сгорания, газогенераторы; в целом руководил созданием самих двигателей для мирного освоения космического пространства. (В камерах сгорания происходит смешение и горение топлива и окислителя и образуется объем раскаленных газов, которые, выбрасываясь затем через сопла, создают собственно реактивную тягу; в газогенераторах также сжигается топливная смесь, но уже для работы турбонасосов, которые под огромным давлением нагнетают топливо и окислитель в ту же камеру сгорания. — «Эксперт».)

— Вы говорите о мирном освоении космоса, хотя очевидно, что все двигатели тягой от нескольких десятков до 800 тонн, которые создавались в НПО «Энергомаш», предназначались прежде всего для военных нужд.

— Нам не пришлось сбросить ни одной атомной бомбы, мы не доставили на наших ракетах ни одного ядерного заряда к цели, и слава богу. Все военные наработки пошли в мирный космос. Мы можем гордиться огромным вкладом нашей ракетно-космической техники в развитие человеческой цивилизации. Благодаря космонавтике родились целые технологические кластеры: космическая навигация, телекоммуникации, спутниковое телевидение, системы зондирования.

— Двигатель для межконтинентальной баллистической ракеты Р-9, над которым вы работали, потом лег в основу чуть ли не всей нашей пилотируемой программы.

— Еще в конце 1950-х я проводил расчетно-экспериментальные работы для улучшения смесеобразования в камерах сгорания двигателя РД-111, который предназначался для той самой ракеты. Результаты работы до сих пор применяются в модифицированных двигателях РД-107 и РД-108 для той же ракеты «Союз», на них было совершено около двух тысяч космических полетов, включая все пилотируемые программы.

— Два года назад я брал интервью у вашего коллеги, лауреата «Глобальной энергии» академика Александра Леонтьева. В разговоре о закрытых для широкой публики специалистах, коим Леонтьев сам когда-то был, он упомянул Виталия Иевлева, тоже много сделавшего для нашей космической отрасли.

— Многие работавшие на оборонку академики были засекречены — это факт. Сейчас многое рассекречено — это тоже факт. Александра Ивановича я знаю прекрасно: он работал над созданием методик расчета и способов охлаждения камер сгорания различных ракетных двигателей. Решить эту технологическую задачу было нелегко, особенно когда мы начали максимально выжимать химическую энергию топливной смеси для получения максимального удельного импульса, повышая среди прочих мер давление в камерах сгорания до 250 атмосфер. Возьмем самый мощный наш двигатель — РД-170. Расход топлива с окислителем — керосином с жидким кислородом, идущим через двигатель, — 2,5 тонны в секунду. Тепловые потоки в нем достигают 50 мегаватт на квадратный метр — это огромная энергия. Температура в камере сгорания — 3,5 тысячи градусов Цельсия. Надо было придумать специальное охлаждение для камеры сгорания, чтобы она могла расчетно работать и выдерживала тепловой напор. Александр Иванович как раз этим и занимался, и, надо сказать, потрудился он на славу. Виталий Михайлович Иевлев — член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, к сожалению, довольно рано умерший, — был ученым широчайшего профиля, обладал энциклопедической эрудицией. Как и Леонтьев, он много работал над методикой расчета высоконапряженных тепловых конструкций. Работы их где-то пересекались, где-то интегрировались, и в итоге получилась прекрасная методика, по которой можно рассчитать теплонапряженность любых камер сгорания; сейчас, пожалуй, пользуясь ею, это может сделать любой студент. Кроме того, Виталий Михайлович принимал активное участие в разработке ядерных, плазменных ракетных двигателей. Здесь наши интересы пересекались в те годы, когда «Энергомаш» занимался тем же.

— В нашей беседе с Леонтьевым мы затронули тему продажи энергомашевских двигателей РД-180 в США, и Александр Иванович рассказал, что во многом этот двигатель — результат наработок, которые были сделаны как раз при создании РД-170, и в каком-то смысле его половинка. Что это — действительно результат обратного масштабирования?

— Любой двигатель в новой размерности — это, конечно, новый аппарат. РД-180 с тягой 400 тонн действительно в два раза меньше РД-170 с тягой 800 тонн. У РД-191, предназначенного для нашей новой ракеты «Ангара», тяга и вовсе 200 тонн. Что же общего у этих двигателей? Все они имеют по одному турбонасосу, но камер сгорания у РД-170 четыре, у «американского» РД-180 — две, у РД-191 — одна. Для каждого двигателя нужен свой турбонасосный агрегат — ведь если однокамерный РД-170 потребляет примерно 2,5 тонны топлива в секунду, для чего был разработан турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, например, мощность реактора атомного ледокола «Арктика», то двухкамерный РД-180 — лишь половину, 1,2 тонны. В разработке турбонасосов для РД-180 и РД-191 я участвовал напрямую и в то же время руководил созданием этих двигателей в целом.

