Система запуска дизеля тепловоза. Пуск двигателя тепловоза


Система запуска дизеля тепловоза

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации магистральных и маневровых тепловозов всех серий. Согласно изобретению система запуска дизеля тепловоза содержит аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, электростартер, контакты пусковых контакторов, емкостный накопитель энергии и диод. В качестве электростартера используется стартер-генератор или тяговый генератор. Емкостный накопитель энергии выполнен в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем. В цепь заряда емкостного накопителя энергии включен токоограничивающий резистор, шунтируемый диодом при протекании тока разряда накопителя энергии. Система запуска также снабжена дополнительным контактором с обмоткой и замыкающими контактами, первый из которых включен в цепь заряда емкостного накопителя энергии, и управляющим реле с обмоткой и размыкающим контактом. Обмотка управляющего реле подключена к емкостному накопителю энергии через контакт пускового контактора. При этом обмотка дополнительного контактора подключена к бортовой сети через последовательно соединенные размыкающий контакт управляющего реле, первый выключатель с размыкающим контактом и второй выключатель с замыкающим контактом, параллельно которому включен второй замыкающий контакт дополнительного контактора. Техническим результатом является исключение возможности заряда емкостного накопителя энергии до повышенного напряжения, вырабатываемого зарядным генератором тепловоза после запуска дизеля, а также содержание накопителя энергии между запусками дизеля при пониженном напряжении и, как следствие этого, повышение надежности и ресурса системы запуска. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации магистральных и маневровых тепловозов всех серий.

Известна система запуска дизеля тепловоза с использованием батареи конденсаторов сверхвысокой емкости, содержащая цепь заряда конденсаторов с резистором и тиристором, управляющий электрод которого подключен к замыкающему контакту штатной кнопки "Пуск дизеля" тепловоза (см. международную заявку WO 93/18300, МПК F 02 N 11/08, опубл. 1993). Основным недостатком системы является возможность самопроизвольного открытия тиристора от воздействия электромагнитных помех или случайного повторного нажатия на кнопку "Пуск дизеля", в результате чего напряжение на емкостном накопителе энергии, заряжающемся при работающем дизеле от зарядного генератора, становится выше номинального. Это приводит к уменьшению срока службы конденсаторов и может стать причиной выхода их из строя.

Прототипом изобретения является система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, штатные пусковые контакторы, через которые напряжение при запуске поступает на тяговый генератор, емкостный накопитель энергии, в цепь заряда которого включены тиристор и токоограничивающий резистор, диод, шунтирующий цепь заряда при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии, контактный элемент для включения тиристора, контактный выключатель цепи питания емкостного накопителя энергии, индикатор заряда емкостного накопителя энергии и разрядный резистор, подключенный к емкостному накопителю, причем контактный элемент для включения тиристора выполнен в виде отдельного выключателя, расположенного на одной панели с индикатором заряда и выключателем цепи питания накопителей энергии, а упомянутая панель выполнена с возможностью ее установки в высоковольтную камеру тепловоза (см. патент Российской Федерации №2189324, МПК F 02 N 11/08, опубл. 2002).

Основным недостатком системы является вероятность сохранения включенного состояния цепи заряда емкостного накопителя энергии после запуска дизеля (предусмотрено ручное отключение данной цепи) и, как следствие этого, возможность несанкционированного открытия тиристора с последующим зарядом накопителя до повышенного напряжения, вырабатываемого зарядным генератором. Соответственно, это приводит к снижению ресурса емкостного накопителя энергии и может стать причиной выхода его из строя.

Задачей изобретения является повышение надежности и ресурса системы запуска, а также улучшение условий обслуживания тепловоза.

Поставленная задача решается тем, что система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, электростартер, в качестве которого используется стартер-генератор или тяговый генератор, пусковые контакторы, через контакты которых напряжение при запуске поступает на электростартер, емкостный накопитель энергии, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем, в цепь заряда которого включен токоограничивающий резистор, и диод, шунтирующий токоограничивающий резистор при протекании тока разряда накопителя энергии, согласно изобретению снабжена дополнительным контактором с замыкающими контактами, первый из которых включен в цепь заряда емкостного накопителя энергии, и управляющим реле, обмотка которого подключена к емкостному накопителю энергии через контакт пускового контактора, при этом обмотка дополнительного контактора подключена к бортовой сети через последовательно соединенные размыкающий контакт управляющего реле, и дополнительно введенные первый выключатель с размыкающим контактом и второй выключатель с замыкающим контактом, параллельно которому включен второй замыкающий контакт дополнительного контактора. Отличительные признаки изобретения обеспечивают автоматический, без вмешательства локомотивной бригады, разрыв цепи заряда емкостного накопителя энергии при запуске дизеля и, соответственно, защиту конденсаторов от воздействия повышенного напряжения и их поддержание в разряженном состоянии между запусками дизеля.

Параллельно токоограничивающему резистору подключен световой индикатор наличия тока заряда емкостного накопителя энергии, а параллельно обмотке дополнительного контактора - световой индикатор включенного состояния цепи заряда. Это позволяет визуально контролировать работу системы.

На чертеже изображена электрическая схема предлагаемой системы запуска дизеля тепловоза.

Система содержит аккумуляторную батарею 1, устройство 2 отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, электростартер 3, в качестве которого используется стартер-генератор или тяговый генератор, контакты пусковых контакторов 4, 5 (это могут быть контакты одного или двух одновременно срабатывающих контакторов). Система также содержит емкостный накопитель энергии 6, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем, в цепь заряда которых включен токоограничивающий резистор 7, диод 8, шунтирующий токоограничивающий резистор 7 при протекании тока разряда накопителя энергии 6 при запуске дизеля. Система отличается тем, что она снабжена дополнительным контактором с обмоткой 9 и замыкающими контактами 10 и 11, первый из которых включен в цепь заряда емкостного накопителя энергии 6, и управляющим реле с обмоткой 12 и размыкающим контактом 13. Обмотка 12 управляющего реле подключена к емкостному накопителю энергии 6 через контакт пускового контактора 4, а обмотка 9 дополнительного контактора подключена к бортовой сети через последовательно соединенные размыкающий контакт 13 управляющего реле и дополнительно введенные первый кнопочный выключатель с размыкающим контактом 14 и второй кнопочный выключатель с замыкающим контактом 15, параллельно которому включен второй замыкающий контакт 11 дополнительного контактора.

Параллельно токоограничивающему резистору 7 подключен световой индикатор наличия тока заряда через емкостный накопитель энергии 6. Индикатор состоит из светодиода 16 и резистора 17. Параллельно обмотке 9 дополнительного контактора подключен световой индикатор включенного состояния цепи заряда, состоящий из светодиода 18 и резистора 19. Обмотка 9 дополнительного контактора зашунтирована диодом 20, а обмотка 12 управляющего реле - диодом 21.

Все элементы системы запуска, кроме конденсаторов накопителя энергии, могут быть расположены на одной или двух панелях с возможностью их размещения в высоковольтной камере или в аккумуляторном отсеке тепловоза. Лучший вариант размещения дополнительных кнопочных выключателей и световых индикаторов - в кабине машиниста тепловоза.

Предлагаемая система запуска дизеля тепловоза работает следующим образом.

Аккумуляторная батарея 1 подключается к бортовой сети тепловоза с помощью устройства 2. Далее нажимается кнопочный выключатель 15 "Заряд", через который замыкается цепь питания обмотки 9 дополнительного контактора, при этом ток протекает через контакты устройства 2, размыкающий контакт 13 управляющего реле и кнопочные выключатели 14 и 15. Дополнительный контактор включается, один из его контактов 10 замыкает цепь заряда емкостного накопителя энергии 6 через резистор 7, а другой контакт шунтирует кнопочный выключатель 15, обеспечивая тем самым "самоподхват" питания обмотки 9 дополнительного контактора. О включенном состоянии данного контактора будет сигнализировать светодиод 18. С этого момента начинается заряд емкостного накопителя энергии 6 от аккумуляторной батареи через резистор 7. Падение напряжения на резисторе 7 от тока заряда накопителя вызывает свечение светодиода 16. По мере заряда накопителя и уменьшения тока заряда свечение индикатора будет ослабевать до полного затухания. Далее необходимо выждать 30-60 секунд (в зависимости от серии тепловоза) и произвести штатный запуск дизеля нажатием соответствующей кнопки (на черт. не показана). Запуск дизеля начинается после окончания процесса прокачки масла, и время, в течение которого работает маслопрокачивающий насос (на черт. не показан), будет способствовать заряду накопителя энергии 6 до напряжения аккумуляторной батареи. После окончания прокачки масла замыкаются контакты 4, 5, и к электростартеру 3 подключается напряжение комбинированного источника питания в виде параллельно соединенных аккумуляторной батареи 1 и емкостного накопителя энергии 6 (через диод 8). Пусковой контакт 4 подключает также к напряжению накопителя энергии 6 обмотку 12 управляющего реле. Реле включается и своим контактом 13 размыкает цепь питания обмотки 9 дополнительного контактора. Контактор отключается и контактом 10 разрывает цепь заряда емкостного накопителя энергии 6. При запуске дизеля глубина разряда накопителя может достигать 50% от величины напряжения аккумуляторной батареи. Под этим напряжением заряда емкостный накопитель энергии будет находиться в режиме саморазряда до очередного запуска дизеля.

