Противопожарные двигатели


Противопожарно о двигателе: lx_photos

Долго ли, коротко ли летал наш герой, но однажды и ему пришлось испытать на себе дефект по противопожарной системе.Некоторые особо интересные зоны самолёта контролируются противопожарной системой.Для целей нашего сегодняшнего рассказа достаточно знать, что на двигателе есть три пары пожарных детекторов: в пилоне, в горячей части и на коробке приводов снизу вентилятора.

Наш сегодняшний герой - пилонный детектор.

Устройство его забавно.Это тонкая, 1,6 мм диаметром, металлическая трубка.В её середине находится материал, обладающий способностью поглощать и испускать водород. Но это нам не надо :)Важнее, что сама трубка заполнена гелием.Конец трубки запаян колпачком (запомним этот момент).Другой конец трубки подсоединён к сигнализатору давления с двумя выключателями .Один из них при нормальном давлении внутри трубки замкнут, а второй - разомкнут.При повышении температуры свыше определённого значения второй выключатель также замыкается под действием увеличившегося давления газа.При повреждении трубки и улетучивании газа изнутри первый выключатель разомкнётся.Состояние выключателей контролируется блоками в отсеке авионики:Они отслеживают положение выключателей, сопротивление между нужными контактами, и на основании этих данных определяют состояние системы.

Когда блок решает, что на двигателе случился пожар, он подаёт сигнал на панель пожаротушения на потолке пилотской кабины:Будет орать звуковой сигнал, напоминающий колокольчик, и загорится соответствующая большая красная кнопка.Пилоты просыпаются.Им в этом случае надо установить малый газ двигателю, откинуть предохранительную скобу, нажать и отпустить красную кнопку.Когда она выдвинется, соединённые с ней выключатели перекроют двигателю всё - отбор воздуха, подвод гидрожидкости и топлива. Наверное, и свет ему тоже отключат.Если пожар не прекращается, применяем крайние меры.Как видим, слева и справа от кнопки имеются кнопки вызова агентов - 1 и 2.По нажатию любой из этих кнопокна находящемся в пилоне баллонесработает пиропатрон, пробьёт мембрану, и под давлением азота в двигатель выбросится огнегасящий фреон.Если это не помогает, нажимается вторая кнопка, и выпускается содержимое второго баллона.После этого пожар точно гаснет, и радостные пилоты беззаботно смеются в своей уютной кабинке.

А теперь шутки закончились, и начинается технотрэш.Уберите от экранов беременных детей и малолетних женщин.Да и сами... поосторожней.

Не всё ладно в воздушном королевстве!Дефекты! бродят по цепям кругОм!

Показанное в самой первой фотке сообщение на верхнем среднем дисплее как раз и говорит нам об ём.До нас открыли дефект по этому детектору на 10 дней, и нам выпало найти причину...

Проводим тест через MCDU, который подтверждает наши опасения:

Жаль в том, что система не способна определить, какой именно детектор сбоит. Она может лишь показать нам - это канал A или B.Для начала предыдущая смена поменяла местами блоки. Результата не дало.Хотя... отрицательный результат - тоже результат. По крайней мере, стало понятно, что блоки ни при чём.И, как всегда - если всё, что ты делаешь, не получается, то имеет смысл наконец почитать инструкцию :)В которой английским по белому написано - первым делом осмотреть детекторы на повреждения.А далее идёт жуткая авиониковская муть - выткните эти пины из разъёма, поменяйте с теми, посмотрите, что взорвалось...если не помогло, померяйте сопротивления... поищите дефект в проводке...  АГРХёп!!!(не люблю заниматься электроникой не в тёплой комнате - ну, вы меня понимаете, да)

Итак, пошли мы по первому пункту.Открыли капоты вентилятора и реверса...О, заодно расскажу вам про двигатель под капотами.1 - быстроразъёмное соединение ручного насоса для подъёма капота реверса и трубки к гидроцилиндру подъёма.2 - место хранения винтов для деактивации створок реверса при дефекте.3 - какая-то жуткая хрень. Похоже на торец гидроцилиндра створки реверса, но не уверен.4 - выше цифры - раздвижной упор капота вентилятора. Ниже - заборник воздуха после вентилятора на продувку воздухо-воздушного радиатора в пилоне (системы отбора воздуха).5 - упор капота реверса. Удерживает его поднятым.6 - клапан подачи воздуха на стартер двигателя. Прямо над цифрой видна ручка для ручной перекладки клапана в случае отказа электрической части (для запуска).

И полезли под реверс:

Осматривали мы разные части двигателя, но повезло именно там :)Вот как раз1 - пилон.2 - соединение отвода воздуха на охлаждение ВВР.3 - упор капота реверса в опущенном положении.4 - клапан, регулирущий охлаждение.5 - металлическая трубка, к которой присоединяются пожарные детекторы.

Детекторы присоединяются к держащей их трубе через фторопластовые изоляторы и крепятся довольно быстро разъёмным соединением:Детекторы каналов A и B закреплены рядом.И на другом конце детектора, как уже было сказано, - сигнализатор с концевиками и резистором внутри.

Какое-то время ушло на ползки под капотом реверса и осмотры в этом тесном пространстве.И вот!Наш виновник на месте преступления выглядел так:Как видим, сразу заметно, что изолятор протёрт.

Далее я вытащил остаток трубочки детектора с другого конца:

и стало понятно, что трубка сломалась:

Наверное, от вибрации перетёрло изолятор, и от трения о металлический крепёж трубочка ёкнулась.

Ну, а дальше всё было рутинно - поздравления коллег, скупая мужская слеза, и длинные письма в ночи - оператору о героизме с приложениями нарядов и фоток.

Так и живём, да.

!

да вы мне так все самолёты поломаете

79(49.4%)

только поездом!

9(5.6%)

пойду детектировать за бабло

33(20.6%)

Ссылки для разъяснений:

Кабина Airbus-320:http://lx-photos.livejournal.com/89619.html

Реверс:http://lx-photos.livejournal.com/71991.html

Открытие капота реверса:http://lx-photos.livejournal.com/108868.html

Да - работоспособность системы проверяется пилотами перед каждым полётом нажатием кнопок "Test" на потолочной панели для каждого двигателя и ВСУ.

Всем спасибо.Также благодарю компанию Airbus за непредоставленные иллюстрации.

lx-photos.livejournal.com

История развития пожарной техники

04 Мая 2014 09:23

Благодаря техническому прогрессу борцы с огнём получили новые технически средства для эффективного пожаротушения. Достижение в области машиностроение, изобретение паровых двигателей, привели к появлению самодвижущихся экипажей пожарной службы.

Впрочем, раньше, чем было подтверждено, что машине с бензиновым мотором сложно обнаружить альтернативу, пожарная техника прошла довольно длинный и тернистый путь от парового насоса до идеального пожарного автомобиля с бензиновым мотором.

1-й паровой насос изобрели британцы, а именно Брайт-Уайт и Эрик-сон в 1839 году. Эту новинку использовали долгое время, правда она являлась к месту тушения пожара позже гужевого транспорта. Середина XIX столетия была предпринята первая попытка создать паровую машину, которая бы работала без сбоев, она обслуживалась, как водится, двумя экспертами и внешне очень напоминала паровоз. Довольно низкая скорость передвижения не позволяла новому паромобилю прибывать к месту пожара, раньше повозок на конной тяге, впрочем, прогресс был на лицо.

К концу XIX века во многих городах Европы паромобиль занял заслуженное место в пожарных частях. Первые паровые автомобиле не отличались по своему внешнему виду от конных экипажей, зато, кроме воды, могли перевозить шланги, лестницы. Диаметр задних колёс был больше передних, водитель, как и кучер, восседал на широких козлах.

В отличие от Европы, в России долгое время использовались конные повозки. Основной причиной применения лошадей стало бездорожье.

Первые пожарные машины в России выпускала немецкая фирма и именитая британская компания «Мерриветтер». Машины весели семь тонн, развивали скорость по хорошей дороге до 35 км в час. Водяной котёл нагревался дровами или жидким топливом. Одной заправки хватало на 50-60 км. Насос мог подавать напор воды со скоростью 2 тонны в минуту. Экипаж состоял из пяти человек.

Первый пожарный электромобиль создала немецкая компания «Юстус Кристиан» в 1901. Тяжёлые аккумуляторы устанавливали в ящики под сиденьем, общая мощность батарей составляла – 9,6 киловатта, а скорость электромобиля не превышала 30 км в час. Автомобиль был предназначен для перевозки 10-12 людей.

Эпоха паровых и электромобилей окончилась с появлением бензинового двигателя. В России же, которая с запозданием освоила паровую технику, произошёл быстрый переход от конной тяги к бензиновым моторам.

