Схема асинхронного электродвигателя. Пускатель hdd двигателя


Вращаем мотор убитого жесткого диска — DRIVE2

Сломался у меня винчестер от ноута. Хотел его сегодня выкинуть, покрутил в руках и в голове промелькнула идея оживить моторчик привода диска. Вспомнил теорию по двигателям, которую получил ещё в студенческие годы, прикинул, что там стоит обычный фазный синхронный двигатель. Гуглить и искать в интернете специально ничего не стал — решил запустить его сам.

Раскрутив винт по винтикам обнаружил четыре контакта, идущие к мотору. Прозвонив эти контакты я обнаружил, что мотор содержит три обмотки, подключенные по схеме "звезда" с выводом от общей точки. То есть получается три фазы и общий выход. Фазы смещены на 60 градусов. Сопротивление обмоток низкое, в районе пары Ом.

Чтоб запустить моторчик нужно по очереди подавать импульсы на эти три обмотки. Быстро накидав текст программы для микроконтроллера и спаяв на коленках схему получил результат формы сигнала:

А вот и схема:

С микроконтроллера сигнал поступает на мосфеты Т1 — Т3, далее с мосфетов импульсы подаются на обмотки А B и C. Общий вывод N подключен к плюсу через токоограничивающий резистор. Чтобы мотор хорошо работал, нужно подбирать оптимальное соотношение скважности импульсов.

Нравится 97 Поделиться: Подписаться на автора

www.drive2.ru

Куллер из АДА!!! Или куллер на основе двигателя от HDD и драйвера TDA5140A

Было это прошлым летом, на улице уже было достаточно тепло, и мне совсем случайно досталась древняя жестянка которая уже никому не была нужна. Разобрав данный HDD ничего необходимого изначально для себя я не заметил, плату иногда использовал как донора SMD компонентов, диски кинул лежать на стол, а вот понравившийся двигатель я думал запустить в домашних условиях будет достаточно трудно. Недолго думая я полез в интернеты за поиском простой схемки драйвера, и нашел, правда первое впечатление - врядли у нас будет эта микросхемка, но после поиска на Космодроме - нашел.Схема была найдена на просторах форума radiokot.ru
Схема

Ничего сложного в данной схеме нет, резисторы R1-R3 необходимы если у двигателя нет общей точки (это был как раз мой случай), Vp и VMot я соединил вместе, питание подаю в пределах 6-12V. Двигатель должен быть с достаточно высокоомными обмотками (между фазами должно быть примерно 6 Ом или более) иначе микросхемка может сгореть.

Для доработки был взят стандартный 80мм куллер.

Для начала высверливаем середину с куллера:

Убираем лишнюю пластмассу с креплений, как можно точнее сверлим три маленьких отверстия крепления самого двигателя, устанавливаем плату драйвера на термоклей, крепим провода термоклеем (на максимальных оборотах он их может всосать и порубать, так-же как и мой фотоприемник для TV-тюнера):

Устанавливаем решетки, так как максимальные обороты были порядка 9000 об./мин. если не больше.

doommen.blogspot.com

Схема пуска асинхронного двигателя | white-santa.ru

Представленная выше схема является самой простой и распространенной, которая обладает простейшей пускозащитной аппаратурой, которая без проблем позволяет управлять работой асинхронного электродвигателя, а так же защищает от недопустимых режимов работы, таких как короткое замыкание и перегрузки.На данной схеме имеются две части: силовая цепь, посредством которой осуществляется питание электродвигателя  и цепь управления непосредственно участвующую в управлении электродвигателя (пуск, остановка). Необходимо уточнить, что по силовой цепи протекает рабочий ток электродвигателя, другими словами эта цепь должна выдерживать пусковые токи. Цепь управления в свою очередь, в зависимости от используемой пусковой и регулирующей аппаратуры может получать питание от одного источника вместе с силовой цепью или от независимого источника, причем цепь управления может питаться постоянным током. В зависимости от катушки магнитного пускателя цепь управления может питаться фазным или линейным напряжениями.