1. Система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, электростартер, в качестве которого используется стартер-генератор или тяговый генератор, контакты пусковых контакторов, через которые напряжение при запуске поступает на электростартер, емкостный накопитель энергии, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем, в цепь заряда которого включен токоограничивающий резистор, и диод, шунтирующий токоограничивающий резистор при протекании тока разряда накопителя энергии, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным контактором с замыкающими контактами, первый из которых включен в цепь заряда емкостного накопителя энергии, и управляющим реле, обмотка которого подключена к емкостному накопителю энергии через контакт пускового контактора, при этом обмотка дополнительного контактора подключена к бортовой сети через последовательно соединенные размыкающий контакт управляющего реле и дополнительно введенные первый выключатель с размыкающим контактом и второй выключатель с замыкающим контактом, параллельно которому включен второй замыкающий контакт дополнительного контактора.

2. Система запуска по п.1, отличающаяся тем, что параллельно токоограничивающему резистору подключен световой индикатор наличия тока заряда емкостного накопителя энергии.

3. Система запуска по п.1, отличающаяся тем, что параллельно обмотке дополнительного контактора подключен световой индикатор включенного состояния цепи заряда.

www.findpatent.ru

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Устранение неисправностей. часть 1

Неисправность не возникает внезапно. Признаки ее появляются задолго до того, когда она превращается в препятствие для нормальной эксплуатации локомотива или вовсе выводит его из строя. Поэтому неисправность лучше и легче предупреждать, чем иметь с ней дело в пути следования.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. Устранение неисправностей

Принятая на транспорте планово-предупредительная система ремонта и осмотров наряду с технически грамотной эксплуатацией тепловоза, внимательным уходом за ним и контролем за работой узлов в пути следования обеспечивают хорошее техническое состояние локомотива.

И тем не менее локомотивная бригада иногда сталкивается в работе с отдельными неисправностями тепловоза, устранять которые приходится в большинстве случаев в пути следования. Неисправность должна устраняться с минимальной затратой времени, а выбранный прием ее устранения должен обеспечить безопасность движения и не послужить причиной к появлению другой, более серьезной порчи оборудования. Хорошее знание конструкции тепловоза, постоянный анализ причин, вызывающих неисправности, и практическое изучение способов их устранения позволяют локомотивной бригаде справиться с этой задачей.

 

НЕИСПРАВНОСТИ ПРИ ПУСКЕ ДИЗЕЛЯ

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ «ТОПЛИВНЫЙ НАСОС» ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА НЕ РАБОТАЕТ

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ «ТОПЛИВНЫЙ НАСОС» ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА НЕ РАБОТАЕТ

Прежде всего необходимо убедиться, подано ли на пульт управления напряжение от аккумуляторной батареи. Для этого проверьте исправность предохранителя на 160 о, включив кнопку «Освещение приборов». Если лампочка не горит, необходимо осмотреть предохранитель. Помимо перегорания плавкой вставки, нарушение цепи может произойти и из-за плохого контакта предохранителя с губками держателя. В этом случае следует слегка сжать губки и резко вставить предохранитель.

Исправность предохранителя на 15 а (115) можно проверить, поставив его в цепь освещения приборов пульта управления.

Наличие окисной пленки у мостиков кнопок «Топливный насос», «АК» или в блок-контактах РУ7 также ведет к нарушению цепи.

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ «ТОПЛИВНЫЙ НАСОС» ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА НЕ РАБОТАЕТ

Для снятия окисной пленки мостиков следует произвести резкие повторные включения-выключения кнопок. Если цель не достигнута, зачистите контакты стеклянной шкуркой, Если после включения кнопки «Топливный насос» слышен характерный щелчок (сработало РУЗ), а топливоподкачивающий насос все же не работает, необходимо проверить его цепь, начиная с предохранителя на 20 а (112).

Плохой контакт в замыкающей блокировке РУЗ устраняется легким взаимным притиранием блок-контактов.

Обрыв та ко подводящих проводов, заедание щеток в обоймах щеткодержателей или обрыв шунтов щеток, грязный почерневший коллектор приводят к отказу в работе электродвигателя топливоподкачивающего насоса. Следует осмотреть его и устранить возможные неисправности.

Обрыв соответствующих проводов в межтепловозном соединении не позволит осуществить пуск дизеля второй секции с пульта управления первой. В этом случае пуск дизеля необходимо произвести с пульта управления второй секции.

 

ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС РАБОТАЕТ, НО СТРЕЛКА МАНОМЕТРА КОЛЕБЛЕТСЯ С ПАДЕНИЕМ ДО НУЛЯ ИЛИ ДАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТОЧНО

ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС РАБОТАЕТ, НО СТРЕЛКА МАНОМЕТРА КОЛЕБЛЕТСЯ С ПАДЕНИЕМ ДО НУЛЯ ИЛИ ДАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТОЧНО

Причиной колебания давления является попадание воздуха в топливную систему. Воздух следует удалить, открыв вентиль на сливной трубе топливоподкачивающего насоса или через верхнюю пробку фильтров тонкой очистки.

Если давление не восстанавливается, необходимо тщательно осмотреть все соединения всасывающего трубопровода, обратив особое внимание на состояние уплотнения крышки фильтра грубой очистки и сальника насоса.

Чтобы установить причину низкого давления топлива, следует воспользоваться показаниями манометра «Топливо до фильтра тонкой очистки», расположенного на щитке в дизельном помещении. Если этот манометр показывает низкое давление, значит загрязнен фильтр грубой очистки, при нормальном давлении — загрязнен фильтр тонкой очистки. В обоих случаях фильтры следует очистить.

двигателя топливоподкачивающего насоса, находящегося под напряжением. Остановка электродвигателя может быть вызвана заклиниванием валов из-за несоосности двигателя с насосом (вследствие ослабления крепления их к плите) или попадания посторонних частиц под ведомую шестерню. В первом случае следует тщательно закрепить агрегаты к плите, после чего убедиться в легкости вращения валов, проворачивая их вручную. В случае заклинивания насоса необходимо перейти на схему аварийного питания дизеля топливом. По прибытии в депо неисправный тапливоподкачивающий агрегат должен быть заменен.

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ "ТОПЛИВНЫЙ НАСОС" ПЕРЕГОРАЕТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ НА 20 а В ЦЕПИ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА

ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ КНОПКИ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС» ПЕРЕГОРАЕТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНА 20 а В ЦЕПИ ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА

Причиной перегорания предохранителя при исправной проводке служит появление в цепи больших токов вследствие остановки электродвигателя топливоподкачивающего насоса, находящегося под напряжением. Остановка электродвигателя может быть вызвана заклиниванием валов из-за несоосности двигателя с насосом (вследствие ослабления крепления их к плите) или попадания посторонних частиц под ведомую шестерню. В первом случае следует тщательно закрепить агрегаты к плите, после чего убедиться в легкости вращения валов, проворачивая их вручную. В случае заклинивания насоса необходимо перейти на схему аварийного питания дизеля топливом. По прибытии в депо неисправный топливоподкачивающий агрегат должен быть заменен.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩЕМ АГРЕГАТЕ

Если устранить неисправность нельзя, следует перейти но аварийное питание топливом, выключив кнопку «аварийное питание дизеля» (тепловозы последнего выпуска).

При переходе на схему аварийного питания дизеля топливом с использованием маспоподкачивающего насоса необходимо закрыть кран на нагнетательной трубетоппивоподкачивающего насоса и открыть кран на нагнетательной трубе маслоподкачивающего насоса.

Подготавливая систему для аварийного питания, необходимо отсоединить провод 108 от клеммы 3/4 в высоковольтной камере и заизолировать его наконечник.

ПРИ НАЖАТИИ КНОПКИ «ПУСК ДИЗЕЛЯ» (КНОПКА «УПРАВЛЕНИЕ» ВКЛЮЧЕНА) КОНТАКТОР КМН НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ

ПРИ НАЖАТИИ КНОПКИ «ПУСК ДИЗЕЛЯ» (КНОПКА «УПРАВЛЕНИЕ» ВКЛЮЧЕНА) КОНТАКТОР КМН НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ

Если при этом цепь не восстановлена, следует проверить предохранители «Управление» и «Пуск дизеля».