— Камера сгорания, значит, на всех этих двигателях одна и та же, только количество их разное?

— Да, и это наше главное достижение. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду. Без преувеличения, эта камера — уникальное высокотеплонапряженное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря хитроумному способу «выстилания» на них пленки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой выдающейся камеры, равной которой в мире нет, мы изготавливаем лучшие свои двигатели: РД-170 и РД-171 для «Энергии» и «Зенита», РД-180 для американского «Атласа» и РД-191 для новой российской ракеты «Ангара».

— «Ангара» должна была заменить «Протон-М» еще несколько лет назад, но создатели ракеты столкнулись с серьезными проблемами, первые летные испытания неоднократно откладывались, и проект вроде бы продолжает буксовать.

— Проблемы действительно были. Сейчас принято решение о запуске ракеты в 2013 году. Особенность «Ангары» в том, что на основе ее универсальных ракетных модулей можно создать целое семейство ракетоносителей грузоподъемностью от 2,5 до 25 тонн для вывода грузов на низкую околоземную орбиту на базе универсального же кислородно-керосинового двигателя РД-191. «Ангара-1″ имеет один двигатель, «Ангара-3″ — три с общей тягой 600 тонн, у «Ангары-5″ будет 1000 тонн тяги, то есть она сможет выводить на орбиту больше грузов, чем «Протон». К тому же вместо очень токсичного гептила, который сжигается в двигателях «Протона», мы используем экологически чистое топливо, после сгорания которого остаются лишь вода да углекислый газ.

— Как получилось, что тот же РД-170, который создавался еще в середине 1970-х, до сих пор остается, по сути, инновационным продуктом, а его технологии используются в качестве базовых для новых ЖРД?

— Похожая история случилась с самолетом, созданным после Второй мировой Владимиром Михайловичем Мясищевым (дальний стратегический бомбардировщик серии М, разработка московского ОКБ-23 1950-х годов. — «Эксперт»). По многим параметрам самолет опережал свое время лет эдак на тридцать, и элементы его конструкции потом заимствовали другие авиастроители. Так и здесь: в РД-170 очень много новых элементов, материалов, конструкторских решений. По моим оценкам, они не устареют еще несколько десятилетий. В этом заслуга прежде всего основателя НПО «Энергомаш» и его генерального конструктора Валентина Петровича Глушко и членкора РАН Виталия Петровича Радовского, возглавившего фирму после смерти Глушко. (Отметим, что лучшие в мире энергетические и эксплуатационные характеристики РД-170 во многом обеспечиваются благодаря решению Каторгиным проблемы подавления высокочастотной неустойчивости горения за счет разработки антипульсационных перегородок в той же камере сгорания. — «Эксперт».) А двигатель РД-253 первой ступени для ракетоносителя «Протон»? Принятый на вооружение еще в 1965 году, он настолько совершенен, что до сих пор никем не превзойден. Именно так учил конструировать Глушко — на пределе возможного и обязательно выше среднемирового уровня. Важно помнить и другое: страна инвестировала в свое технологическое будущее. Как было в Советском Союзе? Министерство общего машиностроения, в ведении которого, в частности, находились космос и ракеты, только на НИОКР тратило 22 процента своего огромного бюджета — по всем направлениям, включая двигательное. Сегодня объем финансирования исследований намного меньше, и это говорит о многом.

— Не означает ли достижение этими ЖРД неких совершенных качеств, причем случилось это полвека назад, что ракетный двигатель с химическим источником энергии в каком-то смысле изживает себя: основные открытия сделаны и в новых поколениях ЖРД, сейчас речь идет скорее о так называемых поддерживающих инновациях?

— Безусловно нет. Жидкостные ракетные двигатели востребованы и будут востребованы еще очень долго, потому что никакая другая техника не в состоянии более надежно и экономично поднять груз с Земли и вывести его на околоземную орбиту. Они безопасны с точки зрения экологии, особенно те, что работают на жидком кислороде и керосине. Но для полетов к звездам и другим галактикам ЖРД, конечно, совсем непригодны. Масса всей метагалактики — 1056 граммов. Для того чтобы разогнаться на ЖРД хотя бы до четверти скорости света, потребуется совершенно невероятный объем топлива — 103200 граммов, так что даже думать об этом глупо. У ЖРД есть своя ниша — маршевые двигатели. На жидкостных двигателях можно разогнать носитель до второй космической скорости, долететь до Марса, и все.