В начале 1920-х гг. появились удивительные «самоделки». Так, симферопольские пожарные восстановили грузовой «Паккард» и превратили его в своего рода «линейку». На ней к месту бедствия возили все необходимые принадлежности для тушения пожара, но главное — команду из 16 пожарных. В Херсоне, Курске, Смоленске и многих других городах числилось по несколько старых грузовиков, переделанных аналогичным образом в автолинейки.

Имелись также автобочки, доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания скорой противопожарной помощи (подачи первой струи) использовали так называемую «газовку» или «газшпритц». На такой машине размещали небольшую (до 500 л) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см2), различный пожарный инструмент и сидения для нескольких «тушил». Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2 — 3 кг/см2, что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из ствола, соединенного с ней выкидным рукавом. За непродолжительное время действия такой машины, бойцы с огнем успевали запустить в работу другую технику.

В 1920-е гг. наша страна импортировала пожарные машины. Стоили они дорого, и потрясенное революцией и войнами государство не могло выделять на такие закупки много средств. Поэтому их приобретали как образцы для создания аналогичных отечественных машин. В этих условиях, творческая инициатива трудящихся оказалась весьма кстати. Ею решили воспользоваться. В 1925 г. нескольким заводам и мастерским поручили по аналогии с «самоделками» строить «пожарки» на базе восстановленных иностранных грузовиков. Поскольку в их числе в основном были модели «Паккард», «Уайт» и «Фиат», то именно на их шасси стали делать пожарные машины.

А тем временем начиналась автомобилизация СССР. С 1922 г. стал регулярно работать автозавод в Москве — бывший АМО, а с 1924 г. — и в Ярославле ранее принадлежавший фабриканту В. А. Лебедеву. На этом столичном предприятии к 7-й годовщине Октябрьской революции освоили выпуск из отечественных материалов грузовика АМО-Ф-15 а на ярославском, спустя год — ЯЗ. Их прототипами были «Фиат-15-тер» и «Уайт».

В 1929 г. советское правительство утвердило план строительства в Нижнем Новгороде автомобильного завода (НАЗ) с нормой ежегодного выпуска не менее 100 тыс. автомобилей. Помимо этого, планировалась модернизация столичного автозавода АМО с целью расширения производства на нем грузовых машин до 25 тыс. в год. Достижение таких результатов обеспечило бы необходимый в

ыпуск пожарных машин. Специалисты, полагаясь на успешное решение этих проблем, не теряли времени и тщательно готовились к грядущему крупносерийному производству пожарной автотехники.

Работа шла по двум основным направлениям. Первое можно назвать интеллектуальным штурмом проблемы пожарного машиностроения, а второе — отработкой конструкций наиболее важных агрегатов для пожарных машин. Начиная с 1925 г., проводились совещания специалистов по пожаротушению. На них за

вязывались дискуссии о том, как обеспечить потребности страны в пожарных автомобилях Чаще всего рассматривали следующие три способа решения проблемы: закупать машины за границей, изготавливать их на отечественных шасси, переоборудовать под «пожарки» изношенные грузовики, непригодные к дальнейшему использованию по прямому назначению.

Выделение валютны

х средств на импорт пожарных машин неуклонно сокращалось и в 1927 г. прекратилось вовсе. Ожидать первых авто от еще не построенного НАЗа представлялось непростительным бездействием. Поэтому решили восстанавливать отработавшие ресурс грузовики и оснащать их пожарным оборудованием. Такие машины выпускали с 1924 г. Ленинградский гидромеханический завод и столичный Миусский. На нем же упорно трудились над созданием самого важного для пожаротушения агрегата — водяного насоса.

Первую полностью отечественную пожарную машину на шасси ГАЗ-АА выпустили под маркой ПМГ-1.

Машина ПМГ-1 сразу понравилась пожарным за быстроту движения и мягкость хода, за достаточно высокую оснащенность необходимыми принадлежностями, простоту их укладки. Команда быстро прибывала к огню и сходу вступала в борьбу с ним

. Случалось, обходились первой помощью, но чаще тушение пожара требовало больших усилий и мужества.

После Великой Отечественной войны произошел качественный скачок в производстве советских пожарных машин. Автозаводы после войны освоили новые модели грузовиков, которые по энерговооруженности, а также по совокупности грузоподъемности, маневренности и проходимости существенно превосходили все довоенные модели. Агрегатная база этих грузовиков подходила для создания пожарных машин принципиально нового поколения.

К 1950 году на Советской Украине, в городе Прилуки Черниговкой области было открыто специальное конструкторское бюро ОКБ-8, чьей специальностью стало проектирование пожарной техники. Там же, в Прилуках построили завод, который до самого развала СССР серийно выпускал десятки моделей пожарных автомобилей самого различного назначения, и, кстати, продолжает изготавливать пожарную технику до сих пор.

В 50-60-е годы в качестве агрегатной базы для пожарных машин отлично проявили себя трехосные полноприводные (6х6) грузовики московского Автозавода имени Сталина, а потом Завода имени Лихачева. Первые мелкосерийные пожарные машины на шасси ЗИС-151 под названием ПНЗМ-3 в начале 50-х строил еще Миусский завод пожарных машин в Москве. На заводе в Прилуках первую пожарную машину ЗИС-151 освоили в 1954 году. Она звалась ПМЗ-13, и выпускалась большими сериями. Автомобиль уже обрел современный облик пожарной машины с двойной кабиной, но, как и у ПНЗМ-3, кузов изготавливался на деревянном каркасе, обшитом снаружи стальным листом.

В 60-е стали выделяться пожарные машины специального назначения, например аэродромные. Так у пожарного ЗИЛ-157 появилась модификация ПМЗ-27А с лафетным стволом, установленным на крыше кабины. Она позволяла пустить струю воды прямо на ходу, пока пожарный автомобиль еще только подъезжает к горящему самолету или строению. Правда, такие машины служили не только на аэродромах, но и в обычных пожарных депо. Также у ПМЗ-27 существовали северная и тропическая модификации для регионов с соответствующим климатом. Эти машины поставлялись даже на экспорт. Все автомобили семейства ПМЗ-27 могли заливать огонь как струей воды, так и уже применявшимся в тот период химическим пенным раствором. Для пенообразователя на машине имелся специальный бак.

1969 году в Особом конструкторском бюро ОКБ-8 ПМ разработали целое семейство штабных автобусов.

Для разработки семейства специализированных пожарных автомобилей с использованием кузова вагонной компоновки от автобуса малого класса конструкторы приступили впервые. При разработке перспективного типового ряда пожарных машин на ближайшие пять лет впервые уделили внимание специализированным пожарным автомобилям. Практика показала, что без такой техники с каждым годом все трудней обеспечивать взаимодействие подразделений при тушении масштабных пожаров. На местах всяким правдами и не правдами ваяли доморощенные конструкции, при этом приспосабливали любые доступные транспортные средства. Пестрая и нерегламентированная палитра подобной техники требовала приведения к единому требованию и перечню функционального оборудования и ТТХ. Если по составу оборудования проблем не возникало, помог богатый опыт создания подобных машин в Ленинградском УПО, то с вагонным кузовом такого размера еще не работали.

Разрабатываемое семейство специализированных машин предполагало пять разновидностей:

АС — автомобиль связи;

АШ — автомобиль штабной;

АПО – автомобиль приема пищи и отдыха;

АСО — автомобиль связи и освещения;

АГДЗС — автомобиль газодымозащитной службы;

АЭА — автомобиль экзаменационный агитационный.

При разработке новых пожарных автомобилей учитывается ряд фак­торов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе гру­зовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых ав­томобилей в стране успешно освоен. Их внедрение обусловлено тем, что дизельные двигатели на 25-30 % расходуют меньше топлива, чем карбю­раторные двигатели, работающие на бензине. Во-вторых, осуществлено увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих, большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным автомобилям.

Так, были созданы пожарные автолестницы с дизельными двигате­лями. Серийно выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40(133ГЯ), модель 181 А, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-133ГЯ. Она имеет запас воды 5000 л и пенообразователя 360 л. Мощность двигателя на автоцис­терне 155 кВт. Модификацией этого пожарного автомобиля является авто­цистерна АЦ-40/4(133ГЯ), модель 181-01. На этой автоцистерне установ­лен двухступенчатый пожарный насос. При напоре 100 м его подача рав­няется 40 л/с, при напоре 300-350 м подача насоса составляет 1,6-1,8 л/с, боевой расчет на автоцистернах 6 человек.

С 1985 г. выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40 на шасси Урал с дизельным двигателем КамАЗ 7310.