При исправных предохранителях неисправность цепи может быть вызвана плохим контактом в мостиках кнопок «Пуск дизеля» или «Управление», а также в блок-контактах РУЗ и РВ.

Прежде всего необходимо убедиться, доведена ли рукоятка контроллера до упора (нулевая позиция), ибо при наличии люфта барабана контроллера (нечеткая фиксация) может отсутствовать контакту нижнего пальца контроллера.

КОНТАКТОР КМН ВКЛЮЧЕН — МАСЛО-ПРОКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС НЕ РАБОТАЕТ. ЗВОНКОВАЯ РАБОТА КОНТАКТОРА КМН

 

КОНТАКТОР КМН ВКЛЮЧЕН — МАСЛО-ПРОКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС НЕ РАБОТАЕТ. ЗВОНКОВАЯ РАБОТА КОНТАКТОРА КМН

Основной причиной, нарушения цепи масло-прокачивающего насоса является перегорание предохранителя на 125 о ипи плохой контакт между губками контактора КМН. В этом случае необходимо заменить плавкую вставку или зачистить губки контактора КМН. Иногда нарушение цепи вызывается отсутствием контакта в зажимах предохранителя, при этом достаточно вынуть предохранитель и затем резко вставить его на место.

Обрыв или плохой контакт проводов на зажимах электродвигателя, зависание щеток в щеткодержателях приводят к отказу маслопрокачивающего насоса. Необходимо осмотреть мотор и устранить возможные неисправности.

Попеременное включение и отключение контактора КМН (звонковая работа) свидетельствует о перегорании сопротивления реле времени СРВ. В этом случае необходимо отпустить кнопку «Пуск дизеля», остановить топливоподкачивающий насос и, включив тумблер маслопрокачивающего насоса, произвести прокачку масла в течение установленного времени. После этого включить топливоподкачивающий насос и сразу же запустить дизель, принудительно включив реле управления РУ8.

ПО ИСТЕЧЕНИИ 85—95 сек РАБОТЫ МАСЛОПРОКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА ПУСКОВЫЕ КОНТАКТОРЫ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ

ПО ИСТЕЧЕНИИ 85—95 сек РАБОТЫ МАСЛОПРОКАЧИВАЮЩЕГО НАСОСА ПУСКОВЫЕ КОНТАКТОРЫ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ

В этом случае необходимо прежде всего обратить внимание на состояние реле РУ8. Если оно не сработало — неисправно реле времени, пуск дизеля произведите принудительным включением реле РУ8.

Если РУ8 включено, а через катушки пусковых контакторов ток не проходит, причину неисправности следует искать в блок-контактах РУ8, контакторах Б, ВВ, КМН и блокировке 105 валоповоротного механизма.

Размыкание контактов 105 блокировки может быть вызвано отвинчиванием гайки стопорного болта валоповоротного механизма. Устраняется такая неисправность установкой болта до упора и надежным его креплением. При неисправности самой блокировки и недостатке времени для устранения этой неисправности можно зашунтировать ее, закоротив подходящие к ней провода или установив перемычку между клеммами 4/13 и 3/10. Во втором случае перед запуском дизеля прокачку масла производите включением тумблера маслопрокачивающего насоса.

КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ ДИЗЕЛЯ, ПРОВЕРНУВШИСЬ НА ПОЛ-ОБОРОТА, ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ИЛИ ИМЕЮТ НЕДОСТАТОЧНОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА

Если вал дизеля провернется только на пол-оборота, а напряжение батареи при этом резко снизится, это значит, что в камеру сжатия попала вода или масло, которые препятствуют перемещению поршней в цилиндре.

Для спуска масла или воды необходимо открыть индикаторные краны, пробоксовать вал и после закрытия кранов повторить пуск дизеля.

Для спуска масла или воды необходимо открыть индикаторные краны, пробоксовать вал и после закрытия кранов повторить пуск дизеля.

Недостаточная емкость аккумуляторных батарей или короткое замыкание в элементах не позволяют валу дизеля развить число оборотов, необходимое для воспламенения топлива. По повышенному нагреву можно определить элемент аккумуляторной батареи с коротким замыканием и отключить его.

КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ ДИЗЕЛЯ, ПРОВЕРНУВШИСЬ НА ПОЛ-ОБОРОТА, ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ИЛИ ИМЕЮТ НЕДОСТАТОЧНОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА

При «слабых» батареях для облегчения запуска рекомендуется выключить из работы пять цилиндров (второй, третий, шестой, восьмой, девятый), открыв их индикаторные краны и отключив насосы.

КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ ДИЗЕЛЯ, ПРОВЕРНУВШИСЬ НА ПОЛ-ОБОРОТА, ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ИЛИ ИМЕЮТ НЕДОСТАТОЧНОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА

Если при включении пусковых контакторов перегорает предохранитель кнопки «Топливный насос», это значит, что в цепях блок-магнита БМ, электропневматического вентиля ускорителя запуска ВП7 или сигнальной лампы имеется короткое замыкание. Обычно неисправность таится в самих приборах и для ее выявления, как правило, достаточно осмотреть патрон сигнальной лампы, провода в местах крепления их к катушке ВЛ-7 или блок-магнита, особенно к блок-контактам последнего.

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДИЗЕЛЯ НОРМАЛЬНОЕ, А ВСПЫШКИ НЕ ПРОИСХОДИТ

Принудительно включив якорь блок-магнита, следует повторить пуск дизеля. Если пуск осуществлен, это означает, что регулятор числа оборотов, рычажная система управления топливоподачей и сами топливные насосы работают нормально, а неисправность необходимо искать в блок-магните или в цепи его питания.

Заедание сердечника соленоида можно устранить, тщательно очистив его и внутреннюю полость катушки. При этом удобнее очищать внутреннюю полость катушки, предварительно сняв ее.

Если вышла из строя катушка, необходимо провода от нее отсоединить и заизолировать, а якорь Б/И оставить заклиненным. Восстановление цепи на катушку Б/И не представляет трудности и достигается тщательным осмотром состояния включенных в нее блокировок и крепления проводов на блок-магните.

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДИЗЕЛЯ НОРМАЛЬНОЕ, А ВСПЫШКИ НЕ ПРОИСХОДИТ

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДИЗЕЛЯ НОРМАЛЬНОЕ, А ВСПЫШКИ НЕ ПРОИСХОДИТ

 

Пуск дизеля может не произойти и при заклиненном якоре блок-магнита. В этом случае необходимо проверить, включен пи регулятор предельных оборотов, убедиться в свободности хода тяг управления топливными насосами, посмотреть» не заклинена пи рейка насоса на нулевой подаче.

Тяги следует «расходить», а неисправный насос отключить.

Необходимо также проверить, не произошла пи утечка масла из регулятора числа оборотов.

Звонковая работа блок-магнита может иметь место только из-за неисправности его сопротивления. Устраняется оно путем замены сопротивления БМ на сопротивление вентилятора кабины.

Помните! При заклиненном сердечнике блок-магнита теряется возможность автоматической защиты дизеля по минимальному давлению масла. Строго контролируйте давление масла по манометру на пульте управления!

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДИЗЕЛЯ НОРМАЛЬНОЕ, А ВСПЫШКИ НЕ ПРОИСХОДИТ

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ ПОСЛЕ ПУСКА ДИЗЕЛЯ НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ (КОНТАКТ Б ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ, АМПЕРМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ РАЗРЯДКУ)

Прежде всего следует установить, исправен ли предохранитель на 125 а (107) в цепи вспомогательного генератора. Это можно сделать очень быстро, заменив его предохранителем на 125 а (26), который стоит в цепи электродвигателя маслопрокачивающего агрегата.

Если не включено реле обратного тока, необходимо проверить контактные поверхности блокировки контактора Б, а также блокировок Д1, ДЗ и РОТ в цепи контактора Б. При этом обратите внимание, не смещен ли подвижной контакт контактора Б относительно его неподвижной пары.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ ПОСЛЕ ПУСКА ДИЗЕЛЯ НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ (КОНТАКТ Б ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ, АМПЕРМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ РАЗРЯДКУ)

Заедание в подвижной системе регулятора напряжения препятствует возрастанию напряжения вспомогательного генератора и, следовательно, срабатыванию реле обратного тока. Легкое воздействие на контактную планку регулятора (по вертикали) способствует установлению подвижной системы в нужном положении.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ (КАТУШКА КОНТАКТОРА Б ПОД ТОКОМ)

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ НЕ ЗАРЯЖАЕТСЯ (КАТУШКА КОНТАКТОРА Б ПОД ТОКОМ)

Необходимо тщательно осмотреть сам контактор зарядки батареи. Прежде всего проверить состояние губок контакторов. Подгоревшие, оплавленные губки создают большое сопротивление Б местах их соединения и не обеспечивают надежной цепи.

