Надежная и стабильная работа системы охлаждения двигателя. Работа охлаждения двигателя


Надежная и стабильная работа системы охлаждения двигателя

Важным фактором, во многом обеспечивающим экономичность автомобиля, является надежная и стабильная работа системы охлаждения двигателя (рис. 4.9).

Рис. 4.9. Схема системы охлаждения двигателя:

1 — трубка отвода жидкости от радиатора отопителя и рубашки подогрева впускного трубопровода; 2 — патрубок подвода жидкости в радиатор отопителя; 3 — перепускной шланг; 4 — выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 — подводящий шланг радиатора; 6 — расширительный бачок; 7 — рубашки охлаждения головки и блока цилиндров; 8 — пробка радиатора; 9 — трубка радиатора; 10 — кожух вентилятора; 11 — вентилятор; 12 — шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 13 — отводящий шланг радиатора; 14 — ремень привода насоса и генератора; 15 — насос охлаждающей жидкости; 16 — шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17 — термостат.

В момент сгорания рабочей смеси температура в цилиндре двигателя достигает +2000 °С, а средняя температура находится в пределах +800-1000 °С. Очевидно, что в таком режиме двигатель долго работать не сможет по причине перегрева и последующего выхода из строя его металлических частей. Поэтому для обеспечения нормальной температуры работы двигателя, а точнее для его своевременного охлаждения, в каждом автомобиле предусмотрена система охлаждения. Однако это не единственная ее задача: она обеспечивает также ускорение прогрева холодного двигателя.

В современных автомобилях используются жидкостные системы охлаждения. Это означает, что в качестве охлаждающего элемента в них применяется жидкость (вода, тосол или антифриз).

В холодное время года одной из наиболее распространенных неисправностей системы охлаждения является выход из строя термостата. Термостат — это прибор, который обеспечивает оптимальный тепловой режим работы двигателя (рис. 4.10). Дело в том, что жидкость в системе охлаждения может циркулировать по большому кругу (термостат открыт) или по малому кругу (термостат закрыт). Малый круг циркуляции используется для быстрого прогрева холодного двигателя. Кроме того, по малому кругу жидкость циркулирует в холодное время года для того, чтобы двигатель не переохлаждался. В теплое время года охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу, так как в это время мотор больше нуждается в охлаждении, чем зимой. Термостат направляет жидкость по большому либо по малому кругу — это зависит от текущего режима работы и условий эксплуатации.

Рис. 4.10. Термостат.

Когда водитель только заводит автомобиль, двигатель еще некоторое время остается холодным, термостат полностью закрыт и жидкость может циркулировать лишь по малому кругу. По мере прогрева двигателя термостат приоткрывается и часть жидкости направляется на большой круг (при этом другая продолжает циркулировать по малому кругу). Как только температура охлаждающей жидкости в системе достигает +80–90 °С, термостат полностью открывается и вся жидкость начинает циркулировать по большому кругу. Если в процессе езды двигатель переохлаждается, термостат вновь частично либо полностью закрывается, направляя часть жидкости (или всю) циркулировать по малому кругу.

Если термостат неисправен, его придется заменить: этот прибор не предусматривает ремонта. Процедура замены термостата на большинстве автомобилей проста, опытные водители выполняют эту работу самостоятельно.

Одной из распространенных причин нестабильной работы системы охлаждения является выход из строя радиатора — прибора, предназначенного для охлаждения жидкости за счет встречного потока воздуха либо с помощью специального вентилятора (рис. 4.11). Радиатор установлен в передней части моторного отсека автомобиля и содержит большое количество трубок, каналов и перепонок, с помощью которых существенно увеличивается объем одновременно охлаждающейся жидкости.

Рис. 4.11. Радиатор.

Наиболее характерная неисправность радиатора — это его засорение. Оно приводит к тому, что циркуляция жидкости ухудшается либо прекращается полностью.