— Следующий этап — ядерные ракетные двигатели?

— Конечно. Доживем ли мы еще до каких-то этапов — неизвестно, а для разработки ЯРД многое было сделано уже в советское время. Сейчас под руководством Центра Келдыша во главе с академиком Анатолием Сазоновичем Коротеевым разрабатывается так называемый транспортно-энергетический модуль. Конструкторы пришли к выводу, что можно создать менее напряженный, чем был в СССР, ядерный реактор с газовым охлаждением, который будет работать и как электростанция, и как источник энергии для плазменных двигателей при передвижении в космосе. Такой реактор проектируется сейчас в НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля под руководством члена-корреспондента РАН Юрия Григорьевича Драгунова. В проекте также участвует калининградское КБ «Факел», где создаются электрореактивные двигатели. Как и в советское время, не обойдется без воронежского КБ химавтоматики, где будут изготавливаться газовые турбины, компрессоры, чтобы по замкнутому контуру гонять теплоноситель — газовую смесь.

— А пока полетаем на ЖРД?

— Конечно, и мы четко видим перспективы дальнейшего развития этих двигателей. Есть задачи тактические, долгосрочные, тут предела нет: внедрение новых, более жаростойких покрытий, новых композитных материалов, уменьшение массы двигателей, повышение их надежности, упрощение схемы управления. Можно внедрить ряд элементов для более тщательного контроля за износом деталей и других процессов, происходящих в двигателе. Есть задачи стратегические: к примеру, освоение в качестве горючего сжиженного метана и ацетилена вместе с аммиаком или трехкомпонентного топлива. НПО «Энергомаш» занимается разработкой трехкомпонентного двигателя. Такой ЖРД мог бы применяться в качестве двигателя и первой, и второй ступени. На первой ступени он использует хорошо освоенные компоненты: кислород, жидкий керосин, а если добавить еще около пяти процентов водорода, то значительно увеличится удельный импульс — одна из главных энергетических характеристик двигателя, а это значит, что можно отправить в космос больше полезного груза. На первой ступени вырабатывается весь керосин с добавкой водорода, а на второй тот же самый двигатель переходит от работы на трехкомпонентном топливе на двухкомпонентное — водород и кислород.

Мы уже создали экспериментальный двигатель, правда, небольшой размерности и тягой всего около 7 тонн, провели 44 испытания, сделали натурные смесительные элементы в форсунки, в газогенераторе, в камере сгорания и выяснили, что можно сначала работать на трех компонентах, а потом плавно переходить на два. Все получается, достигается высокая полнота сгорания, но чтобы идти дальше, нужен более крупный образец, нужно дорабатывать стенды, чтобы запускать в камеру сгорания компоненты, которые мы собираемся применять в настоящем двигателе: жидкие водород и кислород, а также керосин. Думаю, это очень перспективное направление и большой шаг вперед. И надеюсь кое-что успеть сделать при жизни.

— Почему американцы, получив право на воспроизведение РД-180, не могут сделать его уже много лет?

— Американцы очень прагматичны. В 1990-х, в самом начале работы с нами, они поняли, что в энергетической области мы намного опередили их и надо у нас эти технологии перенимать. К примеру, наш двигатель РД-170 за один запуск за счет большего удельного импульса мог вывезти полезного груза на две тонны больше, чем их самый мощный F-1, что означало по тем временам 20 миллионов долларов выигрыша. Они объявили конкурс на двигатель тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл наш РД-180. Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на «Энергомаше» есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же двигатель РД-170, мощность струи которого достигает 27 миллионов киловатт.

— Я не ослышался — 27 гигаватт? Это больше установленной мощности всех АЭС «Росатома».

— Двадцать семь гигаватт — это мощность струи, которая развивается относительно за короткое время. При испытаниях на стенде энергия струи сначала гасится в специальном бассейне, затем в трубе рассеивания диаметром 16 метров и высотой 100 метров. Чтобы построить подобный стенд, в котором помещается двигатель, создающий такую мощность, надо вложить огромные деньги. Американцы сейчас отказались от этого и берут готовое изделие. В результате мы продаем не сырье, а продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. К сожалению, в России это редкий пример хайтек-продаж за границу в таком большом объеме. Но это доказывает, что при правильной постановке вопроса мы способны на многое.

— Борис Иванович, что надо сделать, чтобы не растерять фору, набранную советским ракетным двигателестроением? Наверное, кроме недостатка финансирования НИОКР очень болезненна и другая проблема — кадровая?