Неправильное положение дугогасительной камеры затрудняет перемещение подвижного контакта. в результате губки контактора не придут в соприкосновение.

Если стрелка амперметра зарядки батареи резко перемещается влево от нуля, т. е. наступает внезапная разрядка батареи, это означает, что перегорел один из предохранителей или на 125 а (107) в цепи вспомогательного генератора, или на 20 а (112) в цепи топливного насоса.

 

НЕИСПРАВНОСТИ ТЕПЛОВОЗА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДИЗЕЛЕ

ПРИ ПЕРЕВОДЕ КОНТРОЛЛЕРА НА ПЕРВУЮ ПОЗИЦИЮ ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР НЕ НАГРУЖАЕТСЯ (КОНТАКТОРЫ ВВ И КВ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)

Кроме перегорания предохранителей кнопок «Управление» или «Управление тепловозом» причиной отсутствия нагрузки может послужить плохой контакт пальцев контроллера и его реверсивного барабана.

ПРИ ПЕРЕВОДЕ КОНТРОЛЛЕРА НА ПЕРВУЮ ПОЗИЦИЮ ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР НЕ НАГРУЖАЕТСЯ (КОНТАКТОРЫ ВВ И КВ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)

Если на пульте управления неисправностей не обнаружено, следует осмотреть реверсор. Обрыв проводов питания электропневматических вентилей или механическая неисправность их, заедание реверсора в подшипниках из-за отсутствия смазки, недостаточное давление воздуха или неисправность диафрагменного привода приводят к тому, что реверсор не разворачивается и не создается цепи через его блок-контакты. Если обнаруженную неисправность устранить не представляется возможным, реверсор следует повернуть вручную при нулевом положении контроллера и выключенной кнопке «Управление тепловозом».

Возможные неисправности в цепи катушек контакторов КВ и ВВ выявляются осмотром блок-контактов соответствующих аппаратов.

Трогание тепловоза с места не произойдет при включенных контакторах ВВ и КВ> если их губки имеют плохой контакт и не создают надежной цепи на возбуждение или если переключатели ОМ не переведены в поездное положение.

 

СРАБАТЫВАЕТ РЕЛЕ БОКСОВАНИЯ (ЗВУЧИТ ЗУММЕР, НА ПУЛЬТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГОРАЕТСЯ КРАСНАЯ ЛАМПОЧКА «СБРОС НАГРУЗКИ»)

СРАБАТЫВАЕТ РЕЛЕ БОКСОВАНИЯ (ЗВУЧИТ ЗУММЕР, НА ПУЛЬТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГОРАЕТСЯ КРАСНАЯ ЛАМПОЧКА «СБРОС НАГРУЗКИ»)

При боксовании колесных пор необходимо уменьшить нагрузку главного генератора (переводом) рукоятки контроллера на низшие позиции и привести в действие песочницу.

В случае «ложного боксовония», вызванного обрывом цепи реле боксовония или выходом из строя его сопротивления, необходимо заклинить якорь реле. На первой же остановке осмотрите реле и его цепь и при возможности устраните выявленные неисправности.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта яруга.рф оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Помните! При отключении защиты от боксовония убедитесь в отсутствии ненормального роста тока генератора, скрежета в тяговых передачах, боксовония или движения колесных пар юзом.

Тепловоз. Иллюстрированное пособие машинисту. В.А. Калько, Г.Г. Медведев, Ю.А. Рукавишников.

{jcomments on}

xn--80af2bm2d.xn--p1ai

 

Система предназначена для запуска дизеля магистральных и маневровых тепловозов всех серий. Система запуска дизеля тепловоза содержит аккумуляторную батарею (1), устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза (2), тяговый генератор (3), штатные пусковые контакторы с замыкающими контактами (4, 5), через которые напряжение при запуске поступает на тяговый генератор (3), импульсный конденсатор (6) в цепь заряда которого включены контактор зарядки (7) и резистор (8). Конденсатор (6) подключен параллельно к тяговому генератору (3) через диод (9), а параллельно ему подключено реле зарядки (11), которое обеспечивает двухступенчатую систему запуска дизеля вначале от предварительно заряженного конденсатора (6), а затем от аккумуляторной батареи, что позволяет в начальный момент запуска дизеля снизить пусковой ток аккумуляторной батареи, и тем самым продляет ее срок службы. 1 ил.

Полезная модель относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использована для модернизации магистральных и маневровых тепловозов всех серий.

Известна система запуска дизеля тепловоза, содержащее аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, пусковые контакторы (см. Тепловозы ЧМЭ3, ЧМЭ3Т: Пособие машинисту. - М.: Транспорт, 1990 г., стр.381, рис.215).

Недостатком известной системы является: низкая надежность запуска дизеля из-за невозможности запуска дизеля при не полностью заряженной аккумуляторной батарее; необходимость держать дизель в запущенном состоянии даже при длительных простоях локомотива из-за возможного снижения заряда аккумуляторной батареи с течением времени, особенно в зимний период при низкой температуре окружающего воздуха.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является, выбранная в качестве прототипа, система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, пусковые контакторы, емкостной накопитель энергии, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем, в цепь заряда которого включены тиристор и токоограничивающий резистор, диод, шунтирующий цепь заряда при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии, и контактный элемент для включения тиристора, дополнительный контактный выключатель цепи питания емкостного накопителя энергии, индикатор заряда накопителя энергии и разрядный резистор, подключенный к емкостному накопителю, причем контактный элемент для включения тиристора выполнен в виде отдельного выключателя, расположенного на одной панели с индикатором заряда и выключателем цепи питания накопителя энергии, а упомянутая панель выполнена с возможностью ее установки в высоковольтную камеру тепловоза (см. патент РФ 2189324).

Основным недостатком этой системы является невозможность использования полного заряда емкостного накопителя энергии при запуске дизеля, так как время и уровень зарядки конденсаторов зависит от длительности времени прокачки масла, что может быть недостаточным для заряда конденсатора, а так же возможность самопроизвольного открывания тиристоров от воздействия электромагнитных помех и происходящего вследствие этого заряда конденсаторов при работающем дизеле от вспомогательного генератора, что приводит к сокращению срока службы конденсаторов, кроме того использование индикаторного устройства не дает гарантии успешного запуска дизеля, так как индикаторное устройство не контролирует уровень заряда конденсаторов, а они могут быть не полностью заряжены.

Задачей данной полезной модели является повышение надежности и ресурса системы запуска дизеля тепловоза.

Поставленная задача решается путем того, что система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, пусковые контакторы, емкостной накопитель энергии, в цепь заряда которого включен диод, шунтирующий цепь заряда при протекании тока разряда, согласно предложенной полезной модели снабжена реле зарядки, параллельно подсоединенное к емкостному накопителю энергии, а контактор зарядки последнего подключен через резистор к аккумуляторной батарее.

Согласно заявляемой полезной модели в момент запуска дизеля начальный проворот тягового генератора, переведенного в режим стартера и коленвала дизеля соответственно происходит от емкостного накопителя энергии, и по мере увеличения скорости вращения и разряжения емкостного накопителя энергии реле зарядки замыкает контактор заряда емкостного накопителя энергии, что создает цепь, подсоединяющую аккумуляторную батарею к тяговому генератору, переведенному в режим стартера и напряжение аккумуляторной батареи продолжает раскручивание вала дизеля. При этом запуск дизеля вначале происходит от предварительно заряженного емкостного накопителя энергии, а затем от аккумуляторной батареи, что позволяет в начальный момент запуска дизеля снизить пусковой ток аккумуляторной батареи, что способствует продлению ее срока службы. Зарядка емкостного накопителя энергии через контактор зарядки, обеспечивает его защиту от напряжения вспомогательного генератора тепловоза и предотвращает выход его из строя.

На чертеже изображена электрическая схема предлагаемой системы запуска дизеля тепловоза.