Охлаждающая жидкость также может протекать. Вот характерный симптом засорения: радиатор теплый только в верхней части, а нижний его шланг не прогревается. Для устранения неисправности бывает достаточно промыть радиатор сильной струей воды, подавая ее в направлении, обратном обычной циркуляции охлаждающей жидкости. Промывать следует до тех пор, пока выходящая вода не станет чистой. Если вы будете выполнять эту операцию самостоятельно, следует учитывать, что перед промывкой радиатор необходимо снять (нельзя промывать его вместе с двигателем).

Кроме того, для промывки можно использовать специальные химические растворы (например, «Икар»), которые продаются на автомобильных рынках и в автомагазинах. Эти растворы разрушают и вымывают посторонние отложения.

Течь радиатора также несложно устранить: например, отверстие можно запаять. Кроме того, в продаже имеются специальные таблетки, позволяющие заделать дыру в радиаторе: достаточно бросить эту таблетку в радиатор, и через некоторое время отверстие исчезнет. Правда, все это приемлемо только для устранения относительно небольших отверстий. Если же в вашем радиаторе образовалась приличная дыра — его однозначно придется менять.

Система охлаждения автомобиля время от времени требует несложного технического обслуживания.

Первое правило любого автомобилиста — периодически проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке автомобиля. Следует учитывать, что эта жидкость со временем убывает по естественным причинам: в процессе эксплуатации она нагревается до высокой температуры (как я уже отмечал, рабочая температура — +80–90 °С, а иногда она поднимается и выше), поэтому входящая в ее состав вода понемногу испаряется. Если жидкости в бачке недостаточно — ее нужно долить до требуемого уровня. Когда вам приходится это делать изредка (раз в несколько месяцев), поводов для беспокойства нет. Однако если вы доливаете жидкость постоянно и часто, ищите утечку: в лучшем случае дело обойдется заменой патрубков, в худшем — придется менять радиатор или помпу.

Периодически проверяйте состояние ремня привода помпы (нет ли на нем трещин, надрывов и т. п.), а также его натяжение. Помните, что выход из строя этого ремня в дороге вынудит вас остановиться. Без него машину эксплуатировать нельзя: ведь перестанет работать помпа, следовательно, не будет циркулировать охлаждающая жидкость, а значит, быстро перегреется и выйдет из строя двигатель. Рекомендуется всегда иметь в машине запасной ремень: даже если вы не сможете его поменять в дороге самостоятельно, то кто-то из проезжающих мимо водителей наверняка вам поможет.

Обязательно следите за состоянием температурного датчика системы охлаждения, который в любом автомобиле присутствует на панели приборов. Если он выйдет из строя, вы не сможете отслеживать температурный режим и слишком поздно заметите перегрев, что приведет к поломке двигателя. Кстати, очень важный прибор — датчик электрического привода вентилятора. Если он выходит из строя, может случиться перегрев. Обычно датчик электрического привода вентилятора срабатывает и включает вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости приближается к критической отметке +100 °С, но если прибор неисправен — вентилятор не включается, жидкость не получает дополнительного охлаждения и продолжает нагреваться дальше. В конечном счете она может просто закипеть.

Учтите, что при наличии даже небольших неисправностей в системе охлаждения потребление топлива вашим автомобилем может возрасти на 10–20 %. Особенно много топлива будет расходоваться при прогреве двигателя и езде в «холодной» машине.

Влияние системы охлаждения двигателя на надежную работу автомобиля

Система, отвечающая за своевременное охлаждение двигателя, представляет собой совокупность множества приборов и устройств, которые обеспечивают надежный подвод охлаждающего рабочего тела к нагретым частям двигателя, а также последующий отвод излишков тепла в окружающую среду. В настоящее время множество автомобилей возлагают на данную систему и другие функции такие, как регулирование температуры в коробке передач, обеспечение кондиционирования салона, а также закачка воздуха в элементы турбонаддува.