Начиная с 1993 г. предприятиями страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практи­чески всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых действий по тушению пожаров. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымо­сосы и т.д.

 

22.mchs.gov.ru

Пожарная автотехника

Автолестница пожарная АЛ-30 (ЗИЛ-131)

Основные технические характеристики АЛ-30

Шасси

ЗИЛ-131 (6x6)

Двигатель: тип мощность

карбюраторный (carburetor) 110 (150)

Высота подъема лестницы, м

30

Вылет стелы, м

16

Нагрузка на вешину лестницы, кг

160

Угол поворота стрелы вправо и влево, (°)

не ограничен (unlimited)

Расход лафетного ствола, л/с

20

Макс. Скорость, км/ч

80

Масса полная, кг

10185

Габаритные размеры, м

11,0 x 2,5 x 3,2

Автолестница пожарная АЛ-37(КамАЗ-53229)

     Предназначена для доставки к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования; подъема боевого расчета, ПТВ и оборудования на высоту до 37 м; обеспечения возможности эффективного проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ и тушения очагов пожаров на высоте; подачи огнетушащих веществ с вершины лестницы.       Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С. Допустимый угол наклона площадки при работе автолестницы – 6°.

Основные технические характеристики:
  • Шасси КамАЗ-53229 (6x4)
  • Мощность двигателя КВт, (л.с.) 176 (240)
  • Макс. скорость, км/ч 80
  • Рабочая высота подъема до пола люльки, м 37
  • Вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания, с нагрузкой в люльке 200 кг, м 18
  • Вылет вершины лестницы с нагрузкой на вершине 100 кг, м 24
  • Грузоподъемность при использовании в качестве крана, кг 2000
  • Угол поворота стрелы вправо и влево, град. не ограничен
  • Расход лафетного ствола, л/с 20
  • Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости, град. от -7° до +73°
  • Время маневров лестницы, с, при:
  • подъеме от 0° до 73° 45
  • опускании от 73° до 0° 40
  • выдвигании на полную длину 50
  • сдвигании (полном) 45
  • повороте на 360° вправо или влево 60
  • Время установки на выносные опоры, с 55 
  • Масса полная, кг 20000 
  • Габаритные размеры, мм 11000x2500x3600 
Автолестница пожарная АЛ-50 (КамАЗ-53229)

Основные технические характеристики АЛ-50:

Шасси

КамАЗ-53229 (6x4)

Двигатель: тип мощность

дизельный (diesel) 191 (260)

Высота подъема лестницы, м

50

Вылет, м

16/20

Грузоподъемность люльки, кг

200/100

Грузоподъемность лифта, кг

200/100

Угол поворота стрелы вправо и влево, (°)

не ограничен (unlimited)

Расход лафетного ствола, л/с

20

Макс. Скорость, км/ч

80

Масса полная, кг

22000

Габаритные размеры, м

11,5 x 2,5 x 3,7

Автомобиль быстрого реагирования АБР-3 (ГАЗ-2705)

Основные технические характеристики АБР-3:

Шасси

ГАЗ-2705 (4x2)

Двигатель: тип мощность, кВт (л.с.)

Карбюраторный (carburetor) 73 (100)

Число мест боевого расчета

3

Вместимость бака для пенообразователя, л

500

Макс. Скорость, км/ч

85

Масса полная, кг

3550

Габаритные размеры, м

5,5 x 2,0 x 2,5

Автомобиль газового тушения АГТ-1 (ЗИЛ-433114)

Основные технические характеристики АГТ-1

Шасси

ГАЗ-433114 (4x2)

Двигатель: тип Мощность, кВт (л.с.)

дизельный (diesel) 136 (185)

Число мест боевого расчета

3

Огнетушащее вещество

Жидкая двуокись углерода высшего и первого сортов по ГОСТ 8050-85 (Liquid carbon dioxide of the supreme And first sort on GOST 8050-85)

Масса перевозимого огнетушащего вещества, кг

1000

Тип баллонов

40-150У ГОСТ 949-79

Количество баллонов, шт.

40

Масса огнетушащего вещества в баллоне, кг

25 ± 0,2

Количество рукавных катушек с рукавом длиной, шт.: Длиной 20 м Длиной 40 м

2 2

Макс. Скорость, км/ч

95

Масса полная, кг

12000

Габаритные размеры, м

7,75x2,5x2,9

Автомобиль газодымозащитной службы АГ-20 (ЗИЛ-433362)

Основные технические характеристики АГ-20

Шасси

ЗИЛ-433362 (4x2)

Двигатель: тип мощность, кВт (л.с.)

Карбюраторный (carburetor) 110 (150)

Число мест боевого расчета

9

Тип встроенного электрогенератора

ГС-250-20/4

Привод генератора

от двигателя шасси(from chassis engine)

Номинальное напряжение, В

400/230

Максимальная мощность, кВт

20

Высота подъема осветительной мачты, м

6

Привод подъемника

пневматический (pneumatic)

Количество/мощность прожекторов, шт./кВт

2x1,0

Управление прожекторами

Ручное (manual)

Макс. Скорость, км/ч

80

Масса полная, кг

10500

Габаритные размеры, м

7,4 x 2,5 x 2,8

Автомобиль дымоудаления пожарный АД-90

     Предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарно-технического вооружения; нормализации воздушной среды в помещениях при пожаре путем удаления (отсоса) дыма, либо нагнетания пригодного для дыхания воздуха; заполнения помещений, охваченных огнем, воздушно-механической пеной для ликвидации пожара.      Пожарный автомобиль предназначен для эксплуатации в районах умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 40°С.

Основные технические характеристики:

  • Шасси ГАЗ-33086 (4х4)
  • Тип двигателя Дизельный
  • Мощность двигателя Квт, (л.с.) 86,2 (117)
  • Макс. скорость, км/ч 80
  • Число мест боевого расчета (включая водителя) 5
  • Подача установки дымоудаления, тыс.м3/ч 90
  • Грузоподъемность технологического устройства, кг 500
  • Максимальный вылет стрелы технологического устройства, м 3,5
  • Угол поворота стрелы технологического устройства вправо и влево, град. ± 185
  • Усилие на органах управления, Н (кгс), не более 150 (15)
  • Масса полная, кг 5800
  • Габаритные размеры, мм 6900x2500x2700
Автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1400 Основные технические характеристики:
  • Шасси ЗИЛ-433362 (4x2)
  • Тип двигателя карбюраторный
  • Мощность двигателя КВт, (л.с.) 110 (150)
  • Макс. скорость, км/ч 80
  • Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 6
  • Вместимость бака для пенообразователя, л 1000
  • Пожарный насос ПН 40 УВ
  • Подача, л/с 40
  • Напор, м 100
  • Число/условный проход всасывающих патрубков, шт/мм 2/125
  • Число/условный проход напорных патрубков, шт/мм 2/80
  • Возимый запас рукавов, м 1400
  • Масса полная, кг 10000
  • Габаритные размеры, мм 7700x2500x3000

Автомобиль порошкового тушения АП-5000 (КамАЗ-53215)

Основные технические характеристики АП-5000

Шасси

КамАЗ - 53215 (6x4)

Двигатель: тип Мощность, кВт (л.с.)

дизельный (diesel) 176 (240)

Число мест боевого расчета

3

Марка огнетушащего порошка Для тушения пожаров классов А, В, С

Пирант А ТУ 2149-010-00203915-97 П2-АШ ТУ 2149-001-29728633-95 Вексон АВС ТУ 2149-028-10968286-97 П-2АПМ ТУ У6-05766362-001.97

Масса перевозимого огнетушащего вещества, кг

5000

Количество сосудов для порошка, шт.

3

Рабочее давление в сосуде, МПа (кгс/см2)

0,8...1,2 (8,0...12,0)

Количество баллонов для воздуха, шт

15

Максимальное рабочее давление воздуха в баллоне, МПа (кгс/см2)

14,7 (150)

Количество рукавных катушек, шт

2

Длина рукава на катушке, м

25

Условный проход рукава на катушке, мм

32

Максимальный расход лафетного порошкового ствола, кг/с

50

Максимальная подача через ствол рукавной катушки, кг/с

5

Дальность подачи порошка через лафетный ствол, м

50

Макс. Скорость, км/ч

80

Масса полная, кг

18700

Габаритные размеры, м

8,2x2,5x3,4

Автомобиль штабной пожарный АШ-7 (2705)

          Предназначен для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения; для создания на месте пожара (аварии, катастрофы) условий для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.     Автомобиль состоит из следующих основных частей: салона для размещения боевого расчета; заднего отсека для размещения вооружения; дополнительного электрооборудования; комплекта пожарно-технического вооружения.     Все составные части автомобиля размещены на шасси автомобиля ГАЗ-2705. Шасси служит для размещения в нем оборудования и доставки личного состава для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара ПТВ размещено в заднем отсеке кузова на полках и имеет надежное крепление. Размещение ПТВ и инструмента обеспечивает удобный доступ и быстрый съем их с мест укладки.