Система содержит аккумуляторную батарею 1, устройство отключения аккумуляторной батареи 2 от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор 3, штатные пусковые контакторы с замыкающими контактами 4, 5, через которые напряжение при запуске поступает на тяговый генератор 3, емкостной накопитель энергии 6, выполненный в виде импульсного конденсатора, в цепь заряда которого включены контактор зарядки 7 и резистор 8 цепи зарядки, ограничивающий ток зарядки емкостного накопителя энергии. Система также содержит цепь, дополнительно соединяющая емкостной накопитель энергии 6 с тяговым генератором 3, содержащая диод 9, препятствующий заряду конденсатора напряжением аккумуляторной батареи 1 при включении контакторов 5, 10 при запуске дизеля. Параллельно емкостному накопителю энергии 6 подключено реле зарядки 11, выполненное в виде электромеханического реле или микропроцессорного устройства, обеспечивающего алгоритм работы системы запуска. Одним контактом к положительному полюсу конденсатора 6, а другим контактом между диодом 9 и контактором пуска дизеля 10 подключен вольтметр 12 для контроля напряжения на конденсаторе.

Предлагаемая система запуска работает следующим образом.

Аккумуляторная батарея 1 подключается к бортовой сети с помощью устройства 2. При кратковременном нажатии кнопки «Пуск дизеля» замыкается контактор заряда конденсатора 7, что приводит к зарядке емкостного накопителя энергии 6 от аккумуляторной батареи 1. Одновременно реле зарядки 11 замыкает свои контакты в цепях управления штатной схемы тепловоза, что вызывает включение маслопрокачивающего насоса как предусмотрено схемой тепловоза. Также замыкаются контакты контактора 4. По окончании выдержки времени 26 секунд за счет реле времени замыкаются контакты контактора 10. После замыкания контактов контактора 10 его блок контакты разрывают цепь питания контактора 7 и зарядка емкостного накопителя энергии 6 прекращается. Через замкнутые контакторы 4, 5 от емкостного накопителя энергии 6 на тяговый генератор 3 переведенный в режим стартера подается напряжение. С увеличением числа оборотов коленвала дизеля происходит снижение напряжения на емкостном накопителе энергии 6, при достижении уровня напряжения до 75-80 В (в частности для тепловоза ЧМЭ3) реле зарядки 11 отключается и через свои нормально замкнутые блок-контакты подается питание на включающую катушку контактора 5 после чего он замыкается. Через замкнутые контакторы 4, 5 напряжение с аккумуляторной батареи подается на тяговый генератор 3, переведенный в режим стартера, продолжая раскручивание вала дизеля. При достижении номинальной частоты оборотов коленвала дизеля цепь запуска разрывается, то есть контакторы 4, 5, 10 размыкаются. При необходимости схема предусматривает повторный запуск. Двухступенчатая система запуска вначале от предварительно заряженного емкостного накопителя энергии, а затем от аккумуляторной батареи позволяет в начальный момент запуска дизеля снизить пусковой ток аккумуляторной батареи, что продляет ее срок службы. Использование емкостного накопителя энергии в системе запуска для первоначального запуска тягового генератора, переведенного в режим стартера, обеспечивает запуск дизеля при неполном заряде аккумуляторной батареи, что обеспечивает надежность запуска дизеля. Зарядка емкостного накопителя энергии через контактор заряда, обеспечивает его защиту от напряжения вспомогательного генератора тепловоза и предотвращает выход его из строя. Наличие вольтметра дает возможность контролировать напряжение на емкостном накопителе энергии и определить момент для успешного запуска дизеля.

Система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, пусковые контакторы, через которые напряжение при запуске поступает на тяговый генератор, емкостной накопитель энергии, в цепь заряда которого включен диод, шунтирующий цепь заряда при протекании тока разряда, отличающаяся тем, что она снабжена реле зарядки, параллельно подсоединенное к емкостному накопителю энергии, а контактор зарядки последнего подключен через резистор к аккумуляторной батарее.

poleznayamodel.ru

Система запуска дизеля тепловоза

 

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации отечественных тепловозов серий ТЭМ 2, ЧМЭЗ и др. Система запуска дизеля тепловоза содержит аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, пусковые контакторы, емкостной накопитель энергии, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем, в цепь заряда которого включены тиристор и токоограничивающий резистор, диод, шунтирующий цепь заряда при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии, и контактный элемент для включения тиристора, дополнительный контактный выключатель цепи питания емкостного накопителя энергии, индикатор заряда накопителя энергии и разрядный резистор, подключенный к емкостному накопителю, причем контактный элемент для включения тиристора выполнен в виде отдельного выключателя, расположенного на одной панели с индикатором заряда и выключателем цепи питания накопителя энергии, а упомянутая панель выполнена с возможностью ее установки в высоковольтную камеру тепловоза. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и ресурса системы запуска дизеля тепловоза. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации отечественных тепловозов серий ТЭМ 2, ЧМЭЗ и др.

Известна система запуска дизеля тепловоза с использованием батареи конденсаторов сверхвысокой энергоемкости, в которой участок зарядной цепи конденсаторов выполнен в виде токоограничивающего резистора и замыкающего контакта дополнительного электромагнитного контактора, срабатывающего одновременно с контактором масляного насоса, а участок разрядной цепи выполнен в виде диода (см. Аникеев И.П., Корнеев А.Н. "Повышение надежности конденсаторной системы пуска дизеля тепловоза ЧМЭЗ", журнал Локомотив 12, 1999 г., стр.17, рис.2). Недостатком этой системы является быстрый износ контактов дополнительного электромагнитного контактора и, как следствие, повышенная трудоемкость обслуживания системы и ее низкая надежность. Кроме того, при выходе из строя зарядной или разрядной цепи может произойти выход из строя конденсаторов - наиболее дорогой части системы. В случае ошибки в настройке реле времени масляного насоса или при преднамеренном сокращении времени его работы эффект от использования накопительных конденсаторов может быть потерян. Наиболее близкой к изобретению является система запуска дизеля тепловоза с использованием батареи конденсаторов сверхвысокой энергоемкости, содержащая участок зарядной цепи конденсаторов с резистором и тиристором, в цепь управления которого включен замыкающий контакт штатной кнопки КНДП 1 пуска дизеля тепловоза (см. рис.1 указанной выше статьи). Основным недостатком этой системы является возможность самопроизвольного включения тиристора от воздействия электромагнитных помех или повторного, случайного нажатия на кнопку КНДП 1, в результате которого напряжение на конденсаторах, заряжающихся при работающем дизеле от генератора, становится выше номинального. Это приводит к уменьшению срока службы конденсаторов и может стать причиной выхода их из строя. Задачей данного изобретения является повышение надежности и ресурса системы запуска дизеля тепловоза. Поставленная задача решается путем того, что система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, пусковые контакторы, через которые напряжение при запуске поступает на тяговый генератор, емкостной накопитель энергии, в цепь заряда которого включены тиристор и токоограничивающий резистор, диод, шунтирующий цепь заряда при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии, и контактный элемент для включения тиристора, согласно изобретению снабжена дополнительным контактным выключателем цепи питания емкостного накопителя энергии, индикатором заряда накопителя энергии и разрядным резистором, подключенным к емкостному накопителю, причем контактный элемент для включения тиристора выполнен в виде отдельного выключателя, расположенного на одной панели с индикатором заряда и выключателем цепи питания накопителя энергии, а упомянутая панель выполнена с возможностью ее установки в высоковольтную камеру тепловоза. Емкостной накопитель энергии, входящий в состав системы, выполнен в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем. Наличие в системе дополнительного контактного выключателя цепи питания емкостного накопителя энергии дает возможность оперативно отключать конденсаторы при выходе из строя элементов зарядной или разрядной цепи и исключает возможность их случайного соединения с бортовой сетью. Выполнение контактного элемента для включения тиристора в виде отдельного выключателя, конструктивно не совмещенного с другими органами управления, обеспечивает гарантированный полный заряд накопителя энергии перед запуском дизеля, так как операции заряда конденсаторов и запуска могут быть смещены по времени. Это позволяет также устранить возможность самопроизвольного включения тиристора от электромагнитных помех, так как цепь его управления не имеет электрической связи со схемой электрооборудования тепловоза. Индикатор заряда емкостного накопителя энергии дает возможность получать информацию о нормальном функционировании системы и сигнализирует об отказах ее элементов при неправильных действиях машиниста. В перерывах между запусками дизеля конденсаторы накопителя энергии разряжаются, что сокращает суммарное время их нахождения под напряжением и позволяет повысить ресурс. Конструктивное расположение новых элементов системы на одной панели, выполненной с возможностью ее установки в высоковольтную камеру тепловоза, позволяет максимально упростить процесс модернизации штатной системы запуска. На чертеже изображена электрическая схема предлагаемой системы запуска дизеля тепловоза. Система содержит аккумуляторную батарею 1, устройство 2 отключения аккумуляторной батареи 1 от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор 3, штатные пусковые контакторы с замыкающими контактами 4, 5, через которые напряжение при запуске поступает на тяговый генератор 3, емкостной накопитель энергии 6, состоящий в частном случае из двух параллельно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем. В цепь заряда конденсаторов включены тиристор 7 и токоограничивающий резистор 8. Диод 9 шунтирует цепь, состоящую из последовательно соединенных тиристора 7 и резистора 8, при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии 6. Система также содержит отдельный кнопочный выключатель 10 для открывания тиристора 7, дополнительный контактный выключатель 11 цепи питания емкостного накопителя энергии 6, индикатор 12 заряда накопителя 6, который может быть выполнен в виде порогового элемента на стабилитроне (не показан). Последовательно с пороговым элементом включен светодиод 13. Параллельно емкостному накопителю энергии 6 подключен разрядный резистор 14. Ток в цепи управляющего электрода тиристора 7 задается с помощью резистора 15. Кнопочный выключатель 10, индикатор 12 со светодиодом 13, выключатель 11 цепи питания накопителя энергии и резистор 15 конструктивно размещены на одной панели, содержащей крепежные элементы для ее установки в высоковольтную камеру тепловоза. Предлагаемая система запуска работает следующим образом. Аккумуляторная батарея 1 подключается к бортовой сети с помощью устройства 2. Перед запуском дизеля машинист, выполняя обычные подготовительные операции, дополнительно замыкает выключатель 11 и нажимает кнопку 10, в результате чего тиристор 7 открывается и накопитель энергии 6 заряжается от аккумуляторной батареи 1. Затем осуществляется штатный запуск дизеля, в процессе которого замыкаются контакты 4 и 5, и накопитель энергии 6 через упомянутые контакты, диод 9, выключатель 11 и контакты устройства 2 разряжается на тяговый генератор 3. После того как дизель запустился, машинист размыкает выключатель 11 и конденсаторы накопителя энергии 6 разряжаются через резистор 14. При нормальном функционировании системы светодиод 13 индикатора 12 заряда накопителя энергии загорается через 10-15 секунд после нажатия кнопки 10 и гаснет через 20-30 минут после запуска дизеля тепловоза.