Исправность системы охлаждения двигателя гарантирует стабильное поддержание наиболее оптимального теплового режима работы мотора автомобиля. Благодаря своевременному срабатыванию подобных комплексов исключается повышенный износ деталей, перегрев двигателя, снижение мощности мотора и ухудшение качества топливной смеси, поступающей в цилиндры.В настоящее время различают несколько типов данных систем в соответствии с их принципом действия:

  1. Жидкостная;
  2. Воздушная;
  3. Комбинированная, которая совмещает в себе некоторые элементы представленных выше комплексов.

Тем не менее, многие заводы-изготовители устанавливают на свою продукцию жидкостную систему, поскольку небезосновательно считают ее наиболее эффективной из всех. Как можно догадаться из названия, в качестве рабочего тела в ней выступает специальная жидкость, которая прогоняется через все устройства и приборы, осуществляя требуемый отвод тепла.Система охлаждения двигателя состоит из нескольких основных конструктивных элементов, таких как:

  1. Центробежный насос, который отвечает за постоянную циркуляцию жидкости;
  2. Теплообменник;
  3. Радиатор, с которого излишек тепла уходит в окружающую среду;
  4. Расширительный бачок. Позволяет регулировать давление и уровень жидкости в системе;
  5. Термостат, измеряющий параметры рабочей среды;
  6. Система патрубков, по которой, собственно, и происходит циркуляция охлаждающего тела.

Если какое-нибудь из этих устройств вышло из строя, то необходимо сразу вызвать эвакуатор для вашей же безопастности.

Важной составляющей системы охлаждения двигателя является датчик температуры. Данный элемент управления осуществляет измерение и контроль параметров, которые в дальнейшем преобразуются в электрические импульсы, поступающие на электронный блок управления (ЭБУ). Он, в свою очередь, обрабатывает поступающие сигналы и подает команды на различные исполнительные устройства, а также на бортовой компьютер. Поэтому вы имеете возможность в любой момент узнать интересующие вас параметры.Поломка датчика температуры двигателя может привести к перегреву или же, наоборот, излишнему охлаждению мотора, ухудшению качества холостого хода, увеличение расхода топлива и ухудшению уровня выхлопных газов. А это в свою очередь может повлечь за собой заглохание двигателя, потерю мощности и значительное ухудшение общей управляемости автомобиля.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

  • Май 9, 2018 Рама и тягово-сцепное устройство: описание,устройство,фото.
  • Ноябрь 21, 2017 Инструменты, аксессуары и запасные части для автомобиля
  • Апрель 24, 2017 Opel Agila описание характеристики фото видео комплектация.
  • Ноябрь 13, 2016 Как выбрать самый экономичный кроссовер по расходу топлива?
  • Сентябрь 29, 2018 Гидравлические толкатели: устройство,фото,описание.
  • Ноябрь 16, 2016 Причины которые увеличивают расход топлива.
  • Апрель 30, 2017 BMW Z8 технические характеристики фото видео
  • Февраль 27, 2017 Бмв х4:технические характеристики,описание,обзор,фото,видео,интерьер
  • Сентябрь 28, 2017 Фольксваген пассат б1: обзор,описание,фото,видео,технические характеристики,модификации.
  • Ноябрь 26, 2017 ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМАШИН

seite1.ru

Анализ эффективного охлаждения двигателя

Почему одни машины кипят, а другие отлично переносят даже невыносимую жару? Наши полезные советы автолюбителям расскажут, сколько градусов должно быть под капотом и как избавить мотор от паровой атаки. Разбираемся в работе системы охлаждения двигателя.

Основные детали системы охлаждения: радиатор, насос или помпа, термостат и вентилятор. Охлаждение мотора происходит за счет циркуляции охлаждающей жидкости. Пока двигатель холодный, антифриз или тосол течет по малому кругу только вокруг цилиндров и в головке блока. Как только температура достигает 75 градусов, термостат открывается и жидкость выходит на большой круг: радиатор, насос и рубашка охлаждения двигателя. Вентилятор обеспечивает принудительный отток воздуха, чтобы быстрее остудить двигатель.