Основные технические характеристики:
  • Шасси ГАЗ-2705 (4x2)
  • Тип двигателя карбюраторный
  • Мощность двигателя КВт, (л.с.) 73 (100)
  • Макс. скорость, км/ч 110
  • Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 7
  • Масса полная, кг 3500
  • Габаритные размеры, мм 5500x2000x2500
Автоподъемник коленчатый пожарный АКП-35 (КамАЗ-53215)

          Предназначен для доставки к месту проведения спасательных, противопожарных работ боевого расчета, необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования;для подъема боевого расчета, ПТВ и оборудования на высоту до 35 м;для обеспечения возможности эффективного проведения спасательных работ и тушения очагов пожара на высоте;для подачи огнетушащих веществ из люльки.Автоподъемник рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С.Допустимая скорость ветра не более 10 м/с.Допустимый угол наклона площадки не более 3°.

Основные технические характеристики:

  • Шасси КамАЗ-53215 (6х4)
  • Тип Двигателя Дизельный
  • Мощность КВт, (л.с.) 176 (240)
  • Максимальная скорость, км/ч 90
  • Число мест для боевого расчета 3
  • Высота подъема люльки автоподъемника (до пола люльки), м 35
  • Грузоподъемность (максимальная рабочая нагрузка) люльки автоподъемника, кг (чел.) 300 (3)
  • Рабочий вылет люльки автоподъемника от оси вращения поворотного основания с максимальной нагрузкой, м 19
  • Угол поворота люльки в горизонтальной плоскости относительно комплекта колен, град. ± 45
  • Угол поворота стрелы вправо или влево, град не ограничен
  • Время маневров люльки при максимальной скорости движений с рабочей нагрузкой в люльке, с, при:
  • подъеме на полную высоту 127 ± 10
  • опускании на землю 110 ± 10
  • повороте на 360° 118 ± 10
  • Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке (полное выдвигание опор), с 60 ± 5
  • Масса полная, кг 20000
  • Габаритные размеры, мм 11000x2500x3500

Автоцистерна пожарнаяАЦ-8-40 (КамАЗ-53229)

Основные технические характеристики АЦ-8-40

Шасси

КамАЗ-53229 (6x4), 53228 (6x6)

Двигатель: тип мощность, кВт (л.с.)

дизельный (diesel) 176 (240)

Число мест боевого расчета

3+4 (модульная кабина (modle type cabin))

Вместимость цистерны для воды, л

8000

Вместимость бака для пенообразователя, л

500

Насос пожарный: расположение насоса тип подача, л/с напор, м

заднее (in rear part) ПН-40/УВ 40 100

Даметр всасывающего патрубка, мм

125

Даметр/количество напорных патрубков, мм/шт.

80/2

Расход лафетного ствола, л/с

40

Макс. Скорость, км/ч

80

Масса полная, кг

21000

Габаритные размеры, м

8,7 x 2,5 x 3,2

АЦ-40 ЗИЛ 433114

Автоцистерна пожарная АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114.

Габаритные размеры пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114

Технические характеристики пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114

Число мест в кабине (включая место водителя)

7

Колесная формула

4х2

Снаряженная масса пожарной автоцистерны, кг

6880

Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы через шины, Н (кгс)

передних колес

26000 (2600)

задних колес

42800 (4280)

Полная масса пожарной автоцистерны, кг

10800

Распределение нагрузки на дорогу от полной массы через шины, Н (кгс)

передних колес

33300 (3330)

заднего моста

74700 (7470)

Максимальная скорость, км/ч

90

Радиус поворота, м

8,0

Контрольный расход топлива автомобиля при V=60 км/ч, л/100 км

28

Емкость топливного бака, л

170

Вместимость цистерны для воды, л

2500

Вместимость бака для пенообразователя, л

200

Срок службы, лет, не менее

10

Пожарный насос

Модель

ПН-40УВ

Тип

центробежный, одноступенчатый

Производительность, л/с, не менее

40

Напор насоса при номинальном числе оборотов, м

100

Номинальное число оборотов, мин.-1

2700

Всасывающий насос

газоструйное устройство

Двигатель

Модель двигателя

ЗиЛ-508.10

Тип двигателя

карбюраторный

Число и расположение цилиндров

V8

Рабочий объем, л

6,0

Степень сжатия

7,1

Мощность, л.с. (кВт)

150 (110) при 3200 мин.-1

Крутящий момент, кгс·м (Н·м)

41 (402) при 1800-2000 мин.-1

Стандартное оборудование пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114

Вакуумная система

  • Газоструйная эжекционная.
  • Наибольшая геометрическая высота всасывания 7,5 м.
  • Время заполнения всасывающей линии и насоса водой с наибольшей геометрической высоты всасывания не более 40 секунд.

АЦП-8,0-40 Урал 4320-1912-40

     Автоцистерна пожарная АЦП-8,0-40 на шасси УРАЛ предназначена для доставки боевого расчета и тушения пожаров из цистерны, пожарных гидрантов и водоемов при помощи рукавных линий или лафетного ствола, а также воздушно-механической пеной.

Технические характеристики пожарной автоцистерны АЦП-8,0-40 на шасси Урал 4320-1912-40:

Марка пожарной автоцистерны

АЦП-8,0-40

Вместимость цистерны для воды, л

8000

Емкость бака пенообразователя, л

400

Боевой расчет, чел.

6

Насос пожарный центробежный, тип

ПН-40УВ

Подача насоса в номинальном режиме, л/с

40

Расположение пожарного насоса

задний отсек или кабина боевого расчета

Стационарный лафетный ствол, тип

СПЛК-С40

Базовое шасси

Урал-4320-1912-40

Полная масса, кг

20360

Максимальная скорость, км/ч

80

Двигатель*

ЯМЗ-236НЕ2 дизельный ЕВРО-2 с турбонаддувом

Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.)

169 (230)

Габаритные размеры, мм

длина

8540

ширина

2500

высота

3250

Автоцистерна пожарная с лестницейАЦЛ-3-40/17 (КамАЗ-43118)

Основные технические характеристики АЦЛ-3-40/17

Шасси

КамАЗ-43118 (6x6)

Двигатель: тип мощность, кВт (л.с.)

дизельный (diesel) 191 (260)

Число мест боевого расчета

3

Вместимость цистерны для воды, л

3000

Вместимость бака для пенообразователя, л

240

Насос пожарный: расположение насоса тип подача, л/с напор, м

заднее (in rear part) ПН-40/УВ 40 100

Наибольшая геометрическая высота всасывания, м

7,5

Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75°, м

17

Наибольшая нагрузка на вешину лестницы, кг

160

Макс. Вылет, м

12 ± 0,1

Угол подъема стрелы, (°)

± 185

Угол поворота в горизонтальной плоскости, (°)

от 0 до +75 (from 0 to +75)

Расход лафетного ствола, л/с

20

Макс. Скорость, км/ч

80

Масса полная, кг

16800

Габаритные размеры, м

8,0 x 2,5 x 3,2

Автоцистерна АЦ 6.0-40 (5557)

Технические характеристики:

  • Емкость цистерны для воды, л 6000
  • Емкость бака пенообразователя, л 360
  • Боевой расчет, чел 6
  • Насос пожарный, тип НЦПН-40/100 В1Т
  • НЦПН-70/100 В1Т
  • Вакуумная система водозаполнения АВС-01Э
  • Расположение пожарного насоса В кабине
  • Стационарный лафетный ствол, тип СПЛК-С40
  • Производительность лафетного ствола
  • по воде при давлении 0.6 МПа, л/с 40
  • по пене, куб.м/мин 23,5
  • Модель базового шасси Урал-5557
  • Полная масса, кг 20630
  • Габаритные размеры, мм 8600х2500х3400
  • Максимальная скорость, км/ч 70
  • Тип двигателя ЯМЗ-236НЕ2 (Евро II), Дизельный
  • Номинальная мощность кВт (л/с) 176 (240)
  • Коробка передач 5-ти ступенчатая
  • Колесная формула 6x6
  • Шины с регулируемым давлением 1200x500-508
Автоподъемник коленчатый пожарный АКП-35 (КамАЗ-53215)

Основные технические характеристики АКП-35

Шасси

КамАЗ-53215 (6х4)

Двигатель: тип мощность

дизельный (diesel) 176 (240)

Высота подъема, м

35

Грузоподъемность люльки, кг

350

Вылет стрелы с люлькой, м

19

Угол поворота стрелы, (°)

не ограничен (unlimited)

Угол поворота люльки, (°)

±45

Расход лафетного стволова, л/с

20

Макс. Скорость, км/ч

90

Масса полная, кг

20000

Габаритные размеры, м

11,0 x 2,5 x 3,5

Оперативно-штабной автомобиль ОША-7 (ГАЗ-32217)

Основные технические характеристики ОША-7

Шасси

ГАЗ-2705 (4x2)

Двигатель: тип мощность, кВт (л.с.)