Формула изобретения

1. Система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, пусковые контакторы, через которые напряжение при запуске поступает на тяговый генератор, емкостной накопитель энергии, в цепь заряда которого включены тиристор и токоограничивающий резистор, диод, шунтирующий цепь заряда при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии, и контактный элемент для включения тиристора, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным контактным выключателем цепи питания емкостного накопителя энергии, индикатором заряда накопителя энергии и разрядным резистором, подключенным к емкостному накопителю, причем контактный элемент для включения тиристора выполнен в виде отдельного выключателя, расположенного на одной панели с индикатором заряда и выключателем цепи питания накопителя энергии, а упомянутая панель выполнена с возможностью ее установки в высоковольтную камеру тепловоза. 2. Система запуска по п. 1, отличающаяся тем, что емкостной накопитель энергии выполнен в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем.

РИСУНКИ

Рисунок 1

www.findpatent.ru

Система запуска дизеля тепловоза

Изобретение относится к запуску двигателей тепловозов и других транспортных средств электродвигателями, объединенными с тяговыми генераторами, и может быть использовано в электрических цепях, приспособленных для запуска двигателей, для модернизации магистральных и маневровых тепловозов всех серий. Техническим результатом является повышение надежности и ресурса системы запуска дизеля, а также улучшение условий обслуживания тепловоза за счет полной автоматизации процесса заряда емкостного накопителя энергии. Система запуска дизеля тепловоза содержит аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, электростартер, контакты пускового контактора, емкостной накопитель энергии, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов, в цепь заряда которого включен токоограничивающий резистор, и диод, шунтирующий токоограничивающий резистор, дополнительный контактор с замыкающими контактами, которые подключают аккумуляторную батарею к емкостному накопителю энергии перед запуском дизеля тепловоза, контактор с замыкающими контактами, датчики тока и напряжения заряда емкостного накопителя энергии, управляемый выпрямитель заряда емкостного накопителя энергии, блок задания напряжения и индикации заряда емкостного накопителя энергии, блок импульсно-фазового управления. Емкостной накопитель энергии с помощью контактора с замыкающими контактами подключен через датчик тока к выходу управляемого выпрямителя, силовой вход которого подключен к выходу зарядного генератора. Параллельно емкостному накопителю энергии подключен датчик напряжения. Выходы датчика тока и датчика напряжения соединены с входом блока задания напряжения и с входом блока индикации. Выход блока задания напряжения соединен с блоком импульсно-фазового управления, выход которого соединен с управляющим входом управляемого выпрямителя. Заряд емкостного накопителя энергии происходит в автоматическом режиме (без вмешательства локомотивных бригад) после запуска дизеля тепловоза, создаются наиболее комфортные условия заряда емкостного накопителя энергии и обеспечиваются надежность работы, защита емкостного накопителя энергии от воздействия повышенного напряжения зарядного генератора, что позволяет увеличить период эксплуатации емкостного накопителя энергии. Блок индикации заряда емкостного накопителя энергии позволяет визуально контролировать ток и напряжение заряда емкостного накопителя энергии. 1 ил.

 

Изобретение относится к запуску двигателей тепловозов и других транспортных средств электродвигателями, объединенными с тяговыми генераторами, и касается электрических цепей, приспособленных для запуска двигателей, и может быть использовано для модернизации магистральных и маневровых тепловозов всех серий.

Известна система запуска дизеля тепловоза с использованием батареи конденсаторов сверхвысокой емкости, содержащая цепь заряда конденсаторов с резистором и тиристором, управляющий электрод которого подключен к замыкающему контакту штатной кнопки «Пуск дизеля» тепловоза (заявка WO 93/18300, кл. F02N 11/08, публ. 1993).

Основным недостатком системы является возможность самопроизвольного открытия тиристора от воздействия электромагнитных помех или случайного повторного нажатия на кнопку «Пуск дизеля», в результате чего напряжение на емкостном накопителе энергии, заряжающемся при работающем дизеле от зарядного генератора, становится выше номинального. Это приводит к уменьшению срока службы конденсаторов и может стать причиной выхода их из строя.

Известна система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, тяговый генератор, штатные пусковые контакты, через которые напряжение при запуске поступает на тяговый генератор, емкостной накопитель энергии, в цепь заряда которого включены тиристор и токоограничивающий резистор, диод, шунтирующий цепь заряда при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии, контактный элемент для включения тиристора, контактный выключатель цепи питания емкостного накопителя энергии и разрядный резистор, подключенный к емкостному накопителю, причем контактный элемент для включения тиристора выполнен в виде отдельного выключателя, расположенного на одной панели с индикатором заряда и выключателем цепи питания накопителей энергии, а упомянутая панель выполнена с возможностью ее установки в высоковольтную камеру тепловоза (патент RU №2189324 C1, кл. F02N 11/08, 2002).

Основным недостатком системы является вероятность сохранения включенного состояния цепи заряда емкостного накопителя энергии после запуска дизеля (предусмотрено ручное отключение данной цепи) и, как следствие этого, возможность несанкционированного открытия тиристора с последующим зарядом накопителя до повышенного напряжения, вырабатываемого зарядным генератором. Соответственно, это приводит к снижению ресурса емкостного накопителя энергии и может стать причиной выхода его из строя.

Известна система запуска дизеля тепловоза, принятая за прототип, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, электростартер, в качестве которого используется стартер-генератор или тяговый генератор, пусковые контакторы, через контакты которых напряжение при запуске поступает на электростартер, емкостной накопитель энергии, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов с двойным электрическим слоем, в цепь заряда которого включен токоограничивающий резистор, и диод, шунтирующий токоограничивающий резистор при протекании тока разряда накопителя энергии, и снабженная дополнительным контактором с замыкающими контактами, первый из которых включен в цепь заряда емкостного накопителя энергии, и управляющим реле, обмотка которого подключена к емкостному накопителю энергии через контакт пускового контактора, при этом обмотка дополнительного контактора подключена к бортовой сети тепловоза через последовательно соединенные размыкающий контакт управляющего реле, и дополнительно введенным первым выключателем с размыкающим контактом и вторым выключателем с замыкающим контактом, параллельно которому включен второй замыкающий контакт дополнительного контактора. Параллельно токоограничивающему резистору подключен световой индикатор наличия тока заряда емкостного накопителя энергии, а параллельно обмотке дополнительного контактора - световой индикатор включенного состояния цепи заряда (патент RU №2253079 С1, кл. F02N 11/04, 2006 г.).