Исправная работа системы охлаждения во многом зависит от качества антифриза. Алюминиевый корпус насоса со временем может весь покрыться дырами, их делает кислота. Похожая картина с головкой блока цилиндров. Такие детали только на свалку. Выявить подделку способна индикаторная бумажка. Если она покраснела, значит жидкость агрессивная.

Кстати, в обычных условиях, антифриз кипит при 108 градусах цельсия, в герметичной системе охлаждения – при 130 градусах цельсия. Малейшая щель, а она может быть где угодно: в расширительном бачке, резиновом шланге или радиаторе, нарушает герметичность и двигатель закипает.

Обнаружить микротрещины помогают флуоресцентные добавки, которые есть в современных антифризах. Благодаря им он светится в ультрафиолетовых лучах. Это, кстати, один из критериев охлаждающей жидкости. Малейшую утечку, например в радиаторе, прекрасно видно в свете специальной лампы.

Виной парилки под капотом может быть и неисправный термостат. По сути, это автоматическая пробка, которая должна открываться при нагреве до 75 градусов цельсия, чтобы к охлаждению двигателя подключился радиатор. Рабочий материал в термостате – технический воск. При нужной температуре он расширяется, давит на клапан и открывает его. С неисправным термостатом жидкость не выйдет на большой круг. С таким агрегатом машина точно закипит.

Если клапан термостата открывается при более низкой температуре, то двигатель прогревается значительно дольше. При этом, возможно, он не выйдет на оптимальный тепловой режим. Все это может сопровождаться увеличением расхода топлива.

Система охлаждения перестает эффективно работать, если в ней появляется пена и, как следствие, паровые пробки. Это происходит по вине старой или поддельной охлаждающей жидкости. Менять ее положено раз в два года. Лить тосол вместо антифриза не рекомендуется. Жидкости отличаются пакетом присадок. Тосол создавали для охлаждения чугунных деталей. На новых легкосплавных двигателях он может вызвать коррозию.

Система охлаждения двигателя имеет довольно сложное устройство, надежная работа которой возможна только при исправности всех агрегатов. Неисправный вентилятор, неподходящая, а тем более поддельная, охлаждающая жидкость, легко устроят парилку под капотом.

А как работает ваша система охлаждения? И сталкивались ли вы с какими-либо проблемами? Оставляйте свои комментарии.

Еще об устройстве автомобиля:

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

autozam.ru

Система охлаждения двигателя: как она работает?

Иногда мы задумываемся над тем, как работает система охлаждения и зачем нужно прогревать мотоцикл перед выездом. Если хотите узнать все о системе охлаждения, прочтите эту статью.

 Система охлаждения необычайно важна вне зависимости от того, мотоцикл у вас, автомобиль или грузовик. Если она не работает, то и двигатель не будет функционировать. Излишнее тепло, возникающее во время его работы, отводится системой охлаждения, она поддерживает оптимальную для работы двигателя температуру.Двигатель мотоцикла преобразует огонь в тягу посредством сгорания топлива в рабочей камере двигателя, в результате чего выделяется избыточное тепло. Эта горящая смесь воздуха и бензина может раскалить двигатель до температуры в 2200 °С, в то время как температура, необходимая для нормальной работы двигателя, составляет 1100 °С.

Можно поделить энергию, возникающую при сгорании топлива, на три типа:

  • примерно одна треть энергии превращается в тягу;
  • половина оставшейся энергии выходит в выхлопную трубу неиспользованной;
  • остаток энергии превращается в тепло.

До этого момента мы обсуждали важность системы охлаждения для работы двигателя, но вопрос еще и в том, почему это так важно.

Ответ таков: система охлаждения, как уже говорилось, отводит излишнее тепло, производимое двигателем во время работы. В случае отказа системы охлаждения двигатель нагреется настолько сильно, что его детали просто расплавятся от жара горящего топлива, а поршни расширятся и застрянут в цилиндрах. Вы, должно быть, уже слышали о «заклинившем двигателе» ранее. Хотя через выхлопную трубу выходит большое количество тепловой энергии из двигателя, все же такие запчасти, как стенки цилиндров, поршни и крышки цилиндров, впитывают достаточное количество тепла. И через некоторое время, если деталь накапливает слишком много тепла, масляная пленка не может защитить ее от износа, в результате чего двигатель ломается. Все довольно просто.