— Чтобы остаться на мировом рынке, надо все время идти вперед, создавать новую продукцию. Видимо, пока нас до конца не прижало и гром не грянул. Но государству надо осознать, что без новых разработок оно окажется на задворках мирового рынка, и сегодня, в этот переходный период, пока мы еще не доросли до нормального капитализма, в новое должно прежде всего вкладывать оно — государство. Затем можно передавать разработку для выпуска серии частной компании на условиях, выгодных и государству, и бизнесу. Не верю, что придумать разумные методы созидания нового невозможно, без них о развитии и инновациях говорить бесполезно.

Кадры есть. Я руковожу кафедрой в Московском авиационном институте, где мы готовим и двигателистов, и лазерщиков. Ребята умнющие, они хотят заниматься делом, которому учатся, но надо дать им нормальный начальный импульс, чтобы они не уходили, как сейчас многие, писать программы для распределения товаров в магазинах. Для этого надо создать соответствующую лабораторную обстановку, дать достойную зарплату. Выстроить правильную структуру взаимодействия науки и Министерства образования. Та же Академия наук решает много вопросов, связанных с кадровой подготовкой. Ведь среди действующих членов академии, членов-корреспондентов много специалистов, которые руководят высокотехнологическими предприятиями и научно-исследовательскими институтами, мощными КБ. Они прямо заинтересованы, чтобы на приписанных к их организациям кафедрах воспитывались необходимые специалисты в области техники, физики, химии, чтобы они сразу получали не просто профильного выпускника вуза, а готового специалиста с некоторым жизненным и научно-техническим опытом. Так было всегда: самые лучшие специалисты рождались в институтах и на предприятиях, где существовали образовательные кафедры. У нас на «Энергомаше» и в НПО Лавочкина работают кафедры филиала МАИ «Комета», которой я руковожу. Есть старые кадры, которые могут передать опыт молодым. Но времени осталось совсем немного, и потери будут безвозвратные: для того, чтобы просто вернуться на существующий сейчас уровень, придется затратить гораздо больше сил, чем сегодня надо для его поддержания.

Ирик Имамутдинов

А вот и довольно свежие новости:

США выбирают российские двигателиСамарское предприятие «Кузнецов» заключило предварительный договор на поставку Вашингтону 50 НК-33 – силовых установок, разработанных для советской лунной программы.

Опцион (разрешение) на поставку до 2020 года указанного количества двигателей заключен с американской корпорацией «Орбитал сайенсиз» (Orbital Sciences), выпускающей спутники и ракеты-носители, и компанией «Аэроджет» (Аerojet), являющейся одним из крупнейших в США производителей ракетных двигателей. Речь идет о предварительной договоренности, поскольку опционный договор предполагает право, но не обязательство покупателя совершить покупку на заранее определенных условиях. Два модифицированных двигателя НК-33 используются на первой ступени разработанной в США по контракту с НАСА ракеты-носителя «Антарес» (проектное название «Таурус-2»). Носитель предназначен для доставки грузов на МКС. Первый его запуск запланирован на 2013 год. Двигатель НК-33 разработан для ракеты-носителя Н1, которая должна была доставить советских космонавтов на Луну.

Была еще как то в блоге и довольно спорная информация, описывающая Ионный двигатель

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=19276

masterok.livejournal.com

При производстве ракетных двигателей в России будет применяться 3D-печать

АО «НПО Энергомаш» сообщает о намерении использовать аддитивные технологии при производстве жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Речь идёт о внедрении технологий 3D-печати. Применение такого метода, как ожидается, позволит существенно сократить трудоёмкость изготовления определённых частей силовых агрегатов.

Изображения «НПО Энергомаш»

Изображения «НПО Энергомаш»

Отмечается, что сейчас аддитивные технологии наиболее развиты в воронежском АО КБХА. В частности, на предприятии освоена методика производства с помощью 3D-печати смесительной головки и сопла двигателя 14Д23 (РД-0124) для третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б». Смесительная головка, полученная по традиционной технологии, состоит из 220 деталей, имеет 124 паяных соединения и 62 сварных шва. А аналог, изготовленный по аддитивной технологии, состоит всего лишь из одной цельной детали. На её формирование требуется 77 часов.

В АО КБХА уже проведены успешные огневые испытания камеры двигателя 14Д23, которые подтвердили возможность применения аддитивных технологий при производстве ЖРД.

«НПО Энергомаш» планирует задействовать 3D-печать при изготовлении смесительной головки окислительного газогенератора кислородно-керосинового двигателя. Кроме того, аддитивную технологию планируется опробовать при изготовлении агрегата наддува и корпуса блока сопел крена двигателя РД-191. Заявлено также проведение топологической оптимизации и изготовление кронштейнов двигателей РД-191 и РД-171МВ. 

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

3dnews.ru


Смотрите также