Основным недостатком системы является вероятность сохранения включенного состояния цепи заряда емкостного накопителя энергии после запуска дизеля при преждевременном нажатии кнопки «Пуск дизеля» (предусмотрен визуальный контроль процесса окончания заряда емкостного накопителя энергии с последующим выжиданием от 30 до 60 секунд), с последующим зарядом накопителя до повышенного напряжения, вырабатываемого зарядным генератором. Соответственно, это приводит к снижению ресурса емкостного накопителя энергии и может стать причиной выхода его из строя.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности и ресурса системы запуска дизеля, а также улучшение условий обслуживания тепловоза за счет полной автоматизация процесса заряда емкостного накопителя энергии.

Указанный технический результат достигается тем, что система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, электростартер, в качестве которого используется тяговый генератор, контакты пускового контактора, через которые напряжение при запуске поступает на электростартер, емкостной накопитель энергии, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов, в цепь заряда которого включен токоограничивающий резистор, и диод, шунтирующий токоограничивающий резистор при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии, дополнительный контактор с замыкающими контактами, которые подключают аккумуляторную батарею к емкостному накопителю энергии перед запуском дизеля тепловоза, снабжена контактором с замыкающими контактами, датчиками тока и напряжения заряда емкостного накопителя энергии, управляемым выпрямителем заряда емкостного накопителя энергии, блоком задания напряжения и индикации заряда емкостного накопителя энергии, блоком импульсно-фазового управления, при этом емкостной накопитель энергии с помощью контактора с замыкающими контактами подключен через датчик тока к выходу управляемого выпрямителя, силовой вход которого подключен к выходу зарядного генератора, параллельно емкостному накопителю энергии подключен датчик напряжения, выход датчика тока и выход датчика напряжения соединены с входом блока задания напряжения и с входом блока индикации, выход блока задания напряжения соединен с блоком импульсно-фазового управления, выход которого соединен с управляющим входом управляемого выпрямителя.

На чертеже представлена схема предлагаемой системы запуска дизеля тепловоза.

Система содержит аккумуляторную батарею 1, устройство 2 отключения аккумуляторной батареи 1 от бортовой сети (БС) тепловоза (на схеме не показана), электростартер 3, в качестве которого используется тяговый генератор, контакты пускового контактора 4, через которые напряжение при запуске поступает на электростартер 3, емкостной накопитель энергии 5, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов, в цепь заряда которого включен токоограничивающий резистор 6, и диод 7, шунтирующий токоограничивающий резистор 6 при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии 5, дополнительный контактор 8 с замыкающими контактами, которые подключают аккумуляторную батарею 1 к емкостному накопителю энергии 5 перед запуском дизеля тепловоза. Емкостной накопитель энергии 5 с помощью контактора 9 с замыкающими контактами подключен через датчик тока 10 заряда емкостного накопителя энергии 5 на выход управляемого выпрямителя 11 заряда емкостного накопителя энергии 5, силовой вход которого подключен к выходу зарядного генератора 12, параллельно емкостному накопителю энергии 5 подключен датчик напряжения 13 заряда емкостного накопителя энергии 5. Выход датчика тока 10 и выход датчика напряжения 13 соединены с входом блока 14 задания напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5 и с входом блока 15 индикации заряда емкостного накопителя энергии 5. Выход блока 14 задания напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5 соединен с входом блока 16 импульсно-фазового управления, выход которого соединен с управляющим входом управляемого выпрямителя 11.

Предлагаемая система запуска дизеля тепловоза работает следующим образом.

Аккумуляторная батарея 1 подключается к бортовой сети тепловоза с помощью устройства 2. Далее нажимается кнопочный выключатель «Пуск дизеля» (на схеме не показан), через который замыкается цепь питания дополнительного контактора 8, контакты которого, замыкаясь, подключают аккумуляторную батарею 1 к емкостному накопителю энергии 5, происходит заряд емкостного накопителя энергии 5 через токоограничивающий резистор 6 до напряжения аккумуляторной батареи 1, который ограничен временем работы маслопрокачивающего насоса (на схеме не показан). По окончании работы маслопрокачивающего насоса замыкаются контакты пускового контактора 4, через которые напряжение комбинированного источника питания в виде параллельно соединенных аккумуляторной батареи 1 и емкостного накопителя энергии 5 через диод 7 поступает на электростартер 3.

После запуска дизеля контакты пускового контактора 4 и контакты дополнительного контактора 8 размыкаются, отключая емкостной накопитель энергии 5 от электростартера 3 и от аккумуляторной батареи 1, и замыкаются контакты контактора 9, тем самым подключая емкостной накопитель энергии 5 через датчик тока 10 на выход управляемого выпрямителя 11 заряда емкостного накопителя энергии 5.

С выхода датчика напряжения 13, подключенного параллельно емкостному накопителю энергии 5, сигнал, пропорциональный напряжению емкостного накопителя энергии 5, поступает на вход блока 14 задания напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5, в блоке 14 сигнал, пропорциональный напряжению емкостного накопителя энергии 5, сравнивают с заранее заданной максимальной уставкой напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5, результат сравнения подают на вход блока 16 импульсно-фазового управления, усиливают и с выхода блока 16 импульсно-фазового управления подают на управляющие входы управляемого выпрямителя 11, осуществляют фазоимпульсное управление этим управляемым выпрямителем, начинается заряд емкостного накопителя энергии 5. С выхода датчика тока 10 сигналы, пропорциональные току заряда емкостного накопителя энергии 5, поступают на вход блока 14 задания напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5, в блоке 14 задания напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5 сравнивают сигнал, пропорциональный току заряда емкостного накопителя энергии 5, с заранее заданными минимальной и максимальной уставками тока заряда емкостного накопителя энергии 5, по результату сравнения задают уставку напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5, при этом уставку напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5 ограничивают заранее заданной максимальной уставкой напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5, сравнивают уставку напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5 с сигналом, пропорциональным напряжению емкостного накопителя энергии 5, с выхода датчика напряжения 13 сигнал, пропорциональный результату сравнения, подают на вход блока 16 импульсно-фазового управления, усиливают и с выхода блока 16 импульсно-фазового управления подают на управляющие входы управляемого выпрямителя 11, осуществляют фазоимпульсное управление этим управляемым выпрямителем, регулируя ток и напряжение заряда емкостного накопителя энергии 5.

При снижении с выхода датчика тока 10 сигнала, пропорционального току заряда емкостного накопителя энергии 5, ниже заранее выбранной минимальной уставки тока заряда емкостного накопителя энергии 5, блок 14 задания напряжения заряда емкостного накопителя энергии 5 перестает подавать сигналы задания на вход блока 16 импульсно-фазового управления, тем самым прекращая заряд емкостного накопителя энергии 5.

Сигналы с выхода датчика напряжения 13 и с датчика тока 10 поступают на вход блока 15 индикации заряда емкостного накопителя энергии 5.

Отличительные признаки изобретения обеспечивают заряд емкостного накопителя энергии в автоматическом режиме (без вмешательства локомотивных бригад) после запуска дизеля тепловоза, создают наиболее комфортные условия заряда емкостного накопителя энергии и обеспечивают надежность работы, защиту емкостного накопителя энергии от воздействия повышенного напряжения зарядного генератора, что позволяет увеличить период эксплуатации емкостного накопителя энергии. Блок индикации заряда емкостного накопителя энергии позволяет визуально контролировать ток и напряжение заряда емкостного накопителя энергии.

Предложенная система запуска дизеля тепловоза была испытана на натурном стенде и опытном тепловозе ТЭМ18 и показала положительные результаты.

Предложенная система запуска дизеля тепловоза может быть использована для модернизации магистральных и маневровых тепловозов всех серий.

Система запуска дизеля тепловоза, содержащая аккумуляторную батарею, устройство отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети тепловоза, электростартер, в качестве которого используется тяговый генератор, контакты пускового контактора, через которые напряжение при запуске поступает на электростартер, емкостной накопитель энергии, выполненный в виде параллельно или параллельно-последовательно соединенных конденсаторов, в цепь заряда которого включен токоограничивающий резистор, и диод, шунтирующий токоограничивающий резистор при протекании тока разряда емкостного накопителя энергии, дополнительный контактор с замыкающими контактами, которые подключают аккумуляторную батарею к емкостному накопителю энергии перед запуском дизеля тепловоза, отличающаяся тем, что система снабжена контактором с замыкающими контактами, датчиками тока и напряжения заряда емкостного накопителя энергии, управляемым выпрямителем заряда емкостного накопителя энергии, блоком задания напряжения и индикации заряда емкостного накопителя энергии, блоком импульсно-фазового управления, при этом емкостной накопитель энергии с помощью контактора с замыкающими контактами подключен через датчик тока к выходу управляемого выпрямителя, силовой вход которого подключен к выходу зарядного генератора, параллельно емкостному накопителю энергии подключен датчик напряжения, выход датчика тока и выход датчика напряжения соединены с входом блока задания напряжения и с входом блока индикации, выход блока задания напряжения соединен с блоком импульсно-фазового управления, выход которого соединен с управляющим входом управляемого выпрямителя.

www.findpatent.ru

Устройство для запуска дизеля тепловоза

 

Изобретение относится к тепловозостроению. Сущность изобретения: устройство для запуска дизеля тепловоза содержит аккумуляторную батарею, тяговый генератор с пусковой и включенной ей встречно независимой обмотками, имеющими общую магнитную систему, контактор возбуждения, возбудитель с якорем, стабилизирующий трансформатор, первичная обмотка которого выполнена с регулировочным сопротивлением и включена параллельно якорю возбудителя, а также сопротивление гашения поля тягового генератора и пусковые контакторы. Один из пусковых контакторов, включаемый первым, выполнен с нормально-открытым блок-контактом, включенным параллельно сопротивлению гашения поля тягового генератора. Техническим результатом является повышение эффективности схемы запуска дизеля тепловоза. 1 ил.