Достаточно разговоров о работе системы охлаждения, давайте теперь посмотрим, из чего она состоит. Есть два типа систем охлаждения: воздушная и жидкостная. Жидкостная состоит из:

  • рубашки охлаждения двигателя;
  • термостата;
  • водяного насоса;
  • радиатора и его крышки;
  • охлаждающего вентилятора (электрического или на ременном приводе), шлангов;
  • радиатора печки;
  • расширительного бака.

Пока двигатель с жидкостной системой охлаждения работает, охлаждающая жидкость циркулирует по специальным каналам через блок цилиндров и крышки. И когда жидкость омывает двигатель, она поглощает тепло от его деталей и охлаждается, попадая в радиатор. Этот процесс повторяется до тех пор, пока мотор не заглушат.

Есть еще одна важная вещь, которую непременно нужно упомянуть здесь. Знаете, почему опытные люди советуют прогревать двигатель перед поездкой? Потому что недавно запущенный двигатель имеет низкую температуру и неэффективен. Если не прогревать его, масло становится грязным (увеличивая износ и уменьшая мощность), образуется выработка, расход топлива растет. Чтобы избежать всего этого, вам необходимо как следует прогревать двигатель перед каждым выездом. Все системы охлаждения рассчитаны на работу с хорошо прогретым двигателем и поддерживают оптимальную для его работы температуру.

liveposts.ru

Бесперебойная работа жидкостной системы охлаждения двигателя

Стражники терморежима

Даниил Минаев, фото автора

В рамках очередной душеспасительной беседы о бережном отношении к автомобилю затронем тему надёжного и бесперебойного охлаждения двигателя. Работа мотора с пониженной температурой охлаждающей жидкости вызывает повышенный износ, а перегрев способен прикончить отличный движок всего за несколько минут. Как этого избежать?

В этом материале не будем говорить о двигателях с воздушным или воздушно-масляным охлаждением – это редкая экзотика в мире грузовиков и автобусов, принципы поддержания которой в исправном состоянии предельно просты, поэтому заострим внимание на жидкостной системе охлаждения. Не будем приводить никаких теоретических выкладок и расчётов – только практика и эксплуатация, иначе на тему не хватит объёма журнала.

Нестареющая классика

Самое интересное, что принцип работы и основные компоненты системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, бензинового или дизельного, принципиально не менялись за всю историю автомобиля. Да, конечно, за сотню лет инженеры и конструкторы многое оптимизировали, пересчитали и подстроили под конкретные задачи и условия, но в целом это хорошо изученная система с классическим принципом действия.

Итак, жидкостная система охлаждения состоит из системы каналов в блоке и головках цилиндров, циркуляционного насоса – водяной помпы (у некоторой малогабаритной техники помпа отсутствует, такая система называется термосифонной, но это тоже из разряда экзотики), радиатора и термостата. Ещё могут присутствовать водомасляные теплообменники, расширительный бачок, перекачивающие насосы и масляный радиатор. Если система работает под избыточным давлением, как у большинства современных автомобилей (примерно 1,1–1,2 бар), то обязательно присутствует двойной паровоздушный клапан, установленный в пробке радиатора или расширительного бачка – самой верхней точке системы. Из электрических компонентов необходимо назвать датчики и указатель температуры, а вентилятор охлаждения может иметь три типа привода: постоянный – от ремня привода вспомогательных агрегатов, напрямую – от коленвала при помощи вискомуфты и электрический.

Теперь о неисправностях. Акцентируем внимание на аварийных отказах, которые случаются внезапно прямо на дороге, когда особых возможностей для ремонта нет.