Карбюраторный (carburetor) 73 (100)

Число мест боевого расчета

7

Макс. Скорость, км/ч

110

Масса полная, кг

3500

Габаритные размеры, м

5,5 x 2,5 x 2,7

Пожарная насосная станция ПНС-110

Пожарная насосная станция применяется для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к передвижным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на очаг пожара.

Основные технические характеристики:

  • Шасси КамАз-43114(6х6)
  • Тип двигателя Дизельный
  • Мощность двигателя Квт, (л.с.) 176 (240)
  • Макс. скорость, км/ч 85
  • Число мест боевого расчета (включая водителя) 3
  • Насос пожарный ПН-110
  • Производительность насоса, л/с 110
  • Напор, м 100
  • Наибольшая геометрическая высота всасывания, м 7
  • Время заполнения насоса водой, с 60
  • Число всасывающих патрубков/условный проход всасывающего патрубка, шт/мм 2/150
  • Число напорных патрубков/условный проход напорного патрубка, шт/мм 2/150Тип двигателя привода насоса/модель дизельный,
  • четырехтактный/2Д12БС2
  • Номинальная мощность при частоте вращения 1350 об/мин, кВт (л.с.) 220(300)
  • Пуск двигателя основной/аварийный электрический, от стартера/
  • сжатым воздухом
  • Масса полная, кг 10500
  • Габаритные размеры, мм 7650x2500x3000

Рукавный автомобиль АР-2

Основные технические характеристики:

  • Тип двигателя дизельный
  • Мощность двигателя КВт, (л.с.) 176 (240)
  • Макс. скорость, км/ч 90
  • Число мест для боевого расчета, чел. 3
  • Запас напорных рукавов м/шт., Ø77 мм 1200/60
  • Запас напорных рукавов м/шт., Ø150 мм 800/40
  • Максимальный расход лафетного ствола, л/с 40
  • Способ намотки рукавов механизированный
  • Масса полная, кг 15100
  • Габаритные размеры, мм 8100x2500x3450
  • Шасси КамАЗ-43114 (6x6)
Информационные и графические материалы предоставлены ПО-БЕРЕГ

Оцените информацию, представленную на данной странице:

Спасибо, Ваш комментарий принят!

Экстренные телефоны:

Единый телефон пожарных и спасателей Полиция Скорая помощь Аварийная газовая служба
С городского/сотового телефона
01/101
02/102
03/103
04/104

50.mchs.gov.ru

5.3. Базовые транспортные средства и двигатели пожарных автомобилей

Пожарные машины создаются на шасси грузовых автомобилей. К ним предъявляют два основных требования: они должны обладать высокими удельными мощностями и проходимостью.

Для АЦ и специальных ПА используются шасси ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ, Урал, МАЗ. Они могут быть полноприводными (колесная формула 88.1; 66.1; 44.1) и неполноприводными (64.1; 42.2 и др.). Это дает возможность выбирать рациональные шасси для заданных регионов дислокации подразделений ГПС.

На шасси этих автомобилей установлены четырехтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания или дизели. Двухтактные двигатели имеют ограниченное применение – только на некоторых мотопомпах.

В отличие от грузовых автомобилей двигатели на пожарных машинах эксплуатируются в транспортном и стационарном режимах. Потребителями энергии на ПМ являются пожарные насосы, генераторы электрического тока, приводы пожарных автомобильных лестниц и коленчатых подъемников и т.д.

В карбюраторных двигателях смесеобразование бензина с воздухом осуществляется вне их цилиндров. Готовая рабочая смесь поступает в цилиндры двигателя от карбюратора. Эта смесь при положении поршней вблизи верхней «мертвой» точки воспламеняется от искры свечи зажигания.

В дизелях дизельное топливо впрыскивается форсунками в цилиндры при положении поршней вблизи верхней «мертвой» точки. Образовавшаяся смесь распыленного форсункой дизельного топлива и воздуха воспламеняется от сжатия.

Работу двигателя внутреннего сгорания (ДВС) характеризует ряд показателей. Отношение полного объема цилиндра Va к объему камеры сгорания Vc называют степенью сжатия (рис. 5.8):

 = .(5.4)

Изменение давления внутри цилиндра двигателя по ходу поршня в различных тактах называютиндикаторной диаграммой.

Индикаторная диаграмма – диаграмма изменения давления газа в цилиндре двигателя в зависимости от изменения положения поршня, записанная с помощью прибора индикатора. Пример такой диаграммы для карбюраторного двигателя показан на рис. 5.8.

Важными параметрами индикаторной диаграммы являются давление в конце такта сжатия Рс, МПа, и давление в конце сгоранияРz, МПа.

Площадьa, c, z, bиндикаторной диаграммы характеризует индикаторную работу. Принято считать, что на поршень действует некоторое среднее индикаторное давлениеРi.Оно на протяжении рабочего хода поршня характеризует полезную работу. На диаграмме она обозначена знаком + . Знаком – обозначена работа, затрачиваемая на всасывание рабочей смеси и удаление отработавших газов.

Зная среднее индикаторное давлениеРi, МПа, рабочий объем цилиндраVp, л, число цилиндровi, частоту вращения коленчатого валаn,об/мин, определяют индикаторную мощность двигателя, кВт:

, (5.5)

где  – тактность двигателя.

Мощность, снимаемая с коленчатого вала двигателя, меньше индикаторной мощности, так как часть ее расходуется на преодоление трения рабочих деталей, на приведение в действие вспомогательных механизмов (топливного насоса, газа, распределительного механизма и т.д.). Мощность, соответствующая этим потерям, называется мощностью механических потерь Nм.

Полезную мощность, которую можно снимать с коленчатого вала двигателя, называют эффективной мощностью, кВт:

е = i - Nм. (5.6)

Совершенство конструкции двигателя оценивают величиной механического коэффициента полезного действия:

м = (5.7)

Мощность NeиNмопределяют на специальных стендах. С помощью тормозных устройств определяют также крутящие моментыMe,Нм, при заданных частотах вращения коленчатого валаn,об/мин. Эффективную мощность, кВт, определяют по формуле

Ne = Me  = Me(5.8)

где е– эффективный крутящий момент, Нм; ω – скорость вращения коленчатого вала двигателя, с-1.

Важной характеристикой является удельный эффективный расход топлива ge, кг/(кВт·ч):

ge = , (5.9)

где Gт – часовой расход топлива, кг/ч.

Параметры основных показателей, характеризующих двигатели, приводятся в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Показатели

Размерность

Карбюраторные двигатели

Дизели

Степень сжатия, 

Давление Рс

Давление Рz

Механический коэффициент полезного действия м

Удельный эффективный расход топлива gе

-

МПа

МПа

-

г/(кВтч)

4 – 10

0,8 – 2,0

3 – 6

0,75 – 0,85

290 – 350

14 – 17

3 – 7

6 – 9

0,7 – 0,83

234 – 265

На пожарных автомобилях предпочтительнее использовать дизели, так как расход топлива в них меньше на 25 – 30 %, чем у карбюраторных двигателей. Одновременно следует указать, что пуск дизеля более тяжел, чем карбюраторного двигателя вследствие различия величины .

Различаются двигатели и по значениям величин, характеризующих токсичность отработавших газов (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Тип двигателя

СН, млн-1

СО, %

NOx, млн-1

Сажа, г/м3

Карбюраторный

Дизельный

1000 – 3500

50 – 1000

0,2 – 6

0,05 – 0,3

400 – 4500

200 – 2000

0,05

0,1 – 0,3

Концентрацию COвыражают в объемных процентах. Концентрацию СН иx записывают в миллионных долях, например:

rCH =(5.10)

где rCH– концентрация СН в отработавших газах, млн-1; VCН– парциальный объем СН, м3;Vсм– объем выпускных газов, м3.

Очень опасной является сажа. На ней адсорбируется большое количество веществ и она, к сожалению, не улетучивается, а осаждается на пол. Наиболее опасным из них является бенз--пирен, так как по некоторым данным он является возбудителем онкологических заболеваний.

Характеристики двигателей– это зависимости основных показателей двигателей (Ne, Meи ge ) от частоты вращения его коленчатого валаn, об/мин.