Изобретение относится к тепловозостроению.

Известны устройства, состоящие из аккумуляторной батареи, пусковых контакторов, сопротивления пуска и тягового генератора, имеющего независимую обмотку, которая во время запуска дизеля тепловоза выполняет функцию пусковой обмотки [1, 2]. Однако эти устройства являются довольно сложными, так как имеют дополнительные пусковые контакторы и сопротивления. Кроме того, имеется опасность перехода генератора с двигательного в генераторный режим из-за увеличения его напряжения и тока в обмотке возбуждения. Известно также устройство для запуска дизеля тепловоза ТЭ10, содержащее аккумуляторную батарею, тяговый генератор с пусковой и включенной ей встречно независимой обмотками, имеющими общую магнитную систему, и с контактором возбуждения, возбудитель с якорем, стабилизирующий трансформатор, первичная обмотка которого выполнена с регулировочным сопротивлением и включена параллельно якорю возбудителя. Устройство имеет пусковые контакторы, контактор возбуждения тягового генератора с силовым контактом, а также сопротивление гашения поля тягового генератора, которое предназначено для шунтирования якоря возбудителя во время отключения возбуждения тягового генератора [3]. Пусковая и независимая обмотки тягового генератора включены встречно и расположены на одних и тех же полюсах. Поэтому во время запуска при протекании тока по пусковой обмотке наводится трансформаторная ЭДС в независимой обмотке. Она создает ток, который наводит в ней магнитный поток одинакового направления с магнитным потоком пусковой обмотки. Но при разомкнутом контакторе возбуждения тягового генератора наводимая трансформаторная ЭДС в независимой обмотке гасится на сопротивлении гашения поля, и ток в ней достигает весьма малой величины. При этом теряется часть суммарного магнитного потока. Это устройство (прототип) является недостаточно эффективным. Для него характерно высокое динамическое сопротивление, состоящее из сопротивления силовой цепи и внутреннего сопротивления аккумуляторной батареи, что снижает КПД батареи. Кроме того, увеличить пусковой ток тягового генератора можно, только увеличив мощность конденсаторной батареи. Поэтому решаемой задачей является повышение эффективности схемы запуска дизеля тепловоза. Это достигается тем, что в устройстве для запуска тепловоза типа ТЭ10, содержащем аккумуляторную батарею, тяговый генератор с пусковой и включенной ей встречно независимой обмотками, имеющими общую магнитную систему, и с контактором возбуждения, возбудитель с якорем, стабилизирующий трансформатор, первичная обмотка которого выполнена с регулировочным сопротивлением и включена параллельно якорю возбудителя, а также сопротивление гашения поля тягового генератора и пусковые контакторы, один из пусковых контакторов, включаемый первым, выполнен с нормально-открытым блок-контактом, включенным параллельно сопротивлению гашения поля тягового генератора. Такое устройство с шунтированием сопротивления гашения поля тягового генератора нормально-открытым блок-контактом позволяет увеличить пусковой ток тягового генератора не за счет увеличения мощности аккумуляторной батареи, а за счет использования (вместо рассеивания на сопротивлении) ЭДС взаимоиндукции, возникающей во время запуска в независимой обмотке, так как она включена встречно-пусковой, и их токи направлены согласно, а магнитные потоки складываются. Такое выполнение позволяет уменьшить динамическое сопротивление внешней цепи аккумуляторной батареи, что увеличивает ее КПД, а также улучшить условия работы аккумуляторной батареи. На чертеже приведена электрическая схема запуска дизеля тепловоза типа ТЭ10. Устройство имеет аккумуляторную батарею 1, тяговый генератор 2 с пусковой обмоткой 3 и включенной ей встречно независимой обмоткой 4. Обмотки 3 и 4 имеют общую магнитную систему. Тяговый генератор 2 имеет контактор возбуждения с силовым контактом 5. В устройство входит возбудитель 6, имеющий якорь, параллельно которому включена первичная обмотка 7 стабилизирующего трансформатора, которая выполнена с регулировочным сопротивлением 8. В устройство входит сопротивление 9 гашения поля тягового генератора 2. Устройство выполнено с двумя пусковыми контакторами 10 и 11. Контактор 10 выполнен с нормально-открытым блок-контактом 12, включенным параллельно сопротивлению 9, и с силовым контактом 13. Пусковой контактор 11 имеет силовой контакт 14. Устройство работает следующим образом. При подаче питания на катушку контактора 10 замыкается его силовой контакт 13 и блок-контакт 12, который шунтирует сопротивление 9 гашения поля тягового генератора 2. После этого включается пусковой контактор 11. Создается цепь: плюс аккумуляторной батареи 1, тяговый генератор 2, пусковая обмотка 3, силовой контакт 14 контактора 11, минус аккумуляторной батареи 1. В независимой обмотке 4 наводится трансформаторная ЭДС. Создается цепь тока: независимая обмотка 4, возбудитель 6, замкнутый нормально-открытый блок-контакт 12, независимая обмотка 4. Одновременно создается цепь: первичная обмотка 7 стабилизирующего трансформатора, регулировочное сопротивление 8 первичной обмотки 7 стабилизирующего трансформатора, возбудитель 6, первичная обмотка 7 стабилизирующего трансформатора. Силовой контакт 5 контактора возбуждения тягового генератора 2 во время запуска разомкнут. Так как пусковая обмотка 3 и независимая обмотка 4 намотаны встречно и имеют общую магнитную систему, общий магнитный поток складывается из магнитного потока обмоток 3 и 4, а магнитный поток обмотки 4 не будет гаситься на сопротивлении 9 гашения поля тягового генератора 2. Сопротивление же цепей: возбудитель 6, сопротивление первичной обмотки 7 стабилизирующего трансформатора, возбудитель 6 и независимая обмотка 4, возбудитель 6, замкнутый контакт 12, независимая обмотка 4 мало по сравнению с сопротивлением 9 гашения поля. Поэтому импульс тока в цепи: плюс аккумуляторной батареи, силовой контакт 13, тяговый генератор 2, пусковая обмотка 3, силовой контакт 14, минус аккумуляторной батареи 1 будет больше по сравнению с таковым, когда нормально открытый блок-контакт 12 отсутствует. Обработка осциллограмм (см. акт экспериментальных исследований) показала, что эффективность устройства запуска для тепловозов типа ТЭ10 составила: по секундам, %: в первую - 11,7 во вторую - 5,5 в третью - 7,8 в четвертую - 6,4 в пятую - 1,5 Соответственно нарастающий поток: по секундам, %: в первую - 11,7 во вторую - 8,7 в третью - 8,4 в четвертую - 7,8 в пятую - 7,0 Источники информации 1. Рудая К. И. Электрическое оборудование тепловозов. М.: Транспорт, 1968, с. 223-225. 2. Пассажирский тепловоз ТЭП 60 ВИПО, МПС. М.: 1963, с. 129-131. 3. Тепловоз 2ТЭ10Л. Инструкция по устройству и эксплуатации. М.: Транспорт, 1967.

Формула изобретения

Устройство для запуска дизеля тепловоза, содержащее аккумуляторную батарею, тяговый генератор с пусковой и включенной ей встречно независимой обмотками, имеющими общую магнитную систему, и с контактором возбуждения, возбудитель с якорем, стабилизирующий трансформатор, первичная обмотка которого выполнена с регулировочным сопротивлением и включена параллельно якорю возбудителя, а также сопротивление гашения поля тягового генератора и пусковые контакторы, отличающееся тем, что один из пусковых контакторов, включаемый первым, выполнен с нормально-открытым блок-контактом, включенным параллельно сопротивлению гашения поля тягового генератора.

РИСУНКИ

Рисунок 1

www.findpatent.ru