Паническое бегство теплоносителя

Если причина вытекания значительного объёма охлаждающей жидкости (воды или антифриза) связана с повреждением прокладки головки блока цилиндров, разгерметизацией или повреждением блока, поломкой водяной помпы или её привода, ищите буксир или эвакуатор. В остальных случаях попробуем побороться за успешное завершение рейса и своевременную доставку груза. Антифриз – ужасно текучая жидкость. Малейшие неплотности в шлангах и хомутах, температурные зазоры, «дубение» уплотнителей на морозе и вот его и след простыл. Осматриваем и анализируем место течи, заменяем шлаг или хомут и восполняем потерянный теплоноситель. Вопрос чем? Для стареньких двигателей, работающих на воде всё ясно, но это прошлый век – любой современный автомобиль в системе охлаждения заправлен антифризом. Вопрос каким? Для пополнения уровня сбежавшего антифриза часто руководствуются цветом заправленной в систему жидкости. Это неверно. В производстве антифриза чисто теоретически может быть использован любой краситель, а вот состав может быть приготовлен на основе моноэтиленгликоля, полиэтиленгликоля или пропиленгликоля, содержать самые разные группы присадок, которые могут химически взаимодействовать между собой и с поверхностями двигателя.

Смешение этих составов может повысить их коррозионную агрессивность к сопрягаемым деталям, ускорив износ помпы или разрушение шлангов и сальников, на внутренних поверхностях деталей могут сформироваться отложения и окисловые (оксидные) плёнки, ухудшающие теплообмен современных тонкостенных моторов, все эти «бяки» ни к чему и внутри термостата, так как могут парализовать его работу. Поэтому в идеале, конечно, надо долить оригинальный состав, справившись с инструкцией.

Таблица 1. Примерные заправочные объёмы системы охлаждения Транспортное средство Заправочный объём, л
Фургоны и иные конструкции на базе легковых автомобилей 6–10
Грузовые автомобили полной массой до 3,5 т, микроавтобусы до 15 посадочных мест (LCV) 7–20
Грузовые автомобили и автобусы полной массой до 8 т 10–35
Грузовые автомобили и автобусы полной массой от 8 до 12 т, магистральные тягачи 15–40
Спецтехника до 150

Но по условиям задачи взять такой антифриз негде. Если в системе осталось хотя бы 25–30% «родного» антифриза, практика показывает, что, долив простой воды в данной ситуации вполне допустим, но лучше если вода будет дистиллированная или хотя бы деминерализованная (снеговая, дождевая). Пару тысяч километров вполне можно проехать на таком «коктейле» без последствий для мотора, а по прибытии на базу меняем весь антифриз с промывкой системы.

Таблица 2. Данные для приготовления антифриза при использовании концентрированного состава Количество концентрата, % Количество воды, % Температура кристаллизации
33 67 –18
50 50 –36
60 40 –52

Но если всё же есть возможность, купить качественный новый антифриз на ближайшей АЗС? В большинстве автомобилей старшего поколения используются антифризы синего или зелёного цвета, классифицируемые концерном VW (общепринято и используется повсеместно), как «G11». Затем на рубеже веков им на смену пришли карбоксилантные составы оранжево-красного цвета «G12», дальнейшее их развитие получило индекс «G12+», «G13». Смешение «11-го» и «12-го» не допускается, а вот «12+» или «G13» может принять в себя и «12-й» и кратковременно «11-й».

При плановом обслуживании вместо G11 допускается и даже рекомендуется замена его на более современный G12, но обратная замена недопустима. Следует напомнить, что интервал замены G11 – 2 года, G12 – 5 лет. Антифриз можно приобрести как в концентрированном, так и в готовом к применению виде. Последнее – не самое удобное, так как температура кристаллизации навязана поставщиком. Для справки в таблице 2 приводим соотношение антифриза и дистиллированной воды для условий эксплуатации в разном климате, а таблица 1 подскажет, сколько примерно придётся купить антифриза.