Схема состоит из следующих составных частей: 

Два автоматических выключателя АВ1 и АВ2. Первый АВ1 устанавливается в силовой цепи, им осуществляется подача напряжения на контакты магнитного пускателя. Также от этого автоматического выключателя получает питание второй выключатель АВ2 расположенный в цепи управления. Автомат АВ1 является не только коммутирующим устройством, но и аппаратом защиты от коротких замыканий и перегрузки. Автоматический выключатель АВ2 подает напряжение на цепь управления и защищает ее от короткого замыкания.

Магнитного пускателя КМ, силовые контакты которого включены в силовую цепь, блок контакт КМ1 осуществляет шунтирование кнопки Пуск. Также в цепь управления включается катушка КМ данного магнитного пускателя. Магнитный пускатель осуществляет подачу напряжения на электродвигатель, а также препятствует повторного пуска  электродвигателя при кратковременном исчезновении напряжения.

Тепловое реле КК, биметаллические пластины, которого включены последовательно в силовую цепь питания статора асинхронного электродвигателя. Отключающий контакт КК этого реле включен в цепь управления. Реле КК осуществляет защиту электродвигателя от перегрузки.

Сам асинхронный двигатель  Д, которым осуществляется управление.

Кнопочная станция (кнопка управления), состоящая из двух кнопок Стоп — нормально замкнутый контакт, и кнопка Пуск – нормально разомкнутый контакт.

Все вышеперечисленные устройства изображены на схеме.

Работа схемы

shema puska ad1

В текущем состоянии, напряжение подается только на верхние контакты (губки) автоматического выключателя АВ1, это можно заметить  по окраске линий в синий цвет.

При включенном автоматическом выключателе АВ1, напряжение поступает на силовые контакты магнитного пускателя КМ и автоматического выключателя АВ2. При замыкании Автомата АВ2, напряжение поступит через замкнутый контакт кнопки Стоп на контакт кнопки Пуск, и блок контакт магнитного пускателя КМ1.

shema puska ad2

 

Все выше перечисленные манипуляции являются подготовительными.  В текущем состоянии все готово к пуску электродвигателя.

shema puska ad3

 

При замыкании контакта кнопки Пуск, питание получит катушка магнитного пускателя КМ, при этом через нее начнет протекать ток, так как образовалась замкнутая цепь: фаза С, автоматический выключатель АВ2, кнопка Стоп, кнопка Пуск, катушка КМ, контакт реле КК, фаза В.

При протекании тока по катушке магнитного пускателя, замкнутся его контакты в силовой цепи, кроме этого срабатывает блок контакт КМ1, который шунтирует катушку магнитного пускателя КМ, он срабатывает, то есть замыкает свои контакты в с кнопку Пуск. После размыкания контакта кнопки Пуск, катушка не потеряет питание.

При срабатывании, магнитный пускатель замыкает свои силовые контакты КМ и подает напряжение на статор двигателя через тепловое реле.  Асинхронный двигатель, получив питание, запустится, его ротор начнет вращаться.

shema puska ad4

Для выполнения остановки электродвигателя, необходимо отключить катушку магнитного пускателя  КМ, для этого нажимают кнопку Стоп, размыкая его контакт. При этом цепь, по которой питалась катушка КМ, размыкается, вследствие чего размыкаются силовые контакты магнитного пускателя КМ, электродвигатель теряет питание и останавливается, при этом размыкается шунтирующий блок контакт КМ1. При возврате кнопки Стоп в замкнутое положение, состояние схемы возвращается в исходное положение и готова для очередному пуска.

Стоит отметить, что данная схема не приспособлена для обеспечения плавного пуска асинхронного электродвигателя, выполнения регулировки частоты вращения и реверса. Все эти операции требуют усложнения схемы путем включения дополнительных устройств.

Асинхронные двигатели — самый распространенный вид электрических машин. Выше представленную схему пуска электродвигателей так же называют самой простой и распространенной.

 

white-santa.ru