Характеристику Ne = f(n) называютскоростной(кривая1 на рис.5.9). Скоростную характеристику, полученную при полной подаче топлива, называютвнешней. Характеристики, получаемые при неполной подаче топлива, называютчастичными (кривая2на рис 5.9).

В характеристиках указывают минимальные обороты двигателя nmin; оборотыnN,соответствующие максимальной мощностиNe max, и обороты максимального крутящего моментаnMe max.

Рис. 5.9. Скоростная характеристика двигателя:

1 – внешняя характеристика; 2 – частичная характеристика; 3 – крутящий момент; 4 – удельный расход топлива; 5 – регуляторные характеристики

В случае установки на двигателе ограничителей скорости NeиMeизменяются, как показано прямыми5(см. рис 5.9) Максимальная скоростьnmax отличается отnNна величину около 10 %.

Из рис. 5.9 следует, что область, ограниченная внешней скоростной характеристикой (кривая 1) и диапазоном скоростей отдоnN, является областью, в которой эксплуатируются двигатели. Для примера приводится внешняя скоростная характеристика дизеля КамАЗ-740.11 мощностью 176 кВт (рис. 5.10).

В документации на двигатели наиболее часто указывают Ne max и nN. По параметрам этих величин можно построить внешнюю скоростную характеристику двигателя, используя формулу

Ne = Ne max (5.11)

где n – текущие значения частот вращения вала двигателя, об/мин.

Для карбюраторных двигателей а = b = с = 1, а для дизелей а = 0,53; b = 1,56 и с = 1,09.

Приводимые в справочниках значения Ne max и nN получены на основании стендовых испытаний. На автомобилях же мощность частично расходуется на привод вентилятора, компрессора, часть ее теряется в глушителе и т.д. Поэтому в расчетах эту часть энергии учитывают коэффициентом коррекции Кк. Для двухосных автомобилей Кк = 0,88, а для трехосных Кк = 0,85.

Важной характеристикой для двигателей внутреннего сгорания является величина крутящего момента. Его величина и изменение в зависимости от частоты вращения вала двигателя M = f(n) и характеризуют приспособляемость двигателя. Это способность двигателя преодолевать (без воздействия со стороны водителя) возможное увеличение сопротивления от внешней нагрузки. Она характеризуется отношениями:

K = или K =. (5.12)

Чем круче поднимется кривая Ме при уменьшении n, тем меньше снизится скорость автомобиля при увеличении сопротивления движению. Следовательно, можно будет преодолевать более крутые подъемы, не переходя на пониженную передачу. Следовательно, чем больше К, тем лучше тяговые качества автомобиля, выше средняя скорость движения и легче управление.

По показателю К предпочтительнее бензиновые двигатели. У них K = 1,2 – 1,4, а у дизелей K = 1,05 – 1,15. Поэтому у дизелей имеются корректоры, повышающие K. Кроме того, на автомобилях с дизелями всегда больше число ступеней скоростей в коробке передач, чем у автомобилей с карбюраторными двигателями.

На пожарных автомобилях используются двигатели различных типов и серий. Параметры основных характеристик некоторых двигателей приводятся в табл. 5.4.

Таблица 5.4

п/п

Марка

Тип

Ne max, кВт

nN, об/мин

1

2

3

4

5

6

7

8

ЗИЛ-130

ЗИЛ-508.10

ЗМЗ-66

ЯМЗ-236

ЯМЗ-138

ЗИЛ-645

КамАЗ-740

КамАЗ-740.11

К

К

К

Д

Д

Д

Д

Д

110

110

84,4

132

176

132

154

176

3200

3200

3200

2100

2100

2800

2600

2200

Примечание. К – карбюраторный двигатель; Д – дизель.

Режимы эксплуатации двигателей ПАхарактеризуются рядом особенностей.

В гаражах пожарных частей они содержатся при температурах окружающей среды, а зимой при температуре не ниже 12 оС. Естественно, что это и температура охлаждающей жидкости двигателя. При вызове и следовании на пожар в течение 5 – 10 мин двигатели работают в режиме прогрева. Если пути следования относительно небольшие, то в транспортном режиме ПА двигатели эксплуатируются в режиме прогрева. В среднем в течение года пробеги ПА по спидометру достигают значений 3500 – 4000 км.

Второй особенностью эксплуатации двигателей является продолжительный отбор мощности от него в стационарном режиме. В стационарном режиме работа на насосе достигает 100 – 120 ч в год. Так как один час работы двигателя в стационарном режиме эквивалентен пробегу, равному 50 км, то приведенный пробег равен 5000 – 6000 км в год. Это соизмеримо с продолжительностью эксплуатации в транспортном режиме.

Требованиями НПБ обусловлено, что двигатель должен обеспечить непрерывную работу насоса в течение шести часов при номинальных значениях напора и величины подачи воды. Это очень жесткие условия еще и потому, что в стационарном режиме эксплуатации отсутствует стационарный натекающий поток воздуха на радиатор, имеющий место в транспортном режиме эксплуатации. Поэтому не исключено, что в некоторых случаях произойдет перегрев двигателя. Во избежание этого неприятного явления экспериментально была установлена необходимость ограничить величину мощности, потребляемой в стационарном режиме nст= 0,7Nmax. Во избежание большой интенсивности износа двигателей было установлено ограничение частоты вращения вала двигателяn= 0,75nN.

Отобразим эти ограничения на внешней скоростной характеристике двигателя (рис. 5.11) и из точки кпостроим частичную скоростную характеристикуак.

Ее можно построить по приведенной выше формуле (5.11), приняв координаты точкикза исходные. Рекомендуется также, чтобы в точкекбыл запас мощности не менее 15 %, как показано на рисунке.

Ограничение режимов эксплуатации двигателя по мощности и частоте вращения вала значительно сокращает поле использования его полезной мощности. Это, естественно, требует жесткого согласования режимов работы двигателя и потребителя.

В случае, если потребляемая мощность будет превосходить мощность, соответствующую точке к, то необходимо устройство дополнительного охлаждения двигателя. Для этого на некоторых автоцистернах установлены теплообменники (рис. 5.12). Вода из системы охлаждения двигателя поступает в корпус1теплообменника и охлаждается водой, поступающей из пожарного насоса.

В двигателях автоцистерн изменена система выпуска отработавших газов. Перед глушителем 5(рис. 5.13) установлен газоструйный вакуумный аппарат6. Отработавшие газы двигателя поступают к патрубкам1. Газоструйный насос в аппарате6отсасывает воздух из пожарного насоса по трубке2. В пожарном насосе создается необходимый вакуум для заполнения его водой из постороннего источника.

Из аппарата 6отработавшие газы поступают в резонатор, соединяющий звуковые сигналы. Из глушителя отработавшие газы выходят в атмосферу по трубопроводу4. В зимнее время они по трубопроводу3направляются в систему обогрева цистерны или насосного отсека с пожарным насосом.

studfiles.net

Пожарные автонасосные станции - wiki-fire.org

ПНС-100(5350)

ПНС-100(5350)

Пожарные автонасосные станции (ПНС): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара[1].

Назначение

Пожарные автонасосные станции предназначены для тушения крупных пожаров и применяются тогда, когда требуется подача большого количества огнетушащих веществ.

Пожарные насосные станции (ПНС) предназначены для подачи воды по магистральным рукавным линиям:

Конструктивные особенности

ПНС монтируются на шасси высокой проходимости, что позволяет ей оперативно изменять место установки и быстро начинать работу.

Такие станции обеспечивают работу трех-четырех автоцистерн с подачей их насосами 30 – 40 л/с воды. Они перекачивают воду на расстояние до 2 км.

При использовании сборно-разборных металлических трубопроводов подача воды может быть увеличена на большие расстояния.

ПНС-110(131)131А

ПНС-110(131)131А

ПНС-110(131)131А в работе

ПНС-110(131)131А в работе

При тушении крупных пожаров ПНС применяется совместно с рукавными автомобилями, автомобилями водопенного тушения, пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при тушении крупных пожаров лесных массивов, торфяников, больших складов. При тушении газовых и нефтяных фонтанов они обеспечивают работу автомобилей газоводяного тушения (АГВТ).

Современные ПНС создаются на шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости КамАЗ, ЗиЛ, МАЗ, а в последнее время и на базе автомобилей импортного производства.

На ПНС, как правило, имеются два двигателя: двигатель шасси и двигатель привода насоса. Следовательно, в отличие от автоцистерн, на которых двигатели работают в двух режимах – транспортном и стационарном, на ПНС двигатель шасси эксплуатируется только в транспортном режиме и ненагруженном стационарном (при ЕТО), а двигатель насоса – только в стационарном режиме.