Самое главное помнить о том, что крайне нежелательно несоответствующим составом создать пресловутую оксидную плёнку, ухудшающую теплоотвод. Идеология современных конструкций – тонкостенные блоки требуют чистых поверхностей. Но если всё же произошло лёгкое оксидирование, это не повод для паники. В стационарных условиях можно промыть систему с использованием профессиональной чистящей химии, из практики скажу, что нет на сегодняшний день прямой доказанной взаимосвязи между оксидной плёнкой и досрочным капремонтом двигателя. По аналогии – курить тоже вредно, так как можно умереть…

Термостат вчера и сегодня

Для поддержания температуры охлаждающей жидкости в заданном конструкторами интервале (в большинстве случаев это диапазон от 80 до 100 °С) и ускорения прогрева двигателя нам служит прибор под названием термостат. Узел этот в целом надёжный и не капризный, по идее при отказе должен зависать в открытом положении – перегрев гораздо опаснее, чем недостаток температуры. Классические термостаты с восковым термочувствительным элементом постепенно в современных конструкциях вытесняют электронно управляемые с высокой точностью регулирования температурного режима.

Дело в том, что нынешние моторы высоких экологических классов для обеспечения низкой токсичности отработавших газов требуют точной температуры узкого диапазона в камере сгорания, и простенький прибор, принцип действия которого основан на тепловом изменении свойств материала, к сожалению, уже не годится. Неисправность термостата диагностируется резким повышением температуры охлаждающей жидкости, но при этом радиатор остаётся холодным. Единственный способ ремонта в дороге, если всё же термостат отказал в закрытом положении малого круга (в обход радиатора), – его (термостата) «ампутация».

Забивание дедовских «чопиков» после демонтажа бескорпусного термостата в каналы малого круга сегодня теряет актуальность, поэтому к месту ремонта следуем не быстро, постоянно контролируем температуру, так как антифриз, лишённый «царских врат» термостата циркулирует частично в обход радиатора, несколько повышая тепловую нагрузку.

Вентиляторные неприятности

В современном автомобиле можно и не заметить, что из-за засорённого снаружи или изнутри радиатора электрические вентиляторы работают более продолжительное время, чем предполагали конструкторы. В итоге они выходят из строя, мало того, что преждевременно, так ещё и в самый неподходящий момент, вызывая перегрев двигателя, не исключающий впоследствии дорогостоящий ремонт. Чтобы этого избежать, достаточно всего один раз в год перед летним сезоном удалять загрязнения с наружных поверхностей радиатора.

Но причиной невключения электровентилятора может быть и отсутствие управляющего сигнала. Команда на запуск вентилятора может исходить от датчика, установленного на радиаторе, а также от блока управления двигателем или отдельного блока, командующего работой вентиляторов. Итак, если стрелка указателя температуры антифриза поползла вверх, а электровентилятор молчит, съезжаем на обочину, проверяем предохранители и приводные ремни, убеждаемся, что крыльчатка не заклинила на валу и проворачивается свободно. Если всё на месте, замыкаем контакты датчика включения, если он есть. Затем, если не помогло, можно попробовать при помощи кусков электропровода подать напрямую напряжение на электродвигатель вентилятора. Заработало? Следуем к месту ремонта с постоянно работающим вентилятором.

Если не помогло, включаем печку на полную мощность и, поглядывая за пресловутой температурой, неспешно плетёмся в гости к электрику-диагносту. Если крыльчатка вентилятора приводится вискомуфтой, как на большинстве европейских магистральных тягачей, то отказавшую вискомуфту можно временно блокировать, поколдовав с попавшимся под руку крепежом, но двигателю будет немного холодно с постоянно работающим гигантским пропеллером, поэтому лучше всё же дотянуть до базы и применить адекватные технологии ремонта…

Сессия вопросов и ответов

Есть ли смысл устанавливать радиатор повышенного объёма при эксплуатации автомобиля в условиях жаркого климата?

Все серьёзные автопроизводители, в зависимости от рынка сбыта и соответственно с учётом климатических условий конкретного региона, предусматривают различные спецификации техники. Для жарких стран помимо увеличенного объёма системы охлаждения может быть увеличен заправочный объём моторного масла, установлен водяной насос повышенной производительности, датчики включения вентиляторов и термостат с другими настройками, и плюс ко всему могут быть установлены дополнительные теплообменники. Так что если грузовик прибыл со вторичного рынка в ваш южный край, есть смысл изучить каталоги запчастей и модификации конкретной машины и дооборудовать её так, как предполагает завод-изготовитель в полном объёме. Установка только бóльшего радиатора, несомненно, даст некоторый запас по охлаждению, не факт, что достаточный, но может и дисбалансировать систему – зимой двигатель может не нагреваться до рабочей температуры.

Можно ли бороться с течью в системе охлаждения путём использования различных герметизирующих материалов (присадок), заливаемых непосредственно в радиатор или расширительный бачок, насколько эта химия эффективна?

Серьёзную брешь в радиаторе или трубопроводах и шлангах уж точно никакой чудо-баночкой не устранить, всё равно придётся демонтировать, опрессовывать, затем паять либо менять неисправный радиатор. Эти составы временно могут устранить лишь небольшую течь, но вреда от них больше, чем пользы. Если герметик системы охлаждения оказался низкого качества или вы переборщили с дозировкой, то непременно страдает радиатор отопителя – более компактный с тонкими каналами, может забиться герметизирующим материалом и заклинить термостат, герметик может осесть в нижней части радиатора и ухудшить теплоотвод. Словом, прибегать к такому «ремонту» стоит лишь тщательно взвесив все «за» и «против», тем более что это всё равно не решит проблему, а лишь отсрочит предстоящее ремонтное воздействие.

Как правильно промыть радиатор?

В первую очередь необходимо промыть снаружи соты радиаторов струёй проточной воды. Использовать для этого аппараты высокого давления, имеющиеся на большинстве автомоек, не рекомендую – слишком велика вероятность повреждения тонких переборок, что в дальнейшем только ухудшит теплоотвод. Вполне подойдёт струя из обычного поливочного шланга, затем аккуратно продуваем соты сжатым воздухом под небольшим давлением, особое внимание – нижней части радиатора, так она больше забивается из-за дорожной грязи и пыли. Если наружные загрязнения серьёзные, как обычно бывает на строительной или внедорожной технике, могу посоветовать метод из личной практики. Освободив доступ к радиатору путём демонтажа декоративных решёток, интеркулера и т. д. при помощи простейшего опрыскивателя (подойдёт даже такой, который используют при уходе за домашними цветами) наносим на поверхности радиатора, желательно с двух сторон, шампунь для бесконтактной мойки кузова, после нанесения выжидаем примерно 5 минут и промываем струёй воды, удаляя загрязнения и остатки шампуня. Чтобы быстро и эффективно промыть радиатор изнутри, достаточно из подручных средств смастерить переходник для подводящего шланга таким образом, чтобы подать внутрь струю проточной воды. Если такая мойка не помогла, то в современных реалиях радиатор проще заменить, к тому же старый радиатор у вас с удовольствием и небезвозмездно примут в цветмет.

Необходимо ли в зимний период устанавливать на фальшрадиаторную (декоративную) решётку утепляющие кожухи, закрывать её картоном и т.п?

Если в комплект поставки автомобиля с завода входят подобные шторы, жалюзи, пластины, то их следует использовать в соответствии с руководством по эксплуатации. В совсем уж суровом северном климате или при специфике использования транспорта, когда техника длительное время вынуждена работать в режимах малых нагрузок, водителям приходится самостоятельно добиваться оптимального температурного режима, и это один из основных и доступных способов. Во всех остальных случаях недогрев двигателя свидетельствует о неисправности термостата или управляющей автоматики вентиляторов системы охлаждения.

На первый взгляд всё в порядке, уровень антифриза в норме, вентилятор работает, радиатор горячий, значит, термостат исправен, течей нет, температура в норме, но двигатель внезапно закипает?

Основная причина такого развития событий – неисправность клапанов избыточного давления в крышке радиатора или расширительного бачка (паровоздушные клапаны). На всякий случай следует проверить исправность датчика и указателя температуры.

www.gruzovikpress.ru