Наличие на ПНС двух двигателей предопределило особенности их компоновки (На рисунке 1 приведена схема классической ПНС-110(131)131А). Двигатель автомобиля ЗИЛ-131 размещен перед кабиной, а в кузове ПНС установлен автономный дизель 1, который с муфтой сцепления и карданным валом соединен с насосом 6[2].

Рис. 1. Компоновка и структурная схема ПНС-110:а – компоновка ПНС-110: 1 – двигатель 2Д-12Б; 2, 9 – топливный бак; 3 – баллоны со сжатым воздухом; 4 – боковые отсеки; 5 –муфта сцепления; 6 – центробежный насос ПН-110; 7 – органы управления и контроля на пульте; 8 – карданный вал; 10 – масляный бак; б – структурная схема агрегатов и систем ПНС-110

Рис. 1. Компоновка и структурная схема ПНС-110:а – компоновка ПНС-110: 1 – двигатель 2Д-12Б; 2, 9 – топливный бак; 3 – баллоны со сжатым воздухом; 4 – боковые отсеки; 5 –муфта сцепления; 6 – центробежный насос ПН-110; 7 – органы управления и контроля на пульте; 8 – карданный вал; 10 – масляный бак; б – структурная схема агрегатов и систем ПНС-110

В качестве источника энергии для привода пожарного насоса используются четырехтактные двенадцатицилиндровые дизели 2Д12Б. На новых ПНС устанавливают модернизированный дизель 2Д12Бс. Эти дизели развивают мощность 220 кВт при частоте вращения 2100 об/мин. На ПНС они эксплуатируются в стационарном режиме, поэтому дизель, кроме собственной системы охлаждения, оборудован дополнительным теплообменником, включенным в пожарный насос. Вода, поступающая в теплообменник из пожарного насоса, дополнительно охлаждает воду системы охлаждения двигателя. Дополнительно охлаждается масло в маслобаке.

Для обеспечения надежного пуска двигателя при низких температурах он оборудован специальным пусковым подогревателем, обеспечивающим разогрев воды в системе охлаждения и масла в маслобаке.

Пожарное оборудование на ПНС размещается в кузове с боковыми дверями шторного типа и задней дверью, открывающейся вверх. Это обеспечивает большой полезный объем по сравнению с ПНС более раннего выпуска, для размещения оборудования, проведения ремонтных работ и обслуживания двигателя и насоса.

Кузов оборудован плафонами освещения и выключателями контроля закрытия дверей[2].

Насосные установки ПНС

Пожарный насоснормального давленияНЦПН-100/100М

Пожарный насоснормального давленияНЦПН-100/100М

Поскольку ПНС используются в качестве узла водопитания на пожаре, что подразумевает значительный объем перекачиваемой к другим пожарным автомобилям или средствам подачи огнетушащих веществ, то возникла необходимость установки на них насосных установок повышенной производительности. Как правило производительность таких насосов составляет 100л/с и выше.

Наиболее распространенным пожарным насосом используемым для создания насосных установок ПНС является ПН-110 и его модификации.

На ПНС изготавливаемых в в России в XXI веке широко применяются современные пожарные насосы марки НЦПН-100/100М. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция оснащения пожарных автонасосных станций пожарными насосами производства зарубежных фирм немецкой JOHSTADT(NP 6000) и финской ESTERI (ESTERI LK-6000A).

В данной таблице можно увидеть ТТХ Пожарных автонасосных станций когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.

Подача воды к АНР

Подача воды к АНР

Подача воды к водяным стволам

Подача воды к водяным стволам

Подача раствора пенообразователя к приборам подачи пены

Подача раствора пенообразователя к приборам подачи пены

Одновременная подача воды и раствора пенообразователя к приборам

Одновременная подача воды и раствора пенообразователя к приборам

  1. ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения"
  2. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. - Санкт-Петербург, 2006.-507с.
  3. М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника, Москва, 2004
  4. Моисеев Ю.Н., Теребнев В.В.. Пожарная техника. Книга 2. Мобильные средства пожаротушения. – Екатеринбург: ООО «Издательство «Калан», 2015 – 184с.
  5. www. walkarounds.scalemodels.ru
Основные пожарные автомобили общего примененияОсновные пожарные автомобили целевого примененияСпециальные пожарные автомобили

Вверх

У данной страницы нет кураторов!

wiki-fire.org

Монстры против огня: самые крутые пожарные машины

Даже ребенок знает, что пожарный – крутая профессия. А крутым парням нужна не менее крутая техника. Мы подобрали настолько свирепые пожарные машины, что огонь может потухнуть от одного их грозного вида

МАЗ-7310

На основе МАЗ-7310, МАЗ-543 или, как его называют в народе «МАЗ-ураган», было построено не одно поколение аэродромных пожарных автомобилей. Сама машина выпускается с 1962 года и представляет собой полноприводный четырёхосный тяжёлый колёсный грузовой автомобиль. Противопожарные модификации – лишь второе предназначение «Урагана». Изначально машина предназначалась для перевозки тяжёлой военной артиллерии. И сейчас на базе МАЗ-543 построены такие образцы военной техники как РСЗО «Смерч», машина обеспечения боевого дежурства стратегического ракетного комплекса «Тополь», ракетно-пусковая установка SCUD-2 и другие. МАЗ-7310 имеет полную массу 43,3 тонны, оснащается дизельным V12 объёмом 38,8 литра и мощностью 525 лошадиных сил и способен разгоняться до 60 километров в час. Длина кузова составляет 11,7 метра, а ширина и высота – почти три метра.

Youngman

Этот китайский пожарный автомобиль хоть и обладает средними габаритами, оснащён большой и мощной водяной пушкой для тушения огня. Пекинская компания Xinxing Heavy Industries оснастила стандартный грузовой Youngman мощнейшим водомётом, сконструированным из турбореактивного двигателя. За одну минуту это устройство способно вылить более тонны воды на расстояние более 120 метров. Актуальность изобретения производитель объясняет тем, что иногда пожары приходится тушить на оружейных и химических заводах, складах горючих материалов – в местах, приближаться к которым для человека небезопасно. Стоит такая машина 5 миллионов юаней (около 800 тысяч долларов). Интересно, что реактивный двигатель позаимствован у самолёта Shenyang J-6 – китайской копии отечественного МиГ-19. Китайцы начали выпускать их в 1958 году, а в девяностых более 3000 экземпляров оказались списаны – поэтому недостатка в комплектующих Xinxing Heavy Industries пока не испытывают.

Big Wind

Но нечто гораздо более массивное и эффективное соорудили венгерские инженеры по заказу США. Для тушения пожаров на нефтяных месторождениях Ирака была разработана действительно уникальная машина. Советский танк Т-34 оснастили сразу двумя водомётами из реактивных двигателей МиГ-29. За одну секунду такая машина способна вылить на пламя более 830 литров воды, а за минуту – более 30 тонн. В движение машина приводится 40-литровым дизельным V12 мощностью 580 лошадиных сил, а весит пожарный Т-34 около 42 тонн. Максимальная скорость была искусственно ограничена до пяти километров в час. Приблизительная цена одной пожарной машины на базе Т-34 (с учётом стоимости тренировки экипажа и дополнительного оборудования вроде специальных защитных костюмов) составила около трёх миллионов долларов. Разработка активно применялась во время войны в Персидском заливе и помогла избежать многих глобальных финансовых и экологических потерь.

МТ-Т

А это уже советская разработка: гусеничная пожарная машина на основе проверенного тягача МТ-Т. За тушение пожара отвечают четыре немаленьких водомёта (хоть и не турбореактивных). Задумка принадлежит Харьковскому Конструкторскому Бюро по Машиностроению имени А.А. Морозова. При конструкции этой машины ставка делалась на основное преимущество гусениц перед колёсами – такой пожарный танк, немного разогнавшись (максимальная скорость тягача МТ-Т составляет 65 км/ч), может ударом разметать горящий объект, гусеницами раздавить обломки и тушить уже горящие обломки. 

 

ГПМ-54

 

Эту гусеничную пожарную машину на шасси танка Т-55 создали на Львовском бронетанково-ремонтном заводе. Такая бронемашина способна тушить пожары высшей степени сложности в самых экстремальных условиях с помощью воды (дальность струи - до 60 метров), пены и специального порошка. Любопытно, что согласно техзаданию ГПМ-54 предназначалась для тушения лесных пожаров, однако сфера применения этой машины оказалась гораздо шире. В частности, пару таких установок использовали на космодроме Байконур. Также нередко ГПМ-54 применяли при тушении пожаров на артиллерийских складах - благодаря бронированному корпусу, пожарный танк мог подобраться близко к очагу возгорания, без риска для жизни экипажа. 

 

 

ГПМ-64 

 

Еще одно детище украинских танкостроителей - гусеничная пожарная машина, созданная на базе танка Т-64 в цехах Харьковского бронетанкового ремонтного завода. Эта модель, представленная в 2010 году, гораздо современнее своего предшественника, ГПМ-54, появившегося на свет в далеком 1977-м. Возраст сказался на эффективности машины – здесь стоит более мощный водомет, способный «бить на поражение» с расстояния в 100 метров. 52-тонный пожарный танк с экипажем в три человека приводится в движение 700-сильным мотором, позволяющим развивать скорость до 30 километров в час. Согласно спецификации, ГПМ-54 может использоваться при тушении складов со взрывчаткой, а также в условиях заражения сильнодействующими ядовитыми веществами.

 

 

«Импульс-2М»

 

Рассказывая о самых крутых пожарных машинах нельзя обойти стороной и модель «Импульс-2М». Этот боец с огнем был разработан в Киевском конструкторско-технологическом центре на шасси танка Т-62. Но  «Импульс-2М» интересен не только этим. Главная «изюминка» модели – это 50-ствольная установка залпового огня, позволяющая обстреливать зону возгорания зарядами со специальным огнетушащим порошком. Подобная особенность не позволяет использовать  «Импульс-2М» на «гражданке», но при тушении нефтеных пожаров или других мощных источников огня, куда сложно подобраться обычной пожарной технике, эта машина весьма эффективна.

 

5koleso.ru

Пожарная техника - это... Что такое Пожарная техника?

        технические средства, предназначенные для спасания людей, защиты материальных ценностей и природных богатств от Пожара. Основными средствами П. т. являются пожарные машины (пожарные автомобили (См. Пожарный автомобиль), пожарные поезда (См. Пожарный поезд), пожарные суда (См. Пожарное судно), пожарные самолёты (См. Пожарный самолёт) и вертолёты). К П. т. относятся также стационарные установки пожаротушений и пожарной сигнализации (См. Пожарная сигнализация), огнетушители (См. Огнетушитель), пожарные гидранты (См. Пожарный гидрант) и др. пожарное оборудование для подачи огнетушащих средств к месту пожара. Попытки создания П. т. относятся к глубокой древности. Ещё до н. э. древнегреческим механиком-изобретателем Ктесибием (См. Ктесибий) была сконструирована машина, которая, по описанию римского архитектора Витрувия (См. Витрувий), была способна «выбрасывать воду вверх». Эта машина имела основные конструктивные элементы т. н. водоливной пожарной трубы, т. е. поршневого двухцилиндрового насоса (см. Насос). Однако изобретение Ктесибия было забыто, и только в 16 в. в Аугсбурге (Германия) золотых дел мастер Антон Платнер построил подобный ручной пожарный насос, с помощью которого можно было подавать воду в виде струй на расстояние 6—8 м от машины. В 1672 в Амстердаме голландец Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным рукавом, что надолго сделало насос главным орудием тушения пожаров. В России водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина (около 70 см), изготовляли их из листовой меди или из дерева.          После изобретения паровой машины (См. Паровая машина) в Лондоне в 1829 была построена первая пожарная установка, насосы которой приводились в движение паром. Она перевозилась на конных повозках. В России паровые пожарные насосы стали применяться с 1862 (рис. 1). Производительность их достигала 1000—2000 л/мин при длине водяной струи до 40 м. производство насосов было налажено в Москве с 1896. Появившиеся паровые автомобили заменили гужевой транспорт, однако они были тяжелы и неудобны, на поднятие давления пара уходило 10—15 мин.          Автомобили с двигателями внутреннего сгорания вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т. е. для перевозки пожарных. В 1892 в Германии был построен первый автомобиль, оборудованный механическим пожарным насосом; в 1907 появилась первая механическая Пожарная лестница, смонтированная на автомобиле. Автомобили внесли коренные изменения в тактику тушения пожаров — увеличились границы районов, обслуживаемых пожарными частями; сократилось время прибытия пожарных на пожар; появилась возможность механизировать трудоёмкие работы при тушении. В России первая автолинейка была взята на вооружение Московской пожарной охраной в 1907. Она была изготовлена в Москве на заводе «Густав Лист» и развивала скорость около 60 км/ч (рис. 2). На ней выезжал боевой расчёт из 8 чел., а также доставлялись к месту пожара инструменты, лестницы и пожарные рукава. Позднее автомобили поступили в пожарные части Петербурга (Обуховский завод), Риги, Архангельска (торговый порт), Казани. Однако в дореволюционной России этот вид П. т. не получил распространения, и к 1917 в стране насчитывалось немногим более десятка автомобилей.          Длительное время основным огнетушащим средством была вода, применение которой в некоторых случаях не давало необходимого эффекта (например, при тушении горящих масел, нефти). В начале 20 в. преподаватель бакинской гимназии А. Г. Лоран предложил новое средство тушения — огнегасительную химическую пену, генерируемую в огнетушителе. Действие пенного огнетушителя (патент на пену и огнетушитель Лоран получил в 1902) было основано на химической реакции растворов щелочей и кислот. Большое внимание развитию П. т. уделялось в СССР с первых месяцев Советской власти (см. Пожарная охрана). В стране было налажено производство пенообразователей, пенопорошков и пенной аппаратуры. С 1928 начался серийный выпуск пожарных автомобилей. СССР принадлежит приоритет в разработке техники и способов тушения горящих газонефтяных фонтанов методом взрыва, нашедшим широкое применение во всём мире. Начиная с 1967 в СССР стали применять новый вид П. т. — установки газоводяного тушения, обеспечивающие тушение газонефтяных фонтанов смесью отработавших газов турбореактивных двигателей (См. Турбореактивный двигатель) и паров воды.

         Развитие П. т. в СССР идёт в направлении механизации процессов тушения пожаров; использования высокоэффективных огнетушащих средств; максимального облегчения и обеспечения безопасности труда пожарных; создания и внедрения быстродействующих стационарных автоматизированных систем, дающих возможность обнаружить и ликвидировать очаги горения в начальный период их возникновения.

         Для обеспечения безопасности аэродромов, предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической промышленности применяют специальные виды П. т., в которых используются высокоэффективные огнетушащие составы на основе галлоидированных углеводородов, инертные газы, порошки, пена средней кратности и мелкораспылённая (туманообразная) вода.

         Промышленностью освоено производство пожарных автоцистерн, автонасосов, насосных станций, автомобилей специальных служб, водопенной аппаратуры и т.д. Например, тяжёлый пожарный автомобиль аэродромной службы (рис. 3), оборудованный насосом производительностью 60 л/сек, лафетным стволом, водопенной аппаратурой и цистерной ёмкостью 11 тыс. л, обеспечивает проведение аварийно-спасательных работ и тушение пожаров самолётов любых типов. Для сев. районов конструируются специальные виды П. т., обеспечивающие тушение пожаров при температуре воздуха от —50 до 35 °С. Созданы новые виды П. т. для борьбы с пожарами в портах, нефтерезервуарных парках, на ж.-д. узлах, морских нефтяных промыслах, в лесах и на торфопредприятиях. Для тушения лесных пожаров используются пожарные самолёты и вертолёты. Пожарные суда типа «Генерал Гамидов» могут применяться на морских нефтепромыслах в любых погодных условиях.

         За рубежом ведущее место в производстве П. т. занимают ГДР и Чехословакия; многолетний опыт в конструировании автолестниц, пожарных автомобилей, мотопомп имеют заводы «Метц» и «Магирус» (ФРГ), «Ангус», «Деннис» и «Симон» (Великобритания) и др.

         На рис. 4 показана 30-метровая пожарная автолестница фирмы «Метц», которая смонтирована на специальных шасси «Фаун»; она обладает повышенной манёвренностью, легка и удобна в управлении. На рис. 5 приведён коленчатый подъёмник, монтируемый на вращающейся платформе фирмы «Симон».

         Из зарубежных фирм, производящих автоматические установки извещения и тушения пожаров, одно из ведущих мест занимают фирмы «Симплекс» (США) и «Церберус» (Швейцария).

         П. С. Савельев.

        

        Рис. 1. Паровая пожарная труба.

        

        Рис. 2. Автомобильная линейка.

        

        Рис. 3. Тяжёлый пожарный аэродромный автомобиль АА-60 (543)-160 (СССР).

        

        Рис. 4. Пожарная автолестница фирмы «Метц» (ФРГ).

        

        Рис. 5. Коленчатый подъёмник фирмы «Симон» (Великобритания).

dic.academic.ru


Смотрите также